Сочинение на тему: "Пугачев — предводитель народного восстания". Пугачев и народное восстание в романе Пушкина «Капитанская дочка

Сочинение по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История России полна воспоминаний о народные волнения, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался российской историей. Среди его исторических работ наиболее известна "История Петра" и материалы о пугачевщину. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина чрезвычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавило народное восстание во второй половине XVIII века.

Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — семилетний и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.

Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздирающий внутренними противоречиями. Обращая на себя внимание жестокость Пугачева, склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узкая моя улица" , — говорит Пугачев Гринину. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде о орла и ворона, т.е. выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен.

Все вожди народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. Об их народ слагал песни. Однако Пушкин — единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

Гневные бичевания Пушкиным презренной великосветской среды вызвали к нему бешеную ненависть со стороны придворных. Вокруг него завязалась гнусная интрига. Рукой заезжего французского эмигранта, бежавшего от Июльской революции 1830 г., ловкого политического дельца Дантеса, «светская чернь» расправилась с поэтом, певцом свободы. Поэт погиб «в расцвете сил, не допев своих пеи не досказав того, что мог бы сказать» Г е р ц е н. А о том, какой кипучей творческой жизнью продолжал до самых последних лет жить Пушкин, какие замечательные замыслы роились в его сознании, красноречиво свидетельствуют его черновые рабочие тетради.

Еще большим «чудом» является в романе образ вождя народного восстания Пугачева. Действительно, Пушкин не пошел ни по пути идеализации, ни тем более по «пошлому» его собственное определение и реакционному пути тенденциозного изничтожения Пугачева, он дал его образ со всей доступной ему «истиной исторической». Несомненно, именно за это проповедник «официальной народности» С. С. Уваров и объявил пушкинский труд «возмутительным сочинением». В «Капитанской дочке» Пушкин также верен «истине исторической». В то же время в силу природы искусства он получает возможность придать образу Пугачева всю яркость и силу истины поэтической. Образ вождя народного восстания предстает в романе во всей его суровой социально-исторической реальности.

Образом Савельича Пушкин наглядно и убедительно опровергал тех современных ему дворян-крепостников, которые заявляли, что крепостные не способны ни на какие благородные чувства и поступки, оправдывая этим свое «право» обращаться с ними, как с рабочим скотом. Образ Савельича задолго до тургеневских «Записок охотника» ярко демонстрирует глубокую несправедливость. Бесчеловечность такого сразу же поняли и оценили читатели-современники. «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль в повести»,- писал Пушкину В. Ф. Одоевский.

К последним годам жизни Пушкина относятся и несколько замыслов драматических произведений. Самым значительным из них является «Сцены из рыцарских времен» 1835; название дано издателями и гораздо уже действительного содержания пьесы - единственное драматическое произведение Пушкина, полностью написанное прозой. В основе «Сцен» - тема гибели старого феодально-рыцарского уклада, перехода от средневековья к новому буржуазному обществу. «Сцены» не закончены. Однако по планам, сохранившимся в рукописях Пушкина, видно, как он намеревался развернуть их далее. Бертольда, который в тщетных поисках философского камня вошел в долги, сажают в тюрьму. Там он продолжает свои опыты и изобретает порох. Дошедший до нас текст заканчивается тем, что Ротенфельд обрекает Франца на вечное заключение в башне замка, заявляя, что он до тех пор не выйдет из нее, «пока стены замка: не подымутся на воздух и не разлетятся». С помощью пороха то, что казалось совершенно немыслимым, стало возможным: Бертольд взрывает замок. Изобретение пороха оказывается решающим и для борьбы восставших крестьян с рыцарями, железные доспехи которых, защищавшие их ранее от дубин и кос восставших, оказываются бессильными перед пулями. Одной из них убит и соперник Франца - Ротенфельд. Пьеса заканчивается изобретением книгопечатания - «новой артиллерии», наносящей не менее страшный удар по средневековью. Все это дает представление об огромном социально-историческом размахе последнего драматургического замысла Пушкина. В основных персонажах пьесы буквально несколькими штрихами даны исключительно четкие и точные художественные зарисовки типических образов эпохи - наглых и надменных насильников-рыцарей, представителя нарождающейся буржуазии, купца тына, революционного «мещанина»-поэта Франца, озлобленных «вассалов»-крестьян, неутомимого искателя и изобретателя, «алхимика» Бертольда. Всем этим объясняется та высокая оценка, которую дал «Сценам» Н. Г. Чернышевский, назвав их «одним из превосходнейших произведений Пушкина» и считая, что они «должны быть в художественном отношении поставлены не ниже «Бориса Годунова», а быть может, и выше». «Сцены из рыцарских времен» лучше всего показывают, какие огромные возможности дальнейшего творческого развития были заключены в Пушкине, какие замечательные произведения могли бы еще быть даны им русской литературе, если бы его не погубила удушающая обстановка николаевской реакции.

Работа над «Капитанской дочкой» была окончательно завершена А. С. Пушкиным 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом особенно торжественная - двадцатипятилетняя,- годовщина открытия Царскосельского лицея. По установившейся среди лицеистов первого выпуска традиции - «старинным обычаям лицея» - отметить ее собрались все, кто находился тогда в Петербурге. Пушкин начал читать собравшимся написанные им в связи с этим стихи: «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался». Однако едва поэт, вспоминал один из присутствовавших, начал читать первую строфу, как слезы полились из его глаз и он не мог продолжать чтения: Предчувствие не обмануло Пушкина: это годовщина лицея оказалась для него последней.

Так, в последние годы Пушкиным был задуман и начат «Русский Пелам» - прозаическая параллель к его роману в стихах, грандиозное повествование, в котором должна была быть воспроизведена вся жизнь русского общества конца 10-х - начала 20-х годов, т. е. раннего периода абристского движения. В эту же пору была начата повесть из жизни Древнего Рима - о самоубийстве Петрония, автора знаменитого «Сатирикона»,- лапидарный стиль которой живо напоминает лучшие образцы латинской прозы. По-видимому, к 1835 г. относится одно из замечательнейших прозаических произведений Пушкина - незаконченные «Египетские ночи», в которых он снова ставит столь волновавшую его тему о положении поэта в надменном и равнодушном светском обществе. В это же время Пушкин работает над повестью из жизни немецкой рабочей бедноты - «Мария Шонинг». В этом в высшей степени знаменательном замысле с особенной силой сказывается все нараставшее сочувствие Пушкина страданиям социальных низов.

Характер эпиграфов к «Капитанской дочке» весьма знаменателен. Пушкин любил снабжать свои произведения эпиграфами, но ни в одном из его прежних повествовательных сочинений нет эпиграфа, взятого из фольклора; все эпиграфы заимствованы чаще всего из литературных источников, при некоторых даны ссылки на частные письма, на светскую болтовню; очень много эпиграфов на иностранных языках, в основном на французском. Из эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», большая часть заимствована из народного творчества. Это не только придает роману Пушкина народность, но и вполне соответствует его содержанию.

Вождя народного восстания дан им без всяких прикрас, во всей его суровой - порой весьма жестокой - реальности. В то же время Пушкин замечательно раскрывает в нем и некоторые лучшие черты, некоторые типичные стороны русского национального характера. в изображении Пушкина отличается исключительной «сметливостью» - ясностью ума, вольным и мятежным духом, героическим хладнокровием и удалью, орлиной широтой натуры, Вспомним рассказываемую им Гриневу народную калмыцкую сказку об орле и вороне, смысл которой, не понятый Гриневым, заключается в том, что миг вольной и яркой жизни лучше многих лет прозябания.

Вспомним народную песню - любимую песню Пугачева - «Не шуми, мати зеленая дубровушка», которую он и его товарищи поют хором и которая дышит большим внутренним достоинством, спокойной отвагой, твердой решимостью перед лицом неминуемой смерти. Вспомним его слова, обращенные к тому же Гриневу: «Казнить так казнить, миловать так миловать». Снова повторит это почти теми же словами, характерно добавив: «таков мой обычай», в главе «Сирота». И действительно, Пугачев беспощаден к своим классовым врагам: он казнит офицеров - защитников Белогорской крепости, которые не хотят признавать народной власти; но в то же время он справедлив: заступается за народ, за слабых и обиженных. Пугачев способен к чувству глубокой признательности, обладает замечательной памятью за сделанное ему добро. Вспомним его удивительное великодушие по отношению к ласково обошедшемуся с ним в свое время Гриневу, которому он не только сохраняет , но и устраивает его личное .

Образ Пугачева - лучшее доказательство того, как глубоко сумел величайший русский национальный Пушкин понять и высокохудожественно отразить могучую, щедрую и раздольную натуру руководителя народного восстания. Недаром этот образ во всем основном совпадает с тем, как воспринимал Пугачева сам народ, с тем, как он изображен в дошедших до нас народных песнях, народных преданиях и рассказах.

Замечательно даны Пушкиным и образы ближайших сподвижников Пугачева, в особенности образ предводительствовавшего отрядами восставших уральских рабочих Афанасия Соколова по прозвищу Хлопуша. Ничего «зверского» нет и в рядовых участниках восстания. Вспомним хотя бы о том, как его потащили на виселицу: «Не бось, не бось», повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить».

В отношении Пушкина к народному восстанию, в частности к крестьянской войне XVIII века под предводительством Пугачева, в известной мере проявилась его классовая принадлежность - то, что сам он называл своими дворянскими «предрассудками». Пушкин не поднялся на революционно-демократический уровень, которого достиг в данном случае Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву», прямо призывавший народ к восстанию против его вековых угнетателей.

Но, в противоположность своим персонажам - Гриневым, капитану Миронову и другим,- сам Пушкин проницательно осмыслил исторические причины и социальный антикрепостнический характер восстания под предводительством Пугачева, которое он правильно рассматривал как широкое общенародное движение. «Весь черный народ был за Пугачева… Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства»,- писал он в «Замечаниях» к своей «Истории Пугачева» и тут же пояснял, что «выгоды» дворян и восставшего народа «были слишком противуположны». Народный характер восстания под предводительством Пугачева Пушкин неоднократно подчеркивает в своей повести.

В так называемой «пропущенной главе» «Капитанской дочки», которая не была включена в окончательный текст, Пушкин ярко - одним выразительным образом - показывает основной состав участников восстания. встречает на Волге «плывучую виселицу», одну из тех, которые, по приказу царского правительства, пускались по реке для «устрашения» восставшего народа. На ней висят рядом трупы крепостного крестьянина, крепостного же уральского рабочего и «старого чуваша», то есть представителя одной из угнетенных царским самодержавием национальностей. Так неоднократно подсказывает Пушкин читателю и ту мысль, что причиной восстания были тяжесть угнетения, невероятные жестокости и самовластие царских генералов и чиновников. Из всего этого видно, как глубоко смог Пушкин понять ход и развитие исторических событий. Замечательной стороной «Капитанской дочки» является , которым она написана.

Многие современники Пушкина писали излишне усложненным и изукрашенным цветистым слогом, произведения их отличались ненужным многословием, искусственной и ложной «поэтичностью». Пушкин всегда подчеркивал, что язык художественной прозы должен быть «языком мысли». Мыслить следует ясно, точно и наивсзможно более кратко и просто. Так же надо и писать. «Капитанская дочка» является непревзойденным в своем роде, классическим образцом ясной, точной и простой русской речи.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ вождя народного восстания Пугачева . Литературные сочинения!

в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний П. обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились«История пугачевского бунта» и роман«Капитанская дочка». В «Капитанской дочке» рассказана история жизниПетра Андреевича Гринева, Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа.. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России.

Это движение угнетенных масс, указывает Пушкин, встретило широчайшую поддержку в массах. Где бы не появлялся Пугачев, его всегда радостно встречает народ. Сочувствовали Пугачеву и солдаты царских войск Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого его участника: оно было направлено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа.

В изображении Пугачева Пушкин резко расходится с дворянскими писателями и публицистами, которые видели в вожде восстания изверга В изображении Пушкина необыкновенно привлекателен внутренний облик Пугачева, воплотившего в себе характерные черты русского народа – широту, цельность и удаль натуры, талантливость. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве «народного царя» и своего заступника. Казаки и солдаты крепости не желают сражаться против Пугачева, переходят на его сторону.Жители крепости встречают его хлебом-солью. Пушкин неоднократно показывает Пугачева, окруженного народом.

Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, кровное родство с ней, Пушкин, раскрывая его образ, широко использует фольклор.Речь Пугачева пересыпана пословицами и поговорками, отражающими народное воззрение: «Долг платежом красен», «Честь и место», «Утро вечера мудренее», «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачев любит народные песни.

Желая дать понять Гриневу, как ему, Пугачеву, дорога свобода, вольная жизнь, он прекрасно передает это яркими образами народной калмыцкой сказки об Орле и Вороне. Пугачев справедлив, великодушен, отзывчив.

На сколько человечнее, добрее, благороднее Пугачев Екатерины П, которая в конце повести выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой и Гринева. Правда, Екатерина П приказала освободить Гринева, но сделала это, только убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу Миронову, Екатерина П сказала ей: «Знаю, что вы небогаты, но я в долгу пред дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем.Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила.

Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени, пишет, что внуки Гринева и Марии Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду. Пугачев неграмотен, но умен и талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачев водворяет порядок и организованность.На военном совете у Пугачева после свободного обмена мнениями принимаются разумные решения.

Его военные успехи внушают страх правительству и царице. Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа Пугачева – с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако это не злодейство, но акт законного народного возмездия классовым врагам. Неслучайно совершителем казни является изувеченный царскими слугами башкирец, которого накануне допрашивали Иван Кузьмич и Иван Игнатьевич. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым, в противопоставлении его царским генералам и офицерам, в его взаимоотношениях с народом и со своими сподвижниками.

И везде ярко выступает превосходство Пугачева, везде опровергается дворянская точка зрения на вождя крестьянской войны.

Пугачев для Гринева - враг, преступник, «злодей». Од­нако каждый раз обстоятельства столкновений этих лю­дей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую че­ловечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья, В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправед­ливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия. Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать сво­боду. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказ­ку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управ­лять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя со­ветчиками, яицкими казаками, без согласования с которы­ми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им. Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного вос­стания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справед­ливом заступнике и вожде. Когда Пушкин впервые столкнулся с материалами, сви­детельствующими о грандиозной народной войне, он за­дался целью написать «Историю Пугачева». В ходе даль­нейшей работы с историческими документами у Пушкина также возник замысел создания исторической повести «Капитанская дочка», и все свое внимание он направил на ее написание. В этом произведении великий писатель худо­жественно исследовал жизнь народа, вставшего на путь борьбы. Понятно, что главным и наиболее ярким вырази­телем мятежной стихии народа Пушкин изображает Пу­гачева. 22 декабря 1836 года журнал «Современник» с романом «Капитанская дочка» вышел в свет. До гибели Пушкина оставалось 38 дней. 27 января состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Преследование поэта кончилось его убийством - 29 января Пушкин умер от полученной смертельной раны. «Капитанская дочка» оказалась последним произведением, напечатанным при его жизни.

Донский казак Емельян Иванович Пугачёв, вошедший в историю как предводитель одного из крупнейших крестьянских восстаний, появился на свет примерно в 1740 году в станице Зимовейская. Принимал участие в Русско-Турецкой и Семилетней войнах.

После того, как в 1770 году его произвели в хорунжие, самовольно покинул службу и вступил в ряды Терского войска. Позже был неоднократно задержан, но успешно скрывался, скитаясь по стране и выдавая себя за обычного купца. По сообщению официальной биографии, осев в Яицком городке, назвал себя Петром Третьим, и начал подстрекать казаков идти на Закубанье. После взятия Чернореченской крепости, сторонниками Пугачёва стали башкиры, калмыки и татары.

Восстание Пугачёва в Оренбурге продолжалось в 1773-1774 годах, с октября по март. Несмотря на некоторые успехи на Урале и вход в Казань, повстанцы были разбиты не дремавшими регулярными частями русской армии, освободившимися по окончании Русско-Турецкой войны. Не спасло повстанцев ни пополнение крепостными на Волге, ни взятие череды городов, таких как Алтырь, Курмыш, Саранск. После ряда поражений и разбитой в городе Царицын армии, Емельян Пугачёв был выдан царским властям его братьями по оружию и приговорен Сенатом к смерти. Казнь бунтаря состоялась 10 января 1775 года.

Восстание: основные цели и причины, ключевые события и результаты

Говоря о восстании и роли в нем самого Пугачева, нужно понимать предпосылки подобных явлений в истории. Они происходят тогда, когда власть пассивно относится к непростому положению своего народа. В данном случае народное движение превратилось в крестьянскую войну, потому что восставшие действовали на огромной территории, жестко и в течение продолжительного промежутка времени, при этом основными чертами была многочисленность и организованность крестьянских войск. Они добивались, в первую очередь:

  • смены крепостного права и отмены рекрутского набора;
  • минимизации налогообложения;
  • ликвидации чиновничества и дворянства, которые считались разорителями крестьян;
  • установления казачьего самоуправления по всей российской территории.

Восстание распространилось на огромную площадь - от Оренбургского края до Среднего Поволжья. Стартовало все у реки Яик 17 сентября с выступления маленького казачьего отряда, которое впоследствии превратилось в мощное воинственное соединение, продвигающееся к району гор Урала.

С августа 1773 по март 1774 года проводилась осада Оренбурга, пугачёвцы потерпели поражение. С апреля по июль - взятие Казани. 31 июля Пугачёв отменяет крепостное право, однако его армию окончательно разбивает А. Суворов. Причинами поражения стало множество факторов: отсутствие военного опыта, плохое вооружение, непонимание чётких целей и недоработка конструктивной программы восстания.

Пугачёв как личность: роль в восстании, человеческие качества

Роль предводителя восстания трудно преувеличить - сама жизнь так называемого «самозванца» с трагической судьбой показала, что в нём присутствовала особая внутренняя сила, раз уж за ним пошла вся многочисленная «чернь»: начиная от местных казаков и заканчивая работными людьми.

Он часто говорил о своей ненависти к угнетателям, о том, что каждый имеет право на свободу. Несмотря на множество недоработок, этому человеку удалось захватить много населенных пунктов, мелких и крупных, создать собственное правительство и военную коллегию, издавать царские указы и манифесты и щедро жаловать соратников, что характеризует его как отважного и умелого лидера.

Как бы то ни было, произошедшие события привели к улучшению положения рабочего класса, казачества и крестьянства, ослаблению помещичьего гнета, а также ликвидации самоуправления и централизации власти.

Образ бунтаря в известном пушкинском романе

Что заставило Пушкина обратиться к этой теме?

Ещё с 20-х годов проявлял неподдельный интерес к историческому прошлому своей Родины. Об этом прямо свидетельствуют изданная им литература: драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», а также непосредственно «История Пугачёвского бунта», при подготовке которой автор посетил места, непосредственно связанные с восстанием, говорил со старожилами, прямо или косвенно знавшими популярного бунтаря, систематизировал и обобщил материалы, собрал народное творчество на эту тему. Весь уникальный и сугубо подлинный материал Пушкин использовал и в своих художественных произведениях, в частности, «Капитанской дочке», в которой удачно объединил талант историка и поэта.

Какой он, пушкинский Пугачёв?

В историческом труде Пушкин рисует судьбу «страшного бунтовщика», злодея, способного на низость и подлость, предательство. В повести же - это яркая и цельная фигура с внутренним стержнем, похожая на героев народных песен и былин, которая соединяет в себе лучшие черты русского человека. Этой личности присуща щедрость, широта души, сила и удаль, а также высокие нравственные принципы. Образ Пугачёва здесь становится ключевым. Герой появляется при достаточно романтичных обстоятельствах, и проявляется в первую очередь как талантливый человек с живым и острым умом, вызывающий уважение, а не осуждение из-за кровопролития.

У Пушкина он истинный народный вождь, хитрый и умный, которого уважают и любят массы, которому не чуждо великодушие, чувство справедливости. При этом автор не идеализирует бунтовщика, рисуя картины откровенных протестов, основанных на жестоких расправах, насилии и чужих жизнях, поставленных на кон высокой идеологии. Но, невзирая на это, в произведении он не может причинить зло людям, от которых видел только добро.

Каким бы ни был в реальности этот человек, он уже вошёл в историю не только как кровожадный изверг, но и как надежда и сосредоточение высоких мечтаний русских людей о воле.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя