Рассказ об одном из поэтов фронтовиков. Знаменитые писатели-фронтовики

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Поэты – фронтовики – это блестящая плеяда талантливых поэтов фронтового поколения. Война была для них, вчерашних школьников и студентов, крутым и досрочным началом "взрослой" жизни. В эти свинцовые годы сформировался их талант, определился характер творчества. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Каждое стихотворение как моментальный снимок застигнутой врасплох войны. Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Еще не может быть и нет. А. Т. Твардовский

3 слайд

Описание слайда:

Константин Симонов Константин Симонов (1915-1979) - поэт, писатель, драматург. В первые дни войны ушел на фронт военным корреспондентом. Не понаслышке писал о великих сражениях войны - Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Берлин. Его военные стихи знала наизусть вся страна: «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» и другие.

4 слайд

Описание слайда:

Александр Твардовский Во время Великой Отечественной войны А. Твардовский (1910-1971) работал военным корреспондентом во фронтовых газетах. Публиковал в них стихи и очерки. В рядах армии он изведал и горечь долгого отступления, и дорого доставшееся торжество наступления и победы. Поэму «Василий Теркин» Твардовский писал в походе, отрывки печатались во фронтовых газетах. «Книга про бойца» получила всенародное признание.

5 слайд

Описание слайда:

Давид Самойлов Давид Самойлов (1920-1990) – поэт фронтового поколения. В первые дни войны, как и многие его сверстники, со студенческой скамьи ушел добровольцем в армию. Воевал пулеметчиком на Волховском фронте, был тяжело ранен при прорыве блокады Ленинграда. Затем до конца войны служил в разведке. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях, хотя написано оно не во время войны.

6 слайд

Описание слайда:

Алексей Фатьянов Войну Алексей Фатьянов встретил, проходя военную службу на Орловщине, в составе Окружного ансамбля Орловского военного округа, где он был и режиссёром-постановщиком, и артистом, и корреспондентом. При прорыве ансамбля из вражеского кольца рядовой Фатьянов получил первое ранение. А в сентябре 1944 года он оказался в действующей армии, став корреспондентом газеты 6-й гвардейской танковой армии. Рядовой Фатьянов участвует в освобождении Румынии и Чехословакии. За мужество и героизм Фатьянов был награждён медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды за службу в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Балтийского флота, медалью «За Победу над Германией».

7 слайд

Описание слайда:

Евгений Винокуров «Окончание моего детства совпадает с началом войны. Часть школ было отдано под госпитали. Занятия начинались в 11 часов вечера. В сущности, учебы не было. Не окончив 10-го класса в 1943 г. я ушел в офицерское артиллерийское училище. Осенью того же года я уже принял артиллерийский взвод, а мне не исполнилось и восемнадцати лет. Весной 1944г. полк отбыл на 4-й Украинский фронт. Войну закончил в Польше. Стихи начал писать на фронте». (Из автобиографии)

8 слайд

Описание слайда:

Сергей Орлов В 1941 году С.Орлов ушел добровольцем в действующую армию. Сначала служил в истребительном батальоне, затем в танковых частях. Окончил танковое училище. В качестве командира танка, а затем командира взвода тяжелых танков воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Был тяжело ранен, горел в танке. Награжден орденом Отечественной войны II степени. Стихи писал на фронте, в его карманах были пропахшие гарью записные книжки.

9 слайд

Описание слайда:

Константин Ваншенкин В 1942 г. К. Ваншенкин из 10-го класса ушел в армию. Служил главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на 2-м и 3-м Украинских фронтах. Это было суровое время. Демобилизовался он в конце 1946 г. в звании гвардии сержанта.

10 слайд

Описание слайда:

Юлия Друнина Сразу же после окончания школы, в первые дни войны Ю. Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором (медсестрой) в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной Звезды и медалью «За Отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению. Печататься начала в конце войны во фронтовых газетах.

11 слайд

Описание слайда:

Ольга Берггольц Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) во время войны пережила все 900 дней блокады Ленинграда, вела на радио передачи, своим словом призывая земляков к мужеству.

12 слайд

Описание слайда:

Муса Джалиль Муса Джалиль (1906-1944)- татарский поэт. В первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942 г. на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944г. казнен. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

13 слайд

Описание слайда:

Борис Слуцкий С начала войны Б. Слуцкий в действующей армии - воевал в разведке, был политработником на Западном, Юго-Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах, в Белоруссии, под Москвой, на Украине, в Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии. Был тяжело ранен и контужен. Впервые стихи Слуцкого были опубликованы в подборке «Стихи студентов Москвы» в 1941г. в мартовской книжке журнала «Октябрь». Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, болгарским орденом «За храбрость».

14 слайд

Описание слайда:

Семен Гудзенко Семён Петрович Гудзенко (1922-1953) в 1941 г. добровольцем ушёл на фронт. Рядовым бойцом отряда лыжников участвовал в боях под Москвой, партизанил в тылу врага. Зимой 1942 г. был тяжело ранен. После госпиталя до конца войны служил во фронтовых редакциях. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизан Отечественной войны». После окончания Второй мировой войны работал корреспондентом в военной газете.

15 слайд

Описание слайда:

Булат Окуджава В 1942 г. девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. Участвовал в обороне Крыма. После войны окончил филологический факультет Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в школах Калуги и Калужской области, сотрудничал в областных газетах. Окуджаве принадлежат романы: «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», много повестей и рассказов посвящены войне. Один из лучших фильмов о войне «Женя, Женечка и Катюша» был создан по сценарию Окуджавы.

Великая Отечественная война стала одной из самых освящаемых тем русской литературы. Многие авторы военных произведений знали о ней не понаслышке. Писатели-фронтовики это целое поколение истинных патриотов страны, которые опираются в своих книгах на реальные события, зачастую собственный фронтовой опыт.

Писатель родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, в образованной еврейской семье. В юности учился в Московском университете на физико-математическом факультете. Потом работал инженером-химиком в Макеевке, а также научным сотрудником в донецкой лаборатории. Позже решил заняться литературной деятельностью.

С начала войны Василий Семенович отправился на фронт, и там стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Красная звезда». Гроссман находился в Сталинграде во время известной на весь мир битвы. За свое мужество в боях был награжден орденом Красного знамени.

Самым знаменитым произведением писателя стал роман «Жизнь и судьба», посвященный его погибшей в ходе уничтожения еврейского населения матери. Произведение было конфисковано КГБ, но чудом уцелело на микрофильме, вывезенном из страны, и было опубликовано только в 1980 г. Также известны такие его книги, как «Народ бессмертен», «Годы войны», «Глюкауф», «Два рассказа», «Направление главного удара», «Сталинградская быль», «Осенняя буря», «Степан Кольчугин».

Поэтесса родилась 10 мая 1924 года. Ее отец был учителем истории, а мать – работала в библиотеке. С самого детства Юлия решила, что станет литератором. Ее стихотворение «Мы вместе за партой сидели...» было напечатано в газете.

С началом войны Юлия Друнина отправилась на фронт добровольцем. Летом 1941 года находилась на строительстве оборонительных сооружений возле Можайска. Но ее отряд потерялся, и им пришлось выходить из окружения около двух недель по тылам противника. Это страшное событие стало основной для одного из самых известных ее стихотворений.

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперёд.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шёл на пулемёт.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

В 1942 году она уезжает в Хабаровск, где становится курсантом Школы младших авиационных специалистов. Потом ее отправляют в санитарное управление, на Второй белорусский фронт. Получила ранение, была отправлена в госпиталь. После этого, несмотря на присвоенную инвалидность, воевала в Псковской области, затем Прибалтике. Была награждена орденом Красной звезды и медалью за отвагу.

После войны Юлия училась в Литературном институте, в 1947 году ее приняли в Союз писателей. Самые известные произведения Юлии Друниной – «А люблю я, как любят поэты...», «Не бывает любви несчастливой», «Мы обетам верны», «В солдатской шинели». Многие стихи поэтессы легли в основу песен известных композиторов.

Этот украинский поэт родился в Киеве в 1922 году. Он был сыном инженера и учительницы. В 1939 году уехал в Москву и поступил в вуз.

Сразу после объявления войны отправился на фронт добровольцем. В 1942 году получил тяжелое ранение, после выздоровления стал работать корреспондентом в газете «Суворовский натиск». В 1945 году получил орден Отечественной войны второй степени. Получил ордена Красной звезды, медаль «За оборону Москвы». Самые известные произведения поэта: «Однополчане», «Битва», «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон». «Поездка в Туву».

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв -
и умирает друг.
И значит - смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним
идет охота.
Будь проклят
сорок первый год -
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв -
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей
я кровь чужую.

Этот русский поэт родился в 1923 году в Подмосковье. Его отец был экономистом, а мать преподавала немецкий язык.

С первых дней войны отправился защищать Родину. Участвовал в боях на Ленинградском фронте. Был в составе первого батальона стрелкового полка 189 стрелковой дивизии. В 1943 году получил контузию, после этого был демобилизован.

Литература становится его призванием в юношеском возрасте. Но лучшими считаются его послевоенные произведения, в частности, сборник стихотворений «Дорога далека». Поэт был награжден Государственной премией СССР, а также премией Важа Пшавелы. В 1994 году в Белом доме ему вручил награду Билл Клинтон.

Поэтические сборники поэта, изданные при его жизни:

  • Возвращение;
  • Подкова;
  • Ветровое стекло;
  • Ладожский лед.

В 1992 году эмигрировал в США, в штат Орегон, потом переехал в Нью-Йорк. Александр Петрович был родственником скульптора Эрнста Неизвестного.

Известный поэт родился в Вологодской области, в селе Мегра. Стремление заниматься литературой появилось к него в детстве, он начал писать стихи. О молодом таланте одобрительно отзывался Корней Чуковский.

После начала Великой Отечественной войны отправляется на фронт добровольцем. Потом учится в танковом училище в Челябинске. В бою с немцами в 1944 году Орлов чуть не погиб. Он горел в танке заживо, но успел спастись. В итоге всю жизнь ему пришлось маскировать на лице следы от ожогов.

Получил Орден Октябрьской революции, орден трудового Красного знамени, медаль за оборону Ленинграда. Самые известные сборники стихов – это «Фронт» и «Третья скорость», «Лирика», «Страница». Сергей Орлов – автор знаменитых строк «Его зарыли в шар земной...»

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

Внук поэта и сейчас живет в Москве, он депутат Московской городской думы. В городе Белозерске есть музей поэта Орлова. Этот музей открыт для всех посетителей, любителей русской истории и почитателей литературы.

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

На великую народную беду наряду с воинами, рабочими, инженерами, крестьянами, студентами сразу откликнулись представители творческой интеллигенции. Поэты, писатели, художники, артисты почувствовали себя признанными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

В поэзии с первых дней войны (да и накануне, пророчески предчувствуя беду) прежде всего проявила себя лирика. В военное время она стала явлением уникальным. Ее невозможно было разделить на гражданскую, интимную, философскую и т.д. Все эти мотивы в ней органически сочетались в передаче переживаний человека, вызванных грозными событиями. Можно лишь выделить три основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага) и лироэпические (баллада, поэма).
Поэты писали и о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах; о женщинах и детях на фронте, о партизанах, передавали трагедию семей, оставшихся без кормильцев, без мужей и сыновей, а порою и без крыши над головой. В стихах той поры создавался образ Родины как всей страны, распростершейся от края и до края, либо своего родного города, села, то есть малой родины. Картины родной природы в поэзии соседствовали с картинами боев (как, например, в известном стихотворении М. Дудина «Соловьи») и тем самым усиливали патриотическое и лирическое начало произведения. В лирике также раскрывались сознание человека, в ратном подвиге непосредственно защищающего Отечество, или подвиг труженика, в глубоком тылу приближающего Победу.
Великая Отечественная война вызвала творческий подъем самых разных поэтов - и признанных лириков, начинавших писать еще в предреволюционные годы (А. Ахматова), и пришедших в литературу в 20-30-е годы (Н. Тихонов, А. Сурков, А. Твардовский, Я. Смеляков, М. Алигер, Н. Ушаков, И. Сельвинский, О. Берггольц, П. Антокольский, М. Исаковский, К. Симонов, А. Тарковский и др.), и молодых фронтовиков, из которых на фронте и в послевоенные годы сформировалось новое поколение поэтов (С. Гудзенко, М. Дудин, М. Луконин, С. Наровчатов, В. Тушнова, А. Недогонов, П. Шубин, Н. Старшинов, А. Межиров, Ю. Друнина, С. Орлов, А. Фатьянов, Д. Самойлов, М. Львов, Е. Винокуров, Э. Асадов, М. Соболь, В. Жуков, В. Кочетков, Н. Панченко, А. Балин, Б. Окуджава, К. Ваншенкин и др.). Одни из них пришли в армию фронтовыми корреспондентами, другие служили рядовыми бойцами и офицерами. Многие военные стихи становились популярными песнями, которые исполняются и сегодня.
Уже в первые часы войны В. Лебедев-Кумач создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку композитором А. Александровым. В песне отразился единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Пламенным призывом, обращенным ко всей стране, начинается это стихотворение: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Простые, не витиеватые слова легко запоминались каждому. Не случайно эта песня стала наиболее популярной в тяжелые годы Великой Отечественной войны, она торжественно и патетично звучала, когда с Октябрьского парада 1941 года на Красной площади бойцов провожали на фронт, действительно «на смертный бой».

Сороковые, роковые, военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало — война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России, а мы такие молодые!

Семен Гудзенко

Мое поколение


Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и юность. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
1942

А.Т. Твардовский

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Когда путем войны пройдешь,
Еще поймешь порой,
Как хлеб хорош
И как хорош
Глоток воды сырой.
Когда пройдешь таким путем
Не день, не два, солдат,
Еще поймешь,
Как дорог дом,
Как отчий угол свят.
Когда - науку всех наук -
В бою постигнешь бой,-
Еще поймешь,
Как дорог друг,
Как дорог каждый свой -
И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить.
Они в тебе,
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.
Таким, с которым, коль дружить
И дружбы не терять,
Как говорится,
Можно жить
И можно умирать.

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал

Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

1943

КЕЖУН Б. А.

ВАСИЛЬКИ

Под огнём, на берегу реки,
Залегли усталые стрелки.
Золотая рожь сверкала рядом,
А во ржи синели васильки.

И бойцы, уже не слыша гуда
И не ощущая духоты,
Словно на невиданное чудо,
Радостно смотрели на цветы.

Синевой небесной, нестерпимой
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков,
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков.

Раиса Троянкер.

САМОМУ РОДНОМУ

Я не знаю, какого цвета
У тебя, дорогой, глаза.
Мне, наверно, тебя не встретить,
Ничего тебе не сказать.

Правда, знать бы хотелось очень
Кто ты: техник, стрелок, связист,
Может, ты быстрокрылый лётчик,
Может быть, ты морской радист?

Хорошо, если б эту записку -
Сухопутье или вода
Принесли к тебе, самому близкому,
Неразлучному навсегда.

Я не знаю, как это было:
Светлый госпиталь, лампы, ночь…
Врач сказал: «Иссякают силы,
Только кровь ему может помочь…»

И её принесли - дорогую,
Всемогущую, как любовь,
Утром взятую, нолевую,
Для тебя мною данную кровь.

И она потекла по жилам
И спасла тебя, золотой,
Пуля вражеская бессильна
Перед силой любви такой.

Стали алыми бледные губы,
Что хотели б назвать меня…
Кто я? Донор, товарищ Люба,
Очень много таких, как я.

Пусть я даже и не узнаю,
Как зовут тебя, дорогой,
Всё равно я тебе родная,
Всё равно - я всегда с тобой.

Константин Симонов

ЖДИ МЕНЯ

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941

Юлия Друнина

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943

НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА

Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо
Врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.

Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.

Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Булат Окуджава

Леонид Хаустов (1920 - 1980)

Солнце Победы

* * *

Утро девятого мая
В том, сорок пятом году.
Солнце, туманы сжигая,
Встало у нас на виду.

Шло оно в дальние дали,
В каждое глянув окно.
В каждой солдатской медали
Жарко сверкнуло оно.

Что же оно озарило? —
Рваные раны земли,
Братские наши могилы,
Горе у каждой семьи,

Битый кирпич над золою
Рядом с овином пустым…
Рад я, что помнить такое
Вам не дано, молодым.

Щедрые ваши рассветы,
Гордой любви торжество —
Всё это солнце Победы,
Всё это отблеск его!

Май 1972 года

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе

(1 час 20 мин.)

Пресс-конференция «Поэзия подвига»

(Поэзия Великой Отечественной войны)

Цель внеклассного мероприятия: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны, познакомить с творчеством поэтов-фронтовиков.

Задачи:

Образовательные: знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков; совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений о войне.

Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, творческих способностей обучающихся; формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге; развитие различных операций мышления и видов памяти.

Воспитательные: воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории Отечества; формирование высоконравственной гражданской позиции.

Форма проведения: пресс-конференция.

Предварительная подготовка к мероприятию : учитель рекомендует обучающимся литературу для домашнего чтения, предлагает познакомиться с творчеством одного из поэтов, выучить наизусть стихотворение; обучающиеся распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку, оформляют зал, выпускают газеты, готовят обзор книг о Великой Отечественной войне.

Оборудование урока: презентация, эпиграф А.Т.Твардовского, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, газеты, записи песен военных лет.

ТСО: компьютер, подключенный к системе Интернет, интерактивная доска, проектор, музыкальный центр.

Методы и приемы:

по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия: проектная работа, групповая работа, самостоятельная работа, беседа.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Обучающиеся занимают определенные места: за центральным столом сидят ведущие (2 уч.), «корреспондент» (1 уч.), «фотокорреспондент» (1 уч.) и «журналисты» (2 уч.); за первым столом - «литераторы» (4 уч.); за вторым – «исследователи» (3 уч.) творчества молодых поэтов, погибших во время войны; стол № 3 – чтецы (5 уч.); стол №4 – художники и оформители (2 уч.), «библиотекари»
(2 уч.).

Контроль за пресс-конференцией осуществляет учитель.

II. Введение.

Учитель объявляет тему мероприятия.

Эпиграф (написан на плакате):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

(А.Т.Твардовский)

1. Презентация темы, целей и задач пресс-конференции (Презентация, слайды № 1, 2).

2. Тихо звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война» (Приложение № 1), затем громче… (Презентация, слайды № 3, 4, 5, 6, 7, 8). После припева музыка смолкает. Говорят ведущие.

Ведущий 1.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в памяти людей навечно останутся события военной поры.

Ведущий 2.

Священная российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги на Курской дуге, под Москвой и в Ленинграде, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа».

Ведущий 1.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

3. Продолжает звучать песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий 2.

Эта песня заставляет вспомнить, что война – страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.

III. Вопросы, задаваемые корреспондентом «литераторам» о поэзии Великой Отечественной войны.

1 . Сколько поэтов и писателей было на фронте? Назовите их имена. (Свыше 2-х тысяч писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.

Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Аркадий Гайдар, Юрий Крымов, Иосиф Уткин, а также молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров).

2. Какую роль играла в те суровые годы поэзия? (Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

Поэзия военных лет говорила правду о происходящем на фронте. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания, помогала людям жить).

3. О каких поэтах-фронтовиках вы подготовили краткие выступления? (Презентация, слайд № 9). Какие стихи о войне взволновали вас?

а) Краткие выступления «литераторов» (не более 3-х минут) о жизни и творчестве К.Симонова, С.Орлова, Д.Самойлова, А.Суркова (Презентация, слайды № 10, 11, 12, 13, 14).

б) Чтение стихотворений этих поэтов.

Константин Симонов

"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Константин Симонов.

Всемирная библиотека поэзии.

Ростов-на-Дону, "Феникс", 1998.

http://rupoem.ru/simonov/ty-pomnish-alesha.aspx

Константин Симонов

"Жди меня"

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Русские поэты. Антология в четырех томах.

Москва: Детская литература, 1968.

http://rupoem.ru/simonov/zhdi-menya-i.aspx

Сергей Орлов

"Его зарыли в шар земной"

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Строфы века. Антология русской поэзии.

Сост. Е.Евтушенко.

Минск, Москва: Полифакт, 1995.

Давид Самойлов

"СОРОКОВЫЕ"

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

http://lit.peoples.ru/poetry/david_samoilov/poem_13506.shtml

Александр Твардовский

"Василий Теркин: 7. О награде" (отрывок)

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще?- Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришел с войны.

http://rupoem.ru/tvardovskij/net-rebyata-ya.aspx

Алексей Сурков

"Бьется в тесной печурке огонь"

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

в) Прослушивание аудиозаписи песни «В землянке» , слова А.Суркова, музыка К.Листова (Приложение № 2).

IV. Вопросы, задаваемые корреспондентом «исследователям» творчества молодых поэтов, погибших во время войны.

1. Какая тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии? (Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите.

Герои поэзии военных лет – это воины-освободители, простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашизмом).

2. В каком стихотворении бойцы клянутся отомстить врагам и присягают Отчизне победой? Кто его автор? (Это стихотворение называется «Присягаем победой», его автор Алексей Сурков).

а) Чтение детьми стихотворения А.Суркова «Присягаем победой» (в сокращении)

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

Каждым колосом наших колхозных полей,

Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе –

Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.

Слышишь, Родина! Залпы, грозны, -

Это пушки запели победную песню войны.

Видишь, Родина! Пыль над полями легла –

Это наша пехота в штыки на фашистов пошла.

Это встал для победного боя советский народ.

Грозным взглядом окинул бессмертную ширь.

Закалённый в сражениях советский народ-богатырь.

Мы проучим налётчиков наглых в жестоком бою.

Мы раздавим коричневую змею.

Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,

В первый день испытанья

Клянёмся, Отчизна, тебе!

Ведущий 1.

Писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов.

Послушайте песню на стихи Булата Окуджавы «Десятый десантный батальон» в авторском исполнении.

б) Прослушивание аудиозаписи песни (Приложение № 3).

Ведущий 2.

Молодые поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о творческом труде, горячей чистой любви, светлой жизни на земле, без колебаний ушли на фронт и отдали свои жизни за Родину (Презентация, слайды № 15, 16).

Ведущий 1.

Николай Майоров писал о своем героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Ведущий 2.

Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьме в Берлине. Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли.