К и росси краткая биография. Семья Карла Росси

Рождение: 18 (29) декабря
с. Коломенское , близ Москвы Смерть: 25 декабря 1761 (5 января )
Санкт-Петербург , дворец на Мойке Династия: Романовы Отец: Пётр I Мать: Екатерина I Супруг: А. Г. Разумовский

Елизаве́та Петро́вна (18 (29) декабря года, Коломенское , близ Москвы - 25 декабря 1761 (5 января ), Санкт-Петербург) - российская императрица с 25 ноября (6 декабря) 1741 года из династии Романовых , дочь Петра I и Марты Скавронской (будущей Екатерины I).

По свидетельству некоторых современников, Елизавета состояла в тайном браке с Алексеем Разумовским . Детей у неё, скорее всего, не было, почему она и взяла под личную опеку осиротевших в году двух сыновей и дочь камер-юнкера Григория Бутакова - Петра, Алексея и Прасковью. Впрочем, после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от брака с Разумовским. В их числе наиболее известной фигурой стала так называемая княжна Тараканова .

Период царствования Елизаветы - период роскоши и излишеств. При дворе регулярно проводились балы -маскарады , а в первые десять лет и так называемые «метаморфозы», когда дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины - в дамские. Сама Елизавета Петровна задавала тон и была законодательницей мод. Гардероб императрицы насчитывает до 12 тысяч платьев.

Официальным наследником престола 7/18 ноября 1742 г. Елизавета назначила своего племянника (сына сестры Анны) - герцога Голштинского Карла-Петера Ульриха (Петра Фёдоровича). Умерла Елизавета Петровна 25 декабря 1761 (5 января по новому стилю).

Детство, образование и воспитание

Елизавета родилась в селе Коломенском 18 декабря 1709 г. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву, желая отметить в старой столице свою победу над Карлом XII; за ним везли шведских пленных. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. "Отложим праднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь", - сказал он. Петр нашел Екатерину и новорожденного младенца здоровыми и на радостях устроил пир.

Будучи только восьми лет от роду, принцесса Елизавета уже обращала на себя внимание своею красотой. В 1717 г. обе дочери - Анна и Елизавета - встречали Петра, возвращающегося из-за границы, одетыми в испанские наряды. Тогда французский посол заметил, что младшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасной. В следующем, 1718 г. введены были ассамблеи, и обе царевны явились туда в платьях разных цветов, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами. Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. Кроме легкости в движениях, она отличалась находчивостью и изобретательностью, беспрестанно выдумывая новые фигуры. Французский посланник Леви замечал тогда же, что Елизавета могла бы назваться совершенной красавицей, если бы у неё волосы не были рыжеваты.

Воспитание царевны не могло быть особенно удачным, тем более что мать её была совершенно безграмотная. Но её учили по-французски, и Екатерина постоянно твердила, что есть важные причины на то, чтобы она лучше других предметов обучения знала французский язык. Причина эта, как известно, заключалась в сильном желании её родителей выдать Елизавету за какую-нибудь из особ французской королевской крови. Однако на все настойчивые предложения породниться с французскими Бурбонами те отвечали вежливым, но решительным отказом.

Обучение все же не прошло даром - Елизавета знакомилась с французскими романами, и это чтение несколько смягчило и возвысило её душу. Возможно, именно поэтому к ней не привились те грубые нравы, которые царили в то время при петербургском дворе, и её собственное царствование имело в себе гораздо больше европейской галантности и утонченности, чем все предыдущие.

Во всем остальном обучение Елизаветы было мало обременительным, приличного систематического образования она так никогда и не получила. Время её было заполнено верховой ездой, охотой, греблей и уходом за своей красотой.

До вступления на престол

После брака родителей носила титул цесаревны . Завещание Екатерины I 1727 г. предусматривало права Елизаветы и её потомства на престол после Петра II и Анны Петровны . В последний год правления Екатерины I и в начале царствования Петра II при дворе много говорили о возможности брака между тёткой и племянником, которых связывали в это время приятельские отношения. После кончины Петра II, обручённого с Екатериной Долгоруковой, от оспы в январе 1730 г. Елизавета, несмотря на завещание Екатерины I, фактически не рассматривалась как одна из претенденток на престол, который был передан её кузине Анне Иоанновне . В её правление (1730-1740) цесаревна Елизавета находилась в опале; недовольные Анной Иоанновной и Бироном возлагали на дочь Петра Великого большие надежды.

Вступление на престол

Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период регентства Анны Леопольдовны , в ночь на 25 ноября (6 декабря) года 32-летняя Елизавета в сопровождении графа М.И.Воронцова , лейб-медика Лестока и своего учителя музыки Шварца словами «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей!» подняла за собой гренадерскую роту Преображенского полка . Не встретив сопротивления, с помощью 308 верных гвардейцев она провозгласила себя новой царицей, распорядившись заточить в крепость малолетнего Ивана VI и арестовать всю Брауншвейгскую фамилию (родственников Анны Иоанновны , в том числе регентшу Ивана VI – Анну Леопольдовну) и ее приверженцев. Фавориты прежней императрицы Миних , Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь – дабы показать Европе терпимость новой самодержицы.

Царствование

Рубль Елизаветы I золотом. 1756

Неизвестный художник Портрет Алексея Григорьевича Разумовского, середина XVIII века

Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам - братьям Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, А. П. Бестужеву-Рюмину .

Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Была восстановлена роль Сената , Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднен. Сенат получил право законодательной инициативы. Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом - Конференция при высочайшем дворе. В работе конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии . Возросло значение Синода и духовенства, жестоко преследовались раскольники. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства монастырей, распространении духовного образования в народе.

В 1741 году императрица приняла Указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи. Указ также освобождал их от уплаты налогов.

В 1744-1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения.

В конце 1740-х - первой половине 1750-х годов по инициативе Петра Шувалова был осуществлён ряд серьезных преобразований. В 1754 году Сенат принял разработанное Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны первые русские банки - Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный).

Осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны: повышены сборы при заключении внешнеторговых сделок до 13 копеек с 1 рубля (вместо ранее взимаемых 5 копеек). Был повышен налог на соль и вино.

В 1754 г. была создана новая комиссия для составления Уложения, которая закончила свою работу к концу царствования Елизаветы, но процесс преобразований был прерван Семилетней войной (1756-1762).

В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. В 1746 г. за дворянами было закреплено право владеть землей и крестьянами. В 1760 г. помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачетом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика.

В 1755 г. заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах.

Была отменена смертная казнь (1756), остановлена массовая практика изощренных пыток.

При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет , а в 1760 г. - Академия художеств . Созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. В последний период царствования Елизавета меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его П. И. и И. И. Шуваловым, М. И. и Р. И. Воронцовым и др.

В целом внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. По целому ряду признаков можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II .

Социальные волнения

На рубеже 50-60 гг. XVIII в. произошло более 60 восстаний монастырских крестьян.

В 30-40-е гг. дважды произошли восстания в Башкирии.

В 1754-1764 гг. волнения наблюдаются на 54 заводах Урала (200 тыс. приписных крестьян).

Внешняя политика

Русско-шведская война (1741-1743)

В 1740 г. прусский король Фридрих II решил воспользоваться смертью австрийского императора Карла VI для захвата Силезии. Началась война за австрийское наследство . Враждебные Австрии Пруссия и Франция попытались склонить Россию принять участие в конфликте на своей стороне, но их устраивало и невмешательство в войну. Поэтому французская дипломатия пыталась столкнуть Швецию и Россию, с тем, чтобы отвлечь внимание последней от европейских дел. Швеция объявила войну России.

Русские войска под командованием генерала Лесси разгромили шведов в Финляндии и заняли её территорию. Абоский мирный трактат (Абоский мир) 1743 г. завершил войну. Трактат был подписан 7 авг. 1743 г. в г. Або (ныне Турку, Финляндия) со стороны России А. И. Румянцевым и И. Люберасом, со стороны Швеции Г.Цедеркрейсом и Э. М. Нолькеном . В ходе переговоров Россия соглашалась ограничить свои территориальные притязания при условии избрания наследником шведского престола голштейнского принца Адольфа Фрериха , двоюродного дяди русского наследника Петра III Федоровича. 23 июня 1743 г. Адольф был избран наследником шведского престола, что открывало путь к окончательному соглашению.

21 статья мирного трактата устанавливала между странами вечный мир и обязывала их не вступать во враждебные союзы. Подтверждался Ништадский мир 1721 г. К России отходили Кюменегорская провинция с городами Фридрихсгамом и Вильманстрандом, часть Саволакской провинции с городом Нейшлотом. Граница проходит по р. Кюмене.

Начало присоединения Казахстана к России

Ещё в 1731 г. Анна Иоановна подписала грамоту о принятии Младшего Казахского жуза в состав России. Хан жуза Абулхайр и старшины присягнули России.

В 1740-1743 гг. в состав России добровольно вошёл Средний жуз . были построены Оренбург (1743) и крепость на р. Яик.

Семилетняя война (1756-1763)

В 1756-1763 г. началась англо-французская война за колонии. В войне участвовали две коалиции: Пруссия, Англия и Португалия против Франции, Испании, Австрии, Швеции и Саксонии с участием России.

В 1756 г. Фридрих II без объявления войны напал на Саксонию. Летом того же года вынудил её капитулировать. 1 сент. 1756 г. Россия объявила войну Пруссии. В 1757 г. Фридрих разбил австрийские и французские войска и направил основные силы против России. Летом 1757 г. русская армия под командованием Апраксина вступила в Восточную Пруссию. 19 авг. русская армия была окружена у дер. Гросс-Егерсдорф и только при поддержке резервной бригады П. А. Румянцева вырвалась из окружения. Противник потерял 8 тыс. чел. и отступил. Апраксин не организовал преследования и сам отступил в Курляндию. Елизавета его отстранит и отдаст под следствие. Новым командующим назначен англичанин В. В. Фермор.

И. Аргунов "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

«Елизаветой всегда владела страсть к перестановкам, перестройкам и переездам; в этом «она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в 24 часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга» (В. Ключевский).

Императрица Елизавета Петровна (1709-1761) – дочь Петра I, рожденная до церковного бракосочетания с его второй женой, будущей Екатериной I.

Отец окружил ее и старшую сестру Анну блеском и роскошью как будущих невест иностранных принцев, но не очень занимался их воспитанием. Елизавета росла под присмотром «мамушек» и кормилиц из крестьянок, отчего хорошо узнала и полюбила русские нравы и обычаи. Для обучения иностранным языкам к цесаревнам были приставлены учителя немецкого, французского, итальянского языков. Грации и изяществу их обучал французский танцмейстер. Русская и европейская культуры сформировали характер и привычки будущей императрицы. Историк В. Ключевский писал: «От вечерни она шла на бал, а с бала поспевала к заутрене, до страсти любила французские спектакли и до тонкости знала все гастрономические секреты русской кухни».

Луи Каравакк "Портрет императрицы Елизаветы Петровны"

Личная жизнь Елизаветы Петровны не складывалась: Петр I пытался выдать ее за французского дофина Людовика XV, но это не сложилось. Затем ею были отвергнуты французские, португальские и персидские претенденты. Наконец, Елизавета согласилась на брак с голштинским принцем Карлом-Августом, но тот внезапно скончался… Одно время обсуждался ее брак с юным императором Петром II, который страстно влюбился в свою тетушку.

Взошедшая в 1730 году на престол Анна Иоанновна (двоюродная тетка Елизаветы) велела ей жить в Петербурге, но Елизавета не желала своим присутствием при дворе дразнить ненавидевшую ее императрицу и намеренно вела праздный образ жизни, часто пропадала в Александровской слободе, где общалась в основном с простыми людьми, принимала участие в их плясках и играх. Рядом с домом Елизаветы Петровны находились казармы Преображенского полка. Гвардейцы любили будущую императрицу за ее простоту и за хорошее к ним отношение.

Переворот

После провозглашения императором младенца Иоанна VI жизнь Елизаветы Петровны изменилась: она стала чаще бывать при дворе, встречаться с русскими сановниками и иностранными послами, которые в общем-то и уговорили Елизавету приступить к решительным действиям. 25 ноября 1741 г. она явилась в казармы Преображенского полка и обратилась с речью к гренадерам, которые присягнули ей и направились ко дворцу. Низвергнув правительницу и ее сына, Елизавета объявила себя императрицей. В кратком манифесте она объяснила свой поступок просьбой верноподданных и кровным родством с царствующим домом.

Участников переворота она щедро вознаградила: деньгами, званиями, дворянским достоинством, чинами…

Окружив себя фаворитами (в основном это были русские люди: Разумовские, Шуваловы, Воронцовы и др.), она никого из них не допустила до полного господства, хотя при дворе продолжались интриги, борьба за влияние…

Е.Е. Лансере "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе"

Художник Лансере виртуозно передает единство стиля жизни и стиля искусства минувших эпох. Выход Елизаветы Петровны со свитой интерпретируется как театрализованное представление, где величественная фигура императрицы, воспринимается продолжением фасада дворца. Композиция строится на контрасте пышной барочной архитектуры и пустынного партера парка. Художник иронично сопоставляет массивность архитектурных форм, монументальную скульптуру и действующих лиц. Его увлекает перекличка элементов архитектурного декора и деталей туалета. Шлейф императрицы напоминает приподнятый театральный занавес, за которым мы застаем врасплох придворных актеров, спешащих исполнить привычные роли. В нагромождении лиц и фигур спрятан «скрытый персонаж» – арабчонок, прилежно несущий императорский шлейф. От взгляда художника не утаилась и курьезная деталь – незакрытая табакерка в торопливых руках кавалера-фаворита. Мелькание узоров и цветовых пятен создают ощущение ожившего мгновения прошлого.

Внутренняя политика

По восшествии на престол Елизавета Петровна именным указом упразднила Кабинет министров и восстановила Правительственный Сенат, «как было при Петре Великом». Чтобы упрочить престол за наследниками своего отца, она вызвала в Россию своего племянника, 14-летнего сына старшей сестры Анны, Петра-Ульриха, голштинского герцога, и объявила его своим наследником как Петра Федоровича.

Всю исполнительную и законодательную власть императрица передала Сенату, а сама предалась празднествам: отправившись в Москву, около двух месяцев провела в балах и карнавалах, завершившихся коронацией 25 апреля 1742 г. в Успенском соборе Кремля.

Елизавета Петровна превратила свое царствование в сплошное развлечение, оставив после себя 15 тысяч платьев, несколько тысяч пар обуви, сотни неразрезанных кусков материи, недостроенный Зимний дворец, поглотивший с 1755 по 1761 г.г. 10 млн. рублей. Она пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию, доверив эту задачу архитектору Растрелли. Весной 1761 года возведение здания было закончено, начались внутренние работы. Однако Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Строительство Зимнего дворца было окончено уже при Екатерине II. Это здание Зимнего дворца сохранилось до наших дней.

Зимний дворец, гравюра XIX века

В царствование Елизаветы Петровны коренные реформы в государстве не проводились, но некоторые нововведения были. В 1741 г. правительство простило недоимки крестьянам за 17 лет, в 1744 г. по распоряжению императрицы в России была отменена смертная казнь. Строились инвалидные дома и богадельни. По инициативе П.И. Шувалова была организована комиссия по разработке нового законодательства, учреждены дворянский и купеческий банки, уничтожены внутренние таможни и увеличены пошлины на иностранные товары, была облегчена рекрутская повинность.

Дворяне вновь стали замкнутым привилегированным сословием, приобретаемым происхождением, а не личными заслугами, как было при Петре I.

При императрице Елизавете Петровне отмечается взлет развития русской науки: М.В. Ломоносов публикует свои научные труды, Академия наук издает первый полный географический атлас России, появилась первая химическая лаборатория, в Москве основан университет с двумя гимназиями при нем, стали выходить «Московские ведомости». В 1756 г. в Петербурге утвержден первый русский государственный театр, директором которого становится А.П. Сумароков.

В.Г. Худяков "Портрет И.И. Шувалова"

Закладывается основа библиотеки Московского университета, в основе ее – книги, подаренные И.И. Шуваловым. А в коллекцию Петербургской Академии художеств он передал 104 картины Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена и других известных европейских художников. Он внес огромный вклад в формирование картинной галереи Эрмитажа. В елизаветинское время картинные галереи становятся одним из элементов великолепного дворцового убранства, которое должно было ошеломлять приглашенных ко двору, свидетельствовать о могуществе российской державы. К середине XVIII века появилось немало интересных и ценных частных коллекций, владельцами которых были представители высшей аристократии, которые вслед за императрицей стремились украшать дворцы произведениями искусства. Возможность русских дворян много путешествовать и тесно взаимодействовать с европейской культурой способствовала формированию новых эстетических предпочтений русских собирателей.

Внешняя политика

В годы правления Елизаветы Петровны Россия значительно упрочила свое международное положение. Начатая в 1741 г. война со Швецией закончилась заключением мира в Або в 1743 г., по которому России отошла часть Финляндии. В результате резкого усиления Пруссии и угрозы русским владениям в Прибалтике Россия на стороне Австрии и Франции приняла участие в Семилетней войне (1756-1763 г.г.), которая продемонстрировала мощь России, но обошлась государству очень дорого и практически ничего ему не дала. В августе 1760 г. русские войска под командованием П.С. Салтыкова разгромили прусскую армию Фридриха II и вошли в Берлин. Лишь смерть Елизаветы спасла прусского короля от полной катастрофы. Но вступивший на престол после ее смерти Петр III был поклонником Фридриха II и возвратил Пруссии все завоевания Елизаветы.

Личная жизнь

Елизавета Петровна, бывшая в молодости азартной танцовщицей и смелой наездницей, с годами все труднее мирилась с утратой молодости и красоты. С 1756 г. с ней все чаще стали случаться обмороки и конвульсии, которые она старательно скрывала.

К. Пренне "Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны со свитой"

К. Валишевский, польский историк, писатель и публицист, создал серию произведений, посвященных русской истории. Он издает во Франции на французском языке, начиная с 1892 года, одну за другой книги о русских царях и императорах, об их окружении. Книги Валишевского были объединены в серию «Происхождение современной России» и охватывают период между царствованиями Ивана Грозного и Александра I. В книге «Дочь Петра Великого. Елизавета Петровна» (1902) он так описывает последний год жизни императрицы: «Зима 1760-61г.г. прошла в Петербурге не столько в балах, сколько в напряженном ожидании оных. Императрица не появлялась на людях, запиралась в спальне, принимала, не вставая с постели, только министров с докладами. Часами Елизавета Петровна попивала крепкие напитки, рассматривала ткани, разговаривала с кумушками и вдруг, когда какой-нибудь примеренный наряд казался ей удачным, объявляла о намерении появиться на балу. Начиналась придворная суета, но, когда платье было надето, волосы императрицы зачесаны вверх и косметика наложена по всем правилам искусства, Елизавета подходила к зеркалу, вглядывалась – и отменяла празднество».

Она скончалась в 1761 г. в сильных страданиях, но уверяла окружающих, что они слишком малы по сравнению с ее грехами.

Елизавета Петровна состояла в тайном морганатическом браке с А.Г. Разумовским, от которого (по некоторым источникам) у них были дети, носившие фамилию Таракановых. В XVIII в. под этой фамилией были известны две женщины: Августа, которая по велению Екатерины II была привезена из Европы и пострижена в московский Павловский монастырь под именем Досифеи, и неизвестная авантюристка, объявившая себя в 1774 г. дочерью Елизаветы и претендовавшая на русский престол. Была арестована и заключена в Петропавловскую крепость, где скончалась в 1775 г., скрыв тайну своего происхождения даже от священника.

К. Флавицкий "Княжна Тараканова"

Художник К. Флавицкий использовал эту историю для сюжета своей картины «Княжна Тараканова». На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

Карл Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года Гертруда по приглашению на работу приехала в Санкт-Петербург, привезла с собой в Россию и сына. Она стала танцовщицей Большого каменного театра, так же как и прибывший с ней муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси). По прибытию в Петербург семья обосновалась в гостинице "Париж" на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы .

После заключения контракта, семейство переселилось в один из домов на Театральной площади рядом с Большим театром .

Юного Карла отчим определил для учёбы в школу при немецкой церкви Святого Петра . Так как по-русски Росси говорить ещё не умел, школа с обучением на немецком языке была для него лучшим вариантом.

Живя на даче в Павловске, Шарль Лепик и Гердтруда Росси сблизились со своим соседом архитектором Винченцо Бренна . Он часто гостил у артистов, равно как и другой итальянец - Пьетро Гонзага. Под их влиянием юный Карл решил стать зодчим. К тому же, в школе у него хорошо получалось рисовать, справлялся Росси и с точными науками.

Весной 1795 года коляска Винченцо Бренны опрокинулась в глубокую канаву так, что архитектор сломал руку. Несколько лет он не мог полноценно работать, из-за чего Бренне пришлось найти себе помощника-чертёжника. Им стал юный Карл Росси.

Бренна активно работал на Павла Петровича и в бытность его великим князем, и когда он стал императором. Окружение Павла I благоволило не только самому архитектору, но и его близким. Вероятно, именно этой причиной объясняется зачисление Карла Росси на службу именно в Адмиралтейское ведомство 28 июня 1795 года с присвоением ему звания сержанта. Адмиралтейскую коллегию в то время возглавлял наследник престола, так что место службы Росси досталось "по блату". Через пять месяцев он был переведён в прапорщики с жалованьем в 150 рублей в год. Это первый обер-офицерский чин, при котором Росси согласно Табели о рангах получил российское дворянство. Вся история со службой Росси в Адмиралтейском ведомстве была затеяна только ради этого. Ведь не мог простолюдин находиться в окружении наследника престола. 28 января 1796 года прапорщик Росси был уволен со службы.

Уже через три недели после взошествия Павла I на престол, император приказал построить на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны свой Михайловский замок . Его проект был доверен архитектору Василию Ивановичу Баженову . Ещё через три месяца проект передали Бренне. Работа чертёжником при строительстве Михайловского замка стала для Карла Росси первой серьёзной архитектурной практикой. После предъявления Павлу I предварительных чертежей, 30 декабря 1796 года Карлу Росси был дан чин губернского секретаря с жалованием 300 рублей в год.

Параллельно с работой над Михайловском замком, Бренна переделывал для Павла I интерьеры в Зимнем дворце , достраивал Исаакиевский собор , работал в Гатчине и дворце на Каменном острове. Чертежи всех этих проектов рисовал Карл Росси.

Когда Михайловский замок был почти готов, Бренна ходатайствовал перед Павлом I о предоставлении своему ученику чина коллежского секретаря с увеличением его жалования. В чине император отказал, но жалование увеличил до 600 рублей в год.

После гибели Павла I Винченцо Бренна был отстранён ото всех дел. Единственной его работодательницей осталась только вдова покойного царя. 7 мая 1801 года увольняют и его ученика Росси. Но всего через неделю - вновь зачисляют на службу. По всей видимости, талант Карла был для Александра I важнее личной неприязни к окружению своего отца. Новому императору срочно требовались художники для оформления коронационных торжеств в Москве. Через два месяца после торжеств Росси получил чил коллежского секретаря.

В конце 1801 года Винченцо Бренна подал прошение на отъезд из России. С собой он решил взять и ученика, дабы тот поучился архитектурному мастерству в Италии и Франции. 30 января 1802 года последовал императорский указ: "Состоящему в ведении Кабинета архитекторскому помощнику Карлу Росси, увольняя на два года в чужие края для усовершенствования его познаний, повелеваю получаемое им жалование по 600 рублей на год доставлять ему на место его пребывания" [Цит. по: 1, с. 440]. 1 августа Бренна и Росси уехали из Петербурга.

Весь положенный срок провести в Европе без перерыва Росси не удалось. 9 января 1803 года сгорел Павловский дворец - творение Бренны. Для восстановления здания требовались чертежи, которые Бренна доверил вернуть в Петербург своему помощнику. Карл вернулся в Россию из Парижа в мае. Он остановился в доме обер-шталмейстера графа Ивана Павловича Кутайсова, так как был дружен с его сыном. Павловский дворец восстанавливал архитектор Воронихин , чертежи Росси передал в его руки.

В августе 1803 года Росси вернулся в Париж. Не раньше сентября он отправился в Италию. В июле 1804 года Росси окончательно вернулся в Петербург.

По возвращении из Европы Карл Росси подал прошение о присвоении ему звания архитектора. Для выступления перед аттестационной комиссией он в короткие сроки составил проект переустройства площади перед Адмиралтейством , которой тогда прерывалась проезжая часть вдоль Невы. Его рисунки показывают огромную аркаду вдоль берега реки, по которой проложена набережная. Безусловно, это сооружение загородило бы собой соседние здания, что не могло устроить комиссию. Звания архитектора Росси тогда не получил. Но чтобы он не оставался без дел, молодой человек был назначен художником на петербургские стекольный и фарфоровый заводы.

2 сентября 1805 года Росси снова подаёт прошение о жаловании ему звания архитектора. Его настойчивость оказалась не напрасна. Благодаря протекции графа Д. Гурьева император Александр I согласился таки перевести Росси в подчинение Кабинета Его Императорского Величества в звании архитектора. Соответствующий документ был подписан царём 6 марта 1806 года. Росси было назначено жалование в размере 1 200 или 2 000 рублей в год.

По повелению Александра I архитектор Луиджи Руска разрабатывал проекты типовых строений для обустройства городов. К этой работе Руска привлёк Росси. Итогом трудов стало "Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных, для частных строений в городах Российской империи".

После смерти отчима Росси стали особенно необходимы дополнительные заказы. Его мать не привыкла экономить, поэтому сын должен был обеспечить добавку к пенсии балерины. Решению этой задачи способствовало поручение молодому зодчему возведения нового здания театра в Москве. Работа в бывшей столице подарила Росси не только новые полезные знакомства и связи, но и желание остаться там надолго. В январе 1809 года он отправился в первопрестольную для занятия там должности архитектора Кремлёвской экспедиции.

Живя в Москве, архитектор работал и в других городах. 11 апреля 1809 года ему было поручено отремонтировать путевой дворец в Твери. Он должен был стать резиденцией великой княжны Екатерины Павловны и её будущего супруга принца Ольденбургского - генерала-губернатора Тверского, Новогородского и Ярославского.

В той же Твери Росси стал членом Комитета по её благоустройству. Здесь он много работал. Им были спроектированы театр, губерская канцелярия, семинария, военный госпиталь, торговые ряды, церковь Трёх Святителей, собор Крестовоздвиженского монастыря. Кроме того, он проектировал собор в Торжке, здания присутственных мест в Старице, гостиные дворы в Бежецке и Рыбинске.

15 марта 1811 года Тверь посетил Александр I. Результатом его осмотра стал перевод Росси в штат принца Ольденбургского и присвоение архитектору чина надворного советника. Кроме жалования из Кабинета зодчий начал получать пусть скромную, но дополнительную плату из Дирекции путей сообщения, директором который был принц. В конце того же года Росси был награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира четвёртой степени.

С приходом на русскую землю войска Наполеона тверскому генерал-губернатору пришлось перебраться в Ярославль. С ним переехал и Росси. В Твери и Ярославле архитектор готовил к работе военные госпитали. 20 августа 1812 года он получил чин коллежского советника.

В декабре скончался покровитель архитектора принц Ольденбургский. Но Карлу Росси продолжала помогать великая княгиня Екатерина Павловна. Она посодействовала в получении им заказа на проектирование собора и колокольни для Ниловой пустыни - монастыря на острове Столбный озера Селигер. Проект не был принят к исполнению, но за него Росси получил 1 610 рублей.

В 1814 или 1815 году Карл Росси был возвращён в Санкт-Петербург. Кабинет перевёл его на должность при Императорских стеклянном и фарфоровом заводах, которая освободилась после смерти архитектора Томона . Очевидно, что возвращение на старое место службы - это понижение. Жалование от этой работы он получал в размере 1 200 рублей в год, что было меньше дохода в Твери.

Но заботу о Карле Росси проявила вдовствующая императрица Мария Павловна. Она доверила зодчему работы в Павловске. В Павловском дворце он по новому украсил угловую гостиную, построил несколько парковых павильонов, возвёл девять деревянных домов в деревне Глазово.

Вместе с тем, Кабинет требовал исполнения Росси своих обязанностей. В начале 1816 года Дирекция путей сообщения отказала архитектору в выплачиваемой ему надбавке к жалованию. А ведь незадолго до этого в счёт будущего дохода через суд у Росси вычли 6 000 рубей за долги.

3 мая 1816 года был создан Комитет строений и гидравлических работ. В его обязанности вошли прокладка новых и выравнивание старых улиц, утверждение проектов зданий, контроль над сооружением мостов, набережных и тротуаров. Во главе Комитета встал военный инженер генерал Августин Бетанкур. В него также вошли четыре архитектора: В. П. Стасов , А. А. Михайлов , А. Модюи и К. Росси. 8 мая император повелел причислить Росси к Аничкову дворцу и назначить ему жалование в 3 000 рублей в год. Это случилось в 1817 году, когда Росси было уже 42 года.

Весной 1819 года Карл Росси получил очередное задание - подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. 15 марта 1820 года была создан комитет "По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам". Архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними. Градостроительные замыслы Росси здесь проявились в изменении направления Большой Морской улицы , которую зодчий вывел под аркой точно по оси въездных ворот в Зимний дворец.

К началу 1820-х годов Карл Росси стал самым высокооплачиваемым архитектором в Петербурге. Его жалование составляло 15 000 рублей в год. Это позволяло не держать собственных лошадей, а брать наёмных по 300 рублей за четвёрку вороных. Архитектор, благодаря матери, любил театр. Росси нравилось творчество таких балерин как Евгения Колосова, Авдотья Истомина. Вторая танцевала в паре с Огюстом Пуаро, супругой которого была Мари - сестра архитектора. У Мари Пуаро в театре была своя ложа, которой часто пользвался Карл.

Вероятно, в 1820 или 1821 году Анна Больцини скончалась, так как 10 июня 1822 года у Карла Росси появился сын Лев от шведки Софьи Елены Андерсон. 29 мая 1824 года архитектор подал прошение на усыновление трёх внебрачных сыновей, рождённых Анной. Известно, что кроме первого сына Александра, она родила ему Михаила, Карла и дочь Зинаиду.

16 сентября 1822 года Академия художеств избрала Карла Росси в Почётные вольные Общники. Об этом факте свидетельствует сохранившееся письмо к Росси, подписаное президентом Академии А. Олениным . Историк В. К. Дмитриев в книге "Архитекторы Санкт-Петербурга" утверждает, что в том же году архитектор стал профессором Флорентийской академии . Краевед Ю. М. Овсяников же пишет, что Росси получил известие из Италии о присуждении ему звания профессора первой степени Флорентийской Академии художеств только в конце 1820-х годов . Императорская Академия художеств звания академика или профессора зодчему не присваивала.

Работы у Карла Росси было так много, что он отказался от предложения участвовать в конкурсе на проект храма Христа Спасителя в Москве .

21 ноября 1822 года Карл Росси обвенчался с Софьей Еленой Андерсон, ей тогда было 22 года. Торжественную церемонию провели в костёле святой Екатерины . Стоит отметить, что супруга архитектора была из слишком "простой" семьи, тогда как он являлся достаточно известным человеком. Впрочем, Росси искал заботливую мать для своих пятерых детей. И он оказался прав в своём выборе, так как прожил с Софьей Еленой в счастливом браке 24 года.

В начале 1823 года Росси доверил надсмотр над строительными работами в Михайловском дворце своему помощнику Никите Ткачеву, а сам занялся постройкой библиотеки в Павловском дворце. Он надстроил одну из галерей дворца, которая соединяет его основной объём с боковым флигелем. Заканчивали этот проект архитектор А. Штауберт и каменных дел мастер Д. Адамини. Росси же вернулся к Михайловскому дворцу, готовому к внутренней отделке.

30 августа 1825 года Михайловский дворец был освящён. А за день до этого Карлу Росси вручили орден Святого Владимира 3-й степени.

В декабре зодчий работал над эскизами для "Печальной комиссии", созданной по случаю смерти Александра I. Он готовил оформление траурного убранства зала в Зимнем дворце, императорский катафалк.

Спустя один месяц только что взошедший на престол Николай I повелел Карлу Росси создать проект Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. Параллельно с подготовкой этого проекта архитектор продолжал заниматься оформлением похорон Александра I. В мае 1826 года к этому добавились хлопоты о похоронах скончавшейся императрицы Елизаветы Алексеевны. Осенью за эти заботы Карла Росси наградили 2 000 рублями.

Летом 1826 года по проекту Росси велись работы по перестройке в Летнем саду грота в Кофейный домик.

После открытия Военной галереи Росси было доверено перестроить соседние с ней парадные залы. Он создал проекты помещений между галереей и Парадной лестницей. Тогда же, в начале 1827 года, Росси готовил перестройку апартаментов императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце (16 помещений).

В марте Карлу Росси было выдано в долг из средств Кабинета 12 000 рублей, после чего он отправился на шесть недель с супругой к её родителям в Ревель. Оставив там Софью Елену он уехал в Тверскую губернию, где пользовался услугами Андреапольской водолечебницы.

Карл Росси рассчитывал, что продолжит заниматься работами в Зимнем дворце в мае, по возвращении из отпуска. Однако, Николай I не желал промедлений. За две недели до возвращения Росси в Петербург император передал задание Огюсту Монферрану . Росси, вероятно, не посчитал это угрозой для своего положения и попросил продлить отпуск ещё на шесть недель, так как Софья Елена родила дочь Марию.

25 декабря 1827 года, в день 15-летия изгнания французов из России, была проведена церемония Военной галереи. Впервые за последние годы Карл Росси не получил за свою работу вознаграждения. Николай I не смог простить зодчему промедлений в работе.

Карл Росси участвовал также в конкурсе на проектирование последнего из построенных на Дворцовой площади зданий - Штаба Гвардейского корпуса . Архитектор предлагал здесь строение, вмещающее в себя одновременно манеж и театр.

В 1827 году произошёл пожар в Обуховской больнице - загорелась балка, проходившая рядом с печной трубой. Построившего больницу архитектора А. Михайлова 1-го арестовали и впредь, по желанию Николая I, так должны были поступать с каждым зодчим. Соответствующую бумагу подписали архитекторы Стасов, Михайлов 2-й, Филлипов. Карл Росси же отказался подставить на документе свою подпись. Из-за этого он поссорился с генералом-инженером Базеном, возглавлявшим Комитет для строений и гидравлических работ и ответственным за "разбор полётов" после пожара.

В конце 1820-х годов Росси, видимо, ещё проживал в доме матери на Миллионной улице . Это позволяло экономить средства на аренде. Но вместе с тем, на плечи сына ложились траты престарелой актрисы, которая экономить не умела. К тому же, в ноябре 1828 года скончалась императрица Мария Фёдоровна, которая выделяла средства на содержание бывшей балерины. Немногим архитектору помогло участие в очередной "Печальной комиссии", за что он получил бриллиантовый перстень стоимостью в 2 000 рублей.

В 1828 году Николай I утвердил проект Карла Росси на постройку Александринского театра и второго корпуса Публичной библиотеки . Одновременно с этим император повелел архитектору заняться перестройкой здания Сената на Сенатской площади . Задача с успехом будет выполнена, но зодчему за работу не выплатят ни копейки.

При работе над архитектурным ансамблем Александринской площади Карл Росси вновь преобразовал целый городской район. В единый комплекс были включены уникальная Театральная (ныне Зодчего Росси) улица, Чернышёва (ныне Ломоносова) площадь.

В начале апреля 1829 года Росси вновь попросил займ в размере 12 000 рублей. Император дал на это согласие. Но после доверил завершение ансамбля Дворцовой площади архитектору Огюсту Монферрану, который установил на ней Александровскую колонну . Такое же завершение ансамбля предлагал и Карл Росси. Он лишь вошёл в члены комиссии по утверждению проекта монумента.

Вместо работы над колонной ему осталась только забота об устройстве парадной пристани между Зимним дворцом и Адмиралтейством . Зодчим здесь был спроектирован спуск к Неве, украшенный двумя вазами и парой львов. При сооружении Дворцового моста пристань была немного смещена, а вазы перенесены к новому спуску рядом с Сенатской площадью. Кстати, Росси предлагал для украшения набережной не вазы, а статуи Диоскуров. На окончательном варианте настоял Николай I.

Спустя всего пять месяцев император всё-таки оказал милось архитектору. За работу над переустройством Дворцовой площади ему было выплачено 100 000 рублей. К тому же, с этой суммы не взяли налог на инвалидов, который составлял 5 копеек с одного рубля. Примечательно, что в формулировке объяснения такой награды значилась фраза "в награду за особое усердие и к пользам казны при производстве разных публичных зданий оказанное". То есть было признано, что Росси не воровал выделяемые на строительство деньги. А это было частым на государственных стройках в России не только сейчас, но ещё и в XIX веке. Сам архитектор признавал, что через его руки прошло порядка 60 миллионов рублей, но из них у него не осело ни копейки.

Премия была дана Росси на приобретение собственного дома. Но сделать такую покупку он так и не смог. Хотя, тут же отдал 5 000 на лечение холерных больных. Удивительно, казенные средства Карл Росси тратил крайне разумно. Со своим же капиталом возникали проблемы. 100 000 рублей ему хватило только до 1834 года, когда он вновь стал просить у казны денег в долг.

Стоит отметить, что архитектор неоднократно писал письма чиновникам с просьбой наградить его помощников и коллег. Если же он просил денег для себя, то брал их только взаймы.

В 1830 году Карл Росси совершил редкий для своего времени поступок. Ему были положено дополнительное жалование - 3 000 рублей в год за работу над вторым корпусом Публичной библиотеки. Но он отказался от него в пользу Аполлона Щедрина, который выполнил основной объём при переделке проекта. Изменения были сделаны из-за вмешательства в проектирование Николая I, замечания которого Росси учитывать не захотел.

В 1831 году Карл Росси был отстранён от членства в Комитете для строений и гидравлических работ. Возглавлявший его генерал Базен написал на архитектора донос, в котором жаловался на частое отсутствие Росси на заседаниях Комитета. Зодчий был не просто отстранён от дел, ему также объявили выговор "за нарушение порядка службы и подчинённости". Впрочем, это вряд ли сильно расстроило Росси, считавшего многочасовые заседания в Комитете бессмысленными.

Немного позже интриги вокруг Росси способствовали объявлению ему второго выговора. Это произошло из-за его отказа аттестовать немецкого механика И. Роллера, который должен был работать над машинерией Александринского театра. Росси предлагал отправить на учёбу за границу русского умельца, но император посчитал, что пригласить иностранца будет дешевле. Проверять часового мастера архитектор не захотел из-за того, что сам не разбирался в тонкостях этой науки и не хотел делать это формально. Но этот шаг был шагом против воли императора.

С Роллером всё же был заключён контракт. Когда он представил свои чертежи, Росси пригласили на заседание комиссии по их рассмотрению. Явиться на мероприятие архитектор не смог из-за болезни. Это стало последней каплей, после чего Росси впал в немилось не только чиновникам, но и Николаю I.

В сентября 1832 года Карл Росси подал прошение на отставку. В октябре оно было принято, причём Росси сохранили все получаемые им оклады. Но при этом его обязали довести всё начатое до конца.

В декабре 1832 года в семье архитектора произошло пополнение - родилась Екатерина Росси. Софье Елене с детьми пришлось уехать из Петербурга в Ревель. Возможно, это произошло из-за необходимости экономии средств. В Ревеле супруга и дети могли жить в домах родителей Софьи Елены. А Росси продолжал работать, завершал начатые им проекты. В феврале 1833 года он участвовал в осмотре императором здания Сената и Синода. Архитектор лишь спроектировал это здание, само строительство было передано его коллеге Штауберту.

В Петербурге с Карлом оставался только старший сын Александр. Он учился в Академии художеств.

С конца 1833 года Карл Росси часто наведывался к семье в Ревель. Он уже не был молод, болел. Вместе с тем, ему приходилось выполнять некоторые поручения. Например, он готовил планы по переделке левого корпуса Театральной улицы под нужды театральной школы.

К 1836 году Росси оказался в больших долгах. Находить деньги приходилось самыми разными способами. Например, Росси стал продавать место в Александринском театре, которое ему было навечно зарезервировано. 14 января 1837 года из-за этого произошёл скандал, после чего таковая возможность у архитектора исчезла.

При всём тяжёлом финансовом положении Росси продолжал жить в дорогом районе - на Итальянской улице, в доме №11. Из окон этого дома он мог контролировать процесс застройки Михайловской площади по его проектам.

В декабре 1837 года сгорел Зимний дворец. Он был восстановлен весьма быстро. Уже летом 1841 года император осматривал восстановленную резиденцию. Он пригласил Карла Росси, который внимательно изучал работу коллег. Оглядев Георгиевский зал, Росси заметил, что потолок здесь скоро рухнет. Николай I возмутился, так как он сам лично осматривал и подписывал чертежи. Но пожилой архитектор настаивал на своём. Разгневанный император прогнал Росси. А 9 сентября потолок Георгиевского зала обрушился...

Спустя три месяца Николай I назначил Карла Росси "членом по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях и впредь учреждаемых, кроме по Зимнему дворцу".

Престарелый зодчий, даже ушедши в оставку, не мог не работать. В 1838 году он готовил проект очередного переустройства площади перед Инженерным замком. Это не было реализовано. Тогда же он составил проект трёхярусной колокольни для Юрьева монастыря в Новгороде. Но Николай I вмешался и в эту работу, укоротив её на один ярус. Весной 1841 года Карл Росси строил Ново-Никольский мост , за что получил 2 800 рублей.

В 1845 году Росси выполнил проекты постаментов для бронзовых статуй Победы, которые установили на Конногвардейском бульваре . Схватившись за эту "синицу", архитектор начал "ловить журавля". Он составил проект переустройства Исаакиевской площади, который не был принят к реализации. Это стало последним подобным проектом архитектора.

6 апреля 1846 года скончалась Софья Елена. Денег на похороны у Карла не было. 2 000 рублей на эти цели архитектору подарил Николай I.

К 1847 году необходимость в квартире на Михайловской площади отпала. Дети разъехались по своим домам, содержать дорогое жильё не было никакой возможности. Последним адресом архитектора стал дом на Фонтанке, №185. Последние свои дни Росси провёл в весьма бедном районе Петербурга.

Ради обеспечения своим родственникам пенсии 28 октября 1847 года Росси подал прошение на принятие его в российское подданство. Ровно через три месяца оно было получено.

После очередной выдачи 4 000 рублей Карлу Росси в долг, император посчитал необходимым получить за них от архитектора "возмещение". Архитектору было поручено освидетельствовать новую больницу, построенную в память о великой княжне Александре Николаевне. Ещё через пять месяцев ему было велено заняться "исправлением Таврического дворца ". В помощь к Росси был дан академик Александр Руска.

Новая работа придала архитектору бодрости. Накануне нового 1849 года Николай I пожелал обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Этим занялся Карл Росси.

Возобновившуюся практику прервала холера, которая в то время свирепствовала в Петербурге. 5 апреля Карл Росси неожиданно заболел, а уже на следующий день его не стало. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Позже его прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры .

Карл Росси вошёл в историю как архитектор, работавший в стиле классицизм. Но это не был сухой казарменный стиль, который был свойственнен, к примеру, Джакомо Кваренги. Росси являлся великолепным декоратором. Его умение украшать интерьеры, мебель, декорации прекрасно распространилось и на фасады возводимых им зданий. Особенно это заметно на примере его последних работ. Здания Главного штаба, Сената и Синода стали примером синтеза архитектуры и искусства. При этом, они остаются строениями в стиле классицизм, это отнюдь не барокко. Но богатое украшение фасада лепниной даёт возможность Главному штабу органично соседствовать с абсолютно барочным Зимним дворцом. Карл Росси стал последователем того направления классицизма, который часто называют "русским ампиром".


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 375-569) 04.03.2012 г. 19:25
2) (Стр. 172-180) 10.11.2012 г. 06:50

ВВЕДЕНИЕ

1.1Краткая биография

1.1.1Семья Карла Росси

1.2Награды

2.ТВОРЧЕСТВО КАРЛА РОССИ

2.1Московский период творчества

2Работа в Петербурге

2.2.1

2.3По проектам Росси

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


В 60-70гг. XVIII века в Русской архитектуре происходит поворот от барокко к стилю классицизм. Классицизм с его строгими упорядоченными формами и в тоже время монументальностью больше отвечал духу русской культуры XVIII-XIX вв., чем пышное барокко. Зачинателями классицизма являются Александр Какоринов и приехавший из Франции Жан Батист Валлен-Деламонт.

Отличительная особенность классицизма - создание ансамблей, организация пространства. Ярким примером такого ансамбля является Дворцовая площадь в Петербурге, архитектор которой Карл Росси.

Выбрав эту тему, целью написания работы я ставлю перед собой глубокое изучение жизни и творчества этого великого мастера русского классицизма.


.ПЕРСОНА КАРЛО ДИ ДЖОВАННИ РОССИ


1.1Краткая биография


Карл Иванович Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года она вместе с ребенком, и её муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси) по приглашению на работу приехали в Санкт-Петербург.

Карл Росси был отдан в обучение новому приятелю родителей, известному придворному архитектору Винченцо Бренна. Росси прошел у него прекрасную школу. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса.

В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает вместе с Бренна на два года совершенствовать свое дарование в Италию. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме. По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Сначала карьера зодчего складывалась трудно, и только с 1809 г., получив назначение на работу в Москву в «Кремлевскую экспедицию», Карл Росси постепенно получает признание и крупные заказы.

Работа в Москве познакомила его со школой М. Ф. Казакова, но полностью раскрылось дарование архитектора в работах, выполненных им в Петербурге, куда в 1815 г. зодчий переезжает. В Петербурге Росси получает должность в Комитета строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816-1818), который был первый в планах грандиозной перепланировки значительной части центра Петербурга. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Которым этот великий архитектор посвятил всю свою жизнь. Ведь начиная с 1816 года и вплоть до окончания строительства здания Сената и Синода в 1835году, он работал без устали и без отпусков. Когда в противовес идейным и художественным принципам классической школы архитектуры сверху стал насаждаться официальный эклектический русско-византийский стиль, Росси вынужден был уйти в отставку и до своей смерти 18 апреля 1849 года был почти не у дел.


1.1Семья Карла Росси

На жизнь и творчество любого человека очень сильно влияет его семья. О происхождении Росси и об его родителях есть несколько мнений. О семье самого архитектора мы знаем, что он был дважды женат, первый брак не был официальным, и потому, после смерти супруги Росси пришлось усыновлять детей. Позже он женился вновь. Всего у зодчего было 10 детей, которые чуть повзрослев разъезжались по разным местам. Старший сын, тоже архитектор и к которому Карл ди Джованни был очень привязан, умер в 1840 году. Чуть позднее скончалась и любимая жена. Осталась лишь работа и младшие дети, которых было так трудно поднимать, не имея ни достойного жалования, ни собственного дома.


2Награды


Проекты Карла Росси изменили облик Санкт-Петербурга, придали ему масштабность столицы империи. Росси, при создании любого проекта, представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города - до него никто из современных ему архитекторов так не планировал, он первым придал масштабность городским перспективам, став новатором городского зодчества. Он же первым ввел металлические перекрытия. Всё, созданное этим выдающимся зодчим России, стало качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

Карл Росси удостоен в 20-е годы 19 века Императорским орденом Святой Анны 2 степени с алмазными знаками и Ордером Святого Владимира 2 степени, а в 1829 году награждён знаком за тридцатилетнюю беспорочную службу. Академия художеств избрала К. И. Росси почётным вольным общником, а Флорентийская академия присвоила ему звание профессора первой степени.

Достойно оценен титанический труд Росси в наше время. Его сооружения прекрасно реставрированы. Трудно без восхищения смотреть на грандиозное здание, полукругом ограничивающее Дворцовую площадь. Арка, прорезающая центр этой композиции, увенчана победной колесницей, нарядный коринфский ордер колоннад создает впечатление праздничной торжественности.

Творчеству архитектора посвящены фильмы «Росси» и «Павловский дворец» документального цикла «Красуйся, град Петров!». Его имя носит улица, бывшая Театральная, спроектированная им. А также на Манежной площади есть памятник ему.


2.ТВОРЧЕСТВО КАРЛА РОССИ


В своей работе я хочу отразить малоизвестные факты деятельности этого выдающегося архитектора. Не желаю описывать строительные сооружения, информацию о которых можно увидеть в первых строках страницы поиска с его именем в интернете.

Карл Росси - российский архитектор итальянского происхождения, один из создателей русского ампира, выдающийся зодчий красивейших зданий в Санкт-Петербурге. Все его работы являются памятниками высокого классицизма Северной столицы России.

Карьера Карла Росси началась с неприятнейшего происшествия, произошедшего с его учителем - Бренна сломал руку. А ему как раз император Павел I поручил проект Михайловского замка. Бренна разрабатывал проект, но со сломанной рукой чертить планы не мог - этим занимался его помощник Карл Росси. Он же делал чертежи интерьеров Зимнего дворца, который ремонтировали в то время. Но принято считать, что в этой работе мало заслуги Росси. После была поездка в Италию и работа в Москве.


1Московский период творчества


К сожалению, время не пощадило его произведений московского периода.

Также в то время Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины Павловны в Твери, бывшей замужем за тверским губернатором. Она превратила дворец в один из центров светской жизни страны и модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери и куда приезжали многие выдающиеся люди из Москвы и Петербурга.

В Твери он начал сплачивать вокруг себя творческий коллектив, на который постоянно опирался в дальнейшем. Ликвидация комитета по благоустройству города прервала плодотворную работу Карла Ивановича Росси в Твери. Он вернулся в Петербург.


2Работа в Петербурге


К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815-1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818).

Основные работы Росси: ансамбль Клагина дворца, Михайловский дворец (ныне Русский музей) и фасады домов на площади у музея, ансамбль Главного штаба на Дворцовой площади, Александрийский театр (ныне имени А. С. Пушкина) и корпуса на улице Зодчего Росси, заканчивающейся Чернышовой площадью (ныне площадь Ломоносова), здания бывших Сената и Синода.

Росси построил также: в Павловске дворцовую библиотеку (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде колокольню Юрьева монастыря (1838-41), в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826, после пожара 1837 восстановлены В. П. Стасовым).

Росси участвовал в разработке «Проекта каменных и деревянных строений в Петербурге», ставшего законодательным документом (утвержден в 1830). Последней работой Р. стали колонны Славы (1845) на Конногвардейском бульваре.


2.1Ансамбль с Александрийским театром

Над одним из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина) Росси работал 1816-1834 года. Главная задача состояла не столько в проекте театра - здесь уже стоял театр Бренна, - сколько в том, чтобы по новому распланировать весь этот городской район. Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца. Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире могли спроектировать такое строительство.


2.2Создание К. Росси интерьеров Зимнего дворца

Росси был также и выдающимся мастером интерьера. В 1817-1818 годах К. Росси создает парадные интерьеры второго этажа Зимнего дворца. Начинаются работы с ремонта и меблировки помещений, обращенных окнами к Адмиралтейству. По проекту Росси уже в 1818 году отделывается десять других помещений (ранее принадлежавших Павлу I), предназначенных для приема высоких гостей, посещавших Петербург. Работы, начатые в феврале, в июне уже заканчивают, и в помещениях селится прусский король, посетивший тогда Петербург.

В том же году Росси проектирует интерьеры прилегающих к ним десяти помещений, Проекты не были осуществлены, но прекрасные чертежи Росси показывают высокое мастерство композиции интерьера и ювелирную прорисовку элементов декоративного убранства. Изображены не только все архитектурные детали, но и росписи стен и плафонов, мебель, вазы и т. п. Они сливаются с архитектурой и вместе с тем придают интерьерам индивидуальную, образную характеристику. С особым искусством выполнен проект парадной спальни. Золотое шитье, бахрома и кисти, великолепные вазы на постаментах - все это прорисовано до мельчайших завитков орнамента, и каждая деталь имеет конкретный смысл, усиливает впечатление от целого. Контрастные краски, золоченая резьба, бронза и фарфор создают гармоничный и праздничный колорит. К работе в Зимнем зодчий возвращается позднее, в 1827 году. Он развивает и дорабатывает проект. Но из-за болезни Росси его осуществлял О. Монферран, внесший ряд изменений. Как и отделка комнат, обращенных к Адмиралтейству, эти интерьеры не сохранились. Они погибли в 1837 году во время пожара Зимнего дворца.


3По проектам Росси


В свое время парковых павильонов Росси в Павловске было не мало, но в большинстве до наших дней они не дошли. Так, вблизи Больших кругов, на месте стоявшей здесь Турецкой палатки, он соорудил в 1815 году оригинальную беседку-трельяж, утопавшую в зелени. Около Пиль-башни Росси построил Хмелевую беседку. В числе других миниатюр архитектора, украшавших в прошлом парк, - беседка-навес над скульптурным памятником Александре Павловне, и беседка, которую называли Храм любви, на небольшом островке, носившем имя придворной дамы княгини Ливен.

В отличие от всех этих сооружений, возведенных, но затем исчезнувших, павильон Росси у Театральных ворот, отделяющих парк от города вблизи Вольерного участка, был только спроектирован зодчим, а практически установлен лишь почти сто лет спустя, в 1914 году. Скульптурный памятник Марии Федоровне, стоящий в павильоне, мысль об установке которого появилась ещё в 1835 году у Великого Князя Михаила Павловича, выполнен по модели известного скульптура начала XX века В. А. Беклемешева. Создание этого памятника имеет долгую историю, в его разработке принимало участие несколько скульпторов. Потом начавшаяся война задержала сбор денег до 1913 года.

И в 1914 году беседка с памятником наконец была установлена по проекту Росси, составленному для памятника Марии Павловне. Павильон представляет в плане полукруглую площадку на стилобате из красного финляндского гранита, с крыльцом в три ступени. Полукупольное перекрытие над ротондой покрыто кессонами с круглыми розетками. Лицевой фасад беседки обращен в сторону Парадного поля. Павильон построен из железобетона с песчаником светло - серого цвета, но с имитацией каменной кладки.

На черно-белой фотографии видно, что во время ВОВ перед павильоном было немецкое кладбище.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

карл росси архитектор классицизм

Мне было очень интересно изучать творчество этого великого зодчего. Не скрою, работа над этой контрольной заняла у меня много времени, но сколь занимательно было ее написание.

В ходе исполнения этой контрольной работы я прониклась к судьбе Карло ди Джованни Росси, а также поняла основные черты его творчества. Для него характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Росси сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).

Проекты Карла Росси имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, истинное воплощение интерьерного стиля классицизм с неповторимыми и великолепными элементами убранства помещений. А триумфальный характер сооружений Росси отражал патриотические идеи величия России.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. - СПб.: «Паритет», 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ВВЕДЕНИЕ

В 60-70гг. XVIII века в Русской архитектуре происходит поворот от барокко к стилю классицизм. Классицизм с его строгими упорядоченными формами и в тоже время монументальностью больше отвечал духу русской культуры XVIII-XIX вв., чем пышное барокко. Зачинателями классицизма являются Александр Какоринов и приехавший из Франции Жан Батист Валлен-Деламонт.

Отличительная особенность классицизма - создание ансамблей, организация пространства. Ярким примером такого ансамбля является Дворцовая площадь в Петербурге, архитектор которой Карл Росси.

Выбрав эту тему, целью написания работы я ставлю перед собой глубокое изучение жизни и творчества этого великого мастера русского классицизма.

ПЕРСОНА КАРЛО ДИ ДЖОВАННИ РОССИ

Краткая биография

Карл Иванович Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года она вместе с ребенком, и её муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси) по приглашению на работу приехали в Санкт-Петербург.

Карл Росси был отдан в обучение новому приятелю родителей, известному придворному архитектору Винченцо Бренна. Росси прошел у него прекрасную школу. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса.

В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает вместе с Бренна на два года совершенствовать свое дарование в Италию. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме. По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Сначала карьера зодчего складывалась трудно, и только с 1809 г., получив назначение на работу в Москву в «Кремлевскую экспедицию», Карл Росси постепенно получает признание и крупные заказы.

Работа в Москве познакомила его со школой М. Ф. Казакова, но полностью раскрылось дарование архитектора в работах, выполненных им в Петербурге, куда в 1815 г. зодчий переезжает. В Петербурге Росси получает должность в Комитета строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора. Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816-1818), который был первый в планах грандиозной перепланировки значительной части центра Петербурга. С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Которым этот великий архитектор посвятил всю свою жизнь. Ведь начиная с 1816 года и вплоть до окончания строительства здания Сената и Синода в 1835году, он работал без устали и без отпусков. Когда в противовес идейным и художественным принципам классической школы архитектуры сверху стал насаждаться официальный эклектический русско-византийский стиль, Росси вынужден был уйти в отставку и до своей смерти 18 апреля 1849 года был почти не у дел.

Семья Карла Росси

На жизнь и творчество любого человека очень сильно влияет его семья. О происхождении Росси и об его родителях есть несколько мнений. О семье самого архитектора мы знаем, что он был дважды женат, первый брак не был официальным, и потому, после смерти супруги Росси пришлось усыновлять детей. Позже он женился вновь. Всего у зодчего было 10 детей, которые чуть повзрослев разъезжались по разным местам. Старший сын, тоже архитектор и к которому Карл ди Джованни был очень привязан, умер в 1840 году. Чуть позднее скончалась и любимая жена. Осталась лишь работа и младшие дети, которых было так трудно поднимать, не имея ни достойного жалования, ни собственного дома.

Награды

Проекты Карла Росси изменили облик Санкт-Петербурга, придали ему масштабность столицы империи. Росси, при создании любого проекта, представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города -- до него никто из современных ему архитекторов так не планировал, он первым придал масштабность городским перспективам, став новатором городского зодчества. Он же первым ввел металлические перекрытия. Всё, созданное этим выдающимся зодчим России, стало качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

Карл Росси удостоен в 20-е годы 19 века Императорским орденом Святой Анны 2 степени с алмазными знаками и Ордером Святого Владимира 2 степени, а в 1829 году награждён знаком за тридцатилетнюю беспорочную службу. Академия художеств избрала К. И. Росси почётным вольным общником, а Флорентийская академия присвоила ему звание профессора первой степени.

Достойно оценен титанический труд Росси в наше время. Его сооружения прекрасно реставрированы. Трудно без восхищения смотреть на грандиозное здание, полукругом ограничивающее Дворцовую площадь. Арка, прорезающая центр этой композиции, увенчана победной колесницей, нарядный коринфский ордер колоннад создает впечатление праздничной торжественности.

Творчеству архитектора посвящены фильмы «Росси» и «Павловский дворец» документального цикла «Красуйся, град Петров!». Его имя носит улица, бывшая Театральная, спроектированная им. А также на Манежной площади есть памятник ему.