На отношение и оценку происходящего.

Жить интересно, когда вы можете все менять и на все влиять. А вы можете

Как часто мы отдаем штурвал своего корабля в руки неумелых, непрофессиональных капитанов, которые ведут его в известном только им направлении. Снимая с себя ответственность за принимаемые ежедневно решения, мы позволяем случаться всему и всегда, лишь наблюдая (на диване) в роли жертвы, как мимо протекает наша собственная жизнь.

Ключевые жизненные постулаты людей, снимающих с себя ответственность за собственную судьбу: От судьбы не уйдешь. Не повезло с начальником. В такой стране мы живем. Зарплату не платят. Денег ни на что не хватает. Сейчас такое время. Такова жизнь. Я ничего не могу изменить.

На что в жизни на самом деле может влиять каждый?

1. На отношение и оценку происходящего

Вы вправе определять свое отношение и давать свою оценку в абсолютно любой жизненной ситуации. С пониманием и принятием относитесь к тому, что ваше мнение может сильно отличаться от мнения окружающих, а иногда и от виденья большинства. Это нормально.

Именно в вашей власти формировать свое собственное отношение к происходящим в вашей или чужой жизни событиям и ситуациям. Если на первый взгляд вам кажется очевидной та или иная оценка окружающих на различные события и ситуации - всегда думайте о том, как именно вы видите и оцениваете происходящее. Вы удивитесь, поняв насколько сильно вы ограничиваете собственные возможности, принимая с легкостью уже проведенную оценку, сформированное суждение и подготовленное резюме происходящего другими людьми.

Только вы несете ответственность за то, с кем живете, с кем спите, где работаете и в каких местах бываете

То, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим. Не смотрите чужими глазами на вашу жизнь, и тогда вы сможете в полной мере направлять корабль в нужном вам направлении.

2. На самочувствие и здоровье

Еда, кино и «домино» определяют душевное и физическое здоровье. Именно от выбора продуктов для души и тела зависит ваше самочувствие и настроение. Выбор пищи для разума и тела всегда за вами, следовательно, здоровье и самочувствие зависят только от вас.

3. На то, с кем общаться, дружить, где работать и как жить

Да, почти как стих выглядит банальная и от того такая сложная штука - быть автором своего жизненного сценария. Только вы несете ответственность за то, с кем живете, с кем спите, где работаете и в каких местах бываете. Постоянное нытье о том, что другой работы нет или в нашей стране нельзя по-другому - не более чем попытка переложить ответственность за свои ежедневные решения на кого угодно, кроме их автора.

4. На свои доходы, расходы, временные и эмоциональные ресурсы

Любую задачу вы будете выполнять ровно столько, сколько отведете на ее выполнение времени. И да, если не планировать время на выполнение тех или иных задач - это 100% попадание в мир прокрастинанации и вечной занятости.

То же самое касается и денег. Если вы не управляете своими финансами, они в прямом смысле управляют вами. Вопрос только в том, как управляют и с какими остатками на счетах.

Все, чем вы не управляете, управляет вами. Научитесь руководить всеми сферами своей жизни, и вы заметите удивительные метаморфозы.

Да, на погодные условия и форс-мажорные ситуации мы не можем влиять, но точно можем контролировать к ним свое отношение и изменять направления корабля в нужном направлении.

Если есть уверенность, что ничего изменить нельзя, проверьте свой пульс - возможно, вы мертвы.

В глубокой древности время считали одним из старейших великих богов: ведь ему были подвластны не только люди, но и другие боги.Ау, четвертое измерение!Сегодня мы можем сказать по-другому: время — это четвертое измерение, самое загадочное из всех имеющихся. Мы, люди, не способны его ощутить — зато можем измерить в часах, минутах, днях, веках; почувствовать на себе его влияние (со временем мы взрослеем, стареем, меняемся внешне и внутренне).

Каждый знает, что ему отпущен для дел, радости и страдания, взросления и мудрости только определенный отрезок этого загадочного и неуправляемого Нечто, именуемого временем. И любой человек много бы отдал за то, чтобы вернуться в прошлое и там что-нибудь изменить, исправить, переделать. Не менее соблазнительно было бы отправиться в будущее — взглянуть, как у тебя все сложится. Увы, ни в минувшее, ни в грядущее перепрыгнуть невозможно. Во всяком случае, пока…

Не первый век человечество пытается создать машину времени в надежде, что наконец-то обретет власть над четвертым измерением. И каждый раз убеждается: нам позволено только наблюдать. Поэтому мы так любим носить часы, завешивать и заставлять ими полки и стены кабинетов, домов, квартир. Нам постоянно требуется знать — который час, сколько минут и секунд у нас в запасе. Мы о времени волнуемся, как об умирающем больном.

Назад в будущее

Мифов и легенд о времени и его повелителях существует множество. Один из самых известных -древнегреческий миф о боге Кроносе (или Хроносе), сыне Неба и Земли, прародителе всех богов Олимпа и повелителе времени. Как вы помните, согласно пророчеству Кроноса должен был низвергнуть с трона его собственный сын — и потому безжалостное божество заглатывало всех своих детей. Только Зевса матери-богине удалось скрыть от Кроноса — и когда малютка подрос он заставил отца отрыгнуть всех проглоченных детей, затем сверг папашу с престола и сам воцарился на Олимпе.

А теперь давайте вспомним, что Кронос — хозяин времени. И тогда история приобретает иное звучание: время порождает часы, минуты и секунды — и само же проглатывает их. Значит, Зевс, вернувший проглоченных братьев и сестер (те самые минуты, часы и дни), научился управлять временем — правда, только прошлым.

В мифах говорится о том, что Зевс и Кронос помирились, и бог-отец стал править на островах блаженных (то есть счастливых). Эта деталь — очень важный символ, напоминающий людям о безмятежных временах далекого прошлого, «когда небо было каменным и покоилось на плечах атлантов, люди и боги жили в любви и согласии, а Зло не смело переступить границу мира». Разумеется, мифическое воцарение Кроноса на островах блаженных — не только напоминание о минувшем, но и обещание, что снова настанет Золотой век: счастливая эпоха после победы над Злом.

Счастливые часов не наблюдают

У Зла и Добра свои отношения со временем — именно об этом повествуют зороастрийские мифы. Там фигурируют два вида времени: замкнутое, называемое Карана, связанное со Злом, эпоха которого когда-нибудь закончится, и бесконечное время Акарана — эпоха Добра.

Человек обязан пройти весь замкнутый круг времени — только тогда он получает возможность вырваться за его пределы, вступить в бесконечность. Но далеко не все используют свой шанс: большинство так и живет всю жизнь в ограниченном времени. Вот почему тех, кто нашел в себе силы и решимость разорвать привычную цепь, считали избранными, отмеченными особым знаком: хварной, или харизмой, которую изображали как свечение над головой.

В христианской традиции такое свечение называется нимбом: он сияет над головами святых. Где-то таких людей называли посвященными, магами. Суть одна: они познали законы времени-пространства, обрели способность жить одновременно в настоящем, прошлом и будущем. Именно об этих людях можно сказать словами Грибоедова: «Счастливые часов не наблюдают».

На пути к всемогуществу

Наверное, в грядущем Золотом веке мы все забудем о часах, будучи допущены к «резервуарам времени», где прошлое, настоящее и будущее «варятся в одном котле». Тогда нам и машина времени не понадобится…

Кстати, обратите внимание: уже сегодня каждый из нас обрел такую власть над временем, какая и не снилась предкам!

Судите сами: когда-то только маги и чародеи могли в мгновение ока, то есть в некие максимально сжатые сроки, перенестись из одной точки пространства в другую, простые смертные передвигались на своих двоих, в крайнем случае верхом, так что путь требовал прежде всего времени. О волшебных возможностях они только мечтали, придумывая сказки о ковре-самолете и сапогах-скороходах. Сейчас подобная «магия» доступна любому: всего-то и надо, что воспользоваться подходящим видом транспорта.

По-своему помогают нам преодолевать законы времени телевизор, радио, телефон, Интернет. Как видите, мир разительно изменился: если мифической машины времени мы так и не создали, то некоторые ее «детали» реально существуют и работают на нас.

Как подружиться с Хроносом

Вы, наверное, замечали, что у некоторых часы постоянно спешат, а у других патологически отстают, независимо от того, пользуется человек фирменными механизмами или таскает на руке одноразовую штамповку. Это неспроста. Дело в том, что часы не только отмеряют минуты и секунды, они являются еще и своеобразным индикатором вашего внутреннего времени.

Да-да, не удивляйтесь, каждый из нас немножечко Хронос, ведь человек — это микромир, микрокосм, следовательно, он имеет собственное «четвертое измерение».

А теперь давайте вспомним, что на планете время отнюдь не везде течет одинаково. Существуют особые точки, сакральные места, где оно замедляет ход или, напротив, несется сломя голову.

Известно немало заметок путешественников о странных, загадочных местах, где время течет будто по своим законам. Да и вообще о сжатом или растянутом времени рассказывают как древние легенды, так и сакральные тексты практически всех религий.

Итак, если в «большом, мире» четвертое измерение ведет себя по-разному в разных точках, стоит ли удивляться, что у микромира, каковым является каждый из нас, время также может меняться. Вернемся к наручным часам. Те, чьи часы идут правильно, по-видимому, существуют в согласии с внешним временем, умеют жить в настоящем. Если ваши часы все время опаздывают, похоже, что вы застряли в прошлом. Если они постоянно бегут, значит, вам не терпится заглянуть в будущее.

Если же ваши часы постоянно ломаются, вероятно, они вам больше не нужны: вы научились по собственному желанию растягивать приятные мгновения и сокращать минуты пустого ожидания.

Жизнь сегодня и сейчас

К сожалению, идти «не в ногу со временем» могут не только часы, но и люди. Кто-то вечно опаздывает, кто-то торопится, кто-то живет прошлым, кто-то грезит о грядущих переменах, И… упускает единственную возможность управлять временем — жить в настоящем.

Кого принято считать счастливчиком, любимцем фортуны? Тех, кто во всем удачлив — и богат, и любим, и при деле… За что им такое счастье? Да ни за что — они сами все получают как раз потому, что живут и действуют здесь и сейчас. Разумеется, речь не о том, что вредно думать о завтрашнем дне, планировать, анализировать прошлый опыт. Важно, чтобы, планируя и анализируя, вы не упускали тех возможностей, которые судьба дарит каждый день. Можно ли этому научиться? Разумеется! Более того, пока человек не освоит навык управления настоящим, он не станет хозяином собственной жизни. Существуют две отличные формулы «для начинающего чародея», пользуясь которыми каждый способен войти в ритм со временем. Первая принадлежит знаменитой героине романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара: «Об этом я подумаю завтра». Прекрасный девиз: нет смысла валить все в одну кучу, не стоит завтрашними неприятностями и проблемами отравлять сегодняшний день. Всему свое время! А вот и вторая формула, объясняющая мысль Скарлетт: «Не оставляй на завтра то, что нужно сделать сегодня».

Как видите, нет необходимости проводить особые тренинги и менять психологические установки: совершенно достаточно помнить эти формулы и стараться полноценно проживать каждую секунду.

В предыдущей статье мы с вами разобрали сражения «Наполеона», но теперь пришла пора отставить наши полководческие таланты в сторону и переключиться на управление государством. Глобальная стратегия, эта старшая сестра тактического боя, все время существования серии Total War оставалась у него в тени. Несмотря на то, что возможности ширились, кремниевый противник становился умнее, а графика хорошела, все развитие в итоге сводилось к одному — дожить до очередной масштабной битвы и отыграться за часы передвигания армий по карте. Но что изменится, если поставить вместо искусственного интеллекта живого игрока?

Специализация провинций Экономический прогресс Ода авторасчету Военный совет Александр Македонский жив!

В онлайновых баталиях немногие игроки выключают авторасчет сражения. И их можно понять: одна кампания и так отъедает приличный кусок жизни, а даже самая маленькая битва длится никак не меньше пяти минут. Отставьте свой тактический гений в сторону. Вот Макиавелли — это наш человек.

Не буду углубляться в основы управления, они не поменялись со времен Empire. Скажу лишь, что уровни народных волнений с предыдущей части ослабели и можно больше не опасаться огромных армий повстанцев, а в провинциях теперь можно строить меньше, но это хорошо — развитие земель никогда не было сильной стороной ETW.

На заметку: разработчики явно пошаманили с кабинетом министров у всех государств. За много партий я так и не увидел в них ни одной личности с двумя звездами управления — то есть с самого начала игры вся вертикаль власти работает как надо. И правильно — нечего нам рыться в списках чиновников. Лишь Австрия красуется недееспособным королем.

Специализации провинций

Каждая партия начинается с судорожного осмотра выданного разработчиками добра. Так, король вроде есть... и министры тоже. Вот фермы, тут мы сделаем аграрный рай. Ага, фабрика — здесь будут строится пушки. Выделить, чем богаты наши земли, с самого начала очень важно, ведь именно на этой информации мы будем потом строить всю нашу стратегию. Условно здания можно разделить на три части.

Аграрные . Тут все понятно — много-много ферм. Эти земли будут нашими «курортами» для очень потрепанных войск: аграрные дела дают в области небольшой, но нужный плюсик к скорости пополнения армий. К тому же они обычно находятся в глубоком тылу (как у Пруссии), где неприятель их не достанет. Еще и неплохие деньги. Сельское хозяйство очень дешево по сравнению с другими видами зданий и быстро окупается — это дает нам почву для эффективной тактики «в стиле Хрущева», суть которой заключается в том, чтобы на первых порах ударными темпами выращивать кукурузу. Но, увы, в поздней игре плюсы от аграриев не так заметны, поэтому вам очень повезло, если в землях с фермами есть что-нибудь еще — к примеру, конюшни или лесозаготовки. Первые делают кавалерию дешевле; вторые дают деньги и скидку на строительство зданий, что делает лес желанным гостем рядом с большими городами. Увы, и тех и других у вас будет очень мало — где-то три-четыре здания на всю страну. Что обидно, плюсы-то немаленькие.

С небольшой натяжкой к этой группе можно отнести и виноградники. Несколько слов: их мало, но они слегка укрепляют денежное состояние и намного улучшают отношение народа к царской особе (ну да — не бывает плохих королей, бывает мало хорошей выпивки!). Стройте только на лишние деньги, которые уж совсем некуда деть.

Индустриальная . Это шахты, мануфактуры и мастерские. Если таких зданий в стране в изобилии, то после развития сельского хозяйства и получения надлежащих дивидендов быстро переключаемся на эту область, чтобы подготовить плацдарм для войны. Увы, у большинства таких зданий есть небольшой недостаток — необразованный народ, завидев огромные клубы дыма над полями, начинает волноваться. Но это можно не принимать в расчет — «-1» к народным настроениям ничего не изменит.

Рост дохода втрое за несколько ходов! Вот она, силушка аграрная!

Зато плюсы и деньги от таких сооружений меняют все. Если вы вовремя не переключились с ферм на мануфактуры — вы уже в проигрыше. И не только из-за огромных дивидендов, но и оттого, что многие здания выдают на руки отличные свойства: например, удешевляют производство определенных войск, вроде пехоты (мастерская оружейника) или артиллерии. Между такими сооружениями необходимо делать выбор (на одном месте, понятно, все мануфактурами не застроишь), и делать его надо в зависимости от направления экспансии и местоположения земли. Пехота с кавалерией до поля боя дойдут быстро (то есть в тыловых провинциях строим мастерские оружейника и конюшни), а вот артиллерия тащится туда медленно и с грустным скрипом колес.

Увы, живой игрок тоже знает об их полезности, и, если строить все военные здания на границе, у него будет возможность разрушить всю вашу индустрию. Поэтому где-то парочка «дешевилен» для медленных войск нужна и в тылу — просто на всякий случай.

Наконец, шахты — это очень дорого, и для дальнейшего развития они требуют очень серьезного пинка технологиям. Но позже они так утяжелят ваш кошелек, что траты на них покажутся детским лепетом. С самого начала их можно пропустить, но после ферм — ни в коем случае!

Денежные . Это рынки, пункты снабжения и их производные. На целую область таких зданий у вас не будет. Обычно они равномерно распределены по всем землям. И их мало: у богатой Пруссии их количество на начало игры не превышает пяти. Причем либо рынок, либо снабжение. Первые сильно подстегивают экономику, а вторые ускоряют нам пополнение войск в области.

Где их строить? В тылу приток войск нам обеспечат фермы, то есть туда пойдут рынки. Снабжение же очень пригодится на захваченных территориях, с которых очень удобно продолжать расширять государство. К примеру, для той же Пруссии это район Ганновер — Кассель.

Еще один важный момент — это стоимость. Понятно, что рынки быстро окупаются, но в ранней игре овчинка не стоит выделки. Поскольку индустриальное развитие тоже дает нам капитал, да еще и удешевляет войска, предприниматели уходят на второй план. Здания для них стоит строить, но уже после того, как государство значительно расширится, накопит войска и экономике понадобится большой и мощный пинок.

Экономический прогресс

По неизвестным причинам все государства, которыми можно управлять, на начало кампании находятся в глубоком кризисе. Взглянем на Австрию — ну что можно сделать с жалкими 700 монетами за ход? К сожалению, Барака Обамы, чтобы занимать у США деньги, в игре нет, так что обходимся своими силами. И, как уже отмечалось, силы эти — аграрные, с их «кукурузной» тактикой, которую мы затем превратим в равномерное развитие по заветам капитализма. Деньги за первые два хода целиком уходят на целину и робкие индустриальные подвижки. Первые технологии тоже исследуем экономические — это «Классовая экономическая теория» и «Перепись населения». И не забываем строить магистраты и залы суда, налоговая система потом скажет вам спасибо.

Москва — типичный пример провинции «ни рыба ни мясо». Вроде как богатая, но строить абсолютно нечего.

Второй пинок экономике — торговля. Если у нас есть возможность с кем-нибудь обмениваться товарами, а по умолчанию соглашения нет, мигом его заключайте. Компьютер обычно им рад. Другое дело живой игрок, но ему резона отказывать нет, несмотря на то, что вскоре вы сделаетесь смертельными врагами, — деньги нужны всем.

С развитием технологий у нас появится выбор — уже сейчас тратиться на дорогие усовершенствованные версии стандартных зданий или же строить их начальные варианты в неразвитых провинциях. Ответ прост: если строить более современные варианты можно в больших количествах, так и делайте. Они очень сильно укрепят ваше положение и дадут средства на армию. Если же их всего раз-два и обчелся, продолжаем равномерно развивать страну.

Через несколько ходов у вас уже должна быть налажена ситуация с налогами и поднято сельское хозяйство. Начинаем делать первые шаги в область индустриализации по плану «пять ходов — в три!». И, делая это, поглядываем на военных советников: если они докладывают, что вскоре без войны не обойтись, или на начало игры вы уже воюете, как Австрия и Франция, заработанные средства уходят на мануфактуры, лавки оружейников и им подобные. В обратном случае можно вдарить по шахтам начального уровня. Прямо сейчас они себя не окупят, но с получением технологии «Паровой двигатель» появится возможность их совершенствовать — и тут-то деньги польются рекой. Особенно в этом плане повезло жителям Центральной Европы: там полно золота, сосредоточенного в нескольких соседних провинциях.

Если все идет верно и денег хватает на армию и завоевания, чуть позже экономика должна начать падать. Это нормально, и более того — значит, что наша тактика равномерного развития идет хорошо. Вы вполне сможете с этим справиться с помощью шустрого строительства рынков и торговых домов. В дальнейшем основным источником денег станут захваченные города. Кстати, не советую их освобождать — уменьшать количество денег, поступающих в казну, собственноручно совсем не надо. К тому же уровни народных волнений после оккупации города теперь не так велики, как в Empire, и можно начать давить на население налогами сразу же, пока ваша армия там отдыхает. Грабить не только негуманно, но и невыгодно. Денег получаем мало, город в руинах, а через пару ходов рядом с городом появляется очень-очень злая армия повстанцев. И не факт, что авторасчет примет вашу сторону.

Фактории — нужны ли они?

Тот самый Кутузов. Он еще не знает, что я случайно направил на его путь громадную армию итальянцев.

Тут с задних рядов кричат, что для поднятия экономики существует еще и такая штука, как фактории, расположенные по краям карты. Не спорю, они есть. И еще со времен Empire очень полезны. Но тут в дело вступает масштаб игры.

Помните мир ETW? Три огромные карты, где по любым условиям победы нужно было захватить немало провинций. В «Наполеоне» требования к игроку куда скромнее. В кампаниях с компьютером нужно захватить либо полкарты, либо определенные земли. В битвах с живым игроком все еще проще — берем его столицу, сохранив свою, и дело в шляпе. То есть десяток армий по двадцать отрядов, как требовала «Империя», нам теперь не нужен. А раз не нужен, то и экономике не нужно выдавать нам по восемнадцать тысяч в год.

Масштаб играет с факториями злую шутку. Зачем тратиться на лишние флоты, торговые корабли и потом яростно бороться с охранниками торговых путей, если их прибавка к деньгам не особенно-то и необходима? Захваченные города платят исправно, шахты работают без перебоев, рынки тоже не пусты — и денег от них хватает. Особенно фактории бесполезны для жителей Центральной Европы: им придется долго развивать морские технологии и воевать за порты. Зачем, если прямо под боком у нас много-много золотых рудников? Да, попробовать свои силы в захвате торговых путей могут Великобритания и Франция. Но для всех остальных польза не оправдает расходы.

Ода авторасчету

Выиграть битву можно только одним путем: передавить врага стратегически и численно.

Сами того не зная, CA в «Наполеоне» сделали общедоступным страшное оружие, убивающее солдат сотнями. И от него никуда не деться: каждый, кто хоть раз играл кампанию против живого игрока, наверняка сталкивался с этим ужасным порождением мысли англичан. Хотите знать, что это? Имя ему — авторасчет сражений.

О, это убийца почище гаубиц! Своей глупостью он будет «косить» ваших солдат без сомнений и жалости. И знаете что? С ним приходится мириться. Немногие мазохисты отключают этого электронного идиота в своих кампаниях.

Поэтому убирайте своего Суворова обратно. Он не поможет. Выиграть битву можно только одним путем: передавить врага стратегически и численно, чтобы глупенький (и это мягко говоря) компьютер сумел хоть как-то выиграть.

И все это обидно, если учесть, что битвы теперь будут куда как более частыми и масштабными. На высоких уровнях сложности маленькие государства в Европе так и норовят оттяпать у нас кусочек. К тому же практически у каждой страны (Великобритания грустит) на старте игры есть войска, которыми можно захватить пару провинций с самого начала безо всяких модернизаций.

План удался, и защитники города вышли биться. Авторасчет сработает в
мою пользу.

Преимущества выбора южного направления в прусской дилемме. Сейчас я убью двух зайцев: возьму Штутгарт и заключу Австрию в клещи.

Именно это и нужно сделать. А использовать мы будем тактику «кто успел, тот и съел» — то есть станем давить страны в одну провинцию. Если дадим им набрать войска, они нас съедят. Увы, не скажу, что сражения будут простыми: солдат вы потеряете много, и тут ничего не поделаешь. Но добыча того стоит. Во-первых, никакой угрозы для растущего государства не будет. Во-вторых, на захваченных землях обычно очень хорошо развиты города — а это означает многие тысячи нам в казну. И в-третьих, с них обычно удобно продолжать дальнейшие завоевания. Особенно Пруссии: слегка расширившись на запад за счет таких держав (это не слишком сложно, если командовать армией будет наследный принц), она может зажать Австрию в клещи с двух сторон и вместе с тем получить на руки удобный фронт для обороны против Франции, к тому же очень богатый. Не повезло Англии, но у них там вообще лучшая пехота в игре. Грех жаловаться. Австрии придется сначала разобраться с французскими землями и армиями на юге и западе страны — но это не слишком сложно. К тому же, возможно, помогут русские. У меня это был Кутузов, который здорово гонял французов полотенцем в районе Инсбрука.

Удивительно эффективными стали шпионы. В результате очень хорошо работает простая тактика под кодовым названием «живи и дай умереть другим». У наших бондов есть две совершенно убийственные (в прямом смысле слова) функции: это покушение на генерала и саботаж армии. Это — один из ваших сильнейших инструментов в победе. Перед каждым более или менее важным боем всегда выводите своих хитменов, и пусть они делают свое черное дело.

Выводить из города вражеские войска перед осадой в дебри (где они сгинут) и резать командующих очень помогает. А уж против живого игрока использовать агентуру жизненно необходимо. Увы, соперник тоже это знает, поэтому хотя бы треть шпионов держите в своей стране для контрразведки. А тем, что за границей, давайте время освоиться в городе и создать там свою шпионскую сеть: эффективность сразу же возрастает.

На заметку: кроме того, в пользу разведчиков говорит и то, что шансы попасться у них ниже, чем в Empire, а опыт набирается намного быстрее. К тому же новые появляются довольно часто.

Мой Бонд поработал на славу. Город можно брать хоть сейчас.

Агенты подсказывают: честная война с человеком, где две равносильные армии идут «стенка на стенку», нам не нужна. Перед началом активных боевых действий пускаем в ход все инструменты государя: дипломатию и флот (отрезаем ему торговые пути), шпионов (режем генералов и саботируем армии), психологическое давление (ничто так не стимулирует мозговую деятельность, как вражеский отряд на линии, которую нечем защищать). Последний способ подчас работает похлеще двух других.

Учтите, что в это же время он делает то же самое, так что тренируем контрразведку, укрепляем отношения с соседями и смотрим: где он нападет, а где блефует. После проигрыша на стратегическом поле возможности отыграться в тактике скорее всего не будет: равнодушный к мольбам автоматический расчет все рассудит за вас. И иногда результаты битвы могут быть, как бы это помягче... поразительными. В обоих смыслах.

После захвата маленьких стран приходит время подумать и о большой войне. Начинаем исполнять план «сдай старого солдата нам — и получи нового!». То есть постепенно меняем начальный состав армий на более сильный (легкая пехота выметается сразу, а стандартная артиллерия заменяется более убойными образцами). Начинайте потихоньку застраивать города казармами и школами строевой подготовки, а в плане технологий идите к элитной пехоте и ракетам. Если есть недееспособные генералы (вроде трехзвездочного пруссака Блюхера), ставим на их место лучших. Денег не жалеть! Авторасчет превращает пословицу «скупой платит дважды» в «скупой проигрывает дважды». А нам это совсем не надо.

На заметку: если при захвате земли в перспективе открывается путь на главный город врага — ее нужно брать, даже если она бедная и принадлежит компьютерному союзнику.

Тут дело вступает еще одна заготовка под названием «я беру все, заверните, пожалуйста». Максимально ограничиваем завоевания врага (то есть захватываем те провинции, которые нужны ему для дальнейшей экспансии) и набиваем опыт своим войскам. Вдобавок, если вы играете за Пруссию или Австрию, вам нужна линия защиты против Франции. К примеру, захватив за первых Ганновер, можно двигаться и на северо-запад, и на юг. Но юг — это длинная полоска земли с богатыми городами и хорошими крепостями. Северяне подождут. Австрияки же могут с первых ходов так дать по зубам атакующим отрядам Франции, что линией обороны станут пограничные французские земли и Италия.

Еще нужна хотя бы одна неполная армия на предполагаемом направлении атаки врага на всякий случай. При этом неплохо бы иметь в этом корпусе быструю конную артиллерию, чтобы контратака не была медленной и печальной.

Очень здорово нанять на службу парочку «летучих отрядов» конницы, чтобы нервировать врага постоянными и неуловимыми набегами на его фермы. Пусть он злится, теряет концентрацию и делает ошибки. Постепенно прекращайте войну за богатые земли на периферии и перегоняйте опытные отряды на фронт с новым врагом.

На заметку: в тех же целях можно использовать дипломатию. Если видно, что сопернику сейчас война невыгодна, просто отгородите его провинции от необходимых земель барьером из держав-союзников. Это опасный (страны могут потом и на вас наброситься), но действенный прием.

Чудеса дипломатии. Через два года я сожгу всю Пруссию дотла.

Наконец, если денег у вас уж совсем много, начинайте закупать себе союзников. Даже если они напрямую не будут участвовать в войне (а так скорее всего и будет), сообщение о том, что еще одна страна воюет против тебя, очень раздражает и заставляет напрячься. А нам только это и надо.

Можно, в принципе, задать вопрос — а зачем мы вообще все начало игры расширялись и бились с компьютером, если можно было бы сразу воевать с человеком?

Во-первых, тактика «зерг раш» себя не оправдывает. Я уже говорил, что у каждой страны на старте игры есть боеспособная армия. А если нет — преимущество в географическом расположении (смотрим на Великобританию и Францию) или богатые земли. Иными словами, пока вы дойдете до соперника, он сколотит мощную армию и разметает ваших уставших солдат. Во-вторых, мы набирали опыт для солдат, а для этого компьютерный болванчик идеален. И в-третьих, мы подняли экономику и развили индустрию — то есть враг, которого мы всю игру пытались зажать в своих землях, уже в проигрыше.

Начнем с глобальных вещей. Так, наша основная задача — вовсе не ввязываться в каждую битву, стараясь удержать врага на его территории. Это тоже нужно делать, но в меру. До эндшпиля самое главное — это сохранить как можно больше линейной пехоты и артиллерии с начала игры и как можно реже их заменять. И дело тут не только в опыте, но и в том, что пополнение после битвы обычно влетает в копеечку.

И тут все средства хороши. Увы, авторасчет будет безжалостно убивать ваших солдат своей глупостью, но тут уж ничего не поделаешь. Тем не менее мы хотя бы можем предоставить ему условия, в которых эта самая глупость не будет так больно бить по нашему кошельку. А именно:

Как можно чаще используем «клешни» . То есть зажимаем большую армию врага с двух сторон двумя нашими. Компьютер очень плохо справляется с управлением, если ваши подкрепления подходят не с фланга, а с тыла.

Подводим артиллерию лишь в крайних случаях . Это сражения с живым игроком и особо мощные армии компьютера. Причина проста: авторасчет не умеет обращаться с пушками и в каждой битве, даже в тех, где потерять их невозможно в принципе, умудряется «убить» нескольких артиллеристов.

Чем крепче отряд, тем лучше . То есть легкая пехота из сражений убирается практически сразу. Помогают гренадеры (очень здоровые ребята), тяжелая кавалерия, элитная пехота. Можете забыть про формирование армии с хитрым тактическим уклоном. Корпус из средних, но крепких солдат будет эффективнее, и у него больше шансов дожить до конца партии.

Если армии равны, сражения лучше избежать . Битвы одинаковых армий — это русская рулетка, и обычно не в нашу пользу. Видите, что вы не передавили врага стратегически? Лучше отступить.

Но (очень редко) случаются мазохисты, выключающие авторасчет. Тут уже можно (и нужно) развернуться. Но цель не меняется, меняются только средства:

Как можно чаще используйте засады . Компьютерный соперник на них ведется так, что любо-дорого посмотреть. Часто мои стрелки количеством сорок человек из леса выносили гренадеров, которых было в полтора раза больше. В сражении против живого соперника засады выигрывают нам время (враг очень осторожен, когда на экране сражения видит десяток отрядов, а в битве — только пять). Даже самая очевидная засада бывает полезна: игнорировать ее соперник не может, а это делает его действия предсказуемыми.

Вовремя убирайте артиллерию . В любой битве она будет его целью номер один. Ставьте защитников, грамотно выбирайте позицию и не забывайте про наиполезнейшую кнопку — «Отступить».

Выманивайте врага с его позиций . Благо карты в кампании отличаются от тех, что в простых сражениях. Холмов на них больше, и практически всегда у вас будет возможность один такой занять. Дальше — дело артиллерии: увидев, как ваши ядра «косят» его ряды, а свои артиллеристы мажут по холму, любой враг двинет войска вперед.

Будьте внимательны . Я сам не раз терял несколько десятков парней только потому, что упускал из виду, как чужой отряд возвращался из бегства на поле боя. Если вы не убили больше трети отряда, а он побежал — солдаты еще обязательно вернутся. И при последующих маневрах (например, окружении оставшихся чужих отрядов) это стоит учитывать.



Надеюсь, эти тактики помогут вам победить в онлайновых сражениях и стать владыкой Европы. Удачной игры!

7 Замков и 7 Отмычек

Спешу огорчить всех тех, у кого загорелись глаза - конкуренция по захвату мира очень большая, этой инструкции будет мало для успеха. А после моей просьбы вы вообще передумаете - «прошу, не захватывайте мир, это безнравственно».

Зато отмычки, которые приведены в статье - пригодятся и в обычной жизни.

Ваша система

Замок: Для начала создайте свою систему. Она должна идеально вписаться в уже установленный быт людей. Возьмите за основу имеющуюся мудрость всех систем - то, что уже проверенно на практике и бесспорно. Добавьте к этой основе задуманную программу.

Учтите, вам придется поработать над тем, чтобы идеально вписать вашу программу к базе. Они должны быть практически неотделимы и хорошо спутаны, дабы в целом воспринимались как мудрость и неоспоримая истина, как бы спорна не была приписанная часть.

Отмычка: Следите за тем, как вам предлагают систему - делится ли с вами просто или усиленно пытаются завлечь.

Если вас пытаются завлечь - задавайте вопросы в любых спорных на ваш взгляд моментах, и обращайте внимание на форму ответа. Это или четкий ответ, или еще более запутывающий, а то и хитрый предлог самому найти его, вступив в систему.

Будьте начеку и больше слушайте свое сердце и логику.

Ваши последователи

Замок: Как любой начинающий Властитель мира, вы должны знать - хороший последователь обязан быть послушным, и лишен свободы мысли.

Лучше всего для этого подойдет некий тип духовной кабалы. Не совсем рабство, но введение в сознание чувств постоянного долга, зависимости и страха.

Отмычка: Обратите внимание на то, как действует система. Вас загоняют в угол рамками долга, зависимости от принятых системой правил, угрозами по случаю любого расхождения во взглядах.

Или система помогает самореализоваться и развить собственный потенциал, не навязывая готовую якобы истину.

Внушайте «хорошее»

Замок: Понятное дело, что не найдется желающих добровольно вступить в кабалу. Ваша задача объяснить «прелести» рабства.

Ими могут служить - отсутствие ответственности, полное возложение своих проблем на волю судьбы. Главное соблюдать систему. Также подойдет обещание великого приза в случае идеального завершения, но важнее - избежание великого наказания, настолько ужасного, что от одного описания кровь в жилах стынет.

Подобное мировоззрение отнимет у людей желание быть творцом своей реальности. Они будут считать, что все происходящее от них не зависит. Они станут закрывать глаза на любую несправедливость.

Лучше заставить людей добровольно преклонить колено, а не через войну. Приемы литературного героя хоть и хитры, но легко вычисляемы - вас могут и более серьезно запутывать. Будьте начеку.

Уводите от «плохого»

Отмычка: Пред соревнованием противники стараются выглядеть как можно уверенней и сильней. Если одержать победу на эмоциональном и духовном плане - на плане физическим будет намного проще. Насколько бы сильней не был ваш соперник - главное ослабить его дух. Не пытаются ли это проделать с вами?

Введите монополию на систему

Замок: Путь к власти тернист, на нем много конкурентов - вам предстоит сделать свою систему самой твердолобой. Жестко и ультимативно настаивайте на том, что только ваша система самая правильная система в мире, и только она приведет к счастью. Неважно, что было до вас и что есть кроме вас - все эти системы ошибаются, исключительно вы верный путь.

Отмычка: Это как пытаться выиграть не правотой своей позиции, а осуждением чужой. Не качеством своего продукта, а запретом продукта конкурирующей фирмы. Умейте замечать различия этих двух способов.

Запрещайте все, что может вас обличить

Замок: Запрещайте любые практики других систем, которые способствуют осознанию людей. Все что может их приблизить к настоящей истине - должно быть под запретом. Внушайте, что любое постижение должно пройти фильтр вашей системы, если постижение не вписывается в нее - клеймите его ярлыком ереси.

По возможности запретите логическое мышление - пристыжайте тех, кто им пользуется.

Отмычка: Просто достаточно вспомнить историю, и то, для чего чаще всего использовали подобного рода цензуру. А именно для скрытия настоящего положения вещей.

Знание усиливает веру. Если система опасается знаний - это наводит на мысль. Слепая вера в систему - путь в никуда.

Подстрахуйтесь

Замок: Как бы идеален не был ваш обман, и как бы долго не длился - правду не утаишь. Люди начнут задаваться вопросами, прибегать к логике и обнаружат, что теория вашей системы несколько расходится с практикой. Они будут расширять свой кругозор, и покидать вашу систему пробуя новые в поисках истины.

Попытайтесь и этот период повернуть в свою пользу - заранее зная, что ваша хитрость начнет развеиваться, можно заранее придумать новую.

Сделайте вид, что этот этап часть вашего пророчества. Мол, настанут времена, когда люди начнут отворачиваться от вашей системы и эти тяжкие времена только проверка для самых стойких.

Нет гарантии, что это исправит положение - ибо те, кто освободился от ваших оков и взглянул на эту систему со стороны, вряд ли попадутся снова. Но самые ярые последователи только укрепятся в своем помешательстве, считая, что являются свидетелями пророчества.

Отмычка: Лучше всего предсказывает будущее тот, кто его закладывает. Если ваш сосед с вечера сольет бензин из вашей машины - он удачно сможет спрогнозировать, что с утра ваш автомобиль не заведется. Задумайтесь.

Окружение влияет на мировосприятие человека. Это означает, что темп и вектор нашего развития зависят не только от нас самих, но и от наших друзей и тех, на кого мы подписаны в соцсетях. Поэтому, чтобы как-то разбавлять бесконечный поток котиков и расширять кругозор, предлагаем, ознакомится с данной статьей.

Каждый планирует свое время так, как умеет. Для кого-то легче расписать свой день по минутам и поощрять себя за каждое полноценно выполненное задание мафином. Кто-то ставит таймер, чтобы потратить полчасика на любимую книгу. А кто-то посвящает этому делу свою жизнь, ставит цель не только научиться самоорганизации, но и помогать в этом другим.

Вот советы, техники и инструменты, которые помогут вам сделать больше, прилагая минимальных усилий.

Добиться успеха очень просто, если уметь с пользой применять свои навыки и знания. Кроме того, часто сложные решения отнюдь не приближают нас к цели. Ключ в простоте.

Если ваш распорядок дня напоминает усложненную блок-схему, это, пожалуй, слишком сложно, чтобы использовать подобный инструмент ежедневно. Чтобы достичь успеха, окружите себя только тем, с чем вы точно будете работать. Одна записная книжка, один календарь, список задач – всего по одному!

Оказать значительную помощь с организацией своего времени поможет знаменитая книга Жесткий тайм-менеджмент . Книга написана известным в 60-е предпринимателем из США простым и понятным языком. Из нее вы узнаете как максимально эффективно использовать рабочее время.

Причины заставить себя сегодня.

Стоит выходить за пределы зоны комфорта. Это помогает не только проверить себя на выносливость, но и сдвинуть с мертвой точки, открыть для себя новые горизонты и освоить их.

Что-то новое каждый день

Об этом нам говорили, говорят и будут говорить всюду – каждый день читайте что-то новое. Не обязательно начинать со статей про биологию с Википедии, достаточно всего 20 мин чтение новой книги.

Делай то, что другие не делают

Мало ходить в спортзал каждое утро – надо сделать это частью своего стиля жизни. Этот материал сводится не только в список привычек, которыми стоило бы вооружиться на будущее. Этот текст о том, как дисциплинировать себя, сделать эти привычки частью себя и получать от них удовольствие. Залог успеха – труд тяжелый не столько в офисе, сколько над собой.