Сочинение «Образ героя-бунтаря в поэзии В.В.Маяковского.

Сочинение

Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах "Сатирикон" и "Новый сатирикон", а в своей автобиографии "Я сам" под датой "1928", то есть за два года до смерти, написал: "Пишу поэму "Плохо" в противовес поэме 1927 года "Хорошо". Правда, "Плохо" поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись. Рассмотрим их подробнее. В ранней поэзии В.Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер.
В поэзии В.Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского "я" - бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В.Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их. Для тогдашней поэзии направления, к которому принадлежал молодой автор, - футуризма - это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
"Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, - на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей".
Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как "гимны": "Гимн судье", "Гимн ученому", "Гимн критику", "Гимн обеду". Как известно, гимн - это торжественная песнь. Гимны же Маяковского - это злая сатира. Его герои - это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в "Гимне обеду". Герои стихотворения - те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении возникает прием, который в литературной науке носит название синекдоха: вместо целого называют часть. В "Гимне обеду" вместо человека действует желудок:
"Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!"
Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве
В.Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
"Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй".
Здесь еще и ранний романтический поэт, и В.Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения
- поэт и новая власть - складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно - бунтарь и футурист В.Маяковский искренне поверил в революцию. В автобиографии он писал: "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция". Сатирическая направленность поэзии В.Маяковского меняется. Во-первых, её героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она ддала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции это стихи, которые составляли "окна РОСТА", то есть Росойского телеграфного агентства, выпускающих) агитационные плакаты на злобу дня. В.Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник - к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок - лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В "Окнах РОСТА" В.Маяковский использует такие сатирические приёмы, как гротеск, гипербола, пародия - так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, "Во Францию два гренадера" или известной по шаляпинскому исполнению "Блохи". Персонажи их - белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи - непременно в цилиндре и с толстым животом.

Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.

- А почему вы одеты в желтую кофту?

- Чтобы не походить на вас.

В. Каменский. Юность Маяковского .

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Такими вызывающими строчками в 1913 году заявил о себе молодой и неординарный поэт-футурист – Владимир Маяковский. И в этих стихах он весь – резкий, колючий, где-то грубый, в своей несуразной желтой кофте и … безумно одинокий, как и герой-бунтарь его ранних стихов.

В чем же причина такого отношения к людям и к жизни вообще? Почему в произведениях молодого поэта так много бравады, противопоставления себя обществу, откровенного эпатажа, а иногда и просто хамства:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир?..

Если мы будем внимательны к слову поэта, то ответ он даст нам сам:

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека.

Вокруг – какое-то странное, двусмысленное безлюдье. Есть толпа, серая масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковин вещей». Люди исчезли, а потому герой готов целовать «умную морду трамвая», чтобы не только не видеть окружающих, но и отделить себя от них, «ненужных, как насморк, и трезвых, как нарзан».

Истинное ли это лицо поэта? Может, он надевает маску циника и пошляка, защищаясь ею, как желтой кофтой?

Попробуем разобраться в этом.

Маяковский жил на стыке эпох, и это время, противоречивое, переломное, не могло не повлиять на его жизнь и его стихи. Он устае в этом времени, устает от неприкаянности, от единоборства с «громадиной» зла, с обывательским миром. Как же тут не бунтовать? Ведь все вызывает резкое неприятие, протест со стороны героя..

Апофеозом бунтарского творчества поэта можно считать поэму «Облако в штанах». Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-то аспект действительности. Герой восклицает: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой вашу религию! Долой ваш строй!»

Да, поэт не может изменить окружающий его мир, в его силах только раздражать, нервировать общество, столь ненавистное ему своей серостью, будничностью, безликостью. Он бессилен. Но герой его способен перестроить вещный мир, переделывая его в соответствии со своим видением:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана,

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы на флейте водосточных труб?

Что таится в этих стоках? Может, их написал человек, которому не хватает безмерности любви и океана? Может быть, они о праве художника преображать будни? О том, что только настоящий артист, человек, не похожий на других, воспринимающий мир иначе, чем общество, в котором он живет, способен сыграть на водосточной трубе?

Часто фантастические сюжеты бунтарских стихов Маяковского выглядят шокирующими, несуразными, но его лирический герой всегда свободен в своем выборе, который непостижим для толпы. Так, противостояние, конфликт, чуждость героя толпе усиливаются в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» искажением реальности:

я встал,

шатаясь полез через ноты,

сгибающиеся под ужасом пюпитры,

зачем-то крикнул:

«Боже!»,

бросился на деревянную шею:

«Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

ору –

а доказать ничего не умею!»

Не имея возможности перекроить мир, Маяковский ломает традиционные поэтические нормы, нарушая все законы русского стихосложения. В этом проявляется бунтарство и протест самого поэта, который настолько близок своему мятежному герою, что подчас бывает очень трудно увидеть грань, разделяющую их. Но за обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций нужно уметь увидеть глубинный смысл текста, почувствовать душу поэта.

Конфликт поэта и окружения, который существует в его стихах как разъединенность лирического героя и враждебной ему толпы, с годами приобретает все большую социальную определенность. Разлад с действительностью (дореволюционной, а позже – советской) стал причиной, подтолкнувшей поэта к последнему бунту против законов мироустройства – самоубийству.

Судьба Маяковского, как и его героя, по словам Ю. Карабчиевского, ярка и нелепа, она подобна той знаменитой желтой кофте, что вызывающе выделялась на сером фоне костюмов и мундиров.

Творчество В. Маяковского характеризует особый тип лирического героя. Это яркая и сильная личность, неутомимый борец за социальную справедливость во всех ее проявлениях. Объектом, на который обрушивается уничтожающая критика, при этом может быть гордыня сильных мира сего или мещанское нутро маленького человека, погрязшего в пороках и слабостях.

У раннего В. Маяковского лирический герой подчеркнуто одинок:

Где города

повешены и в петле облака

застыли

башен кривые выи -

один рыдать,

что перекрестком

распяты

городовые.

Для лирического героя В. Маяковского не существует мелких или запретных тем. Все в его понимании одинаково значимо и требует справедливой оценки. В раннем творчестве поэта социальный протест выразился в антивоенных мотивах.

В стихотворении В. Маяковского «Я и Наполеон» Наполеон выступает как зачинщик кровавой бойни. Лирический герой смело бросает ему гневный вызов. Сила этого противостояния отражена уже в названии произведения. В. Маяковский подчеркивает, что война несет в себе зло. Она убивает все живое. При помощи ряда емких и выразительных художественных деталей В. Маяковский умело воссоздает обобщенный образ города, который «вытрепав ручонки-флаги, молится и молится красными крестами». Красный крест - символ милосердия, медицинской помощи. Поэт привносит в произведение этот образ для того, чтобы еще раз подчеркнуть жертвенный характер войны.

Кульминацию развития поэтического сюжета подготавливают повторы «молится и молится», «жиреет и жиреет», подчеркнуто выделяющие два основных образа стихотворения - город и тревогу.

Весь городской пейзаж преображается в ожидании военных событий: «простоволосая церковка бульварному изголовью припала», «цветники истекают кровью», оранжереи в цветочном магазине Ноева «покрылись смертельно-бледным газом».

Французский император Наполеон является устойчивым художественным символом сильной, амбициозной личности. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» он долгое время является кумиром главного героя Андрея Болконского. Тот грезит о славе, о ратных подвигах, мечтает повторить путь своего идеала. И только пройдя через ужасы войны, будучи раненным и разбитым на Аустерлицком поле, Андрей понимает, какой ценой оплачены блестящие победы великого монарха. Он осознает антигуманистическую сущность его завоеваний. Именно тогда Наполеон как символ меркнет в его душе.

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников тоже своей жизнью и судьбой вынужден проверить свою властолюбивую теорию о праве сильного, положительным примером которой в начале романа и выступает Наполеон.

Лирический герой В. Маяковского с самого начала исполнен к нему презрения. Он стремится противопоставить себя Наполеону, бесстрашно бросает гневный вызов разрушителю. Он низвергает его жизненную философию, показывая, как сама история покарала Наполеона за имперские амбиции.

В зрелый период лирики поэта перед нами уже не бунтарь-одиночка, а коллектив подлинных героев. Героическое начало обнаруживается во многих людях. Они сплачиваются во имя торжества своих планов и смело воплощают в жизнь мечту о счастье и прогрессе на всей земле.

Борцовский дух лирического героя В. Маяковского проявляется прежде всего в борьбе за социалистические идеалы. В стихотворении «Американцы удивляются» с гордостью и восхищением пишет он о том, как «люди породы редкой» в поте лица работают на стройке. Важно, что они осознанно трудятся на своем посту. Их цель одна-светлое будущее. В таком строю сильных и неподкупных людей труда герой В. Маяковского чувствует себя хорошо и уверенно.

Подлинным гимном человеческого величия и подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, напоминающих благородного Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Маяковскому тонко удалось передать через изменение пейзажа рождение новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображается беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие».

Поэт не приукрашивает путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждая секунда которой наполнена необходимостью преодоления тех или иных проблем. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде, но в душе каждый из них рад и готов вновь повторить трудовые подвиги. Мужественные строители живут лишь мечтой о том, что «через четыре года здесь будет город-сад». И ради этого готовы отдать все эти четыре года жизни строительству металлургического гиганта. Люди не хотят больше влачить жалкое существование. Они чувствуют, что в их силах что-либо исправить- если не для себя, то для своих детей..

Во имя поэтизации этой мечты В. Маяковский не жалеет изобразительно-выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «...Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения В. Маяковский еще раз восклицает:

Я знаю-

город

будет,

я знаю -

саду

цвесть,

когда

такие люди

в стране

в советской

есть!

Он твердо верит, что светлая мечта рабочих о новом городе обязательно осуществится. Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается, прежде всего, на опоре на так называемый человеческий фактор. Именно трудолюбие, упорство и мужество строителей позволят вопреки тяжелейшим условиям претворить в жизнь масштабные планы.

Город-сад в этом стихотворении В. Маяковского - обобщенный символический образ. Имеется с виду не только конкретный город, история строительства которого, несомненно, важна и значительна сама по себе. Но сила художественного обобщения в стихотворении такова, что город-сад воспринимается как символ новой жизни вообще.

Радость послевоенного строительства омрачается в душе поэта анализом явлений, чуждых обществу прогресса и высокой культуры. Классовый враг для поэта - буржуй. -В стихотворении «Лицо классового врага» В. Маяковский пишет о том, как распознать буржуя:

Хотя

буржуй

и лицо перекрасил

и пузо не выглядит грузно

он волк,

он враг

рабочего класса,

он должен быть

понят

и узнан.

Поэт пишет о необходимости борьбы с буржуями, которые способны погубить начатое дело на корню. Своим духом борца и победителя В. Маяковский стремился заразить прежде всего молодежь:

Слух идет,

бессмысленен и гадок,

трется в уши

и сердце ежит.

Говорят,

что воли упадок

у нашей

у молодежи, -

тревожно восклицает он в стихотворении «За что боролись?» - поэт вспоминает о тех мятежных временах, когда ему приходилось голодать за свои слова и убеждения. Но не бесплодной горечью, а гордостью пронизаны эти строки. В. Маяковский воспевает, силу и красоту человеческого духа. Да, он видит, социальную несправедливость в современном мире. Поэт презирает людей, которым трудно расстаться с прежним плаванием, но данное стихотворение обращено не к ним, а к тем, кто усомнился в правильности революционных преобразований. В. Маяковский верит, что наступит время, когда рабочий человек получит наконец все блага, которые он по праву заслужил, и бойцы с орденами на груди не будут голодными глазами смотреть на витрины магазинов. Поэт призывает сосредоточиться на главном - на деле, а на мелочи и временную бытовую неустроенность просто не обращать внимания.

Очень популярным в двадцатые-тридцатые годы было боевитое стихотворение В. Маяковского «Левый марш». Стройный рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает маршевую интонацию. Интересно, что при каждом повторе к задорному кличу «Левой!» постоянно подбираются новые рифмы. Агитационный характер произведения очевиден. Настроение энергичного подъема пронизывает его от первой до последней строчки.

Всей силой поэтического таланта воспевая героя-борца, В. Маяковский сам стремился соответствовать тем высоким критериям человеческой порядочности, которые так ценил в своих героях. И это во многом ему удалось. Его заслуги в области поэтического мастерства бесспорны. Можно по-разному относиться к творчеству Маяковского, но не чувствовать масштаба его литературного таланта нельзя. Волею судьбы путь поэта к читателю не был усеян розами, но это лишь усилило мотивы преодоления и противостояния в его творчестве.

Боевитость в произведениях В. Маяковского проявляется не только в содержании, но и во многих изобразительно-выразитель-ных средствах языка. Он был революционером по духу во всем, даже в форме своих произведений.

Примечательно, что восприятие поэта как борца, а поэзии как, грозного оружия - общая тенденция литературы двадцатого века. Начало этой линии положили Г. Кржижановский, автор знаменитой «Варшавянки», и М. Горький, создатель «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике». А сама мысль о гражданственности как критерии истинно художественного произведения возникла гораздо раньше. Об этом писали еще А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов.

БУНТАРСКИЙ ХАРАКТЕР.«Поэтом Октябрьской революции», «бойцом Октября» часто на­зывают поэта Владимира Маяковского. И не только потому, что рас­цвет его творчества пришелся на революционный и послереволю­ционный период, - революция вершилась в самой душе Маяковс­кого. «Сердце наш барабан», - писал поэт. И читая его стихотворе­ния, мы видим, что грохот этого барабана не умолкал ни на мину­ту. «Громкий голос» трибуна революции решительно провозглашал:

Радости пей, пой!

В жилах весна разлита.

Сердце, бей бой!

Грудь наша - медь литавр.

Формирование личности Маяковского происходило под влияни­ем социальных процессов. Он всем своим существом ощущал все то, что происходило в стране народов России, борющихся за победу социализма. Эпоха революции сформировала особый, новаторский, бунтарский стиль его поэзии. В стихотворениях поэта мы не встре­тим спокойных лирических интонаций, пассивных рассуждений и отвлеченных тем. Высокий накал социальных столкновений отража­ется и в протесте самого Маяковского. И, естественно, этот протест он высказывает вслух - громко, четко, ритмично - в своих произ­ведениях. Поэт не может молчать:

Я писать обязан

По мандату долга.

Его сердце не может молчать еще и потому, что остро чувствует чужую боль, воспринимает и переживает ее как свою собственную.

Весь мир вокруг него живой. И он жи^ет душой этого мира, его бедами, тревогами, его «беззащитным одиночеством».

Кто, если не он, сможет защитить этот мир? Ведь поэт «сам такой же». В одном из своих ранних стихотворений Маяковский пишет: «Подошел и вижу глаза лошадиные… Улица опрокинулась, течет по- своему…» Да, он всегда стремился именно к этому - увидеть глаза, отразиться в них, слиться с ними, принять в себя изливающуюся из них «общую звериную тоску». Но главное - откликнуться на эту тоску, броситься навстречу в неудержимом порыве, восклицая: «я - как ты!», «Вот - я, весь боль и ушиб…», посвящая и завещая людям «сад фруктовый» своей души. Боль за человечество, за мир жила в сердце поэта постоянно. И, конечно же, он не мог не высказать реши­тельного протеста против несправедливости, жестокости, пошлости и подлости. Он бросался в отчаянную борьбу, и его оружием было меткое, часто резкое, но справедливое слово:

Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств.

Мой стих дойдет, но он дойдет не так; не как стрела в амурно-лировой охоте, не как доходит

к нумизмату стершийся пятак, и не как свет умерших звезд доходит.

Мой стих трудом

громаду лет прорвет.

«Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего», - писал Владимир Маяковский в 1914 году. И эта ломка коснулась не только искусства, но и общественных от­ношений и самой человеческой души.

Поэт чувствовал перемены, ждал их, призывал. Он мечтал уб­рать из жизни серость, мелочность, «ерунду частушек». Его при­звание - зажигать звезды, которые нужны, необходимы каждому человеку. Ведь человек всю жизнь ищет высший смысл.

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит -

чтоб обязательно была звезда! - клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

ходит тревожный, но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Владимир Маяковский старался подарить людям этот смысл. Своим открытым отрицанием, своими решительными, бунтарски­ми строками пытался открыть людям глаза на отживший, старый, неправильный мир. И того же требует от других поэтов, заявляя:

Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел.

кастетом

крушиться миру в черепе.

Отрицание современного мира приобретает у поэта характер ра­зоблачения основ общественного устройства жизни. Страстное стрем­ление к скорейшему коренному изменению жизни выливалось у Маяковского в беспощадную критику мира «сытых», которые - под разными обличьями - были как в старом, так и в новом мире:

…стеклись они,

наскоро оперенья переменив,

и засели во все учрежденья.

Бюрократизм, ложь, лицемерие, низость, угодничество чинов­ников всегда были противны поэту. Он на протяжении всего своего творчества выступал с резким протестом против жадности, ханже­ства, хамства, своими стихотворениями стараясь искоренить все это зло, выставить на всеобщее обозрение, обнажить, снять маски:

Грабят, режут - очень мило!

Вор крадет с ворами вкупе.

Владимир Маяковский был также одним из тех, кто первым поднял голос протеста против империалистической войны.

Не принимая, отвергая ее всем сердцем, он возвышает свой го­лос, срывает его, выступая против зла, против того, чтобы «мрачно очерненной чернью, багровой крови лилась и лилась струя».

от первых дней войнищу эту проклял, плюнул рифмами в лицо войне!

Не только слова, но и сам стиль поэта говррил о его бунтарских настроениях. Здесь и широкие обобщения, и необычайная масштаб­ность, и гиперболизация образов, и сатира, и резкая контрастность поэтического языка. Красивое у него всегда соседствует с безобраз­ным, высокое - с низким: «Проститутки, как святыню, меня поне­сут и покажут Богу в свое оправдание». Мертвые предметы в его поэзии оживают и становятся более одушевленными, чем живые.

Маяковский бросал решительный вызов всему буржуазному миру с его устоями, правилами, приоритетами власти и денег. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - буквально кричал он в лицо врагам. Во всех об­разах, созданных поэтом, мы слышим страстную критику буржу­азного строя, унижающего и порабощающего человека.

Именно слышим, потому что стихи Маяковского написаны не для чтения «про себя», а только для исполнения вслух, в большой ауди­тории, на митингах, собраниях, праздниках. Только так можно в полной мерю отразить ораторские интонации, заложенные в каждой строке. Только подчеркивая, выделяя голосом каждое слово, можно ощутить настоящую силу стихотворений поэта:

Разве молнии велишь не литься?

Не оковать язык грозы!..

Разве гром бывает немотою болен?!

Разве сдержишь смерч, чтоб вихрем не жил он?!

Разве жар

термометрами меряется?!

Разве пульс такой

секундами чудит?!

Действительно, «оковатьязык грозы» невозможно. Точнотак же, как невозможно унять, погасить творческую энергию, революцион­ную страсть, неповторимый талант, социальную устремленность, горячий патриотизм, ненависть к врагам революции и ко всем си­лам прошлого, героический пафос, сатиру и трагизм самого Мая­ковского. Всеми силами своего пылкого сердца, всеми средствами поэтической речи он протестовал против общества людей, у которых «в прогрызанной душе золотолапым микробом впился рубль*.

Вся земля втянута в великую битву между добром и злом, меж­ду свободой и рабством, высокими устремлениями и низменными страстями. И эту битву Владимир Маяковский воспринимал всем своим сердцем, как вулканическое сотрясение собственной души и тела. Потому и не мог не писать о ней. И изо дня в день продолжал мечтать о мире и свободе для всех людей:

И он свободный.

ору о ком я,

человек -

придет он,

В эпоху «серебряного века» Владимир Владимирович Маяковский во­шел как поэт - реформатор. Начало его творческого пути - это дух эпа­тажа и бунтарства. Высокий, сильный, красивый, независимый - Маяков­ский и внешне бунтарь. И его всегда узнаваемые строки, чеканные, стро­гие. И герои его стихов - бескомпромиссные, часто непримиримые, ге- рои-бунтари. Читая стихотворения, которые написаны поэтом до револю­ции, мы видим его неприязнь к старому строю. В. В. Маяковский об этом говорит прямо, откровенно. Это мне больше всего нравится в его стихах. Произведения В. В. Маяковского - это «открытая книга», в которой мож­но прочитать всю правду без утайки. В подтверждение приведу строки из стихотворения «Вам!»:

Вам ли любящим баб до блюда,

Жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре буду подавать ананасную воду!

Бунтарский характер видим и в других ранних стихотворениях поэта: «Нате!», «Послушайте!», «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер…».

В них нежная, ранимая «бабочка поэтиного сердца», тщательно скры­ваемая от «толпы», возвышает свой голос и срывает его, надрываясь, вы­ступает против войны, против того, чтобы «мрачно очерченной чернью, багровой крови лилась и лилась струя». Предупреждение? Как это акту­ально и как это больно нам, живущим сейчас в мире войн и крови…

В стихотворении «Нате!» поэт-герой-бунтарь бросает вызов самодо­вольным обывателям, безразличным к искусству, к красоте. Его резкость - вынужденная резкость, а не душевная грубость. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить от спячки своим дерзким, бунтарским вызовом:

А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам.

Я - бесценных слов транжир и мот.

Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; «грязные, в калошах и „без калош”, они готовы взгромоздиться на бабочку поэтиного сердца».

В своих ранних поэмах поэт рисовал идеальный образ лирического героя, жертвы города и фигуру человека с «одними сплошными губами». Именно таким и предстает перед нами герой-бунтарь в произведении, на­писанном в 1915 г. В. В. Маяковским, «Облако в штанах». Поэма состоит из четырех частей («Тетраптих»), Каждая из частей содержит протест против сложившихся в обществе установлений: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». В. В. Маяковский считал поэму программой, своеобразным руководством сегодняшнего ис­кусства.

Первая часть поэмы «Долой вашу любовь» повествует об ожидании встречи лирического героя с Марией. Но ее нет. И тогда окружающие его вещи и предметы начинают странную, враждебную возню:

В дряхлую спину хохочут и ржут канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы:

жилистая громадина

корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

Для поэта любовь - это огромное, чистое чувство, которому он отда­ет все свое большое, пылающее сердце. В. В. Маяковский создает образ героя-бунтаря, чтобы сказать читателю истинный путь к любви. И поэт вос­клицает: «Долой вашу любовь, поскольку она продана!».

Мы сами творцы в горящем гимне -

Шуме фабрики и лаборатории…

Гвоздей у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете!

В третьей части поэмы В. В. Маяковского говорит об отрицании всего строя жизни, бесчеловечного и жестокого. Темы двух частей и поворачи­вает новыми гранями:

А из сигарного дыма ликерной рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Севера.

Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел.

которые влюбленностью мокли, от которых

в столетья слеза лилась, уйду я,

солнце моноклем

вставлю в широко растопыренный глаз.

Для «ненавистно жирных» вся земля предстает женщиной, которая для них «заерзает мясами, хотя отдаться».

Господствующий строй несет убийства, расстрелы, войны, и поэтому в третьей части возникают образы «железного Бисмарка», кровавого гене­рала Галифе, образы Мамая и Азефа, которые несет разрушения и предательство:

Гром из-за тучи, зверея, вылез, громадные ноздри задорно высморкал, и небье лицо секунду кривлялось суровой гримасой железного Бисмарка.

Это опять расстрелять мятежников грядет генерал Галифе!

Пирует Мамаем, задом на город насев.

Эту ночь глазами не проломаем, черную, как Азеф!

В четвертой части лирический герой обрушивает свою «громаду-ненависть» на религию. Он, как лермонтовский демон, ненавидит сложив­шееся жизнеустройство и негодует против всего, что освящает религия:

Я думал - ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик…

Меня не остановите.

Вру я, вправе ли,

но я могу быть спокойней.

Смотрите -

звезды опять обезглавили и небо окровавили бойней!

Завершается поэма картиной бесконечных пространств космических вы­сот «Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо».

Шло время, но стихи поэта-бунтаря оставались такими же открытыми и откровенными. Безоговорочно принимая революцию и новое общество, прославляя и воспевая их, поэт тем не менее не замалчивал негативных сто­рон. Например, в стихотворении «О дряни» рассказывается, что вылезло из-за стены РСФСР мурло мещанина:

Со всех необъятных российский нив, с первого дня советского рождения, стеклись они,

наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.

«О дряни» - это его первый выстрел по оврагу после окончания граж­данской войны.

В. В. Маяковский - поэт-бунтарь рвался в будущее, может быть, слиш­ком торопясь разорвать связь с прошлым.

Таков и его герой-бунтарь. Лирический герой Маяковского нетерпелив:

Это гражданин, который служит Своему времени, народу, помогает делать жизнь и людей лучше, который идет впереди и ведет за собой.

Стихотворение «О дряни» - вызов мещанству и обывательщине, вызов напряженный, потому что для В. В. Маяковского и, следовательно, для его героя - бунтаря мещанство и обывательщина - самое страшное зло.

Герой-бунтарь стихотворения «Прозаседавшиеся» пытается получить аудиенцию у товарища Ивана Ваныча. Исходя безрезультатно этажи, разъ­яренный герой, ворвавшись на заседание увидел:

…сидят людей половины… от страшной картины свихнулся разум.

Они на двух заседаниях сразу.

заседаний на двадцать надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь, а остальные там.

И тогда герой-бунтарь мечтает: «О, хотя бы еще одно заседание отно­сительно искоренения всех заседаний».

Эта мечта о человечности и духовности, потому что «Прозаседавшие­ся» - произведение о бездушном, безразличном к человеку бюрократизме, против которого герой-бунтарь протестует яростно, негодующе, молодо и остроумно. Наверное, поэтому стихотворение не знает возраста и актуально.

Современность, актуальность, необходимость - это отличительная чер­та поэта Маяковского, его особенность и индивидуальность. Огонь твор­чества Владимира Маяковского поистине неугасим, потому что его твор­чество - подвиг величайшего бескорыстия.

Психологи называют юность возрастом формирования идеала. Зачем дается человеку жизнь, в чем смысл человеческой жизни, как ее следует прожить, «делать жизнь с кого» - эти вопросы прежде всего вопросы юно­сти, мои вопросы. Я читаю произведения Маяковского: «Хорошее отно­шение к лошадям» (Как умно и точно подмечено: «Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь»), «Стихи не про дрянь, а про дрянцо» («Дрянцо хлещите рифм концом»), «Секрет молодости», «Письмо това­рищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковле­вой», «Флейта-позвоночник», «Неоконченное…». И Владимир Маяковский, который свою задачу поэта видел в том,

чтоб подымать, и вести, и влечь,

дает ответы. Потому так масштабны традиции Маяковского не только в российской поэзии, но и в мировом литературном процессе XX в.

«Я знаю силу слов, я знаю слов набат», - сказал поэт. И потрясающая сила напряженного, монументального слова Маяковского учит нас, «вы­ходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество» заби­рать «с собою все человеческие движения».

Рецензия

Сочинение полно и доказательно раскрывает тему. Целенаправленно отобран фактический материал, на основе которого показан образ героя-бунтаря в поэзии Владимира Маяковского. Сочинение говорит об интере­се выпускницы к творчеству Маяковского, о понимании личности поэта и его героя-бунтаря. Вдумчиво оценен вклад поэта в мировой литературный процесс XX в.

Знание творчества Владимира Маяковского позволяет выпускнице удач­но, различными способами вводить в сочинении цитаты. Работу отличает точность словоупотребления, свободное владение литературной речью.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского


На этой странице искали:

  • образ героя бунтаря в поэзии маяковского
  • образ героя-бунтаря в поэзии маяковского
  • анализ стихотворения маяковского мама и убитый немцами вечер