Фгбоу во курский государственный университет. Вузы россии

Для поступления принимается ЕГЭ по математике, как профильному предмету, русскому языку, и физике или информатике и ИКТ на выбор.

Проходной балл, по данным опроса, проведенного НИУ ВШЭ и аналитическим отделом РАЭК , средний проходной балл ЕГЭ в регионах варьируется незначительно, а между разными специальностями информационной безопасности отличается существенно.

Максимальный проходной балл в ВУЗах варьируется от 45 до 86.

Выбрать конкретную специальность можно учитывая нюансы и специфику направлений: специальность 10.03.01 «Информационная безопасность» - здесь дают базовые знания по установке и эксплуатации компонентов системы обеспечения ИБ.

  • Код специальности - можно получить прикладные навыки защиты технического оборудования.
  • Код специальности дает навык по выявлению каналов утечек информации и предотвращению случаев.
  • Код специальности - это разработка моделей угроз для баз данных и создание программ по их защите.
  • Код специальности - это программирование и безопасность операционных, налоговых, финансовых, бюджетных систем.

Обучаться можно очно, в течение 4 лет пройдя подготовку на специалиста. Есть магистратура и аспирантура на некоторых специальностях информационной безопасности. Заочная форма обучения предусмотрена не везде, ее сроки варьируются в разных ВУЗах. В СУЗах проходной балл существенно ниже, но выбор специальностей узкий.

Специальность информационная безопасность - вузы и колледжи

В каких вузах есть специальность информационная безопасность?

Подготовка специалистов в России ведется во всех регионах страны. Распределение их, однако, неравномерно.

Самое большое количество IT-специальностей в УГАТУ , их 19. Далее идут МГТУ им. Н.Э. Баумана и СПбНИУ ИТМО . Вообще, получить образование в сфере информационной безопасности в 145 вузах России. Более 30% из них находятся в Центральном федеральном округе.

Специальность информационная безопасность - вузы Москвы:

1. Академия ФСБ России
2. МФЮА
3. ФГБОУ ВО МГЛУ
4. Финансовый университет, Финуниверситет
5. ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
6. МИИГАиК
7. ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», Университет машиностроения (МАМИ), Университет машиностроения
8. Национальный исследовательский университет «МИЭТ»; НИУ МИЭТ; МИЭТ
9. ОАО «ИТМиВТ»
10. НИЯУ МИФИ
11. Академия ГПС МЧС России
12. МГТУ ГА
13. ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
14. ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе», МГРИ - РГГРУ
15. МТУСИ
16. МГТУ им. Н.Э.Баумана
17. Военная академия РВСН имени Петра Великого или ВА РВСН
18. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя
19. МИРЭА, МГУПИ

Студенты изучают многоуровневые системы безопасности Cisco и Oracle , получают навыки по работе со специализированным оборудованием, блокирующим утечки информации, практикуют поиск скрытых видеокамер и радиозакладок, блокировку передатчиков информации с помощью различных комплексов «Соната», «Штора», «Бархан».

Специальность информационная безопасность - кем работать

Где работать по специальности информационная безопасность?

Работа по специальности информационная безопасность с примением своих знаний и реализацией потенциала как для студентов, так и выпускников может быть предложена в IT-компаниях, госструктурах, у операторов телекоммуникационных систем, а также, участвуя в международных турнирах. Крупные игроки IT-рынка отправляют на такие мероприятия хед хантеров , и впоследствии делают предложения участникам.

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий компании «Яндекс » и Дмитрий Волошин , директор департамента исследований и образования Mail .ru Group , солидарны в том, что проблема кадрового голода есть.

Компания Cisco , с августа 2016 года запустила стипендиальную программу по кибербезопасности, в которую инвестировала 10 млн долларов. Она призвана увеличить число специалистов с необходимой для этой области подготовкой. Программа будет реализована совместно с авторизованными партнерами компании по обучению, среди которых немало российских вузов.

По результатам опроса, проведенного АПКИТ и ВЦИОМ , только 13% выпускников IT- вузов подтвердили, что образование в ВУЗе можно применить в условиях реальной работы. Но, как сообщил Алексей Соколов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, число бюджетных мест увеличилось на 70% за 2 года, и планируется добиться большего увеличения контрольных цифр приема.

Есть надежда, что качество образования в этой сфере тоже возрастет, хотя, в РАЭК считают, что, несмотря на все более активную поддержку IT-образования руководством страны, еще актуальны проблемы недостаточной компетентности IT-специалистов, инертности учебных программ, некомпетентность преподавателей-теоретиков.

Информационно-аналитические системы безопасности - это область науки и техники, охватывающая совокупность проблем, связанных с созданием, эксплуатацией, развитием и защитой автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих обработку и анализ информации. Информационно-аналитические системы безопасности - это системы, позволяющие контролировать, анализировать и охранять от несанкционированного доступа информацию в финансовой и экономической сферах. Также эти системы позволяют ликвидировать вероятность потери или копирования информации, и, как следствие, приводят к повышению эффективности в управлении организацией. Данная специальность входит в перечень приоритетных специальностей Российской Федерации.

Специализация «Информационная безопасность финансовых и экономических структур» направлена на подготовку специалистов в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В качестве профильных дисциплин студенты специализируются на методах анализа данных и естественно-языковых текстов, анализе типологий финансовых манипуляций, системах информационно-аналитического мониторинга и т.д. В процессе обучения студенты осваивают особенности налоговых и финансовых систем, механизмов налогообложения в России и других странах, учатся использовать математические модели и методы для решения экономических задач используя информационно-аналитические системы.

К моменту окончания обучения выпускники специализации овладевают широким спектром компетенций: проведение комплексного анализа функционирования финансовых и экономических структур государственного или системообразующего уровня с целью выявления угроз национальной безопасности; анализ корректности и устойчивости функционирования национальной системы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; выявление, классификация и проведение анализа информационных объектов с признаками подготовки или совершения преступления в финансовой и экономической сферах деятельности; разработка и применение автоматизированных технологий обработки больших информационных потоков финансовой и экономической информации в режиме реального времени.

Кем работать (трудоустройство)

Выпускники специализации «Информационная безопасность финансовых и экономических структур» востребованы в таких организациях, как: Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, кредитные и некредитные (страховые, лизинговые, риэлторские, факторинговые, ювелирные, игорные и пр.) организации, службы внутреннего контроля банков, а также в других огранизациях выполняющих операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом.

Участие в реальных проектах

В ТУСУРе организовано практико-ориентированное обучение (ГПО) .

Студенты специализации «Информационная безопасность финансовых и экономических структур» участвуют в ряде интереснейших разработок:

  • Разработка системы распознавания образов на основе нейронных сетей. В ходе проекта планируется разработать программный комплекс, предоставляющий средства для получения трафика, выделения его параметров, построения модели на основе аппарата нейронных сетей, обнаружения атак в рамках этой модели. Также в рамках проекта разрабатывается программа для идентификации пользователей посредством анализа искусственной нейронной сетью параметров динамики проставления подписи.
  • Нечеткие системы. При изучении сложных систем и процессов исследователи часто сталкиваются с невозможностью построения аналитической модели изучаемого объекта, либо слишком большой сложностью такой модели, либо отсутствием достаточного опыта для построения экспертных систем, либо недостаточностью экспериментальных данных для статистического моделирования. Решением проблемы может быть переход от аналитических или статистических моделей к нечетким моделям, в которых описание предметной области может быть проведено посредством лингвистических переменных и правил естественного языка, содержащих качественную оценку ситуации виде нечетких «если-то» правил. Для того, чтобы эти правила применить, необходимо математически описать присутствующие в них нечеткие понятия. Над реализацией этих задач работают студенты в рамках данного проекта. Предлагаемая технология нечеткой идентификации должна быть реализована в виде программно-инструментального комплекса, который предполагается зарегистрировать в РОСПАТЕНТе.

Это далеко не полный перечень проектов ГПО специализации «Информационная безопасность финансовых и экономических структур». Кроме того, любой студент может предложить свой проект и вместе с группой единомышленников воплотить его в жизнь.

План учебного процесса направления подготовки 10.05.04 "Информационно-аналитические системы безопасности", профиль "Информационная безопасность финансовых и экономических структур"

1 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
История + - - 108 62 46
Иностранный язык - + - 360 212 148
Физическая культура и спорт - - - 72 70 2
Алгебра - + - 108 72 36
Математический анализ + - - 396 216 180
Информатика + - - 144 74 70
Русский язык и культура речи - + - 72 36 36
Введение в специальность - + - 72 26 46
Организация ЭВМ и вычислительных систем + - - 108 62 46
2 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Иностранный язык + - - 360 212 148
Основы информационной безопасности + - - 108 54 54
Физическая культура и спорт - + - 72 70 2
Геометрия + - - 108 72 36
Математический анализ - + - 396 216 180
Физика + - - 288 176 112
Методология и организация информационно-аналитической деятельности - + - 108 62 46
Основы программирования - + - 108 72 36
Математическая логика и теория алгоритмов - + - 72 56 16
Социология - + - 108 56 52
Учебно-лабораторный практикум - + - 108 - -
3 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Иностранный язык - + - 360 212 148
Численные методы - + - 108 56 52
Языки программирования + - - 108 72 36
Математический анализ + - - 396 216 180
+ - - 288 144 144
Физика + - - 288 176 112
- + - 252 136 116
Системный анализ - + - 72 54 18
Основы программирования - - + 108 72 36
- - - 328 280 48
4 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Философия + - - 72 54 18
Иностранный язык + - - 360 212 148
- + - 216 116 100
Технологии и методы программирования + - - 108 72 36
- + - 288 190 98
Теория вероятностей и математическая статистика + - - 288 144 144
Дискретная математика - + - 216 128 88
Финансы, денежное обращение и кредит + - - 252 136 116
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Теория информации - + - 108 56 52
5 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Безопасность операционных систем + - - 216 116 100
Криптографические методы защиты информации + - - 108 64 44
Базы данных и экспертные системы + - - 288 190 98
Правоведение - + - 108 54 54
Дискретная математика + - - 216 128 88
Финансы, денежное обращение и кредит - - + 252 136 116
Безопасность сетей ЭВМ - + - 180 144 36
Психология и педагогика - + - 72 56 16
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - - - 328 280 48
Планирование эксперимента - + - 216 108 108
Математические методы проектирования финансовых систем (групповое проектное обучение - ГПО 1) - + - 216 108 108
6 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Базы данных и экспертные системы + - + 288 190 98
+ - - 144 96 48
Математические методы в задачах финансового мониторинга - + - 72 54 18
Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности + - - 108 72 36
Безопасность сетей ЭВМ + - - 180 144 36
Прикладная криптография - + - 108 72 36
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту - + - 328 280 48
Теория игр и исследование операций - + - 216 108 108
Проектирование информационно-аналитических систем (групповое проектное обучение - ГПО 2) - + - 216 108 108
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности - + - 108 - -
7 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
+ - - 144 90 54
+ - - 216 154 62
Безопасность информационных и аналитических систем + - - 108 62 46
Формализованные модели и методы решения аналитических задач - + - 216 126 90
Основы гражданского права и гражданского процесса - + - 108 72 36
Финансовый анализ + - - 108 64 44
Макростатистический анализ и прогнозирование - - + 144 96 48
Основы управленческой деятельности - + - 216 108 108
Анализ нормативно-правового элемента финансовых систем (групповое проектное обучение - ГПО 3) - + - 216 108 108
Теория надежности - + - 108 64 44
Технологии Интернета вещей - + - 180 112 68
8 семестр
Дисциплины Экз. Зач. КрР / КрПр Всего часов Ауд. часы Сам. работа
Методы оптимизации - + - 72 56 16
Моделирование информационно-аналитических систем - - + 144 90 54
Принципы построения, проектирования и эксплуатации информационно-аналитических систем + - - 216 154 62
Экономика - + - 108 54 54

– это системы, позволяющие получать информацию, обрабатывать ее и проводить над ней анализ. Информация – это сведения в виде данных, которые не зависят от формы их представления. В современном мире существует достаточное количество определений этого термина, но большинство людей придерживаются традиционного вида пояснения. Абсолютно в любой сфере деятельности встречаются с информацией, объемы которой имеют значительные показатели. Результат анализа получаемой информации зависит от качества ее обработки. Информационно аналитические системы безопасности (ИАСБ) – это качество и успех деятельности при работе с информационным материалом.

Информационно аналитическая система безопасности подразумевает под собой тенденцию к общей реорганизации эксплуатации бизнеса, стремление достичь лучшего качества деловой информации, необходимость поддержания стратегического плана и достижение эффективных решений.

Описание общей структуры

Информационно аналитические системы заключаются в плодотворном хранении информации, а также в качественной обработке и оценке получаемых данных. На данный момент существует множество вариаций методов в реализации работы этой области. Качественное хранение данных зависит от существования информационно аналитической системы и соответствующих исходников поступающей информации.

Архитектоника взаимодействий в работе информационно аналитической системы имеет довольно длинный путь, который проскакивает через все источники данных, до того момента как дойти до аналитического анализа. По причине того, что количество и многообразие исходников информации имеют большие объемы и вариации, информацию нужно хранить надлежащим образом, в соответствии с поставленными задачами организаций. Проводя классификацию источников данных, пытаясь распределить их по типу и назначению, можно сделать следующий вывод, что они бывают транзакционного типа, типа хранилища данных и витринного типа.

На схеме – работа с данными в системе информационной безопасности

Информационно аналитическая система имеет два способа заполнения: вручную и автоматически. На стадии первичной фиксации информация проходит сквозь систему сбора информации и ее глубокого изучения. Транзакционная база данных в предприятии может быть не одна, зачастую их несколько.

Так как транзакционные источники информации не имеют особой согласованности между собой, то анализ располагает к себе преобразовательные и объединяющие функции. Можно распределить архитектуру современной информационной безопасности на следующие степени:

  • Накопление и исходная обработка;
  • Складирование и распределение;
  • Преобразование в витринный тип;
  • Анализ и исследование;
  • Web-источник.

Информационно аналитические концепции накопления и исходной обработки информации

1 уровень архитектуры – это транзакционные источники. Транзакционные базы данных имеют следующие особенности, которые представлены как требования для реализации работы: возможность моментально обработать данные и обусловить максимальную частоту их изменения. Ориентированность зачастую происходит для единичного случая (процесса).

Такие аналитические системы базы данных направлены на определенные программы и находятся под контролем транзакций.

Информация в таких базах использует частую конкретизацию, в связи с чем часто редактируется. Транзакции способны качественно выполнять задачи, связанные с валом шаблонного материала. Шаблонный материал – это довольно рутинное явление, которое следует обрабатывать каждый день. Но в итоге такая информация не даст точного ответа на вопрос общего положения дел, поэтому она не используется при комплексном анализе. Множество транзакций организуют последний уровень в архитектуре информационно аналитической системы безопасности.

Аналитические системы: процессы и инструменты

ETL-инструменты – это и есть те процессы, которые совершают извлечение (extraction), преобразование (transformation) и загрузку данных (loading). Предназначение процесса извлечения помогает совершить получение данных из источников, находящихся на нижних уровнях. В ходе работы преобразования информации происходит ликвидация избытка данных. Это реализуется за счет проведения вычислений и агрегаций. Извлечение, загрузка и преобразование могут быть трехступенчатыми, но их использование зарезервированного регламента.

Объединение данных, по типу складирования

3 уровень архитектуры содержит в себе исходные данные, имеющие название хранилище данных. Этот раздел подразумевает под собой исходную информацию, которая ориентируется на хранении и анализе. Исходники объединяют данные некоторого количества транзакций, а также позволяют проводить комплексный анализ, использующий высокоинтеллектуальные инструменты.

В соответствии с родоначальником идей объединения данных (Билл Инмон), хранение – это область применения, которая имеет некоторые особенности:

  • Предметная ориентированность;
  • Интегрированность;
  • Отсутствие возможности корректирования;
  • Зависимость от времени коллекционных данных;
  • Предназначение раскрывает суть в выбранном решении.

На схеме – архитектура современной информационной безопасности

Хранилище данных – это одна их ведущих аспектов архитектуры в информационно аналитических системах безопасности организации. Это звено имеет значимость в виде основополагающего источника информации для альтернативного анализа.

Аналитические системы безопасности: понятие данных в витринном виде

5 уровень архитектуры подразумевает ту информацию, которая описывается как витринная. Такое представление данных основывается на информации, которая содержится в хранилище данных, но не всегда. Как правило, они могут создаваться из данных, которые были взяты из транзакций, в том случае, если хранилище не создано.

Зачастую, пользователи проводят диагональ между хранилищем данных и витринным типом и выносят следующий вердикт: хранилище данных должным способом подходит для всей организации, а витрины обслуживают, как правило, обрабатывают отдельные уровни и подразделения. Иными словами, витрины могут использоваться для индивидуальных потребностей, что объясняется ограниченным уровнем возможностей.

Отличительной чертой между транзакциями и витринами считается то, что витрины предназначены для выполнения целевых задач, не являясь компонентом профессионального программирования.

Витрины используют такие люди, как аналитики, менеджеры и администраторы. Транзакции способны выполнять всеобщие задачи организации. Транзакциями пользуются люди, которые занимаются обработкой и вводом информации, но никак не анализируют ее и не принимают категорические решения.

Информационно аналитические системы: анализ информации

6 уровень архитектуры представляет набор программных средств, которые именуются как интеллектуальный анализ данных. Еще их называют BI-инструменты, то есть Business Intelligence Tools. Подобные инструменты помогают при проведении глубокого анализа, а именно с наилучшим образом распределять большие объемы информации и делать итоговое заключение в принятии решения.

Интеллектуальный анализ является средством использования для аналитиков и управляющих личностей. Задачи интеллектуального анализа представляют собой визуализацию и доступ к информации. Как упоминалось выше, входная информация является в большей степени не ресурсом, а обработанной информацией из хранилища, которая представлена в витринном виде.

Завершающий уровень архитектуры – Web-портал

В нынешние дни все чаще и чаще российские организации идут вслед за западными представителями аналогичной области. Интернет технологии дошли до высокого уровня и внедряются в работу с каждым днем все активней. Масса специалистов приняли в учет то мнение, что при использовании новейших технологий эффективность принятия решений увеличивается. Суть использования Web-порталов в области информационно аналитической системы безопасности заключается в экономии общих затрат. Это лучшим образом заменяет физические средства аналитической области и расширяет число клиентов. Осуществление подобных технологий улучшает поступление аналитической информации как и для аналитиков, так и пользователей. Web-портал хорош тем, что доступен и применим в любой точке мира. Благодаря подключению к сети Интернет реализация становится доступней.

Создание архитектуры ИАС

Информационные технологии достигли невероятных возможностей в нынешнем мире. С каждым днем их функциональная возможность обретает все больше и больше ресурсов. В связи с такой тенденцией общее количество инструментов информационной безопасности растет, тем самым становясь более доступными для использования многочисленными предприятиями. Появление новых средств не заставляет пересматривать всю работу старой аналитики, а напротив дополняет ее и совершенствует. С появлением новых инструментов общее время работы минимизируется, при этом качество получаемого результата не снижается, а, напротив, увеличивается. Если время работы способно сокращаться, следовательно, и общий объем затрат имеет свойство уменьшаться.

В итоге внедрение нового оборудование оставляет только плюсы и способствует положительной эволюции для данной области сферы деятельности.

Каждая организация вправе выбирать собственные инструменты анализа, которые им необходимы. Комплект инструментов можно собрать из разных устройств, производители которых будут отличаться, а можно и иначе – собрать комплект девайсов одной фирмы производителя. Честно говоря, нет точного ответа, какое из этих решений лучше. Каждая превосходит в чем-то отдельном. Например, при комплекте устройств одного производителя не будет нарушена система , что все-таки является хорошим фактом. Но если посмотреть со стороны безопасности, то комплектующие от разных производителей обеспечат лучшую защиту, так как адреса и резервированные коды устройств различаются, тем самым повышая общий уровень зашиты. Но при гибридной сборке могут возникнуть проблемы программного обеспечения, так как может выпасть сбой и несовместимость между комплектующими ресурсами.

На видео рассказывается об информационной безопасности:

Год основания: 1934
Число обучающихся в вузе студентов: 9265
Стоимость обучения в вузе: 33.84 - 47.45 тыс. руб.

Адрес: 305000, Курская область, Курск, Радищева д. 33

Телефон:

E-mail: [email protected], [email protected]
Сайт: www.kursk-uni.ru

О ВУЗе

Каждое учебное заведение нашего города - это место непрекращающего движения, где всегда чувствуется молодость и энергия. Вузы меняют обитателей, качество обучения и названия, но неизменными остаются страницы истории, которые помнят стены и знают лишь немногие люди, приходящие в любимое здание на протяжении многих лет

История Курского государственного университета начинается еще в конце XVIII века и связана с именем француза Ренеда. В 1794 году, во время екатерининской реформы школьного образования, он принимает российское подданство и открывает в Курске частный пансион благородных девиц. Здание учебного заведения располагалось на Московской улице в двухэтажном доме с флигелем. В это время в пансионе обучалось 30-40 юных дворянок.
В 1860 году частный пансион был преобразован в Мариинское училище первого разряда. Подобных учебных заведений в России было немного: Орловское, Харьковское, Воронежское, Новочеркасское и наше, названное не традиционно по месту нахождения, а в честь его попечительницы - императрицы Марии Федоровны. Благодаря стараниям директора, члена попечительского совета Дмитрия Григорьевича Жаворонкова, создание училища стало всенародным делом. С помощью благотворительных вечеров, лотерей и концертов была собрана огромная по тем временам сумма - 4000 руб. На эти деньги было приобретено более просторное здание (дом бывшего председателя Курской казенной палаты Телешова), оборудование в классы, мебель, назначено жалование преподавателям.

27 мая 1901 года на улице Флоровской (ныне Радищева) было торжественно заложено новое здание, которое строилось под руководством архитектора Баумиллера на протяжении двух лет. Действующая с 17 декабря 1902 года Мариинская гимназия стала одним из культурно-просветительских центров города и губернии.

После революции, в 1918 году, гимназия получила статус учительского института. Вновь созданное высшее учебное заведение многократно реформировалось, совершенствовалось и меняло название. 4 января 1919 года Курский учительский институт был преобразован в педагогический. В это время открываются биолого-географический, литературно-художественный, физико-математический, словесно-исторический и дошкольный факультеты. На них готовят преподавателей школ II ступени, учителей труда с агрономическим уклоном и воспитателей дошкольных детских учреждений.
После захвата города Курска войсками генерала Деникина в сентябре 1919 года институт временно прекратил свою деятельность. Однако в начале 1920 года, ровно через неделю после устранения белогвардейцев из города, он вновь возобновил работу и стал называться институтом народного образования. В учебном заведении действовали историко-филологический, физико-математический, агрономический и дошкольный факультеты, на которых обучалось около 650 студентов и работало 50 научных сотрудников. Агрономический факультет готовил <инструкторов по трудовым процессам> для школ II ступени. 8 апреля 1921 года общее собрание студентов этого факультета вынесло решение о преобразовании агрономического факультета в практический сельскохозяйственный институт.
22 сентября 1921 года по постановлению Главпрофобра Курский институт народного образования снова становится Курским педагогическим институтом. Наконец, 14 марта 1922 года он был переименован в Курский практический институт народного образования (ПИНО). Однако эта реформа продолжалась недолго. Уже 30 июля 1923 года по постановлению коллегии Главпрофобра Курский ПИНО был закрыт, студенты старших курсов продолжили учебу уже в Курском педагогическом техникуме.

Летом 1934 года по решению Правительства РСФСР Курская область выделилась из состава Центрально-Черноземной области в качестве самостоятельной единицы. На одном из первых заседаний созданного в это же время Курского областного комитета партии было принято постановление о необходимости открытия в городе Курске государственного педагогического института.

Открываемому вузу было передано здание Курского педагогического техникума по улице Радищева, а городской Совет обязался выделить помещение для общежития студентов.

Уже 22 июля 1934 года Совнарком РСФСР постановил открыть в нашем городе государственный педагогический институт. Первыми действующими факультетами вуза с четырехлетним сроком обучения стали факультет истории и русского языка/литературы, принявший только на I курс около 200 студентов. По указанию Наркомпроса РСФСР из Орловского педагогического института в новое учебное заведение Курска переведены студенты II и IV курсов.

Весной 1935 года из нескольких ведущих педвузов страны для чтения лекций в Курский педагогический институт были командированы квалифицированные научные работники. Так, на кафедру русского языка из Новгорода приехал Г.В. Денисевич, из Ярославля на кафедру истории партии - Н.Е. Кудрявцев и О.В. Давыдова, из Москвы - профессор истории СССР И.И. Полосин. В 30-40-е гг. для проведения занятий приглашались ведущие ученые страны из Москвы, Ленинграда, Киева и Воронежа.

Первым исполняющим обязанности директора Курского педагогического института был назначен бывший заведующий педагогическим техникумом С.А. Ладыженский, первым деканом факультета русского языка и литературы - В.С. Бондаренко, деканом факультета истории - А.А. Лямзин.

Молодой педагогический вуз начинает активно развиваться. В 1937 г. происходит открытие заочного отделения, в 1940 г. при нескольких кафедрах появляется аспирантура, в 1941 г. выходит в свет первый сборник <Ученых записок>. Если в 1934-35 учебном году в институте было всего 30 штатных преподавателей, то к 1941 году их число увеличивается почти втрое.

В 30-е годы при институте действует педрабфак, главой которого был студент исторического факультета Г.М. Емельянов. В 1936 году состоялся первый выпуск рабочего факультета, в 1937 году - второй и последний.

На протяжении первых лет существования Курский пединститут испытывает серьезные организационные и финансовые трудности. Для полноценной работы не хватало пособий, мебели, оборудования и хорошо оснащённых кабинетов. Библиотечный фонд был настолько мал, что не мог удовлетворить потребность студентов в учебной и художественной литературе. На развитие института негативно влияла частая смена его руководства: за четыре года работы (1934-1938 гг.) на посту директора вуза побывало пять человек. В связи с многочисленными проблемами надстройку двух этажей над учебным корпусом института (ул. Радищева, 33) и строительство 2 общежитий (на улицах Золотой и Гоголевской) удалось завершить только в 1938 г.

К началу Великой Отечественной войны все кафедры вуза были по преимуществу укомплектованы преподавательскими кадрами и имели опытных заведующих. Если в 1937 - 38 учебном году в институте работало 35 научных сотрудников (среди них 4 профессора, 19 доцентов и кандидатов наук, 12 преподавателей и ассистентов), то в 1940-41 гг. их число увеличилось до 80.

В институте систематически демонстрировались кинофильмы, проводились вечера художественной самодеятельности. Студенты выступали с концертами в подшефной воинской части и на избирательных участках. Большим успехом пользовался студенческий ансамбль песни и пляски, работали драматический, хоровой, танцевальный и музыкальный кружки, устраивались литературные вечера. Во время летних каникул студенты ездили на экскурсии в Москву и Ленинград. Но особенно большое внимание уделялось оборонно-спортивной работе.

За довоенный период (1934 - 1941 гг.) Курский педагогический институт выпустил преподавателей истории и русского языка/литературы в количестве 1553 человек (с высшим педагогическим образованием - 777 человек, с незаконченным высшим - 776).

В октябре 1941 года институт был эвакуирован в г. Сарапул Удмуртской АССР, куда пришлось перебраться всем неушедшим в армию преподавателям, сотрудникам и выпускникам вуза. Здесь же и состоялся последний выпуск 40 студентов довоенного набора, после которого институт временно закрыли. Эвакуированные преподаватели и студенты принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, работали в школах республики и Ижевском пединституте.

Возвращение института в родной город (1943г.) ознаменовалось ещё и появлением факультета географии. После окончания войны открылись физико-математический факультет и факультет иностранных языков.

В послевоенные годы старейший вуз стал центром подготовки кадров для Курской области, а по некоторым специальностям - и для всего Центрального Черноземья.

В 70-80-е гг. институт готовил учителей для Киргизии, Узбекистана и Чечено-Ингушетии. Главной задачей в совершенствовании учебного процесса вуза стала работа по укреплению связей со школой, техническому оснащению лабораторий и кабинетов. От простых пособий предвоенного и послевоенного времени институт шагнул к лингафонным кабинетам, телевизионному комплексу, компьютеризации. Учебный процесс всё больше ориентировали на практику общеобразовательной и профессиональной школы. В 70-е гг. в вузе было создано четырнадцать типовых школьных кабинетов, в 80-е - подготовлено около трехсот пособий для учителей.

В 1984 году за плодотворную длительную работу по подготовке кадров для народного образования и в честь пятидесятилетия со дня основания Курский государственный педагогический институт был награжден орденом <Знак Почета>.

В сложных финансовых условиях постсоветского времени институт не просто не снизил темпов развития, но и был признан Министерством образования наиболее динамично развивающимся вузом Юга России. Были созданы уникальные кабинеты, лаборатории и компьютерные классы (лаборатория интенсивных методов обучения иностранным языкам, вычислительный центр, центр профориентации, который интенсивно используется в учебном процессе и оказывает помощь центрам по трудоустройству населения).

С 1994 года повысивший свой статус до педагогического университета наш вуз успешно осуществлял довузовское, высшее профессиональное и послевузовское обучение. Сложилась гибкая система отбора и подготовки абитуриентов, профессионально ориентированных на педагогическую профессию. Этому способствовали различные типы учебных заведений: гимназии и лицеи с углубленным изучением ряда предметов, педколледж, факультет будущего учителя и подготовительное отделение. КГПУ стал одним из первых вузов в России, который разработал и внедрил пакеты учебно-методической документации для инновационных типов учебных заведений. За 90-е годы аспирантура университета расширилась с 5 (по которым обучалось 22 человека) до 24 специальностей (205 аспирантов). В конце 90-х гг. университет имел право вести общеобразовательную деятельность по двадцати шести специальностям.

Лицензия серия А №268651, рег. №9013 от 21.06.2007 г.
Свидетельство о государственной аккредитации серия АА №000820, рег. №0798 от 16.07.2007 г.

Курский государственный университет основан в 1934 г. Как Курский педагогический институт.

Факультеты:

  • Актуальных направлений
  • Дефектологический
    • Логопедия
    • Олигофренопедагогика
    • Специальная психология
  • Довузовской подготовки
  • Естественно-географический
    • Биология
    • География
    • Социально-культурный сервис и туризм
    • Химия
    • Экология
    • Естественнонаучное образование (профиль - география)
    • Естественнонаучное образование (программа - биологическое образование)
    • Естественнонаучное образование (программа - географическое образование)
    • Естественнонаучное образование (программа - химическое образование)
    • Естественнонаучное образование (программа - экологическое образование)
  • Индустриально-педагогический
    • Безопасность жизнедеятельности в техносфере.
    • Профессиональное обучение (отрасль - дизайн).
    • Профессиональное обучение (отрасль - педагог профессионального обучения).
    • Технологическое образование (профиль - технология обработки конструкционных материалов).
    • Технологическое образование (профиль - технология обработки тканей и пищевых продуктов).
    • Технологическое образование (программа - допрофессиональное образование).
    • Технологическое образование (программа - менеджмент образования).
  • Иностранных языков
    • Перевод и переводоведение.
    • Теория и методика преподавания иностранных языков и культур.
    • Филологическое образование (профиль - иностранный (английский) язык и компьютерная лингводидактика).
    • Филологическое образование (профиль - иностранный (английский) язык).
    • Филологическое образование (профиль - иностранный (немецкий) язык).
    • Филологическое образование (профиль - иностранный (французский) язык).
  • Информатики и вычислительной техники
    • Информатика (заочное)
    • Информатика с дополнительной специальностью "Иностранный язык".
    • Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.
    • Профессиональное обучение (отрасль - информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии.
  • Искусств
    • Дирижирование.
    • Инструментальное исполнительство
    • Музыкальное образование
    • Художественное образование (профиль - музыкальное искусство).
    • Художественное образование (программа - музыкальное образование).
  • Исторический
    • История.
    • Социально-экономическое образование (программа - музыкальное образование).
  • Педагогики и психологии
    • Психология.
    • Педагогика (профиль - информатика в начальном образовании).
    • Педагогика (профиль - методика обучения иностранному (английский) языку в начальное школе).
    • Педагогика (профиль - начальное образование).
    • Педагогика (профиль - практическая психология в образовании).
    • Педагогика (профиль - социальная педагогика).
    • Педагогика (программа - начальное образование).
    • Педагогика (программа - педагогическая психология).
    • Педагогика (программа - психология развития).
    • Педагогика (программа - социальная педагогика).
    • Педагогика (программа - социальная психология в образовании).
  • Повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
  • Теологии и религиоведения
    • Теология.
    • Религиоведение.
  • Физико-математический
    • Прикладная математика и информатика.
    • Математика.
    • Физика.
    • Физико-математическое образование.
    • Физико-математическое образование (программа - математическое образование).
    • Физико-математическое образование (программа - физическое образование).
  • Физической культуры и спорта
    • Физическая культура.
  • Филологический
    • Филология.
    • Журналистика.
    • Филологическое образование (профиль - русский язык и литература).
    • Журналистика (программа - язык и стиль СМИ).
    • Филологическое образование (программа - литературное образование).
    • Филологическое образование (программа - языковое образование).
  • Философии, социологиии культурологии
    • Культурология.
    • Социология.
    • Философия.
    • Культурология.
  • Художественно-графический
    • Архитектура.
    • Дизайн (специализация - графический дизайн).
    • Дизайн (специализация - дизайн костюма).
    • Искусство интерьера.
    • Художественное проектирование костюма.
    • Художественное образование (программа - изобразительное искусство).
    • Художественное образование (профиль - изобразительное искусство).
  • Экономики и менеджмента
    • Бухгалтерский учет, анализ и аудит.
    • Государственное и муниципальное управление.
    • Коммерция.
    • Маркетинг.
    • Менеджмент организации.
    • Мировая экономика.
    • Налоги и налогообложение.
    • Национальная экономика.
    • Управление персоналом.
    • Финансы и кредит.
    • Менеджмент (программа - производственный менеджмент).
  • Юридический
    • Юриспруденция.
    • Юриспруденция (программа - арбитражный процесс).
    • Юриспруденция (программа - гражданский процесс).
    • Юриспруденция (программа - гражданское право).
    • Юриспруденция (программа - конституционное право).
    • Юриспруденция (программа - криминология).
    • Юриспруденция (программа - международное частное право).
    • Юриспруденция (программа - муниципальное право).
    • Юриспруденция (программа - семейное право).
    • Юриспруденция (программа - теория и история государства и права).
    • Юриспруденция (программа - уголовно-исполнительное право).
    • Юриспруденция (программа - уголовное право).