Кроссворд по литературе 4. Кроссворд «Литературные персонажи и их создатели»

Номинация: «Тематический кроссворд по литературе 4 класс»

Учитель начальных классов МОУ «СОШ№1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

Разгадывание кроссвордов помогает решить ряд достаточно актуальных задач:

1.Закрепление и уточнение знания по пройденным темам;

2.Расширение и активизация словарного запаса;

3.Активизация и развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, речь, мышление.

4.Развитие познавательного интереса, любознательности.

Также при разгадывании кроссвордов развиваются следующие УУД:

Познавательные:

1. Логические умения:

а) Анализ (умение анализировать полученную информацию, устанавливать связи между элементами ребусов);

б) Синтез (умение составлять, собирать образ из отдельных элементов)

2. Умения применять информацию (узнать, манипулировать полученными знаниями, получить планируемый ранее результат)

Коммуникативные:

а) Постановка вопросов.

б) Разрешение конфликтов.

в) Воспитание толерантности.

Регулятивные:

а) Постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно ребёнку и того, что ещё ему неизвестно

б) Планирование (умение определить последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата).

в) Волевая саморегуляция (умение довести начатое до конца).

Личностные:

а) Мотивация (ребёнок интересным способом получает информацию).

б) Нравственно-этическое оценивание

Главное условие при составление кроссвордов - это соблюдение возрастных особенностей.

Данные кроссворды составлены для учеников 4 класса после прохождения темы: литературные сказки народов мира.

Цель создания данного кроссворда:

1. Создать условия для формирования активной читательской позиции

2. Повторить имена женских сказочных героев.

3. Развитие коммуникативных навыков (работа в группе, в паре, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться с мнением одноклассников)

1. Маленькой девочке не повезло:

Здесь жаба - Абаж, а … - Яло! (Оля)

2. Эта девочка с цветочком в руке может чудо совершить

И маленькому мальчику здоровье подарить. (Женя)

3. Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девчурка нежная

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу? (Герда)

4. Даже ложки ушли и стаканы,

И остались одни тараканы.

Все ушли от неё без разбора.

Имя этой хозяйки - …(Федора)

5. После бала короля девочка домой бежала

Туфельку из хрусталя на ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи девчушка эта? (Золушка)

6. Она Буратино учила писать

И ключ золотой помогала искать.

Та девочка – кукла с большими глазами

Как неба лазурного высь – волосами. (Мальвина)

7. Жила в синем море, в подводном дворце

весёлая очень девчонка.

При строгом, серьёзном и грозном отце

росла очень добрым ребёнком.

Смотрела из волн, как плывут корабли.

Играла с дельфинами в салочки.

Мечтала о принце своём и любви.

Была очень юной … (Русалочка)

8. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

9. Эту милую особу

Угадать скорей попробуй.

Она очень необычна.

Красота её отлична,

Тем, что волосы хозяйки,

Расскажу вам без утайки,

Вниз струятся золотою,

Ослепительной волною.

Про неё у чехов сказка.

Её емя - ..... (ЗЛАТОВЛАСКА)

Также можно создавать кроссворды по ключевому слову. Данный кроссворд составлен по ключевому слову литература.

1. Как звали девочку из произведения В. Губарева «Королевство кривых зеркал»?

2. Главная героиня произведения Льюиса Керролла « …. в стране чудес»

3. Что писал Буратино, когда попал в гости к девочке с голубыми волосами.

4. Нелюбимая дочка в сказках.

5. Что собирал Балда у чертей?

6. Что купила девочка Женя из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

7. На какой остров попал герой произведения Д. Дефо Робинзон Крузо

8. Летательный аппарат Бабы Яги.

9. Что неправильно ел Дядя Фёдор из произведения Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

10. Куда очень хотела попасть Золушка из сказки Ш. Перро?

Используемые материалы:

ljubimyj-detskij.ru›zagadki/1722-detyam-zagadki-o…

stihi.ru›2010/09/25/6851

zagadochki.ru›zagadka-na-snezhnyh-sanyah…

Назначение: материал рассчитан на учащихся 4-6 классов.

Цель: привитие любви и интереса к книге.
Задачи:
предметные:
формировать умения выбирать книгу для самостоятельного чтения; оценивать результаты своей читательской деятельности; пользоваться справочными источниками для получения необходимой информации;
метапредметные:
регулятивные - развивать умение формировать учебную задачу урока(целеполагание), планировать с учителем деятельности по изучению темы, раздела; умения объективно оценивать свою работу на уроке;
познавательные - совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, выделять в нём главную мысль;
коммуникативные - учить отвечать на вопросы на основе литературного текста, обсуждать и отстаивать свою точку зрения в группе, уметь доказать её правильность, допуская возможность иного мнения членов группы; воспитывать терпимое отношение к мнению членов группы, класса;
личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки литературных героев и сравнивать их со своими поступками.

Оборудование: выставка книг по теме урока; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация « Литературные персонажи и их создатели»
Предварительная подготовка:
Учитель заранее доводит до учащихся список книг, которые они должны прочитать к уроку или уже прочитали и принести их в класс.
Список книг для самостоятельного чтения:
П. Трэверс «Мэри Поппинс», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», Ю.Олеша «Три толстяка»

Предисловие:
Урок внеклассного чтения проходит по традиционному сценарию:
1. Беседа по выставке книг.
2. Путешествие по прочитанным книгам, выявление знаний детей, их оценка поступков героев.
Эти этапы учитель строит в зависимости от своих педагогических фантазий и желаний. На данных этапах применяются и викторины, и беседы, и творческие задания.
Я предлагаю кроссворд «Литературные персонажи и их создатели», который можно считать итогом работы, подводящим черту под всеми этапами урока, обобщающим знания детей по представленной теме.
К кроссворду составлена презентация, слайды которой демонстрируются в процессе разгадывания кроссворда.
Презентация "Литературные персонажи и их создатели" /data/files/a1487062051.ppt (Презентация-кроссворд к уроку "Литературные персонажи...")

Кроссворд «Литературные персонажи и их создатели»

По вертикали:
1. Шакал, враг Маугли (Табаки).
2. Добрая волшебница Розовой страны из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Стелла)
4. Автор повести «Тим Талер, или Проданный смех» (Крюс).
6. Персонаж сказки Джанни Родари, с которым Чиполлино познакомился в тёмной камере. (Крот)
7. Персонаж повести - сказки К.Коллоди, который догадался, что у Пиноккио ослиная лихорадка. (Сурок)
9. Владелец магазина разнокалиберных товаров из романа - сказки Н.Носова «Незнайка на луне». (Жулио)
11. Двойник Оли из повести - сказки «Королевство кривых зеркал». (Яло)
12. Маленький герой сказки В.Гауфа. (Мук)
14. Собака Доктора Айболита. (Авва).
16. Автор сказочной повести «Муфта, Полботинка и Моховая борода». (Рауд)
17. Владелец балаганчика их книги Ю.Олеши «Три толстяка», в котором выступал гимнаст Тибул. (Бризак).
18. Пантера, друг Маугли. (Багира).

По горизонтали:
3. Автор стихотворений «Игрушка», «Верёвочка». (Барто).
4. Утка Доктора Айболита (Кика).
5. Хозяйка пёсика Эдуарда из сказочной повести П.Трэверс «Мери Поппинс» (Ларк)
8. Маленькая героиня сказки Г.Х.Андерсена (Ида).
10. Малышка, совершившая полет на Луну вместе со Знайкой. (Фуксия).
12. Герой повестей-сказок Я.Корчака. (Матиуш)
13. Король, отец «семи подземных королей». (Бофаро).
15. Коротышка из книги Н. Носова «Незнайка в солнечном городе», в квартиру которого по ошибке забрёл милиционер. (Коржик).
17. Товарищ соломинки и уголька из сказки братьев Гримм. (Боб).
19. Имя дочери хозяйки кондитерской в сказочной повести «Мери Поппинс». (Анни).
20. Зеркальщик из повести - сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал», которого Оля и Яло спасли из Башни смерти. (Гурд).
21. Автор книги «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Ларри)

«Литературные персонажи и их создатели». Кроссворд для урока внеклассного чтения в 4 классе

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Описание: Предлагаемый мной материал создан для урока внеклассного чтения в 4 классе по серии книг «Золотая библиотека». Не секрет, что подрастающее поколение не любит читать, неохотно дружат с книгой. Я стараюсь всеми возможными приемами и способами вернуть книгу детям, привлечь внимание ребят к литературе. Созданный кроссворд позволяет выявить уровень читательской активности учащихся, разнообразить проведение уроков внеклассного чтения.
Назначение: материал рассчитан на учащихся 4-6 классов.
Цель: привитие любви и интереса к книге.
Задачи:
предметные:
формировать умения выбирать книгу для самостоятельного чтения; оценивать результаты своей читательской деятельности; пользоваться справочными источниками для получения необходимой информации;
метапредметные:
регулятивные - развивать умение формировать учебную задачу урока(целеполагание), планировать с учителем деятельности по изучению темы, раздела; умения объективно оценивать свою работу на уроке;
познавательные - совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, выделять в нём главную мысль;
коммуникативные - учить отвечать на вопросы на основе литературного текста, обсуждать и отстаивать свою точку зрения в группе, уметь доказать её правильность, допуская возможность иного мнения членов группы; воспитывать терпимое отношение к мнению членов группы, класса;
личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки литературных героев и сравнивать их со своими поступками.

Оборудование:
выставка книг по теме урока; мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация « Литературные персонажи и их создатели»
Предварительная подготовка:
Учитель заранее доводит до учащихся список книг, которые они должны прочитать к уроку или уже прочитали и принести их в класс.
Список книг для самостоятельного чтения:
П. Трэверс «Мэри Поппинс», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», Ю.Олеша «Три толстяка»


Предисловие:
Урок внеклассного чтения проходит по традиционному сценарию:
1. Беседа по выставке книг.
2. Путешествие по прочитанным книгам, выявление знаний детей, их оценка поступков героев.
Эти этапы учитель строит в зависимости от своих педагогических фантазий и желаний. На данных этапах применяются и викторины, и беседы, и творческие задания.
Я предлагаю кроссворд «Литературные персонажи и их создатели», который можно считать итогом работы, подводящим черту под всеми этапами урока, обобщающим знания детей по представленной теме.
К кроссворду составлена презентация, слайды которой демонстрируются в процессе разгадывания кроссворда.
Презентация "Литературные персонажи и их создатели"

Кроссворд «Литературные персонажи и их создатели»


По вертикали:
1. Шакал, враг Маугли (Табаки).
2. Добрая волшебница Розовой страны из сказочной повести А.Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Стелла)
4. Автор повести «Тим Талер, или Проданный смех» (Крюс).
6. Персонаж сказки Джанни Родари, с которым Чиполлино познакомился в тёмной камере. (Крот)
7. Персонаж повести – сказки К.Коллоди, который догадался, что у Пиноккио ослиная лихорадка. (Сурок)
9. Владелец магазина разнокалиберных товаров из романа – сказки Н.Носова «Незнайка на луне». (Жулио)
11. Двойник Оли из повести – сказки «Королевство кривых зеркал». (Яло)
12. Маленький герой сказки В.Гауфа. (Мук)
14. Собака Доктора Айболита. (Авва).
16. Автор сказочной повести «Муфта, Полботинка и Моховая борода». (Рауд)
17. Владелец балаганчика их книги Ю.Олеши «Три толстяка», в котором выступал гимнаст Тибул. (Бризак).
18. Пантера, друг Маугли. (Багира).


По горизонтали:
3. Автор стихотворений «Игрушка», «Верёвочка». (Барто).
4. Утка Доктора Айболита (Кика).
5. Хозяйка пёсика Эдуарда из сказочной повести П.Трэверс «Мери Поппинс» (Ларк)
8. Маленькая героиня сказки Г.Х.Андерсена (Ида).
10. Малышка, совершившая полет на Луну вместе со Знайкой. (Фуксия).
12. Герой повестей-сказок Я.Корчака. (Матиуш)
13. Король, отец «семи подземных королей». (Бофаро).
15. Коротышка из книги Н. Носова «Незнайка в солнечном городе», в квартиру которого по ошибке забрёл милиционер. (Коржик).
17. Товарищ соломинки и уголька из сказки братьев Гримм. (Боб).
19. Имя дочери хозяйки кондитерской в сказочной повести «Мери Поппинс». (Анни).
20. Зеркальщик из повести – сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал», которого Оля и Яло спасли из Башни смерти. (Гурд).
21. Автор книги «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Ларри)

Презентация на тему: «Литературные персонажи и их создатели». Кроссворд для урока внеклассного чтения в 4 классе