Что делать, если ребёнка травят в школе. Надо ли переводить ребёнка в другую школу? Как бороться со школьным буллингом, как остановить детскую травлю – пошаговая инструкция для взрослых

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Термин «буллинг» сегодня, к сожалению, хорошо известен многим родителям детей, подвергшихся травле со стороны своих одноклассников. Буллинг представляет собой систематически повторяющуюся травлю, насилие над конкретным учеником, который, по тем или иным причинам, не способен защитить себя. Это проблема может коснуться и старшеклассника, и ребенка в 3-4 классе. В 1-2 классах, как правило, такого не случается.

Для ребенка любого возраста буллинг становится тяжелейшим испытанием. Как помочь своему ребенку?

Признаки жертвы в школьном буллинге – как понять, что ребенка травят другие дети?

Далеко не каждый ребенок признается родителям, что он стал жертвой буллинга. И сберечь ребенка от моральных страданий и глубокой психологической травмы поможет только внимание родителей к малейшим изменениям его состояния.

Как правило, о травле ребенка в школе могут сказать следующие симптомы:

  • Ребенок часто идет на поводу у других детей, боится выражать собственное мнение.
  • Ребенка часто обижают, оскорбляют, высмеивают.
  • Ребенок не способен защититься в драке или споре.
  • Синяки, порванная одежда и портфель, «потерянные» вещи – частое явление.
  • Ребенок избегает толпы, групповых игр, кружков.
  • У ребенка нет друзей.
  • На переменах ребенок старается оставаться вблизи взрослых людей.
  • Ребенок боится выходить к доске.
  • У ребенка нет желания идти в школу или на внеклассные занятия.
  • Ребенок не ходит в гости к друзьям.
  • Ребенок часто находится в стрессовом состоянии, плохом настроении. Может огрызаться, грубить, или замыкаться в себе.
  • Ребенок теряет аппетит, плохо спит, мучается от головной боли, быстро устает и неспособен на концентрацию внимания.
  • Ребенок стал хуже учиться.
  • Постоянно ищет предлоги не ходить в школу и стал часто болеть.
  • В школу ребенок ходит разными маршрутами.
  • Карманные деньги часто пропадают.

Конечно, эти признаки могут означать не только буллинг, но если все этим симптомы вы находите у своего чада – срочно принимайте меры.

Видео: Буллинг. Как остановить травлю?


Признаки агрессора в буллинге среди детей школы – когда надо насторожиться взрослым?

Согласно опросам в столице, около 12% детей хотя бы раз участвовали в травле одноклассников. И цифра остается сильно заниженной, по причине нежелания детей публично признавать свою агрессию относительно других людей.

И совершенно не обязательно, что агрессор – ребенок из неблагополучной семьи. Чаще всего, как раз наоборот. Впрочем, определить ту или иную социальную среду просто невозможно, потому что статус семьи совершенно не влияет на проявление в ребенке агрессии. Агрессором может стать ребенок из богатой и успешной семьи, обиженный на мир «ботаник», просто «лидер» класса.

Вовремя углядеть признаки начинающейся агрессии способен только учитель, как человек, который остается ближе всего к детям в период учебы.

Но и родители должны быть внимательны.

Однозначный повод – насторожиться и приглядеться к поведению ребенка, если…

  • Он легко манипулирует другими детьми.
  • Его раболепно слушаются во всем друзья.
  • Его боятся в классе.
  • Для него есть только черное и белое. Ребенок – максималист.
  • Он легко осуждает других людей, даже не разобравшись в ситуации.
  • Он способен на агрессивные действия.
  • Он часто меняет друзей.
  • Он не раз был вами «застукан» за оскорблениями, высмеиванием других детей, в драках, и пр.
  • Он капризный и дерзкий.

Безусловно, стыдно, страшно и больно узнать, что твой ребенок – участник травли. Но ярлык «агрессор» – не приговор для ребенка, а повод – помочь своему ребенку справиться с этим испытанием.

Помните, что агрессорами дети становятся не просто так, а уж справиться с этой проблемой в одиночку ребенок точно не сможет.

Видео: Детский буллинг. Как бороться с травлей в школе?


Чем опасен буллинг в школе?

Увы, травля – частое сегодня явление. И не только в школах, и не только в России.

Среди разновидностей данного явления можно отметить также:

  1. , психо-террор). Пример явления хорошо показан в фильме «чучело». В отличие от буллинга, моббером может быть только один ученик или небольшая группа «авторитетов», а не весь класс (как в буллинге).
  2. Хейзинг. Этот тип насилия характерен чаще для закрытых учреждений. Представляет он собой насильственные «обряды посвящения», своеобразную «дедовщину», навязывание унижающих достоинство действий.
  3. Кибермоббинг и кибербуллинг. Данная интернет-травля обычно переносится в виртуальный мир из реального. Как правило, жертва даже не знает – кто именно скрывается за масками обидчиков, которые оскорбляют ее, шлют угрозы, издеваются в Сети, выкладывают на публику личные данные жертвы и проч.

Последствия буллинга могут быть весьма печальны. Подобная жестокость может породить еще более жесткий ответ.

Например, большинство школьников, которых увозили из школ (в разных странах) в наручниках после стрельбы и поножовщины – как раз жертвы буллинга, издевательств, открытой нелюбви к себе.

Жестокость всегда «деформирует» детскую психику.


Последствиями буллинга могут стать:

  • Ответная агрессия и насилие.
  • Срывы на более слабых одноклассниках, друзьях, братьях/сестрах.
  • Психологическая травма, появление комплексов, потеря уверенности к себе, развитие психических отклонений и проч.
  • Формирование асоциальных черт в ребенке, появление склонности к различным зависимостям.
  • И самое страшное — суицид.

Как бороться со школьным буллингом, как остановить детскую травлю – пошаговая инструкция для взрослых

Если родители (учитель) точно знают о факте травли – меры нужно принимать немедленно.

В зоне риска могут оказаться любые дети, которые хоть чем-то выделяются из толпы, но это совершенно не означает, что нужно стать частью стада. Независимость нужно отстаивать.

Учите ребенка правильно вести себя: можно быть не таким, как все, но при этом быть душой компании, а не человеком, которого каждый хочет пнуть.

Излишняя самоуверенность или гипер-застенчивость – враги ребенка. От них нужно избавляться.

Кроме того…

  1. Коллекционируйте достоинства. То есть, повышайте самооценку ребенка и избавляйте его от комплексов. Здоровая уверенность в себе – ключ к успеху.
  2. Хорошая выдержка – черта характера волевого человека. Игнорировать с достоинством – это тоже нужно уметь.
  3. Ничего не бояться. Здесь все как с собаками: если та чувствует, что вы ее боитесь – обязательно кинется. Ребенок всегда должен чувствовать себя уверенно, а для этого нужно побороть страхи и комплексы.
  4. Развивайте чувство юмора в ребенке. Во многих ситуациях достаточно своевременной шутки, чтобы остудить горячие головы и разрядить обстановку.
  5. Расширяйте возможности ребенка для общения.
  6. Позвольте ребенку самовыражаться. Не загоняйте его в придуманные вами рамки. Чем больше ребенок реализует себя, тем более натренированными становятся его сильные стороны, тем выше его вера в себя.

Как помочь своему чаду, если он все-таки стал жертвой буллинга?

  • Учим ребенка фиксировать факты травли (диктофон, камера, фото и скриншоты, и пр.).
  • С доказательствами обращаемся к учителю — и ищем выход с классным руководителем и родителями агрессоров.
  • Обращаемся к психологу или психиатру (государственному, лицензированному!), который может зафиксировать факт нанесенного ребенку морального вреда.
  • При отсутствии изменений — пишем жалобы директору школы. Далее, при отсутствии результата — в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если реакции по-прежнему – ноль, пишем жалобы о бездействии вышеописанных адресатов в Департамент образования, уполномоченному по правам человека, а также в прокуратуру.
  • Не забываем собирать все чеки – на лекарства ребенку для лечения психических и прочих травм, на врачей, на репетиторов, если пришлось пропускать школу из-за буллинга, на испорченное агрессорами имущество, на юристов, и проч.
  • Фиксируем травмы, если таковые были, и обращаемся в полицию с заявлением и бумагой из мед/учреждения.
  • Далее подаем в суд с требованием возмещения морального вреда и убытков.
  • Не забываем об общественном резонансе. Именно он часто помогает быстро решить проблему и заставляет двигаться все «винтики» в системе образования и проч. Пишите посты в соцсетях в соответствующих группах, пишите в СМИ, которые занимаются такими проблемами, и пр.

И, конечно, не забываем воспитывать в ребенке уверенность и объяснять, что проблема буллинга – не в нем.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Оно означает очень тревожное явление - травля ребёнка в школе стала обыденностью: в учебных заведениях происходит всё больше и больше насилия, в первую очередь психологического.

Этот термин возник в Великобритании в 1985 году, хотя само явление стало известным ещё в начале XX века, когда о нём появились первые публикации.

Понятие буллинга охватывает множество форм травли и психологического насилия, не зависящих от возраста, пола, социального положения ученика. Цель издевательств - подавление персональных черт, индивидуальности ребёнка.

Обычно издевается другой ученик - «гонитель» (название возникло от слова bully - хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление.

Однако так же часто встречается коллективная форма травли, в которой участвует несколько преследователей. Для неё правильнее использовать другой термин - моббинг (от mob - толпа). Считается, что моббинг - более мягкая форма травли, а буллинг - более острая, но, на наш взгляд, это принципиально некорректный подход к проблеме.

Лжёт ли статистика

По данным западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается. Но, кроме школы, встречается буллинг и в детском саду, и у взрослых.

Исследования в российской школе начались значительно позже - в конце 2000-х годов. Они также выявили, что издевательства - массовое явление. Так, в 2010 году исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже - 13 и 12% соответственно.

Однако, как нам представляется, данные преуменьшены. Возможно, это статистика из достаточно «благополучной» школы. И уж совершенно точно она не включает детей, которые оказываются инициаторами издевательств, а ведь это группа наибольшего риска.

Наши наблюдения за буллингом показывают, что это заметно более распространённое явление в России, чем в странах Запада. В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг - это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий - попустительство насилию в среде детей, - вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

5 причин буллинга

Без понимания причин детской травли в решении проблемы продвинуться не получится. Более того, неверное и примитивное понимание причин ведёт лишь к тому, что гонения будут усиливаться, а их проявления станут более яркими.

Во-первых, нужно отметить, что жертвами травли становятся ученики, проявляющие свою индивидуальность, обладающие явными особенностями. К ним относятся не только недостатки - задержки физического и психического здоровья, низкие академические результаты, - но и, напротив, опережающее интеллектуальное развитие, выдающиеся способности и дарования, учебные успехи.

Целью преследований является в первую очередь подавление индивидуальности, и мы хотим это особенно подчеркнуть.

Во-вторых, во многих разговорах и некоторых статьях о буллинге предлагают наивные и неверные трактовки его причин, как стремления детей установить определённую социальную иерархию в своей среде. Так трактовать мотивы травли неверно хотя бы потому, что она существует и в детских садах, у детей 3–6 лет, когда о социальной иерархии ещё не идёт и речи.

И да, это явление может использоваться как один из механизмов установления иерархии, но при этом формирование порядка подчинения не является непосредственной причиной гонений.

Как правило, буллинг, говоря привычным языком школы, - это попытка двоечников и троечников установить главенство над отличниками. Часто преследованиям подвергаются одарённые, талантливые дети со стороны завидующих им середнячков, для которых характерна бравада своими слабыми успехами.

В-третьих, что важно иметь в виду при выявлении и изучении проявлений буллинга: практически любой конфликт детей, их ссора, драка, даже если они кажутся совершенно случайными, в действительности неслучайны. Это лишь один из эпизодов издевательства (или защиты от него), тянущегося очень давно, который вы заметили. А за всем этим стоит скрытый от глаз взрослого океан детских взаимоотношений, каких-то реплик, дразнилок, игнорирования в ответ на обращение.

В-четвёртых, обычно родители гонителей поддерживают своих детей в этой роли. Они не только оправдывают, но и хвалят такое поведение, мотивируя это тем, что «надо добиваться своего», «быть сильными».

А родители жертв не поддерживают собственных детей и критикуют их: «Что же ты не дал ему сдачи», «Не надо было поддаваться», «Нужно быть умнее и самостоятельнее», «Следовало пожаловаться учителю». Происходит это в результате воспоминаний взрослых, как такого рода издевательства происходили в их детстве, и желания отыграться, отреагировать на эти события с помощью своего ребёнка.

В-пятых, наша традиционная школа с её обычными порядками и укладом (фронтальным, классно-урочным обучением; оценками; учителями, сосредоточенными на уроках и изо всех сил старающимися выполнить учебный план) практически ничего не может противостоять травле и преследованиям у детей.

На уроках гонения проявляются редко (например, во внезапных отказах отличников отвечать у доски, если им пригрозили до урока). А вот на переменах и во внеурочное время учитель не в состоянии контролировать детей.

Педагогу лучше скрыться, потому что он может быть обвинён в обоих случаях. Если вмешается и остановит инициатора, тогда его могут привлечь к ответственности родители гонителя за превышение полномочий. Если не вмешается - будет обвинён мамами и папами жертвы в халатности.

Кроме того, такого рода работа учителя не учитывается и не оплачивается.

Сама по себе оценочность нашей школы, оценки-отметки, которые ставят педагоги детям - это постоянный источник буллинга и моббинга. Поставили ребёнку «5» за то, за что многие в классе получили «3» и «2» и вот - повод для травли готов. Поставили кому-то «2», когда многие получили «4» и «5» - и это новая причина для издевательств.

Сигнал к гонениям очень часто подаёт именно педагог, сам того не замечая. И обозначает жертву - стоит ему произнести хотя бы одно критическое замечание по отношению к ребёнку или, напротив, выделить его из всей группы, похвалить.

Бывает достаточно одного эмоционального оценивающего возгласа взрослого, чтобы запустить травлю, не говоря уже о прокатившейся в последнее время «эпидемии» сообщений об учителях, пишущих на лбу детей «дурак» и что-то подобное.

Да, ребёнок может неадекватно себя вести и раздражать, но если педагог так явно обозначает жертву моббинга, что пишет что-то у неё на лбу - это крайний непрофессионализм и нарушение этики, за которое нужно не просто увольнять, а лишать педагогического диплома!

Часто классные руководители и учителя-предметники, зная о буллинге, используют его в своих целях для управления классом. Достаточно попросить о наведении порядка тех, кто практикует травлю одноклассников, кого-то из учеников поругать, что «он тянет назад весь класс».

Таким образом, детская травля и преследования имеют очень глубокие причины. Это результат и свидетельство того, что общество в своём развитии находится на довольно низком уровне. Это касается и общества в целом, и той среды, в которой живёт ребёнок.

Противостоять насилию в детском коллективе можно, лишь развив в среде детей отношения творческого сотрудничества и дружбы, внедрив в коллектив гуманистические ценности и уважение к индивидуальности ребёнка, какой бы она ни была.

Учителям необходимо создать вокруг учеников такую творческую атмосферу, которая бы демонстрировала им правильные и позитивные ценности и стратегии, направленные на уважение к личности и результатам её деятельности.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Самое важное - показать ребёнку, если он оказался объектом травли, что он не один, поддержать его.

Нельзя постоянно расспрашивать и заставлять его снова и снова пересказывать, как над ним издевались, и заново переживать унижение, угрозы, давление. Ещё более неуместно поднимать ребёнка на смех, насмехаться над его реакцией на буллинг, показывать, что всё это несерьёзно.

Выход из ситуации может состоять в том, чтобы научить сына или дочь не придавать значения провокациям, не реагировать, если вы чувствуете, что инициатор не станет переводить психологическое насилие в физическое.

Постарайтесь объяснить ребёнку, что гонители рассчитывают на панику жертвы, на проявление у неё психологической слабости, состоящей в плаче, жалобах, истерических вспышках. Демонстрация самодостаточности, достоинства и невозмутимости быстро усмиряет инициаторов.

Однако если вы чувствуете, что ребёнок не готов к демонстрации невозмутимости или боится физической расправы, следует обратиться к администрации школы, её директору, пригласить для беседы родителей инициаторов травли и дать им понять, что вы пойдёте до конца в защите своего ребёнка, обратитесь в прессу и правоохранительные органы.

Как правило, это бывает достаточно, чтобы решить проблему буллинга, ведь гонителями в конечном итоге движет низкая самооценка и желание повысить её за счёт жертвы.

Наталья Цымбаленко смогла остановить травлю в классе своего сына, ее рассказ на странице в Фейсбуке более 9 тысяч раз. Опираясь на свой опыт она разработала памятку, которая поможет другим родителям защитить своего ребенка.

Как-то Петя подошел и спросил: «Мама, а что такое вейп? Это не вредно?» Я в который раз подумала: как хорошо, что у нас с сыном доверительные отношения! Оказалось, что в классе, чтобы быть крутым, нужно курить вейп, и один мальчик из группы «шутников» сказал Мише, что тот может сдать ему деньги, и он купит ему вейп. Миша хотел вернуть некоторые позиции в классе и деньги принес. Мальчик деньги просто забрал…

Но проблема буллинга, травли – это не проблема личности, а проблема группы. Очень многие родители замечают, и я в свое время замечала, когда мой ребенок был в такой ситуации, что те же самые дети, которые в классе могут очень жестоко травить ребенка, оказавшись с этим же ребенком вне класса, например, в очереди в детскую поликлинику, могут два часа душа в душу играть, как лучшие друзья. Никакого напряжения. Когда они же оказываются в группе, у них индивидуальный мозг отшибает, их подминает групповая дисфункция.

В специализированной школе с репутацией может оказаться, что в среднем учителя тратят на детей времени меньше, потому что считают своим главным долгом хорошо вести свои уроки, их могут гораздо больше волновать оценки учеников, а не их отношения. Бытует мнение, что учителя не должны во все вмешиваться, а заниматься только своим делом. Они, конечно, не должны вмешиваться во все – слишком активное участие в детской жизни тоже вредно: дети имеют право на некоторую независимость личности. Но когда на них мало обращают внимания, потому что «наше дело просто встретиться в классе по химии», – это тоже плохо.

Травля может принимать разные формы, но все они причиняют вред. Даже если травля не носит физический характер, человек, подвергающийся буллингу, может на всю жизнь получить эмоциональную травму из-за пережитого. Вот почему очень важно прекратить это. Если над вами издеваются, есть вещи, которые вы можете предпринять, чтобы разобраться с обидчиком. Если вы являетесь свидетелем травли, тогда вы можете кое-что сделать, чтобы встать на защиту человека. Вы также можете поработать над повышением осведомленности среди сверстников и узнать о различных способах попросить о помощи.

Шаги

Разберитесь с обидчиком

  1. Уйдите. Если ситуация кажется угрожающей или опасной, лучше уйти от обидчика. Даже если это неопасная ситуация, помните - вы не обязаны выслушивать гадости в свой адрес. Лучше всего просто спокойно отойти от этого человека. Так вы дадите понять, что не намерены терпеть подобное поведение.

    • Подойдите к людям, - к учителю или кому-то еще - которые не допустят издевательства.
  2. Расскажите кому-нибудь о происходящем, чтобы остановить обидчика. Важно сразу сообщить о травле, чтобы она прекратилась. Рассказав кому-то, что над вами издеваются, вы постоите за себя и покажете обидчикам, что вы не будете терпеть издевательств над собой.

    • Обратитесь к учителю, родителям, школьному психологу или к кому-нибудь еще, кто сможет помочь, и немедленно сообщите им, что сказал или сделал обидчик по отношению к вам.
    • Скажите что-то вроде: «Алина надо мной издевается. Она постоянно высмеивает мой вес и не останавливается. Я просил(а) ее прекратить, но она продолжает делать это. Я думаю, что мне нужна помощь, чтобы с ней справиться».
    • Вы также можете написать записку, чтобы объяснить, что происходит. Отдайте ее учителю, школьному психологу или директору.
    • Обратитесь к кому-нибудь еще, если первый человек, которому вы рассказали о травле, ничего не предпринимает. Не соглашайтесь с тем, что вам придется мириться с издевательствами.
  3. Посмотрите обидчику прямо в глаза и попросите его остановиться. Твердость, решительность, а также уверенный язык тела - самый лучший способ обратиться к обидчику. Если обидчик продолжает приставать к вам, даже после того как вы ушли, дайте ему понять, что не будете мириться с таким поведением. Повернитесь и скажите ему в лицо, чтобы он прекратил.

    • Используйте уверенный язык тела - выпрямитесь и повернитесь к обидчику лицом. Смотрите ему в глаза во время разговора. Не опускайте взгляд вниз, и не пытайтесь стать «меньше», например, скрещивая руки или сгибая колени. Выпрямитесь в полный рост, держите руки по бокам, а ноги на ширине плеч.
    • Изложите свою просьбу коротко и ясно. Скажите что-то вроде: «Прекрати это, Алина», - или: «Саша, оставь меня в покое». При этом обязательно смотрите обидчику прямо в глаза и говорите спокойным, ясным голосом.
    • Не любезничайте с обидчиком и не оскорбляйте его. Если вы будете говорить приятные вещи человеку после того, как он оскорблял и унижал вас или физически угрожал вам, это лишь повысит его чувство превосходства. Обзывая обидчика, вы можете привести его в ярость, что заставит его приложить больше усилий, чтобы вам навредить.
  4. Сохраняйте спокойствие . Цель обидчика - получить от вас эмоциональный отклик, так что делайте все возможное, чтобы сохранять спокойствие и не показывать свои чувства. Старайтесь не демонстрировать злость, грусть или испуг. Человек может «питаться» этими эмоциями и прикладывать еще больше усилий.

    • Сделайте несколько глубоких вдохов и подумайте о чем-то, что вызывает у вас радостные эмоции. Вспомните, как вы получили хорошую оценку за контрольную, как играли с собакой, или представьте, как весело вы проводите выходные вместе с семьей. Это поможет вам отвлечься от данной ситуации и не реагировать на нее. Обязательно во время этого держите глаза открытыми и сохраняйте зрительный контакт с обидчиком.
    • Отвечайте обидчику спокойно и уравновешенно. Например, можете сказать: «Тимур, я знаю, ты думаешь, что это смешно, но это не так. Прекрати». Или: «Прекрати сейчас же, или я расскажу учителю о твоем поведении».
    • Обязательно позже поговорите с кем-нибудь о том, какие чувства вызвал у вас обидчик. Поговорите с родителями, школьным психологом или учителем.

    Помогите кому-то, над кем издеваются

    1. Действуйте незамедлительно. Не мешкайте. Увидев или услышав, как над кем-то издеваются, вмешайтесь, чтобы немедленно остановить травлю. Если сами не можете вмешаться, найдите кого-нибудь, кто сможет. Взрослые, которые пытаются прекратить травлю, могут также попросить помощи у другого взрослого.

      • Вы можете попробовать заступиться за человека и сказать что-то вроде: «Прекрати, Антон!» Не оскорбляйте обидчика и не применяйте физическую силу, чтобы остановить его издевательства над человеком.
      • Если вы не можете вмешаться, или ваше вмешательство не сработало, попросите помощи у кого-нибудь еще. Например, если вы видите, что над кем-то издеваются на игровой площадке, сбегайте за учителем или старостой и расскажите ему о том, что произошло.
      • Не тяните до последнего - расскажите о происходящем сразу же. Если вы будете медлить, человек может пострадать.
      • Сообщите учителю или школьному психологу о любых продолжительных издевательствах, о которых вы знаете. Некоторые виды травли, например, изоляция или насмешки, могут остаться незамеченными учителями.
    2. Разделите обидчика и его жертву. Важно держать обидчика подальше от человека, которого он запугивает. Не заставляйте обе стороны находиться вместе в одной комнате или пожимать друг другу руки и мириться. Отведите их в отдельные комнаты и поговорите с каждым по отдельности.

      • Спросите каждого, что случилось.
      • Вы также можете поговорить с другими детьми, которые стали свидетелями издевательств, но не делайте этого перед обидчиком или его жертвой.
      • Потратьте время на выяснение деталей произошедшего. Не пытайтесь выяснить все на месте. Поговорите с обеими сторонами, опросите свидетелей, что они видели, а затем составьте полную картину.
    3. Отнеситесь к этому серьезно. Травля - это большая проблема, которая может обостриться и нанести человеку серьезный вред, как эмоциональный, так и физический, если ее не прекратить. Отнеситесь серьезно к любой травле, о которой услышите. В некоторых ситуациях вам даже может понадобиться связаться с полицией или службами экстренной помощи. Возможно, вам придется привлечь полицию или обратиться за медицинской помощью для человека, если:

      • в деле задействовано оружие;
      • от обидчика исходят угрозы;
      • насилие или угрозы мотивированы ненавистью, например, расизмом;
      • обидчик нанес серьезный физический ущерб человеку;
      • имеет место сексуальное насилие;
      • произошло что-то незаконное, например, вымогательство, шантаж или ограбление.

      Подавайте хороший пример

      1. Никогда ни над кем не издевайтесь в школе. Проанализируйте собственное отношение к одноклассникам. Есть ли среди них кто-нибудь, над кем вы, возможно, издеваетесь, даже непреднамеренно? Все обмениваются колкостями время от времени, но, если есть кто-то, кого вы часто дразните, остановитесь, даже если не расцениваете свои действия как травлю. Возьмите за правило быть любезным с людьми, даже если они вам не особо нравятся.

        • Не дразните человека, если не знаете его достаточно хорошо, чтобы понять его чувство юмора.
        • Не распространяйте слухи или сплетни о других людях - это один из видов травли.
        • Не нужно намеренно не обращать внимания на кого-либо или игнорировать его.
        • Никогда не распространяйте фотографии или информацию о ком-то в интернете без его согласия.
      2. Вступитесь за других людей. Если вы видите, что над кем-то в вашей школе издеваются, заступитесь за него. Оставаться безучастным - недостаточно. Обязательно вмешайтесь, чтобы жертва не пострадала еще больше. Например, можно поговорить с обидчиком, если это кажется вам безопасным, или сообщить директору школы о том, что вы видели.

        • Если ваши друзья начинают сплетничать о ком-то, дайте понять, что вы не участвуете в подобных вещах. Скажите что-нибудь вроде: «Я не люблю сплетничать. Можем поговорить о чем-нибудь другом?»
        • Если ваши друзья намеренно не обращают внимания на кого-то, сообщите, что было бы правильнее перестать игнорировать этого человека. Скажите: «Я думаю, мы должны лучше относиться к Кате. Новеньким всегда сложно в школе».
        • Если вы видите, что кого-то задирают и вы боитесь за безопасность этого человека, немедленно сообщите директору школы. Скажите: «Я беспокоюсь об Алексее. Я заметил(а), что некоторые мальчики из старших классов пристают к нему, когда он возвращается домой из школы».
      3. Сообщите всем, что издевательства должны прекратиться. Во многих школах проводят кампании по борьбе с издевательствами. Их организуют ученики, которые хотят сохранить в школах безопасность и дружелюбную атмосферу. Присоединитесь к группе или создайте ее в своей школе, чтобы привлечь внимание к проблеме травли и выяснить способы ее решения.

        • Попробуйте завести с друзьями разговор об издевательствах. Можете сказать: «Ты в курсе, что в нашей школе некоторые учащиеся по-прежнему издеваются над другими? Я думаю, это ужасно и хотел(а) бы что-нибудь сделать, чтобы прекратить это».
        • Поговорите со своим учителем или школьным психологом о том, как вы можете помочь. Например, вы можете выступить с презентацией о травле перед классом или организовать мероприятие, которое повысит осведомленность о данной проблеме.