Что сделал князь ярослав мудрый. Почему Ярослав – Мудрый? Добился независимости Русской православной церкви

Среди простых предложений по наличию главных членов различают двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из обоих главных членов - подлежащего и сказуемого, в односоставных - только из одного.

Важно, что главный член односоставных предложений не является ни подлежащим, ни сказуемым, потому что совмещает функции двух главных членов предложения.

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • безличные
  • инфинитивные
  • номинативные

Определенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая - здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо - на самого говорящего. Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл. . и 2л. ед. или мн.ч . наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду по дороге. Сидим , думаем , пишем . Не остуди свое сердце, сынок! Такие односоставные предложения синонимичны двусоставным предложениям: Иду по дороге - Я иду по дороге. Употребляются в официальной речи, в деловом стиле и в худ. литературе.

Неопределенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили , я бы ответил согласием.

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало . Было морозно и ясно . В безличных предложениях называются явления природы (Морозит ), физические и психические состояния человека (Мне скучно ), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах ), модальные отношения (Захотелось есть ) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает ), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало ), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом! ), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию ), отрицательным словом (Покоя нет ). Чаще всего употребляются в худ. лит. (точность, сжатость).

Инфинитивные - это такие предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом и обозначает необходимое, неизбежное или желательное действие, н-р: Тебе начинать! От безличных они отличаются тем, что в безл. инфинитив зависимый, а в инфинитивных - независимый: Вам рассказать об этом? - инф. и Вам следует (нужно) рассказать об этом? - безличн.

Номинативные (назывные) – это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица ; номинативные указательные: Вон звездочка ; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

На вопрос Реформы Владимира Великого или Ярослава Мудрого. Кто что знает, тот то пишет))) ХЕЛП заданный автором Просцениум лучший ответ это Ярослав Мудрый (1019-1054). После смерти Владимира между его сыновьями началась жестокая борьба за власть. Старший сын Владимира Святополк убил своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Решающая битва между двумя претендентами на киевский престол Святополком и Ярославом состоялась весной 1019 г. на реке Альте, она закончилась победой Ярослава. С братом Мстиславом, который княжил в Тмутаракани, вопрос о разделе сфер влияния Ярослав решил мирным путем, предложив ему земли днепровского левобережья с Черниговом. После смерти Мстислава 1036 г. Ярослав окончательно объединил Русь.
Первоочередной задачей Ярослава Владимировича, так же, как и его отца, была защита родной земли от печенегов. Он продолжил дело фортификування южных рубежей государства, строил новые города (Юрьев, Корсунь и др.) . В 1036 г. , когда огромная орда печенегов прорвала укрепления и окружила Киев, Ярослав собрал большое войско и наголову разгромил врага, отогнав его навсегда от рубежей Русской земли. Одновременно Ярославу Мудрому пришлось заботиться о защите западных границ: отвоевывать у польских феодалов земли, захваченные Болеславом Храбрым 1018 г. , освободить от поляков волынский город Белз, вместе с Мстиславом отвоевать и воссоединить с Древнерусского государства / 1031 / всю Июнь Русь.
Во внешней политике Ярослав Мудрый предпочитал методам дипломатических связей, подкрепляя их династическими браками. Сам князь был женат на дочери шведского короля Ингигердой, его дочь Анна была женой французского короля Генриха I, Елизавета - норвежского короля Геральда Смелого, Анастасия - венгерского короля Андрея. Сыновья Ярослава Мудрого Изьяслав, Святослав и Всеволод благодаря бракам скрепили дружеские отношения Киевской Руси с Польшей, Германией и Византией.
Важные меры совершил Ярослав в деле внутренней организации своего государства. При нем было окончательно сломано местный сепаратизм, стабилизировались территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат, сбор дани. Ярослав Мудрый уделял большое внимание церкви, пытаясь обеспечить независимость церковной иерархии от Византии, в 1039 г. основал митрополию в Киеве, а в 1051 году назначает главой русской церкви Иллариона. В столице государства действовало 400 церквей. Он перестроил Киев - поднял Золотые Ворота, собор св. Софии. Прославился Ярослав Мудрый и изданием "Русской правды" - первого кодекса законов. Он заботился о развитии образования, науки, искусства. Развивалась экономика страны. Только в Киеве работали ремесленники более 60 специальностей. Столица стала торговым центром не только Киевской Руси, но и Восточной Европы.

К 975-летию (1037) основания первой библиотеки Древней Руси

«Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное»

(«Слово о почитании книжном», Изборник 1076 года)

«Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное»

(из сборника древнерусских изречений «Пчела»)

«К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем…»

(«Повесть временных лет»)

«Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»

(«Повесть временных лет»)

"Реки, напояющие Вселенную". Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый на памятнике "Тысячелетию России" в Великом Новгороде

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". И похвала ей проходит через века нашей страны. Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет некий монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси

«Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?

Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI - XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тыс. книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.

С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей.

«Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.

Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы.

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. Она не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Напомним, что «София» в переводе означает «Мудрость».

Знаменитая София Киевская - главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

Храм Софии - символ могущества и силы первого древнерусского государства.

Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион - один из первых русских писателей - произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)

Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.

На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак , на нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».

Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».

В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел прежде всего как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

C ero именем связаны и многие другие «книжные» начинания.

Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.

Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года - последнего года княжения Владимира. До этого времени - лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.

Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их». Он не был в этом первопроходцем: заботясь о распространении просвещения Владимир распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», создавать государственные школы.

Вдумаемся в строку: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Совершенно очевидно, что в конце X - начале XI века на Руси уже были книги - привезенные из Византии, из Болгарии или переписанные в Киеве, Новгороде, в других крупных городах. И великий князь - суровый военачальник, крупный государственный деятель, дипломат и градостроитель был, говоря современным языком, страстным книголюбом.

Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать - гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях. Приходил к убеждению - это можно предположить с большой долей вероятности, - что в знании заключена большая сила. Так. в книге Иоанна Дамаскина он мог прочитать: «Нет ничего выше разума, ибо разум - свет души, а неразум - тьма. Как лишение света творит тьму, так и лишение разума затемняет смысл. Бессмысленность присуща тварям, человек же без разума - немыслим. Но разум не развивается сам собою, а требует наставника... Приблизившись же к дверям мудрости, не удовольствуемся этим, но с надеждой на успех будем толкаться в нее».

Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям. Можно лишь пред­положительно судить о круге чтения Ярослава Мудрого на протяжении его продол­жительной жизни. В него входили библейские книги и примыкавшие к ним апокрифические сказания, труды «отцов церкви», сочинения по вопросам миротворения и устройства вселенной, исторические и юридические труды.

Удивительно, но современные ученые знают о том времени больше летописца. Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

Когда была основана библиотека?

Казалось бы ответ прост - в 1037 году, так как именно в это «лето», свидетельствует летопись, «Ярослав же, книги многие написав, положил в... Софии». Верно, но смущала первая строка, гласящая, что в это «лето» был заложен собор, т. е. началось его строительство. А завершение - к 40-м и даже 50-м годам. И на протяжении длительного времени шли дискуссии по этому вопросу. Усилиями археологов, архитекторов, историков удалось доказать, что в 1037 году не началось, а завершилось строительство Софии, в этом же году была основана и библиотека. Размещалась она или в одной из аспид, или в башне.

Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.

А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.

Об устройстве мастерской-скриптория мы ничего не знаем. Правда; в хорошо иллюстрированной Радзивиловской летописи есть миниатюра, на которой запечатлена подго­товка книжного фонда библиотеки Киевской Софии.

Книгописная мастерская Ярослава Мудрого. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Миниатюра иллюстрирует летописный текст о создании первой, дошедшей до нас государственной библиотеки на Руси. Вглядимся в нее. По краям иллюстрации нарисованы две фигуры, сидящие перед столами на плетеных креслах со спинками. Человек, изображенный слева, держит в руках книгу, только что снятую с массивного пюпитра и жестом приказания вручает ее молодому человеку. Стоящие рядом двое пожилых людей обращены к человеку, сидящему справа и держащему в руках длинную полосу пергамента, на которой написано несколько строк текста. Сидящие на флангах фигуры - в плащах, это явно светские люди, а фигуры в центре, судя по одежде, - духовенство.

Смысл иллюстрации раскрыл книговед Н. Н. Розов. По его мнению, один из руководителей книгописной мастерской дает книгу молодому человеку, чтобы тот перевел или переписал ее. Сидящий справа пожилой человек читает текст будущей книги, проверяя его. То, что он не только читает, но и, может быть, собирается править текст, показывает стоящая на столе чернильница (на столе слева ее нет). Двое находящихся перед ним людей то ли вручили правщику текст, то ли ждут, когда он отдаст его им для переписки; скорее всего последнее, так как оба они протягивают к нему руки.

В Студийском уставе, введенном в монастырях несколько позднее, есть раздел "О каллиграфе", определяющий порядок работы мастерских по переписке книг. Основное внимание уделялось точности переписывания, строго запрещалось что-то дописывать; подчеркивалось, что работа должна вестись в "благостном настроении".

Наглядное представление о работе переписчика можно получить из миниатюр старинных рукописей. Писец обычно сидит на скамейке, перед ним невысокий стол с письменными принадлежностями, но пергаментные листы лежат не на столе, а на коленях или на пюпитре.

Можно предположить, что скрипторий был довольно большой, в нем трудились как писцы духовного звания, так и миряне. Повсеместная потребность в книге породила своеобразную отрасль ремесла. Кроме переписчиков и переплетчиков над рукописной книгой трудились редакторы и переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры. К сожалению, из книг, переписанных до 1054 года, сохранилась только кирилловская часть Реймского евангелия, привезенного Анной Ярославной во Францию в 1049 году.

Историк П. П. Толочко, много сделавший по изучению истории древнего Киева, пишет: «В деле просвещения Руси книгописная мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сама София в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из ее стен, послужили основой для появления новых библиотек, в том числе и огромной библиотеки Печерского монастыря, который уже с конца XI века превращается в крупнейший центр культурной жизни Киевской Руси.

Софийское книгохранилище возникло благодаря книжному дару Ярослава Мудрого.


Билибин И.Я. Великий князь Ярослав Мудрый, 1926

«Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки возникают по всему государству свои книгописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения».

Книг в библиотеке, основанной Ярославом Мудрым, было «множество». А сколько?

К сожалению, какими-либо, даже ориентировочными, данными о книжных сокровищах библиотеки Ярослава мы не располагаем.

В разное время делались попытки хотя бы приблизительно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые историки в прошлом веке утверждали, что оно «насчитывало великие тысячи книг рукописных и разных драгоценных манускриптов, писанных на разных языках». Историк русской церкви Е. Голубинский определял, правда, бездоказательно, книжный фонд первой библиотеки в 500 томов, а над ее созданием трудились будто бы 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.

Сейчас высказывается мнение (тоже ничем не подкрепленное), что нельзя исчислять количество книг в Киевской Софии сотнями.

Думается, что более правильно такое предположение (без указания точных цифр): в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.

Но что переписывалось, переводилось, нет ли все же какого-нибудь если не ориентира, то хотя бы намека на некоторые произведения? Ведь не только книг (за исключением двух!), но и никаких описей библиотеки - ни ранних, ни более поздних - не сохранилось. Оказывается, такой намек есть.

И содержится он в одной из дошедших из Киевской Софии книг...

Через двадцать с небольшим лет после смерти Ярослава «Иоанн диак» составил в Киеве «Изборник» 1076 года - книжечку небольшого формата, содержащую статьи энциклопедического характера. "Изборник" 1076 года - не энциклопедия, не справочник, а маленькая библиотека, походная книга, которая призвана заменить князю большую библиотеку, подборка любимого и нужнейшего для князя чтения.

Основное место в нем занимают поучении о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни. Особенно важно то, что сборник составлен на основе книжных богатств Киевской Софии, о чем говорится в приписке «грешного Иоанна» - «избрано из многих книг княжьих». Значит, по приведенным отрывкам, ссылкам на источники мы можем судить хотя бы о части фонда первой русской библиотеки. Источники Иоанна - многочисленны и разнообразны. Это жития святых, евангелийские и апостольские поучения, пророческие беседы. Такой состав библиотеки соответствует, в основном, и похвале учению книжному приведенной в Лаврентьевской летописи. Анализ содержания «Изборника» 1076 года позволил исследователям определить и характер работы его составителя - Иоанна и уровень его подготовки. Он не просто копировал отрывки для чтения, а подвергал их определенной обработке - сокращал, компилировал, переводил, - демонстрируя при этом широкую эрудицию и умение из доступных ему источников составлять содержательные, целенаправленные произведения. Хорошо образованный Иоанн отбирал, обрабатывал, а уж затем переписывал тексты. Кроме того, «Изборник» содержит оригинальные произведения.

К ним относится, в частности, первая статья «Слово о почитании книжном» - первое в истории русской культуры сочинение о пользе, методах и цели чтения. Русский филолог А. Х. Востоков, одним из первых обративший внимание на этот памятник, писал, что эта статья «особенно любопытна, как выражение новопросвященного славенина драгоценной науке книжной».

Вот начало статьи: «Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное».

Этот отрывок многократно цитировался в книговедческой научной и научно-популярной литературе. Но только в 1990 году академик Д. С. Лихачев обратил внимание на глубокий философский смысл и самого "Слова о почитании книжном" и этого отрывка, раскрыл его сложную символику. Древнерусский книжник утверждал, что праведность человека немыслима без книг. "Следовательно, - пишет академик, - книги - это и то, что делает человека праведником ("гвозди", которыми скрепляются все его составные части), и та сила, то "оружие", тот "парус", которые позволяют праведнику воздействовать на мир, правильно вести себя, вести свой корабль в "житейском море". Это необычайно высокое представление о книге, которое вряд ли было превзойдено в последующие века в Древней Руси".

В этой статье дан один из древнейших советов, как читать. Автор рекомендует осмысленно относиться к читаемому и указывает приемы чтения: «Когда читаешь книгу, не старайся торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к каждой главе». Важность учения подкрепляется примерами. Отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, а такжт славянский просветитель Кирилл потому «на добрые дела подвигнулись», что «измлад; прилежали к святым книгам». В подтексте этих рассуждений - мысль том, что высокие качества личности не «спускаются с неба» в готовом виде, а представляют собой результат постоянных усилий человека, его постоянной работы.

Ученые установили, что «Изборник» 1076 года оказал заметное влияние на «Поучение» Владимира Мономаха, и делают из этого вывод: он находился в княжеской библиотеке до начала XII века. Последующий путь его в полном объеме проследить трудно.

Этот «Изборник», а в нем 277 листов, дает некоторое представление о книгах библиотеки Киевской Софии. Составлен сборник уже при другом князе - Святославе Ярославиче; не вызывает сомнения то, что вместе с великокняжеским столом он унаследовал и богатое собрание книг отца...

Да, летопись говорит о церковном характере литературы, необходимость которой диктовалась распространением на Руси христианства. Здесь следует сказать, что Ярослав и его советники, помощники решали весьма сложную задачу - из большого количества книг византийской и других литератур выбрать те, которые отвечали бы потребностям древнерусского читателя.

И все же - и это вызывает удивление - киевские книжники нашли возможность привезти из других стран (прежде всего из Болгарии), перевести или переписать наряду с церковными книгами - хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения, философские и юридические трактаты. Эти произведения послужили основой для плодотворной творческой деятельности книжников. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», а также «Церковный устав», здесь создавались философские трактаты, поучения и «слова». Именно здесь во времена Ярослава Мудрого и по его инициативе началось летописание.

Все книжные начинания Ярослава Мудрого возникли не на пустом месте, они опирались на многолетний опыт.

Еще во времена Игоря Старого, деда Владимира Красное Солнышко, на Руси владели грамотой. Непрерывная письменная традиция восходит к глубокой древности, к языческим временам, ею пользовались в бытовом обиходе. Но книги, по которым учились грамоте, до нас не дошли, их поглотило время.

В тесный круг Ярославовых книжников входил один из деятельных помощников Ярослава Мудрого, его любимец Иларион, автор «Слова о законе и благодати» , дошедшего до наших дней, и которое современные исследователи образно называют «первым словом русской литературы». В этом труде Иларион проявил себя как человек, овладевший высокой словесной культурой. Он обладал широким кругозо ром, был мудрым, смелым политическим деятелем и по праву считается одним из основоположников русской литературы.

«Слово» возвеличивает принятую Русью христианскую религию, восхваляет князя Владимира и обращается к Ярославу, как преемнику славных дел отца. Созданное в период наивысшего расцвета древнерусского государства, «Слово» проникнуто оптимистическим пафосом, оно устремлено к великому будущему русского народа, утверждает его независимость от идейного влияния Византии, его собственную высокую культуру и мировую заслуженную славу. С патриотической гордостью пишет Иларион о том, что и до Владимира в Русской земле были замечательные князья, которые мужеством и храбростью прославились во многих странах и победами и «крепостью поминаются ныне и славятся». Они «не в худой и не в неведомой земле владычествуют, но в Русской, которая ведома и слышема во всех концах земли».

Писатель Е. И. Осетров, много сделавший для пропаганды древнерусской культуры, назвал этот отрывок первым гражданским и лирическим монологом, посвященным Родине. Сразу же после создания, «Слово о законе и благодати» было прочитано автором перед Ярославом, княжеской семьей и всей феодальной киевской знатью в Киевской Софии. Очень скоро «Слово» распространилось в других странах, в частности, у южных славян. Более того, образы и сравнения, основные идеи Илариона ученые находят и в «Слове о полку Игореве», в других произведениях Древней Руси. Бесспорно, Иларион был хорошо образован, начитан. «Слово о законе и благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, имевшихся в княжеском собрании (книговеды даже сделали арифметические подсчеты). Он широко и свободно использует цитаты из житийной и апокрифической литературы, знает книжную поэзию.

Предполагают, что именно он, вместе с Ярославом, стал инициатором сооружения Софии Киевской. Можно думать, что он был среди тех книжных людей, которые создавали первую на Руси библиотеку.

По предположению академика Б. Д. Грекова, в окружение Ярослава Мудрого (во всяком случае, в последние годы его княжения) входил и замечательный певец-поэт Боян, пользовавшийся в Древней Руси большой славой. Его цитировал Даниил Заточник, а Сафоний, автор «Задонщины», называл «гораздым гудцом в Киеве».

Само имя Боян стало нарицательным. Мастерство поэта было настолько совершенным, что под его перстами струны оживали и «сами славу князьям рокотали». И рокот струн, и вдохновенные песни слушал Ярослав Мудрый, его семья, его приближенные или в княжеском тереме, или в самой Софии Киевской.

Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.

Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.

Для Владимира Ярославича - новгородского князя - в 1047 году была переписана «Книга пророков» (дошла до нас в списках XVI века). Именно при князе Владимире был построен в 1045-1051 гг. Софийский собор в Новгороде, где также сложилась крупная библиотека.

Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича - Остромира - было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие - старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.

Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава - польская княжна Гертруда.

Всеволод, по воспоминаниям его сына Владимира Мономаха, «дома сидя, изучил пять языков», за что ему воздавали честь в чужих землях.

Покровителем книжного дела считался и сын Ярослава князь Святослав, который, по свидетельству современника, «много старался для собирания книг». Его величали «новым Филадельфом», приравнивая тем самым к прославленному книголюбу древности, египетскому царю Птолемею II. Такие оценки содержатся в предисловии к знаменитому «Изборнику» 1073 года. Создан он в книгописной мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник, переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике.

Это - книга большого формата, богато иллюстрированная многокрасочными миниатюрами. В «Изборнике» помещена и миниатюра, изображающая князя Святослава с книгой в руках в окружении семьи, - первый портрет светского содержания, дошедший до наших дней.

Княжеская семья. Святослав Ярославич с книгой в руках

из "Изборника Святослава" 1073 г.

Изборник» позволяет судить о прекрасном мастерстве и художника и писца, позволяет сделать вывод о высоком состоянии книгописного искусства и отработанной технологии изготовления книги на Руси того времени.

Открывается книга вводной статьей - «От составителя», как мы сказали бы сейчас. Заметим, что это не буквальная, а творчески переработанная копия. Книгописец так сформулировал полученное задание: «Великий в князьях князь Святослав - державный владыка, желая объявить скрытый в глубине многотрудных этих книг смысл, повелел мне, несведущему в мудрости, перемену сделать речей, соблюдая тождество смысла».

Вместе с тем, это, по-существу, указание по практике перевода, которым руководствовались книжники.

Есть в конце книги приписка, из которой мы узнаем, что «Изборник» написал «Иоанн диак». Эта рукопись содержала первый на Руси индекс - список «истинных» и «ложных» произведений. По мнению автора, истинные книги «добры и лепотны». Среди ложных, запрещенных церковью перечислялись апокрифические книги, отреченные сочинения, легенды, предания народного суеверия (25 книг). Этот список - первый цензурный памятник, позже были и другие. Они примечательны и тем, что дают возможность познакомиться не в полном объеме, конечно, с кругом чтения в Древней Руси, представляют собой своего рода библиографический материал. Какую-то часть сведений о книжном репертуаре дают сочинения Илариона, какую-то часть - «Изборник» 1076 года...

Сберечь библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 году, например. Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез из него все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд.

Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. Следов ее до сих пор не обнаружено. Но нет и ни одного упоминания о ее гибели.

Где же великокняжеская библиотека?

У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места - лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева - в урочище Межегорье.

Хочется верить, что она будет найдена...

(По материалам книг Алексея Глухова «Судьбы древних библиотек» (М., 1992); «Мудрые книжники Древней Руси» (М., 1997).

Карпов, А. Ю. Ярослав Мудрый / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 584 с.: 16 л. ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ. Сер. биогр. Вып. 808). - Указ. : с. 564-582.

Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) справедливо называют "золотым веком" Киевской Руси. Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый" - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа. Предлагаемая вниманию читателей книга - первое полноценное жизнеописание этого замечательного человека, основанное на скрупулезном изучении всех сохранившихся источников.

Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 160 с.: ил. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря). - Прил. к журн. "Школьная библиотека". -Библиогр. в конце ст.

Книга представляет собой сборник небольших рассказов о великих людях, оставивших глубокий след в истории, науке, культуре и искусстве, но одновременно выполнявших библиотечную работу в качестве библиографов, каталогизаторов, библиотекарей-практиков, руководителей библиотек.

Ярослав Мудрый // Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – С. 131-134. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/vel/iki/yel/udi/41.htm . - 22.05.2012. http://www.calameo.com/books/0001662285cf773130456 . - 22.05.2012.

Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова : [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – 255 с. : ил.

Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики - все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них - Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий.

Глухов, А. Г. «Реки напояющие Вселенную». Ярослав Мудрый : [книжная деятельность киевского князя] // Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова: [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – С.5-19.

Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - 221, с.: ил. -Библиогр. : с. 220-222.

В книге рассказывается о крупнейших и наиболее примечательных книжных собраниях нашей страны, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым; о монастырских библиотеках, о книжных коллекциях государственных учреждениях (приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и некоторых других. Речь идет о культуре, о книгах и писателях, о переводчиках и переписчиках литературных памятников.

Глухов, А. Г. Первые на Руси // Глухов А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - Режим доступа: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st003.shtml . - 22.05.2012.

Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек : [науч. - худож. очерки] / А. Г. Глухов. - М.: Либерея, 1992. - 160 с.

В древности собрания книг порой называли хранилищами мудрости, приютом мысли.

Древняя Русь оставила нам в наследство бесценное литературное богатство, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители, переписчики, составители сборников и редакторы. Все те, кого летописцы уважительно называли "мудрыми книжниками". О них и пойдет речь в научно-художественных очерках. Их можно было бы назвать и так: "Долг, завещанный от Бога". Ведь сотворение книги всегда было на Руси святым делом, именно так смотрели на свою работу все те, кто соучаствовал в создании этого удивительного объекта древнерусской духовности.

Книга повествует не только о библиотеках - их становлении, развитии и гибели, но и о книжном деле в широком смысле слова, о выдающихся деятелях культуры прошлого, о судьбах некоторых знаменитых книг, о современных ученых, которые разыскивают и изучают древнейшие книгохранилища мира.

Глухов, А. Г. «В лето 1037…» : [о создании библиотеки при Софийском соборе в Киеве Ярославом Мудрым] // Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. - М., 1992. – С. 119-129.

Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России /

А. Г. Глухов. – М.: Грифон, 2010. - 238, с. - Библиогр.: с. 236-237.

Данная книга содержит серию очерков о монастырях и храмах нашего Отечества. Их не случайно называли "обителями мудрости": ведь издревле в стенах монастырей хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились поистине бесценные памятники письменности. Автор рассказывает об истории очагов культуры древней и средневековой Руси, уделяя особое внимание деятельности их основателей или наиболее знаменитых насельников и настоятелей; многие из них причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

Глухов, А. Г. Храм Св. Софии Киевской. Ярослав Мудрый // Глухов А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – М., 2010. – С. 15-23.

Мальгин, А. С. Гимн книге : энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М.:Либерея -Бибинформ,2009.- 536 с.

Книга содержит сведения о занимательных и, как правило, малоизвестных фактах и событиях из истории книжной культуры. Увлекательные очерки и рассказы посвящены древнейшим памятникам письменности, выдающимся «вечным» книгам - Библии и Корану, замечательным произведениям древнерусской книжности, возникновению книгопечатания, знаменитым отечественным и зарубежным издателям и типографам. Большое внимание уделено великим библиотекам: от Александрийской до Румянцевской. Наряду с описанием событий, преданиями и легендами из истории книги, письменности и библиотек в издании приводятся афоризмы, крылатые выражения и высказывания выдающихся личностей всех времен и народов о роли книги в общественном развитии на разных ступенях цивилизации.

Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси // Мальгин А. С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М., 2009. – С. 440-445.

Электронные ресурсы

Библиотека Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] : материал из Википедии - свободной энциклопедии. – Режим доступа:

Бочкарев, А. Библиотека Ярослава Мудрого спрятана в киевских пещерах? [Электронный ресурс] : книжные сокровища, вскружившие голову не одному поколению искателей, могут быть захоронены в катакомбах одного из четырех древних храмов / Александр Бочкарев // Комсомольская правда в Украине. – 2011. – 26 янв. - Режим доступа: http://kp.ua/daily/260110/263735/ . - 22.05.2012.

В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть 1 [Электронный ресурс] // Объектив- X: за гранью видимого: [сайт] . - Режим доступа:

Памятник князю в Киеве в сквере у Золотых Ворот

"Ярослав Мудрый с моделью Софии Киевской", установлен в 1997г., скульптор И. П. Квалеридзе

Князь Ярослав Всеволодович (1191-1246 гг.) – князь Владимирский, князь Переяславо-Залесский, князь Переяславский, князь Новгородский, князь Владимирский, великий князь Киевский; сын Всеволода Большое Гнездо , отец Александра Невского .

Участвовал в междоусобицах князей, вел активную борьбу за власть с многочисленными родственниками.

Ярослав Всеволодович первым из русских князей во время татаро-монгольского нашествия получил от татарского хана ярлык на княжение в новой столице Древней Руси – городе Владимире.

Ярослав Всеволодович. Краткая биография

Князь Ярослав родился в 1191 году и был одним из многочисленных отпрысков Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца, Ярослав становится князем в городе Переяславль Залесский, однако уже вскоре вынужден был его покинуть для того, чтобы принять участие в борьбе за власть между двумя своими братьями – Юрием (Ярослав выступил на его стороне) и Константином – в 1213 и 1214 годах.

После междоусобицы между братьями принял активное участие в борьбе за Новгород, которая продолжалась с переменным успехом с 1215 по 1236 годы (за этот период Ярослав несколько раз обретал и терял титул князя Новгородского). В 1236 году стал князем Владимирским, явившись на поклон в Золотую Орду и получив там ярлык на княжение.

Смерть настигла Ярослава во время его второй поездки в Золотую Орду, когда он был призван на поклон к матери хана, где принял из ее рук угощение. Спустя неделю Ярослав скончался. Точная причина смерти неизвестна, однако считается, что князь мог быть отравлен.

Борьба Ярослава Всеволодовича за власть

Во внутренней политике особенно примечательна многолетняя борьба Ярослава за право княжить в Новгороде. Впервые он был призван Новгородцами в 1215 году, когда город покинул Мстислав Мстиславич. Ярослав прибыл в город, однако был недоволен беспорядками, которые там случились из-за его приезда, поэтому вскоре уехал княжить в Торжок, приняв, однако, титул Новгородского князя. В Новгороде остался наместник Ярослава. Спустя некоторое время Ярослав хитростью и силой попытался завоевать власть в Новгороде во время голода, настигнувшего город, отказывая в помощи и отсылая гонцов из Новгорода обратно. О сложной ситуации в городе узнал Мстислав и тут же предложил Ярославу отпустить всех пленных новгородцев, однако тот отказался. Так началась многолетняя борьба.

1 марта 1216 года Мстислав, недовольный поведением Ярослава и переживающий за новгородцев, собрал горожан и двинулся в Торжок с предложением перемирия. Ярослав отверг предложение, и войско Мстислава двинулось в сторону Твери, разоряя по пути все города. Вскоре к Мстиславу присоединился брат самого Ярослава Константин (против которого Ярослав воевал в свое время), Юрий, Святослав и Владимир же встали на сторону Ярослава. Завязался междоусобный конфликт.

21 апреля 1216 года произошло знаменитое сражение на реке Липице между войсками Мстислава и Ярослава, в результате которого Ярослав потерпел поражение и вынужден был отдать титул князя Новгородского обратно Мстиславу.

Однако борьба за Новгород на этом не закончилась. Ярослав еще несколько раз становился князем Новгородским: в 1218 году был отправлен туда отцов, в 1221 и 1224 годах был призван на княжение самими горожанами. Только после призвания в 1224 году Ярослав, наконец, надолго остался в Новгороде в титуле князя и стал править городом.

Уже совместно с новгородцами Ярослав совершил несколько успешных военных походов. В 1225 году он выступил против литовцев, согнав их с русских земель обратно в княжество Литовское, в 1227 году состоялся поход на Ямь против финских племен и в 1228 году Ярослав успешно отразил ответное нападение со стороны финнов.

В 1226 году Ярослав снова вынужден был доказывать свое право править в Новгороде. На этот раз против него выступил князь Черниговский Михаил Всеволодович, однако борьба не увенчалась для Михаила успехом. Более того, в 1231 году Ярослав совместно с братом Юрием собрал войско и вторгся в Чернигов.

В 1234 году Ярослав выступил против немецкого войска под городом Юрьев, результатом сражения стал разгром войск противника и выгодный для Руси мир.

В 1236 году Ярослав получает титул Великого князя Киевского и отправляется в Киев, оставив в Новгороде своего сына.

В 1238 году Ярослав возвращается во Владимир и начинает княжить уже там. Спустя несколько лет успешного княжения, во время которых Владимир окончательно становится столицей Руси, Ярослав получает приказ явиться от хана Батыя. Из поездки в Золотую Орду Ярослав возвращается с ярлыком на Великое княжение во Владимире. В этот период Киев окончательно теряет статус столицы Древней Руси.

Итоги правления Ярослава Всеволодовича

За годы княжения Ярослава Владимир официально становится новой столицей Руси, Киев теряет свою власть, политическую и экономическую. Также благодаря деятельности Ярослава Русь смогла восстановиться после нападения западных крестоносцев, сохранив при этом свою государственность и не распавшись на отдельные территории.

Во внешней политике Ярослав старался урегулировать отношения с Золотой Ордой, а также обезопасить страну, которая итак находилась в тяжелом положении, от нападения со стороны немцев и литовцев.