На отношение и оценку происходящего.

На сколько наша мысль свободна? Удается ли нам осознанно управлять своими мыслями и эмоциями? Ведь известно, как важно контролировать свои мысли и эмоции, управлять ими, известно также, насколько сложно это делать. Возьмем, например, людей, старающихся расстаться с привычкой курения или стремящихся сбросить вес. В таких ситуациях очень трудно отказаться от привычного действия, например, съесть булочку или конфетку, когда необходимо следовать внутренней дисциплине и выбрать морковку или яблоко. Остановим ли мы свой выбор на сладостях или полезном продукте во многом зависит от того, насколько хорошо удается владеть своими эмоциями. Ученые давно пришли к выводу, что те, кто управляет своими эмоциями, чувствуют себя здоровее, живут, счастливее и даже богаче.

Как научиться контролировать эмоции

Человеку с хорошим самообладанием намного легче взять себя в руки в различных жизненных обстоятельствах, при любой ситуации: будь то дополнительная работа в летние дни, когда есть только одно стремление, бросить все и отправиться в парк или к водоему; или осознанный выбор правильного образа жизни, создающего основу здоровья; или просто ежедневные обязанности и срочные дела, которые делаются сразу без дополнительных усилий и сопротивления.

Хорошая новость! Умение контролировать эмоции поддается тренировке

Так чем же эти баловни судьбы с хорошим самообладанием отличаются от тех, кому сложно устоять от искушения и в момент минутной слабости выбрать булочку, а не морковку? Которым что-то постоянно мешает стремиться к поставленным целям? Принципиальная разница заключается в объеме (мощности) рабочей (оперативной) памяти, которая является командным пунктом сознания человека. Человек использует одну и ту же силу для концентрации на работе или учебе, чтобы дисциплинировать себя во время диеты или вспомнить выученное. Эту силу можно сравнить с аккумулятором, в котором есть определенный запас энергии. Если аккумулятор пуст, у человека нет сил справиться с искушением, и вместо того, чтобы сделать дело, он отправляется гулять в парк или на встречу с приятелями.

Если вы систематически боретесь с собственной неорганизованностью и недисциплинированностью, то облегчить задачу и увеличить объем оперативной памяти (накопить силу), помогут постоянные целенаправленные тренировки мозга. Это поможет улучшить контроль над эмоциями.

Данный факт подтверждают и многочисленные исследования. Например, в журнале «Journal of Neuroscience» от 2013 года, были опубликованы результаты исследования группы людей, которые на протяжении 3-х недель занимались упражнениями по тренировке памяти. Затем участникам эксперимента показывали эмоционально заряженные фильмы, например, со сценами насилия. После просмотра измерялся объем стрессовых ощущений, вызванных этими фильмами. Ведь чем больше человек подвержен переживанию стресса, тем хуже он управляет своими эмоциями. Исследование продемонстрировало, что экспериментальная группа показала значительно более низкий уровень испытанного стресса, чем контрольная группа, не проходившая тренировок. Это однозначно подтверждает тезис о том, что тренировка мозга, а в частности памяти, улучшает контроль над эмоциями.


Тренировки мозга способствуют снижению употребления алкоголя

Было проведено еще одно исследование, в котором ставился не менее важный вопрос – влияют ли тренировки мозга на уменьшение употребления алкоголя. В эксперименте принимали участие люди, склонные к злоупотреблению алкоголем. Все участники были случайным образом поделены на две группы – экспериментальную и контрольную. Одна группа занималась тренировкой работы мозга в течении 25 дней, контрольная группа не участвовала в тренировках вообще. Результаты поражают: экспериментальная группа значительно снизила потребление алкоголя, по сравнению с контрольной. То есть, тренировка мозга на постоянной основе позволяет легко поднять уровень контроля, возможность управлять собой и самодисциплину, что улучшает качество жизни, делая ее здоровее и лучше.

Упражнений для тренировки мозга существует огромное количество. Всех и не перечислить. Нужно найти для себя подходящие упражнения, периодически их менять, поддерживая интерес к этой деятельности. Ведь наше здоровье в наших руках, в том числе и здоровье нашего мозга. Берегите себя!

14/05/03, Avla
Если я стану Властелином Мира, то установлю повсеместно свободу и демократию. Наступит изобилие и процветание. Не будет войн, не будет страданий и голода. Не будет границ. Только сразу предупреждаю: всех кошек и котов я уничтожу в газовых камерах, спрессую в брикеты и закопаю на свалке, а тех, кто будет их прятать и спасать, отправлю в специальные "Лагеря для любителей кошек" на Колыме.

09/06/04, Avla
Я бы правда был самым мудрым и справедливым правителем! При мне было бы изобилие, процветание, гармония, расцвет наук и искусств. Не было бы войн. Выберите меня властелином мира!

09/06/04, Duck
о да!!! всегда мечтал! да и похоже до сих пор мечтаю, как бы мечта ни была утопична и несбыточна... а ведь всё же - иметь абсолютную власть над людишками! я даже не знаю точно, каким бы я был правителем... иногда хочется быть добрым и хозяйственным, а иногда охота показать жалким смертным кто есть кто... прям Black&White какая-то...

09/06/04, Duck
эхх... нет, я бы скорей злым стал... уж очень охота расквитаться со всеми накопившимися врагами, да и вам всем утереть носы... алчность...

09/06/04, The UnforgiveN
ну, если вы настаиваете... Сразу предупреждаю: первые пятьсот лет будут голод, войны и границы. Станет около пяти сотен независимых феодальных государств, где я буду единственным Властелином всех остальных ничтожеств:) У меня будет черный трон, черная корона и черный замок в Монако. и звать вы меня будете скромно, без помпы: Черный Властелин. Всех ненавистников кошек и собак я буду травить в камерах, прессовать в брикеты и закапывать на свалках или, если будет хорошее настроение, отправлю на генетический материал. Всех любителей хвостатых я награжу поездками в Туапсе за счет моей безграничной казны, пополняемой за счет непомерных налогов С_ВАС_ЖЕ:) Так где мне расписаться?%)

09/06/04, Duck
чур мой трон и ваще мой замок будет в Киото! бааалшой двроцовый комплекс со множеством зданий и пагод с острыми концами, и две мои огромные статуи при входе в комплекс. и чтобы прожекторами освещались и воздушные змеи огромные развевались над дворцами. ну и столицу мира тоже бы в Киото наверное перенёс... хз... звали бы меня просто Император Анубис... блин, иль просто Император... заказал бы я себе настоящий императорский костюм, инкрустированный иероглифами и драконами, да меч с лазерной пушкой в комплекте... в общем розовая мечта, самая настоящая!

10/06/04, Avla
Действительно, власть развращает, действительно, это огромная ответственность. Но я бы справился. Я бы вот какой закон издал: все налоги бы и пошлины отменил бы вообще. Полная свобода предпринимательства. А государство существовало бы за счёт природных ресурсов, нефти там, газа. А кошек я бы конечно уничтожать не стал бы. Так, разве что с экранов телевизоров их убрал бы, уж больно они мерзки, особенно котята.

10/06/04, Brom
Avla: 1) кто бы платил ментам, пожарникам, учителям, Жириновскому? 2) тебе не кажется, что такое бесконтрольное использование природных ресурсов истощило бы планету лет за 50?

10/06/04, Avla
Как раз это сейчас происходит бесконтрольное использование ресурсов. У меня всё было бы под контролем. Деньги я бы и получал за счёт продажи ресурсов - я ж про это и говорю.

10/06/04, Brom
Avla: не такое уж оно и бесконтрольное. Закон о недрах пользования (я в законодательстве не силен, но по-моему есть такой) для этого и создан, чтобы хоть какой-то контроль был. Т.е. ты говоришь, что такой огромной стране, как Россия хватило бы ресурсов не только на собственные нужды но еще и на экспорт? (хватило-то оно хватило бы, только вот на какой срок?) И за счет доходов от экспорта платить гос. служащим? Хм... А частные предприниматели все богатели бы и богатели, как индийские раджи. Фигня какая-то... Не пойду за тебя голосовать.

10/06/04, Avla
Ну хорошо, Brom, согласен, с кондачка тут решать не стоит. Надо всё хорошо продумать. Но вот чег при мне точно бы не было - так это власти ради власти, ради возможностей и самоутверждения. Я бы и по телевизору показывался бы крайне редко, а не так как Вова Путин.

10/06/04, Brom
На самом деле это очень Тяжело. Практически невозможно. Ведь надо было бы примирить воинствующие народности и религиозных фанатиков. Поощрать одних, чтобы не обидеть других. Чтобы, как грится, и волки сыты и овцы целы...

10/06/04, FerrumKa
Конечно, это круто...Хотя, как подумать? Ну буду я (или кто-то еще) Властелином мира, ну помру потом, и будут про меня байки рассказывать; вот, гадина такая, поганка бледная, все испортила!!! Как людям объяснить, что для них-то стараешься? А чего я тут так расписалась? Кто меня сделает Властелином мира. Чтобы стать в одной стране ВЛАСТЕЛИНОМ, надо половину пересажать, вторую запугать. А мира?

10/06/04, Коварный маршал
Ну, по-моему, быть Властелином Мира очень даже неплохо, но только в своих мечтах и фантазиях. Слишком большая ответственность, и ведь Миру от этого пользы не случится, только его Властелину приятно будет.

10/06/04, Почкина сестра
Я и так уже властелин мира. Моего маленького личного мирка. Это же прекрасно - полностью управлять собственной жизнью. Да, бывают внешние трудности. Но с ними легко бороться, я выбрала тактику воды, которая протачивает в конце концов любое препятствие.

10/06/04, Rex
Не обязательно становитьсяю Главное стремится!!!

10/06/04, Jonson
Мне для этого пяти юнитов не хватает. Еще не хватает 10рублей 80коппеек. Еще картошки вагонов два. Молодой, не проращенной. Как стану Властелинов сразу всех распущу, на хрен мне такой толпой управлять.

10/06/04, Василизм
Хотя бы замом. Шеф в коммандировку по мирам рванул, а у тебя право подписи! А ты, конечно, не дурак и правом этим весело пользуешься:)

11/06/04, Адамов
А я сделаю, как уже сделал на работе. Захламлю всё. Это будет культ старых концептуальных вещей. Такую свободу устрою, мало не покажется. И ещё я люблю всё живое, кошек (Avla, привет!), собак, ворон, крыс и тараканов. Чтобы никто не говорил, что город - это типа пустыня, там природы якобы нет. Чтобы были кормушки для уличных животных и бомжей (с пивом). Ну и воевать конечно будут поменьше.

11/06/04, Адамов
Забыл добавить, мух ещё люблю, будет много мух.

11/06/04, Адамов
Комаров тоже надо будет подразвести.

11/06/04, Avla
А вот я бы развёл морских свинок. А что касается войн - видимо, придётся отвести часть какой-нибудь пустыни или тундры, совершенно ненужной, и там всё время поддерживать локальный конфликт, придётся на это тратить деньги, финансируя обе воюющие стороны. А иначе куда деть тех, кто желает повоевать? Зато на остальной части планеты будет мир, изобилие и процветание.

11/06/04, Адамов
Да, тундру под войну отвести... Прим. половина территории России - вечная мерзлота. Неужели кто-то уже начал этот план осуществлять? Ясно, будем следить за численностью морских свинок...

11/06/04, Адамов
Zippa, я не критин, а крЕтин.

12/06/04, Medieval
Вот я чего сделаю, если повезёт:) - Все гос-ва, кроме России (как незримый центр Империи - зачем кому-то знать где он?), будут демилитаризированы - останется только минимум для подавления возможного недовольства. Появятся мощные границы между всеми государствами. В каждом будет своя валюта - и только электронная. Все денежные операции естественно будут контролироваться. Вся сеть коммуникаций - телефоны, net и др. будет под "колпаком" - пускай недовольные общаются между собой, высказывают свои мысли по "свободным каналам", ищут пути сопротивления, (попытки купить оружие, модификации домашних сетей для создания защищённых каналов связи - которые легко превратятся в средство заговора и др.)

Жить интересно, когда вы можете все менять и на все влиять. А вы можете

Как часто мы отдаем штурвал своего корабля в руки неумелых, непрофессиональных капитанов, которые ведут его в известном только им направлении. Снимая с себя ответственность за принимаемые ежедневно решения, мы позволяем случаться всему и всегда, лишь наблюдая (на диване) в роли жертвы, как мимо протекает наша собственная жизнь.

Ключевые жизненные постулаты людей, снимающих с себя ответственность за собственную судьбу: От судьбы не уйдешь. Не повезло с начальником. В такой стране мы живем. Зарплату не платят. Денег ни на что не хватает. Сейчас такое время. Такова жизнь. Я ничего не могу изменить.

На что в жизни на самом деле может влиять каждый?

1. На отношение и оценку происходящего

Вы вправе определять свое отношение и давать свою оценку в абсолютно любой жизненной ситуации. С пониманием и принятием относитесь к тому, что ваше мнение может сильно отличаться от мнения окружающих, а иногда и от виденья большинства. Это нормально.

Именно в вашей власти формировать свое собственное отношение к происходящим в вашей или чужой жизни событиям и ситуациям. Если на первый взгляд вам кажется очевидной та или иная оценка окружающих на различные события и ситуации - всегда думайте о том, как именно вы видите и оцениваете происходящее. Вы удивитесь, поняв насколько сильно вы ограничиваете собственные возможности, принимая с легкостью уже проведенную оценку, сформированное суждение и подготовленное резюме происходящего другими людьми.

Только вы несете ответственность за то, с кем живете, с кем спите, где работаете и в каких местах бываете

То, что мы видим, зависит от того, как мы смотрим. Не смотрите чужими глазами на вашу жизнь, и тогда вы сможете в полной мере направлять корабль в нужном вам направлении.

2. На самочувствие и здоровье

Еда, кино и «домино» определяют душевное и физическое здоровье. Именно от выбора продуктов для души и тела зависит ваше самочувствие и настроение. Выбор пищи для разума и тела всегда за вами, следовательно, здоровье и самочувствие зависят только от вас.

3. На то, с кем общаться, дружить, где работать и как жить

Да, почти как стих выглядит банальная и от того такая сложная штука - быть автором своего жизненного сценария. Только вы несете ответственность за то, с кем живете, с кем спите, где работаете и в каких местах бываете. Постоянное нытье о том, что другой работы нет или в нашей стране нельзя по-другому - не более чем попытка переложить ответственность за свои ежедневные решения на кого угодно, кроме их автора.

4. На свои доходы, расходы, временные и эмоциональные ресурсы

Любую задачу вы будете выполнять ровно столько, сколько отведете на ее выполнение времени. И да, если не планировать время на выполнение тех или иных задач - это 100% попадание в мир прокрастинанации и вечной занятости.

То же самое касается и денег. Если вы не управляете своими финансами, они в прямом смысле управляют вами. Вопрос только в том, как управляют и с какими остатками на счетах.

Все, чем вы не управляете, управляет вами. Научитесь руководить всеми сферами своей жизни, и вы заметите удивительные метаморфозы.

Да, на погодные условия и форс-мажорные ситуации мы не можем влиять, но точно можем контролировать к ним свое отношение и изменять направления корабля в нужном направлении.

Если есть уверенность, что ничего изменить нельзя, проверьте свой пульс - возможно, вы мертвы.

Окружение влияет на мировосприятие человека. Это означает, что темп и вектор нашего развития зависят не только от нас самих, но и от наших друзей и тех, на кого мы подписаны в соцсетях. Поэтому, чтобы как-то разбавлять бесконечный поток котиков и расширять кругозор, предлагаем, ознакомится с данной статьей.

Каждый планирует свое время так, как умеет. Для кого-то легче расписать свой день по минутам и поощрять себя за каждое полноценно выполненное задание мафином. Кто-то ставит таймер, чтобы потратить полчасика на любимую книгу. А кто-то посвящает этому делу свою жизнь, ставит цель не только научиться самоорганизации, но и помогать в этом другим.

Вот советы, техники и инструменты, которые помогут вам сделать больше, прилагая минимальных усилий.

Добиться успеха очень просто, если уметь с пользой применять свои навыки и знания. Кроме того, часто сложные решения отнюдь не приближают нас к цели. Ключ в простоте.

Если ваш распорядок дня напоминает усложненную блок-схему, это, пожалуй, слишком сложно, чтобы использовать подобный инструмент ежедневно. Чтобы достичь успеха, окружите себя только тем, с чем вы точно будете работать. Одна записная книжка, один календарь, список задач – всего по одному!

Оказать значительную помощь с организацией своего времени поможет знаменитая книга Жесткий тайм-менеджмент . Книга написана известным в 60-е предпринимателем из США простым и понятным языком. Из нее вы узнаете как максимально эффективно использовать рабочее время.

Причины заставить себя сегодня.

Стоит выходить за пределы зоны комфорта. Это помогает не только проверить себя на выносливость, но и сдвинуть с мертвой точки, открыть для себя новые горизонты и освоить их.

Что-то новое каждый день

Об этом нам говорили, говорят и будут говорить всюду – каждый день читайте что-то новое. Не обязательно начинать со статей про биологию с Википедии, достаточно всего 20 мин чтение новой книги.

Делай то, что другие не делают

Мало ходить в спортзал каждое утро – надо сделать это частью своего стиля жизни. Этот материал сводится не только в список привычек, которыми стоило бы вооружиться на будущее. Этот текст о том, как дисциплинировать себя, сделать эти привычки частью себя и получать от них удовольствие. Залог успеха – труд тяжелый не столько в офисе, сколько над собой.

В предыдущей статье мы с вами разобрали сражения «Наполеона», но теперь пришла пора отставить наши полководческие таланты в сторону и переключиться на управление государством. Глобальная стратегия, эта старшая сестра тактического боя, все время существования серии Total War оставалась у него в тени. Несмотря на то, что возможности ширились, кремниевый противник становился умнее, а графика хорошела, все развитие в итоге сводилось к одному — дожить до очередной масштабной битвы и отыграться за часы передвигания армий по карте. Но что изменится, если поставить вместо искусственного интеллекта живого игрока?

В онлайновых баталиях немногие игроки выключают авторасчет сражения. И их можно понять: одна кампания и так отъедает приличный кусок жизни, а даже самая маленькая битва длится никак не меньше пяти минут. Отставьте свой тактический гений в сторону. Вот Макиавелли — это наш человек.

Не буду углубляться в основы управления, они не поменялись со времен Empire. Скажу лишь, что уровни народных волнений с предыдущей части ослабели и можно больше не опасаться огромных армий повстанцев, а в провинциях теперь можно строить меньше, но это хорошо — развитие земель никогда не было сильной стороной ETW.

На заметку: разработчики явно пошаманили с кабинетом министров у всех государств. За много партий я так и не увидел в них ни одной личности с двумя звездами управления — то есть с самого начала игры вся вертикаль власти работает как надо. И правильно — нечего нам рыться в списках чиновников. Лишь Австрия красуется недееспособным королем.

Специализации провинций

Каждая партия начинается с судорожного осмотра выданного разработчиками добра. Так, король вроде есть... и министры тоже. Вот фермы, тут мы сделаем аграрный рай. Ага, фабрика — здесь будут строится пушки. Выделить, чем богаты наши земли, с самого начала очень важно, ведь именно на этой информации мы будем потом строить всю нашу стратегию. Условно здания можно разделить на три части.

    Аграрные . Тут все понятно — много-много ферм. Эти земли будут нашими «курортами» для очень потрепанных войск: аграрные дела дают в области небольшой, но нужный плюсик к скорости пополнения армий. К тому же они обычно находятся в глубоком тылу (как у Пруссии), где неприятель их не достанет. Еще и неплохие деньги. Сельское хозяйство очень дешево по сравнению с другими видами зданий и быстро окупается — это дает нам почву для эффективной тактики «в стиле Хрущева», суть которой заключается в том, чтобы на первых порах ударными темпами выращивать кукурузу. Но, увы, в поздней игре плюсы от аграриев не так заметны, поэтому вам очень повезло, если в землях с фермами есть что-нибудь еще — к примеру, конюшни или лесозаготовки. Первые делают кавалерию дешевле; вторые дают деньги и скидку на строительство зданий, что делает лес желанным гостем рядом с большими городами. Увы, и тех и других у вас будет очень мало — где-то три-четыре здания на всю страну. Что обидно, плюсы-то немаленькие.

    С небольшой натяжкой к этой группе можно отнести и виноградники. Несколько слов: их мало, но они слегка укрепляют денежное состояние и намного улучшают отношение народа к царской особе (ну да — не бывает плохих королей, бывает мало хорошей выпивки!). Стройте только на лишние деньги, которые уж совсем некуда деть.

    Индустриальная . Это шахты, мануфактуры и мастерские. Если таких зданий в стране в изобилии, то после развития сельского хозяйства и получения надлежащих дивидендов быстро переключаемся на эту область, чтобы подготовить плацдарм для войны. Увы, у большинства таких зданий есть небольшой недостаток — необразованный народ, завидев огромные клубы дыма над полями, начинает волноваться. Но это можно не принимать в расчет — «-1» к народным настроениям ничего не изменит.

    Рост дохода втрое за несколько ходов! Вот она, силушка аграрная!

    Зато плюсы и деньги от таких сооружений меняют все. Если вы вовремя не переключились с ферм на мануфактуры — вы уже в проигрыше. И не только из-за огромных дивидендов, но и оттого, что многие здания выдают на руки отличные свойства: например, удешевляют производство определенных войск, вроде пехоты (мастерская оружейника) или артиллерии. Между такими сооружениями необходимо делать выбор (на одном месте, понятно, все мануфактурами не застроишь), и делать его надо в зависимости от направления экспансии и местоположения земли. Пехота с кавалерией до поля боя дойдут быстро (то есть в тыловых провинциях строим мастерские оружейника и конюшни), а вот артиллерия тащится туда медленно и с грустным скрипом колес.

    Увы, живой игрок тоже знает об их полезности, и, если строить все военные здания на границе, у него будет возможность разрушить всю вашу индустрию. Поэтому где-то парочка «дешевилен» для медленных войск нужна и в тылу — просто на всякий случай.

    Наконец, шахты — это очень дорого, и для дальнейшего развития они требуют очень серьезного пинка технологиям. Но позже они так утяжелят ваш кошелек, что траты на них покажутся детским лепетом. С самого начала их можно пропустить, но после ферм — ни в коем случае!

    Денежные . Это рынки, пункты снабжения и их производные. На целую область таких зданий у вас не будет. Обычно они равномерно распределены по всем землям. И их мало: у богатой Пруссии их количество на начало игры не превышает пяти. Причем либо рынок, либо снабжение. Первые сильно подстегивают экономику, а вторые ускоряют нам пополнение войск в области.

    Где их строить? В тылу приток войск нам обеспечат фермы, то есть туда пойдут рынки. Снабжение же очень пригодится на захваченных территориях, с которых очень удобно продолжать расширять государство. К примеру, для той же Пруссии это район Ганновер — Кассель.

    Еще один важный момент — это стоимость. Понятно, что рынки быстро окупаются, но в ранней игре овчинка не стоит выделки. Поскольку индустриальное развитие тоже дает нам капитал, да еще и удешевляет войска, предприниматели уходят на второй план. Здания для них стоит строить, но уже после того, как государство значительно расширится, накопит войска и экономике понадобится большой и мощный пинок.

Экономический прогресс

По неизвестным причинам все государства, которыми можно управлять, на начало кампании находятся в глубоком кризисе. Взглянем на Австрию — ну что можно сделать с жалкими 700 монетами за ход? К сожалению, Барака Обамы, чтобы занимать у США деньги, в игре нет, так что обходимся своими силами. И, как уже отмечалось, силы эти — аграрные, с их «кукурузной» тактикой, которую мы затем превратим в равномерное развитие по заветам капитализма. Деньги за первые два хода целиком уходят на целину и робкие индустриальные подвижки. Первые технологии тоже исследуем экономические — это «Классовая экономическая теория» и «Перепись населения». И не забываем строить магистраты и залы суда, налоговая система потом скажет вам спасибо.

Москва — типичный пример провинции «ни рыба ни мясо». Вроде как богатая, но строить абсолютно нечего.

Второй пинок экономике — торговля. Если у нас есть возможность с кем-нибудь обмениваться товарами, а по умолчанию соглашения нет, мигом его заключайте. Компьютер обычно им рад. Другое дело живой игрок, но ему резона отказывать нет, несмотря на то, что вскоре вы сделаетесь смертельными врагами, — деньги нужны всем.

С развитием технологий у нас появится выбор — уже сейчас тратиться на дорогие усовершенствованные версии стандартных зданий или же строить их начальные варианты в неразвитых провинциях. Ответ прост: если строить более современные варианты можно в больших количествах, так и делайте. Они очень сильно укрепят ваше положение и дадут средства на армию. Если же их всего раз-два и обчелся, продолжаем равномерно развивать страну.

Через несколько ходов у вас уже должна быть налажена ситуация с налогами и поднято сельское хозяйство. Начинаем делать первые шаги в область индустриализации по плану «пять ходов — в три!». И, делая это, поглядываем на военных советников: если они докладывают, что вскоре без войны не обойтись, или на начало игры вы уже воюете, как Австрия и Франция, заработанные средства уходят на мануфактуры, лавки оружейников и им подобные. В обратном случае можно вдарить по шахтам начального уровня. Прямо сейчас они себя не окупят, но с получением технологии «Паровой двигатель» появится возможность их совершенствовать — и тут-то деньги польются рекой. Особенно в этом плане повезло жителям Центральной Европы: там полно золота, сосредоточенного в нескольких соседних провинциях.

Если все идет верно и денег хватает на армию и завоевания, чуть позже экономика должна начать падать. Это нормально, и более того — значит, что наша тактика равномерного развития идет хорошо. Вы вполне сможете с этим справиться с помощью шустрого строительства рынков и торговых домов. В дальнейшем основным источником денег станут захваченные города. Кстати, не советую их освобождать — уменьшать количество денег, поступающих в казну, собственноручно совсем не надо. К тому же уровни народных волнений после оккупации города теперь не так велики, как в Empire, и можно начать давить на население налогами сразу же, пока ваша армия там отдыхает. Грабить не только негуманно, но и невыгодно. Денег получаем мало, город в руинах, а через пару ходов рядом с городом появляется очень-очень злая армия повстанцев. И не факт, что авторасчет примет вашу сторону.

Фактории — нужны ли они?

Тот самый Кутузов. Он еще не знает, что я случайно направил на его путь громадную армию итальянцев.

Тут с задних рядов кричат, что для поднятия экономики существует еще и такая штука, как фактории, расположенные по краям карты. Не спорю, они есть. И еще со времен Empire очень полезны. Но тут в дело вступает масштаб игры.

Помните мир ETW? Три огромные карты, где по любым условиям победы нужно было захватить немало провинций. В «Наполеоне» требования к игроку куда скромнее. В кампаниях с компьютером нужно захватить либо полкарты, либо определенные земли. В битвах с живым игроком все еще проще — берем его столицу, сохранив свою, и дело в шляпе. То есть десяток армий по двадцать отрядов, как требовала «Империя», нам теперь не нужен. А раз не нужен, то и экономике не нужно выдавать нам по восемнадцать тысяч в год.

Масштаб играет с факториями злую шутку. Зачем тратиться на лишние флоты, торговые корабли и потом яростно бороться с охранниками торговых путей, если их прибавка к деньгам не особенно-то и необходима? Захваченные города платят исправно, шахты работают без перебоев, рынки тоже не пусты — и денег от них хватает. Особенно фактории бесполезны для жителей Центральной Европы: им придется долго развивать морские технологии и воевать за порты. Зачем, если прямо под боком у нас много-много золотых рудников? Да, попробовать свои силы в захвате торговых путей могут Великобритания и Франция. Но для всех остальных польза не оправдает расходы.

Ода авторасчету

Выиграть битву можно только одним путем: передавить врага стратегически и численно.

Сами того не зная, CA в «Наполеоне» сделали общедоступным страшное оружие, убивающее солдат сотнями. И от него никуда не деться: каждый, кто хоть раз играл кампанию против живого игрока, наверняка сталкивался с этим ужасным порождением мысли англичан. Хотите знать, что это? Имя ему — авторасчет сражений.

О, это убийца почище гаубиц! Своей глупостью он будет «косить» ваших солдат без сомнений и жалости. И знаете что? С ним приходится мириться. Немногие мазохисты отключают этого электронного идиота в своих кампаниях.

Поэтому убирайте своего Суворова обратно. Он не поможет. Выиграть битву можно только одним путем: передавить врага стратегически и численно, чтобы глупенький (и это мягко говоря) компьютер сумел хоть как-то выиграть.

И все это обидно, если учесть, что битвы теперь будут куда как более частыми и масштабными. На высоких уровнях сложности маленькие государства в Европе так и норовят оттяпать у нас кусочек. К тому же практически у каждой страны (Великобритания грустит) на старте игры есть войска, которыми можно захватить пару провинций с самого начала безо всяких модернизаций.

План удался, и защитники города вышли биться. Авторасчет сработает в
мою пользу.

Преимущества выбора южного направления в прусской дилемме. Сейчас я убью двух зайцев: возьму Штутгарт и заключу Австрию в клещи.

Именно это и нужно сделать. А использовать мы будем тактику «кто успел, тот и съел» — то есть станем давить страны в одну провинцию. Если дадим им набрать войска, они нас съедят. Увы, не скажу, что сражения будут простыми: солдат вы потеряете много, и тут ничего не поделаешь. Но добыча того стоит. Во-первых, никакой угрозы для растущего государства не будет. Во-вторых, на захваченных землях обычно очень хорошо развиты города — а это означает многие тысячи нам в казну. И в-третьих, с них обычно удобно продолжать дальнейшие завоевания. Особенно Пруссии: слегка расширившись на запад за счет таких держав (это не слишком сложно, если командовать армией будет наследный принц), она может зажать Австрию в клещи с двух сторон и вместе с тем получить на руки удобный фронт для обороны против Франции, к тому же очень богатый. Не повезло Англии, но у них там вообще лучшая пехота в игре. Грех жаловаться. Австрии придется сначала разобраться с французскими землями и армиями на юге и западе страны — но это не слишком сложно. К тому же, возможно, помогут русские. У меня это был Кутузов, который здорово гонял французов полотенцем в районе Инсбрука.

Удивительно эффективными стали шпионы. В результате очень хорошо работает простая тактика под кодовым названием «живи и дай умереть другим». У наших бондов есть две совершенно убийственные (в прямом смысле слова) функции: это покушение на генерала и саботаж армии. Это — один из ваших сильнейших инструментов в победе. Перед каждым более или менее важным боем всегда выводите своих хитменов, и пусть они делают свое черное дело.

Выводить из города вражеские войска перед осадой в дебри (где они сгинут) и резать командующих очень помогает. А уж против живого игрока использовать агентуру жизненно необходимо. Увы, соперник тоже это знает, поэтому хотя бы треть шпионов держите в своей стране для контрразведки. А тем, что за границей, давайте время освоиться в городе и создать там свою шпионскую сеть: эффективность сразу же возрастает.

На заметку: кроме того, в пользу разведчиков говорит и то, что шансы попасться у них ниже, чем в Empire, а опыт набирается намного быстрее. К тому же новые появляются довольно часто.

Мой Бонд поработал на славу. Город можно брать хоть сейчас.

Агенты подсказывают: честная война с человеком, где две равносильные армии идут «стенка на стенку», нам не нужна. Перед началом активных боевых действий пускаем в ход все инструменты государя: дипломатию и флот (отрезаем ему торговые пути), шпионов (режем генералов и саботируем армии), психологическое давление (ничто так не стимулирует мозговую деятельность, как вражеский отряд на линии, которую нечем защищать). Последний способ подчас работает похлеще двух других.

Учтите, что в это же время он делает то же самое, так что тренируем контрразведку, укрепляем отношения с соседями и смотрим: где он нападет, а где блефует. После проигрыша на стратегическом поле возможности отыграться в тактике скорее всего не будет: равнодушный к мольбам автоматический расчет все рассудит за вас. И иногда результаты битвы могут быть, как бы это помягче... поразительными. В обоих смыслах.

После захвата маленьких стран приходит время подумать и о большой войне. Начинаем исполнять план «сдай старого солдата нам — и получи нового!». То есть постепенно меняем начальный состав армий на более сильный (легкая пехота выметается сразу, а стандартная артиллерия заменяется более убойными образцами). Начинайте потихоньку застраивать города казармами и школами строевой подготовки, а в плане технологий идите к элитной пехоте и ракетам. Если есть недееспособные генералы (вроде трехзвездочного пруссака Блюхера), ставим на их место лучших. Денег не жалеть! Авторасчет превращает пословицу «скупой платит дважды» в «скупой проигрывает дважды». А нам это совсем не надо.

На заметку: если при захвате земли в перспективе открывается путь на главный город врага — ее нужно брать, даже если она бедная и принадлежит компьютерному союзнику.

Тут дело вступает еще одна заготовка под названием «я беру все, заверните, пожалуйста». Максимально ограничиваем завоевания врага (то есть захватываем те провинции, которые нужны ему для дальнейшей экспансии) и набиваем опыт своим войскам. Вдобавок, если вы играете за Пруссию или Австрию, вам нужна линия защиты против Франции. К примеру, захватив за первых Ганновер, можно двигаться и на северо-запад, и на юг. Но юг — это длинная полоска земли с богатыми городами и хорошими крепостями. Северяне подождут. Австрияки же могут с первых ходов так дать по зубам атакующим отрядам Франции, что линией обороны станут пограничные французские земли и Италия.

Еще нужна хотя бы одна неполная армия на предполагаемом направлении атаки врага на всякий случай. При этом неплохо бы иметь в этом корпусе быструю конную артиллерию, чтобы контратака не была медленной и печальной.

Очень здорово нанять на службу парочку «летучих отрядов» конницы, чтобы нервировать врага постоянными и неуловимыми набегами на его фермы. Пусть он злится, теряет концентрацию и делает ошибки. Постепенно прекращайте войну за богатые земли на периферии и перегоняйте опытные отряды на фронт с новым врагом.

На заметку: в тех же целях можно использовать дипломатию. Если видно, что сопернику сейчас война невыгодна, просто отгородите его провинции от необходимых земель барьером из держав-союзников. Это опасный (страны могут потом и на вас наброситься), но действенный прием.

Чудеса дипломатии. Через два года я сожгу всю Пруссию дотла.

Наконец, если денег у вас уж совсем много, начинайте закупать себе союзников. Даже если они напрямую не будут участвовать в войне (а так скорее всего и будет), сообщение о том, что еще одна страна воюет против тебя, очень раздражает и заставляет напрячься. А нам только это и надо.

Можно, в принципе, задать вопрос — а зачем мы вообще все начало игры расширялись и бились с компьютером, если можно было бы сразу воевать с человеком?

Во-первых, тактика «зерг раш» себя не оправдывает. Я уже говорил, что у каждой страны на старте игры есть боеспособная армия. А если нет — преимущество в географическом расположении (смотрим на Великобританию и Францию) или богатые земли. Иными словами, пока вы дойдете до соперника, он сколотит мощную армию и разметает ваших уставших солдат. Во-вторых, мы набирали опыт для солдат, а для этого компьютерный болванчик идеален. И в-третьих, мы подняли экономику и развили индустрию — то есть враг, которого мы всю игру пытались зажать в своих землях, уже в проигрыше.

Начнем с глобальных вещей. Так, наша основная задача — вовсе не ввязываться в каждую битву, стараясь удержать врага на его территории. Это тоже нужно делать, но в меру. До эндшпиля самое главное — это сохранить как можно больше линейной пехоты и артиллерии с начала игры и как можно реже их заменять. И дело тут не только в опыте, но и в том, что пополнение после битвы обычно влетает в копеечку.

И тут все средства хороши. Увы, авторасчет будет безжалостно убивать ваших солдат своей глупостью, но тут уж ничего не поделаешь. Тем не менее мы хотя бы можем предоставить ему условия, в которых эта самая глупость не будет так больно бить по нашему кошельку. А именно:

    Как можно чаще используем «клешни» . То есть зажимаем большую армию врага с двух сторон двумя нашими. Компьютер очень плохо справляется с управлением, если ваши подкрепления подходят не с фланга, а с тыла.

    Подводим артиллерию лишь в крайних случаях . Это сражения с живым игроком и особо мощные армии компьютера. Причина проста: авторасчет не умеет обращаться с пушками и в каждой битве, даже в тех, где потерять их невозможно в принципе, умудряется «убить» нескольких артиллеристов.

    Чем крепче отряд, тем лучше . То есть легкая пехота из сражений убирается практически сразу. Помогают гренадеры (очень здоровые ребята), тяжелая кавалерия, элитная пехота. Можете забыть про формирование армии с хитрым тактическим уклоном. Корпус из средних, но крепких солдат будет эффективнее, и у него больше шансов дожить до конца партии.

    Если армии равны, сражения лучше избежать . Битвы одинаковых армий — это русская рулетка, и обычно не в нашу пользу. Видите, что вы не передавили врага стратегически? Лучше отступить.

Но (очень редко) случаются мазохисты, выключающие авторасчет. Тут уже можно (и нужно) развернуться. Но цель не меняется, меняются только средства:

    Как можно чаще используйте засады . Компьютерный соперник на них ведется так, что любо-дорого посмотреть. Часто мои стрелки количеством сорок человек из леса выносили гренадеров, которых было в полтора раза больше. В сражении против живого соперника засады выигрывают нам время (враг очень осторожен, когда на экране сражения видит десяток отрядов, а в битве — только пять). Даже самая очевидная засада бывает полезна: игнорировать ее соперник не может, а это делает его действия предсказуемыми.

    Вовремя убирайте артиллерию . В любой битве она будет его целью номер один. Ставьте защитников, грамотно выбирайте позицию и не забывайте про наиполезнейшую кнопку — «Отступить».

    Выманивайте врага с его позиций . Благо карты в кампании отличаются от тех, что в простых сражениях. Холмов на них больше, и практически всегда у вас будет возможность один такой занять. Дальше — дело артиллерии: увидев, как ваши ядра «косят» его ряды, а свои артиллеристы мажут по холму, любой враг двинет войска вперед.

    Будьте внимательны . Я сам не раз терял несколько десятков парней только потому, что упускал из виду, как чужой отряд возвращался из бегства на поле боя. Если вы не убили больше трети отряда, а он побежал — солдаты еще обязательно вернутся. И при последующих маневрах (например, окружении оставшихся чужих отрядов) это стоит учитывать.

Надеюсь, эти тактики помогут вам победить в онлайновых сражениях и стать владыкой Европы. Удачной игры!