Волошин коктебель краткое содержание для читательского дневника. Сердце страны киммерия

Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) – поэт и переводчик, тонкий художник, блестящий мыслитель, критик, философ.

Даже в самые тяжелые 20-е годы дом Волошина был наполнен жильцами, до шестисот человек за лето останавливалось у гостеприимных хозяев. Бесплатный приют для ученых, литераторов, художников, артистов, авиаторов. Отдых, наполненный впечатлениями киммерийской природы, серьезными научными и культурными дискуссиями, юмористическими розыгрышами и общением с Волошиным вдохновлял творчество гостей.


В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. Bogaevsky-1905. Национальная картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия


Максимилиан Волошин: "Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического".


В Коктебеле, на самом берегу живописной бухты, между древнейшим вулканом планеты Карадагом и киммерийскими холмами стоит необыкновенный Дом, хранящий множество реалий и легенд ХХ столетия. Дом, раскрытый «навстречу всех дорог», созданный Максимилианом Волошиным для общения и творчества, «один из культурнейших центров не только России, но и Европы». На фото:
М. А. Волошин и М. С. Волошина у своего дома.

Поселок Коктебель находится в 25 км от Феодосии. "Коктебель" - означает, большая кровать и завтрак. Это место является уникальным даже для Крыма. Море, горы, степи - создают удивительный климат, особенно заметный в области.Максимилиан Волошин и Киммерия – одно из самых органичных взаимодействий человека с окружающей природой. «Коктебель – это Волошин, в том смысле, что покойный поэт увидел как бы самую идею местности и дал её в многообразии модификаций…», - писал Андрей Белый.

Неразрывность эстетики ландшафта, исторической насыщенности юго-восточного Крыма и геологически обусловленной, но непостижимой энергетики Кара-Дага звучит во многих произведениях Максимилиана Волошина. Центральное место в этом «киммерийском пространстве» совершенно естественно занимает Дом М.А.Волошина, с самого своего возникновения несущий печать знаковости, символа, даже – музейности.

Дом Поэта как историко-культурный объект включает в себя не только здание с непосредственной музейной территорией, творческое наследие и предметный мир хозяина, но и обстоятельства его жизни, круг его общения и интересов, окружающие строения и пейзаж, т.е. все то, что актуализирует личность Максимилиана Волошина. Именно этот целостный объект является культурным наследием и самим своим существованием востребовал создание формы заповедника, вслед за Гомером названного М.Волошиным Киммерией.

«В конце прошлого века Коктебельская долина представляла собой пустынное, почти не обжитое место... Одной из первых купила участок у самого моря Елена Оттобальдовна, приехавшая сюда из Москвы летом 1893 года... Вскоре в Коктебеле строят дачи... Но действительным центром сложившейся культурной колонии юго-восточного Крыма был Дом поэта в Коктебеле.»

В сентябре 2013 года исполняется 100 лет с момента завершения строительства Дома Поэта - своеобразного культурного символа. Центр свободомыслия и свободотворчества, он привлекал в Коктебель многие поколения творческой интеллигенции. Здесь всегда приветствовались новаторство и оригинальность. С начала прошлого века в Доме звучали новейшие литературные и музыкальные произведения, не утихали споры о путях современного искусства и культуры в целом, возникали идеи, определяющие научные и исторические повороты.

Дом Максимилиана Волошина занимает одно из первых мест среди экскурсий Коктебеля. Литературно-мемориальный музей М. Волошина находится на Набережной поселка Коктебель. Напротив Дома – музея расположен памятник поэту и художнику Максимилиану Волошину.


В конце прошлого века Коктебель был малоизестным не только для туристов, но и для жителей Крымского полуострова. Все изменилось с переездом в поселок 1911 года Волошина.

«Войди, мой гость,
стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога» - эти строчки М. Волошина всегда приходят на память, когда приезжаешь в Коктебель. Занимаясь строительством своего жилища на юго-восточном побережье Крыма (по собственным замыслам и чертежам), писатель мечтал, чтобы двери его были открыты навстречу каждому гостю

И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой... Этот феномен - отчетливый профиль Максимилиана Волошина на почти отовсюду видном обрыве массива Карадаг в сторону моря - кажется чудом. Но, если знать, сколько души и творчества вложил поэт в Коктебель, чудо это представляется закономерным. И осваивал он не только восточное побережье - Киммерию, по его словам, но и весь полуостров.

Говорят, случайностей не бывает. Невероятное сходство профиля Волошина и контуров обрыва Карадага... То, что величайшая фигура своео времени, Максимилиан Волошин, воспевая красоты Крыма, поселился именно здесь, несомненно, знак Судьбы.

С 1984 г. в мемориальном здании располагается Дом-музей М.А. Волошина (1877–1932), замечательного поэта, художника, переводчика, оригинального критика, блестящего мыслителя и провидца – уникальнейший музей, широко известный в международной культурной среде. Историческое здание и аутентичная коллекция позволяют поставить его в короткий ряд европейских музеев, которым посчастливилось нерушимо выстоять в бурях ХХ столетия.


Вид на домик М. Волошина в Коктебеле. Костяницын В.Н. 1935 г. Холст, масло. 58,5х78,5.


«Лето 1911 года стало первым «обормотским» (определение Волошина) летом в Коктебеле... Непременным условием в правилах «обормотов» была ориентация на свободу и естественность поведения. В частности, одежду следовало одевать предельно простую и удобную, в отличие от костюмов «буржуазного типа».»

Среди тех, с кем близко общался Максимилиан Волошин, художники кисти и слова, деятели культуры и науки: поэты Р.Гиль, Н.Гумилев, К.Бальмонт, Андрей Белый, В.Брюсов, М.Цветаева, И.Эренбург, А.Блок; писатели Р.Роллан, А.Толстой, И.Бунин; драматург М.Метерлинк, философы В.Соловьев, Н.Бердяев, основатель антропософии Р.Штайнер, теософ А.Минцлова; художники О.Редон, Ф.Леже, А.Модильяни, П.Пикассо, Д.Ривера, В.Суриков, А.Бенуа, М.Кустодиев; танцовщица Айседора Дункан, композиторы В.Ребиков, Г.Нейгауз, театральный деятель С.Дягилев, авиаконструкторы С.Королев и О.Антонов, и многие другие.


«Мастерская была не только местом работы поэта и художника, но и местом встреч, общения и отдыха многочисленных обитателей дома... В мастерской читались стихи и проза, доклады и рефераты, проводились литературные игры.»


Здесь всегда было много гостей. И при жизни Максимилиана Александровича, и после его смерти. Быть может, потому, что дом удивительным образом вобрал черты своего хозяина, человека необыкновенного таланта и огромной душевной щедрости.
Сегодня здесь все так же многолюдно. Атмосфера высокой духовности - притягательная сила уникального музея.


«Невозможно рассказать о всех гостях Дома поэта, о тех, в чьей жизни и творчестве Волошин оставил заметный след. В экспозиции немало фотографий, иных документов, свидетельствующих о многообразии этих встреч.»


Дом-музей продолжает славные волошинские традиции в Коктебеле. Широкую известность во многих странах получили научные конференции «Волошинские чтения», ежегодные события Международного творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» – Литературный Волошинский конкурс, Литературный фестиваль им. М.А. Волошина, Художественный пленэр «Коктебель», вручение Международной Волошинской Премии, научно-культурологическая конференция "Киммерийский топос: мифы и реальность" и молодежные семинары.


Зимний кабинет


Зимний кабинет


Столовая


Официально дом-музей Волошина был открыт 1 августа 1984 года. Впрочем, ещё в 1933 году известный литератор и культуролог Андрей Белый писал: «Не дом, а – музей; и музей – единственный… целое единственной жизни… гипсовый слепок с его живого, прекрасного человеческого лица, вечная живая память о нем; её не заменят монументы».


Войдя в музей, сразу попадаешь в особый интеллектуальный мир. В первом зале размещена литературно-историческая экспозиция. Знакомство с ней как бы готовит вас к дальнейшей экскурсии по дому. Документы, фотографии, письма подробно рассказывают о жизни и творческой судьбе Максимилиана Волошина - выдающегося русского поэта и переводчика, блестящего критика и тонкого художника.

Не меньший интерес у посетителей вызывает мастерская, расположенная на втором этаже здания. После ремонта обстановка этой комнаты нисколько не изменилась. Все вещи заняли свои места, как и при жизни хозяина. Письменный стол, мольберт, полки с книгами… Стеллажи для рабочих инструментов, краски и кисти... В глиняных вазах - сухие горные растения.

Центром мастерской является «каюта Таиах». На стене - скульптурный портрет египетской царицы, женщины удивительной красоты. Рядом несколько живописных полотен - акварельные работы мастера, в которых улавливаются черты искусства Востока и Запада. И всюду морские раковины, бусы из самоцветов, фигурки из дерева и камня.


Дом Волошина. Коктебель, П. Крылов,1986 год (Холст на картоне, масло 35х50) .

Трагическая и величавая гряда древнейшего вулкана Карадаг, миллионы лет назад устроившего гигантскую скальную декорацию – портрет-памятник Genio loki (гению места) Максимилиану Волошину – с юго-запада, оживающий мыс Хамелеон и застывшие волны киммерийских холмов, вознесшие к небу могилу Поэта – с северо-востока обрамляют необыкновенной красоты залив, на самом берегу которого легким корабликом смотрится трехэтажный дом.

Дом, с разными уровнями окон, опоясанный светло-голубыми террасами-палубами, с вышкой-мостиком получился удивительно
гармоничным, составляя единое целое с коктебельским пересекающимся ландшафтом.

Следует отметить, что сохранность аутентичных интерьеров волошинских комнат, где почти каждый предмет занимает место, определенное ему хозяином на столетие ранее, совершенно уникальна для европейских музеев, переживших не одну войну.


Гордость экспозиции музея составляют уникальные мемориальные аутентичные интерьеры жилых комнат. Созданные Волошиным своими руками, эти интерьеры отражают его мировидение и создают особую неповторимую атмосферу Дома Поэта. Все вещи находятся на своих местах около ста лет и хранят память обо всех гостях, побывавших в Доме как при жизни хозяина, так и после его ухода.

Экспозиция дома-музея Волошина занимает три зала, в которых представлено около трех сотен экспонатов различного характера, отражающих биографию и творчество Максимилиана Волошина. В основном это фотоматериалы, личные вещи, автографы, изобразительные произведения, книги Волошина и его ближайшего родственного и дружеского окружения.

Фондовая коллекция музея уникальна по своей аутентичности, на протяжении столетия музейные предметы не покидали здания. В доме-музее Волошина насчитывается 150 живописных и более 1500 графических работ Волошина, а также около 350 работ других авторов. Основа книжного фонда - мемориальная волошинская библиотека. Многие издания можно отнести к редким книгам, немалое количество книг с автографами и дарственными надписями.


Дом-музей Волошина и сегодня остается культурным центром -систематически проводятся международные научные конференции по вопросам культурологи, философии, литературы, международные творческие мероприятия, создаются выставочные экспозиции, проводится обмен выставками с другими музеями, ведутся издательские программы. Международные Волошинские Чтения проводятся раз в два года, а по итогам конференций издаются сборники материалов.


Художник и поэт всегда был гостеприимен и многие литераторы того времени ценили творчество и личностные качества Волошина, а еще его любовь к простоте во всем (он даже в одежде отдавал предпочтение простым одеяниям над аристократическими костюмами). Потому не удивительно, что дом Максимилиана был для него не только местом рождения многих шедевров, но и местом встреч, литературных вечеров, общения и отдыха интеллигенции. В музее Волошина в Коктебеле Вы и сейчас можете увидеть экспозиции, передающие происходящие встречи того времени (фотографии, различные документы) .


Именно Волошин считается основоположником интеллигенции в Коктебеле и не безосновательно в его честь названа главная площадь поселка. Музей Волошина в Коктебеле – место знакомства с культурной эпохой и интеллигенцией времен развития поселка Коктебель.


Гости Волошина

Многочисленные гости радушного дома.


М.А. Волошин с гостями. Среди гостей С.Я. Эфрон (стоит третий слева)


Фотография чаепития Марины Цветаевой с Максимилианом Волошиным.


Коктебель и Волошин.


М. Волошин с одним из гостей дома - поэтом Всеволодом Рождественским

«Мой кров - убог.
И времена - суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
историки, поэты, богословы».

Целый ряд проблем в ходе проведения реставрационных работ в музее был связан с библиотекой Волошина, насчитывающей более девяти тысяч книг. Как было вывезти это богатство, где хранить? И тем не менее на эти вопросы ответ был найден. Теперь «жемчужины» поэта, собираемые им в течение всей жизни, возвращены в дом: издания по истории, философии, искусству, ботанике, физике, археологии, астрономии, медицине… Свыше трех тысяч книг на французском языке, а также на немецком, английском, итальянском. Диву даешься, глядя на это собрание, свидетельствующее о широте интересов его владельца.

В настоящее время заповедник "Киммерия М. А. Влолшина" объединяет комплекс движимых и недвижимых историко-культурных памятников: пять музеев с прилегающей территорией и общим музейным фондом более 70 тысяч единиц хранения, могилу М.А. Волошина на горе Кучук-Енишары, могилы и надгробия на коктебельском и старокрымском кладбищах, памятный знак на месте руинированного склепа семьи Юнге - основателей дачного поселка Коктебель.

Волошин умер в 1932 г. и похоронен на горе Кучук-Енишар в соответствии с его последней волей.

Фото: у Максимилиана Волошина. Viktor Igumnov


"О Киммерия! Чудная страна, Ты вдохновением Бога создана!..."

И над живыми зеркалами
Возникнет темная гора,
Как разметавшееся пламя
Окаменелого костра.
М. Волошин

А посередине, почти у самой кромки воды, белый дом с башней, похожий на Корабль, всеми окнами открытый морю и небу, — дом Волошина. Знаменитый Дом Поэта. Где хозяин принимал почти всю русскую культуру начала XX века. Максимилиан Волошин еще при жизни сделал свой дом бесплатным пристанищем многочисленных друзей, знакомых и незнакомых, а в 1931 году завещал его Союзу писателей. С этого дома и началась слава Коктебеля.

Слава Коктебеля

Пожалуй, нет другого такого места на земле, кроме Москвы , Петербурга и Парижа , где бы сходилось столько русских поэтов, писателей, художников. Дом Волошина принимал несколько сотен человек каждый год, через него прошли Николай Гумилев и Осип Мандельштам , Андрей Белый и Марина Цветаева , Валерий Брюсов и Александр Грин , Константин Богаевский и Александр Бенуа , Михаил Булгаков и Алексей Толстой , — множество других носителей знаменитых и менее знаменитых имен русской культуры.

В доме Волошина в Коктебеле Гумилев написал своих «Капитанов»:

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей...

Здесь же Цветаева впервые увидела своего будущего мужа:

«Они встретились — 17-летний и 18-летняя — 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей — красивый грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, огромными, в пол-лица, глазами. Заглянув в них и все прочтя наперёд, Марина загадала: «Если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!».

Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, — и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь...», — написала их дочь, Ариадна Эфрон.

Год за годом к дому Волошина тянулись все новые поколения русских литераторов. Миф о выдуманной Волошиным стране Киммерия , память о великом веке поэзии всегда привлекала в Коктебель людей творческих.

В Доме Поэта сейчас музей, основанный в 1974 году. Тут хранятся библиотека и лучшая коллекция картин и акварелей самого поэта.

«Киммерии печальная область»

Влюбленный в суровую красоту залива Волошин выпытал у окрестных холмов, у гор и у моря, у старых пастухов, рыбаков, в книгах и легендах скрытую от глаз историю этого места. И ему открывался генуэзский порт, венецианский порт, порт древнегреческий. На плато Тепсень поэт обнаружил остатки древнего города:

Отроковица эллинской земли
В венецианских бусах Каллиера!

Вслед за поэтом пришли археологи. Первая экспедиция работала на плато в 1929-1930 годах.

Море вынесло в руки поэту обшитый медью кусок дерева — обломок древнегреческого судна — быть может, корабля Одиссея . По легенде, в стране Киммерии царь Итаки спускался в подземное царство Аида. В черных скалах, в ревущих гротах, где открывается чрево мертвого вулкана, и находился будто бы вход в тот мир, откуда живым нет возврата. Разве что многомудрому Одиссею — и певцу Орфею.

Вулкан юрского периода

После Великой Отечественной войны сам поселок переименовали из Коктебеля в Планерское.

С конца семидесятых годов на гору Узун-Сырт, названную в память погибшего планериста горой Клементьева , со всех концов Советского Союза съезжались дельтапланеристы со своими самодельными летательными аппаратами.

И сегодня над опаленнными солнцем низкими горами парят яркие дельтапланы, парапланы, планеры. На набережной мне предложили прокатиться на каком-либо летательном аппарате.

Сверху видно все — крохотный Коктебель, кряж Карадага, рыжую цепь уходящих вдаль холмов, полынную степь и Коктебельскую бухту. С высоты в несколько сот метров гора Клементьева сливается с долиной и исчезает, но я увидела и город Айвазовского Феодосию, и Старый Крым, где умер мечтатель Александр Грин.

Коктебель — страна натуральных вин

Этот лозунг встречает вас в Крыму повсюду, а не только в Коктебеле. Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» ведет свою историю с военного 1944 года. Производство коньяков началось в 1961 году. Сейчас это знаменитая марка.

Коктебль давно уже не пустынен, каким был во времена Волошина, и туристам на катерах уже не читают стихи, как когда-то. Это модный и перегруженный курорт. Шумная набережная заполнена барами, торговые палатки с сувенирами, выстроившиеся в два ряда, закрывают вид и на море, и на Дом Поэта. Не всякому приезжему известно само имя Волошина.

Но почти вековая культурная традиция этого места не исчезла. После реконструкции вновь открыт Дом Поэта . Один за другим проводятся поэтический, джазовый, кинофестиваль. Бродят в бухтах и по горам любители дикой природы.

Главное, чтобы природа выдержала. И долгая история этого места, где на плато Тепсень выкопаны амфоры и пифосы с античным вином, продолжится.

Новости партнёров

© Татьяна Трофимовна Викентьева, 2018

ISBN 978-5-4493-2042-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Они встретились в Крыму. В Коктебеле. В доме-музее Максимилиана Волошина. В июне. Встретились случайно. И в тоже время не случайно. Это была их судьба. И судьба Коктебеля, объединяющего сердца.

Она -стройная красивая девушка с аристократическими чертами лица и утонченными манерами.

Он -молодой и очень красивый мужчина. Из тех, которые нравятся всем женщинам, без исключения: и молодым, и старым. Нравятся именно своей великолепной внешностью. Внешностью безупречного красавца, к которой тянет как магнитом.

Она пришла в музей специально. Чтобы написать о нем в своей курсовой работе, которую она готовила по творчеству Максимилиана Волошина, учась в институте культуры.

Он зашел в музей просто так, от скуки. Около музея у него была назначена встреча с другом, но тот не пришел вовремя. Мужчина ждал напрасно около часа. И когда ему надоело ждать, он решил зайти в музей.

Там они встретились. Он посмотрел на нее. Она посмотрела на него. И между ними промелькнула та искра, которую называют любовью с первого взгляда.

Он подошел первым. Вежливо заговорил:

– Здравствуйте, прекрасная незнакомка. Я никогда не видел вас в наших краях. Вы издалека приехали?

– Из Москвы. -ответила девушка, с интересом рассматривая мужчину.

– Вы здесь отдыхаете?

– И отдыхаю, и работаю.

– Как это понимать?

– Я пишу курсовую работу по творчеству писателя Максимилиана Волошина. И посещаю те места, которые много значили для него. Вот, например, этот дом-музей. Здесь Максимилиан Волошин жил и умер. Здесь он собирал знаменитых поэтов и писателей и проводил с ними литературные вечера. Здесь…

– Я все понял. -сказал мужчина, перебивая девушку.– Про Волошина не надо. Давайте лучше про вас. Вы мне очень понравились. Может, мы познакомимся? Меня зовут Александр. А вас как?

– Ольга. Оля. Оленька. Прекрасное имя. Красивое. Как и вы сами. Вы очень красивы, Оленька.

– Спасибо за комплимент. Вы тоже очень красивы.

– Приятно слышать. Обычно мне это говорят только старые женщины.

– Почему?

– Молодые девушки любуются собой.

– Я не из их числа. Я констатирую факт. Вы- очень красивый мужчина, Александр. И сами знаете это.

– Да, знаю. Но поверьте, я нисколько не возгордился от этого.

– Это хорошо. Но вы же не будете отрицать, что нравитесь женщинам?

– Не буду. А вам я нравлюсь, Оленька?

– Чисто внешне -да. Ваша яркая красота не оставит равнодушным никого. А каков ваш внутренний мир, – я не знаю.

– Мой внутренний мир? – повторил Александр задумчиво.– Я и сам, наверно, не знаю его.

Впрочем, мой внутренний мир будет вам не по душе. Скорее всего так.

– Почему вы так думаете? – удивленно спросила Ольга.

– Я сужу по вашим аристократическим чертам лица и утонченным манерам. А также- по вашему занятию творчеством Волошина. Я очень далек от всего этого.

– Да? И кто же вы по профессии?

– Ах, я не знаю, как вам сказать… Да и стоит ли, вообще, говорить об этом?..Я не хочу,

чтобы вы отвернулись от меня.

– Ваша профессия так ужасна?

– Нет, не профессия. Мое занятие… Давайте лучше не будем говорить об этом, Оленька.

Или будем. Но не сейчас. Сейчас я хочу познакомиться с вами поближе… подружиться…

Может, мы выйдем на улицу и прогуляемся? Музей не очень подходит для продолжения знакомства.

– Хорошо. Пойдемте на улицу.

Они вышли из дома- музея Максимилиана Волошина и пошли по дороге в сторону моря.

– Сегодня такой жаркий день. – сказал Александр после некоторого молчания.– Может,

искупаемся в море?

– У меня нет с собой купальника.– ответила Ольга.

– Это -не проблема. Зайдем в какой-нибудь магазин и купим. У меня достаточно денег,

чтобы купить вам купальник.

– У меня тоже достаточно. Мои родители -богатые люди. А я -их единственная дочь.

Но сейчас я не хочу купаться.

– А чего вы хотите, Оленька? Может быть, посидим в каком-нибудь кафе и полакомимся мороженным?

– Насчет кафе я не против. Пойдемте сюда.– девушка повернула в правую сторону.– Здесь недалеко есть уютное кафе.

– Вы, наверно, имеете ввиду кафе «Лазурное»? – спросил Александр, следуя за Ольгой.

– Да. Я была там несколько раз. Мне понравилось.

– У вас хороший вкус, Оленька. Кафе, действительно, отличное. Там подают превосходные пирожные.

– Пирожные мне есть нельзя. И мороженное тоже нельзя.

– Почему? Боитесь пополнеть?

– Нет, не боюсь. Просто… у меня… у меня сахарный диабет.

– Что? Неужели? – удивленно воскликнул Александр. -Я не могу поверить в то, что такая молодая и красивая девушка, как вы, болеет сахарным диабетом.

– Тем не менее, это так. Мне поставили этот диагноз с детства.

– Вы испытываете потребность в инсулине?

– Да. Я сама себе делаю уколы. Научилась, чтобы ни от кого не зависеть.

– Понятно.– печально произнес Александр.

– Ну, что же вы загрустили? Уже передумали ближе познакомиться со мной? – с сарказмом спросила девушка.

– Нет. Что вы? Нет, Оленька.– как бы оправдываясь проговорил мужчина. -Просто мне очень жаль…

– Не надо меня жалеть. Я этого не люблю.

– Хорошо. Не буду. Простите меня, Оленька… Ну, вот мы и дошли до кафе.– Александр остановился и показал на стоявшее рядом кафе.

– Выберем столик на улице под тентом. Вы не против? – девушка подошла к одному из столиков, стоявших на улице около кафе.– Как вам этот?

– Нравится. Я позову официанта.

– Не надо. Он сам подойдет. Садитесь.

Ольга и Александр сели за столик. И посмотрели друг другу в глаза. И снова между ними промелькнула та же искра, что в музее, которую называют любовью с первого взгляда.

Он смотрел на нее. Она смотрела на него. Его глаза спрашивали: «Да?» Ее глаза отвечали:

«Да.» Этот немой разговор прервал официант, пришедший за заказом.

– Здравствуйте. Что будете заказывать? – спросил он.

– Мне свежевыжатый апельсиновый сок.– ответила Ольга.

– А мне мороженное. С шоколадом.– сказал Александр.

Максимилиан Волошин и Коктебель связаны абсолютно неразрывно. Ну кто бы знал об этом небольшом крымском поселке. Возможно он и стал бы известен благодаря постоянным восходящим потокам на плато Узун-Сырт (в 20-30 годы 20 века Коктебель стал центром планеризма и был переименован в Планерское), но скорее в узком кругу планеристов. Или благодаря прекрасным пейзажам, окружающим Коктебель, расположенный у подножья потухшего вулкана Карадаг. Но мало ли в Крыму великолепных пейзажей - они там на каждом шагу. Но Макс Волошин, немало путешествовавший (он жил в Париже, Берлине, Риме, путешествовал по Средней Азии, Памиру, Египту, Германии и Испании, "обошел пешком все побережья Средиземного моря") считал коктебельский пейзаж "одним из самых красивых земных пейзажей".

Поселившись в Коктебеле, Волошин исходил его окрестности так же тщательно, как прежде средиземноморское побережье. Слился с ним, стал его частью. Много описывал окружающие его пейзажи словами и кистью.

Э.Голлербах, искусствовед, литературовед писал о Волошине:

"В 1925 году, наблюдая Волошина в Коктебеле, я убедился в его соприродной связи, полной слиянности с пейзажем Киммерии, с ее стилем. Если в городской обстановке он казался каким-то “исключением из правил”, “беззаконною кометой в кругу расчисленных светил”, почти “монстром”, то здесь он казался владыкой Коктебеля, не только хозяином своего дома, но державным владетелем всей этой страны, и даже больше, чем владетелем: ее творцом, Демиургом, и, с тем вместе, верховным жрецом созданного им храма."

Но все же не многочисленные стихи Волошина, воспевающие здешние края, не его чудесные акварели прославили Коктебель - он был не самым известным поэтом и художником своего времени, времени Блока и Брюсова, Мандельштама и Марины Цветаевой, Серова и Кустодиева. Свой дом в Коктебеле он превратил в дом творчества, пристанище для художников, писателей, ученых. В 20-30 годы сюда приезжали отдыхать до 600 человек за лето, собирались самые яркие представители художественной интеллигенции, находя здесь бесплатный кров, отдых, особо насыщенную духовную и интелектуальную атмосферу, великолепную библиотеку, живое и творческое общение. Именно этот нескончаемый поток и разнес славу о Коктебеле.

Будучи убежденным, что "корень всех социальных зол лежит в институте заработной платы", Волошин не брал денег за проживание с приезжающих. Этим он вызывал лютую ненависть у всех жителей поселка, которые считали, что Волошины, пуская бесплатно в свой дом множество людей, лишают остальных владельцев недвижимости сезонных заработков.

"Он так же давал, как другие берут. С жадностью. Давал, как отдавал. Он и свой коктебельский дом, таким трудом добытый, так выколоченный, такой заслуженный, такой его по духовному праву, кровный, внутренне свой, как бы с ним сорожденный, похожий на него больше, чем его гипсовый слепок, — не ощущал своим, физически своим..." - вспоминала Марина Цветаева.

Немало натерпелся Волошин и от местных властей, которые добивались выселения Волошина как буржуя, пытались то реквизировать его дом, то уплотнить, отняв часть, то требовали уплаты налогов за "содержание гостиницы". Кто знает, возможно именно травля, организованная местными жителями, обвинившими поэта в том, что якобы его собаки разорвали несколько овец, последовавший за этим рабоче-крестьянский суд, доконали Волошина и вызвали инсульт, после которого его творческая деятельность практически прекратилась.

Умер Максимилиан Волошин в 1932 году, после второго инсульта, ему было всего лишь 55 лет. Хорошо, что власти выполнили хотя бы последнюю волю поэта, похоронив его на холме Кучук-Енишар, к востоку от поселка. Там же была похоронена в 1976 году и Мария Степановна, его вторая жена, которая после смерти поэта стала хранительницей его Дома, переданного по завещанию Волошина Союзу писателей. Мария Степановна была преданной спутницей и опорой поэта, сумела в годы войны и немецкой оккупации сохранить от уничтожения и разграбления все уникальное художественное и литературное наследие.

Не знаю, пошла ли на пользу Коктебелю его популярность - наверное, да. Мне трудно судить об этом, потому что нынешний многолюдный, суетливый, «тусовочный» Коктебель я не люблю. Тут я солидарна с Марией ПЕТРОВЫХ

Но дух Волошина по-прежнему здесь, живет и дышит в каждом холме и камне, волне и кустике полыни.

ВЕРА ЗВЯГИНЦЕВА

Я, наверно, и в смертной постели

отзовусь на далекий твой зов,

бирюзовый залив Коктебеля

в многоцветной оправе холмов.

Я тропинкою памяти верной

на высокую гору взберусь -

там над водной пустыней безмерной

превращалась в гармонию грусть.

Побегу по бренчащим каменьям,

и, с охапкой полыни в руках,

поднимусь по знакомым ступеням,

чтоб увидеть лицо Таиах.

Ни забвенье, ни тленье, ни плесень

не сотрут этих вечных примет

той, что спутницей жизни и песен

сделал некогда русский поэт.

Это время все ближе и ближе, -

как тускнеющую акварель,

сквозь закрытые веки увижу

наплывающий Коктебель...


Коктебель - это уютная живописная бухта, бирюзовое море, древнейший вулкан Карадаг, мыс Хамелеон, степь с засохшей, царапающей ноги травой, терпкий запах полыни и... романтика.
Коктебель - это поэт Волошин, Дом Поэта, его друзья-обормоты, соседи - русские интеллигенты, искусство Серебряного века, дух творчества и страсти.
Коктебель - это особый стиль жизни, общения, мировосприятия и широкие объятия гостеприимства. Коктебель - это атмосфера, это состояние души, это легенда. Ушедшая легенда.
Повезло тому, кто застал хоть вскользь, хоть как-то тот, настоящий Коктебель, кто "запрыгнул на подножку" уходящих 80-х, потому что потом было уже поздно, дух времени Серебряного века улетучился. И было уже все не так, и все не то.

Реклама — поддержка клуба

Мне кажется, я успела запрыгнуть на пресловутую подножку, проникнуться Коктебелем навсегда, юная, романтичная девушка с Библиотечного факультета, выросшая с книжкой в руках и, наверное, людям практического склада кажущаяся немного не от мира сего....
Возможно однажды я соберусь мыслями и напишу, каким узнала Коктебель тогда, еще в "доукраинскую" эпоху. Пусть советскую, пусть застойную, но одухотворенную. В то время, когда дети росли на хорошей поэзии, хорошей литературе, читали с младых ногтей, и внутри многих еще горел огонь, зажженный настоящими творцами... Такими, как Максимилиан Волошин и его великие друзья, жившие и творившие в Коктебеле - Марина Цветаева, Алексей Толстой, Николай Гумелев, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Михаил Зощенко... Какие имена. Какое время.

Когда мы решали куда поехать отдыхать в этом году, то Коктебель показался мне отличным выбором. Наверное, это первое в моей жизни возвращение в любимые с юности места. Главный вывод, который я сделала после этой поездки: нельзя ориентироваться на прошлые впечатления и старые воспоминания. Все течет, все меняется. Волшебное в прошлом оказывается совершенно обыденным в настоящем и наоборот.
Безусловно, Коктебель изменился. Я даже легкого дуновения прежней атмосферы здесь не ощутила. Я обожаю Коктебель тот, волошинский, с обаянием Серебряного века, о котором много читала. Я люблю Коктебель времен застоя, милый, романтический, который сама застала. Тот Коктебель, который существует сейчас, мне не знаком. В нем нет ни прежнего духа творчества, ни простоты и интеллигентности, ни нового курортного шика и эстетики.

Нас тянет в Коктебель ушедших лет,
Которого уже на свете нет,
В тот Коктебель, где ждал нас милый Дом.
О, как давно мы не бывали в нем!
@ Игорь Санович

Что осталось здесь от прежнего Коктебеля? Море, профиль Волошина, Дом Поэта. Созерцанием этих сокровищ я и наслаждалась три недели отпуска. Вот о них мой сегодняшний пост. Что было и что стало. Мои фотографии из нашего отпуска, старые фотографии Коктебеля эпохи Волошина, которые я нашла на просторах интернета (vk.com/club34617900). Мысли, думы, аналогии, боль.

Вот так с моря, издалека, выглядит Дом Поэта. Ориентир - ярко-желтые зонтики, а за ними - Легенда.

При ближайшем рассмотрении замечаешь, что за прошедшие сто лет (а именно столько лет ему исполнилось в прошлом, 2013 году), дом не сильно изменился.


М. Волошин около своего дома


Дом Поэта. Ок. 1910 г.

Впрочем, реставрация, конечно, была. Если начать рассматривать старые и новые фотографии по принципу "найди 10 отличий", то найдешь их точно. Но главные отличия окажутся не в доме, а в окружающей его обстановке и людях.


Дом Поэта. 2014 г.

Сто лет назад дом Волошина стоял практически на открытой местности, перед ним был широченный пляж, за ним виднелись горы. Такой простой, но лечебный для души пейзаж.

Но самое интересное на старых фотографиях - люди, их лица, образы, судьбы... Волошинский дом никогда не бывал пустым. Говорят, за год здесь гостило по несколько сот человек. Поэты, писатели, музыканты, художники. И они не просто жили, они творили. Хотя бывало разное - солнце, море, веселая компания...


У Дома Поэта. 1913 г.

Однажды, летом 1924 года Андрей Белый (псевдоним Б.Н. Бугаева) приехал в Коктебель с целью отдохнуть от московской суеты, поработать над своим романом. Но


Один из спектаклей в день именин Волошина. 1926 г.

Нынче тоже в Коктебеле перед Домом Поэта кипит жизнь. В основном торговая и совершенно не имеющая никакого отношения к музею Волошина.

Все, к чему могли приложить наши современники свои руки, они их приложили. Увы.
К счастью, неизменно красивой осталась окружающая природа. Не изменился могучий Карадаг,


Волошин с коктебельцами и гости на пляже. 1906 г.

все также отчетливо просматривается в нем профиль Волошина. С профилем отдельная история. Его появление поэт предсказал в 1918 году в своем стихотворении "Коктебель".

Изначально мыс в Коктебельской бухте напоминал профиль А.С. Пушкина, который, будучи в этих местах, сам был весьма удивлен портретным сходством. И вот в 1929 году после землетрясения часть скалы откололась, рельеф изменился - природа будто-бы специально создала портрет-памятник Максимилиану Волошину.

Ни одна фотосессия в Коктебеле не обойдет вниманием волошинский профиль. Именно он сейчас является визитной карточкой Коктебеля.

Море (внешне) все то же.


Сценка «Заморский гость (радостная весть)». Коктебель, 1911 год

Люди, конечно, другие... Слащавое слово "селфи". Какие книги читать? Скоро на фотоаппарат снимать разучимся. А чего заморачиваться? Все между делом, на то что под рукой. И барышни,

и мужчины. Забавно даже.

Пляж в наше время стал намного уже. Цивилизация "подъела его". Вот такой была линия берега при Волошине,

а вот такой сейчас. Урезали местами на ширину зонтика... И ладно бы набережную оставили широкой, какой она была в Советские годы... Нет, всю застроили.

Мыс Хамелеон, вся волошинская страна Киммерия за спиной самого поэта и его гостей.


18 августа 1903 г.


1911 г.

Тот же вид. И в наши дни море манит.



Мыс Хамелеон вблизи.

А вот то, чего при Волошине не было, и даже представить трудно, как бы он воспринял новый Коктебель и все то, что окружает его бесценный Дом.
Небольшая площадь перед домом-музеем М. Волошина занимает метров 15 в ширину и метров 50 в длину. Это самое красивое, самое облагороженное место во всей Коктебельской набережной, да и во всем Коктебеле. Не говорю - идеальное, в некоторых моментах даже весьма спорное, но лучше пока ничего нет. Наверное поэтому это место притягивает сюда людей. В любое время дня и вечера во время курортного сезона все лавочки заняты, идет бойкая торговля, около всех имеющихся достопримечательностей - памятника Волошину и "Облачков счастья" вьется фотографирующийся народ. Иногда, значительно реже, чья-то интеллигентная рука сфотографирует и Дом Поэта...








Обратили внимание на эти голубые "яйца"? Это арт-объект "Облачко счастья", подарок устроителей фестиваля «Джаз-Коктебель - 2012» дому-музею, от которого интеллигентные люди, видимо, не смогли отказаться.



Совершенно не понятно назначение объекта. Красоты особо никакой. Предложение сидеть на нем, как на лавочке, вообще кажется чепухой. Даже вместимость называют - 6 человек. Почему не 15?

Понятно, что данная парковая скульптура совершенно не к месту и не по делу. Да, она пользуется популярностью у детей

и даже у некоторых взрослых.

Но если по уму, так вообще не вписывается туда, куда его приспособили.

Даже фотографию памятника Волошина нормально сделать нельзя, чтоб этот воздушный шедевр хоть краем, но не залезал в кадр. Вот, пожалуйста.

Несколько слов о памятнике. Это подарок Коктебелю от семьи Арендт. Эту семью с Волошиным связывали многие годы настоящей дружбы. Авторы - скульптур А.И. Григорьев и его жена Ариадна Арендт - люди лично знавшие поэта.

Памятник своеобразный, но и сам Волошин, в некотором смысле, был оригинал.
Надпись на табличке на памятнике: "Максимилиан Волошин 1877 - 1932". А также строчки из его стихотворения "Подмастерье":

Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и Разума -
Вселенную Свободы и Любви, -
Тогда лишь
Ты станешь Мастером.

Семья Арендт выступила с заявлением против такого соседства. Мало того, что сам памятник установили не там и не так, где они хотели - они видели его в парке Дома Поэта и без постамента. По мне, так постамент однозначно изменяет восприятие скульптуры, она плохо "читается" - выглядит даже комично. К тому же из-за своего расположения - спиной к морю - она практически всегда находится в тени. Лица поэта, слегка закинутого назад, почти не видно. Убедитесь сами.

Расположить же совершенно разные по сути скульптуры рядом - полнейшая безвкусица и абсурд, о чем так же высказались дарители. И они правы.

В завершении разговора о Коктебеле одно из любимых мной стихотворений - Маргарита Алигер "Утренняя песня".

Красивые слова "Звонкий слиток счастья - Коктебель". Думаю, что Коктебель многих сделал счастливыми. Первый из таких счастливчиков - сам Поэт. Жил как хотел, где хотел. Писал стихи, рисовал, работал, развлекался с друзьями, создал свой богемный мир. При этом сумел остаться самим собой. Во время революции постоянно помогал людям, укрывал у себя и белых, и красных. И ничего в результате ему за это не было. Избежал "ранних" лет репрессий. И даже помогал тем, кто попадал в лапы чекистов. Умер в 1932 году, избежав 37-го года. Далеко не все его друзья смогли уйти от этого.


М. Волошин с женой в степи за своим домом машут на прощание

Знаете слова Агаты Кристи: "Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, всё остаётся живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, всё разрушается"?
Не знаю, стоило ли возвращаться в Коктебель... Наверное, стоило. Хотя бы для того, чтобы понять, настолько я люблю Коктебель ушедших лет, чтобы оторваться от прозы жизни, побыть самой собой - юной, тонкой и возвышенной. Тот Коктебель есть в памяти, а значит он жив.

P.S. Все вышесказанное является моим личным мнением (ощущением, чувствами). Просьба тапками не закидывать, относиться с уважением.