Предмет и объекты исследования социальной психологии схема. Предмет и объект социальной психологии

Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии), что вносит определенные трудности в формулирование предмета исследования социальной психологии, в определение круга изучаемых проблем.

Социология (от лат. socius - общественный + др.-греч. Хбуос; - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Социальная психология - наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей, в связи с чем социальная психология изучает:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
феномен взаимодействия между людьми, например, супружеского, дет-ско-родительского, педагогического, психотерапевтического и т.д.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т.д.

Объектом социальной психологии являются различные социальные общности людей; психология личности как члена этих общностей:
личность в группе (системе отношений),
взаимодействие в системе «личность - личность» (родитель - ребенок, руководитель - исполнитель, врач - больной, психолог - клиент и т.д.),
малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т.п.),
взаимодействие в системе «личность - группа» (лидер ведомые, руководитель - трудовой коллектив, командир - взвод, новичок - школьный класс и т.д.),
взаимодействие в системе «группа - группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т.д.),
большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т.п.).

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:
социальная психология личности,
психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
психология малых групп,
психология межгруппового взаимодействия,
психология больших социальных групп и массовых явлений.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, ко-гнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера, который полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Эн-джелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации - приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма - проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) - поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма -проблема научения, т.е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда, исследовавшего проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т.д.). В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном итоге его действия и поступки. Представители этих направлений С. Аш, К. Левин, Т. Ньюком, Ф. Хайдер, Л. Фестин-гер и др. внесли серьезный вклад в социальную психологию. Проблема когни-тивизма - принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Сводит социально-психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление же личности он объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Состояние общества, взаимоотношения и личность, по мнению его идеологов (Э. Гофмана, Р. Линтона, Т. Ньюкома, М. Шерифа и др.), являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.

Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам А.Л. Журавлев относит речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.

К основным недостаткам данного метода относятся:
высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях.

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т.е. интерпретации исследователем информации, содержащейся в документе.

Контент-анализ (анализ содержания) - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Метод опроса весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа:
а) непосредственный опрос («лицом к лицу») - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом);
б) заочный опрос - анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника. Существуют специальные техники и правила проведения опроса.

К разновидности опроса относится интервью. Существует два вида: стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее.

Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Принято выделять ключевые фазы: установление контакта, основная часть и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) - оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) - в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) - оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст - интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса - низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Информация, получаемая в интервью, является более содержательной и глубокой в сравнении с анкетой. Однако недостатком является прежде всего трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации.

Метод групповой оценки (ГОЛ) - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.

Данный метод позволяет оценить наличие и степень выраженности (развития) психологических качеств человека, которые проявляются в поведении и деятельности, во взаимодействии с другими людьми. Широкое применение ГОЛ в прикладных и исследовательских целях связано с его простотой и доступностью для пользователей, возможностью диагностировать те качества человека, для которых отсутствует надежный инструментарий (тесты, опросники) и др. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия. С одной стороны, считается, что тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, и все методологические нормативы, принятые в обшей психологии, справедливы и для социальной психологии.

С другой стороны, широкий спектр используемых социально-психологических методик диагностики личности и группы, межгруппового взаимодействия позволяет говорить о тестах как самостоятельном средстве эмпирического исследования.

Области применения тестов в социальной психологии:
диагностика групп,
изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцепции,
социально-психологических свойств личности (социальный интеллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.).

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выражается в тестовом показателе.

Термин «эксперимент» имеет в социальной психологии два значения:
опыт и испытание, как принято в естественных науках;
исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Одно из существующих определений метода эксперимента указывает, что он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. Среди специфических признаков эксперимента выделяют моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Эксперимент критикуют прежде всего за его низкую экологическую валидность, то есть невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия).

Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации.

Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации в социально-психологических исследованиях.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:
определение варианта (числа) выборов (отклонений);
выбор критериев (вопросов) опроса;
организация и проведение опроса;
обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Различное понимание предмета социальной психологии является предпосылкой создания разных образов социальной реальности, разного видения человеческих связей и отношений, что свидетельствует существование в определенной степени разных социальных психологий.

Предмет социальной психологии. Предмет социальной психологии вызревал длительное время. В этом процессе выделяют следующие периоды:

1. Накопление социально-психологических знаний в сфере общественных и естественных наук (с древних времен и до середины XIX ст.).

2. Выделение социальной психологии из социологии и психологии и формирование ее как самостоятельной отрасли знания (вторая половина XIX века. - начало XX вв.).

3. Оформление социальной психологии как самостоятельной науки (20-е годы XX века).

На всех этапах развития социальной психологии существовали различные, даже альтернативные толкования ее предмета. Так, американский ученый Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) усматривал назначение социальной психологии в объяснении влияния реальной, мнимой или предполагаемого присутствия других людей на мысли, чувства и поведение индивидов. Такой же позиции придерживается современный американский социальный психолог Дэвид Майерс, утверждая, что социальная психология является наукой о том, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Принципиально иным является взгляд на предмет социальной психологии французского ученого Сержа Московичи, который рассматривает социальную психологию как науку о группы и индивиды, которые создают свою реальность (она, по сути, является их единственной реальностью), управляют друг другом и формируют связи, которые их объединяют или разъединяют.

Длительное время не было единства во взглядах на предмет социальной психологии и в бывшем Советском Союзе. Например, российский психолог, основатель и директор Московского психологического института Георгий Челпанов (1862-1936) предлагал разделить психологическую науку на социальную психологию и собственно психологию. Не соглашаясь с таким подходом, известный физиолог, основатель рефлексологии Владимир Бехтерев (1857-1927) в своем фундаментальном труде "Коллективная рефлексология" утверждал, что предметом социальной психологии является изучение деятельности участников собраний в широком смысле этого слова. Собственно социально-психологические проблемы, по его мнению, должна решать специальная отрасль психологического знания - коллективная рефлексология. Коллектив он рассматривал как сборную личность, а главным его признаком считал общность задач и интересов, что побуждает к единству действий. Среди социально-психологических механизмов Бехтєрев выделял взаимодействие, общение, а среди коллективных - наследственные рефлексы, настроение, наблюдения, творчество, согласованность действий, сосредоточение. По его утверждениям, люди объединяются в коллективы в результате взаємонавіювання, взаемонаслидування, взаимоиндукции. Экспериментальными исследованиями влияния общения и совместной деятельности на формирование процессов восприятия и памяти Бехтєрев основал экспериментальную социальную психологию.

В 50-60-е годы XX века. было развернуто еще одну дискуссию, в процессе которой выкристаллизировали три подхода во взглядах на предмет социальной психологии. Ученые-социологи интерпретировали социальную психологию как науку о "масовидні явления психики". Представители психологического подхода считали предметом исследования социальной психологии личность. Третий подход заключался в попытках синтезировать оба предыдущие, опираясь на видении социальной психологии как науки, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Такое стремление "психологізувати" социологию и "соціологізувати" психологию нередко приводило к отождествлению объектов и предметов их исследований. Иногда оно заметно и сейчас, прежде всего в попытках определить предмет социальной психологии через перечень объектов, которые она должна изучать. К тому же этот перечень (далеко не полный) еще не указывает на специфику социально-психологического подхода, ведь психологические особенности групп, закономерности поведения и деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми, кооперация, формы общения, массовые психические явления и т. п. могут быть объектом исследования многих наук - социологии, психологии труда, психологии управления, политологии и тому подобное.

В различные периоды развития социальной психологии, ее предметом считали:

Причинную обусловленность психического социальным. Вокруг этой проблематики дискутировали ученые в 20-е годы XX века, что стимулировало развитие социально-психологических исследований в рамках общей психологии и педагогики;

Соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);

Закономерности поведения людей, обусловленные их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Этот взгляд на социальную психологию, что соединил психологический и социологический подходы, сформировался в результате дискуссий о предмете социальной психологии в 20-е, 60-е годы XX века. Он показал, что предмет социальной психологии можно определять, беря за основу как личности, так и массовые психические явления. Пользуясь этими критериями, современный российский социальный психолог Галина Андреева предметом социальной психологии считает изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

в Связи с первыми двумя подходами предмет социальной психологии определяли с точки зрения психологии или социологии. Социологический подход очерчивал предмет социальной психологии от "внешнего" к "внутреннего", то есть от общества, социальной среды, группы к индивиду. Сторонники психологического подхода основой предмета социальной психологии считают личность, ее психологические особенности, межличностные отношения.

Признание того, что социальная психология основывается, с одной стороны, на социологии, а с другой - на психологии, не способствовало становлению ее как самостоятельной науки. Поиск новой парадигмы в определении предмета исследования продолжается и сейчас. Понимание социальной психологии как промежуточного звена между социологией и психологией привело к тому, что, например, в США она функционирует на правах секции Американской социологической ассоциации и секции Американской психологической ассоциации. Подобная ситуация сложилась и в других странах. Так, в российской и отечественной социальной психологии большинство исследователей рассматривают ее как науку с двойным предметом (психологические свойства человека, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; особенности социально-психологических процессов и феноменов, порождающие эти психологические свойства).

Такое понимание предмета социальной психологии требует уточнения. Поэтому эти проблемы активно обсуждаются отечественными и зарубежными учеными. Вполне рациональным является утверждение современного российского социального психолога П. Шихірєва, что, независимо от того, в русле которой из наук формировалась социальная психология, ее основу составляют следующие ведущие идеи: ценностное отношение (оценка) как регулятор поведения; форма его существования и способы функционирования; социальное взаимодействие (общение) как среда зарождения и существования ценностного отношения. И именно в ценностном отношении фиксируется представление людей о том, что существует, или то, к чему они стремятся в отношениях с другими людьми, группами, обществом.

Кризисные явления в развитии социальной психологии, которые поразили ее в 60-70-е годы XX века, вызваны тем, что слишком долго она была індивідуалістичною, неспособной объяснить социальное поведение людей в больших социальных группах. Так, один из самых последовательных критиков "лабораторной культуры" американской социальной психологии С. Московичи обвиняет ее в неспособности предсказать студенческие бунты и демонстрации в 70-е годы XX века, раскрыть проблемы социального неравенства, политического насилия, национальных и расовых конфликтов, социальной напряженности. Речь идет о наполнении социальной психологии адекватным социальным содержанием, ее "соціологізацію", что стимулируется не столько развитием теории, сколько объективными жизненными потребностями, необходимостью учитывать человеческий фактор в решении общественных проблем и начертании перспектив развития общества. Поэтому все больше ученых рассматривает социальное (социальный процесс) как общее изменение людьми своего социума, как особое пространство мышления и реальности. А социальная психология активно пользуется категориями "социально-психологическое пространство", "социально-психологическая реальность".

Социально-психологическое пространство - объективная форма субъективного восприятия, представленного системой определенных оценок, представлений и образов; социальная деятельность людей или групп, отношения и взаимодействие между ними, их намерениях, позиции и цели, взаимосвязи и взаимозависимости.

Социально-психологическое пространство непосредственно влияет на деятельность людей. Он опосредованное предметным, физическим средой, материализованным пространством общности, ее системными свойствами (целостность, структурность, функциональная однородность и проч.).

Социально-психологическая реальность - качественно новое образование, которое возникает на границ/ социального и психического, имеет существенные признаки каждого из них и в котором важными являются закономерности и механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие, взаимозависимость и взаимовлияние.

Отдельные социальные психологи социально-психологической реальностью считают социальную психику как совокупность взглядов, намерений, чувств, мыслей, выражающих готовность к определенным действиям. Она, по их мнению, возникает в процессе общения, взаимодействия между людьми, связывает в единое целое элементы индивидуального и социального за внутренними законами социума, а потому имеет относительно индивидов принудительную силу. Влияя на поведение индивида, социальная психика приводит ее в соответствии с требованиями конкретной общности. При этом она не является носителем "истины " или "норм ценности", а лишь одобрением или неодобрением группой, принятием или неприятием определенного действия, доверия или недоверия субъекта - носителя или потребителя информации.

Другие ученые утверждают, что для определения предмета науки необходимо выделить из реальности, которую она изучает, существенное и существенное, отличительное, которая отличает ее от другой науки. С этих позиций социальную психологию определяют как науку о закономерностях становления социально-психологической реальности, ее структуру, механизмы развития и функционирования. При этом возникают вопросы: существует Ли такая реальность? Если существует, то в чем заключается ее содержание? Что есть общего и отличного между ней и социальной или психической (психологической) реальностями, какое место занимает она в общей структуре бытия?

Социальную психологию характеризуют как науку, которая изучает конкретные механизмы взаимосвязи социального и психического, их взаимодействие и взаимозависимость. Каждое социальное явление имеет свой психологический аспект, который преломляется через психологические особенности конкретных лиц и социальных групп. При этом психическое отражение является порождением и следствием активности человека, которая возможна только в процессе реальной деятельности, общения, взаимодействия с другими людьми. Известно также, что психическое существует в форме специфического субъективного мира человека. Его специфика заключается в том, что образы психической реальности для индивида отличаются от явлений внешней реальности, но одновременно является для него вполне реальными образованиями. Именно благодаря этой реальности, ее способности проявляться в динамике психических процессов, мотивов, предметных действий, состояний личности становится возможным воздействие психического на жизнь лица, на регуляцию ее деятельности и отношений. Психическое е не только формой отражения социального, но и средством его регуляции и существования. Осознание этого дает возможность рассматривать социально-психологическое отражение как психическое отражение. Речь идет о том, что все социально-психологические явления возникают в форме психических (субъективных) образов, переживаний, состояний.

Социально-психологические явления - феномены, выминают в результате взаимодействия субъектов коммуникативного процесса (отдельных индивидов и общностей) в определенных условиях, воспроизводят социально-психологическую реальность, побуждают и регулируют поведение людей, способствуют организации разных форм деятельности и общения, осуществляют обмен Информацией и переживаниями.

Основными социально-психологическими явлениями являются: общность, образ жизни, стереотип, общение, конфликт, настроение и прочее. Возникают и распространяются они в результате действия умышленно создаваемые (слухи, различные объединения и т. п) и тех, что возникли и развились стихийно (мода и др.) механизмов. Универсальными механизмами социально-психологических явлений есть подражания, внушения, заражения, убеждения и тому подобное. Социально-психологические явления классифицируют по содержанию (нормальные и деформированные), степенью устойчивости (динамические - например, различные виды общения, динамико-статичные - например, настроения; статические - например, традиции, обычаи) и др.

Объектом социально-психологического отражения есть не все окружающее, а только то, что связано с взаимодействием людей, их совместной деятельностью. Итак, социально-психологическое отражение обусловлено появлением качественно нового образования - группового субъекта деятельности (социальной группы, общности и проч.), что существенно изменяет характер регуляции между людьми, поскольку взаимодействие между ними, их совместная деятельность невозможны только на основе інтерсуб"єктивних отношений. В результате субъективного отражения объективной реальности возникает социальное поведение людей, которое всегда нуждается в координации, распределения функций, контроля, то есть должна функционировать на основе определенных общественно (совместно выработанных норм. Социальное действие на основании норм и ценностей реализуется через чувства, переживания, представления конкретных людей. Социально-психологическое отражение является социальным по содержанию и психическим по форме и способу регуляции.

Итак, для уточнения предмета социальной психологии и ее места в системе научного знания принципиальное значение имеет выяснение соотношения социального и индивидуального, поскольку их интеграция и выявления новой реальности является определяющей в развитии социальной психологии как самостоятельной отрасли знания (рис. 3).

Рис. 3. в

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отражения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей.

Это определение охватывает важнейшие сущностные признаки социальной психологии:

Личностные механизмы регуляции социального процесса;

Ценностное отношение индивида к социальному, что позволяет социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, конкретной группе; как ее поведение, возникшее в результате субъективного воспроизведения индивидом объективного мира, деятельность влияют на функционирование социальной общности, которым является индивидуальный вклад каждого человека в работу группы;

Социально-психологические факторы, которые определяют развитие активности личности и группы;

Социальные общности, массовые явления, которые влияют на человека и его поведение.

Итак, современное понимание предмета социальной психологии не ограничивается исследованием традиционных сфер, а раскрывает механизмы взаимоотношений на уровне "группа - общество", "индивид - общество". Это свидетельствует, что предмет социальной психологии охватывает все более широкую социально-психологическую реальность, связанную с массовым сознанием и массовым поведением людей.

Задачи социальной психологии

Развиваясь в единстве теоретических и практических аспектов, социальная психология постоянно углубляет и расширяет свой предмет, параллельно решая конкретные социально-психологические проблемы, тем самым выполняя разнообразные теоретические и прикладные задачи:

Решения общих научных проблем, связанных с. формированием знаний о социально-психологическую реальность, объяснением процесса субъективного отражения объективной действительности, разработкой социально-психологических концепций о взаимодействии между людьми и социальными спільностями, методологию, методы, способы социально-психологических исследований (социально-психологические проявления личности, сфера общения, межличностных отношений и групповых процессов, социально-психологические явления в макросреде и др.);

Изучение проблем, связанных с изменениями социально-психологической реальности, анализом путей и средств воздействия на механизмы ее становления, развития и функционирования;

Теоретическое осмысление места и роли человека, развивающийся в обществе, которое также меняется; выявление конкретных социально-психологических характеристик личности, наиболее распространенных ее социально-психологических типов, коммуникативных программ поведения;

Исследование отношений и общения, в том числе в экстремальных и конфликтных условиях, а также в связи с утверждением в социуме новой системы ценностей и форм собственности;

Выработка теоретических основ социально-психологической диагностики, консультирования и оказания помощи.

Какие бы задачи не решала социальная психология, она должна корректно относиться как к достижений отечественной науки и практики, так и в теоретических и прикладных достижений зарубежных ученых.

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поведение людей? На какой основе мы доверяем или, наоборот, не доверяем тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам люди ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей могут отражаться на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, «лицом к лицу». Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер - в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

Социальная психология личности;

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия;

Социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп охватывает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Само по себе название науки - социальная психология - уже говорит о ее тесной связи и с социологией, и с психологией. Это положение обусловливает различное понимание проблематики социальной психологии и ее места в системе наук как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав социологии. Третьи полагают, что социальная психология - это наука пограничная, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций. Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит о сравнительной молодости социальной психологии как науки.

  1. Предмет , задачи и структура юридической психологии

    Учебное пособие >> Психология

    И место юридической психологии . Предмет , задачи и структура юридической психологии . Междисциплинарные связи. Методология и методы юридической психологии . История юридической психологии . Правовая психология ...

  2. Предмет , задачи и структура судебной психологии

    Реферат >> Психология

    ... психология» «Предмет , задачи и структура судебной психологии» Содержание Введение Предмет , задачи и методы судебной психологии История развития судебной психологии ... понятием ... криминологией, социальный психологией и психологией личности. ... имевшего место в...

  3. Предмет и задачи социальной психологии (1)

    Курсовая работа >> Психология

    Общей задачи материалистической переориентации психологии . Однако само понятие «социальная психология» в... предмете , задачах и методах, а также о месте социальной психологии в системе наук. Все это становилось очевидным и возможным. В социальной психологии ...

  4. Предмет и задачи социальной психологии (2)

    Курсовая работа >> Психология

    ... предмета и задач социальной психологии . Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место ...

  5. Понятие социальной общности (1)

    Реферат >> Социология

    ... . Понятие виды и структура социальных организаций Социальные классы и классовые отношения. Социальная стратификация и социальная мобильность. 5.1. Понятие социальной стратификации 5.2. Системы социальной стратификации 5.3. Понятие социальной ...

Социальная психология

психологии и социологии

Предмет

Объект

1

2.

3

4

основные разделы :

- психологию общения

- психологию групп

-

- практические приложения .


Билет 5. Вопрос 1. Методология, метод и методика в социально-психологическом исследовании. Методы социальной психологии.

Социально-психологическое исследование - вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия.

Классификация толпы

-по признаку управляемости:

Стихийная толпа . Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа . Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа . Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.

- по характеру поведения людей:

Окказиональная толпа . Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа . Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.

Экспрессивная толпа . Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа . Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок - концерты и т.п.).

Действующая толпа . Формируется - как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа , спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа . Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан.

4. Повстанческая толпа . Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей.

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности. Разнородная: анонимная (уличная, например), не анонимная (парламентское собрание). Однородная: секты; касты; классы.

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья мезафакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу микрофакторы . К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.


Стадии развития коллектива

- (самый низкий) - разобщенный, это коллектив, который или начал формироваться, или уже «разлагается». В него входят люди, которые друг друга мало знают или, наоборот, хорошо увидели только негативные качества друг друга. Основные средства воздействия коллектива и руководителя на личность связаны больше с негативными оценками различных отклонений от официальных норм, предписаний, распоряжений и т.п.

- II- (средний) - расчлененный коллектив. Цели ценности и нормы его уже признаются многими членами, но воспринимаются и интерпретируются пока по-разному, в зависимости от группировок, к которым принадлежат индивиды. В таком коллективе обычно несколько лидеров, которые могут враждовать между собой, а вслед за ними недружелюбно относятся друг к другу члены группировок. Формальная и неформальная структура в некоторых элементах близки. В воздействии на личность используются и положительные и отрицательные оценки.

- III - (высший) - сплоченный коллектив - в нем установились понятные и признаваемые всеми цели, ясные и твердые нормы и принципы взаимодействия, соответствующие общечеловеческой морали. Причем официальные нормы дополняются и подкрепляются неофициальными установлениями и традициями. В связи с этими особенностями каждая личность высоко ценит коллектив, дорожит им.

Психолог Л. Уманский предложил образную классификацию стадий развития коллектива. По его мнению, данные стадии можно интерпретировать следующим образом:

1. песчаная россыпь (люди еще не связаны узами общения);

2. мягкая глина (члены коллектива устанавливают контакты, объединяются в нечто целое);

3. мерцающий маяк (начинается распределение социальных ролей между членами, происходит принятие целей и ценностей коллектива);

4. алый парус (выделяются лидеры и ядро коллектива, которое способно вести за собой отдельных членов);

5. пылающий факел (все члены коллектива живут едиными целями и ценностями, активно и энергично участвуют в совместной деятельности);

6. пауки в банке (это стадия распада коллектива, когда его членов кроме "надоевшей" работы уже ничто не объединяет).


Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии . Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания.

В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку.

Предмет социальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии - это то, на что направлена деятельность социальной психологии.

Она изучает следующие явления:

1 . Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения. Например - супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым.

3 . Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп, как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4 . Массовые психические явления. Например: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи.

Психология социальная как наука включает следующие основные разделы :

- психологию общения , изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;

- психологию групп , изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;

- психологию социальную личности , изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;

- практические приложения .