Походы по кавказу, кавказский заповедник.

На Алтае есть гора, самая высокая, а под ней течёт река, самая … Та самая река Катунь, что сливаясь с Бией образует великую русскую реку Обь, текущую на север через всю страну и впадающую в Карское море. Увидеть исток Катуни, главной водной артерии Горного Алтая, и стало формальной целью похода.

То, что поход будет конным, а не пешим, предопределили как открывающаяся возможность не нести на себе груз, наряду с ограниченностью времени на прохождение, так и большой положительный опыт конных походов большинства участников и отсутствие каких-либо предрассудков по части «эксплуатации животных».

К сожалению, как это часто бывает, несколько наших добрых товарищей - кандидатов в группу - не смогли пойти в поход по тем или иным причинам, и участников набралось всего четыре человека. Но, как говорится, воюют не числом, а умением …

В подготовке к походу не всё прошло гладко. Маршрут проходил вблизи границы с Казахстаном. Задолго до начала подготовки было известно, что на пребывание в приграничной зоне необходимо получить разрешение органов. Чем возникшие проволочки при рассмотрении направленной им заявки были обусловлены непонятно, однако, к выходу на маршрут такое разрешение получено не было, впрочем, как и какой-либо другой официальный ответ. Это обстоятельство было основным, что тревожило руководителя и участников похода и ставило под угрозу прохождение маршрута.

«Кончены сборы, в сторону споры! Только вперёд …»

Наконец, позади остались километры переездов и перелёта, душевный приём в Барнауле, знаменитый Чуйский тракт, Уймонская долина и полная радушия встреча с нашим проводником Михаилом, с которым уже были пройдены многие километры. И вот, наш сборный Нижегородско-Барнаульский коллектив в посёлке Замульта! Впереди - длинные переходы, броды и водопады, ночёвки со старыми добрыми туристскими песнями у костра …

01.08

Автобус Барнаул-Мульта, на котором выехали из Барнаула 30‑ого июля, на несколько часов отстал от графика, так что прибыть в посёлок удалось только к полуночи. А нужно было ещё многое обсудить с проводником и выспаться после длинной дороги. Михаил задолго до нашего прибытия съездил оформил пропуска для прохода через заповедник.

Был уже день, когда после основательных сборов во дворе дома Михаила, поблагодарив за гостеприимство хозяйку, усевшись на коней, двинулись в путь. Первые километры пути проходили по относительно ровной долине Мульты, и дорога не была сколь-нибудь утомительной. Мульту переходили вброд: сильнейшими весенними паводками смыло прежде выдерживавший натиск половодья мост. Однако здесь люди и пригнанная техника уже вовсю трудились над возведением нового, более основательного.

При столь благоприятных для существования кровопийц условиях (тёплой погоде и сырости) не было ни комаров, ни мошкары. Они так и не объявились вплоть до конца похода. Лишь редких оводов приходилось в жаркую погоду отгонять от коня.

Часа через полтора после старта у таблички с надписью «Маральник» остановились напоить коней и подтянуть подпруги. Кони были хоть и разновозрастные, но все спокойные и предсказуемые, дорогу эту хорошо знали, так как ходили по ней не один десяток раз (Мультинские озёра - очень популярное среди «матрасников» место, людей забрасывают туда как шишигами и УАЗ‑ами, так и на лошадях). Все заботы о своих конях Михаил на протяжении похода нёс на себе, доверив остальным вьючить животных.

В половине пятого, пройдя в целом не более 25 км, сделали стоянку на высоте около тысячи восьмисот метров. С него открывался живописный вид на северную оконечность Нижнего Мультинского озера и долину реки Крепкой. Ночью сон изредка тревожили крики горных козлов, пасшихся где-то поблизости.

02.08

Поднялись, когда не было ещё пяти часов, и кони дремали под лучами утреннего солнца.

Позавтракав и собрав лагерь, продолжили путь по северному склону долины реки Проездной Мульты. В начале девятого миновали зимовье и стали подниматься на перевал Холодный (2250 м). Подходя к верхнему из двух озёр, образующих каскад, увидели переплывавших озеро серых сурков. Перед перевалом сделали небольшую остановку на перекус. С подветренной стороны склона лежал толстый слой снега. Позже стало известно, что за три дня до этого на Холодном была снежная буря, и плато было покрыто полуметровым слоем снега, который к нашему появлению уже почти весь растаял. Говорят, что на самом перевале в горе много железных руд. По рассказам Михаила, на перевал раньше отправляли пастись лошадей, а после того, как проходила гроза, некоторых из них находили убитыми молниями. Поэтому при сомнительной погоде в этом месте лучше не задерживаться.

Поросшее карликовыми ивой и берёзкой плато Холодного

Спускаясь с местами поросшего карлушкой плато в долину, встретились с возвращавшейся из-под Белухи многочисленной конной группой, прошедшей путём, который нам только предстоял. Оказалось, что проводники хорошо знают друг друга. У них уточнили состояние троп и возможность прохождения.

Подходя к ручью под перевалом Зайчонок встретили расположившихся у ручья на обед подгулявших местных жителей, выехавших на конях «на природу» с детьми. От навязчивых приглашений нас разделить с ними их трапезу, отказались.

Прошли в тот день приблизительно 27 км и ночевали на стоянке у реки Собачьей Тихой, где испытали на себе внимание «местной интеллигенции» - большого стада коров канадской породы, красно-рыжих в больших белых пятнах. Позже появился и их разговорчивый пастух. Поздно вечером, проезжая мимо стоянки, заехали бравые местные охотники с СКС и лайкой, которой медведь на днях оторвал часть губы.

Стоянка, по-видимому, пользуется популярностью, и за дровами нужно походить. Но красота места того стоит.

03.08

Вышли утром в семь. К концу дня нужно было быть на озере Тальменном, для чего необходимо сначала перевалить в долину Собачьей Быстрой, затем подняться по долине Собачьей и перевалить в долину Тихой, пересечь её и перевалить в долину вытекающей из Тальменного реки Озерной. На склоне правого берега Собачьей паслись две отары овец, а в долине - два табуна лошадей. Обеденный привал сделали на подходе к Тихнинскому перевалу.

Долина Тихой

Спуск в долину реки Тихой представляет собой длинный несложный серпантин. Чтобы разгрузить ноги, коней на этом спуске вели в поводу.

Конь плохо идёт вниз

Известно, что лошади на спусках фырчат, а на подъёмах издают «противоположные» звуки. Среди доставшихся коней выдающимися «музыкальными» способностями отличался семилетний конь Сапфир, что не могло остаться незамеченным и стало поводом для весёлых шуток.

«Музыкальный» конь Сапфир

Брод через Тихую никаких трудностей не представил, хотя вода, порой, доходила коню до брюха. Дно в месте брода ровное, а течение несильное. На перевале к Тальменному озеру наблюдали два пасшихся табуна разномастных лошадей.

В долине Тихой

Спуск к Тальменному - пожалуй, самый сложный для коней участок маршрута. Узкая тропа с уклоном идёт по большим камням и лошадям трудно найти место для того, чтобы поставить ноги. Характерно, что при преодолении этого участка маршрута на обратном пути похожих трудностей не возникло. Заканчивая спуск к озеру, увидели группу пеших уже прилично обгоревших на солнце туристов под рюкзаками, спускавшихся впереди.

Преодолев в тот день около 25 км прибыли на Тальменное, и первым делом зашли «отметиться» на кордон к инспекторам заповедника. Мест для стоянки на Тальменном достаточно, однако нужно сильно постараться при его выборе, чтобы избежать соседства с муравьями.

На следующий день по плану был радиальный выход к водопадам на речке Тальменке. Пройти туда рассчитывали по западному берегу озера. Но подходя к Тальменному мы не увидели на его берегу столь желанной тропы. Перспектива идти без тропы никого не радовала, поэтому решили отказаться от посещения водопадов и на следующий день сделать днёвку.

04.08

День четвёртого августа был посвящён «матрасному» отдыху - рыбалке и купанию в озере. Рыбалка на озере - платная, поэтому ловить рыбу пошли на вытекающую из озера достаточно полноводную речку Озерную. Ловили на тонущие мушки. Если бы не наш «Улукиткан» Михаил, с детства рыбачивший в этих местах, то остались бы в тот день без ухи. Хариус весом до трёхсот граммов клевал только в минуты, когда воду освещало солнце.

Дно у береговой бровки на Тальменном покрыто крупной галькой, как на Нижнем Мультинском, потому вход в воду и выход из неё не прост. Метрах в двадцати-тридцати от берега начинается резкий свал в глубину. Температура воды, по ощущениям, ниже, чем в Нижнем и Среднем Мультинских озёрах.

Оказалось, что по озеру ходят моторки, и можно попробовать договориться о переправе.

На берегу озера помимо домика инспекторов заповедника, нескольких турбазовских избушек и одного традиционного жилища алтайцев - аила (шестистенного чума) есть огороженный заборчиком участок земли с коттеджем. Как нам объяснили, это территория неких богатых братьев - владельцев большой турфирмы, куда они прилетают отдыхать. В их распоряжении парк вертолётов Robinson.

05.08

В шестом часу утра отдохнувшая группа двинулась в тридцатипятикилометровый путь. «Километры» бывают разные: одни даются легче, другие тяжелее. Потому ориентироваться на время при прохождении, зачастую, удобнее, чем на километраж. В каждый из походных дней получалось не более семи часов ходового времени.

Тропа сначала шла через пожелтевшие холмы с выбитыми перегоняемыми стадами скота тропами, потом по поросшим зарослями сочных трав низменностям и покрытым коврами горных цветов склонам долин.

Границы заповедника обозначены яркими табличками, не заметить которые невозможно. У истоков Тюргеня встречаются каменные «реки» - вытянувшиеся на сотни метров полосы не поросших растительностью камней.

В десяти километрах выше по течению Тюргеня от впадения в него Сакалсу сделали остановку на обед. Километрах в пяти ниже долина Тюргеня сужается, крутые склоны подступают к реке, из-за чего тропа два раза переходит с одного берега на другой.

Небо уже начало заволакивать тучами, когда подошли к зимовью на Сакалсу. Сотрудников заповедника на месте не оказалось. По тому, что угли в костре были холодными, поняли, что ушли они давно. Начали готовить ужин. Тут подъехали хозяева, привязали коней, поздоровались. Сказали, что нам не следовало ставить свои палатки, а нужно было сразу располагаться в доме. Инспекторы вернулись от подножья Белухи, где выполняли ряд работ на леднике и размечали квадраты для изучения численности соболя.

Потом был ужин, долгие и интересные рассказы таёжников. От инспекторов узнали о том, что ледник Катунский быстро отступает. Рассказали они и о том, что прошлой зимой «добрые соседи» казахи приехали зимой на снегоходах через границу и, в их отсутствие, «свиснули» их лесопилку, с помощью которой они и построили эту избушку, баню и туалет.

А вообще, в этих местах редко кто ходит. В иные годы вообще ни одной группы не проходит. Поэтому инспекторы рады случайным гостям - всё ж веселей.

Отказываться от приглашения переночевать в хорошо натопленной избушке было бы глупо, и, свернув палатки, группа перебралась в дом. В зимовье на стене повешена схема заповедника.

06.08

На утро долина Катуни была окутана туманом. Целый день идти нам предстояло по склону правого берега реки, наблюдая красивый, но несколько монотонный пейзаж. Мы попрощались с гостеприимными инспекторами, с которыми снова встретились спустя несколько дней уже на Тальменном.

У места впадения в Катунь правого притока Еленчадыр стоит небольшое низкое зимовье. Выше по течению от этого места долина сужается. Её склоны приобретают более крутой уклон. Растущий на склонах цветущий иван-чай и другие травы, придают склонам радужность.

После того как прошли Еленчадыр, начало смеркаться. Стоянку сделали под кедрами на месте прежней стоянки метеорологов (были видны следы их давнего присутствия - оставленные инструменты), пройдя за день без малого 35 км. Неподалёку была установлена автономная регистрирующая метеостанция.

07.08

Погода за ночь и утро не изменилась. При отсутствии у группы документов, легализующих нахождение на приграничной территории, это играло руку - вертолёты пограничников в такую погоду летают редко.

На стрелке Катуни и Капчала, недалеко от камня с памятной табличкой погибшей альпинистке, увидели палатки. Подъехали, обменялись приветствиями с костровым. Позже, эта группа также пошла к Белухе.

Выше стрелки Катунь-Капчал

После того, как бродили Капчал, идти пришлось по поросшей ивняком долине. Показались языки ледника Геблера, казавшиеся издали небольшими. Не доходя пары сотен метров до водопада Рассыпного пришлось оставить коней и одного участника похода вместе с ними, так как склон становился всё круче, тропы не было, и лошади дальше пройти не могли. На другой берег переходить не рискнули, опасаясь осложнений в случае появления пограничников. Поэтому пришлось пару сотен метров передвигаться по сырому скользкому склону с уклоном порядка 45 градусов, покрытому травой, которая легко вырывалась с корнем и не могла служить опорой. Вообще, ходить здесь стоит только в крайнем случае, благо что несколькими сотнями метров ниже есть брод на другой берег, где, как правило, люди и ходят. Зато удалось вблизи увидеть Рассыпной. На левом берегу не доходя до горки Геблера - камень с памятными табличками и надписями нашедшим покой в этих местах.

На морене взгляд наткнулся на блестящие предметы, оказавшиеся большими алюминиевыми банками из-под консервов, брошенные какими-то «любителями природы». После моренного вала начали попадаться большие «кудрявые» камни цвета ржавчины.

Чем ближе подходили к подножию Белухи, тем заметнее была радость на лице Михаила. Было ясно, что человек радуется не столько тому, что видит сам всё это, сколько тому, что удалось помочь ещё кому-то увидеть это красивейшее место, где нескрываемо предстаёт перед человеком величие природы.

Когда подошли ближе, стало видно, что Катунь вытекает из-под ледника двумя основными рукавами. Возможно, один поток из-под западного языка, другой - из-под восточного. Если смотреть снаружи на ледяную пещеру западного, ширина входа в которую порядка десяти метров, то проявив фантазию можно различить прорези глаз, нос и рот - лик Хана-Алтая.

Судя по меткам, сделанным гляциологами краской на камнях, в последние годы ледник отступал больше чем на десять метров в год. Из-под ледника Геблера вытекает мутная белого цвета вода. В то же в время вода в притоках Катуни в её верховьях прозрачная. Это касается и вод Рассыпного, впадающих в Катунь всего несколькими километрами ниже её истока.

Вернувшись в лагерь, вечером наблюдали красивое явление - облако сгустилось на освещённом солнцем гребне хребта.

Облако на освещённом солнцем гребне хребта

08.08

Обратная дорога была гораздо более богата на встречи со зверьём и птицами. Часто попадались молодые, бурого цвета, горные козлы, на склоне увидели удиравшего от нас вверх по склону здоровенного, как тогда показалось, медведя. Все единодушно отметили, что на другой стороне долины зверья не было, в связи с чем последовало умозаключение: всё зверьё съели ненасытные казахи. Мысль разнообразить обратный путь, пройдя через перевал Иолдо, и выйдя к Кучерлинскому озеру пришлось оставить из-за того, что состояние тропы на нижнем Курагане, по информации от местных, было не самое лучшее, и соваться туда значит рисковать временем, которого и так было мало. Когда подошли к зимовью на Сакалсу на старой мертвой лиственнице кричал канюк - звал дождь.

В этот раз группа сразу расположилась в зимовье. Организованная в тот вечер баня с берёзовыми венками оказалась как нельзя кстати после трудных ходовых дней. К утру следующего дня накопившейся усталости как не бывало!

09.08

Утром обратили внимание на рыбацкие снасти, лежавшие у избушки - светлые, сделанные из ложек колебалки, на толстенной леске, намотанной на простейшее мотовило. Видимо, на тайменя, которого в Катуни всё ещё можно поймать (таймень внесён в Красную книгу России).

Находясь перед спуском к Тальменному, на холмах, видя впереди нависающие над горами тучи и заметив, что за хребтом, где-то над Верхним Мультинским озером, уже шел снег, вынуждены были ускориться. Торопились не напрасно. Не успели развести огонь придя на Тальменное, как начался дождь, которому, однако, не удалось омрачить настроение участников похода. В этот вечер Михаил угощал нас свежепойманными сырыми хариусами с солью, показавшимися бесконечно вкусными.

10.08

Утром встали, позавтракали и собрали сырые палатки. Повсюду был туман, моросил дождь. Перспектива идти под дождём, конечно, не радовала, однако моральный дух группы был на высоте. Уходя, навестили инспекторов. Поблагодарили мужиков за приют и баню. Рядом со вскопанным огородом углядели станок для ковки лошадей под крышей.

На перевал кони шли хорошо. Чем выше поднимались по склону над озером, тем реже становился туман. Когда поднялись метров на сто, весь туман остался внизу, а над головами голубело чистое небо. Хан‑Алтай благоволил, и все последующие дни погода была ясной.

Серпантинный подъём на перевал в долину Собачьей дался коням нелегко. Солнце палило и, вместе с крутым подъёмом, действовало на них изнуряюще. Несколько раз приходилось останавливаться.

В долине реки Собачьей встретили обедавших с пастухами инспекторов заповедника, идущих на смену находившимся на Тальменном. С ними была маленькая собачка - «настоящая сибирская» лайка, как поведал кто-то из наших.

«Настоящая сибирская» лайка

В той же долине встретили идущую навстречу почти полностью женскую конную группу из Украины. Спустя немного времени навстречу попалась большая группа конных москвичей.

Заночевали у курумника, изобилующего пищухами. Писк этих любопытных ушастых «хомяков» был слышен на протяжении всей ночи. Погода стояла отличная, и суперлуние наблюдалось очень хорошо.

11.08

Вышли около пяти утра. В планах на тот день было дойти до Мультинских озёр. На этот, последний ходовой день удалось добиться, казалось, полного взаимопонимания с конём.

Каскад озёр в ясную погоду выглядел гораздо интереснее, чем в пасмурную, что лишний раз доказывает, что в различную погоду обстановка может выглядеть по-разному. Всё же, в возвращении тем же путём есть свои плюсы.

Последние километры тянулись, казалось, очень долго. К тому же Михаил спешил - к нему должны были приехать дайверы, которых он обещал сводить понырять на какие-то озёра. Навстречу попались несколько групп, больше пеших. Запомнилось, что одна из групп была из Бийска.

Добравшись до Нижнего Мультинского озера, встали на стоянку. Появление новых объектов привлекло внимание местных бурундуков. Встречались и чёрные алтайские белки. Народу вокруг было много (что связано с большой доступностью озёр), а туристов-походников - крайне мало. Михаил ушёл с конями в Замульту, пообещав забрать нас на следующий день на своём автотранспорте.

Оказалось, что на Среднем Мультинском озере дно песчаное, так что заходить в воду и выходить из неё удобно. Для тех, кто не любит большого количества людей вокруг, делать стоянку лучше там, чем на Нижнем. Среднее и Нижнее Мультинские озёра разделены широким моренным валом, оставшимся после ледника. Место это называется «Шумы».

12.08

С утра неспешные сборы, купание в озере, завтрак сублиматами (всю взятую с собой тушёнку и рыбные консервы съели и раздали по дороге), затем два весёлых часа по адской дороге до Замульты на УАЗе Михаила, радушный приём, накрытый стол, баня.

Вот таким оказался поход к истокам Катуни. Впереди были шестнадцать часов без сна в невероятно тесном автобусе Hyundai Мульта-Барнаул, экскурсия по Барнаулу и дорога домой.

Теперь, как водится, основные результаты и выводы. За двенадцать дней похода, считая днёвки, были преодолены три сотни километров с бродами и перевалами, встречены хорошие люди, увидена первозданная природа Горного Алтая, включая исток Катуни-матушки у крупнейшего на Белухе ледника - ледника Геблера. Встречены представители фауны: медведь, несколько горных козлов, множество некрупных зверюх и птиц; ихтиофауны - поймано несколько хариусов. Не встречены пограничники (ура!). «Освящено» телами туристов три крупных озера и перепета сотня песен. А также многое другое, что вместе со всем вышеперечисленным и является тем за чем стоит ходить в походы.

По итогам похода отдельные благодарности:

Нашему проводнику Михаилу - за добрую кампанию, отличное знание района, замечательных коней и вообще, за всё;

Коням богатырским Агату, Бурке, Сапфиру, Цыгану за их труд;

Хану‑Алтаю - за посланную им непогоду в долину Катуни в дни нашего нахождения у границы с казахами, что позволило избежать встречи с погранцами;

Комарам и мошкаре - за то, что их не было.

Алтай, до скорого!

На карте красным отмечен пройденный маршрут, синими выносками с цифрами - места и номера ночёвок

Светлана Воронюк
Туристический поход «По Сосыке по реке»

. Программные задачи :-Расширить знания детей о родной реке Сосыке . Научить детей видеть, слышать,

наблюдать и понимать красоту родной реки, бережно относиться к ней, любить и сохранять.

Сформировать понимание того, что заботиться о природе – значит помогать Родине.

Развивать фантазию детей, речь, эмоциональную сферу, учить ориентироваться на местности.

Побуждать использовать в своих ответах доказательства. Воспитывать любознательность.

Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе.

Предварительная работа.

Прогулки к реке .

Беседы с детьми о водной среде.

Чтение познавательной литературы о жизни рек. Рассмотрение фотографий с видами

нашей реки Сосыки .

Оборудование :-. Карта – схема, компас, синий фломастер, мяч для игры.

Накануне воспитатель объявляет детям, что завтра они отправятся в туристический

поход . Воспитатель объясняет, что необходимо взять с собой в поход (рюкзак, питьевую воду, еду, какая должна быть форма одежды.

Воспитатель предлагает вниманию детей загадку –

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Правильно это вода. А где мы можем встретить воду?

А у нас в станице?

Сегодня мы отправляемся в поход , чтобы познакомиться поближе с нашей рекой

Дети вспоминают правила «Юных туристят » :

Никто не говорит «не могу» , «не хочу» , «не буду» (правило трех «не» );

В гости к реке идем без палки и камня;

Никого не обижаем : ни муравья, ни лягушку, ни цветок;

В походе семеро одного не ждут (идем по силам слабейшего) ;

Учимся слушать тишину и музыку природы, плеск воды у реки;

Помогаем природе (собираем мусор и уносим в контейнеры, складываем в кучи сухие ветки, собираем для поделок камешки, листья, ветки);

Место привала после нас должно быть чище, чем было до нас;

«Ты – настоящий знаток» - скажем мы тому, кто увидел и запомнил много интересного и рассказал об этом.

Карта – схема маршрута.

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправляемся в туристический поход вдоль нашей реки .

Мы должны разделиться на две подгруппы, у каждой из которой будет свое особое задание :

«Штурманы» будут определять, и вычерчивать наш маршрут на схеме, а «Знатоки»

определять направление течения нашей реки, берега левый и правый, растения на воде и у воды.

Дети штурманы рассматривают, определяют направление движения, определяют курс по компасу, отмечают на кате- схеме пройденный путь.

Воспитатель предлагает полюбоваться красотой окружающей природы :

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах, вздыхая.

Вопросы к детям :

Где мы с вами находимся?

На берегу какой реки расположена наша станица?

Откуда течет река?

Воспитатель. Что вы знаете о нашей реке ?

Воспитатель рассказывает :- Сосыка - степная река , левый и крупнейший приток реки Еи. Длина 159 км На реке расположено три крупных станицы : Павловская, Ленинградская и Староминская.

Наиболее значительные притоки река принимает справа : Попова, Бичевая, Добренькая

Ширина Сосыки разная от 8 до 400 м. На реке есть мелководья и глубины до 6 м.

Название реки происходит от тюркского сасыкъ - «вонючий» . Связано это с наличием в грунтовых водах, питающих реку,сероводорода, имеющего неприятный запах. Сосыка имеет самую большую минерализацию воды среди всех рек края. Вода в реке горько-соленоватая . Раньше наша река была судоходной и по ней корабли перевозили грузы в Азовские и Чёрное моря. Но сейчас состояние реки Сосыки вызывает беспокойство. Река заросла водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть рыба.

Дно реки забито отложениями ила и гнилых водорослей. Причина тому - русло реки на всем протяжении перегорожено многочисленными дамбами, плотинами. Толщина донных отложений достигает более 5 метров. Река загрязнена. По берегам зарастает тростником.

Следующим нашим пунктом будет такая дамба, которая расположена неподалёку, вниз по течению.

«Знатокам» воспитатель предлагает рассказать, как река выбирает путь для себя, а

«Штурманы» определяют направление течения реки и нашего маршрута, показывают куда нам идти (Туда, куда река течет)

1. остановка «Мост»

Воспитатель обращает внимание детей на мост.

Воспитатель. Для чего люди строят мосты? Какие они бывают?

В этом месте русло реки сужено людьми, это и есть дамба. Она заканчивается узким горлышком через которое проложен мост. Под ним с шумом и грохотом вырывается на свободу задержанная дамбой река.

Проходим на мост и с него осматриваем берега Сосыки , отмечаем, что течение реки тихое и спокойное,а в узком месте становится быстрым и бурным, что река в некоторых местах широкая, а в некоторых не очень. Далее определяем левый и правый берега реки.

Воспитатель. На каком берегу находится наша станица? (На левом)

берегу реки.

2 остановка «Низинка»

Спускаемся с моста вниз и по левому берегу мимо садов и продолжаем свой путь.

Воспитатель обращает внимание на размытые берега. Даже корни у деревьев все оказались наружу, и в скором времени эти деревья могут упасть.

Вопрос для «Знатоков» : -Когда же, в какое время года вода свершила эту свою коварную работу? (Ответы детей.)

Штурманы отмечают на карте крутой берег, и помечают маршрут.

3. остановка.. Рассматриваем растения на реке , передвижение

водомерок по глади воды, деревья растущие рядом с водой и в дали от неё.

Воспитатель. Почему деревья так растут?

4. остановка.

Воспитатель. Стоп! Препятствие! Небольшая канавка преградило путь. Можно обойти, можно перепрыгнуть через неё, можно по бревну перейти

Проведем тренировку – и перепрыгнем, и по стволу пройдем.

«Знатоки» обследуют положенное через канавку дерево и определяют его.

«Штурманы» на карте отмечают препятствие.

5. остановка «Лужайка»

Воспитатель. Привал! Можно расположиться на отдых и перекусить.

Во время привала проводятся наблюдения за растениями луга, обитателями. Рассказ воспитателя о Сосыке . После отдыха дети со взрослыми обследуют место привала, не оставили ли после себя мусор.

Переходим через мост и отправляемся в обратный путь

Воспитатель предлагает детям дома зарисовать самые интересные моменты похода и

принести рисунки в садик, чтобы показать младшим детям и рассказать им об увлекательном походе .

Памятка для родителей по воспитанию любви к природе родной станицы.

1. Совершайте всей семьей прогулки по станице и её окрестностях, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного края.

2. Рассказывайте о своем районе, посетите с ребенком музей.

3. Гуляя по улицам родной станицы и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

4. Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.

6. Поощряйте любознательность ребенка.

«ИДЕМ В ПОХОД»

Туризм, как известно, располагает большими воспитывающими возможностями. Он создает благоприятные условия для воспитания. В походе ребята учатся преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Поход позволяет ученикам расширять и углублять знания, полученные в школе. Педагог, совершающий туристские походы с классом, воспитывает у ребят любовь к родной земле, ее полям, лесам, рекам, городам, наследию прошлых веков, которое надо ценить, изучать и беречь.

Обязанности и права руководителя туристического похода.

Руководитель похода несет ответственность за жизнь и здоровье детей, безопасность проведения похода, выполнение плана намеченных мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры.

Руководитель похода обязан:

— до начала похода обеспечить комплектование туристской группы, организовать подготовку участников похода, проверить наличие у них знаний м навыков, обеспечивающих безопасность, подготовить маршрутный лист и приказ на проведение похода;

— совместно с участниками ознакомиться с районом похода, на основе картографического материала разработать маршрут, наметить место и время сбора группы, сроки возвращения с маршрута;

— в походе принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения маршрута и прекращения похода в связи с возникшими опасностями, принимать срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников в ближайшее медицинское учреждение, организовывать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в этом районе.

За нарушение инструкции руководитель похода несет дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Организация безопасности.

Главная задача - обеспечение безопасности похода. Эффективным способом является инструктаж по правилам безопасности. Инструктаж может быть зачитан ребятам как «Правила безопасности в туристическом походе» с комментариями учителя.

Правила безопасности в туристическом походе.

1. Точно выполняй все распоряжения руководителя.

2. При замеченной опасности немедленно сообщай руководителю.

3. Во время следования по железной дороге: выходить из вагона только с разрешения руководителя; в тамбурах не стоять; на ходу поезда двери не открывать, из вагона не высовываться; садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

4. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.

5. Строго соблюдать правила уличного движения. При движении вдоль дороги из строя не выходить. Движение производить по левой обочине, навстречу транспорту, быть предельно внимательными при переходе через дорогу, не мешать движению группы.

6. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения, выходить на маршрут с тем снаряжением, которое указано руководителем.

7. При движении соблюдать установленный интервал.

8. В ветреную и холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.

9. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

10. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, соблюдать питьевой режим. Снег не есть.

11. Обо всех признаках недомоганий немедленно сообщать руководителю группы.

12. Без разрешения руководителя не подходить к воде, не купаться.

13. В лесу не разводить костры без разрешения руководителя. Свечи и спички в палатках не зажигать.

14. Аккуратно обращаться с огнем и с кипятком, работать у костра только в одежде, иметь рукавицы.

15. Топоры, пилы и другие режущие инструменты упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.

Подготовка к походу и распределение обязанностей.

К руководству походом выходного дня допускаются лица не моложе 18 лет, а количественный состав группы должен быть 6-10 , человек. Если в поход идет более 10 человек, то необходим заместитель руководителя. При проведении походов следует уделить большое внимание познавательной и литературно-краеведческой работе. В целях развития самодеятельности, активности, самостоятельности и творчества детей, каждому участнику похода поручается выполнение определенных обязанностей: командира группы, завхоза по питанию, медицинского инструктора, ремонтного мастера, физкультурного руководителя, художника, зоолога, летописца, завхоза по снаряжению, топографа, казначея, фотографа, биолога, кострового. Каждый участник похода ведет записи наблюдений, принимает активное участие в оформлении собранных материалов.

Туристическое снаряжение.

Большое значение для здоровья туриста и успеха похода имеет снаряжение. В поход берут только самое необходимое. Недаром говорится, что в походе и иголка пуд весит. Основные требования, которым должно отвечать туристское снаряжение, - это легкость, надежность, прочность, портативность и удобство при эксплуатации. Снаряжение делится на личное (индивидуальное) и групповое (общего пользования).

Личное снаряжение для похода выходного дня: 1. Рюкзак. 2. Коврик (полиуретановый, двухслойный). 3. Спортивный костюм. 4. Накидка от дождя. 5. Головной убор. 6. Кеды или кроссовки. 7. Носки хлопчатобумажные - 2 пары. 8. КЛМН (кружка, ложка, миска, ножик). 9. Блокнот, ручка, простой карандаш. 10. При необходимости индивидуальные лекарства.

Групповое снаряжение для похода выходного дня: 1. Костровой инвентарь (топор, лопатка, пила, таганок, котлы, объем которых зависит от количественного состава группы). 2. Полиэтилен. 3. Ремонтный набор (нитки простые и капроновые, иглы, наперсток, клей «Момент», изолента, капроновый шнур). 4. Фотоаппарат. 5. Картографические материалы, путеводители.

Аптечка. В любом, даже однодневном, походе или на прогулке необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором средств для оказания первой доврачебной помощи.

В медицинскую аптечку для туристского похода должны входить: бинты стерильные (4 шт.), вата (50 г), жгут (1 шт.), лейкопластырь (2 уп.), спиртовой раствор йода (5%, 10 мл), анальгин (10 табл.), валидол (10 табл.), сульфадиметоксин (10 табл.), активированный уголь (20 табл.), рас-вор перекиси водорода (50 мл), марганцовокислый калий (кристаллы, 5 г), сода двууглекислая, питьевая (10 г), нашатырный спирт (25 мл), левомицетин (10 табл.), крем «Детский» (1 тюбик), термометр (1 шт.), нашатырный спирт (1 уп.), эластичный бинт (1 шт.), спирт (96%, 100 мл.), аспирин (Ютабл.), ножницы (1 шт.).

Туристический строй.

В туристических походах принято ходить строем, в колонне по одному. Это облегчает учителю управление группой. Все на виду. Движение упорядочено - никто не отстанет и не потеряется. Строем по лесу идти гораздо безопаснее и легче: за меньшее время можно пройти большее расстояние, затратив меньше сил. На красивый, организованный строй приятно смотреть. Всё это до похода можно объяснить ребятам, шутливо обыграв: «Бараны ходят стадом, в детском саду - парами, туристы ходят строем!» Это запомнится надолго.

Где место педагога в туристическом строю? Удобнее идти вначале колонны. Легче регулировать темп и направление движения. В конце замыкающим лучше поставить сильного, смекалистого, авторитетного помощника. Ведь его задача - помощь всем нуждающимся, чтобы никто не отстал. Он поможет учителю «видеть» весь строй. Хорошо заранее оговорить способы сигнализации между замыкающим, направляющим и руководителем группы.

Любой класс разделен на микроколлективы ребят, которые дружат между собой. Им приятно и интересно быть друг с другом. Эти малые группы имеют своих неформальных лидеров. В походе члены микрогрупп также будут стремиться к совместному общению, и педагогу нужно это использовать. В строю члены микрогрупп могут идти вместе. А их лидерам учитель официально поручает руководить ребятами при движении по маршруту. Он может подсказать неформальным вожакам, что им удобнее идти в конце своего микроколлектива, замыкая его: так нет необходимости оглядываться, не отстал ли кто-нибудь, всегда видно тех, кому нужна помощь.

Такая организация движения по маршруту способствует развитию ростков самоуправления, дисциплинирует группу. А в походе дисциплина - форма достижения цели безопасного его проведения.

Организация бивака.

Успех похода выходного дня во многом зависит от того, как была организована лагерная стоянка. Определяя место разбивки бивака, руководителю нужно учитывать многое: есть ли близко питьевая вода, дрова, нет ли подгнивших деревьев, которые могут быть повалены ветром.

Нельзя располагать бивак на возвышенностях, около одиноких деревьев, так как при грозе в них может ударить молния. Опасно располагаться и под проводами электрических линий, в лесу под низко опущенными кронами деревьев, у подножия крутых берегов, где могут быть обвалы. Но самое главное - место бивака должно быть безопасным во всех отношениях.

Выбрав место для бивака, туристы по команде руководителя снимают рюкзаки, затем в течение 5-10 мин. отдыхают и переодеваются, после чего приступают к выполнению своих обязанностей.

Место для костра выбирают в отдалении от сухого леса, торфяников. При возможности нужно использовать место, где уже разводили костер. Если такого места нет, то следует аккуратно снять слой дерна и сохранить его, чтобы перед уходом с бивака (предварительно погасив костер) заложить на место кострища. Костры бывают разные: для приготовления пищи, обогрева, просушки вещей и снаряжения, отпугивания комаров и мошки, подачи сигналов. Туристам необходимо знать, какие существуют типы костров.

Для приготовления пищи на костре большой костер неудобен. Наиболее целесообразны «шалашик» или «колодец». Если группа большая, полезен костер из параллельно лежащих бревен. Для согревания и ночевки под открытым небом удобен «таежный» костер, когда на толстое бревно кладется 3-4 более тонких, и по мере их сгорания они пододвигаются друг к другу.

Лучшее топливо для костра - сушняк. Удобны также маленькие палочки и сухие сосновые ветки с хвоей. Снизу кладут тонкие сухие ветки, потом более крупные. Когда костер разгорится, на самый верх укладывают дрова. Для сохранения растительности рекомендуется использовать примусы типа «Шмель», газовые плитки.

Воду для питья и приготовления пищи берут из проверенного источника. Нельзя пить воду из реки, озера, особенно вблизи населенных пунктов, так как в ней могут оказаться болезнетворные микроорганизмы.

Любую воду (кроме родниковой) обязательно надо кипятить. В загрязненную воду предварительно бросают дезинфицирующие средства - алюминиевые квасцы (щепотку на ведро), кристаллики марганцовки (до очень слабой розовой окраски воды), таблетки пантоцида (одна таблетка на 0,75 л воды в течение 30 мин.) или хотя бы поваренную соль. При этом вода светлеет, а муть оседает на дно, ее сливают.

Походный быт.

Распорядок дня в походе зависит от состава группы, но общее правило состоит в следующем: поднимайтесь пораньше, так как утренние часы наиболее приятны. Дежурные встают на один-два часа раньше времени общего подъема.

Выходите на маршрут как можно раньше, а на ночлег становитесь за 1-2 часа до темноты.

Когда стемнеет, лагерь уже должен стоять, дрова должны быть заготовлены, а ужин вариться на костре. Продолжительность дневного привала на обед определяется погодой, маршрутом, режимом времени. При движении с рюкзаками необходимо делать регулярные остановки через 40-60 мин. хода продолжительностью 10-15 мин.

Умение находить чистую питьевую воду - необходимый навык туристов. Очень хороша вода из родника. Интенсивное кипячение воды - наиболее простой способ ее очистки. Если нет времени кипятить воду, можно ее дезинфицировать несколькими каплями йода или марганцовки. Существуют также специальные таблетки для обеззараживания некипяченой воды.

При выборе места для лагеря нужно учитывать: его безопасность, обеспеченность дровами и водой, комфортность существования (защищенность от ветра, сухость места, относительно удобное расположение костра и палаток, устройство кухни).

Придя на место ночевки, выделите 5-10 мин. для короткого отдыха и переодевания. Затем приступайте к организации лагеря. Необходимо расчистить место для установки палаток, определить, где будет находиться кухня, производиться заготовка дров.

Когда большая часть дров собрана и общее размещение лагеря определилось, дежурные разводят костер, а остальные ребята устанавливают палатки и помогают на кухне.

Денежные нормы расходов на питание в туристических мероприятиях устанавливаются руководителями учреждений и организаций, проводящих эти мероприятия, исходя из натуральных норм по фактическим ценам, складывающимся в регионе их проведения в пределах имеющихся средств.

После нас лучше, чем до нас.

Участники похода должны осознавать, что идут в чужой дом, гостеприимный, но живущий по своим законам. Сломанная зеленая ветка, сорванные и выброшенные цветы не прибавят радости в общении с природой. Идти лучше по тропинкам, так меньше риска потревожить какое-нибудь животное или птицу на гнезде. Костер, разведенный просто на траве, когда дерн не снят, будет потом чернеть несколько лет. А в городских лесопарках разведение костров вообще запрещено.

Туристическая группа школьников задержалась на обеденном привале. А нужно успеть на электричку. Чтобы аккуратно сложить оставшийся хворост, убрать мусор, залить огонь, заложить место костра дерном, требуется время, а поезд ждать не будет. И школьники во главе с учителем быстро собирают рюкзаки и уходят, оставив место привала неубранным. Вот уж урок практической «экологии»! Его запомнят лучше всякой лекции.

Куда девать мусор? Мусор, конечно, нужно убрать, а еще лучше просто не мусорить, предусмотрев специальные пакеты из ненужных, оставшихся после обеда упаковок и бумаги, и всё это забрать с собой. Горючий мусор (бумагу, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты) сожгите на костре, консервные банки обожгите на костре и закопайте, а места туалетов заройте. Оставшиеся дрова закройте ветками или прислоните к стволам деревьев: на земле они скорее сгниют. Костер необходимо залить водой, а кострище закрыть дерном. Всё, что могут съесть птицы и звери, оставляют под деревьями на видном месте. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.

Подведение итогов похода.

Давно уже на туризм не смотрят как на веселое время препровождение, как на примитивный отдых и развлечение на природе. Туризм - это поиск, это новые открытия, новые впечатления.

Поход, как правило, создает эмоционально-радостное настроение у ребят. Они стремятся обменяться мнениями. Это удобная для педагога возможность на классном часе вместе с учениками подвести итоги похода. Что запомнилось? Что было самым интересным на маршруте? Какой вклад внес каждый в общее дело? Какие недостатки мешали нам? Что в следующем походе мы сделаем по-другому?

Значимым и памятным событием для ребят станет награждение их значками «Юный турист» и «Турист России».

Поход принесет ребятам больше удовлетворения, если каждый вложит в его подготовку и проведение частичку своего труда: подготовит с помощью учителя-предметника тематический краеведческий реферат, сделает фотографии похода, видеофильм, изготовит нужное группе снаряжение, поможет в оформлении туристской летописи.

Если каждый педагог за год проведет хотя бы один поход и составит его туристическую летопись, школа получит прекрасную библиотеку методических разработок туристских маршрутов. В этой работе может найти свой интерес каждый учитель. В разработках маршрутов реализуется на практике краеведческий подход в преподавании. Материалы, собранные туристическими группами в походах, можно использовать на уроках.

Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумеваемую, а словесно сформулированную и доведенную до сведения каждого участника похода.

Перед походом могут ставиться экскурсионные цели (посетить места, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина; осмотреть дом-музей П. И. Чайковского; познакомиться с работой колхоза-миллионера); агитационные и военно-патриотические (пройти по местам боев Великой Отечественной войны; посетить подшефный колхоз в период избирательной кампании; дать концерт самодеятельности); цели, связанные с выполнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения), и т. д.

Цель похода может состоять и в том, чтобы пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, испытать на себе воспетое поэтами очарование этого времени года. Цель может заключаться в том, чтобы посетить какие-то места, славящиеся своей красотой.

Многие люди находят, что занятия туризмом улучшают самочувствие, снимают напряжение после трудовой недели. Отправляясь в поход, эти люди ставят перед собой в первую очередь оздоровительные цели.

Можно устроить поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, ставить палатку, ориентироваться на местности н т. д. Это будет поход с учебными целями. Иногда идут в поход, чтобы двигаться по компасу, преодолевать препятствия, взять верх над бурными порогами или снежными перевалами. Это поход со спортивными целями. Можно отправиться в поход ради того, чтобы повидать какие-то края, например Кавказские горы или сибирскую тайгу, познакомиться с бытом и нравами людей, населяющих их.

Такое желание часто возникает под действием прочитанных книг, просмотренных кино- или телефильмов, рассказов бывалых путешественников. Это поход с познавательными целями.

Вряд ли удастся перечислить все цели туристского похода. Возникает вопрос: зачем же тогда настаивать на том, что цель похода должна быть непременно сформулирована и доведена до сведения каждого участника?

А вот зачем. У взрослых туристов нередко получается такое. В каком-нибудь цехе, отделе или лаборатории кто-то предлагает сходить в воскресенье в поход. Все радостно поддерживают это предложение, всю неделю с нетерпением ожидают этого дня, тщательно готовятся. И вот долгожданный день приходит. Все в самом радужном настроении выступают в поход. Но проходит час-полтора, и вот уже раздается чей-то недовольный голос: «Ну, куда нам еще идти? Поляна тут хорошая, вон речка - искупаться можно». Организуется бивак, но не успеют любители отдыха на поляне как следует устроиться, чтобы позагорать, как кто-то заявляет: «Ну, чего хорошего - сидеть на месте? Искупались - и хватит. Пойдем лучшее лес, нарвем цветов, ягод и грибов поищем, в конце концов, просто пройдемся, то на месте скучно». Бивак сворачивается. Группа вступает в лес. И тут опять находятся недовольные: «Что это мы еще тянемся? Давайте-ка в темпе, а? А то мы так за день никуда не придем». Группа пытается некоторое время «идти в темпе», но скоро выясняется, что кто-то запыхался, и идти так быстро не может, кто-то недоволен, что не удается на ходу искать ягоды и рвать цветы. Начинается спор; что делать дальше? Любители пассивного отдыха заявляют, что не надо было уходить с поляны, где был бивак, и предлагают вернуться. Кто-то согласен с ними, что незачем много ходить, но считает, что назад идти нецелесообразно, а надо идти дальше и поискать нового места для бивака. Спор разгорается, начинает назревать ссора. Некоторые просто не знают, что делать.

Так общее радостное вначале настроение окажется безвозвратно испорченным. Скорее всего, будет принято какое-то промежуточное решение, которое, в сущности, ни одну из сторон не устраивает. Красивые мечты не сбылись, воскресный отдых не удался. Пожалуй, больше в этом цехе или лаборатории собрать людей на туристский поход не удастся;

Где причины такой неудачи? Люди не договорились заранее о цели похода. Одни видели ее в пассивном отдыхе на свежем воздухе - искупаться, полежать, позагорать; другие - в прогулке по лесу, связанной с собиранием грибов и ягод, лесных цветов. Наконец, третьи хотели как следует пройтись, почувствовать к концу дня приятное утомление, вернуться в город, как обычно говорят, усталыми, но довольными. Ничего подобного не произошло бы, если тот, кто предложил устроить поход, заранее сформулировал цель похода. Совсем необязательно излагать ее в казенных фразах: «Цель похода заключается в пассивном отдыхе» или «Цель похода заключается в овладении активными способами передвижения». Не обязательно употреблять и само слово «цель». Можно было сказать совсем просто: «Мы особенно спешить не будем, нарвем по дороге цветов, пособираем грибы и ягоды. Если устанем, отдохнем. Пройденные километры нас не интересуют, главное - провести выходной день в лесу». Или так: «Мы пройдем за день километров 25 - 30, чтобы как следует размяться». Вероятно, что при такой постановке вопроса кто-то отказался бы от участия в походе и провел бы воскресный день так, как ему привычно. Но зато все участники похода одинаково понимали бы его цель, и между ними не возникало бы никаких недоразумений.

Все сказанное, вполне применимо и к походам юных туристов. Правда, столь ожесточенных споров у них обычно не бывает - дети привыкли подчиняться решению взрослого руководители. Разочарование тоже чаще всего проявляется не очень сильно - пусть поход прошел не так, как хотелось, но все равно это лучше, чем сидеть дома. Но некоторое чувство досады все равно остается. А кто-нибудь скажет так: «Все было хорошо. Вот только я думал научиться костер разводить, а у нас сразу поручили это Яше. Только он костром и занимался». Или: «Поход прошел очень удачно. Жаль только, что в музей Тютчева не поспели. Надо было, чтобы нас Саша вел, он хорошо ходит по компасу». А Саша говорит: «Другим тоже надо учиться». Ну, и учились. В результате в музей опоздали».

Вот почему цель повода надо обязательно формулировать и сообщать всем участникам похода. Пусть каждый из них, подумав, решит, идти ли ему в этот поход или нет. Это следует делать, чтобы ребята не ожидали от похода того, чего в нем наверняка не будет, и не испытывали потом разочарования. Кроме того, от целей зависит организация похода. Если цель исхода спортивная, то обязанности в группе нужно распределить так; пусть каждый делает то, что у него лучше всего выходит. Если же группа отправляется в поход с учебной целью, то распределение обязанностей будет другим: пусть каждый делает то, что у него плохо получается, пусть учится, приобретает навыки. Если руководитель предполагает использовать поход для того, чтобы научить ребят разводить костер, он попросит каждого взять с собой топор, спички и предусмотрит длительный привал, чтобы каждый смог поработать с огнем. Значит, маршрут не должен быть слишком продолжительным. Если же руководитель хочет научить ребят ориентироваться на местности - значит, каждый должен взять с собой компас, а дневной привал делается по возможности короче, чтобы осталось больше времени на переходы и каждый смог побывать в роли ведущего. Маршрут в этом случае может быть достаточно протяженным, но допускающим выход с него раньше достижения конечной точки: всегда может случиться, что кто-то из ребят запутается, группа потеряет много времени и нужно будет, в конце концов, кратчайшим путем выходить на станцию. Для такого похода лучше всего избрать кольцевой или полукольцевой маршрут с выходом на одну и ту же или близкие друг к другу железнодорожные станции. А вот линейный маршрут (с одной дороги на другую) для этого похода выбирать не рекомендуется.

Вот еще совет, касающийся цели похода. Не следует намечать слишком много целей. Они предъявляют к походу плохо согласующиеся, а часто и вообще несовместимые требования.

Лучше, если перед походом будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них главную. Все остальные цели рассматриваются как необязательные, которые выполняются лишь постольку, поскольку остается время и возможности.

К сожалению, это далеко не всегда понимают руководители детских походов. Часто они намечают для 8 - 10-дневного похода длинный список самых разнообразных целей. Тут и посещение памятных мест, связанных с историей образования и развития нашего государства, краеведческих, художественных и литературных музеев и памятников, сбор материалов о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о первых комсомольцах или передовиках производства; экскурсии на заводы, фабрики, колхозы, совхозы или научно-исследовательские учреждения; выполнение заданий научных организаций или музеев; оказание помощи в работе колхозов, совхозов, лесничеств; сбор коллекций и гербариев; обучение ребят, впервые участвующих в походе, основам туризма.

Пытаясь реализовать все перечисленные цели, руководители и участники походов оказываются в большом затруднении. Как ни планируй, а множество целей, поставленных перед походом, всегда приводит к хронической нехватке времени, спешке, постоянной необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел. Долгие часы, проходящие в томительном ожидании, сменяются лихорадочными марш-бросками. Постоянная нервотрепка приводит к тому, что все становятся раздражительными, ссоры возникают по пустякам. Ребята измучены. Руководитель и того больше. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Надо также иметь в виду, что подготовить по-настоящему задание за 3-4 дня до выхода в поход невозможно. Например, реальную помощь колхозам, совхозам или лесничествам можно оказать только в том случае, если кто-то заранее съездит на место и договорится, в какой день, на какой срок и сколько человек приедет работать. Иначе председатель колхоза или бригадир попросту не сумеют занять работой всех ребят, и организация работы займет слишком много времени.

С выполнением заданий научных учреждений дело обстоит тоже далеко не так просто. Дело в том, что эти учреждения довольно неохотно дают задания юным туристам, полагая, что собранные ими сведения никакой научной ценности представлять не будут, так как они собраны не специалистами. Какая-то доля правды в этом есть; поэтому нужно потратить немало времени для того, чтобы добиться от представителей научного учреждения такого задания, которое было бы посильно юным туристам.

Конечно, все сказанное вовсе не означает, что ребятам вообще лучше не заниматься выполнением общественно полезных заданий, посещением памятных историко-революционных мест, сбором сведений о героях войны, не знакомиться с передовыми предприятиями - короче говоря, не заниматься всем тем комплексом дел, которые нередко рекомендуют проводить в походах. Однако надо учитывать, что по своему характеру эти дела часто таковы, что могут быть интересны для очень многих пионеров и школьников, а не только для тех, кто увлекается туризмом.

Разве, например, знакомство с архитектурными памятниками или посещение мест, связанных с историко-революционными событиями в стране, представляет интерес только для юных туристов? Разве не захотели бы принять участие в таком мероприятии все ребята? В транспортном отношении такие памятные места, как правило, хорошо доступны, посетить их можно не только походным порядком. Так пусть там побывают все желающие, а не только небольшая группа участников похода.

Некоторые подобные мероприятия лучше включать в план работы не туристского, а каких-то других кружков. Например, сбор сведений о героях войны, об участниках революционного - движения следует поручить скорее юным историкам, а туристам подключаться к этим делам периодически.

Наконец, надо всегда учитывать, что можно сделать в течение одного похода, а что требует систематической работы секции. Частая ошибка неопытного руководителя заключается в том, что все дела, которые уместны в годовом плане работы туристской секции, он включает в план 7 - 8-дневного похода.

И еще один практический совет относительно целей, намечаемых для походов. Как правило, перед походами новичков не следует ставить никаких специальных целей, кроме того, как успешно пройти данный маршрут и чему-то научиться. Слишком многим должен еще овладеть новичок, слишком, занято его внимание выполнением элементарных с точки зрения опытного туриста вещей. Передвижение по маршруту, ориентирование, разбивка бивака, разведение костра, приготовление пищи - все это представляет самостоятельные задачи для новичка, и овладение каждым из этих умений может быть для него целью похода. Только после того, как юный турист овладел всеми этими навыками, он может применить свои знания и навыки для достижения каких-то других целей.

Когда, например, ребята одной из московских школ проводили исследование верховьев речек бассейна реки Клязьмы, то в эти исследовательские походы ходили только достаточно опытные туристы. И если вдруг речка начинала ветвиться (а это почти всегда бывает при приближении к истокам), необходимость делиться на группы никого не ставила в тупик. Ребята спокойно расходились парами, и в назначенный час всегда собирались в условленном месте. Новички же, при всем своем желании, были бы не в состоянии этого сделать. Для них в школе устраивались туристские лагеря и походы без исследовательских целей.

Итак, азбучные истины, касающиесяцелей похода, сводятся к следующему:

1.Во всяком походе должна быть намечена цель, которую надо словесно сформулировать и довести до сведения всех участников похода.

2.Для похода нельзя намечать много различных целей. Лучший вариант - это одна цель. Если целей намечено больше одной, среди них должна быть совершенно четко определена главная.

3.Организация похода зависит от целей похода, при этом в первую очередь учитывается главная цель.

4.В походах новичков, как правило, не должно быть специальных заданий. Цель такого похода заключается в успешном прохождении маршрута и овладении элементарными туристскими навыками.