Чем объясняется неравномерность размещения населения австралии. Социально-экономическая характеристика австралии

Закономерное изменение положения Земли по отношению к Солнцу при ее движении по орбите с сохранением определенного наклона оси вращения обусловливает положение на Земле линий тропиков и полярных кругов, ограничивающих пояса освещенности (астрономические тепловые пояса). Они выделяются в зависимости от полуденной высоты Солнца и продолжительности освещения (от продолжительности дня).
Между тропиками (северным - тропиком Рака и южным - тропиком Козерога) лежит жаркий астрономический пояс , в пределах которого Солнце два раза в году стоит в полдень в зените. На экваторе эти моменты разделены равными промежутками времени по 6 месяцев (21 марта и 23 сентября). На тропиках Солнце стоит в зените только один раз в году - в дни солнцестояний (на северном тропике - 22 июня, на южном - 23 декабря). В поясах, расположенных между тропиками и полярными кругами, в умеренных астрономических поясах , Солнце не бывает в зените, но в течение 24 часов обязательно происходит смена дня и ночи, причем продолжительность их зависит от времени года и от широты. На полярных кругах Солнце не поднимается над горизонтом выше чем на 47°, но может летом целые сутки не скрываться за горизонтом. Зимой целые сутки Солнце вообще не показывается. К северу от северного полярного круга и к югу от южного полярного круга находятся холодные астрономические пояса . Они отличаются тем, что при низком положении над горизонтом (меньше 47°) Солнце до полугода (на полюсах) не скрывается и такой же период времени не появляется (табл. 2, 3).

Чем выше стоит Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла получает поверхность, на которую падают его лучи. Поэтому пояса между тропиками жаркие, пояса между полярными кругами и полюсами холодные. Промежуточные (расположенные между тропиками и полярными кругами) пояса по количеству получаемого от Солнца тепла - умеренные. Принимать за границы тепловых поясов линии тропиков и полярных кругов можно только условно, так как в действительности температура определяется рядом условий, зависящих в первую очередь от характера поверхности. Ho эти линии, безусловно, являются границами поясов с различной продолжительностью освещенности их солнечными лучами.
Расположение линии тропиков и полярных кругов зависит от угла наклона оси вращения планеты к ее орбите. Если бы ось Земли не имела наклона к орбите, этих линий вообще не было бы, не выделялись бы и пояса освещенности (астрономические тепловые пояса). Такое положение существует, например, на Меркурии. На планете, ось вращения которой наклонена к орбите на 45°, на широтах 45° с. и ю. в день летнего солнцестояния в соответствующем полушарии солнечные лучи падают отвесно (так, как на земных тропиках), а в день зимнего солнцестояния Солнце не появляется из-за горизонта (так, как на земных полярных кругах). Умеренного астрономического пояса на такой планете вообще не будет.
Изменение наклона оси вращения планеты к орбите вызывает расширение или сужение астрономических тепловых поясов (поясов освещенности).
Результатом вращения Земли вокруг оси и вызванной этим смены дня и ночи является суточный ритм процессов в географической оболочке Земли. В течение суток закономерно изменяется количество солнечной энергии, получаемой поверхностью, изменяются температура, влажность, атмосферное давление, движение воздуха. На эти изменения чутко реагируют организмы, влияющие в свою очередь на окружающую их среду. Суточный ритм процессов проявляется на фоне годового их ритма, обусловливаемого движением Земли вокруг оси, сменой времен года и выражающегося в закономерной смене явлений в природе.

Класс: 5

Предмет: география (УМК - Летягин А. А.)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Задачи урока:

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия

Ход урока:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -

Учитель включает презентацию, в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Объяснение учителя:

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению

к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В каком поясе освещенности находиться наша местность?

(Рассказ ученика)

Физкультминутка

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки. А форму Земли современные ученые называют геоид.

Проверка.

силы Кориолиса. Г. Кориолисом (1792-1843)

Первичное закрепление : тест (2-3 минуты) и самопроверка по слайду.

Рефлексия

Какую цель ставили на урок?

Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение «Если бы Земля не вращалась…»

    Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html, свободный. Загл. с экрана.

    Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg, свободный. Загл. с экрана.


«Рабочий лист»

Ф. И. ________________________________________________Дата:_______________

Тема урока: _____________________________________________________________

Цель :___________________________________________________________________

Изучение нового материала

(стр. 25, рис. 11) 1._______________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________3._______________________________________________________________________

(работа в группах стр. 24-25)

Характеристика

Экваториальный, Умеренный, Полярный

(нужное подчеркнуть)

1.Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Вопросы к видеофрагменту:

1. В каком направление происходит вращение Земли?______________________________________

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?______________________________________

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?____________________________

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?_______________________________________

5. Как происходит смена дня и ночи?_____________________________________________________

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? ________________________________________

7. Что называется долготой дня?___________________________________________________

______________________________________________________________________________

(работа в парах стр. 26):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закрепление:

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

3. Основным географическим следствием осевого вращения земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Суточное вращение Земли»

Технологическая карта урока

Класс: 5

Предмет: география

Тема: Суточное вращение Земли

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организовать деятельность учащихся для восприятия и знакомства с особенностями суточного вращения земли, с поясами освещенности.

Задачи урока: 1. Познакомить учащихся с поясами освещенности их характеристиками;

2. Рассмотреть особенности суточного вращения Земли, его географические следствия.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

2.Овладение основными навыками нахождения и использования географической информации;

3.Формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать тему, цели; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные УУД:

становить учебные задачи на основе того, что уже известно учащимся, выделять, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения;

Коммуникативные УУД : и сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

1.Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

2. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

3. Освоение социальных норм и правил поведения в группах.

План урока

этапы урока / задача этапа

деятельность учителя

деятельность обучающихся

формируемые УУД

Организационный

момент (мотивация к учебной деятельности)

Задача этапа: заинтересовать и настроить учащихся на урок

Приветствует учеников и гостей в классе.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют гостей.

Слушают учителя.

Доброжелательное отношение друг к другу.

Актуализация знаний.

Задача этапа: заинтересовать в теме урока, определить цели и дальнейшие задачи урока

Предлагает отгадать загадки и высказать мнение, о чём будет тема урока:

Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора (День)

Приближаться стала –

С неба солнце украла. (Ночь)

Друг за дружкой чередой,
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)

Учитель включает презентацию с в которой присутствуют картинки, анимации вращения Земли вокруг своей оси и вопросы к ним.

Так о чём мы будем говорить сегодня?

Почему происходит смена дня и ночи?

Ребята, определите тему и цели урока.

А что мы будем делать на уроке, что бы достичь поставленных целей.

Отгадывают загадки.

Смотрят презентацию.

Определяют тему и цели урока.

Записывают тему и цели урока. (каждый для себя ставит цель)

Отвечают на вопросы учителя (работа с учебником, дополнительной литературой, просмотр презентации)

Взаимодействуют с учителем.

Контролируют правильность ответов сверстников.

Слушать собеседника.

Выдвигают предположения о теме урока.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Самостоятельно выделять и формулировать цели урока.

Основной этап

Задача этапа: познакомить с поясами освещенности, их характеристиками, рассмотреть особенности вращение Земли вокруг своей оси.

Вспомним, что нам уже известно:

Что такое тропики?

Показать тропики на глобусе.

Что такое географические полюса?

Показать полюса на глобусе, сколько их.

Что такое экватор?

Показать экватор на глобусе.

Какие дни очень важны для нашей планеты?

Почему происходит смена времён года?

Объяснение учителя:

Мы знаем, что земля совершает одновременно годовое движение по орбите вокруг Солнца и суточное движение вокруг своей оси. Под каким углом наклонена Земная ось к плоскости орбиты?

Положение Земли на околосолнечной орбите и постоянство наклона земной оси приводят к тому, что высота Солнца над горизонтом меняется.

Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше солнечного тепла и света получает поверхность Земли. Наша планета находится в постоянном потоке практически параллельных солнечных лучей. Угол их падения на поверхность Земли в один и тот же момент времени различен и зависит от положения конкретного места по отношению к географическим полюсам (смотрим рис. 10 стр. 25)

В зависимости от освещенности выделяют пояса освещенности, ограниченные тропиками и полярными кругами.

По рисунку 11 на стр. 25 выписать название поясов освещенности.

Сколько поясов освещённости выделяют ученые? Перечислите их…

Сейчас поработаем в группах. Каждая группа даст характеристику одному поясу по плану. Время 3 минуты. Вспомним правила работы в группах…

Работу проверяет с помощью слайда на экране.

В каком поясе освещенности находиться Белгородская область?

А в каком поясе освещенности находится столица нашей страны?

Ребята, а что такое полярный день и ночь? В каком поясе освещенности бывает эти явления? Что вы о них знаете? В тексте учебника, что о них написано? В учебники информации очень мало, практически нет. Ваш одноклассник подготовил сообщение о полярном дне и ночи.

Физкультминутка

Учитель предлагает просмотреть видео сюжет и ответить на ряд вопросов:

1. В каком направление происходит вращение Земли?

2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?

3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?

4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?

5. Как происходит смена дня и ночи?

6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?

7. Что называется долготой дня?

Я уточню, полный оборот Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды, это звёздные сутки.

Осевое вращение Земли имеет несколько географических следствий. А каких вы узнаете, поработав с текстом учебника на стр. 26 и это задание для работы в парах.

Проверка.

Еще одним из важнейших следствий осевого вращения является образование поворотной силы - силы Кориолиса. В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механики Г. Кориолисом (1792-1843) . Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном - влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю.

Отвечают на вопросы.

Показывают на глобусе тропики, экватор, географические полюса.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы

Работают индивидуально с текстом учебника, выписывают названия поясов освещенности.

Повторяют правила работы в группах. Получают задания.

Работают в группах.

Читают текст, выбирают нужную информацию и заполняют таблицу (Приложение 1)

По желанию зачитывают выполненное задание. Слушают сверстников, контролируют ответы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

Слушают сообщение.

Выполняют зарядку для глаз.

Учащиеся внимательно просматривают материал, после чего дают ответы на вопросы.

1. Вращение Земли происходит с запада на восток.

2. Восход солнца на востоке; заход – на западе.

3. Неподвижными точками являются Северный и Южный полюса.

4. Воображаемая линия называется Земная ось.

5. При вращении Земли вокруг своей оси солнечные лучи освещают ту часть, которая к нему повёрнута.

6. Один оборот вокруг оси равен 24 часам, т.е. суткам.

7. Промежуток между восходом и заходом Солнца называют долготой дня.

Работают в парах со стр. 26.

Зачитывают по желанию выполненное задание.

Слушают учителя, делают записи в тетрадь.

Слушать собеседника.

Контролируют правильность ответов сверстников и правильность показа на глобусе.

Слушать собеседника

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Искать нужную информацию по рисунка из учебника.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Слушать собеседника

Выделять нужную информацию из видеосюжета, определять основную и второстепенную информацию

Планирование учебного сотрудничества со сверстником; владение монологической и диалогической формами речи.

Искать и выделять нужную информацию, определять основную и второстепенную информацию; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем

Подведение итогов урока

Задача этапа: первичное закрепление пройденного материала

Первичное закрепление (Приложение 3)

Выполняют задания теста.

Самопроверка используя критерии к тесту (Приложение 3)

Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь правильно себя оценивать.

Рефлексия содержания учебного материала

Задача этапа: выявление уровня осознания содержания пройденного

1. Что из сегодняшнего материала вам было уже знакомо?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Как считаете, продуктивно вы сегодня поработали?

4. Как вращение Земли влияет на человека?

Какую цель ставили на урок?

Вы достигли поставленной цели или нет (отвечает 5-7 человек)

Отвечают на вопросы.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Зачитывают цель урока и определяют, достигнута она или нет.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Анализировать свою деятельность на уроке.

Домашнее задание

Задача этапа: настроить учащихся на дальнейшее изучение темы

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы

Принимать и сохранять учебную задачу

Приложение 1

Пояса освещенности и их характеристика (работа в группах)

Характеристика

Жаркий

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Умеренный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Характеристика

Полярный

1. Где располагается

2. Состояние солнца

3. Температурный режим

Приложение 2

Сообщение ученика

Полярные круги замечательны тем, что являются границами областей, где бывают полярные дни и ночи.

Полярный день - период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем дальше от Полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте Полярного круга (66,5°) он длится всего одни сутки, а на полюсе - 189 суток. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга полярный день наблюдается 22 июня - в день летнего солнцестояния, а в Южном полушарии на широте южного Полярного круга - 22 декабря.

Полярная ночь длится от одних суток на широте Полярных кругов до 176 суток на полюсах. Во время полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии на широте северного Полярного круга это явление наблюдается 22 декабря.

Нельзя не отметить такое чудесное явление природы, как белые ночи.Белые ночи - это светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60°, когда центр Солнца в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В Санкт-Петербурге (около 60° с.ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске (64° с.ш.) - с 13 мая по 30 июля.

Приложение 3

1. В каком поясе освещённости земная поверхность получает от полуденного солнца прямые лучи и зимой и летом

А) В полярном;

Б) В умеренном;

В) В тропическом.

2.Смена времён года происходит потому, что

А) Земля вращается вокруг своей оси;

Б) Земля имеет шарообразную форму;

В) Земля вращается вокруг Солнца.

3. Основным географическим следствием осевого вращения Земли является:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Смена природных зон.

4. Географические следствия орбитального движения Земли:

А) Смена времён года;

Б) Смена дня и ночи;

В) Выделение поясов освещенности;

Г) Возникает сила Кориолиса.

5. Выбери верные утверждения:

А) Осенью улетают птицы на юг, и тает снег;

Б) Зимой в полярном поясе наблюдается полярный день;

В) В Антарктиде в июне начинается зима;

Г) В полярном поясе солнце бывает низко над горизонтом;

Д) В экваториальном поясе зимой прохладнее, чем летом.

Критерии оценивания:

  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку географии Суточное вращение Земли»

МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А. М. Рудого»

Суточное вращение Земли

МБОУ «БСОШ №1

имени А. М. Рудого»

п. Борисовка, 2015



Суточное вращение Земли




Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

1.Где располагается

2. Состояние Солнца

3.Температурный режим


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Экваториальный

1.Где располагается

Между Северным и Южным тропиками

2. Состояние Солнца

Солнце бывает в зените дважды в год. Различия в продолжительности дня и ночи невелики

3.Температурный режим

Всегда жарко.


Характеристика поясов освещенности (работа в группах )

Характеристика (план)

Умеренный

1.Где располагается

Между тропиками и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Солнце никогда не бывает в зените

3.Температурный режим

Выделяют четыре времени года. Температура сильно отличается по временам года


Характеристика поясов освещенности (работа в группах)

Характеристика (план)

Полярный

1.Где располагается

Между полюсами и полярными кругами

2. Состояние Солнца

Выделяются полярный день и полярная ночь

3.Температурный режим

Круглый год холодно



Вопросы для видеосюжета:

  • 1. В каком направление происходит вращение Земли?
  • 2. В какой стороне происходит восход и заход солнца?
  • 3. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
  • 4. Какую воображаемую линию образуют эти точки?
  • 5. Как происходит смена дня и ночи?
  • 6. Чему равен один оборот Земли вокруг своей оси?
  • 7. Что называется долготой дня?

Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)


Географические следствия осевого вращения Земли (работа в парах стр. 26)

  • Смена дня и ночи;
  • В течении суток нагрев и охлаждение Земли;
  • Суточная ритмичность природных процессов;
  • Определённая форма Земли (сплюснутая с полюсов);
  • Возникает сила Кориолиса





Критерии оценивания теста:

  • 1. В)
  • 2. В)
  • 3. Б)
  • 4. А), В)
  • 5. В), Г), Д)

«5» все ответы верные

«4» одна-две ошибка

«3» более трёх ошибок


Домашнее задание

Любознательным: написать мини-сочинение

«Если бы Земля не вращалась…»


  • Летягин, А. А. География. Начальный курс: 5 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общей ред. В.П. Дронова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 160с.: ил.
  • Загадки про время и времена года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riddle.su/zagadki_pro_vremena_goda.html , свободный. Загл. с экрана.
  • Смена дня и ночи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rEkj0q2IVfg , свободный. Загл. с экрана.

Пояса освещённости многие из нас (а до недавнего времени и ваш непокорный слуга) путают с часовыми поясами . Чтобы устранить эту неприятность, а заодно ответить на вопрос, позвольте мне рассказать, что же такое эти пояса освещённости, какие они бывают и «с чем их едят».

Основные понятия

Для дальнейшего рассказа мне понадобится краткая вводная. Итак, несколько основных понятий, которые пригодятся нам чуть позже, и пусть не покажется странной их кажущаяся несвязанность друг с другом.

Тропики (в географическом смысле) – это параллели Земли, расположенные примерно на 23° северной и южной широт . Параллель севернее экватора называется тропиком Рака, южнее – тропиком Козерога. Первый тропик определяет максимальную широту, на которой Солнце достигает зенита в день летнего солнцестояния (на Ивана Купалу), второй, соответственно, в день зимнего солнцестояния (Рождество Христово).

Что такое пояса освещённости и их типы

Это географические зоны земной поверхности, разделённые параллелями тропиков и полярных кругов . Как явствует из их названия, они отличаются средним уровнем освещённости, а также климатическими условиями.

Особенности движения нашей планеты вокруг своего светила и угол наклона оси её вращения к плоскости орбиты (эклиптике) сформировали пятёрку типов поясов освещённости:

  • один тропический пояс . Расположен между параллелями тропиков . Здесь жарко, и два раза в год (кроме самих тропиков – там лишь единожды) можно наблюдать Солнце в зените;
  • два умеренных пояса . Лежат между линией тропика и полярным кругом каждого полушария. Солнце до зенита, увы, не добирается;
  • два полярных пояса . Простираются от полярного круга до полюса каждого полушария. Здесь холодно, но зато можно видеть полярный день или ночь.

Раньше пояса освещённости именовались «тепловыми поясами», но потом этот термин стал синонимом «температурных поясов».

Тропический год – промежуток времени между двумя прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия. Короче звездного на 20 м 24 с, т.к. точка весеннего равноденствия движется навстречу годовому движению Солнца. Подобное явление называется прецессией – движение оси вращ. З. вокруг перпендикуляра к плоскости вращ. с вершиной в центре З., при котором ось описывает круговую коническую поверхность (период прецессии -26000 лет).

Пояса освещ., астрономические тепловые пояса.

Жаркий пояс – расположен между тропиками, Солнце дважды в год в полдень бывает в зените.

Два умеренных пояса – между тропиками и полярными кругами. Солнце никогда не бывает в зените, продолжительность дня и ночи и высота Солнца над горизонтом сильно меняются в течение года. В течении суток всегда происходит смена дня и ночи.

Два холодных пояса – между полярными кругами и полюсами. Здесь бывают полярные дни и ночи (Солнце либо не показывается из-за горизонта, либо не опускается за него).

Смена времен года обуславливает годовой ритм в географ. оболочке. В жар.поясе годовой ритм зависит от измен. увлажн., в умеренном – от темп., в холодном – от условий освещения.


14. Осевое вращение Земли и его следствия. Скорость осевого вращения. Географические полюсы, экватор, параллели, меридианы. Осевое вращение Земли: направление, угловая и линейная скорости, доказательства вращения.

Движется по третьей орбите от Солнца, длиной 934 млн км со скоростью 29,8 км/с, против часовой стрелки, в том же направлении происходит движ. З. вокруг своей оси.

Геораф. следствие годового движения Земли – смена сезонов года, измен. продолжит. дня и ночи, образование поясов освещенности, годовой ритм в географической оболочке.

З. вращ. с запада на восток против часовой стрелки, соверш.полн. оборот за сутки.Угол, на который смещ. точка на земной поверхности, для всех широт составляет 150 за 1 час. Линейная скорость, путь проходимый точкой в ед. времени, зависит от широты места. Географические полюсы не вращаются, там скорость равна нулю. Скорость на одном меридиане – разная, на одной параллели – одинаковая.

Земля вращается вокруг оси с запада на восток, т.е. против часовой стрелки. При этом угловая скорость вращения, т. е. угол, на который поворачивается любая точка на поверхности Земли, одинакова и составляет 15° в час. Линейная скорость зависит от широты: на экваторе она наибольшая - 464 м/с, а географические полюса неподвижны.

Географический полюс - точка, в которой ось вращения Земли пересекается с поверхностью Земли. Имеется два географических полюса: Северный полюс - находится в Арктике (центральная часть Северного Ледовитого океана) и Южный полюс - находится в Антарктиде.

В географическом полюсе сходятся все меридианы, поэтому географический полюс не имеет долготы. Северный полюс имеет широту +90 градусов, а южный полюс имеет широту −90 градусов.

На географических полюсах отсутствуют стороны света. На полюсах нет смены дня и ночи, так как полюса не участвуют в суточном вращении Земли.

На географическом полюсе угол подъёма Солнца не превышает 23,5°, из-за этого на полюсе очень низкая температура.

Положение географических полюсов условное, так как мгновенная ось вращения Земли перемещается. Из-за этого происходит движение географических полюсов на несколько метров в год.

Экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящей через её центр. Его длина приблизительно равна 40075 км.

Параллель - линия сечения поверхности планеты плоскостью, параллельной плоскости экватора.

На глобусе параллель рисуется в виде окружности, все точки которой равноудалены от экватора. Все точки одной параллели имеют одинаковую широту, но различную долготу. Длины параллелей различны: они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются - к полюсам. Экватор - самая длинная параллель. Для вычисления длины одного градуса дуги произвольной параллели на Земле можно умножить 111,3 км (длину дуги экваториальной параллели в 1 градус) на косинус угла, соответствующего географической широте искомой параллели.

Длина одного градуса дуг параллелей

0° – 111,3 км

10° – 109,6 км

20° – 104,6 км

30° – 96,5 км

40° – 85,3 км

50° – 71,1 км

60° – 55,8 км

70° – 38,2 км

80° – 19,8 км

Меридиан - половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведённой через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли. Каждый меридиан пересекается со всеми остальными в двух точках: на Северном и Южном полюсах. Длина каждого меридиана на глобусе равна 20 004 276 м. Все точки одного меридиана имеют одинаковую долготу, но разную широту. За начальный меридиан принят Гринвичский. Магнитный меридиан - проекция силовой линии магнитного поля небесного тела на его поверхность

Сутки звездные - солнечные. Время: истинное солнечное, среднее солнечное (местное), поясное, декретное, летнее. Всемирное время. Линия перемены дат. Смена дня и ночи. Суточная ритмика в географической оболочке.

Звездные сутки – промежуток времени между двумя верхними кульминациями звезд = 23 ч 56 м 4с.

Истинные солнечные сутки – промежуток времени между двумя кульминациями центра Солнца, за начало суток принята нижняя кульминация – полночь.

Средн. солнечное время средняя продолжительность солнечных суток =24ч.

Уравнение времени – разность межу истинным и средн. временем.

Местное время – среднее солнечное время на каждом меридиане. 15 0 =1 час. Вся поверхность Земли разделена на 24 пояса по 15 0 в каждом.

Всемирное время – среднее солнечное время на Гринвичском меридиане, который считается начальным меридианом.

Линия перемены дат – условная линия, служащая для разграничения мест, которые в один и тот же момент времени имеют разные календарные даты. Меридиан = 180 0 , на Чукотке отклоняясь к востоку. При пресечении ЛПД с запада на восток – отнимаются одни сутки, при пересечении с востока на запад – прибавляются.

Поясное время – время каждого часового пояса, определенное по серединному меридиану.

Т n -T m =N-л,

Т n поясное время

T m местное время

N – номер пояса

л – долгота места в часовом выражении (лямбда).

Декретное время – поясное время каждого часового пояса + 1 час.

МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ – декретное время второго часового пояса.

Летнее время – используется во многих странах в целях рациональн. использования эл. в летние месяцы, перевод времени на 1 ч вперед (д/н +2).

Смена дня и ночи создает суточный ритм в гегр.оболочке, проявляющийся в жив и нежив природе.

Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 365 суток и 6 часов. Для удобства принято считать, что в году 365 дней. А через каждые четыре года, когда «накопятся» лишние 24 часа, наступает високосный год, в котором не 365, а 366 дней (29 - в феврале).

В сентябре, когда после летних каникул вы снова приходите в школу, наступает осень. Дни становятся короче, а ночи - длиннее и прохладнее. Через месяц-другой с деревьев опадут листья, улетят перелётные птицы, в воздухе закружатся первые снежинки. В декабре, когда снег укроет белой пеленой землю, придёт зима. Наступят самые короткие дни в году. Восход Солнца в это время поздний, а заход ранний.

В марте, когда приходит весна, дни удлиняются, солнце светит всё ярче, воздух становится теплее, кругом начинают журчать ручьи. Природа вновь оживает, и вскоре начинается долгожданное лето.

Так было и будет всегда из года в год. А задавались ли вы когданибудь вопросом: почему происходит смена времён года?

Географические следствия движения Земли

Вы уже знаете, что у Земли два основных движения: она вращается вокруг своей оси и обращается по орбите вокруг Солнца. При этом земная ось наклонена к плоскости орбиты на 66,5°. Движение Земли вокруг Солнца и наклон земной оси определяют на нашей планете смену времён года и продолжительность дня и ночи.

Два раза в году весной и осенью - наступают дни, когда на всей Земле долгота дня равна долготе ночи - 12 часов. День весеннего равноденствия наступает 21-22 марта, день осеннего равноденствия 22 23 сентября. На экваторе день всегда равен ночи.

Самый длинный день и самая короткая ночь на Земле наступают в Северном полушарии - 22 июня, а в Южном - 22 декабря. Это дни летнего солнцестояния.

После 22 июня, вследствие перемещения Земли по орбите, в Северном полушарии высота Солнца над постепенно уменьшается, дни становятся короче, а ночи - длиннее. А в Южном полушарии Солнце поднимается над горизонтом выше и световой день увеличивается. Южное полушарие получает всё больше солнечного тепла, а Северное - всё меньше.

Самый короткий день в Северном полушарии наступает 22 декабря, а в Южном 22 июня. Это день зимнего солнцестояния.

На экваторе угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня изменяются мало, поэтому смену времён года там заметить практически невозможно.

О некоторых особенностях движения нашей планеты

На Земле есть две параллели, на которых Солнце в полдень в дни летнего и зимнего солнцестояния находится в зените, то есть стоит прямо над головой наблюдателя. Такие параллели именуются тропиками. На Северном тропике (23,5° с. ш.) Солнце в зените бывает 22 июня, на Южном тропике (23,5° ю. ш.) - 22 декабря.

Параллели, расположенные на 66,5° северной и южной широты, называются полярными кругами. Они считаются границами территорий, где наблюдаются полярные дни и полярные ночи. Полярный день - это период, когда Солнце не опускается за горизонт. Чем ближе от полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте полярного круга он длится всего одни сутки, а на полюсе - 189 суток. В Северном полушарии на широте Северного полярного круга полярный день начинается 22 июня в день летнего солнцестояния, а в Южном - 22 декабря. Продолжительность полярной ночи бывает от одних суток (на широте полярных кругов) до 176 (на полюсах). Всё это время Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии это явление природы начинается 22 декабря, а в Южном - 22 июня.

Нельзя не отметить и тот чудесный период в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки, белые ночи. Наблюдаются они в обоих полушариях на широтах, превышающих 60 , когда Солнце в полночь опускается за горизонт не более чем на 7°. В (около 60° с. ш.) белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, а в Архангельске (64° с. ш.) - с 13 мая по 30 июля.

Пояса освещённости

Следствием годового движения Земли и её суточного вращения является неравномерное распределение солнечного света и тепла по земной поверхности. Поэтому на Земле существуют пояса освещённости.

Между Северным и Южным тропиками по обе стороны от экватора пролегает тропический пояс освещённости. Он занимает 40 % земной поверхности, на которые приходится наибольшее количество солнечного света. Между тропиками и полярными кругами в Южном и Северном полушариях находятся умеренные пояса освещённости, получающие меньшее количество солнечного света, чем тропический пояс. От полярного круга до полюса в каждом полушарии расположены полярные пояса. Этой части земной поверхности меньше всего достаётся солнечного света. В отличие от других поясов освещённости только здесь бывают полярные дни и ночи.