Самораскрытие выполняет ряд важных психологических функций. Самораскрытие личности как феномен адаптации

Роль самораскрытия в межличностном общении.

Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать дру­гим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важ­ные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить се­бя самого.

«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к пре­кращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между дву­мя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие сво­его Я друг другу» (S. Jourard, 1964).

Без самораскрытия невозможно установить близкие личные от­ношения с другим человеком. Отношения между людьми развивают­ся по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не мо­жешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они от­носятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Что­бы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.

Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем . Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть от­крытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает дру­гой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.


Концепция самораск­рытия уходит своими корнями в психологию гу­манистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубеж­ной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):

1) определение понятия;

2) функции, послед­ствия самораскрытия для коммуникатора, реци­пиента, межличностных отношений;

3) внутрен­ние и внешние факторы самораскрытия;

4) самораскрытие и контексте, развития межличност­ных отношений;

5) самораскрытие в группах разного типа;

6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследова­ния.

Личностное самораскрытие является необхо­димым условием существования человека в обще­стве, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помо­щью самораскрытия человек вписывается в опре­деленный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индиви­де способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.

В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются по­пытки преодолеть описательность и поверхно­стность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью само­раскрытия является «раскрытие сокровенных пе­реживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, пред­посылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораск­рытием «факт добровольного раскрытия конфи­денциальной информации о собственном внутрен­нем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассмат­риваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.

Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.

Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.

Итак, феноменология самораскрытия включа­ет все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характе­ра межличностных отношений и т п.

Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифици­ровать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосред­ственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, ко­торое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе су­щественно возросла. С появлением письма, а за­тем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим лю­дям, причем масштабы такого общения постоян­но возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэто­му, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскры­тие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседни­ком. Именно такая форма самораскрытия и изу­чается традиционно в зарубежной психологии.

Отдельное выделение опосредованного само­раскрытия обусловлено тем, что технические сред­ства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осу­ществляется не только через различные техни­ческие устройства, но и через письма, объявле­ния, автобиографическую прозу и т.д. С некото­рой оговоркой к опосредованному самораскры­тию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может про­работать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневнико­вые записи не предназначены для прочтения дру­гими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.

В качестве реципиента в случае опосредован­ного контакта может выступить реальный чело­век, который в настоящий момент находится да­леко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредован­ное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.

И САМОРАСКРЫТИЯ В ОБЩЕНИИ

Роль самораскрытия в межличностном общении.

Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать дру­гим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важ­ные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить се­бя самого.

«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к пре­кращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между дву­мя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие сво­его Я друг другу» (S. Jourard, 1964).

Без самораскрытия невозможно установить близкие личные от­ношения с другим человеком. Отношения между людьми развивают­ся по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не мо­жешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они от­носятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Что­бы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.

Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем . Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть от­крытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает дру­гой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.

Концепция самораск­рытия уходит своими корнями в психологию гу­манистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубеж­ной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):

1) определение понятия;

2) функции, послед­ствия самораскрытия для коммуникатора, реци­пиента, межличностных отношений;

3) внутрен­ние и внешние факторы самораскрытия;

4) самораскрытие и контексте, развития межличност­ных отношений;

5) самораскрытие в группах разного типа;

6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследова­ния.

Личностное самораскрытие является необхо­димым условием существования человека в обще­стве, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помо­щью самораскрытия человек вписывается в опре­деленный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индиви­де способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.

В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются по­пытки преодолеть описательность и поверхно­стность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью само­раскрытия является «раскрытие сокровенных пе­реживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, пред­посылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораск­рытием «факт добровольного раскрытия конфи­денциальной информации о собственном внутрен­нем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассмат­риваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.

Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.

Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.



Итак, феноменология самораскрытия включа­ет все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характе­ра межличностных отношений и т п.

Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифици­ровать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосред­ственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, ко­торое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе су­щественно возросла. С появлением письма, а за­тем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим лю­дям, причем масштабы такого общения постоян­но возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэто­му, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскры­тие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседни­ком. Именно такая форма самораскрытия и изу­чается традиционно в зарубежной психологии.

Отдельное выделение опосредованного само­раскрытия обусловлено тем, что технические сред­ства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осу­ществляется не только через различные техни­ческие устройства, но и через письма, объявле­ния, автобиографическую прозу и т.д. С некото­рой оговоркой к опосредованному самораскры­тию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может про­работать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневнико­вые записи не предназначены для прочтения дру­гими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.

В качестве реципиента в случае опосредован­ного контакта может выступить реальный чело­век, который в настоящий момент находится да­леко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредован­ное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.

И.П.Шкуратова

Мотивация самораскрытия в межличностном общении

Исследование самораскрытия личности в общении в последние два десятилетия в зарубежной психологии вылилось в самостоятельное научное направление, находящееся на границе между социальной психологией и психологией личности. База данных Американской Психологической Ассоциации за пять лет с 1989 по 1995 год включает 255 монографий и 583 статьи, в которых затрагиваются разные аспекты этой многоплановой проблемы. Психология как, наверное, никакая другая наука обладает удивительным свойством давать возможность многочисленной реинтерпретации; старого эмпирического материала через призму вновь созданных понятий. При этом новое понятие отнюдь не отменяет старых толкований, а лишь дает возможность заглянуть внутрь магического кристалла, каким является личность, через новую его грань. Так случилось и с понятием самораскрытия. Без него долгое время обходились, не выделяя в отдельную предметную область, однако перенос акцента с Человека Воспринимающего на Человека Транслирующего, связанный с духом настоящего времени, показал необходимость всерьез и подробно заняться этой проблемой.

Сразу стала очевидной ее большая теоретическая и практическая значимость и взаимосвязанность с целым рядом других проблем межличностного взаимодействия. Анализ аннотаций статей, содержащихся в Базе данных Американской психологической Ассоциации, показывает, какие аспекты исследования самораскрытия являются приоритетными у психологов разных стран. На первое место по количеству работ выходит проблема самораскрытия лиц, имеющих отклонения от физической или социальной нормы, иначе говоря, людей, которым приходится скрывать от окружающих свою особенность. К ним относятся больные СПИДом, лесбиянки, гомосексуалисты, наркоманы, жертвы сексуального насилия. Особенно много работ посвящено исследованию взаимоотношений людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На втором месте стоит изучение подростков, для которых самораскрытие тоже представляет некоторую сложность в силу их возрастных особенностей. Третье место занимают публикации, в которых обсуждается влияние самораскрытия пациента и психотерапевта на протекание психотерапевтического процесса. Причем, если самораскрытие пациента всеми воспринимается как обязательное условие успеха, то в отношении самораскрытия психотерапевта единства мнений у представителей разных направлений психотерапии нет. Остальные работы посвящены анализу разнообразных внешних и внутриличностных факторов, способствующих или препятствующих самораскрытию, и кросскультурным различиям. Наряду с самораскрытием активно изучается самопредъявление, под которым понимается стремление произвести определенное впечатление на окружающих.

Анализ направленности данных работ показывает, что авторы больше ориентированы на исследование феноменологии самораскрытия, чем на изучение его мотивационносмысловой стороны. В то же время становится понятным, что дальнейшее продвижение в понимании природы этого феномена становится невозможным без обращения к мотивации самораскрытия, ведь в зависимости от целей и мотивов взаимодействия содержание самораскрытия может полностью меняться у одного и того же человека. К сожалению, в большинстве публикаций авторы не столько изучают сам процесс самораскрытия, сколько связь между результатом ответа на опросник Джурарда и другими тестовыми показателями личности или характеристиками ситуации, в которой проходил замер. Такой подход не только недостаточен, но даже и неправилен, поскольку исследователи оперируют с неким конечным суммарным показателем самораскрытия, в который на равных вносят свой вклад такие несопоставимые по уровню интимности темы, как "мои любимые блюда " и "мои страхи и тревоги ".

Разграничение между самораскрытием и самопредъявлением, предлагаемое в зарубежной литературе, также мне представляется не отражающим главного их различия. Д.Майерс определяет самопрезентацию как "акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьимлибо идеалам " . На самом деле самопрезентация может быть направлена на прямо противоположную цель, а именно создание неблагоприятного впечатления. Достаточно вспомнить поведение профессиональной нищенки, талантливо изображенное Л.Ахеджаковой в фильме "Небеса обетованные ". Она в зависимости от социальной ориентации прохожего могла преподнести себя то как жертву сталинских репрессий, то как жертву перестройки. Иногда самораскрытие противопоставляется самопредъявлению по критерию правдивости и глубины создаваемого образа. Н.В.Амяга считает, что "поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредъявлением и может описываться скорее как самопредъявление ". Неглубокое самораскрытие может наблюдаться в ситуации обычного обмена мнениями между говорящими, при котором совсем не преследуются иные цели. Мне кажется, что главное отличие между этими двумя формами самовыражения состоит в целях, которые преследует человек в том или другом случае. Если человек нуждается в психологической помощи, то более вероятно что он будет максимально искренним. Хотя даже в таких ситуациях человек старается рассказывать о себе таким образом, чтобы его образ имел больше положительных черт. Если же целью общения является завоевание симпатии собеседника или получение от него материальной или другой деловой помощи, субъект прибегает к предъявлению себя в том виде, в каком, с его точки зрения, он может достигнуть наилучшего результата. При этом совсем необязательно, чтобы он давал о себе ложную информацию, достаточно бывает просто подчеркнуть наличие соответствующих качеств. Хотя здесь речь шла о целях, надо иметь в виду, что очень часто они плохо или совсем не осознаются субъектом самораскрытия, поэтому корректнее говорить о мотивах. Человек может осознавать или не осознавать мотивы, которые побуждают его рассказывать о себе тем или другим людям. Данная работа была посвящена изучению вопроса о том, в какой степени люди способны осознавать эти мотивы, существует ли связь между называемыми им мотивами и содержанием самораскрытия с разными собеседниками.

Целью описываемого исследования было изучение мотивации самораскрытия в межличностном общении, которое конкретизировалось в следующих задачах: 1) изучить взаимосвязь между самораскрытием и мотивацией общения с людьми из ближайшего окружения; 2) проанализировать мотивы самораскрытия в общении с разными людьми; 3)исследовать взаимосвязь между мотивацией и содержанием самораскрытия в общении.

Для решения первой задачи под моим руководством А.Г.Бовиной было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 19 женщин и 9 мужчин в возрасте от 21 года до 67 лет, работавших на фабрике. Им было предложено заполнить бланки теста диагностики мотивации межличностного общения (ММО) и теста для диагностики самораскрытия. В тесте ММО, разработанному мной на основе репертуарного теста Дж.Келли, испытуемому сначала предлагалось составить список людей, которые образуют его реальное окружение в семье, на работе и в дружеской сфере, а затем оценить, насколько разные мотивы общения характерны для его взаимодействия с каждым из указанных лиц. На основе полученных данных можно было определять степень выраженности отдельных категорий мотивов, а также величину мотивации общения испытуемого с каждым из указанных им лиц. Тест для диагностики самораскрытия был разработан мной на основе теста самораскрытия С.Джурарда. При его выполнении испытуемый должен был оценивать, насколько подробно и откровенно он рассказывает о разных сторонах своей личности тем же людям, которые были отмечены им в предыдущей методике. Тест позволял определять величину самораскрытия каждого испытуемого по отдельным категориям тем (интересы, мнения, работа, личность, отношения с другими людьми, тело и финансы), а также в общении с каждым конкретным знакомым.

Для выявления взаимосвязей между степенью выраженности отдельных групп мотивов общения и самораскрытием по названным темам был осуществлен корреляционный анализ полученных данных. Он показал отсутствие связи между суммарными показателями самораскрытия и мотивации общения и наличие достаточно большого числа связей между частными показателями. Это свидетельствует о том, что нельзя говорить о большем самораскрытии тех людей, которые любят общение и стремятся к нему. Самораскрытие занимает в структуре общения только некоторую часть и потому вполне возможно сочетание большой потребности в общении при ограниченном стремлении к рассказам о себе. У каждого человека существует своя пропорция между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Анализ корреляционных связей между мотивами общения и темами самораскрытия показал следующую картину. Оказалось, что чем больше в структуре мотивации общения оказались представленными эгоцентрические мотивы (получения любых видов помощи и поддержки), тем больший удельный вес занимает самораскрытие о работе (r = 0,48 P

Меня также интересовал вопрос о том, проявляется ли соответствие между мотивацией общения с конкретным человеком и объемом самораскрытия в его адрес. Для этого была проведена такая процедура обработки данных. У каждого испытуемого было выделено три человека из его списка знакомых, по отношению к которым у него наблюдается максимальная мотивация общения, а также три человека, с которыми он предельно откровенен. Аналогичная процедура была проведена относительно тех людей, с кем у испытуемого наблюдалась минимальная мотивация общения и минимальное самораскрытие. Затем для каждого испытуемого была подсчитана степень совпадения между этими рядами данных. Оказалось, что максимальные значения по мотивации общения и самораскрытию совпали в 62 случаях из 84 возможных совпадений, а минимальные в 55 случаях из 84 возможных. При этом 65 совпадений наблюдалось у 13 испытуемых, 43 совпадения у 11 человек и 12 совпадения только у 4 человек. Это дает основание считать, что существует тенденция к большему самораскрытию с теми лицами, общение с которыми носит полимотивированный характер.

Мои дальнейшие исследования привели меня к выводу, что большой объем самораскрытия и интенсивность мотивации общения в равной степени служат свидетельством тесных, эмоционально глубоких взаимоотношений, поскольку они проявляются в общении с наиболее любимыми и ценимыми людьми (матерью, любимым человеком, лучшей подругой или другом). Однако это совсем не означает, что сам факт нахождения в роли матери гарантирует такое отношение к ней со стороны детей, здесь все сугубо индивидуализировано.

Следующая серия эксперимента, проведенная под моим руководством Е.П.Панченко, была направлена на выяснение уже самих мотивов самораскрытия в процессе межличностного общения. В ней приняло участие 30 студенток 2 курса филологического факультета и 25 студенток 2 курса психологического факультета. Для диагностики мотивации самораскрытия были разработаны две методики. Одна из них представляла собой анкету, ориентированную на выяснение целей и мотивов самораскрытия. Вторая методика являлась модификацией теста ММО, описанного выше. При ее выполнении испытуемому предлагалось сначала написать список людей, которые составляют его ближайшее окружение в семье, в университете и в кругу друзей, а затем оценить, в какой степени разные мотивы побуждают его рассказывать о себе этим людям. Для облегчения работы испытуемого к тестовому бланку прилагался большой список возможных мотивов самораскрытия, из которого он мог выбирать те, которые он считал наиболее характерными для себя. При обработке данных анализировалась величина мотивация самораскрытия как по отдельным мотивам, так и по отношению к разным партнерам. Кроме того, группа студентокфилологов заполняла модифицированный вариант опросника С.Джурарда для диагностики объема и направленности их самораскрытия, упоминавшийся выше.

Следующий вопрос анкеты был направлен на то, чтобы выяснить, меняются ли мотивы самораскрытия испытуемых в зависимости от того, какого рода информацию о себе они сообщают, и что при этом они ожидают от собеседника. Вопрос был сформулирован следующим образом: "Что вы ждете от собеседника, когда рассказываете ему: а) о своем здоровье; б) о своих финансах; в) о своих личных проблемах; г) о своих успехах; д) о своих неудачах; е) о своих интересах и убеждениях? " Анализ ответов показал, что студентки из двух выборок испытуемых по разному оценивают поведение своих реципиентов. При рассказе о своем здоровье 60 % филологов ждет сочувствия, большинство психологов (56%) заявило, что они не рассказывают о нем, а сочувствия ожидает только 24%. Кроме того филологи ждут совета (26 %) или ничего не ждут (13%), а психологи понимания (20 %).

Сообщая о своих финансовых проблемах, 53,3% филологов ничего не ждет от собеседника, помощи 30 %, сочувствия 16,6 %, 52% психологов ожидает помощи, 24 % совета, 12% сочувствия и еще 12 % ничего не ждет.

При рассказе о своих личных проблемах большинство надеется на понимание со стороны собеседника (66,6% филологов и 52% психологов), совета (20 % филологов и 12 % психологов). Кроме того, психологи рассчитывают на помощь (36%), а филологи на поддержку (13,3 %). Большинство испытуемых надеется на радость в ответ на рассказы о своих успехах (72% психологов и 53,3 % филологов) или на похвалу (28% психологов и 26,7% филологов). Филологи думают, что могут вызвать этим зависть у собеседника (20 %). Сообщая о своих неудачах, филологи больше рассчитывают на сочувствие (60 %), а психологи на получение совета (68 %). Поддержки ожидают остальные филологи, а участия психологи. Рассказывая о своих интересах и убеждениях, все прежде всего рассчитывают на заинтересованность слушающего (по 64%), далее на ответную информацию (26% филологов и 20 % психологов) и, наконец, на поддержку (10 % филологов и 16 % психологов).

Анализ полученных данных свидетельствует о соответствии содержания сообщаемой информации ожидаемой реакции реципиента в представлении испытуемых. Это может служить косвенным доказательством того, что в зависимости от целей воздействия на партнера они могут сознательно изменять содержание подаваемой о себе информации и возможно ее форму (глубину, детальность изложения, эмоциональность изложения и т.д.). Характерно, что в большинстве случаев девушки рассказывают о себе для того, чтобы получить помощь в разных ее видах: эмоциональную, моральную, информационную или деловую. Это несомненно связано с их возрастом. По данным, полученным мной в другом исследовании, для молодежи характерно преобладание эгоцентрической мотивации общения, состоящей в стремлении к получению разнообразной помощи со стороны окружающих, в то время как для лиц среднего возраста преобладание альтероцентрической направленности, проявляющейся в стремлении к оказанию помощи, или их баланс.

Данные, полученные с помощью модифицированного варианта теста ММО, позволили выявить различия в мотивации самораскрытия испытуемых в процессе их общения с разными людьми. При выполнении этого теста испытуемый должен был называть главный мотив, который побуждает его рассказывать о себе каждому лицу из списка его знакомых. Это позволило проанализировать на всей группе, состоящей из 30 студенток филологического факультета, какие мотивы наиболее важны для них при самораскрытии с разными реципиентами.

Таблица 1

Главные мотивы самораскрытия в общении с разными людьми

мотивы/собеседники мать отец подруга друг психолог попутчик преподаватель

выговориться, отвести душу 7 6 1 1

избежать чувства одиночества 1 1 2

меня тревожит моя проблема 3 1 1 5

получить нужную помощь 3 5 2 1 5 5

получить совет 3 4 4 10 4

понравиться этому человеку 13 3 2

подать себя в определенном свете 1 1 4

оправдаться в глазах этого человека 5

похвастаться успехами 1 1

утвердиться в глазах этого человека 1 1 1 1

получить подтверждение правильности поступка 5 3 6

узнать реакцию на мою информацию 1 2 1 1

в ответ на расспросы 3 3 2 8 4

так принято 4 2 2 1

заполнить паузу в разговоре 2 2

пококетничать 3 6

развлечь собеседника 1 3 4 1

оказать моральную поддержку 3 1 1

вызвать на откровенность 1 2 4

откликнуться на откровенность 1 1

выяснить отношения 3 2

Как видно из таблицы 1, существуют явные различия в мотивации самораскрытия девушек с разными людьми. Общение с матерью носит эмоционально насыщенный характер, кроме того от нее ждут оценок своего поведения, советов и помощи. Характерно, что общение с ближайшей подругой близко по структуре к общению с матерью, но при этом подруге рассказывают о себе еще и для того, чтобы дать совет. Отцу девушки рассказывают о себе гораздо менее охотно: четверо отметили, что рассказывают о себе отцу, потому что "так принято ", а трое " в ответ на расспросы ". Это свидетельствует об отсутствии у них с отцами доверительных; отношений. В основном от него ждут помощи или совета. Помощи больше всего ждут от взрослых людей: родителей, психолога и преподавателя. Девушки хотя и не имели опыта общения с реальным психологомконсультантом, правильно понимают его функции и ждут от него в ответ на свою откровенность решения их проблем, помощи и совета. Естественно, что главным мотивом самораскрытия в общении со своим юношей почти половина девушек отметили стремление понравиться ему. В общении с ним, а также со случайным попутчиком, которого девушки себе представили как потенциального друга, отметив его возраст близким к своему, самораскрытие скорее выступает в функции самопредъявления. С ними они готовы кокетничать, развлекать их, хотя с посторонним человеком некоторые из респонденток проявляют сдержанность. Так, восемь из них готовы рассказывать о себе только в ответ на расспросы. Обращает на себя внимание тот факт, что с близкими людьми мотива управлять впечатлением о себе почти не возникает, он наиболее характерен для общения с теми, чью симпатию еще надо завоевать: знакомый юноша, попутчик, преподаватель. Отношения с преподавателем носят совершенно особый характер. От него ждут помощи, совета, подтверждения правильности своего поступка, стремятся произвести на него приятное впечатление, перед ним единственным хотят оправдаться, но никаких попыток к эмоциональному самораскрытию не наблюдается. Более того, часть респонденток хочет соблюдать психологическую дистанцию между преподавателем и собой и говорить о себе только в случае необходимости: в ответ на расспросы или чтобы заполнить паузу.

Эти данные свидетельствуют о том, что девушки адекватно воспринимают мотивы своего самораскрытия с разными людьми, и наверняка умеют в жизни варьировать информацию, сообщаемую о себе в зависимости от целей и той мишени, которой эта информация адресована. Другой вывод состоит в том, что возможно эмпирически изучать эти вариации и на их основе создавать типологию разных видов самораскрытия: доверительного, ориентированного на поиск помощи, хвастливого, развлекающего и т.д. На мой взгляд, эти особенности самораскрытия гораздо более связаны с индивидуальностью субъекта, чем суммарные показатели его объема.

Следующей задачей данной работы был анализ взаимосвязей между мотивами и темами самораскрытия. Пилотажное исследование с помощью анкеты, результаты которого излагались выше, дало основание предполагать, что существуют общегрупповые закономерности между изложением некоторых тем и мотивами, побуждающими к этому. Данная гипотеза проверялась на выборке, состоящей из 30 студентокфилологов. Степень представленности разных тем в структуре самораскрытия определялась с помощью теста Джурарда, а мотивация самораскрытия по модифицированному варианту теста ММО, описанному выше. Результаты корреляционного анализа между данными двух методик обнаружили наличие значимых связей.

Прежде всего обращает на себя внимание факт очень высоких коэффициентов корреляции между суммарным показателем мотивации самораскрытия и всеми категориями самораскрытия. Это означает, что самораскрытие по любой теме является полимотивированным. Единственной группой мотивов, давшей связи со всеми темами самораскрытия, является группа эмоциональных мотивов. Весь предыдущий анализ мотивов самораскрытия девушек показал, что для них эти мотивы являются ведущими. Среди тем самораскрытия наибольшее число связей с мотивами обнаружено для категории "отношения с другими людьми ". Эта категория является центральной в структуре самораскрытия, с ней связаны почти все другие категории, что говорит о ее большом удельном весе в рассказах девушек о себе. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что основными побудителями самораскрытия в отношениях с другими людьми являются эмоциональные мотивы (r=0,56 P

Подводя итог полученным эмпирическим данным, можно сделать следующие выводы.

Вопервых, существует несомненная связь между мотивацией общения и величиной самораскрытия в ходе него. Данные свидетельствуют о том, что наибольший объем самораскрытия и максимальное стремление к общению наблюдается по отношению к самым эмоционально близким людям (матери, ближайшим друзьям, мужу ли жене). Поэтому измерение этих показателей у членов семьи или в дружеской паре может служить надежным инструментом определения степени доверительности их отношений.

Вовторых, мотивация самораскрытия одного и того же человека может существенно меняться в зависимости от того, кому адресовано сообщение. В отношении близких людей преследуется цель получить эмоциональную, моральную поддержку и разнообразную помощь. В отношении посторонних значимых лиц (друг противоположного пола, преподавателя) на первый план выступают мотивы создания благоприятного впечатления о себе. Испытуемые (не психологи) продемонстрировали довольно высокий уровень рефлексии об этих различиях, что свидетельствует о том, что они достаточно хорошо осознают цели своего самораскрытия и, очевидно, в повседневной жизни видоизменяют одну и ту же информацию о себе, рассказывая ее разным людям.

Втретьих, мотивация самораскрытия связана с тематикой рассказа о себе. Для девушек центральной группой мотивов самораскрытия стала группа эмоциональных мотивов, давшая наибольшее число связей с разными темами. Это не означает, что такая направленность самораскрытия характерна для всех. Например, для выборки рабочих, рассматриваемой выше, большинство тем самораскрытия оказались связанными с познавательной направленностью. Эта проблема требует более детального анализа, но уже сейчас можно предполагать, что человек в зависимости от мотивации общения в целом и мотивации самораскрытия, в частности, подбирает тему самораскрытия.

Обсуждаемые результаты свидетельствуют о том, что в решении проблемы об индивидуальных различиях в самораскрытии необходим перенос акцента с формальных его характеристик, какими являются объем и широта, на мотивационносмысловые, которые связаны с более глубокими личностными пластами. Только на основании ведущих мотивов самораскрытия можно выйти на стили самораскрытия и осуществить их классификацию. При этом не нужно упрощать картину, ожидая, что человек будет одинаково себя вести в общении с разными людьми. Напротив, любой человек, даже ребенок способен перестроить свое самораскрытие в зависимости от того, кому оно адресовано. Очевидно, в манере самораскрытия каждого человека есть устойчивые характеристики, проистекающие из его ценностных ориентаций и личностных свойств, и характеристики, меняющиеся в зависимости от ситуации и партнера. Более того, можно предположить, что чем более развитой является личность, тем более вариативной будет картина ее самораскрытия с разными людьми при наличии достаточной целостности поведения (свобода внутри границ). Противоречивость сведений о связи между объемом самораскрытия и психическим здоровьем, на мой взгляд, обусловлена неправильным выбором показателя. Ведь общий объем самораскрытия ничего не говорит о качественной его стороне, которая и создает основу для психического здоровья. Психическое здоровье связано не с величиной самораскрытия, а с его адекватностью, которая состоит в осознании человеком собственных потребностей самораскрытия, а затем в выборе тех людей и тех ситуаций, которые способны дать удовлетворение этих потребностей в процессе самораскрытия. На пороге грядущего века психология должна отказаться от простых решений века нынешнего. Если психология прошлого ставила дихотомические вопросы (от ситуации или от внутренних свойств зависит поведение личности), то психология будущего должна выйти на описание меняющейся личности в условиях изменяющейся среды.

источник неизвестен

Первая функция (последствие) самораскрытия состоит в том, что оно способствует пси­хическому здоровью личности коммуникатора. Закономерностям связи самораскрытия и психического здоровья посвящено значительное число теоретических и особенно экспери­ ментальных работ. Идея о наличия такой связи впервые высказана С. Джурардом. Именно ему принадлежит утверждение, что "здоровая личность... будет стремиться сделать так, что­ бы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек".

С. Джурард, как и другие психологи гуманистической ориентации, различал нормальную и здоровую личность (нормальная личность характеризуется тем, что может нормально функ­ ционировать в повседневной жизни, здоровая - тем, что достигла самоактуализации или близ­ ка к этому). С. Джурард утверждал, что рост личности блокируется, если человек не раскрывает себя другим. Самораскрытие, согласно взглядам ученого, обладает также и мотивационной силой. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Эта потребность должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только чисто психологических проблем, но и раз­ личных психических и физических заболеваний.

В ходе экспериментальных исследований С. Джурард пришел к заключению, что между психическим здоровьем и самораскрытием существует криволинейная связь: открытость по­ зитивно связана с психическим здоровьем и негативно с "клинической" неприспособленно­ стью.

Более поздние исследования связи между психическим здоровьем и самораскрытием дали достаточно противоречивые результаты. С целью их объяснения П. Козби выдвинул следую­ щую гипотезу: "Люди с "позитивным психическим здоровьем"... характеризуются высокой от­крытостью нескольким значимым другим из своего социального окружения. Люди, плохо приспособленные... характеризуются высокой или низкой открытостью практически каждо­ му". Данная гипотеза получила подтверждение в работе А. Чайкина и В. Дерлиги, где было по­ казано, что люди, которые открывали очень личную информацию случайным знакомым, оценивались наблюдателями как мало приспособленные в отличие от тех, которые открыва­ ли интимную информацию лишь близким друзьям. Последние были оценены как нормально и хорошо приспособленные. Чайкин и Дерлига высказали предположение, что оптимальным яв­ ляется так называемое "подходящее самораскрытие", которое зависит от нескольких факторов:

1)соответствия самораскрытия контексту беседы;

2)особенностям реципиента самораскрытия (близкий друг, знакомый, незнакомый; с высоким или низким статусом; старый или молодой);

3) уровню интимности самораскрытия собеседника.

Другой важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора является развивающая функция (или способствование личностному развитию). Данная функция реали­ зуется в первую очередь благодаря тому, что самораскрытие служит мощным средством, с по­ мощью которого достигается изменение различных аспектов "Я" индивида. Следовательно, развивающую функцию можно объединить в один блок с функциями способствования само сознанию, самопознанию, личностной идентификации.

На факт способствования самораскрытия самосознанию указывает, например, Р. Ачер. Это же подтверждает и психотерапевтическая практика; в основе многих современных мето­ дик и техник, направленных на самосознание личности, лежит самораскрытие. Взаимосвязь самосознания и самораскрытия обычно прослеживается по следующей схеме. В "Я" выделя ют открытую сферу (известно себе, известно другим); закрытую сферу (известно себе, но не из­ вестно другим); слепую сферу (не известно себе, но известно другим). Наиболее релевантной для самораскрытия является закрытая сфера. В результате самораскрытия она становится ча­стью открытой сферы. Раскрывая себя и получая обратную связь (увеличивая открытую сферу и уменьшая слепую), можно достичь лучшего понимания себя. А это в свою очередь увеличи­ вает самоуважение и самопринятие.

На способствование самораскрытия самопознанию указывал еще С. Джурард, подчер­ кивая, что вследствие самораскрытия люди лучше узнают себя. Данную закономерность от­ мечают также В. Дерлига и С. Маргилис: высказывание собственных мыслей и чувств способ­ ствует лучшему их осознанию, снятию неопределенности, неуверенности, т.е. в конечном счете - самоуяснению. Л. Тьюбс и Дж. В. Байрд отмечают важность самопознания в процессе самораскрытия в связи с тем, что одной из основных проблем современного человека является кризис идентичности (современный человек затрудняется ответить на вопрос: "Кто я?"). Лич­ ностный рост предполагает лучшее осознание человеком самого себя. Открывая чувства дру­ гому, индивид делает их более конкретными для себя. Стремясь подчиниться общепринятым нормам, люди часто не проявляют истинных чувств. Если же человек открывает другим свои чувства, это затрудняет их искажение или отрицание. Самораскрытие фиксирует чувства лю дей.

Способствование самораскрытия личностной идентификации отмечают В. Дерлига и А. Чайкин. Через самораскрытие контролируются границы "Я". Самораскрытие облегчает идентификацию с группой лиц, которой доверяется секрет. Кроме того, если вследствие само раскрытия человек узнает, что его аттитюд разделяется многими, он стремится что-то изме­ нить, чтобы усилить чувство собственной уникальности. Если же человек узнает, что его мыс­ ли и чувства отличаются от того, что есть у других, у него усиливается чувство идентичности и собственной ценности.

Следующей значимой функцией (последствием) самораскрытия является функция регуля­ ции или социального контроля через посредство обратной связи коммуникатору. Согласно теории социального сравнения Л. Фестингера, в ситуациях, где нет четких стандартов пове­ дения, люди ориентируются, наблюдая за другими и пытаясь получить обратную связь по по­воду выражаемых ими мыслей и чувств. Таким образом, самораскрытие может служить ре­ гуляцией поведения индивида, адаптации его к социуму. Кроме того, в результате самораскры­тия у человека значительно повышается вероятность получить значимую обратную связь. На­ пример, он может понять, что его проблемы не уникальны. Они есть и у других.

Еще одной важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора, кото­ рую обсуждают многие психологи, является способствование удовлетворению эмоциональных потребностей. Как уже отмечалось, самораскрытие, согласно С. Джурарду, обладает мотивационными свойствами само по себе (если эта потребность личности в самораскрытии подавля­ ется, то человек испытывает состояние похожее на стресс). Большинство же авторов обраща­ ет внимание на то, что самораскрытие может служить удовлетворению целого ряда других эмоциональных потребностей. Так, например:

а) чтобы получить помощь в. связи с какой-либо эмоциональной проблемой, человеку не обходимо открыть психологу информацию о себе;

б) чтобы удовлетворить потребность в социальном сравнении, индивиды (в соответст вии с теорией социального сравнения Л. Фестингера) обмениваются информацией о своих ат титюдах;

в) чтобы удовлетворить экзистенциальную потребность во взаимном знании, получить другие экзистенциальные переживания (глубинное осмысление собственного опыта, достиже ние предельно насыщенных взаимоотношений с Богом и проч.), человек должен прибегнуть к максимально интимному и глубокому общению с другими;

г) чтобы противостоять силам, способствующим развитию процесса отчуждения в со временном обществе, необходимо всеобщее самораскрытие;

д) потребность в интимности, преодолении одиночества также реализуется посредством самораскрытия.

Немаловажной является и психотерапевтическая функция (последствие) самораскрытия, связанная в известной мере с функцией удовлетворения эмоциональных потребностей. В ли­ тературе высказывается мнение, что открытие информации о совершенном проступке уменьшает чувство вины (например, на исповеди священнику); говорится также о катарсиче ском эффекте самораскрытия; К. Роджерс утверждает, что интимное самораскрытие в группах встреч сопровождается получением удовольствия.