Химические часы. Как делать йодные часы

«Детский сад комбинированного вида № 17

«Ручеек»

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Золотой ключик»

Воспитатель

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Принципиаль­ное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в общем итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих.

Если время есть, покажите мне его?

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.

В. Орлов.

Однажды в детском саду на занятии по формированию математических представлений у детей обсуждали, что такое время. Лиза Л. задала вопрос: «Если есть время, как его можно увидеть?», а Юля К. спросила: «Говорят, что время идет, а почему никто не видел его ноги?»

От этих потребностей детей увидеть и почувствовать категорию времени и родилась идея организации исследовательского проекта

Для начала мы попытались выяснить:

ЧТО ДЕТИ УЖЕ ЗНАЮТ ОБ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ

ЧТО ХОТЯТ УЗНАТЬ

ГДЕ МОГУТ НАЙТИ НЕДОСТАЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ

1. Можно узнать время по солнцу, по человеку (возраст), по часам;

1. При помощи чего можно увидеть время?

1. В энциклопедии

2. Время - это время года.

2. Как раньше люди определяли время?

2. В книгах

3. Время – это часы.

3. Какие были раньше часы?

3. Из рассказов взрослых

4. Из телепередач

5. Из интернета

В результате были определены объект, предмет и гипотеза предстоящего исследования.

Предмет исследования: приборы, позволяющие почувствовать свойства категории времени.

Гипотеза: доказать экспериментальным путем, что если время движется, значит у него есть «ноги».

Отсюда цель исследовательской работы : через полученные и приобретенные знания о времени доказать экспериментальным путем, что время - это категория, которую нельзя увидеть, но ее можно почувствовать.

Задачи:

1. Изучить материал по теме: «Время» (художественная литература , познавательная литература, интернет источники);

3. Изготовить модели часов будущего;

4. Составить коллаж «Время идет, мы изменяемся!»

5. Изготовить прибор для проведения опыта со временем;

6. Провести опыты и эксперименты по изучению свойств времени;

7. Провести защиту исследовательской работы.

Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, ребята вместе с родителями и воспитателями занялись проектной деятельностью : читали художественную и познавательную литературу; рисовали модели часов будущего; составляли коллажи; инициировали создание самодельной конструкции часов (водных, огневых), изготовленных своими руками; с помощью родителей создали в группе коллекцию часов, в которую вошли настольные, настенные, наручные, электронные и механические часы; ставили разнообразные опыты, проводили эксперименты, проверяя выдвинутые предположения и отвечая на поставленные вопросы; делились своими наблюдениями, полученными знаниями со сверстниками и взрослыми.

Об экспериментировании поподробнее. Оно организовывалось как активная деятельность детей, предполагающая мини-защиту, при которой каждый ребёнок должен был уметь пояснить: что он хотел узнать, какое предположение выдвигал, как проверял выдвинутую гипотезу, что получилось?

Некоторые опыты были инициированы детьми, но большая часть нами взрослыми. Так, например, проведение опыта с песочными часами.

I . Эксперимент с песочными часами: «Течет ли время?»

Гипотеза: предположили, что время это песчинки, которые находятся в песочных часах. Если они стекают (песчинки) сверху вниз, то можно предположить, что время течет.

Описание эксперимента:

Ставили песочные часы на стол в процессе одевания детей на прогулку и сравнивали по объему песка в баллончике, сколько времени (сколько "песочных пробегов") потребовалось разным детям на сборы.

Предлагали детям сесть за стол возле песочных часов-1-минутных, 3-минутных- кто где хочет, просили одновременно перевернуть часы и соответственно 1 и 3 минут обрисовывать фигуры по трафарету на бумаге (как вариант: перекладывать фасоль из одной емкости в другую). Наблюдали и сравнивали объем выполненной работы за разные временные интервалы.

После этого мы предложили этим же детям просто сидеть 1 и 3 минуты без задания, сделали вывод, что когда дети заняты делом, то и время течет быстрее.

Вывод: Вместе с песчинками, которые текут в песочных часах «течет» и время. Определенное задание, которое выполняют дети, является показателем измерения конкретного отрезка времени. Дети убедились экспериментальным путем, что время течет.

II. Эксперимент с секундомером: «Может ли время прыгать, бежать, скакать».

Гипотеза: Предположить что время не только течет, а если у него есть «ноги», значит оно может прыгать, бегать и скакать.

Описание эксперимента:

Наблюдали, сколько кругов обежит стрелка секундомера, пока в песочных часах пересыпается песок.

Мерили все подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30 м, за какое время пешком взбегаем на второй этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т. д. и т. п.

Вывод: Во-первых, путем наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.

III. Эксперимент с фотографиями: «Время и фотографии».

Гипотеза: Предположить, что время движется вместе с нами, не стоит на месте.

Описание эксперимента:

Побеседовали с детьми о том, как ребенок взрослеет, кем он становится, когда вырастает. Предложили принести свои детские фотографии (разные периоды детства).

Рассмотрели фотографии, которые принесла Лиза Л.

Рассмотрели иллюстрации, на которых изображены стадии развития бабочки.

Вывод: Дети в первом и во втором примерах отметили, что все живое развивается и растет и вместе с ним идет время.

IV. Эксперимент с пособием «именинный» круг: «Время и события».

Гипотеза: предположить, что время протекает вместе с важными событиями из жизни ребенка.

Описание эксперимента:

Чтобы проследить течение времени отрезком в 1 год, вместе с детьми решили сделать «именинный» круг (который делиться на четыре цветных сектора по временам года). На каждый сектор дети приклеили фотографии именинников.

Используя этот круг, мы решили отследить год не только по датам рождения детей, но и по праздникам, которые отмечают в детском саду. Фотографии с праздничными событиями дети также распределили по секторам круга.

Вывод: По итогам эксперимента мы пришли к выводу, что время проходит через события, происходящие в жизни ребенка.

Интересный опыт мы провели с использованием самодельной конструкции водяных часов.

Дети предложили взять обрезанную бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой дырочкой и поставить в другую пустую бутылку донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, сколько кругов обежит секундная стрелка пока вода перельется в бутылку. После мы сделали на бутылке мерки (одна мерка = 1 минуте или если отмечать по секундомеру, то один «пробег» стрелки по кругу секундомера). Вот вам и водяные часы собственной конструкции.

После очередной беседы с детьми про старинные часы - огневые, они предложили сделать их своими руками. К боковым сторонам свечи мы прикрепили металлические шарики, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по чашке был своего рода звуковой сигнализацией времени.

Дети на собственном примере убедились, что по этим часам нельзя определить точное время, и они не удобны в применении в настоящее время.

Полученные результаты

В ходе исследования ребята пришли к выводу о том, что время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. Для ребенка время всегда связано с чем-то, с каким-то времяпрепровождением, событием, происходящим с ним, оставшимся в его прошлом или же планирующимся совершится в будущем.

Список литературы:

1. Непомнящая общих способностей. - Детство - Пресс, 20с.

2. Рихтерман приставлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 19с.

3. Щербакова обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 20с.

В опытах, которые так похожи на фокусы, бесцветные растворы окрашивались то в один, то в другой цвет, и происходило это сразу же, как по мановению волшебной палочки. И действительно, химические реакции идут очень быстро и, как правило, начинаются сразу же после смешения реагентов. Однако из этого правила есть исключения. Реакционная смесь может оставаться какое-то время бесцветной, а затем мгновенно окраситься. Хотите - через пять секунд, хотите - через десять: вы сами можете поставить "химические часы" на требуемое время.

Приготовьте два раствора. Состав первого: 3,9 г иодата калия КIO 3 на литр воды. Состав второго: 1 г сульфита натрия Na 2 SO 3 , 0,94 г концентрированной серной кислоты (осторожно!) и немного, несколько миллилитров крахмального клейстера - тоже на литр воды. Оба раствора бесцветны и прозрачны.

Отмерьте по 100 мл обоих растворов и быстро, лучше при перемешивании, прилейте второй к первому. Опыт удобнее ставить вдвоем - пусть ваш товарищ сразу же начнет отсчет времени по секундомеру или по часам с секундной стрелкой. Через шесть-восемь секунд (точное время зависит от температуры) жидкость мгновенно окрасится в темно-синий, почти чёрный цвет.

Теперь отмерьте вновь 100 мл второго раствора, а 50 мл первого разбавьте водой ровно вдвое. С секундомером в руках вы убедитесь, что время, прошедшее с момента сливания растворов до их окрашивания, тоже увеличится в два раза.

Наконец, смешайте 100 мл второго раствора с 25 мл первого, разбавленного водой вчетверо, т. е. до тех же 100 мл. "Химические часы" будут работать в четыре раза дольше, чем в первом опыте.

Этот опыт демонстрирует один из фундаментальных химических законов - закон действия масс, согласно которому скорость реакции пропорциональна концентрациям реагирующих веществ. Но вот в чем вопрос: почему растворы окрашиваются мгновенно после паузы, а не равномерно и постепенно, как этого следует ожидать?

Серная кислота в растворе вытесняет иодат- и сульфит-ионы из их солей. При этом в растворе образуется иодоводородная кислота HI, но живет она недолго и тут же вступает во взаимодействие с иодноватой кислотой НIO 3 . В результате выделяется свободный иод, он-то и дает цветную реакцию с крахмалом.

Если бы все шло именно так, то раствор и темнел бы постепенно, по мере выделения иода. Однако Параллельно идет еще один процесс: сернистая кислота H 2 SO 3 реагирует со свободным иодом и вновь образуется иодоводородная кислота. Эта реакция идет быстрее предыдущей, и иод, не успев окрасить крахмал, снова восстанавливается до IO 3 - .

Выходит, что окраска не должна появиться вовсе? Обратите внимание: в ходе реакции сернистая кислота непрерывно расходуется, и как только вся она превратится в серную, иоду ничто уже не будет мешать реагировать с крахмалом. И тогда раствор мгновенно окрасится по всему объему.

Разбавляя раствор вдвое и вчетверо, вы уменьшали концентрацию иодата калия, и скорость реакции уменьшалась пропорционально.

Объяснение, кажется, заняло больше времени, чём сам опыт с часами...


Представим вашему вниманию очередной материал, посвященный химическим опытам. На этот раз будет рассмотрен не менее эффектный опыт, в ходе которого получим химические часы или колебательную реакцию Бриггса-Раушера.

Как именно получить эту реакцию, вы можете узнать, посмотрев видеоролик

Итак, для изготовления химических часов, нам понадобится:
- иодат калия;
- малоновая кислота;
- 30 % перекись водорода;
- картофельный крахмал;
- сульфат марганца;
- стакан


Для проведения реакции нам нужно сначала приготовить три раствора. Первый раствор довольной простой. Берем большой стакан и наливаем в него 120 мл 30 процентной перекиси водорода. После этого добавим 210 мл дистиллированной воды. Первый раствор готов.




Для того, чтобы приготовить второй раствор нам понадобится взвешивать вещества. Берем большой стакан и отмеряем в него 14.3 гр. иодата калия. Далее приливаем в стакан 200 мл дистиллированной воды. Так как растворимость иодата калия в воде не очень высокая, то для того, чтобы ускорить растворение нагреваем смесь на плите.




После того, как весь иодат калия растворился, добавляем в стакан еще 1.5 мл концентрированной серной кислоты.


После этого доводим раствор до объема примерно на треть литра. Второй раствор готов.


Приготовим третий раствор. Для этого возьмем большой стакан и отмерим туда 3 гр сульфата марганца.


После того, как мы отмерили сульфат марганца, добавляем в стакан 5.2 гр малоновой кислоты.




Наконец добавляем 230 мл дистиллированной воды. На этом приготовление последнего раствора пока не закончилось.

Берем еще один стакан с горячей водой и отмеряем туда примерно 0.1 г картофельного крахмала. Крахмал также не очень хорошо растворяется в воде, поэтому способствуем этому процессу, положив стакан на плиту примерно на 10 минут. После этого у нас должен получиться, так называемый, крахмальный клей, который мы должны вылить в стакан с третьим раствором.


После этого доводим объем раствора третьего стакана до объема равного примерно трети литра.




Теперь можно смело приступить к самому главному. Можно провести реакцию. Последовательность смешивания растворов в принципе не имеет значения. Автор опыта выбирает последовательность от обратной. Проводить реакцию нужно на магнитной мешалке, поскольку смесь нужно будет постоянно перемешивать, чтобы реакция проходила должным образом.

Берем большой стакан с третьим раствором, ставим на магнитную мешалку и включим мешалку.

Бесцветные растворы окрашивались то в один, то в другой цвет, и происходило это сразу же, как по мановению волшебной палочки. И действительно, химические реакции идут очень быстро и, как правило, начинаются сразу же после смешения реагентов. Однако из этого правила есть исключения. Реакционная смесь может оставаться какое-то время бесцветной, а затем мгновенно окраситься. Хотите - через пять секунд, хотите - через десять; вы сами можете поставить «химические часы» на требуемое время.

Приготовьте два раствора. Состав первого: 3,9 г йодата калия KIO 3 на литр воды. Состав второго: 1 г сульфита натрия Na 2 SO 3 , 0,94 г концентрированной серной кислоты (осторожно!) и немного - несколько миллилитров крахмального клейстера - тоже на литр воды. Оба раствора бесцветны и прозрачны.

Отмерьте по 100 мл обоих растворов и быстро, лучше при перемешивании, прилейте второй к первому. Опыт удобнее ставить вдвоем - пусть ваш товарищ сразу же начнет отсчет времени по секундомеру или по часам с секундной стрелкой. Через шесть-восемь секунд (точное время зависит от температуры) жидкость мгновенно окрасится в темно-синий, почти черный цвет.

Теперь отмерьте вновь 100 мл второго раствора, а 50 мл первого разбавьте водой ровно вдвое. С секундомером в руках вы убедитесь, что время, прошедшее с момента сливания растворов до их окрашивания, тоже увеличится в два раза.

Наконец, смешайте 100 мл второго раствора с 25 мл первого, разбавленного водой вчетверо, т. е. до тех же 100 мл. «Химические часы» будут работать в четыре раза дольше, чем в первом опыте.

Этот опыт демонстрирует один из фундаментальных химических законов - закон действия масс, согласно которому скорость реакции пропорциональна концентрациям реагирующих веществ. Но вот в чем вопрос: почему растворы окрашиваются мгновенно после паузы, а не равномерно и постепенно, как этого следует ожидать?

Серная кислота в растворе вытесняет йодат- и сульфит-ионы из их солей. При этом в растворе образуется йодоводородная кислота HI, но живет она недолго и тут же вступает во взаимодействие с йодноватой кислотой HIO 3 . В результате выделяется свободный йод. Он-то и дает цветную реакцию с крахмалом.

Если бы все шло именно так, то раствор и темнел бы постепенно, по мере выделения иода. Однако параллельно идет еще один процесс: сернистая кислота Н 2 SO 3 реагирует со свободным иодом и вновь образуется иодоводородная кислота. Эта реакция идет быстрее предыдущей, и йод, не успев окрасить крахмал, снова восстанавливается до JO 3 - -.

Выходит, что окраска не должна появиться вовсе? Обратите внимание: в ходе реакции сернистая кислота непрерывно расходуется, и как только вся она превратится в серную, иоду ничто уже не будет мешать реагировать с крахмалом. И тогда раствор мгновенно окрасится по всему объему.

Разбавляя раствор вдвое и вчетверо, вы уменьшали концентрацию иодата калия, и скорость реакции уменьшалась пропорционально.

Объяснение, кажется, заняло больше времени, чем сам опыт с часами...

Чтение мыслей [примеры и упражнения] Гавенер Торстен

Эксперимент с часами

Эксперимент с часами

Скажите, но только не подглядывайте, на циферблате ваших часов изображены арабские или римские цифры? Как именно они расположены? Каждый час обозначен цифрой или, допустим, только полдень?

На ваших часах проставлены маленькие минутные штрихи между цифрами? Если да, то вспомните, сколько их!

На циферблате есть указатель даты? Если да, то какое число они показывают в данный момент?

На циферблате ваших часов есть какие-либо надписи? Если да, то что там написано и где точно расположены надписи?

У ваших часов есть секундная стрелка?

Теперь взгляните на ваши часы и снова прикройте их рукой. Итак, каждый из вас только что посмотрел на свои часы, и все равно большинство не смогут назвать точного времени…

Вот альтернативный вариант для тех, кто живет без наручных часов:

Как выглядит логотип вашего любимого телеканала?

Как пишется название сети ресторанов фастфуда «McDonald’s» или «McDonalds»?

Какого цвета диван у Симпсонов?

Что изображено на сторублевой купюре?

Какие цвета обычно используются при написании знака «Google»?

Заметили, как неточны наши наблюдения? Все эти вещи каждый день у нас перед глазами, но мы тем не менее не можем воссоздать в памяти их точный образ. Однако наше подсознание хранит малейшие подробности, мы просто не умеем в нужный момент их извлекать.

Еще несколько лет назад я регулярно выступал в ресторанах или на вечеринках перед небольшой аудиторией, обычно около десяти человек. Я развлекал гостей прямо за их столами и должен был создавать приятную атмосферу. При этом крайне важно было найти к каждой группе индивидуальный подход и соответственно реагировать. Работая с публикой в таком тесном контакте, всегда нужно быть готовым к тому, что можно встретить как по-настоящему заинтересованного зрителя, так и скептика.

В такие моменты я часто использовал тактику, описанную в предыдущей главе. Я внимательным образом анализировал внешний вид человека в поисках чего-то, что дало бы мне возможность отнести его к какой-либо категории. Позитивного резонанса мне удавалось достичь, например, отвечая на скепсис такой фразой: «Вы очень недоверчивы, но это вполне нормально для Водолея!»

Конечно, я называл правильный знак Зодиака и таким образом ошеломлял собеседника. Вы спросите, как мне это удавалось? Решение довольно простое: у всех, кому я отвечал подобным образом, на шее висел кулон с изображением их зодиакального знака. А так как большинство из них носили эти украшения уже целую вечность, то совершенно забывали о них. Почти всегда после таких случаев мне удавалось склонить скептиков на свою сторону.

Если мне удалось вдохновить вас опробовать этот прием, вы сами испытаете, насколько сильно можно ошеломить человека подобным образом.

Еще Леонардо да Винчи осуждал человеческую привычку «смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать, прикасаться, но не ощущать прикосновения, есть, не чувствуя вкуса еды, двигаться, не напрягая мышц, вдыхать, не различая запахи, говорить, не думая». Начните с того, что перестаньте совершать как раз эти ошибки. С этого момента наблюдайте за людьми со всей основательностью, во время общения уделяйте все внимание разговору.

Вы увидите, что не только сделаете много новых открытий, но и отношение к вам станет гораздо дружелюбнее. Но просто внимательно наблюдать недостаточно, необходимо точно знать, на чем концентрироваться. Об этом - дальше.

Наблюдайте за людьми со всей основательностью, во время общения уделяйте все внимание разговору.

Из книги Способности субъекта под гипнозом автора Эриксон Милтон

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона,

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

ЭКСПЕРИМЕНТ Разденьтесь, как-нибудь, полностью - догола! И встаньте так, во всей своей красе, перед самым большим зеркалом в вашей квартире.Посмотрите на себя. Оставайтесь абсолютно спокойным…Посмотрите себе в глаза и произнесите тоном, не терпящим возражений: «Я -

Из книги Чтение мыслей [примеры и упражнения] автора Гавенер Торстен

Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки - нет. Причина в

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Эксперимент: зеркало Не передразнивайте вашего партнера по эксперименту! Стоит ему только это заметить, как у вас больше не будет ни единого шанса установить с ним необходимый контакт.По этой причине некоторые тренеры рекомендуют «смещенное зеркало». То есть вы должны

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Эксперимент «Свежесть» Пожалуйста, прочтите:1. Вы чувствуете себя свежо.2. Пока вы читаете эти строки, дышите размеренно и спокойно. С каждым вдохом сознательно вбирайте в себя новую энергию. Вы чувствуете себя очень хорошо. Энергия свежести с каждой буквой приятно

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

14. Мысленный эксперимент Я уже говорил: значительная - а порою и решающая - часть научного поиска проходит в форме мысленного эксперимента. Здесь же надо подчеркнуть: такой эксперимент полезен не только в науке. Он и в повседневной жизни позволяет свести неизвестное к

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

45. Пользуйтесь часами и секундомером «С тех пор как мой сын начал «соревноваться» с секундомером, он делает за рекордное время то, на что в другой раз уходило столько времени и сил!» Папа Человек, который изобрел таймер для кухни, хотел изначально помочь поварам не

Из книги автора

Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает

Из книги автора

Из книги автора

Мысленный эксперимент Иногда эксперимент можно проводить мысленно, в голове.Харприт, достаточно опытный преподаватель, однажды был повергнут в шок отзывом одного из студентов: «Преподаватель высокомерен; грубо и свысока относится к студентам. Пренебрежительно