Возникновение государства в эламе. Во "что" и "как" верили люди до христианства - мировоззрение и религия жителей древнего элама

Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племён, населявших территорию Западного Ирана к земледелию и скотоводству. В 6 –5 тыс. до н.э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются на территории иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный Иран “Эламту” (“Горная страна”).

К началу 3 тыс. до н.э. Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, Крупный город в долине Каруна и Керхи. Кроме Суз существовали и небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.). Позже все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды – в Аншане.

История Элама на всём своём протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В 24 – 22 вв. до н.э. Элам находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В 22 в. до н.э. весь Элам стал единым независимом государством, но вскоре в страну вторглись племена кутиев, и подчинили её себе. При царях III династии Ура – Элам снова попал в зависимость от Двуручья, но в конце 21 в. до н.э. добился самостоятельности и даже временно подчинил себе Ур. В конце 18 в. до н.э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и превратили Аккад в прах. В конце 14 в. до н.н. Элам был завоёван Касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. до н э. Эламский царь Шутрук – Наххунте 1 изгнал вавилонское войско. Около 1150 г. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе свою страну. Это было время расцвета Эламского могущества. Однако в 1115 г. до н.э. вавилонское войско нанесло эламитом сокрушительное поражение, после которого Элам на 3 столетия исчезает с исторической арены.

В 8 в. до н.э. Элам становится союзником Вавилона в борьбе с Ассарией и оказывается втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. После разгрома Вавилона, при царе Ашшурванапале, Ассирия разгромила Элам, захватив его столицу Сузы. Около 595 г. до н.э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить Эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, возможно, в конце 549 г. до н.э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.

Общество: В III тыс. до н.э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди, независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землёй и совместно обрабатывающие её.

С начало II тыс. до н.э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и средств производства. Земля стала сосредотачиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. К концу II тыс. до н.э. на смену сельским общинам пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Малоимущим приходилось прибегать к ссуде и многие из них оказывались в долговом рабстве. Постепенно имущественная дифференциация привела к разложению большесемейной общины, что привело к разделу общинного имущества и даже к аренде и продаже земли.

Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства, существовали ремесленные мастерские, в которых работали военнопленные, обращённые в рабов, и зависимые от царя ремесленники из местного населения.

Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями. Часть храмовых земель отдавалась в аренду, остальная обрабатывалась храмовыми рабами и общинниками.

Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к 15 в. до н.э. перестала существовать. Начиная с 13 в. до н.э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.

История Элама

С историей рабовладельческого общества Двуречья тесно связана история Элама. Эта страна (шумеры называли - её “Ним”, аккадцы - “Эпамту”) находилась к востоку от Шумера. Элам был расположен в гористой местности, но наряду с горами, где возможно было лишь разведение скота, имелись и плодородные долины по течению двух больших рек Элама - на западе Хоаспа (современная Керхе) в на востоке Эвлея (современный Карун). На восточном берегу Хоаепы, течение которого здесь сближается с течением Эвлеи, находилось большое поселение Сузы, главный бог которого Иншушинак почитался и в Шумере. Сузы, расположенные на скрещении важнейших путей, проходивших через Элам, сыграли огромную роль в истории страны. В юго-восточной части Элама жили, невидимому, темнокожие племена. Высказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам Индии.

Возвышение и упадок

В этот период (II тысячелетие до н.э.) вновь начинает играть крупную роль Элам. Даже при III династии Ура Элам не был в такой степени включён в состав шумеро-аккадского государства, как другие завоёванные Уром области; в различных городах и областях Элама продолжали царствовать местные правители. После разрушения государства III династии Ура, в чём приняли участие и эламиты, Элам вновь приобретает независимость.

Как и в Вавилонии, в Эламе этого времени усиливается рост частных хозяйств частного рабовладения, о чём свидетельствуют правовые документы, в довольно значительном количестве дошедшие до нас.

Для эламского права является характерной жестокость наказаний, не свойственная вавилонскому праву, которое в других отношениях оказало сильное воздействие на право Элама. Процессы развития рабовладельческого общества и разорения беднейших свободных масс шли и Эламе аналогично тому, как это происходило в Двуречье, о чём свидетельствует тот факт, что уже в первой половине II тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье имелись сельскохозяйственные наёмные работники - эламиты. Несмотря па значительное расслоение в сельских общинах, в Эламе и в позднее время - вплоть до I тысячелетия до н.э.- имелось сильное войско, состоявшее, вероятно, из ополченцев. Это, возможно, объясняется том, что в горных областях Элама дольше сохранялись порядки военной демократии и процесс классового расслоения в меньшей мере коснулся местного свободного населения.

Отдельными областями правили цари, или “отцы” (адда), причём власть, хотя наследовалась в пределах рода, но передавалась не от отца к сыну, а от дяди к племяннику (сыну сестры), т.о. по материнской линии; выражение “сын сестры” вообще означало “потомок”, “член данного рода”. Области Элама (возможно, соответствовавшие территориям первоначальных племен) находились под общей гегемонией верховного вождя, носившего титул “великого посланца” (по шумерски -суккаль-мах). Правители областей находились по большей части в ближайшем родстве с “великим посланцем”, и по смерти его один из них (быть может, по выбору) занимал его место, другие же, по-видимому, менялись при этом своими местами в определенном иерархическом порядке.

Из факта существования подобного государственного устройства можно заключить, что в Эламе в условиях несомненного господства порядков классового общества, по-видимому, все еще существовали значительные пережитки родоплеменных отношений и даже материнского рода (вероятно, главным образом в горных областях)

Высказывается мнение, что правившая и это время в Эламе династия происходила именно оттуда. Господство в стране в целом принадлежало крупнейшей родоплеменной но своему происхождению знати, представителями которой были правители отдельных областей.

Эти правители областей были достаточно самостоятельными; они могли, например, вести войны на свой страх и риск. Таким правителем области был, в частности, Кутурмапук, адда полуаморейской пограничной с Вавилонией области Эмутбал (Ямутнала), которому удалось посадить на престол Ларсы в XIX в. до н.э. своих сыновей (одним из них был упоминавшийся выше Римсип). Элам оказывал временами сильное влияние также на государство Эшпупну; не раз эламские отряды вторгались в Вавилонию.

Возвышение Хаммурапи, которому удалось оттеснить эламитов из Эмутбала, значительно ослабило Элам и, возможно, поставило его в зависимость от вавилонского царя. Позднее династия, восстановившая самостоятельность Элама (как полагают, касситского происхождения), и следующие за ней цари возродили силу Эламского государства, охватывавшего в то время, как нередко и раньше, и часть будущей Нереиды (современного Фарса на юге Ирана). Снова предпринимаются походы эламитов на Вавилонию. Эти походы затем продолжаются и по второй половине XIII в. до н.э.

Новой эламской династии, видимо, удалось в это время сломить сепаратизм местной знати и укрепить центральную власть. С начала XII в. до н.э. начинается новая серия эламских завоеваний. Эламитам удалось захватить обширную область на реке Дияло, в том число и город Эшнунну. Через эту область проходили караванные пути из Двуречья на нагорья Ирана. Эламитам удалось временно захватить даже северную часть Вавилонии с городами Синнаром, Вавилоном и Ичипуром. Эти победы эламитов содействовали падению касситской власти в Вавилонии.

Наивысшего развития Эламская держава достигла при царе Шильхакиншушинаке, который значительно расширил эламские владения, особенно в горах Загра и восточнее их. Ему удалось вторгнуться и в Ассирию, где он занял южноассирийский город Экаллате.

После поражения Элама, нанесенного ему Навуходоносором I, а затем после поражения Вавилонии, нанесенного ей ассирийским царем Тиглатпаласаром I в конце XII века до н.э., обе страны Элам и Вавилония, испытывают период упадка. В Эламе восстанавливается или сохраняется господство местной знати; отсутствие крепкого централизованного государства и крайнюю непрочность царской власти, превратившуюся в игрушку борющихся клик знати, мы встречаем и в I тысячелетии до н.э., как характерные черты истории Элама.

Культура и религия

Наиболее крупным достижением культуры Элама явилось создание своего письма, которого восходили к пиктографическим образам. В дальнейшем своём развитии эти знаки превратились в комбинаций линий, и письмо тем самым приняло своеобразный линейный характер. При Пузуриншушинаке оно начало заменяться клинописью, а эламский язык - семитическим языком Аккада, который и вытеснил в письменных памятниках местный язык Элама. Лишь со второй половины II тысячелетия до н. э. стали писать клинописью обычно на эламском языке.

В изобразительном искусстве Элама, как уже упоминалось, чувствуется влияние Двуречья. Сильное влияние Двуречья на Элам проявилось и в религии. В эламских семитических надписях боги Элама, кроме главы пантеона Иншушинака, назывались. именами их шумеро-семитических соответствий - Бела, Шамаша, Сина, Инанны, Иштар и т. д. Правда, и в Двуречье жречество включало в свой пантеон некоторых эламских богов.

Хозяйственная жизнь и общественные отношения

До сих пор нельзя считать установленным, к какой группе языков можно отнести язык Элама. Долголетние раскопки городища Суз установили здесь ряд культурных слоев. Наиболее значительным является слой, получивший название Сузы I. Нижний предел этого слоя ещё не может быть определён во времени с точностью. Верхний же его предел т. е. начало следующего слоя, так называемого Сузы II, относится к концу III тысячелетия до н. э. В слое Сузы I сохранилось наряду со следами поселения в кладбище, свидетельствующее о заупокойном культе у древних обитателей городища.

Предметы, найденные в слое Сузы I, должны быть отнесены к энеолиту. Наряду с каменными орудиями, тщательно изготовленными и отшлифованными, здесь встречаются лишь изредка предметы из меди. Орудия труда свидетельствуют о том, что люди, создавшие их, были оседлыми и занимались наряду с охотой также и земледелием. Наряду с ячменём и эммером они выращивали и лён. В числе статуэток, вылепленных из глины, встречаются изображения богини плодородия. Сосуды, предназначавшиеся специально для погребений, делались из хорошо отмученной глины, были изготовлены вручную, без гончарного круга. Они украшены геометрическими узорами и условными, геометризованными изображениями людей, птиц, домашних и диких животных, а также орудий труда. Все эти изображения выполнены чёрной краской. Поселение Сузы I погибло, судя по некоторым признакам, от пожара; можно предположить, что оно стало жертвой нападения соседних племен воинственных горцев.

В противоположность культуре слоя Сузы I следующая за ней культура слоя Сузы II, распространённая не только в Сузах, во в других пунктах Юго-Западного Ирана, имела соприкосновение с культурами стран, находившихся к западу от Элама и в первую очередь с культурой Шумера, как об этом свидетельствуют результаты раскопок в шумерских городах - Эриду, Уре, Кише и др. В период культуры Сузы II уже имелись медные орудия труда и оружие. Надо полагать, что медь добывалась в самом Эламе, по крайней мере Гудеа сообщал в одной на своих надписей, что он добывал медь в горах Кимаша, пограничной области Элама. В слое Сузы II было найдено и золото. К тому же времени относится появление в Эламе бронзы. Наряду с металлургией большое значение имело и керамическое производство. Правда, сосуды, найденные в слое Сузы II, изготовлены не столь тщательно, как сосуды из слоя Сузы I, но зато они многокрасочны и изображения на них более многообразны: художник намечает пейзаж, изображает животных в людей. Если судить по встречающимся изображениям крупного рогатого скота, скотоводство в хозяйстве того времени получило дальнейшее развитие. В это время появляется и своеобразная эламская иероглифическая письменность.

Уровень развития производительных сил культуры Сузы I, известной нам по данным слоя, в котором предметы из меди была ещё редким явлением, соответствовал производственным отношениям первобытно-общинного строя. В дальнейшем, по мере роста производительных сил, в особенности же в связи с переходом от каменных к металлическим орудиям, в Эламе происходит переворот в производстве” конечным результатом которого было, установление, рабовладельческого строя.

Рабовладельческое общество в Эламе первоначально возникает лишь в долинах рек, где имел место более быстрый рост производительных сил и обмена, население этих районов раньше горных областей вступило в тесные взаимоотношения с соседними городами-государствами Шумера, например с Лагашем. Население горных областей продолжало жить во второй половине III тысячелетия до н. э. и позже в условиях первобытно-общинного строя. С целью грабежа оно тревожило постоянными набегами богатею рабовладельческие общества, сложившиеся в долинах.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/

Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших территорию Западного Ирана, к земледелию и скотоводству. Так, на западе, в горных районах Курдистана, первые из общин, начавших заниматься этими новыми видами хозяйства, относятся еще к VIII—VI тысячелетиям до н. э. В VI—V тысячелетиях до н. э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются по территории Иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии, и уже в VI тысячелетии до н. э. из меди стали изготовлять проколки, булавки, бусы и другие украшения.

Раннеземледельческие общины делали разнообразную глиняную посуду, нарядно украшенную геометрической росписью и рисунками животных: козлов, барсов, быков, птиц, собак, змей. Постепенно по уровню развития все более выдвигаются племена, обитавшие на юго-западе страны в плодородных долинах Каруна и Керхи. Там уже в начале IV тысячелетия до н. э. развивается поливное земледелие, появляются крупные населенные пункты, окруженные глинобитными стенами. В середине IV тысячелетия до н. э. отмечается значительный прогресс ремесел: керамика изготовляется с помощью гончарного круга, распространяются литые металлические топоры и булавы с завершением в виде животных, цилиндрические печати. На некоторых из них изображены крупные храмовые постройки, что свидетельствует о существовании монументальной архитектуры.

Идет и социальное расслоение, обособляется общинная знать во главе с вождями-правителями. Погребения правителей в специальных гробницах в сопровождении запряженной быками повозки и насильственно умерщвленного возницы напоминают обряд захоронения в царских гробницах Ура в Месопотамии. В результате равнинная часть Юго-Западного Ирана, носящая название Сузиана, постепенно превращается в настоящую житницу страны, где выращивали обильные урожаи ячменя, полбы и фруктов. На печатях, которые датируются примерно 3000 годом до н. э., встречаются изображения плуга. В это же время установились прочные торговые связи с Месопотамией. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный Иран Эламту («горная страна»). Это название сохраняется и в современной науке.

К началу III тысячелетия до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, на месте скрещивания важнейших торговых путей, соединявших Элам с Месопотамией, а также с Северным и Восточным Ираном. Кроме Суз существовали также небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.), из которых наибольшее значение имел Аншан. Позднее все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах, а в отдельные периоды — в Аншане.

Эламская цивилизация оказывала значительное влияние на племена других областей Ирана, развивавшихся в условиях первобытнообщинного строя. Так, таблички с эламской рисуночной письменностью были найдены в Центральном (Сиалк) и в Юго-Восточном (Яхьятепе) Иране. Возможно, эти находки отражают стремление эламитов утвердиться на торговых путях, по которым в это время в Переднюю Азию доставлялись различные товары, в том числе лазурит. Во второй половине III тысячелетия до н. э. на севере и востоке Ирана отмечается интенсивная социальная дифференциация, выделение ремесел и формирование крупных центров городского типа (Шахри-Сохте и др.).

Элам во второй половине III тысячелетия — первой половине II тысячелетия до н. э. История Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В XXIV—XXII вв. до н. э. он находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В этот период большинство документов и надписей в Эламе составлялись на аккадском языке, эламские цари ставили в Сузах статуи аккадского царя Маништушу, посвятив их местным богам. Около 2230 г. до н. э. эламский правитель Хита заключил договор с аккадским царем Нарам-Суэном. В нем Хита, в частности, заявляет: «Враг Нарам-Суэна — мой враг, друг Нарам-Суэна— мой друг». В начале XXII в. до н. э. весь Элам стал единым и независимым государством. Но вскоре в страну вторглись племена кутиев, обитавшие в горных районах Загроса, и подчинили ее себе. При царях III династии Ура (конец XXII — начало XX в. до н. э.) Элам снова попал в зависимость от Двуречья, но уже в конце XXI в. до н. э. добился самостоятельности и даже на время подчинил себе Ур. В конце XVIII в. до н. э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах».

В III—II тысячелетиях до н. э. выработалась характерная для эламитов система государственной организации. Наряду с верховным правителем всей страны, который носил шумерский титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, государством управлял его заместитель — обычно младший брат царя, который назывался суккалом («посланец») Элама и Си-маша и имел резиденцию в Симаше (на востоке Элама), а после смерти верховного правителя занимал престол в Сузах. На третьей ступени государственной иерархии стоял наместник или царь города Сузы, который становился суккалом Элама и Симаша в случае смерти последнего, а на его должность выбиралось новое лицо. Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха. После смерти кого-либо из них власть переходила к племянникам по материнской линии, т. е. к сыновьям сестры. Для царских семей Элама были характерны браки с сестрами и левират, согласно которому после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол.

Браки с сестрами, левират и управление государством тремя лицами — характерные черты эламского общества, отражающие архаические элементы общественной жизни, пережитки родоплеменного строя.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Основные этапы истории Элама.

Элам занимал территорию Юго-Западного Ирана (примерно нынешняя область Хузистан) и был одним из очагов древнейшей цивилизации. В начале III тыс. до н. э. эламиты создали ряд раннегосударственных объединений. Начиная со второй половины III тыс. страна была объединена в единое государство со столицей в Сузах. Около 549 г. до н. э. Элам был завоеван персами и стал одной из сатрапий мировой Персидской (илиАхеменидской) державы. Ахеменидские правители отдавали большую дань древним культурным традициям эламитов, в частности, один из языков, который они использовали для своих трехъязычных (а в ряде случаев и четырехъязычных) надписей, был эламский. Кроме того, в VI—V вв. до н. э. персидская администрация пользовалась эламским письмом и языком для делопроизводства на территории Юго-Западного Ирана, и в Пер-сеполе, одной из столиц Ахеменидской державы, найдено много тысяч хозяйственных и административных документов царского двора, составленных эламскими писцами.История Элама, в отличие от соседней Месопотамии, довольно скудно освещена письменными источниками, что затрудняет планомерное изучение всех периодов развития эламской цивилизации. Античные авторы не упоминают ни о каких событиях из истории Элама, по всей вероятности, они вообще ничего не знали об Эламе и его оригинальной культуре. В некоторых книгах Библии содержатся лишь изолированные, иногда ценные сведения по истории Элама, главным образом конца первой половины I тыс. до н. э.Основными источниками по истории Элама являются надписи эламских царей, правивших со второй половины III тыс. до первой половины I тыс. до н. э., а также хозяйственные, административные и деловые документы II—I тыс. до н. э. Не меньшее значение для изучения истории Элама имеют также шумерские, вавилонские и ассирийские тексты, которые дают важные сведения о политических и военных событиях на всем протяжении существования Эламского государства.Сравнительно поздно, лишь начиная с 30-х годов нашего столетия, ученые стали планомерно заниматься исследованием истории и культуры Элама, и пока еще в этой области не создано крупных трудов концептуального характера. Социально-экономические отношения, культура и политическая история Элама наиболее обстоятельно исследованы американскими учеными Дж. Камероном, Элизабет Картер и М. Столпером, немецким иранистом В. Хинцем (ФРГ), советским эламитологом Ю. Б. Юсифо-вым и французским историком культуры древней Передней Азии П. Амье. Эламские царские надписи и другие тексты разных эпох изданы австрийским ученым Ф. В. Кёнигом, французским эпиграфистом М. Стэвом и М. Столпером.

История мидийского царства VII-VIвв. до н.э.

Расселение ираноязычных племен. Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны, охватывавшая районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией, позднее, в античной историографии, получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В III—II тысячелетиях до н. э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов, говорившие на касситском, кутийском, хурритском и других неиндоевропейских языках. Собственно же мидийцы и родственные им персы, как уже было сказано, говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье.

В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Они вторглись в Иран на рубеже XII—XI вв. до н. э. и постепенно распространились по всей территории в первой трети I тыс до н. э. Это проникновение, однако, не носило характера завоевания, повсеместно шло смешение пришельцев с местным населением, которое в результате продолжительного общения с пришельцами постепенно становилось ираноязычным. Во многих районах страны в IX—VIII вв. до н. э. старое, неираноязычное население все еще оставалось преобладающим. Однако начиная со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии. С этими процессами — расселением ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения — связано широкое распространение могил вооруженных всадников. Находки богатых могил. в которых много художественных изделий, сосудов из золота, указывают на обособление военных предводителей, стоящих во главе воинственных конных дружин. Ассирийцы в Мидии. Вторжение в Переднюю Азию киммерийцев и скифов Начиная с IX в до н. э. ассирийцы стали совершать походы на территорию Мидии с целью захвата добычи. В это время в Северо-Западном Иране существовали десятки мелких княжеств, в которых жили как мидийцы, так и местное население кутийско-касситского происхождения. Резиденциями правителей этих мелких владений служили крепости и укрепленные цита- дели небольших городков. В своих походах ассирийцы доходили до центра Иран» ского плато. Например, в 744 г. до н. з Тиглатпаласар III совершил поход до горы Бикни (совр. Демавенд близ Тегерана) и получил от мидийцев в качестве подати 9 т лазурита и 15 т различных бронзовых изделий. В течение VIII в. до н. э. мидий-ские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, главным образом ремесленными изделиями и скотом.

В конце VIII в. до н. э. стали возникать первые крупные политические объединения на территории Западного Ирана, во главе которых стояли племенные вожди. Одним из таких объединений была область Манна, ядро будущего Маннейского царства, занимавшая районы к юго-востоку от озера Урмии. Необходимость оказывать сопротивление грабительским ассирийским нашествиям несомненно ускорила объединение и ряда небольших мидийских княжеств в единое государство.

В конце VIII в. до н. э. ситуация в Передней Азии усложнилась из-за вторжения туда киммерийских племен из Се-черного Причерноморья. В начале VII в. до н. э. следом за киммерийцами из Северного Причерноморья в Переднюю Азию зторглись также скифские племена, часть которых осела в области Сакасена вокруг озера Урмии и оттуда стала совершать набеги на Урарту и Ассирию. В этническом отношении скифы и киммерийцы были родственны как между собой, так и с ми-дийцами и персами. Все они говорили на различных диалектах иранских языков. Персы называли все скифские племена саками. Греки же называли кочевые племена Юго-Восточной Европы и Средней Азии скифами. В современной научной литературе наименование «скифы» обычно применяется к древним жителям Северного Причерноморья, а скифы Средней Азии называются саками. Киммерийская и скифская конница, состоявшая из прекрасно обученных всадников, стрелявших из лука на полном скаку, представляла немалую угрозу для древневосточных государств.

Возникновение и расцвет Мидийской державы. В 672 г. до н. э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, индийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити (Геродот называет его Фраорт). На стороне мидийцев выступили также киммерийцы и скифы, но вскоре ассирийский царь Асархаддон, выдав свою дочь замуж за скифского вождя, сумел добиться, чтобы скифы отошли от восставших. Мидийцы же продолжали борьбу и в 671 г. до н. э. создали независимое государство, изгнав ассирийцев с западной части своей территории. Каштарити начал постепенно объединять все индийские племена, ликвидируя мелкие княжества.

К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653 г. до н. э. мидийский царь Каштарити предпринял поход против Ассирии. Но в это время скифы, будучи союзниками ассирийцев, напали на мидийцев. Не выдержав борьбы на два фронта, мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной в 653—625 гг. до н. э. установилось господство скифов.

В 625 г. до н. э. царем Мидии стал его сын Киаксар, Он нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидий-ские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу.

Теперь мидийцы могли обратиться против своего исконного врага — Ассирии, которая к тому времени уже более десяти лет воевала с Вавилонией. В 614 г. до н. э. войско во главе с Киаксаром опустошило ассирийскую провинцию Аррапху, затем вскоре захватило древнейшую столицу Ассирии Ашшур и истребило ее жителей. После этого мидийцы и вавилоняне заключили союз против своего общего врага — Ассирии. В августе 612 г. до н. э., вызвав искусственное наводнение, мидийцы и вавилоняне после опустошительного штурма ворвались в столицу Ассирии Ниневию и буквально сравняли ее с землей.

В конце 612 г. до н. э. мидийцы, отягощенные добычей, вернулись домой, предоставив вавилонянам завершение войны с ассирийцами. Когда ассирийцы укрепились в городе Харране в Верхней Месопотамии, а Египет послал на помощь им значительный отряд войска, вавилонскому царю Набопаласару пришлось обратиться за поддержкой к Киаксару. Мидийское войско сыграло решающую роль во взятии Харрана (609 г. до н. э.). Одна вавилонская надпись сообщает: «Сверху и снизу, справа и слева, подобно урагану, явился он (т. е. царь Мидии) ... и без страха разрушил их (т. е. харранцев) святилище и города на границе с Аккадом (т. е. Вавилонией) ... и храм их нисколько не пощадил». Вскоре ассирийцы прекратили сопротивление, и в результате разгрома их державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии (т. е. Северную Месопотамию) и область Харран. Наряду с Вавилонией и Египтом Мидия стала крупнейшей державой на Ближнем Востоке.

Еще в период совместной борьбы мидийцев и вавилонян против Ассирии их союз был закреплен династическим браком между Навуходоносором, сыном Набо-паласара, и дочерью Киаксара. Когда Навуходоносор II стал вавилонским царем, отношения с Мидией оставались еще дружественными. Но Навуходоносор опасался чрезмерного усиления Мидии и поэтому на границе с нею построил сильно укрепленную стену. Кроме того, несколько позднее в Вавилоне стали охотно принимать политических беженцев из Мидии и назначали им щедрое содержание. В свою очередь, мидийцы допускали в страну вавилонян, бежавших из-за разногласий с Навуходоносором.

Тем временем мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Была лишена независимости Персия, удалось захватить также Парфию и Гирка-нию, расположенные к юго-востоку от Каспийского моря. Около 593 т. мидийцы подчинили своей власти Урарту и захватили его столицу Тушпу, а через несколько лет покорили Скифское царство в Са-касене и Манну.

В 590 г. до н. э. вся Каппадокия (восток Малой Азии) до реки Галис была захвачена индийцами, что породило конфликт с Лидией, обеспокоенной завоеваниями Киаксара в Малой Азии. Война между Мидией и Лидией длилась пять лет, но ни одна из сторон не смогла одержать решающей победы. Солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э. во время одного из сражений было воспринято обеими воюющими сторонами как плохое предзнаменование. Поэтому вскоре был заключен мирный договор, установивший границей между Лидией и Мидийской державой реку Галис, за договором последовал брак между сыном Киаксара Астиагом и лидийской царевной.

В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585—550 гг. до н. э„), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отнощений между Вавилонией и Мидией, и бывшие союзники начали готовиться к войне, еще не подозревая о том, что вскоре им поодиночке придется обороняться от нового могущественного врага. Этим врагом были персы, которые восстали против Мидии и в 550 г. до н. э. захватили ее.

Мидийское общество и культура. В настоящее время наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственной структуры индийского общества, поскольку Мидия в археологическом отношении все еще недостаточно изучена и архивы мидий-ских городов пока не раскопаны. Однако большие военные успехи мидийцев можно во многом объяснить тем, что в Мидии в начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные массы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В VII— начале VI в. до н. э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение, когда бедняк в силу экономических причин сам прибегал к покровительству богатого соседа и таким образом попадал в зависимость от него,

Захват колоссальных богатств ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в индийском обществе, поскольку львиная часть добычи досталась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве рядовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине VI в. до н. э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.

В VII — первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней, однако, известно не много.

Еще совсем недавно наши знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь в местности Нуш-и-джан в 70 км к югу от современного Хамадана (древние Экбатаны, столица Мидии) найден храм огня VIII в. до н. э., построенный в форме ромба. В храме сохранился алтарь огня высотой 185 см, состоящий из цоколя и четырех ступенек.

Описание царского дворца в Экбатанах сохранилось в трудах Геродота и Поли-бия. Дворец представлял собой архитектурный комплекс и был окружен семью крепостными стенами. При этом одна стена возвышалась над другой на высоту бастиона; сами бастионы были окрашены в различные цвета, два из них, примыкавших к дворцу, были соответственно посеребрены и позолочены. Внутри этих стен находились дворец и сокровищница. Дворец имел в окружности более одного километра. Потолок и портики дворцовых покоев были сделаны из кедра, обшитого золотом и серебром.

Элам - это древнее государство, которое располагалось к востоку от нижнего течения реки Тигр и к северо-востоку от Персидского залива, в юго-западной части Иранского нагорья. Столицей Элама был город Сузы.

Найденные на этой территории орудия труда свидетельствуют о том, что люди, которые их создали, были оседлыми и их основными занятиями были охота и земледелие. Они выращивали ячмень, эммер и лен. Найдены были и вылепленные из глины статуэтки, на которых встречаются изображения богини плодородия. Сосуды, которые предназначались специально для погребений, делались из хорошо отмученной глины, изготавливались вручную, без гончарного круга.


Позже появились медные орудия труда и оружие. Наряду с металлургией большое значение имело и керамическое производство. В Эламе устанавливается рабовладельческое общество.

Согласно шумеро-аккадским источникам, в III тысячелетии до нашей эры были известны такие эламские города-государства как Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки, Б/Парахсе (позже Мархаши), Адамдун и т.д.

Первые сведения о государстве Элам относятся примерно к концу XXVII - первой половине XXVI века до нашей эры. В этот период в Северном Двуречье правили цари Авана. Около 2 500 года до нашей эры правители шумерского города Киш смогли избавиться от эламского господства. В Аване в это время утвердилась новая династия. Ее основателем был, по всей видимости, Пели. История этого времени недостаточно изучена.

Приблизительно в 2 300 году до нашей эры Элам покорило Аккадское государство. Однако аккадцы не сумели удержать в своей власти страну и оставили ее в покое на некоторое время. Новому аккадскому царю Римушу снова удалось завоевать Элам. Он полностью опустошил эту страну. Но все же несмотря на то, что аккадцы совершили так много военных походов на Элам, полностью покорить эту страну им все же не удалось. Племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конце концов, заключил договор с эламитами. Согласно этому договору, Элам должен был согласовывать свою внешнюю политику с Аккадским царством, но при этом он сохранял свою независимость. Во время царствования последнего представителя Аванской династии Кутике-Иншушинака Элам вернул себе независимость, когда Аккад пал под натиском племен кутиев. Однако коварные кутии напали и на Элам. В результате государство распалось на несколько отдельных областей. Спустя сто лет страна снова воссоединилась. Началось новое возвышение Элама под властью царей династии Симашки.

Когда Аванское царство полностью распалось, Элам был завоеван урским царем Шульги. Шумерские чиновники несколько лет управляли страной. Лишь при урском царе Шу-Суэне появились сведения, что в эламском городе Симашки правит некий царь Гирнамме. Его преемником был Энпилухан, который отделился от Ура и захватил города Аван и Сузы. Когда к власти пришел царь Хутрантемпти, эламиты начали нападать на территорию Междуречья. Они отомстили Уру за их владычество в Эламе. При царе Идатту I правители Симашки смогли подчинить себе весь Элам. Эламское государство процветало менее полувека. В первой половине XIX века до нашей эры править в Эламе стала новая династия Суккаль-махов.

Эпарти был основателем династии Суккаль-махов. Самое удивительное заключается в том, что он был выходцем из низов, власть над страной он получил не по наследству, а в результате борьбы. Потомки Эпарти, особенно царица Шильхаха, только усилили Эламское государство.

Интересно узнать: в Эламе была своеобразная структура власти. В стране одновременно существовало три правителя: суккаль Суз, суккаль Элама и Симашки и суккаль-мах. Царем страны считался суккаль-мах, а его резиденция находилась в Сузах. После его смерти на престол Элама вступал суккаль Элама и Симашки. Как правило, это был брат покойного. Своего старшего сына суккаль-мах ставил суккалем Суз (правителем столицы). Получается, что власть в Эламе переходила не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему.

В начале XV века до нашей эры династия Суккаль-махов внезапно пресеклась. Предположительно, причиной этому стало завоевание Элама касситами. Лишь спустя сто лет Элам смог снова стать независимым. К власти пришли цари Аншана и Суз.

Новая эламская династия укрепила центральную власть. С начала XIII века до нашей эры эламиты снова начали свои военные походы. Они захватили обширную область на реке Дияле, а также город Эшнунну. Произошло это при царе Унташ Напирише. В результате этих побед Элам освободился из-под власти Вавилонского царства.

Когда к власти пришел царь Китен-Хутран, эламиты осуществили два похода на Вавилонию, где был взят Ниппур, а потом и Исин. Однако укрепиться в Вавилонии эламскому царю не удалось, так как ассирийский царь Тукульти-Нинурта I тоже был заинтересован Вавилонией, и преуспел в этом намного больше эламского царя. Когда Китен-Хутран умер, к власти в Эламе пришла новая династия - Шутрукидов. Названа эта династия по имени царя Шутрук-Наххунте, который совершил удачный поход на Вавилон, полностью разорил город и взял с Вавилонии огромную дань.

При царе Шильхак-Иншушинаке Эламское государство достигло своего наивысшего расцвета. Этот царь расширил эламские владения.

В очередной войне Элама и Вавилонии, царь Вавилона Навуходоносор I нанес Эламу поражение. Но и сама Вавилония понесла поражение в битве с ассирийским царем Тиглатпаласаром I в конце XII века до нашей эры. В результате и Элам и Вавилония находились в периоде упадка. Позже в Эламе восстановилось господство местной знати, которая продолжала бороться за власть уже между собой.