Советы, как их прояснить. Подумайте, что делать с критикой

«Критики можно легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть ничем» ~ Аристотель

Люди реагируют на критику по-разному. Кто-то извлекает из нее уроки и относится к ней спокойно. Но для кого-то она является проблемой, которая вызывает гнев, оправдания, сомнения в себе и падение самооценки. Как же этого не допустить этой проблемы? Как правильно реагировать на критику? Как сделать так, чтобы критика приносила нам пользу, а не горечь и страдания?

Правило 1 — Успокаивайтесь и наблюдайте

Не поддавайтесь первой же реакции, которую рождает ваш ум и эмоции. Да, критика может быть неприятной, и я это знаю. Иногда, услышав такую критику, мы чувствуем, что наши труды не получили адекватной оценки, что наши личностные качества были поставлены под сомнения. Различия между собственными ожиданиями и мнением других людей порождает неприятный диссонанс: обида, раздражение, горечь и гнев провоцируют реакцию отчаянной защиты или агрессивной атаки на критикующего человека. В этом нет ничего странного и удивительного, так нас вынуждают действовать скрытые в нас природой защитные психологические механизмы.

Когда мы слышим отрицательную критику, мы бессознательно видим угрозу не только в отношении своего социального положения, но мы также чувствуем опасность для представлений о своем «Я», которые успели укорениться в нас. В общем, нам не нравится, когда о нас говорят то, что мы сами не привыкли о себе думать.

Поэтому бывает, что мы страстно и бурно реагируем на критику. Это, можно сказать, автоматическая психическая реакция. Но там, где есть автоматизм, не всегда есть место для здравого смысла и понимания. Гнев и обида сужают поле вашего восприятия , они приковывают все ваше внимание только к себе: вы намного больше думаете о том, как защититься от критики или как найти в этой критике слабые стороны, чем о том, насколько она может вам помочь .

Но если вы успокоитесь и расслабитесь, переждете первую бурную волну эмоций, то тогда ваше восприятие станет свободным от оглушающих его чувств, и вы увидите еще много того, что не видели до этого. Например, то, что в критической оценке, пусть и слишком субъективной, есть доля истины. И если вы примите ее во внимание, то в будущем это поможет вам избежать многих ошибок. Или, наоборот, вы поймете, что замечание было совершенно несправедливо, и человек, высказавший его, находился в дурном расположении духа, что спровоцировало его на недоброжелательную оценку вас и вашего труда.

Спокойный ум может видеть намного больше и мыслить намного более конструктивно, чем ум, подверженный сильным эмоциям.

Поэтому, прежде чем вдаваться в полемику или отвечать на электронное письмо, содержащее неприятную информацию о вашей работе, постарайтесь успокоиться. Существует много разных техник, которые помогут вам быстро взять себя в руки и восстановить душевный баланс:

  • Медленно сосчитать в уме до десяти
  • Cделать несколько глубоких медленных вдохов и выдохов животом
  • Записать все свои мысли и описать все свои чувства на бумаге, прежде чем отвечать. Что вы чувствуете? Что вы думаете? Выплеснете это на бумагу, а не на человека

Это хорошие и эффективные техники, которые помогут вам «переждать» первую реакцию и расслабиться.

Но мне нравится в этом случае (если позволяет время) просто понаблюдать за своим умом. Увидеть, как он беспокоится и мечется под жаром огня моего уязвленного самомнения. Как он становится предвзятым, перестает понимать, и застывает в воинственной стойке, чтобы кинуться на обидчика. Как он осыпает меня ворохом лести и самооправданий, чтобы сделать критику менее болезненной…

Вместо того, чтобы поддаваться первой реакции, просто спокойно понаблюдайте за ней. Как только вы замечаете, что ваш ум стал опять придумывать хитрые способы защититься от нападок критики, переводите внимание опять обратно к наблюдению. Так вы не только увидите, как бурная реакция постепенно ослабевает и сходит на нет, вы также узнаете много нового о себе, о том, как ведет себя ваш ум, как работает ваша психика. Из бесстрастного наблюдения за собой вы узнаете намного больше, чем из всех учебников психологии вместе взятых!

Но не нужно как-то осуждать эту реакцию вашего ума. Помните, в ней нет ничего плохого, ведь она естественная. Мы так устроены природой, что можем реагировать на критику подобным образом. Поэтому отнеситесь к этой реакции с любовью и пониманием, но, в то же время, старайтесь не поддаваться ей, а оставаться зрителем, не вовлеченным в представление.

Если вы этому научитесь, то вам будет намного легче (злоба, раздражение), вы сможете не реагировать на них сразу же, а использовать время, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы, с которой вы столкнулись. Этот навык очень полезен в жизни. Он поможет вам избежать множества ссор, скандалов и просто сложных ситуаций. Вы увидите, что первая реакция наиболее сильна всего-лишь несколько секунд: стоит выдержать это время, не поддаваться первой волне, как вам будет уже намного легче взять себя в руки.

Правило 2 — Используйте критику как возможность стать лучше

Критика – это не всегда повод уронить ваше достоинство или обидеть вас. Она может послужить надежным помощником, который укажет вам на ваши слабости или слабости проекта, над которым вы работаете. Не очень правильно затыкать уши и сопротивляться, когда с вами разговаривает такой помощник. Но именно это делают люди, которые бурно реагируют на критику в свой адрес.

Если вы будете слушать этого помощника, то вы узнаете много нового о себе и, возможно, станете лучшим человеком! Если критика указывает вам на ваши слабые стороны, которые вы можете улучшить, то это совсем не повод расстраиваться! Ведь вы, скорее всего, скажете спасибо тому человеку, который вовремя скажет вам, что у вашего автомобиля неисправны тормоза. Вы немедленно отвезете машину в сервис и, возможно, сохраните себе здоровье или жизнь. Почему же нам так трудно принимать неодобрительную критику о себе?

Принимайте ее с благодарностью и применяйте с пользой для себя! И будьте уверены, практически . Поэтому не воспринимайте критику как приговор и укор себе!

Но, что если критика нацелена на те качества, которые вы не можете изменить? Тем более нет повода из-за нее переживать! Какой толк горевать о том, что не исправишь? обстоятельства такими, какие они есть.

Правило 3 — Просите детализировать

Иногда стоит уточнить критику. Прежде всего, поблагодарите человека за его критический комментарий. Далее следует убедиться, что вы его правильно поняли: вы можете уточнить какие-нибудь аспекты его замечания. Например: «что вы имеете в виду под отсутствием ссылок на источники», «приведите пример, пожалуйста!»

Это поможет не только выиграть время, но и уточнить, детализировать критику и изменить вашу реакцию на нее. Например, сначала вам казалось, что сомнению подвергается качество вашей работы вообще, но после уточнения критического замечания вы убедились, что говорилось только об отдельном аспекте вашего труда: «Хорошо, я приведу пример. В разделе «программное обеспечение» у вас отсутствует анализ источников, на которые вы опирались. В разделе «технические решения» я также не увидел подробного анализа. Что касается остальных 12 разделов, то там анализа достаточно».

Согласитесь, такую критику намного легче принять, чем обобщенное утверждение «в своей работе вы не ссылаетесь на источники». Люди имеют склонность обобщать, поэтому просите их уточнять свои замечания и подтверждать конкретными примерами. То же самое касается жизненных ситуаций, а не только рабочих. Вместо того, чтобы ругаться с женой из-за того, что она назвала вас безответственным, спросите ее, в каких ситуациях вы бываете безответственным, и как часто происходят такие ситуации. Попросите ее привести примеры. С примерами всегда легче согласиться, чем с абстрактными обвинениями. С фактами не поспоришь, они помогают расставить точки над i. Может вы выясните, что вы действительно не проявляете большой ответственности в отношении своей жизни, и нужно что-то менять. Или вы придете к тому, что факты безответственного поведения преувеличены вашей супругой, они являются единичными. И во многих ситуациях вы остаетесь серьезным и решительным.

Эта тактика поможет не только уточнить то, что имел в виду критикующий, но позволит также взять тайм-аут, чтобы не поддаваться первой реакции, которая может оказаться самой разрушительной, когда у вас нет времени и возможности расслабляться и успокаиваться.

Правило 4 — Слушайте критику

Когда вы слушаете чью-то критику, старайтесь только слушать ее! Не следует сразу же после первых слов придумывать, что ответить, и как защититься. Так вы можете упустить некоторые важные детали в словах критикующего и выглядеть глупо, отвечая ему. И, конечно же, не следует перебивать собеседника, стараясь дать ему свой ответ. Слушайте его внимательно до конца, это поможет вам лучше понять слова другого человека, а также самому собраться с мыслями, чтобы ответить наиболее подходящим образом. Возьмите небольшую паузу, чтобы обдумать его слова. Никто вас за это не будит судить, наоборот, так вы продемонстрируете уважение к чужой точке зрения. Вы уделили ей время, обдумали ее, а не просто сказали то, что первое пришло вам в голову.

И чем более спокойно и вдумчиво вы ответите, тем меньше неадекватной критики вы услышите в ответ, и вам легче будет критику принять. Обуздывайте свое эго, но также не оскорбляйте эго того, кто вас критикует, относитесь к критике уважительно. Если два эго сцепятся в поединке, то здесь катастрофы не избежать. Взаимное уважение, умение слушать не дают этому столкновению произойти.

Правило 5 — Убедитесь, что критика соответствует своему предмету

Иногда следует убедиться, что тот, кто вас критикует, хорошо понял предмет и цель вашей работы. Например, часто на этом сайте я получаю критические отзывы о своих статьях. Многие из них действительно помогают мне писать лучше. Но другие как будто нацелены не на мою статью, а на другую, которую я не писал. Например, человек может критиковать то, что я в статье не указывал. Это может происходить в силу разных причин. Я мог не очень хорошо объяснить свою точку зрения. Или читатель не очень хорошо понял ее. Возможно, он просто поленился прочитать статью до конца, но покритиковать ее у него желание появилось. Я реагирую на такую критику по-разному. Иногда я пытаюсь выяснить, чем она вызвана. Может я действительно что-то плохо объяснил, и мне следует переформулировать свои мысли. Иногда я просто прохожу мимо, не отвечая, потому что не вижу смысла переделывать устойчивый образ, который сформировался у читателя, переиначившему мою работу на свой лад.

Поэтому, прежде чем реагировать на критику, следует убедиться, что она адресована именно вашей работе, а не искаженному образу этой работы в голове критика. Не нужно вовлекаться в спор о работе, которую вы не делали и реагировать на такую критику обидой. Ведь она адресована не вашей работе, а какому-то искаженному представлению ее в голове критикующего. И этот образ может иметь мало отношения к действительному предмету: не принимайте на свой счет. Человек мог сам что-то придумать, а потом критиковать то, что сам придумал, думая, что он осуждает вашу работу. Не поддавайтесь этой иллюзии.

Также эта критика должна учитывать цели данной работы. Например, не очень умно критиковать стиральную машину за то, что с нее нельзя отправлять СМС.

Правило 6 — Избавьтесь от установки, что вы должны быть идеальным

Избавьтесь от убеждения, что вы должны быть идеальны, а ваша работа должна получаться с первого раза наилучшим образом. Если бы все люди выполняли свою работу идеально, то не было бы необходимости в коллективном труде, совещаниях и обмене идеями. Люди вынуждены поддерживать друг друга, обсуждать результаты совместной работы, вносить предложения и указывать на ошибки. Даже самые высшие руководители не принимают важные решения в одиночку. Потому что они знают, что каждый человек ошибается.

Учитесь спокойно относиться к своим промахам и недостаткам. Как бы вы ни старались что-то делать, какие бы амбициозные цели ни ставили перед собой, как бы трепетно ни относились к своим задачам, всегда останется место для ошибки, несовершенства. Все мы люди и все мы ограничены своими знаниями, опытом, убеждениями. И чем больше мы думаем о том, что должны быть идеальны, тем дальше отодвигаем от себя совершенство! То, чего мы боимся, со временем становится нашей реальностью! Отвергая критику, отвергая все, что не соответствует нашим идеализированным представлениям о себе, о своей работе, мы отказываемся учиться. Мы отказываемся становиться лучше. Мы отказываемся двигаться к совершенству. Жизнестойкость наших иллюзий и шатких представлений о сами себе для нас становится важнее любого развития.

О том, насколько могут быть губительными эти установки, я расскажу в следующем пункте, приведя пример из жизни.

Правило 7 — Не спорьте с чужим впечатлением, прислушивайтесь к нему

Несколько лет назад на одном форуме я увидел просьбу одного участника оценить его онлайн-проект. Задумка сайта была любопытная. Но реализация была совсем на низком уровне: мелкий шрифт, отсутствие абзацев, путаный стиль изложения информации, трудность с навигацией, совершенно неприглядный дизайн, отсутствие оптимизации.

Критикующие озвучили все эти недостатки, показали примеры успешных сайтов и внесли предложения, как и что нужно исправить, чтобы сайт стал популярным. То есть критика была нацелена больше на помощь, чем на очернение работы этого человека.

Но в своем впечатлении никогда нельзя ошибиться! Если на кого-то ваша работа производит отталкивающий эффект, то этот эффект такой, какой он есть. Если кто-то говорит, что ему неудобно читать текст на вашей презентации или его глаз напрягают цвета разработанного вами дизайна, то он, скорее всего вас не обманывает. Да, это впечатление может измениться со временем, но сейчас оно именно такое и, скорее всего, не просто так. Если вы делаете работу для людей, а не для того, чтобы любоваться ей в одиночестве, то, тем более, имеет смысл прислушаться к мнению людей.

Автор сайта, о котором я говорил, мог прислушаться к мнению тех, кто пытался ему помочь сделать сайт лучше для публики и, возможно, завоевать своих преданных читателей. Но, чтобы это сделать, ему нужно было избавиться от установки, что результат его многомесячного труда должен был быть совершенным. Но он был убежден в правильности своей оценки, в том, что он все знает лучше других людей, впечатления которых «неправильные», и никто кроме него не может оценивать его работу. С самого начала он не желал критики, несмотря на свою просьбу. Он хотел получить лишь похвалу проделанной работе. И в жертву своему самомнению и упрямству он принес потенциально успешный проект. Его сайта больше не существует.

Правило 8 — Используйте чужое мнение, чтобы дополнить перспективу

Разные люди мыслят по-разному. Они видят ситуацию по-разному. Они замечают то, что не замечают другие и, наоборот, не видят того, что видите вы. Именно поэтому мы вынуждены сотрудничать: наши точки зрения дополняют друг друга, даже если, на первый взгляд кажется, что они находятся в противоречии.

Это похоже на взгляд на одну и ту же точку на ландшафте, но с разных сторон. Вы стоите на холме с севера, а ваш коллега обозревает точку с равнины на юге. Вы видите ландшафт сверху: крыши домов, пики вышек, но не осознаете действительную высоту построек. Тогда как, если смотреть на них снизу, ваш глаз точнее заметит, насколько одни постройки отличаются по высоте от других. И противоречие, порожденное взглядом с разных перспектив только мнимое.

Открытое сотрудничество, готовность принять чужую точку зрения придают объем, глубину и завершенность рассматриваемой проблеме, будь это ваши отношения, ваша работа или вы сами.

Правило 9 — Оцените обстановку

Спросите себя: кто вас критикует? Может, это человек, который с самого начала был настроен против вас? Или тот, кто чувствует себя важным, когда критикует других? Или это ваш друг, который любит вас и желает вам помочь? В зависимости от ответов на эти вопросы изменится ваша реакция на критику.

Также задайте себе вопросы: почему меня критикуют? Справедливая критика или нет? Поняли ли меня правильно? Дал ли я какой-то повод для того, чтобы меня критиковали? Возможно, вы поймете, что неясно донесли свою мысль, чем и вызвали неблагожелательную реакцию. Или ваша работа действительно содержит какие-то недостатки, которые вы сможете исправить, вместо того, чтобы убеждать всех, что она идеальна.

Правило 10 — Благодарите за критику. Используйте ее как тренажер для Эго

Прежде чем бросаться в полемику, мысленно благодарите человека, который вас критикует. Ведь критика помогает вам стать лучше! Я уже писал, что она указывает на ваши ошибки и помогает вам их избежать. Но не только правдивые и вежливые критические замечания могут стать полезными для вас! Как бы это странно ни звучало, но самая полезная для вас критика может быть самой несправедливой и оскорбительной!

На моем сайте некоторые люди порой оставляют невежливые, обидные и несправедливые замечания о моих статьях, иногда переходящие на мою личность. Но именно такие комментарии закаляют мою способность спокойно реагировать на нелестную критику, не поддаваться своим эмоциям. Я называю такие комментарии: «тренажер для Эго» . Только самая нелестная критика способна пробудить мое Эго и оставить меня наедине с ним, увидеть его в высшей точке страсти и обуздать его. Это тяжело и не всегда получается. Бывает, эта борьба оставляет тяжелые эмоциональные раны. Но если эти раны оставить в покое, дать им зажить, а огню, бушующему внутри, — потухнуть, то рано или поздно на их месте появятся цветы опыта, развития и знания.

«Натренированное», имеющее иммунитет к оскорблениям Эго – залог , непоколебимой самооценки и твердого характера!

Мне бывает неприятно слышать отзывы тех, кто не ценит мой труд, как и любому другому человеку. Особенно если в этот труд вкладывается много энергии и моральных сил. Но часто именно из этих отзывов у меня рождался какой-нибудь прорыв в понимании: сильные эмоции не давали мне забыть о том, что мне сказали, и я вновь и вновь возвращался к этим обидным словам. Но постепенно покров эмоций спадал, и обнажалась истина. Я видел, что даже самая оскорбительная критика может содержать какое-то здравое зерно. Гневная реакция человека может быть следствием его личных проблем, но, в то же время, она может быть вызвана чем-нибудь во мне и указывать на что-то. Пускай его личное восприятие сильно исказило то, что он пытался рассказать. Но я могу взять его сообщение и расшифровать его, убрать из него все лишнее и использовать для себя!

Поэтому помните, что какой бы критика ни была: мягкой или агрессивной, правдивой или неадекватной, мотивированной любовью или ненавистью, она вся может стать для вас полезной! Вы можете найти в ней крупицы истины. А даже если не найдете, она закалит и укрепит ваше эго. Поэтому всегда благодарите людей за критику (не обязательно словами, можно сделать это в уме), ведь они оказывают вам неоценимую услугу, даже если сами об этом не догадываются!

Правило 11 — Обращайтесь к статистике

Часто критика бывает субъективной. Вместо того, чтобы терять душевное равновесие из-за мнения отдельно взятого человека, подумайте, что думают о предмете критики другие люди? Если кто-то раскритиковал вашу работу, то узнайте, как ее оценили другие ваши коллеги. Если кто-то раскритиковал лично вас, вспомните, что думают о вас ваши друзья. Они общаются с вами, любят и уважают вас несмотря на все ваши недостатки. Вы также можете спросить себя, что вы сами думаете о себе и своей работе? Вы также имеете большое право на голос и на участие в этой статистике! Часто мы настолько сильно переживаем из-за мнения другого человека, что забываем спросить у себя, что на самом деле думаем об этом мы.

Мнения бывают субъективными, мы все об этом прекрасно знаем, но не используем это знание. Тысячи хвалебных отзывов о нас и о нашей работе могут пройти мимо нас, нами незамеченные. Но один единственный негативный отзыв способен лишить нас настроения на целые дни! Но такие отзывы неминуемо возникнут, особенно, если вашу работу оценивает множество людей. (Помните афоризм Аристотеля в начале статьи?) Это естественно. Нельзя быть идеальным. Всем не угодишь.

Правило 12 — Не ввязывайтесь в бессмысленные споры

Старайтесь слушать критику, если она разумная, и просто проходить мимо нее, если она не соответствует действительности. Это сэкономит вам время и нервы. В своей статье « » я писал следующее. Когда человек спорит, его ум полностью нацелен на проведение атаки на оппонента или на осуществлении защиты собственной точки зрения. Его не интересует истина, он либо защищается, либо атакует, будучи не в состоянии понимать и воспринимать. Это мешает получать пользу из критики и совершенствоваться, а также рождает много неприятных эмоций.

Конечно, следует избегать бессмысленных споров, но это не значит, что в тех ситуациях, когда публика ждет вашего ответа, следует молча принимать любую, даже самую несправедливую критику. Иногда все же следует обратить внимание на недостатки критики или на несоответствие ее своему предмету.

Правило 13 — Реагируйте, когда это необходимо

В этой статье я писал, как важно принимать чужую критику, прислушиваться к ней, проявлять уважение. Но бывают ситуации, когда критика переходит в хамство и оскорбление. И реагировать на это нужно в соответствии с ситуацией. Если кто-то вас оскорбил в интернете – проходите мимо. Если же в реальной жизни кто-то регулярно обижает вас, то нельзя это просто молча терпеть. Надеюсь, что о том, как поступить в этой ситуации, вам подскажет ваша мудрость.

Мнение других людей о вас не всегда проистекает из реальных фактов. Иногда оно является лишь результатом их личных домыслов, проекции своих страхов на вас. Бывает, что негативное впечатление о вашей личности или о вашей работе сложилось у людей в результате беглого впечатления, их склонности обобщать и не видеть целое. Часто мнение человека о вас, выражающееся в критике – это только его личная проблема, а не ваша, даже если в этом мнении есть какая-то истина.

Смело берите эту истину, используйте ее ради своих нужд. А всю горечь и злобу оставьте самому критикующему, пускай они останутся с ним!

Помните, мнение касательно вас существует только в головах других людей и, чаще всего, там и остается, если вы не впускаете его в себя. Дайте людям право носить в своей голове любые мысли и любые мнения, какие они хотят! Не делайте большое дело из того, что это мнение именно такое, а не какое-то другое.

Но, тем не менее, не следует избегать реагировать на всякую критику. Иногда вас могут критиковать, чтобы просто вызвать ваше раздражение, или просто из желания вас обидеть. Такая критика может быть навязчивой и надоедливой, и нельзя оставлять это как есть, а реагировать.

Во многих ситуациях вам все равно придется отстаивать свое мнение, отсекать несправедливые нападки и защищаться. Если вам пришлось это делать, то делайте это со спокойным сердцем, без лишнего негодования. Будьте настойчивы в защите своего мнения, там где ситуация требует настойчивости, при этом не теряя такта и умения слушать.

Как перестать переживать из-за критики, из-за того, что думают о тебе другие? Как относиться спокойно к чужим словам? Прислушиваться к дельным советам и не обращать внимания на откровенную чушь и троллинг? Мудрые советы дает Эллен Хендриксен, психолог и автор блога Savvy Psychologist.

Большинству из нас не все равно, что о нас подумают другие. И это нормально. Если бы это было не так и мы все жили бы без оглядки на окружающих, наше общество очень скоро погрузилось бы в хаос. Мы приучились существовать в группе давным-давно, поскольку лишь сообща могли выжить и прокормиться. Поэтому страх стать изгоем до сих пор силен в нас.

Сегодня у нас уже нет такой острой потребности в коллективе, чтобы получить еду и защиту, однако мы по-прежнему ищем поддержки и принятия у тех, кто нас окружает. Но спросите любого рок-певца или эксперта по самопомощи, стоит ли вам заботиться о том, что скажут другие. Вы почти гарантированно услышите одно и то же: пошлите всех к черту и слушайте себя. Но в этом вся проблема. Тон всех этих советов про то, как «послать всех подальше», звучит слишком категорично. Кроме того, если человек постоянно и настойчиво повторяет их, возникает мысль, что его как раз слишком беспокоит чужое мнение – иначе зачем бы он вообще стал сотрясать воздух. Мне – а скорее всего, и большинству из вас – больше по душе золотая середина. Я не прочь выслушать конструктивную критику от тех, кто мне небезразличен. Но я также предпочту игнорировать тех, кто распространяет обо мне сплетни, говорит гадости за спиной или занимается троллингом. Вот несколько советов, как отключить беспокойство и сказать себе: «пусть ненавистники ненавидят».

1. ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧЬЕ МНЕНИЕ ВАС ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВОЛНУЕТ

Наш мозг обожает делать широкие обобщения. Если он заставляет вас переживать, что люди вас осудят, все отвернутся от вас и кто-то на вас обидится, спросите себя – а кто именно? Составьте список, прямо по именам. Тогда это пугающее «все» сожмется до небольшой группы – ваша семья, партнер, начальник на работе, возможно, любопытная соседка. Но не «все».

2. ПОЙМИТЕ, ЧЕЙ ГОЛОС ЗВУЧИТ У ВАС В ГОЛОВЕ

Если вы боитесь, что вас осудят, хотя никто конкретно не собирается вам ничего говорить, подумайте: кто научил вас бояться? Может, в детстве кто-то изводил вас вопросами вроде «А что подумают соседи?» или говорил что-то вроде «Я бы не стал этого делать. Люди неправильно это поймут». Большинство из нас впитали с грудным молоком страх не понравиться другим людям. Но есть хорошие новости: даже если эти стереотипы прочно засели в нас, мы способны переучиться. Со временем, постоянно практикуясь, вы сможете заменить «А что подумают соседи?» на «Большинство людей слишком заняты собой, чтобы судить меня» или «Если я им не нравлюсь, это их проблемы».

3. НЕ ТОРОПИТЕСЬ ЗАЩИЩАТЬСЯ

Если в ответ на критику мы сразу выстраиваем перед собой железобетонную стену, от нее будет отскакивать все – не только упреки, но и полезные советы. Вместо того, чтобы затыкать уши и уходить в глухую оборону, попробуйте выслушать то, что вам говорят, и уже потом решить, стоит ли принять это к сведению или проигнорировать.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПОМОГУ

4. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, КАК ПРЕПОДНОСИТСЯ КРИТИКА


Если человек потратил свое время на то, чтобы дать вам конструктивную обратную связь, – например, осторожно указал на то, что его смущает в вашем поведении (но не в вашей личности!) – к нему обязательно стоит прислушаться, даже если в конце концов вы решите не принимать его совет. Но если ваш собеседник переходит на личности, говорит расплывчато или делает двусмысленные комплименты вроде «Ну, ты хотя бы не бездельничаешь», вы можете со спокойной совестью не обращать на это внимания. В конце концов, если они не дают себе труда выразить свою критику тактично, это больше говорит о них, чем о вас.

5. ЕСЛИ КТО-ТО ВАС КРИТИКУЕТ, ЭТО ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОН ПРАВ

Помните о том, что мнение других – не истина в последней инстанции. Вы можете не согласиться с вашими критиками. Но если все же вы чувствуете, что они правы, тогда…

6. ПРИМИТЕ УДАР С ДОСТОИНСТВОМ

Если вы чувствуете жгучую обиду, и уже готовы расплакаться, есть две причины не начать нападать в ответ. Оставаясь в рамках приличия и даже благодаря за критику, вы убьете сразу двух зайцев. Во-первых, вы покажите, что способны не терять самообладания даже под градом упреков, а это вызывает уважение. Во-вторых, вы будете горды тем, что способны реагировать конструктивно, а не огрызаться в ответ.

7. ПОДУМАЙТЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ С КРИТИКОЙ

Наш разум часто застревает в худшем из возможных сценариев – «Теперь все отвернутся от меня». «Все будут презирать меня, если я плохо выступлю», «все перестанут со мной общаться, если я не буду с ними соглашаться». Если вы постоянно боитесь катастрофы, подумайте, как вы поведете себя, если она действительно разразится. Что вы будете делать? К кому обратитесь за поддержкой? Если вы будете знать, что кто-то поддержит вас даже в самом худшем варианте развития событий, вы будете меньше его бояться.

8. ПОМНИТЕ, ЧТО ЛЮДИ МОГУТ ПОМЕНЯТЬ СВОЕ МНЕНИЕ


Общественное мнение переменчиво. Сегодня в вас кидают камни, а завтра будут носить на руках. Подумайте о великих ученых, изобретателях или писателях, которые поначалу подвергались насмешкам и гонениям, но затем были объявлены гениями. Если не свете и есть что-то стабильное, то это изменения. Поэтому, как поется в песне Стинга, «будь собой – что бы ни говорили вокруг».

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Cпециально для женщин, испытывающих трудности в отношениях.

ПОМОГУ

Закончить тяжелые отношения без разрушений себя - Пережить развод или вернуть мужа - Отремонтировать плохие отношения - Стать уверенной в себе и ценной - Найти мотивацию и силы, что бы сделать свою жизнь такой, как вы хотите.

Представим, каково это — ощущать себя под прицелом чьих‑то строгих глаз и выслушивать разные колкости. Для начала попробуем определиться, с какой целью нас критикуют. Дело в том, что, как правило, люди, режущие в наш адрес правду-матку, преследуют одну из трех целей: желают унизить нас чтобы повысить за чужой счет собственную самооценку; рассматривают нас как сломавшийся винтик, мешающий правильной работе служебной машины; искренне хотят помочь нам и делу. В последнем случае переживать и обижаться вообще нет смысла. Это все равно, что оступившись отталкивать протянутую руку. Но, даже если вас ругают откровенно незаслуженно, такой факт тоже не повод для того, чтобы придавать ситуации трагический оттенок. Дело в том, что, если вас постоянно и без оснований «кусает» кто‑то из коллег, скорее всего это является своеобразной похвалой вашим талантам. Таким образом ваш недоброжелатель фактически дает понять, что завидует вашим успехам и видит в вас опасного конкурента. Вспомните поговорку: «Хочешь, чтобы тебя все любили, будь больным и нищим». Гораздо опаснее, если вас вообще не замечают или постоянно угощают фальшивыми комплиментами. Впрочем, далеко не всем везет иметь настолько холодный аналитический ум, чтобы хладнокровно оценивать, стоит ли критическое замечание ваших переживаний или нет. И если вы не слишком толстокожи от природы и не способны играючи превратить словесный укол в шутку, то даже дружеский упрек лучшего товарища по офису, оброненный на ходу в ваш адрес, запросто способен вогнать вас в стресс. А поэтому учимся держать удар. Итак, метко выпущенное в вас едкое слово поразило цель. Мир сузился до размеров нанесенной вам обиды, и ни о чем другом, кроме как о бесконечном проигрывании травмирующей ситуации, вы сейчас думать не в состоянии.

В первую очередь постарайтесь восстановить дыхание и сердечный ритм, для чего стоит сделать серию коротких, но глубоких вдохов и резких выдохов, размять напряженные мышцы шеи, плеч, волосяного покрова. Многим помогают непродолжительные, но интенсивные упражнения, например отжимания (в качестве импровизированного тренажера по-пробуйте использовать край рабочего стола или иной предмет офисной обстановки). Можно также в энергичном темпе подняться по лестнице на несколько этажей, прогуляться в буфет или в местный магазинчик. Одним словом, постарайтесь мысленно переключиться на что‑то постороннее и дать мышцам работу, чтобы сжечь излишнюю концентрацию стрессовых гормонов в вашей крови. Крайне неудачное решение — сразу после разноса у начальства, когда вы напоминаете хорошо побитую боксерскую грушу, вернуться на свое рабочее место. Вряд ли вам удастся в ближайшее время под любопытными взглядами коллег прийти в норму. Помните, что, по данным многолетних наблюдений британских ученых, первый час после серьезной критики наиболее опасен возникновением инфарктов и инсультов. Поэтому дайте себе время на восстановление душевного равновесия и работоспособности. Если возможно, то лучше вообще выйти из офисного здания на улицу в близлежащий сквер или просто пройтись там, где маловероятно встретить знакомых и сослуживцев, чтобы избежать вопросов, только усугубляющих ваше состояние: «Да на тебе же лица нет, что случилось?»; «Слушай, старик, за что это директор так на тебя наехал?» Хотя справедливости ради стоит сказать, что некоторые люди в целях оперативной «психотерапии» как раз нуждаются в том, чтобы немедленно высказать за спиной обидчика все, что они о нем думают. Кто‑то с успехом заедает стресс чем‑то вкусным, другие срочно отправляются за покупками, третьи предпочитают наш народный «антидепрессант». Впрочем, по мнению специалистов, лучше всего неприятность, что называется, «отработать» физически и эмоционально, а не просто оглушить страдающий мозг ударной дозой спиртного.

Немного восстановившись физически, займитесь латанием душевных ран. Главное, что никакая критика не должна поколебать ваше уважение к самому себе. А для этого необходимо руководствоваться тем принципом, что идеальных людей нет, и каждый из нас имеет право на ошибку. В конце концов, наши промахи обогащают нас бесценным опытом и иного пути к самосовершенствованию, кроме как через просчеты и неудачи, нет.

Пользу

После просмотра спросите ваших зрителей, какое впечатление производитфильм в целом. Лучше четко формулировать вопросы, так как в противном случаепредметом обсуждения станут материи, имеющие к вашим задачам лишь косвенноеотношение. Устанавливать контакт с аудиторией следует очень осторожно,иначе вся затея может оказаться бесплодной. С одной стороны, вы должнывнимательно слушать, с другой - не забывать о своем собственном мнении офильме в целом. Говорите как можно меньше и любой ценой избегайте того,чтобы объяснять то, что вы хотели сказать. На этом этапе разъяснениянеуместны, так как они мешают зрителям составить собственное мнение. .Ведьсудить будут только ваш фильм, и комментарии тут не нужны. Так чтостарайтесь думать лишь о том, что скажут ваши критики. Нужно проявить немало мужества для того, чтобы спокойно сидеть изаписывать то, что скажут. Многие люди очень страдают, когда приходитсявыслушивать критику. Приготовьтесь к тому, что вас не поймут и не оценят. Ниже приводятся вопросы (начиная с самых общих), которые уместнозадать: О чем этот фильм? Какие в нем затрагиваются проблемы? Не слишком ли длинным он кажется? Что остается неясным или выглядит двусмысленным? Какие фрагменты фильма выглядят затянутыми? Какие фрагменты фильма оставили вас неравнодушным, какие показалисьхорошо сделанными? Что вы думаете о... (имя персонажа)? Как бы вы поступили... (ситуация или проблема)? По сути дела, вы подвергаете проверке то, что вы сами написали в графе"значение эпизода" в вашей диагностической форме, а заодно и вашу концепциюфильма. Если зрители проявят терпение, вы сможете узнать их отношение кбольшей части фрагментов фильма. Если же они станут выражатьнеудовольствие, вам удастся обсудить только те стороны фильма, которыевызывают у вас наибольшие сомнения. Записывайте все, что говорят о фильме, или же сделайте магнитнуюзапись, которую вы сможете проработать позднее. Тогда вы сумеете взглянутьна картину глазами, например, тех троих из ваших зрителей, которые непоняли, что мальчик, о котором идет речь в фильме, был сыном "той женщины".Конечно, скрытые указания на их родство уже содержатся в других фрагментахфильма, но теперь вы постараетесь включить кадры, где он называет ее "мама".И это решит проблему. Раздраженному режиссеру частенько приходится выслушивать мнениекритиков, которые говорят не о фильме, а исключительно о том, какой фильмсняли бы они сами (в киношколах именно так и происходит). В этом случаепостарайтесь дипломатично перевести разговор на интересующую вас тему. Способность воспринимать критику означает умение воспринимать разныемнения. Через какое-то время вы задумаетесь над тем, как же вам поступать состоль противоречивыми мнениями. Помните о том, что ваши критики пристрастныи субъективны. Поэтому не стремитесь учитывать все сказанное - задуматьсястоит только в том случае, если на один и тот же недостаток укажут несколькочеловек. А если возникнут противоположные мнения, то вам, возможно, лучшевообще ничего не менять. Не вносите изменений, не обдумав их хорошенько.Помните о том, что когда вы просите дать критический отзыв, люди, стремясьсделать полезный вклад в вашу работу, ищут то, что, по их мнению, нужноизменить. Никогда и ни при каких обстоятельствах вы не сможете угодитьвсем. Самое главное - не изменять замыслу. Вы не должны пересматривать егобез серьезных на то причин. Если же их нет, вы должны принимать во вниманиетолько те замечания, которые служат улучшению вашей собственной концепции. Для документалиста, да и для любого художника, это трудное время. Оченьпросто оказаться сбитым с толку и усомниться в сути своей работы.Продолжайте слушать и не поддавайтесь искушению немедленно начать кромсатьленту. В такие минуты документалист, как правило, считает, что результатомего усилий является никому не нужный хлам, что он потерпел неудачу и что всеего старания тщетны. Если вы чувствуете себя именно так, советую взять себяв руки. Учтите, что на первом просмотре ваш фильм неизбежно выглядит нелучшим образом. Зрителей страшно раздражают попадающиеся там и сямнесоответствия звука и изображения, кадры, которые по ошибке осталисьне вырезанными, эпизоды, которые следует вставить в другой контекст. Все этинедоработки снижают общее впечатление в глазах непрофессионального зрителя.Помните, что предстоящая вам шлифовка деталей окажет немалое влияние назрительское восприятие фильма.

Иногда лучше не спешить

Независимо от того, нравится вам ваш фильм или нет, будет хорошо, есливы на время отложите работу над ним и займетесь чем-нибудь другим. Еслиникогда раньше вы не сталкивались с этой проблемой, не волнуйтесь: сейчас выиспытываете муки творческого человека. Рождению всегда предшествует долгий иболезненный процесс. Когда через несколько дней или месяцев вы сновавернетесь к работе над фильмом, и стоящие перед вами проблемы уже не будутказаться неразрешимыми. Отрешиться на несколько дней от работы над монтажом - иллюзорная имучительная роскошь. В 95% случаев это не удается: на вас давят сроки,торопит продюсер и т. д. Тут приходится вернуться к тому совету, что былдан раньше. Вспомните про "пасьянс". Мы рекомендовали начать эту "игру" перед тем,как делать промежуточный или окончательный вариант монтажа фильма. После просмотра, который поверг вас в уныние, после всей критикипоследовательно разложите свои карточки с действенными и яркими названиямисцен на письменном столе, а еще лучше - на полу. Встаньте над ними во весьрост и мысленно проиграйте по ним драматургический ход собственногоизложения мыслей, а параллельно - ход мыслей и изменения переживаний вашихбудущих зрителей. На этом этапе обычно каждая из сцен уже смонтирована достаточно чисто.А потенциальные возможности наилучшего изменения драматургии скрываютсятолько в перестановке сцен. Причем, эти возможности настолько широки, чтопозволяют изменить смысл всего фильма даже на противоположный. К этому моменту изобразительный ряд и разговоры героев картинынастолько хорошо запечатлены в вашей памяти, что, перекладывая карточки наполу в новой последовательности, вы почти мгновенно обнаруживаете, какменяется смысл от перестановки сцен. Найдите оптимальный вариант иотправляйтесь в монтажную, за пользование которой вам вновь придетсяплатить. Нужно только напомнить, что все это лучше делать до записи диктора,музыки и шумов.

Пробуйте снова и снова

Если лента требует длительной обработки монтажером, приготовьтесь ктому, что вам придется устраивать несколько пробных показов в различныхаудиториях. Чтобы понять, в чем именно вы улучшили вашу ленту, вы можетепоказать окончательную версию фильма тем же зрителям, которые первымиувидели ваш фильм. Будучи режиссером и имея за плечами большой опыт работы монтажером, яуверен в том, что на самом деле фильм создается именно в процессемонтирования. На этом этапе отснятые метры приобретают волшебные очертанияфильма. Лишь немногие члены съемочной группы знают, что же на самом делепроисходит в монтажной. Ведь это работа алхимиков, о которой непосвященныене имеют ни малейшего понятия.

Окончательный вариант

Описанный выше процесс завершается созданием окончательного вариантафильма. Правда, из осторожности его обычно называют не окончательным, апросто беловым, поскольку в него еще можно вносить небольшие изменения.Некоторые из них связаны с подготовкой звуковых дорожек и музыки кмикшированию - сведению звука.

Звуковое микширование

Вы можете свести воедино все звуковые дорожки, когда вы уже: завершили работу над содержательной частью ленты, определили место музыкального сопровождения, рассортировали дорожки диалогов с тем, чтобы облегчить синхронизацию, записали и определили место дикторского текста, провели монтирование звуковых эффектов и атмосферных шумов, составили схему балансировки звука. На эту тему можно было бы написать отдельную книжку, так что нижеприводится перечень лишь основных шагов, которые вы должны будете сделать, атакже некоторые упрощающие этот процесс инструкции. Сбалансирование звукаопределяет следующее: Установление соотношений по силе звука: например, между записью голосаодного из персонажей на переднем плане и фоновым шумом автобусной остановкина заднем. Преобразование силы звука: уменьшение или увеличение силы звука так,чтобы, избегая наложений, можно было использовать новые компоненты, такие,как голос диктора, музыку или диалоги. Выравнивание: фильтрация и обработка отдельных звуковых дорожек,осуществляемая или для приведения в соответствие с другими дорожками, илидля обеспечения лучшей слышимости и комфорта при прослушивании. Например,режущий слух шум, производимый грохочущим транспортом, может быть смягчен,если несколько срезать низкие частоты, оставляя без изменения начальныйдиапазон. Оформление звукозаписи: введение таких приемов, как эхо, "голос потелефону" и т.д. Совершенствование диапазона звука: компрессор сокращает.широкийдинамический диапазон до размеров, допустимых в телетрансляции;ограничитель оставляет без изменений основной диапазон, но сводит вершиныгромкости звука к среднему уровню. Звуковая перспектива: выравнивание и работа над диапазоном звука вопределенной мере способствуют и появлению звуковой перспективы. Создание эффекта многомерного звукового пространства. Распределение стереоканалов: для создания эффекта пространственнойотдаленности при работе над стереодорожкой или дорожкой, совмещающейразличные звуки, различные компоненты звука следует помещать на различныезвуковые тракты. Очистка от ненужных шумов: применение системы Долби по сокращениюшумов, а также других подобных систем помогает свести к минимуму шипение,которое раздается в не сопровождаемых другими звуками эпизодах фильма. Вдумчивая заинтересованность, с которой зрители смотрят хороший фильм,может быстро исчезнуть из-за резких колебаний уровня, качества и типовзвукового оформления. За исключением моментов, которые и должны вызыватьшок, звуковое сопровождение фильма призвано способствовать переключениювнимания зрителей на следующий объект. Единственный способ, которым можно этого добиться - распределитьфрагменты звукозаписи в шахматном порядке между двумя или более дорожками.Работая и над кинолентой, и над видеофильмом, вы не сможете добитьсянужного сочетания звука или подогнать фрагмент звукозаписи с одной дорожки кзаписи на другой дорожке до тех пор, пока вы не разъедините сами дорожки.Причина этого проста: все изменения по преобразованию частоты требуютвремени, и они не могут быть сделаны одним махом в месте соединения двухдорожек.

Отношения подчиненного и начальника часто строятся так, что один постоянно переживает из-за недовольства второго. Как пережить предвзятое отношение начальника, не уволиться и сохранить нервы?

Довольно часто мы сами понимаем, что заслужили нареканий, ведь довольно часто на человеческий фактор влияет на физическое здоровье, эмоциональное состояние или на отсутствие времени. В результате вам приходится идти на ковер, где все зависит от вашего поведения.

Игнорирование

Вы можете стоять и делать вид, что вас не касается все происходящее, отключившись от реальности.

В результате ваши нервы останутся в порядке, но это никак не повлияет на ситуацию. Начальника вас отчитывает и надеется, что вы осознаете свою вину и исправите все недочеты. Он может подумать, что вы его не уважаете, так как равнодушно относитесь к разговору, который готовился заранее.

Вам надо внимательно смотреть на своего начальника и следить за движением его губ. Вы можете думать о чем-то своем, но выражение лица при этом должно быть не отсутствующим. Иногда кивайте головой и вставляйте фразы «все исправлю», «я согласен с Вами». Тогда босс поймет, что вы хотите работать и скорее исправлять свои ошибки, что вы уважаете его мнение.

Самоунижение

Вы должны уметь отвечать за свои поступки, ведь вы уже взрослый человек, поэтому избегайте фраз «простите меня, я так больше не буду». Начальнику не понравится такой ответ, который прозвучит как оправдание ничегонеделанию. Должного эффекта не принесут и отговорки, что вы не так поняли ситуацию.

В результате шеф только станет раздраженным из-за ваших невнятных фраз и оправданий, потому что вы унижаете себя такими словами.

Главное в такой ситуации не нести чепуху, а внятно и четко объяснить свою позицию, если считаете его претензии безосновательными. Если от вас требуют ответа, то надо его дать, а если же вас пригласили просто на профилактическую беседу, то можете отмолчаться.

Отрицание

Если начальник постоянно обвиняет вас во всех рабочих косяках, то не стоит обещать, что эта ситуация не повториться больше никогда. Вы объясняете свою неудачу чужими проблемами, поэтому и применяете оборонительную позицию.

В итоге вы демонстрируете больное самолюбие, когда отрицаете сам факт вины. В глазах босса вы будете выглядеть неуправляемым сотрудником. Кроме того, начальник имеет полное право критиковать своих подчиненных, если у него такую возможность отобрать, то он будет чувствовать себя некомфортно. В результате он от вас поспешит избавиться.

Вам надо научиться выслушивать критику, из нее тоже можно извлечь много интересного. Вы наладите контакт с начальником, сохраните свое рабочее место, если научитесь воспринимать все не так болезненно.

«Посмотри на себя»

Начальник пристально наблюдает за вами и замечает все: вы не закрываете двери, кладете не так документы, на столе постоянно бардак. Тогда вы просто не выдерживаете и высказываете ему все, что о нем думаете.

Ваша безрассудность и смелость может только удивить, ведь начальник вряд ли забудет это быстро. Скорее, ситуации повернется в другую сторону: он еще серьезнее станет относиться ко всем вашим промахам. В результате кому-то из вас придется покинуть организацию, и вы должны объективно понимать, что это будете вы, а не шеф. Держите себя в руках, тем более, что у него тоже есть свое начальство, которое его критикует. Лучше всего просто молчать, ведь вряд ли срывы начальника происходят безо всяких причин.

1. Какой смысл снова это переделывать?

2. Уговорили, скоро переделаю.

3. Ну сколько уже можно?

4. Если вам что-то не нравится, то делайте сами.

5. Ну если вы этого хотите…

6. Я все сделаю, но за последствия отвечать не буду.

Вместо этого делаем по-другому.

1. Не бойтесь конструктивной критики, а лучше извлеките из нее урок.

2. Не стоит соглашаться с критикой, которая построена на оскорблении. Переход на личности недопустим.

3. Если вы не виноваты в ситуации, то докажите это, при этом не сваливая вину на коллег.

4. Если вы не понимаете смысла претензии, то уточните ее во избежание новых проблем.