Гальперин годы жизни. обеспечивается доступный контроль качества выполнения как действия в целом, так и его определенных операций

Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов - 25 марта 1988, Москва)- выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967). Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.).В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область). С 1943 г. - в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Г. - является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Г. выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Г. аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Г. теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории Г. были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Г. выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки. Отдавая должное конкретному вкладу Г. в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Г.. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно - характерно для всего научного творчества Г.

Г. создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях. Общепсихологический подход Г., выдвинутые им теории (и прежде всего - теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.

Основные научные труды Г.: Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959; Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965; Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.); Введение в психологию. М., 1976; Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978; Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985; Психология как объективная наука. М., 1998.

Литература о П. Я. Гальперине

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет прикладной п с ихологии

Самостоятельная работа

По дисциплине

«История психологии Ч.2»

«Вклад в психологическую науку П.Я. Гальперина»

Выполнил(а) студент(ка) 4 курса/г.о.

формы обучения заочной

Таршева Верджиния Олеговна

(ФИО полностью)

Проверил д. пс. н., доцент, профессор

Горбатов Дмитрий Сергеевич

(ФИО полностью)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014

Биография П.Я. Гальперина Размещено на Allbest.ru

Гальперин Петр Яковлевич (02 окт. 1902- 25 марта 1988) - психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор психологических наук, (1965), профессор (1966).

В 1926 году окончил Харьковский медицинский институт.

В 1926-41 гг. работал в Харьковском психоневрологическом институте. Ученик Л.С. Выготского.

вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. И. Зинченко, В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация «Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного (Харьков, 1936)».

В 1941-43 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская обл.). В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область).

С 1943 г. - в МГУ им. М. В. Ломоносова; доцент, с 1966 г. профессор, с 1971 г. зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, с 1983 г. профессор-консультант.

Гальперин является одним из ведущих отечественных ученых и специалистов в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии.

Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно П.Я. Гальперину, процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде; в плане громкой речи; во внешней речи для себя; во внутренней речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами. Формирование различных видов таких действий составляет главную тему исследований П.Я. Гальперина и его сотрудников в 1960-80-е гг. Концепция ученого позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путем выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе этой теории, находят применение в педагогической практике.

Основные публикации П.Я. Гальперина :

- Основные результаты исследований по проблеме "Формирование умственных действий и понятий". М., 1965.

- Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.).

- Введение в психологию. М., 1976.

- Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.

- Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

- Психология как объективная наука. М., 1998

Размещено на Allbest.ru

Сущность теории П.Я. Гальперина

Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина

Данная теория предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки.

В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа действия (ООД) - система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия.

Чтобы безошибочно выполнять какое-либо действие, человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего будет сконцентрировано его внимание, - это позволит не выпустить желаемые изменения из-под контроля. Данные положения и составили основу рассматриваемой теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД, усвоенной обучаемым.

Виды ориентировок:

1) ООД - конкретный образец (демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его выполнения);

2) ООД содержит полные и подробные указания о правильном выполнении действия;

3) ООД обучаемый создает самостоятельно на основе полученного задания.

Типы ориентировок:

1) действия методом проб и ошибок;

2) предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия, прежде чем оно будет выполнено;

3) есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия.

Согласно концепции П.Я. Гальперина предметное действие и выражающая его мысль - звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное. Действие функционально связано с предметом, на который оно направлено, и включает в себя продукт (цель преобразования действия и средства преобразования). Это исполнительская часть формирующего действия.

Цикл усвоения действия состоит из ряда этапов (базисом цикла является формирование мотивационной основы - привлечение внимания, пробуждение интереса, результат - желание получить соответствующее знание).

1-й этап. Предварительное ознакомление с действием (по инструкции, описанию, визуально). В результате в сознании формируется ООД, т. е. система указаний, как выполнить разучиваемое действие.

2-й этап. Материальное действие. Учащиеся на тренажерах, макетах выполняют реальные действия во внешней, материальной, развернутой форме. Осуществляется контроль выполнения каждой операции. В результате после решения нескольких однотипных задач (например, подготовка ЭВМ к работе) обращение к ООД отпадает.

3-й этап. Внешнеречевой. Обучаемый проговаривает вслух действия, которые осваиваются. В результате происходит обобщение, сокращение и автоматизация действия.

4-й этап. Внутренней речи. Действие проговаривается «про себя». В результате обобщение действия и его свертывание происходят наиболее интенсивно.

5-й этап. Усвоенное действие. Выполняется автоматически, мысленно не контролируя правильность его выполнения. В результате действие переходит во внутренний план и не требует внешней опоры.

Сильные стороны теории:

1) сокращается время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действия;

2) достигается высокая автоматизация выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;

3) обеспечивается доступный контроль качества выполнения как действия в целом, так и его определенных операций;

4)возможна оперативная коррекция методик обучения с целью их оптимизации.

Слабые стороны теории:

1) существенно ограничены возможности усвоения теоретических знаний;

2) сложна разработка методического обеспечения (полно) алгоритма операций);

3) у обучающихся формируются стереотипные мыслительные и моторные действия в ущерб развитию творческого потенциала.

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.

П ример: «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, - в свернутом и погруженном виде».

Критика теории

Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготкого и П.Я. Гальперина

М.А. Степанова.

Анализируется понимание Л.С. Выготским и П.Я. Гальпериным принципиальной проблемы психологии - соотношения обучения и умственного развития. Проведенное историко-теоретическое исследование позволяет сделать вывод о том, что и Л.С. Выготский, и П.Я. Гальперин разрабатывали эту проблему с одних и тех же методологических позиций, но рассматривали разные ее аспекты. Для Л.С. Выготского главным вопросом было чему учить, и он показал, что подлинное обучение забегает вперед развития. П.Я. Гальперин сосредоточил внимание на проблеме чему и как учить и пришел к выводу о зависимости умственного развития ребенка от типов учения.

Ключевые слова: культурно-историческая теория, теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, обучение, развитие, зона ближайшего развития, типы учения.

Список литературы

1. http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/biograf91.html

2. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, статьяА.И.Подольский, 5.04.1998. http://www.psy.msu.ru/people/galperin.html

3. Вопросы психологии. - 2001. - № 4 http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1107780662&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&

4. Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе, Вопросы психологии, 1993, N 1.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История жизни и деятельности выдающегося психолога Петра Ильича Гальперина. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Исследование содержания ориентировочной основы действия. Характеристика четырех первичных свойств действия.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2011

    Разработка П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Предмет психологии в понимании П.Я. Гальперина. Значение теории Гальперина в психодиагностике интеллекта. Проблема внимания в трудах П.Я. Гальперина.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2002

    Анализ примеров персонажей из детской литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения. Сущность эксперимента Гальперина по поэтапному формированию умственных понятий.

    творческая работа , добавлен 04.11.2010

    Изучение биографии отечественного психолога Гальперина Петра. Теория происхождения конкретных психических процессов и явлений. Формирование умственных действий и понятий. Характеристика человека как биологического вида. Основные задачи психологии.

    презентация , добавлен 04.12.2014

    Основные подходы к проблеме психологического развития в разных психологических школах. Традиционное, проблемное, программированное, развивающее обучение. Теория поэтапного формирования П.Я. Гальперина. Изучение межличностных отношений в учебном классе.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2011

    Характеристика теории научения (приобретение индивидуального опыта). Отличительные черты современных концепции научения: теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий; теория формирования научных понятий у школьников.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2010

    Понятие интеллекта, исследования его структуры в зарубежной психологии. Теории Пиаже и Гальперина о стадиях развития интеллекта. Типы мыслительных процессов и продуктов умственной деятельности. Функциональные механизмы ассимиляции предметной реальности.

    презентация , добавлен 03.03.2017

    Формирование целенаправленного поведения. Высшие психические функции человека и их социальный генезис. Теория Л.С. Выготского и Гальперина. Концепция социально–генетической психологии. Реализация теории в восстанавливающем и коррекционном обучении.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2011

    Развитие психологии в России в послереволюционный период. Теория Л.С. Выготского о происхождении и развитии высших психических функций. Концепция деятельностного подхода к психике А.Н. Леонтьева. Теория поэтапного формирования умственных действий.

Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков Абрамович, был в то время уездным врачом, а впоследствии стал известным профессором, нейрохирургом и отоларингологом. Именно он привил сыну любовь к знаниям и интерес к психологии. Мать Петра Яковлевича погибла в автокатастрофе в 1917 г.

Вместе со своей будущей женой, Тамарой Мерзон, Петр Гальперин учился на лечебном факультете медицинского института в Харькове. После окончания института он работал в Центральном Украинском психоневрологическом институте, в качестве сначала врача-психоневролога, а затем - психолога.

В 1936 г. П.Я. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных». Эта работа была уже полноценным научным трудом, отражающим сложившиеся взгляды ученого. В ней Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).

Приводя в качестве примера различия между поведением человека и животного, П.Я. Гальперин показал в этой работе свои взгляды на предмет и основную задачу психологии. По его мнению, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная. Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества.

Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах - восприятии, мышлении, памяти, которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет 2 основных плана, являющиехся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.

Так, эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой - общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения.

В 1943 г. Петр Яковлевич по приглашению известного психолога Рубинштейна переехал в Москву, где стал работать доцентом на кафедре Московского государственного университета. В это время у него начала складываться собственная теория, которая окончательно оформилась к началу 1950-х гг Она возникла как попытка теоретического решения практических задач, возникающих у всех педагогов. Они заключаются в том, чтобы научить учеников быстрее и проще разрешать логические, математические и прочие задания.

Знаменательным в этом плане событием стало состоявшееся в 1953 г. в Москве совещание по психологии, на котором Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий В своем выступлении он высказал мысль о том, что умственньк >ействия - это результат преобразования внешних материальных ствий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.

С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась. Первый период - период становления основных понятий - длился до 70-х гг. XX столетия. В это время Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения.

Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия - это выделение из многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения действия.

Полнота выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия. Развернуть действие - значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы.

Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия. На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность.

Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, т.к. служит признаком произвольности действия.

К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах, выполненных под руководством Петра Яковлевича. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», в которой были представлены наиболее общие положения теории.

Такое подробное рассмотрение проблем, являющихся по сути основными проблемами психологии обучения, не могло не отразиться на карьере Петра Яковлевича Гальперина. В 1971 г. он стал заведовать кафедрой возрастной психологии, а в 1983 г. - профессором-консультантом этой кафедры.

В 1970-1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории. В это время появляются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность же - это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности.

В этот же период появляется ряд работ, демонстрирующих применение теории происхождения психических процессов к решению некоторых проблем современной психологии. В 1976 г. выходит в свет статья Гальперина «К вопросу об инстинктах у человека». В ней он раскрыл специфику психической деятельности животных в сравнении с человеком, ее принципиальные особенности. Особое внимание он уделил сущностному разделению категорий «биологическое» и «органическое».

П.Я. Гальперин показал, что важнейшая характеристика человека как биологического вида - это отсутствие биологической предопределенности в способах и формах удовлетворения его потребностей. Чем в большей степени происходит эволюционное ослабление инстинктивного отношения к миру, тем большие требования предъявляются к содержанию и характеру ориентировочной деятельности.

Основной труд - «Введение в психологию», ставший итогом его научной деятельности, вышел в 1976 г. Известно, что он готовил следующее издание этой книги, но не успел закончить его Он умер 25 марта 1988 г

Имя Петра Яковлевича Гальперина известно прежде всего в связи с созданной им теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий Но его творчество не ограничивается только лишь рамками этой теории. Он занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга Ученый применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.

В главное меню

(Харьков), вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев , А. В. Запорожец , Л. И. Божович , П. И. Зинченко , В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного (Харьков, 1936). В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область). С 1943 г. - в МГУ им. М. В. Ломоносова ; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Научный вклад

Ввёл в деятельностную психологию систематичекую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Основные публикации

  • Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного. Кандидатская диссертация, Харьков, 1937.
  • Об установке в мышлении. - Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. Киев, 1941 (на укр. яз.)
  • К вопросу о внутренней речи . (Доклады АПН РСФСР, 1957, № 4), idem , idem
  • Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959;
  • Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965;
  • Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.
  • Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.);
  • Введение в психологию. М., 1976;
  • Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978;
  • Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985;
  • Психология как объективная наука. М., 1995

Литература о П. Я. Гальперине

  • Щедровицкий Г. П. et al. (1980). Психология и методология. Обсуждение «ситуации и условий возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий» (работа Л.С.Славиной и П.Я.Гальперина). Доклады на Комиссии по логике и методологии мышления в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, январь-апрель 1980 г.
  • Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе , Вопросы психологии, 1993, N 1.
  • Степанова, М. А. (2000). Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин . Вопросы психологии, 2000, № 6.
  • Степанова М. А. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского и П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4
  • Haenen, J. (1996). Piotr Gal’perin: Psychologist in Vygotsky’s footsteps. Commack, NY: Nova Science Publishers

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • П. Ф. Маевский
  • П. Шумилов

Смотреть что такое "П. Я. Гальперин" в других словарях:

    Гальперин Яков Маркович - (1894 1952) Представитель русской (советской) бухгалтерской мысли. Занимался разработкой теории баланса, один из создателей системы учета. Его первая работа называлась "Основы балансоведения" (1924), в которой в популярной форме… … Справочник технического переводчика

    Гальперин, Фёдор Матвеевич - Гальперин Фёдор Матвеевич Дата рождения: 1903 год(1903) Место рождения: Екатеринослав, Российская империя Дата смерти: 1985 год(1985) … Википедия

    Гальперин Петр Яковлевич - (1902–1988) российкий психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Г. трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта.… … Большая психологическая энциклопедия

    Гальперин-Каминский - Гальперин Каминский, Илья Даниилович Связать? Илья Даниилович Гальперин Каминский (псевдонимы Каминский, Echos и другие) (28 марта 1858, Васильков Киевской губернии) 6 декабр … Википедия

    ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич - (1902 89) российский психолог, доктор педагогических наук (1965), профессор (1966). Автор теории поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей основы усвоения знаний в учебно педагогическом процессе. Труды по методологии психологии и… …

    ГАЛЬПЕРИН Юрий Александрович - (р. 1947) русский писатель. С 1979 в Швейцарии. В повестях (Мост через Лету, 1982, Играем блюз, 1983) и романах (Русский вариант, 1987) обращается к социально психологическим проблемамБольшой Энциклопедический словарь

    Гальперин-Гаминский Илья Данилович - Гальперин Гаминский, Илья Данилович писатель и переводчик (родился в 1858 г.), один из деятелей франко русского литературного сближения; поместил во французских журналах и газетах множество статей о России и перевел на французский язык многое из… … Биографический словарь

    Гальперин Петр Яковлевич - (1902 1988) отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы, автор концепции планомерно поэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил… … Психологический словарь

    Гальперин Александр Львович - , советский историк, доктор исторических наук (1947), профессор (1958). Окончил Петроградский университет (1922) и Ленинградский институт живых восточных языков (1924). Старший научный сотрудник института… …

    Гальперин Мойше Лейб - (1886, Злочев, ныне Львовская обл., 1932, Нью Йорк), еврейский поэт. В 1908 уехал в США. Работал кельнером, гладильщиком в прачечной. Печатался в демократических еврейских газетах и журналах. Первый сборник стихов («Нью Йорк», 1919) принёс поэту… … Большая советская энциклопедия

    ГАЛЬПЕРИН Александр Владимирович - (р. 23 сентября 1907), российский оператор; заслуженный деятель искусств РСФСР (1968); лауреат Государственной премии СССР (1949, за участие в фильме «Суд чести»); Окончил ВГИК (1936). Самостоятельную работу в качестве оператора начал в 1926.… … Энциклопедия кино

Книги

  • Автоматическое управление: Учебник / М. В. Гальперин , Гальперин М.В. Практикум по дисциплине "Аудит" подготовлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения среднего профессионального образования…

1902-1988) - сов. психолог, в 1930-х гг. был членом Харьковской школы психологов, автор оригинальной теории поэтапного формирования умственных действий (см. также Умственные действия), а также конкретного решения проблемы предмета психологии в диалектико-материалистическом духе: психология есть наука об ориентировочной деятельности субъекта. Теория Г. нашла широкое применение в практике педагогической психологии, психологии обучения взрослых, коррекции педагогически запущенных детей, психодиагностике интеллектуального развития и др. Во время войны Г. занимался проблемами восстановления движений у раненых с использованием идей деятельностного подхода. Ряд работ Г. посвящен проблемам установки, внимания, инстинктов, истории психологии и др. (Е. Е. Соколова.)

Гальперин Петр Яковлевич

(2.10.1902, Тамбов - 25.03.1988) - отечественный психолог,

Биография. В 1926 г. окончил Харьковский медицинский институт по специальности психоневрология. Работал в качестве врача-психоневролога, а затем психолога в медицинских и педагогических учреждениях Украины. В 1930-х был членом Харьковской деятельностной школы, одним из ближайших сотрудников А.Н.Леонтьева. Во время Великой отечественной войны работал в эвакогоспитале, проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного подхода. В 1943 г. был приглашен С.Л.Рубинштейном, который заведовал кафедрой психологии МГУ, для работы на этой кафедере в качестве доцента, с 1965 г. он - профессор кафедры психологии МГУ, с 1970 г. по 1983 г. - заведующий кафедрой детской и генетической психологии психологического факультета МГУ.

Исследования. На рубеже 1940-50-х гг. разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Основным ядром этой концепции было описание совокупности психологических условий и механизмов, раскрывающих закономерности формирования человеческих действий, понятий, образов. В качестве условий были описаны следующие: формирование адекватной мотивации; формирование полной ориентировки; перенос действий в заданный план; изменение интеризуемого действия по ряду параметров (обобщенность, сокращенность и др.). Предложил новую теорию внимания, разработал концепцию трех основных типов учения. Предложил трактовку психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта.

Сочинения. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1, М., 1959;

Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966;

К проблеме интеллектуально развития ребенка // Вопросы психологии. 1969, № 6;

Разумность действия и предмет науки // Психологические исследования. Тбилиси, 1974;

Введение в психологию. М., 1976