А. Блок — певец Прекрасной Дамы

Принципы развивающего обучения по Д.Б.Эльконину и В.В Давыдову:

– основой развивающего обучения служит его содержание, от которого произвольны методы организации обучения;

– развивающий характер учебной деятельности как ведущей связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания и способы их применения при решении учебных задач;

– учебный предмет является своеобразной проекцией науки, т.е. в сжатой и сокращенной форме обучающийся воспроизводит процесс получения знания;

теоретическое мышление формируется у обучающихся в ходе включения их в учебную деятельность, в процессе решения учебных задач.

Под учебной задачей понимается такая задача, которая определяется педагогом или составляется самим обучающимся для выполнения в процессе учения в целях формирования обобщенных способов действий. Ее решение состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения следующих действий: постановка педагогом или самостоятельная формулировка обучающимися учебной задачи; преобразование условия задачи с целью определения причинно-следственных отношений между изучаемыми объектами; моделирование выделенных отношений в предметной, графической и буквенной формах; преобразование модели отношений для изучения их свойств в “чистом виде”; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

В теории В.В. Давыдова основным направлением педагогической деятельности являлось развитие интеллектуальных способностей ученика. В соответствии с этой теорией структура учебной деятельности включают следующие компоненты: учебно-познавательные мотивы, учебную задачу, учебные операции, моделирование, контроль и оценку. При этом деятельность школьника представляет собой не просто усвоение учебного материала, а включение в реальную преобразовательную деятельность.

Особенностями содержания развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову являлись следующие.

– специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание учеником генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования;

– повышение теоретического уровня образования, передача учащимся не только эмпирических знаний и практических умений, но научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей;

– основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения (наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные закономерности, фундаментальные категории; понятия в которых выделены внутренние связи; теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами).

В дидактической структуре учебных предметов преобладает дедукция на основе содержательных обобщений. Особенностями методики является организация целенаправленной учебной деятельности – особой формы активности учащегося, направленной на изменение самого себя как субъекта учения; проблемное изложение; использование учебных задач; организацию коллективно-распределительной деятельности, диалога, полилога; оценку результатов деятельности ученика. Особое место уделяется содержательной рефлексии учащихся, поиску и рассмотрению существенных оснований и собственных мыслительных действий.

В теории развивающего обучения Л.В. Занкова основными принципами являются:

– целенаправленное развитие личности на основе организации комплексной развивающей системы;

– системность и целостность содержания;

– ведущая роль теоретических знаний;

– обучение на высоком уровне трудности;

– продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

– осознание ребенком процесса обучения; активизация в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы личности учащегося;

– проблематизация содержания;

– вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

– работа над развитием всех детей.

Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л.В. Занкова отличается от аналогичного принципа в концепции Д.Б. Эльконика и В.В. Давыдова. Центральное место в организации развивающего обучения по Л.В. Занкову занимает работа учащихся по разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципов системности и целостности, доминирующий подход – индуктивный. Особое место отводится процессу сравнения, развитию анализирующего наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес.

Анализируя концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова можно заключить, что источником активности является не сам обучающийся, а специальным образом организованное обучение. Включение ученика в учебную деятельность, организованную по теоретическому типу делает ее субъектом обучения, однако ученику не предоставляется право самому выбирать способы и формы учебной деятельности.

В последнее время разработана развивающая парадигма образования «Школа 2100». Она строится на признании гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. В ее основу легли личностно и культурно ориентированные принципы:

– адаптивности (мобильная система обучения детей с разными способностями и уровнем подготовки);

– развития (создаются соответствующие условия развития, при которых ученик максимально развивает себя);

– психологической комфортности (снятие факторов, создающих стрессы в учебном процессе, создание комфортной атмосферы, которая стимулирует творческую активность учащихся);

ориентировочной функции знаний (знания рассматриваются как ориентировочная основа для дальнейшей познавательной и продуктивной деятельности);

– учебной деятельности (развитие умений ставить цели, овладение приемами предметно-практической, учебной, познавательной деятельности, контроля и оценки);

– опоры на предыдущее развитие (утверждается, что прежде всего необходимо опираться на природные способности, которые уже сформированы);

– креативности (развитие не только творческих способностей в художественной деятельности, но и способностей самостоятельного решения задач, нахождения выхода из неординарных ситуаций, умения совершать самостоятельный выбор, принимать решения).

Названная парадигма находится в оппозиции к знаниевой, поскольку ориентирована на личность ученика как равноправного субъекта обучающего процесса. По мнению авторов концепции школа – 2100 должна не формировать человека, а выращивать в нем способности, поддерживать все то, что связано с его личностным развитием.

Сочинение

I. А. Блок – представитель русского символизма.

II. Эволюция поэтической символики Блока.

1. Раннее творчество Блока.

2. Символика стихотворения «Фабрика».

3. Символическое значение образа Незнакомки.

4. «Двенадцать» – поэма о революции.

III. От певца Прекрасной Дамы к певцу России.

Всякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся, как звезды.

Александр Блок – один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм – одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях – одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира – это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс – это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама – это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо,
И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока – «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка – это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос – проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, – Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока – яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока – это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Одинокий, к тебе прихожу,

Околдован огнями любви...

А. Блок

Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чувствующий лирик, которому присущи и романтические порывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький писал о нем, что "это настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности".

На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвестников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале "Вечной женственности", символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока "Стихи о Прекрасной Даме". Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радостью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства, гармонии, красоты, женственности.

Предчувствую Тебя, Года проходят мимо.Все в облике одном предчувствую Тебя.Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,И молча жду, - тоскуя и любя.

"Стихи о Прекрасной Даме" почти полностью отрешены от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет имени - и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая... Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир:

О, взойди же предо мноюНе в одном воображеньи!

Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: "Но страшно мне - изменишь облик Ты..." Это тревожит лирического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается:

Ты, обманут неизвестным:За священные мечты,Невозможно бестелеснымОткрывать свои черты.

Со временем окружающий мир с его трагедиями и конфликтами, человеческими страданиями, хаосом, революционными событиями вторгается в изолированный мир мечтаний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недостижим в реальности его идеал:

Мне страшно с Тобой встречаться,Страшнее Тебя не встречать...А хмурое небо низко -Покрыло и самый Храм.Я знаю: Ты здесь. Ты близко.Тебя здесь нет. Ты - там.

Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощущает, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки:

Убегаю в прошедшие миги,Закрываю от страха глазаНа листах холодеющей книги -Золотая девичья коса.

Надо мной небосвод уже низок,Черный сон тяготеет в груди.Мой конец предначертанный близок,И война, и пожар - впереди.

Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое "виденье, непостижимое уму": "Ты в поля отошла без возврата". Но перед поэтом открылся реальный мир - многообразный, противоречивый, человечески-земной, новый.

Отворяются двери - там мерцанья,И за ярким окошком - виденья.Не знаю - и не скрою незнанья,Но усну - и потекут сновиденья.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; А. Блок - певец Прекрасной Дамы уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию "вочеловечения". Главный герой трилогии - лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической "автобиографии души" уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, которые испытывал в тот или иной
    Г.) "Стихи о Прекрасной Даме" - это произведения, в основе которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже - жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. Последовательно и систематически Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева,
    Прототип популярного цикла Александра Блока "Стихи о Прекрасной Даме" (1904) - возлюбленная и жена поэта - Любовь Дмитриевна Менделеева. Как божественная Беатриче для Данте, несравненная Лаура для Петрарки, Любовь Менделеева стала для Блока воплощением его неземной любви. В дневнике поэта сохранились записи об обстоятельствах его личной жизни, которые и легли в основу первого сборника. В 1901-1902 годах во время прогулок по петербургским улицам Блока всё чаще и чаще посещают видения: ему
    Цикл "Стихи о Прекрасной Даме" (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на "новую поэзию", которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. "Стихи о Прекрасной Даме" были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через
    Родился 16 (28) ноября 1880 года. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям, поэт принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе. Единственный ребёнок третьей дочери ректора Санкт-Петербургского университета Андрея Бекетова, Александры Андреевны. Мать поэта вскоре после рождения сына из-за невыносимого отношения мужа, варшавского юриста немецкого происхождения Александра Львовича Блока, (1852-1909) ушла от него. В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж за гвардейского
    В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! А. Блок Стихотворение "Незнакомка" стало этапным в творчестве Александра Блока, потому что продемонстрировало разрыв поэта с символизмом. Блок не мог больше скрываться от действительности в своем идеальном мире; сложный и противоречивый мир человеческих страданий, смятения, борьбы звал его, настойчиво привлекая внимание. Блок чувствует, что в погоне за мечтой он оторвался от реальности, попал в тупик: ненавидя буржуазный мир, презирая мещанство, он не знает, что
    Моя тема - тема о России. А. Блок Описание событий в романах и других произведениях одного из величайших в истории литературы поэта А. Блока ярко, самобытно, многопланово. Наверное, нет человека, который смог бы остаться равнодушным, прикоснувшись к его великому наследию. Неприятие "страшного мира" действительности и жажда обновления жизни заставили поэта отойти от идеалов, выраженных в цикле "Стихи о Прекрасной Даме", и накрепко связать свою жизнь и творчество с Родиной и своим народом. С

Умер только тот, кто забыт
К 695-летию Франческо Петрарки (1304-1374)

ПЕВЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ

Я тот, что был: любя, томясь, тоскуя,
Горю Лаурой, верен ей одной.
(Петрарка. «Канцоньере»- «Книга песен»,CXII)

Стихотворец умел сочетать землю и небо.
К. Батюшков

Каждый год внучка Элетта сплетала к его дню рождения лавровый венок и любовно украшала им голову обожаемого деда. Ему это очень нравилось. Он вспоминал давние времена: 1341 год. Ему было тогда всего 37 лет, но на какую вершину славы поднялся он тогда! Не внучка, а весь итальянский народ увенчал его тогда лавровым венком. Эта древняя традиция много столетий была забыта.
И вот 8 апреля 1341 года Петрарка, облаченный в пурпурную мантию, подаренную королем Сицилии, в сопровождении пышной свиты вступает во Дворец Сената римского Капитолия. Парадный зал устлан коврами, украшен огромным количеством цветов. Гремят трубы. Двенадцать юношей в пурпурных одеждах читают стихи героя торжества. Герольд выкликает его имя.
Петрарка начинает свою речь- поэтическую проповедь. Присутствующие загипнотизированы наступившей тишиной внимания, в которой слышны только звучащие стихи. И вот, наконец, пик торжества. Народ Рима восторженными возгласами утверждает закон «Privilegium Petrarche». Он объявляет Петрарку «великим поэтом и историком», дарует ему римское гражданство- очень почетное имя Гражданина Рима, присваивает звание магистра и дает право венчать лаврами других претендентов на литературную славу. Его ненасытная жажда славы, кажется, была удовлетворена. Но как он пришел к такому триумфу?
Тот, кто интересуется фактами жизни Петрарки, многое узнает из его произведений. Кроме того, конечно, что он тщательно скрыл от нас. Может, например, возникнуть вопрос: откуда у каноника Петрарки, духовное звание которого юридически обязывало его к безбрачию, появилась внучка? Да, та самая, которая возлагала на голову любимого деда венок. Разгадка в том, что Петрарка был живым человеком.
Хотя в той литературной автобиографии, над которой он тщательно трудился всю жизнь, его не покидало желание навести на себя глянец. Он никогда не раскрыл тайну того, от какой женщины или женщин у него были сын Джованни и дочь Франческа, которых он горячо любил.
Очень разным был он в разные периоды своей жизни. И ничто человеческое ему не было чуждо.
Он родился 20 июля 1304 года в семье Петракколо ди Паренцо и Элетты Каниджани. Его отец- флорентийский нотариус. Политические противники изгнали его из Флоренции, и он обосновался в городке Ареццо, недалеко от Флоренции. Здесь и родился Франческо Петрарка.
Атмосфера политических раздоров и междоусобиц городов вынудит семью переезжать из одного города в другой: Пиза, Авиньон, Болонья, Падуя…
Юный Франческо увлеченно изучает грамматику, риторику, диалектику, а в университете- право. Но больше всего времени он посвящает античным авторам, греческим и римским. Боготворит Гомера, Вергилия, Цицерона…
После смерти отца они с братом Джерардо выбирают для себя духовное поприще.
Но получив в Авиньоне сан «светского каноника», он отказался от церковной карьеры.
Здесь, в Авиньоне, происходит событие, определившее всю его последующую жизнь:
6 апреля 1327 года Петрарка встречает в церкви женщину Лауру, которая станет его Прекрасной Дамой. Эта дама Сердца породит в нем тот вулкан чувств, мыслей, стремлений, радостей и огорчений, который будет питать его поэзию всю оставшуюся жизнь.
Родится чудесный цикл его любовной лирики- «Канцоньере» («Книга песен»). И даже когда Лауры не станет (она умерла 6 апреля 1348 года во время эпидемии чумы), он до последних своих дней будет писать посвященные ей стихи. Только теперь это будут стихи не «На жизнь Мадонны Лауры», а «На смерть Мадонны Лауры».
Кто знает, смог бы он достичь вершины славы, если бы не повстречал Лауру?
Он очень много успел сделать.
Этот великий труженик был удивительно многогранной личностью: поэт и ученый,
филолог, философ-моралист, историк, дипломат, путешественник…
Первый великий гуманист того времени, которое историк Джорджо Вазари назовет эпохой Возрождения.
К старости он поймет всю тщету мирской славы… Более глубокие, духовные стороны жизни будут его интересовать…
Каждый оставшийся день он стремится урвать от сна лишний час для чтения, размышлений, записи своих мыслей…
Завтра ему исполнится 70 лет! Внучка уже заготовила для него венок…
Но в эту ночь он не задул свечу…
Наутро, 19 июля 1374 года, его нашли бездыханным. Голова его лежала на раскрытой книге…
Юрий Жданов 1999 г.

Рассказ Юрия Жданова «Певец Прекрасной Дамы- Петрарка» опубликован:
1. Юрий Жданов. Певец Прекрасной Дамы. Газета «Радость» № 7- 8, 1999. Стр. 16- 17
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с. Стр. 22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009. 184с. Стр. 22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. 184с. Стр.22- 25 (Певец Прекрасной Дамы).

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)

Петрарка. «Канцоньере» («Книга песен»)

LXI
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил,
Мне в сердце Бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,
Какими оглашал я сон дубрав,
Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слов
Стяжали ей, певучие канцоны,-
Дум золотых о ней, единой, сплав!

(Перевод Вяч. Иванова)

Мне хочется тебе, Сеннуччо мой,
Сказать о том, какую жизнь веду я.
Я тот, что был: любя, томясь, тоскуя,
Горю Лаурой, верен ей одной.

Вот лик ее, то гордый, то простой,
То строг, то благ, то хмурясь, то ликуя,
То сдержанность, то шалость знаменуя,
Он- ласковый, иль гневный, иль не мой;

Вот запоет она; вот сдержит шаг;
Вот сядет медленно; вот отвернется;
Вот чудным взором мне взволнует кровь;

Вот скажет что-нибудь; вот улыбнется;
Вот побледнеет… Дни и ночи так
Меня томит владычица Любовь!

(Перевод А. Эфроса)

В прекрасные убийственные руки
Амур толкнул меня, и навсегда
Мне лучше бы умолкнуть- ведь когда
Я жалуюсь, он умножает муки.

Она могла бы- просто так, от скуки-
Поджечь глазами Рейн под толщей льда,
Столь, кажется, красой своей горда,
Что горьки ей чужого счастья звуки.

Что я ни делай, сколько ни хитри,
Алмаз- не сердце у нее внутри.
И мне едва ли что-нибудь поможет.

Но и она, сколь грозно ни гляди,
Надежды не убьет в моей груди,
Предела нежным взорам не положит.

(Перевод Е. Солоновича)

Промчались дни мои, как бы оленей
Косящий бег. Поймав немного блага
На взмах ресницы. Пронеслась ватага
Часов добра и зла, как пена в пене.

О семицветный мир лживых явлений,-
Печаль жирна, и умиранье наго:
А еще тянет та, к которой тяга,
Чьи струны сухожилий тлеют в тлене.

Но то, что в ней едва существовало,
Днесь, вырвавшись наверх, в очаг лазури
Пленять и ранить может, как бывало.

И я догадываюсь, брови хмуря:
Как хороша? К какой толпе пристала?
Как там клубится легких складок буря?

(Перевод О. Мандельштама)

Сочинение "Александр Блок-певец прекрасной дамы"

Эпоха 1900-х годов - эпоха лирики, .в которой по преимуществу отразились предчувствия, трево­ги, упования времени, сулившего «неслыханные пе­ремены, невиданные мятежи». Никто другой так беспощадно-искренне, так честно и мужественно не обнажал нам душу, зажатую в тисках времени, ког­да «раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэ­та», как Александр Блок.

Блок, бесспорно, - первый лирик своего време­ни. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души - вы­сший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота - это ранний Блок.

«Стихи о Прекрасной Даме» - явление, сто­ящее особняком в русской поэзии. Уже само назва­ние стоит вне традиции: культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт. Это - высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о нездешней любви, беззаветное восхи­щение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира, Вечной Женст­венностью. Каждая встреча с ней - событие, имею­щее глубокий смысл, за ним - тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Для выражения несказанного нужны особенные слова-символы, слова-намеки. Такая поэзия живет в чистом, разреженном воздухе вершин.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, в вечном звоне

Церквей смешались купола.

Название «Стихи о Прекрасной Даме» - чуже­родное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лу­гов, среди таинственной и прекрасной природы, рас­стилающейся за порогом гнахматовского дома: рус­ская лирика нерасторжима с русской природой.

В шахматовском уединении шла напряженная работа духа, а вернее, горение. «Я сильно светился», - вспоминал позже Блок «мистическое лето» 1901 года. Не только внешняя, но и духовная изолированность способствовали небывалому сосредоточе­нию поэтической мечты на идеале, принявшем не­земные, сверхчувственные формы. «Виденье, непо­стижимое уму», является юноше-поэту среди окрестных полей и лугов. Он предчувствовал ее («Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...»), ви­дел ее («Молодая, золотая... шла Ты яркою сте­зею...») и утратил ее («Ты в поля отошла без возвра­та»).

Создавался «роман в стихах», в нем «деревен­ское преобладает над городским; все внимание на­правлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим ее с верой». Блок писал также об ощу­щаемом им в то время «необычайном слиянии с при­родой».

В «Стихах о Прекрасной Даме» нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, но штрихами вполне конкретными, за ними угадывается шахматовская природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока.

Кругом далекая равнина

Да толпы обгорелых пней.

Внизу - родимая долина,

И тучи стелются над ней.

На этом фоне среди «знаков» - закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множе­ство имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Све­та, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она - Невозму­тимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая.

Целый день передо мною,

Молодая,золотая,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею...

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!

Но этому не суждено было сбыться. Произошло искажение.

Оно было предчувствовано («предчувствие изме­нения облика»): «Но страшно мне - изменишь об­лик Ты...» Уже тогда поклонников ненапечатанных еще стихов Саши Блока пугали эти строки. Чуть слышимый, приглушенный, вторгается диссонанс, где-то вдали маячит неясная тень двойника, сквозит тревога, что та на самом деле иная, что допустима подмена.

Ты обманут неизвестным:

За священные мечты

Невозможно бестелесным

Открывать свои черты.

Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в не­измеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действи­тельность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта.

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать...

А хмурое небо низко -

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты - там.

Предтеча поэзии Блока - философия и лирика Владимира Соловьева. Юный Блок принял его поэ­зию как откровение. В стихах Вл. Соловьева звучит тема «подруги вечной», олицетворяющей «Вечную Женственность»: «Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идет...» Блока его друзья воспринимали как продолжателя дела Вл. Соловьева.

Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздва­ивался.

Начиналась страшная, никем не изжитая траге­дия души. В записной книжке 1904 года Блок при­знается, что Прекрасная Дама его покинула - на­всегда.

Она отошла «в поля без возврата». Единая на­правленность творчества - гимны той, всецелая по­груженность в мечту - исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и вле­кущий.

Много нас - свободных, юных, статных -

Умирает, не любя...

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Ты - уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет все ярче и светлее - образ Роди­ны.