Царь саргон аккадский. Походы саргона и саргонидов

В современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    История начинается в Шумере. Саргон Древний. (рус.) Исторические персоны

    Шумер и Аккад (рус.) История мировых цивилизаций

    Средняя Азия в древности (рус.) История мировых цивилизаций

    Фурий Камилл. Второй основатель Рима. (рус.) Исторические персоны

    Парижская Коммуна (рус.) Новая история

    Субтитры

Происхождение Саргона

Сам Саргон никогда не называл имени своего отца. Поздняя аккадская поэма , известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану (англ.) русск. «Шафрановый городок» или «Городок крокусов ») на Евфрате . Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии . Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом .

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать, что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из сотрудников царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём. По легенде, известной в новоассирийский и нововавилонский период, мать Саргона была жрицей, которая тайно родила ребенка и пустила его в тростниковой корзине по Евфрату. Корзина была выловлена водоносом, и Саргон был им воспитан и стал садовником, а позже царём (благодаря благосклонности богини Иштар). Подобный сюжет о спасении ребенка довольно распространен (в частности, библейское предание о Моисее) .

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-й год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар . Город носил название Аккаде . По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским .

Победа над Лугальзагеси

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю . На 5-м году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Подчинение юга страны

В 6-й год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно „сыны Аккаде“) получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».

Надпись на табличке

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали , из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-м году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари , страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

«Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна …».

Надпись на табличке

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения, чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца» . Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова . Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» .

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны» , он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)» , так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша » .

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию, корабли из Мелуххи (поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде , и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес» ), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде . В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

Правил Саргон 55 лет. {56} {(ms. L1+N1 has instead:) 55} {(ms. TL has instead:) 54}

Сохранившиеся изображения царя

Известно как минимум о трех изображениях, ассоциируемых с Саргоном Аккадским, из них лишь одно (победная стела Саргона из Суз) признается большинством исследователей как портретное изображение этого царя. Источники следующие:

  • «Маска Саргона» из Ниневии - наиболее известное изображение. Обнаружена во время раскопок храма Иштар в Ниневии экспедицией Британского музея. Датируется приблизительно XXIII-XXII вв. до н. э. Название «голова Саргона»/«маска Саргона» скульптуре дали британские археологи, обнаружившие артефакт. В действительности соотнесение этого изображения с основателем династии Аккаде спорно; вероятно, что «маска» изображает другого великого царя этой династии, Нарам-Суэна . Артефакт хранился в Багдадском музее, но после вторжения американских войск в Ирак был похищен.
  • Победная стела Саргона - открыта французской экспедицией (под руководством Ж. де Моргана) при раскопках Суз (кон. XIX-нач. XX вв.), куда она попала в результате одного из грабительских походов эламитов. Стела выполнена в стиле шумерских победных изображений и сохранилась частично; высеченные на ней фигуры образуют композиции, расположенные по ярусам; сохранилось три яруса: верхний передает шествие пленных, на нижнем коршуны и собаки терзают тела убитых врагов. Лучше всего сохранился средний ярус, где высечена вереница воинов, возглавляемая самим царем. В отличие от портретов последующих аккадских царей -

Происхождение Саргона

Сам Саргон никогда не называл имени своего отца. Поздняя аккадская поэма , известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что его родиной был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов ») на Евфрате . Местоположение его неизвестно, но полагают, что он находился на среднем течении этой реки, то есть в пределах нынешней Сирии . Во всяком случае Саргон, судя по имени, был восточным семитом . По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать,что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар . Город носил название Аккаде . По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским .

Победа над Лугальзагеси

В начале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю . На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Подчинение юга страны

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму , Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно «сыны Аккаде») получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».

Надпись на табличке

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали , из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари , страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

«Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна...».

Надпись на табличке

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения, чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца» . Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова . Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

Поход в Элам

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» .

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны» , он принял и титул северных гегемонов «царь множеств (шар кишшатим)» , так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша » .

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По преданию, корабли из Мелуххи (поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде , и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес» ), он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Субарту (то есть Сев. Месопотамии и Ассирии) предпринимали нападения на Аккаде . В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

Правил Саргон 55 лет.

Список датировочных формул Саргона Древнего

Династия Аккаде
Предшественник:
-
царь Аккаде ,
царь Шумера и Аккада

ок. 2316 - 2261 до н. э.
Преемник:
Римуш

Примечания

Литература

Объединение Двуречья(Месопотамии) под властью Аккада. Саргон Древний. XXIV-XXII вв. до н. э.

Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» - новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси него союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

С покорением Шумера аккадцы предприняли ряд успешных походов в северозападном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покорены вплоть до горных хребтов Амана и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна Субарту (Северная Месопотамия) . Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Евфрата - в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н. э.) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам в Передней Азии державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли хозяйства - земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорог и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли (с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти - служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во времена Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение покровительством богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители (чиновники, писцы) ставятся во главе некоторых городов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряда с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на ополчение общинников, что увеличивало их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает постоянное войско, давая воинам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»), Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске (видимо, в ополчении общинников), отпали некоторые области (Субарту) и города (Вавилон и др.).

После смерти Саргона к власти пришли его приемники, одним из них знаменитый На-рам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья-наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам-Суэна «богом Аккада», детерминатив божества ставится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на северо-запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север - в Субарту и верховья Тигра, на восток - в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос - против племени луллубеев. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и в Сузах. На сузской «Стеле Нарам-Суэна», являющейся выдающимся произведением искусства, запечатлен триумф царя в войне. Титул «царь четырех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское царство, утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялось в плен и облагалось тяжелой данью население.

Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимися на определенный срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Кутии предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррапха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.

Итогом политического развития Аккада в XXIV-XXIII вв. до н. э. явилось возникновение деспотии, представленной могущественной властью царя («шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений.

Около ста лет кутии удерживали политическое господство над страной. Имущественное расслоение в их собственной среде повлияло на слияние знати завоевателей со знатью покоренного Шумера и Аккада, что упрочило их господство и сделало его еще тяжелее для народных масс. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухенгаль.

В 2109 г. до н. э. кутии были разбиты Утухенгалем. Однако он вскоре умер, и гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура - Ур-Намму. Он стал основателем знаменитой III династии Ура, правившей объединенным Шумеро-Аккадским царством (конец XXII - начало XX в. до н. э.)

Правитель государства Аккад, повелитель шумеров, родоначальник династии царей Аккадских. Долгое время считалось, что этот древний правитель легендарен, однако появились неопровержимые доказательства того, что Саргон жил на самом деле. Эти доказательства - дошедшие до наших дней надписи самого правителя. Биография Саргона Аккадского будет представлена вашему вниманию в статье.

Детство и отрочество

Где же родился Саргон Аккадский? Точный ответ дать очень непросто, если вообще возможно. Стоит довериться такому источнику, как поэма «Легенда о Саргоне». Согласно этой поэме, место рождения будущего царя - город с экзотическим названием Азупирану (переводится это название двояко - городок крокусов или шафрановый городок). Матерью Саргона была жрица одного из храмов, а вот об отце не известно ровно ничего, есть лишь догадки (этому способствовал и сам Саргон). Тайно родив ребёнка, жрица положила его в ящик из тростника, затем бросила ящик в бурные воды реки Евфрат.

К счастью, ребёнок был спасён - водонос по имени Акки заметил плывущий по реке тростниковый ящик, решил узнать, что в нём лежит. С помощью багра водонос подцепил ящик, подтащил его к берегу и увидел младенца. Водонос воспитал мальчика как родного сына. Также легенда говорит о том, что Саргон служил садовником и чашеносцем при дворе царя Ур-Забабы, правителя города-государства Киш.

Основание царства Аккада

Когда город-государство был разгромлен войсками царя Лугальзагеси, повзрослевший Саргон призадумался о том, что пора бы создать собственное царство. Размышляя о том, где именно должна быть столица государства, Саргон сделал вывод, что для этого нужен не город с богатыми традициями вроде Киша, а практически безвестный город Аккаде. Об этом городе не известно практически ничего, потому что не найдено руин (были бы найдены руины - были бы доказательства).

А раз нет руин, остаётся довериться письменным источникам. По одним источникам, город Аккаде был расположен неподалёку от Киша. Литературный же источник утверждает, что Аккаде находился в окрестностях Вавилона. Какой из источников более правдивый, сказать трудно. Можно лишь уверенно сделать вывод, что столица царства Саргона располагалась в одном из районов нома (то есть города-государства) Сиппар. Прилегающая к городу область получила название Аккад, а восточносемитский язык получил название аккадского. Царь назвал столицу своего царства в честь приёмного отца.

Началось правление Саргона в 2316 году до нашей эры. Правление было весьма продолжительным - 55 лет.

Если в школе перед учениками будет поставлена задача описать походы Саргона Аккадского, употребив в рассказе названия исторических областей, то сделать это будет не очень просто. В этом им поможет следующая информация.

Первые походы Саргона

Итак, царствование началось. Нужно было решить две задачи - разгромить опасных соседей, и в первую очередь - Лугальзагеси, а также захватить стратегически важные земли. Сначала Саргон организовал военный поход, завершившийся захватом двух стратегически важных мест. Первое из них - город-государство Мари, в результате его захвата появился доступ к рудникам Малой Азии. Второе из захваченных мест - стоящий на реке Евфрат город Туттуль, также известный под названием «Ворота в Верхнее царство» (сегодняшнее название города - Хит).

Северо-запад был покорён, стратегически важные земли попали в руки царя Саргона. После этого успеха можно было заняться другой важной задачей - устранением опасного южного соседа. Собрав сильную армию, царь начал военный поход против Лугальзагеси. В окрестностях завязалось сражение. Саргон был лучше подготовлен к битве, поэтому сражение быстро закончилось разгромом Лугальзагеси и его союзников-энси. После победы город Урук был разорён, а его стены были уничтожены. Судьба царя, в своё время разорившего город-государство Киш, была печальной: считается, что его казнили по приказу Саргона (месть за старую обиду, не иначе).

Год спустя вновь разгорелись военные действия, только на этот раз не Саргон шёл войной на врага, а наоборот, отбивал атаку недругов. Южные энси не желали мириться со своим поражением в битве при Уруке и объединились под командованием правителя города-государства Ур. Однако сражение завершилось новым поражением энси. Саргон перешёл в наступление, захватил города-государства Ур, Умму, Лагаш и дошёл до берегов Персидского залива (в те времена залив называли Нижним морем). Результат двух походов - во власти царя из Аккаде оказались все шумерские земли, лежащие между побережьями Средиземного моря (тогда его называли Верхним морем) и Персидского залива.

Чтобы все видели, кто стал правителем Шумера, Саргон Аккадский омыл оружие в Персидском заливе. Именно омывание оружия в водах так называемого Нижнего моря стало традицией всех шумерских монархов, правивших после Саргона.

Что же случилось с правителями трёх городов-государств? Судьба тех, кто правил Уром и Лагашем, остаётся неизвестной - то ли они были казнены, то ли пропали без вести. С правителем Умму Саргон поступил нормально - этот эмси стал пленником (хорошо, что не был казнён, повезло ему). С городами всё ясно: их стены были устранены.

В клинописных записях царя Саргона говорится о том, что за всё время походов на юг и северо-запад было 34 сражения. Также упоминается о восстановлении города Киша.

Новый поход на северо-запад

После укрепления позиций в Южной Месопотамии, в государстве Шумер, восстановления города Киша (именно там царь провёл детство и юность) пришло время вновь отправиться в поход к Малой Азии. Результаты предыдущего похода оказались непрочными, а государству требовались высококачественная древесина и металл. Крупный город Мари был захвачен, а затем разрушен.

Царские войска сумели захватить два важных сырьевых источника - Ливанские горы, славящиеся великолепной древесиной кедра, и горную местность Малоазийского Тавра, славящуюся серебряными рудниками. Результат похода: как металл, так и древесина беспрепятственно доставлялись в Аккад и Шумер.

Клинописные таблички с записями самого царя - единственный достоверный источник информации. В более поздние времена вокруг военных походов Саргона начали формироваться многочисленные легенды. Отличить вымышленные подробности от реальных очень непросто, лишь исследования археологов позволяют опровергнуть, например, легенду о завоевательном походе на остров Кипр и остров Крит.

Походы в Элам и Месопотамию

Как повествует нам история, Саргон Аккадский, став повелителем севера, запада и юга, решил продолжить успешные походы. На этот раз могущественный царь организует военный поход на восток, к Северной Месопотамии и государству Эламу. Военный поход закончился очередным триумфом - часть земель, лежащих в окрестностях реки Тигр, стали областями Аккадского царства, часть же государств, в их числе Элам, признали власть Саргона и стали вассальными землями.

Есть ли доказательства того, что царь Саргон Аккадский во время своего правления смог подчинить Северную Месопотамию? Есть. Во-первых, об этом свидетельствуют таблички с клинописным текстом на ибо они появились в период правления Саргона. Второе доказательство - в тот же период в районе Ниневии появляется бронзовое изображение головы Саргона Аккадского.

После завоевания Северной Месопотамии и Элама Саргон Аккадский стал царём четырёх сторон света.

Секреты военных успехов Саргона

Почему основатель Аккадского царства сумел покорить земли к северу, западу, югу и востоку от своего государства? Как удалось стать Саргону Аккадскому царём четырёх сторон света? Ведь его противники были ничуть не менее искушёнными в военном деле.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно присмотреться к различиям в военной тактике противников. На кого могли опираться шумерские правители правителей также называли лугалями)? На наёмное войско. Но это далеко не всё. Наёмное войско может быть многочисленным, хорошо обученным, а вот какое оружие оно использует - это уже другой вопрос.

Интересно, что в Шумере попросту не было подходящей древесины для изготовления отличных боевых луков. Из-за этого лугали решили, что стрелковое оружие попросту не нужно, и решили сделать ставку на рукопашный бой. Отряды воинов с щитами и отряды солдат, вооружённых копьями, двигались сомкнутым строем. Скорость их движения была не очень высокой, поворотливость не очень высокой. Эти недостатки выявились именно при столкновении с войском царя из Аккаде.

А какое же войско набирал Саргон? С одной стороны, у царя Саргона Аккадского была постоянная армия, достаточно многочисленная - в войске было 5400 воинов, причём кормилась армия за счёт самого правителя. С другой стороны, у царя был дополнительный козырь - добровольцы-ополченцы. Получались многочисленные отряды, но как удавалось использовать эти козыри? Вся соль - в вооружении. Неспроста перед походом на Шумер царь направлялся на северо-запад: захватив стратегически важные места, он получал доступ к тисовым деревьям или зарослям дикого орешника. Из этой древесины получались великолепные луки. Также не исключено, что мог быть изобретён и так называемый клеёный лук.

От тактики рукопашного боя Саргон Древний Аккадский не отказывался, но при этом разработал другую тактику: ставку на орду лучников, атакующих или широкой цепью, или врассыпную. Во время похода против Лугальзагеси аккадский царь использовал оба рода войск: для рукопашного боя и для стрельбы с дистанции. Лучники засыпали отряды воинов со щитами или копьями тучей стрел, при этом не вступая в рукопашный бой. Как только строй вражеского войска расстраивался, бойцы из регулярной армии Саргона атаковали врага и громили его.

Получалась интересная картина: у обеих враждующих сторон были воины - мастера рукопашного боя, а лучники - лишь у владыки царства Аккаде. Результат - разгромные победы над войсками шумеров.

Обустройство государства, религия

Основатель династии царей Аккадских создал государство, где хозяйства самого правителя и хозяйства храмов были единым целым. Саргон был одним из первых правителей, экспериментировавших с централизованным типом государства. В этом царстве органы самоуправления были превращены в низовой тип администрации, а место родовитых влиятельных аристократов заняли царские бюрократы незнатного происхождения.

Для правителя большой страны, в составе коей была вся территория Шумера, было необходимо обосновать с помощью религии законность своей власти. Саргон опирался на несколько культов: бога Забабы, родовой культ бога Абы, а также культ бога Энлиля (верховное божество для всего Шумера). Стоит отметить весьма примечательный факт: правитель Аккадский основал необычную традицию, согласно коей старшая дочь правителя должна быть жрицей

В более поздние времена жрецы Вавилона распустили много недостоверны слухов, связанных с якобы наплевательством Саргона на богов. Один из этих мифов (в худшем смысле слова) гласил, что для возведения пригорода Аккаде царю понадобилось развалить кирпичные сооружения Вавилона. Это противоречит фактам: в те годы Вавилон был второстепенным, а то и третьестепенным городом Шумера.

Мятежи против царя

В конце правления первого царя из династии Аккадских начались серьёзные проблемы в государстве. Главными возмутителями спокойствия были влиятельные родовитые аристократы - и неудивительно, ибо их оттесняли от власти, заменяя худородными бюрократами.

Реальной угрозой для государства стал мятеж, возглавленный Каштамбилой, правителем города Казаллу. Саргон сумел разгромить мятежников, город Казаллу был захвачен и уничтожен.

Но этот мятеж был лишь невинными цветочками, впереди были те ещё ягодки - родовитые аристократы всего царства устроили заговор против правителя. Чтобы спастись от расправы, царь был вынужден скрываться. Правда, чуть позже Саргон Древний Аккадский сумел собрать верных соратников и с их помощью разгромить мятежную знать.

Как будто мало было этих напастей, так в 2261 году до нашей эры стряслась новая беда - голод в южной части Месопотамии, ставший удобным поводом для нового мятежа аристократии. Во время подавления мятежа царь умер, не доведя свой план до конца.

Сохранившиеся изображения Саргона

Фото Саргона Аккадского, конечно же, никак не могли сохраниться. Есть лишь три изображения, кои можно связать с правителем Аккадским. Стела из Суз, открытая французскими археологами, сохранилась лишь в двух частях. Из-за сильной повреждённости от фигуры самого царя остались лишь фрагменты рук и ноги, а потому очень непросто доказать, что это действительно стела, посвящённая правителю.

Другая стела, найденная опять-таки французами, сохранилась в трёхъярусном варианте. На среднем ярусе отчётливо видны изображения воинов и самого владыки Аккаде. Именно это изображение, по мнению большинства экспертов археологии, подлинный портрет Саргона Аккадского.

Самое известное изображение - голова Саргона Аккадского, это изображение нашли британские археологи во время раскопок одного из храмов Ниневии. Именно эти археологи и дали название «Голова Саргона» артефакту. оспаривают многие специалисты: по их мнению, изображение связано не с родоначальником Аккадских царей, а с одним из правителей этой династии.

Саргон Аккадский и Моисей

Какая связь между этими личностями, жившими в разное время и не встречавших друг друга? Оказывается, вся соль в легендах. По легенде, младенец, будущий царь Аккаде, был положен в плетёную тростниковую корзину и пущен по реке, а позже спасён водоносом. Так вот, чрезвычайно похожая легенда связана с другой реально жившей знаменитостью - Моисеем.

Рождение неизвестно
  • Азупирану [d] , Ирак
Смерть 2215 до н. э.
  • Аккад
Род династия Аккада Отец Ла"ибум [d] Мать Энитум [d] Супруга Ташлултум [d] Дети Римуш , Маништушу , Энхедуанна , Шу-Энлиль [d] и Ллаба"ис-такал [d] Саргон Древний на Викискладе

В современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским . Правление Саргона, первого царя Аккада, произвело на шумеро-аккадцев столь яркое впечатление, что его личность долгое время считалась легендарной. Тем не менее сомнений в реальности этого персонажа нет: сохранились и подлинные надписи Саргона.

Биография

Происхождение Саргона

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать, что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из сотрудников царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём. По легенде, известной в новоассирийский и нововавилонский период , мать Саргона была жрицей, которая тайно родила ребенка и пустила его в тростниковой корзине по Евфрату. Корзина была выловлена водоносом, и Саргон был им воспитан и стал садовником, а позже царём (благодаря благосклонности богини Иштар):

Я - Шаррукен, царь могучий, царь Аккада,

Мать моя - жрица, отца я не ведал,
Брат моего отца в горах обитает,
Град мой - Азупирану, что лежит на брегах Евфрата.
Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.
Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,
Бросила в реку, что меня не затопила.
Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.
Акки, водонос, багром меня поднял,
Акки, водонос, воспитал меня, как сына.
Акки, водонос, меня садовником сделал.

Когда садовником был я, - Иштар меня полюбила,
И [пятьдесят] четыре года на царстве был я.

- «Сказание о Саргоне (аккадский вариант)»

Подобный сюжет о спасении ребенка довольно распространён (в частности, библейское предание о Моисее) .

Шумерское сказание о Саргоне, сохранившееся в двух фрагментах, удачно дополняющих друг друга, говорит, что его отцом был Лаипум, однако сам Саргон никогда не называл имени своего отца:

- «Сказание о Саргоне (шумерский вариант)»

Шумерский текст легенды о Саргоне в сказочной форме повествует о противостоянии Саргона с царём Киша Ур-Забабой и с царём Урука Лугальзагеси .

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-й год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный. Город носил название Аккаде . Мы не знаем, где именно находился этот город, его руины до сих пор не были обнаружены. Судя по письменным источникам того времени, он располагался недалеко от Киша; согласно литературной традиции он стоял неподалёку от Вавилона . Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что он находился где-то на территории нома Сиппар . По этому городу и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским . Ниппурский царский список гласит:

«Саргон, чьим отцом(?) был садовник, чашеносец Ур-Забабы, царь Агаде, построивший Агаде, правил 56 лет в качестве царя».

Победа над Лугальзагеси и подчинение юга страны

На 5-м году (ок. 2312/2311 год до н. э.) Саргон двинулся на юг, и начал военные действия против Лугальзагеси , и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

В 6-й год правления Саргона (ок. 2311/2310 год до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Для того чтобы показать, что весь Шумер находится в его власти, Саргон совершил символический жест, который затем будут повторять и другие монархи, - омыл своё оружие в водах Персидского залива. Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

«Саргон, царь Аккаде, надзиратель (машким) Инанны , царь Киша, помазанный жрец (гуда-жрец) Ана , царь Страны , великий энси Энлиля , разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно „сыны Аккаде“) получили энство [повсюду] от Нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».

Надпись на табличке

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-м году правления (ок. 2306/2305 год до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон, видимо, в Туттуле (ныне Хит) помолился Дагану (богу плодородия, которому поклонялись все обитатели местности в среднем течении Евфрата) и тот даровал ему «верхнюю землю». Были покорены крупный город Мари (о разрушении Мари говорит и сохранившаяся датировочная формула Саргона), страна Ярмути (точно не локализована, но несомненно находящаяся в Северной Сирии) и страна Эбла . Войска Саргона дошли до Кедрового леса (то есть гор Ливан или Аманос) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). Как понятно по обоим названиям, Саргон стремился обеспечить свою державу древесиной и металлом, которые теперь можно было беспрепятственно и безопасно спускать по Евфрату в Шумер и Аккад.

«Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи , суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Эблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна …».

Надпись на табличке

Это всё, о чём нам рассказывают достоверные источники - надписи самого Саргона. Вскоре эти завоевания обросли легендами, из-за чего теперь мы не в состоянии отличить вымысел от исторических фактов. В них Саргон не только захватывает города, названия которых отсутствуют в надписях (например, Каркемиш), но и «переправился через Море захода солнца» (Средиземное море), чтобы завоевать «страну Тин» (возможно, в данном случае имеется в виду Кипр или какое иное приморское государство, располагающееся в южной части Малой Азии), и покоряет остров Крит . Из одного текста, найденного в Телль-Амарне в 1913 году и дополненного фрагментированным дубликатом из Ашшурского архива (так называемая эпическая песня «Царь битвы» ), мы узнаем теперь одну из существенных причин завоевательного похода Саргона на северо-запад. К Саргону, великому царю-завоевателю Аккада, обратилась за помощью семитская колония на далеком севере в «Галашу», то есть «Каниш » каппадокийских табличек. На неё напал царь города Бурушханда (Пурусханда), то есть Буруш-хатим тех же каппадокийских текстов. Саргон колеблется в виду дальности пути, трудности которого в тексте весьма ярко описываются. Некто Нур-Даган, который является главою делегации, указывает на беспомощность колонии, которая состоит не из воинов, а купцов, подчеркивает богатства своего края, упоминает и средства преодоления трудности долгого пути. После долгих бурных переговоров Саргон, наконец, собирает жителей Аккада, и на этом собрании Нур-Дагану удается восторженным выхваливанием мощи Аккада склонить Саргона к помощи далекой семитской колонии. Поход Саргона, очевидно, не ограничился разгромом Бурушханда, противника Ганиша, но вылился в завоевание Сирии, в полном её объеме.

Что из этого является подлинным историческим фактом, а что вымыслом неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев (так называемых тамкару ) вглубь Малоазиийского полуострова . Эти купцы появились там только через несколько столетий. Можно предположить, что со временем легендарная традиция превратила в завоевательные походы простые торговые экспедиции. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области. Однако не вызывает сомнения, что Саргон объединил под своей властью, территорию, простирающуюся от «Нижнего моря» (Персидского залива) до «Верхнего (Средиземного) моря», а это почти 1500 км. Некий безымянный писец взял на себя труд перечислить все шестьдесят пять стран и городов, входивших в бескрайнюю державу, созданную Саргоном. Была создана настоящая мифологическая «карта», куда наносились далёкие чудесные страны, по земле которых удалось пройти только этому царю, сделав его частью мира легенд.

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали , из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Походы в Элам и Северную Месопотамию

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. О подчинении Элама и разрушении города Уруа говорят также датировочные формулы Саргона. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» . В пророчествах упоминается завоевание Саргоном страны Субарту , расположенную где-то в среднем и верхнем течении Тигра и на запад от него. Враждебные племена из Субарту предпринимали нападения на Аккад. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . Непосредственные преемники Саргона контролировали территорию вокруг современного Киркука и Ассирию . Соответственно, можно предположить, что во время своего продолжительного правления Саргон сам покорил Северную Месопотамию, по меньшей мере до широты Мосула , так как тогда в этом регионе появились таблички с текстами, написанными на аккадском языке, а в Ниневии была обнаружена прекрасная бронзовая голова, которую большинство учёных считает изображением самого Саргона.

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны », он принял и титул северных гегемонов «царь множеств» или «повелитель вселенной» (шар кишшатим ), так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша ».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По крайней мере так считала поздняя традиция, сохранившая приписывавшийся времени Саргона Древнего «псевдоити-нерарий» - список областей и городов якобы его царства с указанием расстояний между ними. Бесспорно, благоприятствовали международной торговле и наладившиеся при Саргоне связи с заморскими странами. Аккаде торговал не только с Сирией и Малой Азией, но и с Дильмуном, или Тельмуном (Бахрейном), Маганом (аравийским побережьем Персидского залива и Оманом) и Мелахой (северным побережьем Персидского залива и долиной Инда). Об этом нам сообщает подлинная надпись Саргона, скопированная древним писцом и в его копии дошедшая до нас: корабли из Индии подходили к самой пристани Аккаде, для чего, вероятно, пришлось провести некоторые работы на Евфрате и каналах. В шумерской историко-дидактической поэме о Саргоне и Нарам-Суэне об этих годах правления Саргона говорится как о времени наступившего в городе Аккаде изобилия еды и питья и заморских товаров, в числе которых упомянуты «огромные слоны, обезьяны и зверье дальних стран», какие-то особые собаки, «кони и тонкорунные бараны», и все они бродили, если верить поэме, прямо по улицам Аккаде. По словам поэмы, в Аккаде для торговли приходили и «не знавшие хлеба» западносемитские пастухи, и «люди черной страны» - Мелуххи, и эламиты, и субарейцы.

Дабы, словно птицы диковинные в небе,

Чужеземцы вокруг сновали,
Дабы жители Мархаша подчинились
Дабы обезьяны, слоны могучие, буйволы -
Звери невиданные -
На улицах просторных друг друга толкали бы, -
Псы породистые, сторожевые псы, козлы каменные,
Овцы горные длинношерстные, -
Инанна пречистая ночи не спала.
В те дни она житницы Аккада златом наполнила,
Зернохранилища сияющие серебром наполнила.
В склады зерновые медь очищенную, олово,
Пластины лазуритовые собирала грудами,
В ямах силосных запечатывала.

Инанна пречистая створки их широко распахнула,
И в Шумер добро само лодками потекло.
Марту, жители гор, те, что зерна не знают,
Отборных быков, горных козлов туда приводят.
Мелухиты, жители черных гор,
Диковины стран чужедальних привозят.
Эламиты и субарейцы, словно вьючные ослы,

Добро несут.

- «Проклятие Аккаде»

Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Называя себя «помазанным жрецом Ану» и «великим энси Энлиля» , царь Аккада продемонстрировал, что не хочет нарушать древние и весьма уважаемые традиции. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана , он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

В более поздней хронике, несомненно предвзятой, в которой, согласно распространенному в Вавилоне в поздний период представлению сказано, что Саргон осуществлял некоторые свои военные кампании против воли Мардука, верховного покровителя Вавилона, правление царя описывается следующим образом:

«Саргон, царь Аккаде, пришёл к власти во время правления Иштар и никогда не имел ни соперников, ни равных. Он распростёр свою грозную славу по всем землям. Он пересёк море на востоке. На одиннадцатом году он завоевал западную землю до самого дальнего предела. Он подчинил её одной власти. Он поставил статуи там и переправил добычу запада на баржах. Своим сановникам он приказал поселиться (вокруг его резиденции в пределах) пяти двойных часов (около 20 км), и во всех землях он поддерживал своё абсолютное верховенство. Он выступил на Казаллу и превратил Казаллу в груду развалин, так что не осталось там даже жердочки для птицы. Позже, когда он достиг старости, все земли снова восстали против него и осадили его в Аккаде. Саргон вышел на битву и нанёс им поражение. Он поверг их и одолел их большое войско. Затем, Субарту напали на Саргона в полную силу и призвали его к оружию. Саргон устроил засаду и полностью разбил их. Он одолел их большое войско и послал их имущество в Аккад. Из ям (под изваяниями богов) в Вавилоне он извлек землю, и на этой (земле) он построил (новый) Вавилон рядом с Аккадом. Из-за этого богохульства, которое он сотворил, великий владыка Марудк разгневался и уничтожил его народ голодом. С востока до запада подданные восстали против него и Мардук лишил его сна».

Правил Саргон 55 лет.

Сохранившиеся изображения царя

Внешние изображения
Победная стела Саргона. Лувр (Sb 1)