Новгородский государственный университет. Почётные доктора и известные выпускники

schedule Режим работы:

Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. c 10:00 до 16:00

Сб. c 10:00 до 14:00

Галерея МГТУ ГА




Общая информация

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет гражданской авиации»

Филиалы МГТУ ГА

Лицензия

№ 02131 действует Бессрочно с 13.05.2016

Аккредитация

№ 02183 дейcтвует с 15.08.2016 по 08.07.2019

Результаты мониторинга Минобрнауки для МГТУ ГА

Показатель 18 год 17 год 16 год 15 год 14 год
Показатель эффективности (из 7 баллов) 5 6 5 6 6
Средний балл ЕГЭ по всем специальностям и формам обучения 60.41 62.01 61.06 57.90 62.93
Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 63.96 66.16 64.86 59.24 64.66
Средний балл ЕГЭ зачисленных на коммерческой основе 54.19 54.77 52.23 54.29 61.54
Средний по всем специальностям минимальный балл ЕГЭ зачисленных на очное отделение 45.63 47.61 43.33 43.07 45.15
Количество студентов 3694 3585 3843 3882 3680
Очное отделение 2341 2247 2375 2359 2210
Очно-заочное отделение 0 0 0 0 0
Заочное отделение 1353 1338 1468 1523 1470
Все данные Отчет Отчет Отчет Отчет Отчет

О МГТУ ГА

История, миссия и цели МГТУ ГА

Московский государственный технический университет гражданской авиации - уникальное высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в области гражданской авиации. Аналогов МГТУ ГА в Российской Федерации на сегодняшний момент не существует. Вуз был образован в 1971 году, и на сегодняшний день представляет собой колоссальный учебный комплекс, в состав которого входят не только учебные, но и научные, спортивные, а также общественные направления. В 1993 году институту был присвоен статус технического университета. Основная миссия учебного заведения сводится к развитию и сохранению инженерной мысли. Кроме того, перед университетом стоят следующие цели и задачи:

  • развитие сферы гражданской авиации;
  • обеспечение взаимодействия науки и производства;
  • взаимодействие с зарубежными партнерами;
  • формирование нового учебного процесса для обеспечения качественного высшего образования.

Система высшего образования в МГТУ ГА

В состав Московского государственного технического университета гражданской авиации входит пять основных факультетов:

  • Механический;
  • Авиационных систем;
  • Прикладной математики и вычислительной техники;
  • Управления воздушным транспортом;
  • Заочный факультет.

Каждый факультет включает в свой состав несколько кафедр более узкой направленности. Обучение проводится на бюджетной и платной основе, с возможностью прохождения курса в очной, очно-заочной и заочной форме. Выпускники, получившие диплом бакалавра или специалиста, могут получить в МГТУА ГА второе высшее образование по ускоренной программе.

Кроме столичного отделения университета, существуют филиалы в городе Ростов и Иркутск. Также от МГТУ ГА действует и всероссийская сеть колледжей, представительства которых открыты в Егорьевске, Троицке и других городах страны.

Система дополнительного образования

В университете реализована система до и послевузовского образования. Так, в МГТУ ГА действует центр, специализирующийся на переподготовке кадров и курсам повышения квалификации специалистов в области воздушного транспорта. В вузе реализованы и специальные курсы иностранных языков - помимо общих данных, слушатели изучают и авиационные термины.

Для абитуриентов функционируют краткосрочные подготовительные курсы. В учебную программу включены три основные дисциплины: физика, математика и русский язык. Обучение проводится педагогами университета, основная цель занятий сводится к адаптации слушателей к высшему образованию и подготовке к сдаче единых государственных экзаменов.

Научная деятельность

Огромное внимание уделяется в вузе и научной работе. Основные направления исследовательской деятельности связаны с наиболее актуальными техническими вопросами в области гражданской авиации, их примером является:

  • Безопасность на воздушном транспорте;
  • Эффективность управления транспортом в воздухе;
  • Совершенствование бортовой аппаратуры;
  • Навигационная деятельность;
  • Радиолокация и многое другое.

Студентам, желающим проявить свои способности к науке, предоставляется возможность обучение в аспирантуре или докторантуре вуза. Кроме того, для совершенствования практических навыков при университете создан учебно-тренажерный центр.

Содействие в трудоустройстве

В вузе действует и собственный центр трудоустройства. К его основным задачам относится содействие выпускникам в поиске работы, а также помощь студентам при прохождении практики. МГТУ ГА поддерживает партнерские отношения со многими крупными государственными компаниями. Самыми известными из них являются Аэрофлот и ОАО Туполев.

Студенческая жизнь в МГТУ ГА

Студенты МГТУ ГА отличаются активной жизненной позицией. В вузе регулярно проводятся творческие концерты и выставки. Большое внимание уделяется спортивным мероприятиям. В университете представлены почти все спортивные направления, начиная от лыж, заканчивая мини-футболом. Университет обеспечивает студентов всем необходимым для полноценного и качественного учебного процесса. Слушателям вуза предоставляется возможность абсолютно бесплатно стать обладателями компьютерной программы AutoCAD и прочего программного обеспечения, необходимого в учебных целях. Кроме того, студенты могут воспользоваться и услугами библиотеки, весь книжный фонд почти в полном объеме переведен в электронный вид. В университете на регулярной основе выходит и собственный журнал Научный вестник. Учащимся вуза очной формы предоставляется место в общежитие на конкурсной основе.

(Я) 55.843056 , 37.506389

Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) (бывш. Московский институт инженеров гражданской авиации - МИИГА ) - государственное высшее учебное заведение в Москве в Головинском районе . Основан в . Ведущее высшее учебное заведение России по подготовке авиационных специалистов эксплуатационного профиля для гражданской авиации. МГТУ ГА является базой Учебно-методического объединения ВУЗов России в области эксплуатации авиационной и космической техники.

В октябре 2012 года Министр транспорта Российской Федерации Михаил Соколов поручил Росавиации проработать вопрос присоединения МГТУ ГА к Московскому государственному университету путей сообщения (МГУПС) в рамках создания на базе МГУПС Федерального университета транспорта в Центральном федеральном округе. Однако эксперты в авиационной области единогласно высказываются о негативных последствиях подобной реорганизации .

История

В начале 70-х годов руководством Министерства гражданской авиации было принято решение о создании в Москве института инженеров гражданской авиации (МИИГА), поскольку крупнейший в стране Московский аэроузел развивался особенно быстро, и с задачей увеличения численности и качества подготовки авиационных специалистов уже не мог справиться существовавший тогда в Москве филиал Киевского института инженеров гражданской авиации с заочной формой обучения, который к моменту создания МИИГА имел более чем 20-летнюю историю. Еще в 1948 г. в Москве был открыт учебно-консультационный пункт (УКП) КИИГА для студентов-заочников, работавших в Московском авиационном узле. В октябре 1951 г. этот УКП был преобразован в Московское заочное отделение КИИГА, размещавшееся на территории сегодняшнего аэровокзала по Ленинградскому проспекту. Отделение возглавил участник Великой Отечественной войны, опытный организатор М.А. Рыжевский. В сентябре 1961 г. Московское заочное отделение было преобразовано в Московский филиал КИИГА по заочному обучению. М.А. Рыжевский был назначен директором филиала.

16 апреля 1971 года было подписано постановление Совета Министров СССР «Об организации Московского института инженеров гражданской авиации». На его основании 17 мая 1971 года издан приказ министра гражданской авиации Б.П. Бугаева с аналогичным названием. Приказом министра ГА предписывалось: 1. Организовать с 1 июня 1971 г. на базе Московского филиала Киевского института инженеров гражданской авиации Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) для подготовки инженерных кадров по дневной и заочной формам обучения. 2. Организовать в составе Московского института инженеров гражданской авиации следующие факультеты и кафедры: а) факультеты: общетехнический, механический, электрорадио-технический; б) кафедры: марксизма-ленинизма, общетехнических дисциплин, высшей математики и механики, физики и химии, иностранных языков, электротехники и авиационного электрооборудования, авиационных приборов и вычислительной техники, радиотехники, радиотехнических устройств, теории и конструкции летательных аппаратов и авиадвигателей, технической эксплуатации и ремонта ЛА и АД.

В начале июля 1971 года был объявлен первый набор студентов на 1 курс дневного отделения абитуриентов только мужского пола для приобретения ими за 5 лет и 6 месяцев учебы следующих специальностей: эксплуатация самолетов и авиадвигателей, техническая эксплуатация авиационного радиооборудования, техническая эксплуатация авиационных приборов и электрооборудования самолетов. С 1 сентября 1971 г. на 1 курс дневного отделения были зачислены 77 слушателей подготовительного отделения и 143 абитуриента, сдавших конкурсные вступительные экзамены.

В институте в первый год его становления обучалось 2503 студента, из них 220 студентов дневного отделения и 2283 - заочного. Работало 77 штатных преподавателей, из них - 7 докторов и 34 кандидата наук. Ученое звание профессора имели 8, доцента - 29 преподавателей, а в целом 78% преподавателей имели ученые звания и степени. 69% были моложе 50 лет, 80% имели стаж педагогической работы свыше 5 лет.

В июне 1972 г. создается самостоятельный заочный факультет, а заочные механический и электрорадиотехнический факультеты преобразуются в дневные факультеты. Важным событием для становления и развития института в последующие годы стало заседание Коллегии МГА СССР 10 февраля 1972 г., которая, заслушав доклад ректора МИИГА о состоянии и перспективах развития института, приняла решение оказать всемерную поддержку МИИГА в создании современной учебно-лабораторной базы и быстрейшем его становлении. Для учебных целей институту стали выделяться самолеты, вертолеты и необходимое оборудование, средства на строительство нового учебного здания рядом с институтом и жилого дома для преподавателей и сотрудников. На основании решений Коллегии Совет института рассмотрел перспективную структуру МИИГА, утвердил план развития научно-исследовательской работы и создания научно-экспериментальной базы. Было принято решение об открытии аспирантуры. В соответствии с заданием Министерства ГА в институте началась переподготовка руководящих кадров отрасли. С 15 февраля 1972 г. приказом министра в состав МИИГА были включены курсы по повышению квалификации командно-руководящего состава гражданской авиации.

В августе 1972 г. был произведен набор студентов еще по двум вновь открытым специальностям дневного обучения: электронно-вычислительные машины; автоматизированные системы управления.

С 1 сентября 1974 г. в институте началась подготовка инженеров-экономистов по специальности "Организация и планирование производства в ГА", а через год был организован третий дневной факультет - факультет автоматики и вычислительной техники. В феврале 1977 г. институт сделал первый выпуск авиаинженеров дневной формы обучения на механическом и электрорадиотехническом факультетах, а в июне защитили дипломные проекты первые выпускники факультета автоматики и вычислительной техники. Каждый третий дипломный проект был выполнен по заявке авиапредприятий. Всего дневное отделение окончили 246 студентов, из них 106 получили дипломы с отличием. Заочный факультет окончили в том году 292 человека и 96 из них также получили дипломы с отличием. Дальнейшее развитие получила научно-исследовательская работа. С 1978 г. Министерство ГА утвердило для МИИГА главные направления научных исследований, что, несомненно, создавало благоприятные условия концентрации усилий научных кадров и ресурсов института для решения крупных, перспективных проблем и самых актуальных задач гражданской авиации.

Заметный рост произошел в изобретательской и рационализаторской работе. В институте действовало 4 общественных патентных бюро. Стал издаваться сборник "Рационализаторские предложения, используемые в МИИГА". За высокие достижения во Всесоюзном общественном смотре рационализаторской и изобретательской работы Президиум ВЦСПС и МГА СССР в 1976 г. наградил МИИГА переходящим Красным Знаменем. К концу 70-х годов на Курсах повышения квалификации руководящего состава ГА прошли обучение две группы начальников территориальных управлений ГА и их первых заместителей, одна группа директоров заводов ГА, несколько групп работников центрального аппарата МГА. В июне 1981 г. МИИГА отметил свое десятилетие. К этому времени институт имел 4 факультета и 27 кафедр. В его стенах работало 285 преподавателей, среди которых 26 докторов и 170 кандидатов наук, обучалось 4400 студентов, из них около 2000 - на дневном отделении. За десять лет своей деятельности институт выпустил 3890 инженеров, 80 человек окончили аспирантуру, 22 преподавателя стали кандидатами наук, 4 преподавателя защитили докторские диссертации. 14 преподавателям было присвоено ученое звание профессора и 50 преподавателям - доцента. Институт по праву гордился тем, что в нем работали крупные ученые: три Заслуженных деятеля науки и техники РСФСР (И.С. Голубев, И.М. Синдеев, Б.Е. Авчинников), три Лауреата Ленинской премии (В.Ф. Рощин, П.А. Агаджанов, А.И. Уткин).

Главными задачами вуза на период развития стали: повышение качества преподавания и эффективности системы управления учебным процессом, всемерное улучшение работы по подбору кадров и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, укрепление связей учебного процесса с наукой и производством, создание автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ, освоение новой авиационной техники, более широкое внедрение результатов научных исследований в практику.

Осуществляя в 1983 году переход на новые учебные планы, Совет института и ректорат особое внимание обратили на изучение студентами фундаментальных наук, формирование у них экономического мышления и навыков организаторов производства, использование методов обучения с применением ЭВМ. Принцип сочетания опыта и молодости оставался основополагающим в работе по подбору преподавателей. В 80-е годы на педагогическую работу пришло немало выпускников института, ставших впоследствии кандидатами и докторами наук.

Активному развитию института способствовала помощь МГА и предприятий отрасли в оснащении его учебной базы новыми типами самолетов (Ту-154М, Ил-62М, Ил-86 и т.д.), авиационным и радиоэлектронным оборудованием, вычислительной техникой и техническими средствами обучения. В июле 1986 г. создан факультет по переподготовке руководящих кадров для работы в представительствах Аэрофлота за рубежом. В состав факультета вошли: кафедра международных воздушных сообщений, кафедра языковой подготовки загранкадров, курсы повышения квалификации для внешнеэкономической деятельности, отраслевая научно-исследовательская лаборатория. К работе на факультете привлекались руководящие работники МГА, сотрудники ЦУМВС, ГосНИИГА, СЭВ, МВС, преподаватели АНХ и МГИМО. На рубеже 80-х–90-х важнейшей задачей института стал переход на многоуровневую подготовку специалистов. Была разработана образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавров по направлению "Эксплуатация авиационной и космической техники", утвержден перечень программ подготовки магистров. В 1992 году на базе МИИГА создаётся учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по трем эксплуатационным специальностям.

Продолжена работа по открытию новых специальностей. В 1993 году произведен первый набор студентов на специальность "Прикладная математика". Научная работа перешла на более высокий уровень организации. Были скорректированы главные направления научных исследований в соответствии с профилем учебной работы института. Увеличилось количество студентов, участвующих в НИР. Результаты научных работ с успехом экспонировались на международных и республиканских выставках. Ученые вуза выступали на различных научных конгрессах, конференциях и симпозиумах в Австралии, Англии, Бельгии, Венгрии, Голландии, Канаде, Корее, Колумбии, Китае, Перу, Польше, США, Таиланде, Турции, Франции, ФРГ, Швеции, Чехословакии, Японии.

К середине 80-х годов в институте сформировались 8 крупных научных школ, возглавляемых профессорами, докторами наук В.И. Васильевым, В.Г. Воробьевым, А.И. Козловым, В.И. Кривенцевым, А.А. Кузнецовым, Н.Н. Смирновым, В.П. Фроловым, В.Г. Ципенко.

Результаты исследований этих школ нашли практическое воплощение при выполнении работ по организации межмашинного обмена в информационно-вычислительных сетях гражданской авиации; оптимизации процессов эксплуатации и автоматизированных средств контроля авиационного и радиоэлектронного оборудования воздушных судов; созданию теоретических основ и практических методов применения радиополяриметрии в задачах обнаружения и различения слабоконтрастных малоподвижных радиолокационных целей; снижению затрат топлива за счет оптимизации траекторий полета воздушных судов; созданию автоматизированной системы контроля распределительных устройств бортовых электросистем; управлению эффективностью процесса технической эксплуатации летательных аппаратов и формированию программ их технического обслуживания и ремонта по состоянию; созданию решетчатых (полипланных) складывающихся крыльев; математическому моделированию динамики полета воздушных судов в нормальных и особых условиях полета, а также созданию нетрадиционных летательных аппаратов-вертостатов.

Под руководством ведущих ученых института выполнено немало фундаментальных и прикладных исследований, результаты которых нашли отражение во многих учебниках, монографиях и научных статьях. Их многочисленные ученики успешно защитили кандидатские и докторские диссертации. В стенах вуза с 1981 г. регулярно проводятся всесоюзные, республиканские и международные научные конференции, выпускаются сборники научных работ. За период развития вуза увеличилось число специализированных советов по защите диссертаций. Если в 1980 году в институте был только 1 кандидатский совет, то в 1996 году уже работало 3 докторских (по 6 специальностям) и один кандидатский совет (по 3 специальностям).

Успехи в развитии вуза в значительной степени связаны с развитием его материальной базы. В 1987 году была введена в эксплуатацию первая очередь нового учебно-лабораторного комплекса (УЛК) института на Кронштадтском бульваре, полностью строительство завершилось в 1989 году. Новый учебно-лабораторный комплекс стал красой и гордостью института. Он расположен на территории 18 га в садово-парковой зоне Москвы в окружении системы Головинских прудов. В корпусах, общая площадь которых 37 тыс. м2, разместились прекрасные аудитории и лаборатории, дисплейные классы, оборудованные современной вычислительной техникой, библиотека с хранилищем на 800 тысяч книг, оснащенная компьютерной информационно-поисковой системой. В УЛК имеются: киноконцертный зал на 600 мест, оборудованный современной кино- и видеопроекционной аппаратурой, акустическими и осветительными системами; многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс для занятий баскетболом, волейболом, теннисом, художественной и атлетической гимнастикой, тяжелой атлетикой и борьбой. Пространство между комплексом зданий и Головинскими прудами занимает университетский стадион, включающий футбольное поле с беговыми дорожками и легкоатлетическими секторами, гимнастическую площадку, теннисные корты, хоккейный стадион, лыжную трассу. Хоккейный стадион благодаря искусственному покрытию в летний период превращается в комплекс игровых видов спорта.

Одновременно со строительством УЛК проводилась большая работа по оснащению учебной АТБ, учебной базы ЭРТОС и базы средств механизации современной авиационной техникой и средствами ее обслуживания.

По рейтинговой оценке вузов Государственным комитетом по высшей школе в октябре 1991 года МИИГА занял 3-е место среди отраслевых вузов транспорта России. Значительным событием в жизни вуза была его аттестация в апреле 1992 года. Решение аттестационной комиссии было единодушным – вуз аттестовать и рекомендовать соответствующим инстанциям рассмотреть вопрос о присвоении ему статуса "технического университета". В июле 1993 года приказом Председателя Госкомитета по высшему образованию Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА) переименован в Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА).

Продолжали открываться новые специальности. В 1996 г. открыта подготовка инженеров по специальности «Безопасность технологических процессов и производств». С 2002 г. начата подготовка по специальности «Связи с общественностью». Создан новый факультет менеджмента и общественных коммуникаций.

2 ноября 2007 года ректором университета стал заместитель Генерального директора ОАО «Аэрофлот» Заслуженный юрист РФ, профессор, доктор юридических наук Борис Петрович Елисеев. Вместе с ним к управлению университетом приступила новая смена молодых руководителей, половина из которых является его выпускниками.

Сегодня МГТУ ГА является ведущим высшим учебным заведением России по подготовке авиационных специалистов эксплуатационного профиля для гражданской авиации. В его структуре 5 факультетов, 9 отраслевых научно-исследовательских лабораторий, Центр переподготовки и повышения квалификации кадров воздушного транспорта РФ. Университет имеет два филиала в Иркутске и Ростове-на-Дону, а также 5 авиационных технических колледжей в городах Егорьевске, Иркутске, Кирсанове, Рыльске и Троицке. Всего в университете и его филиалах работают свыше 680 профессоров, доцентов и преподавателей, из которых 330 человек, в том числе 56 доктора и 170 кандидата наук, ведут подготовку по программам высшего профессионального образования. Обучение курсантов по программам среднего профессионального образования проводят 350 преподавателей.

Общая характеристика

Панорамное фото главного корпуса МГТУ ГА

МГТУ ГА является вертикально-интегрированным образовательным комплексом, построенным в рамках концепции развития транспортного образования. В Университете реализована концепция обучения в течение жизни (не одно образование на всю жизнь, а образование всю жизнь), выстроена система непрерывного образования.

МГТУ ГА зарегистрирован в системе ICAO . Данный факт подтверждает, что наши образовательные программы полностью ориентированы на потребности гражданской авиации и соответствуют требованиям ICAO, предъявляемым к учебным заведениям.

МГТУ ГА является базовым вузом Учебно-методического объединения (УМО) высших учебных заведений РФ по образованию в области эксплуатации авиационной и космической техники. В состав УМО входят 23 ВУЗа России и 6 ВУЗов стран СНГ, что позволило университету не только подготовить новые образовательные стандарты по эксплуатационным специальностям, но и привлечь к данной работе ведущих специалистов предприятий гражданской авиации. Важнейшим аспектом развития системы всего российского образования на современном этапе является переход к принципиально новой системе подготовки в рамках стандартов 3-го поколения, где 50% изучаемых дисциплин определяется потребностями предприятий гражданской авиацией, то есть в разработке основных образовательных программ активное участие принимает работодатель. Переход к уровневой системе образования подразумевает не только двухуровневую систему высшего образования (бакалавр + специалист, магистр), но и создание условий для исследовательской деятельности.

Научно-образовательный комплекс МГТУ ГА представляет собой инновационную форму сетевого взаимодействия отраслевой науки, образования и производства. Подобные формы сотрудничества реализованы также на базе филиалов высшего профессионального образования в Южном и Сибирском федеральных округах. О результатах такого взаимодействия можно судить, например, по общему объему выполняемых научно-исследовательских работ и оказываемых научных услуг по договорам с предприятиями и организациями гражданской авиации.

В современных условиях государством предъявляются высокие требования к показателям, характеризующим эффективность вузов. В университете постоянно ведется работа, направленная на повышение качества набора абитуриентов, проводятся общие и специализированные (как для одной специальности, так и для отдельного авиапредприятия) дни открытых дверей. Преподаватели МГТУ ГА проводят открытые лекции в школах. В результате такой планомерной работы значительно вырос интерес к университету у абитуриентов (при сокращающемся выпуске школьников), что сказалось не только на количестве поданных заявлений, но и на росте среднего балла ЕГЭ. Так только за 4 последние года вдвое сократился выпуск из школ г.Москвы, при этом востребованность специальностей МГТУ ГА выросла в 2 раза (количество поданных заявлений).

Международные партнеры

  • Международный фонд авиационной эксплуатации «AMFI»
  • Институт высшего образования (Болтон)
  • Национальная авиакомпания ФРГ «Lufthansa »
  • Международный институт подготовки авиационных менеджеров «AMTI»(Монреаль)
  • Китайский институт гражданской авиации (Тяньцзинь)
  • Университет «Del Valle» (Кали)
  • Международный исследо-вательский центр в области телекоммуникаций и радиолокации (Делфт)
  • Технологический институт им. короля Монгкута «KMITNB» (Бангкок)
  • Университет штата Аляска (Анкоридж)
  • Университет аэронавтики «Embry-Riddle» (Дайтон Бич)
  • Учебный центр фирмы «Боинг » (Сиэтл)
  • Национальная школа гражданской авиации «ENAC» (Тулуза)
  • Национальная высшая школа аэронавтики и космоса «ENSAE/SUP AERO» (Тулуза)
  • Технический университет «Technikon» (Кейптаун)

Факультеты

Общеуниверситетские кафедры

  • Кафедра физвоспитания
  • Кафедра гуманитарных и социально-политических наук (ГиСПН)
  • Кафедра государственного регулирования и права (ГРиП)

Механический факультет

  • Кафедра технической эксплуатации ЛА и АД (ТЭ ЛА и АД). Разработанные университетом основные образовательные программы подготовки бакалавров-инженеров по направлению 162300 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» второй год подряд завоевывают звание «Лучшей образовательной программы инновационной России». (Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России осуществляется под эгидой Гильдии экспертов в сфере профессионального образования и Национального центра общественно-профессиональной аккредитации. Лучшие образовательные программы выбираются в результате опроса широкой академической и профессиональной общественности.)
  • Кафедра аэродинамики, конструкций и прочности ЛА (АКПЛА)
  • Кафедра двигателей ЛА (ДЛА)
  • Кафедра ремонта ЛА и АД (РЛА и АД)
  • Кафедра безопасности полетов и жизнедеятельности (БП и ЖД)
  • Кафедра технической механики
  • Кафедра начертательной геометрии и инженерной графики (НГГ)

Факультет авиационных систем и комплексов (ФАСК)

  • Кафедра управления воздушным движением (УВД)
  • Кафедра технической эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (ТЭАЭС и ПНК)
  • Кафедра электротехники и авиационного электрооборудования (ЭТ и АЭО)
  • Кафедра технической эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ТЭРТОС)
  • Кафедра авиационных радиоэлектронных систем (АРЭС)
  • Кафедра радиотехнических устройств (РТУ)
  • Кафедра физики
  • Кафедра теоретической радиотехники (ТРТ)

Факультет менеджмента и общественных коммуникаций (ФМОК)

  • Кафедра менеджмента
  • Кафедра связей с общественностью (СО)
  • Кафедра экономики ГА (ЭГА)
  • Кафедра финансов ГА (ФГА)
  • Кафедра специальной языковой подготовки
  • Кафедра организации перевозок (ОП)

Факультет прикладной математики и вычислительной техники (ФПМВТ)

Заочный факультет

Научная работа

В университете ведётся множество разработок в научной сфере. Университет уже сегодня соответствует статусу национального исследовательского университета по показателям научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательские работы выполняются по очень широкому спектру актуальных проблем и задач, стоящих перед гражданской авиацией. Большой цикл работ был выполнен по оценке влияния коррозионных поражений на усталостную долговечность материалов конструкции планера самолетов. Высокую оценку со стороны заказчиков получили:

  • разработка и эксплуатация сверхлегких летательных аппаратов;
  • исследование влияния опасных факторов на безопасность полетов;
  • применение технологий комбинированной реальности для онлайнового справочника с трехмерными моделями узлов авиатехники;
  • технологии комбинированной реальности для виртуальной визуализации посадочной глиссады на основе систем ГЛОНАСС /GPS ;
  • создание современной компьютерной системы профессиональной подготовки летного состава, обеспечивающей автоматизированный контроль за процессом обучения в реальном масштабе времени;
  • разработка стратегии оптимизации затрат на приобретение квот на выбросы парниковых газов для группы «Аэрофлот» (выполнение директивы Европарламента от 2008 г. EU ETS);
  • исследование устойчивости и управляемости воздушных судов при воздействии внешних возмущений.

К серьезным инновационным разработкам относятся работы ученых по созданию современной компьютерной системы профессиональной подготовки летного состава, обеспечивающей автоматизированный контроль за процессом обучения в реальном масштабе времени, а также разработку тактико-технических требований к типовому учебному классу для подготовки и поддержания квалификации персонала УВД. Сотрудничество с отраслевыми предприятиями позволило наладить взаимодействие и инновационной сфере, которое выразилось в значительном увеличении количества договоров на выполнение научно-исследовательских работ. Только на 1 октября текущего года нами было заключено 16 договоров с отраслевыми заказчиками, при этом в стадии подписания находится еще 7 договоров. Значительное внимание учеными МГТУ ГА уделяется проблемам обеспечения безопасности полетов. К числу уникальных разработок можно отнести защищенный патентом способ обеспечения орнитологической безопасности аэропорта, интерес к которому уже проявили ряд авиакомпаний и аэропортов России. Разработанные методы позволяют, например, при использовании колебаний в миллиметровом диапазоне волн изменять микроциркуляцию в кровеносной и нервной системах. Эти колебания наиболее сильно проявляются, если для модуляции используется сигнал, который соответствует крику птицы – хищника.

На сегодняшний день одной из самых передовых разработок является программно-аппаратный комплекс очков дополненной реальности. В октябре 2012 года очки дополненной реальности вызвали большой интерес у прессы . Такие очки помогут лётчикам в экстремальной ситуации при отказе приборов и автопилота в условиях нулевой видимости посадить самолёт на ВПП , тем самым сохранить жизнь и здоровье пассажиров.

Кроме этого у данных очков есть множество применений. Например диспетчер на диспетчерской вышке в аэропорту может видеть приближающийся самолёт в воздухе за много километров. Или применение в учебном процессе совместно с методическими пособиями, на страницы которого нанесён двумерный бар-код. При открытии станицы такого пособия студент увидит перед собой трёхмерную модель любого объекта, будь то авиационный двигатель, самолёт и т.д. Эту модель можно рассмотреть с любой стороны путём вращения пособия. Разработки по данному направлению не только защищены патентами, но и являются приоритетными направлениями научно-исследовательской работы университета. Большое практическое применение имеют работы, связанные с обеспечением защиты двигателей от попадания в них посторонних предметов с поверхности взлетно-посадочной полосы. Эффект от решения данной задачи заключается в исключении повреждений рабочих лопаток компрессоров двигателя посторонними предметами.

В структуре НОЦ МГТУ ГА функционирует Отдел научной работы, который организует проведение научно-исследовательских работ в рамках хоздоговорных и госбюджетных НИР по 12-и основным направлениям научных исследований Университета. Основными научными направлениями являются:

  • Эффективность технической эксплуатации.
  • Летная годность ВС. Летно-техническая эксплуатация, надежность и прочность авиаконструкций.
  • Ремонт и восстановление авиатехники, топливообеспечение ВС ГА.
  • Диагностика, прочность, долговечность авиадвигателей.
  • Безопасность полетов.
  • Квалиметрическое управление безопасностью воздушного транспорта.
  • Авиационная радиолокация.
  • Радионавигационное обеспечение полетов.
  • Техническая эксплуатация авиационных электросистем и авионики.
  • Управление авиатранспортным производством.
  • Экономика, организация и финансирование инвестиций в ГА.
  • Философско-методологические проблемы развития техники и человека.

В проведении научных работ участвуют студенты университета. В ВУЗе регулярно проводятся научные конкурсы, ежемесячно выходит Научный вестник МГТУ ГА по сериям (в том числе серия "Студенческая наука"). Студенты и сотрудники участвуют в различных Российских и международных научно-технических конференциях. Студенты регулярно принимают участие в выставке "Научно-технической творчество молодёжи" на ВВЦ .

Техническое обеспечение

Большую роль в качестве подготовки специалистов играет реальная авиационная техника, которой оснащен Учебный авиационный центр Университета со своим парком воздушных судов. Там же находится действующее авиационное и радиоэлектронное оборудование. Аналогичные учебные центры имеются во всех филиалах МГТУ ГА. Парк воздушных судов насчитывает более 60 единиц. Существенным достижением Университета явилось приобретение и введение в эксплуатацию для учебного процесса:

  • 7 инженерных тренажеров, позволяющих моделировать процесс эксплуатации различных воздушных судов;
  • 2 тренажера Faroche, состоящих из кабин Airbus A320 , кабин Boeing 737 и процедурных тренажеров;
  • тренажер по светосигнальному оборудованию для аэропортов ГА;
  • 2 комплексных системных тренажера "СИНТЕЗ - ТЦ", предназначенные для обучения диспетчерского персонала аэродромных и региональных систем УВД.

Филиалы

Высшее профессиональное образование

  • Иркутский Филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации
  • Ростовский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

Среднее профессиональное образование

  • Иркутский авиационный технический колледж гражданской авиации
  • Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации им. В.П.Чкалова (с 1 марта 2009)
  • Рыльский авиационный технический колледж гражданской авиации
  • Троицкий авиационный технический колледж гражданской авиации
  • Кирсановский авиационный технический колледж гражданской авиации

Примечания

Ссылки

  • Иркутский авиационный технический колледж - филиал МГТУ ГА
  • Егорьевский авиационный технический колледж - филиал МГТУ ГА
  • Рыльский авиационный технический колледж - филиал МГТУ ГА
  • Троицкий авиационный технический колледж - филиал МГТУ ГА
  • Кирсановский авиационный технический колледж - филиал МГТУ ГА

Год основания: 1993
Число обучающихся в вузе студентов: 14224
Стоимость обучения в вузе: 24 - 61 тыс. руб.

Адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская д. 41

Телефон:

E-mail: [email protected]
Сайт: www.novsu.ru

О ВУЗе

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого - крупнейшее в Новгородской области государственное образовательное учреждение. Среди ключевых управленческих решений, принятие и реализация которых обусловили успешное положение вуза на российском рынке образовательных услуг, прежде всего, необходимо отметить построение НовГУ как регионального учебно-научно-иновационного комплекса.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого образован Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 30 июня 1993 г. на базе двух старейших вузов Великого Новгорода - политехнического и педагогического, а также играющего большую роль в развитии региона сельскохозяйственного.

Целью создания НовГУ было объединение разнообразного опыта подготовки специалистов путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры.

В системе ценностей Великого Новгорода образование занимает одно из ведущих мест. Это связано с закономерностями развития и потребностями новгородского общества – его политики, экономики и культуры.

Анализ древних письменных источников, археологические находки свидетельствуют о существовании письменности в Новгороде еще в языческий период (IX-X вв.).

Принятие Новгородом христианства явилось дополнительным, но весьма важным фактором просвещения, обеспечило приток византийской книжности, составной частью которой были элементы античной культуры и науки. В городе стали создаваться элементарные школы грамоты, практиковалось обучение детей на дому.

В 1030 г. Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу повышенного типа для «книжного учения», собрав 300 детей кончанских и уличанских старост и городского духовенства.

В Новгороде книжное учение было более высокой ступенью образования по сравнению с простым обучением грамоте. В его программу входило изучение диалектики, риторики и грамматики, что соответствовало основам византийской средней школы. Грамматика включала учение о частях речи, сведения по этимологии, поэтике, грамматических категориях, а также изучение и толкование Священного писания. Ученики знакомились с текстами Гомера, Платона, Аристотеля, изучали «Слово» Иоанна Златоуста. Диалектика содержала в то время начала философии, понимаемой очень широко. Иоанн Дамескин (VIII в.) различал философию теоретическую, включавшую богословие, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, физиологию, и философию практическую – политику, этику, экономику. Все эти дисциплины были предметом изучения новгородцев.

На основе широкого распространения грамотности развивалась ранняя новгородская книжность. Книги были неотъемлемой частью бытовой культуры новгородцев – их переписывали, передавали по наследству, почитали как главную духовную ценность дома.

В 2000 г. на Троицком раскопе в культурных слоях рубежа X-XI вв. была найдена древнейшая славянская книга с фрагментами текстов из Псалтыри. Практически найден древнейший учебник. В средневековье Псалтырь была универсальной учебной книгой, по которой изучалась грамматика, риторика, философия.

В XI в. в Новгороде были написаны Остромирово Евангелие, Краткая Русская правда, «Книга Паломник» Добрыни Андрейковича, Изборник 1073 года, в который вошло 393 статьи по вопросам христианской морали, грамматики, священной истории, географии, началось писание Новгородской Первой летописи. Эти первые произведения древнерусской литературы прививали любовь к книге и знаниям как основе обучения. Не случайно Изборник открывался словом о почитании книг.

К XII веку двухуровневая система образования в Новгороде получила широкое развитие. В распространении грамотности ведущее место занимали «мастера грамоты» или «начетчики», кроме них педагогической деятельностью занимались ученые-богословы, писатели, служители церкви, писцы летописей и книг. Педагоги в помощь детям изобрели древнейший букварь, для обучения счету – абак, прообраз будущих школьных счетов.

Высшим достижение методики преподавания математики в Древней Руси стало сочинение иеродиакона Антония Римлянина Рождество-Богородичного монастыря 26-летнего Кирика «Учение им же ведати человеку числа всех лет», написанное в 1136 году.

«Учение» предназначалось для лиц, освоивших азы счисления и изучивших математические основы, способствовало развитию образного и абстрактного мышления.

В XII-XVI вв. Великий Новгород был центром высокой книжной культуры и образованности. Многочисленные берестяные грамоты, найденные при проведении археологических раскопок, свидетельствуют о том, что новгородцы широко использовали полученные знания как в деловой и торговой практике, так и в быту. Именно в эти столетия появляется множество грамот – купчих, подрядных, духовных, завещаний, договоров с русскими княжествами и соседними государствами. Благодаря развитию математики строители древнего Новгорода хорошо знали «золотое сечение», умело рассчитывали габариты зданий, толщину стен, радиусы арок. Новгородская школа «учения книжного», по мнению многих исследователей, давала серьезное по тем временам образование, готовила государственных людей к церковно-административной и просветительной деятельности. Тексты на бересте свидетельствуют о том, что умение читать и писать и потребность в письменном общении были широко распространены практически среди всех слоев общества.

В XIV в. в Новгороде создается книжная мастерская, в 1499 году под руководством новгородского архиепископа Геннадия составлен первый на Руси полный свод Священного писания (Геннадиевская Библия).

Первая половина XVI века – время новых поисков в среде образования и культуры. Наиболее значимой в этих направлениях была деятельность новгородского архиепископа Макария. По его инициативе составляется «Владычный свод Макария» как продолжение Новгородской Четвертой летописи, пишутся обширные жития новгородских святых – Антония Римлянина, святителя Никиты, Михаила Клопского и других. Главным же достижением Макария было создание Великих Миней Четьих в двенадцати томах. Произведения, подготовленные и изданные Макарием, использовались в процессе обучения и воспитания не только молодого поколения Великого Новгорода, но также получили широкое распространение по другим русским городам.

В XVII веке сложившаяся система образования в Новгороде позволила новгородскому купечеству стать одним из высокообразованных сословий Российского государства. Их обучение включало знания метрологии, денежного счета, истории, географии, иностранных языков, основ экономики и права.

По-прежнему новгородцы активно переписывали, собирали и покупали книги, широкое распространение в Новгороде получила печатная книга не только религиозного, но и светского содержания. В Гостином дворе на Ярославом дворище существовал специальный книжный ряд. С наступлением петровских реформ стремительно развивающемуся русскому государству требовались образованные активные личности, способные влиять на политическую, экономическую и духовную жизнь страны.

Поэтому Петр I одобрил и поддержал инициативу новгородского митрополита Иова по открытию в Новгороде греко-славянского училища. По его указу, подписанному 31 января 1706 года, в Новгород были направлены доктора Падуанского университета греческие иеромонахи Иоаникий и Софроний Лихуды. На средства Софийской казны в Кремле был построен двухэтажный корпус. На обучение было принято 150 учеников разного возраста и разных профессий.

Училище братьев Лихудов делилось на два отделения – еллинское и славянское. В училище изучались греческий, латинский, старославянский языки, пиитика, риторика, логика. Учебный план Новгородского греко-славянского училища почти целиком соответствовал учебному плану Московской Славяно-греко-латинской академии. Все это позволяет отнести школу Лихудов к учебным заведениям высшего типа. Училище братьев Лихудов существовало более 30 лет и подготовило большое количество православной российской интеллигенции и в первую очередь – учителей.

В 1740 году в Новгороде была открыта духовная семинария, учебный план которой был почти точным слепком Киевской академии, а по объему финансирования намного превосходил другие семинарии.

В первом учебном году в семинарии были открыты четыре класса: аналогии, инфимы, грамматики и синтаксимы, затем классы пиитики, риторики, философии, богословия. Семинаристы изучали также российскую словесность и грамматику, математику, географию, историю, педагогику, поэтику, медицину.

Высокий уровень гуманитарной подготовки в Новгородской семинарии был во многом предопределен ее уникальной библиотекой, основу которой составляли богатейшие книжные собрания Феофана Прокоповича, новгородских архиепископов Иова, Амвросия Юшкевича, Стефана Калиновского, митрополита Дмитрия Сеченова и ряда других церковных деятелей. Всего в библиотеке было около 7000 книг.

За 170 лет своего существования семинарию закончили более 7 тыс. человек, среди них видные церковные и государственные деятели, ученые и преподаватели. Выпускников семинарии можно было встретить во многих российских городах, более половины священников Санкт-Петербурга и преподавателей духовной академии были новгородцами.

После 1917 года в помещениях семинарии был открыт Новгородский институт народного образования, который в 1934 г. был преобразован в Новгородский государственный учительский институт, а затем в 1953 г. в Новгородский государственный педагогический институт.

В 1964 году в Новгороде был создан филиал Ленинградского электротехнического института, на базе которого в 1973 году был создан Новгородский политехнический институт.

В 1969 году был открыт Новгородский филиал заочного образования ЛСХИ, а затем в 1986 г. Новгородский сельскохозяйственный институт.

Таким образом, в Великом Новгороде была создана уникальная, постоянно действующая и развивающаяся система образования, которая на разных этапах исторического развития соответствовала запросам и потребностям новгородского общества, его социально-культурному уровню.

Образование в 1993 году Новгородского университета классического типа явилось исторически предопределенным и закономерным явлением. Университет при его создании и развитии аккумулировал традиции образования и просвещения, накопленные за 11 веков существования Великого Новгорода, и обеспечил их развитие на качественно новом уровне.

Много интересного можно узнать в музее истории НовГУ.