С какой профессией можно стать ученым физиком. Работа после получения образования

    Задавайте себе вопросы по любому поводу.

    • Настоящие ученые задают вопросы по поводу и без повода. Они интересуются информацией на тему прочитанного и услышанного. Они никогда не принимают полученную информацию за чистую монету и горят желанием удостовериться в ее правдивости.
    • Если какой-то факт кажется недостоверным, это так и есть! Даже если кажется, что все правильно, убедитесь, что вы работаете с фактами.
  1. Проявляйте любопытство.

    • Ученые любопытны от природы. Они хотят знать все!
    • Вам также нужно проявлять естественное любопытство. Попытайтесь выяснить, почему все происходит именно так и не иначе.
  2. Формируйте завершенное мнение.

    • Принимайте разные стороны в споре и предоставляйте максимум информации для формирования мнения.
    • Делайте собственные выводы. Не стоит перенимать чужое мнение. Это очень важно для ученого.
  3. Меняйте свою точку зрения.

    • Ученому нужно быть готовым изменить свое мнение, когда он получает информацию, которая опровергает его предыдущие взгляды. Это одно из самых важных умений для ученого.
    • Будьте открыты и не бойтесь ошибаться ради поиска правды.
  4. Избегайте двойственного мнения.

    • Не позволяйте своим личным переживаниям влиять на свои действия и информацию, которую вы предоставляете другим людям.
    • Если вы с чем-то не согласны, это не значит, что это неправда.
    • Признавайте правдивость информации и не позволяйте сомнению омрачить ваши выводы.

    Обучение за пределами образовательной системы

    1. Много читайте.

      • Лучший способ получения информации за рамками формального образования – чтение. Читайте книги при каждой удобной возможности. Чтение, само по себе, может сделать из вас ученого (ведь ученый – это тот, кто постоянно учится).
      • Можете читать покупные книги, но не забывайте посещать библиотеку (городскую, школьную, институтскую) и брать книги бесплатно! Также можно брать книги на время у друзей или родственников или находить их по объявлениям типа «Отдам даром» (иногда люди раздают или распродают за символическую плату целую домашнюю библиотеку).
      • Многие книги стали общественным достоянием, и вы можете скачать их в интернете, не нарушая ничьих прав. Самый известный проект – это проект под названием «Гутенберг», но также существует возможность скачать книги через программу Amazon"s Kindle.
    2. Посещайте учебные занятия.

      • Знали ли вы о том, что занятия можно посещать и не для получения ученой степени? Если вы заинтересованы в изучении определенного навыка или изучения темы, вы можете посетить неполный курс занятий. Некоторые занятия могут предоставляться бесплатно.
      • Поговорите с администрацией учебного заведения о возможности посещения лекционных занятий (это значит, что вы посещаете занятия, но не выполняете домашнего задания, контрольных работ и не получаете диплома или зачета).
      • Вы можете поговорить непосредственно с преподавателем, чтобы выработать стратегию обучения.
    3. Занимайтесь самообразованием.

      • У вас есть возможность самостоятельно получать информацию и вырабатывать нужные навыки. Человек учится в процессе деятельности, поэтому начните что-то делать!
      • Заниматься самообразованием можно с помощью книг и других материалов. Можно также учиться в процессе деятельности. Убедитесь, что вы все делаете правильно!
      • Вам потребуется огромная целеустремленность, но все в ваших руках! Не сдавайтесь!
    4. Учитесь у других людей.

      • У вас будет возможность выучить много тем и совершенствовать умения посредством общения с экспертом. Этот процесс имеет название «наставничество».
      • Найдите человека, который занимается тем, чему бы вы хотели научиться. Предложите оплатить его помощь или предоставить бесплатную консультацию, чтобы наставник показал вам, что нужно делать.
      • Такой принцип больше подходит для умений, чем для предметов научного цикла, но, может быть, у вас получится найти помощника, который сможет порекомендовать вам хорошие книги или другие методы обучения.

    Поступление в достойное учебное заведение

    1. Получайте хорошие оценки в школе.

      • Получение хороших баллов в старшей школе (или подобном заведении в вашей стране) на протяжении последних двух лет учебы является важным фактором. Колледжи и университеты будут учитывать ваши баллы при поступлении.
      • Вы будете получать хорошие оценки, если будете прилежно учиться, внимательно слушать на уроке и выполнять все задания.
      • Попросите дополнительную помощь у своих учителей. Общайтесь с ними, чтобы улучшить свои результаты.
    2. Выполняйте больше необходимого минимума.

      • Если вы будете выполнять минимальный объем работы, вы не сможете никого этим удивить, поэтому постарайтесь и приложите максимум усилий.
      • Посещайте дополнительные аудиторные занятия в местном колледже во время учебы в старших классах или работы. Можно заниматься волонтерской деятельностью или зарабатыванием денег вне школы.
      • Если дополнительные занятия соответствуют желаемой степени в колледже, вам будет намного легче. Подобный опыт выглядит многообещающе в резюме при поступлении в колледж.
    3. Выучите несколько иностранных языков.

      • Владение иностранным языком полезно не только в жизни. Это обязательное требование для получения степени! Продемонстрируйте в колледже свое владение языком.
      • Можно обучаться языку в частном порядке, в школе, на курсах в университете или в интернете! Отличными вариантами для изучения языка онлайн являются LiveMocha и Duolingo.
      • Выберите язык, который пригодится вам для обучения. Выбор непопулярного языка не принесет пользы при поступлении в колледж. Некоторые языки более полезны, чем остальные. Это касается некоторых регионов и степеней.
      • Знание одного или двух иностранных языков очень пригодится для чтения научных трудов и публикаций, не переведенных на русский язык. Английский необходим современному ученому, но пригодятся также французский, немецкий, испанский, итальянский, а в некоторых областях – латынь.
      • Возможно, вас заинтересует арабский, персидский или турецкий. Многие ученые были родом с Аравийского полуострова, из Юго-Восточной Азии, Оттоманской империи или Персии (в наши дни – Иран).
    4. Изучайте психологию и философию.

      • Психология понадобится, так как наверняка вам придется иметь дело с трудными людьми, и вам нужно понимать человеческую природу.
      • Изучение философии разовьет ваше мышление. Вы сможете думать больше и глубже, чем раньше.
    5. Сдайте экзамены на «отлично».

      • Хорошие баллы на выпускных экзаменах будут иметь огромное значение в процессе поступления. Чем лучше баллы, тем престижнее университет.
      • Получить хорошие баллы можно в том случае, если вы будете учить материал заранее (в том числе, и перед контрольной работой), и выполняйте пробные контрольные работы.
      • Узнайте, можно ли сдать экзамен или тест несколько раз.
      • Не стоит думать, что получение среднего или плохого балла повлияет на достижение желаемого результата. Можно поступить в один колледж, а затем перевестись в другой.
    6. Напишите хорошее эссе.

      • Качество эссе для поступления имеет огромное значение. Хорошее эссе поможет вам поступить в колледж, даже если результаты теста окажутся ниже среднего.
      • Прочитайте информацию об учебном заведении, чтобы понять, чего от вас ожидают, и напишите эссе в соответствии с требованиями.
      • Поставьте перед собой задачу написать по-настоящему уникальное эссе, если вы хотите попасть в число студентов. В зависимости от учебного заведения напишите что-то необычное или продемонстрируйте научное мышление.

    Получение образования в колледже/университете

    1. С самого начала обучения поставьте перед собой конкретные цели.

      • Если вы с самого начала знаете, какую степень вы бы хотели получить в вузе, это значительно облегчит ситуацию. Знание своих желаний позволит вам выбрать нужные предметы и отбросить все ненужное.
      • Изменение своего мнения – это нормально. Все это может помочь.
      • Максимально эффективно используйте время, проведенное в высшем учебном заведении, чтобы понять, что вам нужно учить, и чем вы хотите заниматься по жизни. Получение опыта в волонтерской деятельности поможет определиться с целью.
    2. Потратьте время на обучение.

      • Выделите максимальное количество времени на учебу и получение хороших баллов. Работайте продуктивно.
      • Конспектирование и внимательность на уроке поможет вам хорошо учиться. Совершенствуйте эти навыки, чтобы преуспеть в учебе.
      • Есть вариант учиться самостоятельно или в группе людей. Выберите то, что подходит именно вам. Работа с другими людьми предоставит возможность воспользоваться их конспектами.
      • Просите о помощи в случае необходимости. Можно попросить своих одноклассников, воспользоваться ресурсами учебного центра или записаться на консультацию к профессору/ помощнику учителя.
    3. Выберите нужные предметы.

      • Получение научной степени состоит из посещения определенного набора предметов. Убедитесь, что вы правильно выбрали предметы и сможете вовремя получить степень.
      • Выбирайте предметы, которые соответствуют нескольким требованиям для получения степени, чтобы ускорить процесс получения квалификации.
      • Постарайтесь выбирать только те предметы, которые относятся к вашей будущей профессии или работе. Набор определенных предметов поможет вам подготовиться к выпускному экзамену.
    4. Хорошо пишите научные работы.

      • Научные работы играют огромную роль в определении ваших баллов, поэтому их качество поможет вам обеспечить хорошие результаты. В большинстве учебных заведений требуется пример сочинения в процессе поступления.
      • Почитайте качественные примеры работ, чтобы получить представление о правильной структуре эссе и аргументации.
      • Стремитесь к совершенству. Оригинальное результативное исследование поможет отметить вашу склонность к научной деятельности.
      • Предоставьте себе достаточное количество времени, чтобы написать черновой вариант сочинения, показать его профессору до окончания срока сдачи и получить отзыв до того, как написать окончательный вариант работы.
      • Сделайте несколько черновых вариантов. Убедитесь, что вы успеваете проделать редактирование!
    5. Подружитесь с преподавателями.

      • Хорошие отношения с преподавателем подразумевают не только получение лучших баллов, потому что вы ему нравитесь. Ваш преподаватель может стать пропуском в аспирантуру, а в будущем – вашим коллегой.
      • Воспользуйтесь преимуществом консультаций. Убедитесь, что вы не отнимаете у преподавателя его личное время. Задавайте только актуальные вопросы и внимательно слушайте ответы.
      • Также у вас есть шанс понравиться преподавателю, если вы будете активно участвовать в обсуждении вопросах. Сядьте поближе к доске, задавайте вопросы, отвечайте на них, принимайте участие в групповых дискуссиях.
      • Вы можете поговорить с преподавателем и попросить совета. Он также заинтересован в вашем успехе и будет рад, если сможет дать вам несколько советов по поводу работы и достижения результатов в определенной сфере.
    6. Получите необходимые ученые степени.

      • Для некоторых ученых достаточно получить степень магистра. Остальным потребуется степень кандидата или доктора наук.
      • Все это значит, что если вы хотите потратить всю жизнь на научную деятельность, вам нужно поступить в аспирантуру. Помните о том, что ваше образование будет длиться 8 лет и больше после окончания школы!
      • В аспирантуру поступают после окончания университета. Там вам нужно будет не только учиться, но и писать статьи, работать над диссертацией, а если аспирантура очная, то, вероятнее всего, еще и преподавать.
      • Не стоит беспокоиться по этому поводу. Аспирантура отличается от обычной школы, и, в некоторой степени, учиться здесь намного проще. Когда вы уясните суть, вы будете чувствовать себя как рыба в воде.
    7. Серьезно занимайтесь наукой после окончания вуза. Если вы хотите сделать академическую карьеру, вам необходимо получить степень кандидата наук (чтобы стать доцентом), а в будущем и доктора (чтобы стать профессором). Чтобы преуспеть, вам понадобится как можно больше публикаций в авторитетных научных изданиях.

    8. Занимайтесь другими видами научной деятельности.

      • Во время обучения в школе у вас есть возможность заниматься в научных кружках. Это увлекательный способ расширить ваш кругозор.
      • У вас есть возможность читать для себя и открывать сферу собственных научных интересов.
      • Также можно заняться групповыми видами деятельности, если вы компанейский человек. К примеру, можно записаться в дискуссионный клуб.

    Работа после получения образования

    1. Найдите работу.

      • Как только вы получите степень, вам нужно найти работу в сфере преподавания или исследований. Преподавание в университете – самая распространенное занятие для ученого.
      • Возможно, в вашем учебном заведении есть центр, которые поможет вам устроиться на работу после выпуска.
      • Постарайтесь найти работу со всеми преимуществами и хорошей зарплатой.
      • Постарайтесь найти работу в колледже или университете, чтобы иметь под рукой доступные ресурсы, которых нет в других заведениях.
    2. Проводите занятия.

      • Если вас примут на полный рабочий день, ваша загруженность день ото дня будет зависеть от расписания. Помимо чтения лекций, проведения семинаров и приема зачетов, вам нужно будет готовиться к занятиям, проверять работы, писать методические материалы и (самое неприятное в отечественных вузах) бесчисленные отчеты.
      • На должности доцента и профессора происходит периодическое переизбрание. Учитывается не только ваша степень и опыт работы, но и ваша исследовательская деятельность и наличие публикаций.
      • Если вы занимаетесь инженерией или естественными науками, узнайте об исследовательских возможностях в вузе, оснащении лабораторий, финансировании разработок и подобных вещах.
      • Если вы станете преподавателем, вам придется вести свой предмет. Некоторые предметы будут иметь непосредственное отношение к изученному материалу, но скорее всего, вам придется приложить максимум усилий, особенно в начале преподавательской карьеры.
      • Это значит, что вам придется выступать перед огромным количеством людей. Иногда их будет очень много, если вы будете вести лекции для первокурсников в большой аудитории.
      • Не смущайтесь. У вас будет практика преподавания в аспирантуре, и ваш факультет предоставит вам поддержку. Может быть, ваши студенты нервничают даже больше, чем вы сами, потому что им хочется получить хорошие баллы!
    3. Продолжайте учиться.

      • Настоящий ученый учится всю свою жизнь. Если вы закончили высшее учебное заведение, это не значит, что ваше обучение завершено.
      • Продолжайте читать в свободное время. Как правило, нужно читать научные журналы, чтобы быть в курсе последних достижений в вашей сфере деятельности. Еще раз повторим: без английского языка вам не обойтись.
      • Если есть возможность, ездите в другие страны для повышения квалификации и обмена опытом. Во многих сферах деятельности поездки за границу помогут вам представить, чем занимаются ваши коллеги в других странах, и получить доступ к материалам, которых нет в вашем заведении.
      • Получите несколько степеней. Иногда ученые возвращаются в вузы, чтобы получить степень в другой области. Таким образом, у них есть возможность продвигаться по карьерной лестнице и искать точки соприкосновения с другими сферами деятельности.
    4. Посещайте конференции.

      • Конференции – это специальные собрания ученых, работающих над конкретной проблемой. Ученые собираются вместе, чтобы предоставить результаты своих исследований и поучиться у своих коллег.
      • Можно представить и свои результаты, но большую часть времени вы будете слушать выступления других людей и общаться с коллегами.
      • Некоторые конференции могут проводиться в конкретном городе или регионе, но вы также можете посетить международные конференции.
      • Поверьте нам: на конференциях может быть интереснее, чем вы думаете. На самом деле это возможность потусоваться и выпить с другими такими же учеными.
    5. Оставайтесь в курсе последних изменений и открытий в вашей сфере, а также посещайте деловые конференции. Вам следует читать новые публикации каждый день, что не должно составить особого труда, если вы по-настоящему любите свое дело. (Если нет, возможно, вам и не стоит преподавать этот предмет.)

      • Если вы хотите стать хорошим преподавателем, вы должны постоянно расширять познания по предмету. Содержание учебников устаревает, но от вас студенты должны получать актуальную информацию. Не отставайте ни на шаг от развития науки и от своих коллег.
      • Общение и сотрудничество со специалистами в вашей области благоприятствует и вашим собственным исследованиям.
      • Джордж Бернард Шоу сказал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас по-прежнему будет по одному яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Не бойтесь делиться идеями; не бойтесь, что их украдут. Когда люди выслушивают вас и комментируют, развивают или критикуют ваши идеи, это помогает вам усилить собственную позицию и выработать контраргументацию.
      • Вы также будете писать статьи для периодических изданий, работы для конференции и книги для публикации. Если ваше исследование будет достаточно оригинальным и значимым, это добавит престижа университету, в котором вы работаете, и поможет привлечь студентов и гранты.
    • Как правило, в библиотеках есть консультант, которые специализируется на конкретной теме. Этот человек поможет вам выучить больше информации и предоставит вам лучшие книги при необходимости.
  • Во-первых, это углубленное изучение интересующего предмета,
  • во-вторых – участие в различных предметных конкурсах, олимпиадах (школьных, городских, областных и так далее),
  • а в третьих – возможность заниматься научной работой уже со старших классов.

Важно сделать первые научные шаги уже в школе. В старших классах самые лучшие из учащихся могут быть зачислены в «Малую академию наук». Это тот первый шаг, который поможет школьнику испытать себя в качестве настоящего ученого, исследователя. Результатом обучения здесь станет защита своей первой научной работы. А для победителей конкурса научных работ – возможность поступить в университет на льготных правах.
Настоящий ученый должен иметь широкий кругозор, прочесть большое количество книг. Конечно же, особенно важна литература «по теме». Однако нужно не просто прочесть многое, а как говорится «пропустить все это через себя», усвоив все тонкости изложенной информации.
Необходима также практическая работа в лабораториях (сперва школьной, затем в вузе) по выбранному направлению.

  • Проявлять любопытство. Настоящий ученый всегда дотошен до мелочей в том, что касается поиска правды. Его интересует все на свете.
  • Проверять и сомневаться. Настоящий ученый никогда слепо не верит какой-либо информации, особенно, если она кажется ему недостоверной. Всегда все проверять самостоятельно – важное качество для ученого.
  • Не останавливаться на пути познания. Постоянное самообразование, поиск новой информации, интерес к новинкам науки и техники – то чем постоянно занимается ученый.
  • Открывать дополнительные возможности. Освоение других видов деятельности, приобретение новых знаний и навыков пригодятся ученому. Для этого можно получить дополнительное высшее образование или окончить какие-либо специальные курсы.
  • Изучать иностранные языки. Знание многих языков - это преимущество, которое позволит черпать информацию не только из отечественных научных источников. В других странах часто проводятся интересные научные исследования с получением значимых результатов.
  • После школы будущий ученый обязательно должен поступить в достойный вуз и успешно его окончить. Там под руководством опытных преподавателей, уже состоявшихся ученых, можно узнать все тонкости и подробности в выбранной сфере познания. Важно обратить внимание, что именно в вузе открываются широкие возможности для проявления своей научной индивидуальности, для проведения самостоятельной научной работы.
  • В вузе необходимо стремиться принимать участие в работе научных кружков, подготовить научные работы, участвовать в научных конкурсах. Также желательно принять в студенческих научных конференциях, которые проводятся в вузе. Так можно получить представление о наиболее актуальных направлениях исследований в данной области.
  • Самые лучшие студенты принимают участие сначала в университетских, а затем в более крупных (в масштабе всей страны) олимпиадах по выбранной специальности. Победителям открыта зеленая дорога в студенческую науку.
    Взрослая наука

Как стать ученым физиком, химиком или математиком

Каждая из областей науки по-своему захватывающая, но зависит это от индивидуальных предпочтений и наклонностей каждого.

  • Например, чтобы стать ученым-физиком, нужно хорошо разбираться в свойствах материалов, механике их движения, особенностях взаимодействия и уметь объяснять все это с точки зрения законов физики – вплоть до мельчайшего уровня, то есть до элементарных частиц.
  • Чтобы стать ученым-химиком необходимо иметь углубленное представление о химических элементах, о строении атомов и молекул, реакциях, которые происходят между различными веществами.
  • Чтобы стать настоящим ученым-математиком нужно любить числа и разнообразные расчеты так, чтобы видеть их даже во сне.

Как стать ученым биологом или ученым генетиком

  • Будущему ученому-генетику пригодятся знания в области математики, а также биологии, медицины. Если вам интересно, почему все живое выглядит именно так, почему так или иначе протекают процессы жизнедеятельности, в чем причина подверженности заболеваниям - то генетика именно та сфера, которой будущий ученый сможет посвятить себя.
  • Ученому-биологу открывается живой мир во всей своей красе. Необыкновенное многообразие животных, птиц, насекомых, растений, грибов, а также история их происхождения и развития – лишь немногое из того, что может заинтересовать биолога.

Как стать ученым астрономом

И наконец, одна из самых загадочных отраслей науки, которая влечет нас с детства. Это астрономия. Наверное, каждый из нас, где-то в глубине души, не раз устремлялся к звездам, неизведанным мирам и планетам. Все это открывается ученому-астроному, который изучает космос.

Для начала – интерес к изучению далеких галактик. Вот, что нужно начинающему ученому-астроному.

Как стать соискателем ученой степени

Но время обучения в вузе составляет, в среднем, всего 5 лет. А что же дальше? Науке конец?

Нет. Лучшим выпускникам вуза предоставляется право поступить в аспирантуру. Результатом здесь будет получение научной степени. Но это очень серьезный путь, так сказать «наука по-взрослому». Чтобы пройти его, нужно:

  • выбрать научного руководителя, который будет вести молодого ученого к заветной цели;
  • выбрать новую, важную, ранее не изученную тему;
  • досконально изучать выбранную тему;
  • излагать отдельные результаты своей работы в виде научных статей и докладов на крупных научных конференциях;
  • обмениваться опытом с другими учеными;
  • сотрудничать с научным руководителем, перенимать его опыт;
  • подготовить диссертационную работу, где будут изложены все подробности исследования;
  • успешно защитить эту работу перед ученым советом, в который входят самые передовые ученые в данной сфере.

Новые горизонты

  1. Передавать опыт. После защиты диссертации перед ученым открывается следующий аспект деятельности – преподавание. Так можно передать весь свой накопленный опыт другим начинающим ученым.
  2. Продолжать исследования . Необходимо найти такой вуз, где возможно совмещать преподавание и дальнейшие научные разработки.
  3. Не прекращать самообразование. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Поэтому получив научную степень, ни в коем случае нельзя расслабляться. Настоящий ученый всегда осведомлен обо всех новостях в своей сфере, а также в смежных областях науки.

Возможно Вас заинтересуют.

Если у вас пытливый ум, но нет глубоких знаний, и если вы тот, кто всю жизнь грезил о науке, но не решается начать, и продолжаете быть простым служащим или обычным пенсионером, мы поможем сбыться вашей мечте. Изучив небольшое методическое руководство, вы сможете быстро стать известным человеком.

Воспользуйтесь нашей методикой, и вам понадобится всего лишь два-три вечера, чтобы сделать первые научные открытия, и около недели, чтобы вас заметили в определенных ученых кругах. Вскоре у вас непременно появятся единомышленники, почитатели, последователи, а затем и ученики.

Как стать альтернативным исследователем и перекроить вселенную
Методическое пособие для начинающих домашних ученых


Чтобы встать на путь ученого и успешно шагать по нему, нужно сперва выполнить несколько простых условий.
Поскольку так называемая классическая или официальная наука давно захвачена всякими чиновниками, академиками РАН и доцентами прочих институтов, вряд ли у начинающего исследователя без образования есть шансы туда пролезть.
Да и не за чем стремиться в это болото устаревших и заведомо ошибочных знаний. Тезис про абсолютное ничтожество традиционной науки должен стать вашим главным философским принципом - это первое условие. Наше методическое руководство предназначено для тех, кто намерен посвятить себя не классической, а альтернативной науке.
В соответствии с чем, второе условие - категорический отказ от любых учебников, полное отвержение всех академических знаний и теорий, недоверие к любой информации из официальных научных изданий.
Третье правило. Вся исходные научные факты и теоретические посылы содержатся в Библии, Ведах, учениях Кастанеды и Блаватской, а также в трудах ряда заслуженных ученых - альтернативщиков. Лабораторного и практического опыта вам будет достаточно собственного - того, который вы лично приобрели в быту - у себя на кухне и во время работ на приусадебном участке. Отдельные сведения допускается черпать из желтых страниц таких газет, как «Аргументы и факты», «Нострадамус» и т.п., и телепередач канала РЭН TV. Только выше перечисленным кладезям знаний вы в праве доверять и только ими руководствоваться в вашей предстоящей научно-исследовательский деятельности. Лишь тогда вы сумеете добиться быстрых результатов и скорого признания.

И еще два важных момента. Вам понадобится быстрый интернет и масса свободного времени. А также одержимость в работе на грани фанатизма и слабо выраженной шизофрении.
Вот, в принципе, все что нужно для начала карьеры домашнего ученого - альтернативщика. Мы можем переходить к изучению основных разделов методички

Где брать свежие идеи и как совершать научные открытия

Запомните: чем шире ваш кругозор (естественные науки, история, археология, физика и т.д.), но чем более поверхностны ваши знания, тем больше вероятность что в вашу в голову придет нестандартная идея. При этом надо всегда отталкиваться от тех вещей и явлений, которые в силу вашей необразованности кажутся вам странными, удивительными или загадочными. Допустим, вы абсолютный дилетант в какой-то науке, скажем, в геологии. Что вам следует предпринять в связи с этим? Взять все, что вы не понимаете в геологии, и объявить это ложью и коварным заговором проклятых ученых.

Разберем для примера несколько ярких альтернативных открытий. Это реальные случаи, но мы не станем пока называть имена авторов, а распишем алгоритм действий, как надо действовать, будь вы на их месте.

1. Вы когда-то прочитал в Библии, что Бог создал мир за шесть дней. А чуть позже посмотрели по РЭН ТВ фильм о том, что наша планета не старше 5-6 тыс. Но почему-то консервативные ученые настаивают на возрасте Земли более чем 4,5 млрд. лет на основании каких-то там лабораторных анализов абсолютного и относительного возраста пород и ископаемых останков.
4,5 миллиардов - это намного больше, чем 5 тысяч. Как вы должны поступить с такой неувязочкой? Объяснить, что, во-первых, вся геологическая наука - сплошная голословная выдумка, что она несколько веков не развивалась, а просто уводила человечество в сторону от истинного учения, что весь органический мир Земли: и докембрийские строматолиты, и юрские динозавры, и мамонты, и кошки с блохами - все эти организмы вылупились из одного божественного яйца, одномоментно. Чуть позже часть тварей захлебнулась во время всемирного потопа, а кошки с блохами спаслись на Ноевом ковчеге. А, во-вторых, все что касается определения геологического возраста - полная чушь, потому что цифры не верны, а методика определения ошибочная потому что она в корне неправильная.

2. Следующий пример. Вы не представляете как действуют вулканы, каким таким волшебным образом из-под твердой холодной земли извергается жидкая горячая лава. Но зато вы видели по телевизору, как в доменной печи выплавляют металл, и много знаете про внеземные цивилизации. Этого будет достаточно, чтобы написать научный труд :

«…Теперь не является секретом то, что наша планета посещалась и посещается инопланетными кораблями, имея на Земле свои подземные базы.
Не без участия космической техники древняя цивилизация Атлантида создавала наземные и подземные города и транспортные коммуникации. Так, её священная столица у подножья гор Роккевей и Якутат на о. Посейдонис (сейчас они находятся под водами Атлантического океана) имела громадные храмы, дворцы, каналы, порт с 1200 морскими кораблями. От острова в разных направлениях под дном океана уходило несколько транспортных тоннелей в сторону Скандинавии, Азорских, Канарских, Зелёного Мыса островов и т.д.
При строительстве подземных объектов ненужная порода выбрасывалась на поверхность планеты через шахты, скважины разными методами, создавая терриконы, холмы, сопки, увалы. С очень больших километровых глубин на поверхность Земли грунт выбрасывался через скважины реактивным способом. При этом на определённых участках скважины последовательно подключались новые устройства реактивного выброса. В этом огненном потоке плавилось всё, что попадалось, выливаясь лавой из жерла вулкана...»

И прилагаете для убедительности готовый чертеж:

3. Пирамидальные горы. В детстве вы, как все играли пирамидками, а потом покупали такие же своим детям. А также видели египетские пирамиды, возможно даже собственными глазами. И вы в курсе, что пирамидки производят китайцы на своих фабриках игрушек, а пирамиды складывают неизвестными механизмами все те же пришельцы из космоса. И никак иначе, чем искусственным путем, пирамидоподобные структуры на Земле появится не могут. То есть у вас имеется опыт и все необходимые знания, чтобы используя простую логику, сделать величайшее открытие: все горы необычной формы на Земле - это искусственные мегалиты, возведенные представителями какой-то высокоразвитой инопланетной цивилизации, расой великанов атлантов, живших на Земле, а теперь спящих внутри пирамидальных гор, как фараоны в египетских пирамидах. Типичный случай - в Тибете, но вообще таких гор тысячи, включая Эверест, который тоже пирамидальной формы.

4. Предположим, вы где-то, что-то слышали про квадратуру круга. Можете смело выдвигать гипотезу, что во вселенной существуют планеты с квадратной орбитой движения.

Надеемся, общие принципы генерирования домашних открытий вам теперь понятны. Когда вы поднакопите идей, не выходя со своей кухни, можете постепенно расширять рамки и отправляться за новыми фактами куда-нибудь подальше, в путешествие, как это сделал А. Ю. Скляров…. За две недели туристической поезди в Мексику и посещения трех-четырех местных музеев этому известному альтернативному ученому удалось переосмыслить полностью и переписать всю древнюю истории Мексики

Будьте наблюдательны, постоянно на чеку. Если вы заметили в природе что-то, на ваш взгляд, подозрительное, не ищите этому никакого земного объяснения, а по старайтесь сразу же, на основе единичного наблюдения выдать глобальную теорию космического масштаба. Вам не нужны настоящие многолетние исследования, достаточно высосать что-нибудь из пальца в расчете на малообразованность публики по данным вопросам. К примеру, некий приверженец теории инопланетянского заговора, рассматривая видеозапись Луны, заметил в объективе тепловые колебания воздуха. Они показались ему странными, и энтузиаст науки тут же придумал сенсационную теорию, что Луна - это вовсе не спутник Земли а всего лишь голограмма, созданная инопланетянами для утаивания места нахождения их базы.
Если вы будете со всеми природными явлениями разбираться с помощью учебников, вы никогда не сможете стать настоящим альтернативным ученым.

Вероятно, начав работать, вы столкнетесь с конкуренцией, и заметите, что множество оригинальных идей уже высказано раньше вас. Может показаться даже, что и выдумать больше нечего. Это вас не должно останавливать. Руководствуйтесь гениальным выводом одного остроумного человека: «Количество ума на Земле величина постоянная, а население растет» (с). И продолжайте работу. Даже старые гипотезы, переписанные многократно, но другими словами, обязательно найдут своих новых поклонников.

Как продвигать свои идеи и находить единомышленников

Ученому мало сделать открытие и завоипть: «Эврика», нужно чтобы научный крик еще долетел до чьих-то ушей. Есть несколько способов быть услышанным

1. Вы можете останавливать случайных прохожих на улице и подробно рассказывать им про свои открытия. Но это путь трудоемок и охват аудитории будет невелик. Существует риск, что вас могут забрать санитары

2. Издание печатных трудов. К сожалению, вы должны быть готовы к тому, что консервативные и бессовестные редакторы академических изданий не допустят вас в свои журналы.
Издавать монографию на собственные средства - тоже не выход, это дорого и не слишком эффективно.
Хороший путь - попасть в со своими идеями в телепередачу или на страницы «Комсомольской правды» к Свете Кузиной . Но для такой удачи нужно сперва немного потрудиться, чтобы имя ваше примелькалось.

Поэтому самый правильный старт - это интернет. Заведите аккаунт на ЖЖ, ВК, ФБ и везде, где только можно, продублируйте его. Живой журнал наиболее предпочтительная, интеллектуальная платформа, охватывающая пользователей с максимальным диапазоном эрудиции и умственного развития. Со стопроцентной гарантией вы очень быстро найдете здесь своих единомышленников.
Ваши коллеги могут находиться в разных социальных и культурных слоях, но не нужно искать сторонников в среде высокообразованных, культурных людей, потому что именно там и обитают все эти ученые консерваторы - враги альтернативных учений. Поэтому смело ориентируйтесь на среднюю аудиторию не слишком богатых, не слишком культурных, малограмотных обывателей, домохозяек, яростных патриотов и антисемитов. Обязательно каждой своей работе придавайте национал-патриотический оттенок.
Допустим, вы увидели какие-то неровности на Солнце. Тема вашего нового открытия - это древние письмена, начертанные на светиле неизвестными полубогами, знавшими секрет сверхогнеупорной краски . Это прародители всех землян. Если вы китаец, вы должны разглядеть на Солнце иероглифы. Если украинский ученый-альтернативщик, то слова будут украинские. А если вы из России, то естественно, новость о вашем открытии зазвучит так: «Ученые обнаружили н а Солнце надписи на русском языке».
Если ваша статья об палеонтологии, то и здесь не будет лишним вставить патриотическое замечание, что даже в генах динозавров вами были найдены звенья белковой цепочки, по форме точно такой же, что висела на шее Ивана Грозного. Сами понимаете, о чем это свидетельствует.

Не стесняйтесь лишний раз поругать ученых жидо-масонов, перекрывающих кислород настоящим исследователям, клеймите позором чиновников, отказывающихся выделять деньги на поиски древних русских городов в Африке, погибших пять веков назад от ядерной бомбы.
Обвиняйте проклятый Госдеп в любых своих неудачах. Это сразу поднимет ваш рейтинг.

Но писать все это нужно хитро и виртуозно, подавать материал умело. Как овладеть таким умением, и о том, какие существуют приемы, мы будем говорить в следующей главе методического пособия.

Следующие главы методического пособия «Как стать ученым, не выходя из квартиры»:
Как писать свои научные труды
Как дискутировать с оппонентами. Алгоритмы поведения

music : Caamora - (Disc 2) #06] The Eleventh Hour

Это перевод статьи "How to become a good theorerical physicist" голландского физика Герарда Хоофта , лауреата Нобелевской премии 1999 года за вклад в электрослабую теорию, профессора Утрехтского университета. Я хочу потренироваться в переводах и надеюсь, что эта статья будет полезна людям, интересующимся физикой, а еще надеюсь на багфиксы и русскоязычные аналоги рекомендуемой литературы в комментах.

Эта статья для молодых студентов и всех тех, кого (как и меня) волнуют вызовы, с которыми сталкивается настоящая наука. Для тех, кто (как и я) решил использовать свой мозг, чтобы открывать новое о том физическом мире, в котором мы живем. Для тех, кто решил изучать теоретическую физику.

А теперь начинаются серьезные вещи. Не жалуйтесь, что их слишком много, вы не получите вашу Нобелевскую премию нахаляву, и помните, все это вместе занимает время наших студентов на 5 лет интенсивной ботвы. Как минимум один читатель был удивлен этим утверждением, заявив, что никогда не осилит это за 5 лет, так что, несомненно, я обращаюсь к людям, которые собираются провести большую часть этого времени, занимаясь самообразованием. Помимо времени требуется интеллект, несколько больше зачаточного, потому как обычные студенты могут одолеть этот материал только под руководством терпеливых преподавателей. Необходимо делать упражнения, которые содержат некоторые из этих текстов. Делайте их, а лучше придумывайте свои, пробуйте перемудрить авторов, но, пожалуйста, воздержитесь от рассказов мне о своих альтернативных теориях, пока все не выучите: если вы во всем хорошо разберетесь, вы обнаружите, что многие из этих авторов совсем не так глупы.

Начала математики

У вас все в порядке с числами, сложением, вычитанием, квадратными корнями и т.п.?
Натуральные числа, целые числа, рациональные числа, вещественные числа, комплексные числа (очень важны!), формула Эйлера.
Теория множеств: открытые множества, компактные пространства, топология. Вы будете удивлены, узнав, насколько важную роль они играют в физике!
Алгебраические уравнения. Приблизительные методы. Разложение в ряд, ряд Тейлора. Решение уравнений с комплексными числами. Тригонометрия: sin2x = 2sinxcosx и т.п.
Бесконечно малые. Дифференцирование. Производные элементарных функций (sin, cos, exp…). Интегрирование. Первообразные элементарных функций, для которых это возможно. Дифференциальные уравнения. Линейные уравнения.
Преобразование Фурье. Использование комплексных чисел. Сходимость рядов.
Комплексная плоскость. Теоремы Коши и интегрирование по контуру (это забавно). Гамма-функция (порадуйтесь ее свойствам). Интегралы Гаусса. Теория вероятностей.
Уравнения в частных производных. Граничные условия Неймана и Дирихле.

Это все для начинающих. Некоторые из этих тем на самом деле целые курсы лекций. Многое из этого - необходимые части физических теорий. Вам не обязательно изучить это все до начала изучения того, что идет дальше, но не забудьте вернуться к тому, что пропустили.

  1. Голдстейн. Классическая механика (3-е издание).

  2. Classical dynamics: a contemporary approach - Jorge V. Jose, Eugene J. Saletan

  3. Classical Mechanics - Systems of Particles and Hamiltonian Dynamics - W. Greiner

  4. Арнольд. Математические методы классической механики (2-е издание).

  5. Ландау, Лифшиц. Механика (3-е издание).

Оптика

Преломление и отражение. Линзы и зеркала. Телескоп и микроскоп. Введение в распространение волн. Эффект Доплера. Принцип Гюйгенса волновой суперпозиции. Волновой фронт. Каустика.
  1. Борн, Вольф. Основы оптики.

  2. Шен. Принципы нелинейной оптики.

Статистическая механика и термодинамика

Три закона термодинамики. Распределение Больцмана. Цикл Карно. Энтропия. Тепловые двигатели. Фазовые переходы. Термодинамические модели. Модель Изинга (отложите знакомство с техниками решения двумерной модели Изинга). Закон излучения Планка (как прелюдия к квантовой механике).

Статистическая механика

  1. L. E. Reichl: A Modern Course in Statistical Physics, 2nd ed.

  2. R. K. Pathria: Statistical Mechanics

  3. M. Plischke & B. Bergesen: Equilibrium Statistical Physics

  4. Ландау, Лифшиц. Статистическая физика, том 1.

  5. S.-K. Ma, Statistical Mechanics, World Scientific

Термодинамика

  1. Thermodynamics and an Introduction to Thermostatistics 2ed - H. Callen

  2. Thermodynamics and statistical mechanics - Greiner, Neise, Stoecker

Электроника

(только самые простые сведения об электронных цепях)
Закон Ома, емкости, индуктивности, использование комплексных чисел для их расчета. Транзисторы, диоды (как они на самом деле работают чуть ниже).

Электромагнетизм

Уравнения Максвелла (однородные и неоднородные), в среде, решение их для вакуума и однородной среды, в ящике (волноводе), с граничными условиями (отражение и преломление). Векторный потенциал и калибровочная инвариантность (исключительно важно!). Излучение и поглощение электромагнитных волн (антенна), рассеяние света.
  1. Джексон. Классическая электродинамика (3-е издание).

  2. Electromagnetic Fields And Waves - Lorrain and Corson

  3. Classical Electrodynamics - W. Greiner

  4. Introduction to Electrodynamics - D. Griffiths

  5. Quantum Electrodynamics - 3rd ed., - W. Greiner, J. Reinhardt

Вычислительная физика

Даже чистому теоретику могут пригодиться некоторые аспекты вычислительной физики.

Квантовая механика (не релятивистская)

Атом Бора. Соотношения де Бройля (энергия-частота, импульс-волновое число). Уравнение Шредингера (с электрическим потенциалом и магнитным полем). Теорема Эренфеста. Частица в ящике. Атом водорода, решение волнового уравнения для него. Эффект Зеемана, эффект Штарка. Квантовый гармонический осциллятор. Операторы энергии, импульса, момента импульса, рождения и уничтожения, их правила коммутирования. Введение в квантовомеханическое рассеяние, матрица рассеяния. Радиоактивный распад.

Атомы и молекулы

Химическая связь. Орбитали. Атомный и молекулярный спектр, излучение и поглощение света. Квантовые правила отбора. Магнитные моменты.

Физика твердого тела

Кристаллографические группы. Отражение Брэгга. Диэлектрические и диамагнитные постоянные. Спектр Блоха. Уровень Ферми. Проводники, полупроводники и изоляторы. Теплоемкость. Электроны и дырки. Транзистор. Сверхпроводимость. Эффект Холла.
  1. Ашкрофт, Мермин. Физика твердого тела.

  2. Киттель. Введение в физику твердого тела (7-е издание).

Ядерная физика

Изотопы. Радиоактивность. Ядерный распад и синтез. Капельная модель ядра. Ядерные квантовые числа. Магические ядра. Изотопический спин. Теория Юкавы.

Физика плазмы

Магнито-гидродинамика. Волны Альфвена.

Математика посложнее

Теория групп, линейные представления групп. Теория групп Ли. Векторы и тензоры. Больше техник для решения дифуров, урчпов и интуров. Принцип экстремума и основанные на нем техники приближенного решения. Разностные уравнения. Производящие функции. Гильбертово пространство. Введение в функциональные интегралы.

СТО

Преобразование Лоренца. Лоренцево сжатие и растяжение времени. E = mc 2 . 4-векторы и 4-тензоры. Правила преобразования для поля Максвелла. Релятивистский эффект Доплера.
  1. Classical Mechanics - Point Particles And Relativity - W. Greiner

  2. Introduction to the theory of relativity and the principles of modern physics - H. Yilmaz

Квантовая механика посложнее

Гильбертово пространство. Квантовые скачки. Излучение и поглощение света. Вынужденное излучение. Матрица плотности. Интерпретации квантовой механики. Неравенства Белла. Вперед, к релятивистской квантовой механике: уравнение Дирака, тонкая структура. Электроны и позитроны. Теория БКШ о сверхпроводимости. Квантовый эффект Холла. Расширенная теория рассеяния. Закон дисперсии. Теория возмущений. Квазиклассическое приближение (метод ВКБ), принцип экстремума. Конденсат Бозе-Эйнштейна. Сверхтекучий гелий.
  1. Quantum Mechanics - an Introduction, 4th ed. - W. Greiner

  2. R. Shankar, Principles of Quantum Mechanics, Plenum

  3. Quantum Mechanics - Symmetries 2nd ed. - W. Greiner, B. Muller

  4. Коэн, Таннуджи. Квантовая механика, том 1 и 2.

  5. J.J. Sakurai, Advanced Quantum Mechanics, Addison-Wesley

Феноменология

Субатомные частицы (мезоны, барионы, фотоны, лептоны, кварки) и космические лучи. Свойства и химия веществ. Ядерные изотопы. Фазовые переходы. Астрофизика (планетные системы, звезды, галактики, красное смещение, сверхновые). Космология (космологические модели, инфляционные теории, микроволновое фоновое излучение). Технологии детекторов.

ОТО

Метрический тензор. Кривизна пространства-времени. Уравнение гравитации Эйнштейна. Черная дыра Шварцшильда, Райсснера-Нордстрема. Прецессия перигелия, гравитационное линзирование. Космологические модели. Гравитационное излучение.

ОТО

  1. J.B. Hartle, Gravity, An Introduction to Einstein"s General Relativity, Addison Wesley, 2003

  2. T.-P. Cheng, Relativity, Gravitation and Cosmology, A Basic Introduction, Oxford Univ. Press, 2005

Космология

  1. An Introduction to cosmology, 3rd Ed - Roos

  2. Толман. Относительность. Термодинамика и космология.

Квантовая теория поля

Классические поля: скалярное, спинорное Дирака, векторное Янга-Миллса.
Взаимодействия, возмущения. Спонтанное нарушение симметрии, голдстоуновский бозон, механизм Хиггса.
Частицы и поля: пространство Фока. Античастицы. Правила Фейнмана. Сигма-модель Гелл-мана-Лоу для пионов и ядер. Петлевые диаграммы. Unitarity, Causality and dispersion relations. Перенормировка (регуляризация Паули-Вилларса, Хоофта-Вельтмана). Калибровочные поля: калибровка векторного потенциала, определитель Фаддеева-Попова, тождества Славнова, БРСТ-симметрия. Ренормгруппа. Асимптотическая свобода.
Солитоны, скирмионы. Магнитные монополи и инстантоны. Конфайнмент. 1/N разложение. Разложение операторного произведения. Уравнение Бете-Солпитера. Построение Стандартной модели. Нарушение P и CP-инвариантности. CPT-теорема. Связь спина и статистики. Суперсимметрия.курсов лекций
  • Michael Fowler"s (Virginia) lectures по квантовой механике.
  • К сожалению, некоторые из этих ссылок уже не работают. Надеюсь, что в этом случае вам поможет Internet archive . Ну и current music послушайте, конечно.

    Я вернулся в Москву из эвакуации в июне 1943 года. Мне было 17 лет, и я окончил 9 классов. Передо мной встал вопрос: что делать дальше? Продолжать учиться в школе не имело смысла: в следующем году мне исполнялось 18 лет, и меня должны были взять в армию. А такие юноши, как я, не имеющие опыта и малоприспособленные к жизни, попавшие на фронт, как правило, погибали в первой же атаке. (Я знал это, потому что в 1942 году полгода работал в госпитале.)

    В это время, летом 1943 года, в ряде московских вузов открылись подготовительные отделения, куда принимали школьников, окончивших 9 класс. За несколько месяцев они проходили программу 10 класса, сдавали экзамены и поступали на первый курс вуза. Студентам давалась броня — отсрочка от призыва в армию: уже в 43-м году правительство понимало, что после войны стране будут нужны инженеры. В университете подготовительного отделения не было, в энергетическом и авиационном институтах прием уже был закрыт. Единственным институтом, куда можно было поступить на подготовительное отделение, был Московский электро-механический институт инженеров транспорта. Я стал его студентом и в 1944 году окончил 1-й курс.

    Летом 44-го года студентов 1 курса МЭМИИТа послали на месяц на лесозаготовки под Конаково, около канала Москва-Волга. Нас, четырех человек, поселили в маленькой комнате в деревенской избе. Мы были подготовлены к тому, что нас ожидает, захватили с собой пиретрум -порошок от клопов — и посыпали им пол и стены до примерно 1 м высоты. Ночью, когда мы проснулись и зажгли фонарик, оказалось, что выше этой линии вся стена шевелилась -по ней сплошь ходили клопы. Далее выяснилось, что туалетов в деревне не существует, ни в доме, ни во дворе — всего лишь в 100 км от Москвы мы попали в средневековье.

    Столовая, где нас кормили два раза в день, находилась в 3−4 км в одну сторону от деревни, а лес, где мы работали, в 3−4 км в другую сторону. То-есть нам надо было помимо работы проходить в день около 20 км. Если человек выполнял норму, он получал в день 600 г хлеба, утром кашу, вечером суп и кашу с мясом или рыбой; если не выполнял, норма хлеба снижалась на 200 г; если перевыполнял, то ему полагались «стахановские»: норма хлеба увеличивалась на 200 г и выдавалось дополнительное второе. На валке леса, чем мы занимались, выполнить норму было невозможно. Поэтому мы поступали следующим образом: один день мы сдавали десятнику лишь 20−30% нормы, а остальное прятали — ведь было неважно, насколько не выполнишь норму, зато на следующий день мы перевыполняли норму и получали «стахановские».

    Перспектива стать железнодорожником меня не воодушевляла, мне хотелось заниматься физикой. Я решил поступить на заочное отделение физфака МГУ. Для этого нужно было получить разрешение в МЭМИИТе, и я легко его получил, поскольку был там на хорошем счету. Более того, мне дали свободное (не обязательное) посещение лекций, что было большой редкостью. Я поступил на заочное отделение физфака осенью 1944 года и успешно сдал зимнюю сессию, получив все пятерки.

    В марте-апреле на физфаке был объявлен набор в специальную группу, куда принимали студентов из других институтов без всяких экзаменов. Причем если человек был зачислен в эту группу, то его в обязательном порядке должны были отпустить из его прежнего института и он освобождался от призыва в армию. Теперь ясно, что это был набор для атомного проекта, и происходил он до появления информации о взрыве атомной бомбы. Я попытался попасть в эту специальную группу, но получил отказ, хотя у меня было преимущество над всеми остальными студентами других институтов — я сдал первую сессию на физфаке. Также получил отказ Давид Абрамович Киржниц, будущий член-корреспондент РАН, у которого была рекомендация от Ландау.

    Интересно, как он получил эту рекомендацию. Киржниц учился в МАИ. У них была преподавательница физики, которая заметила его неординарные способности. Она была знакома с Ландау, сказала ему об этом способном студенте, и Ландау пригласил его для беседы. После разговора Ландау сказал: «Я напишу письмо-рекомендацию декану физфака Предводителеву». Он взял лист бумаги, перо, сел и задумался. «Я не могу написать „Дорогой Александр Саввич“, — сказал Ландау. — Он мне вовсе не дорог. Я не могу написать „Уважаемый …“ — я его не уважаю». Он подумал еще немного, потом воскликнул: «О, я напишу ему: „Dear“ — это по-английски ничего не значит».

    Весной мне пришлось сдавать экзамены в МЭМИИТе и на физфаке. Я решил экзамены по железнодорожным дисциплинам в МЭМИИТе сдать на тройку, чтобы мне потом было легче уйти. У нас был предмет «Топливо, вода и смазка», ТВС. Я его почти не учил, лишь в течение нескольких часов перед экзаменом проглядел учебник. На экзамене мне задали вопрос: «Есть смесь воды с керосином. Как отделить одно от другого?» У меня просто не повернулся язык сказать что-либо иное, чем: дать постоять, сверху будет керосин, внизу вода. Я получил пять.

    Весеннюю сессию на заочном отделении физфака я сдал на пятерки и получил очень хорошие рекомендации от тамошних профессоров — Градштейна и Моденова. С осени я снова стал предпринимать попытки перейти с заочного отделения на очное. При этом я не говорил, что учусь в МЭМИИТе, а только о том, что хочу перейти с одного отделения физфака на другое.

    Я пошел в Министерство просвещения, к заведующему отделом университетов. И тут мне повезло! Заведующий отделом Зацепин (увы, я не знаю его имени и отчества) оказался порядочным человеком, он сказал: «Вы хотите перейти с заочного отделения на очное? Ну и переходите». — «А Вы подпишете бумагу о том, что Вы не возражаете?» — спросил я.-«Конечно», — ответил он и тут же продиктовал текст бумаги машинистке. С этой бумагой я пошел на физфак, и тут мне опять повезло: Георгий Петрович находился в отпуске, и вместо него был другой человек. Глядя на него невинными глазами, я сказал: «Георгий Петрович обещал мне, что если у меня будет письмо из Министерства просвещения о том, что оно не возражает против моего перевода с заочного отделения на очное, то он меня зачислит студентом на физфак. Вот это письмо». — «Я оформлю приказ», — был ответ. Когда Георгий Петрович вернулся из отпуска, он уже ничего не мог поделать. Надо было уйти из МЭМИИТа, и уйти без скандала — иначе на меня были бы направлены бумаги в военкомат. Мне удалось этого добиться после семи визитов к декану и директору МЭМИИТа — железнодорожному генералу Федоренко.

    Так я стал физиком. Но прошло еще много времени, пока у меня появилась надежда, что я могу стать физиком-теоретиком. Я долго колебался, но потом решился и стал сдавать Ландау теоретический минимум. Первые экзамены — вступительный по математике, механику и теорию поля — я сдал сравнительно легко. Но при подготовке квантовой механики я застрял: некоторые вопросы были мне непонятны, их надо было изучать по оригинальным статьям, книги «Квантовая механика» Ландау и Лифшица еще не было.

    На 4-м курсе студентов распределяли по кафедрам. Я подал заявление на кафедру теоретической физики и был зачислен. Но вскоре пришло новое распоряжение, и меня перевели на кафедру «Строение вещества». Это было зашифрованное название, на самом деле оно означало кафедру ядерной физики и физики элементарных частиц. Тогда я очень огорчился такому переводу и пытался добиться его отмены, но потом понял, что мне опять повезло. Дело в том, что на этой кафедре разрешалось, чтобы руководителем дипломной работы был любой физик, участвующий в атомном проекте, тогда как на остальных кафедрах требовалось, чтобы он преподавал на физфаке.

    На кафедре «Строение вещества» студенты предпочитали сами найти себе руководителя и с ним договориться. Киржниц и я хотели взять себе руководителя из школы Ландау. Один старшекурсник — Б. В. Медведев — дал Киржницу два телефона — Померанчука и Компанейца. И мы решили, что сначала будет звонить Киржниц, и если ему удастся договориться, то по второму телефону буду звонить я. Киржниц стал звонить Померанчуку, звонил несколько раз, но все неудачно — Померанчука не было. Тогда он позвонил Ком-панейцу, и тот легко согласился взять его своим дипломником. Мне оставалось звонить Померанчуку. Я сделал много таких звонков, и каждый раз мужской голос мне отвечал: «Померанчука здесь нет»! Уже потом, когда я стал работать в ИТЭФ, я понял, в чем было дело. Телефон, номер которого мне дали, стоял не в кабинете Померанчука, а в холле, и за ним сидел солдат. Наконец, один раз — о чудо! — тот же голос позвал Померанчука. По-видимому, в тот момент Померанчук проходил через холл или, может быть, стоял в холле и с кем-то разговаривал. Мне опять повезло! Я сказал, что я студент университета, сдал 3 курса из минимума Ландау и хочу делать у него дипломную работу. Для Померанчука тот факт, что я сдал Ландау три экзамена из теорминимума, был достаточен, чтобы взять меня в дипломники (в то время сдавших теорминимум было мало — человек 10), и он пригласил меня к себе домой для окончательного разговора. Я пришел. В тот день был сильный мороз. У меня не было шубы или пальто: я был в короткой летной курточке, под которую моя мама подшила беличий мех из старой бабушкиной шубы. Эта курточка решила мою судьбу — впоследствии Померанчук сам сказал мне об этом — я стал его дипломником.

    Померанчук мне сильно помог в подготовке к экзамену по квантовой механике: он дал мне верстку тех глав готовящейся к печати «Квантовой механики», где было изложены непонятные мне вопросы. После этого квантовая механика была сдана, сдано еще несколько курсов. Я начал делать дипломную работу, тему которой мне дал Померанчук. Но у меня не было уверенности, что из меня получится физик-теоретик. Скорее наоборот, не было даже и надежды. Как говорил один из героев в книге Синклера Льюса «Эроусмит»: «Не всякий, кто работает в науке, — ученый. Лишь очень немногие». Еще в большей степени это относится к теоретической физике: одно дело — сдавать экзамены и решать задачи и совсем другое — работать творчески.

    Впервые надежда, что я смогу стать физиком-теоретиком, появилась у меня во время работы над задачей, поставленной Померанчуком. Я ясно помню это мгновение -звездное мгновение в моей жизни.

    Померанчук предложил мне вычислить поляризацию медленных (резонансных) нейтронов при их рассеянии на ядрах. Такая поляризация возникает за счет интерференции ядерного рассеяния с взаимодействием магнитного момента нейтрона с кулоновским полем ядра (релятивистский эффект). Амплитуда взаимодействия магнитного момента с кулоновским полем — чисто мнимая. Поэтому интерференция возможна только тогда, когда ядерная амплитуда содержит мнимую часть. Подобную задачу ранее решил Швингер, который рассмотрел рассеяние нейтронов при высоких энергиях, когда ядерное рассеяние носит диффракционный характер и его амплитуда чисто мнимая. В случае Швингера рассеяние происходило на малые углы, передаваемые импульсы были намного больше обратных размеров атома и взаимодействие магнитного момента нейтрона с атомными электронами можно было не учитывать. Померанчук предложил мне рассмотреть рассеяние нейтронов низких энергий в области резонансов, где ядерная амплитуда также имеет мнимую часть. Здесь, однако, рассеяние происходило на большие углы. Я пытался найти область, где можно было применить метод Швингера, т. е. не учитывать взаимодействие магнитного момента нейтрона с атомными электронами, но результаты были неубедительными, и я был в унынии. И сидя в читальном зале библиотеки МГУ — я ясно помню это мгновение,-я вдруг сообразил, что могу провести вычисления точно, не используя никаких приближений, — мне нужно лишь учесть атомный формфактор, и я могу это сделать.

    Это была моя идея, ее не было у Швингера! И тут у меня впервые появилась надежда, что я смогу стать физиком-теоретиком.

    Борис Иоффе