Основные единицы фонетики и фонологии. Фонология как функциональная фонетика

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т. е звуки речи, слоги ударение, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  • 1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.
  • 2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е работу производимую человеком при произношении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию. фонетика звук речь морфемика

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения.

Различают общую и частную фонетику, или фонетику отдельных языков. Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетика изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация илиассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

Фоноломгия -- раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования -- противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Фонемма -- минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов).

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Среди множества лингвистических дисциплин особенно стоит выделить такой раздел, как фонология. Это наука, изучающая звуковой строй языка, реализацию фонем в нем. Осваивают данную дисциплину на первых курсах специальностей, связанных с переводом, преподаванием языков, в особенности русского.

Мы с вами рассмотрим, что такое фонология, каковы ее предмет и задачи, строй нашего языка на данном уровне. Также познакомимся и с основной терминологией этого раздела.

Определение

Начнем наш разговор с самого определения.

Фонология - это раздел современного языкознания, который рассматривает звуковой строй языка, функционирование различных звуков в его системе и их характеристики.

Относится она к теоретической лингвистике. Основная которую изучает наука, - фонема.

Зародилась она в 70-80-х годах 19-го века в России. Основатель ее - Иван Александрович Бодуэн де Куртене, русский ученый с польскими корнями. В 30-х годах 20-го века оформилась как самостоятельная наука. Сегодня является одной из основных филологических дисциплин и занимает первое место в цикле предметов теоретической грамматики языка.

Предмет и задачи

Как и любая другая наука, данный раздел лингвистики имеет свои задачи и предмет.

Предмет фонологии - фонема, которая является минимальной языковой единицей. Именно ее изучают ученые-фонологи. Невнимательные студенты могут считать, что предметом является звук, но это вовсе не так. На самом деле их изучает другая дисциплина - фонетика.

Второй вопрос, который следует рассмотреть, - задачи. К ним относятся:

  • реализация в языке;
  • анализ сущности;
  • установление соотношений между фонемой и звуком;
  • описание системы фонем и их модификаций;
  • описание фонологической системы;
  • связь между фонемой и другими значимыми единицами языка - морфемами и словоформами.

И это далеко не все задачи фонологии. Стоит отметить, что вышеперечисленные приоритетны для всех существующих ныне фонологических школ.

Известные лингвисты-фонологи

Как уже отмечалось выше, основоположником науки стал Иван Александрович Бодуэн де Куртене. Он разработал ее основы, дал толчок к дальнейшему ее развитию.

Не менее известен и его ученик Николай Сергеевич Трубецкой, написавший знаменитые «Основы фонологии». Он значительно расширил научный аппарат дисциплины, описал основные классификации и понятия.

Работали в данном разделе языкознания и Роман Осипович Якобсон, Аврам Ноам Хомский и многие другие.

Немало научных трудов посвящено проблемам данного раздела языкознания. Следует отметить следующие статьи и монографии, которые дадут исчерпывающее представление о развитии науки, ее основных постулатах:

  • Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров издали в свое время монографию "Система фонем русского языка".
  • Довольно известна работа С. И. Бернштейна "Основные понятия фонологии".
  • Й. Вахек, "Фонемы и фонологические единицы".

Тем, кто интересуется историей вопроса, пригодится книга Л. Р. Зиндер "Основные фонологические школы".

Отметим также работы:

  • С. В. Касевич, "Фонологические проблемы общего и восточного языкознания".
  • Т. П. Ломтем, "Фонология современного русского языка на основе
  • В. И. Постовалов, "Фонология".

Студенты-филологи изучают ее на первом курсе университета, перед знакомством с фонетикой или же параллельно с ней. Знание основ данной дисциплины в дальнейшем помогает не только усвоить грамматику, но и правила орфографии и орфоэпии.


акустических ) признаков; 2) с точки
биологическом аспекте ; 3)
с точки зрения их использования в языке


Фонетика имеет большое практическое значение . Без нее были бы
невозможны:



Выдвинут ряд новых
«научить» машину

Биологический аспект в изучении звуков языка.

Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии,составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков.
Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Произносительный аспект.

Для того, чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее: а) импульс из головного мозга; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим данную «команду»; в) работа дыхательного аппарата; г) работа голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенныедвижения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствораполости рта.



Артикуляция звука -- с овокупность работ дыхательного аппарата и движенийпроизносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука. Большинство звуков, используемых в языках мира, нормальнопроизносится на выдохе.

Функции произносительных о р г а н о в . Эти органы делят на активные и пассивные: активные выполняют движения, необходимые для произнесения
звука; пассивные служат лишь «точкой опоры» для активного органа.
Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык,губы и нёбная занавеска.

1. Голосовые связки , натягиваясь благодаря движению
мускулов и хрящей гортани наподобие струн музыкального инструмента, приходят при прохождении воздуха через голосовую щель в колебательное движение, создающее музыкальный тон. Тон называется голосом.

Голос используется при образовании гласных, сонантов (, [г], [m] и звонких шумных согласных [g], [d], [b] и т. д.). Звуки, произносимые без участия голоса глухими [k], [t], [s]). в некоторых языках гортанные согласные (при-сужении голосовой щели и при ее полном смыкании с последующим разрывом смычки возникают шумы).

2.Надгортанные полости , т. е. полость глотки, полость рта и полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора,создающего резонаторные тоны.

3.Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков
играетязык - очень подвижный орган, способный принимать различные положения.

Он может оттягиваться назад , подаваться всей массой вперед .

Разной оказывается также степень подъема языка .

При произнесении так называемых язычных согласных - задне
язычных, например [k], [g], [x], среднеязычных, переднеязычных, например [t], [d], [s], [l],- язык разными своими частями"
сближается с пассивными органами: небом, альвеолами, задней стенкой (иногда и нижним краем) верхних зубов , образуя либо смычку
(при [k],[g], [t], [d] и др.), либо щель (при [x], [j], [s] и др.).

Кроме создания преграды язык при произнесении согласных выполняет движения, меняющие форму и объем резонатора. Так, при образовании русских «мягких» согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, придавая согласному специфическую окраску. Эту особенность артикуляции называют па л а т а ли з а ц и е й (от лат.palatum"твердое нёбо"), а соответствующие согласные - палатализованными. Веляризация (отvelum""мягкое нёбо") - подъем задней части языка в направлении мягкому нёбу.

4.Важным активным органом являются губы , особенно нижняя губа. При произнесении губных согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются, во-первых, губно-губные (билабиальные) согласные - смычные , например [р], [Ь], и щелевые , в частности [w],
например в англ.wall"стена"; во-вторых - губно-зубные (лабиоден-
альные), в частности щелевые [v], [f] (щель между нижней губой и нижним краем верхних зубов/

5.Небная занавеска может принимать поднятое положение, закрывая проход в полость носа, или опускаться. Так образуются носовые (назальные) звуки во французском.

6. Важными органами в полости рта являются при произнесении
некоторых звуков также язычок , например, при произнесении
язычкового (увулярного), или «картавого», дрожащего согласного
, а в некоторых языках задняя стенка глотки - при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ.house"дом"

Анатомическая классификация звуков .

Гласные и согласные

1) «ртораскрыватели»

2) при артикуляции речевой канал в надгортанных полостях свободен

3) ток воздуха не встречает препятствий

4) нет места образования

5) общая напряженность мускулов всего произносительного аппарата

6) слабая воздушная струя

Согласные

1) «ртосмыкатели»

2) возникаетпреграда на пути воздушной струи

3) есть место образования

4) сосредоточенное мускульное напряжениев месте образования преграды и более сильная воздушная струя

2 .Гласные классифицируются:

1) по работе языка :

· ряд- передние, задние и смешанные и болеедробные подразделения - «передние отодвинутые назад », «задниепродвинутые вперед » и т. д.)

· степень подъема языка - открытые изакрытые

2) работа губ: огубленные и неогубленные

3) по работе нёбной занавески : неносовые и носовые

4) по долготе: долгие и краткие

3.Классификация согласных сложнее .

· шумные: звонкие (произносимыес участием голоса) и глухие (произносимые вовсе без голоса)

Группа сонантов может рассматриваться как промежуточная между гласными и шумными согласными.

4. Делениепо способу образования шума , т. е. п о характеру преграды: смычные, щелевыеи дрожащие

Смычные:

· Взрывные (смычка заканчивается взрывом (например, [p], [t],
[k], [b], [d],[g] в положении перед гласным)

· Аффрикаты (смычка без взрыва переходит в щель-образованы трением). Примеры аффрикат: [с] вцарь,[р ф 1 в нем.Apfelяблоко (глухая губная аффриката).

5. Делениепо активному артикулируемому органу :

губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные

· губно-губные (билабиальные)- активность обеих губ

· губно-зубные (лабиоденальные)- активность нижней губы

6. Для многих языков важны другие признаки согласных:

· палатализация (например, в русском языке),

· веляризация,

· лабиализация и т. д.

К биологическому аспекту относятся изменения звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными(в широком смысле) и подразделяют на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потокеречи в непосредственном или близком соседстве, и 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова

Групповая оппозиция

гласный: согласный, противопоставляющая в каждом языке всюгруппу гласных всей группе согласных.

Для французской фонемы /у/ аналогичным образом мы получим
следующий набор дифференциальных признаков: 1) гласный, 2) переднего ряда (в противопоставлении /uи/, например lu /lу/ "прочитанный" :loup/lu/ "волк"), 3) огубленный (в противопоставлении /i/,
например вlit/li/ "кровать"), 4) узкий (в противопоставлении более широком / /и / /, 5)неносовой (в порядке групповой противопоставленности носовым гласным).

Оппозиции фонем по количеству членов могут бытьпропорциональными и изолированными .

Пропорциональная- если отношение между ее членами пропорционально отношению между членами другой или других оппозиций в рамках данного языка, т. е. если это отношение повторяется в других оппозициях.

Так, в системефонем русского языка отношение /b/:/b"/, т. е. непалатализованный:палатализованный, повторяется в парах /p/:/p"/, /d/:/d"/,/v/:/v"/и т. д.; отношение /b/:/р/ повторяется в парах /v/:/f/, /d/:/t/
и т. д.; отношение /b/:/d/:/g/ повторяется в тройках /p/:/t/:/k/, /b"/:/d"/:/g"//и т. д. В системе гласных фонем французского языка отношение носовой: неносовой повторяется в четырех парах. Таким
образом, можно составить соответствующие пропорции, например
/ã/:/a/=/õ/:/o/ или /b/:/p/-/d/:/t/…

Где пропорциональности не наблюдается, оппозиция оказывается изолированной . Например в немецком языке /1/:/г/, т. е. боковой: дрожащий
(leise"тихо" :Reise"поездка"). Но врусском языке оппозиция /l/:/г/
не будет изолированной, так как ей пропорциональна оппозиция солю-сорю /l"/:/r"/

Важным является также подразделение оппозиций на ч и с т ые
(простые) ис м е ш а н н ы е (сложные).

В чистых оппозициях противопоставляемые члены различаются между собой по одному признаку

Примером смешанной оппозиции может служить /b/:/s"/в русском
языке (Люба: Люся)

Лекция 4. Фонетика и фонология

Звуки речи как природная материя языка. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков речи. Артикуляционная база языка.

Принципы классификации звуков речи. Вокализм и консонантизм.

Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Виды слогов, слоговые и неслоговые звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы.

Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, редукция. Виды ассимиляции. Фонетические и исторические чередования.

Понятие о фонеме как единице языка. Аллофоническое варьирование фонемы. Релевантные и нерелевантные признаки фонем. Система фонем как система оппозиций.

Сегментные и супрасегментные фонемы.

1. Аспекты фонетики. Фонология. Значение фонетики и фонологии.

2. Акустический аспект в изучении звуков языка.

3. Биологический аспект в изучении звуков языка.

4. Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков.

5. Дифференциальные признаки фонем. Противопоставления фонем.

6. Чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Виды слогов, слоговые и неслоговые звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы (самостоятельно)

1. Аспекты фонетики. Фонология. Значение фонетики и фонологии .

Звуки,слоги, звуковые явления (ударение и
интонация) изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения:
1) с точки зрения их физических (акустических ) признаков; 2) с точки
зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте ; 3)
с точки зрения их использования в языке , их роли в обеспечении функции обеспечения средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка,
(функциональный) выделился в особую область - фонологию.

Фонетика имеет большое практическое значение . Без нее были бы
невозможны:

a) правильная методика обучения письму и чтению,

b) постановка произношения при изучении неродного языка,

c) создание рациональной системы письма для бесписьменных языков,

d) усовершенствование существующих систем письма,

e) успешное лечение дефектов речии т. д.

Выдвинут ряд новых практических задач, связанных,
например, с необходимостью организовать «диалог» человека с машиной: «научить» машину распознавать информацию, передаваемую человеческим голосом; подавать устные команды и отвечать человеку.

Фонетика имеет дело с определенной физической данностью, с тем, что можно регистрировать и измерять посредством соответствующей аппарата.

Следовательно, фонетика (и соответственно фонология) располагает наиболее точнымиметодами лингвистического исследования .

При изложении различных вопросов фонетики приходится пользоваться специальными видами письма - той или иной научной т р а н с к р и п ц и е й. Это связано с тем, что в обычном письме между буквой и звуком часто нет однозначного соответствия (напр., буква г в словах игра, чего, легкий, снег).

Используется с незначительными изменениями транскрипция акад. Л. В. Щербы, выработанная на базетранскрипции Международной Фонетической Ассоциации (МФА). Основуэтой транскрипции составляют буквы латинского алфавита, но для звуков, не имеющих в латинском письме единого и однобуквенного обозначения, введены знаки из греческого, русского и других алфавитов, придуманы комбинированные знаки, к латинским буквам добавлены диакритики (различительные значки), например для обозначениямягкости согласного - знак минуты: 1"~ль.

Лекция 3. Фонология (Функциональная фонетика)

Роль звуковых единиц в образовании языковых значений является объектом фонологии (функциональной фонетики – термин А. Мартине). Фонология – семиотическая дисциплина, изучающая звуковой строй языка в структурном, функциональном (собственно лингвистическом) аспекте. В отличие от фонетики, исследующей физические и артикуляционно-акустические свойства звуков речи, фонология изучает социально значимые различия и тождества звуковых элементов языка , служащие для распознавания (или опознавания), различения и образования морфем и слов.

Основоположником современной фонологии является Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), чьи взгляды были изложены в его фундаментальном труде «Основы фонологии» (1938).

Структурализм выводит фонетику за пределы языкознания; в отечественном языкознании принято считать, что фонология неразрывно связана с фонетикой и входит в нее как дисциплина. С этой точки зрения задача фонологии – установление состава фонем данного языка, выявление принципов их организации в систему и отношений между собой в речевой цепи.

Фонология делится на:

· линейную (сегментную) , имеющую дело с такими следующими друг за другом в речи единицами, как фонема и слог; в рамках сегментной фонологии различают учение о фонеме (в языках неслогового строя) и учение о слоге (в языках неморфемного строя);

· нелинейную (надлинейную, суперсегментную, супрасегментную) , которая занимается просодическими средствами (тон, ударение, интонация); в рамках супрасегментной фонологии различают тонологию, акцентологию, интонологию, изучающие соответственно такие просодические явления как тон, словесное ударение и синтаксическую интонацию.

Если единицей фонетики служат звук речи (аллофон); то единицей фонологии являетсяфонема – незначимая единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, и, через них, для опознавания и различения слов.

Функциональное назначение аллофонов – различать и отождествлять звуковые сигналы (звуковые цепочки); функция фонемы – различать знаковые единицы языка (морфемы и слова), т.е. единицы высших уровней.

Фонологическая структура морфем разного типа и использование фонологических чередований в морфологических целях изучается морфонологией . Морфонология рассматривается либо как связующее звено между фонологией и морфологией и как самостоятельный, но не базисный уровень языка, либо как часть грамматики (предморфология), либо как часть морфологии. Необходимость разделения фонологии и морфонологии основано на том, что хотя морфонологические явления имеют фонологическую природу, они не могут быть объяснены на основе чисто фонологических данных.

Фонема не тождественна звуку речи. Будучи абстрактной единицей языковой системы, она противостоит звуку - конкретной единице, реально существующей в речи. Иными словами, фонема реализуется в звуке, звук - представитель фонемы в речи. Не всегда одной фонеме соответствует один звук, возможны случаи, когда один звук реализует две фонемы. Например, в фонетическом слове с Женей фонемы <с> и <ж> произносятся как один звук [ж:]. И наоборот, одна фонема может быть представлена двумя звуками. Так, дифтонги, состоящие из двух звуков, представляют собой одну фонему (англ. boy).

I. Фонема – тип звука, представляющий собой совокупность акустико-артикуляционных признаков. Виды признаков :

· дифференциальные признаки различают звуковые оболочки значимых единиц языка,

· интегральные признаки не различают значимые единицы языка, а лишь дополняют состав фонемы.

Например, у фонемы /г/ в русском языке есть следующие признаки:

Один и тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем языка и интегральным для других. Так, глухость является дифференциальным признаком русских фонем <п>, <к>, <с>, но интегральным для фонемы <х>.

II. Фонемы выполняют свои функции только в составе морфемы, которая представлена разными морфами . Поэтому одна и та же фонема может быть реализована в речи несколькими звуками . Например, в корневой морфеме дом- в словах [дом], [дАма], [дъмАвой] фонема <о> представлена тремя звуками - [о], [А], [ъ], каждый из которых находится в определенной позиции. Такие реализации одной фонемы называются вариантами , или аллофонами . Среди вариантов выделяют основные, комбинаторные и позиционные.

1. Основные варианты менее всего зависят от окружения и проявляют свои качества в наибольшей степени (например, аллофон [о] в словах ода, осы, оба ).

2. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения. Таковы, например, продвинутые вперед по ряду русские гласные [о], [у], [а], произносимые в словах [л’од], [т’ул’], [м’ат’] после мягкого согласного.

3. Позиционные варианты фонем возникают в определенном положении в слове. Так, аллофон [ъ] в слове [дъмАвой] является позиционным вариантом фонемы <о>, а утрата огубленности и принадлежности к заднему ряду обусловлена его позицией (второй предударный слог).

III. Произносительные условия, в которых фонема реализуется в потоке речи называются позицией . Позиция – условия употребления и реализации фонемы в речи. Позиционные чередования связаны с фонетическими и морфологическими позициями. Выделяют сильные и слабые позиции фонем. Сильные позиции – это позиции, в которых фонемы наиболее независимы и отчетливо проявляют свои свойства.

Сильные и слабые позиции фонем

В ряде случаев фонема, находясь в сильной позиции, может видоизменяться: сохраняя свои различительные признаки, она приобретает еще некоторые… Возможны случаи, когда фонему в слове нельзя поставить в сильную позицию.… Гиперфонема - это особая функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для…

Фонологическая Типология

· в количественном составе фонем, соотношении гласных и согласных. Так, в русском языке 39 фонем (5 гласных и 34 согласных), во французском - 35… · фонологическом содержании фонем. В английском, венгерском, сербском языках… · системе оппозиций фонем. Так, для фонематической системы немецкого языка характерно противопоставление задних и…

Чтобы описать фонематическую систему того или иного языка, необходимо выделить дифференциальные признаки фонем, типы позиций, оппозиций, варианты фонем и т.д.

Система фонем не остается неизменной. В ходе развития языка фонемы могут утрачиваться, так как утрачиваются различающие их признаки. Например, сокращение числа гласных фонем в праславянском языке (с 10 до 5) было вызвано утратой такого существенного для них признака, как долгота - краткость. И наоборот, в языке могут складываться новые противопоставления фонем. Так, в русском языке в определенный период его развития возникла противопоставленность согласных по твердости - мягкости.

История фонологии. Фонологические школы.

Как самостоятельная дисциплина фонология окончательно оформилась в 20-30-х гг. 20 в. в Европе (пражская лингвистическая школа, лондонская школа Д.… В России (СССР) сложились две фонологические школы: ленинградская и… МФШ и ЛФШ одинаково рассматривают фонему в сигнификативно сильной позиции (звуки в этих позициях объединяются в одну…

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

17. Фонетика и фонология.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

18. Фонема. Дифференциальный признак. Фонологически значимые и незначимые оппозиции. Классификация оппозиций.

Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимся к одном фонеме, отождествляют их. Это связано с тем, что многообразие произносимых звуков группируется в каждом языке в ограниченное и исчисляемое количество основных звуковых единиц – фонем. При этом звуки объединяются не по акустической или артикуляционной близости, а по функциональной общности.

Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работал ученый Бодуэн де Куртенэ. Итак, фонема – это кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями; фонема служит для формирования, различения и отождествления слов и морфем. У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы (сигнификативная функция), а также способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем (перцептивная функция). Некоторые ученые выделяют также и конституирующую функцию, т.к. фонема является строительным материалом для значимых единиц языка.

В речи фонемам соответствуют звуки. Членение слова на звуки говорящие осуществляют в соответствии с фонемным членением. В разных языках одни и те же или похожие последовательности звуковых сегментов могут говорящими члениться на разные звуки в соответствии с разным фонемным членением (май – my).

Несмотря на то, что фонема – это минимальная единица языка, она представляет собой не простейшее, а сложное явление, т.к. она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в единстве фонемы. Каждая фонема обладает рядом дифференциальных и интегральных признаков. Признаки, необходимые и достаточные для определения данной фонемы в сигнификативно сильных позициях, называются дифференциальными . А признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам являются интегральными . Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Это связано с тем, что один и тот же признак в составе фонем разных языков может иметь различную функциональную характеристику. По числу дифференциальных признаков, характеризующих фонему, определяется ее валентность .

Фонемы могут быть по-разному противопоставлены друг другу. В зависимости от этого Трубецкой выделил различные типы оппозиций , т.е. противопоставлений фонем.

1. По числу фонем, обладающих общими дифференциальными признаками (ДП) и противопоставленными по одному ДП, различаются одномерные и многомерные оппозиции. Одномерные оппозиции присущи только двум фонемам данной системы. Так, только фонемы /и/ и /у/ обладают ДП верхний подъем, противопоставляясь по лабиализованности/нелабиализованности. В многомерных оппозициях общие ДП присущи большему числу фонем. Так, общие ДП взрывная, глухая, твердая у фонем /п/, /т/, /к/, противопоставленных по месту образования.

2. По возможности повторения отношения между членами одной оппозиции в других оппозициях различаются пропорциональные и изолированные оппозиции. Отношение между членами пропорциональной оппозиции наблюдается и у членов какой-либо другой оппозиции или ряда оппозиций. Так, оппозиция /п/ - /б/ пропорциональна, т.к. противопоставление этих фонем по глухости/звонкости присуще и многим другим фонемам. Оппозиция же /р/ - /ж/ изолированная , т.к. отношение между этими фонемами не повторяется ни у одной другой пары фонем.

3. По равноправности фонем – членов оппозиции при их функционировании в языке различаются приватные и эквиполентные оппозиции. У привативных оппозиций ее члены неравноправны: один ее член – маркированный, другой – немаркированный. Маркированный член оппозиции характеризуется наличием, а немаркированный отсутствием признака, по которому противопоставлены фонемы, составляющие данную оппозицию. Так, /у/ - /и/, /о/ - /э/ противопоставлены как лабиализованные фонемы нелабиализованным. У эквиполентных оппозиций оба члена равноправны. Таковы, например, оппозиции /т/ - /п/, /т/ - /с/.

Все привативные одномерные пропорциональные оппозиции, характеризующиеся одними и теми же признаками, по которым противопоставлены фонемы, составляют корреляцию . Таковы, например, корреляция звонкости, корреляция палатализации и т.д.

19. Нейтрализация. Сильные и слабые позиции. Варианты и вариации фонем. Гиперфонема.

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией . В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Среди гласных в русском языке возможна нейтрализация трех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ во втором предударном слоге после твердого согласного совпадают в звуке [ъ]) или четырех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ - /и/ совпадают в безударных слогах, кроме конечного открытого, после мягкого согласного в звуке [и э ]). Среди согласных возможна нейтрализация и большего числа фонем.

Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах: в одних позициях фонемы в разных морфемах различаются, в других эти фонемы в тех же морфемах не различаются, совпадают. Поэтому нейтрализация – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

Произносительные условия употребления, реализации фонем в речи называются позициями . Позиции бывают сильные – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций, и слабые – позиции, в которых возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции: перцептивная – способствовать отождествлению одних и тех же значимых единиц языка, и сигнификативная – способствовать различению разных единиц. В связи с этим выделяют два типа позиций: перцептивные (сильные и слабые) и сигнификативные (сильные и слабые). В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции; слабая же та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде вариации фонемы. Вариации всегда принадлежат одной фонеме, которая как общее проявляется в отдельном. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка, а слабая позиция та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка. Тем самым противопоставление нейтрализуется. Итак, сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которое осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте (аллофоне) в слабой позиции. Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно сильной . В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой .

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции в данной морфеме, надо изменить слово или подобрать другое слово с той же морфемой, чтобы слабая позиция в ней заменилась сильной. В некоторых морфемах такая проверка вообще невозможна, иногда она лишь позволяет ограничить круг фонем, нейтрализующихся в сигнификативно слабой позиции, но не выявляет единственно возможную из этих фонем. В подобных случаях речь идет о гиперфонеме. Гиперфонема – это функциональная единица, представленная в конкретной морфеме рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Обычно гиперфонема бывает представлена несколькими фонемами, иногда в их число входит и нуль фонемы.

20. Фонологическая система русского и изучаемого языка.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаях в русском языке выделяют 5 гласных фонем: а, о, и, э, у. Представители ЛФШ выделяют также фонему /ы/, аргументируя это наличием терминов «ыканье, ыкать», географических названий «Ыйсон» и др. Однако данные примеры относятся к подсистеме редких слов (терминов, топонимов и т.д.) Поэтому принято считать, что в фонетической подсистеме общеупотребительных слов пять гласных фонем.

21. Предмет грамматики как лингвистической дисциплины. Состав грамматики. Грамматическое значение и грамматическая категория.

Грамматика - раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть.

Фонетика и лексика занимают в языке периферийное положение: лексика относится к смысловой периферии, фонетика – к материальной. Грамматика в этом смысле занимает центральное положение. Если лексика непосредственно называет действительность, а фонетика непосредственно воспринимается органом чувств, то грамматика всегда является опосредованной. Связь грамматики с действительностью осуществляется только через лексику, т.к. грамматика, как таковая, лишена всякой конкретности.

Грамматику как таковую непосредственно воспринимать нельзя – она сама по себе нематериальна, но вне фонетической материальности немыслима, т.к. то, что не выражено фонетически, отсутствует и в самой грамматике. Таким образом, каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение – то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ – то, чем выражено.

Грамматическое значение и его типы выясняются из сопоставления их с вещественным и лексическим значением. Деривационное значение – соответствующее значение признаков, не мыслимых самостоятельно, а сопровождающих вещественное значение корня, ограничивающих и уточняющих его. Реляционное значение выражает только отношение лексемы к другим членам предложения.

Одним из самых трудных вопросов теоретической грамматики является вопрос о грамматических категориях. Грамматическая категория – это совокупность элементов языка, объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. При этом подобное грамматическое противопоставление может выражаться разными способами. В этом сказывается изоморфизм грамматических способов, т.е. то, что разные способы могут выступать в одной и той же грамматической функции. Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категория числа, собирательности, абстрактности, в пределах залога – категории залога, вида и т.д.

Следовательно, грамматическую категорию не следует путать с термином грамматическая форма – это соотношение грамматического значения и грамматического способа выражения этого значения в их единстве. Несоответствие грамматических категорий в разных языках – лучшее свидетельство специфичности подбора грамматических категорий в каждом языке.

22. Части речи и члены предложения.

Проблема установления и классификации частей речи является одной из наиболее старых проблем науки о языке. Классификация частей речи в античности создавалась в тесной связи с развитием логики: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения.

В 19 веке в связи с интенсивным развитием языкознания, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером такой точки зрения может служить определение частей речи у Фортунатова. Части речи, называемые им «формальными классами», Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые и слова несклоняемые и неспрягаемые.

Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут выступать в качестве определений, являются прилагательными.

Однако наиболее ярким опознавательным признаком частей речи выступает лексическое значение слов. «Если мы знаем, что какаду – название птицы, - писал Щерба, - то мы не ищем формальных признаков для того, чтобы узнать в этом слове существительное». Отсюда следует, что по частям речи распределяются только слова, способные обладать самостоятельным лексико-грамматическим значением, т.е. не все слова, а только полнозначные знаменательные слова, входят в общеграмматическую категорию частей речи. Поэтому отнесение к частям речи служебных слов (артикли, предлоги, союзы, частицы и пр.)и междометий является неправомерным.

Части речи всегда образуют систему, т.е. их общеграмматические значения находятся в определенном соотношении и противопоставлении друг другу. Система частей речи в основе своей двучленна, поэтому состоит минимум из двух взаимосвязанных и взаимопротивопоставленных компонентов. Она исторична, возникала и развивалась с развитием человеческого мышления. Основной частью речи во всех известных науке языках является существительное. В основе его лежит значение грамматической предметности , которое проявляется: 1) в лексическом значении слова; 2)в формах словосочетания; 3) в его словообразовательных возможностях; 4) в синтаксических функциях. Любой предмет и любое явление окружающего мира человек может выразить предметно, т.е. существительным.

Существительное возникает тогда, когда ему противопоставляются непредметные знаменательные слова , т.е. слова, не обладающие значением предметности, но обладающие иным значением. Из них наиболее отчетливым грамматическим разрядом выступает обширная группа слов со значением действенного, процессуального или динамического признака – глагол.

Противопоставление существительное – глагол определяет два других класса знаменательных слов со значением признака: прилагательные и наречия. Прилагательное противопоставляется глаголу как слово со значением статического, недейственного признака. Наречия также обладают значением «недейственный признак», это признаки опосредованные, т.е. признаки признаков. Таким образом, внутри подсистемы непредметных слов противопоставляются слова-признаки (глагол, прилагательное) и слова-признаки этих признаков (наречие). Слова-признаки делятся на статические (прилагательные) и динамические (глагол). Такова универсальная система частей речи как общеграмматической категории.

Знаменательные слова, включаясь в состав предложения и вступая в синтаксические отношения друг с другом, выполняют в предложении определенные функции – функции различных членов предложения. Они выделяются по отношению к предложению в целом и к другим его членам. Соответственно этому традиционный синтаксис различает главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – образуют предикативную основу предложения. Подлежащее – грамматически независимый член предложения, выражаемый преимущественно именными разрядами слов. Подлежащее всегда связано со сказуемым согласованием в числе, а некоторых формах еще в роде и лице. Сказуемое – член предложения, грамматически зависимый от подлежащего, но по отношению к предложению в целом является его центром, основой, т.е. сказуемое – это минимальное предложение. Сказуемое, выражаемое глагольными разрядами слов, может быть представлено несколькими структурными типами. Так, в русском языке существуют простые, составные именные и составные глагольные сказуемые.

Второстепенные члены предложения разграничиваются на основании различий в их значении: определение указывает на признак определяемого члена, дополнение передает предметно-процессное отношение, обстоятельство выражает характеристику действия, условий и способа действия. Ввиду смыслового критерия разграничения каждый из второстепенных членов предложения может выражаться разными морфологическими средствами. Например, обстоятельство может выражаться наречием и косвенной падежной формой существительного (с предлогом или без него).

23. Знаменательные и служебные части речи.

Знаменательные слова (за исключением имен собственных) – это наиболее полноправные слова в словарном составе языка: они и служат названиями, и выражают понятия, и служат основой предложения; как члены предложения они выступают в роил подлежащих, сказуемых, определений, дополнений и обстоятельств.

Особое положение в словарном составе служебных слов (т.е. предлогов, союзов, артиклей, частиц, а также вспомогательных глаголов, глаголов-связок и слов степени) вытекает из их несамостоятельности, невозможности их существования без знаменательных слов, с которыми они сочетаются для выражения различных отношений, необходимых при построении предложения или для обозначения какой-либо характеристики (артикли). Никаких вещей служебные слова не называют, а их номинативная потребность обращена на те понятия отношений, которые они выражают. Служебные слова выражают понятия, но опять же особые: понятия отношений; недаром их часто называют слова-морфемы, подчеркивая их близость к аффиксам. Но служебные слова выражают эти понятия отдельно, как отдельные единицы, тогда как флексии – это только части слов, самостоятельно не существующие. Среди прочих слов служебные слова не обладают самостоятельностью; это слова-сопроводители, это грамматические помощники знаменательных слов; поэтому они не могут быть членами предложения, хотя их присутствие обнаруживается только в предложении, в сочетаниях слов. В тех случаях, когда служебные слова выступают как члены предложения, это уже не служебные, а знаменательные слова, возникшие из служебных.

Знаменательные слова не только составляют основной массив лексики любого языка, но и самое интересное в отношении развития и изменения значений. Это самые «полноправные» слова в лексике, они соотнесены с понятиями, и могут в любой момент быть названиями окружающей действительности, они же являются основой предложения, его членами.

24. Существительное как часть речи: грамматические категории (в родном и изучаемом языке).

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обладающие следующими признаками:

    Они называют лица, предметы, явления, т.е. все, что обладает признаком предметности;

    Они склоняются, т.е. изменяются по числам и падежам;

    Чаще всего они выполняют синтаксическую роль подлежащего или дополнения.

У существительных можно выделить следующие разряды по значению:

    нарицательное/собственное

    конкретное/отвлеченное/вещественное/собирательное

Нарицательные имена существительные – это разряд существительных, являющихся общими названиями для всех однородных предметов и явлений. Собственные – это слова, которые служат для называния отдельных лиц, единичных предметов и присваиваются данному предмету или лицу для выделения его из ряда однородных. Конкретные существительные обозначают преимущественно чувственно воспринимаемые объекты, отвлеченные – абстрактные понятия, собирательные – совокупности однородных предметов. Принадлежность существительного к тому или иному разряду определяется его лексическим значением. Местоименные существительные имеют всегда конкретное, единичное значение, но при этом переменны, ситуативны.

Важным критерием выделения существительного как части речи является выражение словом частнограмматических категорий рода, числа, падежа, определенности/неопределенности и др.

Категория рода. Во всех известных науке языках находит свое выражение естественный пол. Оно распространяется только на личные имена существительные и на некоторые, обозначающие животных, птиц, насекомых. Среди них отнесенность к мужскому или женскому роду определяется лексическим значением самого слова и выражается супплетивно (отец – мать, бык – корова, boy - girl). Принадлежность к мужскому или женскому роду может выражаться морфологически при помощи аффиксов (учитель – учительница) или лексически с помощью специальных слов – показателей пола.

«Грамматический род – одна из наименее логичных категорий», - писал Мейе, имея в виду тот факт, что принадлежность слова к мужскому или женскому роду в сфере неличных имен существительных выглядит произвольной и никак не мотивированной.

Категория рода охватывает все существительные данного языка и проявляется в способности их сочетаться с определенными формами согласуемых слов. Однако эта категория свойственна не всем языкам. Ее не знают китайско-тибетские, тюркские, финно-угорские языки, но она наблюдается в большинстве индоевропейских языков, в семитских языках и ряде африканских. В языках, различающих категорию рода, объем ее неодинаков. В одних языках она складывается из противопоставления граммем «мужской род» - «женский род», а в других – граммем «мужской род» - «женский род» - «средний род». Так, в русском языке имена существительные распределяются по трем родам на основе морфологических показателей – окончаний и вне зависимости от семантики слов (м.р.: нулевое окончание в им.п., ж.р.: -а/-я, ср.р.: -о/-е).

На протяжении истории развития грамматической категории рода постоянно действовали экстралингвистические принципы родовой отнесенности. В современных языках они создали предпосылки для развития так называемого общего рода у части личных имен существительных. «В словах, являющихся названиями людей, - писал академик Виноградов, - формой мужского рода подчеркивается не столько идея пола, сколько общее представление о лице, отнесение к классу или разряду людей, обозначение социальной роли человека». Таковы, например, слова врач, преподаватель, адвокат, директор и другие агентивные имена.

Категория числа. Понятие количества выражается в языках лексически (при помощи числовых обозначений, счетных слов, слов-классификаторов) и грамматически. При этом лексические обозначения находят свое выражение во всех языках, а вот грамматическая категория числа свойственна далеко не всем. Ее нет, например, в языках китайско-тибетских, в японском, вьетнамском, индонезийском языках.

При рассмотрении категории числа бросается в глаза ее исторический характер. Исторические изменения в выражении числа показывают развитие от первоначального противопоставления форм со значением единичности и множественности. И лишь затем во многих языках возникают также формы двойственного и даже тройственного числа. Двойственное число было развито, например, в древних индоевропейских языках. Позже система трех чисел сменяется в индоевропейских языках системой двух чисел.

При рассмотрении падежных систем различных языков прежде всего бросается в глаза различное количество граммем, различное число противопоставлений, составляющих категорию падежа, а также различный их состав. Категория падежа обнаруживает исторический характер. В истории своего развития она претерпевала ряд изменений. Во многих индоевропейских языках, например, наблюдается тенденция к уменьшению числа противопоставлений. Так, в древнеиндийских языках категория падежа складывалась из противопоставлений семи граммем. В современном хинди о категории падежа можно говорить только условно, т.к. противопоставляются две граммемы: «прямая форма» и «косвенная форма». В русском языке была утрачена форма звательного падежа. Таким образом, категория падежа в русском языке состоит из 6 граммем.

Категория определенности/неопределенности свойственна существительным многих языков, выражается она очень разнообразно и поэтому не всегда отчетливо воспринимается. Так, считается, что в русском языке категории определенности/неопределенности нет, поскольку выражается она лексически. Наиболее грамматически отчетливо она выражается в германских и романских языках при помощи определенных и неопределенных артиклей.