Краткие сведения из истории школьной гигиены. Гигиеническое воспитание детей в школе

Тест по теме «Гигиена»

1. Действия, которые мы выполняем, чтобы поддерживать наше тело в чистоте и быть здоровыми, называются:

А) утренняя зарядка

Б) личная гигиена

В) вечерняя прогулка

2. Основной вид ухода за кожей, при котором с её поверхности удаляются пыль, микробы, пот, кожное сало, различные загрязнения:

3. Частое использование мыла и геля для душа приводят к:

А) растяжению и обвисанию кожи

Б) кариесу

В) сухости и шелушению кожи

4. Зубная щётка должна храниться:

А) щетиной вверх

Б) щетиной вбок

В) щетиной в футляре

5. Чередование холодной и горячей воды в ванной – это:

А) прекрасный душ

Б) опасный душ

В) контрастный душ

6. Защита нашего организма от чужеродных бактерий и вирусов, всякого рода образований – это:

А) гигиена кожи

Б) иммунитет

В) квартет

7. Залог здоровья – это:

А) чистота

Б) красота

В) простота

8. Из гигиены кожи, одежды, гигиены питания, гигиены жилища и воды складывается:

А) приличная гигиена

Б) отличная гигиена

В) личная гигиена

9. Личная гигиена включает в себя:

А) сбор макулатуры

Б) занятия физкультурой

В) лежание с температурой

10. Профилактика и устранение заболеваний, социального неблагополучия – это:

А) цель гигиены

Б) препятствие гигиены

В) мечта гигиены

11. Проветривание комнат, влажная уборка – это правила:

А) гигиены питания

Б) гигиены обитания

В) гигиены жилища

12. Чистота, опрятность, гигиена – это первый шаг к:

А) физическому здоровью

Б) психическому нездоровью

В) спринтерскому многоборью

13. Слово «гигиена» происходит от греческого «гигиэйнос», что означает:

А) приносящий корове

Б) приносящий здоровье

В) приходящий в обнове

Нам нужно научиться управлять своим здоровьем. А для этого необходимо разобраться, от каких факторов оно зависит. В процессе роста человека ему прививают понятия о чистоте. И речь идёт не только о внешней чистоте (мытье тела, обтирание, душ), а и о внутренней чистоте человеческого организма – умение содержать внутренние органы в чистоте и порядке.

Гигиена – наука о чистоте. Викторина «Гигиена» содержит 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Почему раздел медицины «гигиена» получил такое название?

В честь древнегреческой богини Гигиеи +

В честь дочери бога здоровья Асклепия + (она и есть богиня Гигиея)

В честь животного гиена

2. Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?

Чтобы отмыть их от грязи, в грязи размножаются возбудители болезней +

Потому что заставляет мама

Чтобы поиграть с душистым мылом

3. Какая гигиеническая процедура полезнее?

Контрастный душ +
Обливание +
Обтирание +

4. Что такое гигиена?

Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья +

Система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья +

То же, что и стоматология

5. Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расчёска?

На трёх человек
На двух человек
Только на одного человека +

6. Вопрос по типу: вредно-полезно. Отметьте: что полезно, а что вредно

Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно
Читать в постели — вредно
Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
Принимать воздушные ванны – полезно
Смотреть целый день телевизор – вредно
Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
Ухаживать за ногтями – полезно
Тщательно пережёвывать пищу – полезно
Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно

7. Кто такой гигиенист?

Человек, соблюдающий гигиену
Врач, специалист по гигиене +
Человек, считающий, что гигиена – это пустая тата времени

8. Отгадайте загадки:

Организму для порядка
Каждый день нужна …(Зарядка ).

Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Вода )

Гладкое, душистое,
Ароматное, запашистое.
Важно, чтобы у каждого было
Что это такое?… (Мыло )

В воду садится, а мокрым не бывает.
Виден край, да не дойдешь. (Солнце )

В ванной комнате висит, болтается,
Все за него хватаются. (Полотенце )

Хожу-брожу не по лесам,
Как правило, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа )

9. Какие стихи о гигиене вы знаете?

«Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое…»

«Чтоб прогнать тоску и лень.
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов…»

«Добрый день!
Я – чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами…»

10. Продолжите фразу:

«Чистота – залог …здоровья »
«В здоровом теле — …здоровый дух »
«Солнце, воздух и вода — …наши лучшие друзья »
«Чисто жить — …здоровым быть »
«Кто аккуратен — …тот людям приятен »

подростков. Основные проблемы
гигиены детей и подростков. Теоретические принципы
гигиенического нормирования в гигиене детей и
подростков в РК»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.
2.
3.
4.
Предмет гигиены детей и подростков, цели,
задачи, основные проблемы.
История развития гигиены детей и подростков.
Методы исследования, применяемые в гигиене
детей и подростков.
Теоретические принципы гигиенического
нормирования в гигиене детей и подростков в
РК.

1.Предмет и задачи гигиены детей и подростков

Гигиена детей и подростков - отрасль
профилактической медицины, изучающая
условия среды обитания и деятельности детей,
а также влияние этих условий на здоровье и
функциональное состояние растущего
организма и разрабатывающая научные
основы и практические меры, направленные
на сохранение и укрепление здоровья,
поддержку оптимального уровня функций и
благоприятного развития организма детей и
подростков.

Гигиена детей и подростков

изучает влияние различных факторов
окружающей среды на растущий организм
анализирует, оценивает и прогнозирует их
воздействие на растущий организм
разрабатывает гигиенические нормативы,
санитарно-гигиенические и санитарнопротивоэпидемические правила и нормы
обосновывает лечебно-профилактические и
оздоровительные мероприятия

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

как область практического здравоохранения
является частью органов Госсанэпиднадзора
носит государственный характер
строит всю свою деятельность на основе
научных разработок
отличается единством структуры управления
привлекает к активному участию в
санитарно-профилактической работе и
пропаганде гигиенических знаний
общественные организации, медицинских
работников и население.

Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические
знания и опыт
ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ
КОММУНАЛЬНАЯ
ГИГИЕНА
ГИГИЕНА
ПИТАНИЯ
ГИГИЕНА
ТРУДА
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ГИГИЕНА

Гигиена детей и подростков тесно связана с:

клиническими науками (педиатрия)
биологическими науками (в вопросах
профилактики инфекционных
заболеваний у детей)
педагогическими науками
техническими науками.

Отличие ГДиП от других гигиенических дисциплин
является возрастной гигиеной и осуществляет охрану здоровья
наиболее ранимой части населения
дети и подростки - особый контингент населения: они находятся
в своеобразных условиях воспитания и обучения, не
совпадающих с условиями профессиональной и общественной
жизни взрослых
организм детей и подростков не достиг еще полной зрелости, а
находится в процессе роста и развития
проблема роста и развития не встает ни перед одной другой
отраслью гигиены
организм детей и подростков в большей степени по сравнению
со взрослыми, подвержен влиянию как благоприятных, так и
неблагоприятных воздействий
внешние воздействия сказываются не только на его
функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень

Основные проблемы исследования и изучения в области Гигиены детей и подростков

здоровье детей и подростков;
гигиена учебно-воспитательного процесса и режима
дня;
гигиена физического воспитания;
гигиена трудового и профессионального обучения
подростков;
гигиена питания детей и подростков;
гигиенические основы проектирования,
строительства, благоустройства и оборудования

гигиеническое обучение и воспитание. Основы
формирования ЗОЖ детей и подростков;
медицинское и санитарно-эпидемиологическое
обеспечение детского и подросткового населения.

10. 2.История развития гигиены детей и подростков.

Гигиена детей и подростков ранее называлась
школьной гигиеной, поскольку общественное
воспитание осуществлялось только в школе, и речь
шла о гигиенических требованиях только к школе.
Как область медицинской науки гигиена детей и
подростков возникла в середине 19 века, когда была
установлена высокая частота среди школьников
«школьных болезней».

11.

Основы школьной гигиены уходят в далекое прошлое.
Еще в первобытном обществе проводились
организованные подвижные игры детей и подростков.
В Древней Греции физическое воспитание молодежи
носило государственный характер.
Элементы гигиены воспитания имеются в «Поучениях
Владимира Мономаха детям» в ХI веке и «Домострое» в XV, XVI веках, «Гражданстве обычаев детских»
Епифания Славинского в XVII веке.
Изучив и обобщив опыт древних, многие ученые
прошлого выдвигали свои теории воспитания и
обучения детей.
Многие из этих теорий основывались на базе народной
медицины, вобравшей в себя многовековой опыт
борьбы человека за существование.

12.

Уже в XIII веке при монастырских школах было
организовано питание учеников, в указах Петра I
отражена «медицина детская», а в 1721 г сподвижник
царя Феофан Прокопович поднимал вопросы режима
дня учеников и планировки школьных учреждений в
своем «Регламенте или уставе духовной коллегии».
До начала ХХ века школа в России была единственной
формой общественного воспитания, что и определило
название дисциплины «школьная гигиена». Однако и в
те времена она охватывала также и детей внешкольного
возраста, ввиду чего Ф.Ф.Эрисман предлагал называть
ее «гигиеной воспитания», т.к. в её задачи входило
обеспечение гиг.мероприятий, направленных на
предупреждение болезней, снижение заболеваемости
и укрепление здоровья подрастающего поколения в
процессе воспитания детей и подростков.

13. Вопросам гигиены детей и подростков уделяли внимание:

великий русский ученый М.В.Ломоносов
(регламенты для Московской академической
гимназии содержат рекомендации по организации и
режиму питания, распорядку дня и учебным
занятиям)
прогрессивные общественные деятели XVIII века, в
т.ч. И.И.Бецкой, И.И.Новиков, А.Н.Радищев
крупнейшие терапевты – Г.А.Захарьин, С.П.Боткин
педиатры - Н.И.Быстров, И.П.Гундобин и др.

14. ГУЛЬДРЕЙХ ФРИДРИХ ЭРИСМАН (1842-1915)

основоположник школьной гигиены
основной заслугой является
разработка вопросов, связанных с
изучением физического развития и
зрения детей
существенное внимание уделял
разработке гигиенических
требований к учебным занятиям,
планировке, естественному и
искусственному освещению
классных комнат
под его руководством были созданы
модели различных типов школьной
мебели, в т.ч. парты, являющейся
наиболее совершенной и в наши
дни.

15. Н.П.Гундобин (1860-1908гг)

известный педиатр
анатом
общественный деятель
изучив анатомофизиологические особенности
детей, обобщил исследования в
фундаментальном труде
«Особенности детского возраста»
(1906)
в работах Н.П.Гундобина
«Школьная гигиена» (1902),
«Гигиена детства» (1903),
«Современные задачи школьной
гигиены» (1907) большое место
занимают вопросы физического
воспитания, закаливания,
режима учебных занятий и др.

16. А.П.Доброславин (1842 - 1889)

основатель кафедры гигиены
Военно-медицинской академии в
Петербурге (1871)
основное внимание уделял
вопросам санитарного
благоустройства школ
поставил вопрос о переутомлении
учащихся вследствие чрезмерной
учебной нагрузки.
автор руководства «Гигиена. Курс
общественного здравоохранения»
(1889) с разделом школьной
гигиены, в котором освещены
гигиенические требования к
школьным зданиям и выбору
участков.

17.

Большое внимание вопросам школьной
гигиены уделяли и последователи и ученики
Ф.Ф.Эрисмана и А.П.Доброславина –
В.Е.Игнатьев, Г.В.Хлопин, Д.Д.Бекарюков,
а в конце ХIХ века – начале ХХ вв. – земские
и санитарные врачи – Ф.А.Касторский,
А.В.Мольков, А.Г.Ростовцев, Н.А.Семашко,
К.И.Шидловский, Н.И.Тезяков и др.

18. Мольков Альфред Владиславович (1870 - 1947)

Д.м.н., заслуженный деятель
науки РСФСР
земский врач
организатор санитарного
просвещения
Профессором А.В. Мольковым:
сформулированы цели и задачи
школьной гигиены
определены основные пути
научно-исследовательской и
педагогической работы в области
школьной гигиены
написаны первый учебник и
руководство к практическим
занятиям студентов по
школьной гигиене

19. Громбах Сергей Михайлович (1909 - 1987)

Д.м.н., профессор
один из организаторов НИИ гигиены
детей и подростков АМН СССР
сформулировал теоретические основы
различных разделов ГДиП:
гигиенические принципы
нормирования учебных и трудовых
нагрузок
Гиг. принципы нормирования
факторов окружающей среды в
детских и подростковых учреждениях
готовность детей к школе
гигиеническая оптимизация учебных
занятий
принципы комплексной оценки
состояния здоровья детей и
подростков.

20. Сердюковская Галина Николаевна

Д.м.н, профессор, член РАМН
один из организаторов НИИ гигиены детей и
подростков АМН СССР
провела исследования, позволившие научно
обосновать физиолого-гигиенические
принципы и подготовить санитарные нормы
и правила, регламентирующие все
многообразие деятельности и условий, в
которых они осуществляются подрастающим
поколением
впервые обратила внимание на проблемы
психического здоровья детей и подростков
провела комплексные исследования,
позволившие установить количественную
зависимость между состоянием здоровья детей
и климато-экологическими, социальногигиеническими и внутришкольными
факторами, выявить особенности
формирования заболеваемости детей и
подростков.

21.

В советский период школьная гигиена как
наука и область практического
здравоохранения полностью переросла в
гигиену детей и подростков и стала изучать
все возрастные группы детского населения,
охваченные общественными формами
воспитания и обучения.
Окончательно гигиеной детей и подростков
она стала именоваться с 1954г.

22.

Первая в СССР кафедра школьной гигиены была
организована в 1929 году А.В.Мольковым на базе
медицинского факультета Московского
университета.
В Казахстане впервые санитарно-гигиенический
факультет был открыт в 1943 году при АлмаАтинском государственном медицинском
институте.
В 1948 году была сформирована кафедра
школьной гигиены под руководством к.м.н.,
доцента Смирнова В.А.

23. 3.Методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков

Методы оценки факторов окружающей среды
Методы исследования, с помощью которых можно
выявить влияние на организм факторов окружающей
среды

24. Методы оценки факторов окружающей среды:

санитарное описание (метод широко используется при
изучении условий жизни в учреждениях для детей и
подростков. По результатам углубленного санитарного
обследования разрабатывается план мероприятий по
устранению недостатков и их отрицательного влияния на
здоровье детей и подростков и санитарные условия жизни;
физические методы исследования характеризуют
температуру, влажность, скорость движения, электрическое
состояние воздуха, естественное и искусственное освещения
детских и подростковых учреждений;
химические методы используются при изучении химического
состава воздуха детских и подростковых учреждений
(определение СО2 и других газов)
микробиологические методы применяются в области гигиены
детей и подростков при изучении микрофлоры воздуха в
помещениях детских учреждений, бак.загрязнения рук детей,
наличия патогенных микроорганизмов на игрушках,
учебниках и т.п.

25. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

Основным методом в гигиене детей и подростков является
метод естественного гигиенического эксперимента.
Он ставит своей целью в натурных или лабораторных
условиях изучить влияние различных факторов
окружающей среды на организм человека, т.е. изучают
воздействия окружающей среды в условиях воспитания и обучения
детей. Этот метод позволяет в условиях обычной жизни
детского учреждения наблюдать взаимодействие между
организмом и изучаемым фактором, влияние последнего
на организм детей, изменять его количественно и
качественно, а затем правильно нормировать.
Эпидемиологический метод – совокупность методик
изучения состояния здоровья населения под влиянием
различных эндогенных (генетические, возрастные) или
экзогенных (социальных, природных) факторов.
Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье
коллектива или же населения города, района, области
путем анализа определенных учетных и отчетных
медицинских документов, проведения медицинских
осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с
последующим расчетом показателей, характеризующих
здоровье населения.

26. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

Санитарно-статистические методы изучения здоровья
населения основываются на данных официальных
документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии
здоровья населения. Санитарная статистика широко
использует разнообразные методы математического анализа.
Клинические методы исследования широко используют для
оценки состояния здоровья населения, подвергающегося
воздействию различных факторов окружающей среды. Они
имеют существенное значение в ГДиП, поскольку дают
представление о нормальном или патологическом состоянии
организма, а так же характеризуют динамические сдвиги в
состоянии организма в ту или иную сторону, для оценки
состояния здоровья детских коллективов.

27. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

физиологические методы дают возможность выявить
реакции растущего организма на воздействия
внешней среды, как природной, так и социальной
(при изучении влияния физической нагрузки
применяются методы исследования состояния ССС
(пульс, давление), мышечной силы и выносливости,
газообмен с определением энерготрат; при изучении
влияния различных метеоусловий применяется
исследование теплового состояния организма детей
(температура тела, кожи на различных участках,
потоотделение).
психологические методы исследования применяются
особенно при изучении состояния утомления детей;
одним из этих методов является применение
различных корректурных проб, а также учет
количества сделанных детьми и подростками
ошибок при диктанте или решении арифметических
задач до и после производимой умственной работы.

28. 4.Теоретические принципы гигиенического нормирования в гигиене детей и подростков.

Нормирование в гигиене детей и подростков -
это научно обоснованное определение тех параметров
(или той интенсивности) воздействующих на
организм факторов, которые оказывают
благоприятное или безвредное влияние.
Влияние разных факторов на организм детей и
подростков определяется путем изучения его
ответных реакций. Большинство исследований носит
характер естественного эксперимента.
Следовательно, задачей гигиены является создание
наиболее благоприятных условий (факторов) для
взаимодействия организма ребенка со средой путем
гигиенического нормирования факторов окружающей
среды и выработки у организма способностей
максимальной адаптации к различным
воздействиям.

29. С.М.Громбах сформулировал основные принципы нормирования в гигиене детей и подростков, которые сводятся к следующему:

1.Обязательной предпосылкой допустимости (нормы)
воздействия любого фактора внешней среды служит
функциональная готовность (зрелость) растущего
организма к этому воздействию.
2.В связи с этим нормы в гигиене детей и подростков
непостоянны. Они меняются на различных возрастных
этапах. Смена норм должна происходить неодновременно
для различных факторов.
3.Задача гигиенического нормирования заключается в том,
чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и
обеспечить благоприятное развитие детей и подростков.
Воздействие факторов среды сказывается на
функциональном состоянии растущего организма не
только в момент их действия, но может оказать влияние
на процесс развития, определяя в дальнейшем состояние
здоровья и уровень функций взрослого человека.

30. Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования:

специфичность норм. В связи с особенностями
чувствительности развивающегося организма к большинству
факторов среды (и потребностью в них) для детей и
подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие
нормы;
непостоянство (сменяемость)норм. В процессе возрастного
развития организм проходит ряд периодов, или стадий,
каждой из которых свойствен определенный, именно ей
присущий уровень чувствительности (потребности) к
воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении
роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они
сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном
интервале и по окончании его заменяются новыми
(гигиенические нормы меняются с возрастом);
развивающая, тренирующая направленность норм.
Гигиеническое нормирование должно создавать такие
условия, которые не только обеспечивают оптимальное
взаимодействие организма с окружающей средой и
оптимальное его состояние в настоящий момент, но и
способствуют наилучшему развитию;
дифференциация гигиенических норм с учетом пола и
состояния здоровья растущего организма.

Ф.Ф. Эрисман провел свою молодость в Швейцарии, служившей местом проведения первых двух конгрессов 1-ого интернационала: Женевского в 1866г. и Лозаннского в 1867 г. Вращался в кругу передовой революционной молодежи. Его жена, Н.П. Суслова, первая русская женщина- доктор медицины, состояла некоторое время членом русской секции 1-ого интернационала.

В одной из ранних работ Эрисмана, в учебнике «Профессиональная гигиена» 1877 г. содержится более 50 прямых и косвенных ссылок и указаний из 1 тома «Капитала» Маркса.

Не случайно этот труд не был переиздан, хотя получил высокую оценку современников, в частности Доброславина.

В этом труде Эрисман высказал идею изучении условий труда и быта фабрично-заводских рабочих, в последствии блестяще им осуществленную в виде санитарного обследования заводов и фабрик Московской губернии за 1879-1885 гг., заслужившего высокую оценку В.И. Ленина.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ШКОЛ Ф.Ф. ЭРИСМАНА И А.П. ДОБРОСЛАВИНА

В 2002 г. исполнилось 160 лет со дня рождения Алексия Петровича Доброславина и Федора Федоровича Эрисмана. Выдающихся ученых и общественных деятелей русской медицины, основоположников отечественной гигиены.

Несмотря на все различия этих двух ярких индивидуальностей, вряд ли можно считать простой случайностью совпадение их дат рождения, осень 1842 г. Близость этих дат говорит не только о том, что они сверстники, а о том, что они современники, деятели одной и той же эпохи, трудившиеся в одних и тех же исторических условиях, в один и тот же период.

Г.В. Хлопин писал об этом периоде, что если до1882 г. центр научной гигиены находился в Петербурге, в лице Доброславина, то с занятием Эрисманом кафедры гигиены в Московском университете этот центр постепенно переместился в Москву.

Не случайно Куркин, близкий друг и единомышленник великого русского врача-писателя А.П. Чехова, писал в своей автобиографии: «Родился в 1858г. за два года до Чехова», мастер санитарной и демографической статистики понимал исторический смысл такого совпадения.

Общность биографии двух гигиенистов заключается и в окончании их плодотворной деятельности. Доброславина на 47-м году жизни безвременно унес в могилу брюшной тиф, эндемический для царской столицы, Петербурга. Недаром Эрисман подсчитал, что одно улучшение канализации в Петербурге могло сохранить в год 8000 жизней. Главная водопроводная станция была открыта в Петербурге в 1863 г. Однако только в 1889 н. Были сооружены фильтры, а обеззараживание воды началось лишь в годы первой мировой войны.

Ф.Ф. Эрисмана в расцвете сил царское правительство насильно отстранило от работы в России, что явилось для него по существу гражданской смертью, несмотря на его энергичную и разностороннюю деятельность в последующие годы в Швейцарии; он сам ясно это сознавал и отмечал в своих письмах друзьям, оставшимся в России. Одна и та же историческая обстановка русской действительности оборвала кипучую и плодотворную деятельность первых русских гигиенистов, как оборвала она жизни Пушкина и Лермонтова.

Труды основоположников русской научной гигиены носят ярко выраженный характер; оба ученых придавали исключительное значение санитарно-статистическому методу, широко применяемого в своих исследованиях, пропагандировали в своих учебных руководствах.

И Доброславин, и Эрисман работали в передовых старейших учебных заведениях (МХА и МГУ), писали первые оригинальные русские учебники гигиены, отстаивали самостоятельное развитие гигиенической науки. Оба ведущих русских гигиениста были хорошо знакомы с постановкой вопроса гигиены за рубежом, работали в одно и то же время в лаборатории Петтенкофера и положительно оценивали деятельность этой передовой лаборатории по разработке методики разнообразных гигиенических исследований. Одна они ориентировались не на западноевропейские образцы, а исходили из условий русской действительности и опирались в своих трудах на изыскание отечественных ученых, создали самостоятельные прогрессивные научные школы. В этих школах получило развитие экспериментальное направление, широко популяризовались и применялись методы химии, физики, физиологии на базе специально созданных гигиенических лабораторий.

Будучи универсалистами в гигиене, с широким кругозором и большим научным размахом, представителями общей теоретической гигиены (каким был и Хлопин в первой четверти ХХ в.), они намечали пути дальнейшей дифференциации отраслей гигиенической науки: Доброславин - гигиены питания, военной гигиены, эпидемиологии; Эрисман - профессиональной гигиены, школьной, социальной гигиены и санитарной статистике. Сходными для них являются их практические начинания: оба они являлись инициаторами открытия первых в России санитарных станций. Занимавшихся преимущественно борьбой с фальсификацией продуктов питания, что в ту пору было исключительно важной и трудной задаче; в перечне их трудов имеются работы по питанию крестьянского населения особенно в голодные годы; оба они уделяли огромное внимание вопросам коммунального благоустройства, в первую очередь устройства водопроводов.

Оба они, как горячие патриоты, приняли участие в русско- турецкой войне 1877- 1878гг., проводили на фронте санитарные и противоэпидемические мероприятия.

Две первые гигиенические школы в России не вели борьбы и не противостояли друг другу. Им приходилось сотрудничать по общественным вопросам: например, на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей в полном согласии развивать идеи об унификации методов гигиенических исследований, быть избранными в комитет для подготовки конгресса по общественной гигиене.

В ряде работ Доброславина имеются ссылки на работы Эрисмана. Особенно интересными являются упоминания во 2 томе «Курса военной гигиены» о работе «нашего известного гигиениста доктора Эрисмана» на полях сражений по их дезинфекции, причем Доброславин с большой похвалой оценивает работу Эрисмана.

Оба виднейших русских гигиениста вынесли из военного опыта точку зрения на то, что основным объектом дезинфекции должны явиться не трупы на полях сражения, а госпиталя, где возникали эпидемические вспышки.

Наряду с экспериментальным методом Доброславин пропагандировал и применял санитарно- статистический метод; исключительно большое внимание уделял приложению и внедрению в жизнь гигиенических нормативов и результатов лабораторных исследований.

Однако, несмотря на общность взглядов и устремлений первых двух гигиенических школ в России, между деятельностью Эрисмана и Доброславина имелись значительные различия. Сущность их заключалась не только в том, что деятельности Эрисмана был неизменно присущ ярко выраженный общественный социально-гигиенический характер, что сделало Эрисмана особенно популярным, «властелином дум санитарных работников того времени», по выражению Сысина, а в трудах Доброславина и его школы более резко подчеркнута роль факторов внешней среды и санитарно-гигиенических мероприятий.

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!