Формальные науки. Какие есть науки

Формальные науки берут начало в математических текстах, датируемых 1800 г. до н. э. (вавилонская математика), 1600 г. до н. э. (древнеегипетская математика) и 1000 г. до н. э. (древнеиндийская математика), задолго до формирования научного метода . Индийские, древнегреческие и арабские математики внесли большой вклад в математику, в Китае и Японии независимо развивалась собственная математическая традиция.

Кроме математики, логика является примером формальной науки с древней историей . Явный анализ способов логического вывода имел место в Китае, Индии и Древней Греции. На современную логику оказала влияние, главным образом, древнегреческая традиция, которая получила продолжение в трудах арабских логиков.

Другие формальные науки во многом связаны с математикой и вышли из неё. В начале XVII века появляются первые работы по теории вероятностей (статистике). С середины XX века начинают бурно развиваться исследование операций , теория информации , теоретическая информатика и другие формальные науки. В отношении теоретической информатики следует отметить, что её зарождение усматривается в работах Тьюринга и иногда прослеживается до Бэббиджа и даже Лейбница . Появление новых дисциплин показывает, что математика была только одной из многих в ряду формальных наук.

В противоположность естественным и социальным наукам формальные науки в известном смысле логически и методологически независимы от эмпирических методов. В формальных науках подход к исследуемым объектам абстрактен, вместе с тем получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности .

Примечания

Литература

  • Mario Bunge (1985). Philosophy of Science and Technology . Springer.
  • Mario Bunge (1998). Philosophy of Science . Rev. ed. of: Scientific research . Berlin, New York: Springer-Verlag, 1967.
  • C. West Churchman (1940). Elements of Logic and Formal Science , J.B. Lippincott Co., New York.
  • James Franklin (1994). The formal sciences discover the philosophers" stone . In: Studies in History and Philosophy of Science . Vol. 25, No. 4, pp. 513-533, 1994

Ссылки

  • Interdisciplinary conferences - Foundations of the Formal Sciences - материалы конференций по формальным наукам (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Формазин
  • Формальные методы

Смотреть что такое "Формальные науки" в других словарях:

    - ’НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ’ (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно… …

    НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ - (1910) одна из наиболее значимых работ Риккерта, в которой излагаются основы разработанной им методологии исторического знания. Книга представляет собой переработку и публикацию, причем в значительно расширенном виде, идей доклада, прочитанного… … История Философии: Энциклопедия

    математизация науки - МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУКИ применение математики для теоретического представления научного знания. И само научное знание, и математика, и математизация научного знания зародились в античности. Первую математическую концепцию природы создали… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия

    Научное знание

    Официальная наука - Наука особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический… … Википедия

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания. Все науки обычно делятся на три группы: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки. К естественным наукам относятся… … Философская энциклопедия

    КРОMAH - (Kroman), Кристиан Фредерик Вильгельм (29 марта 1846 – 26 июля 1925) – дат. бурж. философ, проф. Копенгагенского ун та (1884–1922). Гносеология (см. О познании природы – Vor Naturerkendelse , 1883) близка к неокантианской. К. строит теорию… … Философская энциклопедия

    ХВОСТОВ Вениамин Михайлович - (29.02.1868, Керчь 5.02.1920, Москва) философ, социолог, правовед. Окончил юридический ф т Московского ун та, в к ром, получив степень магистра, а затем степень доктора, с 1895 по 1911 г. и с 1917 г. читал лекции по римскому праву. Преподавал… … Русская Философия. Энциклопедия

    - (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия

Книги

  • Философия науки В 2-х частях. Часть 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры , Ивин А.А.. Настоящий учебник посвящен основным проблемам философии науки. Наука в нем понимается предельно широко, она включает естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. Книга состоит…

формальные науки биологии, формальные науки юношей
Форма́льные нау́ки - совокупность наук, занимающихся исследованием формальных систем. К формальным наукам относятся: математика, логика, кибернетика, теоретическая информатика, теория информации, теория систем, теория принятия решений, статистика, некоторые аспекты лингвистики.

Формальные науки берут начало в математических текстах, датируемых 1800 г. до н. э. (вавилонская математика), 1600 г. до н. э. (древнеегипетская математика) и 1000 г. до н. э. (древнеиндийская математика), задолго до формирования научного метода. Индийские, древнегреческие и арабские математики внесли большой вклад в математику, в Китае и Японии независимо развивалась собственная математическая традиция.

Логика, так же как и математика, является примером формальной науки с древней историей (смотри статью История логики). Анализ способов логического вывода имел место в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. На современную логику оказала влияние, главным образом, древнегреческая традиция, которая получила продолжение в трудах арабских логиков.

Другие формальные науки во многом связаны с математикой и вышли из неё. начале XVII века появляются первые работы по теории вероятностей (статистике). С середины XX века начинают бурно развиваться исследование операций, теория информации, теоретическая информатика и другие формальные науки. отношении теоретической информатики следует отметить, что её зарождение усматривается в работах Тьюринга и иногда прослеживается до Бэббиджа и даже Лейбница. Появление новых дисциплин показывает, что математика была только одной из многих в ряду формальных наук.

В противоположность естественным и социальным наукам формальные науки в известном смысле логически и методологически независимы от эмпирических методов. формальных науках подход к исследуемым объектам абстрактен, вместе с тем получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Примечания

  1. Классификация наук // Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004

Литература

  • Mario Bunge (1985). Philosophy of Science and Technology. Springer.
  • Mario Bunge (1998). Philosophy of Science. Rev. ed. of: Scientific research. Berlin, New York: Springer-Verlag, 1967.
  • C. West Churchman (1940). Elements of Logic and Formal Science, J.B. Lippincott Co., New York.
  • James Franklin (1994). The formal sciences discover the philosophers" stone. In: Studies in History and Philosophy of Science. Vol. 25, No. 4, pp. 513-533, 1994

Ссылки

  • Interdisciplinary conferences - Foundations of the Formal Sciences - материалы конференций по формальным наукам (англ.)

формальные науки биологии, формальные науки изучающие, формальные науки о, формальные науки юношей

Формальные науки Информацию О

Формальные науки - дисциплины, касавшиеся формальных систем, таких как логика, математика, статистика, теоретическая информатика, информационная теория, теория игр, теория систем, теория решения и части лингвистики. Принимая во внимание, что естественные науки стремятся характеризовать физические системы, формальные науки касаются характеристики абстрактных структур, описанных системами знака. Формальные науки помогают естественным наукам, предоставляя информацию о структурах последнее использование, чтобы описать мир, и какие выводы могут быть сделаны о них.

История

Формальные науки начались перед формулировкой научного метода, с самыми древними математическими текстами, относящимися ко времени 1800 до н.э (вавилонская математика), 1600 до н.э (египетская математика) и 1000 до н.э (индийская математика). С тех пор различные культуры, такие как индийские, греческие и исламские математики сделали крупные вклады в математику, в то время как китайцы и японец , независимо от более отдаленных культур, развили свою собственную математическую традицию.

Помимо математики, логика - другой пример одного из самых старых предметов в области формальных наук. Как явный анализ методов рассуждения, логика получила поддержанное развитие первоначально в трех местах: Индия с 6-го века до н.э, Китай в 5-м веке до н.э и Греция между 4-м веком до н.э и 1-м веком до н.э. Формально сложная обработка современной логики спускается с греческой традиции, будучи информированной от передачи аристотелевской логики , которая была тогда далее развита исламскими логиками. Индийская традиция также продолжалась в ранний современный период. Родная китайская традиция не выживала вне старины , хотя индийская логика была позже принята в средневековом Китае.

Поскольку много других дисциплин формальной науки полагаются в большой степени на математику, они не существовали, пока математика не развилась на относительно продвинутый уровень. Пьер де Ферма и Блез Паскаль (1654), и Христиан Гюйгенс (1657) начали самое раннее исследование теории вероятности. В начале 1800-х, Гаусс и Лаплас развили математическую теорию статистики, которая также объяснила использование статистики в страховке и правительственном бухгалтерском учете. Математическая статистика была признана математической дисциплиной в начале 20-го века.

В середине двадцатого века математика была расширена и обогащена повышением новых математических наук и технических дисциплин, таких как операционное исследование и системное проектирование. Эти науки извлекли выгоду из фундаментального исследования в электротехнике и затем развитием электрического вычисления , которое также стимулировало информационную теорию, числовой анализ (научное вычисление), и теоретическая информатика. Теоретическая информатика также извлекает выгоду из дисциплины математической логики, которая включала теорию вычисления.

Различия от других форм науки

В противоположность эмпирическим наукам (естественный и социальный), формальные науки не включают эмпирические процедуры. Они также не предполагают знание случайного факта или описывают реальный мир. В этом смысле формальные науки и логически и методологически априорно, поскольку их содержание и законность независимы от любых эмпирических процедур.

Хотя формальные науки - концептуальные системы, испытывая недостаток в эмпирическом содержании, это не означает, что у них нет отношения к реальному миру. Но это отношение таково, что их формальные заявления держатся во всех возможных мыслимых мирах (см. действительную формулу) – тогда как, заявления, основанные на эмпирических теориях, такой как, скажем, Общая теория относительности или эволюционная биология, не держатся во всех возможных мирах, и, может в конечном счете оказаться, не держится в этом мире также. Именно поэтому формальные науки применимы во всех областях и полезны во всех эмпирических науках.

Из-за их неэмпирического характера формальные науки истолкованы, обрисовав в общих чертах ряд аксиом и определений, из которых выведены другие заявления (теоремы). Другими словами, теории в формальных науках не содержат синтетических заявлений ; все их заявления


Цели философии в отличие от науки
Наука в отличие от философии
1-е отличие мифа от науки
2-е отличие науки от мифа
А с точки зрения самого мифического сознания, ни в каком случае нельзя сказать, что миф есть фикция и игра фантазии (А. Ф. Лосев
У Платона душа состоит из 3-ёх частей: разумная душа (мозг), яростная душа (сердце), вожделеющая душа (связана с печенью).
Концепции мышления как целеполагающей деятельности и реальности как потока опыта или сознания образуют основу для прагматистског
Опыт, по Джемсу, полностью совпадает с реальностью
Итак, прагматизм представляется, во-первых, - известным методом; во-вторых, известной генетической теорией истины
Проблема взаимоотношения хр-ва и науки.
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Тема Предмет и проблемы философии науки. Классификация наук , 78.43kb.
  • 1 материалы к лекциям предмет и задачи курса , 430.19kb.
  • Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по Истории и философии науки , 33.95kb.
  • Типовая учебная программа (Образование высшее профессиональное) русскийязы к по группам , 170.01kb.
  • Австрийская стипендия (Ossterreich Grant) для работы над темами, связанными с Австрией , 15.97kb.
  • Предисловие 3 , 188.12kb.
  • , 236.83kb.
  • Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории , 259.08kb.
  • Научно-вспомогательный библиографический указатель , 4901.81kb.
  • Курс «История и философия науки» является одной из дисциплин кандидатского минимума. , 407.06kb.
БИЛЕТ 1.

1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки.

2. Эмпирический уровень научного знания, его природа и структура.

3. М.Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия»

  1. В 19 в. -нач. 20 в. история и философия науки существовали раздельно, к сер. 20 в. стало ясно, что философия науки должна разрабатываться с учётом истории науки. История науки тоже существенно поменялась. Стало ясно, что она не является «систематическим курсом», типа курса химии, биологии, математики. Философия науки должна нам сказать, чем должна быть наука и вытесняется философией науки, которая пытается ответить на вопрос «Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль выразил Имре Лакатос в 60-е гг. 20в.: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа».
Философ не претендует на то, что он обладает некоторыми и знаниями и тем более может их сообщить. Позиция философа по отношению к науке – незнание.

Классификация наук. Наук много, про их столкновении возникают новые. Конкретной классификации наук нет. Но общая схема классификации восходит к 20-30 гг. 20 в. (непозитивизм, классический позитивизм):

  1. Естественные
  1. Физические и инженерные (астрономия, физика, химия, науки о материалах)
  2. Науки о живом + медицина + биоинженерия
  3. Науки о Земле: геология, география, почвоведение, экология, климатология, астрономия.
  1. Формальные
  1. Математика
  2. Логика
  3. Computioal Sciense
  1. Социальные и гумунитарные
  1. История
  2. Филология
  3. Лингвистика
  4. Экология
  5. Психология
  6. Педагогика и образование
  7. Экономическая география
Социальные науки (III-VII) ближе к естественным по своим методам. Гумунитарные – I-II.

Стеклов выделяет науки естественные и противоестественные. Ландау - естественные, неестественные, сверхъестественные.

Таким образом, наряду с диахронным («историческим»: возникновение науки приурочивают к разным историческим эпохам) плюрализ­мом «науки» имеет место и ее синхронный плюрализм. Он обусловлен существенным различием предметов и методологического арсенала разных научных дисцип­лин.

Взаимоотношение слов «история», «философия», «наука». Философия не относится к науке, это особая познавательная деятельность. История о греческого ɛστοτια, historia. Это слово имеет несколько значений: 1) расспрос; 2) исследование, разыскание; 3) знание, наука; 4) рассказ о прошлых событиях.

Примеры употребления этого слова: Теофраст - «История растений», «Естественная история».

Примеры употребления слова «философия»: Ньютон – «математические начала натуральной философии».

Что касается слова «наука». Греческое слово ɛπιστημη обозначало достоверное знание. Оно соответствовало латинскому слову «scientia» -знание. К науке слово «scientia» стало применяться в 19 веке применительно к естественным наукам.

19 в. Становится переломным, ученый – это определённый социальный статус. Огюст Конт – «курс позитивной философии», позитивизм. Позитивная наука противопоставляется философии.

  1. Эмпирического познания представляет собой взаимодействие созна­ния с чувственно воспринимаемыми предметами. Возможности и границы эмпи­рического познания детерминированы операциональ­ными возможностями свойствами такой ступени раци­онального познания, как рассудок. Деятельность пос­леднего заключается в применении к материалу чувственных данных таких операций, как абстрагиро­вание, анализ, сравнение, обобщение, индукция, выд­вижение гипотез эмпирических законов, дедуктивное выведение из них проверяемых следствий, их обосно­вание или опровержение и т. д.
Для понимания природы эмпирического знания важно различать по крайней мере три качественно различных типа предметов: 1) вещи сами по себе («объекты»); 2) их представление (репрезентация) в чувственных данных («чувственные объекты»),""3) эм­пирические (абстрактные) объекты. Формирование сознанием содержания «чувственных объектов» на основе его сенсорных контактов с «вещами в себе» существенно зависит от многих факторов. Прежде всего, конечно, от содержания самих познаваемых объектов. Но, с другой стороны, как это доказано в психологии восприятия, также от целевой установки исследования (практической или чисто познаватель­ной). Это относится к любому виду познания, не только научному, но и обыденному и др. Целевая установка выполняет роль своеобразного фильтра, механизма отбора важной, значимой для «Я» информации, полу­чаемой в процессе воздействия объекта на чувствен­ные анализаторы. В этом смысле верно утверждение, что «чувственные объекты» - результат «видения» сознанием «вещей в себе», а не просто «смотрения» на них. Тот же самый процесс фильтрации сознанием внешней информации имеет место и на уровне эмпи­рического познания, который приводит к формирова­нию абстрактных (эмпирических объектов). Разница лишь в том, что количество фильтров, а тем самым ак­тивность и конструктивность сознания на этом уровне резко возрастает. Такими фильтрами на эмпирическом уровне научного познания являются: а) познаватель­ная и практическая установка; б) операциональные возможности мышления (рассудка); в) требования язы­ка; г) накопленный запас эмпирического знания; д) интерпретативный потенциал существующих науч­ных теорий. Эмпирическое знание может быть опре­делено как множество высказываний об абстрактных эмпирических объектах. Только опосредованно, часто через длинную цепь идентификаций и интерпретаций, оно является знанием об объективной действительно­сти («вещах в себе»). Отсюда следует, что было бы боль­шой гносеологической ошибкой видеть в эмпиричес­ком знании непосредственное описание объективной действительности. Например, когда ученый смотрит на показания амперметра и записывает в своем отчете: «Сила тока равна 5 ампер», он вовсе не имеет в виду описание непосредственного наблюдения «черная стрелка прибора остановилась около цифры 5». Резуль­татом его протокольной записи является именно опре­деленная интерпретация непосредственного наблюде­ния, предполагающая, между прочим, знание некото­рой теории, на основе которой был создан данный прибор.

При всей близости содержания чувственного и эмпирического знания благодаря различию их онтоло­гии и качественному различию форм их существова­ния (в одном случае - множество чувственных обра­зов, а в другом - множество эмпирических высказы­ваний), между ними не может иметь место отношение логической выводимости одного из другого. Это озна­чает, что эмпирическое знание неверно понимать как логическое обобщение данных наблюдения и экспери­мента. Между ними существует другой тип отношения: логическое моделирование (репрезентация) чувствен­но данных в некотором языке. Эмпирическое знание всегда является определенной понятийно-дискурсной моделью чувственного знания.

Необходимо отметить, что само эмпирическое зна­ние имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпири­ческие высказывания (с квантором существования или без), так называемые «протокольныепредложения». Их содержанием является дискурсная фиксация резуль­татов единичных наблюдений; при составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблю­дения.

Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представля­ют собой индуктивные обобщения протоколов, это - обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсут­ствие или наличие некоторых событий, свойств, отно­шений в исследуемой предметной области и их ин­тенсивность (количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели.

Третьим, еще более высоким уровнем эмпиричес­кого знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т. д.). Научные зако­ны - это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мер­ность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказы­ваний с квантором общности. («Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы - элек­тропроводный, «Все планеты вращаются вокруг Солн­ца по эллиптическим орбитам» и т. д. и т. п.) Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, элиминативной индук­ции, индукции как обратной дедукции, подтверждаю­щей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднознач­ной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание. Поэтому эмпирическое знание по своей природе является в принципе гипотетическим

Наконец, самым общим, четвертым уровнем суще­ствования эмпирического научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствую­щих эмпирических законов и фактов (феноменологи­ческая термодинамика, небесная механика Кеплера и др.). Являясь высшей формой логической организа­ции эмпирического знания, феноменологические тео­рии, тем не менее, и по характеру своего происхожде­ния, и по возможностям обоснования остаются гипоте­тическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, т. е. обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимен­та) не имеет доказательной логической силы, а в луч­шем случае - только подтверждающую.

Различия между уровнями внутри эмпирического знания являются скорее количественными, чем каче­ственными, так как отличаются лишь степенью общно­сти представления одного и того же содержания (зна­ния о чувственно-наблюдаемом). Отличие же эмпири­ческого знания от теоретического является уже каче­ственным, то есть предполагающим их отнесенность к существенно разным по происхождению и свойствам объектам (онтологиям). Можно сказать, что различие между эмпирическим и теоретическим знанием явля­ется даже более глубоким, чем различие между чув­ственным и эмпирическим знанием.

  1. Макс Вебер (1864-1920 гг., Германия) - создатель «Понимающей социологии». Предмет анализа Вебера – поведение человека. Смысл поведения - достижение определенных целей.
Смысл науки – «интеллектуализация». Наука –феномен культуры. Смысл науки –в науке, в поддержании самой себя учёный мотивирован страстью.

Типология действий человека:

Целерациональное действие (идеальный тип).

Ценностно-рациональное (аффективное и традиционное)

Социология изучает те действия человека, которые можно объяснить с точки зрения пользы и рациональности. По Веберу только специализация в науке дает точные не размытые результаты. Завершенная работа всегда специальна.

Важной составляющей особенности характера ученого является то, что он должен заниматься ею со страстью, вдохновением - только «верные идеи» ученого дают полноценный результат.

Вебер: В науке должна быть специализация, иначе глубина познания будет размыта.

Цели науки по ВЕБЕРУ: ради науки, как процесса рационализации жизни людей. Наука делает культуру. Наука-это движение к истине, путь к Богу. Наука дает способ познания действительности. В науке - есть доказательства, опровержения ради уточнения.

Ценности научного сообщества 19 века:

1. Деление науки на специальности, возникновение смежных специальностей (био-физика). Верные идеи - это лучины страсти и мотивации. Мотивации ученого-это главная ценность его личности.

2. Смысл науки в ее практической ценности, а бесконечность бессмысленна, так как наука-это способ познания действительности.

Вывод: рациональная наука 19 века уничтожает науку, как бесконечный процесс, делая ее лишь рациональной, практичной.

Типы социального действия по М. Веберу:

  • целерациональное действие характеризуется ясностью и однозначностью осознания личностью своей цели, соотнесённой с рационально осмысленными средствами её достижения. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих его людей и эффективное использование их поведения для достижения поставленной им цели. Идеальный вид действия по Веберу. Эволюция – увеличение доли целерациональных действий.
  • ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально понятой цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие всегда подчинено "заповедям" или "требованиям", в повиновении которым данный человек видит свой долг.
  • аффективное действие обусловлено непосредственными чувствами, эмоциями, осуществляется в состоянии аффекта, т. е. в состоянии бурно протекающего эмоционального переживания (ярость, ужас, отчаяние).
  • традиционное действие осуществляется на основе глубокого усвоения социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, не подлежащее проверке на истинность. (невеста всегда в белом) В разряде традиционных действий может оказаться как "нравственно" привычное, что говорит о том, что человек поступает "как все".

Традиционное и аффективное действия противостоят ценностно-рациональному, поскольку в последнем действующий сознательно соотносит свои поступки с определённой ценностью как целью. Однако этот тип действия только относительно рационален , так как абсолютизируется сама ценность, на которую ориентируется индивид и не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Целерациональное действие отличается от ценностно-рационального тем, что оно всецело рационально , тогда как рациональность второго ограничена иррациональной заданностью ценности.

БИЛЕТ 2.

1. Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств.

2. Теоретическое научное знание, его структура и методы построения.

3. Проблемы социального функционирования науки по работе Роберта Мертона. «Эффект Матфея в науке, II. Кумулятивное преимущество и символизм интеллектуальной собственности»