Значение и происхождение фамилии ли. Запятая не нужна
Фамилия - это наследственное имя семьи, а часто и ее живая история. Но знаете ли Вы, что означает Ваша фамилия, каково ее происхождение?
Фамилия Ли имеет очень интересную историю происхождения и относится к распространенному типу китайских фамилий. В Древнем Китае традиция именования человека была чрезвычайно важной составляющей материальной и духовной жизни китайцев. Во многих сферах деятельности общества, политической, культурной и социальной, как имени, так и фамилии придавалось очень большое значение.
История возникновения китайских фамилий и имен начиналась только в период 5-6 тысячелетия, то есть в период матриархата, особенностью которого являлось то, что всеми внутренними делами в общине заведовали женщины: именно они занимали все руководящие посты. Согласно обычаям того времени, члены одного рода не могли вступать в брак. Именно по этой причине, появилась необходимость различать членов своего клана и чужого. Таким образом, возникли фамилии как принадлежность к определенному роду.
В структуре китайских фамилий до сих пор проявляются черты древнего Китая: абсолютизм власти, структура общественного уклада, этика и нравственные нормы общества. Китайские фамилии несут в себе важную информацию о традициях, а также о роли родственных связей в развитии социальной жизни в Китае.
Фамилия Ли является одной из самых распространенных в Китае. Историю фамилии Ли можно проследить до времен восшествия на престол внука Желтого Императора по имени Чжуань Сю.
Согласно записям в «Книге о имперской родословной» танской династии, фамилия Ли «происходит от рода Ин, легендарным основателем которого считается Бо И - глава племени Дун И, помощник императора Ю в усмирении потопов, помощник императора Шунь в приручении зверей и птиц, и родоначальник 14 колен рода Ин, от которых пошли самые древние китайские фамилии. Императором Шунь за вышеуказанные заслуги ему была подарена фамилия Ин. Император Чжуань Сю родил Да Е, Да Е родил Ню Хуа, Ню Хуа родил Гао Тао, второе имя которого было Тин Цзянь, ставшего главным чиновником по судебным делам при императоре Яо. Гао Тао родил И, И родил Сы Чен. Начиная с Гао Тао, 26 поколений его потомков служили чиновниками по судебным делам при трех династиях - Ю, Сиа, Шан, при этом они приняли официальную фамилию Ли - полученную от названия должности».
Существует несколько трактовок значения фамилии Ли. По одной из версий, эта фамилия означает «календарь». Согласно другой гипотезе, в китайской философии «ли» - это «ритуал-предписание выполнения религиозных действий», «абсолютные истины на пути к абсолютному совершенству».
Все это свидетельствует о том, что фамилия Ли представляет собой замечательный памятник восточноазиатской письменности и культуры.
Однако процесс формирования фамилий был достаточно длительным, поэтому окончательно говорить
Ли, как союз и частица
Слово ли употребляется достаточно часто в разговорной речи и в письменности. Осуществляется это благодаря неоднозначности данного слова. Ли может быть и союзом, и фамилией, и аббревиатурой. Поэтому необходимо детальное изучение слова ли, начиная от значения союза ли до возможных аббревиатур.
Ли, как союз — частица — часть речи
В русском языке союз ли является послесловным, предлагающим и вопросительным союзом. К примеру: «Сможешь ли ты сделать это?», «Было ли трудно это сделать?». Ли может означать понуканье, к примеру: «Иди, что ли» или выражать сомнение «Так ли на самом деле?». Можно союз ли услышать или увидеть при выражении человека изумления, к примеру: «Неужели в самом деле». Союз ли может употребляться и в других значениях. Но стоит обратить внимание, что союз ли может заменяться на «либо или нибудь».
Ли, как название или фамилия
В настоящее время можно найти много названий рек, стран или фамилий с названием ли. К примеру, в Англии и Ирландии протекает такие реки, как Ли. В Великобритании и США существуют города с названием Ли. В Лондоне расположен крупнейший парк Ли. Правда полное название, как Ли Вэлли. Словом ли может называться и военная техника, к примеру Ли-2 – военно – транспортный самолет Советского Союза или танк Ли – во время второй мировой войны средний танк Америки. Также ли может быть фамилией в юго-восточной Азии, Норвегии или Великобритании.
Ли, как мера
Ли может быть мерой массы или длины в ряде Восточных стран. Например, в Китае или Вьетнаме ли является мерой длины (единицей измерения расстояния). Равняется ли (китайская) – 500 м и вьетнамская – 1мм. В некоторых странах Дальнего Востока ли является единицей массы и колеблется от 30 до 40 мг.
Ли, как аббревиатура в интернете
В настоящее время наиболее распространенной аббревиатурой в интернете является счетчик посещений пользователями вебресурсов. Это liveinternet. В среде вебмастеров сокращенно обозначается счетчик Ли.
1. Li – тег в HTML определяет отдельный элемент списка.
2. В математике li – является функцией интегрального логарифма.
3. В химии символом Li обозначают химический элемент Литий.
4. В интернете li – национальный домен верхнего уровня.
5. Ли – в Китае называют так этническую группу.
6. LI – обозначается число в римской записи — 51.
7. Сокращенно может называться Либеральный Интернационал или линейная независимость.
в кит. философии) - понятие, означающее закон, порядок вещей, форму и т. п. Идеалисты истолковывали Л. как духовное, нематериальное начало в противоположность материальному началу, цu. В конфуцианстве понятие Л. означало осн. этический принцип, регулирующий отношения между людьми в различных сферах жизни, нормы их поведения.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ЛИ
благопристойность (кит., букв. - этико-ритуальные нормы, этикет, этика, ритуал, церемонии) - одна из центральных категорий китайской философии, гл. о. конфуцианства, сочетающая два основных смысла - «этика» и «ритуал». Этимологическое значение - «культовое действие с сосудом». Начертание иероглифа «ли» роднит его с онтологическим понятием «та» («тело», «строй», «сущность», «субстанция») - графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологическое родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия «ли», которое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До сер. 1-го тысячелетия до н. э. воздействие ли считалось основывающимся на религиозном ритуале, а впоследствии получило преимущественно этическое истолкование.
В древнейших письменных памятниках («Шу цзин» и «Ши цзин») иероглиф «ли» обозначал обряды, дающие возможность преодолеть политические конфликты и отражающие единство мира, а также храмовые и дворцовые ритуалы, формы поведения сановников по отношению к народу Конфуций, теоретически осмыслив понятие «ли», превратил его в самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: «Правитель [должен] руководить подданными посредством ли»; «Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность (жэнь)... Не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли» («Лунь юн»). Распространение подобного контроля на чувственную сферу стало у Конфуция основой для придания ли статуса общегносеологического норматива: «Расширяя [свои] познания в культуре (вэнь) и стягивая их с помощью ли, можно избегнуть нарушений» («Лунь юй»).
Став одним из важнейших символов конфуцианства, в 5-3 вв. до н. э. концепция ли превратилась в центральную мишень антиконфуцианских выпадов со стороны конкурировавших с ним философских школ. Даосы подчеркивали искусственность и бесплодный ригоризм конфуцианской «благопристойности» с позиций гедонистического следования природному естеству (напр., «Чжуан-цзы»). В раннем даосизме ли представлено как результат последовательной деградации дао, затем «благодати/добродетели» (дэ), «гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и), источник утраты «верности» (чжун, см. Чжун ту) и «благонадежности» (синь) («Дао дэ цзин»). Моисты (см. Mo цзя) с позиций социально-экономического утилитаризма и понимания ли как «почтительной осторожности» (цзин) подвергли критике чрезмерное увлечение конфуцианцев обрядово-церемониальной стороной ли, ее усложнение до крайне изощренных и трудновыполнимых форм («Мо-цзы»). Легисты (см. Легизм), также отвергая ли как высший принцип социальной регуляции, в качестве альтернативы выдвинули административные принципы и юридические законы (фа) (напр., «Шан цзюнь шу»).
Двузначность ли как «этики» и «ритуала» позволила двум главным последователям Конфуция и основателям противоположных течений в конфуцианстве - Мэн-цзы и Сюнь-цзы - по-разному истолковать эту категорию: соответственно как внутреннее моральное качество человека и как налагаемую на него извне социальную форму. Исходя из признания врожденной «доброты» человеческой «природы» (сад) и полагая определяющим фактором специфики человека «отказывающее [себе] и уступающее [другому] сердце (синь)», Мэн-цзы назвал этот фактор «началом ли», а само ли определил как «благоговеющее и почтительно-осторожное сердце», «исконно присущее» человеку Сюиь-цзы же ссылался на то, что человеку от рождения присущи любовь к выгоде и плотские страсти, губящие ли, правила которого были установлены в обществе древними «совершенномудрыми» (шэн) для обуздания «злой» человеческой «природы»; эти правила являются источником «культуры» (вэнь).
В собрание основополагающих текстов конфуцианства - «Ши сань цзин» («Тринадцатиканоние») входят три специально посвященных ли произведения: «Чжоули» («Этико-ритуальные нормы [эпохи] Чжоу»), «Или» («Образцовые церемонии и этико-ритуальные нормы»), «Ли цзи» («Записки об этико-ритуальных нормах»). В последнем из них категории «ли» придан универсальный регулятивный смысл посредством определения с помощью омонимичного термина «ла-принцип».
Сформулированное в «Ли цзи» учение о ли образовало фундамент конфуцианских и вообще традиционных для Китая представлений о культуре. Категория ли, войдя в один ряд с такими основополагающими общекультурными и философскими понятиями, как «гуманность», «должная справедливость», «разумность» (чжи) и «благонадежность», стала выражать идею универсального - социального, этического, религиозного и культурно-цивилизационного - норматива.
Универсальность понятия «ли» давала возможность толковать его в весьма широкой смысловой амплитуде. Напр., Ли Гоу (11 в.) определял ли как «фокус человеческого дао», «основу научения [молодого] поколения», а названные выше четыре категории - как «другие имена ли». Главный создатель «учения о принципе» (ли сюэ) Чжу Си назвал ли «ограничительным узором» (цзе вэнь) «небесного принципа» (тянь ли): здесь иероглиф «вэнь», выражающий сложное понятие «знаки/письменность/культура», употреблен с акцентом на исходное значение «узор». Этот «[культурный] узор этико-ритуальных норм (ли вэнь) рисует небесный принцип», с тем чтобы его могли «видеть люди» и использовать в качестве надежного «мерила» при «научении». Представитель альтернативного «учению о принципе» «учения о сердце» (синь сюэ) Ван Янмин еще более определенно заявил о тождестве ли и «принципа»: последний недоступен наблюдению, но находит проявление в «знаках/письменности/культуре», являясь с вэнь «единой вещью».
Отличное определение
Неполное определение ↓
Вы должны обращать особое внимание прежде всего на качество приобретаемых вещей. Отдавать предпочтение следует одежде простого и строгого стиля, ноской, удобной и неброской. Главное – выглядеть корректно и опрятно. А одеваться «как на бал» Вам совершенно не к лицу.Число облика «Четверка». Практичность «двойки» отражается в том числе и в ее манере одеваться. Вы должны обращать особое внимание прежде всего на качество приобретаемых вещей. Отдавать предпочтение следует одежде простого и строгого стиля, ноской, удобной и неброской. Главное – выглядеть корректно и опрятно. А одеваться «как на бал» Вам совершенно не к лицу.Совместимость имени Ли, проявление в любви
Ли, вы умеете любить искренне, глубоко и трепетно. Со свойственным Вам максимализмом Вы придаете своим чувствам первостепенное значение. И если партнер готов ответить Вам взаимностью и при этом соответствует всем Вашим требованиям - как своим внешним обликом, так и внутренним содержанием – любовь может надолго овладеть всем Вашим существом, стать смыслом жизни. В то же время Ваше стремление доминировать вкупе с неумением или нежеланием демонстрировать глубину своих чувств, может сильно осложнить отношения для Вашего партнера: Вы страстно влюблены, но холодны и замкнуты; Вы готовы боготворить, но при этом постоянно «ставите на место».Мотивация
Основой мотивации для Вас является стремление к независимому положению. Именно поэтому Вы всегда выбираете тот путь, по которому еще никто не ходил. Если направление не освоено, значит – нет «авторитетов», и никто не сможет корректировать Ваши действия, указывать, как и куда нужно двигатьс.Как следствие, Вы ни за кем не признаете права утверждать, что Ваше мнение – ошибочно, а выбор – недостаточно обоснован. Свернуть Вас с пути, заставить усомниться в своих силах – практически невозможно. Наоборот, любая критика подстегивает Вас, провоцируя на еще более решительные шаги.
Однозначно в Вашу пользу говорит тот факт, что Вы никогда не пытаетесь «перевалить» ответственность за свои поступки на кого-то еще. Желая добиться успеха именно «в одиночном разряде», Вы готовы к тому, что, в случае неудачи, винить в ней будут именно Вас.
Впрочем, ясный ум и смелость, которая, как известно, «города берет», делают подобный исход маловероятным. Поэтому в Вас верят и охотно идут за Вами следом.
Чтобы узнать при использовании «значит» нужна ли запятая, стоит рассмотреть каждый случай отдельно. Где ставится знак препинания, подскажет текстовое окружение лексемы.
Слово «значит» выделяется запятыми
С двух сторон
1. «Значит» выделяется запятыми с двух сторон внутри предложения, если является вводным словом в значении «следовательно», «стало быть».
2. Если «значит» является союзом в значении «таким образом», «следовательно», «поэтому», он также отделяется запятыми.
- У него обнаружили серьезное заболевание, значит, в армии он служить не будет.
- Сегодня певице передали много цветов, значит, персоналу нужно принести дополнительные вазы.
3. Выделяется запятыми в составе сложных союзов «раз…, значит», «если…, значит».
- Раз он получил это сообщение, значит, смог разблокировать телефон.
- Если сапоги не подлежат ремонту, значит, их стоит просто выбросить.
Перед словом
Перед «значит» запятая ставится, когда вводное слово стоит в конце предложения.
- Уже уходите, значит?
- Сегодня посылки не будет, значит.
После слова
1. Запятая после «значит» ставится, когда вводное слово стоит в начале предложения.
- Значит, увидимся только завтра.
- Значит, сегодня он прийти не сможет.
2. От стоящего впереди присоединительного союза («но», «да», «а», «и») вводное слово не отделяется. Запятая ставится после.
- Да значит, нам с тобой в разные стороны.
- А значит, никто не уйдет без подарка.
3. Вводное слово «значит» не отделяется от предшествующего сочинительного союза (чаще всего «а»), если в предложении лексему нельзя опустить без потери смысла или структуры.
- В прошлом году были серьезные нарушения, а значит, сейчас будут проверять тщательно.
- Он слишком ее любит, а значит, уже простил.
Запятая не нужна
1. Если слово «значит» не является вводным, а выступает в роли члена предложения, то запятая не используется.
- Твой статус для меня ничего не значит.
- Для нее дорогой браслет значит ровно столько, сколько и обычная бижутерия.
2. Когда «значит» выступает в роли связки (в значении «это») со сказуемым-инфинитивом, запятые не нужны. Перед лексемой ставится тире.
- Любить – значит безоговорочно доверять.
- Ждать отстающих – значит не успеть к обеду.
3. Если «значит» в роли вводного слова стоит в конце обособленного оборота, то запятыми выделяется только весь оборот (исключая обороты, взятые в скобки).