Союз немецких девушек в составе гитлерюгенда. Волчицы Гитлера: девочки, готовые «утопить врага в крови» (11 фото)

13 сентября 2013, 11:30

Расовая теория в нацистской Германии включала в себя культ биологически здорового женского тела, культ деторождения и приумножения нации. Таким образом, сам смысл общения мужчины и женщины лишался всякой романтики, уступая место физиологической целесообразности. Существует мнение, что "арийский" эталон красоты скучен, однообразен и безрадостен - мускулистый блондин с неподвижной нижней челюстью и лишённая всякой пикантности "снежная королева".

Национал - социалистическая пропаганда использовала интерес к целомудренно-обнажённому человеческому телу для демонстрации арийского идеала красоты, для воспитания физически развитого человека. Сам по себе брак не считался самоцелью, он служил высшей задаче - приумножению и сохранению германской нации. Личная жизнь двух людей должна была быть осознанно поставлена на службу государству.

В качестве эталона красоты, был выбран античный, с её идеальным совершенством форм. Скульпторы Третьего Рейха - Йозеф Торах и Арно Брекер стрательно воплощали в своих монументах образ сверхчеловека. Сверхлюди были просто обязаны походить на античных богов и богинь.

Кадры из "Олимпии".

Sepp Hilz. Деревенская Венера

Э. Либерманн. У воды. 1941

В совершенном теле изобразительное искусство национал-социализма воплощало идею "крови" (нации). "Кровь" же в идеологии национал-социализма была непосредственно связана с "почвой" (землёй). В данном случае речь шла о симбиозе народа и земли, а так же их материальной и мистической связи. В целом же идея "крови и почвы" была обращена к языческим символам плодородия, силы и гармонии, выражая в человеческой красоте саму природу.

Огромное значение национал-социалистское искусство уделяло теме семьи, женщины и материнства. В Третьем Рейхе данная ценностная триада сливалась в единое целое, где женщина была исключительно продолжательницей рода, носительницей семейных добродетелей и хранительницей домашнего очага.

Как заявил Гитлер: "Немецкие женщины хотят быть жёнами и матерями, они не хотят быть товарищами, как призывают красные. У женщин нет стремления работать на фабриках, в бюро, в парламенте. Хороший дом, любимый муж и счастливые дети ближе её сердцу".

Национал-социалистическое изобразительное искусство формировало образ немки исключительно как матери и хранительницы семейного очага, изображая её с детьми, в кругу семьи, занятой домашним хозяйством.

Национал-социалисты не признавали никакого равноправия женщин в общественной жизни – им отводили только традиционные роли матери и подруги. "Их место на кухне и в спальне". После прихода к власти нацисты стали рассматривать стремление женщин к профессиональной, политической или академической карьере как противоестественное явление. Уже с весны 1933 г. началось планомерное освобождение государственного аппарата от занятых в нем женщин. Уволь­няли не только сотрудниц учреждений, но и замужних жен­щин-врачей, ибо нацисты объявили заботу о здоровье нации такой ответственной задачей, что ее нельзя доверить женщи­не. В 1936 г. были освобождены от должности замужние жен­щины, работавшие судьями или адвокатами, так как их мог содержать муж. Резко сократилось количество женщин-педагогов, а в женских школах основными учебными предметами стали домоводство и рукоделие. Уже в 1934 г. в немецких университетах осталось всего 1500 студенток.

Более дифференцированную политику проводил режим в отношении женщин, занятых на производстве и в сфере ус­луг. Нацисты не тронули ни те 4 млн женщин, которые рабо­тали «домашними помощницами», ни многочисленный отряд продавщиц, рабочий день которых оплачивался не полно­стью. Напротив, эти занятия были объявлены «типично жен­скими». Всячески поощрялся труд девушек. С января 1939 г. трудовая повинность стала обязательной для всех незамуж­них женщин моложе 25 лет. Главным образом их направляли в деревню или служанками к многодетным матерям.

Л. Шмуцлер "Деревенские девушки возвращаются с полей"


На гендерные отношения в гитлеровском государстве оказывали влияние многочисленные общественные организации. В одни из них женщины входили вместе с мужчинами, другие были созданы специально для женщин, девушек и девочек.

Самыми массовыми и влиятельными среди них были Союз немецких девушек (БДМ), Имперская служба труда женской молодежи (женская РАД) и Национал-социалистическая женская организация (НСФ). Они охватили значительную часть женского населения Германии: в БДМ одновременно состояли более 3 млн девочек и девушек, через трудовые лагеря прошли 1 млн молодых немок, НСФ насчитывала 6 млн участниц.

В соответствии с национал-социалистической идеологией, Союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые станут товарищами политическим солдатам рейха (воспитываемым в Гитлерюгенде) и, став жёнами и матерями, организовав свою семейную жизнь в соответствии с национал-социалистическим мировоззрением, будут растить гордое и закалённое поколение. Образцовая германская женщина дополняет германского мужчину. Их единение означает расовое возрождение народа. Союз немецких девушек прививал расовое сознание: настоящая германская девушка должна быть хранительницей чистоты крови и народа и воспитывать его сыновей героями. С 1936 года все девушки Германского рейха были обязаны состоять в рядах Союза немецких девушек. Исключение составляли только девушки еврейского происхождения и прочие "не арийки".

Стандартная униформа Союза немецких девушек - тёмно-синяя юбка, белая блузка и чёрный галстук с кожаной заколкой. Девушкам запрещалось носить высокие каблуки и шёлковые чулки. Из украшений допускались кольца и наручные часы.

Приобретенные в нацистских организациях мировоззрение, нормы поведения и стиль жизни ещё долго потом влияли на образ мыслей и действий многих представительниц старшего поколения современной Германии.

Когда девушкам исполнялось 17 лет, они также могли быть приняты в организацию "Вера и Красота" ("Glaube und Schöncheit"), где находились по достижению 21 летнего возраста. Здесь девушек обучали ведению домашнего хозяйства, готовили к материнству, уходу за детьми. Но самым запоминающимся мероприятием с участием "Glaube und Schöncheit" были спортивно-хороводные танцы - девушки в одинаковых белых коротких платьях, босиком выходили на стадион и выполняли несложные, но слаженные танцевальные движения. Женщинам Рейха вменялось быть не только сильными, но и женственными.

Нацисты пропагандировали образ "настоящей немецкой женщины" и "настоящей немецкой девушки", которая не курит, не пользуется косметикой, носит белые блузки и длинные юбки, волосы заплетает в косы или стягивает в скромный пучок.

Также власти в соответствии с установкой "Кровь и почва" пытались внедрить в качества праздничной одежды "трахт" – то есть платье а национальном стиле на основе баварского платья.

В. Вилрих. Дочь баварского крестьянина. 1938

Такие стилизованные "национальные одежды" носили участницы грандиозных театрализованных праздников, которые нацисты любили устраивать на стадионах.

Особое место занимали занятия спортом и групповые игры. Если у мальчиков акцент делался на силу и выносливость, то гимнастические упражнения для девушек были призваны формировать у них грацию, гармонию и чувство тела. Спортивные упражнения подбирались с учётом женской анатомии и будущей роли женщин.

Союз немецких девушек организовывал турпоходы, в которые девушки отправлялись с полными рюкзаками. На привалах разводили костры, готовили еду и пели песни. Пользовались успехом ночные наблюдения за полной луной с ночёвкой в стоге сена.

Особенным нападкам нацистской пропаганды подвергался образ голливудской "женщины-вамп", который был популярен в Веймарской Германии: "Боевая раскраска более подобает примитивным негритянским племенам, но ни в коем случае не немецкой женщине и не немецкой девушке". Взамен пропагандировался образ "естественной немецкой женской красоты". Правда, нужно отметить, что эти требования не относились к немецким актрисам и звездам кино.

Портрет женщины из Тироля

Образ эманси­пированной берлинки 20-х годов они воспринимали как угро­зу и общественной морали, и доминированию в обществе мужчин, и даже будущему арийской расы.

Во многих общественных местах еще до войны висели плакаты "Немецкая женщина не курит", запрещалось курить во всех партийных помещениях, в бомбоубежищах, а Гитлер планировал после победы запретить курение вообще. В начале 1941 г. Имперское объединение парикмахерских заведений приняло директиву, которая ограничивала длину женской прически 10 см. Так что прически из более длинных волос в парикмахерских не делали и могли даже укоротить слишком длинные волосы, если они не были убраны в скромный пучок или заплетены в косы.

Рождественская обложка одного из женских журналов. Декабрь 1938

Немецкая пресса всячески подчеркивала, что выдающиеся успехи великолепной актрисы и режиссера Лени Рифеншталь или знаменитой летчицы-спортсменки Xанна Рейч напрямую связаны с их глубокой верой в идеалы национал-социализма. Образцами для подражания объявлялись также бывшая акт­риса Эмма Геринг и мать шестерых детей Магда Геббельс, элегант­ные туалеты которой наглядно показывали немкам, что ис­тинной национал-социалистке нет никакой надобности обла­чаться в скромную униформу Союза немецких девушек.

Ханна Рейч

Лени Рифеншталь

Магда Геббельс

Эмма Геринг

Немецкие женщины в целом спокойно воспринимали про­водимую по отношению к ним политику. Лояльному отношению немок к новому режиму способст­вовало и улучшение благосостояния населения. Этому также способствовала благоприятная демографическая политика правящей партии в поддержку семьи. Нацистский режим был весьма заинтересован в увеличении населения. Если трудящаяся женщина вступала в брак и до­бровольно оставляла работу, ей выдавалась беспроцентная ссу­да в 600 марок. С 1934 г. началось активное поощрение рож­даемости: вводятся детские и семейные пособия, медицинская помощь многодетным семьям оказывается по льготным рас­ценкам. Были открыты специальные школы, где беременных женщин готовили к будущему материнству.

Во всяком случае, Германия стала единст­венной крупной европейской страной, в которой постоянно росла рождаемость. Если в 1934 г. появилось на свет чуть бо­лее 1 млн младенцев, то в 1939 г. - уже около 1,5 млн детей.

В 1938 году был учрежден орден – «Крест матери» - в бронзе, серебре и золоте. Надпись на обратной стороне креста гласила «Ребенок облагораживает мать». По замыслу министерства пропаганды, женщины должны были занять в народе такое же почетное место, как и фронтовые солдаты. Устанавливалась три степени почетного звания - 3-я степень за 4 детей, 2-я за детей (серебро), первая –за 8 детей (золото).

Парадоксально, но этот антифеминистский режим, немало способствовал улучшению реаль­ного положения женщин. Поэтому неудивительно, что подав­ляющее большинство женщин Германии обожали своего фюрера. Им во многом импонировало утверждение А. Розенберга, что "обязанность женщины поддерживать лириче­ский аспект жизни".

Во времена нацистского правления в Германии пропаганда была поставлена на очень высоком уровне, с ее помощью решалась задача консолидации общества, реализовывались многие диковинные социальные проекты, готовились новые кадры, особенно среди молодежи...
В нацистской Германии существовало молодежное и детское женское движение Союз немецких девушек (Bund Deutscher Mädel). С 10 лет каждая девочка неукоснительно становилась членом организации, ее обучали приготовлению пищи, стирке, уборке и уходу за детьми, а с началом войны - стрельбе и защите родины. Барби Денск, одна из участниц BDM, рассказала о том, как состояла на службе у фюрера.


Участницы Союза немецких девушек в 1936 году в Нюрнберге

В 1944 году Барби Денск, член Союза немецких девушек, защищала свой дом и семью от американской пехоты, окружившей город Ахен. Она отчетливо помнит 12 октября: "Это было внезапно, громко и поразительно. Произошла серия взрывов, сопровождаемых стрельбой и пулеметным огнем, криками. Я просвистела в свисток, чтобы поднять тревогу. Через бинокль я увидела вражеских солдат ". Спрятавшись в траншее, девушка вместе с товарищами открыла стрельбу по американским солдатам. Реальность войны стала для нее шоком: "Была вспышка и громкий удар. Я упала и увидела разорванные тела моих друзей. Некоторые из них лежали у меня под ногами, бились в конвульсиях со стекающей кровью изо рта ". На тот момент Барби было всего 15 лет.


Девочек в возрасте от 10 до 14 лет объединял Юнгмедельбунд - Союз девочек


Союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые станут товарищами политическим солдатам рейха


Встреча с фюрером была главной мечтой каждой девочки

Хельга Басслер, пожавшая руку фюреру, вспоминает: "Мои колени задрожали, а в животе запорхали бабочки, когда я увидела, что Гитлер направляется ко мне. Девушки плакали и тянулись к нему, некоторые принесли для него цветы. С того дня я смотрела на Гитлера как на спасителя. Многие из нас влюбились в него".


С началом войны BDM начал обучать девушек ведению боя

Девушек обучали закладывать мины, стрелять из снайперской винтовки и противотанкового оружия. Барби по собственному желанию вошла в один из таких спецотрядов: "Перед нападением американцев наш командир сказал нам: "Подобно волчице, женщина также является естественным хищником, добытчиком и защитником. Наш враг утонет в собственной крови или в нашей, если потребуется". Немка разочарованно призналась, что их командир вскоре переоделся в гражданского и сдался...


Встреча с Гитлером, 1938 год

Мощная пропаганда уверяла девочек, что убийство врага - священный долг, а за фюрера можно и умереть, если потребуется

Капрал Р. Маршалл из 26-го пехотного полка вспоминает: "Они хорошо сражались, учитывая, что они были еще совсем юными девушками. Они стреляли из укрытия, бросали гранаты, стараясь убить нас. Но когда мы захватили их, они бросили оружие и подняли руки с криками "Amerikaner! Amerikaner!". И уже выпрашивали у нас конфеты и шоколадные батончики. Они были просто детьми, которые не должны были сражаться".


К 1944 году Союз немецких девушек являлся самой крупной женской молодежной организацией мира, в его составе насчитывалось 4,5 млн человек

Воспитанию молодого поколения в нацистской Германии, как было уже сказано, уделялось огромное внимание. Данный процесс охватывает не только "Бунд дойчер медель" (БДМ), Союз немецких девушек, являлся частью "Гитлерюгенд" и организационно его возможно разделить на три группы. В организации состояли девушки в возрасте от 10 до 21 года. В первой группе, "БДМ-юнгмедель", состояли девочки в возрасте от 10 до 14 лет ("Союз девочек"). Во второй ("БДМ-медель") состояли девушки от 14 до 17 лет. В третьей группе, которая называлась "Гляубе-унд-шёнхайт" ("Вера и красота") состояли девушки и молодые женщины в возрастной категории от 17 до 21 года.

Союз немецких девушек (нем. Bund Deutscher Mдdel, BDM или BdM) женская молодёжная организация в нацистской Германии, молодёжное и детское женское движение, аналогичное гитлерюгенд, куда входили немецкие девушки в возрастной категории от 10 до 18 лет. Девочек в возрасте от 10 до 13 лет объединял Юнгмедельбунд (нем. Jungmдdelbund, JM) - Союз молодых девушек .

В 1936 году на законодательном уровне для девушек Германии было установлено обязательное членство в Союзе немецких девушек. Исключением возможно было считать девушек, у которых была еврейская национальность, а также исключенных по "расовым обстоятельствам". К концу 1944 году Союз немецких девушек считался самой большой женской молодёжной организации мира, в его составе насчитывалось около 4,6 млн. человек.

Стандартная униформа Союза немецких девушек была тёмно-синяя юбка, белая блузка и чёрный галстук с кожаной заколкой. Девушкам категорически запрещалось носить обувь на высоком каблуке, а так же шёлковые чулки. Из украшений только кольца и наручные часы. Как утверждал Гитлер, форма одежды должна служить задачам воспитания молодёжи .

Во время Второй мировой войны девушки из "BdM" трудились в госпиталях, принимали участие в противовоздушной обороне и занимались в сельском хозяйстве.

После того, как кончилась война, Союз немецких девушек, как отдельное подразделение гитлерюгенда был запрещён и распущен на основании Закона № 2 Контрольного совета.

Две первые группы имели форму, которую были обязаны носить. Ячейки и группы БДМ имелись во всех уголках рейха, включая аннексированные и оккупированные территории. В БДМ существовали звания, присвоение которых зависело не только от возраста, но и от исполняемых функций. В 1939 году членство в БДМ, как и в других подразделениях Гитлерюгенда, являлось обязательным. В указе, который был опубликован 25 марта 1939 года, трактовалось, что все члены Гитлерюгенда, которые достигли возраста 16-18 лет должны в обязательном порядке ежегодно отрабатывать оговоренный срок на общественных работах: юношам рекомендовалось работать в сельском хозяйстве, то есть убирать урожай, а девушкам - помогать семьям, у который много детей. "Ланддинст", или "земельная служба", была введена в 1934 г. и ежегодно увеличивалась. Поощрялась работа на фермах. Юноши и девушки, которые выполняли общественные работы на ферме в течение года, могли претендовать на большие привилегии. В период войны помощь в уборке урожая и годичная работа на ферме являлись обязательным условием. Считалось, что тот, кто принимает участие в работе, вносит личный вклад в победу. Девушка, которая отработала один год в "Ланддинст", имела отличия и по форме: обшлага на её форменной одежде были чёрного цвета и имели надпись "Landdienst". Звание в БДМ указывалось на темно-голубой форме и белой летней блузке матерчатыми значками. Носились также цветные шнурки, которые тоже обозначали звание. Чаще девушки из БДМ носили так называемую "альпийскую куртку", которая была сшита из светло-коричневого материала с кожаными или коричневыми пластмассовыми резными пуговицами, выпуклыми, которые напоминали футбольный мяч.

"Вера и красота" - ("Glaube und Schцnheit"), являлась молодёжной женской организацией в составе Союза немецких девушек. Она была Создана в 1937 Бальдуром фон Ширахом. В неё могли вступить девушки в возрасте от 17 до 21 года. Их обучали ведению домашнего хозяйства и подготавливали к замужеству и материнству в соответствии с национал-социалистической концепцией "идеальной немецкой женщины" .

Девушки данной возрастной категории уже не считались членами Союза немецких девушек, но ещё не имели права вступить в Национал-социалистическую женскую организацию. Таким образом, государство и НСДАП при помощи "Веры и красоты" стремились удержать их в русле общественной жизни .

"Вера и красота" была создана в 1938 г. по приказу лидера имперской молодёжи Бальдура фон Шираха по согласованию с руководством Союза немецких девушек. Как и вышестоящие организации - Союз немецких девушек и гитлерюгенд - "Вера и красота" имела строгую иерархическую структуру. Законом было установлено добровольное членство в данной организации, но на практике все выпускаемые из рядов Союза немецких девушек автоматически вступали в ряды "Веры и красоты". Выход из организации мог дать повод подозревать девушку и её родителей (совершеннолетие наступало в полный 21 год) в оппозиционных взглядах. Давление на девушек Германии ещё более увеличилось со вступлением в силу 4 сентября 1939 г. Закона об имперской трудовой повинности .

Работа "Веры и красоты" отвечала политическим задачам организации. Она проводилась в кружках, которые работали один раз в неделю в нерабочее время. Спортивные, танцевальные занятия или курсы ухода за телом были призваны укреплять здоровье молодых женщин как будущих матерей нового поколения Германии. Кружки, которые распространяли знания в области здравоохранения, службы связи или противовоздушной обороны, готовили молодых женщин к тому, чтобы в случае войны они смогли заменить на производстве ушедших на фронт мужчин.

Организация "Вера и красота" была запрещена и ликвидирована после войны законом № 2 Контрольного совета, а её имущество подлежало конфискации .

Союз девочек (нем. Jungmдdelbund, JM) - младшая возрастная группа женской молодёжной организации "Союз немецких девушек" для девочек в возрастной категории от 10 до 14 лет, которая входила в состав гитлерюгенда.

Организация на немецком языке называется Jungmдdelbund, в связи с чем в современной исторической литературе название организации обычным образом сокращают это аббревиатурой JM. Так как это была организации девочек, то она находилась в Союзе немецких девушек, которой руководил единственный глава Гитлерюгенда Бальдур фон Ширах (позже его сменил Артур Аксман).

Организация была создана в 1931 г., Союз немецких девушек стал одной организацией девушек. Все иные группы, включая церковные группы и скаутские организации, или были поглощены в гитлерюгенд, или закрыты. В 1936 году "Закон о гитлерюгенде" сделал членство в Союзе обязательным для всех девочек в возрастной категории от 10 лет и старше. В данном законе было указано об обязательном членстве в гитлерюгенде для всех мальчиков в возрасте старше 10 лет.

Новые члены должны обязательно произвести регистрацию в период с 1 по 10 марта каждого года. Регистрация должна была проводиться в местных отделениях Союза немецких девушек. Девочки должны были закончить четвертый класс и отвечать следующим требованиям:

Быть расово чистой, то есть являться этнической частью немецкой нации;

Являться гражданкой Германии;

Должны отсутствовать наследственные заболевания .

Если девочка отвечала данным требованиям, то она могла быть определена в группу Союза девочек по месту своего проживания. Для того чтобы стать полноправным членом Союза, она должна посетить подготовительные курсы, которые заключались в её участии в одном заседании Союза, одном спортивном дне, который должен был включать в себя проверку её мужества, и лекции о задачах Союза.

После того как она выполнила данные требования, проходила церемония введения новых членов в ранг членов Союза (20 апреля - в день рождения Гитлера). Во время церемонии новые члены приводились к присяге, им выдавались Свидетельства о членстве, и их лично должен был приветствовать лидер группы.

Для того чтобы стать "полноправным" членом организации, каждая девочка должна была пройти определенный ряд испытаний: принять участие в однодневной поездке с группой и т.п. Девочке требовалось полгода, для того чтобы выполнить все указанные требования для того, чтобы стать полноправным членом Союза.2 октября каждого года те, кто смог пройти испытания, могли стать полноправными членами в ходе церемонии, где девочкам официально предоставлялось право носить чёрный галстук, ремень и коричневый шейный платок с узлом из кожи.

Члены JM носили форму, которая состояла из белой блузы, синей юбки, белых носков и коричневых ботинок.

Девочка была членом Союза и оставалась в группе до 14 лет, после чего она смогла перейти в Союз немецких девушек .

Юнгфольк - Младшая возрастная группа гитлерюгенд, в которой состояли мальчики от 10 до 14 лет.

Вступление в юнгфольк по закону считалось добровольным. Воспитание в организации проводилось в духе национал-социализма с целью сформировать у детей с очень раннего возраста национал-социалистического мировоззрения об арийских идеалах. Кроме того, всячески подчеркивалась, необходимость оставаться верным Гитлеру и созданному им режиму, также пропагандировался культ физической силы, жизнеспособности и милитаризма. Нацисты полагали, что обучение детей тому, как стать жесткими, должно было освободить их от некоторых недостатков. В ходе воспитательной работы в Юнгфолькк также пропагандировался антисемитизм.

1. Согласно закону от 1 декабря 1936 г., в Германии был объявлен призыв детей 1927 года рождения в юнгфольк .

Таким образом, женские молодежные организации имели свою систему и свои цели. Девушки готовились стать показательными женами и солдатскими матерями. Роль женщины в обществе сводилась к институту семьи. Несмотря на подготовку к семейной жизни, в вопросе воспитания девушек играла ведущую роль идеология. Так, в женских молодежных организациях девушкам прививался антисемитизм и особое, ошибочное, восприятие гуманизма.

Война глазами врага: Союз немецких девушек (Bund Deutscher Mädel или BDM)

Союз немецких девушек
Союз немецких девушек (нем. Bund Deutscher Mädel, BDM илиBdM) - женская молодёжная организация в нацистской Германии, молодёжное и детское женское движение в составе Гитлерюгенда , куда входили немецкие девушки в возрасте от 10 до 18 лет. Девочек в возрасте от 10 до 14 лет объединял Юнгмедельбунд (нем. Jungmädelbund, JM) - Союз девочек.

В 1936 году на законодательном уровне для девушек Германии было установлено обязательное членство в Союзе немецких девушек. Исключение составляли девушки еврейской национальности и другие исключённые по «расовым обстоятельствам». К 1944 году Союз немецких девушек являлся самой крупной женской молодёжной организацией мира, в его составе насчитывалось 4,5 млн человек.

Всем девушкам союза постоянно внушали, что важнейшая задача их подготовки — быть «носителями национал-социалистического мировоззрения». Девушки занимались физической подготовкой, осваивали азы военной и гражданской службы, готовились к материнству. Во время ежегодных парадов они надевали голубые морские юбки, белые блузы и коричневые куртки. Когда членам союза исполнялось 17 лет, они могли быть принятыми в организацию под названием «Вера и красота» (Glaube und Schinheit), где их готовили к будущему замужеству и ведению домашнего хозяйства. К 1936 союз насчитывал свыше 2 млн. членов.

Первые немногочисленные организации девушек под эгидой НСДАП возникли ещё в 1923 году и назывались«сёстрами Гитлерюгенда». Их объединение в союз произошло лишь в 1930 году. В 1931 году состав Союза немецких девушек увеличился до 1711 человек, и в этом же году Союз, которым руководила Элизабет Грайфф-Вальден, вошёл в состав Гитлерюгенд . Процесс образования местных отделений «BDM», как и Национал-социалистического союза школьниц (нем. Nationalsozialistischer Schülerinnenbund, NSS) и групп девочек под крылом женской организации в рамках НСДАП (нем. NS-Frauenschaft, NSF), приходится на 1930-31 годы.

Сразу после своего назначения лидером имперской молодёжи 17 июня 1933 года Бальдур фон Ширах принял постановление о роспуске либо запрете конкурирующих молодёжных объединений. Чтобы избежать вмешательства национал-социалистов, некоторые молодёжные группы пошли на самороспуск. Оставшиеся молодёжные объединения в принудительном порядке перешли в подчинение Гитлерюгенд и Союза немецких девушек , что обусловило значительный рост состава этих организаций. В соответствии с Законом «Огитлерюгенд» от 1 декабря 1936 года все юноши и девушки Германского рейха были обязаны состоять в рядах соответственно Гитлерюгенда и Союза немецких девушек .
С 1934 по 1937 гг. Союз возглавляла Труде Мор, а с 1937 по 1945 Ютта Рюдигер. Рюдигер совместно с фон Ширахом противодействовали усилиям главы Национал-социалистической женской организации Гертруд Шольц-Клинк, которая пыталась получить контроль над Союзом.

Национал-социалистический идеал женщины

В соответствии с национал-социалистической идеологией, Союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые станут товарищами политическим солдатам рейха(воспитываемым в Гитлерюгенде ) и, став жёнами и матерями, организовав свою семейную жизнь в соответствии с национал-социалистическим мировоззрением, будут растить гордое и закалённое поколение. Германские женщины знают о нуждах и чаяниях германского народа и работают в этом направлении, а не ведут дебаты в парламентах. Образцовая германская женщина дополняет германского мужчину. Их единение означает расовое возрождение народа. Союз немецких девушек прививал расовое сознание: настоящая германская девушка должна быть хранительницей чистоты крови и народа и воспитывать его сыновей героями.

В официальном печатном органе «BdM» «Девушка на службе» (нем. «Mädel im Dienst») печатались репортажи о девочках в возрасте 10-14 лет, которые не просто умеют готовить и вести домашнее хозяйство, но и создать уют в доме и сохранить «тепло домашнего очага».
Униформа

Стандартная униформа Союза немецких девушек - тёмно-синяя юбка, белая блузка и чёрный галстук с кожаной заколкой. Девушкам запрещалось носить высокие каблуки и шёлковые чулки. Из украшений допускались кольца и наручные часы. По мнению Гитлера, форма одежды должна служить целям воспитания молодёжи.
Основные направления деятельности

Союз немецких девушек организовывал турпоходы, в которые девушки отправлялись с полными рюкзаками. На привалах разводили костры и готовили еду и пели песни. Пользовались успехом ночные наблюдения за полной луной с ночёвкой в стоге сена. Девушки готовили театральные постановки и кукольные представления, занимались народными танцами и учились игре на флейте. Особое место занимали занятия спортом и групповые игры.

Если у мальчиков акцент делался на силу и выносливость, то гимнастические упражнения для девушек были призваны формировать у них грацию, гармонию и чувство тела. Спортивные упражнения подбирались с учётом женской анатомии и будущей роли женщин. В зимнее время девушки занимались рукоделием и поделками.

Во время Второй мировой войны девушки из «BdM» работали в лазаретах, участвовали в противовоздушной обороне и трудились в сельском хозяйстве.

После окончания войны Союз немецких девушек как подразделение Гитлерюгенда был запрещён и распущен согласно Закону № 2 Контрольного совета.













































Женские организации Третьего рейха

Система государственных женских организаций Третьего рейха базировалась на возрастной иерархии и состояла их четырех уровней.

  1. Союз девочек (JM — Jungmädelbund) — 10-14 лет.
  2. Союза немецких девушек (BDM) — 14 до 17 лет.
  3. Движение «Вера и красота» (Glaube und Schöncheit) — 17-21 год.
  4. Национал-социалистическая женская организация (NSF) с 21 года.

Помимо государственных возрастных организаций существовало еще целый ряд общественных организаций смешанного типа задач и профессиональных объединений. К таким структурам, в частности, можно отнести Женскую рабочую службу, Немецкий Красный Крест, медсестринские объединении, организации с оказания социальной помощи. Однако их общественно-политическая значимость была незначительной по сравнению с государственными организациями, о которых детально расскажем ниже.

Союз девочек

Союз девочек (JM) — младшая возрастная группа женской молодёжной организации Союз немецких девушек (BDM), которая входила в состав гитлерюгенда, для девочек в возрасте от 10 до 14 лет. Организация была создана в 1931 году. После этого другие организации, включая церковные группы и скаутские организации, либо были поглощены гитлерюгендом, либо запрещены. В 1936 году Закон о гитлерюгенде сделал членство в Союзе обязательным для всех девочек в возрасте 10 лет и старше. Новые члены были обязаны зарегистрироваться в период с 1 по 10 марта каждого года. Регистрация проводилась в местных отделениях BDM. Девочки должны были закончить четвертый класс и отвечать следующим требованиям:

— быть расовой/этнической частью немецкой нации;

— быть гражданкой Германии;

— не иметь наследственных заболеваний.

Если девочка отвечала этим требованиям, то она распределялась в группу Союза девочек на основе местожительства. Для того, чтобы стать полноправным членом Союза, она должна была посещать подготовительные курсы, которые заключались в её участии в одном заседании Союза, одном спортивном дне, который должен был включать в себя проверку её мужества, и лекции о задачах Союза. После того, как она выполняла эти требования, проходила церемония введения новых членов в ранг членов Союза 20 апреля - в день рождения Гитлера. Во время церемонии новые члены приводились к присяге, им выдавали Свидетельства о членстве, и их лично приветствовал лидер группы.

Агитанционый плакат Союза.

Для того, чтобы стать «полноправным» членом, каждая девочка должна была пройти ряд испытаний: принять участие в однодневной поездке с группой и ряде спортивных испытаний. Девочке требовалось шесть месяцев, чтобы пройти указанные испытания для полноправных членов Союза. 2 октября каждого года те, кто прошел испытания, становились полноправными членами в ходе другой церемонии, где девочкам официально предоставлялось право носить чёрный галстук, ремень и коричневый шейный платок с узлом из кожи. Члены JM носили форму, состоявшую из белой блузы, синей юбки, белых носков и коричневых ботинок.

Во время войны члены организации собирали пожертвования для армии, старую одежду, макулатуру, вязали теплые вещи и собирали посылки-подарки для фронта, посещали госпитали с концертными программами.

Девочка была членом Союза и оставалась в группе до 14 лет, после чего она переходила в Союз немецких девушек. Финансирование деятельности Союза осуществлялось за счет средств государства.

Союз немецких девушек

Союз немецких девушек (BDM) -женское движение в составе гитлерюгенда, куда входили немецкие девушки в возрасте от 14 до 17 лет. Первые немногочисленные организации девушек под эгидой НСДАП возникли ещё в 1923 году и назывались «сёстрами гитлерюгенда». Их объединение в союз произошло лишь в 1930 году, и насчитывало 1711 девушек. В 1930-1931 годах начали повсеместно создаваться местные отделения союза. При этом любые конкурирующие организации либо закрывались, либо поглощались союзом. В 1936 году на законодательном уровне для девушек Германии было установлено обязательное членство в Союзе немецких девушек. Исключение составляли девушки еврейской национальности и другие, исключённые по «расовым обстоятельствам». С организации исключались девушки, вышедшие замуж или ставшие матерью. С 1937 по 1945 год союз возглавляла Ютта Рюдигер. К 1944 году BDM являлся самой крупной женской молодёжной организацией мира, в его составе насчитывалось 4,5 млн. человек.

Плакат с типовой представительницей союза немецких девушек.

Стандартной униформой BDM была тёмно-синяя юбка, белая блузка и чёрный галстук с кожаной заколкой. Девушкам запрещалось носить высокие каблуки и шёлковые чулки. Из украшений допускались кольца и наручные часы. В холодное время года девушки носили шерстяные береты и коричневые куртки с двумя карманами с клапанами и нарукавными нашивками. По мнению Гитлера, форма одежды должна служить целям воспитания молодёжи. Девушки члены BDM имели право носить членский значок организации, выполненный из серебра.

В соответствии с национал-социалистической идеологией, BDM ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые станут товарищами политическим солдатам рейха и, став жёнами и матерями, организовав свою семейную жизнь в соответствии с национал-социалистическим мировоззрением, будут растить гордое и закалённое поколение. Союз немецких девушек прививал расовое сознание: настоящая германская девушка должна быть хранительницей чистоты крови и народа и воспитывать его сыновей героями. В официальном печатном органе BDM «Mädel im Dienst» (Девушка на службе) печатались репортажи о девочках в возрасте 10-14 лет, которые не просто умеют готовить и вести домашнее хозяйство, но и создать уют в доме и сохранить «тепло домашнего очага». Города и села были буквально заклеены агитационными и пропагандистскими плакатами BDM, включая и стены церквей. Вся деятельность BDM финансировалась государством.

Союз немецких девушек организовывал турпоходы, в которые девушки отправлялись с полными рюкзаками. На привалах разводили костры, готовили еду и пели песни. Пользовались успехом ночные наблюдения за полной луной с ночёвкой в стоге сена. Девушки готовили театральные постановки и кукольные представления, занимались народными танцами и учились игре на флейте. Особое место занимали занятия спортом и групповые игры. В зимнее время девушки занимались рукоделием и поделками. Во время Второй мировой войны девушки работали в лазаретах, участвовали в противовоздушной обороне и трудились в сельском хозяйстве.

Как правило, занятия в BDM проходили по средам и субботам после уроков в школе, посещение которых было обязательным. Походы и занятия в лагерях организовывались в выходные дни и во время школьных каникул. Уже после 1936 года, в обязательную программу политических занятий входило и изучение книги Гитлера «Майн Камф». Помимо теоретической и трудовой подготовки, девушки должны были пройти определенные тесты по физической подготовке, успехи в которой отмечались специально утвержденными значками разных степеней. При чем силовые виды спорта «превращающие женщину в груду мышц» были категорически запрещены. Девушки обучались в спартанской жестокости, учились жить без косметики, одевались самым простым способом, не проявляли индивидуального тщеславия, спали на жестких кроватях и отказывались от кулинарных деликатесов. Курящим девочкам было гарантировано отчисление из организации, а пользующиеся косметикой подлежали наказанию.

Следует отметить, что многие мероприятия BDM зачастую проводились совместно с организациями мальчиков из Гитлерюгенд. Летние лагеря девочек и мальчиков, как правило, находились рядом. Поэтому половая жизнь в лагерях процветала полным ходом, и не осуждалась нацистами. К примеру, в 1936 году, когда около 100 тысяч членов гитлеровских молодежных организаций присутствовали на Нюрнбергском ралли. 900 девушек в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет вернулись домой беременными, 400 отцов установить не удалось. По данным статистики в 1939 году в 15 лет 23% девушек уже потеряли невинность, в 16 лет — 38% были женщинами, в 17 — 54%, в 18 — 69%. За сексуальную распущенность BDM негласно называли «лигой немецких матрасов». Рождение детей в браке в Германии считали необязательным, главное чтобы ребенок имел арийское происхождение, а вырастить его могло и государство в своих приютах. Однако, в 1937 году выезд девушек из BDM в лагеря запретили.

Влияние BDM в Германии было настолько большим, что во многих школах, девушкам, уклонявшимся от участия в организации, по их окончании не выдавали документы о полученном образовании. Боролась BDM и с буржуазной модой среди женщин, проявлявшейся в ношении брюк. Понять почему невозможно, ведь короткие платьица и спортивные трусы считались приличной одеждой, а женские брюки являлись антипубличными. В немецких газетах шла регулярная кампания против идеи носить брюки. Поскольку Магда Геббельс любила носить брюки, после внушительного «убеждения» своего мужа Джозефа Геббельса, было официально разрешено женщинам носить брюки в холодный сезон. И хотя запрет был признан ошибкой, немецкие женщины еще многие десятилетия боялись одевать брюки.

Марширование колонной под барабанную дробь по улицам и площадям, размахивание флагами и ношение транспарантов, коллективное распевание патриотических и нацистских песен, утренние и вечерние построения с поднятием и спуском флага, сбор пожертвований на армию, воспитывали в девушках чувство коллективизма, ответственности за судьбу страны, преданность нации и Гитлеру.

Местные отделения BDM были созданы практически во всех оккупированных Германией странах, где в них принимали участие фольскдойче.

Во время войны деятельность BDM была переориентирована на помощь армии: сбор пожертвований, помощь семьям погибших, работа в сельском хозяйстве …Уже в 1945 году какая-то часть воспитанниц BDM принимала участие в «Volkssturm» и «Werwolf». Одной из таких воспитанниц была известная диверсантка Илзе Хирш.

Пройдя основательную подростковую школу подготовки в Союзе, девушки попадали в движение «Вера и красота», где из них уже готовили будущих жен и матерей.

Движение «Вера и красота»

Движение «Вера и красота» (Glaube und Schöncheit) — организационное подразделение Союза немецких девушек (BDM), который в свою очередь входил в состав гитлерюгенда (HJ). Организация «Вера и красота» являлась составной частью системы воспитания при национал-социализме. В сфере внимания этой организации находились девушки в возрасте от 18 лет до 21 года. Девушки этой возрастной группы уже не являлись членами Союза немецких девушек, но ещё не могли вступить в Национал-социалистическую женскую организацию (NSF), поэтому государство и НСДАП с помощью «Веры и красоты» стремились удержать их в русле общественной жизни.

«Вера и красота» была образована в 1938 году по приказу лидера имперской молодёжи Бальдура фон Шираха по согласованию с руководством Союза немецких девушек. Как и вышестоящие организации — Союз немецких девушек и гитлерюгенд — «Вера и красота» имела строгую иерархическую структуру, её руководство осуществлялось по «принципу фюрера». Законом устанавливалось добровольное членство в этой организации, однако на практике все выпускаемые из рядов Союза немецких девушек автоматически вступали в ряды «Веры и красоты». Выход из организации давал повод подозревать девушку и её родителей (совершеннолетие наступало в полный 21 год) в оппозиционных взглядах. Давление на девушек Германии ещё более усилилось со вступлением в силу 4 сентября 1939 года Закона об имперской трудовой повинности.

Деятельность «Веры и красоты» отвечала политическим целям организации. Она проводилась в кружках, функционировавших один раз в неделю в нерабочее время. Спортивные, танцевальные занятия или курсы ухода за телом были призваны укреплять здоровье молодых женщин как будущих матерей нового поколения Германии. Организация предлагала курсы по искусству и скульптуре, дизайну одежды и шитью, домашней экономике, жизненным навыкам и музыке. В области «политического и интеллектуального образования» девушек обучали народным промыслам, содержанию немецких обычаев, чтобы передать это культурное наследие в сказках, играх и народных песнях позже своим детям.

Занятия обычно проводились экспертами-преподавателями из местных университетов или больниц, а также членами NSF в рабочих группах от десяти до тридцати членов, и длились около года.

Самым запоминающимся мероприятием с участием воспитанников организации были спортивно-хороводные танцы — девушки в одинаковых белых коротких платьях, босиком выходили на стадион и выполняли несложные, но слаженные танцевальные движения.

Кружки, распространявшие знания в области оказанию первой помощи, службы связи или противовоздушной обороны, готовили молодых женщин к тому, чтобы в случае войны заменить на производстве ушедших на фронт мужчин. Поскольку движение ориентировалось на будущую роль женщины в качестве жены и матери больше чем любая другая организация BDM, их еще называли «школой невест для арийцев или членов СС».

С началом Второй мировой войны работа организации была перенацелена на потребности военного характера. Девушки изучали деятельность Красного Креста, уход за больными, сестринское дело. Учили ремонту одежды и больничного белья, работе в сельском хозяйстве, заботе о семьях погибших. После 1943 года, когда воздушные атаки союзников на немецкие города увеличились, многие воспитанницы вошли в военизированные и военные вспомогательные службы, где они служили помощниками зенитчиков, наблюдателями, операторами прожекторов и штабными сотрудниками. Около 500 старших девушек с организации были отправлены в Польшу для проведения «германизации». Они следили за выселением поляков, которые освобождали место для новых поселенцев, чтобы те не брали много вещей из своих домов, таких как мебель и тому подобное. Занимались обучением этнических немцев, проживающих в Польше или переселенных туда из стран Балтии, немецкой культуре, в т.ч. и языку. Добровольцы отправлялись и на «фабрики детей» Гиммлера.

Национал-социалистическая женская организация

Национал-социалистическая женская организация (NSF) — женская организация НСДАП, созданная в октябре 1931 года в результате слияния ряда национальных и национал-социалистических женских организаций. Организация была подчинена национальному партийному руководству НСДАП, как бы являлась ее женским крылом, однако к политической деятельности не имела никакого отношения. С 1934 года и до конца войны NSF возглавляла Гертруда Шольц-Клинк. Членами NSF могли стать женщины, достигшие возраста 21 года, разделявшие идеи нацистов и отвечающие требованиям чистоты расы. Большинство членов являлось выходцами из BDM. К 1939 году численность организации достигла 2,2 млн. человек. Организацией выпускался, выходивший раз в две недели, журнал «NS-Frauen-Warte». Члены организации должны были посещать еженедельные женские вечера не реже раз в месяц.

Деятельность организации направлена на распространение среди немецких женщин идей национал-социалистической идеологии и поддержке лидеров партии и государства. В задачи организации входило обучение невест и школьниц в использовании немецкой продукции взамен импортной в рамках обеспечения автаркии (самодостаточности). Во время войны организация занималась сбором металлолома и других материалов вторсырья, обеспечивала служанок для многодетных семей, устраивала кулинарные курсы. Основной же деятельностью организации было обучение женщин Германии основам материнства и домоводства. Учебная программа такие предметы как, домашнее хозяйство с курсами кулинарии и домашней экономики, бытовое шитье, стирка и глажка, уход за младенцами, народные промыслы и обычаи. За время существования организации 10-дневные курсы посетили 20 % женщин империи.

В отличие от других женских организаций, NSF существовала за счет членских взносов. Это объяснялось тем, что организация никакой существенной социально-государственной функции не выполняла. Более того, реальное руководство женщинами осуществлялось через место их работы, а безработных через Имперскую службу занятости.

Женская рабочая служба

В Германии также существовала Женская рабочая служба (DFW), которая была созлана в 1933 году. Она формально не подчинялась НСДАП, однако ее руководителем также была Гертруда Шольц-Клинк. По состоянию на 1937 год организация насчитывала 1,7 млн. членов. Существенной разницы между NSF и DFW не существовало. Женская трудовая служба занималась практически теми же вопросами, что Национал-социалистическая женская организация.

Материнство

Согласно государственной программе, в каждой семье должно бить не менее четырех детей. С этой целью в империи проводилась мощнейшая демографическая политика. Уже в июне 1933 года правительство стало выдавать молодоженам особые кредиты. Это была беспроцентная ссуда в 1000 марок! Для сравнения – месячная зарплата рабочего-мужчины – 120 марок. Одним из обязательных условий получения подобной ссуды была необходимость ухода невесты с постоянного рабочего места. После рождения ребенка кредит уменьшался 250 марок. Т.е. после рождения четвертого ребенка, кредит полностью погашался.

Финансировалась эта программа за счет поступлений специального налога на холостых. Не женат, не замужем – плати государству. На предприятиях женатые мужчины стали получать более высокую заработную плату, нежели их холостые коллеги. При этом не учитывалась ни квалификация, ни стаж работы. Некоторые предприятия выдавали премию своим работницам, если они увольнялись ради вступления в брак. Государство выплачивало вознаграждения, в дополнение ко всем кредитам, семьям, где рождались дети. Сумма вознаграждения зависела от того, какой по счету ребенок рождается в семье. В итоге после рождения пятого или шестого ребенка семья могла приобрести либо собственный дом, либо четырехкомнатную квартиру.

В 1938 году был введен штрафной налог на пары, не имевшие детей более 5 лет после свадьбы. Денежные дотации шли семьям и на приемных детей. Государство поддерживало матерей-одиночек. По закону внебрачная беременность перестала быть причиной увольнения с работы. Государство так же делало надбавку к зарплате, но кредита не давало. Многодетные семьи превозносились в прессе, в кино, литературе, изобразительном искусстве.

С приходом к власти нацистов, на законодательном уровне было введено «свидетельство годности к браку». Без него немцу вступить в законный брак было практически невозможно. Кроме того, лицам, не имеющим арийского происхождения, запрещалось вступать в брак или иметь интимную связь с лицами арийского происхождения.

С 1933 года началось всеобщее фотокопирование немецких церковных регистрационных книг для выяснения чистоты расы всех немцев. Эту задачу выполняло специально созданное в МВД бюро – «Имперская инстанция для изучения кровородных отношений», переименованная позже в «Ведомство кровородных отношений». Задачей ведомства была проверка арийского происхождения с помощью эксперта. Результаты экспертизы считалась окончательным доказательством арийского происхождения, или наоборот.

В 1939-1940 годах в брачном праве Германии были введены новшества. Так появилось заочное обручение. Теперь невеста могла стать женой в отсутствие жениха-солдата. Это правило использовалось, чаще всего, для солдат Вермахта. Был введен «ускоренный брак». При заключении такого брака не надо было предоставлять полный документ, подтверждающий арийское происхождение брачующихся, хватало устного подтверждения жениха и невесты. Разрешалось и «венчание с мертвецом». Павший на фронте жених, если до его смерти были доказательства его намерения жениться, считался мужем. Более того, «мертвецу» можно было жениться и на «недостойной его женщине», т.е. другой расы.

Следует отметить, что все эти нововведения не касались членов СС. Для них действовали прежние весьма строгие правила. Жена эсэсовца должна была быть обязательно одобрена руководством и иметь подтвержденное через комиссию арийское происхождение. В комиссию предоставлялись документы о всех родственниках до 1750-го года. Это требование было равнозначно, как для жениха, так и для невесты.

Аборты в нацисткой Германии были запрещены с 1933 года одновременно с ужесточением уголовного наказания за аборт арийской женщиной. Известны даже два смертных приговора женщинам, сделавшим аборт, вынесенных в 1943 году. Расстреливали также и врачей, проводивших незаконные аборты. В тоже время, аборты проводились принудительно в отношении пар с наследственными болезнями. По некоторым данным до 1945 года было проведено более 300 тысяч операций по прерыванию такой беременности. Также «поощрялось» проведение абортов среди оккупированных территорий, особенно в Польше и в Украине. В январе 1941 года распоряжением Гиммлера была запрещена свободная продажа контрацептивов в Германии. Рождаемость, конечно, резко пошла вверх, в том числе за счет детей, рождающихся у 16-18 летних девушек. А вот заболеваемость венерическими болезнями за счет такой политики государства резко повысилась. По статистике 1 из 25 девушек при половом контакте заражалась сифилисом или же другим подарком «Венеры».

Описанные выше меры дали временные положительные результаты. Если в 1934 году появилось на свет чуть бо­лее 1 млн. младенцев, то в 1939 году — уже около 1,5 млн. детей. Германия стала единст­венной крупной европейской страной, в которой постоянно росла рождаемость.

Немецкие женщины в целом спокойно воспринимали про­водимую по отношению к ним политику. Лояльному отношению немок к новому режиму способст­вовало и улучшение благосостояния населения. Этому также способствовала благоприятная демографическая политика правящей партии в поддержку семьи. Нацистский режим был весьма заинтересован в увеличении населения. Если трудящаяся женщина вступала в брак и до­бровольно оставляла работу, ей выдавалась беспроцентная ссу­да в 600 марок. С 1934 г. началось активное поощрение рож­даемости: вводятся детские и семейные пособия, медицинская помощь многодетным семьям оказывалась по льготным рас­ценкам. Были открыты специальные школы, где беременных женщин готовили к будущему материнству.

Одним из методов поощрения повышения рождаемости было учреждение в 1938 году награды – «Почетного креста немецкой матери». Устанавливалась три степени звания — 3-я степень за 4-5 детей (бронза), 2-я за 6-7 детей (серебро), первая – за 8 детей и более (золото). Существовали определенные критерии для получения данной награды: родители должны были быть чистокровными немцами, и мать должна была быть действительно достойной получения такой награды. Крест не выдавался, если бабушки и дедушки имели славянскую, еврейскую и другую «неарийскую» кровь. Поэтому кресты вручались только в Германии, Австрии и Дании.

Вручение креста сопровождалось сертификатом, денежным поощрением за каждого рожденного ребенка, и миниатюрой креста для каждодневного ношения, а оригинал хранился и надевался только для официальных случаев и церемоний. Члены всех юношеских организаций должны были приветствовать обладательниц креста. Они имели привилегии на службе, а также имели право на бесплатное сидячее место в общественном транспорте.

Сначала награда имела клеймо на реверсе с надписью: «Ребёнок облагораживает мать» (Das Kind adelt die Mutter) и подпись Гитлера. Позже стали проставлять только дату учреждения награды (16 Dezember 1938) с росписью. До начала Второй мировой войны, более 3 миллионов крестов было роздано немецким матерям. Во время войны, по разным данным, было награждено еще не менее 2 миллионов матерей.

Национал-социалистическое изобразительное искусство формировало образ немки исключительно как матери и хранительницы семейного очага, изображая её с детьми, в кругу семьи, занятой домашним хозяйством. В этом направлении работал и кинематограф с радио, и пресса, и литература с изобразительным искусством. В школьных учебниках встречались иллюстрации, изображавшие обоих родителей с 10 — 12 детьми вокруг них.

Помощь многодетным семьям оказывалась не только деньгами и продуктами питания. Нацисты пошли дальше и организовывали учреждения для рожениц, где медперсонал заботился о них. Помощники направлялись к ним домой, чтобы заботиться об их детях, а матери — в дом отдыха, что удваивало национал-социалистский пропагандистский эффект нации. Все медиа, театры и литература, негативные к большим семьям и материнству, были запрещены. Культ матери создавался и устройством официальных мероприятий, в которых центральное место занимало чествование многодетных матерей.

Поднималась рождаемость и через специально созданную программу «Lebensborn», которая предусматривала через так называемые «фабрики детей Гиммлера» увеличить число арийских детей.

Было бы несправедливым не отметить то, что еще с 1943 году у Гитлера на подписи лежал закон о многоженстве в Германии. Его ближайшие соратники всячески поддерживали такую законодательную инициативу, вероятно «стимулированные» влиянием своих любовниц. Не то чтобы Гитлер был против этого, но в силу каких-то причин все откладывал его подписание, так и не успев до своей смерти, сделать немецких мужчин владельцами гаремов.

Женщины на службе

Несмотря на четко определенное место женщины в нацисткой идеологии, жизнь внесла свои коррективы в их использовании, хотя официально это нацисты и не признавали. И так, с началом Второй мировой войны потребность в рабочих руках в Третьем рейхе возрастала гигантскими темпами. Поэтому сначала женщин «попросили» занять рабочие места на производстве, чтобы заменить мужчин, ушедших на фронт. А затем очередь дошла и до военной службы. Однако для «истинных арийцев» признать женщину равной себе, было ниже мужского достоинства. Если уж не фактически, то хотя бы на бумаге, мужчины должны были оставаться на недосягаемой высоте, отсюда и придумали для женщин такое понятие, как вспомогательные службы. Они работали кондукторами трамваев, операторами связи в воинских штабах, входили в состав расчетов прожекторов в подразделениях противовоздушной обороны. Имели место даже такие случаи, когда женщины получали воинские награды за храбрость. Тем не менее, в Третьем рейхе женщин никогда в массовом порядке не использовали на фронте. Еще раз подчеркнем, что в Германии периода 1933-45 годов женщины не могли служить ни в Вермахте, ни в Лююфтваффек, ни в Кригсмарине, ни в войсках СС. Они не могли быть ни военнослужащими, ни военными чиновниками. Служба женщин проходила только во вспомогательных подразделениях этих родов войск. О них ниже, подробнее.

Сухопутные войска

Первыми на службу «пригласили» женщин сухопутные войска, когда приказом от 1 октября 1940 года была создана Женская вспомогательная служба связи (Nachrichtenhelferinnen). Вслед за ней был создан целый ряд других женских служб. Так Служба обслуживающего персонала (Betreuungshelferinnen) была сформирована в 1941 году. Женская вспомогательная штабная служба (Stabshelferinnen) и Женская хозяйственная служба (Wirtschaftshelferinnen) появилась в 1942 году. В 1943 году создали даже подразделение женщин-объездчиков лошадей (Bereiterinnen). Об этих службах расскажем немного детальней.

Вспомогательная служба связи сухопутных войск поначалу комплектовалась за счет бывших членов различных женских организаций и добровольцев, а в конце войны из тех, кто попал на службу по призыву. Женский персонал проходил подготовку при училище связи в Гиссене под руководством армейских связистов. После обучения они становились радиооператорами, телефонистками, телеграфистками или выполняли секретарскую работу в подразделениях связи. На оккупированных территориях они могли нести службу при высшем командном составе, например в штабах корпусов или армий или в основных административных службах сухопутных войск. Женщины имели униформу со специальными знаками различия. Им также присваивались специальные звания.

Вспомогательная служба медицинского и бытового обслуживания занималась всеми вопросами, связанными с бытом германских солдат. Сотрудницы этого подразделения носили форму германского Красного Креста, в подчинении которого они находились до 1941 года.

Вспомогательная штабная служба состояла из женщин в возрасте от 18 до 40 лет, которые несли службу на административных должностях в качестве служащих. Первоначально, из-за недостатка униформы, сотрудницы штабов должны были носить гражданскую одежду, но в октябре 1943 г. выпуск формы для них был постепенно налажен.

Хозяйственная вспомогательная служба состояла их рабочих низкой квалификации: уборщицы, посудомойки и т. д. Они не носили специальной формы, а ходили в гражданской одежде или халатах. Однако для них была введена специальная лента, которую необходимо было носить на рукаве своей одежды.

В объездчицы лошадей для артиллерии и частей снабжения набирали женщин всех возрастов, имеющих соответствующую квалификацию. Женский персонал, задействованный для выполнения этой работы, не носил никаких знаков различия, а их униформа представляла собой основной вариант однобортного кителя позднего образца. Единственным знаком различия была национальная эмблема, которую носили на груди с правой стороны.

Хотя для службы в этих вспомогательных частях было призвано значительное количество добровольцев, спрос на них быстро обогнал предложение. В декабре 1941 года были изданы новые законы, в основе которых лежала концепция обязательной военной службы (Dienstverpflichtung) для женщин в возрасте от 18 до 40 лет. Однако, очевидно под влиянием негативного отношения Гитлера к идее использования женщин в качестве солдат, эти законы никогда строго не соблюдались. В конце концов, 29 ноября 1944 г. все три ответвления вспомогательных служб вермахта были слиты в единую Женскую вспомогательную службу (Wehrmachthelferinnen).

Теперь женщины в германской армии оказались в довольно двусмысленном положении. Они должны были подчиняться всем военным уставам и соблюдать воинскую дисциплину, не имея при этом официального статуса солдат. Верховное командование вермахта достаточно четко придерживалось принципиальной установки, что женщин не следует использовать в боевых действиях или «боевых ситуациях». Однако на самом деле от этой установки могли отходить в определенных случаях. Например, многим женщинам приходилось нести службу в частях ПВО и принимать участие в таких акциях, которые могут быть расценены как боевые действия. Другим приходилось нести службу за пределами Германии в качестве связистов фронтовых подразделений. В конце концов, приказом от 28 августа 1944 г. те женщины, которые носили военную форму, получили официальный статус военнослужащих.

Проблемы, связанные с обеспечением женских вспомогательных подразделений униформой, вылились в 1942 г. в постановление, что только те женщины, которые служат во вспомогательных подразделениях вермахта за пределами германского рейха, могут носить военную униформу. Соответственно, те женщины, которые несли службу в Германии, не носили униформу вермахта, а только защитные халаты или спецодежду.

Военно-морские силы

Первое крупное использование женского персонала для сугубо военных целей на флоте началось 10 апреля 1941 года с созданием формирования вспомогательной службы ВМС воздушного наблюдения (Flugmeldehelferinnen der Kriegsmarine). В середине 1942 года были сформированы вспомогательные службы военно-морского флота (Marinehelferinnen), также состоявшие в основном из женщин. А в 1943 г. на флоте была создана собственная вспомогательная женская зенитная служба (Marine Flakhelferinnen). Различия между сухопутными и морскими вспомогательными службами были только в элементах униформы и системах званий и наименования должностей. В 1944 году, все морские вспомогательные службы, как и сухопутные, были собраны в Wehrmachthelferinnenkorps.

Служащая морской вспомогательной службы.

Военно-воздушные силы

Женщины в «Люфтваффе» служили с момента их создания. Первоначально им приходилось выступать в традиционной роли служащих, телефонисток, поваров и официанток, уборщиц и т. д., но постепенно они стали занимать и более важные должности. Хотя вышедшим в 1938 г. приказом о мобилизации в «Люфтваффе» это не предусматривалось, во время войны на службе в военно-воздушных силах было задействовано немалое количество женщин в возрасте от 17 до 45 лет. Женщинам приходилось нести службу в следующих подразделениях:

— вспомогательная служба воздушного наблюдения — Flugmeldedienst (женщины входили в состав расчетов различных радарных станций, пунктов прослушивания и передающих станций);

— вспомогательная служба связи люфтваффе – Luftnachrichtenhelferinnen (женщин этой службы использовали для работы в коммуникационных центрах в качестве телефонисток, радиооператоров, шифровальщиц, операторов телетайпа и телеграфисток);

— вспомогательная служба оповещения — Luftschutz Warndienst Helferinnen (женщин этой службы использовали на различных должностях в системе ПВО);

— вспомогательная штабная служба – Stabshelferinnen (сотрудницы этой службы выполняли необходимые работы при штабах «Люфтваффе»);

— вспомогательная зенитная служба – Flakhelferinnen (сотрудницы этих подразделений входили в расчеты по обслуживанию прожекторов, заградительных аэростатов и оборудования для контроля стрельбы. В последние месяцы войны была получена санкция на использование их в боевых артиллерийских расчетах).

Необходимо отметить, что Люфтваффе встречались и женщины-пилоты легких транспортных, почтовых и пассажирских самолетов. Однако они все равно числились в каком-либо вспомогательном подразделении.

Подобно вспомогательным службам сухопутных войск и ВМС, в ноябре 1944 г. женский персонал Люфтваффе влился в три женских вспомогательных службы вермахта. Но, как и в случае с армейскими и флотскими подразделениями, оказалось, что эта реорганизация имела очень незначительный практический эффект, поскольку была слишком запоздалой. Точных данных о количестве женщин служивших в Люфтваффе во время войны не имеется, но уже в августе 1944 года их было около 450 тысяч.

Женские вспомогательные подразделения СС

Женские вспомогательные подразделения СС были созданы в 1942 году и состояли из двух частей: SS-Helferinnen и SS-Kriegshelferinnen. Сразу отметим, что женщины, несмотря на то, что служили при СС, членами СС не были, хотя и носили эмблему СС на форме. Лишним будет напоминать, что в эти подразделения брали только чистокровных ариек.

В подразделении SS-Helferinnen женщины выполняли обязанности в службе связи подразделений СС и полиции. Сотрудниц набирали из женщин в возрасте от 17 до 30 лет, ростом не ниже 1,6 м и использовали для выполнения тех же задач, которыми занимались их армейские коллеги, связанные с обеспечением связи. Они могли быть радиооператорами, телефонистками, наборщицами, операторами связи и т. д. К этому же подразделению относились и женщины-медсестры, служившие в медучреждениях СС. К концу войны в этом подразделении служило около 10 тысяч женщин.

В подразделении SS-Kriegshelferinnen женщины выполняли другие обязанности, вызванные военным временем. В основном это была работа охранников и надзирателей концлагерей. Таких извращенок было чуть больше 3,5 тысяч. Многие из этих женщин не уступали в жестокости мужчинам и были после войны осуждены за военные преступления, а некоторые и казнены. Об этой категории немного подробней.

Элегантные зверюки-надзирательницы — Ирма Грис и Мария Мандель.

Для работы в концлагерях набирали женщин 21-45 лет в хорошей физической форме и при отсутствии судимости. Большинство из кандидаток были выходцами из BDM. Во время собеседования они должны были проявить свои знания идеологии нацизма. Отобранные кандидатки проходили курсы обучения ауфцейерок, которые длились от 4-х недель до полугода. Их обучали жестокому обращению с заключёнными, фанатизму, невосприимчивости к страданию других. Им давались указания, какие наказания применять, как раскрывать саботаж, их предупреждали, какое их ждёт наказание за близкие контакты с узниками. Их одевали в специальную одежду, сшитую в воинском стиле. Кроме наручных часов и обручального кольца никаких украшений носить не разрешалось. При них имелось служебное оружие, хлысты, кнуты, палки, им разрешалось иметь служебную собаку. После успешно законченного обучения женщины проходили трёхмесячный испытательный срок на месте будущей работы, после которого официально становились надзирательницами. По службе продвигались только те из них, кто сумел проявить особую жестокость. Надзирательницы в концлагерях представляли собой лишь 10% всего персонала. В основном они служили в таких конлагерях, как Равенсбрюк, Аушвитц-Биркенау, Маутхаузен и Берген-Бельзен. Мужскому личному составу СС доступ в женские лагеря был закрыт, они были заняты только во внешней охране. Комендант лагеря, врачи, а также командиры охраны и рабочей службы могли входить в лагерь, как правило, лишь в сопровождении женского персонала лагеря. Несколько детальней о некоторых «зверях» в юбках.

За годы войны Ирма Грис успела поработать надзирательницей в концлагерях Аушвиц и Равенсбрюк, а также в женской секции лагеря Берген-Бельзен. В Аушвице, где она получила прозвище «Гиена», Грис заведовала отбором ослабевших и больных заключенных для отправки в газовые камеры. По словам немногих очевидцев, кому удалось выйти живым из концентрационных лагерей, где им «выпала честь» находиться под неусыпным контролем дьяволицы Ирмы, ее жестокость не знала границ. Эта женщина избивала заключенных дубинкой, кнутом, натравливала на них предварительно изморенных голодом собак, лично выбирала людей для смерти в газовых камерах, отстреливала заключенных из своего пистолета забавы ради. Садизм Грезе носил и сексуальный характер. Известно, что она нередко отбирала жертв из числа заключенных обоих полов для своих сексуальных надругательств, за что и прослыла нимфоманкой. Ее считают лично ответственной за гибель около полумиллиона человек. Она была повешена по приговору суда в 1945 году. На тот момент ей было 22 года. Неслучайно, Ирма Грезе занимает «почетное» третье место в десятке самых жестоких женщин мира.

Мария Мандель 1912 года рождения — начальник женского отделения концлагеря Аушвиц-Биркенау, виновна в смерти около 500 тысяч женщин-заключённых. Заключённые Аушвица между собой называли её чудовищем. Мандель лично производила отборы заключённых, и тысячами отправляла их в газовые камеры. Приговорена к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение 24 января 1948 года в краковской тюрьме.

Элизабет Фолькенрат 1919 года рождения — надзирательница концлагерей Равенсбрюк, Освенцим-Биркенау и Берген-Бельзен. Принимала участие в отборе заключённых в газовые камеры. Отличалась неимоверной жестокостью. В апреле 1945 года Элизабет Фолькенрат была арестована британской армией и предстала перед судом во время Бельзенского процесса. Признана виновной в гибели нескольких десятков тысяч человек. Её приговорили к смертной казни. Приговор был приведён в исполнение в Хамельнской тюрьме 13 декабря 1945 года.

Герта Боте 1921 года рождения — надзирательница женских концлагерей Равенсбрюк, Бромберг-Ост и Берген-Бельзен. Воспитанница BDM, работала медсестрой, после чего получила приглашение на работу надзирательницей. За жестокое обращения с женщинами-заключёнными получила прозвище «Штуттгофская садистка». Она то и дело избивала заключенных, часто забивая их до смерти. Была арестована по обвинению в военных преступлениях, приговорена к 10 годам заключения, но в 1951 году вышла на волю.

Иоганна Борман 1893 года рождения — надзирательница концлагеря Лихтенбург, Равенсбрюк, Гинденбург, Освенцим, Берген-Бельзен Будучи женщиной невысокого роста – 1,52 см, Борман отличалась невероятной жестокостью, натравливая овчарку на заключенных, за что получила кличку «Женщина-собака». Призназнана виновной в организации гибели 10 тысяч человек. Мотивом своей деятельности назвала желание больше заработать денег. Была приговорена к смертной казни на Бельзенском процессе и повешена 13 декабря 1945 года.

Герта Элерт 1905 года рождения – надзирательница концлагеря Равенсбрюк, Майданек, Освенцим и Берген-Бельзен. Отличалась мастерским владением хлыстом, которым истязала заключенных. Была замечена в мародерстве. Была приговорена к 15 годам тюрьмы, но освобождена досрочно 7 мая 1953 года. После выхода с тюрьмы, изменив имя и фамилию, сумела скрыться от дальнейшего преследования правоохранителей. Умерла в 92 года.

Алис Орловски 1903 года рождения считалась одной из самых жестоких надзирательниц среди концлагерей на территории Польши. Она выбивала заключенным глаза ударами кнута, и, ослепших, посылала в газовые камеры. Именно она стала закидывать в газовые камеры детей поверх голов взрослых, чтобы увеличить проходимость и не ждать следующей очереди. Замечена в мародерстве. Была приговорена к пожизненному заключению, однако отбыла лишь 10 лет. В 1975 году Алиса снова оказалась на скамье подсудимых во время «3-го процесса Майданека». В 1976 году Алиса Орловски умерла во время судебного заседания, в возрасте 73 лет.

Большинство надзирательниц концлагерей избежали наказания, хотя многие из них убивали ради прихоти. Убивали сотни, тысячи узников. Заключённые обращались к ним «Frau Aufseherin», так что часто их личности оставались неизвестными. Лишь 45 надзирательниц из 3500 предстали перед судом. Зверства остальных остались безнаказанными. До сих пор понять такую гуманность международных судов невозможно. Может потому, что большинство судей были из Британии, США и Франции, народы которых и близко не видели того, что испытали на себе славяне, евреи, цыгане … А может и потому, что непричастных к нацистским преступлениям в Германии было совсем, совсем мало.

Помимо вышеописанных вспомогательных подразделений женщины служили в структурах Имперских железных дорог, на таможне, в пожарной службе и даже в военных борделях. Число таких служащих было достаточно велико. К примеру, в конце 1944 года в одних лишь городских отрядах пожарной охраны было 270 тысяч женщин и девушек в возрасте от 18 до 40 лет. Свыше 200 тысяч женщин служили в системе противовоздушной обороны. А всего во вспомогательных подразделениях служило около 1, 5 млн. женщин, что, кстати, в полтора раза больше, чем в СССР.

Характеризуя в целом положение женщин в Третьем рейхе, следует отметить, несколько отличительных моментов, присущих именно этому государству в то время. Во-первых, впадает в глаза абсолютная женская покорность определенной государством судьбе, по сути, раболепие женской половины. Никакого протеста против мужского доминирования не наблюдалось. Во-вторых, «гнилые» нравы верхушки, которая хотя и проповедовала чуть ли не библейские ценности, на самом деле морально разлагали страну. В-третьих, женщина стала физиологическим придатком, причем идеологически нашпигованным нацизмом, к государственной машине по выращиванию солдат. В-четвертых, 15-летнее морально-психологическое насилие над женщинами нацистами, с добавлением физического насилия оккупантов-победителей после войны, напрочь «покалечило» минимум два поколения немецких женщин – военное и повоенное. Под конец, хотелось бы отметить, что многое из описанного по отношении к женщинам в Третьем рейхе, наблюдалось и в СССР. Кто у кого заимствовал нормы неизвестно, но тоталитарные режимы были весьма похожи. Напомним только некоторые нормы действовавшие и в СССР. Так коммунистам не разрешалось вступать в брак с лицами дворянского происхождения. В стране существовал налог на малосемейных и неженатых лиц. Браки разрешалось регистрировать командирам воинских частей, кораблей и партизанских отрядов по явочному принципу. До самого распада СССР существовал огромный перечень профессий запрещенных для женщин, которые благовидно назвали «трудными». Продвижение женщин по партийной линии не запрещалось официально, но в действительности не практиковалось. Как в Германии, так и в СССР многодетных матерей награждали – одни крестами, другие орденами и медалями. Как в Германии, так и в СССР, женщин принуждали к общественному труду, а после они вообще были вынуждены работать за еду. Как в Германии, так и в СССР были запрещены аборты. И этот перечень можно продолжать и продолжать.