Школьник принес в класс оружие, ранил учителя и был задержан. Он хотел повторить «Колумбайн

15-летний учащийся девятого класса пронес в школу пневматическое ружье, топорик для разделки мяса и несколько взрывпакетов, которые изготовил самостоятельно, пользуясь руководством из интернета. Юноша явился на урок с опозданием. После замечания педагога достал из рюкзака молоток и ударил женщину по голове со словами: «Я ждал этого три года».Как пишет «Комсомольская правда» , девятиклассник, который 5 сентября устроил стрельбу в школе Ивантеевки, являлся фанатом оружия, компьютерных игрок-стрелялок. И сам не раз держал оружие в руках. Об этом можно судить по фотографиям и записям 15-летнего парня в соцсетях. Не давала подростку покоя и тема нападения на американскую школу «Колумбайн» в 1999 году. Он даже взял себе ник, использовав фамилию парня, устроившего там бойню. «Если не вдаваться в подробности, то как результат 13 учеников мертвы, 23 было ранено и двое живы в моем сердце. Вот и снова тот самый день. Жаль, что не год, ибо иногда я задумываюсь. Неважно, что происходит вокруг, как ко мне относятся, задумываюсь, нужен ли я здесь. Жизнь прекрасна, друзья, но порой уж лучше смерть. И может, лучше, если бы я был на месте Эрика и Дилана… А теперь забудьте все, что здесь написано, и живите дальше. Не все любят суицидальные мысли, так ведь?» – писал на своей странице девятиклассник из Ивантеевки. И если эта запись была сделана еще в апреле, то статус явно был изменен не так давно. И он такой «5.09.2017 delete my life». Это как раз сегодняшняя дата и подпись «уничтожить мою жизнь». Выходит, что девятиклассник предупреждал о нападении. Но, по всей видимости, друзья не придали этому значения. Как и не обращали внимания на посты, которые он адресовал именно им и надеялся на понимание ().Ученики первой ивантеевской школы, с которыми удалось связаться «Новой газете» , рассказали, что Михаил был неординарным, и агрессивным. «Он ходил в берцах и в камуфляжных штанах, хотя и носил очки», - сказал Семен Л., учившийся в классе на год младше Михаила. Взаимоотношения Михаила со школьниками подтверждают и слова его сестры, а также еще одного учителя школы. Первая рассказывает теперь: «Да, он это сделал, потому что у него накопилось за три года... Его одноклассники, они его задевали всячески, и его это раздражало». Учитель: «Он кричал что-то вроде: я ждал этого три года, но я не знаю его так долго, чтобы это как-то объяснить». В друзьях у Михаила – всего 4 человека. Вместе они делятся роликом, снятом еще в апреле 2017 года, где ученик приносит в класс ружье в футляре от музыкального инструмента и убивает незнакомого ему учителя физики. Ролик этот снят в российской школе. А между тем задержанный ивантеевский подросток будет проходить обвиняемым по статье «Хулиганство». Школьнику предстоит пройти психиатрическую экспертизу – СМИ сообщают, что он уже наблюдался у психиатора ().Девочка из параллельного класса рассказала «Московскому комсомольцу» , что, по ее мнению, 2-3 года назад с Виктором «что-то случилось» после того, как он просмотрел «какой-то сериал» (вероятно, речь о нашумевшем фильме Майкла Мура «Боулинг для Колумбины»). «Я заметила тогда, что он стал очень много говорить. Прямо без умолку болтал о разной ерунде, о том же оружие, говорит, что нет нормальной жизни на земле, что его никто не понимает. Он все время ссылался на этот странный сериал. Угрожал ли? Говорил постоянно, что всех ненавидит и скоро взорвет всех». Но среди учеников ивантеевской школы есть те, которые искренне считают, что парень пришел мстить именно преподавателю. «Многие ученики считают, что он пошел на это, чтобы отомстить преподавателю, – предполагает другая девочка. – Я лично наблюдала, как учителя могли нахамить школьнику, оскорбить, шутили над ним. Я сама иногда после уроков именно этого преподавателя уходила поникшей и обиженной. Помню, даже какие-то классы писали в отношении нее коллективные жалобы директору. Видимо, унижение – нормальная практика для педагогов. Я ни в коем случае не заступаюсь, просто сейчас все пытаются разобраться в мотивах его поступка» ().Инцидент вызвал бурную реакцию политиков и общественных деятелей. Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова через несколько часов после случившегося предложила создать в России систему по предупреждению детской жестокости: «10–20 лет назад мы удивлялись подобным новостям из американских школ. Неужели этот страшный вирус пришел к нам?» Кузнецова добавила, что было принято решение о создании рабочей группы экспертов-психологов, которые проанализируют причины этого явления. Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Асмолов заявил «Коммерсанту» , что культура жестокости входит в школы. Он назвал происходящее «ключевой ситуацией для России», так как наблюдается «превращение жесткого поведения как средства разрешения тех или иных проблем в норму обыденного поведения». Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Елена Дозорцева, говоря о возможной профилактике, отметила, что «сейчас в школах, конечно, очень мало психологов – они не могут выяснить все по поводу каждого ученика». «Несколько лет назад в школах сократили ставки социальных педагогов, в функции которых входила адресная профилактическая работа по оказанию помощи детям и семьях, находящимся в социально опасном положении или относящимся к группам риска. Это была огромная ошибка, которая лишила школу важной социальной функции», – заявила «РИА Новости» глава комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая. Ужесточить российское законодательство, регламентирующее безопасность в образовательных организациях, предложил депутат Московской областной думы Олег Рожнов (

Сегодняшний день ученики школы номер 1 в подмосковной Ивантеевке запомнят надолго. Причина тому - неадекватное поведение одного из девятиклассников. 15-летний парень вооружился пневматическим ружьем, топориком для рубки мяса и дымовыми шашками, все это спрятал под полами длинного черного плаща и в таком виде явился на урок информатики.

Зайдя в класс, он сразу бросил в разные стороны несколько дымовых петард. После чего набросился на 39-летнюю учительницу. Сначала парень выстрелил в сторону женщины, а затем нанес педагогу несколько ударов топориком по голове.

Испугавшиеся школьники стали в панике метаться по классу, трое выпрыгнули в окно со второго этажа.

Учительница получила черепно-мозговую травму. Женщину прооперировали, врачи оценивают ее состояние как удовлетворительное. У всех выпрыгнувших в окно различные переломы и ушибы. Правда, их жизням, по словам медиков, ничего не угрожает.

Больше никого, к счастью, подросток с оружием ранить не успел. Испуганные ученики сами выбежали из школы. Прибывшие полицейские задержали школьника и доставили его в отдел для разбирательств. Уголовное дело по факту инцидента во вторник возбудил Следственный комитет России. Расследование дела было передано в центральный аппарат СКР. Пока действия подростка квалифицированы по статье 213 Уголовного кодекса РФ "хулиганство".

Учительнице подросток нанес черепно-мозговую травму, ученики, выпрыгнувшие в окно, получили переломы

"По предварительным данным, 15-летний ученик пришел в школу с пневматическим оружием, которое пронес под плащом. В классе он достал оружие и произвел выстрел в сторону учительницы. В результате подростки испугались и трое выпрыгнули из окна", - рассказали в СК.

Отмечается, что с задержанным уже начали работать следователи, которые выясняют мотивы его поступков. Как подросток пронес оружие, будет выясняться в рамках еще одного возбужденного уголовного дела о халатности.

"В рамках расследования будут изучены круг общения несовершеннолетнего, его окружение, детально рассмотрены его поведение и увлечения в последнее время. Кроме того, в обязательном порядке будет дана жесткая правовая оценка действиям руководства школы, которое должно обеспечивать организацию безопасности в учебном заведении, а также органов системы профилактики", - сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко.

Кстати, следователи уже выяснили, что семья мальчика является благополучной. Отец парня - местный предприниматель. А сам подросток ранее ни разу не попадал в зону внимания правоохранительных органов.

По словам сестры подростка, тот на протяжении трех лет сильно переживал из-за издевательств со стороны одноклассников. Об этом же корреспонденту РИА Новости рассказали позднее учащиеся, собравшиеся возле школы, где произошел инцидент. По их словам, задержанный систематически подвергался унижениям со стороны одноклассников, а руководство школы никак на это не реагировало. Впрочем, официально мотивы, подвигнувшие девятиклассника на преступление, пока только выясняются.

На его страничке в соцсети "ВКонтакте" много постов посвящено оружию и громким случаям, когда ученики устраивали массовые побоища в американских школах. В частности, на одном из не так давно размещенных постеров изображен мужчина с ружьем, а надпись гласит - "любовь к стрельбе приходит после первого выстрела". На той же странице в соцсети - множество печальных записей о несчастной любви, одиночестве и ненависти к школе.

А 20 апреля он написал пост о стрельбе, произошедшей в этот день в 1999 году в американской школе Колумбайн. "13 учеников мертвы, 23 было ранено и двое живы в моем сердце (это он об убийцах. - Прим. "РГ"). Вот и снова тот день... Жизнь прекрасна, но порой уж лучше смерть", - написал он, закончив вопросом: "Не всем нравятся суицидальные мысли, так ведь?".

По некоторым данным, после расправы с учителем подросток планировал покончить с собой. Уходя в школу, он оставил на своей странице такую надпись "delete my life:05.09.2017" (удалите мою жизнь).

Напомним, похожий инцидент произошел 3 февраля 2014 года в московской школе номер 263. Ученик 10 класса пришел в школу с двумя отцовскими винтовками - Tikka T3 и мелкокалиберной Browning. Подросток зашел в кабинет географии, где занимался его класс, и расстрелял учителя Андрея Кирилова. Позже ученик расправился с прибывшими по вызову полицейскими: убил Сергея Бушуева и серьезно ранил Владимира Крохина, который пытался вытащить своего коллегу из-под обстрела. Школьника задержали после того, как прибывший к зданию школы отец уговорил его сдаться.

По результатам проведенной экспертизы школьник был признан невменяемым. 3 марта 2015 года Бутырский суд столицы отправил подростка на принудительное лечение в психдиспансер.

Опубликовано 05.09.17 22:58

Вынашивая идею мести, ученик 9-го класса Михаил Пивнев заразился примером американских школьников, которые расстреляли своих одноклассников и затем покончили с собой.

Девушка, пострадавшая в результате нападения вооруженного старшеклассника на школу в подмосковной Ивантеевке, рассказала о произошедшем, сообщает Рен-ТВ .

"Это был третий урок, информатика. Мы сидели, заходит наш одноклассник, Михаил Пивнев. Его не было вообще в течение всего дня в школе. Он заходит, у него был плащ черный, за плащом — ружье самодельное. В левом кармане у него лежал молоток разделочный для мяса", — рассказала она.

В свою очередь учитель, как рассказала девушка, сделала интккихс подростку замечание и они вышли из кабинета.

"Они вышли, он ее ударил ружьем в голову, выстрелил в нее и сказал: "Я ждал этого три года". Мы знали, что он должен был это сделать, но он вроде как хотел сделать это в конце учебного года. Он хотел, чтобы вместо школы было кладбище", — добавила девушка.

Более того, по ее словам, Михаил постоянно носил с собой оружие.

"Когда с кем-то гулял, он все время говорил об оружии и носил с собой что-то постоянно. У него был обрез, он делал самодельное оружие и бомбы", - отметила девушка.

Она также сообщила, что совершившие нападение был вдохновлен примером американских школьников, о которых снят документальный фильм «Бойня в школе „Колумбина“». В ленте рассказывается о массовом убийстве, совершенном в 1999 году двумя школьниками. В результате 13 человек погибли, 24 были ранены. После этого нападавшие застрелились сами.

«Я слышала от тех, кто с ним общался, что он всегда мечтал взорвать школу, он с лета это планировал, рассказывал это своим одноклассникам на уроках. Его друзья воспринимали это как шутку, но через какое-то время оказалось, что это была не шутка, а серьёзное намерение», — заявила она.

Так, 20 апреля на своей страничке Виктор из России вкратце поведал историю своего идола, выложил видео «Колумбайн 1999», прокомментировал, почему для подражания выбрал образ американского убийцы.

"То, что Витя зарегистрирован в соцсети, мы узнали только после случившегося. Никто из одноклассников не переписывался с ним по интернету, в наших классных группах он не состоялась, в общие чаты его не принимали. Мы думали, может он спецом игнорирует соцсети. Не любит такой вид общения. Хотя, если честно, ничего мы про него не думали. Даже не обращали внимание на него. Будто нет такого человека. Странный он парень был, большинство ребят его сторонились", - рассказал издания одноклассник стрелка.

Примечательно, что последний раз школьник заходил в соцсеть в 9.28 утра в день нападения и оставил статус на стене: «delete my life 05.09.17».

В свою очередь родителя подростка рассказали следователям, что он на протяжении нескольких лет вел онлайн-дневник, однако такой недавно его удалил. Тем не менее на страничке все же остались его некоторые посты.

Пост от 22 апреля (он не собрал ни дайков ни просмотров). «Все идет криво. Жизнь, события, время. Будто я завис где-то в пространстве. Так много вопросов и загадок. Я бы искренне хотел знать на них ответ. Никогда не спрашивай в лоб - это влечет вопросы и проблемы. Кого в моем окружении только нет. Хотелось бы знать и их мысли. Жаль что я не могу.

Что бы ты ни делал, ты все равно всем не угодишь. Единственный выход - логичен. Но не буду о нем. Буквально за неделю произошло столько различной хурмы, что я не знаю, как в это верить или как это понять.

У всех секреты. Насколько ты ни был бы близко к человеку, он пытается уйти. Да, да, я тоже не знаю зачем. Я даже не знаю зачем я это пишу? Что бы хоть кто-то задумался "хм... а может он про меня?"

Но я думаю эти буквы скорее вызывают не интерес, чем понимание. Мне честно интересна реакция. Но мне (плевать) на мнение. Парадоксально, но вполне прямо».

Затем Виктор продолжил: «Окей, тогда продолжу: как в одном из мемов - у тебя не будет проблем с друзьями, если у тебя их нет.

Здесь речь об этом, но немного в другом русле. Я просто не могу понять, кто есть кто. На полном серьезе. Я запутался. Даже для моей философии так трудно сделать хотя бы спонтанный выбор или вывод. Без пафосных цитаток, как это обычно бывает.

Я не рассчитывал никогда, ничего и ни на что, но все так вертится вокруг меня. Уже в сотый, наверно, раз повторяю. Ну мож, хоть кто-то меня поймет. (Хотя нет, не поймет)

Не поймут мысли этого текста, не поймут зачем я ношу сапоги, не поймут, о чем я думаю, не поймут, чего я от них хочу, не поймут за что я их ненавижу, не поймут за что я их люблю. Ни-ког-да».

«Жизнь всегда отвлекает. Я не понимаю, но это так. Могу ли я что-то добавить? Может быть. Но, опять же, не сейчас. Почему я пишу на inglish? Просто скучно. Вероятно, есть некоторые ошибки. Если вы обнаружите, что не пишите об этом».

Также стоит отметить, что одноклассники Виктора ничего о нем не знали и более того не интересовались им и даже сторонились.

"Чем увлекался Виктор? Да черт его знает. Мы за его жизнью не следили, - говорит один из одноклассников стрелка. - Честно говоря, мы и его самого старались не замечать".

"Он постоянно снимал на телефон. Говорил, что хочет сделать фильм о школьной жизни. Когда на перемене происходила какая-то заварушка, он сразу доставал телефон, - добавляет одноклассница. - Зачем ему это надо было? Мы не спрашивали. Я с ним не общалась, зачем мне ему вопросы лишние задавать. Снимает и снимает. Жалко, что ли".

«Вскоре после обнаружения тонны ненужного материала на моём (телефоне), я задался вопросом: стоит ли делать что-то добротное? Проблема, как всегда, в качестве. Не в смысле качестве монтажа, а качестве картинки.

Теперь вопрос номер два: стоит ли открывать ютуб канал сейчас? Дело опять же в качестве картинки, точнее его отсутствии. И если соцсети ещё терпят такое, ибо половина школьных посетителей сидит с телефона, и им мои проблемы не видимы (почти), то ютуб такого не выдержит, как и моё сердце.

Так что если открыть канал сейчас, видео там начнут появляться только после приобретения новой камеры, а это уже ближе к концу сентября. Так достаточно большой месседж получился, я думаю больше и не надо, так как большинство из вас и половины не дочитали, да и все равно. И все-таки, на деюсь вы не проигнорите мое видео на ютубе», - написал Виктор.

Также он практически прямым текстом выражал свое одиночество и любовь к оружия в своих последних постах.

26 августа парень перепостил комикс, где изображен мужчина с автоматом: «Это не слишком много?».

8 августа Виктор повесил картинку … трупохранилища с подписью: «Не хотел ли ты такие шкафчики у себя в школе?».

Кроме того, в распоряжении издания оказалась одна из последних переписок стрелка с одноклассницей, которую он предупредил накануне о неком сюрпризе.

7.51. Виктор: А я ведь не шутил

Марина: ????

Виктор: Забей.

Марина: Да скажи.

Виктор: Потом поймешь. Это сюрприз) .

Со странного плаща все и началось. 5 сентября Миша П. пронес под ним пневматический пистолет — говорят, родители подарили на Новый год. На входе в школу Мишу встретил охранник из ЧОП «Берта-2» (последние два года это предприятие охраняет все школы города). Охранник был один, как говорят дети, «очень молодой». Он без вопросов пропускал в школу тех, кто забыл магнитную карточку-пропуск, и, естественно, не обратил внимания на плащ.

Зато плащ возмутил учительницу. Как вспоминает одноклассник Миши по 9 «А», тот зашел в нем в класс информатики минут через десять после начала третьего урока.

39-летняя Любовь Калмыкова потребовала, чтобы он спустился в гардероб, разделся и переобулся. Пригрозила, что отправит к директору. Миша вернулся с пистолетом, кухонным молотком для мяса и взрывными устройствами — в официальном заявлении Следственный комитет назвал их дымовыми шашками, но одноклассник видел, что одной из них была обычная петарда «Корсар».

С криком «Я три года этого ждал» и театральным: «Я пришел сюда сдохнуть!» — Миша выстрелил учительнице в лицо, затем ударил молотком по голове и стал беспорядочно палить по мониторам компьютеров. В классе началась паника. С криками, которые были слышны на всем этаже, подростки кинулись в лаборантскую — небольшое закрытое помещение в конце класса, забаррикадировали дверь. Трое попытались спуститься из окна второго этажа. 16-летний Вячеслав Б. получил открытый перелом двух костей левого предплечья, 17-летняя Виктория М. — перелом левой лодыжки, Алена С. — компрессионный перелом позвоночника. Миша вышел из класса и шел по школе, взрывая петарды. Тогда его и задержала полиция.

Школьников эвакуировали. Шестиклассников вывели на улицу после первого же взрыва. Восьмиклассникам сказали отойти от дверей и окон, лечь на пол и ждать. Часть учителей заперли двери изнутри и ждали помощь. Один из семиклассников рассказывал, как метался по школе в поисках сестры-третьеклассницы: все было в дыму, всюду — крики.

В конце концов всех школьников собрали на стадионе за школой — в сменке, без курток. Младшим говорили, что это игра, розыгрыш, старшим — учения.

Только через полчаса детям разрешили зайти в школу и забрать вещи. Уроки в этот день отменили. Сегодня все классы должны вернуться в школу, но сразу после стрельбы родители в мессенджерах обсуждали, что детей в школу не поведут.

В этом году в школе №1 вспоминали про Беслан. 1 сентября про теракт рассказывали в каждом классе — подробно, впервые: «Раньше только про войну и это, ну, патриотизм». Шестиклассник Давид говорит, что пропустил все мимо ушей, но когда в соседнем классе начались взрывы и стрельба, сразу вспомнил: «И про Беслан, и про другой теракт, когда в спортзале держали».

— Грохот, выстрелы, визг, стекла дребезжат, дым под дверью… Малыши испугались, мы их начали успокаивать, говорить, что это праздник, шарики лопаются.

5 сентября Татьяна снимала первый класс. Родители наняли ее сделать небольшой фильм про выпускной в детском саду и первую школьную линейку, но Татьяна решила, что материала будет мало, и пришла поснимать еще. Первый класс оказался соседним с классом информатики. Успокоив детей, Татьяна побежала на звуки взрыва. В коридоре висел густой дым, за стеной визжали девочки.

— Меня учитель физкультуры в коридоре поймал, не пустил туда, силой затащил обратно в первый класс и дверь закрыл, — вспоминает она. — Перед детьми я опять сделала вид, что ничего не происходит: «Ребятишки, мы же актеры, че мы ушки зажимаем? Не надо ушки зажимать». Начала с ними так, играть. А взрывы продолжались, много, еще пять или шесть. Не гарью пахло, чем-то еще, непонятным, детки говорили: чем воняет, чем воняет? Испугались все. Реплики были: «Мы не хотим учиться, мы не хотим в школу».


Детей вывели из класса приехавшие одновременно с полицией пожарные, внизу многих первоклассников уже ждали родители. Мимо Татьяны по двору провели Мишу: «Заломили руки, все, как положено. Парень в берцах, лицо зверское… Страшное лицо. Не испуганное — злое».

Про самого Мишу до сих пор не понятно почти ничего. Говорить с корреспондентом «Новой» его друзья отказались, учителя заявили, что общаться с журналистами им запрещено. Мишины знакомые говорили, что в классе парня дразнили и обзывали — в основном за странное поведение, берцы и камуфляж.

Впрочем, изгоем Миша не был: у него была собственная большая компания. Собиралась на окраине Ивантеевки, под мостом через реку Уча. Жгли костер, пили, устраивали стрельбы, Миша взрывал самодельные взрывные устройства.

В июне на этом мосту погибла 13-летняя девочка: задела оголенный провод, получила разряд тока, упала с арки моста на железнодорожные пути и от травм умерла. Тогда местные органы опеки шумели, что это не первая гибель, что нужно помешать детям собираться около моста. Естественно, не помешали.

Я прихожу под мост вечером в день стрельбы. Идет дождь, никого из подростков нет, вокруг — только изрисованные граффити бетонные опоры, банки из-под энергетиков в размокшей земле.


Фото: социальная сеть Вконтакте

Многие из фотографий Миши, выложенные на странице «ВКонтакте», сделаны именно здесь. Тут же снято видео, в котором Миша повторяет действия Дилана Клиболда, одного из двух подростков, устроивших стрельбу в школе «Колумбайн» в американском штате Колорадо.

20 апреля 1999 года Дилан Клиболд и Эрик Харрис пришли в школу с дробовиками и самодельными бомбами, убили 13 учеников, ранили 23, после покончили с собой. На видео Миша стоит под мостом в таком же, как у Клиболда, черном плаще, с ружьем в руках. Свою страницу «ВКонтакте» Миша назвал Mike Klibold.

20 апреля 2017 года он написал: «Вот и снова тот самый день. Жаль что не год ибо иногда я задумываюсь. Неважно что происходит вокруг, как ко мне относятся, я задумываюсь нужен ли я здесь… жизнь прекрасна друзья, но порой уж лучше смерть. И может лучше если бы я был на месте Эрика и Дилана… А теперь забудьте все что здесь написано и живите дальше. Не все любят суицидальные мысли, так ведь?» (Орфография и пунктуация сохранена. — Ред. )

Американским убийцам посвящен десяток постов Миши «ВКонтакте». На одном из видео он ходит по пустой школе в таком же, как у Клиболда, черном плаще, на другом — расстреливает модель школьного автобуса, видимо, репетируя атаку. Остальные записи — перепосты картинок с огнестрельным оружием и ножами, постов про убийства, суицид, одиночество.

Ровно год назад Миша перепостил картинку с подписью: «Когда все ноют про 1 сентября, про новый учебный год, а тебе *** (все равно), ведь ты знаешь, что у тебя нет будущего». Перед атакой на школу поставил статус «delete my life 05.09.17» («удалить мою жизнь 05.09.17»).

Никаких политических или новостных постов «ВКонтакте» П. нет. Несмотря на любовь к оружию, он не упоминает ни про Вторую мировую войну, ни про Сирию, ни про Донбасс.

Пока Следственный комитет возбудил дело по статье «Хулиганство», дело передано в Главное следственное управление Следственного комитета России. Следствие проверит, в каких условиях в доме Мишиной семьи хранилось оружие, как обеспечивалась безопасность школы. Мальчика должны будут направить на психиатрическую экспертизу — пока известно, что из-за суицидальных мыслей он около года наблюдался у психиатра.

В официальном заявлении Следственный комитет сообщил, что семья П. «является благополучной». Младшая сестра Миши учится в шестом классе школы №1, одноклассники называют ее веселой, спокойной девочкой.

Вечером 5 сентября у подъезда, где живут П., дежурило два десятка журналистов и несколько полицейских машин. Из квартиры вышел мужчина в черном плаще, при виде журналистов закрыл лицо рукой и опрометью бросился вон. Толпа телевизионщиков с десятком телекамер устремилась за ним, пробежала через двор, выплеснулась на улицу. Метров двести мужчину гнали по улице, крича вслед: «Кто вы такой?», «Почему вы от нас прячетесь?» и даже: «Миша?!» Мужчина остановился, обернулся и, не отрывая руки от лица, прошипел: «Я из ФСБ, *** (отстаньте)». Следом из квартиры семьи П. вышло еще несколько так же загораживающих лица мужчин. В самой школе работали сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры, ФСБ, Росгвардии.

— Спокойная она… Не орет. Ну прикрикнет иногда, но по делу…

Вечером того же дня учительницу Любовь Калмыкову перевезли из городской больницы Ивантеевки в Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского и прооперировали. По сообщению Следственного комитета, ее состояние «удовлетворительное». В школе учительницу любят. Все старшеклассники в один голос называют ее спокойной, доброй, справедливой, не склонной к конфликтам. Семиклассники вспоминают, что 4 сентября Калмыкова привела к ним на урок своего маленького ребенка — его раньше отпустили из детского сада. Это было за день до стрельбы.