Культура в годы петровских реформ. Петровские реформы в области культуры и их значение

Искусство России ХVШ века

Особенности развития России в ХVIII в.

В истории русского искусства ХVIII столетие представляет собой переломный период, в котором огромную роль сыграли глубокие перемены во всех сферах общественной жизни. Россия начинала столетие средневековой, отсталой страной, а к его концу пришла сильной, развитой державой, активно влиявшей на судьбы многих стран и народов. За несколько десятилетий, ценой огромного напряжения , Россия в своем развитии прошла путь, который другие страны проделывали за два-три столетия. Петровские реформы были направлены на европеизацию всех сторон русской жизни. Реформы отразились на русской культуре, которая хотя и сохраняла преемственность с традициями Московской Руси, все же принимала новый облик, ориентируясь на европейские стандарты.

«Прорубив окно в Европу», Россия встала лицом к лицу с эпохой Просвещения, идеалы которой оказали определяющее влияние на формирование русской культуры.. Путь к новому справедливому обществу просветители видели в просвещении народа, воспитании у людей независимости суждений, внутренней свободы, чувства самоуважения . Сущностью просветительских идей в Европе было отрицание ценностей старого феодального общества и призыв к его разрушению для созидания нового буржуазного строя.

В крепостной России просветительские идеи вступили в противоречие с крепостнической системой и деспотическим государством. Российский «просвещенный абсолютизм» не затронул крепостничества. Новые идеи воплощались в творчестве крепостных художников, музыкантов, актеров и архитекторов, ставших образованными людьми, но при этом остававшихся собственностью своих хозяев. Так идеалы справедливости, свободы и равенства, провозглашенные Просвещением, столкнулись с российской действительностью. При этом без дворянского меценатства было невозможно становление и развитие русского театра, балетного искусства, хоровой музыки, домашних портретных галерей и русской дворянской усадьбы. Эта противоречивость русской культуры нашла свое выражение и в искусстве ХVIII в.

Результатом распространения идей Просвещения в России стало разделение единого до этого русского искусства на светское и религиозное. Религиозная часть русской культуры уходила на ее периферию, а светская укоренялась в центре культурной и общественной жизни. Этому способствовала официальная политика, поставившая интересы государства выше интересов религии и превратившая церковь в часть государственной машины.

В ходе развития русской художественной культуры ХVIII в. можно выделить следующие периоды: первый период охватывает конец ХVII – первые два десятилетия ХVIII вв. и связан с реформами Петра Первого. Это время крутой ломки русской культуры, активного внедрения в нее европейских просветительских идей, становления светского искусства. Второй период приходится на 30-50-е гг. ХVIII в. и связан с правлением Анны Иоанновны и дочери Петра Первого – Елизаветы. В искусстве это время нашло свое выражение в стиле барокко. Третий период связан с правлением Екатерины II (60-90-е гг. ХVIII в.) Он стал кульминацией русского Просвещения. В художественной культуре – это период расцвета русского классицизма.

Искусство эпохи петровских и послепетровских реформ

Начало ХVIII в. было ознаменованореформами Петра Первого, призванными ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы, вывести Россию в число передовых европейских государств. Петр создал регулярную армию и флот, отвоевал Балтику, создал госаппарат, мануфактурную промышленность, сеть вузов и школ, увеличил госбюджет в 3 раза. Всего этого у России не было . Бурный рост промышленности потребовал большого количества грамотных специалистов, что послужило толчком к развитию системы светского образования и науки в России. Активно вводились все атрибуты европейского образа жизни, начиная от бритья бород, ношения европейского платья до изменения положения женщины, утверждения нового взгляда на человеческую личность, внедрения представлений о гражданской чести и достоинстве.

В результате этих реформ в России сложилось абсолютистское государство со светской культурой, открытое, активно контактирующее с другими странами, отказавшееся от политики изоляционизма. В художественной культуре новые веяния привели к формированию новых жанров искусства, освобождению его от религиозного содержания. Также нужно отметить демократизацию искусства, появление в нем авторского начала, не свойственного древнерусской культуре.

Свое наглядное воплощение государственная идея нашла в архитектуре, которая приобрела отчетливо светский характер и развивалась в русле европейского искусства Нового времени. Наиболее полно новые формы и принципы архитектуры воплотились в строительстве новой столице России – г.Санкт-Петербурге, основанном в 1703 г. Поскольку город строился каменным, это потребовало колоссальных затрат, поэтому в 1714 г. специальным указом было запрещено каменное строительство повсюду, кроме Петербурга.

Основой нового градостроительства стала регулярность, требование строгости и правильности форм в противовес русской асимметричности и живописности (недаром утопающую в садах деревянную Москву называли «большой деревней»). В отличие от русских городов, имевших радиально-кольцевую планировку, в Петербурге воплотился идеал рационально-спланированной столицы. Возникший как порт и крепость, город обзаводился военными, общественными и административными зданиями, в нем появились верфь, арсенал, музей-Кунсткамера, госпиталь, коллегии и другие здания, ранее не встречавшиеся на Руси. Впервые при Петре здания начали строить по чертежам, все архитекторы состояли на госслужбе, имея чины от капрала до генерала .

Требование регулярности сказалось и на массовом строительстве, которое впервые велось по типовым проектам. Помещики и богатые купцы были обязаны строить двухэтажные каменные дома, люди победнее – маленькие каменные или мазанковые дома(деревянные каркасы с забутовкой из глины и щебня ).

Ведущую роль в возведении европейской по замыслу столицы играли иностранные архитекторы, среди которых были прославленные европейские зодчие. Французский инженер и архитектор Жан Батист Леблон (1679-1719) разработал идею «регулярного»(т.е. гео города, ставшую архитектурной основой столицы. Швейцарец Доменико Трезини (1670-1734) стал создателем Петропавловского собора, состоявшего из высокой колокольни со шпилем и базиликой, давшей городу прекрасный внешний ориентир . Он был строителем здания Двенадцати коллегий, состоящего из двенадцати частей, связанных между собой галереями. Кунсткамеру строили иностранные мастера, а также русский архитектор Михаил Земцов (1688-1743), участвовавший в строительстве здания Двенадцати коллегий. Архитектурный стиль этих зданий - т.н.«петровское» барокко.

Постепенно русские архитекторы стали играть все большую роль в градостроительстве. Иван Коробов (1700-1747) реконструировал здание Адмиралтейства и создал его знаменитый золотой шпиль с флюгером в виде трехмачтового корабля.

В петровской загородной резиденции в Петергофе впервые появились регулярные(геометрически правильные) сады, парки, каналы.

Среди московских построек петровского времени - Меншикова башня -храм Михаила Архангела у Чистых Прудов, построенная архитектором Иваном Зарудным в 1708г., высота шпиля которого превышала колокольню Ивана Великого, Арсенал в Кремле, несохранившиеся Сухарева башня на Сретенке (в ней размещалась Навигацкая школа) и двухэтажный дворец Лефорта, где проводились ассамблеи. Петр стремился создать на берегу Яузы в Немецкой слободе (Кукуе) новый городской центр вместо боярского Кремля. Здесь разбили парк с каскадом прудов, построили дворцы Головина и Лефорта, военный госпиталь и казармы Московского полка. В 1713 г. по указу Петра двор переехал в Петербург, Кремль перестал быть символом России.

Коренные преобразования происходили в изобразительном искусстве . Живопись в короткий срок прошла путь от парсуны в традициях древнерусского искусства до светского портрета, а также других картин на светские сюжеты. В картины вошло изображение человеческого тела, при этом большое внимание уделялось его анатомии в соответствии с античными пропорциями фигуры. Использование масляных красок привело к развитию новой техники живописи, позволявшей отразить глубину пространства.

Наибольших успехов новая живопись достигла в портретах. Причиной этого стали вековые иконописные традиции русского искусства, а также традиция парсуны ХVII 0=ъ\

в. Поэтому в картинах петровской эпохи можно встретить сочетание старых и новых европейских манер, т.е. лица на портретах изображались подчеркнуто выпукло, а фон и одежда изображалась в плоскостной манере.

Начало новой русской живописи связывают с 1716 годом, когда группа русских художников была отправлена на учебу за границу. Среди них был известный русский портретист Иван Никитин (1690-1742). Все внимание мастера было сосредоточено на лице, фон имел плоскостной, иконный характер. Расцвет творчества Никитина приходится на последние пять лет жизни Петра. Ему принадлежит портрет императора на смертном одре, полный самой глубокой скорби.

Глава русских живописцев Андрей Матвеев (1701-1739), также учившийся за границей, руководил всеми монументально-декоративными работами, шедшими в Петербурге и его окрестностях. Самым известным произведением мастера является его «Автопортрет с женой», в котором он первым из русских художников создал поэтический образ дружественного и любовного союза.

Русская живопись в лице Никитина и Матвеева показала их замечательное умение овладевать приемами западноевропейского мастерства при сохранении русского национального духа. Обмирщение, появление светскости в русском искусстве произошло во многом благодаря усилиям этих художников.

Этот же процесс обмирщения гораздо медленнее происходил в скульптуре, потому что слишком долго на Руси она считалась связанной с язычеством. Фактически до Петра Первого в России не было скульптуры. Поэтому иностранные скульпторы сыграли более заметную роль, чем живописцы. Знаменитые скульптуры Летнего сада, купленные за границей, должны были приучить русских людей к светской скульптуре и воспитывать их вкус.

Рождение русской скульптуры связано с именем Карла Растрелли (1675-1744), который вместе с сыном, знаменитым архитектором, приехал в Россию в 1716 г., где обрел вторую родину. Его главной работой стало создание памятника Петру Первому. В 1723 г. он создал замечательный бюст императора, в котором подчеркнул неординарность и ум основателя Российской империи. Он стал автором конной статуи Петра, которая была отлита после его смерти, а поставлена перед Михайловским замком только в 1800г.

Главная тема искусства второй четверти ХVIII в. – прославление монархического государства, в честь которого создаются архитектурные ансамбли. Основной тип постройки этого времени – дворцы и храмы, которые строятся в европейском стиле. Дворяне богатеют, расширяют свои привилегии и постепенно отменяют возложенные на них Петром Первым обязанности служить во славу Отечества. Был забыт свойственный Петру трудовой стиль жизни, зато небывалый размах получила традиция бесконечных празднеств и пышных увеселений (шутовская свадьба шута князя Голицына и калмычки Бужениновой в жестокий мороз в Ледяном дворце на льду Невы при Анне Иоанновне, где из льда были сделаны не только покои с мебелью, в т.ч. даже свадебная «постель», но даже пушки, стрелявшие настоящими зарядами).

Во второй четверти ХVIII в . архитектура, скульптура и живопись развивались в стиле барокко, для которого характерно стремление к пышности и обильным украшениям. В эпоху барокко главенствующим видом искусства была архитектура. Скульптура и живопись не существовали вне связи с архитектурой, они располагались в соответствии с архитектурой здания. Скульптура была обычно представлена фигурами в полный рост (статуи на кровле Зимнего дворца), полуфигурами атлантов, реже – сюжетными барельефами. Живописное убранство состояло из мифологических сюжетов, пейзажей, натюрмортов. Даже внутренняя отделка церквей стала более светской.

Самым знаменитым архитектором стиля барокко в середине ХVIII в. был Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), сын знаменитого скульптора Карло Растрелли. Среди его построек – Большой дворец в Петергофе, Екатериненский дворец в Царском Селе, Зимний дворец (1764), собор Смольного монастыря (1738-1764), дворцово-парковый ансамбль Анненгоф в Лефортово (1730-1731), дворец Бирона в Елгаве (Латвия ). Внутреннее убранство этих зданий богато украшено позолоченной бронзой и лепниной, декоративной скульптурой. Работавший в Москве архитектор князь Дмитрий Ухтомский (1719-1774) построил в стиле барокко колокольню Троице-Сергиевой лавры, Красные ворота, множество храмов.

В русской живописи стиля барокко доминировал портрет, для которого главным была психологическая характеристика, передача черт характера. Крупным мастером камерного портрета был Алексей Антропов (1716-1795), который изображал своих персонажей с фотографической точностью. Крепостной художник Иван Аргунов (1729-1802) работал исключительно по желанию своего хозяина – графа Шереметева, диктовавшего ему не только кого он должен писать, но и как это делать. Поэтому его работы представляли собой парадные портреты вельмож в пышных одеждах: князя и княгини Лобановых-Ростовских, генерал-адмирала князя Михаила Голицына. Но ему принадлежат и прекрасный камерный автопортрет и портрет крепостной крестьянки, лишенные официальности, отражающие внутренний мир героев.

Большой вклад в развитие изобразительного искусства внес М.В.Ломоносов , возродивший утраченные секреты изготовления мозаики. Изготовление смальт – цветных стекловидных масс, из которых делались мозаики, хранилось в Западной Европе в строжайшей тайне. Ломоносов сумел самостоятельно разработать весь технологический процесс их производства, создав грандиозную мозаичную картину «Полтавская баталия».


Похожая информация.


18 столетие в истории России стало поистине судьбо­носным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его послед­ствия для развития России и русской культуры стали предме­том острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в 19 веке и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценива­ли их весьма критически, усматривая в них истоки всех после­дующих бед и несчастий России. В частности, русский рели­гиозный философ П. Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть меж­ду нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский фило­соф-просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком по­спешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых - культура высших слоев общества - утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С. М. Соловь­ев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению, Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения при­держивался историк К. Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они име­ли двойственный характер. Прежде всего, сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе в этим - к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою тер­риторию - за счет присоединения Крыма, Северного Причер­номорья, Северного Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и чер­номорской державы. В ней возникли новые крупные города Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России по­зволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой исто­рии. В то же время грандиозные преобразования стали тяже­лым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладал невероятной силой воли, неисто­щимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покои­лась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), и в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образ­ное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой - перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства - внутренняя и внешняя безопас­ность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительстве новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в спе­циально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, на деле именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по от­ношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполи­ном». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пуш­кин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начинал без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отноше­нию к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практиче­ски все области общественной жизни - государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное со­держание и характер проводимых реформ выражали две тен­денции: секуляризация, т. е. обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 чел.) Петр I учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступал как высший орган по де­лам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 колле­гиями (министерствами), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губер­нии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство дос­тигало высшей степени централизации и превращалось в аб­солютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - упразднение патриаршества. Его место заняла Ду­ховная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что суще­ственно ослабляло ее экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержа­нии противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся со­вершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создала благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по произ­водству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплав­ке металла, который с 20-х годов 18 века вывозится за ру­беж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И. П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив анг­лийского изобретателя Д. Уатта. Механик-самоучка И. П. Кулибин изобрел многие механизмы - часы, прожектор, семафор­ный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строи­тельство Волго-Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии, что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

18 век стал временем создания в России системы свет­ского образования и науки, которые раньше практически от­сутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъе­ма культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведе­ний. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чугь позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ - Инже­нерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразователь­ная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специаль­ных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах - на Урале и других мес­тах - открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С. П. Крашенинников, натуралист и путешественник И. И. Лепехин, астроном С. Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская Академия не зани­малась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было органи­зовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала тру­ды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и миро­вой науки сыграл великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711 - 1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А. С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник». Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: фило­софский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех от­раслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е. Р. Даш­кова. Академия также сыграла огромную роль в развитии оте­чественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содер­жавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

18 столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъе­мом общественной мысли. Этому способствовали как петров­ские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Рос­сию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения. Одна из важных черт происходящих в общест­венном сознании изменений - ослабление влияния религиоз­ной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта - стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом на­ционального самосознания.

Крупным русским мыслителем 18 века был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монар­шей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович, бу­дучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходи­мость ее подчинения государству.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В. Н. Та­тищева - первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

А. Н. Радищев - писатель и философ - занимает особое ме­сто в духовной жизни России. Он разработал концепцию рус­ского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего по­ложения крепостного крестьянства, в котором увидел глубин­ные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический ха­рактер и включали освобождение крестьян.

Художественная культура России 18 века также пережи­вает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основ­ные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А. Д. Кантемир, В, К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Первый из них добил­ся литературной славы своими сатирами. Из-за содержавших­ся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

В. Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, раз­работав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В. А. Жуковского, А. А. Дельвига. Многие его последующие произведения были также в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург - представляет собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой планировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» - в дополнение к известным «семи чудесам».

Русский классицизм в архитектуре 18 века представляли И. Е. Старов, Д. Кваренги, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги павильон – «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму - старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В. В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй - Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

18 век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются А. М. Матвеев и И. Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго – «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В. Е. Новосильцева». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М. А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М. И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А. П. Лосенко, написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В 18 веке в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф. И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты А. М. Голицына, М. Р. Паниной, М.В. Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В 18 веке заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент- балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д. С. Бортнянского, создавшего прекрасные хоровые произведения, а так же оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В 18 веке рождается первый профессиональный русский театр, его создателем стал великий актер Ф. Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчесления и календаря. По указу Петра вместо прежнего от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда, Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей - ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы - французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы светского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения 18 века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

- 49.28 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально – педагогический

Университет»

Институт менеджмента и экономической безопасности

Кафедра философии

Контрольная работа

По дисциплине: «Культурология»

Тема: «Петровские реформы и их влияние на культуру России»

Вариант. № 62.

Зачётная книжка. №

Выполнил студент группы Тц- 111. Власов.К.А.

Екаткринбург2012

Введение.

Глава 1.Политические идеи петровских реформ.

1.1.Реформы Петра первого и их влияние на

Русскую культуру.

1.2.Ф.Салтыков.

1.3.И.Посошков.

1.4.Ф.Прокопович.

Глава 2.Ломка старых традиций. Поворот в развитии

Искусства.

2.1.Литература петровского времени.

2.2.Развитие театрального искусства.

2.3.Живопись.

Глава 3.Зарождение новой архитектуры,

Изменение старых архитектурных традиций.

3.1.Новые влияние в архитектуре.

3.2.Санкт-Петербург.

Развитие науки.

4.1.Открытие школ различного типа.

4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.

4.4.Начало музейного дела.

Глава 5.Оценка роли

Заключение.

Литература.

Введение.

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающего противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обострённый интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра первого. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробные механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывает реформы, связанные с зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.

Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого,так как реформы задевали всех. Первые доходят до того, что зовут Петра «Земным богом», вторые не страшатся называть его антихристом. И те и другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому что находятся под его влиянием его деятельности.

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть петровских реформ. Ещё до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687г. Была открыта словяно – греко – латинская академия первое высшее учебное заведение в России.

И всё же деятельность Петра была революционной.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возращение Пётр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701г. В Москве в Сухаревой башне открывается школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий – автор «Арифметики». В 1911г. В Москве появилась инженерная школа.

Пётр стремится к тому, что бы как можно скорее преодолеть возникшую ещё со времён тотаро – монгольского ига разобщённость России и Европы. Одним из её проявлений было разное летоисчисление, и в 1700г.Пётр переводит Россию на новый календарь – 7208год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703г. В Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» - первой русской газеты, в 1702г. В Москву приглашается группа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшее российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717г. Выходит книга «Юности честное зерцало» - своего рода учебник этикета, а с 1718г. Существовали ассамблеи дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а поэтому были достаточно болезнены как для высших, так и для низших слоёв общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вёл к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных начинаний. Пётр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Когда умер Пётр и кончилась его реформационная деятельность дело Петра не умерло и Россия не могла вернутся в прежнее состояние. Плоды его деятельности, внешняя сила России и новый порядок внутри страны были на глазах у каждого, а жгучая вражда недовольных стала воспоминанием.

Но многие сознательно жившие люди и долго спустя после смерти Петра продолжали ему удивляться не менее современников. Они жили в созданной им гражданской обстановке и пользовались культурой, которую он так старательно насаждал. Если Пётр внёс в Россию свет просвещения и создал и создал её политическую силу, то до него, как думали, была «тьма и ничтожество». Так приблизительно характеризовал допетровскую Русь канцлер граф Головкин, поднося Петру титул императора в 1721г.

В своей работе я пытаюсь показать, что было сделано Петром для конкретных преобразований культуры т.е. показать развитие науки и искуства, проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Данная работа охватывает хронологически 1684 – 1725годы.

Глава 1.Политические идеи петровских

    1. Реформы Петра Первого и их влияние

На русскую культуру.

В конце 17 века, когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр Первый, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России в отличии от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям ни к Чёрному, ни к Балтийскому через которые могла бы развивать внешнею торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми – дворянами шла ожесточённая борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств – Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Россия 17 века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований во многом совпадающая с его реформами.

В период своего царствования Пётр первый умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя – Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс. и др. Сплочённая группа сподвижников сформировалась и среди русских.

Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, братья Апраксины, А.Меньшиков.и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.

У Петра не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных специальных слоёв, вызывало скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская деятельность Петра Первого продолжала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Пётр действовал решительно, целенаправленно с крайней жёсткостью По меткому определению Пушкина его указы были «не редко жестоки, своенравны, и кажется, писаны кнутом»

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причём термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле - от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести «добрый порядок» в гражданской жизни государства. В самом начале 18 века царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Пётр прилагал массу усилий к тому, что бы русский человек и внешностью походил на европейца. 26 августа 1698 года на следующий день после прибытия из-за заграницы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокироных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Пётр повторил несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.

Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал всё население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого делать, надлежало платить большие налоги с учётом положения в обществе.

В этой же форме Пётр Первый организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года шуточное освещение у Лефортова дворца.

Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду – в шёлковых зипунах яркого цвета, поверх которых были одеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь – длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульёй. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движенья, и мешавшая работе. На пиру Пётр Первый взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

Но у всех руками царя одежду не укоротишь. По этому в январе 1700 года в Москве в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служившим, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин – чуть позже.

Эти перемены повлияли и на русскую лёгкую промышленость, стали развивается мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застёжки и другие украшения. Пётр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороду угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождения от новой одежды «по скудости своей». В конечном счёте камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.

Дворянский быт изменялся и в следствии того, что царь заставлял дворян учится, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Подданных Пётр Первый снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.

Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых «подлых людей», всё податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учётом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т д.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы – взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина внештацкого мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессы со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощения.

И всё – таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой – в духовной жизни народа отложился положительный образец Петра – преобразователя в песнях о Полтавской победе, в «плачах» о царе и т.д.

3.1.Новые влияние в архитектуре.
3.2.Санкт-Петербург.
Глава 4.Новая организация просвещения
.Развитие науки.
4.1.Открытие школ различного типа.
Появление профессионального образования.
4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.
4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.
4.4.Начало музейного дела.
Глава 5.Оценка роли
Заключение.
Литература.

Подробное решение параграф §10 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать?

Знания, получаемые в церковных школах, были основаны лишь на изучении Закона Божьего, что было недостаточно для решения практических вопросов в области медицины, горного дела, металлургии, мореплавании и других отраслях хозяйства, которые бурно развивались в Петровскую эпоху.

2. Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения?

Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.

3. В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?

Практический смысл организации горно-разведочной службы для экономики России заключался в том, открытия полезных ископаемых (медных руд, каменного и бурого угля, минеральных вод) способствовали развитию промышленности (цветной и черной металлургии, курортного дела). Это способствовало успехам в военном деле, изготовлению оружия, строительстве и т.д.

4. Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?

При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей.

5. Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»?

1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба

1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков

1714 г. – открыта первая в России научная библиотека

1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера)

1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка

6. Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры.

Светская культура – та, которая не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Примеры «несветской» (религиозной) культуры – церковная музыка, храмовое строительство, иконопись.

Изучаем документы

«Из юности честного зерцала…»

1. Выясните, что такое «Юности честное зерцало…».

Ю́ности честно́е зерца́ло (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») - пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, подготовленный в начале XVIII века по указанию Петра I.

2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?

3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.

Этих правил было необходимо придерживаться везде, т. к. воспитанный человек ведет себя правильно не только тогда, когда его заставляют. Помимо почитания родителей, в этом отрывке говорится об уважении ко всем старшим.

1. Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.

В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере. Средний размер заработной платы неквалифицированного работника в это время составлял 5−8 копеек в день. Для сравнения: пуд мяса тогда стоил 30 копеек, пуд хлеба - 10 копеек. За день рабочий зарабатывал на 2,5−4 кг мяса.

2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф.

Если выяснялось, что у кого-то нет знака, то есть он носит бороду и усы «безданно и беспошлинно» или же знак получил обманным путем, то таких лиц били кнутом, а иногда даже ссылали на каторжные работы, не взирая на сословную принадлежность.

Исключение сделали только для лиц духовного звания.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра 1.

Пётр изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, которая получила название «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами («Арифметика» Леонтия Магницкого). До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями).

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.

3. Исследуйте биографию Якова Брюса. Опишите достоверность легенд о нем.

Москвичи издавна обходили стороной стрелецкую казарму, в которой располагалась часть полковника Сухарева, – бесшабашные стрельцы могли спьяну и деньги отобрать, а то и голову проломить. Но с куда большей опаской горожане стали относиться к Сухаревой башне, когда там поселился Яков Брюс и организовал по велению царя школу математических и навигационных наук. А на последнем этаже устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто.

Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Следующей ночью купец вернулся к башне вместе с домочадцами. В кабинете Брюса горел свет, в окне маячила фигура графа, из башни доносились чьи-то надрывные стоны. Вдруг одно из окон отворилось, и оттуда вылетели три железных чудовища с человеческими головами. Вне себя от ужаса Морозов с домочадцами мчался по ночному городу подальше от страшного места. И вскоре по городу прошел тревожных слух – лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.

Как любой уважающий себя чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека. Тот же Павел Богатырев записал впечатления современников Брюса, будто колдун обзавелся «механической куклой, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории. Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Там кукла свободно разгуливала среди причудливо стриженых лип и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой».

Брюс пугал москвичей и после смерти. Его тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, но каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу. Кстати, по легенде, Брюс скончался также необычно, как и жил. Рассказывали, что колдун погиб во время опытов у себя в поместье в Глинках. Будто бы Брюс велел слуге разрезать себя на части, а потом полить волшебным эликсиром вечной молодости, сделанным по рецепту той самой книги. Опыт практически удался. Но когда части тела расчлененного графа стали срастаться, в лабораторию ворвалась жена Брюса, убила слугу и похитила эликсир. Неприкаянный дух же убитого вместе с книгой переместился в Сухареву башню.

– Сухареву башню, в отличие от других памятников архитектуры, уничтожали долго и кропотливо, – рассказывает Зинаида Татарская. – Сталин, как и многие тираны, увлекался мистикой и хотел отыскать книгу Брюса. Он велел разбирать башню по кирпичикам и все содержимое относить лично ему. Но книгу так и не нашли. Разгневанный тиран отдал приказ взорвать останки башни. Присутствовавший при уничтожении архитектурного памятника Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но некоторые научные труды Брюса вождь всех народов все-таки нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.

Могилу Брюса тоже уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, пожалуй, самая известная легенда - о том, как Брюс замораживал летом пруд и катался на коньках. Якобы в самый разгар лета, в знойном июле, Брюс пригласил в гости многих знатных особ. Им были предложены всевозможные развлечения, в том числе катание на лодках. Потом всех позвали на обед. А после него гости снова вышли в парк и стали наблюдать за праздничным фейерверком, катаясь на коньках по льду того же пруда, который за считанные часы превратился в каток. Согласно другой версии Брюс превратил пруд в каток на глазах у изумленных очевидцев взмахом волшебной палочки.

Вот такие чудеса, казалось бы, не имеющие никакого отношения к реальности, творил волшебник Брюс. Однако в 1992 году в журнале "Наука и жизнь" появилась статья, автор которой Вячеслав Малахов попытался доказать, что Брюс действительно умел, скажем, в разгар лета замораживать воду в пруду. По его приказу еще в марте, ранней весной, лед намораживали до солидной толщины, затем покрывали соломой, опилками, деревянным щитами. После этого накладывался слой глинистого грунта. Лед укладывался на дно пруда, из которого предварительно была спущена вода. В назначенный срок она снова подавалась из верхнего пруда. Лед освобождался от земли и опилок, а потом всплывал, и по нему уже можно было кататься на коньках. Конечно же, такое объяснение одной из проделок Брюса может показаться спорным. Но, как бы там, ни было, оно свидетельствует о том, что вряд ли все творившиеся в "Глинках" чудеса можно отнести к мифам.

А еще рассказывают, что выдумал Брюс живую и мертвую воду. Нравилось, мол, ему превращать стариков в молодых. Для начала изрубил он своего пожилого лакея на куски, потом облил их мертвой водой - и они срослись. Затем окропил живой водой - и старик стал молодым.

Но, как, ни странно, сам Яков Вилимович Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни». Потомок шотландских королей тяготел к естественным наукам.. Одним из таких научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.

– Первым астрологической картой Брюса воспользовался Иосиф Сталин, – рассказывает столичный экскурсовод Ирина Сергиевская. – Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной графом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую» никак не удается построить. Именно Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Кстати, Санкт-Петербург, где нет кольцевой структуры, он не любил. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца. Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук. Например, Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землей много пустот. К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор – возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато это место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых места на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.

Ученик Ньютона, человек самых разносторонних знаний, он, можно сказать, родился преждевременно. Далеко не всем современникам были понятны его изыскания.

Однако, как считает написавший о Брюсе интересную книгу российский исследователь А. Н. Филимон, этот ученый-вельможа внес весьма важный вклад в развитие отечественной науки. И все же, приезжая в "Глинки", знакомясь с усадебным домом, флигелем-лабораторией и другими постройками, нет-нет да и ловишь себя на мысли, что оказался в царстве волшебника.

Семнадцатым веком завершилось русское средневековье, восемнадцатый начинает новое время в истории страны. На место Московской царской Руси приходит императорская Россия Петербурга. Социальная динамика века огромна: Россия вступает в него средневековой и довольно отсталой, а к концу столетия приходит сильной державой, активно влияющей на судьбы Европы. Мощный процесс развития связан с именем Петра I и его реформами.

Процесс был сложным и противоречивым. Это отмечают многие русские историки. В. О. Ключевский, например, о XVIII веке пишет: «Что же так осложнило русскую жизнь этого века? Реформы, начатые предшественниками Петра и им продолженные... До той поры русское общество жило условиями своей собственной жизни и указаниями природы своей страны. С XVII века на это общество стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями. Это пришлое влияние встретилось с доморощенными порядками и вступило с ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя их жизнь, сообщая ей усиленное и неровное движение» /1, с. 13/.

Время Петра -- это, прежде всего утверждение дворянской империи. Слагается новый административный аппарат. Петр образует взамен средневековых приказов немногочисленные, но действенные коллегии, убирает традиционную боярскую думу, основанную на наследственном представительстве. На арене российской истории появляется Сенат -- правительственное учреждение, созданное для контроля и управления государством. Появление этого учреждения косвенно отделяет в сознании людей власть царя -- хозяина от власти государства -- учреждения для «блага подданных». Это для начала XVIII века было весьма актуальной и значимой культурной задачей. Даже относительно независимые прежде религия и церковь оказываются теперь под властной рукой государства. Абсолютная монархия, начало которой датируется еще XVII веком, теперь представлена как вполне сложившаяся форма государственного правления.

Новые явления в политической и социальной сфере явились толчком мощных процессов в области духовной культуры, в значительной степени определяя ее особенности. Каковы же эти особенности? Культуру XVIII века по типологии часто соотносят с западноевропейским Просвещением. Отметим сразу: это далеко не полное и даже не близкое соотношение имеет для России особый смысл. Как известно, западноевропейское Просвещение было подготовлено Возрождением и периодом Нового Времени, уже обеспечившими разрыв со средневековой богословской культурой и провозгласившими незыблемый авторитет научного знания. Русская культура конца XVII -- начала XVIII века должна была решать задачи, на которые у Западной Европы ушло пять столетий. Такая небывалая в истории интенсивность духовного развития составляет первую особенность русской культуры рассматриваемого периода.

Уже в последние десятилетия XVII века в России создалась ситуация, которую мы сейчас называем кризисом духовной культуры, идеологических ценностей и идеалов. Допетровская Русь дожила «до нравственного банкротства», и не могла не дожить, связанная с головы до ног (от государственной системы правления до народного быта) религиозными догмами. Важнейшим из мероприятий, последовательно осуществленных Петром I, было окончательное отстранение церкви от вмешательства в дела государственные, а, следовательно, и ограничение «культурного поля» церковной деятельности. С уничтожением патриаршества в 1721 году руководство делами церкви было передано в руки Святейшему Синоду, подотчетному монарху. Церковь фактически была лишена доминирующей роли в области проведения культурно-идеологической политики именно в той области, где ее влияние было прежде особенно велико. Роль духовенства как источника просвещения, как представителя «духовного авангарда» русского народа кончилась. «С воцарением Петра Великого у нас формируется новая интеллигенция, которая во всем руководствуется «мирскими» интересами и идеями. Кристаллизационным ядром, вокруг которого слагаются эти интересы и идеи, является не идея вселенской религиозной миссии (хранение чистоты Православия), а идеал Великой России» /2, с.91/. Таким образом, вторая отличительная особенность духовной культуры нового этапа -- ее секуляризация1.

С петровских реформ усиливается интерес русских писателей к человеческой личности, происходит углубление гуманистического начала в искусстве. В новой концепции человек уже окончательно перестает быть источником греховности, воспринимается как активная личность, ценная и сама по себе, и еще больше -- за «услуги отечеству». Отсюда и изменение главного ценностного ориентира: на смену представлений о греховной природе человека, свойственных официальной культуре допетровской Руси, на смену культуре, направлявшей интересы человека к соблюдению чистоты христианской веры, приходила культура, основанная на представлениях о человеке как частице новой системы, социальной; иерархически упорядоченного монархического государства. Обращение к личности, гуманизм -- это третья особенность духовной культуры не только периода петровских реформ, но и XVIII века в целом. Петр I, прорубивший «окно в Европу», поставил страну на путь европеизации, ввел Россию в круг европейского просветительского движения. Европеизация России начиналась с заимствования в области бытовой культуры: появляются Секуляризация (ср. лат. saecularis - светский) - освобождение от церковного подчинения общественной, интеллектуальной и художественной деятельности.

Новые предметы домашнего обихода, идет подражание роскоши польских и немецких костюмов. Заимствуется этикет общения.

Насаждение разных форм западного быта (одежда, снятие бороды, ассамблеи, свободное появление на них женщин и т. д.) происходит по строгому приказу Петра I. Надо отметить, что пределы распространения новой культуры довольно «узки»: двор, высшее чиновничество, столичное и в незначительной степени провинциальное дворянство. Нельзя не видеть также, что процесс европеизации русской культуры был достаточно противоречив: «в заимствовании было много ненужного и незрелого, часть перемен сводилась только к изменению формы, «внешней позолоте», под которой жила азиатчина» /3, с.423/. Но подражательность была логически необходима и неизбежна ввиду относительной культурной молодости России. В этом состояла четвертая особенность духовной культуры рассматриваемого столетия. Сближение с Западом, однако, внесло в русскую культуру не только заимствование и подражательность. Оно способствовало развитию российской самостоятельности, переходу от «узкого национализма к национальному творчеству культурной жизни..., предполагающему общечеловеческие впечатления и гуманные воззрения» /4, с.49/. В этом смысле XVIII век может быть назван «промежуточным периодом, нашего общественного самосознания» (П. Милюков), а духовная культура столетия -- начальным этапом формирования общественного самосознания России. И это пятая особенность духовной культуры рассматриваемого периода.

Один из главных принципов просветительной культуры -- синкретизм. На духовную культуру в целом воздействует характерная для Нового Времени идея закономерности и познаваемости окружающего мира (природы, самого человека и человеческого

Синкретизм (гр. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность, существование в единстве всех видов творческой деятельности.

Общества. Отвлеченной книжной учености предпочитается знание, полученное в результате собственного опыта, собственной практической деятельности. Этот принцип был усвоен русской культурой XVIII века безоговорочно.

Синкретизм характеризует деятельность типичного представителя Просвещения -- мастера-энциклопедиста. В этом смысле Россия XVIII века напоминала европейский Ренессанс. Среди деятелей русской культуры XVIII века людей, которые были бы только писателями, только музыкантами, только живописцами или архитекторами, -- таких людей меньшинство. О Петре I принято говорить, что он знал 14 ремесел. В разных областях культурной, творческой деятельности, в науке и искусстве с одинаковым блеском работал Ломоносов.

Формирование новой культуры России начиналось с элементарного образования. Один из виднейших знатоков русской культуры П. Н. Милюков писал, что вся допетровская наука широких масс ограничивалась часословом и псалтырем. Не было, оперируя современными понятиями, спроса на грамотного человека со стороны государства, не было у различных слоев населения потребности даже в букваре. Теперь Россия нуждалась в просвещенном и образованном гражданине. Понимая это, Петр обращает внимание на развитие светского книгопечатания и издательского дела. В первую четверть века издательская продукция выросла в 18,6 раза, причем доля религиозной литературы значительно уменьшилась. Усиленно распространяется переводная литература. На русский язык переведены не только исторические повести и романы, но и политические сочинения и технические учебники. Создается русская журналистика, выпускается первая газета.

Спрос шестнадцатимиллионного населения на буквари составлял 2000 экз. ежегодно. Первая русская грамматика Смотрицкого, изданная в 1648 году, была переиздана только через 70 лет.

Но проблема не решается только принятыми мерами. «На традиционной грамотности нельзя было привить и развить европейское просвещение, ознакомить людей с кругом естественнонаучных представлений, основами математических и технических знаний. Грамотных в том плане, как это нужно было для участия в преобразовательской деятельности Петра, практически не было» /4, с.50/. Другими словами, ценить просвещение научила практическая нужда, и это определило господство утилитарного взгляда на школу. Теперь от школы требовалась выучка, соответствующая нуждам государства, преобразованиям армии и флота.

Поэтому в начальный период петровских преобразований были открыты специальные учебные заведения - Навигационная, Артиллерийская (1701), Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707), первые горные школы на Урале.

Потребности общества в новых культурных ценностях всегда формируются достаточно долго. Потребность русского общества в общеобразовательной школе, преследующей чисто педагогические цели, формировались «с почину власти». Начало общеобразовательной школы относят к концу петровской эпохи. Год спустя после смерти Петра открылись двери новых храмов науки -- университета и гимназии в Петербурге. Позднее, в середине века, открывается Московский университет и при нем -- две гимназии: одна для дворян, другая для разночинцев.

Проводя реформы, Петр действовал смело и целеустремленно. По его указу были созданы особые учреждения, задачей которых стало культивирование научных знаний и приумножение их. Это не только Университет, но и Академия, Библиотека при Академии, различные кабинеты для научных занятий. Преодолевая веками сложившиеся традиции, начинает работать Кунсткамера - первый русский естественнонаучный музей. Определенные трудности испытывало библиотечное дело. Традиции допетровской русской культуры были таковы, что имеющиеся книжные собрания не могли быть использованы в научно-исследовательской работе. В XVII веке книги хранились в низких, полутемных, чаще всего каменных (во избежание пожара), комнатах, уставленных массивными сундуками («коробьями»). Шкафы с полками появились, вероятно, к концу XVII столетия и только потому, что владельцы книг пожелали продемонстрировать богатство и красоту переплетов, украшенных драгоценными камнями и прекрасно выделанной кожей. Сохранившиеся от того времени описи книг, как правило, подробно сообщают о переплете, но забывают сообщить название книги и ее автора. Расстановка книг производилась по формату и красоте переплета. По этому же принципу в первые годы существования расставлялись книги и в Библиотеке Академии наук /7, с.51/. В дальнейшем оказалось, что наладить библиотечное дело даже по имеющимся западным образцам совсем непросто /6, с.60/.

Пример уважения к просвещению и науке подает сам Петр I. Он увлекается философскими беседами в кружке избранных, поощряет отношения с западноевропейскими учеными, преклоняется перед Лейбницем. Тем не менее, развитие научных знаний и просвещения сталкивается с множеством трудностей. Главное -- это отсутствие социальных и экономических условий, благоприятных для этого процесса. Петр 1 не мог этого осознать, результаты проявились позднее. (В 1726 г. гимназия при Санкт-Петербургском университете насчитывала 112 учащихся, в 1737-м - 19. В Академическом университете в течение первых 6 лет училось 8 студентов, в 1731 году - ни одного. В 1783 году княгиня Дашкова, приступив к обязанностям Президента Академии, обнаружила в Университете двух студентов. В Московском университете в 70-80-х годах приходилось по одному студенту на каждый из трех факультетов.)

В 1866 году князь Дмитрий Голицын в письме из Парижа в Россию соглашается с тем, что для развития наук и художеств лучший залог -- «основание академий». «Но опираясь на пример истории, -- отмечает он далее, -- боюсь, что средства эти окажутся слабы, если одновременно у нас не будет поднята внутренняя торговля. А она, в свою очередь, не может процвести, если не будет мало-помалу введено у нас право собственности крестьян на их движимое имущество». Обосновывая свое утверждение, Голицын ссылается на слова английского философа Давида Юма: «Если государь не воспитает у себя фабриканта, способного выткать сукно столь тонкое, чтобы оно достигло цены две гинеи за аршин, то тем менее воспитается в его государстве астроном» /5, с.37--38/.

Итак, главными препятствиями на пути петровских реформ были консервативные традиции духовной культуры и общественного сознания, с одной стороны, закрепощение и бесправие народных масс -- с другой. Следует подчеркнуть и то, что новое просвещение и наука вводятся в начале XVIII века «сверху», декретами и указами, во главе преобразований становится власть, а не общественное мнение. Выяснилось, что общественное мнение России просто не готово ко многим реформам. Однако Петр не отступал перед задачей создания новой России на месте «старины». «Старина», со своим патриархальным укладом, аскетическим идеалом, боязнью науки, не давала возможности развития, живой личности было в ней тесно, и Петр Великий встряхнул застоявшуюся жизнь во всех углах, вывел новое поколение на широкое поприще общечеловеческого просвещения, на простор научного знания, в этом смысл его реформы» /3, с.434/.