Годфруа ж что такое психология читать онлайн. Жо Годфруа, "Что такое психология?"

М .: 1992, 1996; - 496с., 376с.

В первом томе рассмотрены подходы и методы психологии сознания эмоции и мотивации, научение, память, интеллект и творчество.

Второй том посвящен проблемам социальной психологии (становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики) , а также биологическим основам поведения.

Для специалистов и студентов-психологов, биологов, медиков, педагогов - и всех читателей, интересующихся вопросами психологии.

Том 1. (1992, 496с.)

Формат: doc / zip

Размер: 1,6 5 Мб

/ Download файл

Том 2. (1992, 376с.)

Формат: doc / zip

Размер: 2,3 8 Мб

/ Download файл

Том 2. (1996, 376с.; 2-е изд., стереотип.)

Формат: doc / zip

Размер: 1 0,2 Мб

RGhost

ОГЛАВЛЕНИЕ Том 1.
Предисловие 4
Представление книги 8
Часть 1. Изучение поведения – история и методы 12
Глава 1 Что такое поведение? 15
Эволюционная теория 17
Эволюция поведения 21
Таксисы 21
Рефлексы 21
Инстинктивное поведение 22
Врожденные пусковые механизмы 23
Импринтинг 23
Научение 24
Способность к умозаключениям 26
Эволюция человека 26
Резюме 39
Материал для самопроверки 41
Глава 2 Что такое психология? 44
Развитие психологии 44
Рождение научной психологии 49
Заключение 61
Резюме 72
Материал для самопроверки 75
Глава 3 Чем занимаются психологи? 79
Психология и ее разделы 80
Область научных поисков 83
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты 98
Выводы 100
Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания 108
Употребление наркотических средств и патологические состояния 114
Возбуждающие средства 115
Документ 4.1. Электрическая активность мозга 122
Резюме 135
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? 135
Глава 5. Наше восприятие мира 146
Внимание и восприятие 155
Экстрасенсорное восприятие 161
Резюме 181
Глава 6 Мотивационная и эмоциональная активация 197
Мотивация и эмоции 198
Эмоции 212
Резюме 253
Часть 3. Высшие функции и обработка информации 266
Глава 7 Научение 267
Глава 8 Память, мышление и общение 309
Память 309
Мышление 320
Речь 328
Теории научения 330
Документ 8.1. Сенсорная память 333
Резюме 351
Материал для самопроверки 362
Ответы на вопросы 369
Глава 9 Адаптация и творчество 369
Интеллект 369
Резюме 412
Литература 428
Материал для самопроверки 430

ОГЛАВЛЕНИЕ Том 2.
ЧАСТЬ 4. Я, ДРУГИЕ И «ИНЫЕ»
Глава 10. Развитие «Я»................. 7
Введение................... 7
Различные аспекты развития............. 8
Этапы жизни, ................ 8
Неравномерность роста......... . . 10
Развитие нервной системы..... 10
Физическое развитие................ 11
Половое развитие................. 15
Половая функция и размножение. . ........ 15
Половое поведение и развитие........... 15
Когнитивное развитие............... 19
Этапы умственного развития ребенка и подростка.... 19
Умственные способности взрослого человека...... 25
Нравственное развитие............... 26
Моральное суждение в детском возрасте. ..... 26
Развитие нравственного сознания.......... 27
Развитие личности. .............. 29
Описательные подходы.............. 29
Бихевиористский подход............. 32
Когнитивный подход.............. 33
Психодинамические подходы. . . 34
Гуманистический подход............. 38
Социальное развитие................ 41
Этапы социализации.............. 41
Жизненные кризисы............ 43
Смерть. . . ............ 46
Приближение к смерти............. 46
Ступени смерти................ 46
Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или
психологическое «афролидирующее средство»?..... 47
Документ 10.2. Детское мышление......... 50
Документ 103, Перед лицом нравственной дилеммы. 53
Документ 10.4. Можно ли оценить личность? ..... 55
Документ 10.5. Кто такие были Эдип и Электра? .... 60
Материал для самопроверки.............. 63
Литература................... 69
Глава 11. Человек и другие люди........ 71
Введение.................... 71
Жизнь в обществе............. . . 72
Территория и индивидуальный участок.. 72
Факторы окружающей среды........... 74
Социальное положение и роль в группе.. 74
Власть и подчинение.............. 76
Конформизм................. 77
Влияние меньшинства....... .... 78
Альтруизм и апатия.......... . 78
Взаимодействие и коммуникация........:.. 79
Межличностное влечение............ 79
Коммуникация...... .... 81
Социальное восприятие............... 84
Впечатления......... 84
Каузальная атрибуция............. 85
Стереотипы........... 86
Установки.
Составляющие установок....... 88
Выработка установок.............. 89
Изменение установок.............. 89
Предубеждения................ 93
Документ 11.1. «Внутренняя галактика»....... 95
Документ П.2. Чем многолюднее, тем безответственнее 97
Документ 11.3. Шум и успеваемость в школе..... 98
Документ I L4. Доминирование, власть и лидерство... 99
Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей..... 103
Документ 11.6. Конформизм и преобразование действительности......... 105
Документ 117, Влияние меньшинств и- социальные сдвиги.................... 107
Документ 11.8, Безмолвные свидетели и снисходительные жертвы.............. 108
Документ 11.9. Межличностное влечение зависит и от обоняния.................. 110
Документ 11.10. Похвала и критика......... 112
Документ 11,11. Парадоксальная коммуникация, двойное принуждение и шизофрения... 113
Документ 11.12. Любовь и истолкование улыбки, . . . 115
Резюме..................... 116
Материал для самопроверки............. 117
Ответы................... 121
Литература................... 122
Глава 12. «Иные»..................... 124
Тревога и стресс................. 124
Что такое аномальное поведение?........... 126
Некоторые подходы к пониманию аномального поведения 127
Демонология................ !27
Медицинский подход.............. 129
Психоаналитический подход..:....... 130
Бихевиористский подход. ........... 134
Оглавление 369
Когнитивный подход............ . 135
Гуманистический подход............. 136
Социо-культурный подход............ 137
Классификация психических расстройств, ... 138
Расстройства, свойственные детскому и подростковому возрасту. ..... 140
Расстройства органического происхождения.. 141
Функциональные расстройства. ....... 142
Расстройства личности............. 151
«Приклеивание ярлыков» и его последствия 152
Лечение...... . 153
Психиатрия и медицинский подход к лечению психичес¬ких расстройств........ 154
Психотерапия................. 157
Поведенческая терапия (бихевиористский подход) .... 166
Альтернативные ресурсы и групповая терапия. . . 170
Документ 12.1. Уравновешенный человек н «норма» , 175
Документ 12.2. Жизнь и механизмы психологической защиты 177
Документ 12.3. Психические расстройства в детстве н от¬рочестве........ . 178
Документ 12.4. Путешествие через психическое страда-
Документ 12.5. Здравый рассудок среди безумия.... 187
Документ 12.6. Антипсихиатрия и психиатрия: право на безумие или право на лечение? 189
Документ 12.7. Не сводится ли весь секрет терапии к эф¬фекту плацебо? . 190
Документ 12.8. Пример фрейдистской интерпретации 192
Документ 12.9. От одной формы терапии к другой... 194
Резюме..................... 203
Материал для самопроверки............. 206
Ответы................... 212
Литература................... 213
Приложение А. Биологические основы поведения... 215
Наследственность и размножение. 215
Генетические основы развития 215
Хромосомные аномалии.......... 219
Близнецы............ .... 220
Резюме................. 220
Физиология поведения.......... 221
Организация нервной системы........ 221
Рецепторы............... 222
Дополнение А.1. Звук и свет......... 233
Эффекторы................ 236
Периферическая нервная система....... 240
Дополнение А.2. Три «мозга» и эволюция нервной системы, 244
Центральная нервная система......... 246
Кора большого мозга......... . . 253
Дополнение A3. Расщепленный мозг 260
Структура и функции нейрона......... 262
Дополнение А.4. Нервная активность и сканер. 270
Резюме.................. 272
Литература................. 276
Приложение Б. Статистика и обработка данных...... 277
Введение.................. 277
Дополнение БЛ, Некоторые основные понятия 279
Дополнение Б.2. Влияние потребления марихуаны на глазодвигательную координацию и время реакции (гипотетический эксперимент)...... 280
Описательная статистика............ 282
Группировка данных............ 282
Оценка центральной тенденции........ 286
Оценка разброса... 288
Индуктивная статистика. ....... 295
Проверка гипотез............. 295
Дополнение Б.З. Уровни достоверности (значимости)
Параметрические методы.......... 297
Дополнение Б А Степени свободы....... 297
Непараметрические методы......... 302
Корреляционный анализ.......... 307
Коэффициент корреляции -. 307
Резюме.................. 312
Результаты вычислений, которые предложено было сделать читателям....... 315
Дополнение Б.5. Таблицы........... 316
Литература.................. 317
Словарь терминов..................... 318
Предметный указатель.............. 351
Именной указатель................. 363

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

ЧАСТЬ 1. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ
.... 24
Глава 1. Что такое поведение? ................ 24
Врожденное и приобретенное............. 26
Эволюционная теория................ 30
Эволюция поведения................ 30
Таксисы.................... 31
Рефлексы.................. 32
Инстинктивное поведение............. 33
Импринтинг................. 34
Научение................... 36
Способность к умозаключениям.......... 37
Эволюция человека................ 37
От деревьев до первых поселений.......... 41
Развитие речи................. 42
Социальная и культурная эволюция......... 44
Агрессивность человека............. 46
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция..... 47
Документ 1.2. Миграция лососей -инстинктивное поведение или результат научения? ............. 47
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки..... 48
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? . . . 49
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям.................. 50
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид.......... 52
Резюме..................... 53
Литература................... 53
Материал для самопроверки............... 56
Ответы на вопросы ...............
Глава 2. Что такое психология? ................
Введение....................
Развитие психологии................
Первые шаги.................
Донаучная психология..............
Рождение научной психологии...........
Психология в XX столетии............
Документ 2.1. Культ черепа............
Документ 2.2. Происхождение слова «психология» ....
Документ 2.3. Душа и тело: 1+1=2 или 1+1=1?. . .
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году....
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания. . . .
Документ 2.7. Структуры и функции..........
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
Документ 2.9. Социобиология и размножение.....
Документ 2.10. Младенцы и гештальт........
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» . . .
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
Документ 2.13. Путь к самовыражению.......
Документ 2.14. Покорность и пытка........
Резюме.....................
Литература...................
Материал для самопроверки.............
Ответы на вопросы ...............
Глава 3. Чем занимаются психологи? ..............
Введение....................
Психология и ее разделы..............
Прикладные области...............
Область научных поисков.............
Методы психологии................
Описательные методы..............
Экспериментальный метод............
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми............
Документ 3.3. Эксперименты на животных......
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
Документ 3.5. Наследственность и научение......
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты Документ 3,7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
Резюме.....................
Литература..................
Материал для самопроверки............
Ответы на вопросы.............

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологических воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т. д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использовать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате - несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР мировому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа - профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во французском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учебного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов, а также и как руководство для преподавателей.

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы восприятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководствовался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических закономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Документы». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицинских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку, говорил дурак.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Жан Марсенак

Предисловие

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство - несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню - о чем, несомненно, помнит и он, - как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), - экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.

Настоящее руководство - плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопедическим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа; Годфруа - приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специалистам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают результатом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперёд, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психология больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию - это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллектуальной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека - биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.


Жо Годфруа

Что такое психология

(Jo Godefroid "Les chemins de la psychologie", 1988)

Учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности. Рассмотрены подходы и методы психологии, уровни сознания, эмоции и мотивация, научение, память, интеллект и творчество, становление личности, социальное поведение, столкновение социального и биологического в человеке, нарушения психики. Учебник отличает увлекательный стиль изложения. Для студентов, психологов, медиков, педагогов, и всех интересующихся вопросами психологии.

Предисловие редактора перевода Предисловие Предисловие автора Представление книги Благодарности Предисловие автора к русскому изданию

Часть I. Изучение поведения - история и методы

Введение Глава 1. Что такое поведение? Врожденное и приобретенное Эволюционная теория Эволюция поведения Таксисы Рефлексы Инстинктивное поведение Импринтинг Научение Способность к умозаключениям Эволюция человека От деревьев до первых поселений Развитие речи Социальная и культурная эволюция Агрессивность человека Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция Документ 1.2. Миграция лососей - инстинктивное поведение или результат научения? Документ 1.3. Охрана территории у колюшки Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид Резюме Литература Материал для самопроверки Глава 2. Что такое психология? Введение Развитие психологии Первые шаги Донаучная психология Рождение научной психологии Психология в XX столетии Документ 2.1. Культ черепа Документ 2.2. Происхождение слова «психология» Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 = 2 или 1 + 1 = 1? Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания Документ 2.7. Структуры и функции Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона Документ 2.9. Социобиология и размножение Документ 2.10. Младенцы и гештальт Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное» Документ 2.13. Путь к самовыражению Документ 2.14. Покорность и пытка Резюме Литература Материал для самопроверки Глава 3. Чем занимаются психологи? Введение Психология и ее разделы Прикладные области Область научных поисков Методы психологии Описательные методы Экспериментальный метод Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми Документ 3.3. Эксперименты на животных Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения Документ 3.5. Наследственность и научение Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод Резюме Литература Материал для самопроверки

Часть II. Сознание и активация

Введение Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания Сознание и активное бодрствование Измененные состояния сознания Сон Медитация Разнообразие измененных состояний Употребление наркотических средств и патологические состояния Возбуждающие средства Нейродепрессанты Наркотики Галлюциногены и психоделитики Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним Наркотики и внутренний мир человека Документ 4.1. Электрическая активность мозга Документ 4.2. Картография внутреннего пространства Документ 4.3. Биологические часы Документ 4.4. Внешняя обратная связь Документ 4.5. Общедоступная медитация Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности? Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью Документ 4.8. Классификация психотропных веществ Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания Резюме Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? Литература Материал для самопроверки Глава 5. Наше восприятие мира Введение Ограничения, связанные с органами чувств Роль предшествующего опыта Организация наших восприятий Наши восприятия остаются постоянными (константными) Восприятие мира в трех измерениях Адаптация и привыкание Внимание и восприятие Факторы, определяющие внимание Избирательное внимание Физиологический порог и порог восприятия Перцептивная защита Подпороговое восприятие Экстрасенсорное восприятие Сенсорная изоляция Документ 5.1. Мир клеща Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией Документ 5.3. От стимуляции к восприятию Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного Документ 5.6. Движение и время Документ 5.7. Зрительные иллюзии Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство Резюме Досье 5.1. Наука и паранормальные явления Литература Материал для самопроверки Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация Введение Мотивация и эмоции Мотивация Теория биологических побуждений Теория оптимальной активации Когнитивные теории мотивации Иерархия потребностей Эмоции Аспекты эмоций Факторы, определяющие эмоции Стресс Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие Документ 6.5. Оргазм: все в голове Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь? Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы Резюме Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация? Литература Материал для самопроверки