Парадоксы российской истории. Слабость противников монгольской орды

Светлой памяти Александра Ивановича Дубровина,
председателя Союза Русского Народа

Парадоксы истории

История России с царствования Петра и до акта отречения последнего Русского Самодержца от Престола загадочна. Бесконечный ряд парадоксов и трудно объяснимых внутренних противоречий в политике правительства предстаёт перед нашим взором и вызывает недоумение. Русская история петербургского периода опрокидывает привычные схемы о классовых интересах и классовом антагонизме. Представления о том, что богатые и власть имущие сословия поддерживали тот строй, который давал им богатства, почёт и власть, а бедные и неимущие сословия боролись с Самодержавием - трещат по швам, как только прикасаешься к страницам русской истории.

Большевистским идеологам пришлось немало потрудиться над тем, чтобы научить нас видеть то, чего нет. Внедрение в наше сознание определенных догм, названных идеологами "научным материализмом", и привело к тому, что мы в экономических проблемах увидели причину всех исторических событий, борьбу бедных с богатыми приняли за аксиому и везде находим классовые противоречия. Но именно потому, что мы принимаем законы формальной логики материалистической доктрины как самоочевидные, нашему уму и непонятен ход русской истории. Отсюда столько вопросов и недоумений.

Тяжело дается та истина, что революция шла сверху, именно от владетельных и имущих классов. И что именно верхи проводили политику превращения Россом в социалистическое государство, способствуя распространению соответствующих идей в обществе. Точно и цинично сформулировал взгляд на технологию революции народоволец и террорист М.В.Новорусский (какая символичная для наших дней фамилия! - ред.) , который, оценивая смысл событий 1905 года, писал:

- Происшедшая революция далеко ещё не сказала своего последнего слова. И как ни внушительно было выступление на авансцену "самодержавного" пролетариата, историк не должен забывать, что строить баррикады и устилать улицы своими трупами - было всегда исконной привилегией четвёртого сословия всех народов. Этот наружный факт ещё ничего не говорит о внутренних пружинах. И когда речь идёт о революционных организациях, дальновидные люди никогда не забывают, что ни богатство духа, ни избыток героизма в них не могут сделать их деятельными, если иссякли питавшие их денежные ресурсы, и если остыло широкое сочувствие влиятельных общественных слоев." (М.Новорусский. Из размышлений в Шлиссельбурге. "Минувшие годы", №3, 1908, стр. 308).

Смысл проводимой правительственными кругами Российской Империи политики будет ясен, если мы учтем одну существенную деталь. Чиновничий класс формировался из людей, чье воспитание проходило в духе скепсиса к ценностям Православия. Для атеистов в христианстве остается только внешняя, земная сторона. Отсюда логичным представляется ход мыслей правящей элиты, роднящей ее с сектой интеллигентов: с отрицания Истин Церкви - до идей социализма.

Отрицали лишь насильственные формы перехода к этому земному раю, финалу человеческой истории. Но то, что он наступит непременно - в это уверовали в обществе чиновничьем и интеллигентском почти все. Уверовали и в "дух времени", и в "колесо истории", которое не повернешь, и в "общечеловеческую культуру", выше которой нет ничего на свете. Вместе с тем, Верховная власть в России имела дело с мощным выразителем Православия - народом, состоявшим преимущественно из крестьян и мещан. Оно было вынуждено считаться с этим фактом и прятать от народа свои взгляды. В этом надо видеть причину того, что правительство Российской Империи до самого последнего времени своего существования не имело своей разработанной идеологии и своих органов пропаганды. Масса недоуменных вопросов по этому поводу со стороны современников разрешается очень просто: правительство боялось обнаружить свои взгляды. Прикрываясь повторением формулы "Православие, Самодержавие, Народность" - оно на самом деле проводило политику прямо противоположную: утесняло церковную деятельность в общественной сфере, ограничивало власть Самодержца, унижало русское дворянство и отстраняло русских людей от власти. В области культуры и общественной сфере предпочтение со времен Петра оказывалось инородцам. Печать быстро стала еврейским предприятием и распространяла идеи межсословной внутринациональной вражды в среде русского общества. В результате - идеология гражданской бойни, революций была внедрена во все клеточки русского общественного сознания. Правую, монархическую, русскую национальную печать обвиняли (и обвиняют!) в разжигании межнациональной розни, имея в виду всегда то явление, что получило название антисемитизма, в то время как проповедь внутринациональной розни вполне одобрялась (и одобряется!). Не странно ли для проповедников гуманизма и демократии, которых и тогда, как и сейчас, было много, которые и тогда занимали ключевые позиции в правительственном аппарате России?

От принятия Царского Венца первым Романовым и царской подписи на клочке бумаги с текстом отречения от Престола шел период неуклонного отречения власти от русской национальной традиции, всеми корнями покоящейся на благодатной полноте учения Христова - Православии.

Но и в последний момент русской государственности у Царя был выбор, были миллионы людей, преданных Самодержавной власти. Представление о том, что сторонников такой власти у Царя не было, в корне неверно. Эти сторонники умело скрыты идеологами революции и демократии за вывеской "черносотенцы".

Правда, однако, заключается в том, что первые массовые беспорядки революции 1905 года начались с акта самоограничения власти Самодержавной - Царского Манифеста 17 октября, а развал страны и гражданская война - с акта подписания Царем отречения от престола. Пятнадцатимиллионная армия, верная до того долгу и присяге, громадное число служащих и простых людей в самый ответственный момент в истории России остались без венценосного Главы государства Российского.

Многие из них восприняли отречение Николая Второго с чувством глубокой горечи, увидев в нем акт измены священному началу всей русской жизни и государственности. Русский народ остался сиротой, он оказался разъединенным и униженным актом Самодержца.

Правящие круги Российской Империи усвоили для себя материалистический взгляд на мир. Заботы экономического характера возобладали над заботами о духовном просвещении народа и патриотическом воспитании. Промышленность страны в последние десятилетия набирала невиданные в мире темпы. Шел неуклонный рост благосостояния народа, всех его слоев... А всеобщее недовольство не прекращалось. И последовал крах государства в точке высшего экономического и военного могущества Державы.

То есть, весь ход событий был прямо обратен тому, чем он должен был- быть по учению всех революционных и демократических доктринеров с их материалистическим прагматизмом.

Большевики, начертав на своем знамени "материализм", меньше всего думали об экономическом процветании страны. Первые 10 лет они вполне сознательно разрушали доставшуюся им мощную русскую промышленность - точь-в-точь - как сегодняшние правители России и теми же методами. Затем создали миф об "отсталой Царской промышленности". И затем до самого последнего времени стали проводить политику угнетения народа во всех сферах его деятельности. Во главу угла своей политики они поставили идеологические догматы, которым подчинили вопросы внутренней жизни страны, причем экономические вопросы были подчинены идейным соображением - в прямое отрицание всей марксистско-ленинской догматики о производственной базе и идеологической надстройке. Идея явно превалировала над материей.

Правительство Царской России, провозгласив приоритет Духа, исповедовало материализм и проиграло. Большевики, следуя прагматическим идеям иудаизма, провозгласили материализм, исповедуя при этом махровый идеализм. Людей можно убедить в чём угодно, и они согласятся жить впроголодь в бараках и при этом петь песни "освобождённому труду". Из своих убогих коммунальных нор в зданиях казарменного типа их научат смотреть с ужасом на сытный, благодушный и процветающий царизм. Боясь сказать хоть одно критическое слово, они искренне будут повторять слова о деспотизме Царского режима. Изучая при этом тех, кто создал "шедевры мысли и слова" при том самом "деспотизме", что душил все проявления "свободной человеческой мысли".

Идеологический плен опасней физического рабства. Достаточно слово "рабство" заменить на слово "свобода" и выдвинуть лозунги, льстящие человеческому сознанию, вроде народоправства. Достаточно представить надсмотрщиков выходцами из народа, назвав их парторгами, главами администрации, мэрами, секретарями, - как люди сами себя будут гнать в общем стаде на убой. И именно идеологический туман закрывает и сегодня разумные перспективы русской жизни, не давая понять ни прошлого страны, ни настоящего. Современная литература по русской истории, даже - самая благожелательная, наполнена верой в "дух времени", "поступательный ход истории", "демократию" и прочие идеологические мифы.

В сталинском Советском Союзе было три подлинных культа:
культ знаний,
культ детей и
культ Красной армии.
А точнее, это были не культы, а четкая государственная политика. И такая – конструктивная, обращенная в устойчивое будущее общества политика выдерживалась даже во времена брежневщины, а стала рушиться лишь с приходом к власти Горбачева и Ельцина.
Не касаясь результатов разрушения двух первых «культов», остановимся на том факте, что уже добрую четверть века многие наши сограждане весьма настойчиво и упорно трудятся на ниве очернения и фальсификации истории Красной армии.
Причем особенно достается тому периоду, который связан с именами Сталина и Ворошилова. Обоих зачисляют в палачи РККА, якобы поднятой на ноги военными гениями типа Тухачевского, Якира, Уборевича, Корка и т.д. и якобы обезглавленной Сталиным в 1937–1938 годах. Сталина выставляют еще и бездарью, которая всю войну командовала не более талантливыми, чем он сам, «горе-полководцами», «завалившими немецкие окопы трупами». И если некогда даже советские мальчишки могли без труда с гордостью перечислить все «10 сталинских ударов» 1944 года, то сегодня о них вряд ли толком что-то знают даже молодые офицеры, не говоря уже о молодых солдатах.

На первый взгляд ситуация парадоксальна: в России гордятся Победой 1945 года, но при этом стал распространенным взгляд на творцов Победы как на тупых сталинских солдафонов, начиная от будто бы некомпетентных генералов и заканчивая рядовыми, которые якобы ненавидели Сталина. Увы, парадокс здесь кажущийся: уродливый взгляд оказывается закономерным результатом широких исторических инсинуаций.
Соответственно задача и долг всех патриотов России – дать о войне лишь правду, но правду, окрашенную не в цвет окопных экскрементов, а в цвет той алой крови, которая была пролита в боях за Победу и которую впитали в себя боевые знамена Красной армии. Но всегда ли имеем мы эту высокую правду – даже сегодня, после всех наших бездарных падений на ровном месте?
Тот, кто обвиняет Сталина в «обезглавливании» РККА перед войной, утверждает, что в результате репрессий якобы резко упали профессиональный уровень и опытность не только высших, но и старших, и средних, и чуть ли не младших офицеров! Якобы катастрофическое снижение их квалификации и обусловило-де бездарное начало войны.

Вариант этой «теории» – утверждения типа Марка Солонина: мол, независимо от репрессий уровень командиров РККА во всех командных звеньях был изначально невысок. Но сегодня благодаря усилиям внушительного авторского коллектива под эгидой Института военной истории МО РФ издана серия капитальных биографических справочников: «Командармы», «Комкоры» и «Комдивы», по состоянию с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. И даже у самых бессовестных вралей вряд ли повернется язык болтать о некомпетентности офицерского корпуса РККА перед войной и в начале войны в целом после изучения этих восьми строго изданных томов, где на черном фоне алеет красная звезда и серебром вытиснено заглавие…

Уже в начале войны страна располагала тысячами генералов и старших командиров, большинство из которых могли воевать достаточно умело. Они и воевали с первых дней войны достаточно умело. Причем многие будущие комдивы начинали воевать на должностях иногда батальонного уровня.

Многие, к 22 июня 1941 года прожившие кто 35, а кто и 50 лет, начинали еще в Первую мировую войну как рядовые, унтер-офицеры, прапорщики, а то и поручики. Затем, в Гражданскую, были взводными, ротными, батальонными командирами, а то и командирами полков. Затем – училища и военные школы, курсы усовершенствования командного состава, в том числе знаменитые курсы «Выстрел», служба на все возрастающих средних должностях помощников начальника штаба полка, дивизии, командиров батальонов, полков, начальников оперативных отделов корпусов и армий, учеба для многих – в Военной академии им. М.В. Фрунзе или других академиях. Кое для кого – до войны – последующее преподавание в академиях или училищах.

философии истории. Последняя развивается совокупными усилиями философов, стремящихся осмыслить жизнь человеческого общества (укажем, к примеру, на Аврелия Августина, а в более новое время - на Гегеля, Маркса, Ницше, Шпенглера), и некоторых историков, имеющих вкус к более общим построениям (Геродот, а из новых - Ф.Гизо, Р.Коллингвуд, А.Тойнби). Насколько интересными и плодотворными могут быть стремления историков осмыслить прошлое с более общих теоретических позиций, показывают примеры Т.Моммзена, Эд.Мейера и М.И.Ростовцева, привнесших в историографию концепции циклического развития, естественной смены эпох (в Европе - античности и нового времени) и конструктивного синтеза цивилизаций - Запада и Востока (у Ростовцева специально применитально к контактным зонам Причерноморья и Передней Азии - эллинства и иранства).

Наконец, еще один аспект творческого совершенства историка - художественное мастерство. Выше мы много уже говорили о том, сколь важное место в исторической работе, в реконструкции и интерпретации событий прошлого занимают фантазия, образ, эмоциональная реакция. Понятно, что оформление исторической работы, творимое посредством устного (лекция) или письменного слова (сочинение), невозможно без тщательной литературной или, как говорили в старину, риторической отделки. Ведь только надлежащее художественное изложение способно выразить и донести до слушателя или читателя тот сотворенный историком образ прошлого, без которого оно и не представимо и не постигаемо. Не случайно, что все крупные историки были замечательными мастерами слова - и Геродот, и Тацит, и Карамзин, и Ключевский, и Тарле. Знакомство с их трудами не только служит делу исторического образования, но и доставляет высочайшее эстетическое наслаждение. Конечно, нам теперь трудно судить о том, в какой степени эти корифеи исторической науки были на высоте также и как ораторы. Но, к счастью, нет недостатка и в современных приерах. Для людей моего поколения образцами высокого ученого красноречия навсегда останутся лекции профессоров Ленинградского университета Сергея Ивановича Ковалева и Семена Бенциановича Окуня. Разумеется, такой уровень ораторского мастерства, который демонстрировался этими выдающимися учеными, не каждому по плечу, но стремиться к совершенсту своей речи обязан всякий. Косноязычие, устное или письменное, - если и не грех, то все-таки огромный недостаток для историка.

Сказанного, нам кажется, достаточно, чтобы представить себе, сколь своеобразна и непроста наука истории и сколь разнообразны и прихотливы могут быть ее извивы, представляемые ею картины прошлого и суждения о бывших некогда событиях и деятелях. И все это

Он способен шокировать человека своей неожиданностью. Также за парадокс принято считать полуправду. А, по мнению Оскара Уайльда, парадокс вообще является самым лучшим достижением человека, ибо абсолютной правды в нашем мире и вовсе не существует. В парадоксальных событиях привычная для человека истина разрушается на глазах и зачастую подвергается высмеиваниям. Необычность парадоксальных высказываний, безусловно, привлекает к себе человеческое внимание. Различные науки наших времён нередко в качестве познавательного инструмента используют логику, которая иногда наталкивается на парадокс. Коснулось это и исторической науки. И на самом деле, встречаются чуть ли не на каждом шагу.

Причин для этого очень много. Сюда мы можем отнести и ошибки, сделанные писцами при переписи документов, и пропажу первоисточников, и не совсем достоверную передачу устной информации древних времён, и даже искажённую в угоду правителям официальную историю. Из-за этих и многих других причин и появлялись совершенно противоположные мнения, выдвигались теории альтернативной истории.

Парадоксы истории разных времён

Временной отрезок в человеческой истории до изобретения письменности назывался эпохой первобытного общества. Уже с этих времён можно отметить некоторые . Ведь никаких письменных источников, сохранившихся от современников первобытного общества, с этого периода остаться не могло.

Весь материал получался только с помощью археологии, этнологии, археоастрономии, палеонтологии, биологии, антропологии, палинологии, геологии. Даже все термины, например, «неандерталец», тоже можно назвать условными, а их определение является просто обычным предметом обсуждений.

Между эпохой первобытного общества и началом средних веков бытовал период Древнего мира. До нас дошли лишь некоторые сведения о проживавших в те времена народах: шумерах, финикийцах, скифах, ассирийцах, римлянах, индийцах, китайцах, египтянах, ацтеках, инках. У шумеров впервые появилась клинопись. Египет, Индия, Китай и Месопотамия выделятся среди стран Древнего мира в первую очередь.

Что касается истории Средних веков, то здесь мнения историков разделились. Одни называли концом Средних веков период падения Константинополя, другие историки считали открытие Америки концом Средних веков, а остальные вообще называли Реформацию 1517 года концом Средних веков. А ведь именно в конце Средних веков было изобретено книгопечатание, произошла битва при Павии, начиналась Английская революция, заканчивалась Тридцатилетняя война. Вот вам и ! После Средних веков последовал период Нового времени. Сам термин «Новое время» возник после деления научными сотрудниками истории на 3 части: древняя, средняя и новая история. Хотя смысл термина остался условным. Ведь лишь некоторые народы одновременно вступали в этот период.

Окончание периода Нового времени тоже определено не точно. Советская история утверждает, что этот период был завершён в 1917 году, а историки наших времён настаивают на том, что Новое время подошло к завершению после Первой мировой войны. Период Новейшего времени начался в 1918 году и длится до сих пор. В этот исторический период происходит много военных конфликтов, развивается и прекращает развиваться СССР, открываются различные научные изобретения. А количество населения растёт до семи миллиардов…

"ТАК ПРИХОДИТ МИРСКАЯ СЛАВА!"

Многим знакомо выражение « Богат, как Крез » и « Слава Герострата ».
Какие же события предшествовали их появлению?
Давно это было, много столетий назад. Захотел как-то Андрокл, сын афинского царя Кодра, стать самостоятельным и жить в собственном городе. Согласился Кодр с сыном, но послал его за советом к Дельфийскому оракулу, авторитет у которого был непререкаемый: что он скажет, то и выполнить следует, исходя из его предсказаний. А гадали в то время специально обученные жрицы на внутренностях животных, по полёту птиц, по листьям священных деревьев, по ударам молнии. И указывало гадание, что город надо построить там, где найдёт он огонь, рыбу и кабана.Призадумался Андрокл,но собрал свою команду, сели они на корабль и поплыли по Эгейскому морю на поиски «знаков».Плыли они, плыли и увидели красивую и живописную бухту, а на берегу огонь: то местные рыбаки готовили себе ужин из рыбы. Пристал корабль к берегу, подошли они к костру рыбаков, а тут вдруг от искры от костра загорелся куст, а из-под него выскочил испуганный кабан.Все приметы совпали: огонь, рыба, кабан! Боги послали им благословение! "Вот где они будут строить город ",- решили они. Но здесь жило воинственное племя женщин- амазонок. Пришлось с ними заключить мир и многие амазонки вышли замуж за поселенцев-греков. В одну из них, Эфесию, влюбился молодой Андрокл и назвал город в честь своей возлюбленной- Эфесом.
Так возник в Ионии новый греческий полис, расположенный в Малой Азии.
Покровительницей его стала богиня Артемида,покровительница животных,домашних и диких,
исцеляющая от болезни,дающая счастья в браке. В честь
богини-девственницы построили эфесцы храм – храм Артемиды Эфесской.

Красивая и драматическая была судьба и у города, и у храма. Ни один раз они были разрушены захватчиками: киммерийцами, персами, готами.Но эфесцы восстанавливали и свой город,и святилище своей покровительницы- богини Артемиды.
Некоторые жители Эфеса принесли ему мировую славу. Знаменит он своими мыслителями, учёными, врачами, историками:Каллин, Анаксимандр, Гиппонакс, Гераклит, Зенодот Эфесский, Саран Эфесский, Гиппократ, здесь писал свою «Историю» Геродот, Фалес Эфесский.

Город известен с давних времён, но наибольший расцвет и пышность он приобрёл в годы правления лидийского
царя Креза, о богатстве которого ходили легенды,и именно его огромное состояние нашло выражение в поговорке « Богат, как Крез».Завоевал Крез город в 56О г. до н.э. Огромные деньги вкладывались в строительство города, в архитектуре
которого господствовал ионический стиль, но было и влияние восточной культуры.
Поэтому и храм Артемиды строили по канонам ионического ордена, на возвышении.На возведение святилища Крез, царь Лидии,
вкладывал свои личные средства.Строили храм сто двадцать лет
и его великолепием гордись не только эфесцы, но и весь греческий мир.
Но летом 356 г. до н.э. храм постигла печальная участь - он был сожжён.
Кто же был этот человек, посягнувший на святыню греков?

Жил в городе Эфесе молодой торговец рыбой и зеленью Герострат.Ел по утрам ячменные лепешку, сворачивая трубочкой, обмакивал её в соус, руками ел жареное мясо или рыбу, заканчивал трапезу виноградом или овощами. На работу свою, на базар, шёл он в льяном хитоне или, если было очень жарко, носил набедренную повязку. Ходил босиком, наголо бритый, и невесело смотрел по сторонам: морской порт, каким был Эфес, жил торговлей, здесь сходились морские и сухопутные караваны. Здесь были расположены богатые банки. В них можно было получить долгосрочный кредит за невысокие проценты. Город имел свою монету с изображением пчелы.Среди банкиров были и знаменитые: прославился в Ионии банкир Гермиос, бывших раб. Первые банкиры в Греции были рабами, поскольку среди аристократов банковское дело считалось непристойным занятием,.
Гермиос дружил с Платоном и Аристотелем во время учёбы в Афинах, куда его направил учиться его бывший владелец, который увидел его способности и смекалку. Таких способностей у Герострата не обнаруживалось и он всем был недоволен: вот навстречу идёт аристократка, в красивой, почти воздушной тунике, в разноцветных кожаных сандалиях с жемчугом и золотыми украшениями на шее.На него внимание не обращает: босой, в простом хитоне, пусть даже и с каймой, но- босой, что выдавало его социальный статус.А он – молодой, красивый, и он всем ещё покажет: есть у него одна задумка, что сделает его знаменитым, покроет славой. А пока идет он улице мимо гимнасий, мимо театра, откуда доносятся звуки флейты и хорового пения. Раздражают его и танцующие жрицы, идущие к храму Артемиды. И сам Храм - величественное здание, построенное архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном. «Храм строился долго, 12о лет, а какие средства на него истрачены за эти годы? Вот мне бы хоть немного из них бы досталось!»- думал молодой торговец.- И строили его знаменитые архитекторы, тоже богатые граждане.»
И ещё он был недоволен тем, что после своей монетной реформы Крез заменил электроны, состоящие из золота и серебра, на чисто золотые и серебряные монеты, и разные они: одни весят 872 грамма, тяжёлые; другие, лёгкие, весят вдвое легче, но всё равно руки к вечеру устают «.И сколько я за день тех монет заработаю? А банки всё гребут и гребут денежки, зарабатывают на проценты от кредитов.Нет в жизни справедливости, нет! Но ничего, вы ещё узнаете меня, услышите обо мне!»- успокаивал себя Герострат. Никак не мог он смирится с мыслью, что он не владеет ни ораторским искусством, не может он принимать участия в философских спорах, не может быть значимым и известным, нет больших денег. Не знал он, что на вопрос Креза, заданный им Солону о соотношении богатства и счастья, тот ответил: »Никого нельзя считать счастливым прежде его смерти».
А Солон знал,о чём он говорит: сам был выходцем из купечества и занимался торговлей, он знал цену и богатства, и счастья, потому что был мудрым и великим реформатором.
Строительство храма Крез доверил известному архитектору - Херсифрону, а после его смерти заменил его сын -Метаген.Величественным и красивым был тот храм Артемиды Эфесской- был он гордостью не только жителей Эфеса, но и всей Ионии и Греции. И это величие и слава храма не давало покоя Герострату. И ночью 27 июля 356 г. до н.э., взяв кувшин со смолой, пошёл он к храму Артемиды. Он зашёл во внутрь святилища, зажёг факел со смолой и – поджёг храм. Так было совершено это преступление ради честолюбия, ради славы.
Так что можно считать Герострата первым и самым знаменитым пиарщиком в древнем мире.
Его схватили, состоялся суд и было принято неожиданное решение: казнить, предав его имя забвению. Но вот забвения и не получилось: несколько десятков лет, по преданию, специальные глашатаи ходили, объявляя приказ:» Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжёгшего из честолюбия храм богини Артемиды!».Почти анекдот:» Забудьте человека по имени Герострат, который поджёг храм Артемиды!»
Но история полна парадоксов: многие столетия и многим людям не дают покоя « лавры Герострата»: добиться известности, привлечь внимание любыми средствами, пусть даже преступными.
А что храм Артемиды и Эфес, какая их ждала слава?
Александр Македонский, это имя знают многие, победив персов, решил заново построить святилище Артемиды в Эфесе и он поручает своему архитектору Хейрократу, который в 333 г. до н.э.на основе старого плана Херсифрона, стал восстанавливать храм. Его украшением занимались знаменитые ваятели: Скопас и Пракситель. Они украсили храм своими прекрасными скульптурами. На этот раз строительство длилось несколько лет.Благодарные эфесцы заказали знаменитому художнику Аппелесу картину, изображающую Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу.
Страбон писал:»После того, как некий Герострат сжёг храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собра для этого женские украшения, пожертвовав своё собственное имущество
и продав колонны прежнего храма».
Этот храм Артемиды Эфесской назвали одним из « семи чудес света».
Но и он бал разграблен готами в 263 году.

Но и на этом не закончилась история Эфеса и храма Артемиды: около 346 г. последний император единой Римской империи
Феодосий 1 Великий, борясь с языческими культами, издал указы, запрещающие поклонение языческим богам и посещение языческих
храмов и храм Артемиды был закрыт. Потом на том месте
построили церковь, но спустя годы и она пришла в негодность.
Но были и другие указы Феодосия первого, неожиданные, по меньшей мере, варварскими по сути: запретить изучение математики, как связанной с колдовством и магией, ограничить проведение Олимпийских игр. И в 395 году прекратились празднования Олимпийских игр. Здравый смысл изменял даже знаменитым грекам.
Таковы парадоксы истории.
Действительно: « Siс transit Gloria mundi !»

Историческая справка:

Эфес – один из 12 городов ионической Греции, возникший в 7 в. э н.э., полис на побережье Эгейского моря, в Малой Азии, на территории современной Турции.

Кодр- афинский царь, 1О98-1О68 гг. до н.э.

Андрокл- сын афинского царя Кодра.

Каллин- древнейший элегический поэт, первая половина 7 в. до н.э.

Гиппонакс – греческий сатирик – ямбограф, жил ок.53О г до н.э.

Гераклит – знаменитый древнегреческий философ, основатель первоначальной формы диалектики, 544-483 гг. до н.э., патриарх греческой философии, прозванный «тёмным» и « плачущим» мыслителем.

Анаксимандр – древнегреческий философ, ввёл понятие « закон», приписывается создание одной из первых формулировок закона сохранения материи, 61О-546 гг. до н.э.

Паррасий – живописец, вторая пол. пятого века до н.э.

Зеннон Эфесский – филолог, ок 325- ок.26О гг. до н.э.

Соран Эфесский - врач, род.ок.98 – ок.138 гг. до н.э.

Геродот Геликарнасский, « отец истории», 484-425 огг. до н.э.

Гиппократ- « отец медицины», врач, ок.46О-373-356 гг. до н.э.

Крез- последний царь Лидии, страны в Малой Азии, 595-546 гг. до н.э.

Солон- афинский политик, реформатор, элегический поэт, один из «семи мудрецов», ок. 64О -558 г. до н.э.

Хейрократ- Александра Дейнократ, греческий архитектор, по приказу А.Македонского восстановил храм Артемиды в Эфесе.

Херсифрон –древнегреческий зодчий, в 55о г. до н.э.
Начал строительство храма Артемиде в Эфесе

Александр Македонский- великий полководец и завоеватель,356-323 гг. до н.э.

Платон – древнегреческий философ, ученик Сократа,428-424 –
348-347 гг. до н.э.

Скопас – древнегреческий скульптор, ок.395-35О гг.. до н.э., жил в Эфесе.

Пракситель- древнегреческий скульптор, ок.39О- ок 336 г. до н.э.

Страбон- древнегреческий историк и географ, ок.64-63 –ок.28-24 гг. н.э.

Феодосий 1 Великий – последний император единой Римской империи,
346-395 гг. до н.э.