Случаи дедовщины в советской армии. Как же отслужить в армии без дедовщины? А зубы надо чистить

Июль 2002 года. Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с его участием (о ситуации в России)"

Сегодня почему-то подавляющая часть молодых людей считает армейскую дедовщину чем-то характерным для Cоветской Армии в течение всего времени ее существования. И очень удивляются, когда впервые слышат о том, что до 1969-1970 года такого явления не было в массовом масштабе. Расспросы более старших поколений дали дату первых упоминаний о появлении неуставных взаимоотношений где-то около 1970 года.

Вот что рассказывают на эту тему:


"У меня отца и дядю (по матери) взяли в армию в 1943-м. 2 года на фронте. После войны отец служил 3 года, дядя - 5 лет. Оба говорили, что ничего похожего на дедовщину не было."

"У меня отец служил на флоте в конце 1940-х, при этом успел застать тех, кто участвовал в войне. Ничего похожего на дедовщину не наблюдал. Когда в 1970-е - 1980-е по "голосам" начали рассказывать о дедовщине в Советской Армии, считал это выдумкой и брехней, т.к. искренне полагал, что "такое просто невозможно" (хотя в целом относился к тогдашней власти достаточно критически и другим антисоветским байкам охотно верил.)

"Первый раз я услышал о дедовщине в 1979 году. От одногодка. Тогда впервые в наш лексикон вошло выражение "армейские дедушки". До этого никто (!) из родителей, родственников и знакомых ни разу не упоминал или не намекал об армейских издевательствах."



Нередко наблюдалось, что представители старшего поколения, служившие в армии до начала 50-х годов, категорически отказывались верить в существование дедовщины.
То, что старшее поколение отказывалось верить в существование дедовщины - не зашоренность. А ведь старые люди прожили очень непростую жизнь, хлебнули лиха. Но остались Людьми.
Увидев много всяких более злобных гадостей, нежели дедовщина, они могли сказать: "Бывает хуже, но реже. Людоедство, например, или увечья, или тиф". Но дедовщина-то воспринималась ими как позор, как разрыв с основами жизнеустройства, как глубокое моральное падение.



Все солдатское общество делится на следующие группы:

военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон

военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь

военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь

военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан

военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед

военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин



Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом - переводом. Формы перевода различны в различных частях; существует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов ремнем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча.
Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли. Права, обязанности и даже внешний вид военнослужащих зависят от того, к какой категории они принадлежат.
Самая бесправная среди всех категорий - духи, самая полновластная - деды. Промежуточное положение между ними занимают молодые и котлы. Иначе говоря, военнослужащий имеет тем больше прав и тем меньше обязанностей, чем больше он служит.



Армия стала отражением изменений в обществе. Общество менялось - сменялись поколения, на смену строителю жизни пришёл потребитель жизни. Советское общество оказалось не готово к смене строителей потребителями.
Поменялось "внешнее" общество - отразилось и на армии. Очень интересно читать воспоминания некоторых военнослужащих, относящихся к тому периоду. Видно, что поменялись люди, которые пришли в армию.
Оказалось, что порядок в русской армии держался не на уставе, и не на страхе перед побоями, а на этих самых неуставных отношениях - дружбе, товариществе, поддержке, наставничестве. И когда в армию в массе пришли люди, не способные на эти чувства, армейская дисциплина рухнула. В общем, конечно, похоже на то, что происходило во всей стране.
Возможно, дедовщина - это еще одно достижение западной цивилизации, усвоенное нами в ходе периода, предварившего перестройку. Дедовщина связана с падением "общинного" принципа построения Союза и с переходом на евроцентристские и индивидуалистические рельсы всего мироуклада населения. Фактически - первый звоночек катастрофического разрушения общественной морали.



Все трансформации общества выражались в сбоях "армейской машины". То же самое, например, произошло в 50-е годы - пришло новое поколение, "десталинизация" и т.д. - и вдруг отказ в системе дисциплины и беспомощность офицеров.
Но тогда еще система была с инерцией развития, и с этим справились как с болезнью. В 70-80-е общая болезнь (и прежде всего верхов квази-сословного общества) ослабила организм.
Начавшийся в начале 60х годов надлом, был вызван тем, что элита, вырвавшаяся из-под тотального контроля сталинской системы, начала разворачивать ситуацию в свою пользу. Прагматизм и жесткая ответственность за результат, сменилась волюнтаризмом и безответственностью.
Армии это, понятно, тоже коснулось. Именно тогда шли большие сокращения, резались на металлолом корабли и самолеты, уничтожался сержантский корпус. Генералы, которые пытались противодействовать этому идиотизму, были смещены. А их место заняла новая, "паркетная" генерация, более обеспокоенная своим личным благополучием, чем реальным повышением боеготовности.


Советская армия в 60-70-х гг. находилась в сложном положении: внешней ощутимой угрозы не было (никто всерьез не верил, что буржуи завтра нападут - они, кстати, открыто и не напали!), а внутренняя политика стремительно уходила от принципа закручивания гаек во всех областях. В мирное время система армейских наказаний - всякие наряды вне очереди - рассчитана, в сущности, на школьника.
С другой стороны, советское общество от времен революции к 70-м года неуклонно двигалось по пути демократизации, утверждения законности и пр. (в хорошем смысле). К тому же, люди освобожденные революцией от многовекового гнета, все больше и больше чувствовали вкус и способность к свободе. "Мы не рабы" - читал каждый в букваре.
Однако армия по своей сути не терпит никакой свободы и демократизации, это не в обиду армии, просто так оно и есть. Если бы было обратное, армия не смогла бы выполнять свои функции. Что же мы имели со своей всеобщей воинской повинностью? Масса людей, приходящих в армию, становилась все более и более трудно управляемыми. Никто уже не хотел быть солдатами-рабами, готовыми беспрекословно выполнить любой приказ.
Однако, Система по-прежнему обязывала превращение в кратчайшее время молодого призывника в автомат, беспрекословно выполняющий приказы. Поэтому переход офицеров и сержантов на неуставные методы поддержания дисциплины был предрешен. Выхолащивание сталинизма из армии привело к тому, что явная и жесткая форма подавления личности была заменена на более мягкую и скрытую.


В 1968 г. были ликвидированы полковые школы младших командиров, и сержантов начали готовить в учебных дивизиях. Полковые школы имели ряд существенных преимуществ, они отвечали требованиям индивидуального подбора. Кандидатов в сержанты отбирали через некоторое время после прибытия молодого пополнения и его адаптации в новых условиях.
Не прерывалась связь будущего командира со своим подразделением. В казарму сержант приходил уже признанным лидером. После ликвидации полковых школ сержантский состав потерял всякое влияние в казарме.
Если сравнивать с армиями западных стран, то прослеживается существенная разница - перенасыщенность офицерами и полное отсутствие профессионального сержантского и унтер-офицерского состава.
В американской армии сержант - это немалая власть и это профи. И именно на нем лежит львиная доля обязанностей по поддержанию дисциплины. В нашей - такой же солдат-срочник, только с лишней лычкой. Вовсе не факт, что эта лычка придаст ему авторитет в среде таких же 20-летних.
В прежней СА (первых послевоенных лет) это хотя бы частично компенсировалось наличием "старорежимного старшины". Теперь такие старшины вымерли как мамонты. Планировалось, что эту роль на себя возьмут прапорщики, но на практике прапоры это чуть ли не поголовно хозяйственники в частях.
Однако природа не терпит пустоты - место профи-сержантов и старшин заняли "деды". Но дедовская власть имеет одну существенную особенность - она насквозь неофициальна и посему в большей степени подвержена злоупотреблениям - тем более, что поддержание дисциплины для дедушек побочная задача, хоть и связанная с их благополучием.


Компания шестидесятников против стукачества также немало способствовала процветанию дедовщины, т.к. жаловаться на издевательства стало неприличным и более осуждаемым в обществе, чем сами издевательства.
Прочно перепутав и объединив понятия ябедничества и открытого призыва о помощи “шестидесятники” сделали очень много для разобщения людей. Была блокирована в голове мысль об обращении за помощью к органам государства, специально поставленных для защиты закона и граждан СССР.
Определенную роль сыграли стереотипы холодной войны. В основе психологической войны против СССР лежал метод усиления и развития естественных трудностей и противоречий, имеющихся в каждом обществе. Одним из таких слабых мест в СССР были противоречия между руководящим звеном и народом.
Велась работа по расширению этой щелки до пропасти. В частности, кампания против стукачества - нельзя обращаться к начальникам, ибо они враги, а надо обращаться к "своим" - паханам, дедам.

Конфликт поколений - очень распространенное в обществе объяснение возникновению дедовщины в армии. Период возникновения дедовщины приходятся на конец 60-х - начало 70-х гг. По времени он совпадает с переходом от 3-хлетнего на 2-хлений срок службы.
Поэтому можно предположить, что имел место конфликт поколений. Про этот конфликт многие упоминают, однако имеются две интерпретации:
1) "трехлетки", дослуживавшие свой третий год, и начали вымещать свое неудовольствие на младшем призывы, которому нужно было служить только 2 года. По этой причине могло возникнуть много эксцессов, которые благодаря наличию мощных благоприятствующих факторов быстро развились в устойчивое явление дедовщины.;
2) для поддержания прежней численности именно тогда потребовалось существенно расширить призывной контингент, что привело к его ухудшению и проникновению преступных элементов.

В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно.
Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. "Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов".

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами.
Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).

Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят".
Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло."
И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.

Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) - поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины.
Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка - "деды" использовали для этого средства, недоступные офицеру.
Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса - второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься "деды".

Получили новую униформу 1969 год.

Дедовщина (аналог в ВМФ - годковщина ) - ранее в Вооружённых силах СССР, в настоящее время в ВС Российской Федерации, а также ряде армий стран СНГ форма насилия, основанная на неуставных доминантно-статусных отношениях между военнослужащими; наиболее распространенная форма неуставных отношений, представляющая собой нарушение уставных правил отношений между военнослужащими срочной службы, основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Зачастую указанные традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих позднего призыва военнослужащими призыва более раннего. Нередко с целью поддержания авторитета и понуждения «молодых» к выполнению определенных хозяйственных работ в отношении последних может применяться психологическое или физическое насилие. Имеют место случаи, когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие, либо средней тяжести телесные повреждения. В исключительных случаях бывают и летальные исходы.

Особенности как правонарушения

Следует принимать во внимание, что неуставные взаимоотношения - понятие более широкое, чем «дедовщина». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр отношений между военнослужащими, которые не описаны в общевойсковых уставах (в том числе отношения начальник-подчинённый, подчинённый-начальник). «Дедовщина» в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

Кроме того, современная наука уголовного и административного права различает преступления, совершенные в рамках так называемых «дедовщины» и «казарменного хулиганства». Отличительным признаком является субъективная сторона правонарушения. В первом случае умысел правонарушителя направлен на утверждение своего статуса как старослужащего, принуждение молодого солдата к выполнению хозяйственных работ, совершению определенных ритуалов, связанных с традициями «дедовщины» и т. п. Во втором случае противоправные действия правонарушителя мотивированы личными неприязненными отношениями, межнациональной, межэтнической, религиозной неприязнью, имущественными взаимоотношениями, внезапно возникшими неприязненными отношениями и т. п. (комментарий уголовного кодекса к статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, чести и достоинства; Ведомости Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации (судебная практика)).

Таким образом, нарушения в рамках «дедовщины» уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва.

Часто явление дедовщины обусловлено непосредственно соотношением физической и духовной силы «дедов, дедушек, ветеранов, старых, дембелей» (господ) и «чертей, духов, душар, чекистов, чека, салабонов, дрищей, молодых, слонов» (рабов).

Один из негативных факторов существования «дедовщины» как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одной из причин уклонения от военной службы.

Подобное явление, правда, выраженное не столь ярко, как в армии, также наблюдается в школах, интернатах и других социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически более слабые, неуверенные в себе или просто младшие по возрасту дети.

Ответственность

Нарушения уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на:

  • дисциплинарные проступки;
  • уголовные преступления.

К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающие под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, истязания, действия, грубо оскорбляющие человеческое достоинство, грабеж, разбой, мошенничество и др.). Ответственность наступает в общеуголовном порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к выполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и т. п.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.

История

Социализация мальчиков всегда осуществляется не только по вертикали (взрослые мужчины социализируют мальчиков), но и по горизонтали, через принадлежность к группе сверстников. В этих группах часто формируются неформальные правила и обычаи, следование которым настолько важно для молодых людей, что они в первую очередь руководствуются ими, а не писаными законами и уставами.

«Цук» был откровенным издевательством старших над младшими: от младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну; им давались оскорбительные прозвища; их многократно будили ночью и т. д. Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них были уверены, что «подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему - практику пользования властью».

Следует отметить, что участие в подобных обычаях в некоторых случаях было относительно добровольным: когда вчерашний кадет, гимназист или студент попадал в стены училища, старшие прежде всего спрашивали его, как он желает жить - «по славной ли училищной традиции или по законному уставу?». Изъявивший желание жить «по уставу» избавлялся от «цука», зато «своим» его не считали, называли «красным» и относились к нему с презрением. К «красному» с особой дотошностью придирались командиры низшего звена - взводные юнкера и вахмистры, а главное - по окончании училища его не принимал в свою офицерскую среду ни один гвардейский полк. Поэтому подавляющее большинство юнкеров предпочитало жить по «традиции», издержки которой списывались на товарищескую спайку.

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году . Трое старослужащих 1-го полка 30-ой дивизии забили до смерти своего сослуживца - красноармейца Куприянова, уроженца Балаковского уезда Саратовской области 1901 года рождения по причине того, что молодой боец отказался за «дедов» выполнить их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны.

По одной из версий, появление дедовщины в армии было обусловлено следующим фактором. В 1967 году срок службы в СССР сократили с трёх лет до двух. По времени это совпало с первой волной дефицита призывников. Было установлено, что пятимиллионная Советская армия может недобрать по численности целую треть - сказались демографические последствия Отечественной войны .

Вопрос обсудили на заседании Политбюро, и решение было найдено. В армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле всё происходит иначе: внутренняя жизнь армии изменяется в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы приходят уголовные порядки, в солдатскую речь проникает воровской жаргон. Копируя тюремные порядки, бывшие уголовники вводят ритуальные унижения и издевательства.

Также, к концу 60-х годов в Вооруженных Силах не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне и из личного опыта знающих, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении - залог их собственной жизни.

Эту теорию оспаривает тот факт, что уже в 1964 году ученые педагоги и психологи занимались вопросами дедовщины в армии. Наиболее глубоко это явление было изучено в ходе подготовки диссертации по психологии Глоточкиным А.Д.

Кроме того, по другим данным, при уменьшении срока службы с трёх до двух лет в течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, но до своего срока оставалось ещё служить. Военнослужащие третьего года службы и вымещали свою злобу на новобранцах.

Иерархические ступени

Значение терминов может варьироваться от традиций рода войск или воинской части, а так-же сроков службы.

Основные определения на армейском сленге для военнослужащих по сроку службы :

  • «Запахи», «дрищи», «духи бесплотные», «карантины» - военнослужащие, которые проходят карантин до присяги.
  • «Духи», «салаги», «бобры», «салабоны», «васьки», «отцы», «малыши», «ежи», «воробьи» (ВВ), «чеки» (ВВ), «чекисты» (ВВ), «щеглы», «ЧИЖи» (бэкроним от «человек, исполняющий желания») - военнослужащие, прослужившие до полугода.
  • «Слоны» (ВДВ и ВВ), «помоза», «шнурки», «гуси», «вороны» (ВВ), «караси» (флот), «молодые», «моржи», «щеглы», «мамонты» - военнослужащие, прослужившие полгода.
  • «Черепа», «черпаки» (бэкроним от «Человек, Еженощно Разрушающий Покой Армейской Казармы»), «борзые караси» (ВМФ), «фазаны», «котлы», «помазки» - военнослужащие, прослужившие один год.
  • «Деды» - военнослужащие прослужившие полтора года. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.
  • «Дембеля», «граждане» (ВВ) (считаются уже почти гражданскими): военнослужащие срочной службы, после выхода приказа об увольнении в запас.

На флоте (по крайней мере до 1990 года) иерархических ступеней было ровно 7:

  • до полугода - «дух» (Существо бесплотное, бесполое, ничего не понимающее, ничего не умеющее, ничего не знающее, годен только для грязной работы, зачастую беспомощен);
  • полгода - «карась» (Пообтесавшийся в условиях реальной службы боец, твердо знает обычаи, традиции и свои обязанности, но из-за нерасторопности «духов» часто бывает бит);
  • 1 год - «борзый карась» (Это тёртый калач. Службу знает крепко. Ответственен за исполнение работ «карасями» и «духами». Физическому воздействию подвергается в исключительных случаях);
  • 1 год 6 мес. - «полтора́шник» (Первая ступень «неприкасаемых». Подвергается только моральному давлению со стороны старослужащих за недосмотр за нижестоящими. «Полторашник» считается самым злым и беспощадным существом. На этой ступени очень отчетливо проявляются люди с низкими моральными устоями);
  • 2 года - «подгодо́к». Наиболее либеральная ступень. Уставшие от морального напряжения «полтора́шничества», особо не «заморачиваясь» служебными проблемами, просто отдыхают);
  • 2 года 6 мес. - «годо́к», или, как вариант, имевший хождение на ТОФе : «саракот» (Видимо, поэтому на флоте «дедовщина» называется «годковщи́ной)». Реально руководящая верховная каста старослужащих. К физическому насилию лично прибегают в исключительных случаях, в основном действуя через «полторашников». В свою очередь, неформальное воздействие на коллектив офицерским составом осуществляется исключительно через «годко́в»);
  • 3 года - «профсоюз», «гражданский» (Это «звание» присваивалось после опубликования приказа Министра обороны об увольнении в запас. «Годок» сразу после приказа Министра обороны неформально признавался уволенным в запас и снятым с довольствия, но поскольку «волею судеб» вынужден находиться в части, содержался якобы на средства флотского профсоюза. Живёт в части или на корабле как гражданское лицо, носящее военную форму).

Традиции перевода на следующую ступень иерархии

Перевод с более низкого иерархического уровня на более высокий осуществляется в ходе ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины может остаться «неперебитым» - в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или «запахам». Это случается нечасто, в виде исключения.

Переход на следующий уровень сопровождается причинением физической боли особым ритуальным способом: солдату, отслужившему год (ранее, когда срок службы составлял 2 года) наносятся удары ремнем (бляхой), табуретом или металлическим половником (черпаком) по ягодицам. Количество ударов разное в соответствии с уровнем, на который переводится солдат (например, при переводе из «черпаков» в «деды» полагается больше ударов, чем из «чекистов» в «черпаки»). Перевод из «дедов» в «дембеля» носит символический характер, без применения физического воздействия: будущего дембеля «бьют» по заду ниткой сквозь слой матрасов и подушек, а за него «кричит от боли» специально выделенный «дух». За заслуженные к моменту «перевода» лычки (звание ефрейтора или сержанта) в некоторых частях полагаются дополнительные удары.

На флоте так же существовало немалое количество обычаев и традиций, но стоит выделить лишь два основных, встречавшихся нередко на различных флотах.

  • При переводе из «карасей» в «полторашники» происходит т.н. «смывание чешуи». В зависимости от погодных условий и места действия с «карася» «смывают чешую», выбрасывая того за борт, окуная в прорубь, обливая из пожарного шланга и т.д., стараясь провести обряд перевода неожиданно для «посвящаемого».
  • «разрыв годка» - в момент появления первого печатного варианта приказа Министра обороны «Об увольнении в запас...» (например, в газете) на «годке» разрывается в мелкие клочки вся находящаяся на нём в данный момент военная форма включая носки и нижнее бельё. Ритуал также проводится неожиданно для «годка». После «разрыва» «годок» становится «Профсоюзом», т. е. гражданским. В «разрыве» имеет право принять участие любой военнослужащий вплоть до «духа».

Как правило, «перевод» происходит в первую же ночь после выхода приказа Министра обороны «Об увольнении в запас…» (обычно - 27 сентября и 27 марта), но может и откладываться на несколько дней, так как командование любой части прекрасно осведомлено о процедурах «перевода» и зачастую в первые дни и ночи после выхода «Приказа…» особенно сурово следит за соблюдением Устава.

Распространение явления в зависимости от условий службы

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата , но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». В погранвойсках дедовщина традиционно значительно менее распространена «…данное печальное явление почти не коснулась погранвойск» . Кроме того, дедовщина мало распространена в авиачастях. Дедовщина не получила широкого распространения в небольших, удалённых частях (для примера - части радиолокационной разведки ПВО).

Причины появления

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем . В таком случае в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию . Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х - начале 90-х годов и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

В воинских коллективах, которые формируются за счёт призывников, у командиров отделений, взводов и рот слишком мало формальных рычагов воздействия на рядовой состав. К таковым относятся :

  • выговор,
  • строгий выговор (в отношение рядовых срочной службы выговоры совершенно бесполезны, так как никак не отражаются в военном билете - фактически, единственном документе, который он заберёт с собой из Армии),
  • лишение нагрудного знака отличника,
  • лишение очередного увольнения,
  • объявление наряда на работу,
  • снижение в должности (никаких ценных для солдата должностей он не занимает),
  • снижение в воинском звании на одну ступень (примерно 80% военнослужащих-срочников находятся в низшем воинском звании - рядовой),
  • предупреждение о неполном служебном соответствии (не несёт никаких последствий, не применяется),
  • арест с содержанием на гауптвахте (связан с оглаской, командир пострадает больше, чем провинившийся),

Из приведённого выше следует, что формальных эффективных способов стимулирования солдата-срочника практически не существует. В таких условиях командиры вынуждены использовать ту власть, которая эффективна. Ею и является дедовщина.

Высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более - принудительность нахождения в сообществе (в армии - служба по призыву).
  • Недостаточно комфортные условия проживания (теснота, отсутствие горячей воды и прочих удобств цивилизованного общежития).
  • Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии - за порядок официально отвечают офицеры , фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
  • Культивируемое в обществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. Проще говоря, представление о том, что «стучать» - подло. В армии - жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца «изгоем» среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию, для них моральное презрение сослуживцев в этом случае значения не имеет. Каждый сам выбирает, как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств.
  • Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии - хозработы). Существует противоположная точка зрения, согласно которой дедовщина развивается в условиях лишнего свободного времени у военнослужащих, и что новобранцу лучше заниматься хозработами, чем сидеть в казарме и быть объектом иерархических экспериментов «дедов».
  • Незаинтересованность руководства в поддержании порядка. В армии офицеры часто поддаются искушению отстраняться от текущей работы, перекладывая её на «дедов».
  • Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии - даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают). Тем не менее, поскольку следствием дедовщины нередко бывают самоубийства (часто являющиеся следствием унижения, гораздо реже - изнасилования), то факты дедовщины «всплывают», и проводится разбирательство с участием

Письмо в редакцию: «Три года назад я с беспокойством готовилась к смене работы. Для меня вообще вход в новый коллектив — процесс тяжелый. Именно поэтому я стараюсь менять работу как можно реже. Но когда у меня появилась уверенность в том, что все мои тревоги позади, в нашем отделе появился новый начальник. Я сразу стала замечать, что он как-то по-особому ко мне относится. Нет, нет, никаких сексуальных домогательств! Если бы причина заключалась в этом, я бы знала как себя вести. Здесь другое. Я работаю в компании уже давно, всегда была, что называется, на хорошем счету. Меня уважали не только мои сослуживцы, но и коллеги из других отделов, даже пытались переманить в другую компанию. Но теперь я все больше ощущаю, что теряю уверенность в себе, своем профессионализме. Когда прихожу с докладом к начальнику, он всегда придирается к мелочам, заставляет по несколько раз переделывать одну и ту же работу, старается поддеть меня, поймать на слове. На общем собрании обычно делает вид, что меня не замечает. Все самые интересные задания раздает другим сотрудникам. Коллеги говорят — не обращай внимания! Но я не могу. Посоветуйте, как мне правильно вести себя в этой ситуации? В чем причина такого поведения моего начальника? Ирина, маркетолог .»

Письмо читателя комментирует бизнес-тренер, психолог Ольга Осипова.

Первый раз... в новый офис

Давайте вспомним тот восхитительный вечер, то состояние, что предшествует первому рабочему дню на новом месте. Пожалуй, лишь немногие отнесутся к этому с легкостью и не будут испытывать тревоги. Как все будет? Как лучше одеться? Как повести себя в самом начале контакта с сослуживцами? Трудно ли будет адаптироваться и скоро ли рабочее место станет «своим»? Как вести себя с руководством? А с подчиненными? В общем — не самый простой вечер в нашей жизни.

И вот оно — утро первого рабочего дня. Все прошло очень хорошо. Или — не очень. Может быть — совсем плохо. Удивительно, но это еще ничего не означает.

На тренинге по управлению персоналом один из участников рассказал такую историю. Он сменил работу и пришел на должность руководителя подразделения. В первый же день ему (по секрету, конечно) рассказали, что директор, курирующий данное направление, человек очень опасный. Он любит, чтобы сотрудники собирались в свободное время выпить пива. При этом очень внимательно слушает, кто о чем говорит, расслабившись под действием спиртного. А нужно ему это за тем, чтобы: во-первых — иметь компромат на каждого сотрудника, а во-вторых — использовать этот материал на заседаниях правления, так как дорожит имиджем «знающего все про всех».

Прошло некоторое время и — о ужас! Нового сотрудника приглашают на «пятничные посиделки» в одном из пивных ресторанов. «Шел я как на бой» — рассказывал главный герой истории. И вечер провел так же, под лозунгом «Фильтруй базар». На вопросы отвечал уклончиво, конкретных фактов не приводил. Даже на вопрос о том, сколько стоила моя квартира в новостройке, что-то уж совсем несуразное произнес: «Точно не помню, этим в основном жена занималась». И это после того, как в отделе рассказывал, что год назад кредит брал.

Каков результат этого «продуманного поведения»? Прослыл он человеком со странностями, и, кроме того, неумеренно скрытным. И совершенно этот образ был бесполезен, поскольку, как потом выяснилось, в компании ценили людей компанейских и открытых. Каким и был, собственно тот «страшный» директор, который часто инициировал корпоративные мероприятия. Пришлось нашему герою долго над имиджем работать, чтобы стать тем самым «своим парнем», которым он являлся с самого начала.

Причина же этой истории выяснилась через некоторое время и была до смешного банальна. Коллега, который страшилки про руководство рассказывал, боялся конкуренции и всячески мешал новому сотруднику. Каков вывод можно сделать из этой истории, стоившей участнику немало сил и бессонных ночей?

Вывод первый. Информацию, полученную на новом месте работы не нужно воспринимать как немедленное руководство к действию. Рассказы опытных сотрудников могут иметь такое же отношение к реальности, как виртуальная «стрелялка-бродилка» к настоящей войне.

Вывод второй. Отношения с руководством строятся, как правило, очень индивидуально. Постарайтесь сами разобраться, что за человек ваш начальник, а уж потом обдумывайте, какой стиль поведения будет оптимален.

«Почему меня обижают?»

Предположим, мы последовали предложенным выводам. Мы были осторожны и внимательны к мелочам. Но, возвращаясь к ситуации, изложенной в письме читательницы, руководство несправедливо. Интересную работу отдает другим. И вообще — придирается. Если считать, что у всего есть причина (иначе не было бы смысла писать подобные статьи), то нужно сделать ряд предположений.

Предположение первое: мы просто несовместимы! Встречаются случаи, когда начальник и подчиненный действительно психологически несовместимы. Встречается это крайне редко, но все же встречается. Может быть, Ирина напоминает руководителю его бывшую жену, которая разрушила его идеалы и теперь он женщин такого типа на дух не переносит. То есть при виде их испытывает плохо контролируемую ярость и с трудом подавляет желание швырнуть в них письменным прибором. И удерживают его от этого только упорные слухи о том, что в тюрьме очень плохо.

Рекомендаций здесь никаких быть не может, поскольку такие вещи, что называется «не корректируются». Можно попытаться реже попадаться на глаза, либо по-пластунски ползать во всемирной паутине в надежде найти-таки руководителя, бывшая жена которого относилась к другому типу.

Предположение второе: возможно, мы не объективны... На наше восприятие происходящего влияют наши же индивидуальные психологические особенности. Или, говоря другим языком, мы зачастую не очень объективны.

Мне известен случай, когда сотрудник был абсолютно уверен, что руководитель люто его ненавидит. И проявление этой ненависти заключается в том, что самые сложные задания поручаются именно ему. Проблема стала настолько острой, что сотрудник решил обратиться к психологу. Выяснилось, что он никогда не обсуждал с руководством этот вопрос, отношения их развивались, что называется, «по умолчанию». Через некоторое время состоялся разговор. И что же выяснилось?

Прежде всего, ни о какой личной неприязни не было и речи. Сложные задания поручались потому, что руководитель был очень высокого мнения о деловых способностях своего подчиненного и задачи такой сложности не мог доверить никому другому. Более того, этот самый «обиженный» сотрудник включен в резерв на выдвижение. И это тоже не все. После «переговоров» с начальством ему была повышена зарплата.

Рекомендация, вытекающая из этой, вполне оптимистичной истории: иногда нужно просто поговорить с руководителем. Задать вопросы. Обрисовать свое видение ситуации. Велика вероятность, что реальность будет отличаться от того, как мы ее представляем.

Предположение третье: это все-таки моббинг. Моббинг — это психологическая агрессия одного человека против другого. Чаще всего этот термин употребляется именно при описании агрессии начальника в адрес подчиненного. Хотя это совсем не обязательно — коллеги тоже могут «моббинговать» так, что мало не покажется.

Механизм процесса таков: по какой-либо причине руководство выбирает «изгоя». И начинает его терроризировать. Способов для террора у каждого из руководителей — масса. Кроме описанных в письме Ирины, стоит еще упомянуть: бестактную критику в присутствии коллег (а ведь на всех тренингах учат: похвали прилюдно, критикуй наедине!), регулярное несправедливое распределение жизненных благ (все бонус автоматически получают, а ему еще побегать придется), а также другие издевательства типа: «Ты самый молодой, будешь всем за бутербродами бегать!» В общем, это довольно близко к известному понятию «дедовщина». Только еще шире.

Можно ли с этим бороться?

Прежде всего, это зависит от психологической устойчивости того, кто подвергся моббингу. Поскольку самый действенный способ — не поддаваться на провокации. И здесь коллеги Ирины, которые говорят ей «Не обращай внимания» — правы. Но если у человека от такого отношения понижается самооценка, возникают состояния подавленности, значит его психологическая устойчивость недостаточна. Но это еще не значит, что все потеряно.

Один из сильных приемов противостояния — называть (хотя бы иногда) вещи своими именами. Например, одна девушка, которую руководитель регулярно критиковал и заставлял по 5-6 раз переделывать документы сказала ему, когда они были один на один: «Знаете, Михаил, у меня такое чувство, что вы ко мне придираетесь. И я хотела бы от него избавиться. Вы не будете против, если все варианты документа я попрошу посмотреть коммерческого директора. И, если он скажет, что это плохо сделано, я признаю, что я бездарь и буду и дальше тратить время на переделки».

Конечно, она рисковала. Но в результате этого разговора психологический прессинг заметно ослаб и руководитель стал относиться к ней осторожнее. Обратим внимание, что в ее монологе не было даже мысли, что она может, например, уволиться. Имидж, который приобретает такой сотрудник — «от нее можно ждать чего угодно, такая может и в суд пойти».

Еще один возможный прием — это действительно обратиться в суд или хотя бы дать понять, что мы к этому готовы. В западных странах такое разрешение подобных ситуаций распространяется все шире. Для нас это пока экзотика, но если «правовая среда» будет продолжать расширяться на сферу трудовых отношений, такая практика неизбежно появится. Чтобы картина не выглядела слишком уж безоблачной, нужно сказать, что сегодня большинство ситуаций, связанных с моббингом все-таки заканчиваются увольнением сотрудника (причем по его инициативе) или переходом в другое подразделение. Уверена, это происходит потому, что многие не готовы к возникновению таких ситуаций.

Поэтому главный совет будет звучать так: «Будьте готовы к тому, что вы можете подвергнуться моббингу. В соответствии с вашими предпочтениями выберите ту или иную линию поведения. Только никакой депрессии! Психическое здоровье уж точно важнее мнения руководства».

Важная тема, о которой сейчас пишут многие СМИ - это дедовщина в белорусской армии, все обсуждают недавний случай со смертью солдата Александра Коржича и ту позицию, которую заняли власти - сперва объявили, что Саша мол "повесился сам", но после общественного резонанса всё же признали, что это было убийство и возбудили уголовное дело.


Дедовщина и в белорусской, и в российской армии имеет свои корни в СССР и сохранилась с тех пор в фактически незименном виде. Как и во многих других сферах, в военной сфере в СССР было перевёрнуто всё с ног на голову - контрактные армии западных стран, куда идут служить подготовленные, мотивированные и профессиональные люди, получающие за это достойные деньги, назывались почему-то "позорными наёмниками", зато призывное стадо из вчерашних школьников, бесплатно с оружием в руках "отдающим долг родине", считали верхом развития. В общем, всё как в сказке про Джельсомино, где красный сыр называли зелёными чернилами.

Итак, в сегодняшнем посте мы попробуем разобраться, как и почему возникла дедовщина в СССР, что она из себя представляла и как она связана с дедовщиной в современной армии.

1. С чего всё началось.

Фанаты СССР любят рассказывать о том, что дедовщина в советской армии появилась только в Перестройку - мол, почитайте публикации тех лет, сколько там рассказов об этом явлении! Но на самом деле дедовщина появилась значительно раньше - просто в эпоху Перестройки была объявлена гласность, и о таких случаях стало принято писать в прессе и рассказывать по телевидению.

Уже в 1940-1950-е годы в советской армии существовало то, что сейчас можно классифицировать как дедовщину, хотя "официально" такого названия тогда ещё не было. Дело было в том, что после окончания Второй мировой войны в 1945 году из рядов вооруженных сил не были демобилизованы многие воевавшие солдаты, что порождало определенные неуставные отношения между повоевавшими старослужащими и "салагами-новобранцами". Думаю, и в те годы в казармах случалась всякая жесть, просто о ней было не принято говорить. Старший брат моего отца погиб в советской армии в пятидесятые годы - по официальной версии, указанной в похоронке - утонул, хотя что там произошло на самом деле - думаю я не узнаю уже никогда.

Вторая волна неуставных отношений началась в 1967 году - именно тогда вышел указ о сокращении сроков службы с 3 до 2 лет в сухопутных войсках и с 4 до 3 лет во флоте. Разумеется, старослужащие стали испытывать острую неприязнь к "салагам", что уйдут на гражданку на целый год раньше, чем они. Мой отец как раз служил в СА в конце 1960-х и кое-что рассказывал об этих неуставных отношениях - скажем, вполне в порядке вещей была ситуация, когда спавший на нижнем ярусе койки "дедушка" будил спавшего наверху "молодого" поджопником через матрас. Впрочем, мой отец служил в осназе, который считался элитными войсками, и дедовщина там была выражена слабо - туда набирали, в основном, людей со средним либо высшим техническим образованием и только из славянских республик, так что дедовщина там носила, скорее, символический характер. Самая жесть творилась в мотострелковых частях ("махре"), стройбате, автомобильных войсках, службах тыла и прочем подобном, куда набирали крайне разношерстный контингент со всех советских республик.

Масла в огонь добавило и то, что одно время в советскую армию призывали и уголовников - так произошло из-за демографического провала, образовавшегося после Второй мировой войны, а Политбюро ЦК КПСС хотело во что бы то ни стало держать количество солдат в СА на уровне 5 миллионов человек - это позволило закрепить в казармах тюремные порядки.

Ещё часто пишут, что дедовщины не бывает в боевых частях - это не совсем так. Я читал много воспоминаний солдат-"афганцев", и очень многие рассказываю про царившие в казармах неуставные отношения.

2. Что из себя представляла дедовщина в советской армии.

Как я уже написал выше, в меньшей степени дедовщиной были поражены войска, считавшиеся в СССР "элитными" - осназ, разведка, войска спецназначения, ВДВ и ракетчики - сюда старались набирать образованных, подготовленных и более-менее приспособленных к службе в армии людей, плюс сама специфика войск не позволяла сильно развиться неуставным отношениям - в осназе и у ракетчиков в частях было очень мало солдат и много офицеров, ВДВ и спецназ много тренировались и практически не расставались с боевым оружием. Была своя специфика и у пограничников - солдаты часто ходили в дозоры с боевым оружием, что тоже минимизировало "неуставные отношения" - никто не хотел получить в лесу пулю в спину.

Зато у мотострелков, в стройбате, автомобильных войсках и всяких тыловых службах дедовщина цвела полным цветом, и в казармах многих частей царили почти уголовные порядки. Иерархия была следующей - "духом" назывался солдат, который прослужил менее года. Это была самая унижаемая и третируемая каста, которая должна была выполнять все поручения старослужащих (нередко унизительные и бессмысленные). Прослужив год, "дух" превращался в "черпака" - это была средняя прослойка между "духом" и "дедушкой". "Дедами" становились те, кто прослужил полтора года и кому, соответственно, оставалось полгода до дембеля.

"Духи" должны были делать в казармах всю грязную работу, выполнять любые поручения "дедушек" (в том числе и явно неуставные); тех, кто пытался как-то противится этой системе - били и унижали, вплоть до "опускания" в тюремном смысле этого слова. До Перестройки такие случаи редко становились известными - неуставные отношения старались не выносить за стены казарм, а самого рассказчика, чего доброго, могли обвинить в "очернении образа советского солдата" - как произошло, например, со Светланой Алексиевич после выхода её книги "Цинковые мальчики". В прессу просачивались лишь совсем одиозные случаи, вроде расстрела Артуром Сакалаускасом семерых старослужащих, что жутко издевались над ним.

Помимо этого, в советской армии существовали ещё и землячества . Землячества были слабо выражены у славян (русских, белорусов, украинцев), но зато были выражены очень сильно у армян, дагестанцев, чеченцев и азербайджанцев. Если в части были 4-5 чеченцев, то часто они устанавливали в казарме свои порядки, заступаясь за "своих" вне зависимости от срока службы.

3. Круговая порука.

Вы можете спросить - а что же офицеры, куда они смотрели? Как же устав, офицерская честь, вот это всё? Скажу сразу, что достойные офицеры, пресекающие неуставные отношения, в армии были и есть, но большинство офицеров полностью устраивала ситуация с дедовщиной. Сама советская армейская система была устроена так, что жить по "букве устава" было невозможно, так как это априори создавало невыносимые условия - ведь по уставу старший по званию может заставить тебя делать вообще всё что угодно, хоть рыть целую ночь канаву "от забора и до обеда".

Поэтому сама система, когда тот, кто прослужил дольше, пользуется некоторыми привилегиями, считалась вполне нормальной. "Старые" напрягают поручениями "молодых" и "следят за порядком" в казармах, такая ситуация полностью устраивала офицеров и на "дедовщину" закрывали глаза. В отличие от солдат (которые через 2 года уйдут "на гражданку" и забудут про армию), у офицера существовала военная карьера, которую очень легко можно было испортить - и поэтому факты "неуставных отношений" старались не выносить за стены казарм, фактически между офицерами и "дедами" существовала некая договоренность - вы "смотрите за порядком", мы закрывамем глаза на нарушения.

Именно поэтому немалая часть смертей и увечий, полученных в результате "неуставных отношений", в документах фигурируют как какие-то случайности, травмы на учениях, самоубийства, оправданиях в стиле "упал с дерева на топор". Даже в случае прямого избиения "духа" старослужащими офицер старался всячески выгородить последних - мол, солдат сам виноват, начал первый и так далее. В противном случае - всплывает факт неуставных отношений, и военная краьера офицера могла пойти под откос.

4. Эхо советской армии.

Как это ни грустно осознавать, но всё вышеперечисленное в практически неизменном виде осталось и в России, и в Беларуси. В Украине после 2014 года, думаю, это распространено в меньшей степени. Буквально на днях в Беларуси произошла страшная история, когда из военной части в Печах привезли труп Александра Коржича с "официальным объяснением" для родных - "самоубийство". 5 октября Министерство обороны и Следственный комитет дали свой комментарий - "суицид, признаков криминального характера не обнаружили".

Родные Александра начали бить тревогу и писать во все СМИ - на теле их сына были обнаружены многочисленные травмы и синяки, после чего с эффектом снежного кома начали появляться публикации на фейсбуке и в СМИ. Видимо, в войсках поняли, что в этот раз "круговой поруокой" не отделаешься, и дело начали расследовать. Оказалось, что Александра нашли повешенным "со связанными ногами и с майкой на голове", после чего Следственный комитет в итоге возбудил уголовное дело о дедовщине. При этом "по инициативе Министерства Обороны" был заблокирован сайт zvarot.by, на котором собирались подписи о расследовании дела Александра Коржича.

И я думаю - а сколько же ещё было таких смертей из-за неуставных отношений, замаскированных в итоге под "самоубийства, самострелы, случайности на учениях"? Думаю, немало - и о большинстве из них мы никогда не узнаем. Как не узнаю никогда и я, от чего на самом деле погиб мой дядя в советской армии в пятидесятые годы.

А вы знаете что-нибудь про случаи дедовщины в СССР или сейчас?

Напишите в комментариях, интересно.

Максим Мирович

— Не пиши про дедовщину! (Меня отговаривали от написания этой статьи)
— Почему?
— Потому что ты НЕ СЛУЖИЛА в армии! (Хм, тоже мне довод!)

Обратите внимание, слова «армия» и «дедовщина» — СИНОНИМЫ. Я ведь не говорила, что буду писать про армию. Это как бы само собой разумеется. Кто прошёл НАШУ армию, знает о чём говорит. При чём, те, кто в ней служил, думают, что знают тему.

А между тем, они не видят её и не понимают. Если говорить образно, тот, кто рассматривает предмет со стороны, видит его целиком. А тот, кто уткнулся в предмет носом, видит лишь его фрагмент у носа. А тот, кто находится внутри предмета, в лучшем случае видит его контуры или вообще ничего не видит, потому что сам становится частью этого предмета.

Дедовщину замечают лишь в самых крайних формах проявления — когда человека калечат или убивают. «А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо-всё хорошо!»

1981-й год оперативно-стратегические учения «Запад-81». Я помню эти учения, они проходили возле нашего города, на территории Белоруссии. Там были польские жольнежи, были ребята из ГДР, чей говор культурно-тихий такой — нам трудно было разобрать их немецкую речь; и были наши — советские рядовые.

Не знаю, какой была организация в союзнических войсках, но у нас было так: для солдат — полевая кухня, для офицеров — военторговская столовая, для генералов — отдельные кабинеты с персональным обслуживанием. Хамство и барство — вот что такое были наши генералы. Нам, гражданским, было смешно смотреть на их выпендрёж. Мраморные туалеты с красными ковровыми дорожками (и ЭТО в военно-полевых условиях!) — для генерала.

Играют генералы в солдатиков, только не в оловянных, а в живых; рассматривают поле действия в свои бинокли, как театральные зрители рассматривают в лорнеты авансцену; а перед ними заискивают офицеры рангом пониже: суетятся, обихаживают — вот откуда берёт свое начало дедовщина.

От барства, от раболепия, от беспрекословности. Полезность военных учений я ставлю под сомнение. Особенно возмутительным фактом являются военные испытания, проходившие на Тоцком полигоне. Молодых парней за людей не считают. Их гнали как скот на убой.

Когда парня из Калининграда отправляют служить во Владивосток, а призывника из Владивостока — в Калининград… это тоже есть дедовщина. Оторвать от родных мест, от мамки и, при этом, не нести за солдата ответственности.

Вообще мамку в армии с иронией и сарказмом поминают довольно часто: «Не на мамкины пироги приехал. Не спрячешься за мамкину юбку. и т.д.» В армии сразу дают понять, что в ней нет места женскому началу. «Армия из тебя сделает мужика!» Перефразируй и получится: «Дедовщина сделает из тебя мужика».

Суровые армейские законы, братство, дисциплина — вот что сделает из тебя мужика. Ты пройдешь эти испытания и вернёшься героем! И будешь об этом рассказывать с гордостью на гражданке.
У дедовщины много сторонников и защитников. Если бы это было не так, её бы давно уже не было.

Дедовщина, каким бы термином мы не обозначили её (англ. hazing - хейзинг, фр. bizutage - бизютаж), ясно одно — она традиционно существовала в разные эпохи в разных странах.

Порочное явление меняет своё название, но не меняет своей сути. Я его называю порочным и преступным. Если бы все его считали таким, оно бы давно перестало существовать и кануло в лету.

Что характерно, иерархическая система взаимоотношений, связанная с дискриминацией, унижением, эксплуатацией, психологическим и физическим насилием — присуща армиям, тюрьмам, учебным заведениям и религиозным обществам.

Про дедовщину! Что делает её столь живучим явлением?

Давайте разберём причины:

Однозначно, она возникает и процветает исключительно в закрытых структурах — это Первое. Проблема не является чисто армейской — характерна для любой закрытой структуры.

Второе, хочу обратить Ваше внимание: эта субкультура проявляется исключительно в мужских сообществах. Чтобы не заводить лишних споров на предмет того, что женским обществам это явление чуждо и не свойственно, добавлю: дедовщина — явление однополого гомосексуального коллектива. Неформальные правила и обычаи в закрытых мужских (мальчиковых) коллективах существовали практически всегда.

Третье. Живучесть «неуставных отношений» коренится в отсутствии принципа добровольности: очень часто, в изолированные структуры человек попадает против своей воли. Но, что ещё хуже, он не может их легко покинуть, выйти из их состава по собственной инициативе.

Четвёртое. Не нормативно-не правовые отношения возникают там и тогда, когда начальник (руководство) заведения, из культивируемой им организации, извлекает личную выгоду и пользуется плодами этой «замкнутой» системы.

Пятое. Отсутствие комфортных условий проживания. Добавить к этому, отсутствие связи с внешним миром, отсутствие выходных и гарантированных отпусков — получится полная картина нездоровой атмосферы.

Шестое. В закрытых сообществах очень часто внедряется в сознание её членов установка, что противодействовать системе и обращаться с жалобами на неё — есть аморально, а жалобщик — достоин презрения. Дедовщина считается внутри сообщества инструментом дисциплины и воспринимается как норма.

Седьмое. Отсутствие структур защиты, в которые можно обратиться. Структуры носят формальный характер, они не дают реально никакой защиты.

Можно ли искоренить дедовщину?

Можно!!!
Поскольку сегодня российское (и всё постсоветское) общество волнует, более всего, именно армейская дедовщина — поговорим о ней.

Дедовщина сегодня стала более жестокой, извращённой и более хамской, чем когда-либо ранее — приводит к очень тяжёлым последствиям и даже смертельным случаям. Изнутри эту проблему никак не решить, её надо решать сообща внешним миром.

Рассмотрим положительный опыт, который удалось накопить к этому времени гражданским обществам других стран.

  • В США, выявление дедовщины — это конец военной карьеры для военнослужащего.
  • В Германии — автоматическое увольнение из армии.
  • В Китае — смертная казнь!
  • Во Франции — любая жалоба на недисциплинарные меры расследуется жандармерией и влечёт к возбуждению уголовного дела, к отчислению из воинского училища, к увольнению из рядов Вооруженных Сил.

Сам по себе перевод армии на контрактную основу кардинально проблемы не решает. Но вот, когда в армию набирают не юнцов со школьной скамьи, а людей постарше, это существенно оздоравливает армейскую службу.

Доступ рядового воинского состава к Интернету, мобильному телефону, установка видеозаписывающей аппаратуры — делает дедовщину невозможной.

В Израиле факторами, влияющими на искоренение дедовщины, называют следующие обстоятельства:

  1. Военнослужащие всегда проводят свои выходные дома и родители знают, как проходит их служба.
  2. Шестнадцать месяцев (из трех лет) своей армейской службы новобранец находится в учебной роте, а не в боевой; и общается только с такими же призывниками, как он сам.

От неуставных отношений удалось избавиться армиям таких стран как Испания, Польша, Норвегия, Швеция.

За «уклонистами» там не гоняются. Самое интересное, что всеобщую воинскую обязанность в этих странах не отменяли, но, если юноша не желает служить, его вычеркивают из списка призывников.

И такая практика «принципа добровольности» привела к тому, что военкомам приходится на службу не призывать, а отбирать из числа добровольцев, так как их всегда оказывается больше, чем требуется.

Появление женщин в армии и, самое главное, отсутствие изоляции от общества, в котором присутствуют женщины, существенно влияет на смягчение нравов мужских коллективов. Всё-таки Киплинг был прав: «Человек так и остался бы диким, если бы не женщина!»