Что изменить в нашей школе. Помечтаем: что бы я изменил в своей школе? Рассказывают подростки

5 пунктов, которые я бы изменила в системе образования ещё вчера, я чётко прописала в самом конце поста, а в начале поста я хочу поговорить о том, как я к этим пунктам пришла...

Мои взгляды на существующую систему образования
менялись и продолжают этот эволюционный путь изменений (почти дарвиновский), на протяжении всей моей жизни.

Каждый из нас на протяжении определённого отрезка времени учился « чему-нибудь и как-нибудь»...

Уже традиционно, как только Артём Меллум пишет статью, у меня приходит желание постучать по клавиатуре и высказать своё мнение...Поразмышлять...Вспомнить детство голубое... Иногда — розовое, но, чаще всего, серое своей обязаловкой и подстригаловкой под один аршин...

Вот и сейчас, прочитав статью Артёма Меллума «Почему Я Жалею, Что Учился На Отлично» (ссылку убрала, как нерабочую) и, по его же ссылке, Ольги Лаптевой «Как калечит современное образование», я принялась вспоминать, как я относилась к системе образования в разные периоды своей жизни. Делюсь. Почти мемуары.

Детство голубое и мои взгляды на систему образования.

Мне очень нравилась школа, особенно перемены...

Мне очень нравилась моя первая учительница, Вайдич Ирина Васильевна. Хорошо помню, как она очень быстро раскусила эту маленькую шельму, которая заучивала странички букваря наизусть и ловко изображала чтение по слогам, ничего не читая...

Мне очень не нравилась моя первая и единственная двойка по чтению и, особенно, тот фурор, который она произвела в моём святом семействе! Меня очень поразило, какое большое значение имеют цифры в тетрадке и журнале, которые ставит учительница. Я никак не могла понять, почему это так важно моим родителям.

Я спросила об этом моих горячо любимых бабушку, маму, папу и они в унисон ответили мне, что от этого зависит моя жизнь: если я буду получать отличные оценки, то я смогу поступить в институт, а по окончании его — стать уважаемым человеком и специалистом с хорошей зарплатой.

В столь юном возрасте мне не хотелось сильно вникать в подробности моего светлого будущего, но читать по слогам пришлось научится, хотя бы для того, чтобы не огорчать родителей. В дальнейшем, я училась легко и без проблем. Приятным моментом было получать похвалу от учителей и родителей... Я потом еле смогла избавиться от зависимости в этих поощрениях и одобрении.

В старших классах мне легко давались и гуманитарные, и точные науки. Не любила географию и историю, так как дома блистали своими знаниями бабушка-географ и мама-историк (спасибо Богу, что они не вели уроки в моём классе!). С географией у меня, если честно, отношения вообще не сложились... Училку не любила.

Школу окончила на золотую медаль. Последний год училась в экспериментальном классе, куда собрали отличников со всех паралельных выпускных классов — я тогда уже начала понимать, насколько важную роль играет моё окружение. Была здоровая конкуренция и, одновременно, взаимопомочь.

Я всегда с удовольствием вспоминаю школу и моих учителей. Они позволяли мне оставаться такой, какой я на этот момент была: очень живой, озорной на переменах и внимательной во время уроков. Они не стригли нас под одну гребёнку...

Я это смогла оценить только тогда, когда окончила школу и поступила в вуз...

Высшее образование и моё отношение к этой системе получения знаний.

Здесь всё было совершенно иначе, чем в школе. До сих пор не могу понять, как я не бросила учёбу. Мне не нравилось всё: скучная система преподавания, абсолютно безразличные к нам, студентам, преподаватели (были и нормальные, но — единицы...), которые не любили свой предмет и строго придерживались учебника (будто мы читать не умели!).
Раз в два месяца я бросала всё и уезжала домой:
«Больше не могу! С меня хватит этой серости и посредственности!»

Меня никто не ругал. Все ждали, когда шквал эмоций утихнет и я смогу их услышать. Главным аргументом было, что я останусь недоучкой, что все те, которые намного глупее меня, получат это чёртово образование, а я — нет. Через недельку я успокаивалась, мне брали справку о фиктивной болезни и - вперёд, за орденами, вернее, за дипломом!

Училась очень легко, без проблем, но и без удовольствия. Нас, студентов, не уважали и постоянно подчёркивали, что мы заняли чьё-то место, раз не хотим хорошо себя вести и преданно учиться.

И несмотря на мои отрицательные отзывы о студенческой жизни, я сейчас, спустя много лет, рада, что эта жизнь у меня была! В это время я сформировалась как личность.

Минусы существующей системы образования

1. Я убеждена, как и Ольга Лаптева, что существующая система образования себя давно изжила ! Что эта система — это накопительство знаний, фактов и прочей никому не нужной ерунды.

2. Что эти знания абсолютно оторваны от жизни и не имеют никакого практического применения .

3. Что эта система подавляет проявления неординарного мышления.

4. Существующая система за время учёбы перемалывает личности и делает их удобными для нашего государственного строя , эта система обучения подстригает всех под одну гребёнку и делает нас винтиками, от которых будто-бы ничего не зависит. И многие потом всю жизнь верят, что от них ничего не зависит.

5. Всю программу, расчитанную на пять лет, можно усвоить значительно быстрее. Нет необходимости столько времени изучать теорию и делать лабораторные работы (видимость практических действий). Здесь я на 1000% согласна с Артемом Меллумом, что ценится только твой навык, а не теоретические знания и цвет корочки диплома.

Плюсы существующей системы образования

1. Возможность начать самостоятельную жизнь и вырваться из насиженного домашнего гнёздышка (касается иногородних).

2. Появляется навык противостоять системе подстригания и уравнения, превращения в удобного члена общества (не у всех, к сожалению).

3. Данная система образования отлично развивает способность выбрасывать ненужные знания из памяти (архивировать или стирать их).

4. Учит гибкости и навыкам поведения в экстремальных ситуациях (кроме отличников0), им этот навык, на данном этапе развития, не нужен.

5. Время учёбы даёт возможность знакомиться с огромным количеством разнообразных людей. Это, как в инфобизнесе золотой фонд — база подписчиков, так здесь — это твоя база продвижения (не путать с отпимизацией!).

6. У тебя появляется новое окружение . Благодаря этому новому окружению ты можешь либо расти, либо деградировать. Я считаю этот пункт намного важнее накопительства знаний.

Мои пожелания тем, кто стоит в очереди за корочками диплома.

1. Очень многие выпускники вузов считают, что по окончании высшего заведения им больше учится будет не нужно. Это иллюзия, которая не даёт людям себя реализовать...Ведь нет гарантии, что эта специальность будет востребована всю жизнь. Поэтому главное моё пожелание: не бойся менять своё место работы, своё место проживания и своё образование!

Как только зазвучит внутри тебя это предложение:
« Как всё это мне надоело!» — сразу берись за учёбу и самообразование, ищи своё новое место под солнцем ... Ничто так не сокращает жизнь, как опостылевшая работа и опостылевшие отношения.

2. Всегда учи и занимайся тем, что вызывает у тебя живой интерес . Никогда не жертвуй собой во имя чего-то или кого-то. Для того чтобы быть здоровым, не используй свою силу воли длительный период.

3. Слушай своё сердце : если оно тебе подсказывает бросить учёбу — сделай это! Пусть тебя не остановит то, что для близких тебе людей этот поступок может причинить боль. Если они тебя любят — поймут. Если не поймут — переживёшь...

4. Волка ноги кормят, а тебя? Держи нос по ветру и лови ветер перемен — он может принести тебе благосостояние, если поймаешь... Опыт+навык+гибкость=благосостояние.

5. Никогда ни о чем не жалей! Всегда всё происходит вовремя. Ты это поймёшь много лет спустя! Даже самая плохая система образования лучше, чем полное её отсутствие.

6. Учится никогда не поздно...

5 пунктов, которые я бы изменила ещё вчера в системе образования.

2. После начальной школы дать возможность ученикам определить свои таланты путём разнопланового тестирования их способностей. В дальнейшем — развитие этих талантов. Да, есть возможность ошибиться, но гарантию даёт только морг...

3. Сократила бы продолжительность школьного обучения до 10 лет, а в отдельных случаях — до 8 лет.

4. Предлагаю в конце каждого учебного года проводить анонимное тестирование учителей (оценки им ставят ученики!). И зарплата учителей напрямую зависит от результатов этого тестирования...

5. Высшее образование представляю как путь к Мастерству . Когда-то Мастер набирал учеников в подмастерья. Это было практическое обучение ремеслу. И время эдесь — до полного овладения всеми тайнами Мастера. Добавлю, что в любое время ученик может обьявить, что ошибся с выбором и уйти.
А что бы хотел изменить в системе обучения ты? Поделись с народом, нам интересно это узнать!

Анекдоты

Александр ПАТЛИС, певец:

В первую очередь я бы упростил систему оценки знаний до «неуд. - удовл. - хор. - отл.». Также надо быть внимательнее к стремлениям школьников, уметь раскрывать вовремя их способности и уже с 12 лет определить им профиль. Неправильно, когда ученика, у которого лежит душа к творческим предметам, сильно загружают химией, физикой и геометрией, что в жизни, возможно, вообще не пригодится. По итогу нелюбимые уроки делаются по остаточному принципу, ученик получает плохую отметку и морально угнетен. И учителям давно пора понять: если ученик другой, это не значит, что он плохой.

Евгений КРЫЖАНОВСКИЙ, заслуженный артист Республики Беларусь:

На мой взгляд, если человек склонен к гуманитарным наукам, то после 8-го класса надо дать ему возможность двигаться дальше по этой стезе. Если ребенок не может определиться, кем он хочет стать, и такое часто бывает, то в этом должны помочь ему учителя и родители. А еще я категорически против десятибалльной оценки учеников! Они просто путаются в ней - взрослые разобраться не могут. Надо вернуть пятибалльную, а еще лучше немецкая система оценки: 1 - самая лучшая отметка, 5 - худшая. По этой системе я был бы отличником (смеется). Также в исключительных случаях надо применять розги и публично пороть прямо во время линейки.

Алексей ХАЦКЕВИЧ, художник:

Меня не радует в школе вторая смена, это очень неудобно. С учетом развития современных технологий я ввел бы больше часов информатики, программирования, работы с компьютерами, различными гаджетами. А еще в наших школах слишком много часов русского языка и литературы, я бы больше внимания уделил белорусскому и иностранным языкам.

Василий КОКТЫШ, генеральный директор УП «Киновидеопрокат»:

У меня внуки учатся в гимназии, и я не вижу особых проблем, связанных с их обучением. Когда дети учились в школе, их тоже не было. Удивляло только, что учителя слишком много внимания уделяли дисциплине. А разве ребенок должен слишком тихо себя вести? Часто крепкий троечник, разгильдяй, лучше приспособлен к жизни. Главное - чтобы школа была как семья, чтобы учителя не были загружены ненужной работой, написанием отчетов… Я окончил сельскую школу, где учителя относились к нам как к взрослым, мы вместе строили спортивные площадки… Я всегда шел туда без боязни и получил хорошее образование.

Андрей САКОВИЧ, доцент Белорусского государственного медицинского университета:

Не могу судить об общем уровне школьной подготовки и необходимости что-то менять, потому что по профильным предметам, которые требуются для поступления в наш вуз, абитуриенты подготовлены очень хорошо. Значит, у тех, кто готовится поступать в медицинский вуз, есть возможность хорошо изучить эти предметы в рамках школьной программы.

Елена ДРУЖИНИНА, психолог:

Я бы изменила не столько в программе, сколько в школе. Единственное, что школа может дать в противовес домашнему или дистанционному обучению, - это учеба в коллективе. Именно с одноклассниками мы учимся любить-ненавидеть, дружить-враждовать, сотрудничать и конкурировать. И лучшее, что может сделать школа, - это научить детей правильно взаимодействовать. А уж глубина изучения отдельных предметов, как и сам предметный набор, не имеет значения в том, как в дальнейшем сложится жизнь ученика.


Женя Морозова, 11-й класс:
«В школе нужно больше устраивать дебатов. Я на своем опыте это говорю - дебаты всегда очень интересны. Только к ним не надо заранее готовиться или делать так, что выходит избранный, а именно для всех в обычном школьном процессе постоянно это использовать. И пусть еще будет больше игр с интересными вопросами. В начальной школе таких игр было много, а теперь учителя думают, что мы уже взрослые, а на самом деле нам такие формы урока тоже необходимы. Мы в прошедшем учебном году на географии играли в игру по Южной Америке. Нестандартные вопросы в этой игре и привлекли детей к теме, и расширяли их кругозор. Это важно, я считаю, потому что из-за ЕГЭ получается так, что мы учим только те предметы, которые надо сдавать в будущем. А кругозор уменьшается. И очевидно, что это плохо. А дебаты и игры для расширения кругозора можно применять на любом предмете. У нас еще была игра на тему «избирательное право». Вроде бы избирательное право – о чем тут спорить? А очень интересный разговор получился! Это к тому же развивает речь и умение показать себя. Потому что очень многие ребята стесняются отвечать при всех, а на такой игре даже самые скромные дети выходили и могли сообщить свою точку зрения. Это очень важно в жизни. Только на таких уроках оценки лучше ставить не надо. Единственная цель учителя на таких уроках, мне кажется, должна быть регулирование. Чтобы дети научные знания демонстрировали, а не съезжали на личности. Оценки ставить нужно на других уроках. А во время дебатов и игр важно именно порассуждать. Какие-то новые вещи, кстати, всегда всплывают, о которых ты не задумывался, потому что другой человек с другой точкой зрения дает почву для размышлений.

Во всех школах, мне кажется, есть проблема со столовыми. Это мечта всех школьников, чтобы в наших столовых, как в Европе, было самообслуживание. Конечно, потом, наверное, весело будет вспоминать, как мы стояли в очередях, но сейчас это нерадостно. Насчет школьной формы. Мы за деловой стиль одежды, но не одинаковый. Проблема медиков очень большая в школах. Знаю примеры, когда девочки в выпускных классах из-за волнения падали в обморок, и каждый раз почему-то медика в школе не оказывалось. Приходилось вызывать «скорую помощь». Я считаю, что учителя обязательно должны уметь оказывать первую медицинскую помощь минимальную. И в школах большая проблема найти аптечку. Если только в кабинетах химии или физики. Да и лекарства в них могут быть просроченными, к сожалению. Эту проблему нужно решать».

Дарья Лапухова, 10-й класс:
«Я считаю что было бы лучше, если бы некоторые учителя проявляли больше внимания к детям. Бывают такие ситуации, когда дети не понимают что-то, но в классе есть более сильные ученики, и учитель ориентируется на них, продолжая объяснять материал дальше. И, хотя дети все еще не понимают предыдущий материал, учитель уже переходит к новому. Я считаю, учителя должны спрашивать, кто не понял и пытаться помочь таким ученикам, чтобы они освоили данный раздел. Мне не нравится, что у нас в классе нет профильного разделения. Так получилось, потому что у нас в школе всего один 10-й класс. В результате, например, у нас в неделю три раза обществознание, а многим нужна физика, которой у нас минимум. Я считаю, что после 9-го класса должно быть обязательное разделение класса на профили».
Света Яковлева, 10-й класс:
«Не хотелось бы форму, потому что все будут одинаковые. Говорят что это из-за того, что многие выпендриваются, грубо говоря. Но на самом деле у нас в школе все ходят нормально одетые, нет большой разницы между детьми из разных семей, и не комплексует никто. Хотелось бы больше кружков и секций разных, например, театральный кружок».

Алина Угоренкова, 10-й класс:
«Было бы неплохо обустроить пришкольную территорию, сделать мини-сквер, поставить скамейки, чтобы можно было весной или осенью выйти погулять, расслабиться на больших переменах, подышать воздухом. Если нужно будет ухаживать за этим мини-сквером, мы были бы на это согласны, устроили бы дежурство. А еще большинство из моих друзей за пятидневную неделю, чтобы в субботу не учиться, потому что тяжеловато. Еще чтобы не было разделения на профильные классы. Нет, если кому-то надо, то пусть будут для них профили, но ведь многие даже в десятом классе еще не определились с будущей профессией. ГИА и ЕГЭ нужно перенести на начало мая. Напряжение растет к концу учебного года. А вот если бы в начале мая сдать экзамены, а потом продолжить учиться – было бы здорово».

Кристина Трофимова, 11-й класс:
«Хотелось бы, чтобы в школьных коридорах были диваны, кресла. Стоять все время на переменках не очень удобно. Хочется, чтобы учителя помнили, что они приходят в школу ради детей, а не наоборот, и что у учителей не должно быть любимчиков, они ко всем должны относиться одинаково. Хорошо бы для досуга учеников сделать различные спортивные секции – не только обычный волейбол и баскетбол, но и теннис малый и большой, гимнастику. Нужно давать побольше времени на перемены и на обед минут 40. Нужны уютные столовые. Нужны другие учебники. Вообще у нас, мы заметили, каждый год есть какой-то конкретный неудачный учебник. В этом году обществознание. В прошлые годы были неудачные учебники по истории и алгебре. По истории и обществознанию учебники написаны очень сложным языком, недоступным для детей. А по алгебре в учебнике мало образцов с решениями после изучения новых тем. Хотелось бы улучшить подготовку к ЕГЭ.
К ЕГЭ по основным предметам - русскому языку и математике - нас хорошо готовят в школе на элективах, и репетиторов не нужно. А вот для сдачи дополнительные предметов, например, истории с обществознанием, я нанимаю репетиторов. Элективы у нас бесплатные. Но хотелось бы, чтобы их было больше. Потому что, если например, хотят сдавать только два ученика конкретный предмет, то электив для них не будут делать. Минимум нужно пять человек...».

Влад Синдюков, 11-й класс:
«Нужно, чтобы российские школы модернизировались в плане новых технологий, имели более развитые инфраструктуры. Я ездил в Германию, там совсем другая инфраструктура школ. Школы лучше финансируются, скорее всего, и поэтому территория немецких школ намного больше, везде хорошее спортивное оснащение. В школе, где я был, спортзал представлял собой отдельное сооружение, в нем было 8 баскетбольных колец. Очень большие площадки для волейбола на улице и несколько теннисных столов. Хотелось бы, чтобы в каждом классе были электронные доски, более усовершенствованное оборудование».

Анна Козлова, 10-й класс:
«Школам в материальном плане не хватает того, что нужно для творчества. Например, если технически оснастить школу, в ней могли бы открыться хорошие кружки по моделированию. Если говорить об учебной программе, то ученикам не хватает, чтобы к нам приходили другие люди, которые могут больше рассказать о предмете. Например, по истории это могут быть сотрудники музеев, по математике - профессора университетов, по литературе - известные писатели. То есть такие гости, которые могли бы по-новому осветить то, что о чем говорит учитель. Нужно проводить ГИА и ЕГЭ в своей школе. Чужая школа – дополнительный стресс, и результаты получаются хуже».

Комментарий эксперта

Марина Воробьева, первый заместитель председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода:

«Мне было очень интересно узнать мысли старшеклассников об образовательном процессе, школьном быте и их видении перспектив. Многие вопросы, затронутые детьми, ждут дальнейшего обсуждения на встречах с директорами школ. Все темы, которые ребята затронули в своих рассуждениях, актуальны. Разберем их по отдельности.
Школьная форма. По закону, который вступит в силу с 1 сентября, требование к школьной одежде отнесено к компетенции образовательного учреждения. Минобрнауки РФ только рекомендует субъектам, чтобы требования к одежде были определены. Будут учитываться пожелания родителей, детей, учителей. Решение должно быть принято на уровне каждого образовательного учреждения после широкого обсуждения со всеми участниками образовательного процесса. Кроме одежды, могут вводиться отличительные знаки класса или всей школы: эмблемы, нашивки, галстуки.
Дети хотят пятидневку. По нормам СанПин для учащихся предусмотрена либо пятидневная, либо шестидневная неделя. В случае если определенные классы изучают программу углубленно, на профильном уровне или имеют элективные курсы в учебном плане, пятидневкой не обойтись. Пятидневка – для тех, кто хочет освоить только базовый уровень обучения. Это возможно. Необходимо в этом случае обратиться к администрации школы для выстраивания индивидуальной траектории обучения. Или подобрать другое общеобразовательное учреждение.
Электив для одного-двух ребят – реально ли это? В будущем, я уверена, да – благодаря дистанционному обучению. В Великом Новгороде уже полтора года на базе пяти школ происходит поэтапное внедрение дистанционного обучения. В прошлом учебном году завершился этап повышения квалификации учителей. В 2012-2013 учебном году на платформе Moodle учителя разрабатывали дистанционные курсы. Сейчас приоритетные задачи -- как раз создание достаточного количества дистанционных элективных курсов для расширения диапазона учебных профилей и дистанционное преподавание ОРКСЭ – основ религиозной культуры и светской этики, поскольку этот предмет включает шесть блоков по выбору, и внутри одного класса трудно организовать учебный процесс по разным блокам.
Выбрать желаемый профиль обучения можно в другой школе или гимназии. Но иногда ребята не хотят переходить в другие школы просто потому, что в родном классе им комфортнее.
Критика учебников, возможно, имеет под собой почву, но все учебники из федерального перечня прошли педагогическую и научную экспертизу и рекомендованы Министерством образования и науки РФ. Учителя по закону об образовании вправе самостоятельно выбирать учебники из предложенного федерального перечня в соответствии с выбранной программой обучения и соблюдая преемственность линии. Очевидно, нужно внимательнее относиться к этому выбору.
Медицинские работники в образовательных учреждениях действительно часто находятся только полдня. Это происходит потому, что они являются работниками медицинских учреждений и работают по договору. Конечно, в этой ситуации что-то будет меняться. Это вопрос важный. А школьные учителя при этом обязаны уметь оказывать первую медицинскую помощь, этому их учили в педагогических вузах.
Обеденные и другие перемены регламентируются нормами СанПина. Эти нормы устанавливают количество перемен и то, что обеденная перемена, например, должна длиться 20-30 минут. Понятно, что для учреждения, где учится много детей, это станет проблемой лишь в том случае, если организационно это не продумано. За самообслуживанием в школьных столовых – возможно будущее. Директора новгородских школ уже присматриваются к системе электронных карточек. Такие карточки ускорили бы процесс обслуживания и в то же время обеспечили бы контроль родителей за питанием детей.
Мини-скверы и зоны отдыха. То, о чем мечтают дети, на самом деле осуществимо. Можно обратиться к ученическому совету, наблюдательному совету школы, руководителю образовательного учреждения, классному руководителю со своими предложениями. Это, конечно, затратно, но можно привлечь внебюджетные источники и спонсорские средства. Благоустройство пришкольной территории возможно. Но только в плане нужно представить обязательные зоны, такие как спортивная площадка. А скамеечки для таких скверов можно сделать и на уроках технологии.
Перенос сроков ЕГЭ и ГИА – с этим предложением детей я бы поспорила. Во-первых, сроки и процедура экзаменов определены на федеральном уровне. Во-вторых, ребенок допускается к ЕГЭ или ГИА только тогда, когда он завершил учебный год, освоил программу, получил оценки по всем предметам, и допущен педагогическим советом до экзаменов. Конечно, можно понять усталость и напряжение учеников. Но экзамены теперь и так начинаются в мае, а не в июне, как было раньше.
Дополнительное образование представлено в городе достаточно широко. Работает даже цирковая студия в школе № 23. Выделяются и ставки для педагогов дополнительного образования. Нужный кружок можно найти и в центрах дополнительного образования. Когда старшеклассники перейдут на новые образовательные стандарты внеурочная деятельность для них в школе будет обязательна, на базе своего ли учреждения образования или соседнего, или центра допобразования. Система образования развивается очень быстро, и всех нас ждут перемены».

От автора
Дети тем и отличаются от взрослых, что понятия не имеют о рамках и ограничениях. В опубликованном опросе подростки говорили о школе, какой им хотелось бы ее видеть, а взрослые отвечают, что многое изменить нельзя, есть федеральный регламент. И все-таки, возможны ли перемены? Разве не говорим мы на всех уровнях: то, что делается в школе, делается ради детей?! Детям не важно, откуда возьмутся деньги на кружки авиамоделирования и большого тенниса, огромные спортзалы и уютные кафе вместо столовых с очередями. Они хотят видеть все это в каждой школе, и они правы. Сейчас, на фоне все еще недостаточно высоких учительских зарплат, нехватки денег в муниципальных бюджетах даже на самые необходимые ремонты школ, такие мечты кажутся роскошью. Придет ли время, когда детские фантазии станут реальностью?

Принципы финского образования

«Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое».

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней: - нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс; - верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.

Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро - помощник, до 5 000 - учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

Экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

Транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

Учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

1. Поддерживающее обучение «слабых» учеников - то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

2. Коррекционное обучение - связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских - «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) - и пасхальных.

Обучение - пятидневка, только в дневную смену. Пятница - «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе - еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины - предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах - игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры - это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе - 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

От введения школьных шкафчиков до отмены учебы по субботам. «ПУ» попросил порассуждать петербургских школьников о том, каких изменений в школе им не хватает.

1. Алена Груздева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я бы уменьшила количество человек в классе. Идеальное количество 25, а не 30 как у нас в школе. Также, я была бы рада ввести программу «Студенты по обмену». Еще одна хорошая идея – это ввести меню для вегетарианцев и диетическое меню»

2. Маргарита Титова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я очень хочу нам в школу пушистого охранника – собаку. Она смогла бы поднимать настроение ученикам. Еще одна идея, в которой меня поддержат многие – снижение цен на булочки в буфете.

Я хочу изучать французский язык, поэтому я нашла бы учителя по французскому для школы. Так как физкультура – один из моих любимых предметов, то я продлила бы уроки физкультуры и разрешила ученикам принимать там душ. Очень сложно изучать технические науки, поэтому я сделала бы распределение на гуманитарные и технические классы. Для атмосферы включала бы музыку на переменах. Отпускала бы всех учеников после каждого праздника, не только после 23 февраля и 8 марта. Во всех американских сериалах про подростков в школе есть газета, я хотела воплотить бы эту идею в нашей школе. Объявляла бы всю важную информацию через громкоговоритель, ведь так намного удобнее»

3. Маргарита Коробкина, Академическая Гимназия №56 Петроградского района

«В своей школе я бы отменила учебу по субботам, так как во многих школах нашего города дети учатся пять дней. Также я сократила бы количество непрофильных предметов, так как они не так важны для меня. Было бы неплохо убрать из расписания предметы, такие как музыка. Я хотела бы в школу шкафчики, чтобы не носить тяжелые учебники. В нашей школе слишком строго относятся к внешнему виду учеников, поэтому я облегчила бы нормы школьной формы.

Еще одна проблемы в школе – запрет на исправление оценок. Стоит ввести электронный дневник, так как мы не всегда знаем свои текущие оценки. У нас в столовой слишком сильно завышены цены на питание, я бы сделала цены более низкими. Иногда ученики забывают дома книги, поэтому я разрешила бы приносить на литературу электронные книги, ведь ко всему они намного удобнее. Чтобы не перегружать учеников я не ставила бы на каждый урок самостоятельные работы»

4. Мария Филимонова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я разрешила бы приходить в школу утром позже, например в 9 часов, а не в 8, как мы приходим каждый день. Добавила бы в кабинеты химии и физики оборудование для опытов. Установила бы удобные диваны в вестибюль и в рекреации. Начала бы более лояльно относиться к внешнему виду учеников, таким способом давая им на самовыразиться»

5. Мария Трифонова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Необъективное и порой субъективное оценивание учащихся. Я бы исключила такой подход учителей к своим задачам. Это некомпетентность. Изучение предмета только на теории, практически без практики. Такие предметы как биология, химия, физика и т.п. состоят из экспериментов и опытов. Лишение возможности познакомить детей с этой увлекательной стороной предмета является большим упущением. Представление учителей о своем предмете. К сожалению, практически каждый педагог считает свой предмет центром всей системы образования. Это влияет на требования учителя к ученикам в крайне негативном ключе.»

6. Виталия Тюленева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я снизила бы цены в столовой, ведь они ужасно поднялись в сравнении с другими годами. Сделала бы ремонт в некоторых кабинетах. Следила бы за тем, чтобы в туалете всегда было мыло, бумажные полотенца и туалетная бумага. Усовершенствовала оборудование (планшеты, интерактивные доски). Сделала бы первый урок в 10 утра.»

7. Даниил Верик, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Хотелось бы более молодых учителей, чтоб было проще находить общий язык. Также, было бы неплохо обновить ремонт. Некоторые учителя на уроке немного отходят от своего предмета, им стоит объяснять больше материала, который связан с их предметом»

8. Ольга Скулябина, гимназия №42 Приморского района

«Я считаю, что стоит сделать разделение между начальной и старшей школой. Порой дети бегают в хаотичном порядке и сбивают меня с ног. Меня ужасно раздражает, когда девочки проводят свое время в уборной просто так, поэтому я бы запретила им находиться там без надобности. Во время дежурства, которое проходит 40 минут (2 перемены по 20 минут) я бы предоставила дежурным стулья, ведь ноги ужасно устают»

9. Анастасия Лифинцева, ГБОУ школа №112 Выборгского района

« Я сделала бы рацион разнообразнее, добавила больше правильного питания (салаты, рис непереваренный, крупы, отварную курицу). Провела бы косметический ремонт в самой школе и на футбольном поле, потому что с годами школа потерял свой лоск. Неплохо было бы еще 9-11 классы раз в две недели возить в разные вузы и кафедры»

10. Эллина Петрова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Уменьшить нагрузку, связанную с концертами и праздниками – это первое, что я хочу изменить, так как у нас ЕГЭ и нам нужно уделять все свое время подготовке к экзамену. Единственное, что мне нравится - концерт «We will rock you». На подготовку к нему я готова выделить время, ведь это очень красочное и интересное событие нашей школы»

11. Александра Землякова, ГБОУ школа №112 Выборгского района

«Я не совсем согласна с нашей школьной программой, поэтому ее стоит изменить. Также, я бы ввела информатику с пятого класса. Этот предмет пригодиться всем нам в будущем. В нашей школе не совсем равномерно рассчитаны часы обучения. Например, химии и физики на неделе целых три часа. По моему мнению, можно уделить хотя бы еще один час географии»

Что изменили бы вы? Пишите в комментариях!