Территория древнего вавилона. Когда образовалось Вавилонское царство? История Вавилонского царства

  • Вавилонское царство, названное так по его центральному городу, было одним из ведущих государств Древних времен в Месопотамии. Здесь была сосредоточена политическая, культурная и экономическая жизнь в те времена. Вавилон в период своего расцвета был крупнейшим городом древности. Однако когда образовалось Вавилонское царство, на этом месте был лишь небольшой город с развивающейся экономикой. Просуществовав более полторы тысячи лет, Вавилон был разрушен, и забыт. Его руины были обнаружены неподалеку от города Эль-Хилла в Ираке.

  • Государство Вавилония наибольшего расцвета в своей истории достигло при правлении царя Навуходоносора. Однако в 539 году до н.э. Вавилон был взят армией персидского правителя Кира II. Именно тогда история Вавилонии как самостоятельного государства завершилась. Позже оно попало под владычество Александра Македонского, далее перешло в руки Империи Селевкидов, Парфии и Римской империи. Отсутствие самостоятельной политической жизни негативно сказалось на самом городе, в 3 веке до н.э. Вавилон пришел к упадку.

  • Уже Древняя Вавилония была заселенной областью. В обнаруженных записях того времени указывается, что уже тогда в Вавилоне существовала община, независимый энси (правитель) а также храмовое святилище, которое было посвящено божеству шумеров - Амар-Уту, который в более позднее время преобразовался в Мардука. Все это дает основания полагать, что Древняя Вавилония все же существовала, однако до этого она была лишь небольшим и малозначительным государством.
  • В 24-22 веках до н.э. многие города номового типа в Месопотамии были захвачены аккадской династией. Именно в аккадских записях были обнаружены первые записи о городе Вавилон, который в те времена назывался Кадингирра. Тогда город пребывал под владычеством Аккадского государства, а его правители вели в нем активное храмовое строительство. Однако Аккадское царство было со временем уничтожено, и город перешел ко власти государства династии Ура, под которой он пребывал с 22 по 21 века до н.э. При его правлении Вавилон оставался центром провинции, и руководил им наместник энси, который выплачивал в столицу (город Ур) дань.

  • Вавилонское царство пережило в своей истории несколько основных периодов. В Ранневавилонский период племена амореев создали много независимых государств, однако в течение нескольких сотен лет Вавилон покорил их все. В 1800 году город попал под власть царства Ларса, а спустя 50 лет царь Хаммурапи, известный благодаря составленным им законам , захватил власть во всей Месопотамии.
  • Однако после смерти царя-реформатора государство Вавилония попало под власть касситов. В 1150 г. до н.э. Вавилон был захвачен Эламом. Впрочем, успеха им добиться не удалось, так как вавилоняне не желали владычества эламитов. Далее наступил период долгих войн с Ассирией, которая в течение своей истории много раз захватывала Вавилон, и всякий раз теряла над ним контроль. В 689 году он был почти полностью уничтожен после очередного восстания.
  • В 6 веке ассирийское государство окончательно ослабло, и вавилонянам, при содействии мидийцев, удалось избавиться от города Ашшур, древней столицы Ассирии, и захватить новую столицу - Ниневию. В 5 веке Вавилон достиг наибольшего расцвета, но в 539 году его захватила Персия, положив конец вавилонской независимости.

Карта вавилонского царства и границы вавилонского царства

Царь Вавилонского царства

Столица Вавилонского царства

Образование Вавилонского царства

Искусство вавилонского царства

Занятия жителей вавилонского царства

Где находилось вавилонское царство и его географическое положение

Культура вавилонского царства, культура вавилонии

Религия вавилонского царства

Города вавилонии

Новейшая вавилония

Введение

Заключение

Литература

Введение

В начале II тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии, на землях современного Ирака, появилось Вавилонское государство, просуществовавшее до 538 года до н.э. Столицей этого могущественного государства стал город Вавилон -- крупнейший политический, торговый и культурный центр Передней Азии. Слово "Вавилон" ("Бабили") переводится как "Врата Бога".

Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.

Это была в сущности небольшая страна, имевшая не более 500 километров в длину и до 200 -- в ширину, границы которой, с увеличением политического могущества Вавилонской монархии, отодвигались далеко в стороны.

Вместе с процветанием земледелия, ростом городов и обширнейшей торговлей в стране развивались науки, расширялась сеть библиотек, состоявших из многочисленных глиняных клинописных плиток.

Древнейшие начинания астрономии и математики имели свой корень в Вавилонии, где господствовала система дуодецимальная, основной крупной единицей в которой было число 60, составлявшееся от умножения 12 (месяцев) на 5 (пальцев руки). В общем, современное деление времени, с его семидневной неделей, с часами, минутами -- древнего вавилонского происхождения.

Соседние с этим государством страны пребывали в долгом воздействии культуры Вавилонии, язык которой еще за 1500 лет до христианской эры, подобно современному французскому, был языком дипломатов почти во всей Западной Азии и Египте.

В общем, Вавилония является фундаментом древнейшей передне-азиатской культуры, на основах которой зиждется большая часть нынешней западноевропейской образованности.

1. Древний Вавилон и переплетение культур

В Двуречье, в долине Тигра и Евфрата одно государственное образование не раз сменялось другим, различные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали до основания храмы, крепости и города побежденных. Вавилония, не защищенная извне, как Египет, труднопроходимыми песками, часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим стран. Так погибли многие великие творения искусства, и была предана забвению великая культура.

Народы различного происхождения, враждовавшие друг с другом в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их в своей совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от египетского.

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на название не только самого Вавилона (начало II тысячелетия до н.э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (IV-III тысячелетия до н.э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время, эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же в связи с рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению историка Геродота,- дар Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как весенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслоения ила.

И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладельческим. Однако в Двуречье долго не существовало единого государства, управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установлена в отдельных городах-государствах, постоянно враждовавших между собой из-за полива полей, из-за рабов и скота. Вначале власть эта находилась целиком и полностью в руках жречества.

В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина - в той действительности, которую ему открывает жизнь. Но жизнь не солнечная, не цветущая, а жизнь, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды, и культ небесных светил. Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодородия, а с другой - как силы злой, беспощадной, очевидно не раз опустошавшей эти края (как и в древних еврейских сказаниях, грозная легенда о потопе приводится с поразительным совпадением подробностей и в сказаниях Шумеры).

Культ небесных светил - как проявление божественной воли.

Ответить на вопросы, научить жить, не встречаясь со злыми духами, огласить божественную волю - все это мог сделать только жрец. И действительно, жрецы знали очень много - тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживления торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах.

Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил: "козлов", т.е. планет, и "спокойно пасущихся овец", т.е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией и гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной.

В Эрмитаже хранится шумерская таблица - древнейший в мире письменный памятник (около 3300 лет до н.э.). Богатое эрмитажное собрание таких таблиц дает наглядное представление о быте шумеро-аккадских городов и самого Вавилона.

Текст одной из таблиц более позднего периода (II тысячелетие до н.э.) показывает, в каком духе были составлены вавилонские законы и к чему они подчас приводили: некий вавилонянин, уличенный в тяжком преступлении - краже раба, зная, что за это ему полагается смертная казнь, между тем как убийство раба карается только штрафом, поспешил задушить бесправную жертву своей корысти.

Шумерийская клинопись вместе с основными элементами шумерийской культуры была заимствована вавилонянами, а затем благодаря широкому развитию вавилонской торговли и культуры распространилась во всей Передней Азии. В середине II тысячелетия до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности.

Многие шумерские поговорки свидетельствуют о склонности этого народа, казалось бы, всецело воспринимавшего жреческую "премудрость" с ее непререкаемыми положениями, к критике, к сомнению, к рассмотрению многих вопросов с самых противоположных точек зрения, при этом с улыбкой, отражающей тонкий, здоровый юмор.

Как, например, распорядиться своим имуществом?

Все равно умрем - давай все растратим!

А жить-то еще долго - давай копить.

Войны не прекращались в Вавилонии. Однако, как явствует из следующей поговорки, шумеры ясно понимали их конечную бессмысленность:

Ты идешь завоевывать земли врага.

Враг приходит, завоевывает твою землю.

Среди почти двух тысяч вавилонских клинописных табличек, хранящихся в Музее изобразительных искусств в Москве, американский ученый профессор С.Картер обнаружил недавно текст двух элегий. Это, по его мнению, - одна из первых попыток передать в поэтической форме переживания, вызванные кончиной близкого человека.

Вот, например, что там сказано:

Пусть зачатые твои дети будут внесены в число вождей,

Пусть все твои дочери выйдут замуж,

Пусть твоя жена будет здорова, пусть умножится твой род,

Пусть благополучие и здоровье сопутствуют им каждый день,

В твоем доме пусть пиво, вино и другое никогда не иссякнут.

Загадки и страхи, суеверие, колдовство и покорность, но трезвая мысль и трезвый расчет; изобретательность, навыки точных вычислений, рожденные в упорном труде по оводнению почвы; постоянное сознание опасности от стихий и врагов вместе с желанием полностью насладиться жизнью; близость к природе и жажда познать ее тайны - все это наложило печать на вавилонское искусство.

Как и египетские пирамиды, вавилонские зиккураты служили монументальным увенчанием всему окружающему архитектурному ансамблю и пейзажу.

Зиккурат - это высокая башня, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом. За уступом, окрашенным в черный свет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним - побеленный.

Зиккураты строились в три-четыре уступа, а то и больше, вплоть до семи. Вместе с раскраской, озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.

Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сохранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII -XXI вв. до н.э..

В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда не допускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище использовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каждую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарными сроками сельскохозяйственных работ.

Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

Арка... Свод... Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко применялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии.

Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенствует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства. Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких цветных камней.

Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма в Аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, когтями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно затейливо разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленями, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внушительная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая композиция.

Исключительный интерес по мастерству исполнения и по замечательной декоративности, в сочетании с самой причудливой фантазией, представляет пластинка с перламутровой инкрустацией по черной эмали, украшавшая арфу, найденную в царских гробницах Ура (2600 лет до н.э.), предвещающее (опять-таки на тысячелетия) басни Эзопа, Лафонтена и нашего Крылова преображение животного царства: человеческими чертами наделяются звери, которые действуют и, видимо, рассуждают, как люди: осел, играющий на арфе, танцующий медведь, лев на задних лапах, величаво несущий вазу, пес с кинжалом за поясом, загадочный, чем-то напоминающий жреца чернобородый "человек-скорпион", за которым шествует проказливый козлик...

Великолепна могучая голова быка из золота и лазурита с глазами и белой раковины, тоже украшавшая арфу, которая в реконструированном виде являет собой подлинное чудо прикладного искусства.

При царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) город Вавилон объединяет под своим главенством все области Шумера и Аккада. Слава Вавилона и его царя гремит во всем окружающем мире.

Хаммурапи издает знаменитый свод законов, известный нам по клинописному тексту на почти двухметровом каменном столбе, украшенном очень высоким рельефом. В отличие от стелы Нарам-Сина, напоминающей живописную композицию, фигуры рельефа выделяются монументально, словно круглые скульптуры, вертикально рассеченные пополам. Бородатый и величавый бог солнца Шамаш, сидя на троне-храмике, вручает символы власти - жезл и магическое кольцо - стоящему перед ним в исполненной покорности и благоговения позе царю Хаммурапи. Оба смотрят пристально друг другу в глаза, и это усиливает единство композиции. Вся остальная часть столба покрыта клинописным текстом, содержащим 247 статей судебника. Пять столбцов, содержавших 35 статей, выскоблено, очевидно, эламским завоевателем, который увез этот памятник в качестве трофея в Сузы.

При всех своих несомненных художественных достоинствах этот прославленный рельеф являет уже некоторые признаки грядущего упадка вавилонского искусства. Фигуры сугубо статичны, в композиции не чувствуется внутреннего нерва, былого вдохновенного темперамента.

2. Культура Ново-Вавилонского царства

Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями.

Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были воздвигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней Азии. В нем были сооружены дворцы, мосты и укрепления, вызывавшие удивление современников.

Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и “Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами”.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей, скрепленных раствором асфальта и камышом. Внешняя стена была высотой почти 8 м, шириной 3,7 м, а длина ее в окружности равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 м от внешней, была высотой в 11--14 м и шириной 6,5 м. Город имел 8 ворот, охранявшихся царскими воинами. Кроме того, на расстоянии 20 м друг от друга размещались укрепленные башни, с которых можно было обстреливать противника. Перед внешней стеной на расстоянии 20 м от нее находился глубокий и широкий ров, наполненный водой.

Вот запись, оставленная этим царем:

"Я окружил Вавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские волны, водами. Преодолеть их было так же трудно, как настоящее море. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг на берегу вал и облицевал его обожженным кирпичом. Я тщательно укрепил бастионы и превратил город Вавилон в крепость".

Древний историк Геродот сообщает, что по стенам могли свободно разъехаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. Раскопки подтвердили его свидетельство. В Новом Вавилоне было два бульвара, двадцать четыре больших проспекта, пятьдесят три храма и шестьсот часовен.

Все это было напрасно, ибо жрецы, занявшие исключительно высокое положение в Нововавилонском царстве, при одном из преемников Навуходоносора попросту передали страну и столицу персидскому царю... в расчете на увеличение своих доходов.

Вавилон! "Город великий... город крепкий", как сказано в Библии, который "яростным вином блуда своего напоил все народы".

Это не о Вавилоне мудрого царя Хаммурапи, а о Нововавилонском царстве, основанном пришельцами в Вавилонию, халдеями, после разгрома Ассирии.

Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эгиби” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней.

Набопаласар и его сын, и преемник Навуходоносор II (604 - 561 до н.э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвердиться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результате победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоносору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, переселив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилонских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

От этого Нового Вавилона осталась лишь память, ибо после его захвата персидским царем Киром II в 538 г. до н.э. Вавилон пришел постепенно в полный упадок.

Память о царе Навуходоносоре, который победил египтян, разрушил Иерусалим и полонил евреев, окружил себя беспримерной даже в те времена роскошью и превратил в неприступную твердыню отстроенную им столицу, где рабовладельческая знать предалась самой разгульной жизни, самым безудержным наслаждениям...

Память о знаменитой по Библии "Вавилонской башне", которая была грандиозным семиярусным зиккуратом (построенным ассирийским зодчим Арадахдешу), высотой в девяносто метров, со святилищем, сверкающим снаружи голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами.

Это святилище, посвященное главному вавилонскому богу Мардуку и его жене, богине утренней зари, было увенчано золочеными рогами, символом этого бога. Если верить Геродоту, стоявшая в зиккурате статуя бога Мардука из чистого золота весила почти две с половиной тонны.

Память о знаменитых "висячих садах" полумифической царицы Семирамиды, почитаемых греками как одно из семи чудес света. То было многоярусное сооружение с прохладными покоями на уступах, засаженных цветами, кустами и деревьями, орошавшихся при помощи огромного водоподъемного колеса, которое вращали рабы. При раскопках на месте этих "садов" был обнаружен всего лишь холм с целой системой колодцев.

Память о "Воротах Иштар" - богини любви...Впрочем, от этих ворот, через которые пролегала главная процессионная дорога, сохранилось и нечто более конкретное. На плитах, которыми она была вымощена, красовалась такая надпись: "Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набополасара, царя Вавилона, вавилонскую улицу замостил для процессии великого господина Мардука каменными плитами из Шаду. Мардук, господин, даруй нам вечную жизнь".

Стены дороги перед Воротами Иштар были облицованы голубым глазурованным кирпичом и украшены рельефным фризом, изображающим шествие львов - белых с желтой гривой и желтых с красной гривой. Стены эти вместе с воротами - самое замечательное, что сохранилось, хотя бы частично, от грандиозных сооружений Навуходоносора (Берлин, Музей).

По подбору тонов эта блестящая цветная глазурь, пожалуй, самое интересное в дошедших до нас памятниках искусства Нововавилонского царства. Сами же фигуры зверей несколько однообразны и маловыразительны, и их совокупность, в общем, не более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было искусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправданности, которые некогда ее воодушевляли.

С установлением персидского господства (528 г. до н. э.) появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты постепенно превращались в руины. Вавилон пришел постепенно в полный упадок. В средние века нашей эры на месте этого города ютились лишь убогие арабские хижины. Раскопки позволили восстановить план огромного города, но не былое его величие.

Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса -- нравственно-этического, предтечу христианского -- вокруг нового солнца, страждущего человека.

Заключение

На рубеже XIX -- XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) -- область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата -- нередко определяли термином Вавилония.

Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до н.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.

В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689г. до н. э. полностью разрушен.

Вавилония, после трёхсотлетней зависимости от Ассирии, вновь стала самостоятельной с 626 года до н.э., когда там воцарился халдейский царь Набопаласар. Основанное им царство просуществовало около 90 лет, до 538 года до н.э., когда оно было завоёвано войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак, это единственное что объединяет эти два государства.

Литература

История древнего Востока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия/ под ред. И. М. Дьяконова -- М., 1983.

Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.23-24.

Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: Просвещение, 1971.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

Хрестоматия "Искусство," часть 1. -- М.: Просвещение, 1987 г.

Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура: Документальное историческое исследование. - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.-232с.

Краткая история Вавилонии


В конце XIII века наблюдается экономический и политический упадок Вавилона, которым не преминули воспользоваться ее соседи: Ассирия и Элам. Особенно опасными были вторжения эламитов. В середине XII века до н.э. вся Вавилония была захвачена ими, а последний касситский царь Эллиль-надин-аххе был уведен в плен. Наместником Вавилона был назначен эламский ставленник, а эламиты продолжали военные походы на юг и север страны. Инициатива борьбы против эламского господства перешла к городу Исин, расположенному на западе Вавилонии. Страна стала постепенно набирать силы, и при царе Навуходоносоре I (Набукудурриуцур, 1126-1105 гг. до н.э.) наступил ее кратковременный расцвет. Одержав победу над эламитами в битве около крепости Дер, вавилоняне вторглись в Элам и нанесли ему тяжелейшее поражение.

В середине XI века до н. э. полукочевые племена арамеев, обитавшие к западу от Евфрата, стали вторгаться в Вавилонию и Ассирию, которые объединились перед лицом общей опасности. К концу IX века до н. э. им удалось прочно осесть на западных и северных границах Вавилонии. Начиная с 8 века до н. э., в течение нескольких веков в истории Вавилонии большую роль стали играть племена халдеев (калду). Они жили на берегу Персидского залива, вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата. В 9 века до н. э. халдеи прочно заняли южную часть Вавилонии и начали постепенное продвижение на север, воспринимая древнюю вавилонскую культуру и религию. Халдеи занимались скотоводством, охотой и, частично, земледелием.

Вавилония была разделена на 14 административных округов. Столицей с конца XII века стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часто дарили земельные владения своим приближенным и храмам. Армия состояла из пехоты, конницы и колесничих, роль которых в войнах была особенно важной.

В конце IX века до н. э. ассирийцы часто вторгаются в Вавилонию и постепенно захватывают север страны. Ассирийское государство в это время становиться могущественным царством. В 744 году до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар III вторгся в Вавилонию и нанес поражение халдейским племенам. В 729 г. до н. э. он же полностью захватил Вавилонию. Однако Вавилония имела статус отдельного царства в составе Ассирии. В правление Саргона II ассирийцы не смогли удержать власть над Вавилонией. Халдейский вождь Мардук-апла-иддин овладел Вавилонией и объявил себя царем страны. В союзе с эламитами он начал войну. Вначале, в 720-710 гг. до н. э. союзники имели успех. Но вскоре Саргон II разгромил Элам и вытеснил из Вавилонии Мардук-апла-иддина. Он короновался в Вавилоне. В 705-703 гг. Мардук-апла-иддин вновь начал военные действия против Ассирии, но опять неудачно. В 692 г. до н. э. вавилоняне восстали против Ассирии и заключили союз с Эламом и арамеями. В битве у местности Халуле на Тигре обе стороны понесли тяжелые потери, но решающего успеха не имела ни одна сторона. Но в 690 г. до н. э. ассирийский царь Синанххериб осадил Вавилон и в 689 г. город пал. Была учинена жестокая расправа. Многие жители были убиты, часть угнана в рабство. Сам город был до основания разрушен, а территория его была затоплена.

Новый ассирийский царь Асархаддон в начале своего правления велел восстановить Вавилон и вернуть его уцелевших жителей. Вавилонией на правах вассального царя стал править Шамаш-шум-укин. В 652 г. до н. э. он, заключив тайный союз с Египтом, сирийскими правительствами, Эламом, а также с племенами халдеев, арамеев и арабов, поднял восстание против Ассирии. В сражении у крепости Дер победы не одержала ни одна из сторон, но вскоре ассирийцам путем дворцового переворота удалось вывести из союза Элам. Не смогли помочь Вавилонии и другие союзники. Ассирийцы осадили Вавилон и другие города. После длительной осады летом 648 г. до н. э . Вавилон пал. Уцелевших жителей ждала жестокая расправа.

Разгром Ассирии и создание Ново-Вавилонской державы
Стремление к независимости не ослабевало в Вавилонии, одной из самых развитых областей Передней Азии. В начале 626 г. до н. э. вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе которого встал халдейский вождь Набопаласар (Набу-апла-уцур). Утвердив свою власть на севере страны и заключив союз с Эламом, он провел ряд удачных походов против Ассирии. В октябре 626 г. до н. э. Вавилон перешел на сторону Набопаласара, и 25 ноября 626 г. он торжественно короновался в этом городе и основал здесь халдейскую (или нововавилонскую) династию. Однако лишь в 616 г. до н. э. вавилонянам удалось захватить один из крупнейших городов Вавилонии - Урук. В этом же году вавилоняне осадили ассирийский город Ашшур, но успеха не имели. Неожиданная помощь пришла с востока. В 614 г. до н. э. мидийцы захватили ассирийскую провинцию Аррапху, а затем взяли город Ашшур, истребив его жителей. Вскоре мидийцы и вавилоняне заключили союз. Весной 612 г. до н. э. союзники, поддерживаемые скифами осадили столицу Ассирии - Ниневию. В августе того же года город пал и был разрушен, а его жители вырезаны. Это была жестокая месть государству, которое долго время грабило и опустошало страны Передней Азии. Часть ассирийской армии сумела пробиться на запад, в город Харран, и там продолжала сопротивление, но в 609 г. до н. э. Набопаласар с большим войском нанес окончательное поражение. В результате крушения Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии, а также город Харран, вавилонянам же досталась Месопотамия. Вавилоняне стали готовится к захвату всех областей к западу от Евфрата, которые прежде принадлежали ассирийцам. Но Египет также претендовал на эти территории и стремился захватить Сирию и Палестину. Поэтому в 607 г. до н. э. Набопаласар с огромной армией напал на Каркемиш на Евфрате, где находился египетский гарнизон, в составе которого были и греческие наемники. В 605 г. до н. э. город был взят, а гарнизон уничтожен. После этого вавилоняне захватили Сирию и Палестину.

В 605 г. царем стал сын Набопаласара - Навуходоносор II. Он продолжал военные походы, и в 605 г. до н. э. он захватил финикийский город Аскалон, а в 598 г. подчинил себе Северную Аравию. В это же время против Вавилонии восстала Иудея. В 597 г. до н. э. Навуходоносор осадил и взял Иерусалим, уведя в плен около 3.000 его жителей. Через 8 лет египтяне захватили некоторые финикийские города и побудили Иудею к новому восстанию. После двухгодичной осады вавилоняне взяли Иерусалим. Иудейское царство было ликвидировано, а многие иудеи были переселены в различные части Месопотамии, в том числе и в Вавилон. Затем вавилоняне осадили финикийский город Тир, который они смогли взять только в 574 г. до н.э.

Правление Навуходоносора II было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек. На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом - главное святилище вавилонян - Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров. Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли). Названный в Библии "Вавилонской башней" он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука. Одним из чудес света считались также висячие сады, которые покоились на высоких каменных стенах, державших грунт и экзотические деревья. Эти сады предназначались для жены Навуходоносора Амитиды, скучавшей по родным местам горной Мидии.

При Навуходоносоре II Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Город окружал глубокий и широкий ров с водой. После смерти Навуходоносора II, после долгой междоусобной борьбы к власти пришел Набонид (556-539 гг. до н. э.), происходивший из семьи арамейского вождя. Он захватил в 553 г. до н. э. город Харран. Набонид активно продвигал культ верховного бога Сина, чем вызвал недовольство жречества. Набонид перенес в город Тейму свою резиденцию, а в Вавилоне оставил править своего сына Бел-шар-уцуру (библейский Валтасар).

Вскоре у восточных границ Вавилонии появился новый противник - персы, которые захватили Мидию, Лидию и многие другие государства. Весной 639 г. персы начали наступать на Вавилонию. В августе того же года у города Опис они разбили вавилонское войско, которым командывал царевич Бел-шар-уцур. Не имея поддержки среди знати и жречества, Набонид сдался, и в октябре 639 г. персидский царь Кир II вошел в Вавилон. Вначале политика персов была умиротворяющей. Были разрешены все религии. Народам, переселенным во время правления нововавилонской династии, было разрешено вернуться на родину. Но вскоре персидский гнет стал усиливаться, и в 522-521 гг. до н. э, в 484-482 гг. до н. э. вспыхивало несколько восстаний против персов. Вавилония превратилась в одну из сатрапий Персидского государства.

Вот уже полторы тысячи лет, как под песком и глиной скрылись остатки одного из величайших городов древности. А мы до сих пор вспоминаем его, называя этим именем любой большой и шумный город. Это, конечно, потому, что этот город часто упоминается в Библии.

В переводе с аккадского это имя (Бабилу) означает «врата бога». Небольшое поселение существовало здесь, на берегах великой реки Евфрат, уже в середине 3 тысячелетия до нашей эры. Караванные дороги шли вдоль Евфрата к побережью Средиземного моря. Вниз по течению реки двигались суда, направляющиеся к старым шумерским городам Южного Двуречья. Через Тигр, соединенный с Евфратом каналом, проходил путь к Ашшуру и горам Загроса, богатым лесом и ценными породами камня.

В начале 19 века до н. э. в Месопотамии образовалось небольшое государство с центром в Вавилоне, правителям которого суждено создать здесь единую великую державу.

Самым могучим царем Древнего Вавилона был Хаммурапи (правил в 1792–1750 годах до н. э.). Он покорил все соседние враждебные Вавилону царства, построил множество дворцов, храмов и каналов. Но более всего царь прославился созданием Собрания законов. Это самое древнее собрание законов из тех, что мы знаем. Месопотамские писцы продолжали переписывать и изучать законы Хаммурапи много веков спустя после падения созданной им великой державы.

Потомки Хаммурапи правили в Вавилоне более ста лет. Затем началась эпоха вражеских нашествий. Но город отстраивался, жил и развивался.

В 8 веке до н. э. Вавилон был завоеван Ассирией. Царь Асархаддон (680–669 до н. э.) не желал превращать в пустыню подвластные ему земли: стремясь загладить зло, принесенное его отцом, царь вернул на родину некогда угнанных в Ассирию жителей Вавилона.

Но Ассирия пала, а в Вавилоне с 612 года до н. э. начала править Халдейская династия. Крупнейшим царем был Навуходоносор II. В 586 году до н. э. после 18-месячной осады войска Навуходоносора взяли столицу древнего Израиля, Иерусалим. Жители города были уведены в Месопотамию. Для иудеев наступил трагический период Вавилонского пленения. Тысячи угнанных в Вавилонию пленных и постоянный приток дани, собираемой с покоренных земель, дали возможность Навуходоносору создавать невиданные постройки, снискавшие его столице славу одного из чудес света (Висячие сады Семирамиды).

Но уже взошла звезда новой державы, Персии. 29 октября 539 года до н. э. Кир Великий захватил Вавилонское царство, а народы, переселенные туда, вернул на родину.

В 331 году до нашей эры в город вступили войска Александра Македонского, который объявил Вавилон столицей своей будущей мировой державы. Но после смерти Александра эти земли вошли в державу полководца Селевка. Селевк построил город Селевкию на реке Тигр и переселил туда многих вавилонян. В дальнейшем Вавилон тихо угасал, лишившись своего торгового значения. После арабского завоевания в 7 веке н. э. была разрушена система каналов. Плодородные почвы стали пустынными, и осталась лишь небольшая деревушка.

В середине 5 века до н. э., менее чем сто лет после завоевания Месопотамии Киром Персидским, Вавилон посетил греческий историк и путешественник Геродот.

Геродот назвал Вавилон самым красивым из всех городов, какие ему довелось увидеть. Город был окружен глубоким, полным воды рвом и высокой стеной, построенной из обожженного кирпича. Стены по краям были защищены башнями и столь широки сверху, что по ним могла проехать четверка лошадей. Геродота поразил громадный храм, построенный как башня из восьми ярусов; вокруг них шли марши наружных лестниц, устремленные к расположенному на самой вершине башни - святилищу бога Мардука. Этот храм, наверное, поразил и древних иудеев, которые описали его в Библии как Вавилонскую башню.

Около 4 тыс.лет назад на территории между двух полноводных рек, там, где Тигр и Евфрат почти сближались друг с другом, народ амореи создал собственное государство Вавилонию со столицей городом Вавилоном (что в переводе с древнего языка означает "врата бога").

В это же время в Двуречье существовало много могущественных и богатых городов-государств, однако именно Вавилон в честной борьбе завоевал себе право считаться главным государством Месопотамии.

Расцвет и славу Вавилону принес его правитель Хаммурапи, который, стремясь увеличить собственное царство, присоединял к себе все окрестные государства — Ашшур, Элам, Сузиану и др. Очень скоро Вавилон стал крупным и сильным государством, жители которого успешно занимались земледелием, а также вели бойкую торговлю металлами, шерстью, древесиной, зерном и прочими товарами.

Что такое Двуречье?

Обширное пространство между двумя полноводными реками — Тигром и Евфратом начиная с IV в. до н.э. дало "приют" многим древним государствам нашей планеты. Здесь в свое время располагались Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Элам и др. Все эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Двуречье или Междуречье.

Тигр и Ефрат были реками с непростым "характером": каждое лето они очень широко разливались, ломая и затапливая все на своем пути: селения, пастбища, дороги, посевы и т.д. Однако, уходя в свое русло, реки компенсировали людям неудобства тем, что оставляли взамен слой питательного ила, очень полезного для почвы. Удобренная илом земля Двуречья была необычайно плодородной, и люди, жившие на ней, стали самыми древними земледельцами. Они уже в первобытное время научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

По каким законам жили в Вавилоне?

С 1792 по 1750 гг. до н.э. Вавилонией правил царь Хаммурапи, который прославил себя тем, что придумал одни из самых строгих, но, в то же время, достаточно честных и справедливых законов, существовавших в истории. Они известны, как Свод законов Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи. По этим законам — а их было 282 — жили, работали, вели хозяйство, торговали и общались древние вавилоняне.

Законы Хаммурапи, возможно, спасли от совершения преступлений многих древних вавилонян. Дело в том, что в Кодексе этого царя предусмотрены самые строгие наказания — смертная казнь — за многие злодеяния, в т.ч. кражу. Кроме того, следуя Законам Хаммурапи, человек, которого обидели — ударили, выбили зуб или повредили глаз — может то же самое сделать со своим обидчиком. Сурово наказывались те, кто небрежно относился к своему хозяйству, и это повредило соседям: в таком случае виновный должен был продать себя в рабство, но возместить убытки другим.

Кто такой Навуходоносор?

Одним из самых известных вавилонских правителей был царь Навуходоносор II, который правил Вавилонией (тогда она уже называлась Нововавилонским царством) с 605 по 562 гг. до н.э.

Считается, что именно при этом властителе Вавилон достиг своего расцвета: расширился, застроился новыми храмами и дворцами и сделался по-настоящему прочной и надежной крепостью — Навуходоносором были построены толстые (около 30 м) стены вокруг города и насыпаны валы. Именно в правление Навуходоносора в Вавилоне были построены знаменитые висячие сады Семирамиды, объявленные затем одним из семи чудес света.

Навуходоносор показал себя прекрасным военным начальником. Заняв трон Вавилона после своего отца, он без труда завладел Сирией, Палестиной, Финикией, покорил Иудею, пленив несколько тысяч человек, а также подчинил себе древние государства Эдом и Тир.

Каким языком пользовались в Вавилоне?

Жители Вавилона разговаривали между собой на одном из самых древних семитских языков — аккадском (его еще также называют ассиро-вавилонским). Кроме вавилонян, этим языком пользовались ассирийцы и аккадцы — население Ассирии и Аккада.

Одно время — около 2000 до н.э.- аккадский язык был не только языком Вавилона, но и официальным общим языком всего Междуречья: на нем разговаривали жители всех государств, расположенных на этой территории. Есть сведения, что даже в Египте знатные люди использовали для общения этот язык.

Когда в Месопотамию проникает арамейский язык (это произошло в XIV в. до н.э.), он очень быстро завоевывает себе "поклонников", и очень скоро на новом языке начинают говорить почти все. Прежний же язык — аккадский — используют только правители. После того как было образовано Нововавилонское царство, на ассиро-вавилонском языке только пишут, а после III в. до н.э. его полностью перестают употреблять.

Какая была религия в Вавилоне?

Жители Вавилона, как, впрочем, и все древние жители нашей планеты, были очень близки к природе. Они наделяли божественными силами все, что видели вокруг себя: солнце, землю, дождь, ветер, грозу, луну и т.д. Поэтому все боги, которые управляли жизнью вавилонян, были неразрывно связаны с силами природы.

Главными богами Вавилона были боги Ану — отец всех вавилонских богов, Бэл — бог земли и Эа — бог подземного мира и плодородия. Они решали судьбы живущих в стране людей, отвечали за их жизни и смерти, помогали и наказывали. В их власти были плодородие земель, разливы Тигра и Евфрата — даже демоны были бессильны перед этими богами.

Также вавилоняне верили в бога луны и растений Син, который отвечал не только за все цветы и травы Вавилона, но и стада. Не менее могущественным был бог солнца Самас, от которого зависела жизнь всего живого на земле, а также богиня войны, охоты и плодородия Иштар.

Как исчезла цивилизация Вавилона?

В то время как цивилизация Вавилона процветала и развивалась на юге Месопотамии, на севере этой территории набирала силу цивилизация Ассирии. Какое-то время Ассирия была тесно связана с Вавилоном, подчинялась ему, и многие ученые даже считают ее частью этого государства.

Однако с течением времени — в XIV в. до н.э. — ассирийцы осмелели настолько, что начали нападать на Вавилон, правда, безуспешно: силы обеих сторон были приблизительно равны. Так было до того, как к власти в Ассирии пришел царь Синаххериб, который приказал разрушить город до основания.

Но даже после такого удара вавилонская цивилизация не исчезла: царь Навуходоносор сделал все, чтобы его государство снова стало самым прекрасным на земле. Однако после смерти Навуходоносора мощь государства ослабла — его правители бесконечно сменяли друг друга, не заботясь о Вавилоне, и все это привело к тому, что персидский царь Кир в 539 г. до н.э. захватил государство и подчинил его своей державе.

Стены Вавилона

Река Евфрат

Текст Законов Хаммурапи

Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея

Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон

Синаххериб во главе войска


Ворота Иштар

Интересный факт:


Вавилонский лев

  • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона.

  • Почему замыкаются в себе?
  • «Чудеса» Вавилона

    Вавилон

    Страница 1

    Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,

    Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-

    вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в

    надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,

    царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из

    аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии

    Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-

    ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-

    рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период

    Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-

    ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками

    персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из

    полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-

    ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в.

    н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

    С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом

    Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства.

    Судя по данным этих раско-

    пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал

    прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу

    Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-

    вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”

    (Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-

    чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя

    стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была

    икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-

    вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-

    нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя

    богини Иштар.

    Вавилония

    Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,

    располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города

    Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего

    расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть

    Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,

    которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-

    тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-

    нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-

    шей эры племена аморитов.

    Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых

    относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии.

    Племена, населявшие среднюю часть Дву-

    речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

    Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и

    древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь

    занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-

    ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания

    оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных

    сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-

    тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-

    Страницы: 1 2345

    Этот интересный мир:

    Туризм без риска
    Жизнь, к сожалению, так устроена, что опасности поджидают нас буквально на каждом шагу. Это сознание, конечно, не должно отравлять наше существование. Однако осторожность и знакомство с элементарными мерами личной безопасности совершенно необходимы. Всем и каждому, а путешественнику – в первую очер …

    Валюта
    Валютой государства является Западноафриканский франк КФА (CFA), 100 франков КФА примерно равны 1 французскому франку. Обмен валюты можно произвести в банках и обменных пунктах. Использование кредитных карт и туристических чеков возможно только в крупных банках и отелях столицы, предпочтение отдает …

    Природа
    Большую часть территории Анголы занимает плоскогорье высотой около 1500 метров (наивысшая точка — гора Моко — 2610 м). Западный край плоскогорья крутыми уступами обрывается к узкой приморской низменности.Климат Анголы жаркий: внутри страны — экваториальный, муссонный; на побережье — сухой, тропичес …

    Вавилон: история величайшего города древнего мира


    Ворота Иштар

    Вавилон («Врата Бога») – величественный город в Месопотамии Древнего мира, столица государства «Вавилония» – в далеком прошлом являлся центром «мирового царства». Сейчас же это древние руины, расположенные примерно в 90 км на юг от Багдада (Ирак).

    История «Вечного обиталища царственности»

    Возникновение Вавилона приходится на вторую половину третьего тысячелетия д.н.э., на берегах реки Евфрат в центре Месопотамии.

    • К началу 2 тысячелетия д.н.э. относят к основанию в небольшом тогда Вавилоне новой династии. Когда на престол взошел Хаммурапи Вавилон превратился в политический центр и сохранял эту позицию более тысячелетия.

    Интересный факт: Вавилон в период правления Хаммурапи получил статус «вечного обиталища царственности».

    Вавилон, как столица Южной Месопотамии, богател и быстро развивал торговлю и ремесла. Рост в экономическом секторе сказался на облике Вавилона, превратив его в роскошный и царственный город. Менялись архитектура, дороги и план застройки.


    Вавилонский лев

    • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона.

      Синаххериб разрушил столицу, и город, который был раскопан археологом Кольдвеем, не старый Вавилон, а отстроенный и восстановленный новый.

    • После смерти ассирийского царя Вавилоном правил Навуходоносор. Период его власти (604-562 годы д.н.э.) – эпоха апогея развития Вавилонии — экономического, социального и культурного.

    Вавилон, благодаря военным завоеваниям страны, стал центром притока материального и культурного богатства. Благодаря чему в Вавилоне была осуществлена грандиозная реконструктивная деятельность, столица стала наибольшим и наибогатейшим центром древнего Ближнего Востока.

    Особенности постройки и архитектуры Вавилона

    План города представлял собой разделение на 2 части – Старый и Новый города, которые располагались по разным берегам Евфрата. Левый берег – область Старого города. Здесь были размещены богатые владения. А на правом берегу реки был Новый город. Тут проживали преимущественно простые горожане.

    Возможно вас заинтересуют статьи:

  • Достопримечательности и интересные факты Голливуде
  • Достопримечательности и интересные факты о Желтом Море
  • Почему замыкаются в себе?
  • Почему люди говорят на разных языках?
  • Старый и Новый города связывались огромным каменным мостом. Довольно длинные прямые улицы проходили сквозь весь город, разделяя его на кварталы прямоугольной формы.

    Национально — культурное разнообразие

    Вавилон был крупной столицей, численность населения которого составляла примерно 200 тысяч жителей. Помимо вавилонян в городе проживали люди других культур, языков и национальностей. Были и насильно завезенные рабы, пленники. Представители той или иной культуры говорили на своих языках и следовали своим традициям.

    «Чудеса» Вавилона

    Этот город-легенда был не только могущественным центром, но и являлся невероятно красивым городом. Геродот назвал его самым красивым местом из всех, что он видел. Сады Семирамиды (Висячие Сады) и Вавилонская башня, которые являются Чудесами Света, ворота богини Иштар, семиярусная башня Зиккурат и вавилонский лев – это то, что Вы обязательно должны увидеть, если соберетесь посетить руины Вавилона.

    • 539 год – время завоевания Вавилона персами. После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.

    Позже жителей Вавилона стали переселять в Селевкию-на-Тигре – новую столицу. В конечном итоге от Вавилона осталось бедное поселение, которое вскоре тоже исчезло. Некогда великий, могущественный город царей и богов превратился в засыпанные песком и забытые руины.

    Больше интересных статей: