Отношения России и Японии в XXI веке. Отношения между мужчиной и женщиной в японии

«При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».

Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом -– Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.

Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование потенциала российско-японского экономического для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.

Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию.

Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.

Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.

В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.

Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.

Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско-японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении партнерства.

В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений – взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации

Диалог между Президентом России и премьер-министром Японии был продолжен в апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по дальнейшему продвижению двусторонних отношений.

В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя правительства России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд договоренностей в сфере экономики.

Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х годов создали предпосылки для повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.

1999 год для российско-японских отношений прошел под знаком последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи строительства партнерских отношений. Российско-японские отношения продвигались вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества в сочетании с продолжением конструктивного решения проблемы пограничного размежевания.

В середине феврали 2000 года министр иностранных дел России И. С. Иванов посетил Японию с официальным визитом. Состоялась встреча И. С. Иванова с премьер-министром Японии К. Обути, которому было передано личное послание В. В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о неизменности курса на развитие отношений с Россией.

Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем направлениям.

3 – 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента России В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке.

Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.

Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.

После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на «северные территории» не имеют под собой юридической силы.

Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией.

Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией».

Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.

Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.

Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.

Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.

Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.

Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.

Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».

Русско-японская война возникла из-за амбиций осуществлять экспансию Манчжурии и Кореи. Стороны вели подготовку к войне, понимая, что рано или поздно, они перейдут к сражениям, чтобы решить между странами «дальневосточный вопрос».

Причины войны

Основной причиной войны стало столкновение колониальных интересов доминирующей в регионе Японии и претендовавшей на роль мировой державы России.

После «Революции Мэйдзи» в Империи Восходящего Солнца вестернизация шла форсированными темпами, а вместе с тем Япония все больше территориально и политически росла в своем регионе. Выиграв войну с Китаем в 1894-1895 гг., Япония получила часть Манчжурии и Тайвань, а также пыталась превратить экономически отсталую Корею в свою колонию.

В России же в 1894 году взошел на престол Николай II, авторитет которого среди народа после «Ходынки» не был на высоте. Ему требовалась «маленькая победоносная война», чтобы снова завоевать любовь народа. В Европе не было государств, где бы он мог легко победить, а Япония со своими амбициями идеально подходила на эту роль.

У Китая был арендован Ляодунский полуостров, строилась военно-морская база в Порт-Артуре, проводилась железнодорожная ветка до города. Попытки через переговоры разграничить сферы влияния с Японией не дали результатов. Было понятно, что дело идет к войне.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Планы и задачи сторон

В начале ХХ века у России была мощная сухопутная армия, но основные ее силы дислоцировались западнее Урала. Непосредственно на предполагаемом театре военных действий был немногочисленный Тихоокеанский флот и около 100000 солдат.

Японский флот строился при помощи англичан, подготовка кадров так же велась при наставничестве европейских специалистов. Армия Японии составляла порядка 375000 бойцов.

Русскими войсками был разработан план по оборонительной войне до скорой переброски из европейской части России дополнительных воинских подразделений. После создания численного превосходства армия должна была перейти в наступление. Главнокомандующим был назначен адмирал Е. И. Алексеев. Ему подчинялся командующий Маньчжурской армией генерал А. Н. Куропаткин и принявший должность в феврале 1904 года вице-адмирал С. О. Макаров.

Японский штаб рассчитывал использовать преимущество в живой силе для ликвидации русской военно-морской базы в Порт-Артуре и перенесении военных действий на территорию России.

Ход русско-японской войны 1904-1905 гг.

Военные действия начались 27 января 1904 года. Японская эскадра атаковала русский Тихоокеанский флот, стоявший без особого охранения на Порт-Артурском рейде.

В тот же день в порте Чемульпо были атакованы крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Корабли отказались сдаваться и приняли бой против 14 кораблей японцев. Противник оказал почести героям, совершившим подвиг и отказавшимся отдавать свой корабль на радость врагам.

Рис. 1. Гибель крейсера Варяг.

Атака на русские корабли всколыхнула широкие народные массы, в которых и до этого формировались «шапкозакидательские» настроения. По многим городам проводились шествия, даже оппозиция на время войны прекратила свою деятельность.

В феврале-марте 1904 года в Корее высадилась армия генерала Куроки. Русская армия встретила ее в Маньчжурии с поставленной задачей задержать противника, не принимая генерального сражения. Однако 18 апреля в бою при Тюречене восточная часть армии была разбита и создалась угроза окружения русской армии японцами. Между тем японцы, имея преимущество на море, проводили переброску военных сил на материк и взяли в осаду Порт-Артур.

Рис. 2. Плакат Страшен враг, но милостив Бог.

Первая Тихоокеанская эскадра, блокированная в Порт-Артуре, трижды принимала бой, но адмирал Того не принимал генерального сражения. Вероятно, он опасался вице-адмирала Макарова, который первым применил новую тактику ведения морского сражения «палочка над Т».

Большой трагедией для русских моряков стала гибель вице-адмирала Макарова. Его корабль подорвался на мине. После гибели командующего, Первая Тихоокеанская эскадра перестала вести активные действия на море.

Вскоре японцам удалось стянуть под город крупную артиллерию и подтянуть свежие силы в количестве 50000 человек. Последней надеждой оставалась Маньчжурская армия, которая могла снять осаду. В августе 1904 в битве при Ляояне потерпела поражение, и это выглядело вполне реально. Японской армии большую угрозу создавали казаки-кубанцы. Их постоянные вылазки и бесстрашное участие в боях наносили вред коммуникациям и живой силе.

В японском командовании начали говорить о невозможности далее вести войну. Если бы русская армия перешла в наступление, то так бы и случилось, однако командующий Кропоткин отдал абсолютно глупый приказ об отступлении. У русской армии и далее было множество шансов развить наступление и выиграть генеральное сражение, но Кропоткин всякий раз отступал, давая противнику время на перегруппировку.

В декабре 1904 года погиб командующий крепостью Р. И. Кондратенко и вопреки мнению солдат и офицеров Порт-Артур был сдан.

В компании 1905 года японцы опередили наступление русских, нанеся им поражение при Мукдене. Общественные настроения начали выражать недовольства войной, начались волнения.

Рис. 3. Сражение под Мукденом.

В мае 1905 года в воды Японии вошли сформированные в Санкт-Петербурге Вторая и Третья Тихоокеанская эскадра. В ходе Цусимского сражения обе эскадры были уничтожены. Японцами были применены новые типы снарядов, начиненные «шимозой», расплавляющие борт корабля, а не пробивающие его.

После этого сражения участники войны решили сесть за стол переговоров.

Подведя итог, сведем в таблицу “События и даты русско-японской войны”, отметив, какие сражения произошли в русско-японской войне.

Последние поражения русских войск имели тяжкие последствия, вылившиеся в Первую Русскую революцию. Ее нет в хронологической таблице, но именно этот фактор спровоцировал подписание мира против истощенной войной Японии.

Итоги

За годы войны в России было разворовано огромное количество денежных средств. Казнокрадство на Дальнем Востоке процветало, что создало проблемы со снабжением армии. В американском городе Портсмут при посредничестве президента США Т. Рузвельта был подписан мирный договор, по которому Россия передавала южный Сахалин и Порт-Артур Японии. Также Россия признавала за Японией господство в Корее.

Поражение России в войне имела огромное значение для будущей политической системы в России, где будет ограничена власть императора впервые за несколько сотен лет.

Что мы узнали?

Говоря кратко о русско-японской войне, следует отметить, что признай Николай II за японцами Корею, войны бы не было. Однако гонка за колониями породила столкновение двух стран, хотя еще в XIX веке отношение к русским у японцев было в целом более положительное, чем к многим другим европейцам.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 453.

    Российско-китайские отношения - Российско китайские отношения … Википедия

    Российско-японские торгово-экономические отношения - В 2004 году в российско японских торгово экономических связях сохранилась наблюдающаяся с 1999 года тенденция к росту. Объем товарооборота достиг рекордного уровня и превысил $8,8 миллиарда (на 48,4% больше, чем в 2003 году). Российский экспорт в … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Русско-японские отношения

    Российско-Американская Компания - Российско Американская Компания … Википедия

    Дипломатические отношения России - Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:… … Википедия

    Русско-японские договоры и соглашения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-российские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-русские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-советские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Межгосударственные отношения России и Японии - Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены 26 февраля 1925 года и прерваны 9 августа 1945 года, когда СССР объявил Японии войну. 19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Россия и Япония: меч на весах. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1929-1948) , Василий Молодяков. Российско-японские отношения тридцатых-сороковых годов прошлого века обычно рисуются сплошным кошмаром, лейтмотивом к которому звучит песня о коварных самураях, переходящих границу у реки под… Купить за 180 руб
  • Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1899-1929) , Василий Молодяков. Книга посвящена малоизвестным, а то и замалчиваемым страницам в истории российско-японских и советско-японских отношений первой трети XX века. В своем исследованииавтор показывает, как…

История российско-японских отношений официально ведет свой отсчет с 7 февраля 1855 г., когда обе страны установили дипломатические отношения. Первая половина ХХ века, особенно период с 1917 по 1945 гг., известны в истории отношений двух стран драматическими событиями: Русско-японская война (1904-1905 гг.), участие Японии в интервенции на российском Дальнем Востоке (1918-1922 гг.), вооруженные столкновения у озера Хасан (1938 г.) и в районе Халхин–Гола (1939 г.), выполнение Советским Союзом союзнического долга по разгрому милитаристской Японии в августе 1945 года.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии, провозгласившая прекращение состояния войны и нормализацию дипломатических отношений. Однако наличие территориальной проблемы не позволило заключить мирный договор. Японская сторона на переговорах потребовала вернуть ей острова южнокурильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, После многократных предварительных переговоров в итоге был достигнут компромиссный вариант, который зафиксировали в 9-й статье декларации: «СССР и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между СССР и Японией переговоров по заключению Мирного договора. При этом СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией» Совместная декларация открыла большие возможности для разностороннего сотрудничества.

В соответствии с условиями Совместной декларации, 6 декабря 1957 г. в Токио был подписан первый в истории советско-японских отношений Торговый договор, в котором было зафиксировано взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в вопросах торговли и судоходства. Со временем стали совершенствоваться договорные формы торговых отношений двух стран. Первые ежегодные соглашения о товарообороте и платежах были заменены трехлетними, а с 1966 г. пятилетними соглашениями, что позволило поставить торгово-экономические отношения на стабильную основу.

С 1968 г. СССР и Япония начали осуществлять экономическое сотрудничество в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Между двумя странами были заключены крупномасштабные (генеральные) соглашения, суть которых заключалась в том, что японская сторона поставляла в СССР машинное и технологическое оборудование, дорожно-строительную технику и др. Поставки осуществлялись в кредит, который затем погашался за счет экспорта деловой древесины, пиломатериалов, угля и другой продукции советских предприятий. За два десятилетия было заключено девять таких соглашений, среди которых сотрудничество двух стран в разработке лесных ресурсов Дальнего Востока, о строительстве Порта Восточный, о разведке месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин и др. Для периода1960–80-х гг. характерно поступательное развитие советско-японских торгово-экономических отношений. Товарооборот между ССР и Японией возрос со 147 млн. долл. в 1960 г. до 5 млрд.581 млн. долл. в 1982 г., т.е. более чем в 30 раз. Япония стала одним из крупнейших торговых партнеров СССР среди промышленно развитых стран.

После распада СССР и появлением на политической карте мира другой России (Российской Федерации) начался новый этап российско-японских отношений. Весьма интенсивно в 1990-е гг. развивались политико-дипломатические контакты двух стран в формате «дипломатии визитов». 27 декабря 1991 г. Япония признала Россию в качестве государства-правопреемника бывшего СССР. В это время российское правительство активно стремилось к сотрудничеству с Западом, США и Японией, нередко забывая о национальных интересах России и аппелируя к абстрактным «общечеловеческим ценностям». 11-13 ноября 1993 г. состоялся первый официальный визит президента РФ Бориса Ельцина в Японию. Его главным политическим итогом стало подписание «Токийской декларации» и принятие пакета из 16 документов, охватывающих практически все стороны двусторонних отношений. Токийская декларация открыла новый период российско-японских отношений. Она определила основные направления российско-японского сотрудничества на многие десятилетия вперед. Для японской стороны наибольшее значение имела ст. 2 «Декларации» в которой Россия подтвердила готовность продолжить «переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения» вопроса о принадлежности островов Шикотан, группы Хабомай, Кунашир и Итуруп, «исходя из исторических и юридических фактов». Тем самым Токийская декларация вольно или невольно подала японцам надежду на возвращение островов Курильской гряды, утраченных Японией после II мировой войны, что в дальнейшем осложнило развитие российско-японских отношений. В отличие от новой российской дипломатии, прежняя советская дипломатия не связывала проблему заключения мирного договора с Японией с решением территориального вопроса.

Среди политических итогов середины 1990-х гг., повлиявших на дальнейший ход российско-японских отношений важное место занимали две встречи «без галстуков» президента Ельцина и премьер-министра Хасимото: первая в Красноярском крае 1-2 ноября 1997 г., вторая - 18-19 апреля 1998 г. в Японии, в местечке Кавана. Стороны решили приложить все усилия к заключению мирного договора между двумя странами к 2000 г. Кроме того, на первой встрече была принята (а на второй расширена и уточнена) программа российско-японского сотрудничества до 2000 г. – так называемый «План Ельцина-Хасимото». План включал в себя инвестиционное сотрудничество России и Японии, содействие интеграции российской экономики в мировую, участие Японии в реализации программы по подготовке российских управленческих кадров, сотрудничество в области энергетики и использовании атомной энергии.

«Дипломатии визитов» вновь активизировалась в 2000 г., поскольку на этот срок ранее было намечено подписание японо-российского мирного договора и решение вопроса о Курильских островах. Однако к этому времени политическая ситуация в России и настроения в российской элите изменились. Идея возвращения Японии Курильских островов стала абсолютно не популярной в российском обществе. В феврале 2000 г. в ходе своего визита в Японию министр иностранных дел РФ И.Иванов дал понять японской стороне, что подписание мирного договора на основе решения территориального вопроса не состоится. Новый президент России В.Путин (2000 г.) также не хотел связывать себя обещаниями, данными прежними политическими лидерами. Разумеется, что такая позиция России вызвала разочарование в Японии.

Президент России В.В. Путин трижды посещал Японию с официальными визитами, имел многочисленные встречи с высшим руководством этой страны. Подобные встречи на высшем и высоком уровнях способствуют развитию и укреплению связей во многих других областях. Приоритетное направление в российско-японских отношениях отводится сотрудничеству в сфере энергетики и торгово-экономическим связям. Очевидна заинтересованность японской стороны в сотрудничестве с Россией в области энергетики (нефтегазовые проекты серии Сахалин, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» и т.д.), что может стать фактором развития всего комплекса двусторонних отношений.

В последние годы наблюдается оживление российско-японской торговли, хотя данный процесс протекает весьма неровно, находясь в зависимости, как от мировой экономической конъюнктуры, так и от политических взаимоотношений Москвы и Токио. По итогам 2004 г. российско-японский товарооборот практически удвоился по сравнению с 1990-ми гг., превысив 8 млрд. долл., за 2005 г. достиг 10,7 млрд. долл., т.е. возрос на 40 %, в 2008 г. превысил 30 млрд. долл. Однако уже в 2009 г., на фоне мирового финансового кризиса обозначился спад российско-японской торговли. Товарооборот между странами составил 12 млрд. долл.

В 2013 г. товарооборот достиг рекордной цифры - 34,8 млрд. долл., что позволило Японии занять 8-ое место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 4-ое по импорту и 9-ое по экспорту.

Сегодня доля Японии в российском товарообороте составляет 3,7%. По данным Федеральной таможенной службы России, за период с января по сентябрь 2014 г. внешнеторговый оборот России с Японией составил 20,8 млрд. долл., сократившись на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом российский экспорт составил 13,3 млрд. долл. (+12,7%), импорт – 7,5 млрд. долл. (-20,1%) .

Что касается структуры российско-японской торговли, она по своему характеру является «колониальной» - сырье в обмен на промышленные и высокотехнологичные товары. Основу российского экспорта в Японию составляют нефть и нефтепродукты – 37,9 %; алюминий – 14,1 %; химикаты и минеральные удобрения – 14 %; уголь – 11,9 %; рыба и морепродукты – 9,5 %; и др. В импорте из Японии в Россию преобладают транспортные средства: автомобили (легковые, грузовые), автобусы, мотоциклы, катера – 70,5 %; продукция машиностроения – 11%; электробытовые товары и средства связи – 3,7 %; запчасти к автомобилям, включая автошины, – 2,1 %; и др.

В последние годы Япония придает важное значение энергетическому сотрудничеству с Россией. Японские компании давно участвуют в крупномасштабных проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по разработке и добыче нефти и газа на шельфе о-ва Сахалин. Ряд газовых компаний Японии совместно с компанией «Сахалинская энергия» участвовали в строительстве завода по сжижению природного газа, который вступил в строй в 2009 г., и продукция этого завода уже идет в Японию и другие страны АТР. Россия и Япония планировали заключить соглашение в 2012 году, благодаря которому японский бизнес сможет участвовать в проекте «Сахалин-3».

Япония заинтересована в строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и завода по сжижению природного газа в Приморье. Японские компании проявляют также интерес к разработке Эльгинского месторождения каменного угля в Якутии, строительству мощных угольных и зерновых терминалов на российском Дальнем Востоке.

Интерес к сотрудничеству с Россией стали проявлять и японские авто-производители «Тойота» и «Ниссан», построив под Санкт-Петербургом автосборочные заводы, с 2009 г. выпускают свои автомобили. «Тойота» также совместно с российским автопроизводителем «Соллерс» во Владивостоке с 2012 г. выпускает легковые автомобили. В 2013 г. Автопроизводитель Toyota Motor Corporation объявил, что совместное предприятие ООО «Соллерс-Буссан» начало производство внедорожника Toyota Land Cruiser Prado на заводе во Владивостоке. Выразили готовность наладить производство автомобилей в России и другие японские компании: «Судзуки», «Исудзу», «Мицубиси моторс».

Деловые круги двух стран готовы сотрудничать и в других важных отраслях: в области информационных технологий и связи, биотехнологии, медицины, освоении космоса и океана, атомной энергетики и др. Однако, Россия как торговый партнер Японии значительно уступает многим странам АТР, особенно КНР и США, товарооборот которых в несколько раз превышает объем российско-японской торговли.

Важное место в российско-японских отношениях занимают культурные и гуманитарные связи. Они начались задолго до установления дипломатических отношений двух стран. Уже в конце ХIХ в. в Японии проявляли интерес к русской классической литературе. Там появились переводы произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, а в последующие годы Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др. писателей.

Наиболее активно культурные и общественные связи двух стран развивались в период с 1957 по 1991 гг. В 1957 г. было положено начало гастролям в Японию артистов балета Большого театра СССР. В последующие годы эти гастроли по городам Японии стали традиционными. Большой популярностью в Японии пользовались выступления артистов московского цирка, симфонических и камерных оркестров и многих других коллективов и отдельных исполнителей.

В свою очередь в Советском Союзе большим успехом пользовались выступления артистов классического театра Кабуки, японских эстрадных коллективов и национальных ансамблей, пианистов, скрипачей и многих других деятелей искусства.

Большую роль в развитии добрососедских отношений двух стран сыграли общественные организации, именуемые в народе обществами дружбы. Наиболее активными среди них в Японии были Общество Япония – СССР, а в Советском Союзе Общество СССР-Япония. При содействии этих обществ осуществлялась значительная часть всех культурных мероприятий двух стран.

Особо следует отметить роль российского Дальнего Востока, на который приходился большой объем культурных и общественных мероприятий. В Хабаровске, Находке, Южно-Сахалинске действовали отделения общества «СССР-Япония», в который входили представители культуры, образования, науки, экипажи торговых судов Дальневосточного и Сахалинского морских пароходств.

В 1960-е годы между СССР и Японией зародилась новая форма сотрудничества – связи городов-побратимов. Пионерами стали города Находка и Майдзуру, подписавшие 21 июня 1961 года Совместное заявление о побратимских связях. За три десятилетия побратимские и дружественные связи заключили 18 советских и 19 японских городов, в том числе 12 городов Восточной Сибири и Дальнего Востока и 13 городов западного побережья

Японии и Хоккайдо. Среди них: Хабаровск и Ниигата, Находка и Отару, Иркутск и Канадзава, Южно-Сахалинск и Асахикава и др. Между дальневосточными и японскими городами-побратимами успешно осуществлялись прибрежная торговля, деловое сотрудничество, спортивные мероприятия, выставки детского рисунка и фотографий и др.

Российско-японские культурные и общественные связи продолжают традиции прошлых лет. Начиная с 1995 г. в Москве ежегодно проходит фестиваль японской культуры «Японская осень», а в Японии с 2003 г. фестиваль российской культуры. Программы фестивалей обширны и разнообразны: концерты классической музыки, демонстрация кинофильмов, различные выставки, выступления артистов балета и цирка и др.

Большие изменения произошли и на региональном уровне – появились новые отделения обществ дружбы, увеличилось число городов – побратимов, разнообразными стали формы сотрудничества. Например, у Владивостока сейчас три японских побратима – Ниигата, Хакодате и Акита. Кроме этого, Приморский край заключил соглашения о дружественных связях с японскими префектурами Осака, Тояма, Симане и Тоттори.

Новым явлением в развитии культурных связей стало открытие Японских центров во Владивостоке, Хабаровске и Южно-Сахалинске. В них проходят обучения бизнесмены, для которых читаются лекции по экономике, маркетингу, финансам, торговле. При каждом центре работают курсы японского языка.

За последние годы значительно расширились международные связи вузов российского Дальнего Востока с учебными заведениями стран АТР. Например, ДВФУ представляет Российскую Федерацию в Ассоциации университетов стран АТР, в которую входят Токийский, Осакский и Киотоский университеты. Кроме этого ДВФУ имеет свой филиал в г. Хакодате, которому Министерство просвещения и науки Японии присвоило статус зарубежного университета. В целом, российско-японские отношения демонстрируют положительную динамику в своем развитии. Особенный прогресс наблюдается в сфере торгово-экономических и культурных связей. Это отвечает интересам народов России и Японии.

Таким образом, современная региональная политика Японии в АТР отличается разнонаправленностью, преемственностью и постоянством в ключевых вопросах. Главным внешнеполитическим партнером и союзником Японии на протяжении многих десятилетий остаются Соединенные Штаты. Японская дипломатия откликается на новые проблемные ситуации регионального или международного характера. Внешняя политика Японии сориентирована на расширение сотрудничества с ключевыми игроками АТР - Китаем, Россией, Республикой Корея, а также на решение северокорейской ядерной проблемы, как главной угрозы безопасности в регионе.

Мы очень дорожим отношениями с Японией, японским народом, это наш сосед. У нас непростая история, но очень хорошие перспективы. Бизнес двух стран демонстрирует взаимную заинтересованность в реализации крупных, полезных проектов. Нас много, что объединяет

Сергей Лавров

глава МИД РФ

Первый русско-японский договор о мире и дружбе (Симодский трактат) был подписан 7 февраля 1855 года, документстал итогом выдающейся дипломатической миссии вице-адмирала Евфимия Путятина. Японские власти тогда добровольно (в отличие от аналогичного японо-американского договора, навязанного Японии силовым путем) установили официальные контакты с соседним государством. Симодский трактат открыл путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей между двумя странами.

Первый раздел границ

Согласно Симодскому трактату граница между странами проходила по островам Курильской гряды Итуруп и Уруп, а Сахалин оставался неразделенным. В Петербургском трактате 1875 года взамен уступки России прав на весь остров Сахалин, Япония получила права на все Курильские острова

Продолжение

Одной из самых драматических страниц в двусторонних отношениях является русско-японская война 1904-1905 годов.

Она началась с неожиданного нападения Японии на российские корабли на рейде Порт-Артура 27 января (по старому стилю) 1904 года.Война унесла около 1 млн человеческих жизней и нанесла огромный материальный ущерб обеим странам. Многие из тысяч русских военнопленных, вывезенных из Манчжурии в Японию, не вернулись на Родину и похоронены в японской земле. В результате войны, несмотря на существование договоров, определявших линию границы между двумя странами, у России была отторгнута часть ее территории - Южный Сахалин. Войну завершил Портсмутский мирный договор. Он был подписан между Российской империей и Японией 5 сентября 1905 года в Портсмуте (США). С российской стороны договор подписали председатель комитета министров граф Сергей Витте и барон Роман Розен(бывший посол России в Японии, а к моменту подписания договора - посол в США), с японской стороны -министр иностранных дел Комура Дзютаро и посол в США Такахира Когоро.

От установления дипотношений до Халхин-Гола

Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены на уровне посольств 25 февраля 1925 года. Этому событию предшествовала японская интервенция на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах, охватившая Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. Переговоры о нормализации отношений начались в Пекине в мае 1924 года и завершились 20 января 1925 года подписанием конвенции об основных принципах взаимоотношений, нескольких деклараций, протоколов и нот, регулирующих взаимодействие сторон. Конвенция содержала ряд значительных уступок СССР в пользу Японии, на которые советская сторона пошла ради стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. В частности, советское правительство признало Портсмутский мирный договор 1905 года, в соответствии с которым часть Сахалина к югу от 50-й параллели переходила во владение Японии. Со своей стороны, японцы обязались вывести войска с территории Северного Сахалина, который после этого переходил под суверенитет СССР.

Донесения Рихарда Зорге

Советское правительство получило информацию о планах военных действий Японии в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол во многом благодаря разведывательной сети, созданной Рихардом Зорге. Среди многочисленных сообщений, переданных Зорге в Москву, была информация о готовящемся нападении Германии на СССР летом 1941 г., а также о том, что Япония не намерена атаковать, а сосредоточит свои усилия на Тихоокеанском театре военных действия. 18 октября 1941 г. Рихард Зорге и члены его разведывательной группы были арестованы японской полицией. Сам Рихард Зорге отрицал свою причастность к советской разведке и говорил, что работал в Китае и Японии на Коминтерн. В мае 1943 г. начался суд над разведгруппой Зорге. В сентябре того же года советский разведчик был приговорен к смертной казни. 7 ноября 1944 г. он был повешен в токийской тюрьме Сугамо и похоронен на тюремном дворе. Советский Союз в течение 20 лет не признавал Зорге своим агентом. Только 5 ноября 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1967 г. останки советского разведчика с воинскими почестями были перезахоронены на кладбище Тама в Токио.

Продолжение

В мае - сентябре 1939 года в районе реки Халхин-Гол советско-монгольские войска разгромили отборные соединения японской Квантунской армии, вторгшиеся на территорию Монгольской Народной Республики (МНР).

Очаг войны на Дальнем Востоке возник еще в начале 1930-х годов. Первоначально объектом японских захватнических устремлений стал Китай, северо-восточную провинцию которого (Маньчжурию) японцы оккупировали осенью 1931 года. Весной 1932 года японские войска вышли на линию принадлежавшей СССР Китайско-Восточной железной дороги и вплотную приблизились к советским границам. На захваченной территории было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го, весь административный аппарат которого полностью контролировался Квантунской армией.

Летом 1935 года началась полоса конфликтов на советско-маньчжурской границе. Дело доходило до серьезных боевых столкновений. Параллельно с нагнетанием напряженности на границе власти Маньчжоу-го развернули жесткую кампанию против советских учреждений, приведшую к срочной эвакуации из Маньчжурии советских граждан.

В 1936 году японское правительство одобрило "Основные принципы национальной политики", в которых предусматривалось наряду с полным захватом Китая последующее развитие наступления, в частности, на территорию МНР и СССР. Для успешной реализации своих планов Токио заручился поддержкой Берлина, подписав 25 ноября 1936 года так называемый Антикоминтерновский пакт, означавший начало военно-политического союза между Японией и фашистской Германией.

С января 1939 года в районе границы между МНР и Маньчжурией (которая так и не была определена официально) стали периодически появляться японо-маньчжурские вооруженные отряды, которые вступали в перестрелку с монгольскими пограничниками. Весной такие инциденты, сопровождаемые взаимными протестами, участились, что в итоге привело к войне.

Победа на Халхин-Голе имела важное военно-политическое и международное значение. В частности, эти события оказали серьезное влияние на решение Японии не вступать в войну против СССР на стороне фашистской Германии. В апреле 1941 года между СССР и Японией был заключен пакт о нейтралитете сроком на пять лет, договор соблюдался до августа 1945 года.

Вопрос о принадлежности Курильских островов

В ходе Ялтинской конференции (февраль 1945 года) Сталин дал обещание союзникам объявить войну Японии через два-три месяца после окончания боевых действий в Европе при условии возвращения СССР Курильских островов и Южного Сахалина. Это было закреплено в документах Ялтинской конференции.

Открытие Курильских островов

Процесс присоединения Курильских островов к России длился несколько десятилетий. Первые (с севера) острова Курильской гряды были присоединены к России в 1711 г., последние (южные) - в 1778 г. Первую карту ("чертеж") Курильских островов составил казак-мореход И.Козыревский (1711 г.). На первых и последующих картах Курильские острова обозначались как единый географический объект без деления их на Большую и Малую Курильские гряды. Присоединение Курильских островов к России осуществлялось от имени верховной власти России и в соответствии с нормами международного права того времени. Коренные жители Курильских островов айны своей государственности не имели; до прихода русских считали себя независимыми; никому дани не платили. За весь почти 70-летний период освоения Курильских островов русские ни разу не встретили там японцев. Первая встреча русских с японцами произошла 19 июня 1778 г. в местечке Аккэси на о. Хоккайдо, куда японцы прибыли для торговли с айнами. В то время о. Хоккайдо еще не был полностью завоеван японцами. Вторжение японцев на южные Курильские острова (Кунашир и Итуруп) относится к 1786-1787 гг. Именно тогда японцы угрозами заставили находившихся там русских промысловых рабочих покинуть названные острова. В 1798 г. японский военный отряд на Кунашире и Итурупе уничтожил все свидетельства принадлежности этих островов России. (по материалам Историко-документального департамента МИД РФ)

Продолжение

С мая по начало августа 1945 года на Дальний Восток были переброшены часть освободившихся от военных действий на Западе войск и техники. 9 августа 1945 года дипломатические отношения были прерваны, СССР объявил Японии войну. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о капитуляции.

После 1945 года между Москвой и Токио дипломатические отношения установлены не были. Советский Союз не имел с Японией и мирного договора, так как в 1951 году не присоединился к Сан-Францисскому миру. Этот документ, подписанный 8 сентября 1951 года странами антигитлеровской коалиции и Японией, официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Сан-Францисский договор зафиксировал отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Однако договор не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Официально японская сторона не признала их вхождения в состав СССР. А после 1951 года при поддержке США японское правительство начало оспаривать право СССР на обладание островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, или как их называют в Японии, "северными территориями".

19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений, а также обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора. СССР согласился передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора, и выразил готовность к обсуждению других нерешенных вопросов.

Однако в 1960 году японское правительство пошло на подписание с США нового пакта безопасности, предусматривавшего сохранение американского военного присутствия на японской территории еще на десять лет. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года, и оговорил передачу островов Хабомаи и Шикотан выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных (то есть американских) войск с ее территории.

До начала 1990-х годов советская сторона не упоминала декларацию 1956 года, хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 году (первая японо-советская встреча на высшем уровне). Ситуация стала меняться с началом перестройки. Во время визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 года в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

27 декабря 1991 года Япония признала Россию государством-правопреемником СССР. Главной проблемой российско-японских отношений по-прежнему остается спор о принадлежности южных островов Курильской гряды. Япония продолжает настаивать на их возвращении, ссылаясь на Симодский трактат 1855 года, а в Москве заявляют, что принадлежность островов базируется на итогах Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 года).

Контакты без мирного договора

В октябре 1973 года в Москве состоялась первая советско-японская встреча на высшем уровне. В совместном заявлении от 10 октября 1973 года по итогам переговоров премьер-министра Японии Какуэя Танаки и генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева было отмечено, что "урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен Второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами".

19 апреля 1991 года по итогам визита президента СССР Михаила Горбачева в Японию было подписано совместное заявление, в котором впервые советская сторона признала факт существования территориальной проблемы в двусторонних отношениях. В заявлении было указано, что "мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы."

11-13 октября 1993 года состоялся визит в Японию президента РФ Бориса Ельцина. Тогда был подписан пакет из 18 документов, ключевым из которых стала Токийская декларация. В ней подчеркивалась необходимость продолжения переговоров с целью скорейшего заключения мирного договора "путем решения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости".

11-13 ноября 1998 года в ходе официального визита в РФ японского премьер-министра Кэйдзо Обути была подписана Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией.

3-5 сентября 2000 года Японию посетил президент РФ Владимир Путин. По итогам визита были сделаны заявления по проблеме мирного договора и о взаимодействии двух стран в международных делах.

В ноябре 2005 года в рамках его второго визита было подписано 17 двусторонних документов, в том числе "Программа действий в борьбе с терроризмом".

В мае 2009 года Владимир Путин посетил Токио в качестве председателя правительства РФ. Было подписано несколько соглашений, в том числе соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключено несколько коммерческих сделок.

1 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона назвала данный визит достойным сожаления, что, в свою очередь, вызвало реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может, острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.

29 апреля 2013 года в Москве состоялись переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ (это был первый официальный визит японского главы правительства в Россию с 2003 года). Было принято заявление о развитии российско-японского партнерства.

В марте 2014 года Япония присоединилась к санкциям, введенным США, Канадой и Евросоюзом в отношении РФ в связи с ситуацией на Украине. Изначально санкции предусматривали приостановку консультаций о смягчении визового режима и замораживание переговоров о возможном заключении трех договоров - об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности. Впоследствии список японских санкций был расширен, последний раз - 24 сентября 2014 года. В настоящий момент под их действие подпадают 40 физических лиц, две компании, которые, по мнению Токио, "причастны к дестабилизации ситуации на Украине и аннексированию Россией Крыма", а также пять банков.

В феврале 2015 года Синдзо Абэ высказался за развитие разносторонних отношений с Россией и продолжение переговоров о заключении мирного договора между двумя странами.

Прошло уже 70 лет с окончания войны, но между нашими странами до сих пор существует ситуация с неподписанным мирным договором. К настоящему моменту мы провели десять встреч с президентом РФ Владимиром Путиным. И, взяв за основу эти переговоры, я продолжу развивать сотрудничество с Россией по разным направлениям, включая экономику и культуру, а также продолжу упорные переговоры по заключению мирного договора

Синдзо Абэ

Премьер-министр Японии

6 мая 2016 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Россию с рабочим визитом и встретился с Владимиром Путиным в Сочи. Японская сторона по итогам переговоров анонсировала "новый подход" к решению проблемы мирного договора и план активизации экономического сотрудничества с Россией. Москва поддержала предложение Токио провести перекрестные годы России в Японии и Японии в России в 2018 г.