Особенности эллинистической науки. Эллинистическая наука


Министерство сельского хозяйства РФ Московская бюджетная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина

Кафедра: Социальных и экономических наук.
Контрольная работа по Философии.

Выполнила: Студентка 2 курса заочного обучения Передня Марина Николаевна
Шифр:10016
Проверила:

Москва 2012г.
Тема: «Эллинистическая наука»

    Введение.
    Возникновение эллинистических государств. Становление эллинистической цивилизации.
    Эллинистическая культура.
    Кинизм.
    Эпикуреизм.
    Стоицизм.
    Скептицизм.
    Эклектицизм.
    Заключение.
    Литература.

Введение.
Начало эллинистической цивилизации положили Восточный поход Александра Македонского и массовый колонизационный поток эллинов (греков и македонян) во вновь завоеванные земли. Хронологические и географические границы эллинистической цивилизации исследователями определяются по-разному в зависимости от трактовки понятия «эллинизм», введенного в науку еще в первой половине XIX в. И. Г. Дройзеном, но до сих пор остающегося спорным.
Накопление нового материала в результате археологических и исторических исследований оживило дискуссии о критериях и специфике эллинизма в разных регионах, о географических и временных границах эллинистического мира. Выдвигаются концепции пред эллинизма и пост эллинизма, т. е. возникновения элементов эллинистической цивилизации до греко-македонских завоеваний и их живучести (а иногда и регенерации) после крушения эллинистических государств.
При всей спорности этих проблем можно указать и на устоявшиеся взгляды. Несомненно, что процесс взаимодействия эллинского и переднеазиатских народов имел место и в предшествующий период, но греко-македонское завоевание придало ему размах и интенсивность. Новые формы культуры, политических и социально-экономических отношений, возникшие в период эллинизма, были продуктом синтеза, в котором местные, главным образом восточные, и греческие элементы играли ту или иную роль в зависимости от конкретно-исторических условий. Большая или меньшая значимость местных элементов наложила отпечаток на социально-экономическую и политическую структуру, формы социальной борьбы, характер культурного развития и в значительной мере определила дальнейшие исторические судьбы отдельных регионов эллинистического мира.
История эллинизма отчетливо делится на три периода-возникновение эллинистических государств (конец IV-начало III в. до н. э.), формирование социально-экономической и политической структуры и расцвет этих государств (III-начало II в. до н. э.) и период экономического спада, нарастания социальных противоречий и подчинения власти Рима (середина II-конец I в. до н. э.).
Действительно, уже с конца IV в. до н. э. можно проследить становление эллинистической цивилизации, на III в. и первую половину II в. до н. э. приходится период ее расцвета. Но упадок эллинистических держав и расширение в Средиземноморье римского господства, а в Передней и Центральной Азии- владений возникших местных государств не означали ее гибели. Как составной элемент она участвовала в формировании Парфянской и Греко-Бактрийской цивилизаций, а после подчинения Римом всего Восточного Средиземноморья на ее основе возник сложный сплав греко-римской цивилизации.
Возникновение эллинистических государств. Становление эллинистической цивилизации.

В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский п-ов, острова Эгейского моря. Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в истории такая огромная территория оказалась в рамках одной политической системы. В процессе завоеваний были основаны новые города, проложены новые пути сообщений и торговли между отдаленными областями. Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; в течение полувека после смерти Александра Македонского шла ожесточенная борьба между его полководцами-диадохами (преемниками), как их обычно называют,-за раздел его наследия.
В первые полтора десятилетия сохранялась фикция единства державы под номинальной властью Филиппа Арридея (323-316 гг. до н. э.) и малолетнего Александра IV (323-310 гг. до н. э.). Но в действительности уже по соглашению (323 г. до н. э.) власть в важнейших ее регионах оказалась в руках наиболее влиятельных и талантливых полководцев: Антипатра в Македонии и Греции, Лисимаха во Фракии, Птолемея в Египте, Антигона на юго-западе Малой Азии. Пердикке, командовавшему главными военными силами и фактическому регенту, подчинялись правители восточных сатрапий. Но попытка упрочить свое единовластие и распространить его на западные сатрапии закончилась гибелью Пердикки и положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э. в Трипарадисе произошло перераспределение сатрапий и должностей: Антипатр стал регентом, и к нему в Македонию из Вавилона была перевезена царская семья, Антигон был назначен стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившимися там войсками, и уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. В Вавилонию, утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначен командир гетайров Селевк.
Смерть в 319 г. до н. э. Антипатра, передавшего регентство Полиперхонту, старому, преданному царской династии полководцу, против которого выступил сын Антипатра Кассандр, поддержанный Антигоном, привела к новому усилению войн диадохов. Важным плацдармом стали Греция и Македония, где в борьбу были втянуты и царский дом, и македонская знать, и греческие полисы; в ходе ее погибли Филипп Арридей и другие члены царской семьи, а Кассандру удалось упрочить свое положение в Македонии. В Азии Антигон, одержав победу над Евменом и его союзниками, стал самым могущественным из диадохов, и сразу же против него сложилась коалиция Селевка, Птолемея, Кассандра и Лисимаха. Началась новая серия сражений на море и на суше в Сирии, Вавилонии, Малой Азии, Греции. В заключенном в 311 г. до н. э. мире хотя и фигурировало имя царя, но фактически о единстве державы уже не было речи, диадохи выступали как самостоятельные правители принадлежащих им земель. Новая фаза войны диадохов началась после умерщвления по приказу Кассандра юного Александра IV. В 306 г. до н. э. Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие диадохи присваивают себе царские титулы, тем самым признавая распад державы Александра и заявляя претензию на македонский престол. Наиболее активно стремился к нему Антигон.
Военные действия развертываются в Греции, Малой Азии и Эгеиде. В сражении с объединенными силами Селевка, Лисимаха и Кассандра в 301 г. до н. э. при Ипсе Антигон потерпел поражение и погиб. Произошло новое распределение сил: наряду с царством Птолемея I (305-282 гг. до н. э.), включавшем Египет, Киренаику и Келесирию, появилось крупное царство Селевка I (311-281 гг. до н. э.), объединившее Вавилонию, восточные сатрапии и переднеазиатские владения Антигона. Лисимах расширил границы своего царства в Малой Азии, Кассандр получил признание прав на македонский престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь разгорелась борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее престол занимали сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, Пирр Эпирский. Помимо династических войн в начале 270-х гг. до н. э. Македония и Греция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат (276-239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу над галатами, утвердился на македонском престоле, и при нем Македонское царство обрело политическую стабильность.
Полувековой период борьбы диадохов был временем становления нового, эллинистического общества со сложной социальной структур ой и новым типом государства. В деятельности диадохов, руководствовавшихся субъективными интересами, проявлялись в конечном счете объективные тенденции исторического развития Восточного Средиземноморья и Передней Азии- потребность в установлении тесных экономических связей глубинных районов с морским побережьем и связей между отдельными областями Средиземноморья-и вместе с тем тенденция сохранения этнической общности и традиционного политического и культурного единства отдельных районов, потребность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении новых земель, чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурном взаимодействии и т. д.
Несомненно, что индивидуальные особенности государственных деятелей, соперничавших в борьбе за власть, их военные и организаторские таланты или их бездарность, политическая близорукость, неукротимая энергия и неразборчивость в средствах для достижения целей, жестокость и корыстолюбие - все это осложняло ход событий, придавало ему острую драматичность, нередко отпечаток случайности. Тем не менее можно проследить общие черты политики диадохов. Каждый из них стремился объединить под своей властью внутренние и приморские области, обеспечить господство над важными путями, торговыми центрами и портами. Каждый стоял перед проблемой содержания сильной армии как реальной опоры власти. Основной костяк армии состоял из македонян и греков, входивших ранее в царское войско, и наемников, завербованных в Греции. Средства для их оплаты и содержания отчасти черпались из сокровищ, награбленных Александром или самими диадохами, но достаточно остро стоял вопрос и о сборах дани или податей с местного населения, а следовательно, об организации управления захваченными территориями и налаживании экономической жизни.
Во всех областях, кроме Македонии, стояла проблема взаимоотношений с местным населением. В решении ее заметны две тенденции: сближение греко-македонской и местной знати, использование традиционных форм социальной и политической организации и более жесткая политика по отношению к коренным слоям населения как к завоеванным и полностью бесправным, а также внедрение полисного устройства. В отношениях с дальними восточными сатрапиями диадохи придерживались сложившейся при Александре практики (возможно, восходящей к персидскому времени): власть была предоставлена местной знати на условиях признания зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок. Одним из средств экономического и политического укрепления власти на завоеванных территориях было основание новых городов. Эту политику, начатую Александром, активно продолжали диадохи. Города основывались и как стратегические пункты, и как административные и экономические центры, получавшие статус полиса. Одни из них возводились на пустующих землях и заселялись выходцами из Греции, Македонии и иных мест, другие возникали путем добровольного или принудительного соединения в один полис двух или нескольких обедневших городов или сельских поселений, третьи путем реорганизации восточных городов, пополненных греко-македонским населением. Характерно, что новые полисы появляются во всех областях эллинистического мира, но их число, расположение и способ возникновения отражают и специфику времени, и исторические особенности отдельных областей. В период борьбы диадохов одновременно с формированием новых, эллинистических государств шел процесс глубокого изменения материальной и духовной культуры народов Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Непрерывные войны, сопровождавшиеся крупными морскими сражениями, осадами и штурмами городов, а вместе с тем основание новых городов и крепостей выдвинули на первый план развитие военной и строительной техники. Совершенствовались и крепостные сооружения. Новые города строились в соответствии с принципами планировки, разработанными еще в V в. до н. э. Гипподамом Милетским: с прямыми и пересекающимися под прямым углом улицами, ориентированными, если позволял рельеф местности, по странам света. К главной, самой широкой улице примыкала агора, окруженная с трех сторон общественными зданиями и торговыми портиками, поблизости от нее обычно возводились храмы и гимнасии; театры и стадионы строили за пределами жилых кварталов. Город обносили оборонительными стенами с башнями, на возвышенном и важном в стратегическом отношении участке строилась цитадель. Строительство стен, башен, храмов и других крупных сооружений, требовало развития технических знаний и навыков в изготовлении механизмов для подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов, совершенствования разного рода блоков, зубчатых передач (типа шестерен), рычагов. Новые достижения технической мысли получили отражение в специальных сочинениях по архитектуре и строительству, появившихся в конце IV-III в. до н. э. и сохранивших нам имена архитекторов и механиков того времени-Филона, Гегетора Византийского, Диада, Хария, Эпимаха.

Эллинистическая культура.

Важнейшим наследием эллинистического мира была культура, получившая широкое распространение на периферии эллинистического мира и оказавшая огромное влияние на развитие римской культуры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру других народов древности и средневековья. Эллинистическая культура не была единообразной, в каждой области она формировалась в результате взаимодействия местных устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками. Сочетание этих элементов, формы синтеза определялись воздействием многих обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их культуры, социальной организацией, условиями экономической жизни, политической обстановкой и так далее,-специфических для данной местности. Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов - Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама, Пеллы и др., где греко-македонское население играло ведущую роль, отчетливо заметны особые для каждого города черты культурной жизни; тем яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств. Однако эллинистическую культуру можно рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантам свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры, с другой сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговых связей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формирование материальной и духовной культуры в период эллинизма. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической культуре более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурные традиции. Одним из стимулов формирования эллинистической культуры стало распространение эллинского образа жизни и эллинской системы образования. В полисах и в восточных городах, получавших статус полиса, возникали гимназии с палестрами, театры, стадионы и ипподромы; даже в небольших поселениях, не имевших полисного статуса, но заселенных ремесленниками и прочими выходцами с Балканского п-ова и побережья Малой Азии, появлялись греческие учителя и гимназии. Много внимания обучению молодежи, а следовательно, и сохранению основ эллинской культуры уделялось в исконно греческих городах. Система образования, как ее характеризуют авторы эллинистического времени, состояла из двух-трех ступеней в зависимости от экономического и культурного потенциала полиса. Мальчиков начиная с 7-летнего возраста обучали частные учителя или в общественных школах чтению, письму, счету, рисованию, гимнастике, знакомили их с мифами, поэмами Гомера и Гесиода: слушая и заучивая эти произведения, дети усваивали основы полисного этического и религиозного мировоззрения. Дальнейшее образование молодежи происходило в гимназиях. С 12 лет подростки обязаны были посещать палестру (школу физической подготовки), чтобы овладеть искусством пентатлона (пятиборья, включавшего бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья), и одновременно грамматическую школу, где они изучали сочинения поэтов, историков и логографов, геометрию, начала астрономии, обучались игре на музыкальных инструментах. 15-17 летние юноши слушали лекции по риторике, этике, логике, философии, математике, астрономии, географии, обучались верховой езде, кулачному бою, началам военного дела. В гимназии же продолжали свое образование и физическую тренировку эфебы-юноши, достигшие совершеннолетия и подлежавшие призыву на военную службу. Вероятно, этот же объем знаний с теми или иными местными вариациями получали мальчики и юноши в полисах восточно-эллинистических держав. За работой школ, подбором учителей, поведением и успехами учащихся строго следили гимназиарх и выборные лица из граждан полиса; расходы на содержание гимназия и учителей производились из полисной казны, иногда на эти цели поступали дарственные суммы от благодетелей, граждан и царей. Гимназии были не только учреждениями для обучения молодежи, но и местом состязаний в пятиборье и центром повседневной культурной жизни.

Литературный процесс эпохи эллинизма, с одной стороны, отражал существенные изменения в общей социальной и духовной атмосфере эллинистической эпохи, с другой - продолжал те традиции, которые уже оформились в литературе классического времени.

Кинизм.

Кинизм – одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским (445–360 до н.э.), по другой версии – его учеником и наиболее ярким представителем кинизма – Диогеном Синопским (412–323 до н.э.). Не принимая институционального характера, кинизм просуществовал почти тысячу лет вплоть до конца античности. Название школы происходит от греч. kyon – собака.
О жизни Антисфена сохранились довольно малочисленные сведения. Известно, что он не был полноправным гражданином Афин, будучи сыном свободного афинянина и фракийской рабыни. Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и
и т.д.................

Введение………………………………………………………………2

    Особенности научной мысли эпохи эллинизма…………….4

    Научные достижения эллинистической эпохи:

А) достижения ученых эллинистической эпохи в математике…..6

Б) достижения эллинистических ученых в области астрономии...9

В) зарождение науки о растениях и развитие медицины…………12

Г) развитие философской мысли в период эллинизма……………16

Заключение…………………………………………………………...17

Список источников…………………………………………………..18

Введение.

Актуальность темы.

Данная тема до сих пор является актуальной, в силу того что до сих пор открывая или изобретая что то новое, человек основывается на опыте предков. Гораздо легче разрабатывать что то, когда видна простота и эффективность предмета, которая стала известна еще задолго до настоящего времени. Именно поэтому ценность исследований в области древних открытий остается актуальной и сегодня.

Историография темы.

В мировом антиковедении эллинизм уже давно характеризуется как целостное и исторически обусловленное культурное явление, как цивилизационное единство, для которого характерен синтез греческих и восточных элементов (работы Ф. Кюмона , В. Тарна и др.).

В отечественной историографии вопросы культурной и религиозной истории эпохи эллинизма рассматривались в работах И. С. Свенцицкой, М. К. Трофимовой и Т. В. Блаватскойи др.

Произведения художественной литературы эпохи эллинизма (будь то поэзия, драма или проза) являются не только шедеврами культуры, но и ценными историческими источниками. Ученые черпают в них важные сведения о специфике политического развития эллинистических государств, менталитете и повседневной жизни их жителей, социально-экономических отношениях.

Целью моей работы является изучение научных открытий в области математики, астрономии, медицины, философии, сделанных в эллинистический период.

Основные задачи:

Выявить основные особенности научной мысли эпохи эллинизма;

Рассмотреть основные научные открытия эллинистического периода в истории;

Определить роль научных открытий эпохи эллинизма в становлении современной цивилизации.

Краткое содержание.

В данной работе определены хронологические рамки эпохи эллинизма. Показаны особенности научной мысли этого исторического периода такие как: повышение практического применения результатов научного исследования в разных областях государственной жизни и выделение науки в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

В работе говорится о том, что в этот краткий период истории возникает мощный интеллектуальный всплеск в математических знаниях, гуманитарных исследованиях, в естествознании, наблюдается постепенная дифференциация наук и формирование конкретных предметных областей с собственной лексикой, проблематикой, принципами обоснования истинности, инструментарием. Рождение научной географии, теоретической астрономии, лингвистики, филологии, исторической науки, геометрии и алгебры (как отдельных математических дисциплин) связывают именно с эпохой эллинизма. Определить роль научных открытий эпохи эллинизма в становлении современной цивилизации.

В результате исследования я пришел к выводу , что период эллинистической цивилизации был, пожалуй, наиболее блестящим веком в истории науки вплоть до XVII (17) века. Как пишут в своем фундаментальном исследовании «Западные цивилизации» Р. Лернер, С. Мичэм и Э. Берне, некоторые современные научные достижения немыслимы без открытий ученых Александрии, Пергама и других центров эллинистической культуры и науки.

Особенности научной мысли эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма – время между двумя датами: смертью Александра Македонского (323 г. до н.э.) и падением под натиском Рима династии Селевкидов (31 г. до н.э.).

В этот краткий период истории возникает мощный интеллектуальный всплеск в математических знаниях, гуманитарных исследованиях, в естествознании, наблюдается постепенная дифференциация наук и формирование конкретных предметных областей с собственной лексикой, проблематикой, принципами обоснования истинности, инструментарием. Рождение научной географии, теоретической астрономии, лингвистики, филологии, исторической науки, геометрии и алгебры (как отдельных математических дисциплин) связывают именно с эпохой эллинизма.

Невероятному расцвету всех областей знания способствовали разные факторы, но все они, так или иначе, связаны с последствиями походов Александра Македонского, спровоцировавших глобальное смешение культур. Греки получили доступ к знаниям покоренных соседей, а высокий престиж греческой культуры у местной элиты (правителей и знати) обеспечил материальную поддержку библиотекам и научным центрам.

Бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук является характерной особенностью эллинистической эпохи. Правящие монархи для управления державами, для ведения продолжительных и многочисленных войн нуждались в применении новых эффективных методов и средств и могли их получить, лишь используя результаты научного знания. При дворах эллинистических правителей создаются коллективы ученых, щедро субсидируемые правительством, занятые решением научных проблем.

Естественно, правителей интересовала не столько наука как таковая, сколько возможность ее практического применения в военном деле, строительстве, производстве, мореплавании и др. Поэтому одна из особенностей научной мысли эллинистической эпохи состояла в повышении практического применения результатов научного исследования в различных областях государственного управления и жизни. Бурное развитие науки и практическое применение ее результатов способствовало отделению науки от философии и выделению ее в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

Если в классическое время каждый крупный мыслитель (Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) занимался собственно философией и многими конкретными науками, то в эллинистическое время наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин. Математика и механика, астрономия и география, медицина и ботаника, филология и история стали рассматриваться как особые научные специальности, имеющие свою специфическую проблематику, свои методы исследования, собственные перспективы развития.


Александр Македонский

Достижения ученых эллинистической эпохи в математике.

Больших успехов достигли математика и астрономия. Эти науки развивались на основе, заложенной в классический период Пифагором и его школой, Анаксагором и Евдоксом. Вместе с тем богатый опыт математических исследований и астрономических наблюдений, проведенных представителями древневосточной науки, в частности вавилонскими и египетскими учеными, способствовал разработке эллинистической математики, астрономии и других научных дисциплин.

Выдающимися математиками (и вместе с тем представителями ряда отраслей физики) были три гиганта эллинистической науки: Эвклид из Александрии (конец IV - начало III вв. до н. э.), Архимед из Сиракуз (287-212 гг. до н. э.) и Аполлоний из Перги в Памфилии (вторая половина III в. до н. э.).

Наиболее известным произведением Эвклида стали его знаменитые «Начала», подлинная математическая энциклопедия своего времени, в которой автор систематизировал и придал формальную законченность многим идеям своих предшественников: Гиппократа Хиосского, Архита из Терента, Теэтета, Евдокса Книдского. Геометрия на плоскости, стереометрия, теория чисел, теория отношений, метод исчерпывания, иррациональные числа, теория правильных многогранников – все это нашло свое отражение в фундаментальном сочинении Евклида, которое стало образцом теории вплоть до середины XIX в., а во многом и до сегодняшнего дня. Вся математическая система Евклида основана на пяти постулатах и пяти аксиомах, принимаемых без доказательств. Изложенные Эвклидом математические знания легли в основу элементарной математики Нового времени и, как таковые, используются в средней школе до сих пор.

Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия, долго учился в Александрии. Он прославился как механик и математик, поразивший не только современников, но и потомков оригинальностью мышления, изобретательностью.Архимед был разносторонним ученым и внес огромный вклад в развитие античной математики и физики: он вычислил значение числа тс (пи) (отношение длины окружности к диаметру), заложил основы исчисления бесконечно малых и больших величин, решил отношение объема шара к объему описывающего его цилиндра, стал основателем гидростатики. Архимед, может быть, больше, чем любой другой ученый эллинизма, сделал для практического применения научных выводов.

Отметим, что в трудах Архимеда, может быть, впервые наука использовалась для решения технических задач. Он заложил основы дифференциального и интегрального исчисления и подошел к механике как к математической дисциплине. Он стал изобретателем планетария, приводившегося в движение водой и изображавшего движение небесных тел, сложного блока (так называемая «барулка») для передвижения тяжестей, бесконечного (так называемого архимедова) винта для откачивания воды из шахт, трюмов кораблей. Ряд его выводов применялся для улучшения конструкции осадных приспособлений и метательных машин.

Архимед был величайшим изобретателем-механиком, причем многие его изобретения использовались в военных целях. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону Сиракуз, осаждаемых римлянами. Он построил для обороны города метательные машины, позволявшие метать стрелы и камни весом до 10 талантов» (500 кг). Другие машины, как пишет Плутарх, «захватывали суда, поднимали их в воздух и затем кормою погружали в воду». Римляне в страхе обращались в бегство. Ворота города открыло предательство, при штурме Архимед был убит.

Крупнейшим вкладом Аполлония из Перги стала разработанная им теория конических сечений, основы геометрической алгебры и классификация иррациональных величин, которые предвосхитили открытия европейских математиков Нового времени. Аполлоний Пергский в "Конических сечениях" дал полное и законченное описание эллипса, параболы и гиперболы как сечений кругового конуса. Именно у Аполлония впервые встречается требование выполнять все геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Его сочинение закрыло дверь в геометрическую алгебру.

Достижения эллинистических ученых в области астрономии.

Замечательны достижения эллинистических ученых в области астрономии. Самыми крупными из них были Аристарх Самосский (310-230 гг. до н. э.), Эратосфен Киренский (275-200 гг. до н. э.) и Гиппарх Никейский (ок. 190 - ок. 126 гг. до н. э).

Величайшим достижением эллинистической астрономии была разработка Аристархом гелиоцентрической системы мира, поиск научных доказательств такого устройства Вселенной, которое предполагало огромные размеры Солнца. Вокруг него вращаются все планеты, в том числе и Земля, а звезды - это аналогичные Солнцу тела, находящиеся на громадных расстояниях от Земли и потому кажущиеся неподвижными. Энциклопедически образованным ученым был Эратосфен , которого по разносторонности и глубине знаний можно сравнить с великим Аристотелем. Известны его труды по исторической критике и хронологии, по математике и филологии, но наибольший вклад Эратосфен внес в астрономию и тесно связанную с изучением небесных светил теоретическую географию.

Используя математический аппарат, включая элементы тригонометрических вычислений, наблюдения за небесными телами, Эратосфен измерил окружность земного экватора, определив его в 39 700 тыс. км, что очень близко действительному размеру (около 40 тыс. км), определил длину и ширину обитаемой части Земли - тогдашней ойкумены, наклон плоскости эклиптики.

Исследование поверхности земного шара привело Эратосфена к выводу, что можно достичь Индии, если плыть на запад от Испании. Это наблюдение впоследствии было повторено рядом других ученых, и им руководствовался знаменитый Христофор Колумб, когда отправлялся в свое знаменитое плавание в Индию в конце XV в.

Одним из самых прославленных ученых эллинизма был Гиппарх . Он не принял гелиоцентрическую систему Аристарха Самосского и, использовав идеи своих предшественников, дал наиболее обстоятельную разработку так называемой геоцентрической системы устройства Вселенной, которая была заимствована Клавдием Птолемеем и, освященная авторитетом последнего, стала господствующей системой в средние века, вплоть до Коперника.

Гиппарх сделал целый ряд важных открытий: обнаружил явление прецессии равноденствий, более точно установил продолжительность солнечного года и лунного месяца и тем самым внес уточнения в действующий календарь, точнее определил расстояние от Земли до Луны. Он составил лучший для древности каталог - в него включены более 800 звезд с определением их долготы и широты и разделением их по яркости на три класса. Высокая точность выводов Гиппарха основывалась на более широком, чем у других ученых, использовании тригонометрических соотношений и вычислений.

Зарождение науки о растениях и развитие медицины.

Основателем науки о растениях считается ближайший ученик Аристотеля Феофраст из Лесбоса (372-287 гг. до н. э.), разносторонний ученый, автор многочисленных работ по самым различным специальностям. Однако наибольшее значение для дальнейшего развития науки имели его труды по ботанике, в частности «Исследование растений» и «Происхождение растений». На основе тщательных исследований Феофраста в III-I вв. до н. э. появилось несколько специальных трактатов по сельскому хозяйству и агрономии.

Большие успехи были сделаны в медицине.

Здесь достижения греческих ученых V-IV вв. до н. э., в частности знаменитого Гиппократа, и богатейшие традиции древневосточной медицины дали плодотворные результаты. Крупными светилами эллинистической медицины были Герофил из Халкедона и Эрасистрат из Кеосак, создатели двух влиятельных медицинских школ III в. до н. э.

Им принадлежат такие крупные открытия, как явление кровообращения, наличие нервной системы, установление различия между двигательными и чувствительными центрами и целый ряд других важных наблюдений в области физиологии и анатомии человека, которые были забыты и вновь открыты лишь в Новое время. Асклепиад из Прусы в I в. до н. э. прославился эффективным лечением больных с помощью диеты, прогулок, массажа и холодных ванн и добился таких больших успехов, что даже возникла легенда, будто он воскресил умершего человека.

Анатомия стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины: ее развитию в Александрии в немалой степени способствовал древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и производить живосечения на приговоренных к смертной казни. Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н.э.) отдавал ученым для вивисекции осужденных преступников: сначала вскрывали брюшную полость, потом рассекали диафрагму (после чего сразу же наступала смерть), затем открывали грудную клетку и исследовали расположение и строение органов.

Основателем описательной анатомии считается Герофил из Халкпдона в Малой Азии (ок. 335-280 гг. до н.э.), живший при Птолемее и проводивший свои медицинские исследования в александрийском Мусейоне. Его пригласил туда Птолемеи I и он воспользовался в полной мере огромными возможностями и предоставленной ему свободой. Герофил считается первым греком, который вскрывал человеческие трупы в присутствии учеников и ассистентов. Так как только монарх контролировал его исследования, не было никого, кто мог ему мешать в его работе. Благодаря этому Герофил смог создать основы систематической анатомии, став, таким образом, основателем знаменитой александрийской школы медицины. Он много внимания уделял исследованиям мозга, который, вопреки взглядам Аристотеля, считал носителем мысли (Аристотель усматривал его в сердце), изучал желудок, половые органы и глаза. До сих пор употребляются введенные им в анатомию термины, например сетчатка глаза и пр. Герофил первым провел различие между чувствительными и двигательными нервами, жилами и артериями и наблюдал ритм пульса. В свободное время от точных научных исследований занимался терапией, использовал очень много различных лекарств и написал практическое пособие по акушерству.

Преемником Герофила был Эрасистрат (ок. 240 гг. до н.э.). Долгое время Эрасистрат был придворным врачевателем правителя Сирийского царства Селевка I Никатора, а во времена Птолемея II Филадельфа жил и работал в Александрии. Эрасистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки, четко разделил нервы на чувствительные и двигательные и показал, что все они исходят из мозга. Мозговые желудочки и мозжечок он определил как вместилище души, а сердце - как центр жизненной пневмы. Эрасистрат так тщательно исследовал строение сердца и его клапанов, которым дал названия, что Гален практически уже ничего не добавил к его описанию. Он придерживался атомистической теории, посредством которой старался выяснить механизм деятельности живого организма. Весьма многим ему обязана и физиология. Эрасистрат весьма близко подошел к открытию тайны кровообращения, остановившись на самом пороге, ибо ему помешало представление, согласно которому, кровь течет только по венам, тогда как артерии переносят из сердца «оживляющее дыхание». При травмах и анатомировании кровь быстро вытекала из крупных артерий, упругие стенки которых не спадались, и эти сосуды оказывались наполненными воздухом. Каждый раз, произнося «артерия», мы воспроизводим эту ошибку античных анатомов, ибоε значит воздух, а ε течь..

Последователей Эрасистрата называли эразисграторами: их учениками были видные врачи древнего Рима - Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

Развитие философской мысли в период эллинизма.

Последним крупным философом эпохи эллинизма считается Эпикур (341–270 гг. до н.э.). В своем учении он на новом уровне возрождает идеи атомизма Демокрита. По его представлению возможна случайность движения атомов, отклонение их траектории от прямой линии. На основе атомизма Эпикур пытался объяснить не только природные явления, но и явления социальные и психические. По Эпикуру, ощущения возникают вследствие потока частиц, проникающих в органы чувств. Атомы, находясь в беспрерывном движении, образуют все сущее. Так возникла и Земля, затем от нее отделилось небо, Земля породила жизнь, а все, что не могло приспособиться к жизни на Земле, умирало. Естественным путем на Земле возник животный и растительный мир, а также человек.

Эпикур, как мы видим, не находил места божественному началу земной жизни. Он считал, что боги находятся далеко, в межзвездном пространстве, и в жизнь людей не вмешиваются. В последующие столетия понятие «эпикуреец» было аналогично понятию «безбожник».

Заключение.

В эпоху эллинизма произошел величайший переворот в познании человеком окружающего его мира - впервые собственно научные знания, отделившись от философии, обрели самостоятельность. Было сделано немало великих открытий во всех областях естественных и гуманитарных знаний. Имена Архимеда, Эвклида, Эратосфена стоят в ряду с именами великих современных ученых, открывая историю многих научных дисциплин.

Такова была наука эпохи эллинизма, во многих своих положениях и выводах опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.

Список источников

1. В.С. Поликарпов. История науки и техники (учебное пособие). – Ростов-на-Дону: изд-во - 1998г. 352с.

2. История науки и техники. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Ткачёва А.В. – СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2006г. 143с.

3.Хрестоматия по истории древнего мира: Эллинизм. Рим / Под ред. В.Г. Боруховича, С.Ю. Монахова, В.Н. Парфенова. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998г. 118с.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002г. 600 с.

Эпоха эллинизма – это период развития Античной цивилизации с 3 в до н. э. по 3 в. н. э. (384 г. до н. э. – 30 г. до н. э. , ранний эллинизм и далее, – поздний эллинизм). Центром наук и искусств постепенно становится египетский город Александрия.

При династии Птолемеев в городе был создан центр наук Мусейон (Музейон), где ученые находились на содержании государства. Александрийская библиотека – наиболее известная в древности – была основана при Александрийском мусейоне в начале 3 в. до н. э. при первых Птолемеях. Ее возглавляли крупнейшие учёные: Эратосфен, Аристарх Самофракийский, Каллимах и др. Начинает терять свое значение Александрия только в 3 в н. э, когда в 270 г. Мусейон был разрушен.

Математика. Крупнейшим математиком эллинистического периода был Евклид (ок. 3 в. до н. э.). Главный труд Евклида «Начала». Первые шесть книг представляют собой планиметрию, геометрию на плоскости. Первая книга начинается с определений, постулатов и аксиом. Вторая книга содержала геометрическую алгебру. Третья книга посвящена геометрии окружности и круга. Четвертая – многоугольникам. В пятой книге изложена теория пропорций как для соизмеримых величин, так и для несоизмеримых. В шестой книге теория пропорций дается как приложение в планиметрии. Седьмая, восьмая и десятая книги содержат теорию чисел, в том числе иррациональным. Одиннадцатая, двенадцатая и тринадцатая книги посвящены стереометрии. Каждая книга содержит определения и последовательность теорем. В математике Евклида пространство представлено как пустое, безграничное, изотропное и трехмерное.

Ученик Евклида – Аполлоний (262-190 гг. до н. э.), так же работавший в Александрии, создал теорию сечений конуса, связав воедино знания окружности, эллипса, параболы и гиперболы.

Крупнейшим математиком этого периода был Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.) из Сиракуз, который какое-то время жил в Александрии. Архимед считал своей заслугой вычисление соотношения объемов цилиндра и вписанного в него шара. Это соотношение Архимед определил, как 3:2. Архимед занимался исчислением и выразимостью неопределенно больших чисел. В то время вычислительные возможности математики сдерживались алфавитной системой счисления. Архимед показывает, что система натурального ряда имеет неограниченную продолжительность. Система чисел Архимеда построена по десятичному принципу: единицы (монады), десятки (декады), сотни (гекады), тысячи (хилиады), десятки тысяч (мириады) и т. д.

Архимед представил вселенную как шар, в центре которого находится Солнце.

После гибели Архимеда математика в Александрии постепенно приходит в упадок, что было связано с экономико-политическими причинами. После гибели Мусейона, ученые начали постепенно уезжать в Афины, где работали до 529, когда их деятельность была запрещена указом. В поздний период Античности резко замедляется, а затем и прекращается процесс образования математических теорий.

В римский период все большое значение приобретают вычислительные методы и задачи на вычисление. Образцом таких работ являются работы Герона из Александрии (1-2 вв.), например, его «Метрика». В этой книге содержатся правила для точного и приближенного определения площадей геометрических фигур и объемов тел; правила численного решения квадратных уравнений и извлечения квадратных и кубических корней; приводится формула Герона вычисления площади треугольника по трем его сторонам.

Вычислительные задачи интересовали и Диофонта (ок. 3 в), они изложены в «Арифметике». Диофонт прославился уравнениями, а также поиском приближения действительных чисел рациональными. Эти приближения в современной математике называют диафонтовыми.

В конце античного периода преобладают комментаторские работы, например, Гемина Родосского (ок. 1 в до н. э). Он излагал историю высших кривых: спирали, конхоиды, циссоиды и др. Он делил науки на теоретические (геометрия и арифметика) и практические (астрономия, механика, оптика, геодезия, правила счета).

Другой комментатор Теон из Александрии (4 в.) комментировал «Начала» Евклида, астрономический трактат «Альмагест». Его дочь Гипатия комментировала Архимеда, Аполлония, Диофонта.

Особое место среди комментаторов занимает Папп из Александрии (4 в.). Кроме комментариев он написал большое сочинение «Математические коллекции» в 8 книгах. До наших дней дошли шесть – 3-8 книги.

Последними значительными комментаторами были Прокл (5 в.) и Евтокий (6 в.), принадлежавшие к Афинской школе. Деятельность комментаторов прекратилась в 529 г. после известного указа императора Юстиниана.

Механика. Механика в античности не рассматривалась как часть физики. Она относилась к искусству, к ремеслу, к технике. Известным механиком был Архимед из Сиракуз, о котором мы уже упоминали в связи с его математическими работами. Его работы «Равновесие плоскостей», «Плавающие тела» принадлежат к механике. Архимед создал статику и гидростатику. Архимед научился определять центр тяжести тела. Создал теорию рычага.

Архимед сформулировал закон гидростатики, по которому на тело, погруженное в жидкость, будет действовать выталкивающая сила, величина которой равняется весу вытесненной этим телом жидкости. Как инженер, он создал подъемную машину – архимедов винт для подъема жидкости. Архимед был создателем боевых метательных машин, которые использовали для защиты Сиракуз от римлян.

В сочинениях Герона, о котором говорилось выше, «Механика», «Пневматика», «Диоптрика» систематически излагаются достижения античных авторов в области прикладной механики. Герон был создателем первой паровой машины, правда, как игрушки, в обществе с дешевым трудом рабов для этой машины не нашлось места.

Астрономия. Одним из известных астрономов того времени был Аристарх Самосский (ок. 280 г. до н. э.). Исходя из вычисления размеров Солнца и Земли, Аристарх установил, что Солнце гораздо больше по размерам, а большее не может вращаться вокруг меньшего. Исходя из гелиоцентризма, Аристарх объяснял и смену дня и ночи. Сложно сказать, почему гелиоцентризм не получил поддержки в античной астрономии. Возможно, в силу большого авторитета Аристотеля, придерживающегося другой позиции, возможно, по причине противоречия такой точки зрения обыденному представлению о движении Солнца вокруг Земли, или по каким-то другим причинам.

Наряду с гелиоцентризмом в эпоху эллинизма существовали смешанные системы –геогелиоцентрические, например система Гераклида Понтийского, который утверждал, что Солнце вращается вокруг Земли, но ближайшие планеты – Меркурий, и Венера вращаются вокруг Солнца.

Еще одним известным ученым-энциклопедистом, математиком, астрономом, филологом, хранителем Александрийской библиотеки был Эратосфен (276-194 гг. до н. э.). В области астрономии Эратосфен известен тем, что определил почти точно величину окружности Земли, он ошибся всего на 410 км. Прославился он как географ и геодезист. О его труде «География» мы знаем из упоминаний Страбона, известного географа александрийской эпохи.

Гиппарх Никейский (ок. 190 до н. э. - ок. 120 до н. э.) - древнегреческий астроном, географ, часто называемый величайшим астрономом Античности. Главным достижением Гиппарха считается открытие предварения равноденствий - прецессии, заключающееся в том, что точки равноденствий постепенно перемещаются среди звёзд, благодаря чему каждый год равноденствия наступают раньше, чем в предшествующие годы.

Другим новшеством Гиппарха при составлении каталога явилась система звёздных величин.

Генеральная линия развития астрономии в эпоху эллинизма связана с Клавдием Птолемеем (90-160) – крупнейшим астрономом римского периода, математиком, оптиком, географом.

Птолемей Жил в Александрии. Главное его сочинение «Великое построение» больше известно под арабским названием «Альмагест». Его изложение геоцентрической системы движения небесных тел и способы астрономических вычислений просуществовали до 17 века. В основе космоса Птолемея лежит эпициклическая модель движения светил вокруг центра Земли. Кроме того, Птолемей автор труда «География», где он собрал все географические знания своего времени.

Ученый Гипсикл ввел шестидесятичную систему исчисления для деления круга на 360 градусов, градуса – на 60 минут, минуты на 60 секунд.

Естествознание. Имеет место описательная зоология, например, сборник Аристофана из Византия, каталог птиц Каллимаха, ботанические сочинения Феофраста (ученика Аристотеля). Громадным стимулом для развития описательного естествознания стал поход Александра Македонского, которого сопровождали ученые, собиравшие коллекции и описывающие все, что встречалось в пути.

Крупнейшим ученым римского периода античной цивилизации был Гай Плиний Старший, автор монументального труда «Естественной истории» в 37 книгах, где изложены естественнонаучные, исторические, искусствоведческие, исторические знания. Это была настоящая энциклопедия.

Александрийская алхимия. Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Греки принесли в Египет свою натурфилософию, прежде всего учение Аристотеля. В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота (Дхути).

В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами. Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.

Именно в Александрийской академии происходит соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и рождается новая наука – khemeia. Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства".

Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии формируется традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели. Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута.

К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано Диоскоридом, I век н. э.). Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Амальгама золота начинает применяться для позолоты. Алхимиками разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием руды со свинцом и селитрой.

Первым значительным представителем александрийской химии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (ок. 200 до н. э.). У Болоса впервые появляется идея трансмутации металлов – превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной задачей всего алхимического периода.

Осуществление трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление латуни – жёлтого сплава меди с цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, является золотом.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью. Поскольку сосредоточением естествознания и античной философии являлась Александрийская академия, она неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания Александрийской академии, в т. ч. и храм Сераписа. В 529 г. римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погружается во мрак раннего средневековья. Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 г. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохраняются – поначалу в Византийской империи, а затем их перенимает арабский мир.

Медицина. Выдающимся врачом, ученым энциклопедистом римского периода был Цельс Авл Корнелий (Aulus Cornelius Celsus) (первая половина 1 в. н. э.). Его труд – медицинский раздел «О врачебном деле» сочинения «Искусства» адресован неспециалистам, сочинение представляет большой интерес, поскольку является основным источником сведений по медицине поздней античности. Идеи, которые высказывает Цельс в таких областях, как пластическая хирургия или учение о малярии, свидетельствуют о высокой степени развития медицины в его время.

Цельс был большим почитателем Гиппократа и одним из первых стал популяризировать учение греческого врача среди римлян. На сочинении Цельса, наряду с Гиппократовым корпусом (собранием сочинений школы Гиппократа) и трудами Галена, основываются практически все наши познания в области античной медицины. Анатомические описания Цельса кратки, но весьма внятны. Цельс был против вивисекции человека, но вскрытие трупов считал возможным. Цельс указывал, что пульс – недостаточный показатель состояния здоровья, поскольку зависит от пола, возраста и телосложения пациентов. Он отмечал, что даже временное расстройство пищеварения приводит к ослаблению пульса.

Цельс оставил превосходное описание малярии. Его мнение, что жар вызывается предпринимаемыми природой усилиями по выведению из организма вредоносных веществ, намного опередило его время. Цельс предложил литотомию (камнесечение) – операцию по раздроблению камней в мочевом пузыре. Описал пластические операции по восстановлению носа, губ и ушей. Интересовался лечением ран, переломов, вывихов, заболеваний костей, некрозов. Описывал фистулы, язвы, опухоли, грыжи, ампутацию конечностей и трепанацию черепа. Перечислил методы остановки кровотечений и способы перевязки кровеносных сосудов.

Еще одним великим врачом поздней Античности был Гален (129 -199) из города Пергам. В своем труде «О частях человеческого тела» Гален дает систематическое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Гален предложил начатую еще в эллинистическом Египте практику вивисекции на животных. Гален открыл, что кровь движется не только по венам, но и по артериям, до него считали, что по артериям движется воздух.

История. Крупнейшими историками эпохи эллинизма были Полибий, Тит Ливий, Плутарх из Херонеи, Иосиф Флавий, Плиний Младший, Тацит, Гай Транквилл Светоний.

Эпоха эллинизма стала периодом расцвета античной науки. Именно в это время наука стала отдельной сферой культуры, окончательно отделившись от философии. Ученых-энциклопедистов, подобных Аристотелю, теперь уже почти не было, но зато каждую научную дисциплину представляли имена крупных ученых. Немалую роль в развитии научных знаний сыграла всемерная поддержка науки эллинистическими правителями. В частности, Птолемеи способствовали превращению александрийского Мусея в главный научный центр цивилизованного мира того времени. В III-I вв. до н. э. большинство известных ученых либо активно работали в нем, либо получили в нем образование.

Античная наука имела ряд особенностей, отличающих ее от науки Нового времени, причем именно в эпоху эллинизма эти особенности проявились в полной мере. Так, в работе греческих ученых крайне малое место занимал эксперимент; главными методами научного исследования были наблюдение и логическое умозаключение. Представители эллинистической науки были скорее рационалистами, чем эмпириками. Еще важнее то, что во времена античности наука была почта совершенно оторвана от практики. В ней видели самоцель, не снисходящую до «низменных» практических потребностей. А потому в эллинистическом мире при очень большом прогрессе в теоретических науках весьма слабо была развита техника. С точки зрения теории античная наука была не только готова к изобретению паровой машины, но и совершила это техническое открытие. Механик Герон Александрийский (он жил на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э.) изобрел механизм, в котором вырывавшийся из отверстия пар своей силой подталкивал и заставлял вращаться металлический шарик. Но ни к каким практическим результатам его изобретение не привело. Для ученого паровое устройство было не более чем оригинальным плодом игры ума, а те, кто наблюдал за действием механизма, видели в нем занятную игрушку. Тем не менее Герон продолжал изобретать. В его кукольном театре выступали куклы-автоматы, которые самостоятельно разыгрывали целые пьесы, т. е. действовали по заданной сложной программе. Но и это изобретение в то время никак не было использовано на практике. Техника развивалась лишь в сферах, связанных с военным делом (осадные орудия, фортификационные сооружения) и строительством монументальных сооружений. Что же касается основных отраслей экономики, будь то сельское хозяйство или ремесло, то их техническая оснащенность из века в век оставалась примерно на одном и том же уровне.

Величайшим ученым эпохи эллинизма был математик, механик и физик Архимед из Сиракуз (ок. 287-212 до н. э.). Он получил образование в александрийском Мусее и некоторое время работал там, а затем возвратился в родной город и стал придворным ученым тирана Гиерона II. В своих многочисленных трудах Архимед развил ряд принципиальных теоретических положений (суммирование геометрической прогрессии, весьма точное вычисление числа «пи» и др.), обосновал закон рычага, открыл основной закон гидростатики (с тех пор его называют законом Архимеда). Среди античных ученых Архимед выделялся стремлением сочетать научно-теоретическую и практическую деятельность. Ему принадлежит большое количество инженерных изобретений: «архимедов винт», применявшийся для полива полей, планетарий – модель небесной сферы, позволявшая проследить движение небесных тел, мощные рычаги и др. Когда римляне осадили Сиракузы, по проектам Архимеда были сооружены многочисленные оборонительные орудия и машины, с помощью которых жителям города удавалось в течение долгого времени сдерживать натиск врагов и наносить им значительный урон. Однако, даже работая над устройствами, рассчитанными на практическое применение, ученый постоянно выступает в защиту «чистой» науки, развивающейся по собственным законам, а не под влиянием запросов жизни.

Как и ранее в греческом мире, в эпоху эллинизма приоритетной сферой математики была геометрия. В школьных учебниках изложение основных геометрических аксиом и теорем и по сей день дается в основном в той же последовательности, которую предложил ученый из Александрии Евклид (II Iв. до н.э.).

В области астрономии уже в начале эпохи эллинизма было совершено выдающееся открытие, намного опередившее свое время. Почти за две тысячи лет до Николая Коперника Аристарх Самосский (ок. 310-230 до н. э.) выдвинул гипотезу, согласно которой не Солнце и планеты вращаются вокруг Земли, как полагали раньше, а Земля и планеты вращаются вокруг Солнца. Однако Аристарх не сумел должным образом обосновать свою идею, допустил серьезные ошибки в вычислениях и тем скомпрометировал свою гелиоцентрическую теорию. Она не была воспринята наукой, по-прежнему признававшей геоцентрическую систему, основывающуюся на том, что Земля являлась центром мироздания. Отказ от признания теории Аристарха не был связан с причинами религиозного характера. Просто ученые посчитали, что эта концепция неадекватно объясняет природные явления. Сторонником геоцентризма был и Гиштрх (ок. 180/190-125 до н. э.). Именно этот известный астроном составил лучший в античности каталог видимых звезд, разбив их на классы в зависимости от звездной величины (яркости). Классификация Гиппарха, несколько модифицированная, принята в астрономии и по сей день. Греческий ученый весьма точно вычислил расстояние от Земли до Луны, уточнил продолжительность солнечного года и лунного месяца.

В эпоху эллинизма бурно развивается география . После дальних походов Александра Македонского грекам стали известны многие новые земли, причем не только на Востоке, но и на Западе. Примерно в то же время путешественник Пифей (Питеас) из Массилии (IV в. до н. э.) совершил плавание в северную часть Атлантического океана. Он обогнул Британские острова и, возможно, достиг берегов Скандинавии. Накопление новых эмпирических данных требовало их теоретического осмысления. Этот процесс связан в первую очередь с именем великого ученого Эратосфена Киренского (ок. 276-194 до н. э.), работавшего в Александрии и в течение многих лет возглавлявшего библиотеку Мусея. Эратосфен был одним из последних античных энциклопедистов: астрономом, математиком, филологом. Но наибольший вклад он внес в развитие географии. Эратосфен первым предположил существование на Земле Мирового океана. С удивительной для того времени точностью он вычислил длину земной окружности по меридиану и нанес на карты сетку параллелей. При этом за основу была взята восточная шестидесятеричная система (окружность Земли делится на 360 градусов), сохраняющаяся и по сей день. Уже на исходе эпохи эллинизма Страбон (64/63 до н.э. – 23/24 н. э.) составил описание всего известного тогда мира – от Британии до Индии. Хотя он был не ученым-исследователем, делавшим оригинальные открытия, а скорее популяризатором науки, тем не менее его фундаментальный труд весьма ценен.

Естествоиспытатель и философ, ученик Аристотеля, руководивший после него Ликеем, Феофраст (Теофраст, 372-287 до н. э.) стал основоположникомботаники . В III в. до н. э. врачи Герофил (р. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 – ок. 240 до н. э.), практиковавшие в Александрии, разработали научные основы анатомии . Прогрессу анатомических знаний во многом способствовали местные условия: вскрытие трупов в Египте не только не было запрещено, как в Греции, но, напротив, регулярно делалось при мумифицировании. В эпоху эллинизма была открыта нервная система, составлено правильное представление о системе кровообращения, установлена роль мозга в мышлении.

Из наук, которые ныне принято называть гуманитарными, в эпоху эллинизма наибольший приоритет получила филология. Ученые, работавшие в Александрийской библиотеке, составляли каталоги ее книжных богатств, исследовали и сопоставляли рукописи с целью определения наиболее аутентичных текстов древних авторов, писали комментарии к произведениям литературы. Крупными филологами были Аристофан Византийский (III в. до н. э.), Дидим (I в. до н. э.) и др.

Начиная с Аристотеля разделение наук, стихийно начатое еще ранее, получило свое теоретическое обоснование. Великих философских систем в Греции уже не рождалось, зато в отдельных науках и, прежде всего естественных, наблюдался значительный прогресс. Этот период связан с Александрией Египетской, с городом, где благодаря династии Птолемеев был создан центр наук – Мусейон и где ученые поддерживались государством. Там же находилась знаменитая Александрийская библиотека.

Астрономия. На первом этапе становления греческой астрономии этот процесс шел в двух направлениях: I) выдвижение астрономических гипотез, 2)развитие систематических и все более точных и регулярных наблюдений. И лишь в эллинистическую, даже римскую эпоху произошло соединение победившей гипотезы с накопленными наблюдениями, вернее гипотеза побеждает потому, что объясняет наблюдаемое. В первом направлении развивали астрономию в основном философы: Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Анаксагор, Филолай; во втором – те, кто занимался календарной астрономией: Клеостат с Тенедоса (конец 6-го в. до н.э.), Эпонид Хиосский (ок.450 г.до н.э.), Метон и Евктемон из Афин (ок. 430 г. до н.э.).

По-видимому, пифагорейцам принадлежит идея о шарообразности Земли, очевидно, из идей симметрии и геометрической идеальности. Эта идея стала общепризнанной в античной астрономии.

Еще Анаксимандр выдвинул идею о центральном положении Земли, свободно висящей в пространстве (правда ее форма ему виделась цилиндрической). Парадоксальная идея, но также принятая практически без доказательств.

Одним из первых, задолго до Коперника, Аристарх Самосский (кон. 4 в. – 1-я пол. 3 в. до н. э.), географ и астроном, высказывает идею гелиоцентрического устройства мира: Земля вращается вокруг неподвижного Солнца, находящегося в центре сферы неподвижных звёзд. Система Аристарха Самосского, однако, не была принята современниками. Почему? Из нее вытекали два следствия, не гармонирующие с античным представлением о космосе: практическая его бесконечность и разноприродность планет и звезд. Птолемей оценивает расстояние от Земли до Солнца в 1200 радиусов Земли, что в 10 000 раз меньше действительного. По-видимому, большинство греческих ученых не могло согласиться с тем, что звезды находятся невообразимо далеко от Земли.

Генеральной линией” развития греческой космологии стала геоцентрическая система Платона – Аристотеля – Птолемея.

Тогда же появляются первые попытки измерить размер Земли. Самое раннее описание метода измерения размера Земли относится к Эратосфену Киренскому (276 – 194 гг. до н. э.). Он же заложил математической географии. Оригинальное описание процедуры, как и большинство трудов Эратосфена, утеряно, но благодаря астроному Клеомеду нам известны и сам метод, и полученный результат – примерно 25000 миль (отличие от подлинной длины – 200-300 миль). Автор географических карт Мира. Труды по математике (теории чисел), астрономии, филологии, философии.

Математика. На Древнем Востоке математика возникла, по-видимому, задолго до греков. Но особенностью древнеегипетской и вавилонской математики было отсутствие в ней (за исключением отдельных элементов) единой системы доказательств, которая впервые появляется именно у греков. В Греции мы наблюдаем появление того, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, т.е. ввели в математику доказательство. Таким образом, в Греции имела место как практически-прикладная математика (искусство счисления), сходная с египетской и вавилонской, так и теоретическая математика, предполагавшая систематическую связь математических высказываний, строгий переход от одного предложения к другому с помощью доказательства. Возникает аксиоматический подход построения теории. Математика базировалась на наследии пифагорейской, элейской, милетской школ. Здесь следует акцентировать роль Зенона, способствовавшего оформлению теории доказательства, а также Аристотеля, осуществившего глобальный синтез известных приёмов логического доказательства и обобщившего их в регулятивный канон исследования, на который сознательно ориентировалось всякое научное познание. Именно математика как систематическая теория была впервые создана в Греции.

В 3 веке до н. э. появляется один из основных трудов античной математики – «Начала» Евклида, в которой он систематически изложил принципы элементарной геометрии (названной впоследствии евклидовой геометрией), элементы теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов. Разработкой методов нахождения площадей, поверхностей и объемов фигур и тел, (предвосхитивших интегральные методы), также занимался Архимед. Именно в античной геометрии были отработаны две основные процедуры теоретического рассуждения: прямая – доказательство геометрических положений, и обратная – решение проблем. Эти две процедуры являются историческим эквивалентом современной теоретической постановки и решения в технических науках задач "синтеза – анализа".

«Физика». Греческое слово «физика» в современных исследованиях по истории науки не случайно берётся в кавычки, ибо физика греков – нечто совсем иное, нежели современная естественно-научная дисциплина. Наука физика была такой наукой о природе, которая включало познание не путём «испытания», а путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. По сути своей это была созерцательная наука. Хотя грекам были известны многочисленные опытные данные, составившие предмет изучения последующего естествознания. Греки обнаружили «притягательные» особенности натертого янтаря, магнитных камней, явления преломления в жидких средах и т.п. Тем не менее, опытного естествознания в Греции не возникло. Почему? Грекам был чужд опытный, экспериментальный тип познания в силу безраздельного господства созерцательности.

Усилия античных физиков нацеливались на поиск первоосновы (субстанции) сущего – архэ – и его элементов, стихий – стоихенон.

Однако в поздний эллинистический период закладываются основы естественных и технических наук.

Техника. Механика. Античное "технэ" – это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками (и военная техника, и игрушки, и модели, и изделия ремесленников и даже произведения художников).

Для античного мышления характерно противопоставление естественного с одной стороны и искусственного, созданного человеком, с другой. Для античности именно здесь разделялись наука и техника. Механика для греков это вовсе не часть физики, а особое искусство построения машин, оно не может добавить ничего существенного к познанию природы, ибо представляет собой не познание того, что есть в природе, а изобретение того, чего в природе нет. Таким образом, механика есть средство перехитрить природу и получить пользу. Тем не менее, талант греков и относительная простота механики привели к большим успехам механики в эллинистический период.

Пожалуй, одним из самых известных ученых-механиков Греции был Архимед из Сиракуз (ок. 287 – 212 гг. до н.э.). Он был очень разносторонним учеником-естественником, но не философом. Архимед занимался математикой, оптикой (его труд «Катоптрика» не сохранился), астрономией (построил первый «планетарий» (астрономическая сфера) и прибора для измерения видимого диаметра Солнца), физикой (труды по статике и гидростатике).

В гидростатике Архимед формулирует известный закон. При этом он исходит из одного предположения, задающего модель идеальной жидкости, и из него формулирует и доказывает ряд других положений. То есть использовался подход аналогичный методу, применявшемуся при построении конструктивно-доказательной математики античности. С гидростатическими исследованиями, связан и метод определения удельного веса, разработанный Архимедом.

В теоретической механике Архимед – основатель статики, одного из трех разделов механики. Именно он разработал учение о равновесии твердых тел: установил понятие центра тяжести, разработал методы его нахождения, дал первую теорию рычага.

В области практической механики Архимед изобрел “архимедов винт” - винт для подъема воды, который затем широко использовался в Египте для подъема воды из Нила на высоту до 4-х метров. Также Архимеду приписывают создание и усовершенствование оборонительных и осадных машин.

Другим известным механиком античности был Герон Александрийский (около 120 г н.э.). Это практик-механик и практик-математик. В математике он разрабатывал методы приближенных вычислений, задачи на измерение Земли. Его многочисленные механические изобретения, впрочем, носили характер игрушек. Например, автомат для открывания дверей в храм с одновременным зажиганием жертвенного огня. В своих автоматах Герон впервые использовал силу пара. Герон дал систематическое изложение основных достижений античного мира по прикладной механике и математике.

В нетехнических науках можно упомянуть Теофраста (Феофраста) (372-287 до н.э.) – естествоиспытателя и философа, одного из первых ботаников древности. Ученик и друг Аристотеля. Автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии), философии и психологии. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений.

Плутарх – греческий философ, биограф и моралист. Автор исторического труда «Сравнительные жизнеописания», в котором он изложил биографии героев и правителей Древнего Рима и Древней Греции.