Уваров сергей семенович краткая биография. Уваров Сергей Семенович: реформы и развитие образования

В 570 г. Происходит из рода хашим племени курайш, которое имело большое политическое и экономическое влияние в городе. О Его ранних годах известно мало, в основном то, что содержится в Коране и в жизнеописаниях (сира). Отец Мухаммада - небогатый торговец Абдаллах ибн ал-Мутталиб - умер в 570 г. в результате несчастного случая во время торговой поездки еще до сына. Мать Мухаммада, Амина, умерла, когда Ему исполнилось шесть лет. Мухаммада взял на воспитание Его дед, Абд ал-Мутталиб, а через два года, когда умер и дед, опеку над Мухаммедом взял Его дядя, Абу Талиб. Находясь в Абу Талиба, Мухаммад сначала пастушествовал, затем изучал торговое дело.
С юных лет Он отличался благочестием, набожностью, честностью. Со временем Мухаммад стал участвовать в торговых делах Абу Талиба. Окружающие полюбили юношу за справедливость и рассудительность и почтительно называли Амин (Заслуживающий Доверия). Первые впечатления об окружающем мире Мухаммад получил в поездках с Абу Талибом по торговым делам. Репутация надежного человека, опыт в торговле и караванном деле позволили ему получить работу у богатой вдовы , на которой потом женился.

Новое социальное положение позволило Мухаммаду проводить больше времени в и размышлениях. Он удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира, возвышающейся над Меккой. В 610 г., когда Мухаммаду исполнилось 40 лет, во время одного из таких уединений он получил первое Откровение о речениях книги, известной ныне как Коран. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал Джибрил и, указав на появившиеся извне слова, повелел произнести их вслух, выучить и передать людям. Это событие произошло в конце и получило название Лайлат ал-Кадр (Ночь могущества, Ночь славы). Точная дата события неизвестна, но отмечают его 27 Рамадана. Первыми Мухаммаду явились пять стихов 96-й , со слов: «Читай! Во имя Господа твоего». Затем послания, от первого Откровения до последнего, приходили Мухаммаду всю Его жизнь (в течение 23 лет). Посредником в передаче Откровений всегда был Джибрил. Через него пришло и повеление нести Слово Божие людям. Мухаммад уверился в том, что он избран в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово , бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха.

Вокруг Мухаммада собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его , где Он рассказывал о едином Боге, Аллахе, о Судном дне, рае и аде, насмешками. Мекканская олигархия оказывала сопротивление Его реформам, поскольку произносимые Им проповеди подрывали их политическое и социальное влияние в Хиджазе, отрицательно сказывались на благосостоянии мекканцев, и в частности , поскольку утверждение веры в единого Бога наносило удар по многобожию и по доверию к идолам святилища , что привело бы к уменьшению числа паломников и, соответственно, доходов, получаемых от . Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. Мухаммад же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество.

В Медине

После смерти дяди Мухаммада Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал ему в поддержке.
Мухаммад был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию Мухаммада и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников, а затем в июле (по другой версии - в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться (Мадинат ан-Наби - Город пророка), а от первого дня года переселения пророка () мусульмане ведут свое летосчисление.
Мухаммад получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (), и мединские новообращенные в ислам (). Мухаммад рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением (в Коране они названы , т.е. лицемерами).
В Медине пророк осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая , установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в откровениях, вошедших в Коран.

Укрепившись в Медине, Мухаммад начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В первые годы, предшествовавшие распространению ислама по территории всей Аравии, Мухаммад последовательно принял участие в трех важнейших сражениях, которые выдвинули его на первое место как политического лидера. Это битва при (624) - первая, одержанная мусульманами победа; битва при (625), завершившаяся полным разгромом войска Мухаммада; и осада Медины тремя мекканскими армиями (под командованием Абу Суфьяна из рода ), которая завершилась провалом для осаждающих и позволила Мухаммаду укрепить свое положение как политического и военного лидера в городе и в Аравии в целом.
Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку.
Власть пророка крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк разрушил находившиеся в Каабе идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк Мухаммад продолжал жить в Медине, лишь однажды, в 10/623 г. совершив «прощальный» (Хиджжат ал-Вада) в Мекку, во время которого Ему были посланы откровения о правилах хаджжа. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого Мухаммадом, который готовился распространить власть этого союза на север, в и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер в возрасте 63 лет в Медине, 12 раби’ ал-аввала, 10 года хиджры на руках у любимой жены Аиши. Похоронен пророк Мухаммад в Мединской мечети Пророка (ал-Масджид ан-Наби). После смерти Мухаммада общиной управляли - заместители Пророка. Дочь Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют и .

В Медине Мухаммад создал теократическое государство, в котором каждый должен был жить по законам ислама. Он выступал одновременно в роли основателя религии, дипломата, законодателя, военачальника и главы государства.

Семья

В возрасте 25 лет Мухаммад женился на Хадидже бинт Хувайлид ибн Асад, которой в то время было уже за сорок. Но, несмотря на разницу в возрасте, их супружеская жизнь была счастливой. Хадиджа родила Мухаммаду двух мальчиков, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей. По имени одного из сыновей, Касима, Пророка называли Абу-л-Касим (отец Касима); имена дочерей: Зайнаб, Рукайа, Умм Кулсум и Фатима. Пока была жива Хадиджа, Мухаммад не брал себе других жен, хотя полигамия была среди арабов обычным явлением.

Значение

Ислам признает Мухаммада обычным человеком, который превосходил других своей религиозностью, но не обладал никакими сверхъестественными способностями и, что особенно важно, божественной природой. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама Мухаммад - эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Он считается «печатью» пророков, т. е. замыкающим звеном в ряду пророков, представленных Моисеем, Давидом, Соломоном и . Его миссия заключалась в том, чтобы завершить начатое Авраамом дело.

Мухаммад был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка стали важным фактором того, что ислам превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.
Всю свою жизнь Мухаммад посвятил служению , в частности, он упрекал христиан в том, что они почитают Троицу и, следовательно, не являются монотеистами в строгом смысле, не хранят верность учению самого Иисуса, который никогда не притязал на божественность.

Мнения

Сведения о Мухаммеде, которые можно найти в Коране, сире или , дают лишь намек на глубину и величие Его личности. Поздние исламские биографии носят агиографический характер и, как правило, основаны на арабских первоисточниках. В некоторых общинах Южной Азии на празднике в честь дня рождения Пророка (см. Маулид ан-Наби) читаются поэтические биографии Мухаммада, в которых ощущается определенное влияние индусов.
До недавнего времени биографии Мухаммада, публикуемые на Западе, показывали Его как личность неоднозначную, не внушающую ни симпатии, ни уважения. Редко, но можно встретить книги, представляющие Мухаммада в ином свете. В настоящее время в академических работах западных ученых-исламистов наблюдается тенденция представить образ Пророка более объективно и позитивно.

См.также:

Ибн
Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф
ибн Кусайя ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн
Луайя ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн
ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик
ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн
Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн
Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн
Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар ибн Нахур ибн
Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн
Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух ибн
Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн
Шис ибн Адам

Мединская община - первое государственное образование мусульман, созданное пророком Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину (622) . С 623 года вела войну с мекканскими многобожниками . Община представляла собой не государство, а самоуправляемую общину полисного типа. После смерти Пророка, на месте Мединской общины был создан Праведный халифат . Период жизни пророка Мухаммада в исламе называют аср ас-саадат .

Предыстория [ | ]

Около 571 года, в так называемый «Год слона » в семье Абдуллаха ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб родился сын Мухаммед . Его отец умер до его рождения, а мать умерла когда мальчику было 6 лет. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя Абу Талиб .

Примерно к 20 годам стал, являясь человеком сведущим в торговле и умея водить караваны, нанимался к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента . В 25 лет Мухаммед женился на Хадидже бинт Хувайлид .

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность. В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Абу Бакр , Али и Усман . С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу.

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман в Эфиопию (615 г.).

В 619 году умерла Хадиджа и Абу Талиб, который защищал Мухаммеда от враждебно настроенных курайшитов. Этот год Мухаммед назвал «годом печали». Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе , расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф . Он хотел, чтобы они приняли ислам , но в ат-Таифе его грубо отвергли, и при уходе из города закидывали камнями.

Согласно преданию, около 619 года Мухаммед совершил ночное путешествие (исра ) в Иерусалим, а затем вознесён (мирадж ) на небеса .

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Медину (Ясриб). К этому моменту в Медине уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманской государственности, так как мусульмане получили необходимую им независимость. Год переселения стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры).

История общины [ | ]

После переселения в Медину пророк Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера мединской общины, в которую входили не только мусульмане. Его главной опорой были местные жители из племён аус и хазрадж (ансары) и пришедшие с ним из Мекки мусульмане (мухаджиры). В первые годы Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев, которые отказались признать пророка из неиудеев. Более того, иудеи высмеивали Пророка и даже вступили в контакты с мекканцами, которые враждовали с мусульманами. Внутренняя мединская оппозиция из язычников, иудеев и христиан, выступившая против Мухаммеда, неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров » .

Большинством жителей Медины в 622 г. были евреи . Первоначально Мухаммед принимал Иерусалим в качестве стороны, к которой молящиеся должны обращаться лицом (кибла ) и соблюдал еврейские посты. Однако после отказа иудеев в признании, Мухаммед устанавливает стороной обращения Мекку и объявляет ислам подлинной религией Ибрахима (Авраама) .

С этого времени Мухаммед всё отчётливее говорит об особой роли ислама, который объявляется исправлением допущенных иудеями и христианами искажений воли Аллаха, о себе как о последнем пророке - «печати пророков». Устанавливается особый день общей молитвы мусульман - пятница (джума ), объявляется о святости Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Кааба становится главной святыней ислама, к ней, вместо Иерусалима, мусульмане начинают обращаться во время молитвы .

В Медине строятся первая мечеть (аль-Куба), дом Мухаммеда, устанавливаются основы исламского ритуала - правила молитвы и призыва к ней, омовения , поста , обязательных сборов на помощь нуждающимся и т. д. В проповедях Пророка стали фиксироваться правила жизни мусульманской общины - принципы наследования , бракосочетания и т. д. Объявляются запреты на употребление спиртных напитков, азартные игры, свинину. В «откровениях» появляются требования особого почтения к посланнику Аллаха .

Таким образом, в Медине были сформированы основные принципы религиозного учения, ритуала и организации исламской общины. Эти принципы были выражены в Коране и высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммеда (сунна) .

Война с мекканцами [ | ]

Одной из форм сплочения мусульман и её расширения стала борьба с мекканскими многобожниками. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году мусульмане победили мекканский отряд в битве при Бадре. В 625 году около горы Ухуд (возле Медины) мекканцы сразились с мусульманским войском. В этом бою мусульмане понесли большие потери, сам Мухаммед был легко ранен в голову, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В 626 году мекканцы снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва .

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканскими многобожниками, её попытки покушения на жизнь пророка Мухаммеда и упорный отказ от полного ему подчинения вызвали резкие ответные меры мусульман. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть племени бану курайза была перебита. Некоторые наиболее активные противники и соперники Пророка были убиты. Для решительной борьбы с мекканцами были собраны большие силы . В 628 году большое войско, состоящее из мединских мусульман и присоединившихся к ним некоторых кочевых племён, двинулось в сторону Мекки и остановилось на границе священной территории Мекки, в местечке Худайбия. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием, в соответствии с которым через год пророк Мухаммед и его сподвижники совершили малое паломничество (умра ) .

Со временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны североаравийские оазисы Хайбар и Фадак , союзниками мусульман становились все новые и новые арабские племена, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку . Из Каабы были убраны языческие идолы .

После завоевания Мекки Мухаммед продолжал жить в Медине и лишь однажды (в 632 году) совершил «прощальное » паломничество. Победа над Меккой подняла его политический и религиозный авторитет пророка Мухаммеда в Аравии. Он посылает различным вождям и царям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Персии и Византии послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды появляются в Йемене, захватывают новые оазисы в Северной Аравии. В Мекку приезжают представители различных племён и областей Аравии, многие из которых договаривались с Мухаммедом о союзе. В 630 году враждебные кочевые племена организовали наступление на Мекку, но мусульмане и их союзники отбились в сражении при Хунайне. В 631-632 годах значительная часть Аравийского полуострова оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, которое возглавил пророк Мухаммед .

Община после смерти Мухаммеда [ | ]

В последние годы жизни Мухаммед определил главную цель - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте около 60 лет (или 63 года по лунному календарю) Мухаммед скончался после непродолжительной болезни

Вся наша хвала Всевышнему Аллаhу, выражаем Ему свою благодарность и просим у Аллаhа прощения, каемся в своих грехах и надеемся на Его милость. Просим у Создателя даровать еще больше величия нашему господину, великому Пророку Мух аммаду, который выполнил свою пророческую миссию и укрепил общину, мир Ему, а также всем Пророкам и Посланникам!

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

كَفَى بِا لْمَوْتِ وَاعِظاً

«Достаточно нам воспоминания о смерти» . То есть сама мысль о смерти заставляет человека задумываться о своих делах, о том, как он живет.

Сказано: «Человек! Когда проснешься, скажи: “О, Аллаh!”, а перед сном тоже скажи: “О, Аллаh!” Если ты просишь о чем-то у Аллаhа, скажи: “О, Аллаh!”. Если взываешь к Создателю, скажи: “О, Аллаh!” Если ты слег в постель больным, скажи: “О, Аллаh!” И если явился к тебе Ангел смерти, скажи: “О, Аллаh! О, Аллаh! О, Аллаh!”»

О, рабы Аллаhа! Будьте истинно богобоязненными, сохраняйте Веру до конца своих дней и уходите из жизни только мусульманами. Будьте богобоязненными и знайте, что Аллаh сказал в К ор`ане о Пророке Мух аммаде, мир Ему (Сура «Аз-Зумар», Аят 30):

إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُمْ مَيِّتُونَ

Это означает: «Воистину, Ты смертен и они смертны» .

Выражая скорбь о смерти Пророка, некоторые сказали:

بَكـَتِ الارْضُ وَالسَّمَاءُ عََلَيْهِ وَبَكَــاهُ نَدِيمُــهُ جِــبْرِيلُ

هُوَ الْحَبِيبُ الَّذِي تُرْجَى شَفَاعَتُهُ عِنْدُ الصِّرَاطِ إِذَا مَا زَالَّتِ الْقَدَمُ

«Плакали земля и небеса о Нем, И плакал Джабраиль – Его верный товарищ. Он – любимый, заступничества которого мы желаем Перед С ырот ом, пока не соскользнула нога».

Он – самый любимый, тот, о рождении которого мы говорим. Он – самый лучший, тот, о достойных качествах которого мы вспоминаем, чье терпение и высокую мораль мы описываем.

Я не знаю, дорогие братья, как смогу рассказать о Его уходе из жизни! Ведь Он – самый лучший – наш Пророк Мух аммад, мир Ему.

Пророк Мух аммад умер после тяжелой болезни. Он начал болеть в последние 10 дней месяца С афар. Пророк Мух аммад почувствовал сильную боль в то время, когда находился в доме одной из своих жен – Маймуны. Когда боли усилились, Он пошел в дом ‘Аиши.

‘Аиша рассказывала: «Когда Посланник Аллаhа пришел, Он был в тяжелом состоянии, но, несмотря на это, Он спросил, читали ли люди намаз. Она ответила: «Нет. Они ждут тебя, о Посланник Аллаhа». Тогда он сказал: «Принесите воды». Он помылся (сделал Гусуль) и пошел к людям, но выходя, потерял сознание.

Когда он пришел в себя, то снова спросил, читали ли люди намаз. Ему ответили: «Нет. Люди ждут тебя, о Посланник Аллаhа».

Люди собрались в мечети и ждали Посланника Аллаhа, чтобы читать намаз ‘Иша. Посланник отправил за Абу Бакром, чтобы тот читал с ними намаз как имам. Абу Бакр был очень мягким человеком и предложил ‘Умару: «О, ‘Умар! Читай ты». Но ‘Умар ответил: «Ты более достоин этого». И Абу Бакр читал с ними намаз как имам несколько дней».

Когда состояние Пророка немного улучшилось, Он вышел к людям, чтобы читать намаз Зуhр. Его поддерживали два человека, один из которых был его дядя – Аль-‘Аббас. И когда Пророка увидел Абу Бакр, то начал отходить, чтобы освободить место имама для Него. Но Пророк Мух аммад дал ему знак рукой, чтобы тот оставался на месте и указал тем, кто Его придерживал, чтобы они посадили Его рядом. И Абу Бакр читал намаз стоя, а Пророк – сидя.

Состояние Пророка Мух аммада, мир Ему, оставалось тяжелым. Его дочь Фатима, видя, какие боли Он испытывает, жалела Его. В ответ Он сказал ей:

لَيْسَ عَلَى أَبِيكَ كَرْبٌ بَعدَ الْيَوْم

«После этого дня не будет ни боли, ни тяжести».

Пророк Мух аммад, мир Ему, ушел из жизни и умер шаhидом. Это произошло в понедельник, 12-го числа месяца Раби ‘аль ауу валь. В такой же день – 12-го числа месяца Раби ‘аль ауу валь – Пророк Мух аммад родился и это тоже был понедельник. И в понедельник месяца Раби ‘аль ауу валь Он выехал из Мекки в Медину.

Когда Абу-Бакр услышал, что Пророк Мух аммад умер, он немедленно отправился к Нему. Он подошел ко входу в мечеть и услышал, как ‘Умар выступает перед людьми: «Некоторые люди думают, что Пророк Мух аммад умер. Воистину, Посланник Аллаhа не умер!» То есть ‘Умар, узнав о смерти Пророка, не поверил. Он думал, что Пророк Мух аммад, мир Ему, умрет только после смерти с ах аба.

Войдя в мечеть, Абу-Бакр прошел мимо ‘Умара и вошел в комнату, где лежал Пророк Мух аммад, мир Ему, накрытый покрывалом. Абу-Бакр подошел к Нему, открыл Его лицо и поцеловал самого лучшего, самого красивого и приятного из созданных – Мух аммада, мир Ему. Абу-Бакр сказал: «Ты был прекрасен при жизни и так же прекрасен и после смерти!»

Убедившись, что Пророк Мух аммад действительно умер, Абу Бакр пошел к ‘Умару и сказал: «О ‘Умар, послушай… успокойся».

Но ‘Умар не слушал его и продолжал. Тогда Абу Бакр, известный как очень мягкий и вежливый человек, проявил твердость и обратился к людям. После того, как выразил свое восхваление Аллаhу Всевышнему, он сказал:

"أَيُّها النَّاس، إٍِنَّهُ مَنْ كَانَ يَعْبُدُ مُحَمَّداً فَإِِنَّ مُحَمَّداً قَدْ مَات،
وَمَنْ كَانَ يَعْبُدُ اللهَ فَإِنَّ اللهَ حَيٌّ لاَ يَمُوتُ"

«О, люди! Те, кто поклонялись Мух аммаду, пусть знают, что Мух аммад умер. А те, кто поклонялись Аллаhу, пусть знают, что Аллаh Всевышний – Создатель, Он – Живой и не умирает».

После этих слов он прочитал Аят из К ур΄ана (Сура «Али ‘Имран», Аят 144):

وَما مُحَمَّدٌ إِلا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإيْن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَى عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ اللهَ شَيْئاً وَ سَيَجْزِي اللهُ الشَّاكِرِينَ

Это означает: «Воистину, Мух аммад – Посланник. Такого, как Он, не было. Если Он умрет или Его убьют – разве вы отойдете от того, к чему Он призывал? Кто отвернется от Его пути, тот сам себе вредит. Воистину, Аллаh вознаграждает тех, кто не покидает путь истины».

‘Умар рассказывал: «Клянусь Аллаhом, после того, как Абу Бакр прочитал этот Аят, я не смог больше стоять – я понял, что Посланник Аллаhа умер, и упал».

Мух аммад – стонут и тоскуют по Нему сердца верующих!

Мух аммад – свет очей наших, радость для нас!

Мух аммад – вызывает в наших сердцах спокойствие и тепло!

Мух аммад – даже когда молчит, то возвеличивается его степень и возрастает уважение к Нему и почет.

Мух аммад – когда говорит, то берет за сердце своими словами, приковывает внимание и захватывает слушателей!

Обмывали Пророка, мир Ему, Его родные: дядя Аль-‘Аббас, ‘Али ибн Абу Т олиб, да будет доволен им Аллаh, Аль-Фад ль ибн Аль-‘Аббас, К усаму ибн Аль-‘Аббас, а также Усама ибн Зайд и Салих – слуга Пророка. При обмывании также присутствовал Ау с (один из с ах аба, участвовавший в битве Бадр), которому ‘Али разрешил войти.

‘Али придерживал тело Пророка, и, прижавшись к его груди, говорил:

"بِأَبي أَنْتَ وَأَمُّي يَا رَسُولَ الله طِبْتَ حَيًّا وَمَيِّتاً"

«О, Посланник Аллаhа! Ты был прекрасен при жизни и остался прекрасен и после смерти!»

Пророка Мух аммада, мир Ему, омывали водой из колодца, которым Он сам пользовался при жизни и пил из него воду. Когда тело Пророка Мух аммада омывали, то рубашку с Него не снимали.

Имам ‘Али обвернул свою руку куском ткани и проводил ею по телу Пророка под рубашкой, а сверху на рубашку лили воду.

Пророка Мух аммада обернули в кафан из трех кусков ткани. Его не одевали в рубашку, которую носят при жизни, и на Него не надевали чалму.

Передано от Ибн Мас‘уда, рад ыяллаhу ‘анhу, о том, что первым читал Намаз-Джаназа Ангел Джабраиль, затем Микяиль, после Него Исрафиль, потом Ангел смерти – ‘Азраиль. После этого к Пророку группами приходили люди и читали намаз каждый по-отдельности. Заходила одна группа, читала Намаз-Джаназа каждый индивидуально, затем уходила, после них заходила другая группа, также читала Намаз и уходила.

Ученые – знатоки биографии Пророка, мир Ему, сообщили, что число Джаназа-Намазов, совершенных Пророку Мух аммаду, мир Ему, достигло 92, как передал об этом имам Анас ибн Малик.

Наш любимый Пророк Мух аммад Аль-Мустафа был похоронен в том же месте, где и умер – в доме Его жены ‘Аиши, так как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил:

»ماَ قُبِضَ نَبيٌّ إِلاَّ دُفِنَ حَيْثُ يُقْبَضُ «

«Пророков хоронят там, где Они умерли».

На том месте, где спал Пророк, мир Ему, была циновка. Её убрали и там выкопали могилу для Него.

‘Аиша, да будет ей благословение Аллаhа, как-то видела во сне, как три луны упали в ее дом. Она рассказала об этом сне своему отцу – Абу Бакру. Тот сказал: «Если твой сон сбудется, будут похоронены в твоем доме трое – одни из самых лучших людей на земле».

И когда Пророк Мух аммад, мир Ему, был похоронен, Абу Бакр сказал: «Вот это – самая лучшая из лун, которые спустятся в твой дом!»

В ее доме рядом с Пророком, мир Ему, позднее были похоронены Абу Бакр и ‘Умар.

Дорогие единоверцы!

Обращаюсь к вам, чтобы каждый из вас размышлял, думал, вспоминал о смерти Пророка Мух аммада, мир Ему. У того, кто часто вспоминает об этом, укрепляется вера, и ему будет от этого польза. Если кого-то из вас постигнет какая-либо беда или тяжесть, то вспоминайте смерть Пророка Мух аммада, мир Ему.

Действуйте таким образом, чтобы набрать блага, которые помогут вам на Том Свете, совершайте благие дела искренне ради Аллаhа – для того, чтобы попасть в Рай и быть там вместе с Пророком Мух аммадом, мир Ему. Чтение Салавата Пророку поможет нам, в этом есть особое освещение, в этом – укрепление нашей Веры, наших убеждений.

Хвала Создателю, Который даровал нам любовь к Пророку Мух аммаду, мир Ему! Сказал Пророк Мух аммад, мир Ему:

» ثَلاَثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلاوَةَ الإِيمَانِ أَنْ يَكُونَ اللهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا وَأَنْ يُحِبَّ الْمَرْءَ لا يُحِبُّهُ إِلاَّ للهِ تَعَالى وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ فِي الْكُفْرِ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي النَّارِ «

«Кто обладает тремя качествами – превыше всего любит Аллаhа и Пророка Мух аммада; любит своего брата искренне ради Аллаhа Всевышнего; ни в коем случае не хочет попасть в куфр и не хочет попасть в Ад – тот истинно ощущает сладость веры».

Выражаем наше восхваление, особые мольбы – Салават, Пророку Мух аммаду, мир Ему, надеясь на то, что, может, это станет причиной нашего излечения, успокоения, защиты от всякого вреда. Просим у Всевышнего Аллаhа особые приветствия всем сподвижникам и всем тем, кто пошел по Пути Пророка Мух аммада, мир Ему.

Редер Христиан Федорович (1769–1828)

Портрет графа С.С. Уварова. 1810-е

Картон, масло. 43 х 30,5

Поступление: От М.Л. Карповой в 1935 г.

Портрет поступил в Пушкинский Дом как изображение графа С.С. Уварова в молодости работы неизвестного художника. Авторство Х.Д. Редера было установлено благодаря хранившейся в Пушкинском Доме идентичной литографии, изданной в литографском заведении

П.Ф. Гельмерсена в Петербурге.

Х.Д. Редер – живописец, рисовальщик и литограф, учился в Дрездене у Ф. Казановы, с 1800 г. жил в России; один из первых русских литографов.

Граф Сергей Семенович Уваров возглавлял Императорскую Академию наук с 18 января 1818 г. по 4 сентября 1855 г.

Вторая четверть XIX века была важным поворотным периодом в деятельности Императорской Академии наук. Реформам, проводимым в системе академической науки 1830–1840-х гг., предшествовал социально-экономический кризис, который повлиял и на положение отечественной науки. Академия наук претерпевала большие трудности: финансирование учреждения оставалось в пределах штатного расписания устава 1803 г. Происходил заметный отток зарубежных ученых. Членам Академии приходилось отвлекаться от научных занятий ради заработка вне ее стен.

С.С. Уваров родился в Петербурге 15 августа 1786 г. (по М.П. Погодину, С.В. Рождественскому в Москве) (1). Он принадлежал к старинному дворянскому роду татарского происхождения, со 2-й половины XV века состоявшего на русской службе. Уваров получил хорошее домашнее образование, слушал лекции в Гёттингенском университете в Германии, 30 января 1798 г. он поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел юнкером. 27 июня 1799 г. был «исключен из службы по малолетству», а 7 июня 1801 г. вновь принят. С 26 марта 1803 г. – переводчик, с 1 января 1804 г. – камер-юнкер Двора Его Императорского Величества. С 21 июня 1806 г. С.С. Уваров был назначен в русское посольство в Вене, с 22 октября 1809 г. – секретарем посольства в Париже. 31 декабря 1810 г., возвратившись в Петербург, Уваров стал попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, членом Главного правления училищ и действительным статским советником. 2 марта 1812 г. его утвердили помощником директора Императорской Публичной библиотеки.

12 января 1818 г. С.С. Уваров был назначен президентом Императорской Академии наук (2) с оставлением в должности Попечителя учебного округа. В 1821 г., в конце правления Александра I, он ушел в отставку с должности попечителя учебного округа в Петербурге (3).

С 28 июля 1822 г. по 21 ноября 1824 г. Уваров был директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. 13 июня 1824 г. стал тайным советником, 22 августа 1826 г. по должности управляющего Государственными заемными и Коммерческими банками – сенатором. 21 августа 1832 г. С.С. Уваров был назначен товарищем министра народного просвещения с оставлением в должности президента Академии наук. 21 апреля 1834 г. он был утвержден в должности министра народного просвещения. 2 апреля 1838 г. С.С. Уваров получил высший чин Российской империи – действительного тайного советника.

Каниевский (Каневский, Коневский) Ксаверий Ян Ксавериевич (1805-1867)

Портрет графа С.С. Уварова, президента Императорской Академии наук. 1844

Холст, масло. 116 х 90

На изображении справа внизу подпись художника: J.X. Kaniewski pinx.1844

Поступление: Из Правления Академии наук в 1927 г.

Д.А. Ровинский упоминает данное изображение в списке портретов президентов и директоров Императорской Академии наук: «Граф Серг<ей> Сем<енович> Уваров, президент с 1818 по 1855 г. Портрет поколенный, писанный в 1844 г. академиком Ксавер<ием> Ксав<ериевичем> Каниевским с натуры» (См.: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1889. Т.4. Стб.256). Вероятно, парадный портрет С.С. Уварова был создан по заказу Академии наук.

Ксаверий Ян (Иван-Ксаверий Ксавериевич) Каневский (Каниевский; Коневский) (1805-1867) – живописец, портретист. Пенсионер Виленского университета, посторонний ученик петербургской Академии художеств, где учился у А.О. Орловского; в 1845 г. получил звание академика.

Инв. ПД-48969

© ИРЛИ (Пушкинский Дом) РА

Брюллов Александр Павлович (1798–1877) с собственного оригинала

Портрет графа С.С. Уварова. 1820-е

Бумага, литография. 36 х 27,2

На изображении слева от центра подпись: A. Brulloff

Поступление: От Ф.А. Темчиной (из собрания

М.Д. Ромма) в 1996 г.

2 октября 1849 г. С.С. Уваров уволен от должности министра народного просвещения с оставлением в должностях члена Государственного совета и президента Императорской Академии наук.

С вступления в должность президента Академии наук С.С. Уваров уделял большое внимание естественным наукам, сохранению коллекций музеев. Идея Уварова об организации востоковедческого центра была реализована в открытии Азиатского музея.

30 января 1830 г. были утверждены «Дополнительные пункты к Академическому Регламенту 1803 г.», благодаря которым увеличилась численность академиков, проведено новое разделение по наукам в связи с развитием научных направлений. Одним из главных изменений в организационной структуре Академии наук явилось образование на базе разросшегося академического музея, коллекции которого уже не помещались в здании Кунсткамеры, восьми различных по своему профилю музеев.

В 1832 г. С.С. Уваров поручил трем академикам, Я.Д. Захарову, П.Н. Фусу и Г.И. Гессу, составить проект нового Устава Академии.

30 декабря 1834 г. как министр народного просвещения С.С. Уваров подал в Государственный совет докладную записку о необходимости организационных преобразований в Академии наук.

января 1836 г. Императорская Академия наук по распоряжению Николая I получила новый Устав и Штат (6). Сохранив существенные черты прежней организации, она получила возможность значительно стимулировать свою научную деятельность, привести в порядок и обогатить новые академические музеи: Минералогический, Ботанический, Зоологический, Зоотомический с лабораторией, Ботанический сад, Нумизматический кабинет, Собрание азиатских и египетских древностей и Этнографический кабинет.

Формирование структуры Академии наук во время руководства ею С.С. Уварова было завершено соединением Академии наук с Российской академией и разделением ведущего научного учреждения на три отделения: Физико-математическое отделение, Отделение русского языка и словесности, Историко-филологического отделения. Достижением нового устава стало и бесцензурное получение сочинений отечественных авторов Библиотекой Академии наук. Это была большая победа, так как с 1828 г. цензура, до того существовавшая на основании сравнительно либерального устава 1825 г., после принятия нового цензурного устава, формально оставалась в ведении министерства народного просвещения, а фактически перешла под контроль III Отделения.

Обязанности президента по новому Уставу не претерпели заметных изменений; лишь добавилось одно уточнение в деятельности главы Академии, а именно: «Президент один имеет право делать в Собрании предложения касательно управления Академии» (7).

Академия, наконец, освобождалась от обязанности обучения академических гимназистов, так как в стране уже действовала сеть новых университетов. Что касается изменений финансирования Академии, то фактически произошло индексирование средств после инфляции, и общая сумма ассигнования увеличилась вдвое. Изменения в области финансирования диктовались потребностями развития новых направлений в науке и инфляцией за последние 30 лет. По уставу 1803 г. всего на содержание Академии отпускалось 120 000 рублей. В проекте нового Устава предполагалось, что сумма увеличится вдвое – до 240 000 рублей (8).

Общее настроение членов Академии перед принятием устава было приподнятое. В воздухе витала надежда на грядущие перемены, значительно повысился авторитет научной деятельности.

C.С. Уваров старался привести в порядок научные учреждения министерства народного просвещения, которые бы могли, «сохраняя все выгоды европейского просвещения, подвергнув умственную жизнь России вровень с прочими нациями, дать ей самостоятельность народную, основать ее на началах собственных и привести в соответственность с потребностями народа и государства» (9).

18 ноября 1836 г. вышло «Положение о производстве в чины и об определении пенсий и единовременных пособий по ученой части Министерства народного просвещения», которое стало завершающим аккордом реформ 30-х годов в области науки (10). Служащие министерства разделялись на два разряда, по которым происходило производство в чины. К 1-му разряду относились «все лица, состоящие в ученой и в учительской службе по ведомству Министерства народного просвещения в должностях профессора, адъюнкта, прозектора, лектора или учителя языков в университетах, Главном педагогическом институте и лицеях, астроном-наблюдатель при Дерптском университете, старшие учителя Московского дворянского института, гимназий и дворянских уездных училищ. Все вышеназванные лица производятся в чины по выслуге сроков, установленных в Положении 25 июня 1834 г., то есть имеющих аттестаты об окончании наук в высших учебных заведениях» (11).

В этом «Положении» ничего не говорится о членах Академии наук. По §22 Устава 1836 г. ординарные академики, прослужившие в этом звании 20 лет, имели право прибавки к жалованию в размере 1000 рублей, а по §29 относились к 6-му классу чинов «Табели о рангах». Однако академики и адъюнкты Академии наук не попадали в систему разделения по разрядам Министерства народного просвещения, потому что ко 2-му разряду по «Положению» относились лица, хотя и состоявшие в службе по ученой части, но не занимавшие ученых и учительских должностей. Вероятно, члены Академии в министерстве находились на особом положении: штатное разделение по разрядам их не коснулось.

Другим важным событием в жизни Академии было объединение ее с Российской академией. 11 апреля 1841 г. на докладной записке о смерти президента Российской академии адмирала А.С. Шишкова, Николай I написал: «Представить проект соединения Российской академии с Академией наук» (12). Желая сохранить самостоятельное существование Академии как учреждения, «завещанного России Петром Великим» и призванного разрабатывать преимущественно точные науки, Уваров составил план такого ученого учреждения, которое под общим названием «Императорских соединенных академий» распадалось бы на три автономные части: Академию русской словесности, Академию истории и филологии и Академию наук, занимающуюся точными науками» (13). Каждая академия имела бы своего президента и вице-президента, конференцию, непременного секретаря. Общими органами всех трех академий стала бы Канцелярия и Общее собрание всех действительных членов. Но этот план император отверг. Еще 12 июня 1841 г. вышло его повеление о соединении Российской академии с Академией наук. Николай распорядился, чтобы «под общим названием Императорской Академии наук состояло три отделения: собственно Академия наук; второе отделение словесности, в коем и заключалась Российская Академия; третье отделение истории и древностей, с коим поставить в сношение и Археографическую комиссию» (14). По рескрипту на имя министра народного просвещения от 19 октября 1841 г. Российская Академия присоединена к Академии в виде особого ее отделения.

Диц Самуэль Фридрих (1803-1873)Портрет графа С.С. Уварова. 1840

Бумага, тушь, карандаш. 38 х 30

Справа от изображения карандашом подпись художника: JDiezt1840;

под изображением надпись на французском языке: dessine d apres la nature / St Petersburg mai1840. (создан с натуры / С.-Петербург май 1840). На обороте карандашом: Гр. Сергъй Семеновичъ Уваровъ / През. АН и мин. Нар. Просв.

Поступление: От И.С. Зильберштейна в 1938 г., ранее - в собрании П.Д. Эттингера.

Представляя Николаю I проект учреждения Отделения русского языка и словесности (ОРЯС), C.С. Уваров просил оставить за ним право самому назначить членов Отделения. Разрешение было дано, и в состав ОРЯС вошли прославленные русские писатели: И.А. Крылов, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский; крупные филологи и историки: К.И. Арсеньев, М.П. Погодин, П.М. Строев, А.Х. Востоков; представители высшей церковной и административной иерархии: митрополит Филарет, Архиепископ Иннокентий, кн. П.А. Ширинский-Шихматов, А.И. Красовский и др. Большинство членов Российской академии получили звания почетных членов Отделения, а не действительных или почетных членов Академии наук. Членами-корреспондентами Отделения стали такие выдающиеся отечественные и зарубежные лингвисты, как В.И. Даль, П. Шафарик, В. Караджич.

Основными задачами Отделения были завершение работы по составлению словаря и грамматики русского языка. Члены Отделения усердно трудились также и в области истории, археографии и археологии. Первым председательствующим ОРЯС был назначен председатель Археографической комиссии князь П.А. Ширинский-Шихматов. 23 декабря 1841 г. Отделение открыло свои заседания.

Вполне в демократическом духе выглядит и небольшое нововведение в жизнь Академии, датированное 12 маем 1849 г.: «О дозволении избирать в члены Комитета Правления Императорской Академии наук экстраординарных академиков и адъюнктов», (15) то есть решено было принимать в члены правления и молодых членов Академии, более энергичных и менее загруженных научной работой.

Структурная реорганизация Императорской Академии наук, связанная с формированием ее трех Отделений, привели к дальнейшим изменениям в ее Уставе. Уже к концу 40-х годов потребовалась корректировка системы избрания действительных членов. 11 августа 1849 г. было принято »Положение о порядке избрания в действительные члены Императорской Академии наук» (16).

Если по Уставу 1836 г. выборы новых действительных членов (ординарных академиков и адъюнктов) проводились сразу на заседании Конференции или Общего собрания, (§§63–66) то с реорганизацией структуры Академии, созданием трех Отделений, вся основная выборная деятельность переносится в Отделения.

В Уставе 1836 г. были слабо разработаны условия конкурсного поступления в Академию наук. К середине XIX в. статус ведущего научного учреждения страны требовал дальнейшей разработки и этого вопроса. Кандидаты на место действительного члена Академии сначала проходили баллотировку по Отделениям, а затем, получив не менее двух третей голосов, представлялись Отделением Общему собранию для окончательного избрания. «Если бы два кандидата при баллотировке в Отделении получили бы законное число избирательных шаров, – читаем в §9 «Положения», – то Общее собрание производит окончательное избрание одного из сих кандидатов». В случае равенства голосов и в этой ситуации, решающее слово (голос) за Президентом (§10).

Роль С.С. Уварова в деле организации деятельности Академии наук огромна. Министерство народного просвещения было первой инстанцией по разрешению вопросов, возникающих в научных учреждениях. Далее прошения, докладные записки и другие документы поступали на рассмотрение Государственного совета, законодательного учреждения, основанного еще Александром I 30 марта 1801 г. Академия наук, находясь в непосредственном подчинении министерства народного просвещения, вносила предложения, проекты на обсуждение Государственного совета и получала окончательную высшую резолюцию по поводу принятия организационных, кадровых и прочих решений из рук императора. Тем самым Академия выполняла §7 и §13 Устава 1836 г.: «Академия обязана доводить до сведения правительства всякое сделанное ее членом или иностранным ученым открытие, коего приспособление к практике может с какой-либо стороны быть полезно, или для сохранения здоровья жителей, или для усовершенствования промышленности, искусств, фабрик, мануфактур, торговли, мореплавания и прочего» (17). Академия и все члены ее (§13) состоят «под особым высочайшим покровительством, оставаясь в ведении министра народного просвещения, чрез которого восходят к его императорскому величеству все дела Академии, требующие высочайшего рассмотрения» (18).

С принятием нового Устава и присоединением к Академии наук Отделения русского языка и словесности закончились преобразования в Академии не только в николаевскую эпоху, но и в период деятельности С.С. Уварова на посту как президента Академии, и министра народного просвещения. Этот Устав действовал вплоть до 1927 г., когда структура Академии подверглась коренному переустройству.

19 августа 1839 г. состоялось открытие Главной астрономической обсерватории в Пулково. По богатству и совершенству своего оборудования Пулковская обсерватория занимала ведущее место в мире. Задачей нового астрономического учреждения являлось определение положений звезд на небесной сфере, расстояний до звезд и т.д. 12 октября 1839 г. Уваров был удостоен Высочайшего рескрипта за устройство Пулковской обсерватории. В апреле 1849 г. открылась Главная физическая обсерватория, ей подчинялись все обсерватории Горного ведомства. Одной из сторон деятельности обсерватории являлся контроль за метеорологической службой страны.

Организационная деятельность С.С. Уварова на посту министра народного просвещения с 21 марта 1833 г. также принесла значительные изменения в области народного образования. Во главу деятельности министерства Уваров положил широкую программу, основанную на исторических принципах русской государственности и культуры: «…приноровить общее всемирное просвещение к нашему народному быту, к нашему народному духу, утвердить его на исторических началах православия, самодержавия и народности» (19). Стремясь удержать контроль над умами, правительство предприняло наступление на проникновение опасный влияний с Запада – распространяющихся в обществе материалистических и демократических идей. Провозглашенная С.С. Уваровым программа официальной народности включала в себя в качестве незыблемого элемента социальной жизни принцип самодержавия. С.С. Уваров был уверен в правильности государственной системы, основанной на самодержавии, и считал, что попытка европеизации России обрекает ее на социальную катастрофу. «Мы, то есть люди девятнадцатого века, – писал С.С. Уваров, – в затруднительном положении, мы живем среди бурь и волнений политических. Народы изменяют свой быт, обновляются, волнуются, идут вперед. Но Россия еще юна, девственна и не должна вкусить, по крайней мере, теперь еще, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем самым воспитать ее. Вот моя политическая система. Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно» (20).

За время своего министерского правления С.С. Уваров успел претворить основные принципы своей программы в ряд важных преобразований, затронувших все стороны учебной системы и выразившихся в новой организации управления учебными округами на бюрократических началах, ограничении университетской автономии и академической свободы по новому университетскому уставу 1835 г.

В марте 1849 г. Уваров поддержал в «Современнике» статью профессора Петербургского университета И.И. Давыдова «О назначении русских университетов и участии их в общественном образовании» (21). Рассуждая о высоком назначении университетов, автор стремился «обнаружить легкомыслие поверхностных мечтателей и уличить их в несправедливости» их к высшим учебным заведениям (22). Цензурный комитет 2 апреля усмотрел в этой статье апелляцию к общественному мнению, что тогда было недопустимо (23). 21 марта Уваров подал царю доклад, где поддержал И.И. Давыдова и всю ответственность за статью брал на себя. В апреле 1848 г. С.С. Уварову было поручено образовать ведомственный комитет по пересмотру цензурного устава, а в сентябре 1849 г. в Государственный совет был представлен новый проект Устава о цензуре, который, однако, был впоследствии «похоронен» «Комитетом 2 апреля».

Выйдя по состоянию здоровья в отставку с поста министра народного просвещения, Уваров, по пожеланию академиков, оставался до конца своей жизни президентом Императорской Академии наук (24).

Неизвестный художник по литографии И.П. Беггрова 1820-х годов (?)

Портрет графа С.С. Уварова. 1833

Бумага, акварель. 20 х 17 (изобр.); 40 х 37 (паспарту)

Поступление: Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН в 1939 г., туда передан из архива РАН в 1928 г.

Сергей Семенович Уваров был удостоен многих почетных званий. Так, 16 января 1811 г. он был избран почетным членом Императорской Академии наук, 5 марта 1818 г. – почетным членом-учредителем Императорского Московского общества сельского хозяйства, 30 марта 1818 г. – почетным членом Общества любителей Российской словесности при Императорском Московском университете и утвержден президентом Йенского общества любителей латинской словесности, 14 апреля 1828 г. – членом Российской академии, 25 декабря 1838 г. утвержден по избранию почетным попечителем Краковского университета в Царстве Польском. 7 января 1844 г. – почетным членом Императорского Университета Св. Владимира в Киеве, 7 октября 1845 г. – почетным членом Императорского Русского географического общества и др. Кроме того, состоял почетным членом королевских обществ наук в Гёттингене и Копенгагене, Королевского исторического общества в Мадриде, Французской Академии надписей и словесности (25).

За годы службы Уваров неоднократно награждался орденами: Иоанна Иерусалимского (1802); Св. Владимира 2-й (1816) и 1-й степени (1818); Св. Анны 1-й степени (1826), а годом позже алмазными знаками к этому ордену за труды по Академии наук; орденом Белого орла (1834 г.); Св. Александра Невского (1835). В июле 1846 г. Уваров получил титул графа Российской империи; 6 декабря 1850 г. ему вручили высший орден Российской империи – орден Св. Андрея Первозванного (26).

Скончался С.С. Уваров 4 сентября 1855 г. и похоронен в родовой усыпальнице с. Холм Гжатского уезда Смоленской губ.

Д.и.н., вед.н.с. СПб филиала ИИЕТ РАН М.Ф. Хартанович

С.С. Уваров. Портрет.

Литография.

Печатал Поль Пети.

Не ранее 1849 г.

СПФ АРАН. Р.X. Оп.1-У. Д.8.

Титульный лист Устава Академии наук, утверждённый императором Николаем I.

Типогр. экз.

СПФ АРАН. Ф.1. Оп.2-1836. Д.9. Л.4.

Указ императора Александра I о назначении С.С. Уварова президентом Императорской Академии наук.

СПФ АРАН. Ф.1. Оп.2-1818. Д.4. Л.2.

Основные труды Уварова С.С.: О преподавании истории относительно к народному воспитанию. СПб., 1813; О Гете // В торжественном собрании Академии наук читано президентом Академии. М., 1833; Общий взгляд на философию словесности. СПб., 1848; Совершенствуется ли достоверность историческая? Дерпт, 1852; К истории классицизма в России // Русский архив. 1899. №11.

Литература о С.С. Уварове: Плетнев П.А. Памяти графа С.С. Уварова. СПб., 1855; Щербатов Г.А. Характер и значение графа С.С. Уварова // Санкт-Петербургские ведомости. 1869. №334. 4 декабря; Погодин М.Н. Для биографии графа С.С. Уварова // Русский архив. 1871. №12; Барсуков Н.П. С.С. Уваров и адмирал Шишков // Русский архив. 1882. №6; Исабаева Л.М. Общественно-политические взгляды С.С. Уварова в 1810-е годы // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1990; Хартанович М.Ф. Николай I и граф С.С. Уваров – реформаторы Академии наук // Вестник РАН. 1995. Т.65. №12.

Источники: Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (СПФ АРАН):

Фонд 5. Опись 3. Материалы по деятельности Уварова С.С. (1786–1855) в министерстве народного просвещения. Объем документов – 5 дел. Хронологические рамки: 1832–1833 г.; Российский государственный исторический архив (РГИА): Ф.733. Оп.12. Д.175. Материалы о службе в Академии наук (1818–1855); Ф.1162. Оп.6. Д.567. Материалы о службе в Государственном Совете (1834–1850).

Примечания

  1. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи.1802–1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. С.682.
  2. История Академии наук СССР. М.; Л., 1964. С.20.
  3. Хартанович М.Ф. Ученое сословие России. Императорская Академия наук второй четверти XIX в. СПб., 1999. С.15.
  4. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.35.
  5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.733. Оп.12. Д.8. Л.181.
  6. Летопись Российской Академии наук. 1803–1860. Т.2. / Отв. ред. М.Ф. Хартанович. СПб., 2002. С.257.
  7. Уставы Российской Академии наук. 1724–1999. М., 1999. С.114.
  8. Там же. С.43.
  9. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. С.331.
  10. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.5.
  11. Рождественский С.В. Указ. соч. С.31.
  12. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.50.
  13. Там же. С.46.
  14. Сборник постановлений по МНП. СПб., 1875. Т.2. Отд.2. №106. Стб.256–266.
  15. СПФ АРАН. Ф.1. Оп.1а. Д.38. Л.31.
  16. Там же. С.46.
  17. Уставы Российской Академии наук. С.106.
  18. Там же. С.108.
  19. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.21.
  20. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.27.
  21. Шевченко М.М. Сергей Семенович Уваров // Российские консерваторы. М., 1997. С.127.
  22. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. СПб., 1896. Кн.X. С.532.
  23. Шевченко М.М. Указ. соч. С.127.
  24. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.28.
  25. Шилов Д.Н. Указ. соч. С.683.
  26. Шилов Д.Н. Указ. соч. С.682–683.

Русский ученый, государственный деятель, министр народного просвещения.

Происхождение и образование. Ранние годы жизни

Происходил из старинного дворянского рода Уваровых. Его отец Семен Федорович Уваров был флигель-адъютантом Екатерины II, командовал лейб-гренадерским полком. Сергей рано потерял родителей и воспитывался воспитывался в семье князей Куракиных, родственников своей матери, Дарьи Ивановны Головиной. В доме Куракиных Сергей получил начальное образование под руководством аббата Мангеня, французского эмигранта, благодаря которому он стал хорошо знать французский язык и культуру Франции.

С 1801 года по 1803 год С. Уваров учился в Геттингенском университете в Германии, где изучал немецкую литературу и труды немецких ученых. Тогда же, в 1801 году Уваров поступил на государственную службу в коллегию иностранных дел. В 1803 году Уваров стал переводчиком, а в 1805 году отправился в первую заграничную командировку в Италию. По возвращении из командировки Уваров получил придворное звание камер-юнкера. Его карьера шла по нарастающей. В 1806-1809 годах он работал в Вене в качестве сотрудника посольства России. В Вене он посещал аристократические салоны графа Кобенцля и князя де Линя, общался с известной в те годы французской писательницей Жерменой де Сталь и другими представителями высшего европейского общества. Уваров сумел добиться расположения русского посла в Вене А.К. Разумовского, который во многом способствовал дальнейшему карьерному росту молодого дипломата. В 1809 году Уваров был определен в секретари русского посольства в Париже, однако этим назначением он так и не воспользовался. В 1810 году он женился на Екатерине Алексеевне Разумовской, дочери только что назначенного министром народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского, брата русского посла в Вене. По протекции Разумовского Уваров в конце 1810 года получил новое высокое назначение на пост попечителя Петербургского учебного округа.

После возвращения в Россию. Научная деятельность Уварова

Став попечителем Петербургского учебного округа С. Уваров открыл себе дорогу к дальнейшему продвижению по карьерной лестнице. Он становится действительным статским советником, а в 1818 году его назначают президентом Академии наук. При этом Уваров сохраняет должность попечителя учебного округа, которую он оставляет только в 1821 году. В 1819 году он добился преобразования Главного педагогического института в Петербурге в университет и лично пишет для него устав.

В те же годы Уваров становится членом литературного общества «Беседа любителей русского слова», основанного русским литератором А.С. Шишковым. В 1813 году Уваров читает там свое первое сочинение о русском гекзаметре, в котором выдвигает мысль о близости греческой и русской просодических систем и о возможности переноса греческого гекзаметра на русскую литературную почву. Наставником Уварова в области литературы стал живший тогда в Петербурге и работавший там преподавателем греческого языка немецкий ученый Христиан-Фридрих Грефе. По свидетельству самого Уварова, он на протяжении пятнадцати лет занимался под руководством Грефе изучением грамматики и чтением древних авторов, в особенности работ поэта Нонна из Панополя (V в. н.э.). Дружба с Уваровым была выгодна и Грефе: при поддержке Уварова он стал профессором сначала Петербургского педагогического института, стал членом-корреспондентом, а чуть позже и действительным членом Академии наук.

С. Уваров тесно общался и с другими представителям научного и творческого сообщества России, к примеру, с исследователем классических древностей А.Н. Олениным, с поэтами К.Н. Батюшковым и Н.И. Гнедичем, которые внесли значительный вклад в перевод произведений древнегреческой литературы на русский язык. Более того, в разразившейся в русских литературных кругах в 1813-1815 годах дискуссии о том, как надо переводить Гомера(александрийскими рифмованными стихами или размером подлинника) принял участие и Уваров. Более того, именно он одним из первых решительно высказался за применение при переводе Гомера гекзаметра и поддержал опыт Гнедича в этом направлении. В 1815 году Уваров основывает литературное общество , в который входили Н.Я. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

Уваров являлся автором многих научных сочинений. Так, в его «Исследовании об Элевсинских таинствах» (1812 год) представлен общий обзор этих мистерий, а также высказан ряд соображений, в частности, о возможном происхождении этих обрядовых действ с Востока и об отражении в доктрине Элевсинских мистерий философии зрелого политеизма. В работе под названием «Нонн Панопольский, поэт» Уваров представил своеобразный промежуточный итог своих филологических занятий под руководством Грефе. Здесь дан подробный мифолого-филологический анализ поэмы Нонна «О Дионисе», где содержатся как общие рассуждения о развитии эпической поэзии у греков от Гомера до Нонна, так и атмосферы той эпохи, когда жил Нонн. В работе «О предгомеровской эпохе» Уваров откликается на сочинение Г. Германа и Ф. Крейцера «Письма о Гомере и Гесиоде». В работе «Критическое исследование сказания о Геракле, как оно истолковано у Дюпюи» Уваров дает оценку интерпретации античной мифологии с помощью астрально-солярной символики французского математика Шарля-Франсуа Дюпюи («Происхождение всех культов, или всеобщая религия», 1795).

Уваров - министр просвещения. Теория официальной народности

В 1822 году Уваров, заручившись поддержкой министра финансов Д.А. Гурьева, занимает должность директора Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. В 1824 году он получает чин советника, а в 1826 году, уже в период правления Николая I, становится сенатором. В Сенате Уваров работает с делами, касавшимися вопросов просвещения. В 1828 году он принимает участие в разработке нового цензурного устава, в 1832 году назначается товарищем (заместителем) министра народного просвещения, в 1833 году исполняющим обязанности министра, а в 1834 году - министром просвещения России.

При вступлении в должность Уваров сформулировал положения т.н. теории официальной народности, ставшей государственной идеологией Российской империи в период царствования . В своем докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» от 19 ноября 1833 года Уваров писал: «Углубляясь в рассмотрение предмета, и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных: 1) Православная Вера; 2) Самодержавие; 3) Народность». «Без любви к вере предков, - писал Уваров, - народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». Что касается самодержавия, то, по мнению Уварова, «русский Колосс» опирается на него как на краеугольный камень. «Народности» же Уваров не дал какого-то более развернутого и четкого определения.

В 1833 году Уваров предложил императору ряд радикальных мер против распространения неподконтрольных государству частных школ. В 1834 году, также по инициативе Уварова, домашние учителя и наставники также были включены в государственную систему образования, получив официальный статус служащих. В учебных округах усиливается власть попечителей, в распоряжении которых, помимо низших и средних учебных заведений, теперь находились и университеты. Попечители строго следили за тем, чтобы в низших и средних учебных заведениях изучался русский язык, внушалась преданность императору и царствующему дому. В 1835 году был принят новый университетский устав, который лишил высшие учебные заведения их прежней автономии. Министр просвещения в одном из своих циркуляров вполне ясно определял, что университетские преподаватели должны стать «достойными орудиями правительства».

Благодаря Уварову в стране была усилена и цензура (цензурное ведомство также входило в его подчинение). Согласно вышеупомянутому цензурному уставу 1828 года в печати запрещалось обсуждать политические вопросы, и даже в статьях на исторические темы касаться политики можно было только «с особенной осторожностью». Любая публикация, нарушавшая устав, могла стать поводом к закрытию того или иного издания. В 1834 году был закрыт журнал «Московский телеграф», в 1836 году журнал «Телескоп». Известно, что Уварову хотелось использовать в своих целях талант А.С. Пушкина, и он, еще до назначения на пост министра просвещения, попытался войти в доверие к поэту. Но Пушкин уклонился от покровительства Уварова, чем вызвал неприязнь к поэту со стороны министра.

Однако пребывание Уварова на посту министра просвещения было отмечено не только усилением контроля государства над учебными заведениями и усилением цензуры. При Уварове был основан Киевский университет и ряд других учебных заведений, возобновилась отправка молодых ученых за границу, положено начало реальному образованию. Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем «Журнале Министерства народного просвещения».

Высочайшим указом 1 марта 1846 года министр народного просвещения, действительный тайный советник С. Уваров был возведен в графское достоинство.

Во время европейских революций 1818-1849 годов с ведома Уварова была опубликована статья в защиту университетов, которой остался крайне недоволен император Николай I. После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра. В декабре 1850 года он был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В 1851 году в журнале «Современник» Уваров под псевдонимом «А.В.» опубликовал свои «Литературные воспоминания».