Лермонтовские м ю. Михаил юрьевич лермонтов - биография

Михаил Юрьевич Лермонтов (родился 3 (15) октября 1814, Москва - умер 15 (27) июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.

Гениальный русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве. Считается, что род Лермонтовых ведет свое начало от выходца из Шотландии Георга Лермонта, но есть и другие версии, например, что семья состояла в родстве с испанским герцогом Лерма.

Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов, был бедным капитаном в отставке, мать, Мария Михайловна Арсеньева, происходила из родовитой и гордой семьи. Родители были счастливы в браке, но трагедия ворвалась незвано - в 1817 году Мария Михайловна умерла. Маленького Михаила забрала к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Распри между ней и Юрием Петровичем заставили последнего покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсеньева же переехала вместе с внуком в свое имение "Тарханы", Пензенской губернии. Там поэт провел свое детство.

Десятилетним мальчиком он впервые попал на Кавказ, где испытал сразу две влюбленности, одну - в девочку 9ти лет, другую - в горы Кавказа, могучие и величественные. С тех пор он считал Кавказ своей второй, поэтической родиной.

С 1828 по 1830 год Лермонтов учится в Московском университетском Благородном пансионе, где он расширил свои познания в литературе, ближе познакомился с произведениями Пушкина, Шиллера.

Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…

Лермонтов Михаил Юрьевич

Осенью 1830 года Лермонтов поступает в Московский университет на "нравственно-политическое отделение", где учился в течение двух лет. Юноша не смог сдать публичных экзаменов, так как профессора, помня его дерзкий характер и неприязненное отношение к ним, "срезали" его. Оставаться на второй год Лермонтов не захотел и вместе с бабушкой они переехали в Петербург.

Не попав в Петербургский университет, Лермонтов, по совету друга, поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков. Почти в одно время с ним в эту школу поступил и его будущий убийца - Н.С.Мартынов. В школе Лермонтов также пробыл два года, окунувшись в бурную студенческую жизнь с головой.

По окончании школы Лермонтов, молодой корнет лейб-гвардии, поселяется со своим другом А.А.Столыпиным в Царском селе, где ведет разгульный образ жизни, являясь душой общества молодежи и грозой для женских сердец.

Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины.

Лермонтов Михаил Юрьевич

После написания стихотворения "На смерть поэта", которые было расценено как призывающее к революции, в 1837 году Лермонтов переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. 11 октября, благодаря связям бабушки, Лермонтов был переведен в лейб-гвардии Гродненский полк, располагавшийся в Новгороде и был вынужден покинуть Кавказ.

Январь и половину февраля 1839 года поэт провел в Петербурге, после чего вернулся в полк из которого, через два месяца был переведен в свой прежний гусарский полк. Вместе с этим Лермонтов возвращается в свет, снова играет там значительную роль, но очень скоро начинает тяготиться такой жизнью и простится, то в отпуск, то снова на Кавказ.

16 января 1840 года на балу графини Лаваль произошло столкновение Лермонтова с сыном французского посланника, повлекшее за собой дуэль. Дуэль окончилась благополучно, но поэт был арестован и переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. Там, в походах на Малую и Большую Чечни он обратил на себя внимание начальства и был представлен к награде золотою саблею с надписью: "за храбрость".

Женщины любят только тех, которых не знают.

Лермонтов Михаил Юрьевич

В январе 1841 года Лермонтов получает отпуск и возвращается в Петербург. По окончании отпуска и небольшой отсрочки, выпрошенной для Лермонтова друзьями, он снова отправляется на Кавказ и останавливается в Пятигорске. Время здесь проходило в веселых развлечениях и общении с молодежью, среди которой блистала Эмилия Александровна Верзилина, прозванная "розой Кавказа". В этой же компании находился отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать и порисоваться, за что был часто осмеиваем Лермонтовым. Завершением подобных отношений стала бурная ссора и дуэль.

Дуэль состоялась и 15 июля, около 5 часов вечера, между горами Машук и Бештау, Лермонтов был убит. Весною 1842 года прах поэта был перевезен из Пятигорска в Тарханы. В 1899 году был открыт памятник Лермонтову в Пятигорске, воздвигнутый по всероссийской подписке.

Михаил Юрьевич Лермонтов - фото

Годы жизни: с 03.10.1814 по 15.07.1841

Поэт, художник, прозаик, драматург. Один из самых известных русских поэтов, произведения которого входят в классику русской литературы. Творчество М.Ю. Лермонтова относится к романтизму, особенно сильное влияние на поэта оказали Байрон и А.С. Пушкин .

Родился Михаил Юрьевич в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814. Его родители - Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Через два года после рождения Михаила его мать умерла от чахотки, и бабушка забрала внука, пригрозив в противном случае лишить его наследства. До смерти отца в 1831 году М.Ю. Лермонтов виделся с ним один единственный раз, когда уже учился в университете. Бабушка очень любила внука и детские годы М.Ю. Лермонтова, несмотря на отсутствие родителей, были счастливыми.

В 1828 Лермонтова зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время Лермонтов начинает сочинять стихи. Ранние стихотворные опыты Лермонтова являются в большей степени подражаниями романтикам, в них встречаются целые куски, заимствованные из сочинений других авторов. Особенно сильное влияние на Лермонтова оказало творчество Байрона. В 1828-1832 годах Лермонтов переживает ряд романтических увлечений, которые также отражаются в его творчестве. В сентябре 1830 года Лермонтов поступает на «нравственно-политическое отделение» Московского университета, затем переводится на словесное. К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) - прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подает прошение об уходе из университета. Согласно наиболее достоверной версии, причиной ухода стали неприязненные отношения с некоторыми профессорами. Лермонтов едет в Санкт-Петербург с намерением продолжить обучение, однако ему отказались засчитать два года обучения в Москве и предложили поступить на первый курс. Лермонтова это не устроило и он под влиянием родственников поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Два года, проведенные в этом заведении, Лермонтов потом назвал «злополучными». В стенах школы царствовала муштра, литературных книг воспитанника не позволяли читать вовсе. За пределами этих стен юнкера были известны своими похождениями, гулянками и дебошами, в которых принимал участие и Лермонтов. В этот период он начинает ряд серьезных работ (роман «Вадим», несколько поэм), однако ни одной не доводит до конца. В 1834 году Лермонтова закончил школу и, получив звание корнета, был направлен в лейб-гвардии Гусарский полк. Вообще в 1832-1836 лирическое творчество Лермонтова почти угасает, зато возрастает число произведений иных жанров: он отдает свои силы поэмам, драмам, прозе. Вершинным достижением Лермонтова в этот период его творчества можно признать драму «Маскарад». Однако ни одна его попытка напечатать драму не увенчалась успехом. Первая «серьезная» публикация Лермонтова относится к 1835 году, когда его товарищ без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» (1834) и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Публикация, хотя и была встречена положительно, не снискала Лермонтову особой славы и к 1837 году он оставался малоизвестен публике и литературным кругам.

Известность приходит к Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) - откликом на последнюю дуэль Пушкина. Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II и Лермонтов был арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка - поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга.

Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука и в том же году поэт был прощен и переведен в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии, а затем в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов возвращается в «большой свет», снова играет в нем заметную роль. В это же время Лермонтов устанавливает связи с пушкинским кругом, его произведения публикуются в «Современнике», «отечественных записках» и других изданиях. В печать выходят поэмы «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над одним из своих главных произведений - поэмой «Мцыри». По свидетельствам современников, Лермонтов обладал непростым характером и его отношения с окружающими (особенно приближенными ко двору) были очень натянутыми.

В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, а последствием дуэли – военный суд. Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде, однако император вычеркнул его имя из наградных списков. Лермонтов получил отпуск и на короткое время вернулся в Петербург. Это время было временем творческого подъема: завершена работа над поэмой «Демон», собран в отдельную книжку роман «Герой нашего времени», написано, как никогда, много стихов. В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М.Лермонтова». Сам Лермонтов хотел выйти в отставку и посвятить себя литературе, однако уступил настояниям бабушки, которая еще надеялась на то, что внук сделает военную карьеру.

В мае 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В Пятигорске он задерживается для лечения на минеральных водах. Здесь происходит роковая ссора с бывшим сокурсником по юнкерской школе Н.С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Пуля Мартынова попала Лермонтову в грудь и поэт скончался на месте. Весною 1842 прах Лермонтова был перевезен в Тарханы.

Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие.

Судя по воспоминаниям современников, характер у Лермонтова был тяжелый и зачинщиком роковой дуэли следует признать самого поэта.

По словам кн. Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I, отозвался об этом, сказав: «Собаке - собачья смерть».

Изображение Лермонтова, вынесенное в заголовок биографии, выполнено в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – очень ценный, единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.

Библиография

Хронологический порядок появления в периодических изданиях важнейших произведений

Прижизненные издания
«Хаджи-Абрек» (1835);
« » (1837);
« » (1838);
«Дума» (1839);
«Бэла» (1839);
«Ветка Палестины» (1839);
«Три Пальмы» (1839);
«Фаталист» (1839);
«Дары Терека» (1839);
«Тамань» (1840);
«Воздушный корабль» (1840);
«Ангел» (1840);
«Последнее новоселье» (1841);
«Парус» (1841);
«Спор» (1841);
«Сказка для детей» (1842).

После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» (1843);
«Тамара» (1843);
«На смерть Пушкина» (1856)
и многое другое.

Отдельные издания:
« » (1840);
« » (1840);
« » (1857);
«Ангел смерти» (1857);
и многие другие.

Экранизации произведений, театральные постановки

1911 - «Демон» / Il demone, режиссёр Джованни Витротти (Италия)
1926 - «Княжна Мэри» / Tavadis asuli Meri, режиссёр Владимир Барский (СССР)
1927 - «Бэла», режиссёр Владимир Барский (СССР)
1927 - «Максим Максимыч», режиссёр Владимир Барский (СССР)
1941 - «Маскарад», режиссёр Сергей Герасимов (СССР)
1955 - «Княжна Мэри», режиссёр Исидор Анненский (СССР)
1965 - «Герой нашего времени», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 - «Бэла», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1966 - «Максим Максимыч», режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)
1968 - «Маскарад», режиссёр Владимир Лаптев (СССР, ТВ)
1975 - Страницы журнала Печорина, режиссёр Анатолий Эфрос (СССР, ТВ, фильм-спектакль)
1981 - «Маскарад», режиссёр Владимир Самсонов (СССР, анимационный)
1985 - «Герой нашего времени», режиссёр Майкл Альмерейда (США)
1988 - «Ашик-Кериб», режиссёр Сергей Параджанов (СССР)
2006 - «Печорин», режиссёр Александр Котт (Россия)

Помимо этого по произведениям Лермонтова написан целый ряд опер, поставлены балеты.

Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость русской литературы, русский поэт, прозаик, драматург – появился на свет 15 октября 1814 года в семье отставного офицера Юрия Петровича и Марии Михайловны, представительницы знатного рода, которая скончалась, когда мальчику было два года. Ее смерть стала серьезной психологической травмой для будущего поэта, а усугубили ее конфликтные отношения между отцом и бабушкой по материнской линии, Е.А. Арсеньевой. Она забрала мальчика к себе в имение, в Пензенскую губернию, с. Тарханы, и детство будущего поэта прошло именно там. Михаил рос, обласканный любовью и заботой, получил хорошее образование, однако, будучи ребенком эмоциональным, романтичным, болезненным, не по годам развитым, он пребывал, по большей части, в грустном настроении, в сосредоточении на внутреннем мире.

Десятилетним мальчиком Михаил Лермонтов впервые попал на Кавказ, с которым окажется связанной вся его дальнейшая биография. С детских лет будущий поэт проникся особыми чувствами к этому краю, тем более что впечатления от пребывания там были украшены первой влюбленностью. В нем рано проявились способности к стихосложению: сохранились стихи и даже поэмы, написанные им в 14-летнем возрасте.

После переезда в 1827 г. их семьи в Москву, в 1828 г. Михаил становится полупансионером четвертого класса Московского университетского Благородного пансиона, где около двух лет получает образование до преобразования пансиона в гимназию. Здесь в рукописном журнале увидела свет его первая поэма, «Индианка».

В сентябре 1830 г. Лермонтов - студент Московского университета (нравственно-политическое, затем словесное отделение), где учится меньше двух лет, т.к. не выдерживает публичных экзаменов: преподаватели не простили ему дерзкого поведения. Поэтический потенциал Лермонтова в этот короткий период развивался весьма плодотворно, его лирическое творчество раннего этапа в 1830-1831 гг. достигает высшей точки. Чтобы не оставаться на том же курсе второй год, вместе с бабушкой приезжает в Петербург, надеясь перевестись в местный университет. Однако надежды не оправдались: учеба в Москве не была принята во внимание, и ему предложили снова поступать на первый курс.

Следуя совету друга, Лермонтов 10 ноября 1832 г. поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, где проводит, по его собственному выражению, «два страшных года», заполненных разгулом, низменными развлечениями, в которые окунулся со всей силой своей неугомонной и мятежной души. Окончив в ноябре 1834 г. школу в звании корнета, лейб-гвардии, Лермонтов был приписан к гусарскому полку, расположенному в Царском Селе.

Образ жизни его мало чем отличается от прежнего: Лермонтов ведет активную светскую жизнь, становится душой компании, проводит много времени с друзьями, флиртует с женщинами, разбивая их сердца. В светском и офицерском кругах его уже знали как поэта, а в 1835 г. его произведение впервые появилось в печати, причем без ведома автора: приятель отнес в «Библиотеку для Чтения» повесть «Хаджи-Абрек». Она была встречена читателями тепло, но недовольный Лермонтов на протяжении еще долгого времени отказывался публиковать свои стихи.

Написанное в 1837 г. на смерть Пушкина стихотворение М.Ю. Лермонтова стало переломным моментом в его биографии. Общественности был явлен доселе не известный выдающийся литературный талант, а обличительный пафос произведения был воспринят как воззвание к революции. Последствием этого стала высылка в действующую армию на Кавказе, в Нижегородский драгунский полк. Пребывание в полюбившихся краях подействовало на Лермонтова плодотворно, помогло ему обрести душевное равновесие; даже подумывал выйти в отставку и остаться здесь, когда бабушка выхлопотала ему в октябре 1837 г. перевод в Гродненский гусарский полк, дислоцировавшийся в Новгороде. По дороге домой Лермонтов несколько месяцев пробыл в Ставрополе, где состоялось его знакомство с декабристами.

С января 1838 г. М.Ю. Лермонтов живет в Санкт-Петербурге, будучи переведенным в лейб-гвардии Гусарский полк, где он служил ранее. Проведенные в столице два с небольшим года (1838-1840 гг. и часть 1841 г.) стали временем настоящего расцвета его поэтического дара, пришедшей к нему громкой литературной славы, восприятия его как политического наследника А. Пушкина. Он вращается в пушкинском литературном кругу, активно пишет и печатается. К этому периоду относятся, в частности, его «Мцыри», «Герой нашего времени», «Сказка для детей», множество стихов.

Дуэль после ссоры на балу с сыном французского посла 16 февраля 1841 г. закончилась примирением с противником - и ссылкой в апреле на Кавказ, в действующий Тенгинский пехотный полк. Лермонтову приходилось участвовать в ожесточенных боях, в частности, в Чечне при реке Валерки, в которых он демонстрировал поразительную храбрость и мужество. Его два раза представляли к наградам, однако царь не дал на то согласия.

В январе 1841 г. на три месяца Лермонтов приезжает в Санкт-Петербург в отпуск. К нему по-прежнему испытывают интерес, он вынашивает очередные творческие планы, мечтает выйти в отставку, чтобы посвятить себя литературе. Когда отпуск окончился, друзья выхлопотали ему небольшую отсрочку, и Лермонтов в расчете на то, что ему все же дадут полную отставку, не уехал в положенный срок. Однако надежды не оправдались: ему было приказано в 48 часов покинуть Петербург. По свидетельствам современников, поэт уехал на Кавказ с тяжелым сердцем, терзаемый мрачными предчувствиями. К этому периоду его творческой деятельности относятся многие лучшие его стихи, вошедшие в сокровищницу русской поэзии: «Прощай немытая Россия», «Утес», «Выхожу один я на дорогу...», «Листок», «Родина», «Тамара», «Пророк» и др.

В Пятигорске Лермонтов вращался в кругу давних знакомых, молодежи, предававшейся светским развлечениям. Среди них был отставной майор Мартынов, с которым Лермонтов некогда учился в школе гвардейских юнкеров. Острый на язык поэт не раз язвительно высмеивал его позерство, напыщенность и драматизм манер. Размолвка между ними закончилась 27 июля (15 июля по ст. ст.) 1841 г. дуэлью, в которой находящийся в расцвете жизненных и творческих сил поэт, не придавший значения серьезности намерений своего противника, был убит наповал. Друзья хлопотали, чтобы он был погребен по церковным обычаям, однако это не представлялось возможным. Прах Михаила Юрьевича весною 1842 г. привезли в Тарханы и похоронили в фамильном склепе.

Литературное наследие М.Ю. Лермонтова, состоявшее из порядка трех десятков поэм, четырех сотен стихотворений, ряда прозаических, драматических произведений, было опубликовано, главным образом, уже после смерти их автора. За короткие 13 лет творческой биографии поэт внес неоценимый вклад в русскую литературу как автор исключительной по разнообразию тем и мотивов лирики; его творчество завершило развитие национальной романтической поэмы, создало фундамент для реалистического романа XІX в.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3.10.1814 года в Москве, а умер у подножия горы Машук, расположенной недалеко от Пятигорска, 15.07.1841 года. Его прах в апреле следующего, 1842 года, был перевезен в Тарханы, в фамильный склеп. В этой статье представлена биография Лермонтова, основные вехи его жизни и творчества.

Происхождение М. Ю. Лермонтова

Он был сыном Юрия Петровича Лермонтова (годы жизни - 1787-1831), армейского капитана, и Марии Михайловны (годы жизни - 1795-1817), в девичестве Арсеньевой, единственной дочери и поэтому наследницы большого состояния Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, пензенской помещицы (годы жизни - 1773-1845), которая принадлежала к влиятельному и богатому роду Столыпиных.

Лермонтов по этому роду был в свойстве или родстве с Хастатовыми, Шах-Гиреями, Евреиновыми, Мещериновыми, Философовыми, а также с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, одним из своих лучших друзей по прозвищу Монго. Заключенный против воли бабушки по материнской линии брак был несчастливым и неравным; мальчик был вынужден расти в обстановке постоянных семейных раздоров.

После того как его родительница рано умерла, ее мать, женщина властная, умная и твердая, всю свою любовь перенесшая на внука, занялась сама его воспитанием, отстранив при этом полностью отца.

В творчестве Лермонтова отразились эти ранние впечатления от жизни в Тарханах в таких произведениях, как "Люди и страсти" (1830 год), "Странный человек" (написано в 1831 году), а также в стихотворениях "Эпитафия" (1832) и "Ужасная судьба отца и сына", созданном автором в 1831 году.

Родовые предания

Прямо или косвенно повлияли на него также родовые семейные предания. Род Лермонтовых, как считается, был основан Георгом (Юрием) Лермонтом, шотландским офицером, жившим в 17 веке. Он восходит к Томасу Рифмачу (13 век) - полулегендарному прорицателю и поэту из Шотландии.

Детство Лермонтова

Детство Михаила Юрьевича проходило в Пензенской губернии, в имении Тарханы, принадлежавшем бабушке мальчика. Сейчас здесь расположен музей Лермонтова. Будущий поэт получил домашнее столичное образование (его гувернером был француз, бонной являлась немка, а в более поздние годы преподавателем был назначен англичанин). Музей Лермонтова, как символ связи времен, бережно хранит посаженное Михаилом Лермонтовым дерево в усадьбе Тарханы, на берегу пруда.

С детства мальчик свободно владел немецким и французским языками. Еще ребенком он хорошо знал быт родной помещичьей усадьбы (в том числе и социальный), который он запечатлел в своих автобиографических драмах. Бабушка летом 1825 года повезла Михаила Юрьевича на Кавказ, на воды; впечатления его от горских народов и кавказской природы остались в раннем творчестве этого автора ("Кавказ", 1830 год, написанное в 1832 году стихотворение "Синие горы Кавказа, приветствую вас!..").

Переезд в Москву, учеба в пансионе

В 1827 году в Москву переезжает вся семья Михаила Юрьевича, и он покидает родительский дом. Лермонтова с сентября 1828 года зачисляют полупансионером в московский пансион, в 4-й класс, где он получает гуманитарное образование, пополняемое Михаилом Юрьевичем постоянным, систематическим чтением. Так продолжилось детство Лермонтова. Еще в Тарханах наметился острый интерес его к литературе и поэзии, в Москве наставниками мальчика становятся А. Ф. Мерзляков, А. З. Зиновьев и С. Е. Раич, который руководил литературным кружком в пансионе. В стихах юного поэта периода 1828-1830 годов есть следы воздействия Раича, "итальянской школы", а также поэзии К. Н. Батюшкова, но уже в пансионе складывается преимущественная ориентация этого автора на А. С. Пушкина, в частности, на байроническую поэму, а также на программу любомудров из журнала "Московский вестник". Именно байроническая поэма в ближайшие годы становится основной в раннем творчестве Михаила Юрьевича. В 1828-1829 годах он создает следующие произведения: "Два брата", "Олег", "Преступник", "Корсар".

Московский университет, первое увлечение

Вольные порядки пансиона в марте 1830 года вызвали недовольство самого царя Николая I (который весной посетил его), и по указу Сената это учебное заведение было преобразовано в гимназию. Лермонтов в 1830 году "по прошению" уклоняется и проводит все лето у Столыпиных, в усадьбе Середниково, находящейся под Москвой (с апреля по июль 1830 года); в том же году после успешной сдачи экзаменов он был зачислен студентом в Московский университет. К данному периоду относится и первое серьезное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (годы жизни - 1812-1868), с которой Михаил Юрьевич познакомился у А. М. Верещагиной, своей приятельницы. Сушковой посвящен лирический "цикл" 1830 года (стихотворения "Нищий", "К Сушковой", "Ночь", "Стансы", "Подражание Байрону", "Я не люблю тебя: страстей" и др.).

Возлюбленные Лермонтова

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны, поскольку в произведениях этого поэта во многом отражены его жизненные, в том числе любовные, впечатления.

По всей видимости, Михаил Юрьевич несколько позднее переживает еще более сильное чувство, хотя и кратковременное, к Н. Ф. Ивановой (годы жизни - 1813-1875), дочери Ф. Ф. Иванова, драматурга. Стихи цикла, посвященного ей ("Н. Ф. И...вой", "Романс к И...", "Н. Ф. И.", "К*" и др.), отличаются высокой драматичностью, включая мотивы гибели, любовной измены и т. п. В драме "Странный человек" также отразились общие контуры романа с этой девушкой.

Следующим адресатом стихов Михаила Юрьевича в начале 1830 годов была Лопухина (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (годы жизни - 1815-1851), сестра товарища Лермонтова по университету. У Михаила Юрьевича к ней чувство оказалось самым продолжительным и сильным; он, по мнению А. П. Шан-Гирея, близкого к поэту, сохранил его "до самой смерти своей". Варвара Александровна была прототипом и адресатом как в ранней лирике поэта ("К.Л.", "Она негордой красотою..." и др.), так и в поздних его творениях: "Валерик" или, например, посвящение к шестой редакции "Демона". Образ этот проходит через творчество Лермонтова в стихотворениях "Княгине Лиговской", "Нет, не тебя так пылко я люблю" и др.

Переезд в Петербург и военная карьера

Продолжаем описывать биографию велкиого русского поэта. В начале 1830 годов жизнь и творчество Лермонтова переходят на следующий этап. Разочарованный рутиной преподавания, Михаил Юрьевич в 1832 году оставляет университет и отправляется в Петербург (июль-август этого же года), надеясь продолжить в Петербургском университете свое образование; однако здесь ему отказались зачесть курсы, прослушанные в Москве. Для того чтобы не начинать заново обучение, поэт принимает не без колебаний совет родных избрать для себя военное поприще. Он сдает экзамены в ноябре 1832 года в Школу гвардейских прапорщиков и проводит в этом закрытом учебном заведении два "страшных года", где парады, дежурства, строевая служба почти не оставляли времени Лермонтову для творческой деятельности (быт этого места отразился в грубо натуралистической форме в юнкерских поэмах Михаила Юрьевича - "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", написанных в 1834 году). Тема эта оживает и в следующем, 1835 году, когда поэт был выпущен корнетом в Гусарский полк (это произошло в сентябре 1834 года). В это же время на свет появляется его поэма "Хаджи Арбек", Михаил Юрьевич отдает в цензуру драму "Маскарад" в первой редакции, работает над произведениями "Боярин Орша", "Сашка", начинает писать свой роман "Княгиня Лиговская".

Лермонтов Михаил Юрьевич получает возможность общаться с представителями литературных кругов Петербурга. Однако об этих контактах сведения скудны; известно о том, что он познакомился с И. И. Козловым, А. Н. Муравьевым, а также С. А. Раевским, близким к славянофильским кружкам, что способствовало росту и без того уже наметившегося интереса Лермонтова к проблемам национальной культуры и истории. Раевский, один из близких товарищей этого автора (пострадавший в 1837 году за распространение стихотворения "Смерть поэта"), был посвящен в процесс работы Михаила Юрьевича над произведением "Княгиня Лиговская" (начатым в 1836 году, но так и не законченным, опубликованном лишь в 1882 году), в котором одна из сюжетных линий основана на истории романа Лермонтова с Сушковой, вновь возобновившегося в то время.

"Смерть поэта"

Лермонтов Михаил Юрьевич в 1835-1836 годах не входит в ближайший круг А.С. Пушкина, с самим поэтом он также не знаком. Поэтому стихотворение "Смерть Поэта" (написанное в 1837 году, опубликованное - в 1858) получает тем более принципиальный характер. Лермонтов в своей речи представляет целое поколение, которое скорбело о гибели этого национального гения и бунтовало против загубивших его врагов. Произведение это моментально распространилось в различных списках и принесло широкую известность своему создателю. Поэт основную тяжесть вины перенес на общество, в частности, на его верхушку, так называемую "новую аристократию" (в его стихотворении - "надменные потомки"), которая не имела опоры в национальной культурной и исторической традиции и составляла ядро антипушкинской партии в столице, сохранившей и посмертную ненависть к нему. Завершающие стихотворение 16 строк (добавленные позднее, 7 февраля) при дворе были истолкованы как прямое "воззвание к революции". Лермонтова арестовали 18 февраля 1837 года; началось политическое дело о его названных "непозволительными" стихах. Под арестом создает несколько произведений Михаил Лермонтов: стихи "Сосед", "Узник" и др., положившие начало его "тюремной лирике" - блестящему циклу стихов, включающему такие произведения, как "Пленный рыцарь", "Соседка" (оба - в 1840 году) и другие.

Годы службы на Кавказе

В феврале 1837 года вышел приказ царя о переводе Лермонтова в Нижегородский драгунский полк в качестве прапорщика на Кавказ. Он выехал через Москву в марте. В дороге простудившись, Михаил Юрьевич для лечения был отправлен по пути следования в свой полк в Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск (апрель - сентябрь 1837 года) и другие места. Лермонтова в ноябре послали в Тифлис, где возникли связи с группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (приходящегося тестем Грибоедову) культурной средой. Этот человек являлся одним из самых значительных представителей романтизма в Грузии. Михаил Юрьевич близко соприкасается с жизнью народа, видит быт русских солдат, казачьих станиц, различных народностей Кавказа. Все это отражает творчество Лермонтова, в частности, в элементах фольклора; в 1837 году поэт записывает сказку об Ашик-Керибе с одноименным названием, где стремится показать колорит восточной речи, психологию азербайджанского сказителя; в "Беглеце", "Казачьей колыбельной песне", "Дарах Терека" вырастает из фольклорной стихии народный характер с его этническими чертами. В Ставрополе и Пятигорске поэт встречается с Н. М. Сатиным, которого он знал по Московскому пансиону, а также доктором Н. В. Майером (в "Княжне Мери" его прототип - доктор Вернер) и Белинским; сходится близко с А. И. Одоевским, которому впоследствии посвятил стихотворение "Памяти А. И. Одоевского".

Каким был Лермонтов?

Михаил Юрьевич производил большое впечатление, о чем писал впоследствии в своих письмах Белинский. Люди так называемого "поколения 1820-х", декабристы в частности (Лорер, Назимов), ощущали, что поэт Лермонтов - представитель иного, зараженного социальным пессимизмом и скептицизмом поколения, скрывающего свой внутренний мир от окружающих под маской общественного индифферизма и иронии. У Михаила Юрьевича это нередко выражалось внешне в желании уклониться от разговоров на любые серьезные темы, в ироническом отношении к исповедальности и восторженности. Эта характеристика Лермонтова была отмечена многими современниками. Подобная манера держать себя в 1837 году оттолкнула от него поначалу Белинского, привыкшего в дружеских кружках к философским спорам. Для самого Лермонтова, между тем, эти разговоры и встречи стали богатым творческим материалом: он нашел возможность осмыслить, по контрасту, некоторые социально-психологические признаки поколения, к которому принадлежал. Результаты этого обобщает поэт Лермонтов в "Думе" и в образе Печорина.

Во время ссылки и особенно позднее раскрылось и другое, художественное дарование Михаила Юрьевича, который с самого детства увлекался живописью. Его кисти принадлежат картины маслом, акварели, жанровые сцены, рисунки-пейзажи, карикатуры и портреты, лучшие из которых связаны с кавказской тематикой.

Возвращение в Петербург

Дальнейшая биография Лермонтова отмечена следующими событиями. Ссылка Михаила Юрьевича через А. Х. Бенкендорфа хлопотами бабушки была сокращена. В октябре 1837 года вышел приказ о переводе поэта в Новгородскую губернию в Гродненский гусарский полк, а затем и в Царское Село. Михаил Юрьевич возвращается в январе 1838 года, а затем, с мая 1838 года, обосновывается в Петербурге. Годы литературной славы поэта приходятся на период с 1838 по 1841 годы. Его сразу же принимают в пушкинский литературный круг, где он сходится с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, В. А. Сологубом, П. А. Плетневым, ближе с В. Ф. Одоевским, а также Карамзиными, ставшими для него самой близкой культурной средой: он участвует в домашних развлечениях и спектаклях этой семьи, дружит с постоянными посетителями их салона - И. П. Мятлевым, Смирновой-Россет, Ростопчиной. Здесь же, у Карамзиных, поэт читал "Тучи" накануне своей последней ссылки. В 1840 году отдельными изданиями в Петербурге выходят "Герой нашего времени" и "Стихотворения" - единственный прижизненный поэтический сборник.

"Кружок шестнадцати"

В 1838-1840 годах Михаил Юрьевич входит в "Кружок шестнадцати" - молодежное аристократическое общество, члены которого - К. В. Браницкий-Корчак, А. Н. Долгорукий, И. С. Гагарин, Столыпин и др. Оно было объединено особыми законами поведения, а также политической оппозиционностью членов данного объединения. По некоторым данным, Лермонтов играет в этом кружке главенствующую роль.

Столкновение с Э. Барантом

Биография Лермонтова продолжается следующими событиями. На балу у графини Лаваль, состоявшемся в феврале 1840 года, произошло столкновение Михаила Юрьевича с Э. Барантом, сыном французского посланника. Поводом было светское соперничество этих двух людей, точнее, предпочтение поэта княгиней М. А. Щербатовой (которой посвятил Михаил Лермонтов стихи "На светские цепи", "Молитва" и, возможно, "Отчего"). Барант был увлечен этой женщиной, как и Михаил Юрьевич (в 1839-1840 годах). 18 февраля состоялась дуэль, которая закончилась примирением. Тем не менее Лермонтов был отдан военному суду; под арестом его посещают литературные знакомые и друзья, в том числе и Белинский. В это же время состоялось новое объяснение с Барантом, которое ухудшило ход дела.

Пятигорск, дуэль с Мартыновым

Биография Лермонтова продолжается. В апреле 1840 года поэта переводят в действующую армию на Кавказ. В июне он приезжает в Ставрополь, а уже в июле участвует в стычках с горцами в сражении под рекой Валерик.

В начале февраля 1841 года он приезжает в отпуск в Петербург и проводит в столице 3 месяца, после чего в апреле 1841 года возвращается на Кавказ. В мае поэт прибывает в Пятигорск для лечения минеральными водами, где находит общество прежних знакомых, в числе которых - Мартынов, товарищ поэта по Школе юнкеров. Шутки Лермонтова на одном из вечеров задели последнего, и вспыхнула ссора, повлекшая за собой вызов на дуэль, на которой Михаил Юрьевич был убит.

Значение творчества

Творчество этого поэта, продолжавшееся очень недолго (всего 13 лет - в период с 1828 по 1841 годы), явилось в послепушкинский период высшей точкой развития отечественной поэзии и открыло русской прозе новые пути. Основные даты Лермонтова составляют историю не только его жизни и творчества, но и развития литературы в нашей стране в те годы. С ним связывается такое понятие, как "1830 годы", характеризующееся увеличивающимся интересом к новейшим направлениям религиозной и идеалистической философии (Гегель, Шеллинг), а также углублением самоанализа общества, внимания к глубинным историческим процессам, диалектичности литературного мышления.

В период мрачной реакции Михаил Юрьевич выражал свой протест против общественного и политического гнета, призывал к борьбе, к действию, раскрывал существующее трагическое положение в государстве передовых мыслящих людей, указывал на то, что спасение находится лишь в народе. Этот поэт своим творчеством продолжил дело декабристов, подготовляя в новых исторических условиях путь, которым шли в 60-е годы революционные демократы, представители второго этапа освободительного движения в нашей стране. Добролюбов и Чернышевский, их вожди горячо любили поэзию Лермонтова, отмечали ее большую роль в истории общественной мысли и русской литературы нашей страны.

А романом "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич пролагал дорогу таким писателям, как Иван Сергеевич Тургенев и Лев Николаевич Толстой.

М ихаил Лермонтов - один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков. «Культура.РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова.

Московская юность

Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот - той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту.

Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта - Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом.

Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.

Художник неизвестен. Портрет Михаила Лермонтова. 1820–1822. Институт русской литературы, Санкт-Петербург

Все детство он болел золотухой. Субтильный мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал у сверстников пренебрежение и насмешки. «Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе…» - писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием. В 1825 году она привезла его на Кавказ - так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны» , - писал поэт.

С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете - сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым местом».

Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. Среди «проигнорированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались значительно позже - во время первого ареста поэта. В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами. Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi («посоветовано уйти»). После этого юноша переехал в Петербург.

Петербургское студенчество

Город на Неве Лермонтов невзлюбил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения - ему предложили снова поступать на первый курс. Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Накануне поступления Лермонтов написал стихотворение-кредо «Парус». Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина. Здесь «не позволялось читать книг чисто литературного содержания» . Лермонтов называл годы учебы «страшными» и «злополучными».

В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» - «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение - отсылка к персонажу романов по имени Мае - цинику и остряку. На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно» .

Михаил Лермонтов. Пятигорск. 1837-1838. Государственный литературный музей, Москва

Михаил Лермонтов. Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой. 1837. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», село Лермонтово, Пензенская область

Михаил Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837. Государственный Литературный музей, Москва

В петербургский период поэт начал исторический роман на тему пугачевщины («Вадим»), писал лирику (стихотворения «Молитва», «Ангел»), поэму «Боярин Орша» , работал над драмой «Маскарад» .

27 января 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта - они дошли и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках. Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми» . 7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов» ), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».

В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I . За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи. В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Литературная слава

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном» , знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии».

Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты: Петр Вяземский , Василий Жуковский, Николай Карамзин . Лермонтов стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли - с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, - Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени» , первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой - раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

Петр Кончаловский. Портрет Михаила Лермонтова. 1943. Изображение: russianlook.com

Илья Репин. Дуэль (фрагмент). 1897. Третьяковская галерея, Москва

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург. В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу». В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора - и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова» , опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.