Название монгольских племен. Где монголы

Александра Гуца - Подлинная история России. Записки дилетанта.

Начнем внимательно разбираться с тем, что нам пишут о татаро-монгольском нашествии учебники и историки.

Монголы

Карамзин писал «моголы».

Русские впервые сталкиваются с монголами, если заглянуть в ПВЛ, на реке Калке. Как это произошло?

Новгородский летописец пишет: «По грехом нашим придоша языци незнаеми, их же добре ни кто не весть кто суть, и отколь изыдаша, и язык их, и которого племени суть, и что вера их. А зовуться Татары, а инии глаголют: Таурмени (Туркмены, Тавромены?) а другии Печенези… Бог един весть кто суть, и отколь изыдоша » (Полевой, Т. 2, с. 502. со ссылкой на Новг. лет., л.98).

Эту весть сообщили русским половцы. Никто не знает их языка?! Но монголы ведут переговоры с русскими князьями. Через переводчика? В романе В. Яна «Батый» фигурирует толмач, а в летописях о переводчиках ни слова. Значит, язык монголов все-таки известен! Скорее всего, мы имеем дело не с совокупным знанием о монголах, появившихся в землях половцев, а со знаниями о них (лучше сказать об отсутствии таковых) конкретного новгородского летописца или его окружения. «Летописец передает здесь только слухи и толки. Точного он решительно ничего сказать не может, скромно исключая себя из среды „премудрых мужей“, разумеющих книги, и отводя себе роль простого протоколиста бедственного (? - А. Г.) события » (Греков, Якубовский, 1950. С. 201).

В Ипатьевской летописи о татарах сказано только, что они безбожники: «В лето 6732, Приде неслыхана рать, безбожнии Моавитане, рекомыи Татаръве, придоша на землю Половецкую. Половцемъ же ставшимъ Юрьгии Кончакови бе боише всих Половецъ не може стати, противоу лицю и бегающи же емоу, и мнози избьени быша, до рекы Днепра Татаром же возвратившися идоша в вежа своя, прибегшим же Половцем в Роускоую землю, глющим же им Роуским князем, аще не пожета нам, мы ныне исечени быхом, а вы наутре исечени боудете… » (Ипатьевская летопись, 1998. С. 740–741). И все. Но и на Руси в те времена язычников было предостаточно.

Киевский летописец, в отличие от новгородского, явно знает, кто такие татары, поскольку сразу напоминает читателю - «мол это те, которые татары » (читателю немудрено подзабыть, ведь вокруг разного народа и племен битком). Осведомленность этого летописца объяснима; события-то происходят буквально под боком. Через сотни лет под татарами будут понимать совсем иных людей, точнее вполне определенный народ.

Обратим внимание, что летописец о татарах говорит так: «рекомыи Татаръве ». Как переводится слово «рекомыи»? Старославянское «реку» (вместо «у» пишется буква «ус») означает «сказывать»: следовательно, «сказываемые или называемые татарами». Современное польское «rzekomy» переводится как «кажущийся, мнимый», a «rzekomo» - «якобы». Может быть, вообще имеются в виду «речные татары», от слов «rzeka=река»? Предположение не столь уж и фантастическое, поскольку среди татар были бродники - живущие по берегам Дона (бродники стали союзниками монголов, когда те появились на Дону (Гумилев, 1992б. С. 339)).

Вопрос: почему мы так уверены, что слово «татары» летописец употребляет для названия народа, а не в каком-либо ином смысле? К примеру, татары - это просто конница. Чья? Безбожных моавитян. В то время знали, о ком идет речь. Также, как в белых газетах времен гражданской войны, вполне осознавали, кто такие «безбожные большевики».

Ну, наконец, поинтересуемся - кто такие «моавитяне»? Это жители страны, находившейся на востоке от Мертвого озера. Название идет о Моава, «сына Лотова от его старшей дочери. Моав был родоначальником моавитян… Моавитяне были строго наказаны за дурное обращение с Израильтянами…. Они были преданы идолопоклонничеству, почему к ним обращались со своими обличениями и пророчествами некоторые из пророков… » (Библейская энциклопедия, 1991. с. 479).

Итак, летописец (а это скорее всего монах, т. е. человек, сведущий в христианском учении ) не мог просто так обозвать татар моавитянами. Для него это имело глубокий смысл. Какой же?

Прокляты моавитяне были сурово - вплоть до десятого поколения не войдут они в общество «Господне во веки» (Библия. Втор. ХXIII, 3–6); более того, «предал Господь врагов Моавитян в руки ваши (израильтянские. - А. Г.)… И побили в то время Моавитян около десяти тысяч человек… и никто не убежал » (Библия. Суд. III, 12–30). «И поразил Моавитян, и смерил их веревкою, положив их на землю… И сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань » (Библия. II Цар. XIII, 2). Мог ли неизвестных, припёршихся с Дальнего Востока (как уверяют историки) воинов монах-летописец просто-запросто обозвать моавитянами, народом со столь «славным» прошлым? И били их тысячами, и рабами они были, платившими дань…

Но еще интереснее узнать, о чем же говорили пророки, обращаясь к моавитянам. Самая суть пророчества Исаии: «чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет уничтожено со всем великим многолюдством, и остаток будет очень малый и незначительный» (Библия. Исаии. XV, XVI). «Дайте крылья Моаву, чтобы он мог улететь; города его будут пустынею, потому что некому будет жить в них» (Библия. Иерем, XLVTII, 9).

Значит, татары только напали, побили русских (т. е. киевских, волынских и т. д. князей), но летописец уже знает, что не за горами их погибель. Написать так можно было только лет через триста, после «конца татаро-монгольского ига». Ипатьевская летопись заканчивается 1292 годом, следовательно, перед нами отредактированный не ранее чем в XVI веке текст. Отметим, что в Новгородской летописи татары названы безбожными агарянами. Но, опять-таки, агаряне - союзники моавитян в войнах с израильтянами, которые были безуспешными, т. е. летописец знает результат войн с татарами.

Правда, остается вариант, что татары - хорошо известные «грешники», и описана очередная драчка между южными князьями, не только Рюриковичами, но и другими, оказавшимися неинтересными для авторов многочисленных традиционных учебников по русской истории. В таком случае применение ярлыка «моавитяне» к старым и знакомым противникам вполне объяснимо. Побили они богоизбранный народ, т. е. «нас», бог их и накажет…

Большая Тартария по Лызлову

Исторические события, связанные с эпохой «татаро-монгольского нашествия» и привлекшие наше внимание, разворачиваются на просторах Восточной Европы. Мы представляем эти просторы так, как узнали о них на уроках географии. Но очевидец, живший и описывавший их в XIII в., представлял нечто совсем иное. Обратимся, к примеру, к описанию «место событий» к древнему русскому историку А. И. Лызлову, жившему совсем недавно, триста лет назад. Какой ни есть свидетель, но все-таки он ближе к временам батыевым, чем мы.

В XVII веке в «Скифской истории» А. И. Лызлов представляет татар как часть скифского народа, куда входят и славяне.

«Скифия названа есть от Скифа, сына Геркулесова, и есть двояка: едина (первая. - А. Г.) европейская, в ней же мы жительствуем, тоесть москва, россияне (украинцы и белоруссы. - А. Г.), литва, волохи и татарове европския. Вторая ассийская, в ней же вси скифския народы обитают, от полунощи на восток седящия. Сии ассийския скифи премного разплодишася и различными именованиями прозвашася. Едини тауросы, иже у горы Таурус (гора Арарат! Как видно из слов Лызлова на следующей странице. - А. Г.) жительствуют, инии агатырси, еще эсседони…и маасгети, арисмани, сакеви или саги.

Сии вси скифские народы бяху потаени и незнаеми грекам и латинникам. Границы же скифския з запада от реки Дону [а Ботер, описатель всего света, полагает от Волги, еже и приличнее имать быти]. На восток солнца до пределов хийских, иже со Индиею. С полудня от моря Меотскаго, то есть Азовскаго, и Каспийсаго, то есть Хвалисскаго. На полнощь даже до океана скифскаго Ледоватаге.

Разделяется же на четыре части. Едина имеет в себе Орды все. Вторая загатаи и все народы, иже суть при Уссоне и пустыне Лопской. Третий обдержит Китай, и еже обретается в помянутой пустыне, и Хинское государство. Четвертая содержит страны мало нам ведомыя, яко Белги-ан, Аргон, Арсатер, Аниа.

Но от пятисот лет и болыни, егда скифове народ, изшедши от страны реченныя их язком Монгаль, ея же и жители назывались монгаилы или монгаили, поседоша некоторыя государства…, измениша и имя свое, назвашася тартаре, от реки Тартар или от множества народов своих, еже и сами любезнее приемлют или слышат » (Лызлов, 1990. С. 8–9).

Итак, Скифия включает практически всю территорию СССР. Кавказкие народы «тауросы» также скифы. Важно отметить, что для А. И. Лызлова все скифы имеют единые генетические корни. У всех одни предок - Скиф, сын Геркулеса. Причем татары в одном ряду с прочим скифами: московскими, литовскими и российскими.

Однако А. И. Лызлов не может сказать о монголах ничего, кроме того, что это скифы, изменивших свое название. Во всяком случае, название «татары» они принимают, и то, что так их называют, им известно.

Историк Е. В. Чистякова снисходительно пишет в приложении к книге Лызлова: «Автор не мог, конечно, в то время решить такие вопросы, как происхождение татаро-монголов и причины их экспансии. Но он задумывался над ними, изучал различные мнения западноевропейских хронистов и польских историков… » (Лызлов, 1990. С. 362). Другой историк, Ю. А. Мыцык, однако, делает такое примечание к приведенным выше словам о «монгаилах»: «Вопрос о происхождении монголо-татар весьма сложен и до конца не выяснен современной наукой. В китайских источниках монголы и татары называются „да-да“. Существуют версии, что монголы - одно из и татарских племен и, наоборот, племенное название татар давалось монголами покоренным тюркским народам, и т. д. » (Лызлов, 1990. С. 448). Таким образом, кто такие монголы и татары - загадка и для современной науки, несмотря на триста лет исследований! Может не там искали. Но поскольку школяры что-то должны зазубривать, то в учебниках перед ними развернули грандиозную картину всемирной империи Чингиз-хана.

Может из дальнейшего текста А. И. Лызлова, что-то можно выяснить о монголах? Может читали невнимательно? Ведь А. И. Лызлов использовал массу русских и иностранных источников, часть которых утеряна. Ну что же, цитируем дальше.

«И меньшая половины Скифии, яже над морем Ассийским, называется Тартария великая. Разделяется же Тартария великая от Скифии Имаусом горой великою и знаменитою: еже со одной страны - то Тартария, а еже от сея страны - то Скифия. Идеже обретается гора каменная Кауказ названная, блиско моря Хвалисскаго. С другую же страну, от полудня и востока, разделяет их гора великая, Быкова реченная, по латине - Монс Таурус, на ней же первое стал ковчег Ноев по потопе » (Лызлов, 1990. С. 9).

Историк Ю. А. Мыцык, пытаясь соединить учебник и А. И. Лызлова, разъясняет название горы Имаус так: «Имеется в виду, видимо, Урал». Лихо! Вроде бы, гипотеза - «видимо», - но впитанная с кровью школьная дисциплина и психология вбивают в сознание - «конечно же, Уральские горы, чего там голову ломать!» И сразу монголы привязываются к своей «исторической родине» - современной Монголии, поскольку дальше А. И. Лызлов пишет:

«О сих татарех монгаилех, иже живяху в меньшей части Скифии, которая от них Тартариа назвалась, множество знаменитых дел историков писали, яко на весь свет прославляхуся » (Лызлов, 1990. С. 9). Кстати, русские Уральские горы называли Каменным поясом.

Раз меньшая часть Скифии, Великая Татария, лежит за Уральскими горами, то и монголы оказываются в современной Монголии. Так ли? Вернемся к словам Лызлова. Упомянуты еще две горы, очерчивающие местонахождения Большой Татарии: Таурус и Кауказ. Первая, коль Ной упомянут, Арарат. Вторая - Казбек, ведь «блиско моря Хвалынсскаго», т. е. Каспийского. Похоже Имаус - это Эльбрус! Она метит границу Великой Татарии на севере, а на юге (полдень) - Арарат.

Таким образом, родина монголов на Кавказе. Бред!? Для проверки, поищем Малую Татарию. Раз есть «большая», то должна быть и «малая». Малая Татария действительно существовала на картах, даже в XVIII веке. На западноевропейской карте 1755 года ее нашли Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко (Носовский, Фоменко. Империя, с. 128). Находилась она на юге современной Украины. Карта на французском языке, поэтому на ней Малая Татария обозначена как Petite Tartaria (petit (фр.) - малый). Так что Малая и Большая Татария находились рядом, что вполне естественно. Как могут кавказцы быть татаро-монголами! Ну прежде всего скифами, будем придерживаться терминологии А. И. Лызлова, а во-вторых, вспомним, что тауросы, жившие у Арараты, для него азиатские скифы.

Смущает, что гора «Каукас» - Казбек. Но далее А. И. Лызлов упоминает страну Серуану, или Сервану, «недалеко Каспийскаго моря», имеющую город Дербент, «который стоит над вратами горы Кауказу у единого теснаго пути между двемя горами » (Лызлов, 1990. С. 35). Достаточно?

Наконец, вспомним, что «татаре монгаилеи» получили название «татары» по имени реки Тартар. Поищем на Кавказе. Искать долго не придется, поскольку по территории Азербайджана течет современная река с названием Тертер! Приток Куры.

На Кавказ, как на место проживания в древности русов, т. е. скифов, указано и в книге (Айвазян, 1997). Более того: «„Руси живут по реке Кира, текущей в море Гурган“. Гурган - это Каспийское море; рекой, впадающей в него, может быть Кура » (Первухин, с. 33). Каково!? Это из «Книги Иосиппона» - еврейского хронографа X века.

Вспомним то место, где мы прервали цитирование «Скифской истории». Речь шла о знаменитых делах монголов, называемых затем татарами. О «знаменитых» делах монгаилев, если иметь в виду подвиги Чингиз-хана из учебников, этот историк в своей «Скифской истории» ничего дальше не пишет. Не заслужила великая чингизова империя, т. е. скифская в понимании А. И. Лызлова, права попасть на страницы его книги. Более, чем странно. Впрочем, татаро-монгольскому игу также не оказано должного почтения. Но лучше не прерывать цитирования. Итак:

«О сих татарех монгаилех, иже живяху в меньшей части Скифии, которая от них Тартариа назвалась, множество знаменитых дел историкове писали, яко на весь свет прославляхуся. Сии ничто же особливное, кроме жен, и детей, и оружия имяху, и ничто же начинали, еже бы во тщету им было. Денег никаких, ниже злата и сребра знали, менами токмо потребы свои исполняли. Ибо, глаголаху, идеже есть в чести злато, тамо желательство, а идеже желательство, тамо в чести сребролюбие, а идеже сребролюбие, тамо прелести, и таковых <людей> удобно сребром одолети.

Не бяше ничтоже у них добрейшаго паче славы, и их грубому прирождению много даде им природа. Первое, за едино удивление Иустин об них пишет, яко они будущи грубыми без наук, не знали злостей, тако грецы от великих наук исполнени невоздержания. Аще бы христианс-ский который народ имел в себе такую мерность, яко они, не точию земля, но и небо любило бы их.

Никогда побеждены бывали, но всюду они побеждаху. Дария царя перекате из Скифии изгнали; и славнаго самодержца Кира убиша, Александра Великаго гетмана именем Зопирина с воинством победита… » (Лызлов, 1990. С. 9–10).

Как видим, монголы у А. И. Лызлова чурались золота. Но вот о победах ли «древних скифов» над Дарием и прочими «древними» речь идет, или это и есть знаменитые дела монголов - судить трудно.

От «татар монгаилов» произошли татары крымские, перекопские, белгородские, очаковские и все народы, обитающие у Азовского моря. Другими словами, народы Малой Татарии, т. е. юга Украины и Приазовья, имеют корни в Великой Татарии на Кавказе. Но далее пишется, что «неции же историки сих татар мнят быти еврейска племене, яко о том Ботер в книгах своих знаменито утверждающи пишет сице » (Лызлов, 1990. С. 13).

Комментарий историка Ю. А. Мыцыка: «Мнение Д. Ботера о происхождении татар от угнанных ассирийцами в плен евреев лишено основания» (Лызлов, 1990. С. 449). Сказано, как отрезано. А почему? Вот германские евреи почему-то собирались оказывать военную помощь татарам Батыя (см. лекцию 7).

Евреи в древние времена - люди, исповедовавшие иудаизм. И это совсем не этнические евреи. Например, хазары, жители юга Восточной Европы (Волга, Дон, Кубань - см. рис. 4, т. е. жители Великой Татарии по А. И. Лызлову) были иудеями, т. е. евреями для А. И. Лызлова. Евреи в древнем Киеве, скорее всего, были славянами, русскими, избравшими иудейскую веру (Бушков, 1997. С. 60–66). Веротерпимая Ордынская Русь имела и иудейские войска, составленные из потомков хазар да и из славян-иудеев. Так что еврейский след в истории с монголами вполне можно обнаружить. Потомки хазар - бродники; так те были в первых рядах татарского войска, гонявшего по степям гордых Рюриковичей. Но об этом поговорим чуть позже.

Как появились иудеи на Кавказе? «…в полтораста лет, яко пишет Есдра, убозии жидове, прейжоша горы перския и медския, приидоша во страну Арсатер. Где бы сия страна Арсатер обреталася, различно о том списатели домышляются. Нецыя утвсждают. яко то была страна колхидская, яже ныне зовется Мингрелиа (Мингрелиа страна у Хвалиисского моря, близко Персии. - прим. А. И. Лызлова)… множайшая часть списыателей глаголют сице: яко Арсатер страна область есть Белгиана, отнюду же жидове под именем татарским изыдоша лета от воплощения Божия 1200, во время великого Кингиса, иже утвержаше царство Китайское… » (Лызлов, 1990. с. 13).

А то, что иудеи-монголы-татары во времена Чингиз-хана, по словам А. И. Лызлова, основали царство Китай, так это просто замечательное свидетельство в пользу нетрадиционных версий об Орде-Руси. Китай, как обнаружил А. Т. Фоменко, отнюдь не современный Китай. Последний почти все европейские народы называют Чиной (China). Китай располагался для русских людей - еще незадолго до того, как А. И. Лызлов стал писать свою книгу, - на юге России (А. Т. Фоменко даже отожествляет Китай с Русью). Скорее всего, это древнее название Золотой Орды или, более точно, Заволжской Орды.

Как случилось, что монголы-татары (или «монгаилеи») пошли в Европу (Великая Татария для А. И. Лызлова - азиатская часть Скифии)?

Этот народ, был обложен данью неким Ункамом, но затем расплодился (что обеспокоило Ункама) и подался искать места под солнцем. «Идеж по неколиких летех избрали ис посреди себя царя Хингиса, ему же благостныя победы и мужество придаше имя Великий. Ибо той из-шедши от страны своея лета от воплощения Слова божия 1162 с жестоким воинством покори под себе, ово силою, ово славою, новыя области » (Лызлов, 1990. с. 14).

(Н. А. Морозов слово «монгол» производил от греческого «мегалион» = великий. - Чингиз-хан носил прозвание Великий; естественно, что его воины могли зваться великими, т. е. монголами).

«По смерти онаго Хиигиса наследники ево в малом времени толико быша страшни всем странам восточным, не меныни же и полунощным, с погублением несчетных народов, яко трепетала от них вся Европа ».

Как видим, монголов боялись и на востоке, и на севере, и на западе. Китай, т. е. Чина, как-то выпадает, хотя в учебниках говорится о завоевании Чингиз-ханом Китая (Чины). На юге татары воюют в Персии, идут в поход на Индию (страна эта не обязана быть современной Индией). Откуда они вышли? «Со безчисленным множеством народу своего от Татарии, от оных каменных гор Каукасийских, и от горы великия Имаус реченыя, и от поль Евтейских, и придоша ко Индии, идеже царя Индийскаго, ему же служаху, убиша и области яко ево, тако и иныя при реке Ефрат и у моря Перекате обретающиеся поплениша и опустошима…. » (Лызлов, 1990. С. 15). Как видим, двинулись на юг с Кавказа, с родных мест; да и Индия больше похожа на Персию - вначале побили «царя Индийскаго», которому были слуги (не во времена ли Ункама), а затем увлеклись и продвинулись еще южнее, помыть сапоги в Персидском заливе. Вообще, еще во времена А. И. Лызлова под Индией часто имели в виду отдаленную от Руси страну. Например, в конце книги под Индией А. И. Лызлов подразумевает место с портовым городом Аден (Лызлов, 1990. С. 243). А это, кажется, Аравия!

Источники о татаро-монголах

Если читатель желает почерпнуть «настоящих, подлинных знаний» о кровавых завоевателях-монголах, то ему нужно обратиться только к перечисленным ниже источникам и читать только их и ничего более. Все остальное - литературная обработка, переписывание и пересказывание.

Итак, источники таковы (Иловайский. Становление Руси, 1996. С. 712):

Китайские летописцы;

Персидский летописец Рашид Эддин (= Рашид-ад-Дин, жил в XIV в.);

Буддийско-монгольская летопись Алтан Тобчи (золотое сокращение);

Армянские источники («История монголов инока Магакии. XIII века», 1871);

Западные путешественники XIII века: Плато Карпини, Аспелин, Рубруквис, Марко Поло;

Византийские историки: Никифор Грегора, Акрополита, Пахи-мер;

Западные летописцы, например, Матвей Парижский.

Признаюсь, всего не видел, не все читал. Зато с перлами из Рашид-ад-Дина и Матвея Парижского познакомлю читателя позже. О Плато Карпини, Рубруке и Марко Поло - чуть ниже. Ну а о том, что «древний китайский народ» не имеет письменных документов, написанных ранее XVI в. (!), историки предпочитают не думать (Бушков, 1997. С. 191).

Как выглядел Чингиз-хан?

Ответ: «Он… отличался очень высоким ростом, большим лбом и длинной бородой» (Иловайский. Становление Руси, 1996. С. 499).

«Портрет» Чингиз-хана, приведенный на рисунке и взятый из книги (Эренжен Хара-Даван, «Чингисхан как полководец и его наследие» - http://kulichki.rambler.ru/~gumilev/HD/index.html), наверное, согласуется с таким описанием великого завоевателя. На нем изображен «классический монгол» из учебников. Глядя на него, ни у кого не возникнет мысли, что Чингиз-хан не был азиатом из монгольских степей.

Тэмуджии (1167–1227), получивший на курултае в 1201 году титул Чингисхана. Репродукция с картины в резиденции принца Кэ Ла Шена, потомка Чингиз-хана

Но кто сказал, что это подлинный портрет легендарного завоевателя? Зачем задавать глупые вопросы: раз есть внизу табличка «Чингиз-хан», значит «Чингиз-хан». От вас, дорогой читатель, требуется всего лишь поверить, что где-то там в кабинетах мудрые профессионалы это абсолютно точно установили. Хотелось бы провести опрос среди дипломированных историков: кто и когда установил, что на рисунке изображен Чингиз-хан?

Боюсь, что мало кто скажет что-либо вразумительное.

Внешний облик монголов

Учебники, исторические романы и особенно кинофильмы закрепили за монголо-татарами образ узкоглазого, черноволосого, дикого и злого кочевника. Верно ли это?

«Согласно свидетельствам современников, монголы в отличие от татар были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым » (Гумилев, 1992. С. 74). Да нет же, эти татары должны быть похожими на «людей неуклюжих, с короткими ногами, далеко расставленными глазами, без верхних ресниц, с редкими волосами на бороде и усах » (Иловайский. Становление Руси, 1996. С. 499). Д. И. Иловайский - один из тех, кто писал учебники, поэтому в его описании вы и узнаете татаро-монголов, напавших на Русь, знакомых по сотням кинофильмов? Увы, в фильмах нам показывают современных монголов.

Почему современные монголы непохожи на своих «предков»? Гумилев разъясняет: «Современный облик обрели их потомки путем смешанных браков с соседними многочисленными низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами » (Гумилев, 1992. С. 74). Но откуда взялся тогда на востоке такой странный «светловолосый» и «бородатый» народ? Л. Н. Гумилев молчит. Но все-таки, воссозданный, видимо в научных мучениях, исторический облик коротконогих и безбородых татар довлеет и над ним. Он пишет: «Однако и самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII в. никакого сходства между монголами и собой не обнаруживали » (Гумилев, 1992. С. 74).

Кого он имеет в виду? Марко Поло? Да был ли он там? Есть масса фактов, говорящих о том, что в Китае, путешествие в который так его прославило, он никогда не был (Носовский, Фоменко, 1996). Тогда, наверное, это знаменитые путешественники Плато Карпини и Рубрук. Но В. Н. Татищев замечает: «Ездясчие проповедники, Карпеин, Рубрик и пр., хотя они свои езды далеко сказуют и сусче до границ китайских, но внятно раземотря, едва можно ли поверить, чтоб они дале Киева или Дона были, а писали по росказам, ибо переезда Волги, Яика, Аральского моря и городов, чрез которые им необходимо ехать было нужд но. яко Болгор, Турекстан, Ташкента и пр., не упоминают » (Татищев, Т. 1, с. 233–234). Кстати, в книге А. Бушкова собрано много презабавных «свидетельств» «великих» путешественников Марко Поло, Карпини и Рубрука. Почитайте, полезно проветрить голову.

Итак, предки нынешних монголов - высокорослые, бородатые, светловолосые и голубоглазые. Так и хочется сказать «белые люди». Сделаем небольшое отступление и приведем легенду о белом царе, столь популярную у «потомков Чингиз-хана».

Легенда о белом царе

(Из записки Бадмаева Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке, см. http://smtp.redline.ru/~arctogai/badmaev.htm#8).

«Теперь я постараюсь представить, насколько возможно наглядно, значение белого царя для всего Востока, на основании легендарных и исторических данных, и, надеюсь, будет понятно для всякого русского человека, почему белый царь так популярен на Востоке, и как ему легко будет пользоваться результатами вековой политики своих предков.

Один бурятский родоначальник, по имени Шельду Занги, бежал из пределов Китая с. 20 000 семейств после заключения трактата, но был пойман и казнен манчжурскими властями, на основании X статьи, около 1730 г., на границе. Перед казнью он держал речь, в которой сказал, что если его отрубленная голова отлетит в сторону России (что и случилось), то вся Монголия перейдет во владение белого царя.

Монголы твердят, что при восьмом ургинском хутукте они сделаются подданными белого царя. Настоящий хутукта считается восьмым. Ургинский хутукта почитается монголами святым, как и далай-лама, и имеет громадное влияние на всю Монголию.

Ждут также появления из России белого знамени в Монголии в седьмом столетии после смерти Чингисхана, умершего в 1227 г.

Буддисты считают белого царя перерожденцем одной из своих богинь Дара-эхэ - покровительницы буддийской веры. Она перерождается в белого царя для того, чтобы смягчить нравы жителей северных стран.

Легендарные сказания имеют гораздо более значения в этих странах, чем действительные явления.

Угнетаемые чиновным миром манчжурской династии, монголы естественно крепко держатся преданий, обещающих им лучшее будущее, и с нетерпением ждут наступления его ».

Каковы корни этой странной легенды, которая связывает будущее бурято-монголов с белым царем, который придет из России? Не пришли ли в свое время светловолосые и голубоглазые монголы Чингиз-хана в Монголию с запада?

Призрак Золотой орды Бушков Александр

Где монголы?

Где монголы?

В самом деле, где «лучшая половинка» навязшего в зубах выражения «монголо-татарская» орда? Где собственно монголы, согласно иным ретивым авторам, составлявшие некую аристократию, цементирующее ядро накатившегося на Русь воинства?

Так вот, самое интересное и загадочное в том, что ни один современник тех событий (или живший во времена довольно близкие) не в силах отыскать монголов! Их попросту нет – черноволосых, раскосоглазых людей, тех, кого, не мудрствуя, антропологи так и именуют «монголоидами». Нет, хоть ты тресни!

Удалось проследить лишь следы двух безусловно пришедших из Центральной Азии монголоидных племен – джалаиров и барласов. Вот только пришли они не на Русь в составе армии Чингиза, а в… Семиречье (район нынешнего Казахстана). Оттуда во второй половине XIII века джалаиры откочевали в район нынешнего Ходжента, а барласы – в долину реки Кашкадарьи. Из Семиречья они «…пришли в какой-то мере отюреченными в смысле языка. На новом месте они настолько уже были отюречены, что в XIV в., во всяком случае, во второй его половине, считали своим родным языком тюркский язык» (из фундаментального труда Б. Д. Грекова и А. Ю. Якубовского «Русь и Золотая Орда» (1950).

Всё. Каких бы то ни было других монголов историки, как ни бьются, обнаружить не в состоянии. Русский летописец среди народов, пришедших на Русь в Батыевой орде, ставит на первое место «куманов» – то есть кипчаков-половцев! Которые жили не в нынешней Монголии, а практически под боком у русских, которые (что я докажу позднее) имели свои крепости, города и деревни!

Арабский историк Эломари: «В древности это государство (Золотая Орда XIV в. – А. Б.) было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они, то есть татары, смешались и породнились с ними, и все они точно стали кипчаками, как будто одного рода с ними».

О том, что и татары ниоткуда не приходили, а испокон веков жили поблизости от русских, я расскажу немного погодя, когда взорву, честное слово, нешуточную бомбу. А пока что обратим внимание на крайне важное обстоятельство: никаких монголов нет . Золотая Орда представлена татарами и кипчаками-половцами, которые относятся не к монголоидам, а к нормальному европеоидному типу, светловолосые, светлоглазые, ничуть не раскосые… (И язык у них схож со славянским.)

Как Чингисхан с Батыем. Древние источники рисуют Чингиза высоким, длиннобородым, с «рысьими», зелено-желтыми глазами. Персидский историк Рашид ад-Дин (современник «монгольских» войн) пишет, что в роду Чингисхана дети «рождались большей частью с серыми глазами и белокурые». Г. Е. Грумм-Гржимайло упоминает «монгольскую» (монгольскую ли?!) легенду, согласно которой предок Чингиза в девятом колене Бодуаньчар – белокурый и голубоглазый! А тот же Рашид ад-Дин пишет еще, что само это родовое имя Борджигин, присвоенное потомкам Бодуаньчара, как раз и означает… Сероглазый!

Кстати, точно так же рисуется и облик Батыя – светловолос, светлобород, светлоглаз… Автор этих строк всю свою сознательную жизнь прожил не так уж и далеко от тех мест, где якобы «создавал свое неисчислимое войско Чингисхан». Уж кого-кого, а исконно монголоидного народа насмотрелся достаточно – хакасов, тувинцев, алтайцев, да и самих монголов. Нет среди них светловолосых и светлоглазых, совсем другой антропологический тип…

Между прочим, ни в одном языке монгольской группы нет имен «Бату» или «Батый». Зато «Бату» имеется в башкирском, а «Бастый», как уже говорилось, – в половецком. Так что само имя Чингизова сына произошло определенно не из Монголии.

Интересно, что писали о своем славном предке Чингисхане его соплеменники в «настоящей», нынешней Монголии?

Ответ неутешителен: в XIII веке монгольского алфавита еще не существовало. Абсолютно все хроники монголов написаны не ранее XVII столетия. А следовательно, любое упоминание о том, что Чингисхан и в самом деле вышел из Монголии, будет не более чем записанным лет триста спустя пересказом старинных легенд… Которые, надо полагать, очень понравились «настоящим» монголам – несомненно, очень приятно было вдруг узнать, что твои предки, оказывается, когда-то прошли огнем и мечом до самой Адриатики…

Итак, мы уже выяснили довольно важное обстоятельство: в «монголо-татарской» орде не было никаких монголов, т. е. черноволосых и узкоглазых обитателей Центральной Азии, которые в XIII веке, надо полагать, мирно кочевали по своим степям. На Русь «приходил» кто-то другой – светловолосые, сероглазые, синеглазые люди европейского облика. А собственно, пришли они и не из такого уж далека – из половецких степей, не далее.

Из книги Миражи и призраки автора Бушков Александр

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

2.2. Много ли было «монголов»? Монголы глазами современников Как одевались монголы и русские В школьном курсе истории нас убеждают, что монголы-татары, или татаро-монголы, - это дикие кочевые племена, не имевшие грамоты, вторгшиеся на конях на территорию Руси с далеких

Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

Где монголы? В самом деле, где «лучшая половинка» навязшего в зубах выражения «монголо-татарская» орда? Где собственно монголы, согласно иным ретивым авторам, составлявшие некую аристократию, цементирующее ядро накатившегося на Русь воинства?Так вот, самое интересное и

Из книги Славянская книга проклятий автора Бушков Александр

Где монголы? В самом деле, где «лучшая половинка» навязшего в зубах выражения «монголо-татарская» орда? Где собственно монголы, согласно иным ретивым авторам, составлявшие некую аристократию, цементирующее ядро накатившегося на Русь воинства?Так вот, самое интересное и

Из книги В поисках вымышленного царства [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Монголы XII в. Основным элементом древнемонгольского общества был род (обох), находившийся на стадии разложения. Во главе многочисленных родов стояла аристократия, богатая и влиятельная. Представители ее носили почетные звания: баатур-багадур (богатырь), нойон (господин),

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Много ли было Монголов? Монголы глазами современников Как одевались Монголы и Русские в то время В школьном курсе истории нас убеждают, что монголы-татары, или татаро-монголы, - это дикие кочевые племена, не имевшие грамоты, вторгшиеся на конях на территорию Руси с

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Много ли было монголов? Монголы глазами современников. Как одевались монголы и русские в то время? Из школьного курса истории мы знаем, что монголы-татары (или татаро-монголы) - это дикие кочевые племена, не имевшие грамоты, вторгшиеся на конях на территорию Руси с далеких

Из книги Тамерлан. Потрясатель вселенной автора Лэмб Гарольд

МОНГОЛЫ Слово «монголы» прилагается европейскими авторами к столь многому, что необходимо вернуться к истокам, дабы понять, что оно означает.Вначале оно произносилось монг-ку или манг-ку - что означало «смелые люди» или «серебристые люди». Они вели происхождение от

Из книги Оружие великих держав [От копья до атомной бомбы] автора Коггинс Джек

МОНГОЛЫ С незапамятных времен один за другим воинственные кочевые народы селились на высоких нагорьях Центральной Азии, где они множились, обживали эти высоты и враждовали друг с другом, пока их орды вдруг не перехлестывали за высокогорья и не изливались несущим

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги В поисках вымышленного царства [Ёфикация] автора Гумилев Лев Николаевич

Монголы XII в. Основным элементом древнемонгольского общества был род (обох), находившийся на стадии разложения. Во главе многочисленных родов стояла аристократия, богатая и влиятельная. Представители её носили почётные звания: баатур-багадур (богатырь), нойон (господин),

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

20. МОНГОЛЫ В бою монголы использовали ту же тактику, которую за несколько тысячелетий до них применяли кимерийцы и скифы, а позже - сарматы, аланы, гунны, авары… Собственно, весь кочевой мир использовал одни и те же боевые методы: сочетание легковооруженных

Из книги Великие сражения Востока автора Светлов Роман Викторович

МОНГОЛЫ Монгольская армия, отправленная в заморский поход, была профессиональным войском – это касается как минимум собственно монгольской составляющей экспедиционных сил. Здесь перед нами уже не та кавалерия, которая пронеслась по всей Евразии, а специально

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

МОНГОЛЫ Хотя при Тан Китаем управляли императоры со смешанной кровью, никогда до 1279 г. все население не оказывалось под иностранным игом. Монгольские татары, кровные родственники китайцев, в культурном отношении были чужды им. Они представляли собой пастушеские и

Из книги Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана автора Оловинцов Анатолий Григорьевич

Глава IV Монголы Чингисхана и современный этнос – халха-монголы Знание истории, как знание самого себя, необходимо для современного развития, потому что оно дает возможность глубже почувствовать пусть неизбежных утрат, но, вместе с тем, готовит дорогу прогрессу. Олжас

Из книги Буддийско-мусульманские доктринальные отношения: прошлое, настоящее и будущее автора Берзин Александр

Монголы В конце XIII века н.э. Хубилай-хан – китайский император династии Юань, внук Чингисхана, – принял в качестве религии сакья – традицию тибетского буддизма. Он нанял центральноазиатских мусульман собирателями податей, чтобы создать прослойку между своими

Даянхан. После победы ойротов над Ёльджей-Тимуром дом Хубилая был почти уничтожен кровавой междоусобице. Мандагол, 27-й преемник Чингисхана, погиб в бою против своего племянника и наследника. Когда три года спустя и последний был убит, единственным оставшимся в живых членом когда-то многочисленной семьи остался его семилетний сын, Бату-Мёнгкэ из племени чахаров. Брошенный даже матерью, он был взят под защиту молодой вдовой Мандагола, Мандугай, которая добилась его провозглашения ханом Восточных Монголии. Все его молодые годы она выступала регентшей и женила его в 18 лет.

В период долгого правления Даянхана (1470–1543), под этим именем он вошел в историю, ойротов оттеснили на запад, и восточные монголы объединились в единое государство. Соблюдая традиции Чингисхана, Даян разделил племена на «левое крыло», т.е. восточное, непосредственно подчинявшееся хану, и «правое крыло», т.е. западное, подчинявшееся одному из родственников хана. Большинство этих племен сохранилось до настоящего дня. Из племен восточного крыла халхи составляют большинство населения Монголии, а чахары живут в Китае, в восточной части Внутренней Монголии. Из западного крыла ордосы занимают область большой излучины Хуанхе в Китае, носящую их имя, тумуты населяют район к северу от излучины во Внутренней Монголии, харчины живут к северу от Пекина.

Обращение в ламаизм. Эта новая монгольская империя ненадолго пережила ее основателя. Распад ее был, возможно, связан с постепенным обращением восточных монголов в пацифистский ламаистский буддизм тибетской секты Желтой шапки.

Первыми обращенными стали ордосы, племя правого крыла. Один из их вождей обратил в ламаизм своего могущественного двоюродного дядю Алтанхана, правителя туметов. Великий лама Желтой шапки был приглашен в 1576 на собрание монгольских правителей, учредил монгольскую церковь и получил от Алтанхана титул далай-ламы (Далай – монгольский перевод тибетских слов, имеющих значение «широкий, как океан», что нужно понимать как «всеобъемлющий»). С тех пор преемники Великого ламы носят этот титул. Следующим был обращен сам Великий хан чахаров, и халхи тоже начали с 1588 принимать новую веру. В 1602 в Монголии был объявлен Живой Будда, предположительно, его считали реинкарнацией самого Будды. Последний Живой Будда умер в 1924.

Обращение монголов в буддизм объясняется быстрым подчинением их новой волне завоевателей, маньчжурам. Перед нападением на Китай маньчжуры уже господствовали в области, позднее названной Внутренней Монголией. Чахарский хан Лингдан (годы правления 1604–1634), носивший титул Великого Хана, последний независимый преемник Чингисхана, старался закрепить свою власть над туметами и ордами. Эти племена стали вассалами маньчжуров, Лингдан бежал в Тибет, и чахары подчинились маньчжурам. Халхи держались дольше, но в 1691 маньчжурский император Канг-Ци, противник джунгарского завоевателя Галдана, созвал халхинские кланы на встречу, где они признали себя его вассалами.

Китайское правление и независимость. До конца 1800-х годов маньчжуры сопротивлялись китайской колонизации Монголии. Боязнь русской экспансии заставила их изменить свою политику, что вызвало недовольство монголов. Когда в 1911 произошло крушение Маньчжурской империи, Внешняя Монголия откололась от Китая и провозгласила свою независимость.

Найти "МОНГОЛЫ " на

3. Монгольские племена в конце XII столетия

Монголия может рассматриваться как наиболее восточная часть евразийской степной зоны, которая протянулась от Маньчжурии до Венгрии. С древнейших времен эта степная зона была колыбелью различных кочевых племен иранского, тюркского, монгольского и маньчжурского происхождения.

Кочевое общество проявляло высшую мобильность, а политика кочевников отличалась динамизмом. Пытаясь использовать проживающие рядом народы и контролировать наземные торговые пути, кочевники собирались время от времени в огромные орды, способные начать натиск на далекие земли. В большинстве случаев, однако, создаваемые ими империи не были очень крепкими и разваливались так же легко, как и создавались. Итак, периоды единства кочевников и концентрации их власти в одном особом племени или группе племен перемежались с периодами раскола во власти и отсутствия политического единства. Следует вспомнить, что западная часть степной зоны – понтийские (причерноморские) степи – контролировалась первоначально иранцами (скифами и сарматами), а затем тюркскими народами (гуннами, аварами, хазарами, печенегами и половцами). Также тюрки в ранний период контролировали саму Монголию: гунны – от древних времен до I века нашей эры; так называемые восточные тюрки – от VI до VIII веков; уйгуры – в конце VIII и начале IX столетия. Предположительно, монгольские элементы были перемешаны с тюркскими во многих из кампаний последних и тогда, когда монголам уже удалось сформировать относительно крепкое собственное государство (Сяньби в восточной Монголии с 1-го по 4-й века; Кидан в Монголии, Маньчжурии и Северном Китае в XI столетии); но в целом до Чингисхана монголам не удавалось играть какую-либо ведущую роль в степной политике.

В XII столетии в Монголии не существовало централизованного государства. Множество племен и объединений родов жили в различных частях страны без каких-либо пограничных линий между ними. Большая часть их говорила на монгольском языке, за исключением западного региона, где тюркский язык был также в ходу. В более отдаленном этническом фоне была сильная примесь иранской крови как у тюрков, так и у монголов. Предполагают, что народы, принадлежавшие к кавказской расе, населяли Центральную и Восточную Азию, включая Китай, с незапамятных времен. К этой расе, согласно Грум-Гржимайло, должно относиться имя Дилинг, упоминаемое в китайских хрониках. Несмотря на этот туманный фон, можно сказать более ясно, что в течение последних столетий до христианской эры северные иранцы, историческим центром которых был регион Хорезма, распространились на запад и восток от него. Как лингвистические, так и археологические данные говорят об этой экспансии. Изображения всадников, выбитые на камнях по реке Енисей, поразительно схожи с образами аланских всадников на настенных изображениях в Крыму. На надписи начала VIII века, обнаруженной в Монголии, упоминаются войны между тюрками и асами (аланами). Позднее мы встречаем «асуд» (т.е. ас), включенными в «правое крыло» монгольской нации, т.е. среди монгольских племен. Каким бы ни был этнический источник племен, населявших Монголию в XII столетии, все они были схожи в стиле жизни и социальной организации, и поэтому можно говорить об их принадлежности к одной культурной сфере. В то время, однако, не существовало родового имени для обозначения целостности этих племен и родов. Имя «монгол» изначально относилось к одному маленькому племени. Это племя вышло на передний план в начале XII века, но в середине века было разбито своими соседями – татарами – и подверглось дезинтеграции. Затем татары, в свою очередь, стали одним из лидирующих племен Монголии. Меркиты, кераиты и найманы были тремя другими ведущими племенами. Следует вспомнить, что в Западной Европе слово «татары»» произносимое как «тартары», применялось в качестве родового имени ко всем монгольским завоевателям. Эта именная форма была частично игрой схожести изначального имени с классическим Тартаром. Как объясняет хронист Матвей Парижский, "эта ужасная раса сатаны-татары… рванули, вперед, подобно демонам, выпущенным из Тартара (поэтому их верно назвали "тартарами ", ибо maк могли поступать только жители Тартара) . В русском языке имя сохранилось в своей изначальной форме (татары). Многие воины монгольских армий, которые вторглись на Русь, были тюрками под монгольским руководством, и поэтому имя татары в конечном итоге применялось на Руси к ряду тюркских племен, которые поселились там после монгольского вторжения, подобно казанским и крымским татарам. В современную эпоху русские востоковеды для обозначения тюркских народов стали использовать имя «тюрко-татары». Что же касается имени «монгол»·, то оно избежало забвения благодаря причуде истории – случайной принадлежности будущего императора Чингисхана к одному из монгольских родов. С его приходом к власти все племена Монголии объединились под его предводительством, и была создана новая «нация», известная как монголы. Для большей простоты мы должны называть все эти племена монголами, даже говоря о XII столетии.

Следует отметить, что, хотя монгольские племена и жили в степной зоне, некоторые племена и роды селились на северном краю степей или даже в лесной зоне, на Байкале, верхнем Енисее и на Алтае. Деление первоначальных монгольских племен на лесные и степные очень важно для лучшего понимания раннего монгольского фона. Степные племена были в основном коневодами и скотоводами, как того и следовало ожидать; охота была их вторичным занятием. Люди лесов, с другой стороны, являлись главным образом охотниками и рыболовами; среди них были также очень искусные кузнецы. Экономически две части монгольских племен находились в отношении взаимодополнения. Степные люди особенно интересовались сибирскими мехами, поставляемыми жителями лесной зоны; они также нуждались в опытных обученных кузнецах для изготовления своего оружия.

По своим религиозным верованиям лесные племена были шаманистскими; степные люди, хотя и подверглись влиянию шаманизма, были, в первую очередь, почитателями Неба; среди обеих групп широкое распространение получил культ огня. Обе группы имели тотемных животных и табу. Обе использовали грубо вырезанные фигурки, некоторые из них имели человеческие черты, а другие представляли собою животных. Это были не «идолы»·, как их называли ранние европейские путешественники, или «фетиши» в обычном употреблении слова, а скорее религиозные или магические символы почитания; они известны как онгон .

Среди лесных племен шаманы в конечном итоге получили значительную политическую власть. В степном окружении быстро развивалась могущественная светская аристократия, среди которой существенное количество приверженцев нашли в течение XII столетия как буддизм, так и несторианское христианство. Согласно хронисту Аб-уль-Фараджу, все племя кераитов было обращено в несторианство уже в XI веке. Несторианская вера достигла Монголии из региона Переднего Востока через Туркестан. Уйгуры – тюркский, народ, который поселился в восточном Туркестане (теперь известном как Синьцзян) в середине VIII в. и достиг относительно высокого уровня культуры, – служили посредниками между Передним Востоком и Монголией в этом, равно как и во многих других случаях.

Монгольское общество XII столетия базировалось на патриархальных кланах.. Монгольский род (обог )состоял из родственников по отцу и был экзогамным; брак между его членами был запрещен, и, таким образом, невесты приобретались путем сватовства или покупались у иных родов. Поскольку полигамия была традиционным институтом у монголов, каждый из них нуждался во многих женах, что еще более осложняло проблему. Все это часто вело к умыканию будущих жен и, следовательно, к многочисленным столкновениям между родами. С тем чтобы сохранять мир, некоторые роды заключали взаимные соглашения относительно браков своих потомков на базе регулируемого обмена. Когда в процессе естественного роста семей род становился слишком велик, чтобы оставаться неделимой единицей, его ветви отходили от общего ствола с целью формирования новых родов. Образованные таким образом роды, однако, признавали свое происхождение от общего отца: о них говорили как о принадлежавших одной и той же «кости» (ясун ). Браки между потомками всех этих родов были запрещены. Каждому монголу преподавалась с раннего детства его генеалогия и родовые отношения, и это знание было для него священно. Историк Рашид ад-Дин сравнивает силу родовых связей среди монголов с аналогичными приоритетами у арабов.

Единство рода базировалось не только на кровных отношениях, но и на религиозном чувстве. Каждый род, включая живых его членов, мертвых предков и будущих потомков, был самодостаточной религиозной группой и в этом смысле рассматривался как бессмертный. Центром духовной жизни рода и, в меньшей степени, семьи был культ очага. Исключение из числа участвующих в обрядах рода и актах почитания означало изгнание из самого клана. Старший сын основной ветви, исходящей от вождей рода, традиционно отвечал за клановый культ. Наиболее почитаемые имели титул беки .С другой стороны, самый младший сын в семье рассматривался как хранитель очага (очигин )и наследовал основную часть отцовского имущества. Этот дуализм функций и прав кажется свидетельством двух различных понятий в системе религиозных и кровнородственных отношений родов и семей.

Чтобы пасти свой скот и обрести определенную защиту против внезапного нападения других родов и племен, несколько родов обычно объединялись во время сезонной миграции. Такое объединение совместно устраивало палаточный лагерь, который иногда насчитывал около тысячи жилищ, расположенных по периметру огромного круга, известного как курень .

Наиболее богатые и сильные роды предпочитали, однако, пасти свои стада сами. Лагерь такой группы, состоявший из относительно малого количества палаток, именовался аилом. Следует отметить, что некоторые богатые роды сопровождались вассальным или рабским родом (унаган богол ),в этом случае рабство было результатом поражения в межплеменной войне. Аильская система выпаса стад составляла экономический фундамент богатства и могущества выдающихся родов. На этой базе среди монголов установилось аристократическое общество, сравнимое с феодальным обществом средневековой Европы. Монгольский рыцарь был известен как багатур (храбрый; сравни с русским «богатырь») или сецен (мудрый). Глава группы рыцарей назывался нойоном (господином).

На более низкой ступени иерархической лестницы находились простолюдины, имеющие статус свободных. Их называли харачу, дословно «черные». Еще ниже были рабы. Большинство их в этот период не были индивидуально связаны с личностью господина, но являлись членами побежденного рода, обязанными, как и род в целом, служить победителям. С формированием класса рыцарей начался процесс феодальной интеграции, наиболее сильный нойон в округе принимал на себя властные функции сюзерена по отношению к иным рыцарям, его вассалам. Общение с китайцами способствовало формированию понятий вассальных отношений, и некоторые из нойонов обращались к китайскому императору за инвеститурой и получали китайские титулы такие, как таиши (герцог) и ван (царь). В XII веке Китай был разделен на две империи: Южный Китай находился под властью династии Сун; на севере управляли маньчжурские завоеватели – Чжурчжэни (по-китайски – Нучен), которые обосновались в Пекине в 1125 г. Они были известны как Золотая династия (Цзинь). Продолжая традиции ранних китайских императоров, Цзинь жестко отслеживали события в Монголии, с тем чтобы предотвратить создание там единого государства. Агенты Цзинь старались сохранять баланс власти между индивидуальными монгольскими племенами. Как только одно племя становилось опасно сильным, Цзинь поставляли оружие соседнему племени, с тем чтобы оно воевало против выскочки, или же пытались организовать коалицию племен против него. Эта дипломатия по отношению к «северным варварам» базировалась на принципе, который направлял Рим и Византию в отношениях с северными соседями; разделяй и властвуй (Divide et impera). Именно с помощью китайцев татары получили возможность разгромить, монголов в середине XII столетия. В 1161 г. для поддержки татар сильная китайская армия была послана в Монголию.

Обманным путем татары захватили монгольского хана Амбагая и послали его в столицу Цзинь – Пекин (тогда известный как Енкин). Здесь его казнили – прибили гвоздями к деревянному ослу, что считалось особо унизительным способом расправы с преступником. Правительство Цзинь надеялось, что монгольская опасность таким образом будет устранена. Но, как показали события, китайцы добились лишь временной отсрочки.

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Монгольские завоевания В середине XIII в. территорию Северной Азии охватили события, которые привели к коренным переменам в развитии как всего региона в целом, так и Древней Руси.Образование Монгольского государства. Во второй половине XII в. на землях многочисленных

Из книги Тайны дома Романовых автора

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Монгольские лидеры - Когда Хрущев отправил меня послом в Монголию, я побывал у них во всех аймаках, кроме двух, в юртах бывал. У них висят портреты Сталина, Ворошилова, мои, Калинина. Я хорошо переносил их климат, а вот Полина Семеновна неважно. Там я не болел, а захворал

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Разделенная империя: мир в конце IV столетия Разделение империи в 395 году ясно отражало разделение между латиноязычными западными провинциями и грекоязычным Востоком. Между ними существовало множество региональных различий языкового и культурного характера, однако они

Из книги Армия монгольской империи автора Тарнбул С

МОНГОЛЬСКИЕ АРМИИ Большим достижением Чингисхана и его преемников было создание из отдельных воинов единой армии. Это превращение оказалось столь эффективным, что, по словам западных наблюдателей, никто не мог устоять на пути этого войска. Роберт Сполатский,

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора

2.1. Из кого состояли монгольские войска В западных документах сохранились ПРЯМЫЕ указания на то, что ТАТАРАМИ НАЗЫВАЛИ РУССКИХ. Например: «В документах Руссильона нередко упоминаются „белые татары“, наряду с „желтыми“. Имена „белых татар“ - Лукия, Марфа, Мария,

автора Тарле Евгений Викторович

Глава I ФОРМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ 1. Вопрос о статистике французской промышленности в конце XVIII в. 2. Формы промышленного производства в городах. 3. Роль деревни и формы промышленной деятельности в

Из книги Сочинения. Том 2 автора Тарле Евгений Викторович

Глава II СОСТОЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ТЕХНИКИ ВО ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ Если мы теперь от организации промышленного труда во Франции конца XVIII столетия обратимся к данным, говорящим о степени распространенности машинного производства, то найдем ответ, почему la fabrique r?unie

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Эпизоды внешней и внутренней политики России в конце 40-х годов XIX столетия 1848 год, начавшийся в Петербурге, как всегда, масленицей, балами и маскарадами, вскоре превратился в один из самых трудных и горестных для царской семьи годов. Он стал почти двойником 1831 года, когда в

Из книги Очерки поповщины автора Печерский Андрей

VII. ИСКАНИЕ АРХИЕРЕЙСТВА В КОНЦЕ XVIII СТОЛЕТИЯ Соблазн, произведенный между старообрядцами в пятидесятых годах прошлого столетия лжеепископами Афиногеном и Анфимом, не охладил ревнителей «древляго благочестия» в искании архиерейства. Они по-прежнему собирались на

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Раздел 4 РОМЕИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ III - НАЧАЛЕ VIII в. РОМЕЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В КОНЦЕ VI - VII вв. По мнению исследователя А.Г. Герцена, в конце правления Юстиниана I началось сооружение крепости в столице Дори - Доросе (на плато современной

Из книги Книга 1. Империя [Славянское завоевание мира. Европа. Китай. Япония. Русь как средневековая метрополия Великой Империи] автора Носовский Глеб Владимирович

3.5. «Монгольские» наместники - правители западной Европы - в конце XVI века все еще платят дань османам = атаманам «Еще более подробная информация о международных отношениях в Западной Европе содержится в статейном списке посольства Я. Молвянинова и Т. Васильева,

Из книги История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты автора Нефедов Сергей Александрович

4.1. Монгольские компоненты Переходя к рассмотрению волны монгольских завоеваний, необходимо прежде всего установить ее причины, указать на то фундаментальное открытие, которое играло в этом определяющую роль. Нет сомнения, что монголы обладали военным превосходством

Из книги Русь и монголы. XIII в. автора Коллектив авторов

Монгольские правители ХАН, кан – титул правителей у степных кочевых народов.Возможно, слово «хан» первоначально значило «родовой вождь» и связано по происхождению с тюркским «gon» – «кровь». В древности у кочевых народов титул хана носили племенные вожди. Со временем

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Санкт-Петербург в конце XVIII столетия, 1790-е годы Иоганн Георги Первым петербургским путеводителем, в современном понимании этого слова, был неоднократно упоминавшийся выше труд за авторством А. И. Богданова и В. Г. Рубана. Вплоть до последнего десятилетия XVIII века город не

Из книги «Всадники в сверкающей броне»: Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн автора Дмитриев Владимир Алексеевич

Глава 2. ДЕРЖАВА САСАНИДОВ И ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ IV - КОНЦЕ VI

Откуда есть пошли монголы?

Рассказ о возникновении монголов следует начать из глубины веков, отнюдь даже не с Великого переселения народов. Истоки бушующего потока под названием монголы находятся в III тысячелетии до н.э., ибо если сейчас Монголия задворки мира, тогда территория современной Монголии была, по крайней мере, одним из центров мира. В III-II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ происходил процесс формирования древнекитайского государства, полулегендарной династии Ся. Около 1600 года до н. э. династия была свергнута, бежавшие смешались с племенами ханьюнь и хуньюй на северной окраине Гоби, таким образом, появились предки хунну. Происходит оформление традиций, быта, появление кочевого скотоводства. К XIII веку до н. э. происходит оформление родового строя хунну. В июле 823 года до н. э. хунну впервые вторглись в Китай и захватили города: Цяо, Ху, Хао, Фэнь, но были отбиты, как много раз впоследствии из-за слабого вооружения и организованности, но продолжали массированные набеги. Китай на тот момент, как впрочем, до вторжения монголов через тысячу лет неоднороден, состоит из многих конкурирующих царств и земель, в том числе населённых кочевниками. Объединитель Китая Цинь Шихуанди отогнал хунну от своих границ и чтобы навсегда обезопасить державу, в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) приказал построить Великую Стену (многое говорит о масштабах набегов), хотя на содержание боеспособности этого сооружения уходило больше ресурсов, чем грабили хунну. Стена не была такой гигантской и масштабной как показывают участки сейчас, просто земляные валы, строившиеся забиванием палками земли в опалубку и складыванием, традиционный и простой китайский вид строительства стен.

В 201 году до н. э. предводитель хунну Модэ, объединив племена, напал на ослабленный очередной гражданской войной Китай, в 192 году до н. э. он даже предложил вдовствующей императрице Люй-хоу заключить брак. В 177 году до н. э. Чжуки-князь (титул у хунну) напал на Китай, затем хунну присоединили земли нынешнего Восточного Туркестана, Усунь и вступили в союз с некоторыми родами тибетцев-кянов, обложили данью многие народы. За счёт беглых китайских чиновников, хунну создали сложный государственный аппарат (вроде будущего монгольского) и обкладывали (как монголы) всех окружающих данью, продолжая набеги на Китай, иногда выливающиеся в настоящие войны. Китайцы предпринимали ряд экспедиций, атаковали кочевья, но несли потери, хунну же, за счёт внутренних конфликтов ослабляли себя, уходили в подданство усиливающегося Китая, проигрывали войны. В 80 году до н. э. ослабленные междоусобицей хунну напали на Китай, но пограничная стража смогла отбить нападение. Хуннская держава разваливалась изнутри, роды воевали друг с другом, все устали от бесконечных междоусобиц. Китайская империя рассчитывала на то, что разгром хунну позволит присоединить к Империи все северные и многие западные народы, известные китайцам. Произошло наоборот: распад хунну привёл к войне всех племён, которые желали достичь такого же могущества, как и бывшие правители степей - хунну. Каждое племя стремилось к «господству над народами» и было враждебно Китаю. Появилось два хунну: северное и южное. Северяне были противники Китая и южан, выступая за восстановление независимой державы. Южане были сторонники мира с Китаем и соглашались на роль его вассалов.

Все резались между собой, пока в 141 году не родился Таньшихуай из сяньби – бывших данников хунну. Его мать утверждала, что он был зачат от проглоченной ей градинки во время грома, то есть его отец не был человеком. Таньшихуай сделал для сяньби то, что когда-то сделал Модэ для хунну: твёрдой властью собирал роды в одну державу и сражался с соседями. Таньшихуай грабил китайскую границу на юге, прогнал динлинов на севере, разбил войско Пуё, Усунь на западе и захватил бывшие хуннские земли. Все завоевания произошли за 10 лет. Несколько дольше шло завоевание Южной Сибири. Но Таньшихуай не перенял хуннской модели государства. Вместо родового принципа он ввёл военную демократию. Таньшихуай был просто вождём для своих воинов, у него не было титула шаньюя или иного, его командующие назначались им лично, независимо от происхождения, он грабил Китай и разбивал его армии, но после его смерти сяньбийская держава распалась окончательно в 235 году. После 155 года упоминаний о северных хунну не зафиксировано, но в 350 году в Европе узнали о гуннах - кочевниках из глубин Азии, наводивших ужас на оседлые народы. Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры, в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука. Здесь начинается Великое переселение народов, но что мы видим до этого? Да практически тысячелетнюю кальку, создавшую все необходимые будущим монголам инструменты: кочевой образ жизни, китайские чиновники в управлении, масштабность походов, образ жизни, вооружение и тактику.

В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком н. э. и относятся к региону в восточной области Прикаспия. В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили остготское государство Германариха. Гунны, возглавляемые царём Баламбером, подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили восточно-римские провинции Сирию и Каппадокию (в Малой Азии). С этого времени основная ветвь гуннов обосновалась в Паннонии (западно-римской провинции на правом берегу Дуная, ныне - территория Венгрии) и Австрии, совершая оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). В гуннском союзе к этому времени оказался уже чрезвычайно пёстрый состав германских и негерманских народов: булгары, остготы, герулы, гепиды, сарматы и др. Все покорённые племена облагались данью и принуждались к участию в военных походах. В 422 году гунны вновь атаковали Фракию. Восточно-римский император Феодосий II согласился выплачивать гуннам дань в размере 350 фунтов золота в год. В 445 году правитель Аттила перешёл от тактики конных набегов к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах, территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов. В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад. После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными. Гунны быстро растворились в среде других народов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья, безотносительно к реальным связям таковых с бывшим гуннским союзом. Следующей волной Великого переселения народов стало появление племён огуров в 460-х гг. и савиров в начале VI века.

Но вернёмся в Китай, там тем временем и севернее происходило формирование новых империй. Период III-VI веков был одним из самых тяжёлых в истории Китая: после падения династии Хань (220 годы) и распада империи в экономике государства произошёл резкий упадок. Возникла угроза вторжения в Китай орд Тюркского каганата. В конце VI века в северокитайском государстве Северная Чжоу (наследовавшем Вэй) к власти удалось прийти китайским и китаизированным тюркским аристократам во главе с Ян Цзянем. Благодаря отрицательному отношению большинства китайцев к феодальной раздробленности, а также воле аристократии к консолидации против внешних врагов и внутренних экономических проблем, Ян и его сторонники смогли относительно легко добиться объединения страны. В 581 году Ян Цзянь был провозглашён под именем Вэнь-ди императором новой династии Суй. Он стал первым за более чем 300 лет правителем, чья власть распространялась на весь Китай, после свержения настала эпоха Тан, она продлилась с 18 июня 618 до 4 июня 907 года, империя простиралась от Манчжурии до Таиланда и от Каспийского моря до Тихого океана.

А тем временем, на сцену выходит род Ашина, они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана (могущественного государства, но для краткости про них не будем). В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней, именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками. Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный». В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашина Бумын. В 551 году он заключил союз с китайским царством Западная Вэй и, разгромив жужаней, принял титул «ильхан» («правитель народов»). Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой, после завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути. Каган (хан) - высшее правящее лицо в каганате, военачальник. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана, сидевшему на шёлковом пути. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле. В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии - Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли. Границы каганата простирались от Чёрного моря до практически Тихого океана, от Байкала до Тибета. После смерти Тобо-хана в 581 году, традиционно произошло ослабление Тюркского каганата, междоусобные войны, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами.

В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский каганат и Восточно-тюркский каганат. Восточно-тюркский каганат имел общие протяжённые границы с Китаем и вёл частые войны, располагаясь примерно на территории современной Монголии. Несколько крупных сражений, в которых каганат одержал победы, произошли в конце VII века и в первой половине VIII века. В 630 году Танская империя захватила Восточный каганат. После поражения в 744 году в битве с уйгурами под предводительством хана Моюн-Чура, на землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат, просуществовавший с 744 по 840 годы. В Западный каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье. Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Шегуй-кагана (в 610-618 годах) и его младшего брата Тон-ябгу-кагана (в 618-630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Полностью распался в 704 году, но сыграл важную роль в консолидации тюркоязычного населения Евразии и способствовал дальнейшему развитию этнических групп, составивших впоследствии основу современных тюркоязычных народов.

Излюбленное оружие тюрков: луки со стрелами, копья, сабли, палаши, часто применяют броню всадника и лошади. Смерть в бою считалось лучшей смертью для мужчины. Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком - кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья. Тюркюты освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию. То есть монголам за пятьсот лет до них детально разработали и опробовали их образ жизни и вооружений.

Достоверно история киданей фиксируется с IV века. В VI в. кидани стали частью степной империи тюрков, затем попеременно выступают союзниками и агрессорами по отношению к китайской империи Тан. Кидани жили относительно мирно в первой половине IX века. Отношения с танской империей стали охладевать по мере сближения киданей и уйгур, но альянс не сложился: кидани объявляют себя их данниками, однако в 842 снова переходят на китайскую сторону. Основные черты социального устройства доимперского периода истории киданей: существование ордо - дружин при каждом из правителей, отсутствие столицы или какой-либо постоянной резиденции киданьских вождей. Как и чжурчжэни впоследствии, кидани предпочитали сменять резиденции в зависимости от наступления рыболовного и охотничьего сезонов (отмечаемых, соответственно, ритуалами поимки первой рыбы и первого дикого гуся). В 947 г. новое государство было названо Великим Ляо, в 983 - Великим государством киданей, в 1066 - снова Великим Ляо. Активно укрепляясь на северных рубежах Китая, кидани отторгли часть его территорий («Шестнадцать округов»). Основы управления в государстве Ляо были созданы китайцами и корейцами, на основе китайских иероглифов и из китайских элементов письма была создана письменность, развивались города, ремёсла, торговля. С конца XI века государство Ляо приходит в упадок, а в 1125 его уничтожают чжурчжэни и китайцы. Часть киданьской знати (каракидане, или каракитаи) уходит в Среднюю Азию, где в районе рек Талас и Шу сложилось небольшое государство каракитаев - Западное Ляо (1124-1211 годы).

Объединение чжурчжэньских племён вызвало тревогу у киданей, которые всеми силами препятствовали объединению чжурчжэней. Вмешательство киданьского Ляо в чжурчжэньские дела привело к тому, что племена стали замышлять войну против киданьского государства. Мобильная чжурчжэньская конница взяла верх над огромным, но слабо подготовленным киданьским войском. Ослабевшая империя киданей была окончательно разгромлена в 1125 году, последний император киданей был захвачен в плен чжурчжэнями. В 1125 году две чжурчжэньские армии начали наступление на империю Сун. Китайские армии были огромны, но состояли в основном из пехоты, которая не могла воевать на равных с чжурчжэньской конницей. В 1127 году чжурчжэни захватили Кайфэн, включив в своё государство север Китая. В 1191 году был официально снят запрет на браки между китайскими и чжурчжэньскими семьями, это существенно ускорило процесс китаизации последних.