Как современные ученые узнают о прошлом общества. Ученые узнали, как люди встретят инопланетян

Когда мы слышим, что археологи обнаружили тот или иной артефакт, которому, например, 5300 лет, то принимаем это как должное, хотя можем и не знать, как ученые так точно определяют возраст находки. Есть разные методы, о пяти мы и расскажем.

Стратиграфия

Самым классическим археологическим методом датировки считается стратиграфия. В основном она применяется в случае раскопок поселений, которые существовали продолжительный период времени.

Дело в том, что в местах, где живут люди, слой почвы постоянно повышается – в связи со стройками, земляными работами и прочими элементами человеческой деятельности. Это наслоение и называется культурным слоем, которое похоже на слоенный пирог. И каждый слой в нем – отражение определенного периода жизни города.

В нем сохраняются древние сооружения, строительный, хозяйственный мусор, следы пожаров. Более того, земля может рассказать нам о судьбе конкретной семьи. При раскопках древнерусских городищ часто можно обнаружить сгоревший дом с его хозяевами, не успевшими вовремя спастись.

Как же происходит сама датировка? По сути, путем сравнения со слоями других памятников, про которые больше известно, скажем из письменных источников, по найденным находкам, которые характерны для определенного периода, а также по структуре и цвету и составу почвы.

Например, в городах Волжской Болгарии, переживших монголо-татарское нашествие, домонгольский слой по составу, а часто и по цвету отличен от более позднего слоя. Кроме того, стратиграфия позволяет установить хронологическую последовательность, поскольку в непотревоженном культурном слое нижние слои древнее верхних.

Поэтому так важен именно нетронутый культурный слой. Тот, что был разрушен при строительстве или черными копателями не только не годен к стратиграфическому анализу, но и вообще не сможет рассказать об истории этого места, поскольку все культурные слои и, соответственно, исторические периоды будут перемешаны. К сожалению, разрушенные культурные слои – довольно частая картина.

Сравнительный метод

Сравнительный метод позволяет определить и относительную, и в некоторых случаях, точную датировку. Он является сугубо историческим: слои датируются по древним надписям на находках, монетам.
Для данного метода характерно сопоставление археологических данных с письменными источниками, описывающими жизнь на изучаемой территории или быт определенного народа. Разумеется, если они есть. Сравнительный метод практически бесполезен для датировки дописьменных культур, особенно в случае отсутствия рядом с ними древних письменных цивилизаций.
В эту же категорию можно отнести и способ датировки по художественным особенностям изделий и изображений. Например, для отдельных периодов и культур существовали свои творческие особенности, будь то особый узор, техника изготовления и прочее. При нахождении общих правил распознавания таких стилистических признаков, датировать предметы можно достаточно точно.

Типологический

Но чтобы датировать слой с помощью художественных особенностей, нужно для начала датировать сами художественные особенности. Тут на помощь приходит метод с рутинным названием «типологический», вперемешку со стратиграфией. Он основывается на объединении находок в типологические ряды – серии вещей, имеющих повторяющиеся или прогрессирующие признаки. Для установления даты такой серии необходимо иметь несколько археологических объектов, содержащих вещи этого типа. Отрезок времени, ограниченный крайними датами в этой серии, и будет определять дату типа. При этом достоверность датировки зависит от количества этих археологических объектов. Если их достаточно, то правильность датировки может быть проверена по характеру распределения дат объектов. При статистически достаточном количестве однотипных вещей можно с некоторой вероятностью вычислить интервал, в течение которого данный тип находился в обиходе.

Радиоуглеродный метод

Для абсолютной датировки археологами применяется радиоуглеродный анализ, который отталкивается от содержания в органических предметах радиоактивного углерода C-14.
Все живые организмы, которые усваивают обычный углерод из атмосферы, вместе с ним вбирают и радиоактивный углерод С-14. Поэтому, прижизненная концентрация радиоуглерода практически одинакова, как у деревьев и растений, так в человеческих и животных телах. Но после смерти в органике начинается процесс разрушения усвоенного радиоуглерода. Если сравнить дерево, срубленное 5000 лет назад, с современным деревом, то окажется, что в старой древесине содержание изотопа С-14 ровно в два раза меньше. Таким образом, радиоуглеродным методом можно определять возраст углеродосодержащего вещества до 70-100 тысяч лет, но не больше. Для более «древних» находок, скажем, для датировки костей динозавров, применяются другие изотопы, например, бериллий-10.
Несмотря на то, что радиоуглеродный анализ позволяет с точностью определить время смерти органики, у него есть свои минусы и их немало. Первый недостаток заключается в том, что он датирует только органическое вещество, а не время создание из него исторического артефакта. Например, в случае икон, он может датировать материал, из которого она сделана, но для изготовления качественной подделки можно подобрать и старинный материал. Грубо говоря, возраст доски еще не говорит о возрасте картины.
Другой недостаток данного метода в том, что результат может быть искажен, если образец был сильно загрязнен углеродосодержащими материалами более позднего периода. В этом случае, определение возраста может дать огромные ошибки. Погрешность метода в настоящее время находится в пределах 70-300 лет, на первых порах исследования она была намного больше.
Именно на вероятность подобной ошибки ссылаются сторонники подлинности знаменитой Туринской плащаницы, которую также подвергли радиоуглеродному анализу. В результате она была датирована интервалом от 1260 до 1390 года. Скептики сразу объявили ее средневековой подделкой, на что ее защитники выдвинули предположение о загрязнении плащаницы углеродом при пожаре XVI века. Кстати, для проверки верности результатов одновременно с плащаницей анализировали три другие образца тканей: плащ Людовика IX из XIII века, саван из египетского погребения, сотканный около 1100 года, и ткань, укутывавшая египетскую мумию, датируемую приблизительно 200 годом. Во всех трех случаях лабораторные результаты совпали с исходными данными.

Палеомагнитный метод

Одной из самых распространенных находок в археологии большинства периодов является керамика. Сегодня ее можно датировать с точностью до десятков лет, определив время обжига, последнего растапливания печи и так далее. Это возможно благодаря палеомагнитному методу, основанному на изменчивости магнитного поля Земли и на свойстве материалов намагничиваться при высоких температурах под его воздействием. Так, при переходе железосодержащих веществ из жидкого состояния в твердое, в образующихся минералах сохраняется так называемая остаточная намагниченность. При этом ее вектор будет совпадать с ориентацией магнитного поля Земли в момент образования минерала. Полученные сведения о состоянии магнитного поля земли на момент обжига соотносят с геохронологическими шкалами, составленными при помощи палеонтологических, радиометрических и других данных, и получают результат.
Основной минус палеомагнитного метода в том, что для точных данных, нужно, чтобы объект исследования после обжига не перемещался, а это условие выполнимо лишь в редких случаях.

Землетрясение? Ядерный взрыв? Деление или синтез? Мы узнаем, даже если мировые лидеры лгут. На международной арене есть не так много вещей, пугающих больше, чем возможность ядерной войны. У многих стран есть боеголовки – некоторые с делением, другие с более смертоносным синтезом – но не все открыто заявляют, что они у них есть. Некоторые взрывают ядерные устройства, отрицая это; другие утверждают, что обладают термоядерными бомбами, тогда как в действительности нет. Благодаря глубокому знанию науки, Земли и того, как через нее проходят волны давления, нам не нужно подвергать лидера страны пыткам, чтобы узнать правду.

В январе 2016 года правительство Северной Кореи заявило, что взорвало водородную бомбу, которую также пообещало использовать против любых агрессоров, угрожающих стране. Несмотря на то, что в новостных агентствах были показаны фотографии грибных облаков с подробным описанием, эти кадры оказались архивными; испытания не были современными. Радиация, попадающая в атмосферу, опасна и будет явным нарушением Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года. Так что, если страны хотят протестировать ядерное оружие, они делают это там, где никто не сможет найти радиацию: под землей.

В Южной Корее репортаж о ситуации был жутким, но неточным, поскольку показанные грибные облака – это старые кадры, не имеющие отношения к северокорейским испытаниям

Вы можете взорвать бомбу где угодно: в воздухе, под водой в океане или под землей. Все три взрыва можно в принципе обнаружить, хотя энергия взрыва будет «приглушенной» в зависимости от среды, в которой распространяется.

Воздух, будучи наименее плотным, хуже всего заглушает звук. Грозы, извержения вулканов, запуски ракет и ядерные взрывы испускают не только звуковые волны, которые можно услышать, но и инфразвуковые (длинной волны, низкой частоты), которые – в случае ядерного взрыва – такие энергетически мощные, что детекторы по всему миру с легкостью их распознают.

Облако ядерного взрыва над Нагасаки

Вода плотнее, и хотя звуковые волны движутся в воде быстрее, чем в воздухе, энергия быстрее рассеивается с пройденным расстоянием. Однако, если ядерная бомба взрывается под водой, выделяемая энергия настолько велика, что генерируемые волны давления могут быть легко уловимы гидроакустическими детекторами, развернутыми многими странами. Кроме того, нет никаких водных явлений, которые можно было бы спутать с ядерным взрывом.

Поэтому, если страна хочет попытаться скрыть ядерное испытание, лучше всего будет провести его под землей. Хотя генерируемые сейсмические волны могут быть очень сильными от ядерного взрыва, у природы есть еще более сильный метод генерации сейсмических волн: землетрясения! Единственный способ рассказать о них – триангуляция точного положения, потому что землетрясения очень и очень редко происходят на глубине 100 метров или меньше, а ядерные испытания (пока что) всегда проходили на небольшой глубине под землей.

С этой целью страны, которые подписали Договор о запрещении ядерных испытаний, создали сейсмические станции по всему миру, чтобы вынюхивать любые ядерные испытания, которые проводятся.

Международная система отслеживания ядерных испытаний, показывающая пять крупных типов испытаний и положения всех станции. Всего в настоящее время активны 337 известных станций

Именно этот акт сейсмического мониторинга позволяет нам делать выводы о том, насколько мощным был взрыв и в каком месте Земли – в трех измерениях – он произошел. Сейсмическое событие Северной Кореи, которое произошло в 2016 году, было зарегистрировано по всему миру; 337 активных мониторинговых станций по всей Земли были достаточно чувствительны для этого. По данным Геологической службы США, в 6 января 2016 года в Северной Корее произошло событие, эквивалентное землетрясению величиной 5.1 балла на глубине 0,0 километра. Основываясь на величине землетрясения и сейсмических волн, которые были зарегистрированы, мы можем восстановить объем выпущенной энергии – порядка 10 килотонн тротилового эквивалента – и понять, был это ядерный взрыв или нет.

Благодаря чувствительности наблюдательных станций, глубину, величину и положение взрыва, который заставил Землю трястись 6 января 2016 года, можно четко установить

Важнейшая подсказка, помимо косвенных доказательств величины и глубины землетрясения, исходит из типов генерируемых сейсмических волн. В общем, есть S- и P-волны, сдвиговые, или вторичные, и продольные волны, которые иногда называют первичными. Землетрясения, как известно, производят мощнейшие S-волны по сравнению с P-волнами, а ядерные испытания рождают более мощные P-волны. И вот, Северная Корея заявляет, что это была водородная бомба (синтеза), которая намного смертоноснее бомб деления. В то время, как энергия, выпускаемая урановыми или плутониевыми бомбами на основе реакции деления имеют мощность порядка 2-50 килотонн тротилового эквивалента, водородные бомбы выпускают энергию в тысячи раз мощнее. Рекордсмен события – советская Царь-бомба мощностью 50 мегатонн тротилового эквивалента.

Взрыв Царь-бомбы в 1961 году был крупнейшим ядерным взрывом на Земле и стал одним из самых важных для дальнейшего определения судьбы ядерного оружия

Профиль волн, полученный по всему миру, говорит, что это не землетрясение. Так что да, Северная Корея вероятнее всего взорвала ядерную бомбу. Но какую? Есть разница между бомбами на основе синтеза и на основе деления:

  • Бомба на основе ядерного деления берет тяжелый элемент с большим количеством протонов и нейтронов, например, изотопы урана или плутония, и бомбардирует их нейтронами, которые могут быть захвачены ядром. Когда происходит захват, рождается новый нестабильный изотоп, который диссоциирует на более мелкие ядра, высвобождая энергию, а также дополнительные свободные нейтроны, позволяя начаться цепной реакции. Если все сделано правильно, огромное количество атомов может пройти через эту реакцию, превратив миллионы миллиграммов или даже граммов материи в чистую энергию по формуле E = mc 2 .
  • Термоядерная бомба на основе синтеза берет легкие элементы, такие как водород, и при помощи огромных энергий, температур и давления делает так, чтобы эти элементы слились в более тяжелые, такие как гелий, выделяя еще больше энергии, чем бомба на основе деления. Температура и давление требуются настолько большие, что единственный способ создать термоядерную бомбу – это окружить гранулу синтеза топливо на основе бомбы деления: чтобы огромный выброс энергии смог запустить реакцию синтеза. До килограмма вещества может превратиться в чистую энергию на стадии синтеза.

Многие путают испытания с бомбами деления и синтеза. Но ученые различают их безошибочно

Что касается выхода энергии, то северокорейская тряска была несомненно вызвана бомбой на основе деления. Если бы это было не так, то это был бы самый слабый, самый эффективный взрыв с реакцией синтеза на планете, который даже в теории создать не получается. С другой стороны, есть четкие доказательства того, что это был именно взрыв с реакцией деления, поскольку записи сейсмических станций показали невероятно похожий взрыв в 2013 году, все в той же Северной Корее.

Разница между встречающимися в природе землетрясениями, сигнал которых показал синим, и ядерным испытанием, показанным красным, не оставляет сомнений в природе такого события

Без нашего прошлого у нас нет будущего - об этом говорило огромное количество великих мыслителей, полководцев и государственных деятелей всего мира. Самым ярким примером приверженца такой позиции можно назвать который настаивал на необходимости изучения истории как одной из важнейших наук.

Еще древние греки выделяли учение о прошлом как одно из главнейших в жизни государства, каждого человека и человечества в целом.

Увековеченные в сказаниях

Как люди узнавали о прошлом? Вопрос, казалось бы, банальный на первый взгляд. Однако если задуматься, ответ на него оказывается достаточно сложным. Прежде всего, конечно, на ум приходит память поколений. С тех самых пор, как человек выделил себя из окружающего мира, избавился от синкретического мышления, начался отсчет периода изустной, знаковой передачи информации и опыта потомкам.

Для того чтобы узнать, как люди узнавали о прошлом, не нужно изучать специальную литературу и просматривать огромное количество документальных фильмов. Достаточно обратить внимание на современное общество под углом взаимодействия поколений.

Практически во всех странах мира распространена практика передачи информации от старшего поколения младшему посредством устных рассказов, сказок и других фольклорных форм. Примерно та же ситуация имела место в древности - посредством обрядов, обычаев и сохраняемых традиций сведения об укладе жизни, мироустройстве, быте передавались потомках и дошли таким образом до наших дней.

Разные эпохи

То, как люди узнавали о прошлом раньше, в значительной мере отличается от методов, доступных человечеству, существующему на данный момент. Важнейшую роль в этом отношении имеет вовсе не уровень развития технологий, и не база знаний, имеющихся на данный момент, а само мироощущение.

Реальный мир до определенных пор был менее отличим от мира духов, к которому можно было обратиться посредством проведения ритуала или простой молитвы. Во многом именно благодаря такого рода практикам определялась судьба человечества, существовавшего до настоящего момента времени.

Часто в качестве некоего связного срединного звена использовались определенные растения или тотемные животные, при помощи которых шаманы, ведуны или, к примеру, жрецы, обращались к предшественникам, находящимся в соседнем пространстве, мире мертвых. Вот как люди узнавали о прошлом до начала эпохи интереса к непосредственной истории. В некоторых культурах такие традиции соблюдаются до сих пор, однако с развитием цивилизации их становится все меньше.

Что было, что будет

По сути, как люди узнают о прошлом в современном мире? Конечно, помимо уже названной памяти поколений есть и ряд других источников, к которым активно обращается человечество в этом вопросе. Прежде всего, это памятники письменности, сохранившиеся до сих пор, и литература в целом.

Несмотря на очевидное тяготение к художественности, любое произведение так или иначе является зеркалом своей эпохи, не говоря уже о так называемых специализированных списках вроде летописей или молений.

Рассказывая о том, как люди узнают о прошлом, нельзя, конечно не назвать такое явление в как Библия, Коран и прочие произведения такого рода. С одной стороны, о тяготении их к научности не может быть и речи, а с другой - для огромного процента населения сведения, представленные в писаниях, являются неоспоримой истиной.

Память вещей

С течением времени, развитием мысли, человек попросту не мог не задаться вопросом: "Как узнать историю прошлого?" Постепенно, начав с малого, он пришел к необходимости изучения имеющихся на данный момент артефактов, предметов быта, одежды и других вещей, в которых еще сохранился до наших дней дух времени.

Запасы того, что имелось в свободном доступе (а мы не будем забывать о переходящих из поколения в поколение благодаря монархическому укладу), иссякли, человечество было вынуждено расширить границы поиска. Так начались первые исследования пещер, в которых впоследствии были обнаружены рисунки эпохи палеолита, а затем интерес к прошлому стал настолько велик, что археологи перешли к полноценным раскопкам.

Что стало предметом исследования

По большому счету, о жизни и быте предков может рассказать какая угодно деталь, относящаяся к той или иной эпохе. Так что для ответа на вопрос о том, как люди узнают о прошлом, схема действий довольно проста - проявляя внимание к деталям. Предметом научного интереса может быть все что угодно, начиная от обломка заколки для волос, заканчивая окаменелостями, найденными случайно в глубинных слоях земной коры при бурении какой-нибудь скважины.

В зависимости от специфики предмета, можно определить самые разнообразные вещи. Например, изучение скифских курганов позволяет с точностью определить особенности организации их общества, отношения между высшими и низшими его представителями. Исследование же скифского золота или осколков посуды, относящихся к эпохе трипольской культуры, дает понимание картины мира, верований и философских убеждений, если это можно назвать таким образом.

Человек внутри человечества

Безусловно, наибольший интерес представляет для историков в целом и археологов в частности динамика развития человечества в целом, однако нередки случаи интереса к конкретной личности. В качестве примера можно привести писателей, актеров, предводителей или правителей.

Как узнать прошлое человека в этом случае? Прежде всего, необходимо изучить все документальные сведения о нем и вещах, ему принадлежавших. Это позволит составить первоначальную, общую характеристику личности, сформирует так называемый ее остов. Дополнительно следует обратиться к воспоминаниям очевидцев, людей, с которыми изучаемая фигура состояла в переписке или тесном сообщении. Многие из таких людей к тому же вели личные дневники. К примеру, большая часть эстетических и этических соображений Л. Н. Толстого так или иначе связана именно с его дневником, который он прятал при жизни даже от собственной жены.

Жизнь до и после

Наконец, следует отметить большой интерес к прошлому в духовном плане, наблюдаемый в современном обществе. Огромное количество религий, культур и субкультур имеют в своем распоряжении представление о реинкарнации, к которому и обращаются в этом вопросе.

Практически каждая гадалка сегодня знает, как узнать прошлые жизни человека. Для этого используются карты, магические шары, кристаллы, обереги и даже погружение человека в транс. Конечно, о какой-либо степени научности в данном случае говорить не приходится, однако сама концепция прохождения пути в несколько жизней кажется интересной и манящей не одному миллиону человек.

В большинстве голливудских картин о встречах с инопланетным разумом на экране – хаос, паника и истерика. Горят и рушатся здания, закипает ярость, происходят беспорядки и дестабилизируется общество. А как на самом деле человечество воспримет новость о том, что инопланетяне все‐таки существуют? Американские ученые из Университета Аризоны, задавшись этим вопросом, провели необычное исследование и пришли к выводу, что все не так печально, пишет National Geographic.

Следующая новость

Ученые решили провести лингвистический анализ откликов читателей новостей о возможном открытии внеземной жизни. В качестве примеров команда выбрала обнаружение в 1967 году пульсаров — странных мертвых звезд, которые изначально предполагались сигналами от разумных существ, знаменитый сигнал из космоса «Wow!», обнаруженный исследователями SETI в 1977 году, «открытие» окаменелых микробов в марсианском метеорите в 1996 году, странное поведение звезды Табби, и находку в 2017 году нескольких экзопланет, схожих по размеру с Землей, пишет издание .

Программа анализа языка показала, что количество слов, свидетельствующих о положительных эмоциях, превысило число негативных. Таким образом, скорее всего, люди «достаточно хорошо» воспримут реальные доказательства существования инопланетной жизни.

Конечно, я бы также предсказал, что, если враждебная армада появлялась бы вблизи Юпитера, мы не были бы счастливы

По его словам, ученые не были уверены в таком результате изначально, ведь в художественной литературе часто открытие внеземной жизни имеет негативные последствия.

Результаты работы также подтверждает аналогичный анализ реакции аудитории на новость о том, что астероид Оумуамуа может быть инопланетным кораблем.

Еще в одном исследовании пользователям соцсетей предложили описать собственную реакцию на встречу с инопланетянами. Более 500 человек приняли участие в опросе. Их ответы проанализировали аналогичным способом.

Я бы очень заинтересовался. Я бы нашел всю информацию в интернете, которую смог. Я бы не вылезал из Сети, пока не увидел бы фотографии инопланетной жизни. И лишь после этого успокоился бы

— таким был один из ответов

Как и в случае с новостями, люди продемонстрировали больше положительных эмоций. По мнению ученых, позитивная реакция связана с тем, что каждый день человечество делает все больше открытий в космосе, люди узнают о существовании новых экзопланет у далеких звезд, подробности об устройстве Марса и прочее. Поэтому новость об открытии внеземной жизни уже не станет для них слишком большим откровением. Правда, оговорились авторы работы, результаты исследования могли быть совсем иными в других странах, поскольку отношение к религии, традиции и обычаи в них могут существенно отличаться.

Конспект урока по окружающему миру

по программе начальная инновационная школа

«Как учёные узнают о прошлом Земли

Выполнила учитель начальных классов

Филяева Ольга Анатольевна

Смоленск

Обучающие:

Сформировать представление о науке палеонтологии, установить взаимосвязь межу вымершими животными и животными которые обитают на планете Земля.

Познакомить учащихся с тем как палеонтологи проводят раскопки;

Воспитывающие:

Воспитывать самостоятельность, чувства взаимопомощи и товарищества, умение работать в коллективе, вести диалог в паре и умение слушать ответы друг друга.

Развивающие:

Способность анализировать, обобщать;

Способствовать развитию речи учащихся, умение логически мыслить и рассуждать;

Оборудование : презентация; конверты с картрточками – названиями животных; учебник по учебник по окружающему миру – 4 класс.стр.38-44.

Методы: индивидуальная работа с детьми, показ и объяснение, частично-поисковый метод.

План:

    Организационный момент - 1 мин

    Актуализация знаний и фиксация затруднений – 8 мин

    Сообщение темы урока – 5 мин

    Работа над новым материалом - 12 мин

    Первичное закрепление полученных знаний – 10 мин.

    Рефлексии учебной деятельности – 1 мин

    Задание на дом – 1 мин.

Ход урока.

    Организационный момент.

Начинается урок,

Он пройдет ребята впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку «5»!

У вас все получится!

2 Актуализация знаний и фиксация затруднений

Мы с вами изучали адрес. А что такое адрес? (Адрес - это место жительство какого-либо человека, место расположение учреждение или предприятия)

Каждый предмет в пространстве имеет свой адрес. Так давайте же назовем адрес нашей Земли. (Наша Земля находится в Солнечной системе, в галактике Млечный путь)

Если посмотреть на нашу планету из космоса, что мы можем увидеть.

Материки и океаны.

А как назывался первый материк? (Пангея)

А как сейчас называются материки? (Антарктида, Австралия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Евразия)

Итак, мы с вами повторили то, что изучали на предыдущих уроках. А сейчас я вам предлагаю узнать новое о нашей планете.

3.Сообщение темы урока

На доске у меня зашифрована тема нашего урока. Давайте ее прочитаем?

(на доске разбросаны слова с помощью перестановки слов дети узнают тему)

Тема нашего сегодняшнего урока «Как ученые узнают о прошлом Земли».

Предположим, что мы сегодня должны изучить?

Чему мы будем учиться?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в далекое прошлое. Вы готовы? И так отправляемся в путь.

Закройте глаза и представьте, что вы очутились в ледниковом периоде.

Климат как и около миллиона лет назад очень суровый, холодно, как сейчас в Антарктиде. Здесь образовался огромный ледник. Подобно гигантскому бульдозеру он сдвигал все на своем пути. Вот здесь мы остановимся и представим давно вымерших животных. Каких из них вы можете назвать? Откройте глаза.

Посмотрите на рисунки животных (на презентации появляются картинки с животными)

Сейчас я предлагаю поработать в парах. На столах у вас находятся конверты с карточками - названиями животных. Вы ребята, должны выбрать тех животных которые вымерли более сотни тысяч лет назад.

(на карточках:

Трилобит, Амурский тигр, Зеленая морская черепаха, Мамонт, Белый носорог, Шерстистый носорог, Эогиппус, Саранча, Тасманийский волк, Белемнит, Дронты.

Вы готовы узнать о этих животных? (Рассказы детей о животных.)

Эогиппусы

Эогиппусы жили на Земле примерно 50 млн. лет назад. Это были небольшие (не больше домашней кошки) существа, по внешнему виду напоминавшие лошадь. Именно за сходство с лошадью животные и получили свое научное название. Слово «эогиппус» складывается из двух греческих: «эос» в переводе на русский язык означает «заря», а «гиппос» – «лошадь». Высота эогиппусов не превышала 50 см, а высота достигала 25 см.

Трилобиты

Это очень древние животные, дальние родственники раков. Они жили 350 миллионов лет назад. Они похожи на больших мокриц. Тело овальной формы состояло из сегментов, сверху покрытых панцирем. Трилобиты были большие и маленькие (от 80см до 10 м) совсем слепые и с глазами, сидящими на длинных стебельках, спереди пара усиков. Они ползли по морскому дну, а в случае опасности свертывались в клубочек под защиту твердых звеньев своего спинного панциря или прятались в ил.

Белемниты

Эти животные вымерли более 70 миллионов лет назад. Они являются предками кальмаров и подобно им были хорошими пловцами. Тело их вытянуто и напоминает торпеду. На голове располагались два больших глаза. От головы вперед вытягивались щупальца с присосками – два длинных и восемь более коротких. Этими щупальцами белемнит нападал на добычу. Между щупальцами у белемнита имелся специальный орган для быстрого плавания – воронка. Она уходила как бы внутрь животного. Через воронку внутрь тела белемнита попадала вода. Когда же животному надо было плыть, он сжимал мускулатуру тела и выталкивал из себя воду. Вода вылетала сильной струёй, а животное получало ответный толчок и, подобно ракете, быстро двигалось вперед.

Мамонты были похожи на современного слона, но отличались тем, что его длинные бивни изгибались круче, а тело было покрыто густой и длинной красно- бурой шерстью. Такая теплая шкура была им необходима в суровый ледниковый период. Уши у мамонтов маленькие. Листья и ветви растений служили им пищей. С помощью бивней мамонт разгребал снег и поедал прошлогоднюю растительность. Медленно пережевывал он жёсткую пищу. У мамонта было всего четыре зуба, зато каждый с человеческую голову. Нередко приемы пищи на болотах заканчивались трагически. Попадая в трясину, животное не в силах было выбраться и тонуло. Но известно, что в болоте тело долгое время не разлагается, а сохраняется целиком тысячелетиями в неизменном виде.

Шерстистый носорог.

Шерстистый носорог жил тоже в ледниковый период. Он был довольно крупным животным длиной до 3,5 метров и высотой полтора метра. Покрытым густой жесткой шерстью, которая спасала его от холода. На голове у шерстистого носорога было два рога, передний, уплощённый с боков и изогнутый, достигал в длину более метра. Рог состоял из пучка скелетных волос. Питался в основном ветвями, листвой деревьев и кустарников. Зимой недостачу корма помогал перенести жировой горб над плечами.

Они были довольно крупными птицам, размером примерно с индейку и массой чуть более 20 килограмм. Ноги у них были короткие и сильные, крылья маленькие, а хвост состоял всего из нескольких перьев торчавших пучком. Главным средством защиты служил мощный клюв. Дронт не умели быстро бегать и плавать. Питались птицы семенами и листьями растений.

Эогиппусы

Эогиппусы жили на Земле примерно 50 млн. лет назад. Это были небольшие (не больше домашней кошки) существа, по внешнему виду напоминавшие лошадь. Именно за сходство с лошадью животные и получили свое научное название. Слово «эогиппус» складывается из двух греческих: «эос» в переводе на русский язык означает «заря», а «гиппос» – «лошадь».

Высота эогиппусов не превышала 50 см, а высота достигала 25 см.

Животные имели сильные длинные ноги и могли довольно быстро бегать. Удерживаться на топкой поверхности болот им помогали широко расставленные пальцы. На передних конечностях они имели по пяти пальцев, четыре из которых были заключены,в прочные копыта, а пятый палец был развит слабо и располагался выше остальных. На задних конечностях находилось по три пальца, все они были защищены копытцами.

В челюстях эогиппуса развивались 44 крепких зуба, позволявшие легко перетирать жесткую растительную пищу. Все тело животного было покрыто короткой жесткой шерстью, имевшей полосатую или пятнистую окраску. Это был своего рода камуфляж, дававший возможность эогиппусам прятаться в траве от врагов.

Ребята, а как вы думаете, где ученые находят информацию о давно вымерших животных и растениях?

Восстановить картины пошлого помогает - сама Земля. Она как огромная книга несет в себе огромную информацию, которая сохраняется в слое песка и глины. Чем глубже слои - страницы, тем они древнее. Каждая страница несет свою информацию в виде отпечатков древних растений, раковин, чешуй рыб, насекомых, костей, и скелетов животных.

А кто знает, как называется наука о древних организмах? (Палеонтология)

Давайте найдем точное определение этому понятию в словаре.

Как и многие другие слова, так и это слово является заимствовано с другого языка. В переводе с греческого «палео» - существо, «логия» - наука об вымерших организмах.

(дети находят и записывают определения)

Палеонтоло́гия - наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности.

А что же такое ископаемые останки?

Ископаемые останки это остатки и следы жизнедеятельности организмов, сохранившиеся в осадочных породах.

А как называют ученых, которые изучают эту науку? (палеонтологами)

Ефремов Иван Антонович - русский писатель, ученый-палеонтолог. Доктор биологических наук,основатель тафономии - палеонтологической науки, изучающей закономерности процессов естественного захоронения организмов.

Кювье Жорж Леопольд - французский зоолог, один из реформаторов палеонтологии и систематики животных. Ввел понятие типа в зоологии.

Палеонтолог по одной кости или зубу может определить, кому они принадлежали, потому что хорошо знают, как устроены разные животные. Ученые составляют скелеты животного по оставшимся отдельным косточкам и определяют, как выглядело ископаемое животное, а по отпечаткам веточек и листьев ископаемых растений определяют их внешний вид.

Но перед этим я вам предлагаю посмотреть на значок и объяснить, что он обозначает? (дополнительная информация) (дети читают)

О чем идет речь в тексте?

Что палеонтологи делают с находкой?

Хорошо читали молодцы.

(А сейчас давайте посмотрим фильм, как ученые ведут раскопки)

Рефлексия

Понравилось ли вам наше путешествие? Чем?

Что нового для себя открыли?