Дар напрасный дар случайный средства выразительности. К литературной переписке митрополита Филарета и А

Под стихотворением «Дар напрасный, дар случайный...» стоит дата 26 мая 1828 года. Это день, когда Пушкину исполнилось 29 лет. 1828 год – тяжёлый период в жизни Пушкина. В июне этого же года начинает работу комиссия, которая должна была вынести вердикт о «Гавриилиаде» (1821). Сам Пушкин давно отказался от своих юношеских взглядов и искал гармонии в отношениях с Богом. Возможно, именно стихотворение «Дар...» и последующий ответ на него митрополита Филарета стали переломными в мировоззрении Пушкина.

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические – это плач романтика. А если они не риторические – то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Первая и вторая – это вопросы о смысле жизни: зачем она дана, зачем она будет оборвана (на казнь осуждена), кто дал её лирическому герою и почему она так несовершенна (со страстями и сомненьями). Третья строфа – своеобразный горький вывод: жизнь лирического героя бесцельна. После двоеточия разъясняется, что это значит: пустое (без любви) сердце и праздный (бездеятельный) ум. Такое состояние лирического героя делает жизнь однообразной и унылой, тоскливой.

Тема стихотворения – рассуждения человека о смысле жизни.

Основная мысль: человек должен найти цель и смысл жизни, иначе она будет несчастной, полной уныния и разочарований.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Первое ударение в каждой строчке падает на ключевое слово, почти всегда односложное: дар, жизнь, кто, ум, душу, цели, сердце. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный , случайный . Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а даёт жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность – это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем. Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности. Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Ответ митрополита Филарета

Стихотворение положило начало поэтической переписке Пушкина с митрополитом Филаретом, которому была небезразлична судьба русского гения.

В стихотворении Филарета нет ни одного вопроса. Оно написано верующим человеком, не сомневающимся в своей цели и предназначении. Воспользовавшись каркасом стихотворения Пушкина, митрополит дал ответы на все вопросы.

Жизнь – не напрасный и не случайный дар, данный нам Богом, по Его тайной воле, и им же отнимаемый. Всё плохое в жизни человека исходит от него самого:

Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Душу сам наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Митрополит минимально меняет две последние пушкинские строки, изменив мне на сам . Последняя строфа – это не вывод, как у Пушкина, это выход, молитва: «Вспомнись мне, Забытый мною». Это просьба сотворить в молящемся «сердце чисто, правый ум». Филарет просто меняет эпитеты Пушкина, почти дословно цитируя православную молитву: «Сердце чистое сотвори во мне, Господь, и Дух правый обнови во утробе моей».

Пушкин ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», из которого понятно, что он принял духовное наставничество митрополита. Уныние и тоска в его поэзии сменились светлыми мотивами.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Это произведение было написано, 26 мая 1828г – в не самый благополучный для поэта промежуток времени. Кажется, уже в прошлом его гонения по ссылкам, восстание декабристов и трагические события, которые последовали за этим. В мае 1829г. поэт наконец-то получает разрешение переехать в Санкт-Петербург. Но этот город ему достаточно быстро надоел. Шум и вечная суматоха не устраивают Александра Сергеевича. Нельзя так же назвать этот промежуток его творческим вдохновением. Не редко он пишет достаточно неудачные работы.

Его главные произведения, написанные здесь, всего два. Одно из них есть данное стихотворение, где рассказывается о лирическом персонаже, охваченным горем. Он желает найти суть жизни, дать ответ на свои вопросы. Заключение выходит удручающим, что хорошо видно в конце четверостишии – задачи нет, сердце опустошено.

Произведение затрагивает и само понимание Бога. Ведь главный герой, винит его во всех своих страданиях и не удачах. Но на свои высказывания, автор все-таки получил ответ, через митрополита Московского и Коломенского Филарета. В произведении «Не напрасно, не случайно». Где самый главный человек в русской православной церкви сообщал, что человеку жизнь дается не случайно, что он сам своими проступками будит злость из бездны, сам заполняет душу страстью и мучается сомненьями. Подобное сочинение – ненавязчиво, невраждебно, с ноткой такта переоценить свое отношение к Богу, к своей вере, поменять свою жизненную позицию. Спустя пару лет, поэт написал стихотворение «В часы забыв или праздной скуки…», и посвятил его митрополиту.

А. С. Пушкин осознал, что хотел объяснить богослужителю своим произведением, что принял его мысли, его точку зрения. В нем поэт увидела посланника Божьего на землю.

Анализ стихотворения Дар напрасный дар случайный по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Заплаканная осень, как вдова Ахматовой

    Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет

    В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.

  • Анализ стихотворения Пушкина Храни меня мой талисман

    Стихотворение-обращение к, собственно, талисману с просьбой сохранить. В первой строфе представляет общая мольба сохранить в разных ситуациях: в печали, в опасности... И поэт признаётся, что дар этот он получил в дни печали. Скорее всего, на память.

  • Анализ стихотворения Северная береза Бунина

    Сборник, который Иван Бунин выпускает в 1906 году, является собирательным. Автор публикует стихотворения, написанные с 1903 по 1906 год. За это время за поэтом сохранилось звание «певца природы»

  • Анализ стихотворения Приговор Некрасова

    «Приговор» - лирическое произведение Некрасова, которое было написано в 1877 году, а именно ночью с 7 на 8 января. Автор пишет его, но при этом не вносит в очередной сборник, который скоро должен выйти в свет.

"Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум".

Читаешь это стихотворение Пушкина и невольно начинаешь ему сопереживать, настолько сильно он отразил в нем свое душевное состояние. Что же послужило причиной такого депрессивного состояния поэта, и почему он решил, что жизнь его «на казнь осуждена»?
Стихотворение это Пушкин написал 26 мая 1828 года в день своего рождения. Что же такое могло случится с Пушкиным в то время, заставившего его написать эти, пронизанные тоской и унынием стихи?

Перебирая жизнь поэта, можно прийти к выводу, что причиной такого состояния поэта послужила его богохульная поэма «Гавриилиада». Поэма была написана в 1821 году в Кишиневе и, конечно же, предназначалась только узкому кругу друзей и ни в коем случае не для распространения. Но, как говорится, нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Списки поэмы размножались и к 1825 году получили широкую известность. В 1828 году поэма дошла до высшего иерарха православной церкви петербургского митрополита Серафима. Тот познакомил с поэмой царя, последний приказал выяснить автора поэмы. По расследованию этого дела была назначена специальная комиссия под председательством графа П.А.Толстого.

Поэт был вызван на допрос. Пушкин был серьезно напуган и решил отрицать свое авторство. В объяснительной записке он написал: «В первый раз видел я Гавриилиаду в Лицее в 15-м или 16-м году и переписал ее; не помню, куда дел ее – но с тех пор не видал ее».

Царь приказал еще раз допросить поэта, но и на этот раз Пушкин продолжал отрицать свое авторство: «Рукопись ходила между офицерами Гусарского полку, - писал он в свое оправдание, - но от кого из них именно я достал оную, я никак не упомню. Мой же список сжег я вероятно в 20-м году. Осмелюсь прибавить, что ни в одном из моих сочинений, даже из тех, в коих я наиболее раскаиваюсь, нет следов духа безверия или кощунства над религией. Тем прискорбнее для меня мнение, приписывающее мне произведение столь жалкое и постыдное».

Пушкин отпирался как мог. Он знал, что оскорбление церкви карается, в лучшем случае, ссылкою в отдаленные места Сибири и предчувствовал это. Это его состояние в то время отразилось еще в одном его стихотворении «Предчувствие»:

"Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне...
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?

Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду...
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз".

В душе он, может, надеялся, что пронесет, но не пронесло. Царь потребовал от комиссии продолжать розыски автора Гавриилиады. Он написал:
«Г.Толстому призвать Пушкина к себе и сказать ему моим именем, что, зная лично Пушкина, я его слову верю. Но желаю, чтоб он помог правительству открыть, кто мог сочинить подобную мерзость и обидеть Пушкина, выпуская оную под его именем».

Хитер же был царь! Знал, что Пушкин может наврать комиссии, но императору не посмеет. Так и получилось. Пушкин принял решение: написать царю личное письмо и признать в нем свое авторство «Гавриилиады». Будь что будет. В протоколе уже третьего по счету допроса Пушкина говорилось: «... по довольном молчании и размышлении спрашивал (Пушкин.- НИК): позволено ли будет ему написать прямо государю императору, и, получив на сие удовлетворительный ответ, тут же написал его величеству письмо, и, запечатав оное, вручил графу Толстому. Комиссия положила, не раскрывая письма сего, представить оное его величеству». Вот текст письма Пушкина царю:
«Будучи вопрошаем Правительством, я не почитал себя обязанным признаться в шалости, столь же постыдной, как и преступной. - Но теперь, вопрошаемый прямо от лица моего Государя, объявляю, что Гаврилиада сочинена мною в 1817 году. Повергая себя милосердию и великодушию царскому есмь Вашего Императорского Величества верноподданный Александр Пушкин. 2 октября 1828. С. Петербург».

Почему Пушкин написал царю, что сочинил «Гаврилиаду» в 1817 году, а не в 1821, как это было на самом деле? Вероятнее всего, он рассчитывал, что ему будет скидка на молодость. Все же с семнадцатилетнего юнца меньше спрос, чем с уже созревшего двадцатидвухлетнего мужчины.

Выдающийся филолог и пушкинист Б.Томашевский отрицает принадлежность этого письма Пушкину, но скорее всего, Пушкин, действительно, признал авторство, т.к. следствие было сразу прекращено резолюцией Николая I: «Мне дело подробно известно и совершенно кончено».

Видимо, царь Николай-1 по достоинству оценил чистосердечное признание Пушкина, простил его и дело о «Гавриилиаде» приказал прекратить. Слава Пушкина гремела уже по всей России, и поэтому сослать Пушкина в Сибирь царь не решился. Но под надзором поэт был до конца жизни.

Друг Пушкина Вяземский говорил, что в позднейшие годы жизни Пушкин не терпел даже упоминания Гаврилиады в его присутствии, настолько это ему было неприятно. "Многое желал бы я уничтожить, - писал он, - как недостойное даже и моего дарования, каково бы оно ни было. Иное тяготеет, как упрек на совести моей..."

Вот в этом, вероятнее всего, была причина упаднического настроения Пушкина, которое выразилось в стихотворении «Дар напрасный, дар случайный».
Позже стихотворение это попало в руки митрополита московского Филарета. Филарет был весьма умен, образован, хорошо разбирался в поэзии и литературе, сам писал стихи. В доказательство, приведу одно из его стихотворений:
"Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь!"

Филарет, прочитав стих Пушкина, откликнулся на него своим. Он пишет, как бы за Пушкина:
"Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум".

Пушкина не оставил равнодушным этот неожиданно обращенный к нему голос знаменитого и уважаемого народом святителя. Он пишет митрополиту послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:

"В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт".

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Вот такова история стихотворения Пушкина «Дар напрасный...»

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», - говорил Пушкин.
Следовать за мыслями великого Пушкина не только занимательно, но и полезно. «Читая только одни произведения Пушкина, - говорил Белинский, - можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Рецензии

НИК, как думаешь, про что, или о ком Пушкин написал эти строки?

«Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет - задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна».

А.С. Пушкин, "Руслан и Людмила"

«Дар напрасный, дар случайный...» Пушкин

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Под стихотворением «Дар напрасный, дар случайный... » стоит дата 26 мая 1828 года. Это день, когда Пушкину исполнилось 29 лет. 1828 год - тяжёлый период в жизни Пушкина. В июне этого же года начинает работу комиссия, которая должна была вынести вердикт о «Гавриилиаде» (1821). Сам Пушкин давно отказался от своих юношеских взглядов и искал гармонии в отношениях с Богом. Возможно, именно стихотворение «Дар...» и последующий ответ на него митрополита Филарета стали переломными в мировоззрении Пушкина.

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические - это плач романтика. А если они не риторические - то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Первая и вторая - это вопросы о смысле жизни: зачем она дана, зачем она будет оборвана (на казнь осуждена), кто дал её лирическому герою и почему она так несовершенна (со страстями и сомненьями). Третья строфа - своеобразный горький вывод: жизнь лирического героя бесцельна. После двоеточия разъясняется, что это значит: пустое (без любви) сердце и праздный (бездеятельный) ум. Такое состояние лирического героя делает жизнь однообразной и унылой, тоскливой.

Тема стихотворения - рассуждения человека о смысле жизни.

Основная мысль: человек должен найти цель и смысл жизни, иначе она будет несчастной, полной уныния и разочарований.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Первое ударение в каждой строчке падает на ключевое слово, почти всегда односложное: дар, жизнь, кто, ум, душу, цели, сердце. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный , случайный . Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а даёт жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность - это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем. Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности. Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Ответ митрополита Филарета

Стихотворение положило начало поэтической переписке Пушкина с митрополитом Филаретом, которому была небезразлична судьба русского гения.

В стихотворении Филарета нет ни одного вопроса. Оно написано верующим человеком, не сомневающимся в своей цели и предназначении. Воспользовавшись каркасом стихотворения Пушкина, митрополит дал ответы на все вопросы.

Жизнь - не напрасный и не случайный дар, данный нам Богом, по Его тайной воле, и им же отнимаемый. Всё плохое в жизни человека исходит от него самого:

Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Душу сам наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Митрополит минимально меняет две последние пушкинские строки, изменив мне на сам . Последняя строфа - это не вывод, как у Пушкина, это выход, молитва: «Вспомнись мне, Забытый мною». Это просьба сотворить в молящемся «сердце чисто, правый ум». Филарет просто меняет эпитеты Пушкина, почти дословно цитируя православную молитву: «Сердце чистое сотвори во мне, Господь, и Дух правый обнови во утробе моей».

Пушкин ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», из которого понятно, что он принял духовное наставничество митрополита. Уныние и тоска в его поэзии сменились светлыми мотивами.

«Уважаемая М. Городова!.. В своих несвязанных и невразумительных ответах на письма читателей Вы уже не стесняетесь цитировать Пушкина! Того и гляди, Вы и Пушкина в православные запишете! Что за бесстыдство, как можно быть настолько безграмотной! Читайте учебники, там Вам все разъяснят про Пушкина-жизнелюба, Пушкина-донжуана, Пушкина-безбожника! Позор! Постыдилась бы!..» (Из письма Анатолия Ф.)

Да, письма бывают и такими.

26 мая 1828 года (6 июня по новому стилю), в день своего 29-летия, Пушкин пишет стихотворение, наполненное такой горечью, что его назовут «воплем отчаяния». Этот стих «Дар напрасный, дар случайный…» был вызовом поэта. Вызовом, брошенным в небо. Митрополит Московский Филарет на этот вызов ответил. И через столетия то, о чем писали эти два гения, для нас бесконечно важно.

Давно замечено, что уныние почему-то любит посещать нас именно в дни рождения. Но чувство, описанное Пушкиным в этом стихе, не просто уныние - это действительно вопль отчаяния, и пусть нас не обманет сдержанная строгость самого стиха.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Что предшествовало этому, попробуем разобраться.

В мае 1827 года Пушкин наконец-то получает разрешение жить в Петербурге, а 24 января 1828 года признается: «Шум и суета Петербурга мне становятся совершенно чужды». Пишет он мало. Что пишет? Вот хронологически рядом стихотворное посвящение некоему поэту и беллетристу В.С. Филимонову, вот изящное обращение к английскому художнику Дж. Дау - нарисованный им портрет Пушкина, о котором говорится в стихе, неизвестен. А вот Анна Оленина обмолвилась, сказав поэту «ты», и на другое воскресенье он привозит ей летящее восьмистишье «Ты и Вы». Все, что удостаивается внимания лиры поэта, попадает в вечность. И вот среди этих изящных безделушек гения датированное 19 маем 1828 года стихотворение «Воспоминание». И перед нами приоткрывается другой, внутренний Пушкин.

…влачатся в тишине
Часы томительного бденья,
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Очень тонкое и точное описание чувств, но это не все стихотворение. Понимая, что это сокровенное, Пушкин не отдает в печать вторую строфу стиха. Но именно она проливает свет на то, как воспринимал себя по отношению к Богу в этот период поэт:

Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, в бедности, в гонении, в степях
Мои утраченные годы!
Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
И сердцу вновь наносит хладный свет
Неотразимые обиды…

Не просто жалоба, по-человечески такая понятная, приближающая нас к гению, не просто счет обид, предъявленных к жизни, - «неволя, бедность, гонения» и даже изгнание. Здесь жесткая, беспощадная, трезвенная оценка не других - себя. Обратите внимание на строчку «безумства гибельной свободы…» - это точность прозрения. И дальше:

И нет отрады мне - и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые - два данные судьбой
Мне Ангела во дни былые!
Но оба с крыльями и с пламенным мечом,
И стерегут - и мстят мне оба,
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах вечности и гроба…

И тут нужно пояснение. Обратите внимание, любая молитва покаяния несет в себе обращение к Богу. Любая.

Великая молитва покаяния, 50-й псалом царя Давида, начинается словами призыва к Богу: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…» В основе лежит осознание простой вещи: человек не в силах справиться со своим грехом сам.

Но Пушкин бессонниц 1828 года воспринимает своих ангелов-хранителей как стражей, больше того - как мстителей. И этим отрезает себя от Бога. Его власть, власть Бога, воспринимается им как враждебная.

Но человек, оставшийся наедине со своим грехом, не сумевший по каким-то причинам воззвать к Господу (помните, как у псалмопевца: «Из глубины взываю к Тебе, Господи…»?), никогда не вырвется из замкнутого круга самоанализа. Он обречен на отчаяние. И Пушкин, по словам Николая I «умнейший человек России», к этому отчаянию и приходит. Ровно через неделю после «Воспоминания» он так оценит свою жизнь: «дар напрасный…» И это первый бесценный урок, который мы должны извлечь, читая эти стихи.

Отчаяние, сформулированное гением с такой пленительной красотой, самим фактом этой красоты и законченности формы претендовало на то, чтобы быть истиной. Оно становилось соблазном. И переставало быть личным делом поэта. Это поняла своим чутким и пылким сердцем Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Голенищева-Кутузова, дочка фельдмаршала, искренне любившая Пушкина и сумевшая стать ему верным другом. Элиза, так называли ее в свете, повезла стихотворение в Москву, к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). И владыка слагает Пушкину ответ:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забытый мною,
Просияй сквозь сумрак дум!
И созиждется тобою
Сердце чисто, светел ум.

Некоторые предвзятые критики святителя ставят ему в вину эту простоту - мол, незатейливо ответил. Но вчитайтесь: какое чувство такта по отношению к тому, кто власть Творца называет враждебной. Не гневная отповедь - мягкий укор. Что касается простоты, то да, она есть, но эта простота - вершина всего. Это простота молитвы. И сам стих, обратите внимание, заканчивается как молитва. К этой простоте Пушкин придет: незадолго до смерти он переложит на стихи молитву Ефрема Сирина. Он полюбит эту простоту, он ею проникнется. И это второй урок нам, так легко пленяющимся затейливой сложностью.

Пушкин оценил ответ митрополита. 19 января 1830 года он пишет «Стансы», посвящая их митрополиту Московскому Филарету. Стихи недооцененные, хотя все отмечают удивительную гармонию этого стиха. Не только - перед нами божественная красота смирения:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

А теперь, внимание, посмотрите, что делает Пушкин в последней строфе! Поэт чуть-чуть усиливает описываемое чувство, он как будто не в силах сдержать свою музу от шалости - не дерзость, но шалость: смирение не делает нас рабами! - и к нам через века летит улыбка живого Пушкина. И это еще один урок гения.

Молитва в день рождения

Господи, Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему. Продли и еще милости Твои мне, грешному; продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здравии, в мире со всеми сродниками и согласии со всеми ближними. Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нуждам моим потребно. Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни, прейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего небесного. Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь.