Почему важно правильно поставить цель в млм бизнесе? Цели угрожают будущему. Расчет премии по результатам работы

Постановка целей по smart – «умной» технологии, придающей задачам реалистичность, является мощным инструментом. Он позволяет правильно оценить положение вещей и сделать цели достижимыми.

Критерии постановки цели по smart просты и лаконичны. Но для того, чтобы соответствовать им, нужно провести предварительную работу по декомпозиции – разложение планов до уровня мелких ежедневных действий. А потом применить метод PDCA (цикл Деминга), чтобы ни на шаг не отступать от поставленных задач и в случае необходимости вовремя скорректировать тактику их достижения.

Итак, постановка цели по smart предполагает много работы:

  • декомпозиция, чтобы вписаться в критерии цели по smart;
  • SMART, чтобы закрепить результаты декомпозиции в наглядной и лаконичной форме»;
  • PDCA, чтобы постоянно следовать поставленным задачам.

Цели по системе smart: разбираемся с технологией

Разберем сначала критерии цели по технологии smart. Примеры приведем чуть дальше.

SMART - это изящный акроним, который формирует слово, в переводе с английского означающее – «умный». Каждая буква в нем является первой в названии одного из неотъемлемых параметров правильной цели:

  • S - specific - конкретная;
  • M - measurable - измеримая;
  • A - achievable, ambitious, agressive, аttractive - достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательна;
  • R - relevant, resource - согласованная, ресурс;
  • T - time bound - ограниченная по времени.

S (specific) - конкретная

По сути, это «венец» цели по smart. В коротком тезисе содержится вся необходимая информация, который отвечает на вопросы: что именно должно быть сделано, когда и в каких количественных показателях?

M (measurable) - измеримая

Этот критерий расшифровывает цель. Прописываются чек-поинты, реперные точки, контрольные показатели, выполнение которых приведет к достижению цели. Именно по ним необходимо ориентироваться, достигнута ли цель или нет. Данные показатели вычисляются по методу декомпозиции, но об этом чуть ниже.

A (achievable, ambitious, agres s ive, аttractive) - достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательная

Это многогранный критерий . И у всех она своя. Самое главное, чтобы цель для каждого оставалась привлекательной (аttractive).

Достижимая (achievable) – для сотрудников. Вы спускаете четкие и ясные показатели эффективности подчиненным по их индивидуальной ежедневной активности, которые соответствуют стандартам отрасли. Обеспечиваете ресурсами их выполнение (рабочие места, технологии, , обучение и т.д.). Затем мотивируете на результат материальными и нематериальными методами.

Амбициозная (ambitious) – для руководителей. Для них достижение цели должно стать не просто выполнением показателей, как для рядовых сотрудников, но и вызовом всех их опыту, знаниям, уму и сообразительности. Они должны понимать, что в их руках большой проект и есть определенные ограниченные ресурсы для его реализации.

Агрессивная (agressive) – для собственников. Это самый высокий уровень. Поставленная самим предпринимателем цель должная несколько превосходить его представления и кажущиеся возможности. В противном случае вы просто не будете двигаться вперед.

R (relevant) – реалистичная, актуальная.

Данный параметр отвечает за реалистичность и уместность тех методов, которыми вы будете пользоваться. Чтобы понять, что реально, а что нет, все задачи должны разбиваться на этапы и подзадачи. Это опять же к вопросу о декомпозиции.

T (time bound) - ограниченная во времени

Тут все предельно, ясно. Цель должна иметь сроки. Иначе, все ваши самые лучшие порывы и инициативы превратятся в аморфное состояние. Чтобы соблюдать сроки, контролируйте выполнение промежуточных показателей.

Цели по smart пример

Формулировка цели по smart предполагает ясно изложенные по алгоритму и в соответствии с параметрами технологии тезисы.

Цель должна быть конкретной

Неправильно

Стать лидером рынка

Правильно

Войти в десятку топовых компаний отрасли к 01.01.2019, увеличив выручку на 25%, прибыль на 10%, достигнув оборота 900 000 млн руб. в год.

Цель должна быть измеримой

Неправильно

Делать больше продаж

Правильно

Чтобы достичь цели, каждый продавец должен закрыть 10 сделок в месяц со средним чеком 100 000 руб. (Цифры являются результатом декомпозиции планов по прибыли)

Неправильно

Достичь повышения прибыли на 10%

Правильно

К окончанию второго квартала достичь повышения прибыли на 10%

Цели проекта по smart: их разновидности

Чтобы вам было проще, разберемся, какой может быть постановка целей по smart. Примеры, которые мы приведем, являются стандартными бизнес-задачами. Каждую из них можно и нужно «smartировать».

Финансовый результат

Цель по финансовому результату может быть только одна – увеличение прибыли. Это общая и основная задача любого бизнеса. Чтобы подготовить ее к «прогону» по smart, воспользуйтесь методом декомпозиции.

  1. Поставьте цель по прибыли
  2. Вычислите необходимые объем выручки по доле прибыли
  3. Посчитайте количество успешных сделок, разделив выручку на средний чек
  4. Узнайте сколько потребуется лидов с учетом имеющейся и улучшающейся
  5. Установите количество действий на каждом этапе бизнес процесса по промежуточной конверсии.
  6. Разделите полученный результат на количество рабочих дней
  7. Посмотрите способны ли на сегодняшнем уровне закрыть поставленную цель по прибыли. Или придется нанимать дополнительных продавцов? Если, все реально, то сформулируйте цель по smart.

Лидогенерация и лидоконвертация

Это более частные цели, нежели планы по прибыли. Тем не менее, их достижение способно самым существенным образом повлиять на финансовый результат. Задачи по и лидоконвертации также нужно ставить по smart.

Лидогенерация – замеряйте эффективность каналов и работайте с маркетинговым бюджетом.

Лидоконвертация – отслеживайте работу сотрудников на каждом этапе бизнес-процесса, а затем корректируйте их тактику или проводите тренинги.

Повышение показателей активности продавцов

Под показателями активности подразумевается количество действий сотрудников: звонков, встреч, отправленных коммерческих предложений и выставленных счетов. Цель, заключающаяся в повышении этих показателей, также является вспомогательной. Но она должна быть конкретной, и ее достижение напрямую влияет на выручку.

Цель по технологии smart: PDCA

Как только цели поставлены, декомпозированы и очерчены по smart, приступайте к их воплощению по технологии PDCA.

PDCA или цикл Деминга представляет собой постоянный «круг» действий, которые направленны на улучшение всех методов, ведущих к цели по алгоритму:

  • Plan - Планируй
  • Do -Делай
  • Check - Проверяй
  • Act - Корректируй/действуй

На практике сначала ставите цели по методике smart в цифрах, (plan), потом совершаете действия (do), которые приведут к этим целям. Затем проверяете результаты (check) и вносите изменения (act). И так по кругу до тех пор, пока вы не придете к тем цифрам, которые запланировали.

Раскроем подробнее фазы по PDCA – подхода, способствующего реализацию целей по smart.

Планирование

В фазе планирования происходит декомпозиция больших целей до уровня ежедневных показателей для каждого сотрудника коммерческой структуры компании.

  1. Оценка текущей ситуации
  2. Подсчет показателей
  3. Разработка плана мер
  4. Выделение ресурсов для реализации плана мер
  5. Обозначение промежуточных чек-поинтов
  6. Распределение ответственности

Реализация плана

Сотрудники начинают действовать в соответствии с утвержденным планом. Тут важно четко следовать задуманному, чтобы понять, насколько прогнозы совпадают с реальным положением вещей.

Контроль

Контроль осуществляется на ежедневной основе по системе оперативной отчетности. Данная система предполагает оценку персонального результата работы сотрудника по 3 формам отчетности.

1. «План оплат на неделю». В форме в обязательном порядке проставляются ориентировочные даты поступления средств от контрагентов.

2. «План оплат на завтра». Частная форма предыдущего отчета, которая способствует выполнению еженедельного плана.

3. «Факт оплат за сегодня». Все оплаты, которые были запланированы на определенный день должны пройти. Если этого не происходит, значит требуется немедленная коррекция.

Также организационно контроль осуществляется через регулярные совещания с обсуждением целей по smart. Совещания бывают 3 видов:

  1. Еженедельные собрания
  2. Ежедневные собрания
  3. «Летучки»

Еженедельные собрания длятся 1-1,5 часа и затрагивают широкий спектр тем: публичное оглашение планов для каждого менеджера, работа над ошибками, промежуточные результаты конкурсов, точечное обучение.

Ежедневные собрания длятся 30 минут и имеют целью контроль ежедневных результатов, а также промежуточное стимулирование сотрудников.

«Летучки» – это такие пятиминутные планерки с отдельными представителями отдела продаж, тактику которых необходимо «подретушировать».

Самое главное, чтобы совещания всегда имели четкий регламент. Приведем пример.

  • Факт за прошедший день (по каждому сотруднику и отделам);
  • План на сегодня (по каждому сотруднику и отделам);
  • Что сделать, чтобы повторить успех или наоборот не допустить ошибок;
  • Итоги по отдельным показателям эффективности.

Корректировка

По результатам проверки могут быть выявлены некоторые несоответствия между целями по smart и реальным положением вещей. В этом случае требуется корректировка тактик. Однако, чем качественнее смартированы задачи, тем незначительнее будут вносимые изменения.

Мы рассказали, как правильно обращаться с целями: ставить, декомпозировать, проверять и затем воплощать их. Придерживайтесь алгоритма и совершенствуйте свои методы.

Настоящей целью, лично я называю ту, которая не дает уснуть, а утром будит, как ракета. Она дает силы и мужество делать то, чего раньше не делал или делал плохо. Ты хочешь о ней рассказывать своим друзьям снова-и-снова, ты думаешь о конечном результате своей цели и теперь ты готов услышать самую большую свою ошибку…

Самая главная ошибка состоит в том, что хватит болтать, давай действовать. Черт, вы это уже миллионы раз видели-слышали. Что же вам тогда такое сказать, чтобы вы начали действовать…

Какая главная причина недостижимости цели?

Цель — это мечта, которая воплощается в реальность. Настоятельно рекомендую прочесть , особенно ее конец, но после прочтения этой.

Обычно, когда ставится цель — вы сразу видите перспективы, и тут же сталкиваетесь с проблемами. Это неизбежно. И это правильно, но лишь на первое мгновение. Когда ваш мозг превращает мечту в цель, вы сразу начинаете видеть проблемы. И где-то на подсознании ваш мозг ассоциирует вашу цель с проблемами. А проблемы нужно решать очень быстро, но в подобающем большинстве случаев, ваши цели не решишь за неделю/месяц. Ну кроме, если у вас есть много денег в начале. Кстати, это важный момент. Ведь я рассказываю, как ставить цели и достигать их без стартового капитала. Это первая причина, по которой вы не достигаете цель. Ваш мозг ассоциирует цель, как проблему, и не решив ее за краткий период времени (неделю или месяц ), мозг начинает давать вам . Я об этом писал в предыдущей статье.

Как нужно правильно поставить цель, чтобы ее достичь?

Рокфеллер наталкивает на мысль, что цель — деньги, это провал. У меня такое было, делюсь горьким опытом. Летом 2015 года я заработал достаточно денег, при этом вложил минимум усилий. Идеальное сочетание, которое привело меня к осенней депрессии, где я очень приложился к алкоголю и словил мощного МакКонахи. И тут еще книги Сардарова додавили меня окончательно. Выбраться мне помогло лишь то, что я устроился на работу, и это дало хоть какой-то повод вставать утром, а не в 15:00, как я это обычно делал. Жуткие времена, скажу я вам. Внешне я показывал успешный фасад, но внутри гнил, как портрет Дориана Грея.

Отсюда я делаю вывод, что нужно ставить несколько целей, которые будут объедены на достижение главной мечты. Главная мечта любого человека — это быть счастливым. От мысли об этом, аж мурашки идут по коже. Поэтому нужно понимать, достигнуть вашей мечты помогут 3((три цели): здоровье, женщина, бизнес (или карьера* ).

* — не всем нужно идти делать бизнес. Я вообще, если честно, хочу чтобы люди работали только у меня ибо я готов вам давать больше, чем другие, чтобы ваша жизнь была комфортной. Я зафиксировал это . Можете открыть и прочитать.

Кому нужен заработанный миллион долларов, если при этом испортилось здоровье и нет близкого человека? На нахрен такое.

Цель №1. Здоровье.

Нужно начать изнутри, поэтому ваш рацион нужно срочно менять. Мой друг по фитнесу говорит, что есть есть 3 (три) супер простых метода следить за своим рационом питания:
— не есть слишком много жирных/сладких продуктов (мясо, колбаса, конфет, молоко, пиво и т.д. )
Вы можете есть жаренное мясо, конфеты, булочки и т.д. но лишь в небольших количествах. Если вы раньше ели мясо каждый день, то уменьшите его прием до 2-3 дней в неделю.
— ежьте маленькими порциями, но 4 раза в день
Утром в 7-8, обед 12-13, полдень 16-17, вечер 19:30-20:30
— хорошо пережевывайте пищу
Даже эти маленькие порции можно растянуть и хорошенько прожевывать. Если после приема пищи вы чувствуете голод — это нормально, пища еще не усвоилась, пройдет 10 минут и он пройдет.

И это сделать очень просто. Просмотрите этот видео-пост о продуктах питания, где я собрал видео, которые будут для вас очень полезными.

Ах да, еще вдогонку запишетесь в спортзал и тренируйтесь 3 раза в неделю. Пройдитесь по всем тренажерам, бегайте на дорожках. Будьте в тонусе.

Цель №2. Женщина.

Здесь либо хорошо, либо очень плохо. По средине не бывает. Тут либо вопрос: «как познакомиться?» или «как удержать отношения?». Вы наверное слышали ответ на этот вопрос, вот он: «Будь самим собой». Что серьёзно, так просто?
Если ты тюфяк, то и девушку ты себе найдешь тюфячку.
Если ты болтун — то и девушку ты себе найдешь болтушку.
Если ты красивый — то и девушку ты себе найдешь красивую.
Но, если ты красивый и богатый, но не хвастун и не тюфяк — то ты можешь себе, как найти так и выбрать любую девушку.
Но, если ты уверенный в себе и интересный (с тобой есть о чем поговорить ), при этом не богатый и красивый, не тюфяк и болтун — то ты также можешь себе, как найти так и выбрать любую девушку.

Знакомьтесь в соц. сетях, раскрывайте то, что вам нравится и что вы делаете. Будьте открыты — и общайтесь с новыми девушками каждый день. К примеру, вы обсуждаете что-то в соц.сетях/форуме и вам понравился ответ какой-то девушки — пишите ей в ЛС, у вас уже есть причина, почему вы написали — дальше развивайте диалог.

Как итог, вы с кем-то встретитесь и сможете построить отношения. Поэтому я говорю, будьте самим собой и вы найдете девушку, которой вы либо понравитесь тем, каким вы есть либо же вы ей понравитесь тем, что вы такой же, как и она.

Цель №3. Бизнес.

1. Идите на работу к тем, кто уже сделал подобный бизнес
А вы думали, что миллионерами становятся лишь начав делать свой бизнес? Вы правильно думаете, только начать реальный бизнес, что позволит вам реализовать вашу мечту, нужно с уже заработанными деньгами. Мой друг говорит, что самое главное — это постоянно откладывать деньги . Отсюда делаем 2 вывода:

начинать бизнес нужно снизу.
Идите в ту сферу, в которой вы хотите открыть собственный бизнес, и узнайте всю внутреннюю кухню и т.д. К примеру, как сделал я? Придя на собеседование, я сказал, что готов очень упорно поработать неделю и если вас устроят результаты — то вы примете меня на работу, а если нет — то я уйду, платить мне не надо. Неделю я все вынюхивал и смотрел на результаты. Я экспериментировал во всем, что только было можно. Не тратя при этом свои деньги. И я получил негативные результаты. А я так надеялся, что это могло сработать у меня. А в реальности все вышло по другому. Я сделал выводы и понял, как нужно делать правильно.

P.S. Основной доход в это время мне приносил фриланс, так что Вы перестрахуйтесь, прежде чем, так действовать. Но зато именно такой подход даст вам результат. Говорю так, потому что прошел через это.

зарабатывая деньги, 30-40% откладывайте.
Со временем, когда вы придете к выводу: открываем офис или работаем удаленно и раз в месяц собираемся — вам нужно как-то оплачивать работу других людей. Лишь немногие согласятся работать за идею или за % от гипотетической прибыли.

Еще 2 бонусных и очень важных совета, что ускорят достижение ваших целей.

Первый состоит в том, что нужно найти человека для реализации ваших под-целей (здоровье, отношения, бизнес ). Уже есть коучи, которые говорят о том, как достичь ваших целей. Они находятся в вашем городе или интернете. Найдите их и пусть они вам помогут, как за деньги так, и за ваш отзыв о них. Есть еще вариант бартера. Вы даете им то, чем сами занимаетесь. Если вы уже дошли до того, что у вас есть продукт (товар или услуга ).

Второй в том, что вы все будете конкретизировать. Для каждой цели нужно написать дату, до которой вам нужно ее выполнить и шаги ее достижения. Помните я писал выше о том, что рекомендую статью для прочтения? Прочтите ее, когда закончите здесь.

Как ставить цели? Алгоритм Достижения Любой Цели

1. Превратить мечту в цели. Читайте как это сделать
2. Поставьте 3 дополнительные цели.
3. Найдите человека в интернете/в вашем городе, что уже достиг того, что вы хотите.
4. Начинайте бизнес снизу.

Выводы о достижении целей

Вы можете видеть, что больше всего я написал о бизнесе. Это потому что на первые 2 цели, я также как и большинство людей не уделяют должное внимание. Особенно это касается предпринимателей, которой говорят, что сначала бизнес, а потом здоровье и отношения. Я тоже так считал, но уверяю вас, никакой бизнес не стоит того, что у вас будет плохое здоровье и одиночество.

На этом все, с вами был Andrey Kos. До встречи в следующей статье об уверенности в себе.

На сегодняшний день, как считает Манфред Ке де Ври, один из ведущих мировых экспертов по вопросам лидерства и стратегического управления, организации, в которых преобладали контроль, послушание и иерархия (три C: control, compliance, compartmentalization), уступили место организациям, сосредоточенным на идеях, информации и взаимодействии (три I: ideas, information, interaction). Соответственно, изменились и цели, которые преследуют люди, эти организации составляющие.

Раньше основной ценностью компании для подавляющего большинства людей, и владельцев и работников, была стабильность. Владельцы хотели передать своим наследникам четко работающую машину по добыванию денег, а работникам, в обмен на свою лояльность к работодателю нужна была гарантия занятости и перспектива получать по окончании трудового периода хорошую пенсию.

Современный бизнес, при всем желании, обеспечить такой ценностью никого не может. Те компании, которые начинают стремиться к стабильности, очень быстро становятся неконкурентоспособными. Вместо потерявшей актуальность «стабильности» на сцене появляются «достижение» и «возможности».

А «облуживание» таких ценностей требует совершенно других инструментов, тех, которых и в помине не было (за очень редким исключением) во время индустриального периода развития экономических отношений. Так, на предыдущем этапе, когда организации были долгоживущими и стабильными, нужда в четком понимании и внешнем и внутреннем пиаре корпоративной Цели просто отсутствовала, основный устремлением любой организации было экстенсивное развитие, стремление стать больше. «Перспективы» и «возможности», которые вынуждены предлагать своим сотрудникам современные организации, требуют несколько иного подхода.

Цель.

Скажи мне, куда ты идешь, и я скажу, кто ты.

Постановка Цели – это не только способ пообещать своим сотрудникам перспективы и удовлетворение от достижения, не только средство координации усилий всех подразделений и работников, но и ключевой элемент сегментации и позиционирования компании. Это как раз тот самый случай, когда «цель определяет средства». Если из существующей формулировки цели позиционирование компании не является очевидным, то будет вполне логично дополнить ее парой слов, которые устранят этот недостаток. Согласитесь, это гораздо легче, чем выдумывать и, главное, продвигать формулировку позиционирования как еще один стратегический инструмент, как еще один элемент корпоративной культуры.

Чтобы предотвратить размывание, цель должна быть сформулирована предельно четко и ясно, и сделано это должно быть письменно.

Но это в том случае, если Цель уже есть. А если ее нет? Как правильно сформулировать цель организации? В качестве одного из вариантов для решения этой проблемы можно использовать не сложную технологию, опробованную нами уже на десятках организаций.

Для начала нужно понять, чего же все-таки от организации хочется в принципе. И «понимать» это должны не только владельцы компании, но и как можно большее количество сотрудников. По крайней мере, топ-менеджмент – обязательно. Существенно проще, конечно, это сделать, когда фирма организуется «с нуля». Тогда корпоративный кодекс формирует инициативная группа, и при последующем наборе сотрудников уже идет отсев по принципу «когерентности» целей потенциального сотрудника и заявленной корпоративной Цели.

Первый этап, этап выяснения намерений, всегда самый сложный. Всегда трудно понять, чего именно хочется от организации. Так как все понимают, что Цель должна быть достаточно глобальной, то часто скатываются к декларациям стремлений к достижению неких идеальных состояний, типа «мир во всем мире» или «все счастливы». Другой крайностью является фиксация на сумме прибыли. Вряд ли читателям стоит напоминать, что деньги в данном случае следствие, а не причина.

Проводя подобные «фирмообразующие» мероприятия, мы обычно поступаем следующим образом: сначала участникам предлагается определить какие задачи организация должна решить в ближайшие полгода-год (в зависимости от специфики деятельности организации и от ее «темпа»). Если участников много, то такая работа происходит в группах. Потом результаты работы всех групп соединяются в единый «котел задач». Обычно в таком котле оказывается достаточно много задач. Затем видение ближайшего будущего «утрясается» - путем взаимных переговоров в режиме «круглого стола». Это происходит путем отсева тех задач, которые попали в этот список случайно, и «слиянием» остальных: часто выполнение одних задач приводит к автоматическому выполнению других. В результате в списке остается 3-4 наиболее важные и глобальные задачи.

После этого логично сдвинуть горизонт видения и проделать ту же самую операцию, целясь уже на 3 года. И еще раз, намечая результаты пяти или десятилетней работы. Иногда разумно проделать и еще один цикл рассуждений, определив задачи организации на 20-тилетний период. В принципе, если выражаться языком геометрии, то простейший прогноз будущего развития организации можно было бы составить, используя только две точки: начальное (сегодняшнее) состояние и положение, которого планируется достигнуть в конце первого временного периода (полгода-год). Очевидно, что это была бы прямая. К сожалению, развитие современного бизнеса редко удается описать с помощью столь простой аппроксимации. Поэтому и необходимо путем последовательных итераций «добраться» до более отдаленных во времени состояний.

Первый «волшебный» результат заключается в том, что, учитывая, что средний срок жизни современных организаций составляет 10-20 лет и постоянно сокращается, выполнение задач наиболее отдаленного горизонта планирования как раз и можно считать Целью организации. Второй «волшебный» эффект состоит в том, что чем более далекое время мы рассматриваем, тем проще приводить первичный список задач к единому знаменателю. Что весьма нам на руку, ведь в конечном итоге нам нужно выбрать наиболее одну, наиболее глобальную, главную задачу. Выполнение которой вполне логично и объявить Целью Компании.

Третий эффект проявляется в том, что чем дальше мы будем забираться по времени, тем больше формулировки задач будут смещаться от неких количественных показателей в сторону качественных параметров. То есть, мы естественным образом будем переходить от числовой конкретики, свойственной рабочим задачам, к определению качественных состояний, свойственному стратегическому планированию.

Четвертый эффект будет выражаться в том, что двигаясь в планировании успехов организации последовательно по времени, мы избегнем основной ошибки, которую обычно допускают на этом этапе планирования: мы, естественным образом, выполним функцию самоограничения, избегнув соблазна покуситься на решение слишком глобальных и малоосуществимых задач.

Теперь, когда мы определили, чего же на самом деле хочет компания (по крайней мере, сегодня), то мы можем переходить ко второму, лексическому, этапу.

Основная работа на этом «лексическом» этапе – игра с различными словесными формулировками. Для того, чтобы использование Цели было максимально эффективно, мы должны, держа в фокусе ключевой смысл, выделенный на предыдущем этапе, подобрать такое его словесное выражение, которое будет удовлетворять ряду необходимых условий.

Правила, которым должна удовлетворять Цель

Чтобы создать цель, дающую «харизматическую силу », необходимо выполнить следующие условия:

  • Цель должна быть сформулирована в терминах достижения. То есть основную роль в ней должен играть глагол в действительном залоге. Например, «сделать», «достигнуть», «стать».
  • Достижение цели сделает компанию и людей, в ней работающих, абсолютно уникальными. Этому правилу, например, отвечает цель «стать абсолютным лидером в каком-то сегменте рынка».
  • Цель достижима «в принципе».
  • Цель не противоречит моральным ценностям сотрудников. Именно поэтому такая высокая текучка кадров в таких сегментах бизнеса, как сетевой маркетинг и продажа тайм-шеров (тайм-шер – продажа в собственность какой-либо недвижимости, обычно апартаментов в курортных местах, по принципу «разделённого времени»).
  • Цель нравится людям, они считают её достойной.

Получив формулировку, удовлетворяющую всем этим критериям, нужно еще раз проверить ее на то, присутствует ли в ней, хотя бы в общих чертах, путь, которым предполагается этой цели достигнуть. То есть, правильно ли и определено ли вообще в этой формулировке позиционирование фирмы и сегмент (рынок), на котором она будет работать и достигать поставленных целей. И, если это не сделано или сделано недостаточно четко, добавить недостающие звенья в определения.

Так, в одной фирме, которая занималась исключительно торговлей средствами для бритья, цепочка этих рассуждений выглядела следующим образом:

1 год: «Войти в число ведущих московских игроков на рынке средств для бритья»
3 года: «Стать лидером российского бритвенного рынка»
5 лет: «Войти в пятерку крупнейших игроков парфюмерно-косметического рынка России»
10 лет: «Стать абсолютным лидером торговли парфюмерией и косметикой в России»

Анализ последней формулировки показал, что в ней не задан сегмент, на котором фирма собирается работать, то есть рынок определен слишком общо, стать лидером во всех сегментах этого рынка (крупный опт, средний и мелкий опт, розничная торговля) сразу просто не реально. А в части сегментов, например, в розничном, и бессмысленно, так как там есть настолько сильные конкуренты, что с экономической точки зрения смысла ввязываться в конкурентную борьбу там просто нет. Тогда появилась следующая формулировка:

«Стать абсолютным лидером в крупнооптовой торговле парфюмерией и косметикой в России».

Уже «теплее». Однако отсутствует еще одна деталь. В этом определении не содержится даже намека ответа на вопрос, каким образом фирма собирается достичь столь замечательных результатов. Путем длительной работы по анализу целевой клиентуры, особенностей современного российского крупнооптового парфюмерно-косметического рынка было выбрано несколько вариантов позиционирования, которые могли бы «в принципе» привести к такому успеху. Это:

  • Создание разветвленной филиальной сети.
  • Получение выделенного статуса (например, эксклюзивные права на дистрибьюцию на определенной территории) у ведущих западных производителей парфюмерии и косметики.
  • Жесткий ценовой прессинг.

По ряду причин, например, из-за отсутствия финансировать в достаточном объеме филиальную сеть, и из-за неготовности представительств основных западных производителей к долгосрочным отношениям с российскими партнерами (по крайней мере, на тот момент), фирма решила идти по последнему варианту. Окончательная формулировка Цели Компании, в результате, выглядела следующим образом:

«Стать абсолютным лидером в крупнооптовой торговле парфюмерией и косметикой в России за счет постоянно лучшего предложения (в порядке убывания важности: цена, ассортимент, сервис)».

Задачи

С фиксацией окончательной формулировки Цели, заканчивается стадия индукции – движения рассуждений от частного к общему. Следующая стадия, как не трудно догадаться, стадия дедукции – нужно пройти обратный путь, от общего к частному.

Сформулировав Цель, мы теперь должны зафиксировать основные промежуточные вехи, пройдя через которые мы, практически гарантированно, должны попасть в «рай», положение, где наша Цель достигнута.

Я обычно делю все множество задач, которые стоят перед организацией, на две части, принципиально отличающиеся друг от друга как по принципу постановки, так и по способам исполнения.

К первым относятся задачи «качественные». Для их постановки необходимо четко понять, каким конкретно способом, за счет каких методов и технологий организация собирается добиться воплощения своей Цели. Фактически, здесь нужно как можно полнее раскрыть тот смысл, который изначально был вложен в позиционирование и сегментирование компании. Потом следует разбить процесс освоения и/или внедрения этих методов и технологий на этапы, достижение которых, в свою очередь, и будет являться «качественными» задачами. Реально, выполнение «качественных» задач определяет «внутренние» успехи компании. Те успехи, которые не видны внешнему наблюдателю, но которые являются базой, фундаментом, для появления успехов внешних.

Для фирмы из предыдущего примера качественные задачи, в общих чертах, могли бы выглядеть примерно следующим образом:

  • Создание эффективной системы переработки грузов (логистика: транспорт и склад).
  • Создание эффективной системы обработки заказов.
  • Создание эффективной системы закупки.

Каждая из этих достаточно глобальных задач, чьей основной целью является обеспечение более низкой себестоимости единицы товара, чем у конкурентов, в свою очередь дробится на более мелкие этапы, связанные, например, с созданием или внедрением определенных технологий (начиная с наиболее простых, как, например ABC-анализ, и заканчивая сложными, вплоть до технологий собственной разработки), подготовкой сотрудников определенной квалификации и т.д.

Другой тип задач я называю «линейными». Такое определение им дано потому, что они отмечают линейное (надеюсь, поступательное) движение организации, достижение состояний, качество которых определяется внешними показателями, в основном, в сравнении с конкурентами и с общими показателями рынка.

В качестве таких задач очень подходит то, что было сформулировано во время мозгового штурма по определению Цели. Так, для организации из нашего примера, эти задачи подошли практически идеально. Однако не стоит забывать, что так бывает далеко не всегда. И эти задачи в любом случае необходимо проверить на соответствие «генеральной линии».

Основное правило и для линейных и для качественных промежуточных планов: чем ближе, тем конкретнее. Однако оптимальный горизонт планирования, на котором нужно сосредоточить основные аналитические усилия – 3 месяца. «Что нельзя сделать за 3 месяца, нельзя сделать в принципе».

Напоследок стоит заметить, что никакие планы, и даже сама Цель Компании, не должны быт догмой. По крайней мере, для самой верхушки управленческой иерархии компании. Внешний мир постоянно изменяется. И то, что было хорошо вчера, совсем не обязательно будет так же хорошо и сегодня. Не говоря уже про завтра. Всем планам, задачам и целям всех организаций необходимо постоянная корректировка. Эмпирически выведенная нами закономерность показывает, что наиболее эффективно описанную в этой статье процедуру проделывать с периодичностью раз в три месяца. По крайней мере, в ее «дедукционной» части. Озадачивать же себя тем, правильно ли задана глобальная Цель организации, нужно никак не реже, чем раз в год.

В этой статье раскроем принцип постановки цели перед предприятием и основные методы ее формирования.

Вы узнаете:

  • Какие цели нужно ставить на жизненном пути.
  • Для чего нужно ставить цели в бизнесе.
  • Как правильно ставить цели.
  • Как научиться ставить цели перед собой и своими подчиненными.
  • Какие стратегии помогут поставить цель и достигнуть ее.
  • Как SMART помогает ставить цели.

Какие цели важно ставить на жизненном пути

Обычно цель неразрывно связана с достижением конечного итога, и неважно, осязаем ли он или же движение было направлено на обретение чего-то нематериального, например духовное развитие, изучение наук, получение новых знаний. На пути к своей мечте человек проходит через множество промежуточных испытаний, условий достижения результата. Если, к примеру, взять обучение в школе, то среди прочих задач в виде приобретения знаний, окончания учебного заведения и получения аттестата, можно рассмотреть и промежуточные цели, среди которых может быть общение с одноклассниками, посещение развивающих секций, успехи в спорте. Не стоит абсолютизировать цель, путь к ее достижению не менее важен, а порой даже существеннее, чем сама задача.

Цель у человека зачастую неразрывно связана с его мечтой, но, в отличие от последней, цель предполагает активные действия для достижения результата. В своих мыслях вы можете продумать пути реализации задач и отсеять то, что сделать сложно или практически невозможно. В мечтах намного проще выстроить алгоритм действий, просчитать всевозможные варианты и, взвесив все за и против, начать движение к реализации задуманного. Мечтая, человек интуитивно понимает и чувствует, на что он способен, чего действительно хочет, поэтому начинает мысленно перебирать возможные варианты решения задач. Затем, составив наиболее оптимальный план действий, он начинает путь к достижению своей цели.

Именно цели – большие и малые, личностные или во благо других людей – все они заставляют человека двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом, развиваться и ставить себе все новые и новые задачи. Рожденная из мечты, цель становится ключом к постижению новых знаний, приобретению полезных навыков, помогает развить талант и получить жизненный опыт.

Нужно ли ставить цели в бизнесе

Любая бизнес-деятельность постоянно и неразрывно связана с постановкой новых целей. Этого требуют и условия современности, и сама специфика производства. Бывают различные ситуации, когда руководство сталкивается с необходимостью постановки новых или переосмысления текущих целей и задач.

Очень распространена в этом плане ситуация, когда у компании возникают проблемы в работе: потеря клиентов, падение прибыли, отказ от сотрудничества поставщиков, финансовые трудности. В подобных обстоятельствах руководство начинает анализировать обстановку, искать причину финансовых проблем, просчитывать новые пути и способы привлечения заказчиков и повышения дохода компании.

На следующем этапе проводится организаторская деятельность по выявлению слабых мест, оптимизации производства и реорганизация управления, поиск оптимальных логистических решений. На этой стадии возникает необходимость формулирования иных задач в деятельности компании, что сопровождается переосмыслением старых и постановкой новых целей.

Альтернативной ситуацией, когда предприятие сталкивается с необходимостью поиска и постановки новых целей, является потребность в развитии. Компания успешно и стабильно работает на рынке, но руководство понимает, что ее деятельность может быть масштабнее, прибыль выше, а рынок сбыта шире. Тогда менеджмент ставит перед персоналом новые задачи и цели, ищет возможность расширения производства. Затем выполняется анализ работы конкурентов, и если компания-соперник более успешна и ее прибыль выше, то делаются соответствующие выводы и ставятся новые цели.

Почему же именно правильная постановка цели и выбор приоритетов в деятельности компании столь важны? Казалось бы, предприятие стабильно работает на рынке, развивается, так зачем же постоянно ставить новые задачи перед сотрудниками и вести компанию к какой-то цели? Ответ прост: если вы не знаете, к чему стремится ваша фирма, какие цели перед ней установлены, то нет разницы, каким путем она развивается, с кем сотрудничает, как ведет основную деятельность. Зачастую для предприятия отсутствие цели становится первостепенным источником проблем в работе, если оно ни к чему не стремится, то останавливается на месте и не делает попыток выйти за сложившийся круг обстоятельств, даже если функционирование в них успешно.

В любой момент внешние факторы за пределами ближайшего окружения способны измениться, и те, кто не готов к этому, могут испытать финансовые трудности или даже прекратить свою деятельность. Правильно расставленные цели стимулируют компанию к развитию, делают ее более устойчивой, позволяют успевать за стремительно изменяющимся рынком. Не стоит забывать и о конкурентах: если все время стоять на месте, достигнув какого-то определенного успеха, и дальше ни к чему не стремиться, то рано или поздно более активные и передовые компании начнут вытеснять с рынка. Постановка новых целей и задач – жизненно необходимая функция, позволяющая руководству поддерживать деятельность предприятия и развиваться.

Но цели и задачи это не одно и то же, хотя зачастую под целями подразумевают задачи и наоборот. Здесь важно точно понимать отличия этих двух родственных по смыслу понятий. На пути к цели всегда стоит целый ряд задач, решение которых и приводит к желаемому итогу. Достигнутый результат – это цель, а задачи – это те промежуточные этапы, которые повседневно стоят перед компанией, идущей к своей цели. Простой пример: приобретая спиннинг, мы не ставим перед собой цель купить удилище, мы хотим поймать рыбу. Для того чтобы достигнуть своей цели, необходимо решить простейшие задачи – взять спиннинг, блесны, катушку, леску, поехать на водоем и, самое главное, начать рыбачить. Стоит помнить, что цель должна быть соизмерима со средствами ее достижения – на спиннинг, предназначенный для ловли небольших окуней, очень сложно будет поймать огромную щуку.

Но что если вы не смогли правильно определить и сформулировать для себя цели или спутали их с задачами?

Рассмотрим простой пример. В некоем городке было два провайдера, предоставляющих доступ в интернет. Один из них был государственный, неповоротливый, но так как он долгое время был первым и единственным в городе, то большая часть клиентов была за ним. Потом в город зашел новый провайдер, построил современную высокоскоростную сеть. И переманил почти всех пользователей интернета к себе, предоставив им более гибкие тарифы и лучшие технические условия.

Старый провайдер начал терять клиентов – слухи о новом, более лояльном к потребителю провайдере и более удобных и выгодных условиях предоставления доступа к сети быстро распространились по городку, и вот уже через полгода у компании-старожила совершенно не осталось пользователей.

Старый провайдер начал предпринимать попытки вернуть клиентов, для этого он проложил современную сеть, сделал похожие тарифы, заставил техников расклеить по всему городу яркие объявления. Также нанял несколько человек в службу технической поддержки, чтобы они обзванивали старых клиентов и предлагали им вернуться.

И что же в итоге? Старые клиенты не вернулись. Когда стали выяснять, почему же массовые телефонные звонки населению не способствовал привлечению клиентов, выяснилось – операторы посчитали, что их целью является информирование абонентов о технических улучшениях в сети провайдера, они звонили ради того, чтобы позвонить. Хотя на самом деле их основной целью был возврат старых и привлечение новых потребителей.

Когда же компания разработала другую стратегию, операторы стали звонить и предлагать людям более выгодные тарифы и более стабильную работу сети, клиенты начали возвращаться к этому провайдеру.

Любая деятельность направлена на достижение цели, которая напрямую с этой деятельностью не связана. Для успешности работы и достижения своих целей первостепенно необходимо определить, чего в конечном итоге вы хотите добиться, а также хорошо представлять количественные параметры желаемого. Например, если целью компании служит увеличение прибыли, то необходимо точно понимать, насколько она должна вырасти. Не стоит недооценивать свои силы: если вы чувствуете, что можете найти способ поднять прибыль своей компании не на 30, а на 45 процентов – дерзайте! Ведь, возможно, вы найдете какой-то способ увеличить доход предприятия на существенно больший процент. При этом нет никакой необходимости в обосновании именно такого роста прибыли.

Грамотному руководителю стоит обратить внимание на ясное формирование цели – понятной, точной, хорошо измеримой в количественном и качественном эквиваленте, которую персоналу будет легко увидеть и понять. Также необходимо стимулировать и вдохновлять коллектив на достижение поставленной цели, чтобы сотрудникам было интересно к ней идти. Путь при этом должен быть разбит на понятные контрольные точки, чтобы персонал по достижении этих маркеров понимал, не сбился ли он с курса, все ли делает верно. Если цель определена нечетко, сотрудники предприятия могут постоянно задаваться вопросом: «А в правильном ли направлении мы движемся и эффективны ли пути достижения поставленной цели?».

Любая цель должна быть сформулирована максимально понятно и точно, неважно, в каком виде это будет. Написанная на бумаге шариковой ручкой, выгравированная лазером на стальной пластине, или плакат, встречающий каждое утро работников на проходной, – цель должна быть лаконична, понятна и доступна для понимания всем участниками процесса ее достижения.

Как правильно ставить цели

Из грамотно и точно поставленной цели можно сформулировать представление о месте предприятия в экономических отношениях и не выводить этот аспект в отдельный стратегический инструмент, но в этом случае не стоит перегружать цель несвойственными ей корпоративными элементами.

Как же правильно сформулировать и поставить перед организацией цель, как сделать так, чтобы каждый сотрудник видел смысл своей работы и понимал пути движения к нужному итогу?

Вначале необходимо осознать, на что ориентирована деятельность организации, к чему стремится ее руководство. Обязательным условием является максимальное понимание руководителями и начальниками подразделений того, что хочет получить от своей работы компания. Желательно, чтобы и каждому сотруднику это было ясно. Проще всего происходит понимание поставленной цели в только формирующихся компаниях, ведь с нуля всегда проще осмыслить, на что будет ориентирована деятельность предприятия, к тому же в самом начале всегда появляется определенная группа людей, которая и формирует основные векторы развития.

Этот же коллектив задает корпоративный кодекс, позволяющий понять, подходит ли нанятый сотрудник для фирмы, совпадают ли его личные интересы с приоритетами предприятия – так проще в самом начале деятельности отсеять неподходящих кандидатов.

Самым сложным для компании всегда является первый период, в котором оформляются намерения организаторов и направления работы фирмы. И на этом этапе главное – не уйти в максимализм, не ставить себе нереализуемых задач, не идеализировать свою деятельность. Также не надо абсолютизировать сумму прибыли: замечательно, что фирма будет всегда иметь положительный баланс, но не стоит стремиться к какому-то фиксированному значению. В идеале доход должен постоянно расти, но на первых этапах становления организации так бывает далеко не всегда.

Прежде всего надо сформировать план задач, реализация которых на начальной стадии жизни предприятия первостепенна. На решение этих вопросов может потребоваться достаточно много времени – полгода и даже год в зависимости от сферы деятельности компании. Во время формирования предприятия и налаживания его внутренних процессов появляется множество целей, достижение которых позволяет руководителю увидеть ближайшее будущее фирмы. В это время происходит вычленение задач, которые попали в список первостепенных случайно, процессы внутри предприятия упрощаются, в результате решение части текущих вопросов производится по итогам уже реализованных ранее.

В результате к завершению первого этапа создания предприятия остается несколько наиболее важных, масштабных задач.

После этой стадии стоит расширить видение на более длительный период и попытаться спрогнозировать развитие компании уже на срок от трех лет, от пяти и даже попробовать себе представить, какой будет организация через 20 лет. Далее надо определить задачи для предприятия на эти долгосрочные периоды, а также решить для себя, какие хотелось бы получить промежуточные итоги на каждом из данных этапов. Можно нарисовать простейшую функцию, в которой расставить точки-маркеры и каждой из них присвоить определенные особенности, формирующие понимание, каких целей в каждом таком моменте должна достигнуть фирма и с каким результатом завершить каждый этап своего существования. В идеальных для бизнеса условиях на такой функции получились бы прямые линии для любого периода, но в реальности развитие предприятия намного сложнее.

Видение того, какой может стать компания за длительный период, дает нам несколько удобных инструментов для реализации деятельности на пути к поставленной цели.

  • Во-первых, сегодня средний срок существования предприятий постоянно сокращается, на данный момент он представляет период в 10–20 лет, поэтому выполнение задач наибольшего запланированного горизонта времени можно считать искомой целью предприятия. К тому же этот период позволяет найти что-то объединяющее все первостепенные задачи и на основании этого подвести их к единому знаменателю. В свою очередь, это даст возможность нам выбрать наиболее важную, фундаментальную цель.
  • Во-вторых, у нас появляется шанс увидеть параметры организации не в количественных показателях, а в качественных, так как чем дальше мы будем расширять временные рамки существования компании, тем больше мы отойдем от конкретных цифр и показателей к более качественным характеристикам. Цифровые количественные параметры обыкновенно сопровождают рабочие, простые задачи компании, увидеть же качественные показатели, абстрагировавшись от чисел, нам помогает планирование на более длительные периоды.
  • В-третьих, очень важно, что, последовательно продвигаясь на этапе планирования по определенным фазам существования организации, мы на каждом будем ставить себе только текущие цели и задачи, постепенно повышая их масштабность. Это позволит в ранние годы существования организации отграничиться от соблазна взяться за выполнение слишком масштабных задач, малоосуществимых на первых порах становления предприятия, то есть выдвигать перед компанией только такие вопросы, которые она на данном этапе способна решить, и не тратить время и ресурсы впустую.

Определив, к осуществлению каких целей будет стремиться фирма на каждом этапе своего развития, необходимо закрепить это в четких словесных формулировках. Не упуская ключевой смысл, нужно подобрать слова так, чтобы максимально доступно и точно сформулировать корпоративную цель.

Для того чтобы вдохнуть силу в работников и сделать их единым организмом на пути достижения целей предприятия, необходимо выполнить следующие условия:

  • Надо использовать сильные действительные глаголы, такие как стать, достигнуть, добиться, сделать, усовершенствовать. Эти слова сами по себе обладают определенной силой, содержат символы успеха.
  • Работа в фирме для реализации поставленной цели и само ее достижение должны делать и сделать людей незаурядными, при этом сам труд в компании становится символом уникальности человека, в ней работающего. Этому условию удовлетворяет цель «стать безоговорочным лидером в регионе, где функционирует предприятие», стать «лучшей организацией на рынке».
  • Никаких но! Цель абсолютно достижима! Никаких сомнений у работников в реализации выработанной предприятием генеральной линии развития быть не должно.
  • Цель не должна быть в оппозиции к моральным ценностям работников, так как в противном случае будет наблюдаться постоянная текучка кадров, люди не смогут переступить через свою совесть и, например, продавать некачественный продукт.
  • Цель надо ставить такую, чтобы она была достойна усилий, люди должны сами желать ее достижения.

После того как перспектива предприятия получила точную формулировку и обрела материальный вид, например в виде плана развития производства, расписанного на бумаге, стоит проверить, есть ли в ней путь, которым компания намеревается двигаться, а также упомянут ли сегмент рынка, на котором будет достигаться поставленная цель.

Зачастую при формировании способов и средств достижения целей менеджеры недостаточно четко формулируют план действий. Так, например, одна фирма составила такой перспективный план:

1 год: «Зайти на рынок и стать одной из ведущих фирм по поставке и монтажу бытовых кондиционеров в Екатеринбурге».

3 года: «Стать лидером российского рынка бытовых кондиционеров».

5 лет: «Попасть в пятерку лидеров рынка климатических систем и систем кондиционирования в России».

10 лет: «Стать единственным поставщиком систем кондиционирования в России».

Если внимательно рассмотреть последнюю формулировку, можно увидеть, что в ней не уточнено, в каком сегменте фирма намеревается стать лидером. Это может быть крупный опт и поставки промышленных систем, а может быть и розница. Прямо об этом в формулировке не упомянуто. К тому же если фирма собирается покрыть и крупный опт, и мелкий, и даже розницу, то ей нет смысла затевать столь масштабное предприятие, так как успешно конкурировать в различных сегментах рынка для компании весьма затруднительно, а если дело касается розничной торговли, то связываться с ней вообще бессмысленно – слишком много активных конкурентов.

В данном случае можно сформулировать тезис по другому: «Стать лидером на рынке промышленного холодильного оборудования и климатических систем в России».

В данной фразе оценить масштаб деятельности фирмы невозможно, мы понимаем, что рынком фирма считает всю Россию, но будет ли это крупный опт, малый опт или розница, снова непонятно. Несомненно, слово «промышленного» уже дает представление о рынках, на которые будет пытаться выйти фирма, но этого все же мало для полного понимания цели развития.

Если же внести в формулировку понятие крупного опта, то она становится наиболее полной и в ней заключается как видение цели фирмы на долгосрочную перспективу, так и особенностей и способов достижения этой цели. Давайте посмотрим, как выглядело бы наиболее полное выражение:

10 лет: «Стать лидером и единственным поставщиком на крупнооптовом рынке промышленных систем кондиционирования и климатического оборудования».

Из этого определения уже можно построить долгосрочную стратегию развития фирмы:

  1. Создать разветвленную сеть филиалов по всей стране.
  2. Грамотно продумать и реализовать логистику.
  3. Добиться особых условий в регионах, получить уникальный доступ к государственным контрактам.
  4. Устранение конкурентов путем создания невыгодных для них ценовых условий, сделать нерентабельной работу малых поставщиков и занять их место, даже если в первое время не окажется прибыли, или филиалы будут нести убытки.

Принимая во внимание эти стратегические пункты развития компании, окончательная формулировка цели на долгосрочную перспективу могла бы выглядеть так: «Стать абсолютным лидером в крупнооптовых поставках промышленных систем кондиционирования и климатических установок на всей территории России за счет создания крупной дилерской сети и размещения сервисных центров, позволяющих не только реализовывать оборудование, но и, обеспечивая удобный и профессиональный сервис, не допускать конкурентов на занятый рынок».

Задачи

Сформулировав основную перспективу, дальше мы должны закрепить цели и задачи промежуточных этапов, пройдя через которые, мы гарантированно достигнем нашей главной цели. Здесь уже у нас возникает необходимость в решении множества задач, и лучше разделить их на две принципиально разные группы: качественные и количественные.

Качественные задачи заключаются в организации процесса достижения промежуточных целей компании. Они выполняются внутри фирмы и извне не видны, но именно успех их реализации позволяет выйти на внешние рынки и добиваться желаемого уже там. Качественные внутренние задачи и их решение являются тем самым фундаментом, который формирует предприятие, позволяет ему выйти на рынок и успешно конкурировать на нем.

Для фирмы из примера с климатическим оборудованием эти качественные задачи схематически могут выглядеть так:

  • Создание эффективной системы работы с заказчиком.
  • Проработка логистики, создание системы транспортировки грузов, логистических центров.
  • Внедрение эффективной системы закупок.
  • Организация сервиса от монтажа систем до последующего гарантийного и послегарантийного обслуживания.

Каждая из описанных выше задач, в свою очередь, разделяется на несколько этапов, и все они не менее важны. Например, снижение себестоимости продукции за счет внедрения более совершенных и экономичных технологий, или улучшение качества и производительности труда на базе профильного обучения специалистов компании и повышения ими своих профессиональных навыков и квалификации.

Помимо внутренних качественных задач, которые решает любое успешное предприятие, есть задачи линейные. Они уже выходят за внутренние рамки предприятия и выявляются еще на этапе формирования цели.

Промежуточные планы и задачи компании, качественные или линейные, объединяет одно правило: чем ближе горизонт их решения, тем они должны быть максимально конкретизированны. Оптимальным считается срок в три месяца: если за квартал задача не решена, то справиться с ней за больший срок вряд ли возможно.

Любая цель, поставленная предприятию, любые промежуточные задачи не должны абсолютизироваться, так как внешние условия, на которые выходит и в которых работает фирма, все время варьируются, мир не стоит на месте, и то, что было хорошо вчера, сегодня может привести компанию к разорению и банкротству. Поэтому цели и задачи нуждаются в постоянной доработке. Необязательно, чтобы об этих изменениях знал весь штат сотрудников, достаточно того, что управляющий менеджмент отслеживает все движения окружающей среды и вовремя вносит корректировки в планы и задачи фирмы. Глобальная установка компании может оставаться неизменной и даже лучше, если она таковой будет при условии, что в самом начале цель была выбрана верно, а вот текущие планы и задачи фирмы нуждаются в пересмотре и правке каждые три месяца. Не менее чем раз в год руководству компании необходимо соотносить выбранную главную цель деятельности фирмы с изменениями, произошедшими на рынке, и корректировать ее для повышения эффективности работы предприятия.

Рассказывает практик

Как ставить цели в перспективе

Антон Харитонов,

Для того чтобы предприятие успешно достигло своих целей, руководству необходимо знать, какие итоги деятельности будут показателем эффективности. Когда коллектив начнет понимать, каких именно результатов вы хотите добиться от компании, а также каковы пути и механизмы достижения поставленной цели, тогда фирма будет динамично развиваться и идти к успеху. Процесс достижения результата всегда цикличен, пройдя предыдущий этап, можно на его основании уверенно выстраивать деятельность организации на перспективу, от прошлых итогов зависит планирование целей и задач на последующие периоды.

Как ставить цели перед собой и подчиненными

Часто менеджмент компании по той или иной причине ставит своим подчиненным некорректные цели. И сотрудники, вместо того чтобы решать актуальную на данный момент задачу, занимаются реализацией менее значительных дел, основные же планы остаются без внимания.

Примером может служить следующая ситуация.

Одна фирма, имеющая производство оптоволоконных кабелей, решила выйти на плановый оборот в течение полугода. Для этого компании было необходимо реализовать продукцию на сумму в 10 миллионов долларов.

Директором был сформирован отдел, сотрудники которого в течение двух недель должны были обзванивать старых клиентов и заниматься поиском новых и предлагать им продукцию предприятия. Если потенциальные заказчики сообщали, что в их ближайшие планы входит покупка оптических кабелей, то операторы фиксировали объемы этих теоретических заявок. В итоге сотрудниками была собрана сумма, превышающая запланированную, – 25 миллионов долларов. Все данные были зафиксированы и переданы отделу по работе с заказчиками. Когда же подвели итог, оказалось, что реализовать товар удалось только на 2 миллиона долларов, что в 5 раз ниже запланированного.

Все оказалось очень просто: никто не учел, что при обычных телефонных контактах с клиентами отдел продаж прогнозировал сбыт всего лишь на 2 миллиона долларов. А с увеличением количества звонков возрос показатель потенциальных заказчиков и объем заявок. Но это никоим образом не сказалось на реальных потребностях потребителей в кабельной продукции: говорить о покупке и приобрести товар – не одно и то же. В итоге фирма планировала продажи на 10 миллионов долларов, получила предварительные данные на 25, а продала всего на 2 миллиона. Компания опиралась на информацию о вероятности заключения сделок, отделу сбыта поставили цель – собрать информацию, хотя должны были сформулировать ее иначе – продать товар. Произошла подмена основной цели на промежуточную.

Также на пути к достижению цели организации важную роль играет заинтересованность персонала. Но здесь стоит учитывать один фактор: если мотивация идет сверху, от руководства к подчиненным, то по пути теряется огромная доля ее силы: цель, спущенная начальством, принимает форму навязанной. Наиболее эффективный вид мотивации к деятельности – тот, который исходит от самого работника. Поэтому часто применяются методы презентаций, когда какая-то идея выносится на обсуждение коллектива и любой работник может высказать свою точку зрения на поставленный вопрос. Полезной в данном случае является даже критика со стороны персонала, так как позволяет рассмотреть тему со всех сторон и оценить возможные варианты.

Очень часто работники теряют мотивацию к деятельности, когда их начинают загружать многими задачами, ставят перед ними несколько целей. Человек пытается решить все и сразу, в итоге не делается ничего. Отчасти так происходит из-за того, что при наличии нескольких задач ответственность по каждой из них снижается и тянет за собой падение мотивации справиться с этим заданием и достигнуть цели в деятельности.

Главная цель у любого предприятия может быть только одна, остальные – либо промежуточные, либо составляющие основной, либо оказывающие влияние на достижение глобальной цели.

Идти к цели надо рациональным путем. Если человек видит и понимает, что достижение желаемого не представляется возможным, он теряет мотивацию и перестает прилагать усилия. Всегда при постановке целей нужно оценивать свой потенциал. Иногда потерять мотивацию может не только один конкретный работник предприятия, но и весь штат. Например, невыдача заработной платы в течение нескольких месяцев может сильно повлиять на заинтересованность коллектива целой компании. Внутри каждого предприятия мотивация должна подвергаться тщательному анализу, это позволяет лучше понять, каким способом и при каких условиях предприятие может рассчитывать на достижение своей цели.

Рассказывает практик

Как ставить цели совместно с сотрудниками компании

Антон Харитонов,

коммерческий директор компании «Медиатека», Москва, Новосибирск

Пару лет назад я был руководителем одной из крупных торговых компаний. На тот момент дела у фирмы шли не очень хорошо, оборотные средства сокращались, сотрудники, проработавшие в фирме не один год, увольнялись.

К моменту моего прихода в компанию в ее штате оставалось чуть более 30 человек, да и те не видели для себя особых перспектив. Познакомившись с коллективом, я собрал их всех в одном помещении и кратко рассказал о себе. После чего попросил всех подумать, как вывести фирму из кризиса, и предложил представить это в небольшой компьютерной презентации.

Понимая, что сотрудники фирмы лучше меня знают процессы, происходившие в ней в последние годы, а также механизмы, благодаря которым компания вела свою деятельность, я полагался на получение самой объективной информации из первых рук, с помощью которой я мог бы понять, что препятствует организации в ее развитии.

В результате к назначенному сроку я получил больше 20 прекрасных презентаций, в которых сотрудники предлагали свои пути развития компании, а также способы решения трудностей, имеющихся на тот момент. Проанализировав полученную информацию, я смог выявить проблемные места в работе отделов компании, а также получил полноценное представление о механизмах взаимодействия между службами и работы с партнерами.

После этого я лично поговорил с каждым сотрудником, разъяснив его индивидуальные цели и задачи и уточнив, какие конкретно для себя способы достижения поставленных целей видит этот работник.

Политика руководства компании изменилась, стала более открытой, у людей появилась надежда на развитие предприятия и стабильные условия труда. Также я разъяснил коллективу, что фирму ждут серьезные структурные трансформации и создание новых процессов внутри, что в первое время должно привести к спаду активности и, соответственно, снижению заработной платы. Но в долгосрочной перспективе показатели фирмы существенно вырастут, а значит, поднимется и оклад каждого сотрудника. В итоге после кропотливой и сложной работы фирма вышла на отличные данные, а люди, поверив мне на первых этапах и пройдя сложный путь с падением доходов и серьезными изменениями в компании, стали зарабатывать гораздо больше.

Как мотивировать себя на достижение целей

Электронный журнал «Коммерческий директор» делится лайфхаком, как превратить мечту в цель и достигать результата.

5 успешных стратегий руководителя: как ставить цели и достигать их

Стратегия № 1. Обязать себя. Нужно всегда выбирать одну конкретную цель, не стоит одновременно выбирать две и более цели, ограничьтесь единственной, это позволит вам сконцентрироваться на решении одной задачи и бросить все силы на ее реализацию, не размениваясь по мелочам.

Стратегия № 2. Принятие решения. Выбрав своей целью что-то одно, бросив все свои силы и потенциал на реализацию одной конкретной идеи, вы ради нее отказались от других возможностей. Это смелый поступок. А чтобы не сомневаться в правильности своих действий и поддерживать себя на пути достижения выбранной цели, стоит изредка представлять в своем воображении, какие чувства вы испытаете в итоге, когда все задуманное получится. Представьте, как вы одерживаете победу, как окрылены этим, как горды собой и счастливы, вкус этих ощущений позволит вам не сойти с выбранного пути и довести начатое дело до финала.

Потребности, которые делают выбранную цель важной для вас:

  • жажда власти;
  • независимость;
  • контроль;
  • признание;
  • статус;
  • справедливость;
  • безопасность;
  • риск и ощущения от него;
  • самореализация;
  • личностный рост;
  • влияние на других;
  • желание доказать что-то.

Стратегия № 3. Выстоять. Никогда не сдавайтесь, будьте сильными, не уступайте. Никому, никогда! Неважно, большое это или малое, не уступайте никогда. Если будет совсем трудно, старайтесь побороть негативные настроения, подбодрите себя. Мыслите позитивно, такие установки помогут вам выстоять и одержать победу.

Стратегия № 4. Вознаграждать себя и учиться. Учитесь. В нашем сознании усвоение нового и вознаграждение связаны неразрывно. Когда происходит процесс обучения и последующая реализация полученных знаний, наш мозг реагирует особенным образом. В дальнейшем для мотивации к действиям мозг загодя вырабатывает гормон радости и удовлетворения, стимулируя на какую-то деятельность еще до начала ее реализации и получения награды. Разбивайте любое дело на блоки, поэтапно выполнив которые, хвалите себя. Например, вам необходимо провести собеседование с несколькими работниками, но вы не любите подобные мероприятия. В данном случае по окончании первого разговора похвалите себя за смелость, это придаст вам сил для последующих.

Стратегия № 5. Вырабатывайте полезные привычки. Для выполнения какой-либо работы нам необходима сила воли, мотивация. Но они не бесконечны, поэтому тренируйтесь и вырабатывайте устойчивые алгоритмы действий и поведения в стандартных ситуациях, так вам не придется расходовать свои ограниченные ценные ресурсы, приберегите их на что-то более сложное, а простые процедуры выполняйте в автоматическом режиме. Тренируйте силу воли.

Как ставить цели с помощью SMART

SMART – стандарт постановки целей, согласно которому каждая из них должна соотноситься с пятью критериями:

  • Она должна быть конкретной (specific). Любому исполнителю надо понимать, что от него хотят и какая цель перед ним поставлена. Прежде чем дать работнику указания, необходимо не только оценить возможности реализации данного задания, но и представлять себе способы достижения поставленной перед работником цели, надо видеть конкретный алгоритм действий, особенно в случае, если человек выполняет это задание впервые.
  • Результат должен быть измеримым (measurable). Для того чтобы работник понимал, достигнута ли цель и на каком этапе реализации он находится, ему необходимо дать инструмент измерения итогов. Показатели оценки полноты результата должны быть доступны и понятны. Расчет вознаграждения при таком подходе для работника становится прозрачным.
  • Цель должна быть достижимой (achievable). Сотрудник, выполняющий какие-либо задачи, должен быть обеспечен всем необходимым для проведения своей работы. Также стоит позаботиться о соответствующем финансовом обеспечении. К тому же, для того чтобы человек мог развиваться профессионально, цель надо ставить труднодостижимую, но при этом она обязательно должна быть выполнимой.
  • Цель должна быть совместимой (relevant). Очень важно, чтобы цель не противоречила конкретным должностным обязанностям работника и при этом укладывалась в рамки генеральной линии компании. Для выполнения своего задания специалисту необходимо ставить такие цели, которые не требуют от него выхода за пределы его полномочий, главное, чтобы он мог рассчитывать в ходе работы только на свои силы.
  • Должны быть определены сроки достижения цели (time-bound). Подчиненные еще в момент получения задания должны иметь представление о временных рамках осуществления своих обязанностей, как промежуточных, так и окончательных. Но по ходу выполнения задания работником необходимо отслеживать этапы и вносить корректировки по срокам, если таковые требуются.

Система SMART позволяет наглядно увидеть эффективность каждого участника процесса достижения цели, насколько полно он вкладывает силы. Также эта методика дает возможность справедливо распределить вознаграждение за работу в виде премий. Если система показывает полезность сотрудника ниже 50 %, то его деятельность можно считать неэффективной (см. таблицу ).

Расчет премии по результатам работы

Зачастую система SMART реализуется в виде программы, устанавливающейся на компьютеры сотрудников, при этом для каждой отдельной рабочей специальности необходимо уточнить параметры, по которым система может в автоматическом режиме отслеживать эффективность его деятельности.

Система не имеет ограничений и весьма гибкая, через нее возможно более точное формирование заданий и постановка целей перед специалистом, но стоит помнить, что наибольшей мотивацией работник обладает тогда, когда сам ставит себе цели и задачи, а его руководитель соглашается с ними и утверждает, тогда сотрудник в своей деятельности легко достигает значимых результатов.

  • Недопустимо останавливаться на достигнутых результатах, всегда необходимо что-то новое, следующие цели и задачи.
  • Не разменивайтесь по мелочам, не обращайте внимания на что-то, мешающее вам достигнуть своей цели, если на вашем пути к ней появляется какое-то препятствие, убирайте со своей дороги.
  • Стоит полагаться только на себя и при этом быть абсолютно уверенным в своих силах.
  • Будьте решительнее, занимайтесь поиском, ищите различные пути для того, чтобы справиться с поставленными задачами и возникшими при их достижении проблемами.
  • Ошибки возможны, не бойтесь их совершать; учитесь на своих и анализируйте просчеты других, чтобы не допустить их в похожих ситуациях.
  • Стоит вознаграждать себя за промежуточные успехи на пути к своей цели.
  • Достигайте цели, но при этом не пренебрегайте своими принципами.
  • Не надейтесь на кого-то, но всегда прислушивайтесь к чужим советам и анализируйте мнение третьих лиц по решаемому вами вопросу, если среди ваших друзей нет тех, кто в состоянии помочь вам справиться с какой-то задачей. Воспользуйтесь современными технологиями, общение в профильных интернет-сообществах позволит вам увидеть разнообразные варианты решения.
  • Помните, что мысли имеют свойство материализоваться. Описание своих мыслей позволяет упростить и упорядочить их, сделать более осязаемыми и более доступными как вам, так и вашим партнерам.
  • Не бойтесь сделать первый шаг, даже самый длинный путь к успеху начинается с малого.

Рассказывает практик

Как ставятся цели на основе концепции целевого управления

Руслан Алиев ,

генеральный директор ЗАО «Капиталъ Перестрахование», г. Москва

В нашей компании реализуется концепция целевого управления. Во-первых, мы определяем глобальную цель в деятельности компании, после чего фиксируем ее в генеральном плане развития. Во-вторых, формируем конкретные цели на ближайшие перспективы: год и три года. Они прописываются в операционный план – серьезный инструмент развития любой компании.

Умение грамотно определить и поставить цели перед коллективом мы считаем главным навыком управленца. При этом важно, чтобы цели определялись совместно с каждым сотрудником. Также всем членам коллектива предоставлена возможность пообщаться по результатам своей работы с руководителем и обсудить с ним дальнейшие перспективы развития компании. По итогам деятельности формулируем более сложные задачи – сотрудник не должен стоять на месте, наоборот, достигнув определенной планки, ему надо продолжать развиваться, реализовывать себя в более сложных проектах.

Для оценки деятельности каждого специалиста внедрили автоматизированную систему, позволяющую отследить его эффективность. С помощью данной программы мы можем оценить как качественные, так и количественные критерии деятельности. Например, для отдела продаж целевым показателем будет объем прибыли, то есть количественный параметр. А для персонала, обеспечивающего условия работы фирмы, более актуальны качественные критерии (например, такой, который отражает эффективность работы юридического отдела или кадровиков).

Цель отличается от мечты тем, что у нее есть не только образ, но и реальные пути достижения. Без средств и конкретных действий, делающих приближение цели возможным, можно только грезить и фантазировать.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата действий человека и путей его достижения с помощью определенных средств.

Другими словами, цель это возможное, представляемое будущее событие или состояние чего-либо, осуществление которого является желаемым для человека (личный образ будущего). При этом, с целью всегда сообразуются средства и возможные пути, необходимые для ее достижения.

В противном случае, это желаемое будущее будет лишь заклинанием стихий (отсутствие возможных средств) или же бесплодными мечтаниями (отсутствие путей достижения). Таким образом, цель это всегда то, ради чего осуществляются конкретные действия человека. Нет действий, нет и целей. И наоборот.

Как правильно ставить цели

Осуществление наших желаний и воплощение в жизнь мечтаний, во многом зависит от того, как правильно мы ставим цели. Правила постановки целей помогают воплотить наши стремления и желания в реальность. Потому в данной статье подробно рассмотрим вопрос – «Как правильно ставить цели?», и поймем, как свои желания и мечты переводить в разряд реальных и четких целей, которые можно достигать.

1. Рассчитывайте только на собственные силы

Перед тем как поставить цель зарубите себе на носу, что вся ответственность по ее реализации ложится целиком на ваши плечи. Чтобы не было искушения свалить всю ответственность за свои неудачи на кого-то другого, ставьте перед собой цели, которых вы в состоянии добиться без посторонней помощи. Это правило постановки цели убережет вас в дальнейшем (в том случае если вы чего-то не добьетесь) от неправильных выводов при работе над ошибками.

2. Правильно формулируйте цели

Во-первых, цели, как и идеи надо записывать на бумагу (блокнот, ежедневник, дневник). У записанной в подробностях цели шансов стать реализованной значительно больше. Если вы полагаете, что сможете, не формулируя цели на бумаге удерживать их в голове, то не обольщайтесь по поводу их достижения. Такие цели смело можно отнести к разряду мечтаний. Мечты и желания хаотично блуждают в нашей голове, они сумбурны, беспорядочны и до конца нам неясны.

КПД таких целей-мечтаний крайне мал, в действительности они достигаются очень и очень редко. Даже словами мы часто не можем описать чего же хотим на самом деле. Поэтому формулирование цели обязательно должно проходить с карандашом в руках. Верна поговорка – «Что написано пером, не вырубить топором».

Постановка и формулирование цели с помощью записи включает в активную работу наше подсознание, сформулированная цель придаёт уверенность и делает каждый следующий шаг осмысленным.

Поймал мужик золотую рыбку. А она ему говорит: «Отпусти меня, я исполню любое твоё желание». Ну он думал, думал, как все в одно желание вместить и говрит: «Хочу, чтобы у меня все было!». «Хорошо, - отвечает рыбка, - у тебя всё БЫЛО».

Во-вторых, правильная постановка цели и ее формулирование предполагают, что цель должна нести позитивный заряд. Поэтому лучше формулировать ее, используя правила аффирмаций – говорите о том, чего вы хотите, а не о том, чего вы не хотите. Правильная цель – «быть богатым», «быть трезвым», «быть стройной». Неправильная цель – «избежать нищеты», «не пить», «избавиться от лишнего веса». Если в голову не приходит ничего позитивного и постоянно крутится что-то вроде «не хочу того, не хочу сего», попробуйте спросить правильно: «Это то, что я не хочу. Тогда чего же я хочу вместо этого?»

Также следуя этому правилу постановки цели при ее формулировании лучше не употреблять слова создающие сопротивление и снижающие эффективность цели – «необходимо», «нужно», «следует», «должен». Эти слова являются антиподами слову «хочу». Как же можно захотеть, используя для побуждения блокирующие слова? Поэтому, замените «надо» на «хочу», «должен на «могу», «следует» на «сделаю».

Правильная цель – «Я хочу отдохнуть и поеду в отпуск», «Я могу и умею зарабатывать и заработаю много денег». Неправильная цель – «Мне надо отдохнуть и поехать в отпуск», «Чтобы отдать долг я должен заработать денег». Так же лучше всего формулировать цель в терминах результата, а не процесса: то есть «сделать то-то», а не «лучше работать».

3. Разбивайте большие цели на подцели

Любая большая цель кажется неподъемной до той поры, пока ее не начинаешь разделять на части. Например, желание купить недвижимость за границей кажется на первый взгляд не осуществимым. Но если двигаться к поставленной цели планомерными шагами, разделив ее на этапы, будет проще ее достигнуть.

Можно для начала поставить цель зарабатывать 3 тыс. рублей в день, потом 5 тыс. и т. д. Шаг за шагом (цель за целью) вы достигните уровня, когда можно будет задуматься о покупке недвижимости. Постановка сложных (глобальных) целей и задач, с дроблением их на более мелкие, оказывает отличный мотивационный эффект. Достигнув одной, пусть и незначительной цели, вы будете испытывать удовлетворение и желание идти дальше. Достигая ближних рубежей, вы обретаете силы и уверенность для достижения дальних.

Постепенно будет меняться и образ мышления. Поймите, нереально зарабатывать 20 тыс. в месяц, а потом за несколько недель увеличить свой доход до 500 тыс. Большие деньги любят подготовленных.

4. Конкретизация цели

Часто причиной, по которой поставленная цель бывает недостигнута, является ее неконкретность, а именно:

  • Отсутствие четко сформулированного конкретного результата. Что значит – «Хочу выучить китайский язык», – выучить пару сотен слов или это значит научиться свободно общаться на этом языке, а быть может «выучить китайский» значит изучить все 80 тысяч иероглифов и без словаря читать текст?
  • Отсутствие возможности измерить этот результат. При постановке целей и задач важно учитывать дальнейшую возможность измерить результат. К примеру, если вы хотите сбросить лишний вес, то должны знать, насколько хотите похудеть, на пять, десять или быть может тридцать килограмм.
  • Отсутствие четко определенных сроков. Вот два примера постановки цели: первый – «Я хочу поднять посещаемость своего сайта до тысячи уникальных посетителей в сутки», второй – «Я хочу поднять посещаемость своего сайта до тысячи уникальных посетителей в сутки за три месяца». Первый вариант, без четко определенных сроков, выглядит скорее как желание, нежели как цель. Ну, хочет человек увеличить посещаемость своего ресурса, и что с этого? Он может прийти к этому лишь через пять лет. Иное дело второй вариант – есть установленный срок, который будет стимулировать и всячески подстегивать. Наверняка срок был определен обоснованно, а не взят с потолка, а поэтому придется забыть про лень и продуктивно поработать.

Больше, больше конкретики!

5. Корректировка цели

Будьте гибкими! То, что вы поставили перед собой цель, не значит, что вы не можете вносить в нее необходимые коррективы. Случиться может все что угодно, могут возникнуть обстоятельства, способные замедлить или ускорить достижение цели, поэтому нужно быть готовым к корректировке цели. Помните, что косность в устремлениях еще никого не делала ни успешным, ни счастливым человеком. Жизнь меняется, и вы должны успевать меняться вместе с ней!

6. Привлекательность цели

Цель и последствия, к которым приведет ее достижение, должны вас привлекать! выбирайте цели, которые вас манят, вдохновляют и окрыляют, а иначе «овчинка выделки не стоит».

7. Верьте в достижимость своей цели

После формулирования и постановки конкретной цели, необходимо проникнуться ею и закрепить ее в подсознании. Бывает, что сознательно стремясь достигнуть цель, подсознательно мы не готовы ее добиваться. Можно желать цель, но в глубине души не верить в ее осуществимость, не верить в свои способности, либо просто считать себя недостойным.

Мало правильно сформулировать цель, надо зарядить ее энергией уверенности – это важнейшее условие готовности к достижению поставленной цели. Все успешные люди, начиная от звезд телевиденья (Опра Уинфри , Ларри Кинг…) и выдающихся спортсменов (Майкл Джордан , Федор Емельяненко …), заканчивая политиками (Митт Ромни, Сильвио Берлускони , Арнольд Шварценеггер…) и бизнесменами (Ричард Брэнсон , …) добились того что они имеют благодаря умению правильно формулировать и ставить цели.

8. Корректировка целей и задач

Если вами когда-то уже были определены ваши основные жизненные цели, то это не означает, что вы не можете частично менять их с течением времени. Корректировка целей и задач может иметь место на каждом этапе вашего жизненного пути. Гибкость в наше время является важнейшим качеством, позволяющим подстраиваться к изменившимся условиям. Нужно помнить, что закостенелые взгляды еще никого не приводили к успеху или счастью. Вы должны меняться вместе с окружающим миром.

Минимум раз в год каждый человек, настроенный на успех, должен посвящать время такому занятию, как корректировка целей. Например, вы можете делать это каждый свой день рождения, поскольку это момент, когда вы взрослеете на один год и понимаете, что стали мудрее. Посвятите этот день анализу тех плодов, которые вам удалось собрать за предыдущий год.

Сконцентрируйте внимание на ваших победах и не забудьте похвалить себя за них. В то же время не стоит упускать из поля зрения ваши поражения. Сделайте максимально правильные выводы и подумайте, над чем вам предстоит поработать в предстоящий период. Обязательно оцените список целей, который составлялся год назад. Тщательно проанализируйте каждую из поставленных задач. Подумайте о том, что конкретно за год вы сделали для ее осуществления.

Оцените, насколько далеко вы продвинулись в своих стремлениях. Задайте себе вопрос, имеет ли конкретная цель для вас то значение, что имела год назад. Возможно, сегодня эта задача покажется вам несущественной или в некотором плане даже наивной. В такой ситуации вы смело можете ее вычеркивать.

После того, как вы пройдетесь по всем вашим целям, начинайте создавать новый список. Вы можете видоизменять старые задачи, ориентируясь на требования настоящего момента. Если у вас появились новые мысли относительно целей, обязательно фиксируйте их. При этом надо следить за тем, чтобы новые задачи не противоречили еще актуальным старым. Надо помнить, что свои возможности необходимо оценивать адекватно. Старайтесь ставить перед собой достижимые цели, поскольку нереальные задачи, выполнение которых на данном этапе практически невозможно, через год станут предметом вашего разочарования.

Если ваша жизнь существенно поменялась за последний год, корректировка задач является для вас чуть ли не обязательной. Не нужно устанавливать себе слишком жесткие временные рамки. Вам нет необходимости ждать год для того, чтобы провести корректировку ваших целей. Формируя новые жизненные приоритеты, у вас будет возможность понять и принять все случившиеся перемены в вашей жизни.

Вероятнее всего, у вас есть множество целей. Попробуйте кратко и понятно записать их на листке бумаги. Скорее всего, с первого раза сделать это быстро не получится, а итоги такой работы могут удивить вас. Не будет лишним сравнить старый и новый список для того, чтобы осознать, от чего вы отказались и куда движетесь.

Помните, что у вас есть возможность менять и сами цели, и методы их реализации. К примеру, прошлая стратегия достижения определенной цели в настоящий момент может показаться вам вселенской глупостью. Вносите изменения в свою жизнь, иначе существует риск того, что вы долго будете оставаться на том же месте.