Виды антисоциального поведения. Антисоциальное поведение во взрослой жизни

Справедливо считается, что социальная установка - одно из основных качеств человеческой природы; характер социальной установки представляет собой важнейшую черту личности. В качестве фундаментального выдвигается противопоставление личности, ориентированной вовне, общительной, открытой, и личности, так сказать, замкнутой на себя, сосредоточенной на себе (аутистической), закрытой.

Юнг говорит об экстравертах и интровертах, Кречмер - о циклотимном и шизотимном характере. В пределах циклотимного типа Кречмером выделяется еще одна оппозиция: наивной самоуверенности со склонностью к грандиозным предприятиям и скромной нерешительности. В пределах шизотимного типа идеалистическое мышление (на одном полюсе которого мы наблюдаем страсть к преобразованиям, стремление к систематизации и организации, тогда как на другом - упрямство, дух противоречия, угрюмую подозрительность и мизантропию) противопоставляется грубому, откровенно антисоциальному поведению.

Социальное поведение душевнобольных и психопатов не сводимо к единой, простой формуле. Даже при одной и той же форме расстройства разные люди ведут себя по-разному. Иногда лицо с тяжелым шизофреническим процессом продолжает вести вполне активную социальную жизнь; с другой стороны, лицо, страдающее психопатией, может прекратить всякие контакты с другими людьми и до конца своих дней прозябать в полном одиночестве. Но люди, которых мы считаем психически аномальными, в большинстве своем аномальны и в аспекте социального поведения. Эта особенность даже выдвигалась в качестве критерия для определения болезни. Люди, страдающие психическими аномалиями, в большинстве своем асоциальны; но лишь немногие из них антисоциальны.

А) Асоциальное поведение

Многочисленные разновидности асоциального поведения сводятся к Двум типичным формам.

1. Помешанные в узком смысле этого слова - то есть те, кого мы в настоящее время относим к больным шизофренией, - как правило, в той или иной форме исключают себя из человеческого общества. Внутри себя они воздвигают новый, особый мир, в котором главным образом и живут. - хотя поверхностному наблюдателю может показаться, что они сохраняют контакт с реальным миром. У них нет потребности делиться с другими тем царством чувств, переживаний и бредовых идей. которое принадлежит только им. Они самодостаточны и постепенно отчуждаются от других людей, в том числе и от тех, кто страдает той же формой психического расстройства. Справедливо считается, что между такими больными и нами дистанция больше, чем между нами и представителями первобытных культур. Сам больной, судя по всему, не сознает своей антисоциальности и живет в своем мире так, как если бы мир этот был вполне реален. В типичном случае такие люди замыкаются в себе. сами того не замечая и не испытывая в этой связи никаких страданий. Они составляют «социально мертвую» группу. Если расстройство выражено относительно слабо, больные из низших слоев общества становятся бродягами, а больным из обеспеченных слоев уготована репутация чудаков.

2. Совершенно иной тип асоциальности, иногда, на ранних стадиях процесса, сочетающийся с только что описанным, развивается как неспособность общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт становится настоящей пыткой; поэтому человек старается держаться подальше от других, предпочитает оставаться наедине с собой. Это причиняет ему огромные страдания: ведь подавляя в себе социальные инстинкты, человек испытывает тоску по общению и любви. Его асоциальность становится заметна окружающим; он досаждает им своей неловкостью. Застенчивость перемежается в нем с бесцеремонностью, все его внешние проявления неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он чувствует реакцию окружающих и поэтому все больше и больше замыкается в себе. Этой форме асоциальности присуще множество разнообразных психологически понятных связей; она зависит от самых разных «комплексов» и при благоприятно складывающихся обстоятельствах может исчезнуть. С другой стороны. она способна привести к абсолютной самоизоляции: человек заточает себя в помещении, которого никогда не покидает. Такое поведение наблюдается у представителей самых разных характерологических типов - не только у личностей грубых и недифференцированных, но и у людей культурных и способных на глубокие чувства; оно может сочетаться со многими другими дефектными проявлениями психической жизни и обнаруживаться как преходящая фаза или как один из аспектов устойчивой конституции. Оно может развиваться спонтанно или представлять собой отчетливую реакцию на неблагоприятные обстоятельства. Короче говоря, такое поведение может быть выражением самых разных форм психических заболеваний.

Психопаты считают общественные нормы неудобными и неразумными. Это препятствие на пути выражения их наклонностей и желаний. Они создают собственные правила (как в детстве, так и во взрослой жизни). Импульсивные и коварные дети, которым незнакомо сочувствие и которые смотрят на мир только со своей колокольни, повзрослев, никак не меняются. Растянувшаяся на всю жизнь цепочка эгоистичных и антисоциальных поступков не может не поражать. По большому счету, начало этой цепочки из поведенческих проблем и преступлений, как установили многие ученые, лежит в ранних проявлениях антисоциальных действий.7

Многие антисоциальные поступки влекут за собой судимости. В тюрьме психопаты тоже не остаются незамеченными. В основном потому, что по сравнению с другими преступниками их антисоциальные и противозаконные действия более разнообразны и часты. Психопаты не испытывают тяги к какому‑то одному виду преступления: они стараются попробовать все. Такая многосторонность была продемонстрирована в телепередаче (речь о ней шла ранее в этой главе), в которой Роберт Ресслер брал интервью у Дж. Дэниела Уокера.8 Вот короткий отрывок из их беседы.

"Каков ваш "послужной список"?"

"Думаю, сейчас он занимает где‑то двадцать девять–тридцать страниц".

"Двадцать девять–тридцать страниц! У Чарльза Мэнсона только пять".

"Но ведь он был только убийцей".

Уокер хотел сказать, что он невероятно разносторонний преступник, и, казалось, очень этим гордился. Он хвастался перед всей страной тем, что совершил более трехсот преступлений, за которые не был наказан, так как не был пойман.

Не все психопаты попадают за решетку. Многие их темные делишки проходят незамеченными для стражей порядка. Антисоциальное поведение охватывает махинации на фондовых биржах, сомнительные начинания и подозрительную профессиональную деятельность, жестокое обращение с детьми и/или супругой (супругом) и т. д. Другие психопаты делают то, что не подпадает под понятие "незаконный", зато противоречит этическим и моральным нормам: ведут беспорядочную половую жизнь, направо и налево изменяют супруге или супругу, пренебрегают финансовым положением и эмоциональным состоянием родственников, безответственно распоряжаются средствами и фондами компании, и т. д. и т. п. Проблемы такого рода очень трудно фиксировать (не говоря уже о том, чтобы решать) без активного участия в этом процессе родных, друзей, знакомых и сослуживцев психопата.

Общая картина

Конечно, общественно девиантный образ жизни ведут не только психопаты. Многие преступники обладают теми же чертами характера, о которых я рассказал в этой главе, однако это не мешает им испытывать чувство вины, сожалеть, сочувствовать и переживать сильные эмоции. Это и отличает их от психопатов. Заявлять о наличии у человека психопатии можно только в том случае, если есть веские доказательства того, что ему полностью соответствуют симптомы, описанные в этой и предыдущей главах.

Недавно бывший мошенник высказал мне свое мнение о Контрольном перечне признаков психопатии: он не произвел на него особого впечатления! Этот мужчина средних лет большую часть взрослой жизни провел в тюрьме, где ему однажды и поставили диагноз "психопат". Вот его комментарии.

Болтливость и поверхностность - "Что плохого в хорошей дикции?"

Эгоцентричность и претенциозность - "Как я смогу чего‑то добиться, если не завышу планку?"

Отсутствие эмпатии - "Сочувствие к врагу - признак слабости".

Коварство и склонность манипулировать окружающими - "Зачем открываться врагу? Все мы в какой‑то степени манипулируем другими".

Поверхностность эмоций - "Проявления гнева могут привести к тому, что тебя назовут психопатом".

Импульсивность - "Может быть связана с творчеством, спонтанностью, свободой и желанием жить настоящим".

Слабый поведенческий контроль - "Вспышки жестокости и агрессии - это защитный механизм, маскировка, средство выживания в джунглях".

Потребность в психическом возбуждении - "В умении отбросить все рутинное, монотонное и неинтересное проявляется мужество. Это жизнь на острие ножа. Она полна риска, приключений и преград, которые нужно преодолеть. Это жизнь во всей ее красе".

Безответственность - "Не стоит обращать внимание на распространенные человеческие слабости".

Проблемное поведение в детстве и антисоциальное поведение во взрослой жизни - "Разве уголовное прошлое - это признак безнравственности и неподчинения?"

Заметили? Он и слова не сказал об отсутствии чувства вины и сожаления.

В своей статье в газете The New York Times Дэниел Гоулмэн написал: "Статистика показывает, что около 2–3% населения предположительно являются психопатами. Эта цифра вырастает вдвое, если предметом рассмотрения становятся неполные семьи из центральных городских районов"9. Однако в этом заявлении, как и во многих других ему подобных, понятие преступности и социальной девиантности смешивается с понятием психопатии.

В то время как уровень преступности (и социально девиантного поведения в том числе) уже достиг высокой отметки в низших слоях общества и в целом продолжает расти, с уверенностью сказать, что процентное соотношение психопатов увеличивается, мы не можем. Хотя специалисты в области социобиологии придерживаются мнения, что на поведенческое развитие влияют генетически обусловленные факторы. Они утверждают, что количество психопатов должно увеличиваться, поскольку те, будучи неразборчивыми в сексуальных связях, производят на свет много детей, которые могут унаследовать предрасположенность к психопатии.

Я остановлюсь на этом вопросе в последующих главах, где и затрону тему происхождения психопатии. Но сначала я должен изложить общеизвестные аспекты этого загадочного явления. Следующий шаг в данном направлении приводит нас к изучению роли сознания в регуляции поведения.

Никто не хочет иметь таких соседей, как здесь.

Мягко говоря, крайне антисоциальные типы. …

Карты, деньги и два ствола

Вы ещё ответите за ваши антиобщественные опыты, хулиган!

«Иван Васильевич меняет профессию»

Антисоциальность как качество личности – склонность вести жизнь, враждебную обществу, направленную против его интересов; попирать нормы общепринятой морали, а нередко и уголовного права.

Сидят в камере наркоман, алкаш и педик. И что-то надоело им сидеть, на волю захотелось. Тут алкаш и говорит: — Давайте чифирьку ароматного заварим, охранник на запах потянется, тут мы его и скрутим, ключи возьмем и свалим отсюдова. Наркоман отвечает: — Вряд ли. У него на воле водки полно, зачем ему наш чифирь. — Тогда я его соблазню, он нам сам ключи отдаст — говорит педик. — Тоже не получится, у него на воле женщин много, зачем ему твоя задница — отвечает наркоман. — А ты что предлагаешь? — спрашивают наркомана алкаш и педик. Наркоман достает из кармана травку и говорит: — Ща, мужики. Па-ку-у-урим, да и отпросимся по-хорошему.

Антисоциальность – враг общества, который играет без правил. Около двадцати процентов населения настойчиво стремятся отравлять жизнь другим людям. Антисоциальность – системное качество личности. Это и жуткий аморализм, и неуважение к людям, и безнравственность, словом, длинный ряд пороков, толкающих человека в болото невежества и деградации. Антисоциальная личность, нужно это помнить, всегда находится под влиянием энергии невежества. Этим обстоятельством определяется, как с ней нужно вести. Раз человек равнодушен к правам других, раз он не способен следовать социальным нормам, уважать законопослушные модели поведения, постоянно лжет и склонен к мошенничеству, значит, с ним и вести нужно соответственно.

Правда, нужно учитывать один важный момент. Если общество само деградирует, оно насилует личность, заставляя делать то, что противоречит Божьим заповедям, совести. Совесть в таком случае становится системой антисоциальных рефлексов. Человек нарушает закон, выглядит антисоциалом, но не идёт вопреки своей совести. Такую антисоциальность нужно только приветствовать. Общество, которое тянет человека от совести и Божьих заповедей, само по своей природе невежественно и антисоциально.

Рон Хаббарт описал характерные черты антисоциальной личности:

1. Он или она говорит только очень широкими обобщениями. «Говорят…», «Все считают…», «Каждый знает…» и тому подобные выражения употребляются постоянно, особенно при передаче слухов. Если спросить: «Кто эти все?», то обычно все сводится к одному источнику, и из этого источника антисоциальная личность создала то, что он или она преподносит как единое мнение всего общества. Это естественно для таких людей, поскольку для них все общество является большим вражеским лагерем, который, в частности, выступает против них.

2. Такое лицо обычно занимается дурными новостями , критическими или злобными замечаниями, обесцениванием и всеобщим подавлением. Таких называют «сплетниками», «недобрыми вестниками» или «распространителями слухов». Примечательно, что такой человек не передает хороших новостей или одобрительных замечаний.

3. Передавая новости или сообщения, антисоциальная личность изменяет их содержание в худшую сторону. Хорошие новости задерживаются, пропускаются лишь плохие, часто сдобренные выдумками. Такой человек также притворяется, что передает «плохие новости», которые на самом деле выдуманы.

4. Характерная и досадная черта антисоциальной личности состоит в том, что она не поддастся лечению или перевоспитанию.

5. Обнаруживается, что такая личность окружена запуганными или больными близкими и друзьями , которые, хотя и не доведены по-настоящему до безумия, все же ведут себя в жизни ущербно, терпят поражения и не добиваются успехов. Такие личности причиняют другим неприятности. Близкие к антисоциальной личности люди не показывают стабильных результатов при лечении или учебе, но, находясь под ее подавляющим воздействием, быстро заболевают вновь или теряют преимущества, которые дают им полученные знания. Такие близкие при физическом лечении чувствуют себя хуже и плохо поддаются реабилитации. Этих людей совершенно бесполезно лечить, учить или помогать им, пока они остаются под влиянием антисоциальной личности. Подавляющее большинство душевнобольных безумны именно из-за таких связей с антисоциальными личностями, и по той же причине они трудно выздоравливают. Несправедливо, но среди пациентов психиатрических больниц редко можно встретить антисоциальную личность. Там находятся только ее «друзья» и члены семьи.

6. У антисоциальной личности есть привычка выбирать неверную цель. Если шина проколота из-за наезда на гвозди, антисоциальная личность винит своего спутника или несуществующий источник беспокойства. Если у соседей слишком громко включено радио, он или она пинает кошку. Если явной причиной является А, то антисоциальная личность всегда винит Б или В, или Г.

7. Антисоциальная личность не способна завершить цикл действия . Любое действие совершается в определенной последовательности: оно начинается, продолжается настолько долго, насколько требуется, и заканчивается, как запланировано. Антисоциальная личность окружена незаконченными делами.

8. Многие антисоциальные личности будут свободно признаваться в совершении самых страшных преступлений , если их принудят к этому, однако не почувствуют ни малейшей ответственности за то, что сделали. Их действия почти или совсем не соотносятся с собственным выбором или решением. Все «просто случилось». Они не чувствуют связи между причиной и следствием, в частности они, неспособны чувствовать своего раскаяния или стыда.

9. Антисоциальная личность поддерживает только группы, занимающиеся разрушением , а к конструктивным или занимающимся улучшением группам испытывает ярость и нападает на них.

10. Этот тип личности одобряет только разрушительные действия и борется против созидательных или помогающих кому-то действий или видов деятельности. Часто обнаруживается, что человек творческой профессии особенно притягателен для людей с антисоциальным складом характера, которые рассматривают его искусство как нечто, подлежащее уничтожению, и тайно, под личиной «друзей», пытаются это сделать.

11. Деятельность, направленная на помощь другим людям, доводит антисоциальную личность до бешенства . Однако такие виды деятельности, которые разрушают под видом оказания помощи, получают активную поддержку.

12. У антисоциальной личности плохое чувство собственности , она считает притворством, выдумкой для надувательства людей мысль о том, что кто-нибудь может чем-то владеть. Ничто никогда не может быть чьей-то собственностью.

Петр Ковалев 2015 год

Антисоциальное поведение или непринятие индивидом норм социума подразумевает под собой полное отрицание правил и порядков, принятых в обществе.

Если перевести слово «антисоциальность» с древнегреческого и латинского языков, то получится словосочетание — «против общественного».

Индивиды, придерживающиеся такого поведения, не приемлют даже традиций, соблюдаемых в любых социальных группах людей.

Поведение – это процесс контактирования человека и среды, основным проявлением которого является внешняя активность, опосредованная внутренним личностным содержанием. Поведение трактуется как любые действия человека и проявления его характера. Это движение, поступок, высказывание, вегетативная реакция. Внутренние компоненты поведения представляют из себя мотивацию, когнитивную переработку, эмоции с чувствами, привычки человека с жизненным опытом.

Поведение всегда социально в своей сути. Оно всегда подчиняется социуму и регулируется его мотивами и ценностями. Оно играет важную роль в работе речевой системы при целеполагании.

Индивидуальное личностное поведение

Индивидуальное личностное поведение – это всегда многоуровневый и очень сложный феномен-результат по взаимодействию некоторых систем. В их числе это социальная среда, конкретная ситуация и сама личность.

Исходя из этого, поведение конкретной личности можно представить как список норм социума, дополненный личностными психологическими характеристиками человека. К ним можно отнести:

В житейском понимании все эти характеристики имеют две оценки:

  1. Нормальное поведение, в котором нет признаков психических отклонений, то есть соответствующее нормам и ожиданиям в социуме.
  2. Ненормальное или анормальное поведение, то есть не соответствующее нормам и ожиданиям в социуме и имеющее признаки психических отклонений.

Формы нежелательного или анормального поведения

Формы нежелательного поведения являются очевидными характеристиками в отторжении личностью социально-принятых норм, варьируя от вполне безобидных проявлений до полного тотального разрушения личности.

Проявлением такого поведения считается склонность к бродяжничеству, к вредным привычкам, грубость, употребление ненормативной лексики, агрессия по отношению к родным и близким людям. Регулярные правонарушения, такие, как — звонки–пранки (розыгрыши), рисование на стенах зданий (граффити), драки, воровство, насилие (как психическое, так и физическое устрашение), мелкое хулиганство, зачастую являются причиной привода в полицию.

Если прогрессирующий процесс антисоциальности у индивида не прервать вовремя и не приступить к коррекции, то может произойти внутреннее саморазрушение его личности.

К таким формам анормального поведения можно отнести:

  • патологическое;
  • нестандартно-креативное;
  • маргинальное;
  • ретристское;
  • девиантное, как антисоциальное.

Симптомы антисоциальности

Проявление синдрома антисоциальности начинается с основного симптома в поведении человека. Оно становится психопатоподобным. Это значит, что в человеке зарождается неконтролируемая им, чрезмерная импульсивность, как правило, ведущая к нарушению общепринятых в социуме норм.

Под нормами социума обычно принимают:

  1. Духовная, нравственная норма. Она выражается в общечеловеческих ценностях, представленных мировой культурой и научной мыслью в обществе.
  2. Мораль и этические нормы. Этика поведения индивида в социуме.
  3. Норма права и закон. В случае нарушения следует неотвратимость наказания, которого антисоциальнист не страшится.
  4. Эстетическая и культурная норма. Соответствие идеалу стиля, красоты, поведения и общения.

Признаки, по которым можно выявить такое поведение. Поведенческие вектора

Для того чтобы распознать именно этот вид поведения и не спутать его с другими, необходимо знать, что существуют признаки, по которым безошибочно можно это определить.

Признаки антисоциальных нарушений личности могут начать своё проявление с дошкольного возраста и приобретать развитие на протяжении всей жизни. Им свойственно отсутствие эмоций и любых других видов привязанности к близким людям и родителям, постоянное враньё, жестокое обращение с домашними любимцами и агрессивность.

Такое поведение всегда разрушительно. Причем имеет значение направление вектора. Если это «интер-вектор» (направление «в себя»), то сила разрушения энергии будет направлена человеком на самого себя. Это называют аутодеструктивным воздействием.

Если это «экстерио-вектор» (направление «от себя»), то сила разрушения будет направлена на ближайшее его окружение – в основном на семью. То есть имеет место деструктивное воздействие.

Такое поведение является регулярным, стойко повторяющимся, длительным по времени и многократным. Оно согласуется с внутренним миром личности, его направленностью. Достаточно часто оно предсказуемо и регулярно проявляется в повседневной жизни. Человек постепенно утрачивает способность контактировать с окружающими его людьми, меняя круг своего общения.

Происходит разительная смена поведения. Материальные потребности и духовное желание не согласуются с предложениями. Возникают негативные ценностные отношения к своему имени, телосложению, просто к себе. Закрепляется устойчивое отношение к сложившемуся новому образу поведения и отстаивание его.

Зачастую антисоциальность проявляется через регулярный приём наркотиков, занятия проституцией, участившиеся побеги из дома приводящие к попрошайничеству и бродяжничеству.

Возникает несбалансированность психических процессов, неадаптивность. Проявляется нарушение процесса самоактуализации.

Антисоциальное («противобщественное») поведение не может проявляться в результате трудной жизненной ситуации — тяжёлой болезни, психологической травмы, но может вызвать его причину.

Виды такого поведения

В зависимости от той нормы поведения принятой обществом, которую преступает человек, можно расклассифицировать антисоциальное («противобщественное») поведение на виды.

Причины, по которым может возникнуть это поведение

Психологи, при рассмотрении такого вопроса выделяют несколько причин его возникновения.

  1. Биологические или медицинские. К ним относится генетическая предрасположенность. В семье были личности, родственники по одной из ветвей, страдающие от антисоциальности в своём поведении.
  2. Личностные, то есть психологические и психопатологические. К ним можно отнести желание самоутвердиться. Сюда же относятся слабые уровни развития личностно-психологических особенностей и их взаимосвязи в рамках психической нормы. Например, недостаточное владение саморегуляцией в поведении, заниженность самооценки, недостаточная развитость социальных навыков, дефицит общения.
  3. Семейные и социальные факторы риска. К ним относятся недопонимание в семье между детьми и родителями, нестабильная социально–экономическая ситуация как в стране, так и в семье, негативное влияние телевидения и радио, несовершенное законодательство.

Качества характера, свойственные лицам с таким поведением

Этим людям свойствено:

Медицинская и психологическая точки зрения на рассматриваемый вопрос

С психологической точки зрения антисоциальное поведение рассматривается как сигнал обществу о наличии проблем у индивида.

Общество игнорирует проблемных людей, тем самым усугубляя сложившуюся у них ситуацию. Сегодня негативное поведения со стороны антисоциальников, к большому сожалению, становится нормой и вынуждает к ответным мерам. Социум вынужден применить к ним формальные и неформальные санкции, в том числе: изоляцию, принудительное лечение, исправление с помощью трудотерапии или наказание правонарушителя с применением к нему норм закона.

С медицинской точки зрения такое отклонение рассматривается как составляющая компонента антисоциального расстройства личности. МКБ-10 трактует данное заболевание, как отклонение от принятых в социуме норм и правил по здоровью индивида в различных формах пограничного уровня нервно-психической патологии.

Профилактика такого вида поведения

Для профилактики такого вида поведения необходимо проводить психологическое просвещение семей, члены которых страдают от деструктивного поведения их членов. Такое просвещение должно быть направлено на повышение психологической компетентности лиц, контактирующих с этой особой группой.

Необходимо отметить, что вторым компонентом профилактики является улучшение психологического климата в семье и ближайшем окружении, как микросообществе, в котором постоянно находится индивид.

Совокупность этих двух компонентов ведёт человека к социализации и, как следствие, обретению психологического благополучия.