Николай александрович зайцев биография педагога. Кубики Зайцева: методика обучения чтению

Николай Зайцев , выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, а также и автор уникального пособия "Кубики Зайцева ", настойчиво рекомендует отказаться от традиционных принципов овладения чтением. Так как данная технология, весьма негативно отражается на здоровье и психомоторном развитии ребенка .

Все его методики , пособия и всем известные основаны на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку исключительно только радость, а также и на системности подачи материала. Весь материал подается ребенку в такой игровой форме, что он с большим удовольствием в эти пособия играет. И неважно всей группой или поодиночке. "Кубики Зайцева " дают прекрасную возможность детям научиться, с самого маленького возраста , а это в свою очередь благоприятно повлияет и на детей . Комплект состоит из картонных разверток кубиков, материала для их заполнения, методического пособия для занятий и аудиозаписи всех слогов. Кроме того эффективность "Кубиков Зайцева " уже проверена различными педагогами из многих стран. Николай Зайцев является основателем и руководителем центра "Нестандартные технологии в образовании".

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева . Это значит, что дети могут заниматься на спортивных снарядах, сидеть на полу и все это даже поощряется. Вместо привычного спокойного сидения за партами, дети могут прыгать, шуметь, переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами. Ведь все это выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор. Так работая по кубикам Зайцева и складовым таблицам, малыши находятся в постоянном поиске, т.е. дети учатся читать, ставить ударение, разбивать слова на слоги, осуществлять звукобуквенный анализ слов, считать, и составлять предложения только «играя».
Методика развития детей педагога-новатора позволяет задействовать у ребенка такие органы чувств как слух, осязание и зрение. А совершенствование органов чувств практически всегда обуславливает достаточно высокий уровень восприятия окружающей среды. А, это известно, обеспечивает активное развитие творческих задатков и речи детей.

Методика Зайцева

Все в первую очередь основаны на наблюдениях самого автора. Николай Зайцев в своем подходе использовал детскую особенность развития речи. Ведь лепет ребенка совсем не похож на взрослый язык: нет четкого произношения звуков и он не понятен. Значит, и в традиционной подаче освоение чтения противоречит естественному развитию речевой активности малыша. Автор выделил единицу произношения - склад, т.е. слияние гласных и согласных звуков в разных вариациях. Именно такие склады и обозначены на известных " ". Эти кубики подходят так и для обычных детей так и для малышей с задержкой речевого развития. С данным материалом могут заниматься дети еще не знающие букв и не умеющие читать.

Николай Зайцев предлагает постепенный процесс. Сначала ребенок знакомится с элементом обучения и пробует с ним играть. Далее учится выкладывать из кубиков и слова. Затем процесс усложняется: необходимо уже из слов выкладывать простые фразы. Автор данной методики раннего развития детей уверяет, что она отлично и подходит для логопедической работы. Но конечно лучше, если обучать ребенка будет специалист. Так как у родителей в самостоятельном обучении может просто не хватить банального терпения. Ведь ребенок, хорошо определяющий уже слоги-склады, не сразу сможет перейти к чтению. Николай Зайцев также заостряет внимание на том, что чтение приходит через письмо.

Для малыша оптимальным вариантом является перевод звуков в знаки. Так со временем он постепенно привыкает к тому, что слова можно, и собрать, а затем и произнести. Как и любой методике развития детей , так и в этой все занятия имеют форму игры. Автор убежден, что любая другая подача материала способна сделать процесс напряженным, что, в конце концов, может завести в тупик все обучение.

Кубики Зайцева


5 листов таблиц формата А1, 60 картонных разверток, которые легко складываются в кубики, наполнители для кубиков (деревяшки и металлические пробки), аудиокассета (CD с попевками) методическое руководство, предлагающее 65 видов работы – все это состав Кубиков Зайцева. При этом все 65 видео работ испытанные пятнадцатилетней практикой. «Кубики Зайцева» рекомендуется детям от 1,5-2 лет. Все кубики разных размеров и заполняются наполнителями в зависимости от склада. Например, глухие заполняются деревяшками, звонкие - металлическими пробками от бутылок. А также за кубиками определенного цвета закреплены и определенные буквы. Это очень помогает ребенку на ассоциативном уровне запомнить основные правила фонетического разбора. Кроме того дети запоминают и легко все склады, так как кубики отличаются друг от друга и по весу, оформлению и размеру. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Одного комплекта "Кубиков Зайцева " достаточно для работы дома, в группе, в классе на протяжении нескольких лет.

Как "работают" кубики?

Вся методика обучения чтению Николая Зайцева построена на "складовом" принципе. А это имеет много общего с тем, как ребенок только начинает говорить. Ведь мы не начинаем говорить с отдельных букв. К примеру, "А" затем "М". А начинаем именно говорить сразу "ма", "ба", "да".Так и происходит и с буквами. Склады и буквы малышу показывают все сразу, т.е. все 56 кубиков. Склады поются на мотив любимой песни ребенка. И так можно продолжать ненавязчиво, десятки раз, но в подходящее правильное для малыша время. Это - когда ему интересно, легко и обязательно должно нравиться.

Почему кубики разного размера и цвета?

Как было уже сказано все кубики различны по цвету: "железные" (серые), "деревянные", "золотые", бело-зелёные и один "железо-дерево-бело-зелёный". Такие названия своим кубикам Николай Зайцев дал за счет их наполнителей. Значит в "деревянные" стоит наполнять очищенными прутиками или маленькими деревяшками, железные - железными лимонадными крышками, "золотые" - жестяными кусочками, бело-зелёные – бумагой. Тогда и при процессе встряхивания кубики будут звучать. Наличие больших кубиков для твердых складов и маленьких кубиков для мягких складов также отражает и своеобразную особенность русской речи: произносить твердые склады с более открытым ртом, а мягкие с полузакрытым и узкой щелью. Таким образом, научная обоснованность и серьезность чувствуется в каждом нюансе (даже самом незначительном) метода Николая Зайцева.
Кроме того методика развития детей Николая Зайцева имеет также большое преимущество и в том, что она может работать и как самостоятельный метод обучения так и легко сочетаться и другими методами, которые родители выберут для своего ребенка.
Автор не исключает возможности начать процесс обучения малыша, когда ему всего несколько месяцев. Показать ему склады, назвать, а затем и напеть их. И так продолжать в год, два и три. Складывать слова и писать свое имя кубиками. Кроме того дорасти с кубиками даже и до 5-6 лет и ввести терминологию: согласные, гласные, твёрдые-мягкие, глухие-звонкие, знаки пунктуации. Это поможет объяснить ребенку, наконец, почему его кубики разные по цвету и размеру. Кроме того буквы на кубиках Зайцева и таблицах достаточного размера, чтобы они были видны и с 10 метров. Это очень важно для того, чтобы с самого начало обучения ребенок не испытывал никаких напряжений зрения. Во избежание нарушение осанки, нижний край таблиц, располагающих на стене находится на высоте 165-170 см от пола, поэтому необходимо чаще стоя работать и к тому же с поднятой головой. Очень удобна для составления слов из кубиков, расположена полка в три доски под таблицей.

Многолетняя практика педагогов, работающих по системе « » обозначила определенную статистику по срокам обучения детей разного возраста. Но она имеет право существовать только при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю:

  • двух-трехлетние дети начинают читать в течение 6-9 месяцев,
  • четырехлетние - через 16 занятий,
  • пятилетние - через 5-10 занятий,
  • шестилетние - через 4-6 занятий.

Николай Зайцев , таким образом, разработал свои пособия, что они предусматривают и использование при обучении взрослых и детей, для которых русских язык не является родным. Даже взрослые иностранцы, которые не знают не одной русской буквы, уже на первом занятии через 40-50 минут начинают из кубиков составлять слова, которые им произносит преподаватель. И даже через некоторое время уже и прочитывают эти слова. Естественно достигнутые результаты будут напрямую зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в пособиях Николая Зайцева.

Данная методика раннего развития Зайцева дает хорошие результаты и при работе с слабослышащими, глухими, слабовидящими детьми, а также имеющими диагнозы ММД, аутизм, алалия, ОНР, ЗПР.

При правильном соблюдении методических указаний пособий Николая Зайцева, процесс обучения дает следующие результаты:

  • быстро расширяется словарный запас,
  • появляются навыки грамотного письма,
  • становится отчетливей и чище, благодаря постоянному пропеванию и проговариванию складов,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается умение добывать нужные знания,
  • развивается способность самостоятельно работать.

Стоит напомнить, что основная цель всех методик автора - обеспечить непроизвольное, надежное, быстрое, запоминание. А также и то, что кубики Зайцева-это увлекательная игра, а не урок. Ведь кубики – это универсальная игрушка, которую можно и на зубок попробовать, построить башню или паровоз. А также и с их помощью научиться читать, считать или вовсе выучить почти с пеленок иностранный язык.

Кроме того если нет возможности купить «Кубики Зайцева », из можно сделать своими руками. Для этого понадобится определенный материал, воображение, фантазия и конечно, огромное желание.

Заниматься по методике Николая Зайцева можно не только в детском развивающем центре, но и дома. Приобретите пособия, таблицы, длинную указку и сами кубики. Начинаем?

Как вы уже догадались, эта методика отличается от привычных абсолютно всем. Разве что буквы тут тоже учатся писать. Но не сразу в прописях для дошкольников или в тетрадях в клеточку. Нервная система малыша еще не готова к мелкому письму, пальчикам трудно. А по пособию «Пишу красиво» все происходит легче, ребенок не портит зрение и осанку, потому что пособие состоит из 46 карт, где буквы разбиты на элементы и написаны крупно.

Можно упражняться в написании и печатных, и прописных букв, да и цифры тут тоже есть. И кто сказал, что делать это обязательно за столом? Прикрепи к доске магнитом – и обводи пальчиком по частям, а потом целиком букву, и тут же на доске пиши ее мелом! Многим нравятся работать на полу – позу легко переменить. И когда все буквы освоены, можно переходить к письму в тетрадях в крупную клетку. А до 4,5 лет лучше подольше задержаться на крупных и удобных картах.

Отдельно хочется сказать о ребятах с особенностями в развитии . Их мамам и папам будет, наверное, интересно узнать, что их малышу подходит эта методика, как никому другому. И задержки в развитии вовсе не помешают ему научиться читать и писать. Попутно уменьшится и отставание в развитии: ребенок начнет лучше говорить, быстрее думать, научиться концентрироваться. Только нужен не простой педагог, а специалист – например, логопед, дефектолог или психолог.

Параллельная работа над звукопроизношением всегда приносит удивительны плоды. С помощью кубиков можно развить ребенка всесторонне. Только времени потребуется немножко больше. Зато уж сразу – любовь к чтению на всю жизнь гарантирована!

У домашнего обучения есть много плюсов. Один из них – ваш ребенок даже с простудой и насморком не будет отстранен от занятий, а значит, эффективность их будет выше. Однако на вас лежит и большая ответственность за конечный результат. Если малыш через 6-7 месяцев не научится читать, будет отказываться от занятий, вы не сможете высказать свои претензии педагогу. Все претензии – к себе!

Но бывают ситуации, когда у вас просто нет иного выхода, как заниматься с ребенком самостоятельно. И пусть вашему малышу еще нет и 3 лет или он часто болеет, вам вполне под силу самостоятельно научить его читать и писать. Только делать это мы будем по всем правилам!

Игры и упражнения для малышей 3-4 лет

С чего же начать обучение? Надеемся, что у вас найдется местечко на стене для таблиц: они достаточно объемные. Собрав кубики (а на это у вас уйдет часа 1,5-2), положите их кучкой на стол под таблицами. Если с местом в квартире совсем беда, сложите кубики в коробку, которую будете доставать только для занятий. Из длинной рейки смастерите указку (не менее 1.1 м). Ну вот, можно начинать!

Игра «Паровоз»

Предложите малышу построить паровоз. Для этого на полку поставьте локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и покажите на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставьте его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешивайтесь лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А.

Обязательно поясните, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все «вагончики» надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д.

  • Как это делается?

Убедитесь, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки покажите первый большой золотой кубик и назовите его. Пусть малыш повторит. То же самое – с другими «вагончиками», причем сначала ваш палец передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.

Вместо пальца можно использовать кубик с ударением, который двигается сверху «вагончиков». На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут «вагончики» его поезда.

Игра «Смешные слова»

Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра.

Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить малышей правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным – из 9-12 кубиков). Это – этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

Оно – одно из главных на начальных стадиях обучения. Расскажите малышу, что наши кубики – не простые, у каждого есть своя песенка. Несколько кубиков «пропеваются» (см. ниже). Затем предложите малышу выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. В дальнейшем такой свободный выбор ребенку необходим, так как он получает возможность работать по собственной программе, интуитивно уточняя те моменты, которые ему нужны.

  • Как петь по кубикам?

Ваше лицо находится на одном уровне с лицом ребенка. Держите кубик двумя руками справа от рта. Пропеваемая сторона кубика обращена к малышу, то есть ребенок видит одновременно и склад на кубике, и ваш рот: что делают губы, как работает язык. Это важно для малышей, которые еще плохо, невнятно говорят.

Пропевать кубик надо медленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает при постановке звуков. Уже с первого кубика у детишек автоматически начинают двигаться губки – они повторяют услышанное. Особое внимание уделяйте взгляду ребенка, который должен быть направлен только на вас.

Увидев, как вы спели несколько кубиков «по его заказу», малыш пытается сделать это сам. Пропеваемый склад направлен на него, то есть ребенок смотрит на пропеваемый склад. На заказ можно не только «петь кубик», но и читать выбранный малышом склад на нем. Ему надо просто ткнуть пальчиком в понравившуюся сторону, а мама с готовностью его прочитает, повернув к ребенку.

Упражнения «Поющие ботинки», «Говорящие башенки»

Если малыш сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: «Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик».

Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?». Только помните о взгляде малыша – во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа потеряет смысл.

В этой игре башенки еще и «говорят», то есть вы озвучиваете тот склад на кубике, который выбрал малыш. Не забывайте характеризовать каждый пропетый или прочитанный кубик: «О, это у тебя большой железный». Спойте: «БУ БО БА БЭ БЫ Б». Петь необходимо очень медленно.

Упражнение «Пропевание песенок по таблице»

Ваш малыш стоит лицом к таблице. Вы находитесь справа от нее, держите в правой руке длинную указку. «Смотри, это таблица. На ней тоже есть песенки, такие же, как на кубиках. Я тебе спою эти песенки, а ты внимательно смотри на кончик указки, слушай и подпевай, если хочешь». Убедитесь, что ребенок внимательно смотрит на кончик указки, вы медленно подносите ее к большому золотому кубику: «Это большой золотой: УОАЭЫ». Пойте на мотив гаммы (от верхней ноты к нижней), указка при этом движется вниз не очень быстро.

Пойте, как можно отчетливее произнося звуки, от этого во многом зависит желание малыша подпевать и вообще работать с таблицей. Хорошо, если малыш пытается подпевать. Так же, как большой золотой, пропойте остальные столбцы, внимательно поглядывая на ребенка и следя за его реакцией. Если малыш утомился, а таблица еще не допета, попробуйте поиграть так: когда поется большой кубик, руки подняты вверх, когда маленький – выполняйте приседания.

А еще все песенки отличаются интонационно: большие поются более низким голосом, маленькие – более высоким. Этот прием позволяет развить координированную работу анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, а также помогает малышу переключать внимание с одного на другое.

Обычно ребенку очень хочется попробовать самому петь по таблице. Всячески побуждайте его к этому! Сначала пойте вместе – вы и ребенок. Малыш стоит на стульчике с указкой, а вы сбоку, чуть обняв малыша, рукой обхватываете его ручку. Чуть позже, когда ребенок освоит это упражнение, он с удовольствием будет пропевать песенки самостоятельно.

Таблицу лучше пропевать целиком на каждом занятии, но если малыш очень устает, ее лучше дробить по частям. Главная задача – не потерять интерес ребенка к новой деятельности. Этого можно добиться, если он сам будет выбирать, какую песенку сейчас спеть, с какой сегодня начать

Упражнение «Письмо слов по таблице»

Малыш стоит на стульчике, вы сзади, приобняв его за плечи одной рукой и помогая держать указку другой (ваша рука обхватывает ручку ребенка вместе с указкой). Вдвоем решите, какое слово написать. Начинать лучше с имени ребенка, затем перейти к фамилии, именам мамы, папы, игрушек, мультиков и т.д.

Если решено писать имя, например Степа, то четко произнесите первый склад: С, только после этого направляйте руку ребенка с указкой к столбцу СУ СО СА СЭ СЫ С к букве С. Так же и со складом ТЕ: столбец ТЮ ТЕ ТЯ ТИ ТЬ, квадратик ТЕ; ПА: ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, квадратик ПА. Каждый склад озвучивается, а потом показывается (почти сразу – через 1-2 секунды).

После первого написания слова обязательно напишите его второй раз, уже в более быстром темпе. Желательно, чтобы рука малыша не была безвольной, а тоже направляла указку. На следующих занятиях свое имя ребенок напишет уже сам.

Пишем слова из кубиков
  • Игра «Обед»

Предложите малышу «сварить обед». То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как «суп», «компот», «макароны». Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед «съешьте», то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш малыш захочет «добавки».

  • Игра «Зоопарк»

Пусть малыш назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

Игры для детей 4-6 лет

Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ.

И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии.

Упражнение «Загадки»

Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.

Игра «Братики»

Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик (СЮ СЕ СЯ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите).

Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игра «Посмотри и повтори»

Предложите малышу написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.

В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики , два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.

Игра «Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.

Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

Игра «Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга.

Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.

Работа со складовыми картинками

Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира - русскому - нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди - офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы - по выражению самого Зайцева - "научиться передавать ее другим".

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким - детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей - обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение - кубики - назвали "звенящим чудом". Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

"Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, - не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово "всплеск" вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам - склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

Приветствую всех читателей блога.

Сегодняшний материал больше «по вкусу» родителям выпускников детсадов – будущих первоклашек, потому как мы будем учиться читать. Обучение чтению давно негласно легло на родительские плечи. Все школы с нетерпением ждут детей, уже читающих и уже считающих. Нам с вами только остаётся набраться терпения и найти методику, которая позволит быстро и, что немаловажно, — интересно, научить ребёнка читать.

Пожалуй, наиболее востребованной техникой читательского обучения стала методика чтения Зайцева, педагога из Санкт-Петербурга. Чем же она так хороша, что выделяется среди всех прочих?

План урока:

Как пришла идея и во что она вылилась?

Родители его были учителями в сельской школе, потому никто и не сомневался, кем станет их сын в будущем. Так уж получилось, что с пятого курса филологического факультета направили студента Зайцева в Индонезию переводчиком.

Казалось бы, что тут сложного. Да не так-то просто «сказка сказывалась», а дело и вовсе зашло в тупик. Индонезийские ученики Зайцева были далеки от трудного для постижения иностранными умами русского зыка. Пришлось искать оригинальные способы донести русскую фонетику, таблицы чертить да карточки рисовать.

Так, шаг за шагом все его практические эксперименты выросли в настоящую методику, которую по возвращению на родину он и решил апробировать на малышах-дошкольниках, чем-то схожих с теми самыми «ещё слепыми» в русском языке индонезийцами.

А во что это вылилось? В настоящий фурор.

Кубики Зайцева прослыли как «звенящее чудо», способные научить читать за короткие сроки даже тех ребятишек, которым тяжело давалась грамота. Более того, отзывы педагогов послужили толчком, чтобы многие школы перешли на зайцевскую методику обучения чтению.

В чём весь цимус?

Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.


Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.

Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.

Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.

То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.

Из чего «сделана» методика Зайцева?

В зайцевском инструментарии всего 52 кубика, плюс семь повторяющихся для выстраивания слов наподобие «МА-МА» или «БА-БА». Всего 200 складов. Все они отличаются цветом, есть маленькие и большие, одинарные и двойные. Даже для знаков препинания присутствует белый куб. А теперь по порядку и более подробно. Комплект для самых маленьких (а это от двух лет) включает основной набор.


На первый взгляд всё сложно, однако при виде кубиков всё быстро встаёт на свои места и становится понятным.

Склады Зайцева также размещены в таблицах, которые развешиваются в удобных местах, чтобы ребёнок мог глазами найти нужные сочетания. Табличная форма служит дополнительным инструментарием к игровым кубикам.

Материалы можно купить готовые, но можно приобрести и те наборы, которые предназначены для самостоятельного склеивания. Процесс, конечно, трудоёмкий, но если привлечь к нему ребёнка, будет занимательный.

Хитрости пользования методикой

Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.

Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».

И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.

Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать , а потом постепенно , слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.

А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?

То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.

Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание.

  1. В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
  2. Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
  3. В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).

Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.

Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению. Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно. И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает . Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.

Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)

Всем успехов в учебе!

Кубики Зайцева - это качественно новая методика обучения. Основной принцип - выдать ребенку «все и сразу». Как? Посмотрите сами. Обучаясь чтению, ребенок узнает сразу все склады русского языка, а не по одной букве, как это принято в обычной системе обучения.

При обучении счету малышу предлагаются все числа до ста, а затем и до миллиона. Не вредно ли такое изобилие информации сразу? Нет! Вопреки опасениям ребенок от такого изобилия информации не устает и не теряется.

Ребенок сразу устанавливает необходимые связи между складами или числами. Зайцев уверяет, что дети устают как раз от примитивных развлечений. По методике Зайцева весь русский язык дается ребенку в складах на кубиках и настенных таблицах.

Кубики Зайцева - это русский язык, которым можно поиграть: его можно взять в руки, рассмотреть, вертя в руках, ощутить его вес. Особое внимание автор методики уделяет таблицам.

Самые сложные правила и законы благодаря его систематизации таблиц становятся четкими, понятными и легко запоминаемыми. Кроме того, таблицу можно назвать тренажером для зрения и осанки.

Не нужно неподвижно сидеть, можно ходить и бегать вдоль таблиц в поисках решения. Обучение похоже на путешествие. Таблица - как карта, на которой можно сделать много открытий. Таблица находится всегда перед глазами, информация работает постоянно, повторяется столько раз, сколько ребенок смотрит на таблицу.

Кубики Зайцева, методика обучения чтению

Чтобы разобраться в методике Зайцева, вспомним, что в русском языке есть согласные и гласные звуки, вместе они образуют склады (не путайте со слогами!).

Что такое склад в методике Зайцева?

Итак, существуют согласные и гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Нет-нет, вам не понадобится это объяснять ребенку, в этом просто нет необходимости. Эти термины нужно немного вспомнить вам, так как они иногда будут встречаться в описаниях кубиков.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове «МАМА» - два склада и два слога, а в слове «СЛОН» - один слог, но три склада - С-ЛО-Н. Или слово «ВДРУГ» -- один слог, но четыре склада - В-Д-РУ-Г.

Как вы видите, склад может состоять:

  • из согласного и гласного (БА, ВУ, РЕ, МА и т. п.);
  • из согласного и мягкого или твердого знаков (РЬ, ДБ, ВЪ, СЪ и т. п.);
  • только из согласного: (Н, П, С и т. п.);
  • только из гласного (А, О, У и т. п.);
  • никогда не образуют склады два согласных вместе или два гласных (СД, ОУ, ВД и т. п.).

Попробуйте разбить самостоятельно на склады слова: ОН, ДЕТИ, КНИГА, КОТ, АИСТ, а теперь проверьте себя: о-н, де-ти, к-ни-га, ко-т, а-и-с-т.

Склады написаны на гранях кубиков Зайцева.

Кубики Зайцева - это игра-пособие по обучению чтению

Комплект игры состоит из:

  • кубиков (или, из картонной развертки, которую надо сложить в кубик);
  • наполнителей для кубиков (металлические пробки «деревянные палочки);
  • таблиц;
  • книги — методички для родителей;
  • аудиокассеты с песенками, которые используются при обучении.

Эти оригинальные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики делятся на большие и маленькие, «железные» и «деревянные», «золотые» кубики с гласными.

  • Маленькие - «мягкие» склады.
  • «Железные» - это «звонкие» склады.
  • «Деревянные» - это «глухие» склады.

Отдельно стоят пять двойных кубиков. Это склады с теми согласными, которые сочетаются не со всеми гласными (например, «ж», «ч»)
Склады Зайцева отлично ложатся на мелодию. Автор методики предложил пропевать склады, а затем и выпустил аудиокассету, на которой под разные мелодии склады пропеваются.

Запомнив попевки, со временем ребенок без труда найдет нужный склад, пропевая (проговаривая) и следя пальчиком по складам в таблице или поворачивая грани самого кубика.

Конечно, правильно поворачивать кубики могут только дети старшего дошкольного возраста и взрослые, а вот искать нужные склады на таблице малыши в состоянии уже в два-три года.

Методика чтения по складам

Вам доводилось слышать хоть раз от знакомых, что ребенок знает все буквы, но пока не читает? Или «читает» по буквам, не складывая в слово. Складовый метод позволяет избежать таких проблем, так как ребенок сразу видит склад и произносит его.

Например, малыш читает не «кэ-о», а «ко» и не задает вопросы, почему это «бэ» и «ю», а вместе почему-то читается «бю». Если правильно подать материал, то склад проще запомнить и узнавать, чем букву.

Кубики и таблицы предъявляются все сразу. И сразу же показываются в действии. Начинают складываться слова, которые можно прописывать указкой по таблице.

Почему все сразу? Зайцев - противник поэтапного знакомства с буквами, долгого «обыгрывания» одного и того же. Все кубики сразу - это один из основных принципов его методики.

Могут ли усвоить сразу такой объем информации дети? Этот вопрос самый популярный среди родителей. Автор методики считает, что не только могут, но и усваивают все с легкостью. В качестве примера он приводит, как это ни странно, игры в карты.

Многие дети четырех-пяти лет с удовольствием играют в «Дурака», «Пьяницу» и прочие игры и на 36, и на 52 картах. Карты берутся и запоминаются ими все сразу. Почему же 33 буквы нельзя выучить за несколько месяцев?

Дело в том, считает Зайцев, что карты - «гениальная дизайнерская и методическая разработка». Буквы же маленькие, все черненькие. Конечно, они не похожи друг на друга, но искать в них различия скучно и трудно. А карты легко запоминаются, они яркие, мгновенно откладываются в памяти.

Созданные Зайцевым кубики различаются по 46 признакам. Предъявляйте их ребенку, как карты, - все сразу, а не по 1-2 кубика за занятие.

  • Во-первых, почти все кубики понадобятся вам, чтобы начать писать слова. Это можно и нужно делать уже на первом занятии.
  • Во-вторых, играя со всеми кубиками, ребенку проще их запомнить - включаются в работу те самые 46 признаков — сигналов.

Зайцев против!

Азбука

Зайцев выступает против многочисленных азбук, где названия букв привязаны к картинкам: арбуз - А, банан- Б, ведро - В, гусь - Г и т. п. Встретив слово СТУЛ, к примеру, ребенок вспомнит сову, тигра, утку, лягушку, которых нужно перекодировать в предмет мебели. Непростая задача, не так ли?

Термины

«Буквы еще ни одной не ввели, а термины уже все выложили: твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные», - пишет Зайцев.

Получается, что обучение идет не от конкретного к абстрактному, а наоборот.

Методические сказки

Кроме путаницы в голове, потраченного времени на глупые сказки и ненужные термины, такая «литература» не дает больше ничего. «Азбуковедение», «Ошибкоопасное место», «Ошибия», «Таинственная Фонема», «Буквинск», «Складиск», «Числяндия» и т. п., по мнению Зайцева, не должны окружать ребенка.

Знакомство с кубиками Зайцева

Первое знакомство - только с имени, считает Зайцев. Напишите имя малыша кубиками, покажите, покрутите кубики - имя может и измениться.

Написали имя. Теперь можно составить из кубиков и прописать указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, КО-Т, КУ-К-ЛА, имена мамы, папы, друзей.

Теперь ребенок сам выбирает слово, которое вы ему напишите кубиками, а потом покажете по таблице. Все быстро, аккуратно, не требуется ни доски, ни мела, ни карандашей и бумаги.

И самое главное - пишут сами кубики!

Математика по методике Зайцева

Беда всех начальных математических программ и вытекающих из них пособий и учебников, считает Зайцев, это их общая установка сначала разделять «один» и «много», затем длительное время считать в пределах 10, затем 20 и т. д.

Зайцев поступает проще. Его пособие «Тысяча плюс и еще…» обучает детей счету в пределах тысячи.

Это четырехцветная лента из картона с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетки довольно скоро от начала занятий начинают находить на ленте любое названное число. Четные и нечетные различаются по цвету. Каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.

Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, в матрице 10 х 10 клеток 54 закрашенных квадратика и 46 не закрашенных).

Дети четырех-пяти лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста.

Шесть кубиков и вторая таблица помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Третья таблица знакомит детей с записью и названием многозначных чисел.

Самое главное, предупреждает Зайцев, не надоедать ребенку с якобы методическими подходами: что больше, что меньше, на сколько, состав десятка, состав числа и пр. А вот походить вдоль ленты, посчитать по ней, переводя при назывании следующего числа указку в соседнюю правую клетку, поискать задаваемые числа детям совершенно необходимо.

Чем интересна методика Зайцева

Методика обучения по кубикам Зайцева, безусловно, интересна и необычна. Интересен сам по себе «складовой принцип» обучения чтению. Действительно, малышу не потребуется разбивать слово на слоги (слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно), складывать буквы, чтобы получить слог, задумываясь, что же получится из «п», «а», «п», «а».

Зайцев включает в работу все каналы восприятия информации у ребенка, а ребенок уже сам выбирает «подходящие» для него. Визуалы могут рассматривать материал, кинестетики - трогать, крутить в руках, аудиалы - слушать и проговаривать (пропевать).

Занимаясь математикой, ребенок довольно быстро переходит к операциям с двухзначными числами, благодаря математическим таблицам с первых уроков знакомятся с десятками.

Сомнения и недостатки методики Зайцева

Есть мнение ряда учителей, что дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в морфологических разборах слов (по составу). Им бывает сложно выделять приставки и корни, суффиксы и окончания.

У многих это влечет за собой непонимание орфограмм и неграмотное письмо. Этот факт не доказан, однако мнение существует и довольно часто приводится противниками методика Зайцева.

К минусам в исполнении наглядного материала по этой методике можно отнести непрочность кубиков. Даже укрепленные дополнительными вкладышами кубики в руках двухлетки быстро могут прийти в негодность. Отсюда нежелание многих родителей давать материал в руки крохе, что противоречит подходу Зайцева «давать все и сразу».