Обособление согласованных определений упражнения. Тренажёр.обособленные приложения

Обособление приложений, как и определений, зависит от нескольких факторов:

а) от части речи определяемого (главного) слова;

б) от положения приложения по отношению к определяемому (главному) слову – перед главным словом, после главного слова;

в) от наличия дополнительных оттенков значений у приложения (обстоятельственных, пояснительных);

г) от степени распространения и способа выражения приложения.

Условия обособления приложений:

А) Определяемое слово – местоимение

Любое приложение при личном местоимении обособляется:

Ему ли, карлику , тягаться с исполином? (Пушкин); Вот оно, объяснение (Л. Толстой).

Б) Определяемое слово – имя существительное

1. Приложение, относящееся к имени собственному , обособляется, если стоит после определяемого слова:

Сергей Никанорыч, буфетчик , налил пять стаканов чаю (Чехов).

¯ Перед именем собственным приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение . Такое приложение можно заменить придаточным предложением с союзами так как, хотя и др.

Например:

1. Упрямец во всём , Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов). – Так как Илья Матвеевич был упрямцем во всём, он оставался упрямцем и в учении.

2. Прославленный разведчик , Травкин остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече (Казакевич). – Хотя Травкин был прославленным разведчиком, он остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече.

2. Приложение– имя собственное (имя лица или кличка животного) при определяемом слове – имени нарицательном обособляется , если такое приложение стоит после определяемого слова и имеет пояснительное значение (перед ним можно поставить слова а именно, то есть, а зовут его ):

В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, Ксения Фроловна Горина (Песков). – В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, а зовут её Ксения Фроловна Горина.

Примечание. Во многих случаях возможна двоякая пунктуация, в зависимости от наличия или отсутствия пояснительного оттенка значения и соответствующей интонации при чтении.



Ср.: Один мой друг, Серёжа , решил поступать в университет (поясняется, какой именно из друзей решил поступать в университет). – Мой друг Серёжа решил поступать в университет (такого пояснения в данном контексте нет, причем именно имя собственное является в данном случае определяемым словом, а нарицательное – приложением).

3. Распространённое приложение, выраженное именем нарицательным с зависимыми словами , или несколько однородных приложений при определяемом слове – имени нарицательном обычно обособляется независимо от положения – до или после определяемого слова. Однако чаще всего такое приложение стоит после существительного.

Например:

1. Старуха, Гришкина мать , умерла, но старики, отец и тесть , были ещё живы (Салтыков-Щедрин).

2. Несчастью верная сестра , надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (Пушкин).

4. Одиночное приложение – имя нарицательное при определяемом слове – имени нарицательном обособляется только тогда, когда:

· приложение стоит после определяемого слова;

· определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова.

Например:

1. Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Горький). – Ухаживала за мной девушка- полька .

2. Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова, старичок (Чехов). – Тут на широкой улице встретился им повар- старичок .

¯ Обособление одиночного приложения – имени нарицательного при одиночном определяемом слове – имени нарицательном возможно только в том случае, если автор хочет усилить смысловую роль приложения, не дать ему слиться интонационно с определяемым словом:

Отца, пьяницу , кормила с малых лет, и сама себя (М. Горький).

5. Приложение с союзом как обычно имеет дополнительное значение причинности (можно заменить придаточным причины с союзами так как, потому что, поскольку или оборотом со словом будучи ) и обособляется:

Как старый артиллерист , я презираю этот вид холодного оружия (Шолохов). – Будучи старым артиллеристом, я презираю этот вид холодного оружия; Я презираю этот вид холодного оружия, потому что я старый артиллерист.

¯ Если оборот с союзом как имеет значение «в качестве» , то присоединяемый оборот не обособляется:

Полученный ответ рассматривается как согласие . – Полученный ответ рассматривается в качестве согласия.

6. Приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. обособляются, если произносятся с интонацией обособления.

Ср.: Была у Ермолая легавая собака, по прозванию Валетка (Тургенев). – Классную руководительницу по прозвищу Труба никто не любил (Трифонов).

Обратите внимание!

Вместо запятой при обособлении приложений может использоваться тире в следующих случаях:

1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно (особенно если приложение стоит в конце предложения, имеет зависимые слова и внутри него уже есть знаки препинания).

В дальнем углу светилось желтое пятно – огонь в окне квартиры Серафимы , пристроенной к стене конюшни (М. Горький);

2) если одиночное или распространённое приложение стоит в конце предложенияи при этом подчеркивается его самостоятельность или даётся разъяснение такого приложения.

Я не слишком люблю это дерево – осину (Тургенев); В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренелепых четырёх ногах – совершенный медведь (Гоголь);

3) если приложение стоит в середине предложения и имеет пояснительный характер (тире ставится с двух сторон).

Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы (Гоголь).

Примечание. Второе тире опускается :

а) если после обособленного приложения ставится запятая , например: Используя специальное устройство – шагометр , я рассчитал оптимальную нагрузку для своего организма (Васильев);

б) если приложение выражает более конкретное значение, а предшествующее определяемое слово – более общее значение , например: На совещании министров иностранных дел – членов «большой восьмёрки» выступил министр иностранных дел России;

в) если приложение предшествует определяемому слову, например: Один из аутсайдеров чемпионата России по футболу – команда Саратова неожиданно выиграла две игры подряд.

Упражнения к теме

«Обособление приложений»

Упражнение 1. Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини известный исторический живописец и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский). 2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников по прозвищу Шулепа (Трифонов). 3. Дитя неведомой страны прижавшись, голубь молодой сидит испуганный грозой (Лермонтов). 4. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький). 6. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом (Трифонов). 7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский). 8. Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота (Паустовский). 9. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи соловей загнездившийся в речной уреме (Пермитов). 10. В лабораториях уже существуют приборы фотоэлементы превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский). 11. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев). 12. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою (Пушкин). 13. Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров). 14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (Чернышевский). 15. И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).

Упражнение 2. Найдите в предложениях обособленные определения, приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёрном длинном одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками (М. Горький). 2. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький). 3. Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький). 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (Фадеев). 5. Ах, будь она эта война проклята (А.Т. Толстой). 6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Тургенев). 7. Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (Сурков). 8. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Новиков-Прибой). 9. В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (Брюсов). 10. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Федин). 11. Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова). 12. По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (Паустовский). 13. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (Песков). 14. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков). 15. Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой). 16. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Паустовский). 17. Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (Станюкович). 18. Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Г. Некрасов). 19. У Антона часто снимала трубку бабка вредоносная старуха следившая за внуком с неусыпной бдительностью (Трифонов). 20. Брат отца дядя Николай был лётчиком одним из первых русских лётчиков погибших на германской войне (Трифонов). 21. Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем (М. Горький).

Проверочная работа «Вводные слова».

Отметьте в предложениях цифры, которые обозначают запятую при вводном слове.

1. Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…

2. Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.

Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись,(6) пойдём.

3. Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.

4. И он стал «протверживать» с такой быстротой,(1) что уже через каких-нибудь четверть часа выпаливал учителю-ключнику всё,(2) что тот задавал прочесть и вызубрить. И,(3) разумеется,(4) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны,(5) да ещё и ставил его в пример остальным.

5.Он,(1) например,(2) требовал,(3) чтобы слово обязательно значило только любезно, (4) услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи,(5) и в литературе слово обязательно стало означать непременно.

6. По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.

7. Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрепанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестершимся золотым тиснением на переплетах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца.

8. В нем,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец.

9. Родился я в 1892 году в Москве,(1) в Гранатном переулке,(2) в семье железнодорожного статистика. Отец мой,(3) несмотря на профессию,(4) требовавшую трезвого взгляда на вещи,(5) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(6) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.

10. Замечательный портретист,(1) он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений,(2) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и,(3) кроме того,(4) десятки безвестных купцов,(5) моряков,(6) женщин и детей,(7) чиновников и крестьян.

11. Может быть,(1) втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры,(2) но,(3) во всяком случае,(4) явно она никогда этого не высказывала.

12. Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.

13. - Да вот ещё один замечательный по этой части помещик,(1) – пытался продолжить Щепкин. Но слушатели,(2) конечно,(3) никак не могут успокоиться. Михаил Семёнович говорит,(4) а смех,(5) будто плохо погашенный огонь,(6) вспыхивает снова и снова.

14. Конечно, (1) Серому слов было не жалко, (2) только не хотел он ради их пятерки говорить столько,(3) сколько,(4) по их понятиям,(5) тянуло на пятерку. Словом,(6) школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

15. Читая,(1) он водил по бумаге носом и,(2) словно сам с собою разговаривая,(3) тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Этакое,(4) конечно,(5) только русской поэзии дано!» «Ну,(6) такого малохольненького мы быстро сшама-ем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс.

16. Пока вал не убрали,(1) здесь удобно прятаться. А потом,(2) наверное,(3) посадят кусты,(4) поставят спортивные снаряды.

17. Остальные книги,(1) побывав у неё,(2) исчезали. Близкие друзья её знали,(3) что стоит подарить ей какую-нибудь,(4) скажем,(5) нарядную шаль,(6) как черех день или два эта шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами,(7) которые были нужны ей самой и которые на тот момент были просто бесценны.

18. Юрий стоял не последним в ряду,(1) но всё-таки ближе к концу,(2) пятым или шестым.

Ну,(3) – язвительно проронил Сергей Павлович,(4) когда дошла очередь и до него. – Вы,(5) конечно,(6) тоже вполне здоровы и готовы лететь?

19. - Пойдёмте,(1) ребята,(2) отсюда, - сказал учитель.

Мы посыпались с горы,(3) а он шёл за нами и всё оглядывался,(4) готовый,(5) видимо,(6) оборонять нас снова,(7) если змея оживёт и погонится следом.

20. Во-вторых,(1) у него вёлся особый счёт,(2) по которому видно было,(3) сколько барыша давали эти заказы на подаяние,(4) и этот барыш он целиком отвозил сам.

Предварительный просмотр:

Задание по теме «Обособленные обстоятельства»

1. Найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

2. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)

3. Найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)

4. Найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)

5. Найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Л.Соболев)

6. Найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову.

7. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык - первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом еще снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит.

8. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Р.Фраерман)

9. Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры березовый прут.

Предварительный просмотр:

Задание по теме «Обособленные определения»

1. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади.

2. Найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

3. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся на полу.

4. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея.

5. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры и солдаты жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.

6. Найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.

(1) Было видно, как под пароходом кипит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз.

7. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей.

8. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной.

9. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу.

10. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой.


Понятие обособленного члена предложения

В предложении могут быть обособленные члены: определения, обстоятельства или дополнения.

Обособленным членом называется такой член предложения, значение которого особо подчеркивается говорящим при помощи интонации и выделительных пауз. На письме обособленный член предложения с обеих сторон выделяется запятыми. Например:

1.Ваня повернул к нему свое лицо, бледное при свете месяца (Фад.). - обособлено распространенное согласованное определение бледное при свете месяца (при дополнении лицо).

2.Весь день, не угасая, горел огонь (Шишк.). - обособлено об-стоятельство образа действия не угасая (при сказуемом горел).

Обособление согласованных определений

Согласованныеопределенияобособляются, если: 1) распространенное согласованноеопределение,выраженное

причастием или прилагательным с относящимися к нему словами,

стоит после определяемого члена. Например:

1. Березы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед (Купр.). - распространенное определение окружавшие площадку выражено причастием с относящимся к нему словом и стоит пос-ле определяемого члена березы (березы какие? окружавшие пло-щадку). 2. Вдруг тихий стон, похожий на зов, донесся до У ли (Фад.). - распространенное определение похожий на зов выражено прилагательным с относящимся к нему словом и стоит после опре-деляемого члена стон (стон какой? похожий на зов);

2)два или несколько однородных согласованных определения стоят после определяемого члена. Например: От него исходило ощу-щение силы, спокойной, красивой (Фад.). - два однородных согла-сованных определения спокойной, красивой стоят после определяе-мого члена (силы какой? спокойной, красивой);

3)согласованное определение относится к личному местоиме-нию. Например: Невидимый, он стоял в темноте комнаты у окна (Фад.). - согласованное определение невидимый относится к лич-ному местоимению он (он какой? невидимый);

4)согласованноеопределение,стоящее перед определяемым членом, может обособляться, если это определение имеет оттенок об-стоятельственного значения (причинного, уступительного и др.). На-пример: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед сосе-дом(П.). - согласованное определениедовольный праздничным обедом хотя и стоит перед определяемым членом сосед, обособле-но, так как имеет оттенок обстоятельственного (причинного) значе-ния (сопит почему? довольный праздничным обедом).

Упражнение 536. Спишите предложения. Укажите обособленные и необособ-ленные распространенные согласованные определения и определяемые ими члены. Объясните пунктуацию. Выразительно прочитайте каждое предложение, обращая внимание на наличие или отсутствие интонации обособления.

Упражнение 542. Спишите, ставя недостающие знаки препинания. Объясните все случаи обособления согласованных определений.

Обособление приложений

Приложениякак разновидность согласованныхопределе-ний обособляются по следующим правилам:

1) распространенное приложение всегда обособляется, если оно стоит после определяемого члена. Например: 1) У самого берега утка, птица осторожная, не держится (Т.). 2) Ему помогал торго-вать Алексей - ленивый, грубый парень (М. Г.);

2)распространенное приложение, стоящее перед определяемым членом, обособляется лишь в том.случае, если оно дает предмету образно-экспрессивную оценку. Например: Отступник бурных на~ слаждений, Онегин дома заперся... (П.);

3) нераспространенное приложение - имя нарицательное - обо-собляется в положениипослеопределяемогочлена.Например: Отец - священник - отказался от меня! (М. Г.);

4) нераспространенное приложение - имя собственное - в по-ложении после определяемого члена обособляется лишь в том случае, если выражает уточнение. Например: Третий брат, Иван, учил-ся в учительском институте (М. Г.);

5) приложение всегда обособляется, если относится к личному местоимению. Например: 1) Говори мне, отцу, честно. 2) Выходцы из Орловской губернии, они служили когда-то батраками у богатых крестьян (Фад.).

Обособленные приложения обычно выделяются на письме с обеих сторон запятыми. Приложения с оценочно-разъяснительным значе-нием могут выделяться также при помощи тире. Например: Разве можно было эти кустарниковые заросли сравнить с лесами белорус-скими или брянскими - родиной партизанской славы! (Фад.).

Упражнение 545. Прочитайте, интонационно выделяя приложения. Объясните каждый случай обособления приложений. Спишите, ставя знаки препинания.

1. Младший офицер запаса артиллерист он считал себя воспи-танником Филиппа Петровича. 2. Отцы Оли и Нины родные братья шахтеры находились теперь на фронте. 3. Они эти звуки снова на-помнили ему счастливые вечера. 4. Нерушимо оставалась на своем посту Полина Георгиевна Соколова активистка по работе среди женщин. 5. Валько узнал жену Шевцова Ефросинью Мироновну. 6. Женщина смелая, самостоятельная она хорошо разбиралась в людях. 7. Маленькая девушка прошла уже всю Польшу и всю Укра-ину песчинка в неисчислимом людском потоке. 8. Мы большевики. Нас большевиков никакой враг не одолеет. 9. Виктор Быстринов молодой инженер, сослуживец Николая Николаевича и его приятель встретил их необычайной новостью. (По А. Фадееву. «Молодая гвар-дия».)

Упражнение 546. Спишите, расставляя знаки препинания при приложениях. Объясните все случаи обособления приложений.

1. Джон Стюарт Милль англичанин тоже говорил кое-что по этому поводу. 2. Кто-то познакомил меня с Андреем Деренковым владельцем маленькой бакалейной лавки. 3. Действительными хо-зяевами в квартире Деренкова были студенты шумное сборище людей, которые жили в непрерывной тревоге о будущем России. 4. У нее застрелился сын музыкант в Москве. 5. Человек общитель-ный я умел живо рассказывать. 6. Евреиновы мать и два сына жи-ли на нищенскую пенсию. 7. Артельный староста ядовитый стари-чишка крикнул высоким бабьим голосом... 8. Один из профессоров академии Гусев - яростный враг Льва Толстого. (По М. Горькому. «Мои университеты».)

Обособление несогласованных определений

Случаи обособления несогласованных определений встречаются не часто. Основные из них следующие:

1) обособляется несогласованное определение, относящееся к имени собственному. Например: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя (П.);

2) обособляется несогласованное определение с оттенком обстоя-тельственного значения. Например: А мать, с ее характером, без-условно, возьмется за оружие (Фад.);

3)обособляется несогласованное определение, выраженное срав-нительной степенью прилагательного. Например: Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой... (Ч.);

4) обособляется несогласованное определение при личном мес-тоимении. Например: Весь он, с широкими сухими плечами и рука-ми, был полон скрытого огня (Фад.);

5) обособляется несогласованное определение, входящее в од-нородный ряд с обособленнымисогласованнымиопределениями. Например: Барак, высокий, с односкатной крышей, чернел перед ними (Фад.).

Упражнение 548. Выделите обособленные несогласованные определения и прочитайте предложения с нужной интонацией. Спишите примеры, ставя необхо-димые знаки препинания, и объясните все случаи обособления несогласованных определений.

1. Олег с расширенными детскими глазами все сидел у распах-нутой дверцы. 2. И первая же грузовая машина рейсом через Крас-нодон подобрала дерзкую белокурую девчонку. 3. Любка в дешевой кофточке и короткой юбке встала ему навстречу с кровати. 4. Может, осталась у вас, Ефросинья Мироновна, какая ни на есть мужская одежда попроще... 5. Все ее лицо с запыленными бровями и ресни-цами как-то асимметрично сдвинулось. 6. Со своими светлыми во-лосами и добрыми-добрыми веселыми глазами она всегда была та-кая беленькая, чистая, мягкая, круглая... 7. Отец в длинном пид-жаке поверх застиранной косоворотки стоял посреди комнаты. (По А. Фадееву. «Молодая гвардия».)

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

Обстоятельства образа действия, времени, причины и др. могут выражаться деепричастными оборотами (деепричастия-ми с относящимися к ним словами) и одиночными деепричастями. Такие обстоятельства обособляются по следующим правилам:

1)обстоятельство, выраженноедеепричастным оборотом или одиночным деепричастием, обычно обособляется и на письме выде-ляется запятыми независимо от его местоположения.Например? 1) Девушки ушли, обняв друг друга, в глубину сада. 2) Не любя, невозможно понять жизнь. 3) Ветер метался, гоняя сухие листья (М. Г.).

Если деепричастный оборот стоит между однородными сказуе-мыми после сочинительного союза, то первая выделяющая его за-пятая ставится после этого союза. Например: Среди улицы стоит седая старуха и, грозя кулаком, кричит пронзительно (М. Г.);

2)несколько однородных обстоятельств,выраженных деепри-частными оборотами или одиночными деепричастиями, также всег-да обособляются. Например: Мужики заорали, налезая друг на дру-га, ругаясь, рыча... (М. Г.);

3)деепричастный оборот или одиночное деепричастие могут по значению сближаться с наречием или переходить в наречие. В этом случае обстоятельство не обособляется. Например: 1. Они стояли ничего не делая... (М. Г.) 2. Андрей Ефимыч скрепя сердце поехал в Варшаву. 3. Городовой не спеша прошел мимо окон. 4. Дома у себя Громов читал всегда лежа (Ч.).

Упражнение 549. Укажите обстоятельства, выраженные деепричастными обо-ротами и определите их значения. Спишите, выделяя запятыми эти обстоятель-ства.

1. Люди молчали задумчиво опустив головы. 2. Я сел на пол под-жав под себя кулаки и велел положить деньги в кассу. 3. На носу дощаника растопырив ноги стоит с багром в руках батрак Панкова, Кукушкин. 4. Хохол сидел на крыльце, у двери лавки покуривая трубку молча слушал беседу мужиков. 5. Мимо окна лилась загля-дывая в него рыжая струя огня. 6. Она почти непрерывно напевала что-то не открывая рта и обмахивала платочком розоватое, тающее лицо. (По М. Горькому. «Мои университеты».)

Обособление обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах

Обычно бывают обособленными распространенные обстоя-тельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами несмотря на..., вопреки, благодаря, ввиду, вследствие, за неимением, в случае и др. Например:

1.Несмотря на мое нерасположение к Аркадию Павловичу, при-шлось мне однажды провести у него ночь (Т.) - обособлено обстоя-тельство уступки с предлогом несмотря на....

2.Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно (Ч.). - обособлено обстоятельство Причины с пред-логом благодаря.

3. В случае нападения, запирайте ворота да выводите солдат (П.) -обособлено обстоятельство условия с предлогом в случае.

Упражнение 556. Спишите, выделяя запятыми обособленные обстоятельства, выраженные падежными формами существительных. Укажите значения обстоя-тельств и вводящие их предлоги.

1. Несмотря на разницу характеров братья крепко любили друг друга (Остр.). 2. Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников (Г.). 3. К счастью по причине неудачной охоты наши лошади не были измучены (Л.). 4. Несмотря на праздничный день в саду было пустынно (Фад.). 5. За неимением пока другой дичи я послушался моего охотника и отправился в Льгов (Т.). 6. Вопреки предсказаниям моего спутника погода прояснилась (Л.). 7. Несмот-ря на бледность лица Валерия цвела здоровьем (Т.). 9. Прадеды наши при выборе места на жительство непременно отбивали деся-тины две хорошей земли под фруктовый сад (Т.). 9. Уже так и быть ради дорогого гостя прощу глупца (Т.).

Упражнение 557. Составьте предложения, включая в них следующие обособ-ленные обстоятельства.

Ввиду небывалой засухи, вследствие проливных дождей, по причине серьезного отставания, благодаря хорошему климату; не-смотря на отсутствие опыта, вопреки советам друзей и родных; при условии соблюдения правил технической безопасности, в случае появления первых признаков эпидемии; ради спасения жизни десят-ков тысяч людей, в целях достижениях наивысшей производитель-ности труда.

Обособление дополнений

Дополнения с производными предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением, сверх и др., указывающие на включение либо исключение предмета из данного ряда или на его замещение, обычно обособляются. Например: I . Кроме Вали и Степы Сафонова, в садике присутствовал незнакомый Олегу паренек (включение). 2. Вместо типографской краски, отец Жоры приготовил оригиналь-ную смесь (замещение). - (Фад.)

Упражнение 558. Спишите, выделяя запятыми обособленные дополнения. Ука-жите их значения.

1. Кроме воинского эшелона на станции ожидали отправления еще два состава (Остр.). 2. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной (П.). 3. Кроме нас с Алексеем на вечере были девушки из соседней строительной бригады. 4. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бас-тионы, башни и вал, но ничего не видел кроме деревушки, окружен-ной бревенчатым забором (П.). 5. В сопровождении моей продрог-шей собаки взошел я на крылечко, в сени, отворил дверь, но вместо обыкновенных принадлежностей избы увидел несколько столов, за-валенных бумагами... (Т.). 6. За исключением немногих и незначи-тельных недостатков Полутыкин был отличный человек (Т.). 7. Ка-жется, никто кроме Андрея не знал его имени (М. Г.). 8. Когда в Красном Яру собрались вожди дивизии, надо было учитывать по-мимо техники и количества бойцов еще качество их (Фурм.). 9. Кро-ме Садовой улицы Сережка видел и другие улицы (Фад.).

Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения

Члены предложения, уточняющие или поясняющие значение предыдущего одноименного члена, обычно обособляются и на письме выделяются запятыми. Например:

1. В первую военную зиму, после смерти отца, Володя Осьмухин работал слесарем в механическом цехе(Фад.) - обстоятельство времени в первую военную зиму уточняется обстоятельством време-ни после смерти отца.

2.В гостиной, на среднем диване, сидела старушка... (Т.) -об-стоятельство места в гостиной уточняется обстоятельством места на среднем диване.

3.Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в сто-роне (П.)-приложение или умет - пояснительный член по отно-шению к подлежащему постоялый двор,

4. После жестоких боев много оружия валялось по всей округе, даже в степи (Фад.) -пояснительный член - обстоятельство места даже в степи, поясняемый- обстоятельство по всей округе.

Пояснительные члены обычно присоединяются к поясняемым с помощью союзов то есть, или, а также словами особенно, даже, по имени, по прозванию и др.

Примечание. Не следует смешивать разделительный союз или с пояснитель-ным союзом или, равным по смыслу союзу то есть (ср.: победа или смерть - постоялый двор, или умет).

Упражнение 559. Спишите, выделяя запятыми уточняющие и пояснительные члены предложения. Укажите, какие члены являются уточняющими, а какие - пояснительными.

I . 1. Никогда за все шестнадцать с половиной лет жизни ничья рука ни по запальчивости ни ради наказания не касалась Олега. 2. Небольшая очередь в несколько десятков человек стояла у входа в здание. 3. Отец Вани смотрел на ребят белесыми до мучительно-сти глазами. 4. Лютиков по вынужденной необходимости тем более не из трусости вернулся на работу в мастерские. 5. И вдруг яркая вспышка где-то там наверху по ту сторону переезда у парка на мгновение осветила небо. 6. Оттуда с улицы доносился крик и бе-готня. (А. Фадеев «Молодая гвардия».)

II .1. Как только сойдет снег и станет просыхать ветошь то есть прошлогодняятрава, начинаются«палы» или степные пожары (Акс). 2. Дом господский стоял на юру то есть на возвышении, открытом всем ветрам (Г.). 3. Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Т.). 4. Уже не раз доходили до меня слухи о Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке (Т.). 5. Иногда в душ-ные ночи эти люди переправлялись через речку Казанку (М. Г.).

Упражнение 560. Используя сочетания, составьте предложения с уточняющи-ми и пояснительными членами. Запишите предложения с нужной пунктуацией.

Чибисы, или пигалицы; тушканчик, или земляной заяц; всевоз-можная рыба, особенно караси; лошадь, по кличке Бурун; иногда, крайне редко; по вечерам, уже в сумерках; справа, шагах в два-дцати; в просторной комнате, у раскрытого окна.

Повторительные упражнения

Упражнение 561. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вы-делите обособленные члены. Укажите, какие члены являются обособленными и по каким правилам они обособляются.

1. На дальнем краю пустыря наискось от их домика стояли от-дельно два белых каменных здания (Фад.). 2. За неимением ком-наты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле (Л.). 3. Савельич согласно с мнением ямщика советовал во-ротиться (П.). 4. Иван Иванович высокий худощавый старик с длинными усами сидел снаружи у входа и курил трубку (Ч.). 5. Хорь присел на скамью и преспокойно наглаживая свою курча-вую бороду вступил со мной в разговор (Т.). 6. Андрей Разметнов любивший всякие торжества и руководивший на этот раз церемонией премирования унял шум успокоил взволнованное собрание (Шол.). 7. Худенький темный с выпученными рачьими глазами Са-ша Яковов говорил торопливо тихо ("Л1. Г.). 8. Вернуться домой не было никакой возможности особенно в ночную пору (Т.). 9. Филипп Петрович не имел права послать на эти квартиры ни одного из связных райкома тем более Полину Георгиевну (Фад.). 10. Хаджи-Мурат недоумевая покачал головой раздевшись стал на молитву. Окончив ее он велел принести себе серебряный кинжал и одевшись и подпоясавшись сел с нйгами на тахту дожидаясь того, что будет (Л. Т.).

Упражнение 562. Напишите небольшой рассказ на одну из следующих тем: «Переправа», «Происшествие», «Спасены», «Человек за бортом». В рассказе ис-пользуйте различные случаи обособления.

Упражнение 23. Найдите в предложениях приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. На диване с цилиндром в руке сидел красавец Каммучини известный исторический живописец и смеялся, глядя на Торвальда (Паустовский). 2. В те времена, почти четверть века назад, был такой профессор Ганчук, была Соня, были Антон и Лёвка Шулепников по прозвищу Шулепа (Трифонов). 3. Дитя неведомой страны прижавшись, голубь молодой сидит испуганный грозой (Лермонтов). 4. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 5. Лучший слесарь на фабрике и первый силач в слободке он держался с начальником грубо и поэтому зарабатывал мало (М. Горький). 6. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом (Трифонов). 7. От Шацкого он впервые узнал о Кара-Бугазе устрашающем и загадочном заливе Каспийского моря о неисчерпаемых запасах мирабилита в его воде, о возможности уничтожения пустыни (Паустовский). 8. Шацкого поражала выдержка Миллера штурвального Балтийского флота (Паустовский). 9. Перекрывая всё и вся, рассыпной серебряной дробью грянул державный властелин майской ночи соловей загнездившийся в речной уреме (Пермитов). 10. В лабораториях уже существуют приборы фотоэлементы превращающие энергию солнца в электрическую (Паустовский). 11. Время от времени аист приносил в своём длинном клюве еду маленького ужа или лягушку с четырьмя растопыренными лапами (Катаев). 12. Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою (Пушкин). 13. Жильцы веков и стражи северных просторов холодным блеском ледников на девушек смотрели горы (Федоров). 14. Один из сослуживцев рекомендовал ему медицинского студента Лопухова (Чернышевский). 15. И Биркопф как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (Тургенев).

Упражнение 24. Найдите в предложениях обособленные определения, приложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Впереди всех быстро шёл небольшой сухонький старичок в чёрном длинном одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками (М. Горький). 2. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать (М. Горький). 3. Меня учила тихая пугливая тётка Наталья женщина с детским личиком и прозрачными глазами (М. Горький). 4. Он узнал жену Шевцова Ефросинью Миронову и вышел ей навстречу (Фадеев). 5. Ах, будь она эта война проклята (А.Т. Толстой). 6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались (Тургенев). 7. Он всем по сердцу приходился сразу красавец, балагур и острослов (Сурков). 8. Мне как механику выполнить это ничего не стоит (Новиков-Прибой). 9. В таинственном храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей (Брюсов). 10. Выручал его велосипед единственное богатство накопленное за последние три года работы (Федин). 11. Современник Л. Толстого Чехова и Горького Н. Рериха и Рахманинова страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России Бунин нередко спорил с историей с веком с современниками (Крутикова). 12. По ночам часто плакал во сне пёс по прозванию Фунтик маленькая рыжая такса (Паустовский). 13. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев (Песков). 14. Фронтовой бродяга газетчик я в любом блиндаже родня (Сурков). 15. Я чувствовал, что нашему брату господам не совсем прилично смеяться над Поликеем (Л. Толстой). 16. Несколько особняком держался только молодой писатель волгарь из города Вольска Александр Яковлев (Паустовский). 17. Этим пожатием адмирал, казалось, не только прощал сына но и выражал как справедливый человек невольное уважением к юному «смельчаку» не побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство (Станюкович). 18. Дрожат осинки чуткие барометры лесов (Г. Некрасов). 19. У Антона часто снимала трубку бабка вредоносная старуха следившая за внуком с неусыпной бдительностью (Трифонов). 20. Брат отца дядя Николай был лётчиком одним из первых русских лётчиков погибших на германской войне (Трифонов). 21. Мастер Григорий Иванович плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно связывал руки дяди полотенцем (М. Горький).

(задание № 16)

Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения

К обособленным определениям относятся:
- причастные обороты;
- прилагательные с зависимыми словами;
- одиночные прилагательные, стоящие после определяемого слова;
- приложения.

Определения обособляются, если:

- стоят после определяемого слова.

Например.

    Дорога, мощённая булыжником , уходила вдаль.

    На окне, серебряном от инея , за ночь хризантемы расцвели. (Бун.)

    Наступила ночь, морозная, ясная, тихая .

    М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов , по праву называют нашим первым университетом.

- стоят перед определяемым словом, которое выражено личным местоимением.

Например.

    Нагруженные снарядами, ОНИ отошли от пристани.

- стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени).

Например.

    Удивленный неожиданным визитом гостей , Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на что улыбался Иван Иванович? – уступка).

    Измученная жаждой , земля жадно впитывала влагу. (Почему земля жадно впитывала влагу? - причина).

    Ещё прозрачные , леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина).

Обратите внимание! Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному или личному местоимению .
Например.

    Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади , стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л.Т.)

    Сейчас она, в новом зелёном платье , была особенно прекрасна и молода.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Приложение

Приложение – определение, выраженное существительным.

Обособляются и выделяются запятыми:

- одиночные и распространенные приложения, если они относятся к личному местоимению.
Например.

    Ему ли, карлику , тягаться с исполином. (П.)

    Мы, репортёры , нередко попадаем в горячие точки.

    Ему, потомственному военному , предки которого неоднократно защищали Родину, было неприятно слушать рассуждения молодёжи о том, что патриотизм – это «не модно».

- распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова.
Например.

    Онегин, добрый мой приятель , родился на брегах Невы. (П.)

    Орлы, спутники войск , поднимались над горою. (П.)

    Не спит только кормщик, молчаливый северный старик . (С.-М.)

    Неподалеку расположились молодые люди, студенты .

Распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
Например.

    Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис , Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина).

    Лучший ученик класса , Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина).

Приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
Например.

    Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан . (Лерм.)

    Песцы, или полярные лисицы , хорошо разводятся в неволе.

    Соседский пёс, по кличке Шарик , существо на редкость свирепое.

NB! Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеют уточняющий характер.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание! Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его.
Например.

    Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев)

    Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу . (Лерм.)

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложения с союзом КАК обособляются, если имеют значение причинности.

Например.

    Как непревзойденная мастерица , Мария Павловна была признана лучшей работницей года.

Не обособляются приложения с союзом КАК, если КАК можно заменить сочетанием В КАЧЕСТВЕ.

Например.

    Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених .

    Мы все знаем его как хорошего писателя , но мало как прекрасного человека .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Обособленные обстоятельства

К обособленным обстоятельствам относятся:
- деепричастные обороты;
- одиночные деепричастия;
- обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;

Сравнительные обороты.

Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда обособляются!

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение! Не обособляются:
- деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов:

    работать спустя рукава ;

    работать засучив рукава ;

    бежать сломя голову .

Одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям:

    он читал лёжа ;

    она шутя рассказывала анекдоты;

    мы разговаривали стоя .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели и др., на письме выделяются запятыми.
Например.

    Она была прекрасна, как майская роза .

    Я люблю театр больше, чем кино .

    Она порхала, словно бабочка .

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исключение! Сравнительные обороты, входящие в состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются.
Например.

    Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Например.

    Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте , держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на , которые имеют уступительное значение.
Например.

    Несмотря на сильный дождь , никто не уходил домой.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Уточняющие конструкции

Уточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и второстепенные.
Чаще всего обособляются уточняющие конструкции ВРЕМЕНИ и МЕСТА, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без союзов и других слов.
Например.

    Вверху, на палубе , перекликались матросы. (К. Пауст.)

    На горизонте, там , где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева)

    Каждое утро, в шесть часов , я отправлялся на работы. (М.Г.)

Реже уточняющими бывают обстоятельства ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ.

Например.

    Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно , и тогда даёт себя знать. (Чех.)

К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге , как все её тут называют.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!
Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С, СВЕРХ и др.
Например.

    В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха . (Пауст.)

    За исключением отдельных учеников , все в нашем классе учатся хорошо.

    Мы, помимо учёбы в школе , много занимаемся спортом, ходим в художественную студию и хор.

⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Практические задания

Задание 1. Объясните постановку запятых.

1. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами.
2. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
3. Глубоко оскорблённая, она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
4. Неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
5. И то ли он состроил гримасу, ослеплённый заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…
6. Дети, любопытные и вездесущие, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
7. Мрачным и удивлённым взглядом встретил его отец.
8. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка, параллельных друг другу.
9. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
10. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
11. Измученные длительным переходом, туристы всё же продолжили путь.
12. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты.

1. В глубине были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок.

2.Она надменно смотрела из-под полуопущенных век на восхищённых зрителей.

3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки.

4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

5. За её спиной в плетёной сумочке висели баранки посыпанные маком.

6. Мы подошли к дому окружённые взволнованными лающими собаками.

7. Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан.

8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами.

9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.

10. Утомлённые долгим переходом туристы молчали.

11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

12. Уставшая после тяжёлого дня она быстро уснула.

(Из К. Паустовского)

Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите.

Образец. Был ясный, тёплый осенний день. – День был осенний, ясный и тёплый.

1. Ровная, прямая асфальтированная магистраль позволила машинам развивать большую скорость.

2. В сумерки экспедиция въехала в сырое, мрачное горное ущелье.

3. Пламя костра освещало безотрадную, мёртвую снежную равнину.

4. Поднимался резкий, холодный северный ветер.

5. Мы укрылись в большой, удобной брезентовой палатке.

Задание 4. Расставьте пропущенные запятые.

1. В трубке зазвучал его голос хрипловатый и мужественный.

2. Начертите равносторонний треугольник со стороной равной пяти сантиметрам.

3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело.

4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству.

6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.

7. Предоставленные самим себе дети окажутся в трудном положении.

8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно.

9. Богат, хорош… собою Ленский везде был принят как жених.

10. Небо полное грозою всё в зарницах трепетало.

11. Увлечённый фильмом Миша все-таки заметил, что сестра его чем-то огорчена.

12. Боец получивший тяжёлую рану всё равно не покинул боя.

13. Одежда ещё влажная после дождя холодила тело.

14. Учитель не пустил в класс опоздавшего на 10 минут ученика.

Задание 5. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.)
2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут вспенё(н/нн)ые загрязнё(н/нн)ые разным хламом. (М. Г.)
3. По светлой з…ре вычерчивались чёрные верхушки берез тонкие как письмена. (Б. Пастернак)
4. Широкая, свободная аллея (в)даль влечёт. (Брюс.)
5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Г.)
6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л.Т.)
7. Бледный он лежал на полу. (Л.)
8. Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.)
9. Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Чех.)
10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.)
11. Скоро появилась сама Одинцова с простом утре(н/нн)ем платье. (Тург.)
12. Вошёл человек лет шестидесяти беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.)
13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.)
14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
15. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.)
16. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его (Л. Т.).
17. Полученный ответ рассматривается как согласие. (В. Ажаев)
18. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. (Федин)
19. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. (Герцен)

Задание 6. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.)
2. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горнич…ная молодая женщина. (Чех.)
3. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из к…ляски. (Л. Т.)
4. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормле(н/нн)ые его поэзией мы все сохранили в себе (на)всегда об…яние его гения. (Гонч.)
5. В зелё(н/нн)ом небе появились звёзды предвес…ницы мороза. (Купр.)
6. Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.)
7. Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревнивых осуждений, в своей одежды был педант… (П.)
8. Девочки в особенности Катенька с радостными восторже(н/нн)ыми лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи (Л.Т.)
9. Всякая птичка даже воробей пр…влекала моё внимание.
10. Языкознание или лингвистика наука о языке.
11. Слёзы унижения они были едки.
12. Вот оно об…яснение.
13. Могучий Лев гроза лесов лишился силы.
14. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов.
15. Бойко мой сержант маскирует мины.
16. Сын (рыбака)помора Михаил Васильевич Ломоносов первые 19 лет своей жизни провёл на далёком Севере.
17. Писала мать учительница из (не)большого волжского городка и сестра из Москвы.
18. Николушка пошёл по мя…кой похрустывающей хвое лесному ковру.
19. В кухне воеводит повар Иван Иванович по прозвищу Медвеж…нок.

Задание 7. Расставьте запятые при приложениях с союзом КАК.

1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.)
2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке... (Чех.)
3. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. (М. Шол.)
4. Полученный ответ рассматривается как согласие. (Ажаев)
5. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
6. Мой друг известен как лучший математик класса.
7. Этот подарок мне дорог как память о туристической поездке.
8. Этот подарок как память о туристической поездке мне очень дорог.
9. Как человек замечательный он (Базаров) не встречал себе равных. (Д. Писарев)
10. Мне как моряку понятны эти убийстве(н/нн)ые взмывы волн этот лязг железной гр…мады дрожащей и стонущей в буйных об…ятьях стихи… (Нов.-Пр.)
11. Как новая и дорогая вещ… дома пальто висело не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. (Чех.)

Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию.

1. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. (Тург.)

2. Уже (н…)раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке. (Тург.)

3. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна. (Пауст.)

4. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовлени… п…ркета.

5. Наш сад как проходной двор. (Чех.)

6. Как страстный любитель охоты я целыми днями (н…)бывал дома. (С.-М.)

II.

1. Небо было синее как море. Море было синее как небо. (А. Кухтинов)

2. И шелест листьев был как бред. (Б. Паст.) 3. Луна на дереве висела, и дерево было как сеть. Она как рыба там блестела, ей было весело висеть. (Н. Глазков)

4. Был лес как сон и снег как сон под каждой колкой ёлкой. (М. Дудин)

5. Мгновенья длятся словно век, и век проходит как мгновенье. (Фет)

Задание 9. Cпишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните их расстановку.

1. Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.

2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.

3. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака.

4. Далеко (в) вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания облака. (В. Г. Короленко)

II.

1. Вода (не)хотя переливалась через перекат. (Крут.)

2. Я говорил а она шла молча. (Шол.)

3. Работал он не покладая рук. (М.Г.)

4. Пантелей Прокофьевич скр…пя сердце доверил Дарье быков. (Шол.)

5. Грузчики бросив работу рассыпались по гавани. (М.Г.)

6. Челкаш (не)отпуская руки сторожа продолжал разговаривать. (М.Г.)

Задание 10. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы? Спишите, расставляя знаки препинания.

2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы.

3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за десять секунд. Весело шутя и посмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.

Задание 11. Подберите к деепричастиям пояснительные слова и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Он говорил улыбаясь.

2. Старик шёл прихрамывая.

3. Девушка сидела задумавшись.

4. Поезд идёт не останавливаясь.

Задание 12. Вставьте помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом и или после него, в зависимости от смысла глаголов-сказуемых. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Планёр круто взмыл вверх и стал плавно опускат…ся (описав большой круг).

2. Мальчишки смотрели на него и махали вверх (задрав голову).

3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил (не)исправность (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

Задание 13. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1. Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью.

2. Стоя под парами эти гиганты пароходы свистят шипят и глубоко вздыхают.

3. Шагах в шести от Челкаша у тротуара, на мостовой, пр…слонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень.

4. Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытараще…ыми глазами.

5. Парень сначала (не)доумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался и крикнул сквозь смех Ах, чудак! – и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли.

6. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая тоже вск…чил с земли.

7. Пришёл Челкаш, и они стали пить и есть разговаривая.

8. Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы погл…щая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величестве…ые и угрюмые.

9. На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Весла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье.

10. Челкаш пр…встал с кормы (не)выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в лицо Гаврилы.

11. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде (как)бы (не)доумевая.

12. Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огне…ый меч.

13. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.

14. Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполне…о музыкальным шумом и плеском.

15. Отраже…ые играющим морем эти звездочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя.

16. Он шёл (не)торопясь.

17. Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песча…ой полоске куда взбегают волны.

18. Батареи медным строем скачут и гремят, и дымясь как перед боем фитили г…рят.

19. Корабль наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял свое место в строю.

20. Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруже…ые (не)сметными слугами.

Задание 14. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран тот или иной вариант.

1. Дойдя до реки, … а) усталость овл…дела нами б) мы устроили пр…вал.

2. Плывя в лодке, … а) множество птиц в…днелось по берегам рек(и/е) б) путешественники видели по берегам множество птиц.

3. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось (в)рассыпную б) стадо диких коз охватил ужас.

4. Соб…раясь в поход, …а) ребята тщательно продумывали все детали путешествия б) на ра(с/сс)вете был назначен сбор.

5. Под…езжая к станци…, а) па(сс/с)ажиры забеспокоились и стали соб…рать вещи б) в вагоне стало шумно.

6. Наб…рая скорость,… а) поезд быстро пр…ближался к горному перевалу б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Задание 15. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обороты подчеркните.

1. Как стройный тополь носился он (всадник) на буланом коне своём. (Г.)