История развития педагогики коменский ян амос. Последние годы жизни

Время придет, о Коменский, когда и тебя и деянья,

Думы, заветы твои лучшие люди почтут.

Л е й б н и ц

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

Большинство педагогических идей Коменского не получило широкого распространения не только при его жизни, но и спутся долгое время после него. Но после победы Великой Октябрьской революции и возникновением Советского Союза, а затем возникновения стран народной демократии и в братских демократических республиках, в том числе и в Чехословакии, его учения нашли широкое применение в педагогике.

Ян Амос Коменский жил и творил в XVII веке, веке, который знаменателен в истории Европы, и в истории Чехии в частности, как век открытой борьбы между феодализмом и развивающимися капиталистическими элементами. Процесс капиталистичекого развития разрушал экономическую структуру феодализма. В феодальной средневековой экономике начинается период коренного перелома. Всюду, где развиваются зачатки капиталистичекого производства, значительно развивается ремесло, изобретательство и наука. Как известно, в средние века на протяжении нескольких столетий церковь отвергала большую часть культурного наследия античного мира и образование в средние века основыавлось на богословии, все новое подвергая сомнению и жестокой критике.

Все это тормозило прогресс общественной мысли. И главной задачей новой эпохи стало преодоление средневнекового догматизма и схоластики. Цель буржуазии стостояла в создании новой, собственной идеологии, основанной на научных знаниях и соответствующих духу эпохи, гораздо более прогрессивной по сравнению с феодальной.

Новые явления в общественно-экономической и культурной жизни Европы XVI - XVII вв. Ярко проявились на родине Коменского - в Чехии. Чешский народ, имевший высокую культуру и большое историческое прошлое, часто находился в самом центре крупных общественных явлений того времени. Чехия XVI в. была той почвой, на которой выросло учение Коменского.

Ян Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, как активный член секты “Чешские братья” проводил большую просветительскую работу среди народа.

В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г. Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она отдала его в местную школу “братьев” и там он учился один год. Но в 1605 г. Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его. Коменский вынужден был вернуться в Нивнице.

В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки.

И хотя латинские школы считались предовыми, но и они были проникнуты схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.

После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области различных ремесел в одной из школ секты “Чешские братья” которая готовила в проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.

В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Грборнского университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте “Чешские братья”. В это время время богословский факультет Пражского университета тоже готовил протестантское духовенство, но господствовашие здесь гусисты-утрактивисты враждеюно относились к “Чешским братьям”.

Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор.

Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал тысячилетнее Царствие Христа на земле, когда будут утвержлденыравенство всех и счастье каждогот человека, идеальное благоденствие и добро. Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.

Рль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень велика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлял критичексое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию, являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали сильное влияние на взгляды Коменского.

В университетские годы Коменский знакомится с философской литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих античных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов и называет их “Спорные вопросы, собранные в саду философии”. Основным вопросом в этих записях является вопрос об источниках и путях познания. Этот вопрос он ставит и в работе “Берет ли всякое познание исток из ощущения”, которая была опубликована в 1914 г.

Можно сказать, что пагсофические идеи Коменского своими истоками восходят к периоду учебы в Герборнском университете. За время учебы здесь он написал отдельные главы к запланированной в объеме двадцати восьми томов работы “Зрелище вселенной”; провел плодотворную деятельность в области изучения родного языка - “Сокровища чешского языка”, и под руководством Альстреда он познакомился с трудами педагогического характера.

В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и едет в Амстердам, а через невколько месяцев зачисляется в знаменитый Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало сведений.

Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается руководителем Пшеровской братской школы.С этого времени в жизни коменского начинается новая эра. Он с большим увлечением работрает в любимой школе и очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие работы как “Правила более легкой грамматики” и “Письма к небу”.

В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный, прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.

В 1618 г. община “Чешские братья” назначила Коменского пастрырем-проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно руководил и братской школой.

В этом году он женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалиной Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

Известно, что Коменский много сделал для повышения уровня и благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным в развитии педагогического учения Коменского.

После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и казнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Коменскому как активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях. Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей.

Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.

Ян Коменский является известным чешским педагогом и писателем. Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.

В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Первой супругой Яна Коменского была Магдалина Визовская, с которой он прожил 4 года. В 1622 г. она и двое их детей скончались от чумы.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать .

Признание в обществе

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.

Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.

В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на и опубликована под названием «Реформа школ».

Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.

Вскоре, ему удалось встретиться с , имя которого было известно всей Европе.

Пансофия Яна Коменского

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал для обучения школьников.

Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых.

В результате, в 1651 г. ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня.

По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 г. князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем.

Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу.

В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало.

Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

Последние годы жизни

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война.

Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей.

Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным.

В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 г.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 г. в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Идеи и дидактика Яна Коменского

Прочитав краткую биографию Коменского, предлагаем вам ознакомиться с основными идеями великого педагога.

Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений:

  • видимому творению, в котором видна сила Творца;
  • человеку, созданному по подобию Бога;
  • слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания.

Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру.

В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость.

Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.

По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами.

Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой.

Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины.

Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий.

Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе.

Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной , это ни в коем случае не является его виной.

В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом.

В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.

Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова.

Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Человек своего времени

Стоит отметить, что Яна Коменского мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии.

Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.

Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете о жизни и трудах Яна Коменского все самое необходимое. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Ян Амо́с Ко́менский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Он родился в семье члена общины Чешских братьев, получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой», подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. Коменский опубликовал ряд учебников. В 1650 он был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Один из таких текстов мы предлагаем нашим читателям. Несмотря на то, что он написал почти 400 лет назад, эти правила актуальны и для современных родителей и педагогов.

1. Не только хижина

Люди приучают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других. Человек - более высокое создание, чем все эти животные, - должен быть приведён к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать Богу, образ которого он носит. Тело, конечно, как взятое из земли, есть земля, принадлежит земле и снова должно обратиться в землю. А душа, которую вдохнул Бог, - от Бога, должна остаться в Боге, подняться к Богу.

Поэтому родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо всё это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нём и следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке.

2. Тройная цель

Должна быть твёрдо установлена троякая цель воспитания юношества:

1) Вера и благочестие.

2) Добрые нравы.

3) Знание языков и наук.

И всё это в том самом порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. Прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем - к добрым нравам или добродетелям, наконец - к более полезным наукам. Чем более, однако, они могут сделать успеха в этом последнем, тем лучше.

У кого в своём доме дети предаются этим трём упражнениям, у того - рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того - храм Святого Духа, в котором он создаёт и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более блистали лучи его могущества, мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!

3. Когда начинать воспитывать

Родители не должны откладывать воспитание до обучения своих детей учителями и служителями Церкви (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым и лес, повсюду усеянный терновыми кустами, превратить в огород). Они сами должны изучить способы обращения со своими сокровищами, согласно с их ценностью, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви у Бога и людей.

В пределах шести лет ребёнок должен знать:

(1) Что Бог существует, (2) везде присутствуя, взирает на всех нас; (3) тем, кто за Ним следует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строптивых и безнравственных наказывает смертью; (5) Его следует бояться и всегда призывать и любить как отца; (6) нужно исполнять всё то, что Он повелевает; (7) если мы будем добрыми и честными, Он примет нас на небо и пр.

В этих пределах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно довести в благочестивых упражнениях.

4. Когда начинать обучать

Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере - относится и к самому человеку. У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.

Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.,- должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.

Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.

Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.

5. О здоровом теле

Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо Бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться ещё не могут и не умеют изливать мольбы к Богу, то за них должны это делать родители, стараясь питать и воспитывать (во славу Божию) тех, кого они произвели на свет.

Но прежде всего, так как обучать детей можно только в том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей – оберегать здоровье детей.

6. Семья

Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье.

7. Укреплять интерес

Все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях.

Например, на первом году настроение у них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканьем трещотки, ношением по двору или по саду, или даже поцелуями, объятиями, лишь бы всё это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвёртом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганию в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д.

И чтобы сказать вкратце, ребёнку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы всё, что происходит, происходило разумно, и, играя с ними, указывать им даже формы всех игр (ведь заниматься серьёзным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся говорить, им нужно предоставить свободу говорить и возможно больше лепетать. Но после того как они научились говорить, будет весьма полезным научить их также молчать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми статуями, а разумными созданиями. Началом великой мудрости является возможность разумно пользоваться молчанием.

Молчание никому, конечно, не повредило, но весьма многим повредило то, что они говорили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и другое - говорить и молчать - является основой и украшением всего нашего разговора на всю жизнь, то они должны быть соединяемы нераздельно, чтобы сразу мы приобретали себе возможность пользоваться тем и другим.

Итак, родители должны приучать детей к молчанию во время молитвы и богослужения (как дома, так и в церкви); никакое беганье, крик, шум не должны быть ими позволяемы в это время. Также должны они научиться молча выслушивать какие-либо приказания отца или матери.

Другой стороной молчания будет обдуманная речь, чтобы, прежде чем говорить или отвечать на вопросы, дети подумали, что и как им разумно сказать. Ибо говорить всё, что подвернётся на язык, глупо, и не подходит это тем, из кого мы желаем сделать разумные существа. Однако, как я всегда подчёркиваю, - насколько позволяет возраст, на это разумные родители должны обращать серьёзное внимание.

10. Образование для всех

В школы следует отдавать не только богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, сёлах и деревнях.

Потому что всех должно образовывать по образу Божьему.

Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.

У Бога нет лицеприятия - не раз свидетельствует Он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, Который хочет, чтобы все, на ком Он начертал свой образ, Его познавали, любили и восхваляли.

Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Развивать имеющееся

Как это ясно, когда семя, посаженное в землю, внизу пускает маленькие корни, а выше даёт ростки, из которых впоследствии по врождённой силе развиваются ветви и сучья; последние покрываются листьями, украшаются цветами и плодами. Следовательно, нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего.

12. Самый действительный путь

Нет на земле никакого более действительного пути для исправления человеческой испорченности, чем правильное воспитание юношества.

13. Кого учить?

Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох. Так и выдающийся ум полон пустыми мечтаниями, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей. Как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т. е. материала для перемалывания, стирает сама себя и, отрывая от жерновов куски и даже повреждая и разрывая отдельные части, бесполезно с шумом и треском пылит, так и подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели.

14. В школах

Во всех случаях без исключения нужно стремиться к тому, чтобы в школах, а отсюда благодаря школам и во всей жизни при посредстве наук и искусств:

I. Развивались способности.

II. Совершенствовались языки.

III. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

15. Как пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению

Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.

Родителями.

Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.

Учителями.

Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.

16. Не перегружать

Учитель должен учить не столько, сколько может, а сколько ученик может освоить.

17. Порядок

Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента.

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), теоретические идеи которого получили широкую известность и мировое признание и до сих пор сохраняют свое научное значение. В своем знаменитом труде «Великая дидактика» Коменской разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

Ян Амос Коменский, чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог, создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 г. Права М.Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей - все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему».

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому - дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности

Его девиз: никакого насилия над человеком! Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т.д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».



Коменский выдвинул идею непрерывности образования, (учить через всю жизнь), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии - высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста». Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания, он писал: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского «усердно занимающийся»«.

В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественноисторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведением о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравни с современной идеей межпредметных связей).

Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского

Жизнь и педагогический путь

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью.

Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической жизни, и трудовая подготовка.

В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет, в котором господствовало протестантское направление. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Герборна Коменскии совершил путешествие в Голландию.

Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги рукопись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменскии принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу. Становится помощником епископа, женится, у него появляются двое детей. Мирная и счастливая жизнь.

Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.

С 1628 по 1656 г. Коменскии и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменскии становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.

Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.

Коменскии прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631). Это своеобразная детская энциклопедия, которая произвела настоящий переворот в преподавании языков; в ней вместо сухих и непонятных правил было представлено 100 небольших рассказов из различных областей знания на родном и латинском языках.

Отклик на книгу оказался очень живым, ее сразу стали переводить на другие языки. Отовсюду пришли многочисленные поздравления. Книга в XVII и XVIII вв. служила учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

Коменский живет в изгнании в большой нужде. Семья, которую он вновь создал, нуждается. Но его поддерживает мечта о том, что настанет время и он возвратится на родину, чтобы вернуть ей потерянный покой и радость. А воссоздать счастье родине помогут школы и воспитание молодежи. «Ибо если мы хотим иметь благоустроенные, озелененные, расцветшие города, школы, жилища, надо прежде всего основать и благоустроить школы, чтобы ученостью и упражнениями в науках они зазеленели и чтобы мастерскими настоящего искусства и добродетели опали».

Еще на родине Коменский начал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать название «Рай чешский».

В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Он стал обдумывать свою новую идею – создание «Пансофии» (пансофия – знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован, сразу посыпались отклики – эта идея энциклопедизма была созвучна потребностям эпохи, начались обсуждения среди мыслителей Европы; с Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная идея пансофии Каменского – воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда.

Коменского приглашают в разные страны, его пансофические идеи и стремление объединить все течения христианства привлекли к нему внимание видных людей европейских стран. Он принял одно из приглашений и с согласия общины отправился в Англию, но здесь начались революционные волнения среди населения, и он не рискнул остаться в стране. По поручению кардинала Ришелье его просили продолжить свою работу над «Пансофией» во Франции. Коменский решает отправиться в Швецию, так как шведы сочувствовали «Чешским братьям» и оказывали им материальную поддержку.

В 1642 г. он поселяется в Швеции, где ему предложили заняться вопросами преподавания латинского языка и создать его методику. С неохотой. Коменский взялся за работу, считая ее второстепенной. Главным делом для него была «Пансофия», которая, по его мнению, могла помочь установлению мира между народами. Но нужда вынудила приняться за дело.

Материальную поддержку Коменскому и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант. Коменский с семьей поселился в Эльбинге (на побережье Балтийского моря). За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков». В этой работе вместо господствующего в школах зазубривания готовых выводов и правил изложен новый метод обучения. Он состоит в следующем:

· вначале – пример, а потом правило;

· предмет – и параллельно с ним слово;

· свободное и осмысленное освоение.

Это было новым не только для того времени, но во многом оказалось неосвоенным и новым спустя годы.

В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев», на эту должность предложили Коменского. В том же году Коменский был избран епископом общины и возвратился в Лешно.

Вскоре его пригласили в Венгрию, где братству оказывали покровительство и помощь. С согласия общины Коменский принял приглашение. Он отправился с семьей в Венгрию, где ему поручили реорганизовать в соответствии с его идеями школьное дело в Шарош-Патаке. Здесь он хотел создать «пансофическую школу». И хотя воплотить свои идеи полностью он не смог, все же многое изменил в школе. Обучение в ней велось по его учебникам и в соответствии с его дидактической концепцией. В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, обучение словом связано с предметами, с наглядным образом. Так как он был переведен на многие языки, то стал использоваться в разных школах Европы не только как учебник латинского, но и родного языка.

В годы нахождения Коменского в Венгрии им было создано еще около 10 оригинальных работ как методических, так и общепедагогических. Он даже переложил свой учебник, составив его в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыгрывали.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось. Для предотвращения распада общины Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действия. Община «Чешских братьев» распалась, и Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя. С начала 60-х гг. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. Но и в эти годы он пишет ряд работ, некоторые из них были опубликованы еще при его жизни.

В Амстердаме ему была предоставлена возможность осуществить не­которые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покровителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». Вновь были написаны и опубликованы два тома пансофических трудов. Был опубликован ряд работ по вопросам религии, среди них духовное завещание Коменского «Единственно необходимое, а именно знание того, что нужно людям в жизни, смерти и после смерти». В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского

В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории.

Коменский признает божественное происхождение природы и чело­века и приписывает им божественные атрибуты. Но Бог не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание Его.

Вершина божественного творения, «чистейший образец своего создателя» – человек. Он есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» («Великая дидактика»), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его качествами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передовой и смелый взгляд по сравнению со средневековым (когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения).

От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою «tabula rasa», т.е. чистую доску, на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Наш мозг (это мастерская мыслей) сравнивается с воском, на котором оттискивается печать… мозг, отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир». Ум человека отличается «такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нет предела («Великая дидактика»).

Этапы познания. Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень познания – умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость.

Итак, ступени познания:

· чувственное познание;

· обобщение, абстракция, научное знание;

· осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность: человек прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее – что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать свое знание. Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы: 1) теории, 2) практике,

Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

В качестве аналогий в «Великой дидактике» Коменский часто прибегает к использованию примеров из самой природы.

Коменский являлся истинным демократом, ратующим за то, чтобы все люди – богатые и бедные – имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями.

Потребности самого народа определяют все дело воспитания и образования. «Доколе мы будем жаждать чужих школ, книг и дарований, ими одними стремясь удовлетворить наш голод и жажду? Или вечно будем мы, как здоровые нищие, выпрашивать у других народов разные сочиненьица, книжицы, диктовочки, заметочки, отрывочки и бог весть что еще?» – говорил Коменский.

Демократизм, гуманизм, народность – важнейшие черты педагоги­ческой теории Я.А. Коменского.

В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

«Великая дидактика» Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.

Школа, ее назначение. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев – сады, так для юношества – школы». Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это «мастерские трудолюбия».

Но для того чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.

Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.

«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:

Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.

Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.

Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения.

Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.

Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким».

Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы:

· материнская школа – для детства (до 6 лет);

· школа родного языка, элементарная школа – для отрочества (до 12 лет);

· латинская школа – для юношества (до 18 лет);

· академия – для зрелости (до 24 лет).

Материнская школа должна быть в каждом доме, Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» – наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.

Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.

В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.

После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Организация обучения. Новое решение предложил Коменскиидля организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Каменский нашел иную форму организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает:

· проведение занятий в точно определенное время по расписанию;

· одновременную работу учителя со всем классом но одному предмету.

Занятия необходимо проводить ежедневно по 4–6 часов, после каждого часа перерыв. «В предобеденные часы должны упражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные – руки, голос, стиль и жесты».

Начинать обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность – лето…» и т.д.

Коменский рекомендует заниматься только в школе. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:

Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.

Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:

· наглядность;

· последовательность и систематичность;

· прочность усвоения учебного материала;

· самостоятельность и активность.

Наглядность предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т.е. благодаря чувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания – в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Сформирован принцип наглядности так: «…пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания». Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, если оно противоречит собственным ощущениям. Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение. В обучении учащиеся должны сами видеть предметы, слышать звуки, обонять запахи, осязать, вкушать, прежде чем приступят к словесным описаниям («глаз хочет видеть, ухо хочет слышать…»).

Для наглядности рекомендуется использовать прежде всего реальные предметы, организовав над ними наблюдение. Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета, или картинку, рисунок с его изображением. Исключительно важно наблюдать за вещами, явлениями в их естественной обстановке, что можно сделать во время экскурсии, «чтобы осмотреть деревья, травы, поля, луга, виноградники и работы, которые там производятся». Можно также ознакомить учащихся с разными стилями построек, показать, как работают мастера. Полезны путешествия в места, где живут другие народы, чтобы узнать об их обычаях и истории.

Для организации наблюдений над реальными предметами учителю нужно позаботиться о соблюдении ряда правил: поставить предмет так, чтобы его было видно всем, осмотреть его вначале в целом, а потом обратиться к его частям и т.п. Итак, золотое правило дидактики – наглядность.

Последовательность и систематичность. «Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро по­пасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать». Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.

Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь:

· от более общего к более частному;

· от более легкого – к более трудному;

· от известного – к неизвестному;

· от более близкого – к далекому.

Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для обучения дан Коменским в его учебниках.

Прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение – мать учения (repetitio est mater studiorum). Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.

Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия.

Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности: «Тому, что следует выполнить, нужно учиться на деле». В то же время «правила должны поддерживать и закреплять практику».

«Пусть в школах, – рекомендует Коменский, – учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в четверти и в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.

Самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.

Все, что изучается, должно приниматься учеником, как полезное для него, «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит пользу…».

Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю. Так как «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.

Самая превосходная должность под солнцем

Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества. Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они «поставлены на высоко почетном месте», «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Об этом всегда нужно помнить учителю и с достоинством и уважением относиться к своему делу, «остерегаться слишком низко ценить себя». Из школы убегает тот, «кто сам считает постыдным быть учителем» и находит для себя другое, более денежное занятие. И не нужно удерживать его.

Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей.

Какие качества присущи учителю, выполняющему возложенную на него благороднейшую задачу?

Прежде всего – любовь к своему делу, которая побуждает наставника юношества искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Учитель, пишет Коменский, как ваятель, с любовью старается красиво изваять и расписать «Божьи изображения» – детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом».

Трудолюбие – важнейшее качество учителя, «кто берется за наивысшее, тот должен с ночным бодрствованием и трудами и избегать пиров, роскоши и всего, что ослабляет дух». Собственная образованность, широта знаний и опыта учителя достигаются величайшим трудом, которым педагог занят всю жизнь.

Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, ему следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением к ним, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Коменский советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей можно угостить за прилежание яблоками или орехами. Относясь к ученикам с любовью, учитель легко завоюет их сердца, и тогда им больше захочется находиться в школе, чем дома. Он «должен быть не только руководителем своих питомцев, но также другом их». В таком случае учитель будет не только обучать детей, но и воспитывать их.

В воспитании у детей человечности (а в этом цель школы – мастерской человечности) очень важен для учащихся пример учителя, которому они стараются подражать, дети – «самые настоящие обезьяны; ведь что бы они ни видели, это к ним пристает и они делают то же самое». Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являть образцовый пример, нужно «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Учитель – живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведь невозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей, только пример педагогов и воздействует на детей.

Дурной пример педагога очень вреден, ибо «редко обманывает поговорка: «Каков поп, таков и приход». Плох учитель – плохи и его ученики. «Учителя, – считает Коменский, – должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности – примером бодрости и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни».

Такой учитель составляет гордость школы и ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность, выше которой нет другой под солнцем.

Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое воплощение. Некоторые его сочинения получили признание и широко распространились еще при жизни педагога, что сделало его имя известным. Но мир вскоре забыл его, как забыл и его могилу, а его сочинения, разрозненные и рассеянные по свету, преследуемые и скрываемые, подвергались оскорбительным нападкам. Так было двести лет.

XIX в. вновь открыл Коменского, и его мысли не только разлетелись по свету, но и нашли широкое использование. Сочинения Коменского признали гениальными, а его самого причислили к ряду самых великих мыслителей человечества. Интерес к Коменскому с тех пор неизменен, каждое новое поколение учителей находит у него мудрые мысли и советы, а школа сохраняет то лучшее, что было им открыто и вошло в ее жизнь. Через века люди признали, как прав он был, желая использовать воспитание для преображения жизни, для достижения всеобщей гармонии. Продолжается жизнь педагогических идей Коменского и сегодня. Мир склоняется перед человеком, который «не переставал проповедовать всеобщее счастье и радость и никогда не уставал бороться за них».

Список литературы

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1955 г.

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982 г.

3. Лордкипанидзе Д.О. «Ян Амос Коменский», изд. 2-е, М, Педагогика, 1970

4. Нипков К.Э. «Ян Коменский сегодня» «Глаголь», СПб 1995

5. Пискунов А.И. «Хрестоматия по истории зарубежной педагогики». – М.: Просвещение, 1981.

6. Коменский Я.А. «Великая дидактика». – Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955.

7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. «История педагогики». – М.: Просвещение, 1982.

8. «Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения». Т.2. – М.: Педагогика, 1982.

9. Кларин В.М., Джуринский А.Н. «Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци». – М.: Педагогика, 1988.

10. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981 г.