Государственное устройство древнего рима кратко. Государственное устройство римской республики

Данный выпуск сделан на основании трехтомника “Военная история” Разина и книги “На семи холмах” М.Ю.Германа, Б.П.Селецкого, Ю.П.Суздальского. Выпуск не является специальным историческим исследованием и предназначается в помощь тем, кто занимается изготовлением военной миниатюры.

Краткая историческая справка

Древний Рим – государство, покорившее народы Европы, Африки, Азии, Британии. На весь мир славились римские солдаты своей железной дисциплиной (но не всегда она была железной), блестящими победами. Римские полководцы шли от победы к победе (были и жестокие поражения), пока под тяжестью солдатского сапога не оказались все народы Средиземноморья.

Римская армия в разное время имела разную численность, количество легионов, различное построение. С совершенствованием военного искусства изменялись вооружение, тактика и стратегия.

В Риме существовала всеобщая воинская повинность. В армии начинали служить юношами с 17 лет и до 45 в полевых частях, после 45 до 60 – служили в крепостях. От службы освобождались лица, участвовавшие в 20 кампаниях в пехоте и в 10 в кавалерии. Сроки службы со временем тоже менялись.

В свое время, в связи с тем, что все хотели служить в легкой пехоте (вооружение стоило дешево, оно приобреталось за свой счет), граждане Рима были разделены на разряды. Это было сделано при Сервии Туллии. К 1-му разряду относились люди, обладавшие имуществом, которое оценивалось не менее, чем в 100.000 медных ассов, ко 2-му – как минимум 75.000 ассов, к3-му – в 50.000 ассов, к 4-му – 25.000 ассов, к 5-му – 11.500 ассов. Все бедняки входили в 6-й разряд – пролетариев, богатством которых было лишь потомство (proles ). Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц – центурий (сотен): 1-й разряд – 80 центурий тяжелой пехоты, являвшихся основной боевой силой, и 18 центурий всадников; всего 98 центурий; 2-й – 22; 3-й – 20; 4-й – 22; 5-й – 30 центурий легковооруженных и 6-й разряд – 1 центурию, в целом 193 центурии. Легковооруженные воины использовались в качестве обозной прислуги. Благодаря разделению на разряды, не было нехватки в тяжеловооруженных, легковооруженных пехотинцах и всадниках. Не служили пролетарии и рабы, так как им не доверяли.

Со временем государство взяло на себя не только содержание воина, но и удерживало с него из жалования за питание, вооружение и снаряжение.

После тяжелейшего поражения под Каннами и в ряде других мест, после Пунических войн армия была реорганизована. Было резко увеличено жалование, разрешили служить в армии пролетариям.

Непрерывные войны требовали много солдат, изменения вооружения, построения, обучения. Армия становилась наемной. Такую армию можно было вести куда угодно и против кого угодно. Так и произошло, когда к власти пришел Люций Корнеллий Сулла (1 в. до н.э.).

Организация римского войска

После победоносных войн IV-III в.в. до н.э. под власть Рима попали все народы Италии. Чтобы держать их в повиновении, римляне предоставляли одним народам больше прав, другим меньше, сея между ними взаимное недоверие и ненависть. Именно римляне сформулировали закон “разделяй и властвуй”.

А для этого нужны были многочисленные войска. Таким образом, римское войско состояло из:

а) легионов, в которых служили сами римляне, состоявших из тяжелой и легкой пехоты и приданной им кавалерии;

б) италийских союзников и союзной конницы (после предоставления италикам прав гражданства, влившихся в легион);

в) вспомогательных войск, набранных из жителей провинций.

Основной тактической единицей был легион. Во времена Сервия Туллия легион насчитывал 4200 человек и 900 всадников, не считая 1200 легковооруженных солдат, не входивших в строевой состав легиона.

Консул Марк Клавдий изменил строй легиона и вооружение. Это произошло в IV веке до н.э.

Легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки), которые напоминали современные роты, взводы, отделения.

Легкая пехота – велиты (буквально – быстрые, подвижные) шла впереди легиона в рассыпном сторю и завязывала бой. При неудаче отходила в тыл и на фланги легиона. Всего их было 1200 человек.

Гастаты (от латинского “гаста” – копье) – копьеносцы, 120 человек в манипуле. Составляли первую линию легиона. Принципы (первые) – 120 человек в манипуле. Вторая линия. Триарии (третьи) – 60 человек в манипуле. Третья линия. Триарии были самые опытные и испытанные бойцы. Когда древние хотели сказать, что настал решающий момент, говорили: “Дело дошло до триариев”.

В каждой манипуле было по две центурии. В центурии гастатов или принципов было по 60 человек, а триариев в центурии было 30 человек.

Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.

В самом начале применения манипулярного порядка легион шел в бой тремя линиями и, если встечалось препятствие, которое легионеры были вынуждены обтекать, таким образом получался разрыв боевой линии, манипул из второй линии спешила закрыть брешь, а место манипула из второй линии занимал манипул из третьей линии. Во время схватки с врагом легион представлял монолитную фалангу.

Со временем третью линию легиона стали использовать как резерв, решавший судьбу сражения. Но если полководец неправильно определял решающий момент боя, легион ждала гибель. Поэтому со временем римляне перешли к когортному строю легиона. Каждая когорта насчитывала 500-600 человек и с приданным конным отрядом, действуя отдельно, представляла собой легион в миниатюре.

Командный состав римской армии

В царское время командующим был царь. Во времена республики командовали консулы, разделив войска пополам, но когда нужно было объединиться, командовали поочередно. Если была серьезная угроза, то выбирался диктатор, которому подчинялся начальник кавалерии, в отличие от консулов. Диктатор имел неограниченные права. У каждого командующего были помощники, которым поручались отдельные части армии.

Отдельными легионами командовали трибуны. Их было шестеро на легион. Каждая пара командовала в течении двух месяцев, сменяя друг друга каждый день, затем уступая второй паре свое место, и т.д. Трибунам были подчинены центурионы. Каждой центурией командовал центурион. Командир первой сотни был командиром манипула. Центурионы имели право солдата за проступки. Они носили с собой виноградную лозу – римскую розгу, это орудие редко оставалось без дела. Римский писатель Тацит рассказывал об одном центурионе, которого вся армия знала под кличкой: “Передай другую!” После реформы Мария, сподвижника Суллы, центурионы триариев получили большое влияние. Их приглашали на военный совет.

Как и в наше время, в римской армии были знамена, барабаны, литавры, трубы, рожки. Знамена представляли собой копье с перекладиной, на которой висело полотнище из одноцветного материала. Манипулы, а после реформы Мария когорты, имели знамена. Над перекладиной было изображение зверя (волка, слона, коня, кабана…). Если подразделение совершало подвиг, то оно награждалось – награда крепилась к древку знамени; этот обычай сохранился и в наши дни.

Значком легиона при Марии был серебряный орел или бронзовый. При императорах он делался из золота. Потеря знамени считалась величайшим позором. Каждый легионер должен был защищать знамя до последней капли крови. В трудную минуту полководец кидал знамя в гущу врагов, чтобы побудить воинов вернуть его обратно и рассеять врагов.

Первое, чему учили солдат – неотступно следовать за значком, за знаменем. Знаменосцы выбирались из сильных и опытных солдат и пользовались большим почетом и уважением.

По описанию Тита Ливия, знамена представляли собой квадратное полотнище, пришнурованное к горизонтальной перекладине, укрепленной на шесте. Окраска полотнища была различной. Все они были однотонными – пурпурными, красными, белыми, синими.

Пока пехота союзников не слилась с римлянами, ей командовали три префекта, выбираемые из числа римских граждан.

Большое значение придавалось интендантской службе. Глава интендантской службы – квестор, ведавший фуражом и продовольствием для армии. Он следил за доставкой всего необходимого. Кроме того, каждая центурия имела своих фуражиров. Особый чиновник, как каптенармус в современной армии, раздавал продукты солдатам. При штабе имелся штат писцов, счетоводов, кассиров, выдававших солдатам жалование, жрецов-гадателей, военных полицейских чиновников, шпионов, трубачей-сигналистов.

Все сигналы подавались трубой. Звук трубы репетировался изогнутыми рожками. При смене караула трубили в трубу-фуцину. В кавалерии употреблялась особая длинная труба, изогнутая на конце. Сигнал к сбору войска на общее собрание давали все трубачи, собранные перед палаткой полководца.

Обучение в римской армии

Обучение бойцов римского манипулярного легиона прежде всего заключалось в том, чтобы выучить солдат идти вперед по приказу центуриона, заполнять разрывы в боевой линии в момент столкновения с противником, спешить слиться в общую массу. Выполнение этих маневров требовало более сложного обучения, чем при обучении воина, сражавшегося в фаланге.

Обучение заключалось еще и в том, что римский солдат был уверен – его не бросят одного на поле боя, что товарищи поспешат к нему на помощь.

Появление легионов, разделенных на когорты, усложнение маневра потребовало более сложного обучения. Не случайно после реформы Мария один из его сподвижников, Рутилий Руф, ввел в римской армии новую систему обучения, напоминавшую систему обучения гладиаторов в гладиаторских школах. Только хорошо обученные солдаты (тренированные) могли преодолеть страх и сблизиться с противником, нападать с тыла на огромную массу врага, чувствуя рядом только когорту. Так мог сражаться только дисциплинированный солдат. При Марии была введена когорта, в которую входили три манипула. В легионе было десять когорт, не считая легкой пехоты, и от 300 до 900 всадников.

Рис.3 – Когортный боевой порядок.

Дисциплина

Римская армия, славившаяся своей дисциплиной, в отличие от других армий того времени, целиком была во власти полководца.

Малейшее нарушение дисциплины каралось смертной казнью, также и невыполнение приказа. Так, в 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа главнокомандующего вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он рассказывал в лагере с восторгом. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение тут же, несмотря на мольбы всего войска о пощаде.

Перед консулом всегда шли десять ликторов, несших пучки розог (фасциев, фашин). В военное время в них вставлялся топор. Символ власти консула над своими починенными. Сначала провинившегося секли розгами, затем отрубали голову топором. Если часть или все войско обнаруживало трусость в бою, то проводилась децимация. Децем в переводе на русский означает десять. Так поступил Красс после разгрома нескольких легионов Спартаком. Было выпорото, а затем казнено несколько сот солдат.

Если солдат засыпал на посту, его отдавали под суд, а затем забивали насмерть камнями и палками. За легкие провинности могли выпороть, понизить в чине, перевести на тяжелые работы, уменьшить жалование, лишить гражданства, продать в рабство.

Но были и награды. Могли повысить в чине, увеличить жалование, наградить землей или деньгами, освобождали от лагерных работ, награждали знаками отличия: серебряными и золотыми цепочками, брастетами. Награждение проводил сам полководец.

Обычными наградами были медали (фалеры) с изображением лика бога или полководца. Высшими знаками отличия были венки (короны). Дубовый давался солдату, спасшего товарища – римского гражданина в бою. Венец с зубчатой стеной – тому, кто первый взобрался на стену или вал вражеской крепости. Корона с двуми золотыми носами кораблей, – солдату, первым вступившему на палубу вражеского корабля. Осадный венок давался полководцу, снявшему осаду с города или крепости или освободившему их. Но самая высокая награда – триумф, – давалась полководцу за выдающуюся победу, при этом должно было быть убито не менее 5000 врагов.

Триумфатор ехал на позолоченной колеснице в пурпурной мантии, расшитой пальмовыми листьями. Колесница была запряжена четверкой белоснежных лошадей. Перед колесницей несли военную добычу и вели пленных. За триумфатором шли родственники и друзья, песенники, солдаты. Звучали триумфальные песни. То и дело заздавались крики “Ио!” и “Триумф!” (“Ио!” соответствует нашему “Ура!”). Раб, стоявший позади триумфатора на колеснице, напоминал ему о том, что тот простой смертный и чтобы он не зазнавался.

Например, солдаты Юлия Цезаря, влюбленные в него, идя за ним, подшучивали и смеялись над его плешью.

Римский лагерь

Римский лагерь был хорошо продуман и укреплен. Римское войско, как говорили, таскает за собой крепость. Как только делался привал, сразу же начиналось строительство лагеря. Если надо было двигаться дальше, лагерь бросали недостроенным. Даже разбитый ненадолго, отличался от однодневного более мощными укреплениями. Иногда армия оставалась в лагере на зиму. Такой лагерь называли зимним, вместо палаток строили дома и бараки. Кстати, на месте некоторых римских тагерей возникли такие города, как Ланкастер, Рочестер и другие. Из римских лагерей выросли Кёльн (римская колония Агрипинна), Вена (Виндобона)… Города, в окончании которых есть “…честер” или “…кастр”, возникли на месте римских лагерей. “Каструм” - лагерь.

Место для лагеря выбирали на южном сухом склоне холма. Поблизости должны были находиться вода и пастбище для обозного скота, топливо.

Лагерь представлял собой квадрат, позже прямоугольник, длина которого была на одну треть протяженнее ширины. Прежде всего намечалось место претория. Это квадратная площадь, сторона которой равнялась 50 метрам. Здесь ставились палатки командующего, жертвенники, трибуна для обращения к солдатам полководца; здесь же происходил суд и сбор войска. Направо была палатка квестора, налево – легатов. По обеим сторонам помещались палатки трибунов. Перед палатками через весь лагерь проходила улица шириной 25 метров, главную улицу пересекала другая, шириной 12 метров. На концах улиц были ворота и башни. На них стояли баллисты и катапульты (одно и то же метательное орудие, получило название от метаемого снаряда, баллиста метала ядра, катапульта – стрелы ). По сторонам правильными рядами стояли палатки легионеров. Из лагеря войска могли без сутолки и беспорядка выступить в поход. Каждая центурия занимала десять палаток, манипул – двадцать. Палатки имели досчатый остов, двускатную досчатую крышу и обтягивались кожей или грубым полотном. Площадь палатки от 2,5 до 7 кв. м. В ней жила декурия – 6-10 человек, двое из которых постоянно находились в карауле. Палатки преторианской гвардии и кавалерии были больших размеров. Лагерь обносили частоколом, широким и глубоким рвом и валом высотой 6 метров. Между валами и палатками легионеров было расстояние в 50 метров. Это делалось для того, чтобы неприятель не мог зажечь палатки. Перед лагерем устраивали полосу препятствий из нескольких контрвалационных линий и заграждений из заостренных кольев, волчьих ям, деревьев с заостренными сучьями и сплетенными между собой, образовывавших почти непроходимое препятствие.

Поножи носили римские легионеры с древнейших времен. При императорах были упразднены. Но центурионы продолжали их носить. Поножи имели цвет металла, из которого изготавливались, иногда раскрашивались.

Во времена Мария знамена были серебряными, во времена империи золотыми. Полотнища были разноцветными: белыми, синими, красными, пурпурными.

Рис. 7 – Оружие.

Кавалерийский меч в полтора раза длиннее пехотного. Мечи одоюдоострые, рукоятки делались из кости, дерева, металла.

Пилум – тяжелое копье с металлическим наконечником и стержнем. Наконечник с зазубринами. Древко деревянное. Средняя часть копья обмотана плотно виток к витку шнуром. На конце шнура делали одну-две кисточки. Наконечник копья и стержень были из мягкого прокованного железа, до железа – из бронзы. Пилум метали по щитам противника. Впившееся в щит копье тянуло его к низу, и воин был вынужден бросить щит, так как копье весило 4-5 кг и тащилось по земле, так как наконечник и стержень сгибались.

Рис. 8 – Скутумы (щиты).

Щиты (скутумы) приобрели полуцилиндрическую форму после войны с галлами в IV в. до н. э. Скутумы делались из легких, хорошо просушенных, плотно пригнанных друг к другу досок осины или тополя, обтянуты полотном, а сверху бычьей кожей. По краю щиты окаймлялись полосой металла (бронзы или железа) и крестом клались полосы через центр щита. В центре помещалась остроконечная бляха (умбон) – навершие щита. Легионеры хранили в нем (он был съемный) бритву, деньги и другие мелкие вещи. С внутренней стороны были ременная петля и металлическая скоба, были написаны имя владельца и номер центурии или когорты. Кожа могла быть крашеная: красная или черная. Руку просовывали в ременную петлю и брались за скобу, благодаря этому щит плотно висел на руке.

Шлем в центре более ранний, слева более поздний. На шлеме было три пера длиной 400 мм, в древние времена шлемы были бронзовые, позднее железные. Шлем иногда украшался в виде змей по бокам, которые наверху образовывали место, куда вставляли перья. В более поздние времена единственным украшением шлема был гребень. На макушке римский шлем имел кольцо, в которое продевался реммешок. Шлем носили на спине или на пояснице, как носят современную каску.

Римские велиты были вооружены дротиками и щитами. Щиты были круглые, из дерева или металла. Одеты велиты были в туники, позднее (после войны с галлами) все легионеры стали носить еще и штаны. Часть велитов была вооружена пращами. У пращников на правом боку, через левое плечо, висели сумки для камней. У некоторых велитов могли быть мечи. Щиты (деревянные) обтягивались кожей. Цвет одежды мог быть любой, кроме пурпурного и его оттенков. Велиты могли носить сандалии или ходить босиком. Лучники в римской армии появились после поражения римлян в войне с Парфией, где погиб консул Красс и его сын. Тот самый Красс, который разбил войска Спартака под Брундизием.

Рис 12 – Центурион.

Центурионы имели посеребренные шлемы, не имели щитов и меч носили с правой стороны. Они имели поножи и как отличительный знак на доспехах на груди имели изображение виноградной лозы, свернутой в кольцо. Во времена манипулярного и когортного построения легионов, центурионы находились на правом фланге центурий, манипулов, когорт. Плащ красного цвета, причем все легионеры носили красные плащи. Лишь диктатор и высшие командиры имели право носить пурпурные плащи.

Шкуры животных выполняли роль седел. Стремян римляне не знали. Первые стремена были веревочными петлями. Лошади были не кованы. Поэтому лошадей очень берегли.

Использованная литература

1. Военная история. Разин, 1-2 т. т., Москва, 1987

2. На семи холмах (Очерки о культуре древнего Рима). М.Ю. Герман, Б.П. Селецкий, Ю.П. Суздальский; Ленинград, 1960.

3. Ганнибал. Тит Ливий; Москва, 1947.

4. Спартак. Рафаэлло Джованьоли; Москва, 1985.

5. Флаги государств мира. К.И. Иванов; Москва, 1985.

6. История древнего Рима, под общей редакцией В.И. Кузищиной; Москва, 1981.

Публикация:
Библиотека военно-исторической комиссии - 44, 1989

Первоначально было весьма архаич-ным: во главе его стояли цари, власть которых ещё напоминала власть вождя. Цари возглавляли городское ополчение, выполняли функции верховного судьи и жреца. Большую роль в управлении Древним Римом играл сенат — совет старейшин родов. Полноправ-ные жители Рима — патриции — собирались на народные собрания, где избирались цари и принимались решения по наиболее важным вопросам жизни города. В VI в. до н. э. плебеи получили некоторые права — они были включены в состав гражданской общины, допу-скались к участию в голосовании и получали возможность владеть землёй.

В конце VI в. до н. э. в Риме власть царей сменилась аристо-кратической республикой, в которой ведущую роль играли патри-ции. Несмотря на то, что государственное устройство Рима получило название республика , то есть «общее дело», реальная власть остава-лась в руках наиболее знатной и богатой части римского общества. В период Римской республики знать называлась нобилями .

Граждане Древнего Рима — нобили, всадники и плебеи — образовывали гражданскую общину — цивитас . Государственный строй Рима в этот период назы-вался республикойи строился на принципах гражданского самоуправления.

Комиции (высшая власть)

Высшая власть принадлежала народному собранию — комициям. В состав народных собраний входили все граждане, дос-тигшие совершеннолетия. Комиции принимали законы, избирали коллегии должностных лиц, принимали решения по важнейшим вопросам жизни государства и общества , таким как заключение ми-ра или объявление войны, осуществляли контроль над деятельностью должностных лиц и вообще над жизнью государства , вводили налоги, предоставляли гражданские права.

Магистратуры (исполнительная власть)

Исполнительная власть принадлежала магистратурам. Важ-нейшими должностными лицами были два консула , которые воз-главляли государство и командовали армией. Ниже их стояли два претора , которые отвечали за судопроизводство. Цензоры прово-дили перепись имущества граждан, то есть определяли принадлеж-ность к тому или иному сословию, а также осуществляли контроль за правами. Народные трибуны , избиравшиеся только из числа плебеев, были обязаны защищать права рядовых граждан Рима. На-родные трибуны нередко выдвигали проекты законов в интересах плебеев и в связи с этим выступали против сената и нобилей. Важ-ным орудием народных трибунов являлось право вето — запрет на распоряжения и действия любых должностных лиц, включая консу-лов, если, по мнению трибунов, их действия ущемляли интересы плебеев. Были также и другие магистратуры, в которых магистра-ты занимались разнообразными текущими делами.

Сенат

В государственной системе Римской республики очень важную роль играл сенат — коллективный орган, в составе которого было обычно 300 представителей высшей римской аристократии. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни и выносил решения на утверждение народных собраний, заслушивал отчёты должностных лиц, принимал иностранных послов. Значение сената было велико, и во многих отношениях именно он определял внутреннюю и внешнюю политику Римской республики.

Принципат

После установления в Древнем Риме императорской власти в первый, ранний, период Римской империи она стала называться принципатом .

Доминат

После кризиса Римской империи место императора занял Диоклетиан. Установленная им неограниченная монархия получила название домината .

В поздней Римской империи всё более слабела централь-ная власть. Смена императоров зачастую происходила насильственным путём — в ре-зультате заговоров. Провинции выходили из-под контроля императоров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЭКОНОМИКО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

РЕФЕРАТ

По дисциплине: "Политология"

На тему: "Государственное устройство Древнего Рима"

Выполнил студент:

Поляков Станислав Олегович

Руководитель:

Романова Светлана Андреевна

Москва 2016

Оглавление

  • Введение
  • Заключение
  • Литература

Введение

Рим на протяжении всей своей истории прошел развитие от Царства до Империи, в котором проявляются черты развития почти всех европейских стран и исследование темы реферата дает наиболее полную картину сложности духовных процессов и явлении происходивших в развитии человечества. Теоретические основы исследования представлены основополагающими работами отечественных и зарубежных ученых, специалистов по вопросам государственного устройства Древнего Рима. Литература, посвященная развитию государственного устройства Древнего Рима, огромна.

Государственное устройство Древнего Рима в Период Царей

Древнейшим видом общинного устройства в Риме, как и в Италии вообще, был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка - эпонима, объединялись общим культом, общим землевладением, судопроизводством и т.п. Существует множество теории происхождения Римского народа, одну из них высказала И.В. Алферова: "Римский народ сложился из трех племенных общин: Ramnes, римляне и вообще латины, Tities, сабиняне, и Luceres скорее всего этруски".

Древнейшим носителем верховной власти в общине Рим, по преданию, был царь, первоначально, вероятно, представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями.

В выборах царя участвовали: старейшины, представители родов (сенаторы) и граждане. После смерти царя соблюдался промежуток времени междуцарствия, необходимый для выборов. Власть переходила к сенаторам, которые из своей среды назначали временного правителя (интеррекса). После истечения срока (обычно 5 дней) он избирал себе преемника, второго интеррекса, и этот (или один из следующих) уже указывал кандидата в цари.

Полномочия царя были велики. Власть его являлась пожизненной (хотя и не наследственной) и слагалась из:

верховного управления государством: право созывать Сенат и народ, председательствовать на этих собраниях, проводить в них свои законы;

верховной военной власти: права набирать войско и предводительствовать им на войне, объявлять войну (по решению общины) и заключать мир;

верховной юрисдикции: права суда и наказания подданных - до смертной казни включительно;

верховной религиозной власти: как духовный глава и представитель своей общины царь имел право "общаться с божествами" путем определенных обрядов;

безответственности власти, в качестве верховной правительственной инстанции.

Царю помогали (назначаемые им же) должностные лица, светские и духовные. Светские военные: трибун всадников - ближайший помощник царя на войне, в частности начальник конницы, и несколько военных трибунов начальников отдельных отрядов пехоты. Светские гражданские: префект Рима - градоначальник, заменявший царя на время его отсутствия в Риме, главным образом для защиты города; дуумвиры двое судей (обвинителей) по преступлениям против государства (общины); квесторы, - двое следователей по особо важным делам уголовного характера, особенно по обвинениям в убийстве родственника или согражданина.

Рабы - класс людей, лишенных и личной свободы, и политических прав, составлявших собственность своего господина, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению и над которой имел право жизни и смерти.

Для принятия участия в управлении граждане собирались на народные собрания, комиции. Древнейшим видом комиция были упомянутые выше собрания полноправных граждан, то есть патрициев, по куриям. Созывались они царем или должностным лицом по его приказанию. В период Республики, прежде всего яснее определяются права гражданина, роль отдельных сословий. Становится определеннее круг действия органов власти. Развивается законодательство, различные стороны управления и т.п.

Государственное устройство Древнего Рима в Период Республики

Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем консулам.

До начала гражданских войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться.

Управление римской общиной Республиканского периода основывалось на воле народа. Поэтому все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного волеизъявления общины, "народа Рима". Ему принадлежала:

власть законодательная - право издавать за коны;

власть судебная - право производить суд;

власть избирательная - право избрания магистратов;

власть решающая - в вопросах о мире и войне.

Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию.

Государственное устройство Древнего Рима в Период Империи

От республики римская империя отличалась и самой организацией правящего класса. В связи с территориальным ростом Римской республики государство превращалось из органа, представлявшего интересы крупнейших римских землевладельцев и рабовладельцев, каким была республика, в орган, представляющий интересы господствующих классов всей Римской державы.

Это предполагало привлечение к руководству государством рабовладельческих кругов не только Италии, но и провинций, а в перспективе - уравнение Италии и провинций.

При Цезаре и Августе были заложены лишь основы развития Римской империи. Различие между частями империи было еще огромно. Все разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью.

Император также обладал и властью духовной. В качестве верховного понтифика и члена всех главнейших жреческих коллегий император имел верховный надзор за культом и за имуществом духовных коллегий и храмов.

Кроме зависимых от императора магистратов республиканского типа, им назначался целый ряд особых должностных лиц для разных отраслей управления: для управления провинциями прокураторов, легатов Августа; для отдельных частей управления кураторов, префектов.

Гибель Рима означает и гибель великой античной культуры в целом. Как образно заметил Т. Моммзен: "Над греко-латинском миром опустилось историческая ночь, и отвратить ее было не в силах человеческих, но Цезарь дал все-таки измученным народам доживать вечер своего развития в сносных условиях. А когда, после долгой ночи, занялся новый исторический день и новые нации устремились к новым, высшим целям - у многих из них дало пышный цвет семя, посеянное еще Цезарем, и многие именно ему обязаны своею национальной самобытностью".

государственное устройство древний рим

Заключение

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования Древний Рим прошел развитие в своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии - христианства - все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

Литература

1. Алферова И.В. Римские Древности: краткий очерк. - Смоленск: Русич, 2000, - 384 с.

2. Бадак А.Н. и др. История древнего мира. Древний Рим. - Мн.: Харвест, 2000. - 864 с.

3. Елманова Н.С. Энциклопедический словарь юного историка. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 448 с.

4. Ковалев С.И. История Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986. - 744 с.

5. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. - М.: Наука, 1987. - 320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Государственный строй Древнего Рима. Органы государственного управления. Исполнительная власть в Римской республике. Общественный строй в царский период, в период республики и империи. Правовое положение и социальный состав населения, деление на классы.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2013

    Специфика развития афинской и римской государственности. Особенности становления демократии в Афинах (начальный этап, кульминационный период). Укрепление республиканского строя Древнего Рима в результате борьбы патрициев и плебеев, основной орган власти.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2011

    Изучение истории возникновения и развития государства в Древнем Риме. Раскрытие сущности государственного устройства, формирования аппарата власти. Исследование эволюции государственного строя и его механизма с начала возникновения Рима и до его распада.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2015

    Периодизация истории Древнего Рима, основанная на формах правления. Закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме, связанные с реформами рекса Сервия Туллия. Ограничение королевской власти по Великой хартии вольностей 1215 г.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Величайшее достижение Античного мира - римское право. Право Древнего Рима. Римское право в период ранней республики. Закон XII таблиц. Структура классического римского права. Римское классическое частное право. Римское классическое публичное право.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Древний Рим - общая историческая характеристика и историческая периодизация. Общественный строй и государственное устройство Древнего Рима в соответствии с историческими периодами. Суд и судебный процесс. Институции Гая.

    реферат , добавлен 29.11.2006

    Возникновение и развитие государства в античном мире. Причины падения полисной системы. Государственное устройство Древней Греции и Древнего Рима. Основные причины гибели древнегреческой государственности. Укрепление власти поздних римских императоров.

    доклад , добавлен 26.10.2009

    История зарождения и развития государственности в древнем Риме, ее отличительные признаки и периоды. Реформы Сервия Туллия и их значение в истории. Кризис римской республики и переход к монархии. Полномочия сената. Содержание и принципы Римского права.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Возникновение государства в Древнем Риме. Развитие древнего государства. Реформы Сервия Туллия. Становление Римской Республики. Падение республики и переход к империи. Римская империя. Общественный и государственный строй.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2004

    Роль религии в государственно-правовых системах стран Древнего Востока. Значение армии в государственном механизме Древнего Рима. Источники и структура партикулярных систем светского права. Особенности семейного и наследственного мусульманского права.

От республики римская империя отличалась и самой организацией правящего класса. В связи с территориальным ростом Римской республики государство превращалось из органа, представлявшего интересы крупнейших римских землевладельцев и рабовладельцев, каким была республика, в орган, представляющий интересы господствующих классов всей Римской державы.

Это предполагало привлечение к руководству государством рабовладельческих кругов не только Италии, но и провинций, а в перспективе - уравнение Италии и провинций.

При Цезаре и Августе были заложены лишь основы развития Римской империи. Различие между частями империи было еще огромно. Все разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью.

Монархическая реформа Августа как бы замкнула собой круг развития государственного устройства Рима: монархия - республика - монархия. Как республиканская магистратура есть раздробление единой власти царя, так и власть императора есть опять собирание (концентрация) республиканских магистратур в особе государя, в виде новой, чрезвычайной магистратуры.

Фактически монархия была восстановлена после битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда вся военная сила была сосредоточена в руках Августа, а юридически - в 27 г., когда Октавиан получил от Сената титул «Август» (досточтимый, священный) верховное руководство и надзор за всеми делами правом контроля действий остальных властей, управление некоторыми провинциями и главное начальство над всем войском.

На этой основе постепенно и выросла власть римских императоров, вплоть до Диоклетиа на (285-305 гг. н. э.), когда она становится монархией в строгом смысле слова. Вся полнота власти была сосредоточена в руках одного лица, а Сенат и народ не играли уже никакой государственной роли. Власть императора была пожизненной, но не династической, наследственной: император мог только указать государству на лицо, которому желал передать власть после смерти, назначив его наследником своего личного имущества и достояния. Таковым могло быть и лицо, усыновленное государем. Император мог принять его в соправители и передать титул «Цезарь», наградив его различными почестями, необходимыми для создания ему репутации, особенно в войске.

Император имел право отказаться от власти сам. Как «магистрат» он мог быть смещен Сенатом, но, опираясь на войско, он не опасался этого смещения. Во всяком случае, смещение императоров всегда было актом насилия.

Полномочия императора слагались из власти военной, составляющей главную опору его влияния. Она давалась ему Сенатом и войском, и как главнокомандующий римской армией император напоминал республиканского проконсула, так как военные силы находились в провинциях, правителями которых были проконсулы.

Как консул, цензор и трибун народа, император имел возможность:

принимать активное участие в законодательстве, руководя Сенатом и комициями; но наряду с их постановлениями действовали и личные распоряжения императора, изданные на основании его права (эдикты, декреты, мандаты, конституции и т. п.);

участвовать в судопроизводстве: составлять списки присяжных, руководить процессами, особенно военными и уголовными, причем суд императора являлся высшей инстанцией;

участвовать в выборах магистратов, причем император проверял правоспособность кандидатов, рекомендовал своих (кандидаты цезаря), что почти уже равнялось назначению, назначал сам некоторых чиновников, особенно наместников в императорских провинциях;

в качестве цензора - составлять списки сословий, особенно Сената, подчиняя его таким образом своему личному влиянию;

осуществлять верховный надзор и руководство во всех государственных делах, внутренних и внешних, заведовать государственным хозяйством и финансами, чеканить монету и т. п. Цензорский надзор за нравственностью также входил в компетенцию императора;

осуществлять свою власть в провинциях, куда императоры могли назначать своих чиновников для управления местными общинами, нередко в ущерб их прежней автономии.

Император также обладал и властью духовной. В качестве верховного понтифика и члена всех главнейших жреческих коллегий император имел верховный надзор за культом и за имуществом духовных коллегий и храмов.

Кроме зависимых от императора магистратов республиканского типа, им назначался целый ряд особых должностных лиц для разных отраслей управления: для управления провинциями прокураторов, легатов Августа; для отдельных частей управления кураторов, префектов. Из последних особенно были важны: префект города - градоначальник и городской судья; префект преторианцев - начальник преторианцев, весьма влиятельный сановник после императора; префект, заведовавший провиантской частью Рима, и др. Чины эти обычно получали содержание из императорской казны и назначались нередко из сенаторов или всадников, иногда (низшие должности) из императорских отпущенников.

Вот как характеризует состояние Рима этого времени Ж. Боже: «Во II в. особенно заметен упадок римской морали; ослабление патриотических чувств, которые перестали быть источником гражданских добродетелей, заменившихся стремлением к личному благополучию, «буржуазными добродетелями», сосуществовавшими с жаждой наживы, царством денег, развратом, индивидуализмом. Ослабла связь с родными».

Сенат продолжал свое, по-видимому почетное, существование, юридически он стоял даже выше Императора, который получал свою власть от Сената. Однако фактически громадное личное и военное значение императора лишало Сенат почти всякой самостоятельности, тем более что в силу своей цензорской власти император имел право пополнения итого органа власти, а как трибун народа, мог останавливать своей интерцессией все неугодные ему постановления. Сенату предоставлено было по-прежнему наблюдение за культом, заведование казной (государственной). Однако, когда государственная казна слилась с императорской, это право было ликвидировано. Сенату также принадлежало право выборов магистратов (где он, однако, также был стеснен кандидатурами, выдвигаемыми императором). Он обладал властью судебной как одна из высших судебных инстанций, руководимая императором, а также правом управления сенатскими провинциями и т. п. Однако фактически постановления Сената были нередко лишь утверждением воли императора.

Гибель Рима означает и гибель великой античной культуры в целом. Как образно заметил Т. Моммзен: «Над греко-латинском миром опустилось историческая ночь, и отвратить ее было не в силах человеческих, но Цезарь дал все-таки измученным народам доживать вечер своего развития в сносных условиях. А когда, после долгой ночи, занялся новый исторический день и новые нации устремились к новым, высшим целям - у многих из них дало пышный цвет семя, посеянное еще Цезарем, и многие именно ему обязаны своею национальной самобытностью».

Заключение

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования Древний Рим прошел развитие в своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии - христианства - все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

6)Важнейшие социально-политические и социально-экономические реформы античных государств. Древняя Греция и Древний Рим.

В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта , создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Сопоном (640-635 - ок. 559 до и.:”.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государство. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромиса.. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIll-V! вв. до н.э. способствовала выработке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам - демам (коршунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решений народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в.Афинах политического обычая - остракизма, состоявшего в том. что ежегодно, во время весеннего собраний народ опрашивался,должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах. Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.

Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла. В 483 г. до н.э. греческий народ согласился на устройство крупного военного флота, что потребовало финансовой реформы, положившей началу существованию афинского бюджета.

Во время правления Фемистокла Афины получили большой доход от серебряных родников. По старинному типу распределения добычи эту сумму предстояло сообща "проесть", т.е. распределить между гражданами. Фемистокл предложил народу отказаться от этой раздачи и передать эти средства на государственные нужды без вознаграждения.

Эта реформа имела важные военные и политические последствия. Она удвоила военную силу Афин. Рядом со старыми классами преимущественно сельского населения, которых выдвинула конституция Клисфена, благодаря развитию морских связей и отношений выросли новые. Большое значение Фемистокл придал укреплению Афин как крепости и укреплению новой военной гавани Пирея. Был создан Делосский союз, и Афины превратились в морскую державу. Чтобы создать боеспособный, могучий флот, участники союза сделали взносы в общую казну в виде своих кораблей и денег; их первая встреча в 478 г. до н.э. произошла на острове Делос, где впоследствии хранилась общая казна союза.

Перикл поставил государство на новую финансовую основу. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин покрывались из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из долей военной добычи и из частных вкладов и дарений. По.реформе Перикла эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюджета, включавшего поступления союзников, поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет свои обязанности в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на сооружения, которые принесут ему вечную славу и дадут гражданам хороший заработок.

Римский царьСервий Туллий (578- 534 до н.э.) своей реформой всех жителей Рима поделил на оседлых хозяев и пролетариев (от лат. proles - потомство), возложив на первых все общинные повинности и дав им полные права. Пролетарии же были настолько бедны, что не могли служить в армии и единственным их достоянием было воспроизведение потомства.

Древнейшим видом общинного устройства в Риме был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Они объединялись общим культом, землевладением и судопроизводством.Обладателем верховной власти в общине Рима был царь - представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями.

2.1. Общественные отношения

В древнейшую эпоху истории Древнего Рима нет чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы независимы от какой-либо организации. С начала своей истории Рим является общиной. Тем не менее следы родового строя многочисленны. (21) Род сохраняет все свое значение, как религиозный союз: члены рода связаны единством религиозного культа. Это означает, что род может издавать постановления, налагать на провинившихся членов наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время существовала родовая общность недвижимых имуществ, общность землевладения. В историческую эпоху этой общности уже нет. Она преобразовалась в семейную собственность, оставив лишь следы в праве родового наследования и родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

Таким образом, возникнувшее государство, охватив независимые роды, ослабило значение родовых связей, разделило роды на элементы. Такими элементами являются семьи - familiae. (3) Этот элемент крепок пред лицом государства. Древнеримская семья представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц. Государство имеет дело только с главой семьи, который закрывает семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее, de jure он здесь неограниченный владыка. В состав семейного круга входят: жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia – это все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Внутри этой сферы глава семьи правит безгранично: имеет над всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина. (14)

Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих людей в Риме называли плебеями. Это были тоже переселенцы в Рим, но из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовой взаимностью. Таковыми являются общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев. Они могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и выступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян, но он не имел никаких политических прав, так как не принадлежал ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб. С ростом Рима количество таких переселенцев возрастало, они оставались жить в Риме из поколения в поколение. Таким образом, рядом с слоем коренных Римлян постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом. (9)

Коренное население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу "комплексную теорию":

    Патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

    В непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

    Плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. (32)

Основными сторонами римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия. Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть полноправным гражданином. Следовательно, патриции, по своей первоначальной идее, отнюдь не являются классом богачей или аристократов, это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.