В п зинченко биография. Выступление В

Зинченко Владимир Петрович (Харьков) - российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

Родился семье психологов. В 1948 году поступил в МГУ на отделение психологии. После окончания университета (1953) занимался изучением развития восприятия у детей. 1957 г. - кандидат психологии; 1966 г. - доктор; 1969 г. - профессор.

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Зинченко Владимир Петрович является действительным членом РАО (Российская Академия Образования), заведующим кафедрой эргономики МИРЭА, профессором Самарского государственного педагогического университета, почетным членом Американской академии искусств и наук.

Область научных исследований - теория, история и методология психологии, психология развития, детская психология, экспериментальная когнитивная психология, инженерная психология и эргономика.

Книги автора:

Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь - это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки "Большого психологического словаря" (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его...

Большой психологический словарь

Эту книгу студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки «Большого психологического словаря» (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные...

Читайте ещё:

Авторитарный стиль общения убивает познавательный интерес у учащихся, которые хоть и усваивают преподаваемый материал в полном объеме, но не могут самостоятельно развивать свои умения и навыки, мыслительные способности не развиваются. Преподаватель, обладающий авторитарным стилем общения...

Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: прогнозировать на их основе успешность выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не удавалось. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека....

Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их...


Мы говорили уже, что эти драматические роли могут исполнять самые разные фигуры, конкретные и абстрактные, одушевленные и неодушевленные. Возбуждение воодушевления, как и многих других инстинктивных реакций, подчиняется так называемому правилу суммирования раздражений. Согласно этому правилу...

Сферой применения анкетного метода служат по преимуществу массовые явления более или менее внешнего порядка. Так, посредством анкетного метода могут обследоваться читательские или профессиональные интересы определённой группы лиц.

Зинченко Владимир Петрович - выдающийся российский психолог, один из создателей инженерной психологии и эргономики в России.

Родился 10 августа 1931 в Харькове. Представитель семейной династии психологов (отец - Пётр Иванович Зинченко, сестра - Татьяна Петровна Зинченко, сын - Александр Владимирович Зинченко).

Окончил отделение психологии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1953). Кандидат психологических наук (1957), тема диссертации «Некоторые особенности движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков» (научный руководитель проф. ). Доктор психологических наук (1966), тема диссертации: «Восприятие и действие». Профессор (1969). Академик Российской Академии Образования (1992). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1991-1998). Почетный член Американской академии искусств и наук (1989). Почётный доктор Тартуского университета (2011). Главный редактор международного научного журнала «Культурно-историческая психология»; член редколлегии научных журналов «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек».

Создал факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и был её заведующим (1970-1982). Организовал и возглавлял лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической аппаратуры (1961-1969). Заведовал отделом эргономики ВНИИ технической эстетики ГКНТ СССР (1969-1984). Создал кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984 - 2001). Создал и возглавлял кафедру психологии в Государственном Университете природы, общества и человека «Дубна» (1998-2013). Ординарный профессор факультета психологии ГУ ВШЭ (2004-2014). Под руководством В.П. Зинченко защищено более 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Области научных интересов

Общая психология; теория и методология психологии; психическое и духовное развитие человека; психологическая педагогика и развивающее обучение; культурно-историческая психология; психология сознания; возрастная психология; экспериментальная психология; когнитивная психология; инженерная психология и эргономика.

Научная деятельность

В.П.Зинченко исследовал онтогенез восприятия и разработал совместно с А.В.Запорожцем концепцию перцептивных действий, на основании которой был проведен цикл экспериментальных исследований зрелых форм перцепции, формирования зрительного образа, роли моторных компонентов в восприятии, восприятия как перцептивной деятельности. Дальнейшие исследования движений и действий нашли отражение в разработанной им модели предметного действия. Исследования в области когнитивной и инженерной психологии включали работы по зрительной кратковременной памяти, визуальному и творческому мышлению. Его труды способствовали созданию гуманистически ориентированной психологии и эргономики. В последние годы В.П.Зинченко активно развивал идеи культурно-исторической психологии, сформулировал положение о сознании как функциональном органе индивида, разрабатывал проблемы психологии доверия и психологии понимания, духовного развития, развивающего образования, психологической педагогики, поэтической антропологии и органической психологии, сознания и творчества.

Педагогическая деятельность

В.П.Зинченко вел большую педагогическую работу, читал в ряде высших учебных заведений курсы лекций по общей психологии, инженерной психологии и эргономике, методологии психологии.

Публикации

  • Формирование зрительного образа. М.: МГУ, 1969 (соавт. Н.Ю. Вергилес).
  • Психология восприятия. М.: МГУ, 1973 (соавт. Б.М. Величковский, А.Р. Лурия).
  • Психометрика утомления. М.: МГУ, 1977 (соавт. А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков).
  • Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977, № 7 (соавт. М.К. Мамардашвили).
  • Основы эргономики. М.: МГУ, 1979 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980 (соавт. Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич).
  • Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982 (соавт. Н. Д. Гордеева).
  • Живое знание. Психологическая педагогика. Самара: СПГУ, 1998.
  • Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.
  • Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. М.: Логос, 2001 (соавт. В. М. Мунипов).
  • Большой психологический словарь (ред.). СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003, 2008 (соред. Б.Г. Мещеряков).
  • Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1995 (соавт. Е.Б. Моргунов).
  • Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: РОУ, 2000.
  • Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010.
  • Мои учителя и заслуженные собеседники // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию В.П. Зинченко. Раздел III. М.: РОССПЭН, 2011.

Зинченко Владимир Петрович (1931-2014) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образования РАО.

В П. Зинченко являлся членом редколлегии журналов: «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Человек», Journal of Russian and East European Psychology, ежегодника «Системные исследования» и др., главным редактором Международного научного журнала «Культурно-историческая психология».

В.П. Зинченко создал лабораторию инженерной психологии в НИИ Автоматической Аппаратуры (1961), кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ (1970), кафедру эргономики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (1984). Многие годы руководил отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, был директором - организатором Института человека РАН. Был членом Президиума и вице-президентом Общества психологов СССР, членом Президиума и председателем Экспертного совета по психологии и педагогике ВАК РФ, заместителем председателя ряда Межведомственных научных советов «Эргономика», «Сознание», «Человек», председателем Международного Научного совета «Эргономика» стран - членов СЭВ, председателем совета по Федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ, членом Совета Российского фонда фундаментальных исследований, президентом Международной ассоциации развивающего обучения.

Под руководством В.П. Зинченко защищено 50 кандидатских диссертаций. Многие его ученики стали докторами наук.

Владимир Петрович - Зинченко - автор около 400 опубликованных научных работ, в том числе многих книг, посвященных проблемам детской психологии, психологии восприятия, памяти, деятельности и действия, мышления, теории и методологии психологии, инженерной психологии и эргономики, образования, истории российской психологии. Более 100 работ изданы на английском, немецком, испанском, японском и многих других языках.

Основные научные труды: Формирование зрительного образа. М:. МГУ, 1969 (В соавт.); Психология восприятия. М:. МГУ, 1973 (В соавт.); Психометрика утомления. М:. МГУ, 1977 (соавт. А.Б.Леонова, Ю.К.Стрелков); Проблема объективного метода в психологии / / Вопр. философии, 1977 № 7 (соавт. М.К.Мамардашвили).; Основы эргономики. . М: МГУ, 1979 (соавт. В.М.Мунипов); Функциональная структура зрительной памяти. М, 1980 (в соавт.).; Функциональная структура действия. . М: МГУ, 1982 (соавт. Н.Д.Гордеева); Человек развивающийся. Очерки российской психологии. . М, 1994 (соавт. Е.Б. Моргунов); Живое знание. Психологическая педагогика. Самара, 1997; Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М, 1997.; Эргономика. Человекоориентированное проектирование техники, программного обеспечения и среды. Учебник для вузов ". М., 1998 (соавт. В.М.Мунипов).

Среди изданных книг заметное место занимают учебники и учебные пособия В начале 70-х гг. по инициативе и под редакцией В.П. Зинченко изданы 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент".

Публикации

  1. + - Время - действующее лицо[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27& http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107782917&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&

  2. + - Как построить свое "я" (Диалоги о Человеке без начала и конца)

    Эта книга - своеобразный диалог философов и историков, обществоведов и этнографов, психологов и педагогов по одной из самых острых и актуальных проблем современности - формирования и становления личности человека. Дискуссионная форма разговора, неординарности подхода к решению поставленных проблем дают возможность читателям стать заинтересованными участниками диалога. Для широкого круга читателей....

    // Под ред. В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 136 с. ISBN 5-7155-0277-2

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zkp_1991/Zkp-136.htm

  3. + - Кризис или катастрофа? (Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола"))

    Http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/psychsci1.htm

  4. + - Культурно-историческая психология: опыт амплификации

    Http://mary1982.narod.ru/zinchenko.htm

  5. + - На пути к осмыслению теоретического мира психологии

    Http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1278 http://www.auditorium.ru/books/6206/

  6. + - О душе и ее воспитании

    Http://www.rl-online.ru/articles/1-02/54.html

  7. + - О человеческой душе и плоти

    Стенограмма выступления на конференции "Междисциплинарные проблемы психологии телесности" 2004 В. П. Зинченко "Психология на качелях между душой и телом" и последовавшего за ним доклада В. А. Подороги "Феноменология телесности". ных, разрабатывающих проблему телесности

    Http://mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_1/Zinchenko&Podoroga/index.pdf

  8. + - Очень субъективные заметки о психологической диагностике

    Http://www.rl-online.ru/articles/3_4-01/194.html http://courier.com.ru/homo/ho0101zinchenko.htm

  9. + - Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=3014

  10. + - Проблема объективного метода в психологии

    Http://psylib.org.ua/books/_zimamar.htm http://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html

  11. + - Психология доверия

    Автор брошюры - психолог рассматривает различные аспекты проблемы доверия: ситуация и этимология, коммуникативные, вещные и природные корни возникновения глубокого (базисного) чувства доверия (недоверия); некоторые психологические механизмы этого чувства. Специально рассматривается доверие в игре (на примере игры чемпиона мира и компьютера). В разделе культура доверия значительное внимание уделено психологии личности. Предназначена для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также для студентов факультетов и отделений психологии университетов и гуманитарных вузов

    // Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 104 с.

    Http://www.psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm

  12. + - Психология на качелях между душой и телом

    Http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Zinchenko/20.pdf

  13. + - Психология развития (по мотивам Л. Выготского)

    Http://elib.org.ua/psychology/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1161761105&archive=&start_from=&ucat=4&category=4 http://www.portalus.ru/modules/biology/readme.php?subaction=showfull&id=1125997760&archive=&start_from=&ucat=19&

  14. + - Работа понимания

    Понимание - это очень широкое понятие, не имеющее строго фиксированного содержания и объема. Оно нередко отождествляется с познанием. Укажем на некоторые наиболее важные значения слова "понимание": 1. Способность осмыслять, постигать содержание, значение, смысл чего-нибудь. 2. То или иное толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т.д.). В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное понимание. 3. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс может быть успешным или безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и осознанным или же непроизвольным и интуитивным.

    // "Психологическая наука и образование", 1997. № 3

    Http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1029&binn_rubrik_pl_articles=121

  15. + - Размышления о душе и ее воспитании

    Http://telesnost.ru/omega/psihologiya/razmyshleniya_o_dushe_i_ee_vospitanii.htm

  16. + - Участность в бытии[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://www.auditorium.ru/books/974/

  17. + - Человек в пространстве времен

    Http://www.rl-online.ru/articles/3-02/140.html

  18. + - Человек развивающийся. Очерки Российской психологии

    В учебнике предпринята попытка восстановления психологии в роли и функции неотъемлемой части культуры и цивилизации, придания ей статуса профессии, а не узкой специальности, которой она стала в советское время. Учебник представляет собой опыт, направленный на расширение профессионального сознания психологов. Поэтому его центром стали культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности, обогащенные традициями Серебряного века российской культуры. Он предназначен для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов и может быть полезен при подготовке к курсам «Психология развития», «Общая психология», «История и методология психологии», «Мышление и искусственный интеллект».

    Http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1492 http://tipa-biblioteka.narod.ru/chelrazv.zip

(10.08.1931 г., Харьков - 06.02.2014 г., Москва), психолог, философ, академик РАО , доктор психологических наук, профессор. Окончил философский факультет МГУ по специальности "психология" (1953). С 1951 — учитель психологии и логики в средней школе. В 1954—1961 — аспирант и научный сотрудник Психологического института АПН. Докторская диссертация — "Восприятие и действие" (1966). С 1969 — профессор. В 1959 начал работать в оборонной промышленности над проблемами инженерной психологии. В 1970 создал кафедру психологии труда и инженерной психологии в МГУ, которой руководил до 1982. Кафедра восстановила подготовку специалистов по психологии труда, прекратившуюся в стране в 30-е гг, и начала подготовку специалистов по инженерной психологии. В 1969—1984 Зинченко руководил Отделом эргономики ВНИИ Технической эстетики, где были развернуты эргономические (теоретико-методологические и экспериментальные) исследования, а также исследования процессов порождения зрительных образов, умственного вращения и визуального мышления. Под ред. Зинченко В. П. (и В. М. Мунипова) с 1970 по 1984 было выпущено около 40 сборников по эргономике и психологии. В 1979 был издан написанный ими же первый в стране учебник "Основы эргономики". В 1984 Зинченко В. П. создал кафедру эргономики в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики; там же (1986—1988) руководил кафедрой философии. В 1989—1991 Зинченко В. П. был заместителем председателя Центра наук о человеке. Зинченко В. П. — член-корреспондент АПН СССР (1974), академик РАО (1992), в 1992—1997 — академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; почетный член Американской академии искусств и наук (1988). Как вспоминает Зинченко В. П., его интерес к философии зародился в общении с друзьями-философами — тогда еще студентами и аспирантами: М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицким , Э. В. Ильенковым , А. А. Зиновьевым, A. M. Пятигорским, Б. А. Грушиным, В. Н. Садовским, Ф. Т. Михайловым, В. А. Лекторским и др. (Зинченко В. П. отмечает большое влияние, оказанное на него Э. Г. Юдиным). С некоторыми из них Зинченко В. П. опубликовал совместные работы по философии проблемам психологии. Собственные теоретико-методологические исследования Зинченко связаны с дальнейшей разработкой и оценкой культурно-психологической теории развития психики и сознания Л. С. Выготского ; психологической теорией деятельности А. Н. Леонтьева , А. Р. Лурии , С. Л. Рубинштейна; с состоянием и перспективами развития отечественной психологии и др. Ряд работ Зинченко посвящен проблемам культуры и техники, культуры в науке. Зинченко В. П. руководил комплексными научными программами "Геном культурного и духовного развития" и "Координаты поступка". При большом разнообразии интересов и тем публикаций Зинченко в его исследованиях имеются две главные доминанты. Первая — формирование образа мира и построение образа действий в мире; вторая — проблема развития, понимаемого как формирование динамических функциональных органов-новообразований (А. А. Ухтомский), или артефактов, форм превращенных, амплификаторов человеческой жизни (М. К. Мамардашвили). Процессы развития психики трактуются Зинченко как взаимное обогащение и обращение внешних и внутренних форм, своего рода хронотопия сознательной и бессознательной жизни. В. П. Зинченко — автор около 400 научных публикаций, свыше 100 его работ изданы за рубежом, в том числе 12 монографий на английском, немецком, испанском, японском и других языках.