Статья где похоронен архитектор баженов. Обучение технике мастерства

Русский архитектор, вице-президент . Один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Автор проектов «Форума Империи», ансамбля усадьбы и дома Пашкова в Москве, а также ряда других зданий. Из-за недостатка данных в ряде случаев авторство Баженова является предметом дискуссии среди историков.

Биография

Василий Баженов родился 12 марта 1738 года по одним данным в Москве, по другим в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Отец архитектора, Иван Федорович Баженов, был дьяком одной из кремлевских церквей. Баженов, получивший начальное образование в Славяно-Греко-Латинской академии, с юности стал интересоваться архитектурой, зарисовывая приглянувшиеся здания. С 1751 года Баженов стал посещать архитектурную школу Дм. Ухтомского, с 1755 года - Московский Университет. В 1758 году его в числе лучших воспитанников университета отправили в Петербург для обучения в открывшейся годом ранее Академии художеств. Здесь Баженов обучался под наблюдением С.И. Чевакинского и . В январе 1760 года за выдающиеся успехи в учебе Баженову было назначено жалование в 120 рублей, а в сентябре он по представлению Кокоринова был направлен для обучения в Париж.

Во французской столице Баженов поступил в ученики к архитектору Шарлю де Вайи. Здесь, среди прочего, он занялся построением макетов, изготовив также и копию Лувра. После получения диплома Парижской академии, Баженов был произведен Академией художеств в адъюнкты и отправлен в Рим для продолжения обучения. Посетив, помимо Рима, также Тоскану, Флоренцию, Парму, Венецию и ряд других городов, он в 1765 году вернулся в Петербург. По возвращению в Россию Баженов разработал для Академии художеств проект «увеселительного заведения». Данный проект должен был подтвердить притязания архитектора на должность профессора, однако по неизвестной причине этого не случилось. В дальнейшем между Баженовым и академией разгорелся финансовый конфликт, в результате которого с архитектора было взыскано 248 рублей.

В это время Баженов по невыясненным до конца причинам перешел на службу в Артиллерийское ведомство в чине капитана. В 1767 году по приказанию был командирован в Москву, где проживал большую часть времени вплоть до начала 1790-х годов. К этому периоду относятся одни из самых известных работ архитектора.

В 1770 году в Москве началось приготовление к строительству «Форума Великой империи». Грандиозный проект Баженова предусматривал снос части кремлевских стен и строительства грандиозного дворца на берегу Москва-реки. Стоимость проекта оценивалась в 30 миллионов рублей. Прошла торжественная закладка здания, была разобрана часть кремлевской стены, однако в ходе работ под угрозой оказались средневековые памятники - в некоторых старых церквях появились трещины. В итоге строительство «форума» было сначала отложено, а в 1775 году отменено . Разобранный участок стены позднее был восстановлен архитектором Матвеем Казаковым.

В 1776-1785 годах Баженов занимался строительство комплекса здания в усадьбе Царицыно. Баженовский проект предусматривал уникальное для своего времени сочетание традиций нарышкинского барокко и западноевропейской готики. Из-за проблем с финансированием строительство затянулось почти на десять лет, но в 1785 году, когда ансамбль был почти завершен, императрица, посетившая усадьбу, потребовала немедленной перестройки комплекса. Очевидцы отмечают, что архитектура показалась ей слишком мрачной и неуютной, но, по некоторым версиям, причиной недовольства работой Баженов стало увлечение архитектора масонством и контакты с великим князем . В дальнейшем перестройка усадебного ансамбля осуществлялась Матвеем Казаковым.

Баженов, вложивший в строительство усадьбы немало собственных средств, в том числе заемных, оказался в тяжелой финансовой ситуации, которая усугублялась опалой со стороны императрицы. В это время он взялся за исполнение частных заказов. Баженову приписывают авторство многих сооруженных в это время зданий, среди которых Дом Пашкова, Дом Юшкова, Владимирская церковь в Быково, Усадьба Тутолмина и др. При этом документальных подтверждений причастности Баженова к их строительству не сохранилось и атрибуция происходит большей частью на основании сходства архитектуры зданий со стилем зодчего.

В 1792 году по повелению великого князя Павла Баженов вернулся в Петербург. Здесь он среди прочего занимается разработкой одного из проектов . По некоторым данным Баженову принадлежат также проекты ряда небольших строений в и первоначальный проект Казанского собора, однако документальных подтверждений этому не имеется. После вступления Павла I на престол он был приближен к императору, награжден орденом св. Анны 2-й и 1-й степени и 1000 душ крестьян. В 1799 году император также назначил Баженова вице-президентом Академии художеств. По поручению Павла архитектор приступил к подготовке издания сборника проектов и чертежей всех выдающихся зданий империи, однако завершить работу не смог, так как 12 августа 1799 года скончался от паралича.

Первоначально архитектор был похоронен в Петербурге, однако в 1800 году его останки были перезахоронены в семейном имении Баженовых в деревне Глазово Тульской губернии.

Творчество

В изучении творчества архитектора существует ряд проблем, связанных с нехваткой источниковедческой базы. Документально подтверждена причастность Баженова к сооружению зданий лишь в нескольких случаях: Форум Великой Империи, ансамбль парка Царицыно, временные увеселительные павильоны на Ходынском поле, один из проектов Михайловского замка. Также несмотря на отсутствие документальных свидетельств большинство исследователей относят к работам Баженова Дом Пашкова на основании устных свидетельств и стилистического сходства с работами архитектора, в частности «Форумом». Кроме этого в разное время выдвигались версии о причастности Баженова к строительству ряда зданий, однако документально подтвердить их на данный момент невозможно. Среди них:

Владимирская церковь в Быково

Церковь иконы Всех скорбящих радость на Большой Ордынке

Дом Юшкова

Дом Долгова

Усадьба Тутолмина

Усадьба Красное (Рязанской губ.)

Каменноостровский дворец

Старый Арсенал на Литейной улице

Ряд строений в Гатчине и Павловске

Усадьба Румянцева на Маросейке

Проект Казанского Собора в Петербурге

Память

В честь Баженова названы улицы в Казани, Пензе, Липецке, Калуге, Калининграде и Жуковском. В 2007 году памятник Василию Баженову и Матвею Казакову был открыт на территории усадьбы Царицыно.








(февраль 1737 - 02. 08. 1799) Стиль архитектуры : Классицизм. Национальный историзм. Основные архитектурные объекты: проект здания дворца в Екатерингофском парке; здание арсенала на ул. Литейной, Петербург (теперь здание судебных учреждений); здание арсенала и сената по Знаменке, Москва; дом Пашкова (Библиотека Румянцевского музея); дворец в Царицыне; Петровский дворец; Проект реконструкции Московского Кремля; Дворец на Каменном острове, Петербург. Первый «пенсионер» Академии художеств. Вице-президент Академии художеств.

«Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах...Между прочим, по зимам из снегу делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть ».

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице.

Мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь. Все равно ему безудержно хотелось рисовать: «Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены и делал их своей композицией, за что меня заставали и секали часто ».

В 15 лет он сам нашел себе учителя, захудалого живописца, который рисовал, бывало, «вместо правой руки или ноги левую». Вскоре оба они оказались участниками громадной и спешной государственной стройки - сгорел дотла деревянный царский дворец в Лефортове на окраине тогдашней Москвы, и императрица Елизавета, перебравшаяся в неудобное маленькое здание, приказала отстроить дворец немедленно. И он вырос вновь как в сказке - за месяц с небольшим!

На стройке его способности заметили. Князь Д.В.Ухтомский , главный московский архитектор, стал поручать ему самостоятельную работу. Год спустя в судьбе Баженова произошел новый поворот: его приняли в Московский университет. Вскоре попечитель университета М.И.Шувалов потребовал прислать к себе в Петербург тех, кто был назначен обучаться «художествам». На Баженова, очевидно, уже возлагали надежды: поселили в нарядном шуваловском дворце, представили самой императрице и отдали в мастерскую архитектора С.И.Чевакинского . Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. Он учится французскому языку, математике, старательно перечерчивает из книги ордера - классические античные колонны с их перекрытиями, азбуку тогдашнего зодчества. А летом работает на стройках, которые ведет в Петербурге его энергичный наставник.

«Потом Академия художеств мною первым началась », - с гордостью утверждал Баженов. В основанной осенью 1757 года Академии он был старшим из воспитанников, уже многое освоившим, и для младших стал, вероятно, не столько товарищем, сколько первым учителем. В сентябре 1759 года Баженов (вместе с живописцем Антоном Лосенко ) был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

Во Франции Баженов впервые увидел не только на гравюрах и чертежах ту новую архитектуру, которой учили академические наставники - москвич А.Ф.Кокоринов и парижанин Ж.Б.Валлен-Деламот : нарядные и вместе с тем строгие здания простых прямолинейных очертаний с равномерными, четкими рядами стройных колонн. Этот стиль потом назовут классицизмом. На смену бурному чувству, воплощенному в динамичной и сложной архитектуре барокко, пришли ясный разум и спокойная гармония, опирающиеся на античные традиции. Правилам нового стиля и обучает Баженова блестящий архитектор Шарль де Вайи. «Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и жадностию их копировали », - хвастался потом Баженов. Видимо, он уже тогда выделялся среди соучеников изобретательностью и яркой фантазией.

Поступив в ученики к профессору Дювалю , Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель Cобора св. Петра.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790-1797 гг. в Петербурге, в типографии Императорской Академии Художеств. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня 1765 г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Позднее Екатерина II поручила Баженову разработать проект Института благородных девиц при Смольном монастыре . Зодчий выполнил это поручение в кратчайшие сроки. Величественная и изящная композиция поразила многих архитектурной изобретательностью, органичным сочетанием многообразных традиционных форм российского зодчества. Но, к сожалению, дифирамбами дело и ограничилось. Проект остался неосуществленным. После длительных проволочек предпочтение отдано проекту архитектора Кваренги .

Проект здания нынешнего дворца в Екатерингофском парке , с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Баженовым по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Кроме ущерба самолюбию такая несправедливость серьёзно влияла на материальное положение.

Баженов берёт увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке , дом Пашкова (Библиотека Румянцевского музея), а в окрестностях столицы - дворец в Царицыне и Петровский дворец , строенный Казаковым, - его помощником.

Граф Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Баженов ничего не обещал, но от предложения не отказался. В то время Кремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века беспорядочной и бесформенной. Баженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Но только иных масштабов: «...из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим». Идея Баженова потрясла Орлова, но он усомнился в реальности столь грандиозных планов. К лету 1768 года Баженов закончил работу над эскизами, приступил к самому проекту реконструкции, к созданию большой модели Кремлевского дворца. Началась подготовка к строительству. В июле была уже учреждена специальная экспедиция по сооружению дворца. Возглавлял ее генерал-поручик Измайлов. После тщательного обследования кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции приступили к составлению сметы. По предварительным подсчетам, должно было потребоваться двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей. Экспедиция разместилась в самом Кремле, в небольшом Потешном дворце. Здесь же была квартира архитектора, куда он вскоре привел молодую жену. А рядом наспех строилось деревянное одноэтажное здание с обширным восьмигранным залом - Модельный дом. В нем потом делали громадную деревянную модель будущего Кремля . Модель, по словам Баженова, - «половина практики», то есть готового здания, которая позволит проверить правильность его композиции и пропорций. Модель впечатляла всех, даже людей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. Поражало многое. И техника изготовления, и сами размеры модели. Они были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. В своих пропорциях модель математически точно соответствовала размерам будущего дворца. Фасад главного корпуса задуманного Баженовым дворца имел сложное членение: два нижних этажа объединены сплошной горизонтальной рустовкой и карнизом. Они отделяют верхние этажи. Первые два этажа - это своего рода постамент для двух верхних. Они объединены декоративным убранством и колоннами в одно целое. Антаблемент украшен скульптурой. Его поддерживают четырнадцать колонн. По обе стороны центрального выступа по десять колонн. За ними - двухколонные выступы. В нишах стен изящные вазы. Весь фасад центрального корпуса являлся ярким образом, как бы богатейшей и красивейшей архитектурной декорацией. Внутренний фасад главного корпуса, выходящий во двор, имел почти такое же богато декорированное оформление. Впечатлительна была циркумференция - огромный полуциркуль с высоким четырехступенчатым цоколем, многочисленными мраморными колоннами. Циркумференция соединялась с главным корпусом. В этом месте - подъезд с тремя красивыми арками. Богато декорированный вход обрамляли колонны. С другого конца циркумференция соединялась с театром. Особенный эффект производил его парадный вход, от которого сбегали широкие пересекающиеся лестницы. Стены театра украшены ионическими колоннами. Не менее эффектно и внутреннее оформление, особенно центрального зала дворца, впечатляющего своими размерами. О модели и невиданном проекте заговорили с восторгом и завистью в европейских королевских дворах. Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москву нагрянула эпидемия чумы. Жесткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит московский архиепископ Амвросий, толпа громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме. На следующее лето начался новый этап работы - рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в еще более торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась - недоставало средств. Весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. Руководить засыпкой котлована оскорбленный Баженов отказался: «Оставляю тому, кто за благо избран будет». Тем временем он строил за городом, на Ходынском поле, деревянные павильоны для празднования победы над турками. Причудливые здания неклассической, условно-восточной архитектуры символизируют Таганрог, Керчь, Азов и другие города, отошедшие после победы к России. Нарядные необычные постройки Екатерине понравились. Вот такой она захотела видеть и свою новую усадьбу - только что купленное под Москвой Царицыно

Проектируя Царицынский дворец на склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов расположил, казалось бы, в вольном порядке, множество сравнительно небольших строений из красного кирпича. Украсить их он хотел цветными изразцами, на манер старинных московских зданий. Но императрица эту идею отвергла, и тогда красный кирпич был эффектно оттенен вставками из резного белого камня. Чувствовались в облике Царицына какая-то искусственная старина условное, почти игрушечное средневековье. В те времена всю средневековую архитектуру, не очень еще различая эпохи и страны, именовали «готической». Классицисты считали ее «неправильной», искаженной невежеством прежних строителей, но она все же манила Баженова. Правда, при возведении Царицына он не придерживался какого-то определенного стиля: стрельчатые окна западноевропейской готики он свободно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, использовал в белокаменной резьбе государственную символику - здесь и вензель Екатерины, и двуглавый государственный орел. Десять лет строил Баженов Царицыно. Каждой весной он перебирался туда с семьей из недавно купленного городского дома, чтобы быть постоянно при работах. Здесь, в отличие от Кремля, он все делал сам: распоряжался финансами, заранее покупал материалы, нанимал рабочих. Стройка разрасталась, а деньги поступали из Петербурга все медленнее. Василий Иванович то и дело оказывался виноватым. К тому же замучили долги, судебные тяжбы. Он устал, в сорок лет чувствовал себя стариком. В сыром Царицыне болели дети, умер младший сын... Летом 1785 года императрица, наконец, приехала и посетила почти готовую усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались ей маленькими и тесными - на бумаге все выглядело внушительнее. Царицыно она приказала перестроить и передала строительство Казакову. Дворец в Царицыне был разрушен не сразу. М.М. Измайлов пытался найти выход из создавшегося положения, хоть как-то помочь Баженову. Переживал за своего друга и Казаков. Коллеги договорились: Баженов без особого на то дозволения сделает новый вариант дворца и представит свой ранее, чем это сделает Казаков . Но ничего из этого не вышло, опять труд был потрачен зря. Екатерина отвергла работу Баженова. В феврале 1786 года пришло распоряжение «о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (нового здания) по вновь конфирмованному учиненному архитектором Казаковым плану». Казаков в своем варианте дворца пытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль старорусской архитектуры. Но ему также не повезло. Дворец был спроектирован трехэтажным, с акцентом на центральную часть здания. Однако в ходе строительства пришлось многое переделать, так как ассигнования постоянно урезывались. В результате получилась большая разница между проектом и осуществленным зданием.

Отдельного упоминания достоин Дом Пашкова в Москве (1780-е). Дворец красуется на высоком холме против Московского Кремля - теперь это старое здание библиотеки бывшего Румянцевского музея. Между тем задача у архитектора была сложная: участок неровный, с одной стороны круто уходящий под гору, а с другой - резко сужающийся. Однако его неудобства Баженов сумел превратить в достоинства: поставил в узком конце нарядные ворота, сквозь которые открывается вид на дом, фасад же широко развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом - решение, не случайно перекликающееся с проектом перестройки Кремля. Баженов создал здесь в буквальном смысле слова замок-сказку. Большой знаток и ценитель русской архитектуры И. Грабарь писал: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем-то, которое достигнуто здесь ». Мнение русских и иностранцев было единодушное «Пашков дом» - это жемчужина русского зодчества. Знатоки архитектуры подчеркивали, что при всей изысканности композиционных приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей. Это в равной степени характерно как для композиции в целом и внутренней планировки помещений, так и внешнего оформления.

Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без достаточных средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины Великой объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург. Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте.

Дворец на Каменном острове . Баженов довольно быстро выполнил этот заказ. Дворец был возведен в стиле классицизма. Позднее его перестраивали. Но имеется свидетельство французского путешественника, видевшего строение в первоначальном варианте: «Он очень красив, особенно благодаря своему местоположению (на берегу Невы). Нижний этаж приподнят на несколько ступеней. Здесь мы видим, во-первых, большую переднюю, украшенную арабесками, далее зал овальной формы, который при большой длине кажется немного узким; декоративная часть в нем очень проста. Направо - помещение, из которого дверь ведет в небольшой театр, довольно красивый... Фасад к саду украшен колоннами. В конце сада находится небольшая часовня, построенная из кирпича: готический стиль, которому старались подражать при ее постройке, производит красивый эффект».

По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть не пресекла его.


ПОСТРОЙКИ АРХИТЕКТОРА В. И. БАЖЕНОВА
АЛЬБОМ АВТОТИПИЙ МОСКВА - 1950
Вступительная статья Е. А. БЕЛЕЦКОЙ

Одним из наиболее ярких представителей передовой культуры и искусства XVIII века был замечательный русский зодчий - Василий Иванович Баженов (1737-1799 гг.).
Значение творчества Баженова в истории русской культуры не ограничивается созданием прекрасных произведений архитектуры, величественных архитектурных проектов. Оно заключено также в его глубоко патриотической общественной деятельности, направленной на воспитание и подготовку отечественных художников, на внедрение знаний в широкие слои населения. Творческий и жизненный путь Баженова был освещен высокими идеалами служения своей Родине, своему народу.
Деятельность Баженова протекала в эпоху становления отечественной науки и культуры. Он первый поднял архитектуру до уровня передовой для своего времени науки, дал глубоко обоснованное изложение архитектурной теории и обобщение практического опыта. Он разработал законы архитектурного построения и методику проектирования, ввел новаторские инженерно-строительные приемы, разрешил проблемы организации строительства и обучения молодого поколения архитекторов.
Баженов был одним из наиболее образованных людей своего времени. Добившись всесторонних знаний упорным трудом в условиях бедности и лишений детских и юношеских лет, Баженов не замыкался в кругу личных и чисто профессиональных интересов. Достигнув в возрасте 27 лет мировой славы, будучи членом, академиком или профессором русской и трех иностранных академий, он продолжал совершенствовать свое мастерство архитектора, художника, инженера-строителя. Овладев искусством зодчества, он неустанно стремился передать свои знания другим. В этом отношении Баженов был прямым последователем своего великого современника - Ломоносова. Баженова роднит с Ломоносовым любовь к своему народу, последовательная, глубоко принципиальная борьба за развитие, русской культуры, против засилия иностранцев в русской науке, непримиримость в отстаивании творческих убеждений.
Широта творческих интересов Баженова сказалась и в создании им архитектурной школы, где неимущие обучались бесплатно, и в предложении организовать художественный музей и открыть типографию для печатания книг по искусству, и в подготовке многотомного издания чертежей сооружений и проектов отечественной архитектуры.
Человек смелых, часто дерзновенных для своего времени мечтаний, Баженов был вместе с тем подлинным практиком, понимавшим насущную необходимость выдвинутых жизнью задач. Так, например, его записка о реорганизации Академии Художеств была научно разработанной программой, основанной на огромном опыте.
Творчество Баженова было подчинено идее служения народу. Горячим патриотическим чувством, сознанием общественного значения труда архитектора была проникнута его речь на закладке Кремлевского дворца: «Ум мой, сердце мое и мое знание не пощадят ни моего покоя, ни моего здравия», - говорил он.
Патриотизм Баженова сказался и в глубоком уважении к истории своего народа, любви к его богатому, разнообразному творчеству. Подобно тому, как пламенный патриот и революционер, великий современник Баженова Радищев знал и любил русскую народную песню, Баженов высоко ценил произведения русского народного зодчества.
Твердо стоящий на русской национальной почве, зодчий умел критически подходить к творчеству народов других стран, выделяя то, что имело общественную значимость и не принимая чуждых, далеких ему архитектурных образов.
Как художник больших творческих обобщений, Баженов не мог не отразить в своем творчестве идеи, волновавшие умы передовых людей его эпохи. В этом заключается прогрессивное значение деятельности великих мастеров искусства во все периоды развития человеческой истории.
Классовая ограниченность екатерининской дворянской империи, в которой жил Баженов, сузила рамки деятельности архитектора и создала неразрешимые конфликты между наиболее величественными замыслами Баженова и возможностью их осуществления. Не была претворена в жизнь его вдохновенная творческая работа - проект Кремлевского дворца, дошедший до наших дней в чертежах и грандиозной модели; не получил завершения и один из наиболее поэтических ансамблей - подмосковная усадьба Царицыно.
В истории архитектуры Баженов занимает исключительное место. Наряду с Казаковым и Старовым его можно назвать основоположником русской архитектурной классики, не только повлиявшим на творчество современников, но и указавшим пути развития зодчества последующим поколениям русских художников.

1. Дом Пашкова, ныне Библиотека имени В. И. Ленина, в Москве. 1784-1786 гг. Общий вид.

2. Дом Пашкова. Фрагмент центральной части главного фасада.

3. Дом Пашкова. Фрагмент главного фасада (боковой павильон).

4. Дом Пашкова. Дворовый фасад.

5. Дом Пашкова. Ворота.

6. Дом Пашкова. Фрагмент ворот.

7. Усадьба Царицыно. 1775-1785 гг. «Оперный дом».

8. Усадьба Царицыно. «Фигурные» ворота.

9. Усадьба Царицыно. «Малый», или «Полуциркульный» дворец.

10. Усадьба Царицыно. Фрагмент стены «Полуциркульного» дворца.

11. Усадьба Царицыно. Ворота «Хлебного» дома.

12. Усадьба Царицыно. «Фигурный» мост.

13. Усадьба Царицыно. Мост через овраг.

14. Церковь в селе Знаменке. 1768 г.

15. Усадьба Михалково. 1779 г. Въезд.

16. Церковь в селе Быково. 1789 г. Общий вид.

Василий Иванович Баженов (1738- 1799) – русский архитектор, рисовальщик, педагог, представитель классицизма, теоретик архитектуры. С 1784 года член Российской академии.

Родился в семье дьяка. Большая часть жизни Баженова прошла в Москве, учился в гимназии при Московском университете, а с 1756 года учился в Петербурге. Сначала он посещал занятия С. Чевакинского в Академии наук, а потом А. Кокоринова и Ж. Валлен-Деламота в Академии художеств. Получив за учебу золотую медаль, был направлен в Париж, в Академию искусств. С 1762 по 1764 год провел в Италии. За годы пребывания за границей, проявил интерес к классицизму, барокко и готике.

Замыслы Баженова

Баженов замыслил проект Кремлевского дворца с одновременной реконструкцией Кремля и Красной площади. Еще никто до Баженова не представлял постройку как объёмную композицию, которая бы организовала пространство города. Этим проектом Кремль становился гигантским общественным форумом с главной площадью в виде овала, к которой должны сходиться главные радиальные улицы столицы.

Екатерина II остановила работы, но сама система, оказала громадное влияние на мысль русских архитекторов, направляя ее в духе классицизма. В музее Архитектуры хранится уникальная деревянная модель, исполненная автором, которая дает представление о грандиозности замысла художника.

Таким же незавершенным, но показательным стал проект дворца в резиденции императоров Царицыно. В этом комплекс Баженов впервые применил мотивы неоготики, объединенными с приемами так называемого «нарышкинского» барокко. Но Екатерина II вновь прервала работы по строительству. Она была недовольна большим количеством масонских элементов в декоре. Постройка так и не была завершена. Такие неудачи заставили Баженова перейти к частным заказам.

Часть своих градостроительных идей Баженов сумел осуществить при строительстве дома Пашкова в Москве. Это старое здание Библиотеки имени Ленина. В других постройках, расположенных в Москве, например, дом Долгова, что на проспекте Мира, колокольня и трапезная храма Всех скорбящих, расположенная на Б. Ордынке и дом Юшкова на ул. Кирова, где благодаря продуманному применению цвета и фактуры камня, гипса и штукатурки, возникает утончённая живописность, наблюдается сложная игра света и тени.

По воле Павла I Баженов создал комплекс Михайловского замка комплекс. Архитектор смог связать замок, окруженный каналами, с городом Санкт- Петербургом путем выноса павильонов на направление Инженерной улицы.

После вступления на царствование, Павел I стал приближать всех, кого не любила его мать. Он поставил Баженова вице-президентом Академии художеств. Император поручил архитектору подготовить чертежи русских зданий, по которым можно было провести исследование отечественной архитектуры и другие поручения. Баженов, не мешкая, приступил к выполнению этого поручения, но смерть прервала его жизнь.

Баженова В.И.похоронили в Санкт-Петербурге, но в 1800 году его останки перевезли в имение Баженовых, расположенное в селе Глазово, сегодня это Тульская область.

В. И. Баженов - великий русский зодчий эпохи классицизма, зачинатель псевдоготики в русской архитектуре, теоретик этого вида искусства и педагог.

Обретение профессии

Родился он 1(12).03.1738 года в Москве. Будучи сыном бедного дьячка Ивана Федоровича Баженова, служившего в придворной кремлевской церкви, будущий великий архитектор, казалось бы, не имел особых шансов на блестящую карьеру. Но в детстве обнаружился у мальчика талант рисовальщика: Василий бродил по Москве и срисовывал разные здания. Его необычное увлечение, интуитивный вкус в выборе произведений зодчества для своих зарисовок, точность изображения заметил архитектор Д. В. Ухтомский, взяв его в ученики.

После школы Ухтомского Василий Баженов поступил в . В процессе учебы способности Баженова настолько укрепились и созрели, что его преподаватель С. И. Чевакинский пригласил молодого человека к себе в помощники, когда он строил Никольский морской собор. А в 1759 г. Баженов был удостоен чести быть первым пенсионером (стипендиатом) Академии художеств, которого направили учиться за границу. В Париже Баженов стал учеником профессора Шарля Давайи, занимался изготовлением деревянных моделей архитектурных частей и даже целых зданий, наиболее знаменитых в городе. Такова была, например, модель галереи Лувра.

В Риме юный архитектор учился гравированию и тоже моделировал знаменитые объекты, в частности - Собор Святого Петра. Получив звание профессора архитектуры от Римской и Флорентийской Академий и став членом Болонской Академии, Баженов возвратился в Россию с мировой известностью. Ему предрекали великое будущее.

Зрелое творчество

На родине Баженов стал участником академической программы на профессорскую степень, когда рассматривались проекты комплексов увеселительных сооружений для императрицы Екатерины. Но ожидания Баженова не оправдались. Он не получил ни звания, ни должности и уволился с академической службы. Работа для Баженова нашлась в Артиллерийском ведомстве князя , который взял его на должность главного архитектора, присвоив чин капитана. К этому периоду относится строительство дома Пашкова в Москве, авторство которого, предположительно, принадлежит Баженову. Кроме того, но это уже достоверно известно, Баженов проектировал и строил в Царицыне дворцовый комплекс.

Судьба этого комплекса трагична. Это был ансамбль сооружений с новаторским сплавом элементов барокко образца 17 века с западноевропейским готическим декором. Когда Екатерина приехала в первопрестольную и посетила строительство дворцового , она была возмущена тем, что императорский и великокняжеский дворцы были равными по размеру, и велела снести оба. Баженова она отстранила от этой работы. Зодчий пытался открыть «партикулярную» академию, набрать учеников, чтобы обучать молодежь архитектурному искусству. Но и в этой затее оказалось слишком много препятствий, чтобы осуществить задуманное.

Баженову приписываются еще несколько архитектурных объектов: некоторые постройки в Кремле, Старый Арсенал в Санкт-Петербурге, Владимирская церковь в пригороде Москвы (Быково), Каменноостровской дворец великого кн. Павла Петровича в Петербурге и другие. Документальных подтверждений не сохранилось, поэтому доказать или опровергнуть эти предположения не представляется возможным. Точно установлено, что авторство Баженова принадлежит большому мосту в Царицыно - это, кстати, один из немногих объектов, сохранившихся до наших дней. Известно также, что Баженов участвовал в разработке проекта Михайловского замка в Петербурге, но и здесь работали несколько мастеров, например, Франсуа Виолье, В. Ф. Бренна. Павлом Петровичем был принят и затем осуществлен проект В. Ф. Бренны.

Последние годы

Отвергнутый , лишенный служебной карьеры и заработков, Баженов стал принимать частные заказы. Немилость императрицы современники объясняли сложным самолюбивым характером зодчего, а также его связью с масонами, к которым имел отношение и наследник Павел. Екатерина усматривала в создавшейся ситуации некие политические цели, и первым, на кого обрушился ее гнев, оказался Баженов. Поэтому он и был отстранен от службы.

С 1796 г., когда вступил на престол, Баженов вместе с другими гонимыми Екатериной, был вновь приближен ко двору. Как вице-президент Академии художеств он должен был собрать чертежи наиболее значительных зданий в России, по которым можно было бы проследить и изучить развитие отечественной архитектуры. Кроме того, он должен был исследовать вопрос перспективы развития талантов молодых русских художников, которые уже приняты или будут приняты в Академию художеств. Баженов с воодушевлением принялся за порученное дело и многое бы сделал, если бы внезапная смерть не оборвала радужные планы.

Умер архитектор 2(13).08.1799 года в Санкт-Петербурге. Баженова похоронили в Петербурге, но в 1800 г. его останки перевезли на родину, в с. Глазово (Тульская обл.).